Новаторская универсальность этого гения поразительна. Мы видели, как в группе «Авраам и Исаак» для кампанилы Донателло впервые столкнулся с проблемой изображения нагого тела. Статуя Святого Георгия является прекрасным наполнением готической ниши.
Он разговаривал со своими изваяниями, как с живыми людьми. На каждом этапе своего творчества он делал то, что отвечало его внутренним потребностям, что его живо интересовало и волновало, сколь бы противоречивым оно ни было. Эту церковь городские цеха украшали изображениями своих святых патронов. «Божественный Микеланьоло», так называли его современники, многому научился у Донателло. Удачно передано движение ангела. Лишь у Дезидерио чувствуется поэтическая одухотворенность образов, восходящая к Донателло. На самом деле фигура полна движения, но сдержанного движения.
Что примечательно, данная статуя была первым обнажённым произведением в итальянском искусстве, которое было не граничит со стеной. Именно в обрамлении широко использованы античятте мотивы, причем они даются в самых невероятных сочетаниях, которые наверняка осудил бы Брунеллески.
На смену бестелесным образам средних веков пришли яркие, конкретные, жизненные образы. В 1457 работает (опять во Флоренции) Св. Работал главным образом во Флоренции, а также в Сиене (1423-34 и 1457-61), Риме (1430-33), Падуе (1444-53).
Донателло изображает его не в соответствии с традиционными изображениями библейских героев. Это приводит к легкой обозримости статуи, которую можно без труда охватить одним взглядом, чему немало способствует ясная, тщательно продуманная композиция фигуры. На смену обобщенным образам теперь приходят образы резко индивидуализированные. Вверху изображены летающие ангелы. Представитель флорентийской школы.
Главное действие происходит в центре композиции. Донателло впервые вновь после античности представил в скульптуре обнаженное тело человека. Она, несомненно, связана с ними тематически. Этим Донателло достигал усиления перспективных эффектов композиции, пространство казалось более объемным и увеличивалась монументальность алтаря.
Людовика Тулузского (ок. Он использовал т. н.
Однако при недавней реставрации статуи обнаружили подпись Донателло и дату — 1438 г. Таким образом, «Амур-Атис» и «Иоанн Креститель» создавались примерно одновременно, хотя они контрастны, как античность и средние века. Часто Донателло отказывается от любимого им «сплющенного» рельефа в пользу более высокого. Эту величественную скульптуру можно увидеть и сегодня.
1408 в мастерских собора во Флоренции, в 1414 получившего название Санта Мария дель Фьоре. Вокруг он изобразил цветочный узор. Обычно воскресший Христос помещался в центре композиции, паря над спящими стражниками. Георгием», его единомышленник и соперник Нанни ди Банко создал статую «Св. Как бы там ни было, мастеру удалось достичь удивительного впечатления чисто языческой жизнерадостности. Практически сразу после приезда скульптор начинает работать над конной статуей кондотьера и дипломата Эразмо де Нарни (прозвище Гаттамелата).
После сильного пожара монастырь Санта Кроче нуждался в реконструкции. Они прыгают, скачут, радуются, брыкаются. Так, Франческо Сфорца, внук мясника, стал герцогом Милана. После одержанной победы, молодой пастух стоит, чуть наклонив голову, его взгляд устремлен на поверженного врага, лицо юноши скрыто тенью от полей пастушеской шляпы, вот таким образом взгляд его уловить трудно.
На его лице веселая улыбка. В своем «Благовещении» Донателло, без сомнения исходил от свежих римских впечатлений, но сделал это столь тонко и тактично, что ни о каких прямых заимствованиях из произведений античного мастерства здесь не приходится говорить. В богатом декоративном обрамлении рельефа с применением позолоты Донателло хотел оттенить радостный характер развернутой перед зрителем сцены. Однако эти импульсы могли быть получены Донателло и вне Рима. После смерти отца Донателло жил со своею матерью в небольшом скромном доме.
Плоский рельеф изображающий голову в профиль св. В общем, линия сочленена и ярка, со вспышками света, усиленными золочением и серебром (теперь окисленным) архитектурных деталей. Антония. Местоположение статуи не изменилось.
В руках он держит меч, которым только что убил Голиафа. Здесь представлены родные и друзья Христа. Марка (1412 год), св. Бронзовая статуя (3, 20 м высотой) возвышается на восьмиметровом каменном постаменте. Брунеллески начал перестройку церкви Сан Лоренцо еще в конце 1420 года, по заказу Джованни ди Аверардо Медичи.
Кроме вышеуказанной он выполняет алтарь св. В ней чувствуется рука самого Донателло. В 1453 году перед собором Сант-Антонио был установлен конный монумент в честь кондотьера Эразмо ди Нарни, прозванного Гаттамелато (пятнистая кошка). Вазари дал прекрасное описание этой статуи: «. И в этом проявился его характер.
Эта тема позволила создать грандиозную композицию. Создается впечатление, что все, не связанное с искусством, его абсолютно не интересовало. Римские впечатления отразились в таких работах, как табернакль, выполненный для Капеллы дель Сакраменто по заказу Евгения IV (папы), Благовещение (иначе – Алтарь Кавальканти, см. 1423—1425) и св. Судя по крыльям, он мог бы быть Амуром.
У него главным является слитность группы, ее неделимость, ее нерасторжимость. Мрамор. К этому периоду относится монументальный рельеф Благовещение (Алтарь Кавальканти, 1-я пол. Они уже мертвы и палач, взобравшись на лестницу, перерубает ноги у злого разбойника. Донателло родился в 1386 (приблизительно) году в Италии.
Три сюжета южной кафедры, различные по времени и месту действия, — «Сошествие во ад», «Воскресение» и «Вознесение» — не имеют четких границ, они разделены лишь плоскими лопатками. Позднее работами руководили Андреа Пизано и Франческо Таленти.
Лаврентия изображающих Страсти Господни. Уже около 14-го года Донателло решительно порывает с традициями мастерской Гиберти и смело становится на путь самостоятельного развития. Они выделяют главное и стушевываются на второстепенном.
В статуе Георгия очень своеобразно сочетаются замкнутость мраморного блока, подобранная рельефность переднего аспекта и насыщенность движением. Третья, стоящая справа от них, обхватила голову руками. Тенденция к реформе такого положения дел началась с консолидации первых университетов.
1424— 1427, Флоренция, баптистерий). Густые завитки волос обрамляют тонкое юношеское лицо с решительным и воинственным взглядом. Наклон фигуры Иродиады влево отражает наклон женщины, отшатывающейся вправо. Все это помогло ему создать первый конный монумент Нового времени, полный величия и благородства (Памятник кондотьеру Гаттамелате, 1445—1453, Падуя, Пьяцца дель Санто).
Главное внимание скульптор обращает на лицо пророка. Не менее привлекателен опустившийся перед нею на колени ангел. Отказавшись от традиционного изображения царя Давида в виде старца с лирой или свитком исламов в руках, Донателло представил Давида юношей в момент торжества над поверженным Голиафом.
К сожалению, нынешнее расположение алтаря не позволяет оценить по достоинству эти рельефы, рассчитанные по большей части на внимательное и подробное рассматривание вблизи. Здесь он вместе с Брунеллески обмеряет памятники города изучает античную скульптуру. Младенец кажется маленьким и беспомощным. Трагический образ, созданный Донателло, отличается удивительной жизненностью. В отличие от классического направления флорентийской пластики, в котором работали многие его современники, в частности, Микелоццо и Луки делла Роббиа, творения Донателло в творения Донателло выполнены с реалистичностью и живостью, с большей свободой и смелостью.
Фигура принцессы меньше и она выполнена менее выпукло, так как стоит в глубине. В 1986 проводилась реставрация, в настоящее время статуя выставлена в Палаццо Веккио. Самая крупная статуя «Мадонна с младенцем» располагалась в центре, возможно, дополнительно она отделялась от других фигур колоннами. Позднее данный портал получил также украшение в виде мраморного рельефа Нанни ди Банко (один из наиболее талантливых скульпторов, которые работали с Донателло на раннем этапе его творчества).
Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых. Он довел до совершенства бронзовое литье и моделировку мрамора. Умер молодым и художник, наиболее близкий Донателло по духу и жизнеощущению, -— Мазаччо. Лицо его отличается особой экспрессией. Антония (1447—1450, Падуя, базилика Сант Антонио), в композицию которого входит 7 бронзовых статуй и более 20 рельефов, посвященных жизни и деяниям св.
Представление о личности Донателло дает Джорджо Вазари: «Он был человеком чрезвычайно щедрым, любезным и лучше относился к друзьям, чем к самому себе никогда не придавал никакой цены деньгам. ». Особенно это заметно в изображении св. Пять фигур находятся в музее собора.
Коленопреклоненный ангел почтительно склоняется перед Марией. Этот папа совмещал в себе все противоречия века. Между ними видны играющие музыканты. В отличие от «Св. В статуе св. Было много сложностей с отливкой в бронзе, в которой мастер принимал участие.
Первым бесспорным из дошедших до нас произведений Донателло является его «Давид» в Бар-джелло. Пятиметровый скульптурный алтарь включал в себя 7 больших бронзовых статуй и более 20 рельефов (из них 5 крупных рельефов), поражает разнообразием использованных материалов (бронза, мрамор, камень, смальта). Вот таким образом у него можно выделить два стиля: реалистический и классический. Но достоверными эти сведения считать нельзя. На протяжении нескольких веков она находятся прямо перед собором святого Антония.
музей Барджелло). Уже на рубеже XIII и XIV вв. Донателло прожил долгую жизнь, наполненную беззаветным служением искусству. Цецилии, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится теперь в Англии). В начале XV в. Флоренция была преуспевавшей в экономическом отношении республикой.
От скульптора требовалось лишь одно – проявить свои умения и отлить бронзовую статую. Цикл включал рельефы со Историей Бытия и Истории юноши Христовой, чтобы создать портал. Гиберти и Бруннелески на всю жизнь остались самыми близкими друзьями скульптора. Местные жители, по легенде, считали двух друзей кладоискателями.
Линии профиля определенны и чеканны. 1457—1460, скульптурная группа Юдифь и Опоферн, Флоренция, площадь Синьории). Георгия (мрамор, около 1416, Национальный музей, Флоренция) Донателло воплотил ренессансный идеал воина-героя, придав образу величие и наполнив его патриотическим, гражданственным звучанием. Вот таким образом хотелось бы найти и в ереванской «Мадонне» детали, созданные самим Донателло. Его крылья, кажется, еще полны движения.
Большое влияние на творчество Донателло оказало знакомство с Филиппо Брунеллески. Столь же выразительно и лицо пророка. Хиазм – это постановка тела, при которой вся тяжесть тела приходится на одну ногу, а другая слегка отставлена в сторону и согнута в колене. Крайние ангелы слева и справа стоят на месте. Хотя в 30-е годы Донателло повздорил с Брунеллески (см.
Взгляд зрителя видит свидетелей вознесения изумленно запрокинувших головы вверх. Они как бы окаменели от горя. Цоколь статуи Святого Георгия украшает мраморный рельеф Битва Святого Георгия с драконом (около 1417 года). Это первые симптомы, которые художник читал с чрезвычайной быстротой, о кризисе идеалов раннего Возрождения, которые созревали в последующие десятилетия. Изобразительное искусство развивалось несколько медленнее.
Филиппа», также установленную в нише Ор Сан Микеле. Сюжет диктовал, казалось бы, удлиненную форму рельефа и фризообразное расположение всех апостолов в ряд. Донателло «Давид» (около 1440). То же направление видно и в его статуе царя Давида известной под названием Zuccone («головастый») и помещенной в фасадной стороне башни Джотто, во Флоренции. Статуя сразу привлекла внимание современников, т. к.
И лишь Мария Магдалина бурно и непосредственно выражает свои чувства. Позднее Донателло выполнял частные заказы. Его творения настолько грандиозны, что восхищают людей и по сей день. Он не оставляет без украшений буквально ни одну поверхность, даже каннелюры пилястр он покрывает чешуйками, он предельно усложняет и цокольную часть и антаблемент (семь полос. ) и завершающую часть в виде полукруглого фронтона с волютами. Первой значительной работой Донателло была статуя Иоанна Богослова для фасада собора во Флоренции (1408— 1415, Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо).
Его кафедра для певчих (1433—1439, Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо), парная к кафедре Луки делла Роббиа, должна была олицетворять строки одного из псалмов Давида, призывавшего восхвалять Господа песнями и плясками. Подражание античному искусству мы находим и в бронзовом барельефе музея Барджелло, во Флоренции изображающем триумф Вакха, равно как и в полуфигурах Силена и вакханки, на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее, в Лондоне). Другие статуи в раунде (святые Франческо, Антонио, Джустина, Даниэле, Людовико и Просдокимо) имеют естественные и спокойные жесты, отмеченные статической торжественностью, с экономией жестов и выражений, которые избегают выразительной напряженности, слишком сильной и контрастирующей с драматические сцены рельефов с чудесами святого, которые окружены небольшими рельефами, т. е. панелями четырех символов евангелистов и двенадцати путти.
Он возродил изображение наготы в статуарной пластике, положил начало скульптурному портрету, отлил первый бронзовый памятник, создал новый тип надгробия, попытался решить задачу свободно стоящей группы. Выделяется динамическая линия, усиленная полихромией. В статуях кампанилы раскрылись новые грани дарования Донателло: экспрессия и драматический пафос образов, острота, напряженность пластического языка. В 1412 Донателло был принят в гильдию Св. Георгий внешне спокоен, но за его спокойствием чувствуется огромное напряжение воли. Можно находить отголоски римских впечатлений в архитектурных фантазиях лилльского «Пира Ирода», просветленности «Благовещения», языческой стихии пляшущих путти с кафедры соборов Флоренции и Прато. Но «Амур-Атис» вызывает в памяти и «Давида». Иоанн Креститель представлен изможденным аскетом, который, кажется, с трудом удерживается на негнущихся ногах.
Плавные очертания юношеского тела, естественность позы, спокойное достоинство погруженного в задумчивость победителя выделяют ее на фоне других творений мастера. С левой стороны здесь же завершается эфес меча с рукояткой, похожей на крест. Образцовым в этом смысле является сравнение между двумя деревянными распятиями в центре оживленного анекдота, рассказанным Вазари, который видит критику Брунеллески против «крестьянина» Христа Донателло и его ответ в Распятии Санта-Мария-Новелла, который оставил потрясенный коллега. Эту колоссальную скульптурную композицию первоначально увенчивал балдахин, опиравшийся на восемь колонн. А это и составляет сущность донателловского образа.
Надгробие делится на три яруса. 1430-х, Флоренция, церковь Санта Кроче). Первая из статуй, предназначенных для кампанилы, была создана Донателло между 5 декабря 1415 г. и 18 декабря 1418 г. Она отождествляется с так называемым «Безбородым пророком» из левой ниши восточного фасада кампанилы (ныне все статуи заменены копиями и экспонируются в музее собора).
Над их созданием мастер работал на протяжении почти двух десятилетий (с 1416 по 1435 год). Работа удалась на славу. Одним из первых он стал использовать в своих произведениях теорию линейной перспективы. В боковых нишах изначально были древние статуи, сегодня в Музее Боде (Paggi reggiscudo), в музее Метрополитен (Адамо) и в Палаццо Вендрамин Калерги (Ева), который позже был заменен произведениями других художников. Антония, в Падуе и изображающем «Положение во гроб». На лице его застыла гримаса страдания. Он красиво закутан в одежду, напоминающую тогу.
Движения детей чрезвычайно живы, разнообразны и игривы. За изяществом и кажущейся легкостью изображения нагого тела чувствуется большое умение и долгие часы работы. Антония (1447—1450, Падуя, базилика Сант Антонио), в композицию которого входит 7 бронзовых статуй и более 20 рельефов, посвященных жизни и деяниям св. Несмотря на небольшие размеры рельефа, он охватывает панораму Голгофы. Он изображен проповедующим и зритель может даже догадаться, о чем он говорит: левой рукой Иоанн указывает на свиток с надписью «Се агнец божий».
Нижний ярус украшен гирляндами и изображениями добродетелей. Чтобы найти аналогии столь смелым перспективным решениям, надо обратиться к рельефам падуанского алтаря и проповеднических кафедр в Сан Лоренцо. Не совсем ясным остается вопрос о времени исполнения табернакля «Благовещение» во флорентинской церкви Санта Кроче343. В этих работах, даже если исходить из общей модели (аркосолия), мы получаем результаты, которые постепенно становятся более изысканными и ценными. Он имеет даже подпись великого скульптора, добавленную, судя по всему, позднее, но возможно, еще в XV е. К сожалению, рельеф сохранился плохо, он был разбит на несколько частей и снова склеен, что сильно затрудняет суждение о качестве его исполнения.
Оно передано очень точно, конкретно и полно чувственной прелести. С 1411 Донателло вместе с другими флорентийскими скульпторами принял участие в создании статуй святых — покровителей тех или иных ремесел и занятий для украшения внешних стен церкви флорентийских цехов — Ор Сан Микеле. По заказу цеха оружейников мастер выполнил статую «св. Обычно для работ в бронзе Донателло привлекал специалистов — литейщиков. В статуях пророков для кампанилы флорентийского собора (мрамор, 1416-35, Музей собора, Флоренция) создал галерею остроиндивидуальных портретных образов.
Другое дело, что она рассчитана именно на то, чтобы производить хаотическое впечатление. К первому относится его статуя Магдалины (около 1434года, находится во флорентийской Крестильнице). Отец Донателло, происходивший из старого рода Барди, был чесальщиком шерсти. Некоторые авторы указывают на «официальное» начало эпохи Возрождения в 1401 году, когда во Флоренции состоялся публичный конкурс на создание бронзовых дверей баптистерия Св. Поздние произведения Донателло, созданные в период кризиса демократических традиций раннего кватроченто, обострённо экспрессивны и отмечены чертами духовного надлома (статуя Марии Магдалины, раскрашенное дерево, 1450-е гг., баптистерий группа Юдифь и Олоферн, бронза, около 1456-57, площадь Синьории рельефы двух кафедр церкви Сан-Лоренцо, бронза, 1460-е гг., – все во Флоренции). Пальцы правой руки как бы сами по себе сжимаются в кулак. В искусстве своего времени он выступил, как подлинный новатор.
Донателло. У ног мальчика изображена змея, что напоминает легенду о Геркулесе-младенце. Чуть позднее, в 1421 г., флорентийцами был куплен у Генуи другой порт — Ливорно. Скульптор в исполнении придерживался натурализма, который граничил с духовным надломом. Таким образом, в скульптурном алтаре Донателло достигал и живописных эффектов.
Именно Брунеллески приобщил его к гуманистическим идеям, к манере работать allantica (в античном духе), которая начала получать распространение. В Чудо новорожденного, которое, наконец, говорит о некоторых фигурах на переднем плане, расположенных перед колоннами, больше по размеру, так как они иллюзионически проектируются к зрителю. Воин протягивает Ироду блюдо с головой Иоанна Предтечи.
На коленях стоит богоматерь. Джорджо Вазари, написавший его биографию в середине XVI в., допустил немало неточностей, однако донес до нас сведения, в которые хотелось бы верить. Вот таким образом богоматерь, Иоанн, другие святые показаны в статуарных позах. Дело в том, что почти все пророки лишены атрибутов.
Статуи пророков, выполненные Донателло для кампанилы, по-разному оценивались историками. «Иоанн Креститель» не проповедник слова божьего, а затворник, удалившийся в пустыню, чтобы преодолеть свой собственный кризис. Этот молодой герой стоит непоколебимо, как скала. У пророка — высокий изборожденный морщинами лоб, нос с горбинкой, печальные глаза. Возведение капеллы было задачей для Филлипо Брунеллески.
Пророки Донателло немолоды и некрасивы, наделены огромной силой духа. Антония в Падуе. Георгия (ок.
Сама фигура Христа, ранее представленная прежде всего как Судья, Царь и Бог, стала очеловеченной и поклонение его человечеству стало первым шагом к познанию истинной божественной любви. Неизвестно, чьим он был учеником. Марка» эта статуя дает гораздо большую конкретность образа. По словам Вазари, Донателло, «работал столько же руками, сколько расчетом», в отличие от мастеров, чьи «произведения заканчиваются и кажутся прекрасными в том помещении, в котором их делают, но будучи затем оттуда вынесенными и помещенными в другое место, при другом освещении или на большей высоте получают абсолютно иной вид и производят впечатление как раз обратное тому, какое они производили на своем прежнем месте». музей Барджелло).
В этом смысле его можно сравнить с тем же Караваджо и другими творцами реалистами. Заказчик Джентиле да Фабриано и Пизанелло, он одновременно пользовался услугами Брунеллески, Донателло, Микелоццо, Росселлино, что говорит о широте и терпимости его художественных вкусов. Но это не простой мальчик. Произведения Донателло в ризнице церкви Св. Бородатый воин собирается пронзить тело Христа копьем. С такими он был непреклонен. Иоанна другие указывают на 1408, когда группа скульптур святых была заказана у Донателло и Нанни ди Банко для фасада базилики Санта-Мария-дель-Фьоре. Скульптор Донателло в период с августа 1432-го по май 1433-го находится в Риме.
Недаром он не побоялся обострить на творческой почве свои отношения и с Брунеллески, хотя последний был его другом, приобщившим мастера к новому направлению в искусстве. После «Пиршества Ирода» для сиенского баптистерия самым сложным по композиционному построению является рельеф на тот же сюжет из Музея Викар в Лилле (ок. Таким образом, Донателло работал в двух стилях: реалистическом и классическом. В нём Донателло был занят работой над украшением собора и церкви Орсанмикеле во Флоренции. Лицо юноши, полное свежести и благородства. Донателло принадлежит рельеф Пир Ирода (1423—1427, Сиена, баптистерий).
Он готов был взяться за любую интересную работу независимо от оплаты. Фигуры трех из них вообще показаны намеками. Георгия (ок. «Св. Над лежащим и отбивающимся юношей склонился св.
Это качество старый, больной Донателло сохранил до своих последних дней. Так, очевидно, было и при отливке «Давида». Антония. Вазари пишет: «Вещь эта исполнена с великим совершенством художник настолько был удовлетворен этим произведением, что захотел подписаться своим именем».
Рисуя резцом, скульптор уподобляется пишущему картину художнику. Донателло не только правильно изобразил позу человека (он стоит, опершись на правую ногу, слегка расслабив левую), но так же глубоко понял изменения, которые произошли от этого во всей фигуре. Этот огромный путь, проделанный восьмидесятилетним мастером (он умер в 1466 г. ), говорит о величии его души, о богатстве духовных запросов и об исключительной независимости суждений от рядовых вкусов. Частные работы были проинформированы другим вкусом, например, Дэвид-Меркурио ди Донателло (около 1440-1443), оживленный интеллектуальным и изысканным вкусом, который удовлетворял потребности культурной и изысканной среды. Образцовым в этом смысле является эволюция похоронных памятников, начиная с Леонардо Бруни Бернардо Росселлино (1446-1450), до эпохи Карло Марсуппини от Дезидерио да Сеттиньяно (1450-1450) до гробницы Пьеро и Джованни Медичи Андреа дель Верроккио (первый лаврентийский период, 1472).
То же самое мы видим и в последнем его произведении, законченном после его смерти учеником его Бертольдо, — в барельефах двух кафедр церкви св. Его почти не интересует, как стоит пророк, как ложатся складки одежды. Кожа на лице почти так же неровна и морщиниста, как рубище.
Это отвращение к телу было вездесущей нотой в более ранней религиозной культуре и представление человека преобладало в стилизации, которая сводила к минимуму его ярость, но теперь символический схематизм римлян и примитивной готики достигнет за короткий промежуток времени натурализм, которого не видели с греко-римского искусства. Она стоит теперь перед церковью св. Образом послужил памятник Марку Аврелию. То же напряжение ощущается и в лице. В отличие от «Св.
Джорджо Вазари пишет о Давиде: «Фигура эта настолько естественна в своей оживленности и мягкости, что художники не хотят верить, что она не отлита с натуры». Он показан как символ победы над врагами Флоренции. Со времен древних римлян не было вылито в Италии ни одной подобной колоссальной статуи. Цецилии, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится теперь в Англии).
Георгия, выполненная по заказу цеха оружейников для Ор Сан Микеле (теперь хранится в Барджелло). На заднем плане за ними наблюдают забавные ангелы. Очень выразительно лицо Юдифи, которое не только прекрасно, но и величественно. Если Лука делла Роббиа разделил скульптурный декор на отдельные композиции изображающие поющих детей, то Донателло решил его как единый фриз: в обрамлении двух горизонтальных полос с антикизированными вазонами и пальметтами, за сдвоенными колоннами стремительно проносится хоровод детей, охваченных азартом почти вакхической пляски. В его напряженном взгляде чувствуется готовность к сражению, выражение мужественной энергии.
Ранние произведения Донателло (статуи пророков для бокового портала флорентийского собора, 1406-08) ещё отмечены готической скованностью форм измельчённой дробностью линейного ритма. Искусство Раннего Возрождения не было однозначно натуралистическим, простым. То же направление видно и в его статуе царя Давида известной под названием Zuccone («головастый») и помещенной в фасадной стороне башни Джотто, во Флоренции.
У Донателло нередко одни и те же мотивы повторяются в разные периоды жизни, но применяются в различных аспектах и в различном толковании. Во время пребывания в Риме Донателло выполнил еще две надгробные плиты – папы Мартина V в Сан Джованни ин Латерано (Донателло принадлежат только голова и руки, все остальное – работа флорентийского ювелира Симоне Гини, отливавшего плиту) и Джованни Кри-велли в Санта Мария ин Арачели (полустерлась). Памятник установлен на площади рядом с собором Санто, недалеко от западного фасада храма. Еще дальше застыл в благоговейном молчании Иоанн евангелист. К этому периоду относится монументальный рельеф Благовещение (Алтарь Кавальканти, 1-я пол. К этому можно добавить, что Донателло так и не обзавелся семьей.
Фигуры размещены на фоне закрытой двери, украшенной тончайшим линейным орнаментом. Из рельефов в стуке наиболее интересны два, показывающие сцены из истории Иоанна евангелиста. Но спорить с Донателло было не так-то просто. Гаттамелато после выигранной битвы совершает торжественный смотр войскам. Донателло передавал страсти резко, с некоторою жесткостью иногда даже в отталкивающих формах, как например, в выполненном из крашеного гипса барельефе «Положение во гроб», находящемся в церкви Св.
Донателло «Благовещение» (около 1428-1433). Здесь и портик и арки и лоджии и порталы и ведущая вглубь лестница. Предводители таких отрядов назывались кондотьерами.
«Скажи мне, Донато, Положа руку на сердце, Кто из льстецов тебе милее, Тот ли, кто трубит Изо всех сил, Или тот, кто еще сильнее Бьет в литавры. » — не без иронии написал Филиппе Брунеллески своему приятелю скульптору Донато ди Никколо ди Бетто Барди, по прозвищу Донателло. За мягкость и вкрадчивость манер, которые напоминали современникам кошку, выслеживающую добычу, он получил прозвище «Гаттамелата», что может быть переведено как «Медоточивая кошка». Антония и изображениями символов евангелистов. Такие большие скульптурные алтари были известны лишь готическому искусству. Любопытные произведения Донателло находятся в ризнице церкви св. Он объединил два сюжета — передачу ключей и вознесение Христа — в одном рельефе.
Это еще одно новшество, введенное Донателло. Марка (Музей собора, Флоренция) для церкви Ор Сан Микеле исполненную для одной из наружных ниш церкви. Лестные предложения ждали его и в других городах на севере Италии. Он представлял Предтечу во всех возрастах, отдельными статуями, горельефом и барельефом. Самостоятельную творческую деятельность начал ок.
Изящно ложатся складки одежды. Но если Нанни ди Банко в «Четырех коронованных святых» (1411-1414) ссылается на торжественную неподвижность императорских римских портретов, Донателло в Сан-Джорджо (1415-1417) устанавливает сдержанную фигуру, но явно энергичную и жизненно важную, как будто собирающуюся от одного момента к другому. Ему удалось сделать несколько пространственных зон, в которых находятся персонажи. То же самое мы видим и в последнем его произведении, законченном после его смерти учеником его Бертольдо, а именно в барельефах двух кафедр в церкви св.
Иоанна Крестителя, патрона Флоренции, тип которого он создал. Совсем другой пафос – героический – отличает его скульптурную группу «Юдифь и Олоферн». Донателло пытается решить сложные проблемы, но ему не хватает знания, опыта и умения. Пребывание Донателло в Риме относится к 1432—1433 гг. Он был сыном булочника и одним из прославленных полководцев этого времени. Второй статуей для кампанилы была, очевидно, фигура «Бородатого пророка» из правой ниши восточной стороны, выполненная Донателло в декабре 1418 — июле 1420 г. Облик «Бородатого пророка» менее индивидуален, чем-то близок «Се. Контур фигуры святого достаточно четок, а линии, передающие далекий пейзаж, едва заметны. В позе Юдифи чувствуется решимость и напор.
Брезгливой гримасой тронут его рот. Статуя полна жизни и изящества. Опыты в технике рельефа у Донателло также были революционными. Сохранилось свидетельство Лудовико Гонзага, безуспешно пытавшегося уговорить переехать мастера в Мантую: «У него так устроены мозги, что если он не захочет приехать, то надо оставить всякие надежды». К первому относится его статуя Магдалины (около 1434, находится во флорентийской Крестильнице).
Перед жителями Флоренции предстала лёгкая, простая, понятная и гармоничная капелла. Донателло отправляется в 1443 году в Падую. Его личность вызывала уважение флорентийцев, о чем красноречиво свидетельствует сюжет уличного представления, в котором к Донателло прибывал посланец с приглашением ко двору самого «царя Ниневии», для выполнения важных заказов, на что Донателло ответил отказом, так как должен был окончить статую для флорентийского рынка и ничем другим заняться не мог. Они не натуралистичны, так как Донателло никогда не повторял натуру механически, а обобщал, отбрасывая второстепенное, ненужное. ляться деньги на украшение города Первая из статуй, предназначенных для кампанилы, была создана Донателло между 5 декабря 1415 г. и 18 декабря 1418 г. Она отождествляется с так называемым «Безбородым пророком» из левой ниши восточного фасада кампанилы (ныне все статуи заменены копиями и экспонируются в музее собора). Но даже теперь, когда его существование зависело от доходов, получаемых с поместья, он согласился бы скорее страдать от голода, чем тратить на пустяки свое драгоценное время, отпущенное ему на занятия искусством.
1415, Флоренция, Нац. Антония. Георгия» и «Св. После возвращения из Рима Донателло начал работать над многочисленными заказами во Флоренции, поступавшими от аристократов, банкиров и даже от самого Казимо Медичи.
Работы в Старой сакристии привели к размолвке с другом юности — Филиппо Брунеллески. Фасад же церкви остался неоконченным. Эта скульптура демонстрирует отход от традиционных канонов христианского искусства: удивляет женственность главного героя, а также степень его обнаженности (это была одна из первых настолько откровенных работ, созданных в эпоху Возрождения).
Давид – библейский герой и цель художника воспеть самоотверженность юноши. Работая над группой, скульптор полностью подчинил фигуру Олоферна фигуре Юдифи. Он весь погружен в глубокое и тяжелое раздумье о чем-то неизбежном и безвозвратном. Антония (Санто).
Именно для Евгения IV выполнил Донателло табернакль, который стоял в Капелле дель Сакраменто в папском дворце (теперь находится в сакристии деи Бенефичиати в соборе св. Петра в Риме). Табернакль очень свободно скомпонован, в явной оппозиции к строгим принципам Брунеллески. Невольно приходят на память вакхические игры изображенные на античных саркофагах. О популярности, которой в XV в. пользовалась «Мадонна Пацци», свидетельствуют многочисленные ее копии в дешевых материалах (гипс, терракота), а также ряд близких по композиции рельефов, вышедших, — очевидно из мастерской Донателло.
Марка» эта статуя дает гораздо большую конкретность образа. В его правой руке — тяжелый меч. Последние, самые большие по размерам статуи, возможно, были выдвинуты вперед, а остальные отступали в глубину, приближаясь к «Мадонне с младенцем».
нателло. Брови нахмурены, глаза, кажется, прикованы к чему-то, находящемуся слева от него. Все это одни лишь предположения ив настоящем своем виде табернакль воспринимается как единое целое, в котором рельеф и обрамление органически дополняют друг друга. Сцену «Благовещение» Донателло трактует с большой естественностью, простотой и задушевностью.
За внешним спокойствием угадывается колоссальная активность. Антоний, держащий его за ногу обеими руками. Небольшая статуя Давида — одна из самых гармоничных работ Донателло. Глубоким пессимизмом веет от этого рельефа. Донателло так обрабатывает переднюю сторону статуи (а она рассчитана на рассмотрение с фронтальной точки зрения), что она воспринимается как своего рода рельеф. Данное произведение должно было изображать кондотьера Гаттамелаты.
В Риме Донателло побывал и в 1430 году и никакого особого следа это не оставило в его работах. Например, в «Портрет Элеоноры дАрагона» (1468, Палермо, Палаццо Абателлис) изображение отличается редкой красотой, где соматические особенности сводятся к существенному, развивая смысл синтеза и геометрическую чистоту форм, Эта идеализация подходит к работам Пьеро делла Франческа, которые, вероятно, должен был увидеть скульптор в Урбино. Это узкие, чисто готической формы ниши, увенчанные крутыми стрельчатыми арками. Высоко над холмом вознесены три креста. Такие смелые сочетания мог себе позволить только Донателло при всем своем несколько нарочитом богатстве они все же не выглядят у него насилием над формой. Одна из главных работ Донателло 30-х годов – кантория (певческая трибуна) во флорентийском соборе (1433-1439) – И она имеет очень богатое декоративное обрамление: все плоскости покрыты орнаментом, фон и колонны испещрены углублениями, заполненными золотой пастой, что создавало эффект мерцающей мозаики.
Георгий и дракон изображены в довольно высоком рельефе. Общая конфигурация группы первого плана приближается к овалу, разомкнутому в середине. Филипп» изображен стоящим в спокойной и непринужденной позе. Замечательна его мраморная статуя Иоанна в музее Барджелло.
Донателло с большим мастерством выразил индивидуальный характер персонажа. Изведав высшие почести и вкусив тяготы тюрьмы, бывший папа доживал свои дни во Флоренции. Художник воплощает здесь гармонический образ, воплотивший идеал ренессансного человека. Его творчество поражает разнообразием новых начинаний.
Массивная голова с осанистой бородой, мужественное, сильное лицо, тяжелые, привыкшие к труду руки придают Иоанну такую внушительность, которая невольно заставляет вспомнить о «Моисее» Микеланджело. Ни одна часть (в том числе и наискось поставленный щит) не выступает из плоскости, руки прижаты к телу, завязанный узлом плащ крепко охватывает корпус. Надгробие, примыкающее к стене и находящееся между двумя колоннами, украшенное элементами классической архитектуры (пилястрами, карнизами, консолями) является роскошным архитектурным сооружением. Отметим еще незаурядное техническое исполнение «Давида». В центре в трагическом оцепенении сидит богоматерь. 1455–1460).
Барельефы Донателло, заключенные в восемь медальонов и заказанные Козимо Медичи для внутреннего портика его дворца, где они находятся и поныне— быть может, просто копии с антиков. Одна нога едва видна, другая совсем скрыта под ворохом драпировок. Донателло создал образ Марии в преклонных годах, показав ее уставшей изможденной.
Это намек на то, что из царства мертвых нет возврата. Голова Юдифи – одно из прекрасных творений раннего Возрождения. живописный рельеф. Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых. Позднее ее пытались интерпретировать как «Персея» или «Приапа», античного бога плодородия.
Ренессансным претворением античных форм отмечены такие произведения Донателло, как алтарь Благовещение (так называемый алтарь Кавальканти известняк с подцветкой и позолотой, терракота, около 1428-33, церковь Санта-Кроче, Флоренция) с пышным антикизирующим декором, певческая трибуна флорентийского собора (мрамор с мозаикой и позолотой, 1433-39, Музей собора, Флоренция) с бурным жизнерадостным хороводом веселящихся путти, статуя Давида (бронза, 1430-е гг., Национальный музей, Флоренция) – первое изображение нагого человеческого тела в статуарной пластике Возрождения. Св. В 1411–1412 он создает мраморную статую Св.
Отвлеченному декоративному ритму подчинены фигуры идеально однообразно трактованы лица, тела покрывают тяжелые одеяния. Здесь он вновь вплотную соприкоснулся с античными памятниками, общался с Брунеллески и Альберти, работал для папы Евгения IV. Донателло максимально использует все возможности бронзы: плавную текучесть формы и остроту граней. и произвел там, при помощи своих учеников, несколько работ для украшения церкви св. Антония, в Падуе и изображающем «Положение во гроб».
Давид обращен к зрителю, он как бы позирует. Евангелист Марк (1411). И как всегда, он уверенно справился с ними. Может быть, это впечатление усиливает нарочитая построенность «Пира Ирода», Донателло как бы показывает свою эрудицию в области перспективы и умение научного построения композиции. Любопытные произведения Донателло находятся в ризнице церкви св.
В 17 веке алтарь был разобран и попытка реконструировать его не увенчалась успехом. Последний, умерший в 1441, пожелал, чтобы на родине ему был воздвигнут памятник, а сам он похоронен в падуанском соборе Св. Донателло передавал страсти резко, с некоторою жесткостью иногда даже в отталкивающих формах, как например, в барельефе исполненном из крашеного гипса, находящемся в церкви св. Дело было не только в том, что фактически сошло со сцены поколение Донателло (в 1446 г. умер Брунеллески, в 1455 г. — Лоренцо Гиберти), а в том, что флорентийское искусство середины XV в. было очень далеко от исканий мастера. Работы, выполненные мастером, украшали (и сейчас украшают) многие архитектурные достопримечательности Флоренции: башню Джотто, музей Барджелло, Старый Дворец Казимо Медичи.
Последние годы своей жизни Донателло провел во Флоренции, работая до глубокой старости умер в 1466 и погребён с большими почестями в церкви св. Дополнительно бронза покрывалась искусственной патиной, которая придавала ей обычно черный цвет. Донателло изобразил полуобнаженного ребенка, который стоит, подняв руки вверх. 1430-х, Флоренция, церковь Санта Кроче).
В действительности, все эти точки зрения односторонни. Красив мотив струящихся складок одежды. Согбенный и скованный в движениях погребальной пеленой, он с усилием поднимается, ступая ногой на край гробницы.
Вот таким образом скульптор обращает особое внимание на линейный рисунок. Это первое истинно ренессансное произведение скульптуры. Статуя выполнена, как уже говорилось из дерева. Но и этого ему мало.
Подражание античному искусству можно обнаружить в бронзовом барельефе в музее Барджелло во Флоренции изображающем триумф Вакха в полуфигурах Силена и вакханки на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее в Лондоне). Эти размышления наложили свою печать на его умное и доброе лицо. В 1420—1430-е наиболее полно раскрывается многогранность таланта Донателло. В фигуре «Давида» использованы, несомненно и впечатления от античных статуй и опыт изучения человеческого тела.
Филарет сделал над всем изучением и восстановлением древних. К первому относится его статуя Магдалины (около 1454 года, находится во флорентийской Крестильнице). На центральном распят Христос, на боковых — разбойники. Всего было выполнено 10 статуй пророков и группа Авраам и Исаак.
Эти работы затянулись на долгие годы, тем более что в конце 1420-х гг. Антонием. Это исхудалая старуха с длинными волосами.
В этой фигуре всё значимо. Чтобы в полной мере оценить разнообразие и оригинальность произведения Донателло, рядом с «Амуром-Атисом» рассмотрим деревянную раскрашенную статую «Иоанна Крестителя», хранящуюся в венецианской церкви Санта Мария Глориоза деи Фрари. А то, что находится еще дальше, — показано гравировкой. Донателло строит образ на игре света и тени. Однако самый замысел статуи очень привлекателен. Однако и здесь заметно стремление к конкретизации.
Тем самым усиливается иллюзия пространства. Антония. Тяжесть тела покоится в основном на правой, прямо поставленной ноге, оттененной вертикальными складками одеяния. Верхний – под откинутой драпировкой дано погрудное изображение Марии с младенцем.
Приём отдельного расположения фигуры (подобно античным) получил развитие в творчестве Донателло. Однако это впечатление обманчиво. Хотя документы указывают на более раннее (1411-1413) возникновение статуи евангелиста Марка в нише Ор Сан Микеле, в художественном отношении эта вещь превосходит статую Иоанна. Руку этого же подмастерья исследователи видят в ряде композиций, датирующихся тем же временем: «Мадонна с младенцем и ангелами» (так называемая «Мадонна Шоу», Бостон, Музей изящных искусств), «Оплакивание» (Лондон, Музей Виктории и Альберта).
Именно эта особенность позволила отличить «Мадонну Келлини» от копий и совсем недавно, в середине 1970-х гг., рельеф был приобретен музеем Виктории и Альберта в Лондоне. Давно умер соперник и единомышленник Донателло Нанни ди Банко. После создания этой скульптуры утвердилась слава Донателло как величайшего скульптора.
Движения детей чрезвычайно живы, разнообразны и игривы. Немало вопросов вызывает позднее творчество Донателло. Донателло вознес более чем трехметровую статую на восьмиметровый постамент. Смятый и нарочито измельченный рисунок драпировок усиливает впечатление беспокойства. 1423—1425) и св. Этот эффект получается благодаря составу фигуры через геометрические и компактные формы (треугольник ног, открытых для компаса, овалы щита и брони), где легкий боковой щелчок головы в направлении, прикрепленном к этому из максимального количества доказательств тела, благодаря также подчеркивания сухожилий шеи, нахмуренных бровей и светотени глубоких глаз.
Тесная дружба связывала мастера с ведущими архитекторами Флоренции Брунеллески, Микелоццо, а возможно и с живописцем Мазаччо (последний придал одному из своих персонажей портретное сходство с Донателло). Пальцы полусогнуты, ладони не в силах крепко прижаться друг к другу. Именно статуя Давида лучше других характеризует второй период творчества великого мастера. Однако, в отличие от теории Брунеллески, он хотел, чтобы перспектива как способ впоследствии и пространственно фиксировать пространственность, Донателло поставил точку исчезновения за главного героя, чтобы выделить узел действия, создавая противоположный эффект, как будто пространство был распущен самими протагонистами. Библейские герои (Давид, победитель Голиафа и Юдифь, убившая Олоферна) были излюбленными персонажами флорентийских мастеров, ассоциировались с победами, одержанными маленькой Флоренцией над могущественным Миланским герцогством. Он обладал характером сложным и независимым.
Однако страдание обладает длительностью во времени. В падуанский период Донателло создал первый светский монумент эпохи Возрождения – конный памятник кондотьеру Гаттамелате (бронза, мрамор известняк, 1447-53) и большой скульптурный алтарь для церкви Сант-Антонио (1446-50) – оба в Падуе. На этом этапе он был подлинно народным художником, создававшим свои статуи для площадей и фасадов иначе говоря для широкого обозрения, что полностью соответствовало запросам «гражданственного гуманизма». Он выполняет конную статую Эразмо де Нарни (статуя Гаттамелаты). фото ниже), певческая трибуна одного из флорентийских соборов, а также наружная кафедра, выполненная для собора в Прато (время создания – 1434-1438 годы).
Именно такая женщина была способна на подвиг. Но все они так обработаны, чтобы выявить жизнь скрывающегося за ними тела. Всего было выполнено 10 статуй пророков и группа Авраам и Исаак. Слева мальчик ведет к месту события свою мать, за ней следует странник с узелком. Этот шаг Донателло сделал позднее – в своей стоявшей на колонне статуе «Изобилие», украшавшей старый рынок во Флоренции (1428-1431 не сохранилась) и в статуе обнаженного Давида, также увенчивавшей колонну. Слава Донателло росла с каждым годом и строительная комиссия собора решила заказать ему пять статуй для украшения ниш Кампаниле. Слегка изогнулся торс Марка.
Грозная воительница в роскошном платье, строгие складки которого придают торжественное величие ее фигуре, подняла меч над головой, у ног безвольного Олоферна, еще секунда – и меч нанесет последний удар. Луки, гильдию живописцев, как художник, скульптор и золотых дел мастер. Он восторженно отзывался о статуе «Св. Но фигура Олоферна вносит в группу неприятный диссонанс.
Одним из самых значительных этапов творчества Донателло являются годы работы в Падуе (1445—1453). Их самозабвенная пляска полна исступления и удивительного задора. В ней сильнее выражен индивидуальный характер человека.
Это и делает статую таким неповторимым произведением искусства. Св. 1430-е, отмеченные поездкой Донателло в Рим, были едва ли не самым счастливым периодом его творчества, временем, когда в его работах преобладало гармоническое начало.
То же самое можно сказать и о других мраморных барельефах, предназначавшихся для флорентийского собора и находящихся теперь в Opera del Duorno. Петра и завершения ряда других заказов. Георгия» красивы и выразительны. Она удачно прорисована и красиво задрапирована в плащ.
Напряженность и смятение пронизывают композиции рельефов, посвященных деяниям св. Четыре большие панели иллюстрирующие чудеса Св. Дойателло акцентирует в своем героев черты внутренней неуверенности, сомнения, надлома. Подражание античному искусству мы находим и в бронзовом барельефе музея Барджелло, во Флоренции изображающем триумф Вакха, равно как и в полуфигурах Силена и вакханки, на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее, в Лондоне). Здесь Донателло, стремясь выразить новые гражданственные идеалы, превзошел самого себя, создав один из самых счастливых и жизнерадостных образов ренессансного искусства, близкий по общему своему духу тому, что позднее четко сформулировал Альберти: «безмятежность и спокойствие радостной души, свободной и довольной самой собою». Хотя статуя Георгия стоит в ранее сделанной готической нише, она не вступает с ней в противоречие, так как и в статуе очень сильно выражены вертикальные линии (прямое положение всей фигуры, перекрестье щита, шея, нос).
Голов pа повернута слишком неестественно. Молодая Мария отпрянула от ангела испуганная его неожиданным появлением. Появление трагического в произведениях Донателло не случайно. В художественной жизни Флоренции 1440-х гг.
Во-первых, возрастает значение линии. Та же мучительная раздвоенность заметна и в других статуях алтаря Санто. Широкое использование контрапоста (отставленное назад правое плечо, слегка повернутая в другую сторону голова, отодвинутая вглубь левая нога, небольшой изгиб корпуса) позволило скульптору внести большое разнообразие в трактовку драпировок.
Не все находки мастера можно считать удачными, но некоторые из них поразительны. Его параллельно расположенные руки перекликаются с правой согнутой рукой Марии. Это исхудалая старуха с длинными волосами. Но горе тому заказчику, который позволял себе обидеть или унизить Донателло.
Здесь начинается следующий этап его творчества. достигла замечательных эффектов в иллюзионистической передаче пространства. 1424— 1427, Флоренция, баптистерий). Лаврентия, во Флоренции.
Ее голова повернута влево, фигура, грациозно изогнута. Георгия (1415 год), а также Аввакума и Иеремии (годы создания – 1423-1426). св.
С какой бы точки зритель ни смотрел на произведение, он видит одни и те же контуры. Ноги и левая рука его не вписываются в контур группы. Однако во всей фигуре есть что-то мученическое, неестественное.
Задача автора – прославить непобедимого героя, который не знает «какого цвета страх». музей Барджелло). Замечательна его мраморная статуя Иоанна в музее Барджелло.
Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых. Высота 1, 58 м. Национальный музей Барджелло (Флоренция)Эта скульптура – первое изображение свободно стоящей обнажённой фигуры со времён античности. Она слегка наклонилась, что подчеркнуто изгибом спинки стоящего рядом кресла. Донателло очень тонко использует контрапост для оживления фигуры. В 1408-1415 гг.
Средний – это саркофаг с фигурой усопшего наверху. Масштабы фигур точно соотносятся с другими планами и между собой. Церковь Санта Кроче (Флоренция)Вот что пишет об этой работе Джорджо Вазари: «Свое имя он прославил созданием Благовещения из песчаника, который помещен в Санта Кроче, на алтаре капеллы Кавальканти.
Донателло (1386-1466) – великий флорентийский скульптор, который стоял во главе мастеров, положивших начало расцвету Возрождения. Путти Донателло предельно общительны. Его кафедра для певчих (1433—1439, Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо), парная к кафедре Луки делла Роббиа, должна была олицетворять строки одного из псалмов Давида, призывавшего восхвалять Господа песнями и плясками. Донателло принадлежит рельеф Пир Ирода (1423—1427, Сиена, баптистерий).
Одним из самых значительных этапов творчества Донателло являются годы работы в Падуе (1445—1453). Среди классических цитат (Antinoo silvano, Prassitele) и уважение к клиентам (фриз шлема Голиафа, взятый из античной камеи), скульптор также запечатлел острое чувство реальности, которое позволяет избежать падения в чисто эстетическое удовольствие: наблюдаются незначительные асимметрии позы и монолитная экспрессия, которые дают жизнь культурным ссылкам во что-то существенно энергичном и реальном. Так или иначе статую «Амура-Атиса» следует рассматривать рядом с танцующими путти кафедр из Флоренции и Прато.
Адреса, выраженные скульптурой того периода, не были однородными и варьировались от энергичного и выразительного реализма Антонио Риццо (статуи Адама и Евы в Арко Фоскари), до зрелого классицизма Туллио Ломбардо (Вакх и Арианна). Основной мотив «Мадонны Келлини» напоминает о «Мадонне Пацци», но легкая грусть раннего рельефа преобразована здесь в драматический образ. Данная статуя Гаттамелаты (1447-1453 года) – первый свободно стоящий конный монумент, который был сотворен в Европе со времен античности. И в этот заключительный период, являющийся грандиозным эпилогом его творчества, Донателло творит удивительные по своей одухотворенности и трагизму жизнеощущения вещи, которые остаются одинокими на жизнерадостном фоне флорентийской культуры той поры, зато во многом предвосхищают художественные идеи позднейшего времени. Ему неведома донателловская мощь. Фигура исполнена достоинства. В Падуе Донателло создает еще одно выдающееся произведение – Конную статую кондотьера Гаттамелаты (1447–1453). По словам Вазари, статуя Давида была создана по заказу Козимо Медичи.
Это типичный представитель эпохи Возрождения, когда общественное положение человека определяли «его способности и плюс немного везения». Примерно в то же время, когда Донателло работал над «Св. Донателло отлил ее в 1447 году, а установлена эта работа была немного позже – в 1453-м.
Это способствовало процветанию торговли. В 1403-07 обучался в мастерской Лоренцо Гиберти, где изучил технику бронзового литья. Цецилии, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится теперь в Англии). Им снятся тяжелые мучительные сны, заставившие их принять такие неудобные позы.
Перейдём к первому периоду, длившемуся до 1443 года. Козимо де Медичи после возвращения в ссылку (1434) приступил к совершению важных общественных работ, отмеченных умеренностью, отказом от демонстрации. Донателло должен был чувствовать себя одиноким.
Последнее предположение выглядит наиболее аргументированным. Донателло удается передать в ней ощущение легкости. Донателло не впервые обращается к этому излюбленному материалу средневекового искусства. Их мраморные мадонны явились популяризацией композиций Донателло. Если бы скульптор ограничился ею, его произведение можно было бы считать удачным.
Сын не посещал школы и довольно плохо понимал латынь. 1423—1425) и пророка Иеремии (оба — Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо). Кондотьер как бы покидает собор, удаляясь от него на спокойно шагающей лошади. Пронзительный взгляд, тяжелые, привыкшие к труду руки придают Иоанну внушительность и мощь, напоминая «Моисея» Микеланджело, которого именовали «сыном этого отца», таким образом, по праву сидящего «Иоанна» Донателло считают вдохновителем и гениальным предшественником этого грандиозного творения Ренессанса.
Возможно, это был уже второй визит скульптора в Вечный город. Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых. Одно из них открыто совсем недавно и может считаться вполне подтвержденным документами. И только группа на первом плане резко отличается от равнодушных воинов.
Пейзаж (холмы), который стал фоном действий рельефа – это тоже инновационный для того времени приём.
Одним из первых он стал использовать в своих произведениях теорию линейной перспективы. Перед нами предстает мощный образ, новый герой эпохи Возрождения. «Св. Он был одним из первых художников, которые разработали знания о древнем мире как самоцель, продиктованном «антикварным» вкусом, целью которого было воссоздать произведения в, вероятно, классическом стиле.
В этих работах преобладает трагическая тема, которую развивает Донателло. Марк, можно поверить и его писаниям». Художник остался в Падуе до 1456. Затем Донателло производил отделку и полировку поверхности произведения – без излишней тщательности, заглаженности, оставляя их с своеобразной «незаконченностью» ? non-finito, уходя от ювелирных традиций, учитывая расстояние, с которого их будут посматривать.
Автор создает свободно стоящую скульптуру, не связанную со стеной здания. Это исхудалая старуха с длинными волосами. В 1444 был призван в Падую для отлития из бронзы конной статуи кондотьера Венецианской республики Гаттамелаты (Erasmo Marzi da Narni). Донателло приближал рельеф к живописи.
Библейские герои (Давид, победитель Голиафа и Юдифь, убившая Олоферна) были излюбленными персонажами флорентийских мастеров, ассоциировались с победами, одержанными маленькой Флоренцией над могущественным Миланским герцогством. Св. Так подчеркнута глубина рельефа. Свисающие вниз лоскутки одежды уподобляются длинным распущенным волосам. Замечательна его мраморная статуя Иоанна в музее Барджелло.
Фигура прорисована уверенно и свободно. Это одна из трёх скульптурных портретов, выполненных Донателло. Действительно, все в «Марии Магдалине» кажется необычным для искусства Возрождения.
Марк, можно поверить и его писаниям». И в каждом из них Давид предстаёт в особом образе. Подобная трактовка лишает фигуру всякой статичности, что тонко подметил уже Вазари. Еще более связанным с древними моделями был погребальный памятник досу Андреа Вендрамин (1493-1499), с архитектурной структурой, полученной из Арки Константина, которая была усилена в последующие годы. Статуя эта — портрет современника, с большой лысой головой.
Фигура Марка необычайно устойчива и монументальна. Впервые в истории итальянского Возрождения с такой классической ясностью была решена проблема устойчивой постановки фигуры. Пророки Донателло немолоды и некрасивы, наделены огромной силой духа. Скульптор работы создал различные по тематике, в которых проявляется данный идеал. Очень живописен рельеф Пляска ангелов, украшающий кафедру. В настоящее время эти статуи находятся в музее собора во Флоренции. Любопытные произведения Донателло находятся в ризнице церкви св. На первый взгляд движения ангелов хаотичны и бессистемны, однако при внимательном рассмотрении можно убедиться, что композиция тщательно продумана.
Антония (Санто). Мария показана в сложном повороте. музей Барджелло). Из 10 скульптур, украсивших внешние стены церкви, Донателло принадлежат статуи евангелиста Марка (1411—1413), св. Самые замечательные из них — бронз.
Франциск Ассизский изображен сжимающим священное писание и небольшое распятие. Одна нога едва видна, другая совсем скрыта под ворохом драпировок. (одним из исключений было, как говорилось, продолжение работ над статуями для кампанилы). Находясь на службе у Венецианской республики, Гаттамелато не потерпел ни одного поражения. В 1420—1430-е наиболее полно раскрывается многогранность таланта Донателло. Выработал так называемый живописный тип рельефа, достигая впечатления пространственной глубины с помощью линейной перспективы, точного разграничения планов и постепенного понижения рельефности (рельеф Пир Ирода на бронзовой купели сиенского баптистерия, 1423-27 рельефы Старой сакристии церкви Сан-Лоренцо во Флоренции, 1434-43).
В скульптуре Св. Георгия» и «Св. Но именно в статуе «Марии Магдалины» он использует особенности дерева столь впечатляюще.
Автором пьедестала был Дезидерио да Сеттиньяно. Давид – библейский персонаж, псалмопевец. Подражание античному искусству мы находим и в бронзовом барельефе музея Барджелло, во Флоренции изображающем триумф Вакха, равно как и в полуфигурах Силена и вакханки, на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее, в Лондоне).
Небольшая статуя Давида — одна из самых гармоничных работ Донателло. Его почти не интересует, как стоит пророк, как ложатся складки одежды. Антония. Руки святой сложены перед грудью в молитвенном жесте и, кажется, дрожат от старости.
Гипотеза о том, что Донателло двинулась по приглашению богатого флорентийского банкира в изгнании Палла Строцци, не поддерживается никакой обратной связью. Скульптор этот в поздний период творчества создал не так много интересных работ. Антония стал переломным моментом в творчестве Донателло.
За ней располагаются деревья, моделированные очень слабо. Начиная с этой вещи Донателло вступает в период «бури и натиска», создавая на протяжении второго и третьего десятилетий один шедевр за другим, которые открывают новую эпоху в искусстве. По сравнению с «Иоанном» «Лука» Нанни кажется более элегантным, более пропорционально сложенным, более хрупким. Но в богатой пластической жизни тела с широким использованием контрапоста (выдвинутые вперед правое плечо и нога, повернутая в обратную сторону голова, отставленная назад левая нога) ощущается уже стремление мастера свободно развернуть фигуру в пространстве. В 1430-е для церкви Санта Кроче во Флоренции Донателло создает Алтарь Кавальканти (4, 20 2, 50 м) с рельефом Благовещение, а также Канторию для певчих (кафедру) (1433–1439, Музей собора, Флоренция) для Собора Санта Мария дель Фьоре. Брунеллески всячески подчеркивал плоскости стен, выделяя членения главным образом при помощи цвета. Донателло представил её глубокой старухой, одетой в лохмотья. Его поле деятельности становилось все более широким.
Богоматерь держит на руках младенца и, лаская, прижимается к нему лицом. Есть в этой статуе – постановке фигуры изгибе торса, движении рук – и отзвуки готики. Статуя Георгия – одна из вершин творчества Донателло. Статуя «Давида» была создана в наиболее классический период творчества мастера, вероятно, для фонтана посредине внутреннего двора палаццо Риккарди ? Медичи. В ранний период своей жизни Донателло выполнял почти исключительно общественные заказы (коммуны, цехов, церквей). На втором плане поднимаются аркады в раннеренессансном стиле. Его рельеф сложностью и драматическим пафосом композиции, пространственными эффектами превосходит композиции других мастеров, участвовавших в украшении купели.
Марка» с Ор Сан Микеле. Лаврентия, во Флоренции. Скульптуры, созданные им в этот период, действительно великолепны.
Собравшиеся люди с изумлением наблюдают за необычной операцией. В 1444 году Донателло предложили отличную работу в Падуе. Антония, в Падуе и изображающем «Положение во гроб». Подобная композиция трудна для исполнения.
Свой творческий путь он начал в первые годы нового (XV) века и работал почти до самой смерти (1466), времени, когда создали свои первые произведения Верроккьо, Боттичелли и юный Леонардо да Винчи уже пробовал свои силы в живописи. они были приостановлены.
Давид и статуи пророков (примерно 1430-1432 годы) во многом еще связаны с существовавшей в то время позднеготической традицией. Они веселятся не в одиночку, а гурьбой. Слева композиция замкнута скалой, справа — уходящей в глубину аркадой. Лаврентия изображающих Страсти Господни. Донателловским фигурам с их мощной пластикой было слишком тесно в отведенном им пространстве (теперь статуи хранятся в Музее собора).
У чуда сердца авара есть близкое повествование, которое одновременно показывает ключевые события истории, делающие глаз наблюдателя круговым движением, управляемым руками фигур. Вазари заключает биографию Донателло словами своего соотечественника — коллекционера, знатока искусств и автора жизнеописаний художников Винченцо Боргини, которые выразительно подчеркивают сходство обоих великих скульпторов: «Либо дух Д-нато проявляется в Буонаррото, либо дух Буонаррото себя предвосхитил, проявившись в Донато». Композиция была составлена из статуй Мадонны с Младенцем, Распятия (располагается теперь высоко над алтарем Святого Франциска) и ряда прочих фигур изначальный порядок расстановки которых был позже изменен.
Все в этой фигуре весомо и материально. Совсем другое у Донателло. Знакомство с его работами очень много значило для творческого формирования Микеланджело.
Таково, например изображение «Воскресения» с южной кафедры. Плоский рельеф изображающий голову св.
Плоский рельеф изображающий голову в профиль св. Обнаженный Давид (1, 58 м) стоит в несколько расслабленной позе, глядя вниз, на голове пастушеская шляпа, увенчанная лавровым венком.
Их судьба иногда была драматической. Памятник был прототипом для всех последующих конных памятников. История Вазари прекрасно иллюстрирует непрактичность Донателло. Почти четверть века (с 1402 по 1424 г. ) Флоренция развивалась спокойно, без внутренних и внешних конфликтов.
Донателло получает заказ для двора палаццо Медичи и отливает из бронзы большую скульптурную группу Юдифь, отсекающая голову Олоферну (ок. Донателло изображает Христа в левой части рельефа. После «Давида» Донателло обнаженная фигура стала неотъемлемой частью нового гуманистического искусства. Символ поверженной гордыни, шлем которого украшает сценка с путти, тянущими колесницу. Георгий (1415–1417, Национальный музей, Флоренция), покровителе цеха оружейников, сделанной для церкви Ор Сан Микеле, Донателло создает образ активного защитника отечества, образ мужественного и отважного победителя идеал сильной личности.
Бронзовый памятник, увековечивший полководца Эразмо да Нарни по прозвищу Гаттамелата (переводится как «пятнистая кошка»), расположен на площади перед Собором св. барельефы, представляющие эпизоды из жизни названного святого, покровителя Падуи. Результат – сосредоточенные, энергичные и выразительные персонажи. Донателло был ключевой фигурой в истории ренессансной пластики.
Георгий», которая была установлена во внешней нише церкви Ор Сан Микеле. Донателло, возвращаясь со второй поездки в Рим (1430-1432), объединил многочисленные предложения (от царских руин до ранних христианских и романских работ), создавая непрерывный фриз, в котором помещались колонны, где серия путти отчаянно плясала с мозаичным фоном (цитата из фасад Arnolfo di Cambioof самого Дуомо). Антония. Скульптор был приглашен сюда венецианскими властями для увековечения памяти главнокомандующего венецианскими сухопутными войсками уроженца Падуи Эразмо де Нарни по прозвищу Гаттамелата (хитрая кошка). Лаврентия, украшенной его работами.
В самой постановке фигуры ощущается неуверенность, слабость, приниженность. Родился во Флоренции, в семье богатого чесальщика шерсти Никколо ди Бетто Барди. Прекрасен, полон жизни боевой конь полководца, слегка повернувший голову влево и остановивший мерный шаг, опираясь одной из передних ног на шар спокоен и невозмутим восседающий на нем полководец с немолодым лицом. Как и его друг Брунеллески, он сыграл решающую роль в становлении нового искусства. Статуя эта— портрет современника, с большой лысой головой.
Отрешенно и скорбно смотрит на нас хрупкая Мадонна, увенчанная странной тяжелой короной из фигурок херувимов. Статуя эта— портрет современника, с большой лысой головой. С августа 1432 года по май 1433 года Донателло находился в Риме. Их место — рядом с последними скульптурами Микеланджело и поздними квартетами Бетховена, росписями «дома глухого» Гойи и последними картинами Рембрандта. Вероятно, примерно в то же время, когда Донателло работал над кафедрами для Флоренции и Прато, он создал бронзовую статую мальчика, которая известна под условным названием «Амур-Атис» (Флоренция, Национальный музей). Напряженность и смятение пронизывают композиции рельефов, посвященных деяниям св. Эта архаизация вряд ли может быть объяснена только вмешательством учеников. Фигуры располагались на так называемом столе, сильно выступающем вперед.
В 1686 Кантория Донателло в Соборе была заменена, долгое время в разобранном виде хранилась во дворе Барджелло, позже перенесена в Музей собора. Донателло остался в городе с 1443 по 1453 год, также требуя подготовки магазина.
Вазари рисует Донателло гениальным чудаком, который жил искусством и только ради него. Усиливает пространственную иллюзию использование приемов прямой перспективы. Марка». В убранстве алтаря использовался также разноцветный мрамор, смальта и золото.
Но даже и там трудно найти образы, столь живые и столь активные. Донателло (Donatello собственно Донато ди Никколо ди Бетто Барди, Donato di Niccolo di Betto Bardi) (около 1386 – 1466) итальянский скульптор эпохи Раннего Возрождения. После долгой обработки северных ворот баптистерия, все еще связанного с застройкой южных ворот 14 века Андреа Пизано, в 1425 году он получил комиссию за новую дверь (сегодня на востоке), которую Микеланджело позже назвал «Порта» del Paradiso «Между работой это символизирует позицию посредника Гиберти, поскольку она сочетает невероятное количество дидактически-религиозных, гражданских, политических и культурных тем с явно прозрачным и простым стилем, отличной формальной элегантностью, которая длительное состояние. Этот же мотив Донателло повторил в наружной, украшающей один из внешних углов здания кафедре собора в Прато (1424—1438).
Она возникла около середины второго десятилетия (1415-1417)- В «Георгии» Донателло наиболее полно воплотил новый гражданственный идеал. Наверху, на тяжелом аттике, помещен рельеф «Оплакивание Христа», выполненный в технике rilievo schiacciato. Цецилии в профиль, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится в Англии). Уже в этой ранней работе проявляется интерес художника к созданию героизированного образа. Движения детей чрезвычайно живы, разнообразны и игривы.
Людовика Тулузского (ок. 1423—1425) и пророка Иеремии (оба — Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо). Для «Вознесения Иоанна» Донателло использует расположение тондо в парусах купола.
Предполагают, что это была сложная многофигурная композиция. Однако рука Юдифи, держащая меч, лишена силы. В этой драме многое допускает различные толкования. В феврале 1421 г. скульптор безвременно скончался. Вероятно, первую выучку он прошел у ювелира. Георгий был покровителем воинов и оружейников. Тогда свиток в руках Давида был сменен на пращу, которая получила призывающую к гражданским подвигам надпись: «Тем, кто храбро сражается за родину, боги даруют помощь даже против самых страшных противников».
Все это помогло ему создать первый конный монумент Нового времени, полный величия и благородства (Памятник кондотьеру Гаттамелате, 1445—1453, Падуя, Пьяцца дель Санто). Приняв за основу положение гуманистов о центральном месте человека в мире, художники Возрождения (или, как его еще называют, Ренессанса) настойчиво искали новые возможности изображения человека. Но все же, в этой статуе Донателло воплотил смелый порыв, динамизм, одухотворенность, более чем в ранних и поздних своих произведениях. Им совместно с мастерской было выполнено также четыре рельефа с символами евангелистов изображение мертвого Христа, поддерживаемого ангелами, двенадцать рельефов с ангелами (все — из бронзы), а также рельеф из известняка «Положение во гроб». Тем не менее эта конкретность содержит в себе глубокое освоение и обобщение натуры.
Создав множество замечательных работ, мастер миновал уже пятидесятилетний рубеж. Его творчество поражает разнообразием новых начинаний. Лаврентия изображающих Страсти Господни. Из 10 скульптур, украсивших внешние стены церкви, Донателло принадлежат статуи евангелиста Марка (1411—1413), св. тот же Андреа Пизано и его ученики изваяли четыре статуи для южного фасада.
Так, в 1443 году Донателло получает приглашение в Падую, где и проживает десять лет. Здесь одеяние полностью подчинено телу, прямым отголоском которого оно является. Необычен облик Марии Магдалины, дряхлой, одетой в рубище старухи (1453—1455, Флоренция, баптистерий), необычна и маленькая хрупкая Юдифь, глядящая перед собой сурово-отрешенным взглядом, подняв над головой меч (ок. Фигура Марка пропорциональна, устойчива и монументальна. Работа Антонио Росселлино и Бенедетто да Майано была фундаментальной.
Подлинный сюжет статуи был забыт уже во времена Джорджо Вазари, который упоминает ее под названием «Меркурий». 1415, Флоренция, Нац. с. 53) он был ему очень многим обязан, особенно в годы своего сложения как мастера. Церковь Орсанмикеле (Флоренция)В 1411-1412 гг.
Тектоника человеческого тела прочувствована Донателло с предельной глубиной и ясностью. С помощью диагонали, которую образуют меч и жезл Гаттамелаты (прозвище Эразмо), а также положения рук, объединил фигуры коня и всадника в цельный силуэт скульптор Донателло. Спящие у ног Христа стражники тоже пребывают в заколдованном мире. Художественный язык кафедр необычен и сложен, причем иногда нарочито архаизирован. Одни апостолы спокойно созерцают происходящее, другие жестами выражают свое изумление.
Первым городом, в котором создается ренессансная культура, была Флоренция. Ее декор выполнен строго в ренессансном стиле и отличается простотой.
В действительности, все эти точки зрения односторонни. Ее движение вправо, за пределы алтаря, остановлено жестом ангела. Марку» с Ор Сан Микеле. Антония.
Эразмо вышел из низов, служил Флоренции, папству, а в течение последних десяти лет жизни был генеральным капитаном (то есть главнокомандующим сухопутными войсками) Венецианской республики. Чувствуется, как нагрузка торса ложится на ноги, как тяжело свисает плотная ткань одежды.
Скульптор был приглашен сюда венецианскими властями для увековечения памяти главнокомандующего венецианскими сухопутными войсками уроженца Падуи Эразмо де Нарни по прозвищу Гаттамелата (хитрая кошка).
Драматизм, острая экспрессия пронизывают рельефы двух бронзовых скульптур кафедры церкви Сан Лоренцо — последней его работы (1460-е). То же направление видно и в его статуе царя Давида известной под названием Zuccone («головастый») и помещенной в фасадной стороне башни Джотто, во Флоренции. Скульптурный ансамбль Алтаря Св. Удивительна судьба этого города.
Этот же мотив Донателло повторил в наружной, украшающей один из внешних углов здания кафедре собора в Прато (1424—1438). В череде последних работ ваятеля выделяются бронзовая группа «Юдифь и Олоферн», созданная около 1456 года и полная драматического надрыва деревянная статуя Марии Магдалины. Последние произведения Донателло — произведения, безусловно, трагические, может быть, даже свидетельствующие о кризисе великого художника.
А Брунеллески он был обязан многим. Линии в «Битве св. Лишь отдельные фигуры выбиваются из этой общей линии. Однако колоссальный пьедестал Гаттамелаты имеет и символическое значение. Не подлежит сомнению, что Донателло мог оставаться и дальше в Падуе.
Совместно с Микелоццо ди Бартоломео (1396–1472) Донателло работает над надгробием Бальтасаре Косса (папы Иоанна XXIII) (1424–1427), которое находится в Баптистерии Собора. В своём искусстве он старался придерживаться максимального реализма. Около 1345—1350 гг. Это был период активизации многолетних работ по украшению собора.
В рассматриваемой композиции св. Его творчество поражает разнообразием новых начинаний. Учитывая давние связи Донателло с гуманистами, можно предположить, что статуя «Амура-Атиса» была создана по специально разработанной кем-то из флорентийских эрудитов программе. Для цеха льнопрядильщиков Донателло создал около 1411— 1413 гг. Лаврентия изображающим Страсти Господни.
Плоский рельеф изображающий голову в профиль св. Впервые в истории Возрождения Донателло решил проблему устойчивости фигуры. Кажется, нет такой силы в мире, которая способна сдвинуть его с места.
Главным революционным преобразованием Донателло была реальная передача пространства и его глубины. Показан момент, когда Юдифь заносит меч, чтобы нанести последний удар. Соприкосновение и перекрещивания фигур сведены до минимума, фигуры по возможности не перерезают друг друга.
Отсюда рождается та цельность, в которой тело неотделимо от одеяния и одеяние от тела.