Рожденные там картины Доминика Энгра вошли в круг его лучших полотен – «Купальщица Вальпинсона» (1808), «Эдип и Сфинкс» (1808), «Юпитер и Фетида» (1811). Картина Жана-Огюста-Доминика Энгра с изображением богини, выходящей из морской пены.
В 1824 году, по возвращении в Париж, Энгр показал в Салоне свою картину «Обет Людовика XIII» имевшую шумный успех и принесшую художнику настоящую славу и орден Почетного легиона. По отзывам современников, он любил и умел говорить, до старости сохранил стремительность движений и вспыльчивый характер. Как и Н. А. Дмитриева, Вольф отмечал, что «Энгр поклонялся превосходству линии и холодным цветам».
История всегда трогала Энгра, по воспоминаниям, он плакал, когда читал её ученикам98. Картина была решена сдержанно в плане эмоций и колорита. Стиль исторических жанровых картин Энгра отвечал вкусам новых властей: ностальгии по стабильной королевской власти при «старом порядке»56. Художник продолжал напряжённо работать, в январе 1801 года он был удостоен премии за натурное поясное изображение «Мужской торс». В Риме Энгру для Николая I (лично наследником престола Александром II) была заказана картина Мадонна с остией (Москва, музей им.
С годами глаз художника становится острее, его понимание человеческого характера глубже. Это случилось накануне большой художественной выставки, на которой он должен был представлять свои картины, вот таким образом уезжал он неохотно. Энгр в этой работе широко использовал восточные аксессуары, но сам тип одалиски не несёт специфически «восточных» черт, в отличие от марокканских и алжирских женщин Делакруа.
Самые известные свои портреты раннего периода Энгр создал в 1804—1805 годах. Впрочем, Энгра и его заказчиков это беспокоило мало47. Ему заказывают «Портрет Бонапарта — Первого консула» (1804, Льеж, Музей изящных искусств) и художник делает во время короткого сеанса набросок с натуры, заканчивая работу уже без модели. Выбор именно мастерской Давида объяснялся его известностью в революционном Париже.
В 1833 выставил в Салоне Портрет г-на Бертена (Лувр). Его отец, Жозеф Энгр, был художником-миниатюристом и дал ему первые уроки рисования. Весной 1806 года были выделены средства на четырёхлетнюю пенсионерскую поездку в Рим.
Энгр даже подумывал предложить им бросить жребий. Художнику был 71 год, его избраннице— 43 года.
В 1802 г. Энгр дебютировал на престижной живописной выставке. Особое внимание привлекает портрет дочери (мы ничего не знаем о ней, кроме того, что девушка умерла в год создания портрета). В 1799 году поступает в Парижскую Академию художеств и в 1801-м получает Римскую премию за картину «Послы Агамемнона у Ахилла» (1801, Париж, Школа изящных искусств), дающую право продолжать обучение в Риме. Сурово отнеслись критики и к «готическому» стилю портрета Каролины Ривьер, упрекая художника в «нарочитой точности и сухой прорисовке» фигуры юной девушки25. В Риме он поглощен работой изучением памятников античности, произведений мастеров Возрождения и, особенно, боготворимого им Рафаэля.
В 1799 году поступает в Парижскую Академию художеств и в 1801-м получает Римскую премию за картину Послы Агамемнона у Ахилла (1801, Париж, Школа изящных искусств), дающую право продолжать обучение в Риме. Огромное полотно «Обет Людовика XIII», выставленный в Салоне 1824 года, хотя и принесло Энгру официальное признание и орден, производит впечатление внутренне холодной, надуманной композиции. Альбер Вольф, который в 1870-е годы освещал выставки импрессионистов, писал, что ретроспектива Энгра явилась для него «откровением», поскольку неизвестные широкой публике произведения и эскизы намного превосходили широко разрекламированные творения художника128. В 1808 Энгр создал картины Купальщица Вальписон (Лувр), Эдип и Сфинкс, в 1811 – Фетида, умоляющая Зевса (Монтабан, музей), в 1814 – Дон Педро Толедский (полное название – Дон Педро Толедский испанский посол, целующий шпагу Генриха IV). Вещь очень холодная, парадная, но не лишенная декоративного эффекта.
С 1802 года Энгр начинает выставляться в Салоне. Мастер стремится выявить особую гармонию, таящуюся в «неправильности» ее черт.
Именно в них он стремился выразить свои эстетические взгляды и идеалы именно с ними связывал надежду на славу и признание. Таков «Апофеоз Гомера», «Св. В 1852 г. Энгр женился на 43-летней Дельфин Рамель (художнику был 71 год).
Когда срок пребывания во Французской академии вРиме заканчивается, Энгр остается вИталии. Образ Мадонны написан под влиянием Рафаэля, но ей недостает теплоты и человечности. Фидий держит в руках атрибуты своей профессии— резец и молоток. Если в первом портрете еще проглядывали человеческие черты: суровая воля, решительный характер, то во втором изображен не столько человек, сколько его высокий сан.
Ахилл изображён играющим на лире в компании Патрокла. Картина досталась графу Шарлю-Мари Танги Дюшателю за 25 000 франков108.
Сколько властной силы в этой мощной «львиной» голове, с седой гривой, в благообразном лице, сколько уверенности в своем всемогуществе в позе, в жесте рук с крепкими, цепкими пальцами — один из критиков с возмущением назвал их «паучьими». Картина «Руджеро, освобождающий Анджелику» вновь не укладывалась в рамки классицизма, напротив, сюжет и композиционное решение отвечают эстетике романтической школы живописи, хотя Энгр был ярым её противником. Гайдн, Моцарт, Глюк — его любимые композиторы. В 1846 году Энгр, наряду с Гро и Жироде-Триозоном, согласился принять участие в благотворительной выставке классического искусства в галерее на бульваре Бон-Нувель, она должна была пополнить фонды Общества художников. Затем следует новый заказ: Портрет Наполеона на императорском троне (1806, Париж, Музей армии).
Тем не менее как портретист он принадлежит к самым выдающимся мастерам мирового искусства. Красочный акцент сделан только на узоре головной повязки на самой границе серого фона43. Картины изготовлены на итальянском, художественном холсте.
Его женские портреты имеют очень широкий спектр эмоциональных красок: от чувственного «Портрета мадам Сенонн» к реалистичному «Портрет мадемуазель Жанны Гонен» и холодному «Портрет принцессы де Бройля». Женское начало ассоциируется с льющейся водой— и то и другое означает начало жизни. В соединении с портретом короля образовалось абсолютно эклектическое произведение. В это время он создает замечательные портреты и композиции с обнаженной натурой, а также серию картин на мифологические и исторические темы ("Эдип и сфинкс", "Зевс и Фетида", "Сон Оссиана", "Паоло и Франческа", "Роже и Анжелика", "Въезд дофина в Париж" и др. ), в которых одним из первых мастеров XIX века выходит за пределы традиционных классических сюжетов и самого стиля классической живописи. На мольберте Энгр показал неоконченную картину «Форнарина» и на заднем плане— тондо «Мадонна делла Седиа», для которых Рафаэлю позировала одна и та же натурщица53. Неудачным признаётся и цветовое решение, в котором нет единства82. В знаменитых "купальщицах" и "одалисках", которые Энгр создавал на протяжении всей своей творческой жизни ("Купающаяся женщина", "Купальщица Вальпенсон", "Маленькая купальщица", "Большая одалиска", "Одалиска с рабыней", "Источник", "Турецкая баня"), с особой силой проявилось присущее именно ему понимание искусства, яркость его видения, правдивость по отношению к натуре и умение претворить ее в образы абсолютной красоты.
Во Флоренции Энгр продолжал заниматься портретами.
Здесь все становится человечнее, проще. На этом фоне выделяется экспрессия взгляда, чего Энгр всегда добивался в своей живописи ибо учил, что «в каждой голове главное, что надо сделать, — это заставить говорить глаза»20. Известен анекдот этого времени: однажды семья туристов постучалась в мастерскую Энгра и глава семейства спросил: «Это здесь живёт человек, который рисует удивительно живые маленькие портреты. » Энгр раздражённо ответил: «Нет.
В отборе персон «великих» Энгр проявил почти курьёзную нетерпимость к тем, кто лично был ему антипатичен. В возрасте 11 лет был принят в тулузскую Академию искусств, где учился у Г. Ж. Рока. Д. Перова, напротив, утверждает, что «именно таким Бонапарт пришёл к власти в 1799— решительным, уверенным и непоколебимым генералом»8.
Однако в государстве нет денег и поездка отложена. В 1806 году Энгр по собственной инициативе создал весьма амбициозный «Портрет Наполеона на императорском троне» (размером 259162 см). Сохранилось 10 тетрадей Энгра, 9 из которых хранятся в музее в Монтобане.
По дороге останавливается во Флоренции, где сильное впечатление на него произвел Мазаччо. И «Одалиска» и «Антиох» были восторженно приняты на Салоне 1840 года, что означало для Энгра возможность вернуться в Париж после окончания срока его полномочий директора Французской Академии102. В 1821 и 1823 годах «Венера» упоминается в переписке, но так и не была закончена. Для души он продолжал делать карандашные портреты (всего 23 за все шесть лет пребывания в Риме), моделями для которых служили друзья и гости95. По сравнению с «Венерой Анадиоменой» композиция «Источника» более статуарна, контуры фигуры более чёткие, но менее живые, более слащавое выражение лица109.
Именно такими предстают они в «Семье Форестье» 1806 года. Кроме того, он написал картины, которые по возвращении его в Париж были жестоко раскритикованы, но в итоге оказались в числе самых значительных его творений: Юпитер, умоляемый (1811) Большая одалиска (1814) и Руджеро освобождает Анжелику (1819).
На Салоне 1834 года очень неоднозначные оценки получило эпическое полотно «Мученичество святого Симфориона», заказанное художнику ещё в 1824 году. В 1791 году отец решил, что сыну необходимо более фундаментальное образование и отдал его на обучение в тулузскую Академию живописи, скульптуры и архитектуры (фр. Acadmie Royale de Peinture, Sculpture et Architecture), которая из-за перипетий революции потеряла статус «Королевской». На рисунке изображена семья французского консула в Чивитавеккья. По возвращению в Париж художник принимает решение открыть собственную школу живописи. Его лицо сосредоточено, его тело изображено «живым» в противоположность статуарности фигуры Сфинкса40.
«Не старайтесь создавать красивый характер, — говорил Энгр. Картина была задумана в общих чертах художником в 1820 году во Флоренции. Французский художник Жан Огюст Доминик Энгр родился в Монтобане, в Гаскони. Особенно полная передача ренессансного стиля характерна для «Смерти Леонардо». Позже он скажет ученикам: «Надо добиваться умения верно петь карандашом и кистью». Полуженщину-полульва греческой мифологии Энгр показал в тени скал, что символизировало «тёмную» иррациональную природу тайны, противостоящей свету разума Эдипа. Многочисленные детали (небрежность причёски и складок плаща), поза героя, оторвавшегося от творчества, показывают, что он— созидатель и служитель прекрасного, что полностью отвечает эстетике романтизма19.
Творчество Энгра делится на ряд этапов. Не все модели были красивы, но Энгр умел найти в каждой особую, присущую только ей гармонию. Ярким примером является изображение Анджелики, прикованной к скале. C 1800 года Энгр участвовал в конкурсе на соискание Римской премии, представив полотно «Сципион с сыном и послами Антиоха» (не сохранилось), но оно заняло только второе место7.
Он создал графический семейный портрет Форестье, на котором, кроме наречённой изобразил её родителей, дядю и служанку. В этих же тонах выполнен сложный по структуре натюрморт на переднем плане. Мораль Салона и его посетителей-буржуа, которая всегда возмущала Энгра, признавала изображение нагого тела только в мифологических сюжетах и ориентальных мотивах125. Ещё одной известной картиной этого периода стал «Сон Оссиана», заказанный на тему чрезвычайно модной тогда мистификации Макферсона (её поклонником был Наполеон). Их критика справедлива, но Энгра она огорчает и возмущает. Николаю и Александру Невскому. В 1806 он переехал в Рим, где вскоре получил студию.
Затем следует новый заказ: «Портрет Наполеона на императорском троне» (1806, Париж, Музей армии). В Риме Энгр продолжал работать в портретном жанре, создав изображения М. Гране и мадам Девосе (оба— 1807 года). Однако, по мнению В. Раздольской именно в портретах Энгр смог «выразить и притом блистательно, своё время»16.
В этот период Энгр, зарабатывая на жизнь, сделал множество потретов карандашом (ныне большинство из них хранится в музее Энгра в Монтабане). Тело и лицо богини соответствует отрешённому и спокойно-безмятежному энгровскому идеалу. С 1802 года Энгр начинает выставляться в Салоне. Атрибуты на столе символизируют его профессию (бюст Керубини) и характеризуют вкусы— на столе представлены сочинения Данте и Макиавелли, партитура Гайдна63. Перчатки на руках Каролины Ривьер создают впечатление, что «руки слишком крупные для столь изящного юного создания»24. Рисунок наиболее сильная и бесспорная сторона таланта Энгра.
В 1819 выставил в Салоне полотна Большая одалиска (1814, Лувр), Филипп V награждает маршала Бервика Золотой цепью (1818, Мадрид) Роже, освобождающий Анжелику (1819, Лувр), однако, обидевшись на холодный прием публики и резкие слова критиков, переехал во Флоренцию. Большинство суждений об искусстве и методе содержится в девятой тетради. В рисунках Энгра царит иная эмоциональная атмосфера. Этот сюжет пользовался популярностью с конца XVIII века: его воспроизвёл учитель Энгра— Давид, а в 1792 году в Париже состоялась премьера оперы «Стратоника» Мегюля, которая была возобновлена в 1821 году. Наиболее известное произведение этого периода— «Большие купальщицы» (1884—1887). По Автопортрету (1804, Шантийи, Музей Конде) мы можем судить, каким был Энгр в эти годы. Не оставил он и занятий музыкой под руководством известного скрипача Лежана5.
Энгр добивался в этом образе особого лиризма, Жан Кассу в 1947 году назвал его «Французской Джокондой»23. Гимном женской красоте воспринимаются пленяющая классической ясностью форм и линий Большая купальщица (Купальщица Вальпинсона) (1808) исполненная элегантной грации и царственности Большая одалиска (1814) дышащая томной негой и чувственностью Турецкая баня (1863 все — Париж, Лувр). Его кисти принадлежит один из шедевров портретного жанра в европейском искусстве XIX века «Портрет Луи Франсуа Бертена» (1832, Париж, Лувр) — основателя влиятельной газеты Журналь де деба. «Рафаэль и Форнарина» знаменовала начало большой серии небольших по формату картин, чьи сюжеты основаны на разнообразных исторических анекдотах и литературе эпохе Ренессанса. Однако и радикал Ш. Делеклюз увидел в «Апофеозе» выражение всех академических идеалов красоты, согласно которым художник должен облагораживать реальность, а не воспроизводить её81.
Помимо портретов, сохранились великолепные изображения обнаженной натуры, множество эскизов, набросков, этюдов к картинам. В России хранятся считанные произведения Энгра— первоначальный вариант «Мадонны перед чашей с причастием» (ГМИИ)99 и «Портрет графа Гурьева» (Государственный Эрмитаж). Стендаль утверждал, что портрет короля на этой картине принадлежит «к числу самых красивых исторических картин»54. Доминик Энгр родился на юге Франции в старинном городе Монтобане.
«Портрет Бонапарта— первого консула» разными критиками оценивался по-разному. Есть также основания полагать, что Энгр всерьёз увлёкся искусством Востока, во всяком случае, один из современников иронически назвал его «китайским художником, заблудившимся в развалинах Афин»36. И дело заключалось не только в непривычности, «непохожести» формы, но и в новом отношении к человеческой личности, которое складывается в послереволюционной Франции и которое одним из первых почувствовал и запечатлел в искусстве художник из Монтобана. С 1802 года Энгр начинает выставляться в Салоне. По Н. А. Дмитриевой, «всякий раз, когда французское искусство начинает тосковать по утраченной ясности, оно вспоминает Энгра»150.
«Но часто Энгру кажется лишней и эта легкая моделировка объема, – пишет А. Д. Продуктивность Энгра-художника из-за его прямых обязанностей несколько снизилась.
В этом же году художник вернулся к давно интересовавшей его теме Рафаэля, создав композицию «Рафаэль и Форнарина», на которой представлен парный портрет его кумира с возлюбленной. Однажды он привёл на сеанс в Академию натурщика-горбуна и вызвал изрядный скандал. Люди общаются друг с другом с «открытой душой». В том же году он был избран профессором Школы изящных искусств, в 1833 году стал её вице-президентом и, наконец, в 1834 году возглавил её. Позднее Энгр-старший был избран членом Тулузской академии2. Энгр называл данное полотно «своей большой исторической миниатюрой» (формат картины 5798 см).
В этом плане Кабанель в своём «Рождении Венеры» прямо полемизировал с Энгром при полном формальном соответствии канону148. Выбор именно мастерской Давида объяснялся его известностью в революционном Париже4. Энгр именовал Делакруа своим «анти-Я» и явно был более непримирим в их конфронтации, активно используя доступные ему административные ресурсы.
Ярким примером является «энгровский период» одного из ведущих представителей импрессионизма— Огюста Ренуара, пришедшийся на 1880-е годы. Экспозиция начиналась с Давида, Энгр был представлен 11 полотнами, включая «Большую одалиску», «Стратонику», «Одалиску с рабыней», несколько портретов106. Купить картину также можно позвонив нам по телефону.
Он был первенцем в семье Жана-Мари-Жозефа Энгра (1755—1814) и Анны Муле (1758—1817). Ф. Конисби отмечал, что «Торс» и «Послы» обозначают окончательный разрыв Энгра и Давида: эти картины отмечены сильным влиянием стиля Джона Флаксмана, причём Энгр весьма последовательно воплощал флаксмановскую графичность средствами живописи маслом15. Немедленно последовали знаки внимания и от консервативно настроенного Французского королевства: художника наградил орденом Почётного легиона лично король Карл X, а в 1825 году его избрали членом Академии изящных искусств (членом-корреспондентом которой он был ещё с 1823 года). Жан Огюст Доминик Энгр родился 29 августа 1780 года в Монтобане на юго-западе Франции. Родился 29 августа в Монтобане в семье живописца и скульптора Жана-Мари-Жозефа Энгра.
Энгр едет, наконец, в Италию. В 1807 году Энгр наконец-то отправился в Италию.
Искусствоведы практически единодушны в том, что самая сильная сторона Энгра-художника (как и его учителя Давида)— искусство портрета141, это мнение стало ведущим ещё со времён Всемирной выставки 1855 года142. Его работы «Автопортрет», «Портрет Филибера Ривьера», «Портрет мадемуазель Ривьер» и «Наполеон на императорском троне» произвели неоднозначное впечатление на общественность. Энгр полностью разделял взгляды академистов на жанровую систему, определял себя как исторического живописца, в то время как портреты в его понимании были «низшим» жанром, которым можно заниматься только для заработка8. Он предпочитал использовать интенсивные цветовые пятна и полутона.
Фигура изображена со спины, причём контур создаёт ощущение единого движения кисти.
За год до назначения Эгра директором стипендиат Школы изящных искусств Ксавье Сигалон должен был снять копию «Страшного суда» Микеланджело в натуральную величину (она должна была отправиться в Париж как учебное пособие), но так и не смог пробиться сквозь противодействие властей Ватикана. В 1813 году Энгр женился. На Всемирной выставке 1855 года были экспонированы 66 полотен Энгра, в том числе недавно написанная картина «Жанна дАрк на коронации Карла VII в Реймском соборе 17 июля 1429 года», «Апофеоз Наполеона», «Мадонна с причастием» и множество других.
Прекрасные формы человеческого тела — постоянный источник вдохновения для художника. Особое место в искусствоведении традиционно занимает истолкование Энгром жанра ню. И в дальнейшем Энгр воссоздавал в портретах напряжённую внутреннюю жизнь модели, чаще всего— это изображения его друзей-художников18. Работа была высоко оценена директором Школы изящных искусств, который писал, что «Эдип воплощает прекрасный дух античности, высокого и благородного искусства» и что картина являет собой «дух мастера последних веков Римской империи»41. Скульптурная лепка форм, четкая линия силуэта подчеркивают это впечатление.
Самыми выдающимися картинами этого периода считаются «Купальщица Вальпенсон» (1808) и «Большая одалиска» (1814), отшлифованное совершенство этих полотен было вдохновлено творчеством Рафаэля, которого Энгр ставил превыше всех художников. Мягкие и нежные объемы тела художник переводит на язык мелодических линий, дивных контуров — на язык живописи, создавая совершенные произведения искусства. Великая революция по-новому высветила роль и значение человека и эти представления были сродни тому «открытию мира и человека», которое ознаменовало эпоху Возрождения. В том же 1801 году картина «Послы Агамемнона у Ахилла» была удостоена Римской премии, что позволяло Энгру на четыре года отправиться во Французскую Академию в Риме.
Энгр словно не замечал, как противоречил сам себе, когда создавал одновременно со своими неподвижными, бесстрастными академическими полотнами такие шедевры острейшей наблюдательности или подлинного поэтического изящества, как знаменитый портрет «Портрет Буртена» (1832). С точки зрения В. Раздольской, картина стала «стилистической реконструкцией», в которой рафаэлевское влияние абсолютно нивелировало творческую оригинальность самого Энгра. Сюжет взят из эпоса Ариосто «Неистовый Роланд».
В 1820 году он перебрался во Флоренцию, где жил и работал в течение четырех лет. Н. А. Дмитриева даже утверждала, что «работы Энгра не живописны, колориту сознательно отводится второстепенная роль, отсутствуют и светотеневые эффекты»141. Сама женщина превращалась в произведение искусства (Портрет Инес Муатессье, 1851, Лондон, Национальная галерея). Ее фигура четко вырисовывается на фоне неба, подобно памятнику. Ему заказывают Портрет Бонапарта — Первого консула (1804, Льеж, Музей изящных искусств) и художник делает во время короткого сеанса набросок с натуры, заканчивая работу уже без модели.
В Салоне 1806 года художник показывает портреты государственного советника Ривьера, его жены и дочери (все — 1805, Париж, Лувр). Королевским указом он был возведён в достоинство пэра. Этот жанр полностью исчез с появлением фотографии.
В Лувре полотно хранилось до 1986 года. Возле нее сидит мать со своим братом, по другую сторону клавесина — отец, в дверях видна Клотильда, служанка, поверенная в тайны мадемуазель, через которую влюбленные пересылали друг другу записки и письма. Доминик Энгр родился на юге Франции в старинном городе Монтобане.
«Большая одалиска» показывает интерес Энгра к ориентализму, вообще характерному для эпохи романтизма. Они не замедлили привлечь на свою сторону такой незаурядный талант. К числу наиболее известных его портретов относятся портреты семьи Ривьер издателя Л. Бертена, пейзажиста Ф. Грене, графа Гурьева, г-жи Зенон, г-жи Девосей, баронессы Джеймс Ротшильд. Энгр открыто называл себя гением и ещё в 1806 году откровенно писал, что его «терзает жажда славы».
Декларируемый эстетический идеал Энгра был противоположен романтическому идеалу Делакруа, что привело к упорной и резкой полемике с последним. Симфорион идущий на казнь, которую он считал своим шедевром, Энгр вновь переехал в Рим, где получил пост директора французской Академии в Риме, однако в 1841 возвратился в Париж (полотна этого периода – Одалиска и рабыня, Кембридж, музей Фогг Антиох и Стратоника, Шантильи, музей Конде Портрет герцога Орлеанского, собственность семьи Орлеанских). В 1801 году художник участвовал в конкурсе на Римскую премию картиной «Послы Агамемнона у Ахилла» и победил, но вследствие тяжелого состояния французской экономики полагающуюся в этом случае поездку в Рим пришлось отложить на несколько лет. В том же году отец Энгра посетил Париж и они увиделись в последний раз, результатом встречи стал портрет, написанный Жаном Огюстом. Огромные холсты получались холодными и мало трогали зрителя.
Среди портретов, написанных Энгром в этот период, выделяется портрет графини Луизы дОссонвиль, который он сам называл «отчаянно трудным» и писал в течение трёх лет (1842—1845). В 1801 был награжден Большой (Первой) Римской премией за картину Послы Агамемнона у Ахилла (однако так и не смог получить деньги от французского казначейства, которое взамен выделило ему студию и скромное содержание). Рисунок быстрый, легкий, линия снайперски точна и изящна. Сюжет полотна взят из Троянского цикла: изображены Одиссей (в красном одеянии), Аякс и старец Феникс, направленные Агамемноном примириться с великим героем. Композиция «Венеры» была использована в другом известном полотне Энгра— «Источник».
Симфориана» (1834). Н. Вольф отмечал, что эта работа как нельзя лучше иллюстрирует тематическое противостояние Энгра и Делакруа, причём «Турецкая баня» воспроизводит западные «гаремные клише и фантазии». Энгр с благоговением относился к красоте, воспринимая ее как редкий дар. Однако к сроку полотно не было готово, о чём автор очень сожалел.
Таков «Апофеоз Гомера», «Св. С одиннадцати до семнадцати лет Доминик учился в Академии художеств Тулузы. В сентябре, за несколько дней до открытия Салона, Энгр отправился в Рим31. Ниже, по сторонам трона, показаны аллегории Илиады и Одиссеи. В настоящее время находится в музее Орсе.
Вообще, многие, особенно ранние, работы мастера из Монтобана — «Зевс и Фетида» 1811 года, «Сон Оссиана» 1811 года, «Паоло и Франческа» 1819 года — обнаруживают несомненную близость к романтизму, хотя впоследствии Энгр стал яростным противником этого течения и по традиции считается одним из ведущих представителей классицизма. Результат почти четырёхлетних трудов Энгра абсолютно по-разному оценивался его современниками и современными искусствоведами. Его английские последователи стремились превратить классицистскую статуарную «бесчувственность» в «деиндивидуализированность» иными словами, они стремились «депсихологизировать» женское тело и превратить его в «эротический принцип per se»149. Велико оказалось воздействие Энгра на развитие французского искусства следующих поколений, начиная с Дега, который в своих ранних работах очень близок ему. Все эти художники позднее тесно общались во время пребывания в Риме.
Однако в своих программных мифологических и исторических композициях Энгр отступал от требований учителя, внося больше живых наблюдений натуры, религиозного чувства, расширив тематику, обратившись, в частности, подобно романтикам, к эпохе античности и средневековья (Обет Людовика XIII, 1824, Собор Монтобан, Апофеоз Гомера, 1827, Париж, Лувр). «Портрет Филибера Ривьера» демонстрирует видного чиновника Империи, он сидит спокойно, поза его элегантна. В декабре они обвенчались. В 1802 году Энгр дебютировал на выставке парижского Салона. Энгр остановился на эпизоде ментального поединка, когда герой разгадывает неразрешимую загадку. В 1825 году Энгр был избран в члены Академии.
Существует также версия о влиянии иллюстраций Флаксмана к «Илиаде», в этом случае образцом был Зевс29. «В благообразном облике седовласого господина, в его умном волевом лице, мощной фигуре, во властном жесте рук, в цепких пальцах чувствуется энергия, несокрушимый напор, деловая хватка, превращающие главу журнала «Деба» в символ новой эпохи» (В. В. Стародубова). Это образ, воплощающий торжество личной инициативы, ума, деловой хватки, человека, превосходно чувствующего себя в «обществе чистогана».
Мы не знаем, какой была эта круглоликая, чернобровая девушка в действительности (известно только, что она умерла в год создания портрета), не знаем, была ли в ней та значительность и сила, которой наделил ее художник, но мы верим ему. В Салоне 1824 года художник показал «Обет Людовика XIII» (Монтобан, Собор) — король представлен коленопреклоненным перед Мадонной с Младенцем. Однако только 12 ноября 1824 года— за 15 дней до закрытия— Энгр смог экспонировать в Салоне «Обет Людовика XIII», после чего критики единогласно назвали его «Салоном романтической битвы»: одновременно была выставлена «Резня на Хиосе» Делакруа73. Сохраняется и объем и ощущение пространственной глубины. В этом же году он едет в Париж и становится учеником знаменитого Давида.
Но в глубине души мастер предпочитал писать прекрасных женщин, а не деловых мужчин. Картина «Жанна дАрк на коронации Карла VII» скрупулёзно воспроизводит детали обстановки, доспехи исторические одеяния всё это передано в сухой, жёсткой манере. Далее в зеркальной симметрии выставлены 42 фигуры (41 мужчина и единственная женщина— Сапфо) художников, литераторов и политиков с древнейших времён до XVII века79.
В это же время Энгр работал над росписями в замке Дампьер по заказу герцога де Люин (1841–1847, Железный век и Золотой век, обе не были закончены в связи со смертью жены художника). Он переписал «Апофеоз Гомера», тщетно надеясь, что эта картина станет канонической для следующих поколений написал два повторения «Стратоники» и акварельную версию «Сна Оссиана». Среди фигур позади неё выделяется оруженосец, которому Энгр придал автопортретные черты120.
Нет никаких аксессуаров, которые отвлекали бы от лица персонажа. Надгробие выполнил в 1868 году римский студент Энгра— скульптор Виктор Бальтар. Его одухотворенное лицо взволновано, глаза возбужденно блестят, беспорядочно взметнулись словно от быстрого движения пряди волос. В 1834, после того как осталась незамеченной его картина Св. Симфорион», «Передача ключей св.
Поклонником красоты художник оставался до конца дней — холодным зимним вечером он с непокрытой головой провожал гостью к карете, простудился и больше не встал — ему было 87 лет. Композиция «Апофеоза» строго центрична и основана на «Афинской школе» Рафаэля. Портрет мадемуазель Ривьер — одно из наиболее прославленных полотен художника. Поскольку на это полотно претендовали сразу пять коллекционеров, Энгр устроил аукцион.
Одним из самых известных шедевров художника является необычайно чувственное полотно «Турецкие бани» (1863), написанное им в возрасте 83 лет. В этот период он много работает в жанре портрета. Другой полюс искусства французского мастера – портретная живопись. Сама женщина превращалась в произведение искусства («Портрет Инес Муатессье», 1851, Лондон, Национальная галерея).
Энгр направил в тот год картину «Эдип и Сфинкс»— первое своё отчётное полотно. Естественным для Энгра было было обращение к сюжету Данте о Паоло и Франческе да Римини55. Прежде всего это касается Мадонны и ангелов, в которых явно улавливаются прямые заимствования из «Сикстинской Мадонны» или «Мадонны ди Фолиньо». Однако Энгр склонен к самоцитированию и поза фигуры в «Венере Анадиомене» один в один повторена в картинах «Источник» (1856) и «Турецкие бани» (1863). Энгра» (1804). Его работы «Автопортрет», «Портрет Филибера Ривьера», «Портрет мадемуазель Ривьер» и «Наполеон на императорском троне» произвели неоднозначное впечатление на общественность.
Там были представлены его работы, выполненные во Флоренции и Риме, включая «Сикстинскую капеллу» и «Смерть Леонардо». Королевским указом он был возведён в достоинство пэра. Во Францию они отправились морем через Геную и вернулись в Париж в середине мая.
Пушкина), по сторонам мадонны стоят святые Николай и Александр. «Одалиска Вальпинсона» (1808), «Венера Анадиомена» (1848).
Но вскоре все это забылось — Энгр едет, наконец, в Италию. В 1796 году Энгр приехал в Париж, где стал учеником Жака Луи Давида, а спустя два года был принят в Школу изящных искусств. Бартолини тогда ваял графскую жену. Однако, по сравнению с ренессансным прототипом, в работе французского художника было больше декоративных элементов и взгляд модели, как обычно у Энгра, устремлён на зрителя и «ищет с ним контакта»43.
В этом же году он едет в Париж и становится учеником знаменитого Давида. Жан Огюст Доминик Энгр (1780-1867). Он создал галерею портретов, воплотивших идеальный образ женщины первой половины XIX века, в систему воспитания которой входили культура общения, умение двигаться, одеваться в соответствии с местом, временем и природными данными. Образ пятнадцатилетней мадемуазель Ривьер не по-детски значителен. В 1864 году он написал заново «Эдипа». В портрете мадам Ривьер имеются несоответствия в размерах головы, плеч и линии груди. В особняке Бартолини в 1820 году был создан один из самых известных у него «Портрет графа Н. Д. Гурьева».
Как и обычно у Энгра, портрет полон конкретных деталей. В Салоне 1806 года художник показывает портреты государственного советника Ривьера, его жены и дочери (все — 1805, Париж, Лувр). Широкая публика смогла увидеть картину только в начале XX века.
ЭНГР, ЖАН ОГЮСТ ДОМИНИК (1780–1867) (Ingres, Jean Auguste Dominique), французский художник-неоклассицист. В свою очередь, Мадлен писала своей сестре, что Энгр— «художник огромного таланта, не мот, не пьяница, не распутник и при этом зарабатывает от десяти до двенадцати тысяч франков в год»50. Среди семейных графических портретов римского периода выделяется «Семья Стамати», сочетающая композиционную целостность и динамизм.
Искусствоведы противопоставляли этим двум портретам изображение дочери— Каролины Ривьер. Первая премия в конкурсе 1797 года за рисунок сопровождалась аттестацией, предсказавшей, что художник «прославит отечество своим необыкновенным талантом». По Н. Вольфу, в лучших работах Энгра доминируют фигуры с чётко обрисованными контурами, что подчёркивается резким, «не атмосферным» освещением. Только в 1862 году он создал станковый, уменьшенный вариант «Золотого века», причём подготовительные материалы к нему «поражают экспрессией и смелостью обобщения»112113.
Н. Вольф отмечал, что монументальность образа героини подчёркивается тёмным фоном, однако обычное для Энгра изящество линий теряется из-за эпического размаха121. Портреты семьи Ривьер нельзя считать и серией, поскольку они сильно отличаются формой, композицией и стилистическими особенностями.
Затем следует новый заказ: Портрет Наполеона на императорском троне (1806, Париж, Музей армии). Энгр сам отмечал, что главным в картине видит «моделировку светом». Ученик Давида, он выиграл в 1801 г. Римскую премию, после чего исполнил ряд официальных портретов, в том числе знаменитые Первый консул Наполеон и Наполеон на императорском троне. Напротив именно 1848 годом подписана одна из наиболее известных работ художника— «Венера Анадиомена». Сам Энгр считал себя историческим живописцем, последователем Давида.
В Риме Энгр испытывал определённое влияние стиля назарейцев, его собственное развитие демонстрирует ряд экспериментов, композиционные решения и сюжеты ближе к романтизму.
Новый брак оказался удачным: Дельфина Ромель была старой девой, жившей с престарелыми родителями, она окружила Энгра заботой, по выражению Г. Тинтероу— «буржуазным комфортом». Энгр написал много портретов, оформил виллу Альдобрандини и потолок Квиринальского дворца (композиция Сон Оссиана, 1813-1815). Помимо уроков рисования, он дал сыну основные представления о скульптуре (так как был не только художником, но и скульптором), а также научил играть на скрипке.
Ему заказывают «Портрет Бонапарта — Первого консула» (1804, Льеж, Музей изящных искусств) и художник делает во время короткого сеанса набросок с натуры, заканчивая работу уже без модели. В тот же период он создал одно из немногих своих полотен на современную тему— «Папа Пий VII в Сикстинской капелле».
Современники даже называли его «буржуазным Юпитером-громовержцем»84. Салон 1808 года оказался этапным для развития французской художественной жизни, его иногда именуют «предромантическим». Они словно бросают вызов всему миру, подобно героям Байрона. Кажется, карандаш едва касается поверхности листа, придавая рисункам мастера особое качество — прозрачность и одухотворенность. Она же сравнивала лучшие работы Энгра, включая портреты, с барельефами «с нежными переходами формы»141. В 1796 году Энгр поступил в мастерскую Давида в Париже, после ее окончания был удостоен Римской премии за картину "Послы Агамемнона у Ахилла" и в 1806 году уехал в Италию, в которой прожил 18 лет (сначала в Риме, затем во Флоренции), зарабатывая себе на жизнь графическими и живописными портретами.
Родился в Монтабане 29 августа 1780. Современные искусствоведы не считают эту работу Энгра удачной, так, В. Раздольская называет эту композицию «застывшей» и «лишённой живого чувства». «Лишь одеяния ангелов, переливающихся розовато-золотистыми оттенками, заставляют вспомнить лучшие колористические находки Энгра, как и идеальная пластика фигур»71.
Гимном женской красоте воспринимаются пленяющая классической ясностью форм и линий «Большая купальщица» (Купальщица Вальпинсона) (1808) исполненная элегантной грации и царственности «Большая одалиска» (1814) дышащая томной негой и чувственностью «Турецкая баня» (1863 все — Париж, Лувр). Меткость наблюдения позволяет художнику передать манеру держаться и специфический жест каждого человека (портрет Филибера Ривьера, 1805 портрет госпожи Ривьер, 1805, обе картины – Париж, Лувр госпожи Девосе, 1807, Шантильи, Музей Конде). Эти портреты, которые ныне хранятся вЛувре, критика разругала, называя их «готическими», а самого мастера обвиняя вподражании художникам XV века. Столь же спокойно и выражение его лица.
Энгр определял своё творчество как «хранение истинных доктрин, а не новаторство», однако эстетически постоянно выходил за пределы неоклассицизма, что выразилось в его разрыве с парижским Салоном в 1834 году. В 1793—1796 годах выступал второй скрипкой в оркестре тулузского Капитолия (фр. Orchestre du Capitole de Toulouse)— оперного театра6. Жан Огюст начал заниматься портретной живописью, главным образом для заработка, подписывая свои работы «Энгр-сын» (фр. Ingres-fils)4.
В 1855 году Энгр участвует в международной выставке, где была выделена целая комната для его работ. В 1817 году скончалась его мать. Какая сила в его «львиной» голове, властном взгляде, сколько энергии, уверенности в этом немолодом человеке, его позе, жесте рук, в коротких цепких пальцах. Такие отзывы огорчали, казались несправедливыми. Последняя его картина— восьмая по счёту версия «Мадонны с причастием»— символически датирована 31 декабря 1866 года127.
Свою признательность Энгр выразил в нескольких портретах жены и её родителей115. «Мое кресло стоит трона», — утверждал издатель. Сюжет увлёк Энгра ещё в период работы над «Юпитером и Фетидой», но только заказ герцога Орлеанского побудил художника реализовать его. Однако в государстве нет денег и поездка отложена.
Современники оценили картину, так, Теофиль Готье высокопарно заявил, что «так могло выглядеть творение Апеллеса». Всего художник прожил в Италии 24 года103. Повторение «Купальщицы» задаёт волнообразные линии, которые в композиции акцентируются немногими стоящими фигурами. Сегодня многие называют их лучшими произведениями Энгра.
Энгр выполнил её в темпере, что позволило сымитировать стиль фресок Кватроченто, построив изображение как фриз49. Несмотря на надменно-бесстрастный облик портретируемого, по мнению В. Раздольской, Энгр привнёс в картину «оттенок романтической взволнованности» благодаря пейзажу с грозовым небом и синеющими вдали горами. Стародубова. – Они не замедлили привлечь на свою сторону такой незаурядный талант.
Первая премия в конкурсе 1797 года за рисунок сопровождалась аттестацией, предсказавшей, что художник «прославит отечество своим необыкновенным талантом». В 1839 году Энгр вернулся к ориентальной теме, написав полотно «Одалиска и рабыня» известное также в повторении 1842 года. В соответствии с классицистской техникой, Энгр не признавал видимых мазков, писал «гладко», так же как не признавал смешения цветов, которым активно пользовались художники-романтики.
Итоговым для пребывания Энгра в Риме стало его огромное полотно «Юпитер и Фетида», законченное в 1811 году. Целыми днями с альбомом в руках он смотрит изучает и не устает восхищаться. В честь художника был дан официальный банкет в Люксембургском дворце, на котором присутствовали 400 человек, он был приглашён на обед к королю Луи-Филиппу. Подготовительные рисунки к «Турецкой бане» сохранились и показывают, насколько глубоко Энгр интерпретировал натуру, а затем изменял её в угоду своему замыслу112.
Такие отзывы огорчали, казались несправедливыми. Пишет портреты друзей — пейзажиста Гране (1807, Экс-ан-Прованс, Музей Гране) и других, прекрасно передающие черты нового поколения, — людей эпохи романтизма, которых отличает героическая приподнятость, независимость духа, внутреннее горение, повышенная эмоциональность. Художник выполнил и множество графических портретов42.
В дальнейшем выставлялся в Салоне (в 1803, 1805), однако первые его работы получили негативную оценку критиков. Особенно привлекают его античность, мастера XV века и Рафаэль. Если для Энгра обращение к античности заключало прежде всего преклонение перед идеальным совершенством силы и чистотой образов высокой греческой классики, то считавшие себя его последователями многочисленные представители официального искусства наводнили Салоны (выставочные залы) «одалисками» и «фрипами» используя античность лишь как предлог для изображения обнаженного женского тела. В России полотно сочли латинским по духу, после чего недовольный Энгр сделал реплику картины уже с латинскими святыми (1852, Лондон, частное собрание), а еще в одной реплике изобразил рядом с мадонной ангелов (1854, Лувр). Впрочем, в его ориентальных и некоторых мифологических работах, созданных под влиянием романтиков, «мелодия линии сменяется более чувственным колоритом»144.
Впоследствии, будучи уже прославленным художником, он снова вернется в Италию в качестве директора Французской академии в Риме (1834-1841).
С одиннадцати до семнадцати лет Доминик учился в Академии художеств Тулузы. Официальные круги приняли картину с восторгом. В отличие от родителей она изображена не в интерьере гостиной, а в пейзаже. Характерно, что отступление от канонов академизма вызывало нападки критиков на Салоне 1806 года21. Вскоре после этого в газетах появились статьи, в которых писали, что художник делает неудачные попытки «вернуть искусство на четыре столетия назад, к мастерам XV века». Занимался музыкой, подрабатывал игрой на скрипке в оркестре оперного театра Тулузы.
Последняя работа являет собой некую «ретроспективу» найденных им образов ню узнаваема, в частности, фигура «Одалиски Вальпинсона» на первом плане. Июльская революция оставила Энгра равнодушным. Сумма гонорара составила 3000 франков. Поклоняясь красоте и гармонии, он создает великолепную «Большую одалиску» (1814) исполненную женственности, совершенную по формам «Сидящую купальщицу» (1808). «На мой взгляд, — писал Стендаль, — это очень сухое произведение».
В следующем году стал академиком Академии изящных искусств и открыл собственную мастерскую (1825). В результате он категорически отказался впредь участвовать в работе Салона и охарактеризовал парижскую публику как «невежественную и жестокую»88. Что же так смутило критиков в произведениях Энгра.
Давид в своей студии не только приобщал многочисленных учеников к идеалам классического искусства, но также обучал письму и рисованию с натуры и методам её интерпретации7. Музыкальная одаренность угадывается в мелодичности ритмов и линий его картин. Фигура девушки в белом платье, словно памятник, возвышается на фоне пейзажа. В. И. Раздольская писала, что Энгр следовал в «Послах» классицистским принципам— композиция построена как барельеф, персонажи также решены статуарно, причём художник достаточно свободно интерпретировал античные прототипы16.
Жан Огюст получил первые уроки музыки и рисования дома и далее был отдан в школу в Монтобане (фр. cole des Frres de lducation Chrtienne), где он смог в очень раннем возрасте реализоваться как художник и скрипач4. В 1806 г. он смог, наконец, уехать в Рим, где изучал произведения Микеланджело и прежде всего Рафаэля (Рафаэль и Форнарина). Помимо портретов, он получил в 1812 году несколько заказов на оформление интерьеров, создав в том числе огромную композицию (5 метров в длину) «Ромул, победивший Акрона» для римской резиденции Наполеона.
Очень своеобразным оказался «Автопортрет» 24-летнего художника (в 1850 году Энгр полностью его переписал)18. Современники ощущали некий дискомфорт при сопоставлении Парижа, полностью перестроенного бароном Османом и живописного наследия Энгра, копировавшего ренессансные образцы и призывавшего «Назад, к Рафаэлю. ». Тем не менее, немногие современники, которые могли видеть картину, восприняли её как «порнографическую» (хотя при желании там можно найти намёк на лесбийскую сцену)125.
Главной задачей художника стало достоверное изображение фресок Сикстинской капеллы, в том числе «Страшного суда» Микеланджело на западной стене47. Энгру оказываются все новые почести: в 1825 году он был избран членом Французского института, в 1829 году назначен профессором Школы изящных искусств (в 1853 году стал ее директором). Вероятно, он хотел, чтобы сын пошёл по его стопам, тем более, что Жан Огюст рано проявил талант художника и стал копировать работы отца и те произведения искусства, которые имелись в домашней коллекции3. В том же Салоне была выставлена «Резня на Хиосе» Делакруа, написанная на современную животрепещущую тему (расправа турок с греками на острове Хиос).
Эти портреты, которые ныне хранятся в Лувре, критика разругала, называя их «готическими», а самого мастера обвиняя в подражании художникам XV века. Одним из немногих положительных отзывов были суждения Теофиля Готье, который оценил монументальное построение композиции, её величие и умение художника воссоздать «суровый дух далёкой эпохи»87. Был исключён Рубенс, которого Энгр обозвал «мясником» и лишь после долгих колебаний был добавлен Шекспир. Это привело его к изучению дорафаэлевской живописи Италии, которую тогда именовали «примитивной» и средневековой книжной миниатюры.
В исторической перспективе основные причины их конфликта (первичность цвета или линии) оказались второстепенными, а после опубликования дневников Делакруа и записей Энгра выяснилось, что их взгляды на современность, принципы анализа произведений искусства и подходы к их созданию едва ли не полностью совпадают106. Однако именно в этот период он создал несколько самых своих знаменитых портретов, в первую очередь «Портрет Луи Франсуа Бертена», директора газеты Journal des dbats (1832). Петру». Ещё одной известной римской работой Энгра стала картина «Антиох и Стратоника», написанная на сюжет Плутарха. Через Милан, Болонью и Флоренцию Энгр последовал в Рим, куда прибыл 11 октября 1806 года. Энгр – автор блестящих карандашных портретов и натурных штудий (большинство – в Музее Энгра в Монтобане).
В середине 1850-х годов Энгр стремился завершить давно начатые произведения, среди них был и «Источник», который он намеревался представить на Всемирной выставке 1855 года среди своих знаковых произведений. Вместе с тем он был далек от одноплановости. В 1810-е гг. Иногда создаётся впечатление, что «руки персонажей пририсованы к римским портретным бюстам»145. Энгр продолжал работать до глубокой старости.
Тем большее разочарование вызывала холодность публики к результатам шестилетнего труда. Однако Амори-Дюваль, при подготовке Всемирной выставки 1855 года, попросил мэтра разместить под его основными произведениями рисунки и Энгр неожиданно ответил: «Нет, зачем же ведь тогда все будут смотреть только на них»137. «Источник» был выставлен в мастерской Энгра, его собирались приобрести, по словам художника, пятеро покупателей. Сам он утверждал, что искажение пропорций, форм и масштабных соотношений вполне позволительно, если позволяет подчеркнуть характер и «выявить элемент прекрасного»45. Парижский Салон 1824 года открылся, когда Энгр ещё находился в пути.
Симфорион». «Апофеозу» Энгр придавал большое значение, полагая, что именно эта картина станет «самым прекрасным и самым главным произведением всей его жизни»80. И, конечно же, он не мог не побывать во Флоренции, где провел еще несколько лет. В 1806 году Энгр дебютировал с этими полотнами в Салоне. Результатом этого обучения стала картина «Послы Агамемнона у Ахила» (1801), принесшую Энгру Большую римскую премию. Ещё в 1809 году первый заказ ему сделал Иоахим Мюрат. В. Раздольская утверждала, что он «эффектный и броский по цвету, но лишённый подлинной образной значительности»27.
Сам же Энгр, комментируя свой творческий метод, заявлял: «Строя фигуру, не создавайте её по частям, согласуйте всё одновременно и, как правильно говорят, рисуйте ансамбль»48. В 1845—1846 годах Энгр очень далеко продвинулся в своей работе и даже согласился писать парную композицию «Железный век». — Его надо найти в самой модели».
Вещь очень холодная, парадная, но не лишенная декоративного эффекта. За пределами Франции самое большое собрание Энгра находится в музеях США140. И эти две характеристики ярко воплощены в полотне «Наполеон I на императорском троне» (ок. Художник Жан Огюст Доминик Энгр (Jean Auguste Dominique Ingres Монтобан, 1780 — Париж, 1867) связан с классицистическим течением, которое отличалось крайней композиционной лаконичностью и колористическим пуризмом, но в то же время и далек от него, психологической, почти в духе романтизма, остротой образов в портретах и явно ощутимой чувственной окраской выразительных и формальных аспектов своей живописи. Впрочем, Гэри Тинтероу заметил, что сейчас такой стиль выглядит китчем108. Таковы «Ариосто и посол Карла V», «Паоло и Франческа», «Руджеро, освобождающий Анджелику», «Смерть Леонардо да Винчи», «Папа Пий VII в Сикстинской капелле» и некоторые другие.
Всего туда поступило более 4000 произведений искусства, кресло и бюро Энгра, его скрипка и золотой венок, которым он был увенчан при назначении сенатором129. По словам В. Раздольской, «не все они превосходят по качеству исполнения ранние варианты, но, работая над ними, Энгр повиновался тому стремлению к совершенству, которое было побудительным импульсом всей его творческой жизни»118. Творчество Энгра делится на ряд этапов. 1806). Линию ортодоксального академизма продолжала «Мадонна перед чашей с причастием», написанная в 1841 году по заказу наследника русского престола— будущего императора Александра II.
«Сон Оссиана»— картина, демонстрирующая свободу романтического решения, что подчёркивается резкими контрастами светотени ирреальностью изображённого пространства и бесплотностью фигур44. Их «война» закончилась только в июле 1857 года, когда Делакруа был, наконец избран действительным членом Академии изящных искусств на место умершего Поля Делароша, с которым Энгр тоже в своё время поссорился119. Весной 1820 года Энгры переехали во Флоренцию, причём Жан Огюст в порыве раздражения охарактеризовал римскую жизнь как «13 лет рабства»58. Французское министерство внутренних дел поручило ему написать алтарный образ для собора малой родины художника— Монтобана— на тему «Обет Людовика XIII, просящего покровительства Богородицы для Французского королевства».
Энгр определял своё творчество как «хранение истинных доктрин, а не новаторство», однако эстетически постоянно выходил за пределы неоклассицизма, что выразилось в его разрыве с парижским Салоном в 1834 году. Материалы тетрадей Энгра публиковались в 1947 и 1994 годах132. Короля прессы называли «делателем министров», Его Величеством Бертеном I. Именно таким увидел его Энгр — несокрушимая глыба источающая энергию и волю.
В колорите доминируют нейтральные оттенки: обнажённые тела— золотистые, они оттеняются пятнами синего, жёлтого и красного. Большой работой стал «Апофеоз Наполеона I», написанный в 1853 году на потолке зала в Отель де Виль (Париж), «Портрет принцессы Альберт де Бройля» был завершена в 1853 году и «Жанна дАрк на коронации Карла VII» появилась в 1854 г. (последняя работа была выполнена преимущественно с помощью ассистентов). Таковы его портреты госпожи Детуш, знаменитого скрипача Паганини, семьи Стамати, Леблана.
К 1808 году относится «Большая купальщица» или «Купальщица Вальпинсона» (по имени коллекционера-владельца), написанная за сравнительно короткий срок в едином творческом порыве. Глубина и своеобразие искусства Энгра проявились уже в ранний период его творчества. В конце жизни все устремления Энгра были обращены в прошлое. Композиция «Золотого века» отталкивалась от фресок Рафаэля в Ватикане— строго организованная и с полукруглым завершением.
Ещё одной известной работой Энгра был «Портрет княгини Полины де Брольи» (1853). Остальные пять изображали его друзей и выполнялись на досуге от главного занятия65. К этому периоду относится одно из самых грандиозных произведений художника — картина «Апофеоз Гомера» (1827), предназначенная для украшения потолка Лувра. Только в апреле 1852 года, после почти трёх лет вдовства, художник женился на племяннице своего давнего друга Маркотта— Дельфине Ромель (она также была сестрой жены сына Керубини— Сальваторе). Жан Огюст Доминик Энгр был оценен прежде всего за инновационные решения присутствующие в его художественном стиле.
Прекрасные формы человеческого тела — постоянный источник вдохновения для художника. Цветовой и композиционной доминантой этого портрета является голубое атласное платье, которое определяет элегантность модели и подчёркивает её аристократизм. Но в глубине души мастер предпочитал писать прекрасных женщин, а не деловых мужчин. Таковы портреты Зели, красавицы Мари Маркоз, мадам Муатесье.
Революция 1848 года во Франции, как и события 1830 года, оставила Энгра безучастным. Герцог Орлеанский прислал особое письмо, полное похвал работам прославленного мастера. Энгр прекрасно играл на скрипке и в юности подрабатывал этим. Таков портрет издателя Бертена Старшего (1832).