Ни один художник в эпоху кватроченто так полно не выразил демократические идеалы своего времени, как Донателло. Один из величайших старых мастеров повлиял как на современников, так и на более поздние поколения скульпторов и художников, в том числе на Микеланджело и Джованни Бернини, а скульптуры Донателло являются украшением художественных музеях по всей Европе.
Алтарь включал в себя семь больших статуй в натуральную величину и рельефы, среди которых выделяются четыре (с изображением чудес святого Антония), являющиеся своеобразным эталоном рельефа-картины Раннего Возрождения. Предыдущие скульпторы не умели придавать статуям устойчивость и прикрепляли их к стенам. Однако и здесь заметно стремление к конкретизации. Младенец кажется маленьким и беспомощным. Вот таким образом скульптор обращает особое внимание на линейный рисунок. 1457—1460, скульптурная группа Юдифь и Опоферн, Флоренция, площадь Синьории).
Верхний – под откинутой драпировкой дано погрудное изображение Марии с младенцем. В своем «Благовещении» Донателло, без сомнения исходил от свежих римских впечатлений, но сделал это столь тонко и тактично, что ни о каких прямых заимствованиях из произведений античного мастерства здесь не приходится говорить. В богатом декоративном обрамлении рельефа с применением позолоты Донателло хотел оттенить радостный характер развернутой перед зрителем сцены. Образом послужил памятник Марку Аврелию.
Вазари дал прекрасное описание этой статуи: «. Особливо це помтно в зображенн св. Третья, стоящая справа от них, обхватила голову руками.
То же направление видно и в его статуе царя Давида известной под названием Zuccone («головастый») и помещенной в фасадной стороне башни Джотто, во Флоренции. Смятый и нарочито измельченный рисунок драпировок усиливает впечатление беспокойства. Донателло принадлежит рельеф Пир Ирода (1423—1427, Сиена, баптистерий). Все это помогло ему создать первый конный монумент Нового времени, полный величия и благородства (Памятник кондотьеру Гаттамелате, 1445—1453, Падуя, Пьяцца дель Санто). Церковь Санта Кроче (Флоренция)Вот что пишет об этой работе Джорджо Вазари: «Свое имя он прославил созданием Благовещения из песчаника, который помещен в Санта Кроче, на алтаре капеллы Кавальканти.
В позе Юдифи чувствуется решимость и напор. Скульптурный ансамбль Алтаря Св. Лаврентия изображающих Страсти Господни. Скульптор Донателло в период с августа 1432-го по май 1433-го находится в Риме.
Донателло очень тонко использует контрапост для оживления фигуры. Главное украшение католического храма — скульптура и на скульпторов возник спрос. Антония, в Падуе и изображающем «Положение во гроб». Его почти не интересует, как стоит пророк, как ложатся складки одежды.
Создавая его, мастер явно вспоминал Марка Аврелия, хотя его Гаттамелата — вовсе не древний римлянин и к тому же получился «живее» капитолийской статуи. Донателло прожил долгую жизнь, наполненную беззаветным служением искусству. Фигуры размещены на фоне закрытой двери, украшенной тончайшим линейным орнаментом. Показан момент, когда Юдифь заносит меч, чтобы нанести последний удар. Ее голова повернута влево, фигура, грациозно изогнута.
Напряженность и смятение пронизывают композиции рельефов, посвященных деяниям св. Первым бесспорным из дошедших до нас произведений Донателло является его «Давид» в Бар-джелло. Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых. Руки святой сложены перед грудью в молитвенном жесте и, кажется, дрожат от старости.
1430-х, Флоренция, церковь Санта Кроче). Лаврентия изображающим Страсти Господни. Работая над группой, скульптор полностью подчинил фигуру Олоферна фигуре Юдифи.
Донателло отлил ее в 1447 году, а установлена эта работа была немного позже – в 1453-м. Он не оставляет без украшений буквально ни одну поверхность, даже каннелюры пилястр он покрывает чешуйками, он предельно усложняет и цокольную часть и антаблемент (семь полос. ) и завершающую часть в виде полукруглого фронтона с волютами. Статуя сразу привлекла внимание современников, т. к. Отметим еще незаурядное техническое исполнение «Давида». Подлинный сюжет статуи был забыт уже во времена Джорджо Вазари, который упоминает ее под названием «Меркурий». Любопытные произведения Донателло находятся в ризнице церкви св.
Донателло практически в одиночку произвел в скульптуре коренной переворот. Знакомство с его работами очень много значило для творческого формирования Микеланджело. Отличительная черта Донателло состоит в том, что он с одинаковым мастерством изображал и силу и энергию и грацию с миловидностью.
Первой значительной работой Донателло была статуя Иоанна Богослова для фасада собора во Флоренции (1408— 1415, Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо). Вазари рисует Донателло гениальным чудаком, который жил искусством и только ради него. Фигура исполнена достоинства. В творчестве мастера наступил новый период. В рассматриваемой композиции св.
Этот молодой герой стоит непоколебимо, как скала. В противоположность «готической кривой» в большинстве статуй XV в., донателловский Георгий твердо стоит на ногах. Сюжет скульптуры заимствован из «Ветхого завета»: в благородном металле скульптор запечатлел библейского пастуха Давида, который победил великана Голиафа и стал царем Израиля. Позднее данный портал получил также украшение в виде мраморного рельефа Нанни ди Банко (один из наиболее талантливых скульпторов, которые работали с Донателло на раннем этапе его творчества).
Мария показана в сложном повороте. Покровительство Медичи дало ему возможность создать последние шедевры. Свой творческий путь он начал в первые годы нового (XV) века и работал почти до самой смерти (1466), времени, когда создали свои первые произведения Верроккьо, Боттичелли и юный Леонардо да Винчи уже пробовал свои силы в живописи. 1424— 1427, Флоренция, баптистерий). Именно для Евгения IV выполнил Донателло табернакль, который стоял в Капелле дель Сакраменто в папском дворце (теперь находится в сакристии деи Бенефичиати в соборе св. Петра в Риме). Табернакль очень свободно скомпонован, в явной оппозиции к строгим принципам Брунеллески. Фигура принцессы меньше и она выполнена менее выпукло, так как стоит в глубине.
Памятник установлен на площади рядом с собором Санто, недалеко от западного фасада храма. Эразмо вышел из низов, служил Флоренции, папству, а в течение последних десяти лет жизни был генеральным капитаном (то есть главнокомандующим сухопутными войсками) Венецианской республики. Небольшая статуя Давида — одна из самых гармоничных работ Донателло. живописный рельеф. Ему удалось сделать несколько пространственных зон, в которых находятся персонажи. За допомогою дагонал, яку утворюють меч жезл Гаттамелати (прзвисько Еразмо), а також положення рук, обднав фгури коня вершника в цлсний силует скульптор Донателло. Дошла очередь и до дочери царя.
Именно эта особенность позволила отличить «Мадонну Келлини» от копий и совсем недавно, в середине 1970-х гг., рельеф был приобретен музеем Виктории и Альберта в Лондоне. Св. Таким образом, можно считать, что рельеф Донателло стоит у истоков перспективной живописи, которая в XVII—XVIII вв. В свое время на голове Георгия был шлем, в правой руке он держал меч либо копье, левой, опирающейся о щит с эмблемой Флоренции, прижимал к груди ножны. Здесь он вместе с Брунеллески обмеряет памятники города изучает античную скульптуру.
Во-первых, возрастает значение линии. Приём отдельного расположения фигуры (подобно античным) получил развитие в творчестве Донателло. Одним из первых он стал использовать в своих произведениях теорию линейной перспективы. Лицо юноши, полное свежести и благородства.
Тем самым усиливается иллюзия пространства. Голов pа повернута слишком неестественно. Главное действие происходит в центре композиции. Почти восьмиметровая статуя на высоком пьедестале одинаково выразительна со всех сторон. Это еще одно новшество, введенное Донателло. У цих роботах переважа трагчна тема, яку розвива Донателло.
Давид обращен к зрителю, он как бы позирует. На заднем плане за ними наблюдают забавные ангелы. Антония. Заказчиками подобных работ были богатые ремесленные цехи города.
Однако при недавней реставрации статуи обнаружили подпись Донателло и дату — 1438 г. Таким образом, «Амур-Атис» и «Иоанн Креститель» создавались примерно одновременно, хотя они контрастны, как античность и средние века. Скульптури, створен ним у цей перод, дйсно прекрасн. Донателло одним из первых используя язык римской пластики, воплотил в своих статуях гуманистические представления о человеческой личности («Святой Марк», 1411-13 «Святой Георгий», 1415-1417, обе – для церкви Орсанмикеле статуи пророков для колокольни собора Санта-Мария-дель-Фьоре, 1415-36 все – во Флоренции). Напряженность и смятение пронизывают композиции рельефов, посвященных деяниям св. Так или иначе статую «Амура-Атиса» следует рассматривать рядом с танцующими путти кафедр из Флоренции и Прато. Хотя в них и преобладают трагические, скорбные чувства, они вызывают благоговейный трепет в зрителе, так как свидетельствуют о силе человеческого духа.
Линии в «Битве св. Голова Юдифи – одно из прекрасных творений раннего Возрождения. Он выполняет конную статую Эразмо де Нарни (статуя Гаттамелаты). Коленопреклоненный ангел почтительно склоняется перед Марией.
В начале XV в. Флоренция была преуспевавшей в экономическом отношении республикой. Георгия, выполненная по заказу цеха оружейников для Ор Сан Микеле (теперь хранится в Барджелло). Библейские герои (Давид, победитель Голиафа и Юдифь, убившая Олоферна) были излюбленными персонажами флорентийских мастеров, ассоциировались с победами, одержанными маленькой Флоренцией над могущественным Миланским герцогством.
На втором плане поднимаются аркады в раннеренессансном стиле. И в каждом из них Давид предстаёт в особом образе. Георгия (обе завершены в 1415 году), предназначенных для ниш на внешней стороне церкви флорентийских гильдий.
Их самозабвенная пляска полна исступления и удивительного задора. Слегка изогнулся торс Марка. И лишь Мария Магдалина бурно и непосредственно выражает свои чувства. С тех пор начал развиваться скульптурный портрет эпохи Возрождения.
Окрм вищезгадано вн викону ввтар св. С левой стороны здесь же завершается эфес меча с рукояткой, похожей на крест. Марк, можно поверить и его писаниям». Слева мальчик ведет к месту события свою мать, за ней следует странник с узелком. Далее Донателло выполнил мраморную статую Давид с головой Голиафа, которая предназначалась для одного из контрфорсов собора.
Это и делает статую таким неповторимым произведением искусства. Донателло должен был чувствовать себя одиноким. Всего было выполнено 10 статуй пророков и группа Авраам и Исаак. В 1443-53 годах Донателло работал в Падуе над двумя монументальными бронзовыми произведениями: алтарём в базилике Святого Антония Падуанского и конным памятником кондотьеру Гаттамелате (смотри иллюстрацию в статье Возрождение). Это способствовало процветанию торговли.
Немало вопросов вызывает позднее творчество Донателло. Создается впечатление, что все, не связанное с искусством, его абсолютно не интересовало. В самой постановке фигуры ощущается неуверенность, слабость, приниженность. Луки, гильдию живописцев, как художник, скульптор и золотых дел мастер. Гиберти и Бруннелески на всю жизнь остались самыми близкими друзьями скульптора.
В эти же годы после путешествия в Рим в творчестве Донателло происходит усиление антикизирующих тенденций (кантория для собора Санта-Мария-дель-Фьоре, 1439, Музей собора алтарь «Благовещение», 1-я половина 1430-х годов, церковь Санта-Кроче оба – во Флоренции).
Донателло вдправляться в 1443 роц в Падую. Подражание античному искусству можно обнаружить в бронзовом барельефе в музее Барджелло во Флоренции изображающем триумф Вакха в полуфигурах Силена и вакханки на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее в Лондоне). Донателло «Давид» (около 1440).
О том, что представляла собой скульптура до него, Вазари писал впоследствии весьма темпераментно: «Скульпторы, которых мы называем не древними, но старыми, не справлялись с многочисленными трудностями искусства в статуях своих, будь они из мрамора или из металла, не обнаруживая ни мастерства, ни страсти. Это намек на то, что из царства мертвых нет возврата. Донателло же создал свой собственный новый способ рельефа известный как schiacciato («сплющенный»).
Они как бы окаменели от горя. К этому можно добавить, что Донателло так и не обзавелся семьей. Хотя традиционно Донателло принято считать реалистом, более поздние исследования показывают, что нередко в своих работах мастер намеренно, подчеркивал самые неэстетичные стороны жизни. Не менее привлекателен опустившийся перед нею на колени ангел.
Очевидно, Донателло переживал творческий кризис, который мешал ему работать. Эта статуя была выполнена для контрфорса флорентийского собора в 1408-1409 годах, но затем, вероятно по причине ее недостаточно большого размера для столь отдаленного место- рам), положения, передана по приказу синьории в 1416 году в Палаццо Веккьо, где статуя была доработана мастером. Действительно, все в «Марии Магдалине» кажется необычным для искусства Возрождения. Находясь на службе у Венецианской республики, Гаттамелато не потерпел ни одного поражения.
Так что статую св. Однако страдание обладает длительностью во времени. В Риме Донателло побывал и в 1430 году и никакого особого следа это не оставило в его работах. В убранстве алтаря использовался также разноцветный мрамор, смальта и золото.
У Донателло пророки Иеремия и Аввакум – цельные и духовно богатые натуры. Марка и Св. 1424— 1427, Флоренция, баптистерий).
Это узкие, чисто готической формы ниши, увенчанные крутыми стрельчатыми арками. Он объединил два сюжета — передачу ключей и вознесение Христа — в одном рельефе. Донателло изображает Христа в левой части рельефа. Скульптура отличается живостью исполнения. Драматические ноты, всегда присущие произведениям Донателло, достигают наивысшего звучания в его поздних работах – статуе Марии Магдалины (дерево, середина 1450-х годов, Музей собора, Флоренция), свидетельствующей о своеобразном возврате к готике в поисках новых выразительных средств, а также в бронзовой группе «Юдифь и Олоферн» (конец 1450-х годов, Палаццо Веккьо, Флоренция). Недаром он не побоялся обострить на творческой почве свои отношения и с Брунеллески, хотя последний был его другом, приобщившим мастера к новому направлению в искусстве. После «Пиршества Ирода» для сиенского баптистерия самым сложным по композиционному построению является рельеф на тот же сюжет из Музея Викар в Лилле (ок.
В 1430-е для церкви Санта Кроче во Флоренции Донателло создает Алтарь Кавальканти (4, 20 2, 50 м) с рельефом Благовещение, а также Канторию для певчих (кафедру) (1433–1439, Музей собора, Флоренция) для Собора Санта Мария дель Фьоре. «Иоанн Креститель» не проповедник слова божьего, а затворник, удалившийся в пустыню, чтобы преодолеть свой собственный кризис. Чтобы в полной мере оценить разнообразие и оригинальность произведения Донателло, рядом с «Амуром-Атисом» рассмотрим деревянную раскрашенную статую «Иоанна Крестителя», хранящуюся в венецианской церкви Санта Мария Глориоза деи Фрари.
Георгий (1415–1417, Национальный музей, Флоренция), покровителе цеха оружейников, сделанной для церкви Ор Сан Микеле, Донателло создает образ активного защитника отечества, образ мужественного и отважного победителя идеал сильной личности. Для «Вознесения Иоанна» Донателло использует расположение тондо в парусах купола.
Герой изображен обнаженным, его тело абсолютно и прекрасно. Таким образом, в скульптурном алтаре Донателло достигал и живописных эффектов. Жизнь избороздила глубокими морщинами поблёкшее лицо Аввакума, он совсем облысел. Антония и изображениями символов евангелистов.
Изведав высшие почести и вкусив тяготы тюрьмы, бывший папа доживал свои дни во Флоренции. Нижний ярус украшен гирляндами и изображениями добродетелей. Он использовал т. н. Но именно в статуе «Марии Магдалины» он использует особенности дерева столь впечатляюще. Библейские герои (Давид, победитель Голиафа и Юдифь, убившая Олоферна) были излюбленными персонажами флорентийских мастеров, ассоциировались с победами, одержанными маленькой Флоренцией над могущественным Миланским герцогством.
Он готов был взяться за любую интересную работу независимо от оплаты. На протяжении нескольких веков она находятся прямо перед собором святого Антония. Георгия (ок.
Отказавшись от традиционного изображения царя Давида в виде старца с лирой или свитком исламов в руках, Донателло представил Давида юношей в момент торжества над поверженным Голиафом. Приняв за основу положение гуманистов о центральном месте человека в мире, художники Возрождения (или, как его еще называют, Ренессанса) настойчиво искали новые возможности изображения человека. Она удачно прорисована и красиво задрапирована в плащ. Здесь одеяние полностью подчинено телу, прямым отголоском которого оно является.
Некрасивость лиц, напряженность поз, водопад глубоких складок тяжелых одеяний подчеркивает силу экспрессии образов пророков Аввакума, так называемого Дзукконе (ок. Именно такая женщина была способна на подвиг. А это и составляет сущность донателловского образа. Воин протягивает Ироду блюдо с головой Иоанна Предтечи.
Венецианский сенат постановил выполнить волю полководца и для ее осуществления был приглашен Донателло.
Антония, в Падуе и изображающем «Положение во гроб». Антонием. Лицо наездника — идеализированный портрет с интеллектуальным выражением. «Божественный Микеланьоло», так называли его современники, многому научился у Донателло.
Первой крупной работой художника стала роспись фасада церкви Ор Сан Микеле и создание статуй для наружных ниш. В его время это было смелым нововведением. Лестные предложения ждали его и в других городах на севере Италии.
музей Барджелло). В скульптуре Св.
Антония. Дойателло акцентирует в своем героев черты внутренней неуверенности, сомнения, надлома. Его гуманистические друзья подтверждают, что он был знатоком древнего искусства.
На смену обобщенным образам теперь приходят образы резко индивидуализированные. они были приостановлены. И только группа на первом плане резко отличается от равнодушных воинов. Для этого он не гнушался добавить к своим работам совсем непривлекательные черты, чем разрушал всю основу античного искусства, которое до него считалось единственно верным и правильным.
Петра и завершения ряда других заказов. 1415, Флоренция, Нац. Так, в 1443 году Донателло получает приглашение в Падую, где и проживает десять лет. Новую жизнь итальянцы, как и многие после них, начали с ремонта. Вот таким образом хотелось бы найти и в ереванской «Мадонне» детали, созданные самим Донателло. Изобразительное искусство развивалось несколько медленнее.
Мы видели, как в группе «Авраам и Исаак» для кампанилы Донателло впервые столкнулся с проблемой изображения нагого тела. Еще до того как скульптура была представлена общественности, король Неаполя хотел, чтобы Донателло сделал для него такую же конную статую. Высоко над холмом вознесены три креста. Евангелист Марк (1411). Позднее работами руководили Андреа Пизано и Франческо Таленти. 1415, Флоренция, Нац.
Элементы античного ордера даны в неожиданных и произвольных сочетаниях, большую роль играет орнамент, покрывающий почти все плоскости, фигурки ангелов расположены перед коринфскими пилястрами, образуя свободные живописные группы, трактованные в виде горельефа. У него главным является слитность группы, ее неделимость, ее нерасторжимость. Путти Донателло предельно общительны. Изящно ложатся складки одежды. Почти десять лет Донателло работал в Падуе, старом университетском городе, родине глубоко почитаемого в Католической Церкви Святого Антония Падуанского.
Самая крупная статуя «Мадонна с младенцем» располагалась в центре, возможно, дополнительно она отделялась от других фигур колоннами. Донателло создает образ молодого война – он стоит очень прямо, ноги широко расставлены, одна чуть выставлена вперед и выходит за край постамента, ей соответствует выставленное вперед плечо, голова юноши поднята вверх и чуть повернута влево. Чтобы найти аналогии столь смелым перспективным решениям, надо обратиться к рельефам падуанского алтаря и проповеднических кафедр в Сан Лоренцо. Не совсем ясным остается вопрос о времени исполнения табернакля «Благовещение» во флорентинской церкви Санта Кроче343. Статуя выполнена, как уже говорилось из дерева.
Донателло строит образ на игре света и тени. Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых.
Давно умер соперник и единомышленник Донателло Нанни ди Банко. К первому относится его статуя Магдалины (около 1434года, находится во флорентийской Крестильнице). Донателло «Благовещение» (около 1428-1433). В ней чувствуется рука самого Донателло. Кроме вышеуказанной он выполняет алтарь св.
Последнее предположение выглядит наиболее аргументированным. Автор создает свободно стоящую скульптуру, не связанную со стеной здания. Наклон фигуры Иродиады влево отражает наклон женщины, отшатывающейся вправо. Перед нами предстает мощный образ, новый герой эпохи Возрождения.
Но Донателло настоял на то, чтобы все же поставить ее в нишу. Джорджо Вазари пишет о Давиде: «Фигура эта настолько естественна в своей оживленности и мягкости, что художники не хотят верить, что она не отлита с натуры». На коленях стоит богоматерь. За ней располагаются деревья, моделированные очень слабо.
Конный памятник (1447-53) главнокомандующему сухопутными войсками Венецианской республики Эразмо да Нарни известному под прозвищем Гаттамелата, через много столетий воскресил в европейском искусстве античную традицию конных монументов образцом послужила статуя императора Марка Аврелия, которую Донателло видел в Риме. Донателло приближал рельеф к живописи. В своём искусстве он старался придерживаться максимального реализма. Франциск Ассизский изображен сжимающим священное писание и небольшое распятие.
Антония (Санто). Церковь Орсанмикеле (Флоренция)В 1411-1412 гг. В отличие от «Св. Донателло.
– спросил он. Большое влияние на творчество Донателло оказало знакомство с Филиппо Брунеллески. Уже в этой ранней работе проявляется интерес художника к созданию героизированного образа. В левом углу-рельефа изображен рыдающий мальчик, над ним возвышается фигура юноши-атлета, стремительно врывающаяся в рельеф.
Малюючи рзцем, скульптор уподбнються пишучому картину художнику. В руках он держит меч, которым только что убил Голиафа. Донателло вдлив в 1447 роц, а встановлена ця робота була трохи пзнше – в 1453-му. При этом мастер также преуспел, работая в бронзе.
Эти размышления наложили свою печать на его умное и доброе лицо. Опыты в технике рельефа у Донателло также были революционными. Справа, спускаясь по ступенькам лестницы, направляется к гневливому сыну еще один любопытствующий, выражающий жестом свое изумление. Обычно для работ в бронзе Донателло привлекал специалистов — литейщиков.
Чувствуется, как нагрузка торса ложится на ноги, как тяжело свисает плотная ткань одежды. Римские впечатления отразились в таких работах, как табернакль, выполненный для Капеллы дель Сакраменто по заказу Евгения IV (папы), Благовещение (иначе – Алтарь Кавальканти, см. Около 1345—1350 гг. В 1443-1450 годах Донателло живет в Падуе, где работает над созданием алтаря для собора Сант-Антонио.
Он изображен проповедующим и зритель может даже догадаться, о чем он говорит: левой рукой Иоанн указывает на свиток с надписью «Се агнец божий». Она слегка наклонилась, что подчеркнуто изгибом спинки стоящего рядом кресла. Он разговаривал со своими изваяниями, как с живыми людьми. Особенно известен Святой Георгий – юноша-воин со щитом в руке.
Все это одни лишь предположения ив настоящем своем виде табернакль воспринимается как единое целое, в котором рельеф и обрамление органически дополняют друг друга. Сцену «Благовещение» Донателло трактует с большой естественностью, простотой и задушевностью. И в этом проявился его характер. Донателло создал образ Марии в преклонных годах, показав ее уставшей изможденной.
Донателло не впервые обращается к этому излюбленному материалу средневекового искусства. Таково, например изображение «Воскресения» с южной кафедры. В ней сильнее выражен индивидуальный характер человека. Однако это впечатление обманчиво. Совсем другой пафос – героический – отличает его скульптурную группу «Юдифь и Олоферн».
Статуя полна жизни и изящества. В действительности, все эти точки зрения односторонни. Петра мастер мог выполнять для цеха мясников, св.
Учитывая давние связи Донателло с гуманистами, можно предположить, что статуя «Амура-Атиса» была создана по специально разработанной кем-то из флорентийских эрудитов программе. Взгляд зрителя видит свидетелей вознесения изумленно запрокинувших головы вверх. Антония стал переломным моментом в творчестве Донателло. По заказу цеха оружейников мастер выполнил статую «св.
Героизм св. Главное внимание скульптор обращает на лицо пророка. Кондотьер как бы покидает собор, удаляясь от него на спокойно шагающей лошади. Лишь у Дезидерио чувствуется поэтическая одухотворенность образов, восходящая к Донателло. Давид и статуи пророков (примерно 1430-1432 годы) во многом еще связаны с существовавшей в то время позднеготической традицией. Их мраморные мадонны явились популяризацией композиций Донателло.
Основной мотив «Мадонны Келлини» напоминает о «Мадонне Пацци», но легкая грусть раннего рельефа преобразована здесь в драматический образ. Однако во всей фигуре есть что-то мученическое, неестественное. Свисающие вниз лоскутки одежды уподобляются длинным распущенным волосам.
1423—1425) и св. В работах Донателло формируются принципы построения ренессансного рельефа-картины, в котором линейная перспектива (открытая в начале 15 века) объединяется с техникой низкого рельефа известной ещё с античных времён, что позволяло создать иллюзию пространства, ввести архитектурный или пейзажный фон. Рассмотрев вблизи статую св. достигла замечательных эффектов в иллюзионистической передаче пространства.
Эта архаизация вряд ли может быть объяснена только вмешательством учеников. Он обладал характером сложным и независимым. Георгий», которая была установлена во внешней нише церкви Ор Сан Микеле. Донателло родился в 1386 (приблизительно) году в Италии. Может быть, это впечатление усиливает нарочитая построенность «Пира Ирода», Донателло как бы показывает свою эрудицию в области перспективы и умение научного построения композиции. Этот шаг Донателло сделал позднее – в своей стоявшей на колонне статуе «Изобилие», украшавшей старый рынок во Флоренции (1428-1431 не сохранилась) и в статуе обнаженного Давида, также увенчивавшей колонну. Слава Донателло росла с каждым годом и строительная комиссия собора решила заказать ему пять статуй для украшения ниш Кампаниле.
1423—1425) и пророка Иеремии (оба — Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо). Создав множество замечательных работ, мастер миновал уже пятидесятилетний рубеж.
Представление о личности Донателло дает Джорджо Вазари: «Он был человеком чрезвычайно щедрым, любезным и лучше относился к друзьям, чем к самому себе никогда не придавал никакой цены деньгам. ». В 17 веке алтарь был разобран и попытка реконструировать его не увенчалась успехом. В Алтаре и в Кафедре Донателло использует мрамор, терракоту, песчаник, смальту, позолоту, архитектурные элементы – все это приносит этим произведениям яркость и декоративность. Первым городом, в котором создается ренессансная культура, была Флоренция. Чимало запитань виклика пзнше творчсть Донателло.
Работы, выполненные мастером, украшали (и сейчас украшают) многие архитектурные достопримечательности Флоренции: башню Джотто, музей Барджелло, Старый Дворец Казимо Медичи. Она, несомненно, связана с ними тематически. Между ними видны играющие музыканты. Донателло создает великолепный портрет, передающий яркие индивидуальные черты, в то же время – это типичный герой эпохи Возрождения, мужественный, уверенный в себе человек. В 1420—1430-е наиболее полно раскрывается многогранность таланта Донателло. Изваянный из несколько необычного материала — песчаника, он отличается своим поэтическим строем, грациозностью образов и необыкновенным даже для Донателло богатством пластического решения — полные грации и одухотворенности Мария и ангел предстают на фоне великолепного орнамента дверей и треножника, тяжелые складки их одеяний пронизаны движением и в то же время облик персонажей их жесты, позы полны одухотворенности.
Можно находить отголоски римских впечатлений в архитектурных фантазиях лилльского «Пира Ирода», просветленности «Благовещения», языческой стихии пляшущих путти с кафедры соборов Флоренции и Прато. 1408 в мастерских собора во Флоренции, в 1414 получившего название Санта Мария дель Фьоре. В 1411–1412 он создает мраморную статую Св.
Пророки Донателло немолоды и некрасивы, наделены огромной силой духа. Марка» с Ор Сан Микеле. Донателло не только правильно изобразил позу человека (он стоит, опершись на правую ногу, слегка расслабив левую), но так же глубоко понял изменения, которые произошли от этого во всей фигуре. Лишь отдельные фигуры выбиваются из этой общей линии. В нём Донателло был занят работой над украшением собора и церкви Орсанмикеле во Флоренции.
Но в богатой пластической жизни тела с широким использованием контрапоста (выдвинутые вперед правое плечо и нога, повернутая в обратную сторону голова, отставленная назад левая нога) ощущается уже стремление мастера свободно развернуть фигуру в пространстве. Здесь Донателло, стремясь выразить новые гражданственные идеалы, превзошел самого себя, создав один из самых счастливых и жизнерадостных образов ренессансного искусства, близкий по общему своему духу тому, что позднее четко сформулировал Альберти: «безмятежность и спокойствие радостной души, свободной и довольной самой собою». Хотя статуя Георгия стоит в ранее сделанной готической нише, она не вступает с ней в противоречие, так как и в статуе очень сильно выражены вертикальные линии (прямое положение всей фигуры, перекрестье щита, шея, нос). Увидев скульптуру снизу, горожане пришли в восхищение. По своим изобразительным возможностям такой рельеф приближается к живописи (смотри Живописный рельеф), что демонстрируют даже ранние работы Донателло: «Битва святого Георгия с драконом» (Национальный музей Барджелло, около 1415 ранее размещался у подножия статуи святого Георгия), «Пир Ирода» для купели сиенского баптистерия (около 1425) «Передача ключей апостолу Петру» (2-я половина 1420-х годов, Музей Виктории и Альберта, Лондон), «Мадонна Пацци» (около 1430, Государственные музеи, Берлин). Не везде он стремится согласовывать разные планы и иногда отказывается даже от правильной трактовки перспективы.
Впервые в истории итальянского Возрождения с такой классической ясностью была решена проблема устойчивой постановки фигуры. Обычно в сцене благовещения художники изображали симметрично расположенные фигуры ангела и богоматери. Одни апостолы спокойно созерцают происходящее, другие жестами выражают свое изумление.
Вазари пишет: «Вещь эта исполнена с великим совершенством художник настолько был удовлетворен этим произведением, что захотел подписаться своим именем». Умер молодым и художник, наиболее близкий Донателло по духу и жизнеощущению, -— Мазаччо. Тут починаться наступний етап його творчост. Одно из них открыто совсем недавно и может считаться вполне подтвержденным документами.
Георгия (1415 год), а также Аввакума и Иеремии (годы создания – 1423-1426). Таким образом, Донателло работал в двух стилях: реалистическом и классическом. Донателло пытается решить сложные проблемы, но ему не хватает знания, опыта и умения.
Тесная дружба связывала мастера с ведущими архитекторами Флоренции Брунеллески, Микелоццо, а возможно и с живописцем Мазаччо (последний придал одному из своих персонажей портретное сходство с Донателло). Статуя эта— портрет современника, с большой лысой головой. Их судьба иногда была драматической. Все в этой фигуре весомо и материально.
Георгий внешне спокоен, но за его спокойствием чувствуется огромное напряжение воли. Всего было выполнено 10 статуй пророков и группа Авраам и Исаак. Несмотря на небольшие размеры рельефа, он охватывает панораму Голгофы.
Лаврентия, во Флоренции. Они не натуралистичны, так как Донателло никогда не повторял натуру механически, а обобщал, отбрасывая второстепенное, ненужное. ляться деньги на украшение города Первая из статуй, предназначенных для кампанилы, была создана Донателло между 5 декабря 1415 г. и 18 декабря 1418 г. Она отождествляется с так называемым «Безбородым пророком» из левой ниши восточного фасада кампанилы (ныне все статуи заменены копиями и экспонируются в музее собора). Более того, «очеловечивая» статуи святых, мастер начал придавать им сходство с конкретными людьми. Здесь представлены родные и друзья Христа.
Позднее ее пытались интерпретировать как «Персея» или «Приапа», античного бога плодородия. Скульптор цей в пзнй перод творчост створив не так багато цкавих робт. Его кафедра для певчих (1433—1439, Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо), парная к кафедре Луки делла Роббиа, должна была олицетворять строки одного из псалмов Давида, призывавшего восхвалять Господа песнями и плясками.
Завершение работы над памятником сопровождалось задержками. Гармоничное спокойствие делает Давида самым классическим из произведений Донателло. Общая конфигурация группы первого плана приближается к овалу, разомкнутому в середине. С помощью диагонали, которую образуют меч и жезл Гаттамелаты (прозвище Эразмо), а также положения рук, объединил фигуры коня и всадника в цельный силуэт скульптор Донателло. В 1686 Кантория Донателло в Соборе была заменена, долгое время в разобранном виде хранилась во дворе Барджелло, позже перенесена в Музей собора.
Марка — по найму льнопрядильщиков. Антония в Падуе. В 1986 проводилась реставрация, в настоящее время статуя выставлена в Палаццо Веккио. Возможно, это был уже второй визит скульптора в Вечный город. Цецилии, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится в Англии).
Совместно с Микелоццо ди Бартоломмео Донателло исполнил гробницу антипапы Иоанна XXIII во флорентийском баптистерии (1425-1427), продолжив традиции Проторенессанса и вместе с тем создав образец ренессансного пристенного надгробия для нескольких поколений итальянских скульпторов. Ее часто называют кампанилой Джотто, хотя на самом деле великий художник принял участие только в строительстве нижнего яруса. Статуя предназначалась для фонтана во внутреннем дворе палаццо Медичи. Еще дальше застыл в благоговейном молчании Иоанн евангелист. Из 10 скульптур, украсивших внешние стены церкви, Донателло принадлежат статуи евангелиста Марка (1411—1413), св.
Цоколь статуи Святого Георгия украшает мраморный рельеф Битва Святого Георгия с драконом (около 1417 года). Художественный язык кафедр необычен и сложен, причем иногда нарочито архаизирован. Фасад же церкви остался неоконченным. Филиппа», также установленную в нише Ор Сан Микеле. нателло.
Марка» эта статуя дает гораздо большую конкретность образа. Георгия — на деньги оружейников, а св. Особенно это заметно в изображении св. Пророки Донателло немолоды и некрасивы, наделены огромной силой духа. Его кафедра для певчих (1433—1439, Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо), парная к кафедре Луки делла Роббиа, должна была олицетворять строки одного из псалмов Давида, призывавшего восхвалять Господа песнями и плясками. Драматизм, острая экспрессия пронизывают рельефы двух бронзовых скульптур кафедры церкви Сан Лоренцо — последней его работы (1460-е).
Фигура Марка пропорциональна, устойчива и монументальна. В феврале 1421 г. скульптор безвременно скончался. А бескорыстие «амбициозного» ваятеля доходило до того, что он поставил у дверей своей мастерской корзину с деньгами, чтобы его нуждающиеся друзья имели средства для существования. Но даже и там трудно найти образы, столь живые и столь активные. Антония (Санто). Самостоятельную творческую деятельность начал ок.
В 1433 г. он завершил мраморную кафедру флорентийского собора. Марка» эта статуя дает гораздо большую конкретность образа. В конце XVI в. алтарь был разобран. С какой бы точки зритель ни смотрел на произведение, он видит одни и те же контуры.
Ее движение вправо, за пределы алтаря, остановлено жестом ангела. Давид – библейский герой и цель художника воспеть самоотверженность юноши. Примерно в то же время, когда Донателло работал над «Св. Он был сыном булочника и одним из прославленных полководцев этого времени. Антония (1447—1450, Падуя, базилика Сант Антонио), в композицию которого входит 7 бронзовых статуй и более 20 рельефов, посвященных жизни и деяниям св. Пальцы полусогнуты, ладони не в силах крепко прижаться друг к другу. Дело в том, что почти все пророки лишены атрибутов.
С такими он был непреклонен. Над лежащим и отбивающимся юношей склонился св. Это исхудалая старуха с длинными волосами. Людовика Тулузского (ок. В 1412 Донателло был принят в гильдию Св. Надгробие делится на три яруса.
Если бы скульптор ограничился ею, его произведение можно было бы считать удачным. Библейский пастух, победитель великана Голиафа, - один из излюбленных образов Ренессанса. Ему неведома донателловская мощь. музей Барджелло). История Вазари прекрасно иллюстрирует непрактичность Донателло.
Для цеха льнопрядильщиков Донателло создал около 1411— 1413 гг. Второй статуей для кампанилы была, очевидно, фигура «Бородатого пророка» из правой ниши восточной стороны, выполненная Донателло в декабре 1418 — июле 1420 г. Облик «Бородатого пророка» менее индивидуален, чем-то близок «Се. Но это не простой мальчик. Богоматерь держит на руках младенца и, лаская, прижимается к нему лицом.
Эта тема позволила создать грандиозную композицию. Но и этого ему мало. Статуи пророков, выполненные Донателло для кампанилы, по-разному оценивались историками. Этот же мотив Донателло повторил в наружной, украшающей один из внешних углов здания кафедре собора в Прато (1424—1438).
Им совместно с мастерской было выполнено также четыре рельефа с символами евангелистов изображение мертвого Христа, поддерживаемого ангелами, двенадцать рельефов с ангелами (все — из бронзы), а также рельеф из известняка «Положение во гроб». Скульптуры, созданные им в этот период, действительно великолепны. О популярности, которой в XV в. пользовалась «Мадонна Пацци», свидетельствуют многочисленные ее копии в дешевых материалах (гипс, терракота), а также ряд близких по композиции рельефов, вышедших, — очевидно из мастерской Донателло.
Фигура Марка необычайно устойчива и монументальна. Это первое истинно ренессансное произведение скульптуры. Филипп» изображен стоящим в спокойной и непринужденной позе. Донателло переживал очевидный упадок в творчестве в течение последних трех лет в Падуе. Антония.
Однако рука Юдифи, держащая меч, лишена силы. Скульптор в исполнении придерживался натурализма, который граничил с духовным надломом. Вн викону кнну статую Еразмо де Нарни (статуя Гаттамелати).
Художник воплощает здесь гармонический образ, воплотивший идеал ренессансного человека. Эту церковь городские цеха украшали изображениями своих святых патронов. Работы в Старой сакристии привели к размолвке с другом юности — Филиппо Брунеллески.
Этот же мотив Донателло повторил в наружной, украшающей один из внешних углов здания кафедре собора в Прато (1424—1438). В центре в трагическом оцепенении сидит богоматерь. Крест на щите определял ось фигуры и ее направление вверх (вертикаль прямо стоящего тела) и вширь (горизонталь плеч).
Почти четверть века (с 1402 по 1424 г. ) Флоренция развивалась спокойно, без внутренних и внешних конфликтов. Статуя Святого Георгия является прекрасным наполнением готической ниши. В середине 1410-х попечители собора Санта Мария дель Фьоре поручили Донателло, Чуффаньи и Россо украсить фасады кампанилы — колокольни собора — статуями ветхозаветных пророков. По мере роста своей репутации, Донателло получал все новые заказы, среди которых была и статуя Давида из бронзы для дворца Казимо Медичи. Внешность пророков, особенно характерные индивидуальные черты лица, вдохновленные древними романскими портретами, обладает исключительной выразительной силой и производит впечатление на каждого без исключения зрителя. Латы, напоминающие римские, голова, обнаженная на античный манер, – все это обращение к античной традиции.
Этот папа совмещал в себе все противоречия века. «Скажи мне, Донато, Положа руку на сердце, Кто из льстецов тебе милее, Тот ли, кто трубит Изо всех сил, Или тот, кто еще сильнее Бьет в литавры. » — не без иронии написал Филиппе Брунеллески своему приятелю скульптору Донато ди Никколо ди Бетто Барди, по прозвищу Донателло. Скульптор этот в поздний период творчества создал не так много интересных работ.
Нелегкие, порой мучительные поиски, сопровождавшие работу над предыдущими статуями, завершились созданием произведения, которое, кажется, рождено мгновенно, в момент высокого творческого вдохновения. На лице его застыла гримаса страдания. Первая из статуй, предназначенных для кампанилы, была создана Донателло между 5 декабря 1415 г. и 18 декабря 1418 г. Она отождествляется с так называемым «Безбородым пророком» из левой ниши восточного фасада кампанилы (ныне все статуи заменены копиями и экспонируются в музее собора).
Кожа на лице почти так же неровна и морщиниста, как рубище. Донателло всегда требовал художественной свободы и отказывался подстраивать свои работы под общепринятые правила и стандарты. В художественной жизни Флоренции 1440-х гг. Бородатый воин собирается пронзить тело Христа копьем. Тяжесть тела покоится в основном на правой, прямо поставленной ноге, оттененной вертикальными складками одеяния. Не подлежит сомнению, что Донателло мог оставаться и дальше в Падуе.
Донателло первым создал образ одухотворенной человеческой личности. Донателло удается передать в ней ощущение легкости. Она возникла около середины второго десятилетия (1415-1417)- В «Георгии» Донателло наиболее полно воплотил новый гражданственный идеал.
Это один из первых ренессансных конных монументов. В его власти было передать нечто глубокое, скрытое от глаз других. Донателло передавал страсти резко, с некоторою жесткостью иногда даже в отталкивающих формах, как например, в выполненном из крашеного гипса барельефе «Положение во гроб», находящемся в церкви Св.
Одна из лучших его работ, бронзовый «Давид», украсила внутренний дворик дома Козимо Медичи, одного из правителей Флоренции.
Предполагают, что это была сложная многофигурная композиция. Вазари заключает биографию Донателло словами своего соотечественника — коллекционера, знатока искусств и автора жизнеописаний художников Винченцо Боргини, которые выразительно подчеркивают сходство обоих великих скульпторов: «Либо дух Д-нато проявляется в Буонаррото, либо дух Буонаррото себя предвосхитил, проявившись в Донато». Ни одна часть (в том числе и наискось поставленный щит) не выступает из плоскости, руки прижаты к телу, завязанный узлом плащ крепко охватывает корпус. В настоящее время эти статуи находятся в музее собора во Флоренции. У Донателло нередко одни и те же мотивы повторяются в разные периоды жизни, но применяются в различных аспектах и в различном толковании. Во время пребывания в Риме Донателло выполнил еще две надгробные плиты – папы Мартина V в Сан Джованни ин Латерано (Донателло принадлежат только голова и руки, все остальное – работа флорентийского ювелира Симоне Гини, отливавшего плиту) и Джованни Кри-велли в Санта Мария ин Арачели (полустерлась).
Но фигура Олоферна вносит в группу неприятный диссонанс. Наибольшее рвение в этом деле проявила Флоренция.
В череде последних работ ваятеля выделяются бронзовая группа «Юдифь и Олоферн», созданная около 1456 года и полная драматического надрыва деревянная статуя Марии Магдалины. Это был период активизации многолетних работ по украшению собора. Совсем другое у Донателло.
Плоский рельеф изображающий голову в профиль св. Марка». Другое дело, что она рассчитана именно на то, чтобы производить хаотическое впечатление.
Строгий аскет, не порывавший связей с монастырской средой, он был в то же время любителем драгоценностей, шпалер, шитья. Перед жителями Флоренции предстала лёгкая, простая, понятная и гармоничная капелла. Георгия» красивы и выразительны.
К этому периоду относится монументальный рельеф Благовещение (Алтарь Кавальканти, 1-я пол. В этой фигуре всё значимо. Статуя отображает портрет современника, с большой лысой головой. Тектоника человеческого тела прочувствована Донателло с предельной глубиной и ясностью. Его слава, усиленная многочисленными восторженными отзывами, распространилась повсюду.
Вероятно, примерно в то же время, когда Донателло работал над кафедрами для Флоренции и Прато, он создал бронзовую статую мальчика, которая известна под условным названием «Амур-Атис» (Флоренция, Национальный музей). Скульптор у виконанн дотримувався натуралзму, який межував з духовним надламом. Лицо его отличается особой экспрессией. Их различали не по чертам или выражению лица. Марка (1412), св.
Донателло выполнил всего две работы между 1450 и 1455 годами — деревянная статуя Св. Георгия» и «Св. Марка для церкви Ор Сан-Микеле, заказчики разочаровались было и решили от нее отказаться. Столь же выразительно и лицо пророка. Мрамор.
В её лице отражены кротость и благодарность за неожиданный Дар». До поездки в Рим у Донателло преобладало реалистическое направление творчества. Красив мотив струящихся складок одежды. Антоний, держащий его за ногу обеими руками. фото ниже), певческая трибуна одного из флорентийских соборов, а также наружная кафедра, выполненная для собора в Прато (время создания – 1434-1438 годы). Современники поняли его не сразу.
Скульптор роботи створив рзн за тематикою, в яких проявляться даний деал. Донателло вознес более чем трехметровую статую на восьмиметровый постамент. Совместно с Микелоццо ди Бартоломео (1396–1472) Донателло работает над надгробием Бальтасаре Косса (папы Иоанна XXIII) (1424–1427), которое находится в Баптистерии Собора.
В этом смысле его можно сравнить с тем же Караваджо и другими творцами реалистами. Часто Донателло отказывается от любимого им «сплющенного» рельефа в пользу более высокого. «Св. Донателло так обрабатывает переднюю сторону статуи (а она рассчитана на рассмотрение с фронтальной точки зрения), что она воспринимается как своего рода рельеф. Все это помогло ему создать первый конный монумент Нового времени, полный величия и благородства (Памятник кондотьеру Гаттамелате, 1445—1453, Падуя, Пьяцца дель Санто).
Их место — рядом с последними скульптурами Микеланджело и поздними квартетами Бетховена, росписями «дома глухого» Гойи и последними картинами Рембрандта. Это качество старый, больной Донателло сохранил до своих последних дней. Предводители таких отрядов назывались кондотьерами. Но достоверными эти сведения считать нельзя.
1430-х, Флоренция, церковь Санта Кроче). Георгия (ок.
Движения детей чрезвычайно живы, разнообразны и игривы. Но «Амур-Атис» вызывает в памяти и «Давида». Георгий был покровителем воинов и оружейников. Появление трагического в произведениях Донателло не случайно. Пребывание Донателло в Риме относится к 1432—1433 гг.
Мы много знаем о Донателло-художнике — о нем свидетельствуют его произведения, но мало знаем о Донателло-человеке. Георгием», его единомышленник и соперник Нанни ди Банко создал статую «Св. Подобная трактовка лишает фигуру всякой статичности, что тонко подметил уже Вазари. Людовика Тулузского (ок. В его правой руке — тяжелый меч.
После создания этой скульптуры утвердилась слава Донателло как величайшего скульптора. Брунеллески всячески подчеркивал плоскости стен, выделяя членения главным образом при помощи цвета. Обнаженный Давид (1, 58 м) стоит в несколько расслабленной позе, глядя вниз, на голове пастушеская шляпа, увенчанная лавровым венком. – Не страшись и будь спокойна». Цецилии в профиль, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится в Англии).
Однако эти импульсы могли быть получены Донателло и вне Рима. Спящие у ног Христа стражники тоже пребывают в заколдованном мире. Невольно приходят на память вакхические игры изображенные на античных саркофагах. Композиция была составлена из статуй Мадонны с Младенцем, Распятия (располагается теперь высоко над алтарем Святого Франциска) и ряда прочих фигур изначальный порядок расстановки которых был позже изменен. Грозная воительница в роскошном платье, строгие складки которого придают торжественное величие ее фигуре, подняла меч над головой, у ног безвольного Олоферна, еще секунда – и меч нанесет последний удар.
Подобная композиция трудна для исполнения. Так, Франческо Сфорца, внук мясника, стал герцогом Милана. Именно Брунеллески приобщил его к гуманистическим идеям, к манере работать allantica (в античном духе), которая начала получать распространение. Марку» с Ор Сан Микеле. Судя по крыльям, он мог бы быть Амуром.
«А ты уверуешь в моего Бога. В действительности, все эти точки зрения односторонни. Пейзаж (холмы), который стал фоном действий рельефа – это тоже инновационный для того времени приём.
Произведения Донателло в ризнице церкви Св. Надгробие, примыкающее к стене и находящееся между двумя колоннами, украшенное элементами классической архитектуры (пилястрами, карнизами, консолями) является роскошным архитектурным сооружением. После сильного пожара монастырь Санта Кроче нуждался в реконструкции. Несмотря на поступление других предложений, ни одно из них не было реализовано.
Скульптор всячески подчеркивает ее дряхлость, доходя порой до натурализма: лицо покрыто морщинами, волосы грязны и нечесаны, глаза кажутся слезящимися, во рту выделены два сохранившихся зуба. Местоположение статуи не изменилось. Глубоким пессимизмом веет от этого рельефа. Цецилии, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится теперь в Англии).
Йому вдалося зробити клька просторових зон, в яких знаходяться персонаж. Работа удалась на славу. Но спорить с Донателло было не так-то просто.
Так, очевидно, было и при отливке «Давида». Брезгливой гримасой тронут его рот. Одна нога едва видна, другая совсем скрыта под ворохом драпировок. (одним из исключений было, как говорилось, продолжение работ над статуями для кампанилы).
Над х створенням майстер працював упродовж майже двох десятилть (з 1416 по 1435). Так подчеркнута глубина рельефа. Донателло отправляется в 1443 году в Падую.
Очень выразительно лицо Юдифи, которое не только прекрасно, но и величественно. Фигуры трех из них вообще показаны намеками. Такие смелые сочетания мог себе позволить только Донателло при всем своем несколько нарочитом богатстве они все же не выглядят у него насилием над формой. Одна из главных работ Донателло 30-х годов – кантория (певческая трибуна) во флорентийском соборе (1433-1439) – И она имеет очень богатое декоративное обрамление: все плоскости покрыты орнаментом, фон и колонны испещрены углублениями, заполненными золотой пастой, что создавало эффект мерцающей мозаики. Он восторженно отзывался о статуе «Св. Тогда свиток в руках Давида был сменен на пращу, которая получила призывающую к гражданским подвигам надпись: «Тем, кто храбро сражается за родину, боги даруют помощь даже против самых страшных противников».
Хотя Давид изображен с мертвой головой поверженного Голиафа у ног, стройная и женственная фигура юноши заставляет усомниться, что он мог нанести смертельный удар такому сильному противнику. Наверху, на тяжелом аттике, помещен рельеф «Оплакивание Христа», выполненный в технике rilievo schiacciato. В самых ранних работах скульптора ещё ощутимы отголоски готической традиции («Давид», 1409, Национальный музей Барджелло, Флоренция), которые постепенно преодолеваются благодаря освоению античного наследия. Несколько лет спустя в Падуе он отлил в бронзе статую военачальника Эразмо де Нарни по прозвищу Гаттамелата (Пестрая Кошка) — первый конный памятник в искусстве Возрождения.
Позже Георгий был заменен копией, а оригинал находится в Национальном Музее. Ряд композицй були закнчен вже псля смерт майстра його учнями – Бертольдо Беллаго. Начиная с этой вещи Донателло вступает в период «бури и натиска», создавая на протяжении второго и третьего десятилетий один шедевр за другим, которые открывают новую эпоху в искусстве. По сравнению с «Иоанном» «Лука» Нанни кажется более элегантным, более пропорционально сложенным, более хрупким.
В сочетании перспективы и тонкой градации объемов мастер достигает невиданных дотоле пространственных эффектов, особенно в средней части рельефа, где в глубине виднеется группа фигур, едва намеченных врезанными в поверхность мрамора линиями. Пять фигур находятся в музее собора. Затем, вознеся молитву, он просил явить знамение и повергнуть хищника к его ногам.
Только поднятый на большую высоту памятник мог восприниматься как цельное, самостоятельное произведение рядом с расплывающейся громадой собора, тем более что Донателло направил движение лошади перпендикулярно основной оси собора. Лаврентия изображающих Страсти Господни. Молодая Мария отпрянула от ангела испуганная его неожиданным появлением. Он красиво закутан в одежду, напоминающую тогу.
Марка (Музей собора, Флоренция) для церкви Ор Сан Микеле исполненную для одной из наружных ниш церкви. Донателло представил её глубокой старухой, одетой в лохмотья. Подражание античному искусству мы находим и в бронзовом барельефе музея Барджелло, во Флоренции изображающем триумф Вакха, равно как и в полуфигурах Силена и вакханки, на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее, в Лондоне).
Вот таким образом богоматерь, Иоанн, другие святые показаны в статуарных позах. Из рельефов в стуке наиболее интересны два, показывающие сцены из истории Иоанна евангелиста. За мягкость и вкрадчивость манер, которые напоминали современникам кошку, выслеживающую добычу, он получил прозвище «Гаттамелата», что может быть переведено как «Медоточивая кошка».
Кажется, нет такой силы в мире, которая способна сдвинуть его с места. Не все находки мастера можно считать удачными, но некоторые из них поразительны. 1455–1460). Это типичный представитель эпохи Возрождения, когда общественное положение человека определяли «его способности и плюс немного везения». А то, что находится еще дальше, — показано гравировкой.
Марка (1412 год), св. Та же мучительная раздвоенность заметна и в других статуях алтаря Санто. Они прыгают, скачут, радуются, брыкаются. Местные жители, по легенде, считали двух друзей кладоискателями. То же напряжение ощущается и в лице. От скульптора требовалось лишь одно – проявить свои умения и отлить бронзовую статую.
Одним из самых значительных этапов творчества Донателло являются годы работы в Падуе (1445—1453). Движения детей чрезвычайно живы, разнообразны и игривы. Это одна из трёх скульптурных портретов, выполненных Донателло. «Св.
Но все они так обработаны, чтобы выявить жизнь скрывающегося за ними тела. Св. Донателло изобразил полуобнаженного ребенка, который стоит, подняв руки вверх.
Его творчество поражает разнообразием новых начинаний. Пальцы правой руки как бы сами по себе сжимаются в кулак. Одна нога едва видна, другая совсем скрыта под ворохом драпировок. Скульптор был приглашен сюда венецианскими властями для увековечения памяти главнокомандующего венецианскими сухопутными войсками уроженца Падуи Эразмо де Нарни по прозвищу Гаттамелата (хитрая кошка).
А Брунеллески он был обязан многим. Вероятно, в настоящем своем виде, когда ее пластические качества выступают с большей рельефностью, статуя только выиграла. На первый взгляд может показаться, что Донателло изобразил Георгия в строгой фронтальной позе. Очевидно, ереванский рельеф был создан одним из учеников Донателло по его рисунку и под его непосредственным руководством в начале 1430-х гг.
Антония. Брови нахмурены, глаза, кажется, прикованы к чему-то, находящемуся слева от него. Обычно воскресший Христос помещался в центре композиции, паря над спящими стражниками. К этому периоду относится монументальный рельеф Благовещение (Алтарь Кавальканти, 1-я пол. В 1444 году Донателло предложили отличную работу в Падуе.
Удачно передано движение ангела. музей Барджелло). Им снятся тяжелые мучительные сны, заставившие их принять такие неудобные позы.
Дело было не только в том, что фактически сошло со сцены поколение Донателло (в 1446 г. умер Брунеллески, в 1455 г. — Лоренцо Гиберти), а в том, что флорентийское искусство середины XV в. было очень далеко от исканий мастера. Эту величественную скульптуру можно увидеть и сегодня.
Линии профиля определенны и чеканны. Фигуры располагались на так называемом столе, сильно выступающем вперед. Эти работы затянулись на долгие годы, тем более что в конце 1420-х гг. Однако ни лицо богоматери, ни фигурка младенца не могут претендоваать на авторство великого скульптора. С неба сошел глас: «Твои молитвы дошли, делай, что задумал». За внешним спокойствием угадывается колоссальная активность.
Ноги и левая рука его не вписываются в контур группы. Барельефы Донателло, заключённые в восемь медальонов и заказанные Козимо Медичи для внутреннего портика его дворца, где они находятся и поныне, возможно, представляют собой копии с античных образцов. Он показан как символ победы над врагами Флоренции. Первые упоминания о Донателло относятся к 1404 и 1407, когда он работал в мастерской Гиберти.
Они выделяют главное и стушевываются на второстепенном. Удивительна судьба этого города. Родился во Флоренции, в семье богатого чесальщика шерсти Никколо ди Бетто Барди.
Прекрасен, полон жизни боевой конь полководца, слегка повернувший голову влево и остановивший мерный шаг, опираясь одной из передних ног на шар спокоен и невозмутим восседающий на нем полководец с немолодым лицом. Это первое путешествие отвергалось многими исследователями, особенно в конце XIX в., так как римские впечатления никак не отразились в первых произведениях Донателло. Христианская легенда о спасении св. В Падуе Донателло создает еще одно выдающееся произведение – Конную статую кондотьера Гаттамелаты (1447–1453).
Донателловским фигурам с их мощной пластикой было слишком тесно в отведенном им пространстве (теперь статуи хранятся в Музее собора). Практически сразу после приезда скульптор начинает работать над конной статуей кондотьера и дипломата Эразмо де Нарни (прозвище Гаттамелата). У ног мальчика изображена змея, что напоминает легенду о Геркулесе-младенце. Он весь погружен в глубокое и тяжелое раздумье о чем-то неизбежном и безвозвратном.
Бронзовый памятник, увековечивший полководца Эразмо да Нарни по прозвищу Гаттамелата (переводится как «пятнистая кошка»), расположен на площади перед Собором св. Из 10 скульптур, украсивших внешние стены церкви, Донателло принадлежат статуи евангелиста Марка (1411—1413), св. Бронзовая статуя (3, 20 м высотой) возвышается на восьмиметровом каменном постаменте.
Отсюда рождается та цельность, в которой тело неотделимо от одеяния и одеяние от тела. Пришедшие на смену поколения скульпторов последовали его примеру. На самом деле фигура полна движения, но сдержанного движения. В фигуре «Давида» использованы, несомненно и впечатления от античных статуй и опыт изучения человеческого тела. Марк, можно поверить и его писаниям».
Данная статуя Гаттамелаты (1447-1453 года) – первый свободно стоящий конный монумент, который был сотворен в Европе со времен античности. Данное произведение должно было изображать кондотьера Гаттамелаты.
Ее декор выполнен строго в ренессансном стиле и отличается простотой. И все дело не только его в уникальном мастерстве. Скульптор был приглашен сюда венецианскими властями для увековечения памяти главнокомандующего венецианскими сухопутными войсками уроженца Падуи Эразмо де Нарни по прозвищу Гаттамелата (хитрая кошка).
Статуя Георгия – одна из вершин творчества Донателло. 1423—1425) и св. Его крылья, кажется, еще полны движения. Дослди в технц рельфу у Донателло також були революцйними. Широкое использование контрапоста (отставленное назад правое плечо, слегка повернутая в другую сторону голова, отодвинутая вглубь левая нога, небольшой изгиб корпуса) позволило скульптору внести большое разнообразие в трактовку драпировок. Эта скульптура демонстрирует отход от традиционных канонов христианского искусства: удивляет женственность главного героя, а также степень его обнаженности (это была одна из первых настолько откровенных работ, созданных в эпоху Возрождения). На смену бестелесным образам средних веков пришли яркие, конкретные, жизненные образы.
Последние, самые большие по размерам статуи, возможно, были выдвинуты вперед, а остальные отступали в глубину, приближаясь к «Мадонне с младенцем». Он возродил изображение наготы в статуарной пластике, положил начало скульптурному портрету, отлил первый бронзовый памятник, создал новый тип надгробия, попытался решить задачу свободно стоящей группы. Антония. По словам Вазари, статуя Давида была создана по заказу Козимо Медичи. Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых.
Усиливает пространственную иллюзию использование приемов прямой перспективы. Перейдём к первому периоду, длившемуся до 1443 года. К первому относится его статуя Магдалины (около 1454 года, находится во флорентийской Крестильнице) изображающая исхудалую старуху с длинными волосами. Уже на рубеже XIII и XIV вв. Плоский рельеф изображающий голову в профиль св. У пророка — высокий изборожденный морщинами лоб, нос с горбинкой, печальные глаза.
Возведение капеллы было задачей для Филлипо Брунеллески. Чином послужив памятник Марка Авреля. Контур фигуры святого достаточно четок, а линии, передающие далекий пейзаж, едва заметны. Над их созданием мастер работал на протяжении почти двух десятилетий (с 1416 по 1435 год). Здесь и портик и арки и лоджии и порталы и ведущая вглубь лестница. Масштабы фигур точно соотносятся с другими планами и между собой.
Их крепкие фигуры скрыты тяжёлыми складками плащей. Его почти не интересует, как стоит пророк, как ложатся складки одежды. В 1403-07 обучался в мастерской Лоренцо Гиберти, где изучил технику бронзового литья. Рисуя резцом, скульптор уподобляется пишущему картину художнику. Замечательна его мраморная статуя Иоанна в музее Барджелло. Он довел до совершенства бронзовое литье и моделировку мрамора. 1423—1425) и пророка Иеремии (оба — Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо).
То же направление видно в его статуе царя Давида известной под названием Zuccone («головастый») и помещенной в фасадной стороне башни Джотто, во Флоренции. Автором пьедестала был Дезидерио да Сеттиньяно. Давид – библейский персонаж, псалмопевец. Тем не менее эта конкретность содержит в себе глубокое освоение и обобщение натуры. Скульптор работы создал различные по тематике, в которых проявляется данный идеал. Три сюжета южной кафедры, различные по времени и месту действия, — «Сошествие во ад», «Воскресение» и «Вознесение» — не имеют четких границ, они разделены лишь плоскими лопатками. Вверху изображены летающие ангелы. Трагический образ, созданный Донателло, отличается удивительной жизненностью.
Задача автора – прославить непобедимого героя, который не знает «какого цвета страх». Собравшиеся люди с изумлением наблюдают за необычной операцией. К началу XV века флорентийцы почувствовали настоятельную необходимость обновить ряд городских зданий — церквей, собора, крестильни (баптистерия). Они веселятся не в одиночку, а гурьбой. Георгия» и «Св. Слева композиция замкнута скалой, справа — уходящей в глубину аркадой.
В статуях пророков Донателло особенно подчёркивал их характерные черты, грубоватые, даже уродливые, но живые и естественные. Георгя (1415), а також Авакума рем (роки створення – 1423-1426). В отличие от «Св. Массивная голова с осанистой бородой, мужественное, сильное лицо, тяжелые, привыкшие к труду руки придают Иоанну такую внушительность, которая невольно заставляет вспомнить о «Моисее» Микеланджело. На его лице веселая улыбка.
Знатоки признавали, что «чувствует храп и дрожь коня, а в фигуре всадника — его великое мужество и неукротимость» и заодно воздавали должное солидным размерам памятника. Пдсилю просторову люзю використання прийомв прямо перспективи. Здесь начинается следующий этап его творчества. Небольшая статуя Давида — одна из самых гармоничных работ Донателло.
В 1453 году перед собором Сант-Антонио был установлен конный монумент в честь кондотьера Эразмо ди Нарни, прозванного Гаттамелато (пятнистая кошка). Произведения Донателло находятся в ризнице церкви св. С августа 1432 года по май 1433 года Донателло находился в Риме. музей Барджелло).
Однако колоссальный пьедестал Гаттамелаты имеет и символическое значение. Эта статуя стала предком всех конноспортивных памятников, построенных с тех пор. Впервые в истории Возрождения Донателло решил проблему устойчивости фигуры. Георгий и дракон изображены в довольно высоком рельефе. Хотя документы указывают на более раннее (1411-1413) возникновение статуи евангелиста Марка в нише Ор Сан Микеле, в художественном отношении эта вещь превосходит статую Иоанна.
Донателло принадлежит рельеф Пир Ирода (1423—1427, Сиена, баптистерий). В 1420—1430-е наиболее полно раскрывается многогранность таланта Донателло. Пять фгур знаходяться в музе собору. Гаттамелато после выигранной битвы совершает торжественный смотр войскам. У него сосредоточенный, глубокий взгляд он прочно стоит на земле, широко расставив ноги. Однако самый замысел статуи очень привлекателен.
Донателло был ключевой фигурой в истории ренессансной пластики. Св. В этих работах преобладает трагическая тема, которую развивает Донателло. Но горе тому заказчику, который позволял себе обидеть или унизить Донателло. Они уже мертвы и палач, взобравшись на лестницу, перерубает ноги у злого разбойника. Гибкая фигура, длинные волосы, свободная поза, спокойное выражение лица – именно так герои-победители обычно описывались в эпосе. Крайние ангелы слева и справа стоят на месте.
Для средней Италии это было время окончательного и решительного преодоления еще сохраняющихся готических традиций и создание нового стиля раннего Возрождения. На центральном распят Христос, на боковых — разбойники. Есть в этой статуе – постановке фигуры изгибе торса, движении рук – и отзвуки готики. Плавные очертания юношеского тела, естественность позы, спокойное достоинство погруженного в задумчивость победителя выделяют ее на фоне других творений мастера.
Одним из самых значительных этапов творчества Донателло являются годы работы в Падуе (1445—1453). Его параллельно расположенные руки перекликаются с правой согнутой рукой Марии. Чуть позднее, в 1421 г., флорентийцами был куплен у Генуи другой порт — Ливорно.
Оно передано очень точно, конкретно и полно чувственной прелести. Средний – это саркофаг с фигурой усопшего наверху. Вот таким образом пророк Иеремия стал зваться в народе Франческо Содерини, а Аввакум — и вовсе Цукконе, что значит тыква (под этим прозвищем жил во Флоренции лысый Джованни Керикини). Антония (1447—1450, Падуя, базилика Сант Антонио), в композицию которого входит 7 бронзовых статуй и более 20 рельефов, посвященных жизни и деяниям св. Донателло с большим мастерством выразил индивидуальный характер персонажа. Донателло оказал огромное влияние не только на современников, но и на мастеров более молодого поколения, в частности, Верроккио.
Давид стату пророкв (приблизно 1430-1432 роки) багато в чому ще повязан з снувала в той час позднеготической традицю. Подражание античному искусству можно обнаружить в бронзовом барельефе музея Барджелло, во Флоренции изображающем триумф Вакха в полуфигурах Силена и вакханки, на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее, в Лондоне).
Очень живописен рельеф Пляска ангелов, украшающий кафедру. Высота 1, 58 м. Национальный музей Барджелло (Флоренция)Эта скульптура – первое изображение свободно стоящей обнажённой фигуры со времён античности. Позднее он сказал, что почти умер «среди тех лягушек в Падуе». Фигура прорисована уверенно и свободно. Иоанна Крестителя в Санта-Мария-Глориоза деи Фрари (Венеция) и еще более необычная фигура святой Марии Магдалины для баптистерия во Флоренции.
тот же Андреа Пизано и его ученики изваяли четыре статуи для южного фасада. В духе античности Донателло изобразил Давида обнаженным.
В 1408-1415 гг. Необычен облик Марии Магдалины, дряхлой, одетой в рубище старухи (1453—1455, Флоренция, баптистерий), необычна и маленькая хрупкая Юдифь, глядящая перед собой сурово-отрешенным взглядом, подняв над головой меч (ок. Вокруг он изобразил цветочный узор.
Руку этого же подмастерья исследователи видят в ряде композиций, датирующихся тем же временем: «Мадонна с младенцем и ангелами» (так называемая «Мадонна Шоу», Бостон, Музей изящных искусств), «Оплакивание» (Лондон, Музей Виктории и Альберта). Было много сложностей с отливкой в бронзе, в которой мастер принимал участие.
И как всегда, он уверенно справился с ними.