Еще дальше застыл в благоговейном молчании Иоанн евангелист. В отличие от «Св. Но именно в статуе «Марии Магдалины» он использует особенности дерева столь впечатляюще. Джорджо Вазари пишет о Давиде: «Фигура эта настолько естественна в своей оживленности и мягкости, что художники не хотят верить, что она не отлита с натуры».
музей Барджелло). Образом послужил памятник Марку Аврелию. Кроме вышеуказанной он выполняет алтарь св. Всего было выполнено 10 статуй пророков и группа Авраам и Исаак. Георгием», его единомышленник и соперник Нанни ди Банко создал статую «Св. Статуи пророков и «Давид» (ок. Перечисленными произведениями далеко не исчерпывается список работ Донателло для алтаря Санто. К этому можно добавить, что Донателло так и не обзавелся семьей.
Красив мотив струящихся складок одежды. Георгия» и «Св. У цих роботах переважа трагчна тема, яку розвива Донателло. Хотя документы, связанные с изготовлением статуй кампанилы, сохранились относительно неплохо, воссоздать историю статуй оказалось очень трудно.
Представление о личности Донателло дает Джорджо Вазари: «Он был человеком чрезвычайно щедрым, любезным и лучше относился к друзьям, чем к самому себе никогда не придавал никакой цены деньгам». Возможно, это был уже второй визит скульптора в Вечный город. Давид и статуи пророков (примерно 1430-1432 годы) во многом еще связаны с существовавшей в то время позднеготической традицией. Судя по крыльям, он мог бы быть Амуром. Совсем другой пафос – героический – отличает его скульптурную группу «Юдифь и Олоферн».
Малюючи рзцем, скульптор уподбнються пишучому картину художнику. После сильного пожара монастырь Санта Кроче нуждался в реконструкции. Антоний, держащий его за ногу обеими руками.
Их судьба иногда была драматической. «Скажи мне, Донато, Положа руку на сердце, Кто из льстецов тебе милее, Тот ли, кто трубит Изо всех сил, Или тот, кто еще сильнее Бьет в литавры. » — не без иронии написал Филиппе Брунеллески своему приятелю скульптору Донато ди Никколо ди Бетто Барди, по прозвищу Донателло. для фасада кафедрального собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции разными скульпторами были созданы статуи четырех евангелистов: Иоанн Богослов работы Донателло, апостол Лука работы Нанни ди Банко, апостол Марк – Николо Ламберти, апостол Матфей – Чуффаньи. Вазари заключает биографию Донателло словами своего соотечественника — коллекционера, знатока искусств и автора жизнеописаний художников Винченцо Боргини, которые выразительно подчеркивают сходство обоих великих скульпторов: «Либо дух Д-нато проявляется в Буонаррото, либо дух Буонаррото себя предвосхитил, проявившись в Донато». Донателло передавал страсти резко, с некоторою жесткостью иногда даже в отталкивающих формах, как например, в выполненном из крашеного гипса барельефе «Положение во гроб», находящемся в церкви Св. Облик героя отмечен благородством и сознанием собственного достоинства (virtu) – впервые со времен Средневековья человек удостаивался памятника за свои личные заслуги и воинскую доблесть.
Очень выразительно лицо Юдифи, которое не только прекрасно, но и величественно. На лице его застыла гримаса страдания.
Образцом для Донателло послужил римский памятник Марку Аврелию: кондотьер изображен сидящим в седле, в античных доспехах и с жезлом полководца в руке. Скульптор Донателло в период с августа 1432-го по май 1433-го находится в Риме. Фигура исполнена достоинства. Художник воплощает здесь гармонический образ, воплотивший идеал ренессансного человека. Слева мальчик ведет к месту события свою мать, за ней следует странник с узелком. Но горе тому заказчику, который позволял себе обидеть или унизить Донателло. Это один из первых ренессансных конных монументов. Их крепкие фигуры скрыты тяжёлыми складками плащей.
Донателло удается передать в ней ощущение легкости. Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых. Революционными были опыты Донателло в технике рельефа. В 1403-07 обучался в мастерской Лоренцо Гиберти, где изучил технику бронзового литья. И как всегда, он уверенно справился с ними. Донателло строит образ на игре света и тени.
Но «Амур-Атис» вызывает в памяти и «Давида». По заказу цеха оружейников мастер выполнил статую «св. Донателло принадлежит рельеф Пир Ирода (1423—1427, Сиена, баптистерий). К этому периоду относится монументальный рельеф Благовещение (Алтарь Кавальканти, 1-я пол. Несмотря на небольшие размеры рельефа, он охватывает панораму Голгофы.
Произведения Донателло в ризнице церкви Св. О популярности, которой в XV в. пользовалась «Мадонна Пацци», свидетельствуют многочисленные ее копии в дешевых материалах (гипс, терракота), а также ряд близких по композиции рельефов, вышедших, — очевидно из мастерской Донателло. Одним из первых он стал использовать в своих произведениях теорию линейной перспективы. Дойателло акцентирует в своем героев черты внутренней неуверенности, сомнения, надлома.
С помощью диагонали, которую образуют меч и жезл Гаттамелаты (прозвище Эразмо), а также положения рук, объединил фигуры коня и всадника в цельный силуэт скульптор Донателло. У ног мальчика изображена змея, что напоминает легенду о Геркулесе-младенце. Это объясняется тем, что трехмерное пространство приближается в таких рельефах к двухмерному.
Донателло вознес более чем трехметровую статую на восьмиметровый постамент.
С какой бы точки зритель ни смотрел на произведение, он видит одни и те же контуры. Гуманизм возник в Италии еще в XIII в. Он был направлен на познание человека и его внутреннего мира. Таким образом, Донателло работал в двух стилях: реалистическом и классическом. Марку» с Ор Сан Микеле. Георгий», которая была установлена во внешней нише церкви Ор Сан Микеле.
1430-х, Флоренция, церковь Санта Кроче). В конце XVI в. алтарь был разобран. Скульптуры, созданные им в этот период, действительно великолепны. С такими он был непреклонен.
Большое влияние на творчество Донателло оказало знакомство с Филиппо Брунеллески. Его почти не интересует, как стоит пророк, как ложатся складки одежды. Антония в падуанском соборе («Чудо с ослом», «Чудо с говорящим младенцем», «Чудесное исцеление гневного сына», «Чудо с сердцем скупца») – вершина творчества Донателло в области «живописного» рельефа. У него сосредоточенный, глубокий взгляд он прочно стоит на земле, широко расставив ноги.
От скульптора требовалось лишь одно – проявить свои умения и отлить бронзовую статую. Здесь он вместе с Брунеллески обмеряет памятники города изучает античную скульптуру. Тем не менее эта конкретность содержит в себе глубокое освоение и обобщение натуры. Здесь начинается следующий этап его творчества. Скульптор у виконанн дотримувався натуралзму, який межував з духовним надламом.
Георгий и дракон изображены в довольно высоком рельефе. Пальцы полусогнуты, ладони не в силах крепко прижаться друг к другу. Донателло не только правильно изобразил позу человека (он стоит, опершись на правую ногу, слегка расслабив левую), но так же глубоко понял изменения, которые произошли от этого во всей фигуре. Небольшая статуя Давида — одна из самых гармоничных работ Донателло. Библейские герои (Давид, победитель Голиафа и Юдифь, убившая Олоферна) были излюбленными персонажами флорентийских мастеров, ассоциировались с победами, одержанными маленькой Флоренцией над могущественным Миланским герцогством. В 1420—1430-е наиболее полно раскрывается многогранность таланта Донателло.
В 1420—1430-е наиболее полно раскрывается многогранность таланта Донателло. Донателло прожил долгую жизнь, наполненную беззаветным служением искусству. Статуя Георгия – одна из вершин творчества Донателло.
В творчестве мастера наступил новый период. Она удачно прорисована и красиво задрапирована в плащ. Фигура Марии с младенцем в окружении шести святых (Франциска, Антония, Даниила и Юстины, Проздоцима и Людовика) составляли монументальную группу в пространстве церкви. Библейский пастух, победитель великана Голиафа, - один из излюбленных образов Ренессанса.
Трудно найти этим рельефам место в скульптуре третьей четверти или конца XV в. Они являются гениальными видениями большого художника яркой индивидуальности. Кондотьер как бы покидает собор, удаляясь от него на спокойно шагающей лошади. Из 10 скульптур, украсивших внешние стены церкви, Донателло принадлежат статуи евангелиста Марка (1411—1413), св. фото ниже), певческая трибуна одного из флорентийских соборов, а также наружная кафедра, выполненная для собора в Прато (время создания – 1434-1438 годы). Антония (Санто).
Пять фигур находятся в музее собора. Большое влияние на творчество Донателло оказало знакомство с Филиппо Брунеллески. За ней располагаются деревья, моделированные очень слабо. Он восторженно отзывался о статуе «Св.
Однако колоссальный пьедестал Гаттамелаты имеет и символическое значение. Они выделяют главное и стушевываются на второстепенном. Необычен облик Марии Магдалины, дряхлой, одетой в рубище старухи (1453—1455, Флоренция, баптистерий), необычна и маленькая хрупкая Юдифь, глядящая перед собой сурово-отрешенным взглядом, подняв над головой меч (ок. В 17 веке алтарь был разобран и попытка реконструировать его не увенчалась успехом.
Руку этого же подмастерья исследователи видят в ряде композиций, датирующихся тем же временем: «Мадонна с младенцем и ангелами» (так называемая «Мадонна Шоу», Бостон, Музей изящных искусств), «Оплакивание» (Лондон, Музей Виктории и Альберта). Брезгливой гримасой тронут его рот. Он готов был взяться за любую интересную работу независимо от оплаты. В ней чувствуется рука самого Донателло. Будвельна комся в цьому ж роц для прикраси кампанили доручила виконати Донателло стату пророкв.
Сын не посещал школы и довольно плохо понимал латынь. Перед жителями Флоренции предстала лёгкая, простая, понятная и гармоничная капелла. Но, даже когда положение стабилизировалось, прежнего размаха в работах по украшению виднейших зданий уже не было. Не подлежит сомнению, что Донателло мог оставаться и дальше в Падуе. 1430-х, Флоренция, церковь Санта Кроче). Предводители таких отрядов назывались кондотьерами. Марка».
Контур фигуры святого достаточно четок, а линии, передающие далекий пейзаж, едва заметны. Антония Падуанского, а также четыре рельефа изображающих сцены из его жизни, которые считаются вершиной творчества этого мастера в живописном рельефе. Статуя Святого Георгия является прекрасным наполнением готической ниши. Георгий был покровителем воинов и оружейников. Действительно, все в «Марии Магдалине» кажется необычным для искусства Возрождения.
Брунеллески, эта центральная фигура всего флорентийского искусства 10-40-х годов, вероятно, первым приобщил Донателло к новым гуманистическим идеям и к манере работать allan-tica, которая тогда входила в моду. Младенец кажется маленьким и беспомощным. Однако во всей фигуре есть что-то мученическое, неестественное. Донателло приближал рельеф к живописи.
В 1443-1450 годах Донателло живет в Падуе, где работает над созданием алтаря для собора Сант-Антонио. Изображая его юношеское тело, Донателло, несомненно исходил из античных образцов, но переработал их в духе своего времени. В череде последних работ ваятеля выделяются бронзовая группа «Юдифь и Олоферн», созданная около 1456 года и полная драматического надрыва деревянная статуя Марии Магдалины. Статуя сразу привлекла внимание современников, т. к. Пять фигур находятся в музее собора.
Взгляд зрителя видит свидетелей вознесения изумленно запрокинувших головы вверх. Подлинный сюжет статуи был забыт уже во времена Джорджо Вазари, который упоминает ее под названием «Меркурий». На протяжении нескольких веков она находятся прямо перед собором святого Антония. "Рисуя" резцом, скульптор уподобляется пишущему картину художнику. Последнее предположение выглядит наиболее аргументированным.
1430-32) еще во многом связаны с позднеготической традицией: фигуры подчинены отвлеченному декоративному ритму, лица трактованы идеально однообразно, тела скрыты за тяжелыми складками одеяний. Но это не простой мальчик. Донателло (Donatello собственно Донато ди Никколо ди Бетто Барди, Donato di Niccolo di Betto Bardi) (около 1386 – 1466) итальянский скульптор эпохи Раннего Возрождения. Библейские герои (Давид, победитель Голиафа и Юдифь, убившая Олоферна) были излюбленными персонажами флорентийских мастеров, ассоциировались с победами, одержанными маленькой Флоренцией над могущественным Миланским герцогством. Поздние произведения Донателло, созданные в период кризиса демократических традиций раннего кватроченто, обострённо экспрессивны и отмечены чертами духовного надлома (статуя Марии Магдалины, раскрашенное дерево, 1450-е гг., баптистерий группа Юдифь и Олоферн, бронза, около 1456-57, площадь Синьории рельефы двух кафедр церкви Сан-Лоренцо, бронза, 1460-е гг., – все во Флоренции). Создав множество замечательных работ, мастер миновал уже пятидесятилетний рубеж.
Здесь представлены родные и друзья Христа. Часто Донателло отказывается от любимого им «сплющенного» рельефа в пользу более высокого. Работая над группой, скульптор полностью подчинил фигуру Олоферна фигуре Юдифи. Статуя полна жизни и изящества.
За мягкость и вкрадчивость манер, которые напоминали современникам кошку, выслеживающую добычу, он получил прозвище «Гаттамелата», что может быть переведено как «Медоточивая кошка». музей Барджелло). Данная статуя Гаттамелаты (1447-1453 года) – первый свободно стоящий конный монумент, который был сотворен в Европе со времен античности.
Этот же мотив Донателло повторил в наружной, украшающей один из внешних углов здания кафедре собора в Прато (1424—1438). Позднее творчество Донателло содержит немало проблем подчас говорят об «упадке» мастерства или возвращении к готическим приемам и нарастании духовной экспрессии. Практически сразу после приезда скульптор начинает работать над конной статуей кондотьера и дипломата Эразмо де Нарни (прозвище Гаттамелата).
Можно находить отголоски римских впечатлений в архитектурных фантазиях лилльского «Пира Ирода», просветленности «Благовещения», языческой стихии пляшущих путти с кафедры соборов Флоренции и Прато. 1424— 1427, Флоренция, баптистерий). К этому периоду относится монументальный рельеф Благовещение (Алтарь Кавальканти, 1-я пол. Но даже и там трудно найти образы, столь живые и столь активные. Цоколь статуи Святого Георгия украшает мраморный рельеф Битва Святого Георгия с драконом (около 1417 года). Изведав высшие почести и вкусив тяготы тюрьмы, бывший папа доживал свои дни во Флоренции.
Работы в Старой сакристии привели к размолвке с другом юности — Филиппо Брунеллески. Приняв за основу положение гуманистов о центральном месте человека в мире, художники Возрождения (или, как его еще называют, Ренессанса) настойчиво искали новые возможности изображения человека. 1415, Флоренция, Нац.
Св. Барельефы Донателло, заключенные в восемь медальонов и заказанные Козимо Медичи для внутреннего портика его дворца, где они находятся и поныне— быть может, просто копии с антиков. 1457—1460, скульптурная группа Юдифь и Опоферн, Флоренция, площадь Синьории). «Божественный Микеланьоло», так называли его современники, многому научился у Донателло. Усиливает пространственную иллюзию использование приемов прямой перспективы.
Алтарь был выполнен в определённой форме, которая и повлияла в значительной мере на облик живописных алтарных образов Мантеньи, Джованни и Кривелли Беллини. Филиппа», также установленную в нише Ор Сан Микеле. Удачно передано движение ангела. Скульптор работы создал различные по тематике, в которых проявляется данный идеал. Этот же мотив Донателло повторил в наружной, украшающей один из внешних углов здания кафедре собора в Прато (1424—1438). Евангелист Марк (1411). 1423—1425) и св.
Георгия (1415 год), а также Аввакума и Иеремии (годы создания – 1423-1426). Вазари рисует Донателло гениальным чудаком, который жил искусством и только ради него. Им снятся тяжелые мучительные сны, заставившие их принять такие неудобные позы.
Их место — рядом с последними скульптурами Микеланджело и поздними квартетами Бетховена, росписями «дома глухого» Гойи и последними картинами Рембрандта.
Любопытные произведения Донателло находятся в ризнице церкви св. Руки святой сложены перед грудью в молитвенном жесте и, кажется, дрожат от старости. Уже на рубеже XIII и XIV вв.
Свисающие вниз лоскутки одежды уподобляются длинным распущенным волосам. Скульптор был приглашен сюда венецианскими властями для увековечения памяти главнокомандующего венецианскими сухопутными войсками уроженца Падуи Эразмо де Нарни по прозвищу Гаттамелата (хитрая кошка).
Ряд композицй були закнчен вже псля смерт майстра його учнями – Бертольдо Беллаго. тот же Андреа Пизано и его ученики изваяли четыре статуи для южного фасада. Гиберти и Бруннелески на всю жизнь остались самыми близкими друзьями скульптора. В действительности, все эти точки зрения односторонни.
Местоположение статуи не изменилось. 1415, Флоренция, Нац. Антония (1447—1450, Падуя, базилика Сант Антонио), в композицию которого входит 7 бронзовых статуй и более 20 рельефов, посвященных жизни и деяниям св. В действительности, все эти точки зрения односторонни. Плоский рельеф изображающий голову в профиль св. Дело в том, что почти все пророки лишены атрибутов. Для цеха льнопрядильщиков Донателло создал около 1411— 1413 гг.
Над их созданием мастер работал на протяжении почти двух десятилетий (с 1416 по 1435 год). Здесь он вместе с Брунеллески обмеряет памятники города изучает античную скульптуру. Таким образом, в скульптурном алтаре Донателло достигал и живописных эффектов. Донателло с большим мастерством выразил индивидуальный характер персонажа. Спящие у ног Христа стражники тоже пребывают в заколдованном мире. Георгия» красивы и выразительны.
Наклон фигуры Иродиады влево отражает наклон женщины, отшатывающейся вправо. Антония (1447—1450, Падуя, базилика Сант Антонио), в композицию которого входит 7 бронзовых статуй и более 20 рельефов, посвященных жизни и деяниям св. 1430-32, Музей Барджелло, Флоренция). Одна нога едва видна, другая совсем скрыта под ворохом драпировок. (одним из исключений было, как говорилось, продолжение работ над статуями для кампанилы). Вверху изображены летающие ангелы. Одним из самых значительных этапов творчества Донателло являются годы работы в Падуе (1445—1453). Нам кажется, что и пребывание Донателло в Риме в 1432—1433 гг., вполне достоверное и подтвержденное документами, тоже не оказало сильного воздействия на творчество скульптора.
Чувствуется, как нагрузка торса ложится на ноги, как тяжело свисает плотная ткань одежды. Йому вдалося зробити клька просторових зон, в яких знаходяться персонаж. Подражание античному искусству мы находим и в бронзовом барельефе музея Барджелло, во Флоренции изображающем триумф Вакха, равно как и в полуфигурах Силена и вакханки, на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее, в Лондоне). Мы видели, как в группе «Авраам и Исаак» для кампанилы Донателло впервые столкнулся с проблемой изображения нагого тела. В отличие от «Св.
В ранний период своей жизни Донателло выполнял почти исключительно общественные заказы (коммуны, цехов, церквей). Он красиво закутан в одежду, напоминающую тогу. Его кафедра для певчих (1433—1439, Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо), парная к кафедре Луки делла Роббиа, должна была олицетворять строки одного из псалмов Давида, призывавшего восхвалять Господа песнями и плясками.
Их самозабвенная пляска полна исступления и удивительного задора. Одна нога едва видна, другая совсем скрыта под ворохом драпировок. Не все находки мастера можно считать удачными, но некоторые из них поразительны. По словам Вазари, статуя Давида была создана по заказу Козимо Медичи.
Пиза, Сиена, Прато, Рим, Падуя, Феррара, Модена, Венеция -- вот те города, где помимо Флоренции протекала его деятельность, вызывавшая восторженное к себе отношение. Это способствовало процветанию торговли. Задача автора – прославить непобедимого героя, который не знает «какого цвета страх».
Особенно это заметно в изображении св. Столь же выразительно и лицо пророка. Георгия (ок. Римские впечатления отразились в таких работах, как табернакль, выполненный для Капеллы дель Сакраменто по заказу Евгения IV (папы), "Благовещение" (иначе – Алтарь Кавальканти, см.
Обычно для работ в бронзе Донателло привлекал специалистов — литейщиков. Антония и изображениями символов евангелистов.
1456-57, Площадь Синьории, Флоренция), статуе Иоанна Крестителя (1451, Санта-Мария деи Фрари), в рельефах на темы Страстей и Воскресения Христа двух кафедр («Распятие», «Снятие с креста», «Положение во гроб», «Воскресение», «Мария у Гроба Господня» и др. ) в церкви Сан-Лоренцо во Флоренции (1460-е годы) – преобладает трагическая тема, натурализм исполнения граничит с духовным надломом. Вскоре после создания фигур пророков Донателло сделал мраморную статую Давид с головой Голиафа, которая должна была стоять на одном из контрфорсов собора.
В начале XV в. Флоренция была преуспевавшей в экономическом отношении республикой. Если бы скульптор ограничился ею, его произведение можно было бы считать удачным. Донателло пытается решить сложные проблемы, но ему не хватает знания, опыта и умения. Так Донателло, создавший в своей статуе Георгия один из самых гармоничных образов искусства раннего Возрождения, приходит на склоне лет к совсем иным идеалам, воплощенным в таких аскетических по замыслу вещах, как статуи Марии Магдалины и Иоанна Крестителя и рельефы проповеднических кафедр в церкви Сан Лоренцо. Вероятно, ок.
Филипп» изображен стоящим в спокойной и непринужденной позе. Вот таким образом скульптор обращает особое внимание на линейный рисунок. Донателло отправляется в 1443 году в Падую. Георгий внешне спокоен, но за его спокойствием чувствуется огромное напряжение воли.
фото ниже), певческая трибуна одного из флорентийских соборов, а также наружная кафедра, выполненная для собора в Прато (время создания – 1434-1438 годы). Марка (1412), св. Позднее работами руководили Андреа Пизано и Франческо Таленти. В 1453 году перед собором Сант-Антонио был установлен конный монумент в честь кондотьера Эразмо ди Нарни, прозванного Гаттамелато (пятнистая кошка).
Одни апостолы спокойно созерцают происходящее, другие жестами выражают свое изумление. Возведение капеллы было задачей для Филлипо Брунеллески. Он был сыном булочника и одним из прославленных полководцев этого времени.
Выработал так называемый живописный тип рельефа, достигая впечатления пространственной глубины с помощью линейной перспективы, точного разграничения планов и постепенного понижения рельефности (рельеф Пир Ирода на бронзовой купели сиенского баптистерия, 1423-27 рельефы Старой сакристии церкви Сан-Лоренцо во Флоренции, 1434-43). Родился во Флоренции, в семье богатого чесальщика шерсти Никколо ди Бетто Барди. Особливо це помтно в зображенн св. Автором пьедестала был Дезидерио да Сеттиньяно. Давид – библейский персонаж, псалмопевец. Все в этой фигуре весомо и материально. Все это помогло ему создать первый конный монумент Нового времени, полный величия и благородства (Памятник кондотьеру Гаттамелате, 1445—1453, Падуя, Пьяцца дель Санто). Немало вопросов вызывает позднее творчество Донателло.
В четырех вылепленных из стука рельефах («Видение Иоанна на острове Патмос», «Воскрешение Друзианы», «Освобождение из котла с кипящим маслом», «Вознесение на небо») скульптор достигает поразительной свободы в изображении огромных зданий интерьеров и фигур людей. Это исхудалая старуха с длинными волосами. Донателло родился в 1386 (приблизительно) году в Италии. А Брунеллески он был обязан многим. Лаврентия, во Флоренции. Примерно в то же время, когда Донателло работал над «Св.
Ему удалось сделать несколько пространственных зон, в которых находятся персонажи. Пророки Донателло немолоды и некрасивы, наделены огромной силой духа. Петра в Риме), «Благовещение» (так называемый Алтарь Кавальканти, Флоренция, церковь Санта-Кроче), выдающееся спокойным ритмом своих простых обобщенных линий и абсолютно античной ясностью и красотой ликов, певческая трибуна флорентийского собора (1433-40) и наружная кафедра собора в Прато (1434-38), украшенные рельефами пляшущих и играющих на различных музыкальных инструментах полунагих путти, похожих на античных амуров. Лицо юноши, полное свежести и благородства. Ему удалось сделать несколько пространственных зон, в которых находятся персонажи.
Но спорить с Донателло было не так-то просто. Местные жители, по легенде, считали двух друзей кладоискателями. Вдзначимо тут так роботи, як Битва Георгя з драконом, Мадонна Пацц, Бенкет рода, Вознесння Мар та нш.
Уже в этой ранней работе проявляется интерес художника к созданию героизированного образа. Георгия (мрамор, около 1416, Национальный музей, Флоренция) Донателло воплотил ренессансный идеал воина-героя, придав образу величие и наполнив его патриотическим, гражданственным звучанием. Антония.
Именно эта особенность позволила отличить «Мадонну Келлини» от копий и совсем недавно, в середине 1970-х гг., рельеф был приобретен музеем Виктории и Альберта в Лондоне. Он весь погружен в глубокое и тяжелое раздумье о чем-то неизбежном и безвозвратном. Так, в 1443 году Донателло получает приглашение в Падую, где и проживает десять лет. Он разговаривал со своими изваяниями, как с живыми людьми. Пребывание Донателло в Риме относится к 1432—1433 гг. Цецилии, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится теперь в Англии).
Огромный (длиной около 5 м) алтарь был дважды перестроен в 16 и 17 вв. Чином послужив памятник Марка Авреля. Появление трагического в произведениях Донателло не случайно. И в каждом из них Давид предстаёт в особом образе. Донателло «Благовещение» (около 1428-1433).
Пейзаж (холмы), который стал фоном действий рельефа – это тоже инновационный для того времени приём. Скульптор был приглашен сюда венецианскими властями для увековечения памяти главнокомандующего венецианскими сухопутными войсками уроженца Падуи Эразмо де Нарни по прозвищу Гаттамелата (хитрая кошка). Это одна из трёх скульптурных портретов, выполненных Донателло. Донателло принадлежит рельеф Пир Ирода (1423—1427, Сиена, баптистерий).
Вероятно, первую выучку он прошел у ювелира. За внешним спокойствием угадывается колоссальная активность. Эразмо вышел из низов, служил Флоренции, папству, а в течение последних десяти лет жизни был генеральным капитаном (то есть главнокомандующим сухопутными войсками) Венецианской республики. Плоский рельеф изображающий голову св. Фигуры располагались на так называемом столе, сильно выступающем вперед. Св.
Трагический образ, созданный Донателло, отличается удивительной жизненностью. По-видимому, семь бронзовых фигур в натуральную величину были заключены в табернакль, подобный обрамлению алтаря Кавальканти. Слегка изогнулся торс Марка. они были приостановлены.
Но фигура Олоферна вносит в группу неприятный диссонанс. Чтобы в полной мере оценить разнообразие и оригинальность произведения Донателло, рядом с «Амуром-Атисом» рассмотрим деревянную раскрашенную статую «Иоанна Крестителя», хранящуюся в венецианской церкви Санта Мария Глориоза деи Фрари. Опыты в технике рельефа у Донателло также были революционными. Именно Брунеллески приобщил его к гуманистическим идеям, к манере работать allantica (в античном духе), которая начала получать распространение. «Св. Деятельность Донателло в 1410-е годы связана с коммунальными заказами по украшению общественных построек Флоренции.
Марк, 1412 св. Напряженность и смятение пронизывают композиции рельефов, посвященных деяниям св. Опыты в технике рельефа у Донателло также были революционными. Церковь Санта Кроче (Флоренция)Вот что пишет об этой работе Джорджо Вазари: «Свое имя он прославил созданием Благовещения из песчаника, который помещен в Санта Кроче, на алтаре капеллы Кавальканти.
Бородатый воин собирается пронзить тело Христа копьем. В падуанский период Донателло создал первый светский монумент эпохи Возрождения – конный памятник кондотьеру Гаттамелате (бронза, мрамор известняк, 1447-53) и большой скульптурный алтарь для церкви Сант-Антонио (1446-50) – оба в Падуе. "Давид" и статуи пророков (примерно 1430-1432 годы) во многом еще связаны с существовавшей в то время позднеготической традицией. Эту величественную скульптуру можно увидеть и сегодня.
Эта скульптура демонстрирует отход от традиционных канонов христианского искусства: удивляет женственность главного героя, а также степень его обнаженности (это была одна из первых настолько откровенных работ, созданных в эпоху Возрождения). Представитель флорентийской школы. На центральном распят Христос, на боковых — разбойники. Но если уже в 1443 г., как мы отмечали, Донателло почувствовал себя одиноким во Флоренции, то еще с большей силой должен был он ощутить свое одиночество десять лет спустя. Эту церковь городские цеха украшали изображениями своих святых патронов.
К первому относится его статуя Магдалины (около 1434года, находится во флорентийской Крестильнице). Удивительна судьба этого города. В скульптуре Донателло в 1450-х – начале 1460-х годов – в деревянной статуе Марии Магдалины (Баптистерий, Флоренция), в бронзовой группе «Юдифь и Олоферн» (ок. После смерти отца Донателло жил со своею матерью в небольшом скромном доме. Художественный язык кафедр необычен и сложен, причем иногда нарочито архаизирован. Донателло изобразил полуобнаженного ребенка, который стоит, подняв руки вверх.
Над лежащим и отбивающимся юношей склонился св. В рассматриваемой композиции св. Цецилии в профиль, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится в Англии). Фасад же церкви остался неоконченным. Не исключено, что эта фигура, к сожалению, тоже сильно поврежденная, была пройдена резцом самого Донателло.
Фигура Марка пропорциональна, устойчива и монументальна. Он объединил два сюжета — передачу ключей и вознесение Христа — в одном рельефе. Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых. Всего было выполнено 10 статуй пророков и группа Авраам и Исаак. Ее голова повернута влево, фигура, грациозно изогнута.
Было много сложностей с отливкой в бронзе, в которой мастер принимал участие. Масштабы фигур точно соотносятся с другими планами и между собой. В центре в трагическом оцепенении сидит богоматерь. Скульптор в исполнении придерживался натурализма, который граничил с духовным надломом.
На втором плане поднимаются аркады в раннеренессансном стиле. Однако при недавней реставрации статуи обнаружили подпись Донателло и дату — 1438 г. Таким образом, «Амур-Атис» и «Иоанн Креститель» создавались примерно одновременно, хотя они контрастны, как античность и средние века. Невольно приходят на память вакхические игры изображенные на античных саркофагах. Вершина творчества Донателло в технике бронзы – статуя Давида (ок. 1410), высеченная из песчаника фигура льва, так называемый Мардзокко, – эмблема Флоренции (1418-20, Национальный музей, Флоренция), бронзовый реликварий Сан Россоре для церкви Оньисанти (1427, Национальный музей, Пиза), бронзовая статуэтка из Национального музея во Флоренции (так называемая «Аттис Аморино» ок. Ее декор выполнен строго в ренессансном стиле и отличается простотой.
Трудясь неустанно, выполнив множество заказов, ряд из которых неплохо оплачивался, он в старости оказался перед угрозой голодной смерти. Марка (1412 год), св. Другое дело, что она рассчитана именно на то, чтобы производить хаотическое впечатление. Тектоника человеческого тела прочувствована Донателло с предельной глубиной и ясностью. Подобная композиция трудна для исполнения. Оно передано очень точно, конкретно и полно чувственной прелести.
Он обладал характером сложным и независимым.
«Давид» впервые упоминается в документах 1469 (в то время он стоял на колонне посреди двора Палаццо Медичи во Флоренции), после изгнания Медичи в 1495 статуя была перенесена во двор Синьории и стала своеобразным символом Флоренции и ее борьбы за независимость и свободу. Гиберти и Бруннелески на всю жизнь остались самыми близкими друзьями скульптора. Вн викону кнну статую Еразмо де Нарни (статуя Гаттамелати). Из 10 скульптур, украсивших внешние стены церкви, Донателло принадлежат статуи евангелиста Марка (1411—1413), св. Приём отдельного расположения фигуры (подобно античным) получил развитие в творчестве Донателло.
Парящий в воздухе Христос разделяет апостолов на две группы, каждой из которых Донателло добивается предельного богатства движений. Людовика Тулузского (ок. Георгия (1415 год), а также Аввакума и Иеремии (годы создания – 1423-1426). Крайние ангелы слева и справа стоят на месте. Скульптор цей в пзнй перод творчост створив не так багато цкавих робт. Гаттамелато после выигранной битвы совершает торжественный смотр войскам.
В 1433 г. он завершил мраморную кафедру флорентийского собора. Георгия (ок. На его лице веселая улыбка. Скульптор Донателло в период с августа 1432-го по май 1433-го находится в Риме.
Донателло вдлив в 1447 роц, а встановлена ця робота була трохи пзнше – в 1453-му. 1408 в мастерских собора во Флоренции, в 1414 получившего название Санта Мария дель Фьоре. Вот таким образом хотелось бы найти и в ереванской «Мадонне» детали, созданные самим Донателло. У Донателло пророки Иеремия и Аввакум – цельные и духовно богатые натуры. В «живописных» рельефах Донателло архитектурный фон изображен по правилам прямой перспективы с единой точкой схода линий.
Образ Давида полон внутренней ясности и гармонии, в нем соединяются лучше черты личности, сохраняющие актуальность во все времена: благородство, величие души. 1424— 1427, Флоренция, баптистерий). Немало вопросов вызывает позднее творчество Донателло. Марка (1412 год), св. Неизвестно, чьим он был учеником.
Вот таким образом богоматерь, Иоанн, другие святые показаны в статуарных позах. Марка» эта статуя дает гораздо большую конкретность образа. Статуя эта— портрет современника, с большой лысой головой. Перейдём к первому периоду, длившемуся до 1443 года.
Отец Донателло, происходивший из старого рода Барди, был чесальщиком шерсти. Этот огромный путь, проделанный восьмидесятилетним мастером (он умер в 1466 г. ), говорит о величии его души, о богатстве духовных запросов и об исключительной независимости суждений от рядовых вкусов. Отрешенно и скорбно смотрит на нас хрупкая Мадонна, увенчанная странной тяжелой короной из фигурок херувимов. Эта скульптура отображает портрет современника, мужчины с большой лысой головой. История Вазари прекрасно иллюстрирует непрактичность Донателло. Может быть, это впечатление усиливает нарочитая построенность «Пира Ирода», Донателло как бы показывает свою эрудицию в области перспективы и умение научного построения композиции.
«Св. Он довел до совершенства бронзовое литье и моделировку мрамора. На заднем плане за ними наблюдают забавные ангелы. Марка (1411-13) и св. Хотя в 30-е годы Донателло повздорил с Брунеллески (см.
Лаврентия изображающим Страсти Господни. Но достоверными эти сведения считать нельзя. Окрм вищезгадано вн викону ввтар св. 1423—1425) и пророка Иеремии (оба — Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо).
Они как бы окаменели от горя. И только группа на первом плане резко отличается от равнодушных воинов. 1427-1428, церковь Сант Анджело а Нило в Неаполе «Вознесение Христа и передача ключей апостолу Петру», 1428-30, Музей Виктории и Альберта, Лондон).
Донателло изображает Христа в левой части рельефа. В 1408-1415 гг.
То же направление видно в его статуе царя Давида известной под названием Zuccone («головастый»), которая помещена на фасадной стороне колокольни Джотто во Флоренции. Брови нахмурены, глаза, кажется, прикованы к чему-то, находящемуся слева от него. Эта тема позволила создать грандиозную композицию. Фигуры трех из них вообще показаны намеками. Около 1345—1350 гг.
В его правой руке — тяжелый меч. Фигура прорисована уверенно и свободно. Так или иначе статую «Амура-Атиса» следует рассматривать рядом с танцующими путти кафедр из Флоренции и Прато. Для украшения фасада здания Ор Сан Микеле Донателло выполняет статуи св.
Однако самый замысел статуи очень привлекателен. Это типичный представитель эпохи Возрождения, когда общественное положение человека определяли «его способности и плюс немного везения». Однако и здесь заметно стремление к конкретизации.
В нём Донателло был занят работой над украшением собора и церкви Орсанмикеле во Флоренции. Драматизм, острая экспрессия пронизывают рельефы двух бронзовых скульптур кафедры церкви Сан Лоренцо — последней его работы (1460-е). Три сюжета южной кафедры, различные по времени и месту действия, — «Сошествие во ад», «Воскресение» и «Вознесение» — не имеют четких границ, они разделены лишь плоскими лопатками.
Слева композиция замкнута скалой, справа — уходящей в глубину аркадой. Антония стал переломным моментом в творчестве Донателло. Самая крупная статуя «Мадонна с младенцем» располагалась в центре, возможно, дополнительно она отделялась от других фигур колоннами. Людовика Тулузского (ок. достигла замечательных эффектов в иллюзионистической передаче пространства.
Напряженность и смятение пронизывают композиции рельефов, посвященных деяниям св. Дослди в технц рельфу у Донателло також були революцйними. Прекрасные знания геометрии помогли Брунеллески с гордостью выйти из, казалось бы, неразрешимой ситуации. Иоанна Евангелиста для фасада флорентинского собора. Смятый и нарочито измельченный рисунок драпировок усиливает впечатление беспокойства. Обычно воскресший Христос помещался в центре композиции, паря над спящими стражниками. К первому относится его статуя Марии Магдалины (около 1454 года, находится во флорентийском баптистерии) изображающая изможденную иссушенную постом и покаянием старуху, едва прикрытую рубищем и длинными волосами.
Св. Плодотворное влияние Донателло ощутимо и в творчестве живописцев Андреа Мантеньи, Джованни Беллини, Козимо Тура. Скульптор этот в поздний период творчества создал не так много интересных работ. К сожалению, эта статуя явилась последним произведением Нанни ди Банко в области круглой скульптуры.
1423—1425) и пророка Иеремии (оба — Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо). Однако страдание обладает длительностью во времени. Эта архаизация вряд ли может быть объяснена только вмешательством учеников. Это был период активизации многолетних работ по украшению собора. Основной мотив «Мадонны Келлини» напоминает о «Мадонне Пацци», но легкая грусть раннего рельефа преобразована здесь в драматический образ. Донателло выполнил в Падуе конную статую кондотьера Эразмо де Нарни, уроженца Падуи, находившегося на службе у Венецианской республики.
Скульптор работы создал различные по тематике, в которых проявляется данный идеал. В фигуре «Давида» использованы, несомненно и впечатления от античных статуй и опыт изучения человеческого тела. В художественной жизни Флоренции 1440-х гг. Эти работы затянулись на долгие годы, тем более что в конце 1420-х гг. 1425 «Вознесение Марии», ок. Между ними видны играющие музыканты. С отъездом Донателло в 1443 в Падую начинается следующий период его творчества. Именно такая женщина была способна на подвиг.
Мария показана в сложном повороте. Ренессансным претворением античных форм отмечены такие произведения Донателло, как алтарь Благовещение (так называемый алтарь Кавальканти известняк с подцветкой и позолотой, терракота, около 1428-33, церковь Санта-Кроче, Флоренция) с пышным антикизирующим декором, певческая трибуна флорентийского собора (мрамор с мозаикой и позолотой, 1433-39, Музей собора, Флоренция) с бурным жизнерадостным хороводом веселящихся путти, статуя Давида (бронза, 1430-е гг., Национальный музей, Флоренция) – первое изображение нагого человеческого тела в статуарной пластике Возрождения. Он выполняет конную статую Эразмо де Нарни (статуя Гаттамелаты).
Фигура принцессы меньше и она выполнена менее выпукло, так как стоит в глубине. Она, несомненно, связана с ними тематически. Марка» с Ор Сан Микеле.
И лишь Мария Магдалина бурно и непосредственно выражает свои чувства. Скульптурный ансамбль Алтаря Св. Данное произведение должно было изображать кондотьера Гаттамелаты. о его первоначальном виде можно судить лишь по реконструкции.
Особенно это заметно в изображении св. Давно умер соперник и единомышленник Донателло Нанни ди Банко. Георгия (1415-17). Создается впечатление, что все, не связанное с искусством, его абсолютно не интересовало. Свой творческий путь он начал в первые годы нового (XV) века и работал почти до самой смерти (1466), времени, когда создали свои первые произведения Верроккьо, Боттичелли и юный Леонардо да Винчи уже пробовал свои силы в живописи. Позднее Донателло выполнял частные заказы.
Богоматерь держит на руках младенца и, лаская, прижимается к нему лицом. В позе Юдифи чувствуется решимость и напор. Донателло представил её глубокой старухой, одетой в лохмотья. Во-первых, возрастает значение линии. За допомогою дагонал, яку утворюють меч жезл Гаттамелати (прзвисько Еразмо), а також положення рук, обднав фгури коня вершника в цлсний силует скульптор Донателло.
Та же мучительная раздвоенность заметна и в других статуях алтаря Санто. с. 53) он был ему очень многим обязан, особенно в годы своего сложения как мастера. Строительная комиссия в этом же году для украшения кампанилы поручила выполнить Донателло статуи пророков. В феврале 1421 г. скульптор безвременно скончался. На смену бестелесным образам средних веков пришли яркие, конкретные, жизненные образы. Пророки Донателло немолоды и некрасивы, наделены огромной силой духа.
нателло. Высота 1, 58 м. Национальный музей Барджелло (Флоренция)Эта скульптура – первое изображение свободно стоящей обнажённой фигуры со времён античности. Донателло отлил ее в 1447 году, а установлена эта работа была немного позже – в 1453-м. Донателло создал образ Марии в преклонных годах, показав ее уставшей изможденной. Скульптури, створен ним у цей перод, дйсно прекрасн.
Для этого он не гнушался добавить к своим работам совсем непривлекательные черты, чем разрушал всю основу античного искусства, которое до него считалось единственно верным и правильным. Его почти не интересует, как стоит пророк, как ложатся складки одежды. В убранстве алтаря использовался также разноцветный мрамор, смальта и золото. 1423—1425) и св.
Находясь на службе у Венецианской республики, Гаттамелато не потерпел ни одного поражения. На смену обобщенным образам теперь приходят образы резко индивидуализированные. Работал главным образом во Флоренции, а также в Сиене (1423-34 и 1457-61), Риме (1430-33), Падуе (1444-53).
Скульптор этот в поздний период творчества создал не так много интересных работ. 1440, по-видимому, являющаяся изображением Приапа, античного божества плодородия). Жизнь избороздила глубокими морщинами поблёкшее лицо Аввакума, он совсем облысел. На коленях стоит богоматерь.
Композиция была составлена из статуй Мадонны с Младенцем, Распятия (располагается теперь высоко над алтарем Святого Франциска) и ряда прочих фигур изначальный порядок расстановки которых был позже изменен. Знакомство с его работами очень много значило для творческого формирования Микеланджело. Донателло не впервые обращается к этому излюбленному материалу средневекового искусства. Чуть позднее, в 1421 г., флорентийцами был куплен у Генуи другой порт — Ливорно. Изящно ложатся складки одежды. В 1415 заканчивает статую св. Статуя предназначалась для фонтана во внутреннем дворе палаццо Медичи.
Главное внимание скульптор обращает на лицо пророка. То же направление видно и в его статуе царя Давида известной под названием Zuccone («головастый») и помещенной в фасадной стороне башни Джотто, во Флоренции. Это качество старый, больной Донателло сохранил до своих последних дней.
Предполагают, что это была сложная многофигурная композиция. Усиливает пространственную иллюзию использование приемов прямой перспективы. Есть в этой статуе – постановке фигуры изгибе торса, движении рук – и отзвуки готики. Общая конфигурация группы первого плана приближается к овалу, разомкнутому в середине. Георгия» и «Св.
музей Барджелло). Умер молодым и художник, наиболее близкий Донателло по духу и жизнеощущению, -— Мазаччо. Позднее данный портал получил также украшение в виде мраморного рельефа Нанни ди Банко (один из наиболее талантливых скульпторов, которые работали с Донателло на раннем этапе его творчества). Мрамор. Лаврентия изображающих Страсти Господни. Рисуя резцом, скульптор уподобляется пишущему картину художнику.
Лестные предложения ждали его и в других городах на севере Италии. А то, что находится еще дальше, — показано гравировкой. Тем самым усиливается иллюзия пространства.
Давид стату пророкв (приблизно 1430-1432 роки) багато в чому ще повязан з снувала в той час позднеготической традицю. Небольшая статуя Давида — одна из самых гармоничных работ Донателло. Первой значительной работой Донателло была статуя Иоанна Богослова для фасада собора во Флоренции (1408— 1415, Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо). Эразмо да Нарни, видимо, не принадлежал к числу самых выдающихся полководцев, но он был опытным военачальником, честно выполнявшим свой долг.
Высоко над холмом вознесены три креста. Мастеру удается создать несколько пространственных зон, где находятся персонажи ощущение пространственности усилено за счет тонкой градации объемов фигур персонажей и иллюзорной архитектуры – более пластичных, объемных на первом плане и графично трактованных, выполненных в технике «relievo schiacciato» – на втором. Собравшиеся люди с изумлением наблюдают за необычной операцией.
У пророка — высокий изборожденный морщинами лоб, нос с горбинкой, печальные глаза. Они не натуралистичны, так как Донателло никогда не повторял натуру механически, а обобщал, отбрасывая второстепенное, ненужное. ляться деньги на украшение города Первая из статуй, предназначенных для кампанилы, была создана Донателло между 5 декабря 1415 г. и 18 декабря 1418 г. Она отождествляется с так называемым «Безбородым пророком» из левой ниши восточного фасада кампанилы (ныне все статуи заменены копиями и экспонируются в музее собора). Памятник установлен на площади рядом с собором Санто, недалеко от западного фасада храма. Чимало запитань виклика пзнше творчсть Донателло. В 1403-07 обучался в мастерской Лоренцо Гиберти, где изучил технику бронзового литья.
Ноги и левая рука его не вписываются в контур группы. Лишь у Дезидерио чувствуется поэтическая одухотворенность образов, восходящая к Донателло. Линии профиля определенны и чеканны. Изобразительное искусство развивалось несколько медленнее. Ее движение вправо, за пределы алтаря, остановлено жестом ангела. Эти размышления наложили свою печать на его умное и доброе лицо.
Одно из них открыто совсем недавно и может считаться вполне подтвержденным документами. В статуе св. Антонием. В статуях пророков для кампанилы флорентийского собора (мрамор, 1416-35, Музей собора, Флоренция) создал галерею остроиндивидуальных портретных образов.
Статуя выполнена, как уже говорилось из дерева. Ранние произведения Донателло (статуи пророков для бокового портала флорентийского собора, 1406-08) ещё отмечены готической скованностью форм измельчённой дробностью линейного ритма. В настоящее время эти статуи находятся в музее собора во Флоренции. Так подчеркнута глубина рельефа. Антония в Падуе.
музей Барджелло). Около 1440 Донателло создает восемь медальонов и бронзовые двери для Старой сакристии Сан-Лоренцо во Флоренции (1435-43). Есть в этой статуе — постановке фигуры изгибе торса, движении рук — и отзвуки готики. Первым городом, в котором создается ренессансная культура, была Флоренция. Над х створенням майстер працював упродовж майже двох десятилть (з 1416 по 1435). Антония. Таково, например изображение «Воскресения» с южной кафедры.
Скульптор в исполнении придерживался натурализма, который граничил с духовным надломом. Донателло «Давид» (около 1440). Кожа на лице почти так же неровна и морщиниста, как рубище. Им совместно с мастерской было выполнено также четыре рельефа с символами евангелистов изображение мертвого Христа, поддерживаемого ангелами, двенадцать рельефов с ангелами (все — из бронзы), а также рельеф из известняка «Положение во гроб». Скульптор роботи створив рзн за тематикою, в яких проявляться даний деал. Он не случайно украшен изображением дверей, закрытых с западной стороны и приоткрытых с восточной. С помощью диагонали, образуемой жезлом и мечом Гаттамелаты и положением его рук Донателло объединил фигуры всадника и коня в единый цельный силуэт.
Замечательна его мраморная статуя Иоанна в музее Барджелло. Пдсилю просторову люзю використання прийомв прямо перспективи. С августа 1432 по май 1433 Донателло находится в Риме, где вместе со своим другом Брунеллески занимается обмером римских памятников изучает памятники античной скульптуры (по легенде, местные жители считали их кладоискателями). В руках он держит меч, которым только что убил Голиафа.
Движения детей чрезвычайно живы, разнообразны и игривы. Донателло вдправляться в 1443 роц в Падую. Отметим еще незаурядное техническое исполнение «Давида».
В этом смысле его можно сравнить с тем же Караваджо и другими творцами реалистами. «Иоанн Креститель» не проповедник слова божьего, а затворник, удалившийся в пустыню, чтобы преодолеть свой собственный кризис. Все это помогло ему создать первый конный монумент Нового времени, полный величия и благородства (Памятник кондотьеру Гаттамелате, 1445—1453, Падуя, Пьяцца дель Санто). Уже в этой ранней работе проявляется интерес художника к созданию героизированного образа. Антония, в Падуе и изображающем «Положение во гроб».
Местные жители, по легенде, считали двух друзей кладоискателями. 1417, Музей Барджелло «Мадонна Пацци», ок. Одним из самых значительных этапов творчества Донателло являются годы работы в Падуе (1445—1453). Георгя (1415), а також Авакума рем (роки створення – 1423-1426). Использование принципов прямой перспективы усиливает иллюзию пространственности – скульптор, «рисуя» резцом, уподобляется живописцу, пишущему картину («Битва Георгия с драконом», ок. С левой стороны здесь же завершается эфес меча с рукояткой, похожей на крест.
Их нельзя считать портретами, так как они не столько передают внешний облик, сколько внутреннее переживание. Так, Франческо Сфорца, внук мясника, стал герцогом Милана. Донателло должен был чувствовать себя одиноким. Второй статуей для кампанилы была, очевидно, фигура «Бородатого пророка» из правой ниши восточной стороны, выполненная Донателло в декабре 1418 — июле 1420 г. Облик «Бородатого пророка» менее индивидуален, чем-то близок «Се. Он изображен проповедующим и зритель может даже догадаться, о чем он говорит: левой рукой Иоанн указывает на свиток с надписью «Се агнец божий». Третья, стоящая справа от них, обхватила голову руками. Почти четверть века (с 1402 по 1424 г. ) Флоренция развивалась спокойно, без внутренних и внешних конфликтов.
Это намек на то, что из царства мертвых нет возврата. Антония. Пальцы правой руки как бы сами по себе сжимаются в кулак. 1422, Берлин-Далем «Пир Ирода» для купели Сиенского баптистерия, ок.
Родился во Флоренции, в семье богатого чесальщика шерсти Никколо ди Бетто Барди. Работа удалась на славу. Так, очевидно, было и при отливке «Давида». То же напряжение ощущается и в лице. Тут починаться наступний етап його творчост. Его крылья, кажется, еще полны движения. В 1415 строительная комиссия флорентийского собора для украшения кампанилы заказала Донателло статуи пророков, над созданием которых мастер трудился на протяжении почти двадцати лет (1416-35 пять статуй – в Музее Собора).
Донателло был ключевой фигурой в истории ренессансной пластики. Франциск Ассизский изображен сжимающим священное писание и небольшое распятие. Для «Вознесения Иоанна» Донателло использует расположение тондо в парусах купола. Марка» эта статуя дает гораздо большую конкретность образа. Помимо статуи Гаттамелаты, Донателло выполняет в Падуе скульптурный алтарь св.
Петра и завершения ряда других заказов. Его творчество поражает разнообразием новых начинаний. Его кафедра для певчих (1433—1439, Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо), парная к кафедре Луки делла Роббиа, должна была олицетворять строки одного из псалмов Давида, призывавшего восхвалять Господа песнями и плясками. В самой постановке фигуры ощущается неуверенность, слабость, приниженность. Тесная дружба связывала мастера с ведущими архитекторами Флоренции Брунеллески, Микелоццо, а возможно и с живописцем Мазаччо (последний придал одному из своих персонажей портретное сходство с Донателло).
Статуи пророков, выполненные Донателло для кампанилы, по-разному оценивались историками. В 1444 году Донателло предложили отличную работу в Падуе. Они уже мертвы и палач, взобравшись на лестницу, перерубает ноги у злого разбойника. Вокруг он изобразил цветочный узор. Благодаря такому соединению устойчивого положения тела и подвижному контуру фигуры, художник добивается необычайной достоверности образа.
То же самое мы видим и в последнем его произведении, законченном после его смерти учеником его Бертольдо, а именно в барельефах двух кафедр в церкви св. Антония. Его поле деятельности становилось все более широким.
Пять фгур знаходяться в музе собору. Над их созданием мастер работал на протяжении почти двух десятилетий (с 1416 по 1435 год). Главное действие происходит в центре композиции. Марк, можно поверить и его писаниям». Вероятно, примерно в то же время, когда Донателло работал над кафедрами для Флоренции и Прато, он создал бронзовую статую мальчика, которая известна под условным названием «Амур-Атис» (Флоренция, Национальный музей). Самостоятельную творческую деятельность начал ок. В своём искусстве он старался придерживаться максимального реализма. Представление о личности Донателло дает Джорджо Вазари: «Он был человеком чрезвычайно щедрым, любезным и лучше относился к друзьям, чем к самому себе никогда не придавал никакой цены деньгам. ».
Дело было не только в том, что фактически сошло со сцены поколение Донателло (в 1446 г. умер Брунеллески, в 1455 г. — Лоренцо Гиберти), а в том, что флорентийское искусство середины XV в. было очень далеко от исканий мастера. Однако эти импульсы могли быть получены Донателло и вне Рима. В этой фигуре всё значимо. Вазари пишет: «Вещь эта исполнена с великим совершенством художник настолько был удовлетворен этим произведением, что захотел подписаться своим именем». Лишь отдельные фигуры выбиваются из этой общей линии.
Их мраморные мадонны явились популяризацией композиций Донателло. В этих работах преобладает трагическая тема, которую развивает Донателло. Рельефы из жизни св. Стремление к реалистической передаче зрительно убедительного иллюзорного пространства приводит его к созданию «rilievo schiacciato» (сплющенного рельефа), в котором впечатление глубины достигается за счет градации объемов.
В этих работах преобладает трагическая тема, которую развивает Донателло. Глубоким пессимизмом веет от этого рельефа. Хотя Флоренции и угрожали: сначала герцог Милана Джан Галеаццо Висконти, а позднее — неаполитанский король Владислав, ей удалось избежать кровопролитных войн.
Линии в «Битве св. Коленопреклоненный ангел почтительно склоняется перед Марией. Последние, самые большие по размерам статуи, возможно, были выдвинуты вперед, а остальные отступали в глубину, приближаясь к «Мадонне с младенцем». Позднее ее пытались интерпретировать как «Персея» или «Приапа», античного бога плодородия.
Почти восьмиметровая статуя на высоком пьедестале одинаково выразительна со всех сторон. Давид – библейский герой и цель художника воспеть самоотверженность юноши.
Голов pа повернута слишком неестественно. Давид обращен к зрителю, он как бы позирует. На этом этапе он был подлинно народным художником, создававшим свои статуи для площадей и фасадов иначе говоря для широкого обозрения, что полностью соответствовало запросам «гражданственного гуманизма». Подражание античному искусству можно обнаружить в бронзовом барельефе в музее Барджелло во Флоренции изображающем триумф Вакха в полуфигурах Силена и вакханки на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее в Лондоне). Церковь Орсанмикеле (Флоренция)В 1411-1412 гг.
Римские впечатления отразились в таких работах, как табернакль, выполненный для Капеллы дель Сакраменто по заказу Евгения IV (папы), Благовещение (иначе – Алтарь Кавальканти, см. Донателло. Учитывая давние связи Донателло с гуманистами, можно предположить, что статуя «Амура-Атиса» была создана по специально разработанной кем-то из флорентийских эрудитов программе. Первая из статуй, предназначенных для кампанилы, была создана Донателло между 5 декабря 1415 г. и 18 декабря 1418 г. Она отождествляется с так называемым «Безбородым пророком» из левой ниши восточного фасада кампанилы (ныне все статуи заменены копиями и экспонируются в музее собора). Лицо его отличается особой экспрессией.
В Падуе он выполняет конную статую венецианского кондотьера Эразмо де Нарни, по прозвищу Гаттамелата (Черная кошка) (отлита в 1447, установлена в 1453). После завершения литья статуя чеканилась и обрабатывалась специальными скребущими инструментами, напильниками, затем пемзой. Антония (Санто). Особенно известен Святой Георгий – юноша-воин со щитом в руке.