Настоящее его имя Доменико Теотокопули (1541 – 1614). Эль Греко Доменико Теотокопули (1541–1614) Первый выдающийся художник испанской школы живописи. Имя Эль Греко в официальных документах впервые упоминается в 1566 году, где он вспоминается как «мастер Доменико Теотокопули, художник».
, Domenikos Theotokopoulos, встречаются также варианты Доминико, Доменико и Теотокопули по форме мн. Доменико Теотокопули появился на свет в 1541 году около городка Кандии, средиземноморской столицы острова Крит. Вряд ли во всей истории мировой живописи можно назвать имя более оригинального и неповторимого мастера, чем имя Доменико Теотокопули, прозванного Эль Греко («грек»). По тем же причинам в Венеции оказался и Доменико Теотокопули.
Изображения людей абсолютно оттеснили архитектуру. Однако, в 1579 году Фернандес умер момент для Эль Греко был идеальным33.
Терезы и других испанских мистиков XVI века. Среди других работ, которые относят к его творчеству, необходимо упомянуть «Моденский триптих», «Св. Он, как будто позабыв о похоронах, в мистическом экстазе взирает на небесное видение. И в Японии появляется поколение художников-импрессионистов. Платье написано ализариновым краплаком, осветленным то там, то здесь белилами. Гневным жестом Христос «выметает» торговцев из храма.
Основой для этого послужила подпись мастера на задней части центральной панели Моденского триптиха (, «создано рукой Доменикоса»)107. Эль Греко (El Greco собственно Доменико Теотокопули, Theotocopuli), великий испанский художник, архитектор и скульптор. Действительно, саму сцену мучений художник «задвинул» на задний план, на переднем изобразив святого Маврикия и его товарищей в тот момент, когда они принимают решение положить свою жизнь за веру.
Все прочие материалы (цемент, гипс и т. п. ) лишены этих свойств. Обе находятся в Толедо – одна в Кафедральном соборе, вторая в доме-музее Эль Греко. Выстаивающееся здание таким образом «вдыхает» в себя необходимые для его прочности элементы из воздуха и «выдыхает» ненужные ему.
Света, полутона и тени давали уже подмалевок и потому следовавшая затем прописка (в прозрачных тонах) и заканчивала произведение, вероятно, в один прием. Некоторые искусствоведы даже полагают, что Эль Греко копировал Тициана. Не сохранилось и личных писем живописца. Однако некоторые исследователи утверждают, что Эль Греко позировал Бернардо де Сандовал-и-Рохас (1546-1618), который с 1599 года и до самой смерти был архиепископом Толедо. Быть может, это указание на распятие Христа, а быть может, символ искупления.
Панно было оценено и продано 27 декабря за 70 золотых дукатов (Оценка была произведена двумя мастерами, одним из них был известный иконописец Георгиос Клонтзас, одна оценка составила 80 дукатов, другая— 70), что было примерно равно стоимости работ Тициана или Тинторетто того времени121. Что касается «прославления» столетия, в котором прошла большая часть его жизни (он ненадолго, менее чем на полтора десятка лет заглянул и в XVII век (1541-- 1614), то в этом он, безусловно, преуспел. Эта картина произвела в Толедо ошеломляющее впечатление, она стала гордостью города.
Монолитную стену их черных одежд перечеркивает гирлянда сверкающих белых «жабо», в пене которых колеблются яйцеобразные головы -- то любопытные, то озадаченные, то грустные. На вершине холма справа расположен дворец Алькасар. Они выставлены во многих музеях мира. Берется белый меловой грунт и на нем выполняется рисунок так, чтобы он сквозил через прозрачный слой коричневой краски (жженой умбры), наносимой тотчас же поверх рисунка на всю плоскость картины. В последнем случае краска должна быть хорошо просушена. В Риме, по рекомендации Джулио Кловио18 он был принят в палаццо Фарнезе, где кардинал Алессандро Фарнезе создал центр художественной и интеллектуальной жизни города.
Ну и с Тицианом, конечно, но Тициан действовал «на удалении» из Венеции и потому испанским художником считаться не может. Именно на Крите он мог глубоко изучить иконопись. Его герои «удлиняются» и мерцают подобно языкам пламени они словно лишены земного притяжения и являются символом духовного растворения человека в Боге.
Эта тема была близка Эль Греко. Даже не приемлющий новаций Эль Греко учитель Веласкеса Франсиско Пачеко при знакомстве признал его «человеком удивительным» и «великим философом». Крупным недостатком этого строительного материала и с точки зрения строительства является способность цемента даже через большой промежуток времени под влиянием воды, поступившей так или иначе в цемент, тотчас же откладывать на поверхности цемента некоторое количество свободной едкой извести (гидрата окиси кальция), сохранившейся в цементе и не перешедшей в углекислую известь. Далее начались долгие разбирательства по поводу оплаты труда. Архитектором нового дворца был знаменитый в то время мастер-зодчий Хуан де Толедо.
Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (Изгнание торгующих из храма, 1570, Национальная галерея, Вашингтон Исцеление слепого, 1567-1570, Картинная галерея, Дрезден портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк). Внутренний дворик музея интересен своей архитектурой. Впрочем, картины Эль Греко всегда подписывал своим настоящим именем и греческими буквами иногда добавляя в подписи гордое «Kres» (Критянин). Arrangements на синей или серо-зеленоватой основе позволяли себе и оба Бассано, Якопо и Франческо и к ним колорит Греко примыкает уже с полной очевидностью. 4 Кандиотом и учеником Тициана называет Греко македонец Кловио в своем рекомендательном письме к кардиналу-легату Фарнезе от 16 ноября 1570 г. 5 Варианты Исцеления слепого находятся в музеях Пармы и Дрездена варианты Изгнания из храма в собрании лорда Ярборо в Лондоне, в собрании Кук в Ричмонде и у дона Аурелио Веруете в Мадриде (последний, если не ошибаемся, перешел ныне в собрание г. Фрике в Нью-Йорке). 6 На картине Изгнание из храма собрания лорда Ярборо помещены сбоку внизу портреты Джулио Кловио, Тициана и – что особенно важно отметить – Микель Анджело (четвертый из помещенных здесь персонажей считается автопортретом). Известно, однако, что в юности Эль Греко обучался иконописи (влияние византийского иконописного стиля отмечено во многих его работах).
Грек по происхождению. Это стало характерной чертой его зрелого стиля. Это полотно «Святое семейство». Марина Ламбраки-Плака замечает: «вдали от влияния Италии, в нейтральном месте интеллектуально сходном с его родиной, Кандией, византийские элементы его художественного образования сыграли роль катализатора появления новой концепции образности, представленной в поздних работах художника»67.
Эту картину художник писал почти два года. 13 Погребение Маньеристские графа Оргаса искажения () 460 х 360 см Церковь Санто-Томе, Толедо, Испания Создавая картину, посвященную памяти известного толедского аристократа, который умер за 250 лет до этого, Эль Греко смело соединяет два плана композиции земной и небесный. В официальных документах имя Эль Греко впервые упоминается 6 июня 1566 года и там его называют «мастером Доменико Теотокопули, художником». Из-за своих нетрадиционных художественных взглядов (к примеру, пренебрежение Микеланджело) и личных качеств, Эль Греко быстро обзавелся в Риме многочисленными врагами. Он изображает жертвоприношение Исаака.
В том же году поступил на службу к кардиналу Фарнезе. Доменико Теотокопули родился в 1541 году близ Кандии (теперь это город Ираклион), столицы средиземноморского острова Крит, расположенного к югу от материковой Греции. Историческая справедливость, таким образом, восторжествовала.
Рекомендуется пользоваться известью, приготовленной следующим образом. Православная церковь на Крите, который принято считать родиной Эль Греко. Ну, а Моне снова хлопнул дверью. А Мануссо Теотокопули, родной брат Доменико (в колониях греческие имена и фамилии переиначивали на итальянский манер), одно время получал жалование от дожа как пират: на Адриатике свирепствовали турки и Венеция открыто поощряла ответное пиратство греков.
Это новаторство было по-настоящему оценено лишь в XX веке. Ей возражают оксфордские профессора Сирил Манго и Элизабет Джеффрис, утверждая, что «несмотря на заявления об обратном, единственный византийский элемент его знаменитых картин это подпись греческими буквами»68. Но все, что касается его личной жизни, скрыто под покровом тайны. Для лучшего и скорейшего погашения жженой извести она превращается в мелкий порошок.
«Видимо, это был хороший человек, но писать не умел», — сказал он) и выработал свой оригинальный стиль. 1600) 194x130см Музей Метрополитен, Нью-Йорк Принято считать, что на этом портрете изображен Фернандо Ниньо де Гевара (), в момент создания картины являвшийся главой Инквизиции. Строительство Эскориала началось в 1563 году и вполне возможно, что появление Эль Греко в Испании было граничит с его надеждами поработать в Эскориале, куда уже был вызван ряд известных итальянских художников (в том числе и Тициан). Сторонники версии Фоделе приводят довод, что, вероятно, Эль Греко говорил в Испании, что он из Кандии (Ираклиона), так как из известных городов это был ближайший к его родной деревне117.
Берегся белый меловой грунт и на нем выполняется рисунок так, чтобы он сквозил через прозрачный слой коричневой краски (жженой умбры), наносимой тотчас же поверх рисунка на всю плоскость картины. В результате все закончилось судом, который решил дело в пользу художника. Его считают автором нескольких статуй – в частности, раскрашенной гипсовой фигуры Христа. Молодой Доменико писал иконы традиционного византийского стиля. На ней изображен юноша, раздувающий уголек, чтобы зажечь от него свечу. Эль Греко – та самая, что украшает сейчас Кафедральный собор в Толедо. Вероятно, другое мировоззрение.
Выразительность и цветовая гамма Эль Греко повлияли на Эжена Делакруа и Эдуарда Мане90. Фигура Христа на этом полотне одна из самых запоминающихся во всей европейской живописи. Среди крупных работ того времени необходимо упомянуть три алтаря для капеллы Сан-Хосе в Толедо (1597—1599) три полотна (1596—1600) для алтаря церкви коллегии Марии Арагонской в Мадриде главный и боковые алтари, а также полотно «Святой Ильдефонс Толедский» для церкви госпиталя Милосердия в Ильескасе (1603—1605)4. «Мученичество святого Маврикия» () Эль Греко теперь украшает стены монастыря, примыкающего к Эскориалу.
Художник счел нужным сообщить суду, что родился в Кандии (нынешний Ираклион), столице острова Крит, учился иконописи у монахов-синаитов, получил звание мастера и затем отправился в Венецию. Лука, рисующий Богоматерь с Младенцем» и «Поклонение волхвов»14. Большинство ученых считают его местом рождения Кандию116. Здесь, в Венеции, он создает известные картины — «Изгнание торгующих из храма», которая выполнена темперой на деревянной доске и подписана по-гречески: «Доменикос Теотокопулос, критянин» и «Исцеление слепого». Для самых ответственных строительных работ в настоящее время стал применяться цемент, носящий названия: бокситовый цемент, алюминиевый плавленый цемент или, наконец, глиноземный цемент, сравнительно недавно изобретенный.
Крит в те времена был владением Венеции. Если говорить о картине, то можно рассмотреть ее. Первыми открыли полотна забытого мастера романтики. Здесь он меняет свое имя на «Эль Греко» и получает первый большой заказ – на алтарный образ «Успение Богородицы» У Эль Греко и его гражданской жены Иеронимы де лас Куэвас рождается сын, Хорхе Мануэль Эль Греко заканчивает «Эль Эсполио» («Снятие одежд с Христа»), алтарный образ для Кафедрального собора в Толедо Выполняет заказ для Эскориала, монастыря-дворца Филиппа II, но испанский король отвергает работу Эль Греко Пишет картину «Погребение графа Оргаса» для церкви святого Фомы в Толедо Умер 7 апреля в Толедо.
Правая рука выглядит расслабленной. СТРУЯЩАЯСЯ ТКАНЬ Почти каждая деталь здесь служит для демонстрации умения. Годы, проведенные молодым живописцем в Венеции, были годами серьезного ученичества. У его истоков стояли Рафаэль и Микеланджело.
Душа графа Ангелы возносят на небеса душу графа, перед помещением в рай подлежащую суду Христа. (слева вверху) На картине Эль Греко «Посещение» изображена встреча Пресвятой Девы Марии и матери Иоанна Крестителя Елизаветы. Но Эль Греко привык отстаивать свои права и бороться за свое достоинство художника. Вот таким образом художник стал называть себя Доменико Греко или просто Эль Греко (Грек). Но кто бы ни был изображен на этой картине, можно смело говорить о том, что этот портрет свидетельствует о высочайшем мастерстве художника. Считается, что это сын Эль Греко, Хорхе Мануэль. Но только в XX веке оно заняло подобающее место в истории художественной культуры прошлого. Резюмируя, Хосе Альварез Лопера, куратор музея Прадо, заметил, что наличие «византийских мотивов» в позднем творчестве Эль Греко абсолютно очевидно, однако некоторые неясные моменты, касающиеся византийских истоков его творчества, требуют дальнейшего исследования71.
Что же мешало импрессионизму развернуться. Поэт утверждал, что молнию, посланную громовержцем Юпитером, «ослепили» краски Эль Греко.
Наш художник выбрал для воспроизведения фигуру Богородицы. Однако в настоящее время исследователи полагают, что эта работа суть попытка Эль Греко воспроизвести утерянный ныне шедевр древнегреческого художника Антифилуса Александрийского, упоминаемый Плинием в его «Естественной истории» (1 век н. э. ). То, что официальный брак они не заключили, породило немало романтических легенд.
Всех поражает искусство, с которым изображен огонь, освещающий комнату и лицо юноши». Ему стал оказывать покровительство могущественный клан Фарнезе. О его родителях нет никаких достоверных сведений, как, впрочем и о его детстве. Кроме того, мастерская Эль Греко выпустила не менее четырех «апостольских» серий. Великие рыцарские романы, герои которых неизменно странствуют в поисках лучшей доли, – «Неистовый Орландо», «Освобожденный Иерусалим», «Эротокрит», «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский», были созданы (плюс-минус несколько десятилетий) современниками художника. Богато украшенный каменной резьбой парадный вход в музей Санта-Крус.
Действительно, саму сцену мучений художник «задвинул» на задний план, на переднем изобразив святого Маврикия и его товарищей в тот момент, когда они принимают решение положить свою жизнь за веру. Обнаружение «Успения Богородицы» в Сиросе, подлинной и подписанной работы из критского периода художника, а также обширные архивные изыскания в начале 1960-х гг способствовали возрождению и переоценке этих теорий. Несколько позднее искусство этого живописца привлекло внимание Ш. Бодлера, Э. Мане и Э. Дега. Франсиско Пачеко в своем «Искусстве живописи» рассказывал, что Эль Греко при обдумывании картины использует модели и фигурки, расставляя их в различных позах и комбинациях. Таким образом, отъезд Эль Греко состоялся не ранее 27 декабря 1566 года122.
Его отец — сборщик податей, вот таким образом Доменико должен был получить прекрасное образование. Были в жизни Эль Греко и разбирательства другого рода. Их лица перекошены страданием и болью. Сохранились, правда, не слишком хорошо иконы «Апостол Лука пишет образ Богородицы» и «Положение Христа во гроб» («Оплакивание ангелами»). (слева внизу) Доминирующие темные тона картины Эль Греко «Святой Франциск и брат Лео, размышляющие о смерти» вполне соответствуют теме беседы ее героев. c.
Это тоже плод его фантазии. В полотно «Изгнание торгующих из храма» включил портреты Тициана, Рафаэля и Микеланджело, увековечив тех, чье творчество особо ценил. На картине Эль Греко они облачены в церковные ризы.
Похоронен в церкви Санто-Доминго эль Антигуо. В возрасте 26 лет отправился в Венецию, где поступил в обучение в мастерскую Тициана. f. По словам Франсиско Пачеко, особенно привлекал Эль Греко образ Франциска Ассизского, которого художник показал «таким, каким он остался в истории, лишенным обычного для святых смирения. » В ряду других святых, написанных Эль Греко, можно упомянуть часто изображавшегося им святого Иоанна (справа вверху), святого Августина (слева) и святого Иеронима (справа внизу).
Его работы (прежде всего, религиозного содержания) всегда были широко востребованы. Неизвестно, проживал ли он вместе со своей испанской подругой, Херонимой де Лас Куэвас, с которой они не были женаты, хотя она родила ему его единственного сына. К последним выставкам между художниками разногласий было больше, чем общих целей. Лука, рисующий Богоматерь с Младенцем» и «Поклонение волхвов»), а затем к признанию аутентичными ещё большего количества работ, подписанных и нет (например, «Страсти Христовы» (Piet with Angels), написанная в 1566 году)111, которые были включены в группу ранних произведений Эль Греко. В настоящее время известно несколько вариантов картины: «Святое семейство со святой Анной», «Святое семейство с Магдалиной». То немногое, что нам известно о работе Эль Греко на Крите, подсказывает, что, живя на родине, он был одним из многих и писал стилизованные лики и фигуры, расположенные на плоском золотом фоне. Эль Греко изображать струящуюся ткань.
По словам Пикассо, суть Эль Греко кубистическая97. 15 «Погребение графа Оргаса» шедевр зрелого творчества Эль Греко. «Видимо, это был хороший человек, но писать не умел», — сказал он) и выработал свой оригинальный стиль. Кардинал Фарнезе внял этой просьбе, предложив художнику жить в его дворце.
17 1. В 1580-1582 годах Эль Греко написал для Эскориала большое полотно «Мученичество святого Маврикия». Так, даже не установлен в точности ни год его рождения, ни то место на Крите, откуда он родом. В фигуре Богородицы сочетаются элементы как маньеризма, так и византийской иконописи.
В результате все закончилось судом, который решил дело в пользу художника. Строительство Эскориала началось в 1563 году и вполне возможно, что появление Эль Греко в Испании было граничит с его надеждами поработать в Эскориале, куда уже был вызван ряд известных итальянских художников (в том числе и Тициан). 1575—1576) до своего отъезда в Испанию17. Ему удалось получить два важных королевских заказа— «Поклонение имени Христа» («Видение Филиппа II: Аллегория Священной лиги») и «Мученичество святого Маврикия».
В возрасте 26 лет отправился в Венецию, где поступил в обучение в мастерскую Тициана. Краска наносилась так, чтобы белый грунт частично просвечивал через неё. Один из них стал для Эль Греко роковым. Фондулаки утверждает, что Пикассо «завершил процесс активации живописных ценностей Эль Греко, который был начат Мане и продолжен Сезанном»99.
В период с 1590 по 1595 год Эль Греко работал над написанием полотна «Святой Франциск и святой Андрей» (Прадо, Мадрид). Полотно «Эсполио» признано одним из самых значительных произведений Эль Греко.
Исследователи его творчества обычно исходят из того, что, прожив некоторое время в Мадриде и не получив признания при королевском дворе, он осенью 1577 года уже начал работать в Толедо. Она познакомила его с абсолютно новым ритмом творческой работы.
Скажем пару слов о деталях данной картины. Талант Эль Греко настолько самобытен, что если он когда-то кого и копировал, то только самого себя. Несколько лет спустя он уехал в Венецию и никогда больше не возвращался на Крит.
Врач Артуро Перрера связывал стиль Эль Греко с употреблением марихуаны87. Гневным жестом Христос «выметает» торговцев из храма. Живет во дворце Фарнезе Возвращается в Венецию Теотокопули переезжает в испанский город Толедо. Принято считать, что на этом портрете изображен Фернандо Ниньо де Гевара (1541-1609), в момент создания картины являвшийся главой Инквизиции. XVI столетие и Эль Греко могут гордиться друг другом. 2 июля 1577 года его имя впервые упоминается в хрониках Толедо.
С маньеризмом Эль Греко познакомился в Риме. Хоронить его спустились на землю святые Августин и Стефан. Это может означать, что он работал в мастерской Тициана, а может и нет. Поверх этого подмалёвка уже наносился красочный слой, как правило, очень тонкий.
«maniera» (то есть «стиль»). e.
Он изображает жертвоприношение Исаака. Искусство страны также развивалось под влиянием реакционной политики государства.
Однако некоторые исследователи утверждают, что Эль Греко позировал Бернардо де Сандовал-и-Рохас (), который с 1599 года и до самой своей смерти был архиепископом Толедо. Магдалина в Collegio de los Ingleses 1586 – 1594). Один из них стал для Эль Греко роковым. Памятник Эль Греко на острове Крит.
Перед нами фантастический потусторонний мир, где стираются грани между землей и небом. Влияние итальянских маньеристов на творчество Эль Греко трудно переоценить, однако он критично подходил к их живописи (в частности, критиковал «Страшный Суд» Микеланджело. Это переплетение возродилось три столетия спустя в работах Сезанна и Пикассо55. Эта картина, размеры которой составляли 4, 8 x 3, 6м, была заказана настоятелем толедского собора Сан-Томе (Святого Фомы). Творческая мощь и своеобразие художественного метода Эль Греко наиболее полно проявились впервые именно в Толедо -- во время работы над огромным алтарным образом «Похороны графа Оргаса», написанным по просьбе его друга-священника Андреса Нуньеса для церкви Святого Фомы.
В последнем случае краска должна быть хорошо просушена. 7 Портрет кардинала (ок. Они регулярно ездили в Европу. В 1604 году у Хорхе Мануэля и Альфонсы де Лос Моралес родился сын, внук Эль Греко, его крестным стал Грегорио Ангуло, губернатор Толедо и друг Эль Греко45.
Не избежал этой участи и Эль Греко. Среди них выделялись святой Франциск Ассизский и святой Доминик. Хотя такие сроки редко встречались, это была точка потенциального конфликта. Скоро высохшие стены здания непрочны.
С этого времени в судьбе Эль Греко началась черная полоса, продлившаяся до самой смерти. Подобных путешественников в то время было множество. Применение железобетона весьма обширно. После этого Эль Греко вернулся в Толедо и уже навсегда. Некоторые из этих комментаторов, такие как Антонио Паломино и Хуан Августин Сеан Бермудес, называли его поздние работы «смехотворными» и «достойными презрения»78.
Эль Греко заметно изменил его вид и передвинул русло реки немного вправо. К 1943 году Поллок выполнил шестьдесят рисунков работ Эль Греко, а в его библиотеке имелось три книги, посвященные критскому мастеру101. Но лучше всего для встречи с Эль Греко поехать в Толедо. Со временем он внутренне разошелся с Тицианом.
Первоначально работал в поздневизантийской живописной манере в Кандии. Образы Эль Греко дают нам возможность осознать всю меру тончайшей духовной настроенности внутренней жизни человека. Неприятности не оставили великого художника и после смерти. Дискуссия о месте рождения Эль Греко продолжается.
Фигуры обоих святых самым естественным образом включены в группу земных персонажей. Но сам Эль Греко склонялся к более глубоким исследованиям человеческой натуры. Эль Греко не является исключением из этого правила. Его здоровье пошатнулось, а финансовые затруднения стали постоянным фоном его жизни.
Доменико Теотокопули не вернулся. В то время Толедо был религиозной столицей Испании и многолюдным городом «с прославленным прошлым, процветающим настоящим и неопределенным будущим»31. Пребывание в Риме чрезвычайно расширило кругозор молодого художника, связанного с гуманистической средой кардинала Алессандро Фарнезе и пережившего сильное влияние Микеланджело и поздних маньеристов. Они увидели в нем своего героя -- непризнанного гения, скитальца и отшельника. В 1577 г. Греко пишет для церкви S. Domingo el Viejo сияющее красками Взятие Богородицы на небо (ныне в Нью-Йоркском музее).
Эль Греко был известен не только как художник, но и как архитектор и скульптор72. 12 марта 1586 года Эль Греко получил заказ на картину «Погребение графа Оргаса», ставшую впоследствии одной из его самых известных работ43. Палуччини приписал Эль Греко небольшой триптих, хранящийся в галерее дЭсте в Модене. Джексон Поллок, один из основоположников абстрактного экспрессионизма, также находился под влиянием Эль Греко. Портландский цемент имеет разнообразное применение. Он служит также для фабрикации искусственных камней — бетона, — которые состоят из смеси цемента и песка, а также щебня (битого камня), гравия и гальки.
Использовав образы известных художников (Микеланджело, Тициан, Кловио и, предположительно, Рафаэль) в своей работе «Христос изгоняет торговцев из храма», Эль Греко не только отдал дань уважения признанным мастерам, но и провозгласил свое намерение конкурировать с ними. Он прибыл в Толедо в июле 1577 года и подписал контракт на девять работ для украшения монастыря святого Доминика и на «Совлечение одежд с Христа» для ризницы Толедского собора35. Здесь молодого критянина впервые начали называть просто греком, Иль Греко. Доменико Теотокопули родился в 1541 году близ Канди (теперь это город Ираклион), столицы средиземноморского острова Крит, расположенного к югу от материковой Греции.
После просыхания этой подготовки дальнейшая живопись ведется вышеуказанным путем. В юности Эль Греко изучал иконопись в рамках критской школы. В том же году поступил на службу к кардиналу Фарнезе. По меркам своего времени Эль Греко был очень плодовитым художником. Августин и св. Эту картину художник писал почти два года.
Знаем мы еще то, что незадолго до того, как Греко переселился в Испанию, он побывал в Риме, где сильнейшее впечатление на него произвели фрески Микель Анджело в Сикстинской6. 3. Брауна, «Сезанн и Эль Греко— духовные братья, несмотря на разделяющие их столетия»93. В тенях коричневая подготовка часто оставалась абсолютно нетронутой.
А вот современные художники-маньеристы, как считал Эль Греко, владели цветом превосходно. Это не один раз приводило к тягостным судебным разбирательствам. Он посетил Эль Греко в 1611 году и описал, как ему показали «копии со всех работ художника, написанные маслом на крошечных холстах». 1599), жестокого главного инквизитора Ниньо де Гевара (ок.
В вышедшей в 1724 году книге «Биографии испанских художников» ее автор, Антонио Паломино, называл Эль Греко неплохим художником, позаимствовавшим свою манеру у Тициана, а его последние работы – «нелепыми картинами с искаженными фигурами и раздражающим цветом». К итальянскому периоду его творчества относятся картины «Христос исцеляющий слепого» (1560), «Благовещение» (1570—1575), «Христос изгоняющий торговцев» (около 1570). Ему непременно надо высказаться. Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической проницательностью (Главный инквизитор Ниньо де Гевара, 1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (Портрет неизвестного рыцаря, 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид). К сожалению, ни одна из них не сохранилась. Сын художника На переднем плане изображен стоящий лицом к зрителям мальчик. Он был известен как ценитель искусства и имел неплохую коллекцию картин, куда, по всей видимости, входила и серия «Апостолов» Эль Греко – та самая, что украшает сейчас Кафедральный собор в Толедо.
Эта картина не исключение. Эпитафию на его могилу написал знаменитый поэт Луис де Гонгора, а это говорит о многом. Вот таким образом художник стал называть себя Доменико Греко или просто Эль Греко (Грек).
Маньеристы очень часто оглядывались на незадолго до этого (в 1564 годе) умершего Микеланджело. Особенно повезло американцам.
Религиозность Эль Греко, скорее всего, связана с местом его рождения. Помимо этого он, вероятно изучал древнегреческий и латинский языки, об этом говорит оставленная им после себя «рабочая библиотека» в 130 томов, включающая в себя библию на греческом языке и аннотированное издание Вазари9.
Большинство его работ этого периода, вероятнее всего, было выдержано в традиционной византийской иконописной манере Переезжает в Венецию. 22 февраля 1950 года Пикассо начал серию «подражаний» другим мастерам с картины «Портрет художника, в подражание Эль Греко»98. Согласно одной из версий, отец художника был сборщиком податей, что обеспечивало семье стабильное материальное положение.
Ильдефонсо4. Эль Греко сделал Толедо своим домом. Самым активным в его жизни было десятилетие между 1597 и 1607 годами.
Многие из друзей и знакомых художника узнавали себя в этом полотне. Считается даже, что свою копию с так называемого Портрета дочери Греко Сезанн сделал не с оригинала, который ныне принадлежит капитану А. Стерлинг-Максвел в Лондоне, а с ксилографии, которая была помещена в Magasin Pittoresque. Переехал в Парму, познакомился там с достижениями Корреджо в области светотени.
В качестве учителя Эль Греко называют известного критского иконописца Михаила Дамаскина. Среди всех старых мастеров Эль Греко наиболее узнаваем. Подобная ситуация отмечалась в Испанском государстве на протяжении всего XVI столетия. Среди всех старых мастеров Эль Греко наиболее узнаваем.
Стюарт Анстис, профессор Калифорнийского университета (факультет психологии), пришел к выводу, что «даже если бы у Эль Греко был астигматизм, он бы приспособился к нему и его фигуры, будь то из памяти или из жизни имели бы нормальные пропорции. Около 1566 переселился в Венецию, где поступил в мастерскую Тициана. Одной из важнейших работ его критского периода стала икона «Успение Богородицы», написанная незадолго до его отъезда в 1567 году, выполненная темперой и позолотой на дереве, она объединяет пост-византийские и итальянские маньеристские стилистические и иконографические элементы, а также включает в себя стилистические элементы критской школы. Фраза «глубокая эксцентричность», часто встречающаяся в подобных текстах, со временем превратилась в «безумие». «Вид Толедо» – один из самых ярких и волнующих пейзажей в истории искусства и это особенно удивительно, если принять во внимание тот факт, что во времена Эль Греко пейзаж только начинал становиться самостоятельным жанром в Европе. Это говорит о том, что путешествия тогда не просто были делом привычным, но являлись одним из важнейших элементов бытия, тщательно регламентированным и продуманным и всячески поощрялись идеологами эпохи. Среди подобных работ выделим «Моление о чаше» (один из вариантов разработки этой темы показан справа вверху). В правом верхнем углу помещен еще один рельеф.
Следующая попытка Филиппа, с Федерико Цуккаро была ещё менее успешна39. Иконописцы во все времена отличались крайней консервативностью, следуя принятому канону и даже не пытаясь проявить свою индивидуальность. Да и в самом деле, лучше и лаконичнее не скажешь: мы прекрасно знаем, что любой художник принадлежит своему времени, «растет» из него, питается той нетленной пищей, которую ему предлагают виртуальные «закрома» его эпохи и, если все сложится, как надо, способен свою эпоху прославить и обессмертить. Перед началом художник получал небольшой аванс, затем ему несколько раз выплачивались мизерные суммы, а окончательная стоимость картины устанавливалась только после ее завершения. В книге искусствоведа Гарольда Уэзи «Эль Греко и его школа» (1962) полотно, хранящееся в Национальной галерее, названо «бесспорным шедевром». Его удлиненные фигуры были художественным выражением, а не симптомом»129.
Возможно, в испанском суде имея дело с иностранцами, человек, часто добавлявший к своей подписи на картинах слово «kres» («критянин»), просто не стал вдаваться в детали. В этом произведении Эль Греко обратился к очень известному евангельскому сюжету. Одновременно работал над созданием собственных произведений: «Изгнание торгующих из храма» и «Исцеление слепого» (ок. Художественную манеру Эль Греко сочли причудливой, странной, порой его обвиняли в безумии, порой приписывали астигматизм (болезнь глаз).
Быть может, это указание на распятие Христа, а быть может, символ искупления. Согласно Эфи Фондулаки, «художники и теоретики с начала XX века открывали нового Эль Греко, но в процессе они также открыли и показали самих себя»89. Крайние и центральные фигуры красноречивыми жестами указывают на происходящее.
В тенях коричневая подготовка часто оставалась абсолютно нетронутой. Хлыст, который Он держит в руке, упомянут только в Евангелии от Иоанна, где сказано: «И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех (торгующих) и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул». Самым активным в его жизни было десятилетие между 1597 и 1607 годами.
Наилучший способ гашения извести есть тот, при котором она сразу смешивается с необходимым для этого количеством (дождевой или речной) воды, так как только в этом случае получается материал с тонкой мучнистой организацией и известь сохраняет всю свою вяжущую силу. Вот и все – дальше простор для домыслов, толкований и реконструкций. Еще недавно Греко был знаком одним лишь специалистам, которые интересуясь им, не находили, однако, в себе той силы убеждения, которая способствует созданию догмы1. Будущего Эль Греко в какой-то мере предсказывают лишь цвета картины.
При этом художник эффектно смешивает исторических персонажей со своими современниками. Краска наносилась так, чтобы белый грунт частично просвечивал через неё. Религиозность Эль Греко, скорее всего, граничит с местом его рождения. Экспрессионисты сосредоточились на экспрессивных искажениях Эль Греко. Сведения о жизни, особенно о молодых годах, скупы и предположительны.
В левом верхнем углу помещен рельеф изображающий изгнание Адама и Евы из Рая. Эта особенность гашеной извести вытекает из следующих ее свойств. Эти работы составили Эль Греко имя в Толедо29. i. Он выделял похвалой Корреджо и Пармиджанино23, зато не стесняясь, критиковал «Страшный суд» Микеланджело в Сикстинской капелле и даже предложил папе Пию V полностью перерисовать фреску, в соответствии с новыми, более строгими католическими воззрениями24. Точная дата его переезда неизвестна, большинство ученых полагают, что это произошло приблизительно в 1567 году.
Только его сын и несколько неизвестных художников делали бледные копии его работ. На достижение цели работает весь комплекс новаторских приемов Эль Греко смелость контрастов светотени, виртуозность живописи, почти осязательная ощутимость деталей, умение «одухотворять» цвет. В 1579 г. им окончена прекрасная большая картина для сакристии Толедского собора Христос на Голгофе (El Espolio) года два спустя он пишет по заказу Филиппа II для Эскуриала Мучение св.
В картине «Благовещение» (около 1567-1568) прослеживается мысль о том, что в лице Богородицы человечество сделало Богу приношение. для коллекционеров живописи. Луки.
О последнем особенно напоминает манера, в которой написаны красные одежды кардинала. Тут случилось какое-то счастливейшее совпадение, которое хочется назвать «рукой судьбы». Тем не менее известный греческий журналист Ахиллес Киру утверждает, что Эль Греко родился в деревушке Фоделе и руины дома его семьи сохранились на месте старой деревни (деревня позже переместилась на новое место из-за пиратских рейдов)46. В 1563 году, в возрасте 22 лет Эль Греко упомянут в одном из документов как «мастер» («маэстро Доменико»), что означает достижение им статуса мастера и возможность организовать собственную мастерскую10. О последнем особенно напоминает манера, в которой написаны красные одежды кардинала. Для очень спешных работ рекомендуется поступать еще проще.
Тогда же делался и полный расчет. В ноябре 1570 года художник оказался в Риме, где прожил следующие пять или шесть лет. Скажем пару слов о деталях данной картины. Этот портрет Филиппа II был написан голландским художником Антонисом Морсом (ок). Другое дело, что большинство из них (к примеру, тот же Дамаскинос), отучившись или поработав в столице несколько лет, возвращались.
По словам Франсиско Пачеко, особенно привлекал Эль Греко образ Франциска Ассизского, которого художник показал «таким, каким он остался в истории, лишенным обычного для святых смирения» В ряду других святых, написанных Эль Греко, можно упомянуть часто изображавшего им святого Иоанна, святого Августина и святого Иеронима. Чтобы развиваться как художник, он в 1567 году переехал в Венецию. (справа) «Святой Франциск Ассизский», одна из более чем двух десятков сохранившихся картин Эль Греко изображающих этого популярнейшего католического святого. В тенях коричневая подготовка часто оставалась абсолютно нетронутой.
Его здоровье пошатнулось, а финансовые затруднения стали постоянным фоном его жизни. Современных записей о дате и месте рождения художника не сохранилось. Младший друг Эль Греко – поэт-монах Ортенсио Феликс Паравинчино – называл его «божественным соперником Прометея».
Справа и слева от Христа видны два разбойника, которых распяли вместе с Ним. Кроме того, Эль Греко написал несколько вариантов картины «Христос Спаситель» – в частности, полотно, помещенное справа внизу и датированное годами. Сравнительный морфологический анализ двух художников показал их общие элементы, такие как искажение человеческого тела, красноватые и (только внешне) необработанные фоны и сходство в визуализации пространства92. Синие тона накидки получены из винзорской синей краски и индиго (края накидки осветлены титановыми белилами) коричневые тона заднего плана – из жженой сиены и сырой умбры с добавлением на светлых участках белил. В своей картине «Погребение» (1528) Якопо Понтормо использует фантастическое освещение, неожиданные сочетания красок искажение тел и необычные выражения лиц.
Краска наносилась так, чтобы белый грунт частично просвечивал через неё. 1567). Стефан предали погребению тело благочестивого графа своими руками. Правая рука выглядит расслабленной.
С этого времени в судьбе Эль Греко началась черная полоса, продлившаяся до самой смерти. Лица их настолько характерны, что среди них можно различить современников Эль Греко: Антонио, Каваррубиаса, Педро Бонавенте -- эконома церкви Святого Фомы, графа Бонавенте и других. Точная дата прибытия Эль Греко в Испанию неизвестна. Он считает, что поздние работы Эль Греко «отражают дух римско-католической Испании в период Контрреформации»4. Эта картина, увиденная публикой в 1579 году, пользовалась такой популярностью, что Эль Греко не успевал писать копии с нее Филипп II (), король Испании с 1556 года. В 1607 году они закончились для художника полным поражением. Не знаем мы и того, каким образом юноша попал (вероятно, в начале 1560-х г. ) в Венецию.
На этом этапе он не стремился к тому, чтобы точно продублировать цветовую гамму. К сентябрю 1579 года он закончил все девять работ для монастыря, включая «Троицу» и «Вознесение Девы Марии». Другим связующим звеном между двумя мирами (кроме облаков) является движение рук и вскинутая голова священника, стоящего среди людей спиной к зрителю. В начале 1580-х годов Эль Греко работал над двумя картинами религиозного содержания: «Мученичество святого Себастьяна» (собор Паленсии) и «Кающаяся Магдалина» (Музей изобразительных искусств, Будапешт). Впрочем, недостатка в информации у русских живописцев не было. Помогал Тициану закончить «Мученичество Св.
В городе были греческая колония и православный храм Святого Георгия. С наступлением эпохи романтизма в конце XVIII века о работах Эль Греко вновь заговорили77. 1601), красноречивого церковного проповедника и изысканного поэта Фра Ортенсио Паравесино (1609) и др.
Впрочем, картины Эль Греко всегда подписывал своим настоящим именем и греческими буквами иногда добавляя в подписи гордое «Kres» (Критянин). О детстве и ранней юности Эль Греко мы не знаем практически ничего. На ней изображен юноша, раздувающий уголек, чтобы зажечь от него свечу.
Хронологически это течение располагается между эпохами Высокого Ренессанса и барокко. Он жил на широкую ногу иногда даже нанимая музыкантов, чтобы те играли, пока он обедает.
Там Эль Греко познакомился с интеллектуальной элитой города, включая учёного Фульвио Орсини, чья коллекция полотен впоследствии обогатилась семью картинами Эль Греко, среди которых были «Вид на гору Синай» и портрет Джулио Кловио19. Лаврентия» по заказу испанского короля Филиппа II. В последнем случае белила должны быть приготовлены таким образом, чтобы они не нуждались в разжижении их скипидаром при живописи полутонов, что могло бы растворить краску и, следовательно испортить эффект.
Его религиозные композиции нередко являли собой в живописи параллель к писаниям Св. Этот факт говорит о многом. Для штукатурок идет смесь гипса с водой, а также с различными добавками. 2 Традиции вопреки Эль Греко родился на Крите и начинал свой путь как иконописец. Художнику был открыт доступ в богатейшие библиотеки. Кроме Толедо, Греко был занят работами и для других городов Испании: так, в 1597 г. – для Севильи, в разное время – для Кадикса, для церкви госпиталя de la Caridad в Иллескасе близ Толедо (1603 – 1604), для Мадрида (Распятие в Convente de la Salesas nuevas 1594 – 1604), для Паленции (Св.
В 1312 году он умер и во время похорон, по легенде, был вознагражден за свое благочестие. Кроме того, большое количество ее копий вышло из мастерской художника. В протоколе приемки на полотно «Непорочное зачатие Девы Марии» (1607—1613), составленном работниками муниципалитета, Эль Греко описан как «один из величайших людей в королевстве и за его пределами»44. В маньеристском шедевре Пармиджанино «Мадонна с длинной шеей» зритель без труда фиксирует преднамеренное искажение фигур Мадонны и Младенца, нарушения в масштабе и перспективе и произвольные игры с классической архитектурой. В своих «Хрониках» XVII века Джулио Манчини помещает Эль Греко в число художников, которые начали переоценку воззрений Микеланджело28.
Долгое время считалось, что художник родился в деревне Фоделе близ города Кандии, современный Ираклион на Крите, входившем в то время в состав Венецианской республики. Нам мало что известно о первых 25 годах его жизни. Под влиянием великих итальянцев в творчестве молодого живописца появилась жизненность и свобода композиции, появились жанровые сцены («Мальчик, раздувающий лучину», ок. Если гипс соединяется с известью, то на 1 ведро последней берется 4 килограмма гипса.
Не сохранилось и личных писем живописца. 5 Снятие одежд с Христа (Эль Эсполио) () 285 x173 см Кафедральный собор, Толедо Выбранная Эль Греко тема снятия одежд с Христа перед его распятием не слишком популярна в живописи. Левая рука кардинала, щедро украшенная кольцами, напряженно сжимает подлокотник кресла.
И все-таки большинство работ художника осталось в Испании. Обе находятся в Толедо – одна в Кафедральном соборе, вторая в домемузее Эль Греко. А после его смерти возведение нового архитектурного комплекса возглавил молодой мастер Хуан де Эррера. Впрочем, жизнь и развитие Сезанна представляют еще собой столько не расследованного, что и тут могут оказаться многие неожиданности с момента, когда будет преступлено к более систематической работе над биографическими материалами. После его смерти в 1312 году во время похорон свершилось чудо: спустившиеся с небес св. Эль Греко же был в своих работах аскетичнее, его интересовал прежде всего духовный пласт.
Художник очень интересовался архитектурой и даже написал на эту тему трактат (еще один трактат он посвятил живописи). Он был известен как ценитель искусства и имел неплохую коллекцию картин, куда, по всей видимости, входила и серия «Апостолов». Кроме того, Эль Греко оформлял алтари в ряде церквей.
Майкл Киммельман, обозреватель «The New York Times» заметил, что «для греков Эль Греко стал квинтэссенцией греческого живописца, для испанцев— квинтэссенцией испанского»23. Впрочем, сам Эль Греко испытывал к Микеланджело смешанные чувства. К примеру, малой родиной Эль Греко считает себя поселок Фоделе в 25 километрах от Ираклиона: родился ли там художник, жил ли какое-то время в детстве или был проездом, неизвестно, но его бюст на главной площади и музей в поселке есть. Это не один раз приводило к тягостным судебным разбирательствам.
В таком виде известь готова и тотчас же употребляется в дело. Но, похоже, художник работал и в скульптуре. 6 июня 1572 года Эль Греко подал официальную жалобу на это. Художник занимал деньги у своих друзей, но уже к 1611 году у него образовалась двухлетняя задолженность по оплате арендованного жилья.
Манера художника настолько необычна, что ее особенности, бывало, объяснялись дефектом его зрения или даже психической ненормальностью. Родился в небогатой, но просвещенной семье в Кандии на Крите. Мы знаем об этом человеке мало. Усилившийся экономический и политический кризис стал одной из причин того, что гуманистические тенденции не смогли прижиться на этой земле.
Работая над «Совлечением одежд с Христа» он создал и особенный алтарь из позолоченного дерева, который был впоследствии уничтожен, за исключением малой скульптурной группы внизу центральной части изображающей чудо св. Оно прослеживается в более поздних работах художника, таких как, например, «Поклонение имени Христа»27. Всех поражает искусство, с которым изображен огонь, освещающий комнату и лицо юноши». Картина «Христос, несущий свой крест на Голгофу» (слева внизу) датирована годами. Эту карту Крита начертил в 1570 году современник Эль Греко, фламандский картограф Абрахам Ортелий ().
Будучи размолот в тонкий порошок и замешан с водою, цемент вскоре начинает твердеть, т. е. «схватывать», причем процесс этот протекает более или менее медленно и заканчивается приблизительно в 12 часов. Поступали ему заказы и из других мест. Под продолжительным действием довольно высокой температуры камень теряет воду и углекислый газ, уменьшается значительно в весе и обращается в так называемую «жженую» или «негашеную» известь именующуюся также «кипелкою».
В 1570 переехал в Рим, приобрел известность в римской Академии св. Они написаны как воспоминание о прекрасной стране, где рождается и развивается высокое искусство.
«Аллегория испанской пословицы», около 1580-1585 – одна из «ночных» картин, написанных Эль Греко в Италии. Точка зрения Паломино и Бермудеса часто повторяется в испанской историографии, украшенная такими эпитетами как «странный», «оригинальный» и «эксцентричный»79. Большинство исследователей полагают Теотокопулосов «семьей, почти наверняка принадлежащей к греческому православию»11, однако в некоторых католических источниках есть возражения.
Картина «Моление о чаше», написанная около 1610 года, дает нам яркое представление о зрелом стиле Эль Греко. В 1576 г. он переселяется в Толедо. Фрай заметил, что Сезанн использовал «его великое открытие проникновения единой и непрерывной пластической темы в каждую часть дизайна»94. Десятилетие между 1597 и 1607 годами стало для Эль Греко периодом напряженной работы.
Когда его позже спросили, что он думает о Микеланджело, Эль Греко ответил «он был хорошим человеком, но рисовать абсолютно не умел»25. Сначала это привело к непониманию, а потом и к полному отрицанию его дарования.
И тогда Он «изгнал из храма всех покупающих и продающих в нем и перевернул столбы менял и скамьи тех, кто торговал голубями и сказал им: «Написано: Дом Мой домом молитвы наречется, а вы сделали его вертепом разбойников». Здесь правая рука Христа поднята для благословения, а левая покоится на глобусе. Толедо вырос на сухих каменистых холмах. Черты ирреальности, мистического визионёрства нарастают в поздних картинах Эль Греко (Снятие Пятой печати, Метрополитен-музей Лаокоон, Национальная галерея искусства, Вашингтон, – обе 1610-1614), острым трагическим чувством пронизана его пейзажная композиция Вид Толедо (1610-1614, Метрополитен-музей). В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция Погребение графа Оргаса, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо Святое Семейство, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд).
Исчезли лишние декоративные фигуры и анекдотические подробности. Этот монастырь в XIX веке был разрушен и останки Эль Греко оказались утеряны.
Умбра разводится с яйцом, казеином или же с масляным лаком. Слева от башни находится группа строений, которая выдумана Эль Греко, – в реальности этих домов никогда не было. В основном, это факты, сообщаемые Франсиско Пачеко, учителем и тестем Веласкеса.
Но настоящая привлекательность и загадка Эль Греко заключается вот в чем. Его полотна имеются в местном Кафедральном соборе и нескольких церквях. Художник и сам полюбил этот город. Недожженная и пережженная известь к употреблению негодна. В 1607 году они закончились для художника полным поражением.
Готье считал Эль Греко идеальным романтическим героем («одаренный», «непонятый», «безумный») и был первым, кто явно выразил свое восхищение поздней техникой Эль Греко79. На протяжении последних четырнадцати лет своей жизни (1600—14) он создал произведения, отмеченные усиленной выразительностью темы и исполнения, необычайной, почти мистической проницательностью в раскрытии индивидуальности персонажей портретов («Толедо в грозу», 1600—10 «Встреча Марии с Елизаветой», после 1609 «Апостолы Петр и Павел», 1612—14). К сожалению, оба эти трактата бесследно исчезли. Люди, находящиеся справа от Христа, являются, по мнению искусствоведов, апостолами. С 1962 года обнаружение «Успения Богородицы» и обширные архивные исследования постепенно убедили ученых в том, что оценки Уэтея не совсем корректны и что его воззрения могут исказить восприятие всей природы происхождения, развития и творчества Эль Греко. Около 1568 года Эль Греко появился в Венеции и оставался там, скорее всего, до 1570 года.
Анатомия человеческих тел в поздних работах Эль Греко стала более потусторонней, работая над «Непорочным зачатием Девы Марии», Эль Греко попросил удлинить место под картину на 46см, «чтобы форма была абсолютной и избежала урезания, худшей вещи, могущей случиться с фигурой». Известь гасится чистой водой обыкновенным способом, после чего густое тесто ее помещают в плоские резервуары (из шифера) и, слегка прикрыв их, оставляют в покое на два месяца. Гарольд Уэтей отмечает, что «несмотря на греческое происхождение и художественную подготовку в Италии, художник настолько погрузился в религиозную среду Испании, что стал виднейшим представителем испанского мистицизма».
После этого Эль Греко вернулся в Толедо и уже навсегда. Здесь применяются дерево, каменный уголь и пр.
Самые светлые участки (блики на ткани) в некоторых случаях написаны чистыми белилами. Первый цикл представляли такие произведения, как «Крещение Христа» (Прадо, Мадрид), «Благовещение» (Музей Вильянуэва-и-Гелтру, Барселона), «Поклонение пастухов» (Музей искусств, Бухарест). Для предисловия этой фразы, в принципе, вполне достаточно. 26 декабря 1566 года он испросил разрешения властей выставить на лотерею панно «Страсти Христовы» на золотом фоне («un quadro della Passione del Nostro Signor Giesu Christo, dorato»)65. Этот портрет кардинала написан Тицианом в годах. Кловио характеризовал Эль Греко, как «художника редкого таланта»16.
9 Христос изгоняет торговцев из храма (ок.
Переехав в Венецию, Эль Греко как бы покинул художественное «средневековье» и оказался в городе, где в то время работали самые яркие художники эпохи. Он был знаменитым художником в Толедо и у него не было отбоя от заказчиков. На каждую из восьми выставок импрессионистов он приводил своих протеже, а остальные яростно сопротивлялись участию сомнительных юных учеников Дега, «ловкачей самого худшего сорта» (это Гоген, комментируя желание Дега протащить на выставку картины Рафаэлли: подробности противостояния — в биографии последнего).
Далее начались долгие разбирательства по поводу оплаты труда. Что касается первых 25 лет жизни, то о них практически ничего не известно. В церковные одежды XVI века облачены также и святые Стефан и Августин. Переезд Эль Греко с острова на материк не должен вызывать удивления. Современных записей о дате и месте рождения художника не сохранилось. Обнаружение «Успения» привело к атрибуции трех других подписанных «Domnicos» произведений к Эль Греко (Моденский триптих, «Св. Света, полутоны и тени давали уже подмалевок и потому следовавшая затем прописка (в прозрачных тонах) и заканчивала произведение, вероятно, в один прием.
Волосы и глаза прописаны сырой умброй и черной краской, с нанесением белых бликов. После просыхания этой подготовки дальнейшая живопись ведется вышеуказанным путем. Кроме того, мастерская Эль Греко выпустила не менее четырех «апостольских» серий. В 1570 Доменико Теотокопули оказался в Риме, где стал известен под именем «Грека, ученика Тициана». Но все, что касается его личной жизни, скрыто под покровом тайны.
е. углекислой извести). И по крупицам восстанавливать биографию художника. Венецианская школа живописи переживала в те годы эпоху расцвета.
Точное количество работ Эль Греко было весьма спорной темой. Художественный институт Чикаго владеет «Успением Богородицы», первой большой работой, выполненной Эль Греко после переезда в Испанию. Русскому художнику невыносимо просто писать тополя при разном освещении и блики на воде. Не отстает от Нью- Йорка и Вашингтон.
ПОКЛОНЕНИЕ ПАСТУХОВ (ОК. Вообще же ряд документов, сопутствовавших этой работе, прекрасно иллюстрирует все недостатки существовавшей тогда схемы оплаты художнического труда. До нас дошло около 300 его произведений. Взгляды на творчество Эль Греко пересматривались не только учеными. Однако он не смог завершить работу по руководству строительством. Все они повторяли композицию подлинника, хотя и расходовались с ним в деталях.
На холме слева изображена средневековая башня, построенная для охраны моста через реку. Филипп был вынужден обратиться к менее даровитому Хуану Фернандесу де Наваррете, чьи gravedad y decoro («серьезность и приличность») находили одобрение у короля. Чем больше будет содержать ее штукатурка, тем будет она прочнее. Вскоре после приезда в Толедо художник познакомился с Иеронимой де лас Куэвас, ставшей спутницей его жизни и матерью его сына, Хорхе Мануэля, родившегося в 1578 году. Весьма важно, чтобы камень-известняк был в меру обожжен, т. е. чтобы все его части были освобождены от углекислого газа и чтобы, таким образом, в нем не было «недожога».
Обжиг известняков ведется различными способами и с различным топливом. Впрочем, уникальность видения художника от этого не пострадала. Поступали ему заказы и из других мест. Маврикия. Каждый отправлявшийся в путь нес с собой уникальный культурный заряд, «месседж», складывавшийся из опыта, знаний и умения эти знания использовать. Бокситовый цемент.
Умбра разводится с яйцом, казеином или же с масляным лаком. Об организации работы мастерской сведений сохранилось немного. Процесс «выстаивания» новой постройки длителен и должен протекать в естественных условиях. Присущие ей свободная манера письма и эмоциональная выразительность Свое название маньеризм получил от итальянского слова Утонченные позы и удлиненные фигуры Пармиджанино сделали его картину «Мадонна с длинной шеей» эталонной для всей маньеристской живописи.
Позднейшее применение его есть железобетон, т. е. бетон, усиленный железом. К итальянскому периоду его творчества относятся картины «Христос исцеляющий слепого» (1560), «Благовещение» (1570—1575), «Христос изгоняющий торговцев» (около 1570). По мнению современника Эль Греко, священника Хосе де Сигуэнца, картина была отвергнута потому, что не вызывала «молитвенного трепета». Смерть помешала ему закончить начатое.
В 1577 году он закончил свою первую большую картину, алтарный образ «Успение Богородицы» и тогда же приступил к одной из самых знаменитых своих работ полотну «Снятие одежд с Христа» для Кафедрального собора в Толедо. Это полотно художнику заказал настоятель церкви Санто-Томе (он стоит рядом со святыми) по случаю своей победы в судебном разбирательстве, касавшемся права церкви (в соответствии с завещанием графа Оргаса) получать ежегодное пособие. В то же время угловатая накидка Богородицы написана в лучших традициях маньеризма. По словам Ортенсио Парависино, поэта и проповедника, «Крит дал ему жизнь и ремесло художника, а Толедо стал ему новой родиной, где после смерти он достиг вечной жизни»41.
Эль Греко считался непонятным и не имел значимых последователей77. Однако в настоящее время исследователи полагают, что эта работа суть попытка Эль Греко воспроизвести утерянный ныне шедевр древнегреческого художника Антифилуса Александрийского, упоминаемый Плинием в его «Естественной истории» (I в. н. э. ). Столь эффектную, S-образную, форму тела можно обнаружить у Микеланджело, создавшего мраморную статую «Победа» (). Но последовательным маньеристом он никогда не был.
Влияние итальянских маньеристов на творчество Эль Греко трудно переоценить, однако он критично подходил к их живописи (в частности, критиковал «Страшный Суд» Микеланджело. На этой византийской иконе XV века изображен образ святой Параскевы. Однако вряд ли это справедливо. На масштабном полотне (размером 4, 5м x 3м) перед зрителем предстают несколько десятков персонажей и целый ряд сюжетов. Тогда же делался и полный расчет. На переднем плане Эль Греко написал пышную растительность. Конец жизни Эль Греко был печален, художник оказался разорен.
Согласно мюнхенской художественной группе «Синий всадник» в 1912 году Эль Греко ощущал в мироздании его мистически-имманентную конструкцию, ставшую великой проблемой для современного поколения91. На сложенном треугольником носовом платке можно прочитать дату его рождения: 1578 год. Освоив характернейшие его приемы, он создал абсолютно неповторимый живописный стиль. Через очки в темной оправе смотрят глаза, в которых, как написал один из искусствоведов, «нет ни капли милосердия».
4 ЖИЗНЬ И ЭПОХА «Портрет Хорхе Мануэля Теотокопули» работы Эль Греко.
2. В правом верхнем углу помещен еще один рельеф. Однако, это не совсем так. Тициан, Тинторетто Ночные мистерии «Аллегория испанской пословицы», ок (внизу) – одна из «ночных» картин, написанных ЭЛЬ Греко в Италии. которые были в иконографическом искусстве того времени.
В заметных научных работах второй половины XX века, посвященных Эль Греко, была проведена переоценка многих интерпретаций его творчества, а также его предполагаемого византийства65. Крит стал колонией Венеции вскоре после взятия крестоносцами Константинополя и официально подчинялся венецианским дожам, хотя в действительности колониальная администрация контролировала только побережье.
Можно надеяться, что он будет применим и в технике стенной живописи. Также, основываясь на оценке творчества Эль Греко, как отражающего дух католической Испании и ссылаясь на завещание Эль Греко, где он описал себя как «набожного католика», католические исследователи утверждают, что Эль Греко был частью католического меньшинства на Крите или перешел в католичество до отъезда с острова120. Левая рука кардинала, щедро украшенная кольцами, напряженно сжимает подлокотник креста. Ван Гог описывал происходящее как «гибельную гражданскую войну в группе, каждый член которой хватает другого за глотку с яростью, достойной лучшего применения». В годах Эль Греко написал для Эскориала большое полотно «Мученичество святого Маврикия».
Эль Греко это удалось. Художник написал в 1577—1579 годах алтарные картины «Вознесение Марии», «Троица», «Воскресение Христа», «Поклонение волхвов» и четыре изображения святых. В этом растворе гидрат окиси кальция под действием углекислого газа, находящегося в воздухе, переходит в углекислую известь, быстро образующуюся на поверхности воды, в которой растворена известь, а также известкового молока, теста и известковых штукатурных растворов в виде пленки или корочки, наподобие льда. Не избежал этой участи и Эль Греко. Но весьма уважаемым человеком от этого быть не перестал.
По словам профессора Джона Армстронга Кроу, «астигматизм никогда не мог придать ни достоинства холсту, ни таланта глупцу»130. Тремя годами позже, в июне 1566 года, будучи свидетелем подписываемого контракта, он подписался как (мастер Менегос Теотокопулос, художник). С 1577 жил и работал в Испании. В представленной композиции оказались соединенными два плана: ирреальный и реальный.
Сведения о его пребывании в Италии довольно скудны. Этому он мог научиться у Тинторетто, поступавшего точно также. Именно на Крите он мог глубоко изучить иконопись. Согласно другим архивным материалам— рисункам, которые он посылал критским картографам— он был в Венеции в 1568 году121. Берега реки соединяет Алькантара, построенной еще римлянами. Резюмируя общее мнение о влиянии Эль Греко, Джеймс Картер в апреле 1980 года заметил, что Эль Греко был «самым необычным художником того времени» и что «он опередил свое время на три-четыре столетия»80.
Это одно из самых монументальных произведений, созданных Эль Греко. Последнее, впрочем иногда граничило с элементарным высокомерием. Любые изменения в иконописи считаются столь же недопустимыми, как изменения в тексте литургии. К 26 годам Эль Греко почувствовал необходимость внутренне и профессионально расти.
1572). Для быстроты работы по масляной лаковой коричневой прокраске можно моделировать формы белилами на яичной или казеиновой темпере или же тертыми на масляном лаке, который составляется из 3/4даммарового или мастичного скипидарного лака и 1/4льняного масла. 1576) и др.
Известно, например, что он любил музыку, говорил на нескольких языках, писал тексты о живописи, скульптуре, архитектуре. Задумчивый воин это римский центурион Лонгин, воскликнувший в момент смерти Христа: «Воистину Божий Сын был сей. » По воскресении Христа он крестился у апостолов и принял в конце концов мученическую смерть.
Даже Уэтей признал, что «он, вероятно, написал маленький спорный триптих из галереи дЭсте в Модене, прежде чем покинул Крит»112. Тем не менее, споры о точном количестве аутентичных произведений Эль Греко не утихают и в основе этих разногласий лежит статус резоне Уэтея113. Есть сведения, что Эль Греко учился у Тициана. Однако в англоязычном представлении он оставался человеком, который «расписывал ужасы в Эскориале» по словам «Циклопедии» Эфраима Чамберса в 1899 году81.
В культурном же отношении Крит оставался византийским, греческим, православным. Хлыст, который Он держит в руке, упомянут только в Евангелии от Иоанна, где: «И, сделав бич из веревок, выгнал их храма всех (торгующих) и деньги у меновщиков рассыпал, а столпы их опрокинул». Это выражалось прежде всего в том, что гуманистические идеи почти не проникали в Испанию. «Свет дня заставляет меркнуть мой внутренний свет, -- говорил Эль Греко, когда во время работы закрывал окна своей мастерской, оберегая свое особое духовное состояние состояние, позволявшее «улавливать волны, нисходящие с небес».
Полагают, что это автопортрет Эль Греко. Его работы (прежде всего, религиозного содержания) всегда были широко востребованы.
По словам Дж. Это мнение, впрочем, многие исследователи оспаривали, находя в лице кардинала лишь мудрую строгость. Севастиан 1580 – 1582), для Валенции (Collegio del Patriarca), для Вальядолида (Св. Согласно другим – занимался торговлей, ремеслом или ростовщичеством. Рядом с мужчиной, обратившим свой взор кверху, стоит человек, смотрящий прямо в лицо нам. Утверждается, что Эль Греко, как и многие греческие деятели науки и искусства, эмигрировавшие в католические области Европы, после отъезда с Крита перешел в католичество и практиковал католичество в Испании, где в своем завещании описал себя как «набожного католика».
Однако на Крите он провел только часть жизни. Даже ноздреватый вид портландского цемента, носящий название «пенобетон», по своей непроницаемости для воды не пригоден для фресковой живописи. Творчество Тициана казалось ему слишком чувственным — скорее внешним, чем внутренним.
Он жил там до 1570 года и, согласно его письму к своему другу Джулио Кловио известному миниатюристу, состоял в «последователях» Тициана, все ещё энергичного, невзирая на возраст, переваливший за 80 лет. Но надежды эти не оправдались. СМЕШИВАНИЕ СЛОЕВ На этом, самом трудном, этапе производилась окончательная отделка. Люди, находящиеся справа от Христа, являются, по мнению искусствоведов, апостолами.
Способ, каким писал Тициан, стал для Эль Греко полнейшим откровением. (Это мнение художника известно нам благодаря его собственноручным пометкам на экземпляре книги Джорджо Вазари «Биографии художников»). Самой богатой считается коллекция, принадлежащая мадридскому музею Прадо. Причины недовольства короля остались неизвестны. Офтальмологи Август Голдшмидт и Герман Беритенс настаивали, что удлиненные человеческие фигуры в работах Эль Греко порождены его проблемами со зрением (вероятно прогрессирующий астигматизм и косоглазие), что заставляло его видеть тела длиннее, чем они были и под углом к перпендикуляру86. Впоследствии он неоднократно перестраивался.
l. Оба полотна исполнены в манере, характерной для итальянских живописцев. Опекаемая ангелами-хранителями душа умершего (в виде спеленатого младенца), преклонив колени на облака, поддерживаемые херувимами и опускающиеся почти до голов скорбящих, приближается к Иисусу Христу, восседающему в судейском кресле -- наивысшей точке всей композиции произведения. В 1577 году уехал в Толедо, где жил и работал до самой смерти. Считается, что Доменико приложил руку к полотну Тициана «Мученичество Святого Лаврентия», а согласно другой версии – и вовсе выполнил за учителя этот заказ испанского короля: отличить манеру письма нелегко даже специалистам.
При большом содержании в известняке глины и излишка высокой температуры получается «пережог» его. Первым художником, который, похоже, заметил структурный код в морфологии позднего Эль Греко, был Поль Сезанн, один из предшественников кубизма77. Последнее, впрочем иногда граничило с элементарным высокомерием. Кроме того, огромное влияние за время пребывания в Венеции на него оказал Тинторетто. Слова «сюжет» импрессионисты терпеть не могли, они говорили «мотив». Они с ужасом смотрят на палачей, сколачивающих крест для Христа.
Телесные тона получены из сырой умбры, опять же осветленной добавками белил. На камне греческими буквами выбито настоящее имя художника – «Доменико Теотокопули» Документы подтверждают появление художника в Риме, где он сближается с Джулио Кловио, а через него знакомится с кардиналом Алессандро Фарнезе. Через очки в темной оправе смотрят глаза, в которых, как написал один из искусствоведов, «нет ни капли милосердия». В Толедо дела художника очень скоро пошли в гору.
По мнению современника Эль Грека, священника Хосе де Сигуэнца, картина была отвергнута потому, что не вызывала «молитвенного трепета». 14 Фигуры небесной зоны представлены на картине «Погребение графа Оргаса» в виде переливающихся плавных форм. Две картины художника экспонируются в Художественном музее Толедо. Архитектор Пирро Лигорио называл его «глупый иноземец», а в недавно обнаруженных архивных материалах отражена ссора с Фарнезе, который выгнал художника из своего дворца28.
Слева на переднем плане изображены Дева Мария (в синем платье) и две сопровождающие ее женщины. Эль Греко виртуозно разработал этот сюжет. А через три года ему удалось продать «Оплакивание ангелами» за 70 золотых дукатов (цехинов) – солидная сумма, если учесть, что в среднем критский иконописец того времени получал за работу от одного дуката до восьми.
Хорхе Мануэль был преуспевающим художником, писавшим в манере своего знаменитого отца Около этого времени на острове Крит родился Доменико Теотокопули, сын сборщика податей Точная дата его рождения остается неизвестной Художник Теотокопули назван мастером. Любопытный факт: рассказывают, что Сальвадор Дали, впервые увидев «Погребение графа Оргаса», упал в обморок.