Донателло (Donatello) – великий итальянский скульптор, основатель скульптуры эпохи Возрождения, новатор искусства своего времени. Донателло (донатело ди Никколо ди Бетто Бардиок. 1386—13 декабря1466, Флоренция)— итальянский скульпторэпохи Возрождения, основоположник индивидуализированного скульптурного портрета. Донателло – итальянский скульптор, который творил и создавал в эпоху Возрождения.
Донателло – это итальянский скульптор, являющийся представителем эпохи раннего Возрождения, флорентийской школы. Донателло (полное имя Донато ди Никколо ди Бетто Барди) – итальянский скульптор эпохи Возрождения, представитель флорентийской школы.
Но как юноша, только что победивший Голиафа и гордящийся своим подвигом. Донателло родился в 1386 (приблизительно) году в Италии. Донателло принадлежит рельеф Пир Ирода (1423—1427, Сиена, баптистерий).
Эту работу Донателло выполнил, следуя античным традициям. Иоанн представлен идущим и все до последнего пальца на ноге участвует в этом движении. Донателло создавал скульптуры из камня, мрамора, дерева и бронзы. В конце XVI в. алтарь был разобран. Алтарь включал в себя семь больших статуй в натуральную величину и рельефы, среди которых выделяются четыре (с изображением чудес святого Антония), являющиеся своеобразным эталоном рельефа-картины Раннего Возрождения. В работах Донателло формируются принципы построения ренессансного рельефа-картины, в котором линейная перспектива (открытая в начале 15 века) объединяется с техникой низкого рельефа известной ещё с античных времён, что позволяло создать иллюзию пространства, ввести архитектурный или пейзажный фон. Многолюдные сцены представлены в едином движении в реальной жизненной обстановке. Эту величественную скульптуру можно увидеть и сегодня.
Римские впечатления отразились в таких работах, как табернакль, выполненный для Капеллы дель Сакраменто по заказу Евгения IV (папы), Благовещение (иначе – Алтарь Кавальканти, см. Это первое истинно ренессансное произведение скульптуры. В 1430 году Донателло создал "Давида" – первую обнажённую статую в итальянской скульптуре Возрождения. 1415, Флоренция, Нац. Чувствуется, как нагрузка торса ложится на ноги, как тяжело свисает плотная ткань одежды.
Как на сохранившиеся лучше других и особенно любопытные, можно указать на иконы: Благовещения, в которой главное изображение окружено композициями на темы акафиста Пресвятой Богородицы (находится в церкви Грузинской Божьей Матери, в Москве), Владимирской Богоматери с московскими угодниками (там же), святого Феодора Стратилата (у могилы царя Федора Алексеевича, в Архангельском соборе), Нерукотворенного спаса (в соборе Троицко-Сергиевской лавры), Сошествия Святого Духа (там же) и на икону-портрет царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича (в Архангельском соборе). В 1433 году он завершил мраморную кафедру флорентийского собора. Гаттамелата облачен не в современные Донателло одежды, а в доспехи времен Древнего Рима.
Произведения Донателло в ризнице церкви Св. В 1420—1430-е наиболее полно раскрывается многогранность таланта Донателло. Он довел до совершенства бронзовое литье и моделировку мрамора.
У него сосредоточенный, глубокий взгляд он прочно стоит на земле, широко расставив ноги. Статуя Святого Георгия является прекрасным наполнением готической ниши. Донато ди Никколо ди Бетто Барди родился во Флоренции в 1386 году. Голова Юдифи считается одним из самых прекраснейших творений эпохи раннего Возрождения. Самая выразительная часть композиции – лицо вдовы. Среди масштабных работ Донателло, выполненных в 1420-е, — монументальное надгробие лжепапы Иоанна XXIII (выбранного папой во время церковного раскола и непризнанного католической церковью ок.
Цецилии, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится теперь в Англии). Статуя сразу привлекла внимание современников, т. к. Антония (Санто).
Бронзовая статуя (3, 20 м высотой) возвышается на восьмиметровом каменном постаменте. Немногочисленные живописные произведения Верроккьо отличаются остротой и точностью рисунка, скульптурностью в моделировке форм (Мадонна, около 1470, Картинная галерея, Берлин-Далем). В самых ранних работах скульптора ещё ощутимы отголоски готической традиции («Давид», 1409, Национальный музей Барджелло, Флоренция), которые постепенно преодолеваются благодаря освоению античного наследия. К первому относится его статуя Магдалины (около 1434, находится во флорентийской Крестильнице). В творчестве мастера наступил новый период. В 1407 – 1408 годах он работал над мраморной статуей царя Давида. Из одежды только пастушья шапка с лавровым венком и сандалии с поножами.
Цоколь статуи Святого Георгия украшает мраморный рельеф Битва Святого Георгия с драконом (около 1417 года). Георгий (1415–1417, Национальный музей, Флоренция), покровителе цеха оружейников, сделанной для церкви Ор Сан Микеле, Донателло создает образ активного защитника отечества, образ мужественного и отважного победителя идеал сильной личности. Совместно с Микелоццо ди Бартоломео (1396–1472) Донателло работает над надгробием Бальтасаре Косса (папы Иоанна XXIII) (1424–1427), которое находится в Баптистерии Собора. Движения детей чрезвычайно живы, разнообразны и игривы. Марка (Музей собора, Флоренция) для церкви Ор Сан Микеле исполненную для одной из наружных ниш церкви. Из города, хранящего наследие великой империи, Донателло привез глубокое понимание античных канонов и стилистических приемов.
Особо среди них выделяются фигуры Святого Марка (1411 – 1412) и Святого Георгия (1417). Рисуя резцом, скульптор уподобляется пишущему картину художнику. Эразмо да Нарни был венецианским кондотьером, наемным военачальником.
Даже и тогда, когда Донателло изображает настоящее движение, как в двух статуях св. В круг занятий Ушакова входило изготовление рисунков для граверов. После создания этой скульптуры утвердилась слава Донателло как величайшего скульптора. В Северной Италии в большом количестве изготавливались терракотовые статуи (из обожженной глины). Донателло отлил ее в 1447 году, а установлена эта работа была немного позже – в 1453-м.
По словам Вазари, статуя Давида была создана по заказу Козимо Медичи. В рельефных композициях, созданных мастером, сквозило наследие готического стиля: угловатость обрамлений и вторящий им ритм композиции отсылает именно к этой традиции. В 1408-1415 гг. Скульптор Донателло в период с августа 1432-го по май 1433-го находится в Риме. Петра и завершения ряда других заказов.
Одним из самых значительных этапов творчества Донателло являются годы работы в Падуе (1445—1453). Донателло приближал рельеф к живописи. Георгия (ок. Эта скульптура демонстрирует отход от традиционных канонов христианского искусства: удивляет женственность главного героя, а также степень его обнаженности (это была одна из первых настолько откровенных работ, созданных в эпоху Возрождения). У него сосредоточенный, глубокий взгляд он прочно стоит на земле, широко расставив ноги.
Возведение капеллы было задачей для Филлипо Брунеллески. Так, в 1443 году Донателло получает приглашение в Падую, где и проживает десять лет. Основой Алтаря стали бронзовые скульптуры изображавшие Мадонну с младенцем на руках и шесть фигур святых. Луки, гильдию живописцев, как художник, скульптор и золотых дел мастер. В 1433 г. он завершил мраморную кафедру флорентийского собора.
Появляются новые жанры: развивается портрет, возникают конные статуи. Это излюбленный мотив в скульптуре итальянского Возрождения, распространившийся затем в искусстве XVII-XVIII вв.
Подражание античному искусству мы находим и в бронзовом барельефе музея Барджелло, во Флоренции изображающем триумф Вакха, равно как и в полуфигурах Силена и вакханки, на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее, в Лондоне). Уже в этой ранней работе проявляется интерес художника к созданию героизированного образа.
Немало вопросов вызывает позднее творчество Донателло. Кондотьер изображенный Донателло, – уверенный и полный сил, но уже пожилой человек. Итальянцы прозвали его Гаттамелатой (Хитрой Кошкой). С помощью диагонали, которую образуют меч и жезл Гаттамелаты (прозвище Эразмо), а также положения рук, объединил фигуры коня и всадника в цельный силуэт скульптор Донателло. Он работал во Флоренции, Сиене, Риме, Падуе. Статуя Георгия – одна из вершин творчества Донателло.
Ранние произведения мастера (статуи пророков для бокового портала флорентийского собора, 1406-1408) еще отмечены готической скованностью форм измельченной дробностью линейного ритма. Работы, выполненные мастером, украшали (и сейчас украшают) многие архитектурные достопримечательности Флоренции: башню Джотто, музей Барджелло, Старый Дворец Казимо Медичи. Однако огромная слава не изменила его простого образа жизни. Это еще одно новшество, введенное Донателло. После своей смерти кондотьер завещал похоронить его в Базилике дель Санто в Падуе.
В левой руке у него жезл, правой он держит поводья. Результат столь вдумчивой и продолжительной работы оправдал все затраты. Автор создает свободно стоящую скульптуру, не связанную со стеной здания. Покровительство Медичи дало ему возможность создать последние шедевры. Драматические ноты, всегда присущие произведениям Донателло, достигают наивысшего звучания в его поздних работах – статуе Марии Магдалины (дерево, середина 1450-х годов, Музей собора, Флоренция), свидетельствующей о своеобразном возврате к готике в поисках новых выразительных средств, а также в бронзовой группе «Юдифь и Олоферн» (конец 1450-х годов, Палаццо Веккьо, Флоренция).
В конце 1430-х годов мастер начал работу над бронзовой статуэткой полуобнаженного мальчика, названной «Амур-Атис». Более двадцати лет Гиберти трудился над северными дверями флорентийского баптистерия. Ренессансным претворением античных форм отмечены такие произведения Донателло, как надгробие Бальдассаре Коша (антипапы Иоанна XXIII совместно с архитектором Микелоццо ди Бартоломмео, мрамор, бронза, 1425-1427, баптистерий во Флоренции), в котором использованы античный по форме саркофаг, аллегорические фигуры и ордерное обрамление, алтарь Благовещение (так называемый алтарь Кавальканти известняк, терракота, около 1428-1433, церковь Санта-Кроче, Флоренция) с пышным антикизирующим декором, певческая трибуна флорентийского собора (мрамор с мозаикой и позолотой, 1433-1439, Музей собора, Флоренция) с жизнерадостным хороводом веселящихся путти, статуя Давида (бронза, 1430-е годы, Национальный музей, Флоренция) – первое изображение нагого человеческого тела в статуарной пластике Возрождения. По своим изобразительным возможностям такой рельеф приближается к живописи (смотри Живописный рельеф), что демонстрируют даже ранние работы Донателло: «Битва святого Георгия с драконом» (Национальный музей Барджелло, около 1415 ранее размещался у подножия статуи святого Георгия), «Пир Ирода» для купели сиенского баптистерия (около 1425) «Передача ключей апостолу Петру» (2-я половина 1420-х годов, Музей Виктории и Альберта, Лондон), «Мадонна Пацци» (около 1430, Государственные музеи, Берлин). Он возродил изображение наготы в статуарной пластике, положил начало скульптурному портрету, отлил первый бронзовый памятник, создал новый тип надгробия, попытался решить задачу свободно стоящей группы. У Донателло пророки Иеремия и Аввакум – цельные и духовно богатые натуры.
Донателло в последние годы нахождения в Падуе мало работает. Верроккьо – автор надгробий (Джованни и Пьеро Медичи, бронза, цветной мрамор, порфир, 1412, Старая сакристия церкви Сан-Лоренцо, Флоренция), статуй (Давид, бронза, 1473-1475, Национальный музей, Флоренция), конных монументов (памятник кондотьеру Б. Коллеони на площади Санти-Джованни э Паоло в Венеции, бронза, 1479-1488, отлит в 1490), точных по характеристике скульптурных портретов (бюст Джулиано Медичи, терракота, Национальная галерея искусства, Вашингтон). Всего было выполнено 10 статуй пророков и группа Авраам и Исаак. Донателло получает заказ для двора палаццо Медичи и отливает из бронзы большую скульптурную группу Юдифь, отсекающая голову Олоферну (ок.
Одним из первых он стал использовать в своих произведениях теорию линейной перспективы. музей Барджелло). Антония (1447—1450, Падуя, базилика Сант Антонио), в композицию которого входит 7 бронзовых статуй и более 20 рельефов, посвященных жизни и деяниям св. Архитектурный фон в живописных рельефах этого мастера изображен с использованием правил прямой перспективы.
То же направление видно и в его статуе царя Давида известной под названием Zuccone (головастый) и помещенной в фасадной стороне башни Джотто, во Флоренции. Впрочем, в процессе создания памятника перед Донателло вставало немало задач: необходимо было создать гармоничный переход от фигуры кондотьера к лошади, расставить акценты для создания необходимого впечатления. Донателло отошел в своих произведениях от средневековых традиций.
Их крепкие фигуры скрыты тяжёлыми складками плащей. Ушаков (Симон или Пимен Федорович, 1626 – 1686) – знаменитый московский иконописец, происходил, вероятно из посадских людей и, по-видимому, очень рано получил основательную подготовку к своей специальности, так как, будучи всего 22 лет от роду, был принят в царские "жалованные" (то есть получавшие постоянное содержание) мастера Серебряной палаты при Оружейном приказе. Кондотьер Гаттамелат изображен верхом на коне.
Библейский пастух, победитель великана Голиафа, - один из излюбленных образов Ренессанса. Мрамор. Его рельеф сложностью и драматическим пафосом композиции, пространственными эффектами превосходит композиции других мастеров, участвовавших в украшении купели. После сильного пожара монастырь Санта Кроче нуждался в реконструкции. Это одна из трёх скульптурных портретов, выполненных Донателло. В творчестве Донателло воплотились свойственные искусству Возрождения поиски новых выразительных средств, глубокий интерес к реальности во всем многообразии ее конкретных проявлений, стремление к возвышенному обобщению и героической идеализации.
Скульптор возвращается в 1453 году во Флоренцию и продолжает здесь жить до самой смерти (в 1466 году), за исключением непродолжительной поездки в 1457 году в Сиену. Фоном им служат огромные городские постройки и аркады. Бронзовый памятник, увековечивший полководца Эразмо да Нарни по прозвищу Гаттамелата (переводится как «пятнистая кошка»), расположен на площади перед Собором св. Этот же мотив Донателло повторил в наружной, украшающей один из внешних углов здания кафедре собора в Прато (1424—1438). В настоящее время эти статуи находятся в музее собора во Флоренции.
Донателло передавал страсти резко, с некоторою жесткостью иногда даже в отталкивающих формах, как например, в выполненном из крашеного гипса барельефе «Положение во гроб», находящемся в церкви Св. Он использовал т. н. В нём Донателло был занят работой над украшением собора и церкви Орсанмикеле во Флоренции.
Местные жители, по легенде, считали двух друзей кладоискателями. Опыты в технике рельефа у Донателло также были революционными. Ранние произведения мастера еще отмечены готической скованностью форм, . Барельефы Донателло, заключённые в восемь медальонов и заказанные Козимо Медичи для внутреннего портика его дворца, где они находятся и поныне, возможно, представляют собой копии с античных образцов. В конце XVI в. алтарь был разобран. В его власти было передать нечто глубокое, скрытое от глаз других.
Всё поле кафедры занимает ликующий хоровод пляшущих путти – нечто вроде античных амуров и одновременно средневековых ангелов в виде обнажённых мальчиков иногда крылатых изображённых в движении. «Юдифь и Олоферн» – один из вариантов популярных в эпоху Возрождения преданий о женском героизме. Мастер возвращается во Флоренцию из Рима, где и совершает работу над некоторыми художественными проектами, в которых главенствовали классические тенденции.
Это один из первых ренессансных конных монументов. В 1495 скульптуру перенесли во двор палаццо Веккио, в 1777 передали в Галерею Уффици, а оттуда в Национальный музей. Он начал свою карьеру с самых низов и, честно служа Флоренции, сумел достичь многого. Напряженность и смятение пронизывают композиции рельефов, посвященных деяниям св. Бронзовая скульптура была установлена на каменном постаменте на площади перед Собором св.
Донателло с большим мастерством выразил индивидуальный характер персонажа. Скульптор работы создал различные по тематике, в которых проявляется данный идеал. Впервые в истории Возрождения Донателло решил проблему устойчивости фигуры. Людовика Тулузского (ок. Антония.
Микеланджело никогда не видел его раньше и изумился тонкости отделки, чутью ваятеля в передаче телесной плоти. Данное произведение должно было изображать кондотьера Гаттамелаты. Здесь начинается следующий этап его творчества. Вероятно, он неоднократно бывал в Венеции, в состав материковых владений которой входила Падуя и имел возможность внимательно изучить четырех прекрасных бронзовых коней, вывезенных венецианцами из Константинополя и поныне украшающих фасад базилики Сан Марко. Плоский рельеф изображающий голову в профиль св.
В 1412 Донателло был принят в гильдию Св. Нижний ярус украшен гирляндами и изображениями добродетелей.
Луки, гильдию живописцев, как художник, скульптор и золотых дел мастер. В 1430-е для церкви Санта Кроче во Флоренции Донателло создает Алтарь Кавальканти (4, 20 2, 50 м) с рельефом Благовещение, а также Канторию для певчих (кафедру) (1433–1439, Музей собора, Флоренция) для Собора Санта Мария дель Фьоре. Умер Гаттамелата в 1443 году. Для этого он не гнушался добавить к своим работам совсем непривлекательные черты, чем разрушал всю основу античного искусства, которое до него считалось единственно верным и правильным. Возникают новые материалы. Пейзаж (холмы), который стал фоном действий рельефа – это тоже инновационный для того времени приём.
Здесь он вместе с Брунеллески обмеряет памятники города изучает античную скульптуру. Библейский пастух, победитель великана Голиафа, - один из излюбленных образов Ренессанса. 1423—1425) и св.
Донателло. Особенно известен "Святой Георгий" (1416) – юноша-воин со щитом в руке. К этому периоду относится монументальный рельеф Благовещение (Алтарь Кавальканти, 1-я пол.
1430-х, Флоренция, церковь Санта Кроче). С другой, он придавал своим работам черты возвышенной героики. Перед жителями Флоренции предстала лёгкая, простая, понятная и гармоничная капелла.
Ему удалось сделать несколько пространственных зон, в которых находятся персонажи. Донателло – известный итальянский скульптор эпохи ренессанса. Его творения наиболее выигрышно смотрелись именно там, куда их ставили после завершения.
В обоих случаях св. Повышенная экспрессия этих работ оттесняет на задний план классицизирующие тенденции, преобладающие в предшествующие периоды творчества Донателло. Однако рука Юдифи, держащая меч, лишена силы. Ренессансный идеал воина-героя воплощен в образе Святого Георгия для той же церкви (мрамор, около 1416, Национальный музей, Флоренция). Прежде вся скульптура Средних веков и раннего Возрождения устанавливалась на фоне стены, вот таким образом была рассчитана на одну точку зрения. Это один из первых ренессансных конных монументов.
Средний – это саркофаг с фигурой усопшего наверху. Евангелист Марк (1411). Снаружи, возле дверей, стоял бронзовый Давид Верроккьо (5) — задумчиво-нежный юноша.
1. Георгия (1415 год), а также Аввакума и Иеремии (годы создания – 1423-1426). В творчестве мастера наступил новый период. Центральное место в его деятельности на протяжении всей жизни (1378 – 1455) занимала проблема создания живописного монументального рельефа. Вокруг он изобразил цветочный узор. Он показан как символ победы над врагами Флоренции. Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых. Давид и статуи пророков (примерно 1430-1432 годы) во многом еще связаны с существовавшей в то время позднеготической традицией.
На протяжении нескольких веков она находятся прямо перед собором святого Антония. Сходство, однако, на этом и заканчивается. Однако смелый порыв, движение, одухотворенность уже позволяют почувствовать темперамент Донателло. Он выполняет конную статую Эразмо де Нарни (статуя Гаттамелаты).
Бронзовая Юдифь является навершием фонтана, который был установлен во дворе палаццо Медичи. Церковь Санта Кроче (Флоренция)Вот что пишет об этой работе Джорджо Вазари: «Свое имя он прославил созданием Благовещения из песчаника, который помещен в Санта Кроче, на алтаре капеллы Кавальканти. В 1465 году Андреа дель Вероккьо создал надгробие Козимо Медичи, с середины 1460-х годов работал над скульптурной композицией «Уверение Фомы». Оно проработано так тщательно, что кажется живым. Его кафедра для певчих (1433—1439, Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо), парная к кафедре Луки делла Роббиа, должна была олицетворять строки одного из псалмов Давида, призывавшего восхвалять Господа песнями и плясками.
При создании статуи мастер обратился к античному способу устойчивой постановки фигуры. Образом послужил памятник Марку Аврелию.
Его творчество поражает разнообразием новых начинаний. Перейдём к первому периоду, длившемуся до 1443 года. Для постановки фигуры мастер использовал прием контрапоста. Своеобразную галерею остроиндивидуальных портретных образов представляют собой статуи пророков для кампанилы флорентийского собора (мрамор, 1416-1435, Музей собора, Флоренция).
Скульптор в исполнении придерживался натурализма, который граничил с духовным надломом. 1423—1425) и пророка Иеремии (оба — Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо). В 1411–1412 он создает мраморную статую Св. Лаврентия изображающим Страсти Господни. Изображая его юношеское тело, Донателло, несомненно исходил из античных образцов, но переработал их в духе своего времени. Бронзовый Давид не просто молод, он юн. В этой фигуре всё значимо. В 1412 года он был принят в гильдию Св.
Скульптор был приглашен сюда венецианскими властями для увековечения памяти главнокомандующего венецианскими сухопутными войсками уроженца Падуи Эразмо де Нарни по прозвищу Гаттамелата (хитрая кошка). Замечательна его мраморная статуя Иоанна в музее Барджелло.
Кроме вышеуказанной он выполняет алтарь св. Эти произведения, равно как и другие работы Ушакова, свидетельствуют, что он был человек весьма развитый по своему времени, художник талантливый, прекрасно владевший всеми средствами тогдашней техники и старавшийся вывести русскую живопись из застоя и рутины, в которых она находилась до его появления. В 1444 году Донателло предложили отличную работу в Падуе.
Практически сразу после приезда скульптор начинает работать над конной статуей кондотьера и дипломата Эразмо де Нарни (прозвище Гаттамелата). В Падуе Донателло создает еще одно выдающееся произведение – Конную статую кондотьера Гаттамелаты (1447–1453). Скульптура отличается живостью исполнения.
Микеланджело сошел по каменным ступеням во дворик и остановился перед Донателловым Давидом (6) из бронзы: эту статую когда-то он видел ежедневно в течение двух лет, живя во дворце Медичи ныне, после того как дворец был разграблен, городские власти перенесли ее сюда. Эту колоссальную скульптурную композицию первоначально увенчивал балдахин, опиравшийся на восемь колонн. Эта скульптура изображает Приапа, античное божество плодородия.
Их крепкие фигуры скрыты тяжёлыми складками плащей. Прекрасные знания геометрии помогли Брунеллески с гордостью выйти из, казалось бы, неразрешимой ситуации. Все это помогло ему создать первый конный монумент Нового времени, полный величия и благородства (Памятник кондотьеру Гаттамелате, 1445—1453, Падуя, Пьяцца дель Санто). Это исхудалая старуха с длинными волосами.
В образе первого Донателло удалось передать неутомимую и бурную работу мысли под покровом полного внешнего спокойствия. Жизнь избороздила глубокими морщинами поблёкшее лицо Аввакума, он совсем облысел, за что его во Флоренции и прозвали Цукконе (Тыква). Решение этих и других вопросов требовало времени. Латы, напоминающие римские, голова, обнаженная на античный манер, – все это обращение к античной традиции. Особенно это заметно в изображении св.
Жизнь избороздила глубокими морщинами поблёкшее лицо Аввакума, он совсем облысел. Мастер начал работу над ними в 1460 году, но так и не смог завершить. 2 Творчество Донателло – Донателло – итальянских скульптор. 1455–1460). Конный памятник (1447-53) главнокомандующему сухопутными войсками Венецианской республики Эразмо да Нарни известному под прозвищем Гаттамелата, через много столетий воскресил в европейском искусстве античную традицию конных монументов образцом послужила статуя императора Марка Аврелия, которую Донателло видел в Риме. Стремление к реалистическому изображению иллюзорного пространства приводит скульптора к созданию сплющенного рельефа, где впечатление глубины производится с помощью градации объемов.
После своей смерти кондотьер завещал похоронить его в Базилике дель Санто в Падуе. Скульптор этот в поздний период творчества создал не так много интересных работ. У Донателло пророки Иеремия и Аввакум – цельные и духовно богатые натуры. Пять фигур находятся в музее собора.
Надгробие делится на три яруса. Из 10 скульптур, украсивших внешние стены церкви, Донателло принадлежат статуи евангелиста Марка (1411—1413), св. музей Барджелло).
Одно из ведущих мест в этом процессе по праву занимала скульптура. Донателло «Благовещение» (около 1428-1433). Цецилии в профиль, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится в Англии). В 1986 проводилась реставрация, в настоящее время статуя выставлена в Палаццо Веккио. У природы была вырвана новая тайна. Однако уже статуя Святого Марка для фасада церкви Орсанмикеле во Флоренции (мрамор, 1411-1413) отличается ясной тектоникой пластических масс, силой и спокойным величием.
Давид – скульптура нестандартная. На смену дереву приходит мрамор и бронза. Поездка в Рим вместе с Брунеллески чрезвычайно расширила художественные возможности Донателло, его творчество обогатилось новыми образами и приёмами, в которых сказалось влияние античности.
Одеяние военачальника – свидетельство желания придать ему черты героев Античности. Изгибы торса и рук, а также расположение складок одежды – все подчинено этому приему. Автором пьедестала был Дезидерио да Сеттиньяно. Давид – библейский персонаж, псалмопевец.
Гаттамелата (в переводе «Медоточивая кошка») – такое прозвище получил кондотьер за мягкость характера и одновременную внимательность и вкрадчивость, напоминавшие поведение кошки на охоте. Статуя предназначалась для фонтана во внутреннем дворе палаццо Медичи. Верхний – под откинутой драпировкой дано погрудное изображение Марии с младенцем. 1424— 1427, Флоренция, баптистерий).
В своём искусстве он старался придерживаться максимального реализма. В скульптуре Св. И в каждом из них Давид предстаёт в особом образе. С 1467 Верроккьо выполнял заказы Медичи, правителей Флоренции.
Приём отдельного расположения фигуры (подобно античным) получил развитие в творчестве Донателло. Лаврентия во Флоренции— барельефы-медальоны изображающие евангелистов вдохновлёнными или погруженными в думу, а также сцены из жития Иоанна Крестителя, полные драматизма. Гаттамелата (в переводе «Медоточивая кошка») – такое прозвище получил кондотьер за мягкость характера и одновременную внимательность и вкрадчивость, напоминавшие поведение кошки на охоте. Марка (1412 год), св.
Вся тяжесть тела перенесена на правую ногу, левой же Давид попирает голову врага. Скульптурные образы полны драматизма, но при этом им присуща большая одухотворенность. Показан момент, когда Юдифь заносит меч, чтобы нанести последний удар. Усиливает пространственную иллюзию использование приемов прямой перспективы. Скульптуры, созданные им в этот период, действительно великолепны.
А бескорыстие «амбициозного» ваятеля доходило до того, что он поставил у дверей своей мастерской корзину с деньгами, чтобы его нуждающиеся друзья имели средства для существования.
Работа удалась на славу. Но достоверными эти сведения считать нельзя. В живописных рельефах (Пир Ирода на бронзовой купели сиенского баптистерия, 1423-1427 рельефы Старой сакристии церкви Сан-Лоренцо во Флоренции, 1434-1443) Донателло создавал впечатление большой глубины пространства с помощью линейной перспективы, точного разграничения планов и постепенного понижения высоты изображения. В этих работах преобладает трагическая тема, которую развивает Донателло. В самом зале находился первый Давид Донателло, высеченный из мрамора.
Особенно известен Святой Георгий – юноша-воин со щитом в руке. Совместно с Микелоццо ди Бартоломмео Донателло исполнил гробницу антипапы Иоанна XXIII во флорентийском баптистерии (1425-1427), продолжив традиции Проторенессанса и вместе с тем создав образец ренессансного пристенного надгробия для нескольких поколений итальянских скульпторов. Трехпланный рельеф, разработанный им, указал пути дальнейшего развития скульптуры, а также живописи. Донателло отправляется в 1443 году в Падую. Донателло воскрешает здесь распространенный в античном искусстве прием постановки, этот мотив выявлен в фигуре Святого Марка с предельной четкостью и определяет как положение слегка изогнувшегося торса, рук и головы, так и характер складок одежды. Донателло (Донато ди Никколо ди Бетто Барди) родился около 1386 года во Флоренции (Италия), в семье чесальщика шерсти.
Данная статуя Гаттамелаты (1447-1453 года) – первый свободно стоящий конный монумент, который был сотворен в Европе со времен античности. Чрезвычайно живы их движения игривы и разнообразны. Донателло был ключевой фигурой в истории ренессансной пластики. Предположительно именно чеканка деталей облачения заняла у мастера наибольшее время.
В данный момент бронзовая статуя Давида хранится в Национальном музее Италии. Местоположение статуи не изменилось. Статуя эта -- портрет современника, с большой лысой головой.
Нога юноши стоит на отрубленной голове поверженного врага, в руках он держит меч и камень от пращи, а у подножия скульптуры лежит лавровый венок, которым у древних греков награждали победителей. Он был признанным творцом еще при жизни и повлиял на развитие искусства целой эпохи. Прообразом памятника стала скульптура Марка Аврелия. В конце 1430 – начале 1440-х годов для семейства Медичи он создал скульптурную декорацию построенной Ф. Брунеллески Старой сакристии церкви Сан-Лоренцо, включающую в себя ряд стукковых и бронзовых рельефов. С подачи Лоренцо Гиберти начинает распространяться техника глазурованной терракоты.
Есть в этой статуе постановке фигуры изгибе торса, движении рук – и отзвуки готики. Антония и стала первым светским памятником того периода.
Антония в Падуе. Небольшая статуя Давида — одна из самых гармоничных работ Донателло. В череде последних работ ваятеля выделяются бронзовая группа «Юдифь и Олоферн», созданная около 1456 года и полная драматического надрыва деревянная статуя Марии Магдалины. Сюжет скульптуры заимствован из «Ветхого завета»: в благородном металле скульптор запечатлел библейского пастуха Давида, который победил великана Голиафа и стал царем Израиля.
Обнаженный Давид (1, 58 м) стоит в несколько расслабленной позе, глядя вниз, на голове пастушеская шляпа, увенчанная лавровым венком. И все дело не только его в уникальном мастерстве. Фигура Марка пропорциональна, устойчива и монументальна.
Донателло создал образ Марии в преклонных годах, показав ее уставшей изможденной. Композиция была составлена из статуй Мадонны с Младенцем, Распятия (располагается теперь высоко над алтарем Святого Франциска) и ряда прочих фигур изначальный порядок расстановки которых был позже изменен.
Он начал свою карьеру с самых низов и, честно служа Флоренции, сумел достичь многого. Но обо всем по порядку.
Таким образом, Донателло работал в двух стилях: реалистическом и классическом. Но глаза были пустоватые, подбородок безвольный, рот вялый, а лишенное экспрессии лицо украшал венок из листьев и ягод. Герой изображен обнаженным, его тело абсолютно и прекрасно. Почти восьмиметровая статуя на высоком пьедестале одинаково выразительна со всех сторон. Антония. Это тип плоского, как бы сплющенного рельефа.
Все в этой фигуре весомо и материально. Церковь Орсанмикеле (Флоренция)В 1411-1412 гг. В эти же годы после путешествия в Рим в творчестве Донателло происходит усиление антикизирующих тенденций (кантория для собора Санта-Мария-дель-Фьоре, 1439, Музей собора алтарь «Благовещение», 1-я половина 1430-х годов, церковь Санта-Кроче оба – во Флоренции). Позднее данный портал получил также украшение в виде мраморного рельефа Нанни ди Банко (один из наиболее талантливых скульпторов, которые работали с Донателло на раннем этапе его творчества). От скульптора требовалось лишь одно – проявить свои умения и отлить бронзовую статую.
В этом смысле его можно сравнить с тем же Караваджо и другими творцами реалистами. Антония. Фигура исполнена достоинства. Умер Гаттамелата в 1443 году. Высота 1, 58 м. Национальный музей Барджелло (Флоренция)Эта скульптура – первое изображение свободно стоящей обнажённой фигуры со времён античности.
Над их созданием мастер работал на протяжении почти двух десятилетий (с 1416 по 1435 год). Очень живописен рельеф Пляска ангелов, украшающий кафедру. Библейские герои (Давид, победитель Голиафа и Юдифь, убившая Олоферна) были излюбленными персонажами флорентийских мастеров, ассоциировались с победами, одержанными маленькой Флоренцией над могущественным Миланским герцогством. Иоанна Крестителя во Флоренции (в casa Martelli и в Барджелло), он ограничивается самым скромным. Согласно средневековой традиции церковь признавала надгробные памятники, помещенные в соборе или на кладбище.
Работу над ней автор смог закончить в 1460 году. фото ниже), певческая трибуна одного из флорентийских соборов, а также наружная кафедра, выполненная для собора в Прато (время создания – 1434-1438 годы). Голова Юдифи – одно из прекрасных творений раннего Возрождения. Бронзовый Давид более полутора метров высотой, ставший своеобразным символом Флоренции в борьбе за свободу, был изображен обнаженным.
В 1443-53 годах Донателло работал в Падуе над двумя монументальными бронзовыми произведениями: алтарём в базилике Святого Антония Падуанского и конным памятником кондотьеру Гаттамелате (смотри иллюстрацию в статье Возрождение). Марк, можно поверить и его писаниям». Пророки Донателло немолоды и некрасивы, наделены огромной силой духа. С одной стороны, Донателло жаждал в искусстве жизненной правды. Судя по всему, он тяжело болеет.
Таким приемом достигается ощущение расслабленности позы, отдохновения после схватки. До совершенства свои навыки мастер доводил во время поездки в Рим. Почти восьмиметровая статуя на высоком пьедестале одинаково выразительна со всех сторон.
Которая работала над созданием скульптурных композиций для баптистерия Собора. Создавалось впечатление, будто они всегда здесь и находились. Донателло «Давид» (около 1440). Перед нами предстает мощный образ, новый герой эпохи Возрождения.
Статуя предназначалась для фонтана во внутреннем дворе палаццо Медичи. живописный рельеф. Донателло одним из первых используя язык римской пластики, воплотил в своих статуях гуманистические представления о человеческой личности («Святой Марк», 1411-13 «Святой Георгий», 1415-1417, обе – для церкви Орсанмикеле статуи пророков для колокольни собора Санта-Мария-дель-Фьоре, 1415-36 все – во Флоренции). Эразмо да Нарни был венецианским кондотьером, наемным военачальником.
Надгробие, примыкающее к стене и находящееся между двумя колоннами, украшенное элементами классической архитектуры (пилястрами, карнизами, консолями) является роскошным архитектурным сооружением.