Это подлинные граждане Тосканы в самый счастливый и славный период ее истории, еще богатые всей накопленной энергией, полные сознания собственного достоинства, образованные, легко наживающиеся и готовые отдать нажитое на благо родины или на утехи жизни. Что касается композиции картины в целом, то ее отличают соразмерность и стройность. После поцелуя Иоакима у Золотых Ворот по велению Господа Анна забеременела. Будущий художник родился в 1449 году во Флоренции.
Первая документированная работа Гирландайо – фреска с изображением отцов Церкви и античных философов в Латинской библиотеке Ватиканского дворца в Риме (1475-1476 годы). Гирландайо усовершенствовал передачу воздушной перспективы. Петра-мученика, только что не говорят. Росписи капеллы церкви Санта-Мария Новелла представляют собой органичное сочетание двух циклов, один из которых посвящен Иоанну Крестителю, другой – Богоматери.
Доска эта с тремя прекраснейшими фигурами и с мелкими историями внизу была исполнена темперой, сзади же были изображены бронзовые фигуры исполненные с отличнейшим рисунком и с величайшим искусством. Доменико возвратился в родной город в зените славы и был буквально завален заказами. Гирландайо закончил там работу в первой половине 1482 года, написав две фрески: «Воскресение Иисуса Христа» (не сохранилась) и «Призвание апостолов Петра и Андрея» (сохранилась), в которую включил портреты наиболее значительных представителей Флоренции, служивших в Риме. Мнение Вазари подтверждает сын Алессо Бальдовинетти, Франческо, написавший некоторое время спустя в мемуарах о своём отце: «тот Гирландайо, что стал великим мастером, был его учеником».
Технические приемы в стенописных работах Гирландайо обличают небывалое совершенство. Не сохранилось документов, сообщающих, кто обучал его тонкостям живописи. К раннему творчеству Гирландайо относятся фрески, выполненные им в Риме. Две Мадонны его работы находятся в флорентийской Академии. К раннему творчеству Гирландайо относятся фрески, выполненные им в Риме. Его учителем был Бальдовинетти.
Лучшее из этих изображений — смерть св. Вазари сообщает, что после его кончины Доменико унаследовал ювелирную лавку (этот факт подтверждается записью в реестре усопших братства Святого Павла), но далее работать в ней не стал, поскольку с детства увлёкся живописью. Христофором в нью-йоркском Метрополитен-музее 1473-1475 гг. Не сохранилось документов, сообщающих, кто обучал его тонкостям живописи. Родители Девы Марии стоят обнявшись на лестнице Нимбы над головой отмечают их фигуры.
Формы всегда прекрасно переданы, особенно природа схвачена с поразительной правдой. Из учеников его остались Давид и Бенедетто Гирландайо, Бастьяно Майнарди из Сан Джиминьяно, а также Микельанджело Буонарроти, флорентинец, Франческо Граначчо, Никколо Чеко, Якопо дель Тедеско, Якопо дель Индако, Бальдино Бальдинелли и другие мастера, все флорентинцы (19). Зиновием, епископом Флоренции, архангелом Рафаилом и св.
Две Мадонны его работы находятся в флорентийской акад. Кроме того, он считается основателем школы, создавшей Микеланджело Буонаротти. Все в целом он дополнил алтарным образом Рождества Христова, написанным на доске темперой и восхищающим любого знатока (5). Там же его же работы картина с изображением св. Биографии Микельанджело и Граначчи см.
Павла). Франциска и создал алтарную картину «Рождество Христово». Викентия и св. Об этом свидетельствуют сохранившиеся контракты на росписи фасада капеллы в Бадия а Сеттимо (не сохранились) и на создание алтарной картины в монастыре Палько в Прато.
Девы» находится в Лувре. Из этих работ сохранилось только «Призвание к апостольству св. О Гирландайо см.
После обучения ювелирному делу продолжил образование у Алессио Бальдовинетти. Франциска. Павла). Выделяется фреска изображающая смерть св.
Никколо Чеко и Якопо дель Тедеско – фигуры неясные, документальных сведений о них нет. Не так у Гирландайо. В том же 1472 году художник вступил в Братство Св. Оспедале Инноченти, Флоренция.
Гирландайо усовершенствовал передачу воздушной перспективы. «Посещение св. Приглашенный папой Сикстом IV в Рим, для росписи в Ватикане Сикстинской капеллы, Гирландайо на стене ее исполнил фреску «Призвание Андрея и Петра», лучшую из всех фресок, написанных здесь кватрочентистами. На своде капеллы мастер изобразил четырех сивилл.
Работы там велись до конца 1485 года. Гирландайо принадлежит ряд станковых портретов: Лукреции Торнабуони (1488, собрание Тиссен-Борнемиса, Мадрид), «Старик с внуком» (около 1490 года, Лувр, Париж). «Призвание апостолов» было, видимо, немалым испытанием для таланта Гирландайо — ему еще не приходилось писать столь обширных многофигурных композиций.
Мадонна в сиянии с четырьмя святыми, в Берлинском музее. Работа была создана Доменико Гирландайо для флорентийской церкви Честелло. Доменико возвратился в родной город в зените славы и был буквально завален заказами.
Девы» находится в Лувре. Выделяется фреска изображающая смерть св. Вазари упоминает еще двоих учеников: Никколо Чеко и Якопо дель Тедеско.
Франциска. Сохранились сведения о том, что ювелирные гирлянды, которые он делал для украшения женских головных уборов, были в большой моде благодаря этому Томазо получил прозвище гирляндщик, перешедшее к его сыновьям и внукам. Гирландайо усовершенствовал передачу воздушной перспективы. В 1473 году имя «Доменико из Флоренции» впервые упоминается в документах города Сан-Джиминьяно, куда он прибыл для работ в местной церкви Колледжата.
Франциска. Работы в капелле Веспуччи относят к 1472 году. Вазари в своём «Жизнеописании Доменико Гирландайо» сообщает, что его отец был золотых дел мастером, придумавшим гирлянды: « Томмазо был первым, выдумавшим и пустившим в оборот украшения, которые носят на голове флорентийские девушки и которые называют гирляндами, за что и получил имя Гирландайо».
Об этом свидетельствуют сохранившиеся контракты на росписи фасада капеллы в Бадия а Сеттимо (не сохранились) и на создание алтарной картины в монастыре Палько в Прато. Доминика и св. Помимо точности в рисунке, современников Гирландайо поражало его умение писать фрески. Технические приемы в стенописных работах Гирландайо обличают небывалое совершенство. Павла). Цикл, заказанный главой одного из знатных флорентийских домов Джованни Торнабуони, включает четырнадцать больших многофигурных композиций, расположенных в четыре регистра на боковых стенах хора и посвященных жизни Марии (правая стена) и Иоанна Крестителя (левая стена).
Работы в капелле Веспуччи относят к 1472 году. – фреска ("Мадонна со святыми" и "Крещение") в церкви Сант Андреа в Броцци близ Флоренции 1475 г. - фрески ("Житие св. Иногда идентифицируется с Бальдини, работавшим в Риме в 1513 г. ГИРЛАНДАЙО (Ghirlandaio) Доменико (настоящая имя и фамилия Доменико ди Томмазо ди Куррадо ди Доффо Бигорди, Bigordi) (1449, Флоренция – 11. 1. 1494, там же) итальянский художник Раннего Возрождения. Эта «лаборатория» живописи, в которой велись бесконечные споры о цвете, динамике и ритме изображения, сыграла важную роль в формировании стиля Доменико.
Сохранились сведения о том, что ювелирные гирлянды, которые он делал для украшения женских головных уборов, были в большой моде благодаря этому Томазо получил прозвище «гирляндщик» (ghirlandaio), перешедшее к его сыновьям и внукам. Доменико Гирландайо собирался также стать золотых дел мастером, но рано обнаружил в себе замечательные способности живописца. Сотрудником его был обучавшийся у него Бастьяно Майнарди из Сан Джиминьяно, ставший во фресках весьма опытным мастером этой манеры почему, когда он отправился с Доменико в Сан Джиминьяно, они расписали там вместе капеллу св. Произведение справедливо считается вершиной творчества Гирландайо. Происхождение прозвища «Гирландайо», под которым известно целое семейство живописцев, не имеет точно установленной версии.
Фины") в приходской церкви г. Сан Джиминьяно (с братом Давидом и учеником Майнарди) в том же году работы в библиотеке Сикста IV в Риме (вместе с братом Давидом) 1480 г. – фрески в Оньисанти во Флоренции ("Св. О «Святом Иерониме» Вазари сообщает: «Во-первых, любопытно, что эту фреску Гирландайо создавал, соревнуясь со «Святым Августином» Боттичелли, написанным для той же церкви.
Скончался он в 1493 году. Георгия, убивающего змия. Им не менее, в числе этих картин встречаются весьма замечательные, как, напр., Поклонение волхвов в церкви флорентийского воспитательного дома (agli Innocenti).
В церкви Инноченти он написал темперой на дереве волхвов, весьма одобренных (7). бригада), куда со временем вошли подраставшие братья Доменико и его зять Себастьяно Майнарди, составлявшие ближний круг впоследствии, время от времени и в зависимости от надобности, подключались другие художники, среди которых есть имена Бартоломео ди Джованни, Никколо Чьеко, Якопо делльИндако, Якопо дель Тедеско, Бальдино Бальдинелли, Поджо Поджини среди самых знаменитых в работе «боттеги» принимали участие юный Микеланджело Буонарроти, а также Джулиано Буджардини и Франческо Граначчи. Примкнув к реалистическому движению, он сообщил ему благородство, возвышенность и красоту. Дерево, темпера, 285243 см.
Это те же сборища очень спокойных актеров среди тех же спокойных декорации. Вазари в биографии мастера упоминает лишь о том, что в ней «некоторые головы женщин исключительно прекрасны и изящны». Доменико Гирландайо первоначально готовился быть также золотых дел мастером, но рано обнаружил замечательные способности к живописи. По обе же стороны алтарного образа он написал фреской на стене обрамленные портреты: с одной стороны – коленопреклоненного Франческо Сассетти, а с другой – мадонны Неры, его жены, а также портреты их детей (поместив их, однако, в верхней истории, там, где воскресает мальчик), с несколькими молодыми красавицами из того же семейства имен которых я не мог определить, в модных одеждах того времени и все это доставляет зрителю немалое удовольствие. Последняя станковая работа Гирландайо – «Христос во славе с донатором» (1492 – 1493, Вольтерра, Пинакотека), предназначенная для храма Сан-Джусто в Вольтерре, была создана по рисунку Доменико его помощниками по мастерской.
Работы в капелле Веспуччи относят к 1472 году. Кроме того, он считается основателем школы, создавшей Микеланджело Буонаротти. Доменико Гирландайо родился в семье искусного ювелира Томазо Бичарди. В 1480 году Доменико Гирландайо женился на Констанце, дочери Бартоломео Нуччи, родившей ему четверых детей: в 1481 году Бартоломео, который стал астрономом и философом и будучи монахом конвента Ангелов (Санта-Мария-дельи-Анджели) получил чин приора в 1522 году (умер в 1543) в 1483 году— Ридольфо, единственного из девяти детей Гирландайо, который пошёл по стопам отца и стал живописцем в 1484 году Антонию и год спустя ещё одну дочь— Франческу. Членов семьи Торнабуони Гирландайо изображал часто.
К раннему творчеству Гирландайо относятся фрески, выполненные им в Риме. Кроме того, он считается основателем школы, создавшей Микеланджело Буонаротти. Его учителем был Алессио Бальдовинетти.
Франциска. В Лукке, в церкви Сан Мартино, он написал на дереве святых Петра и Павла. Доменико Гирландайо (1449, Флоренция – 1494, Флоренция), полное имя Доменико ди Томмазо Бигорди, наряду со своим современником Сандро Боттичелли является выдающимся мастером фрески эпохи Ренессанса во Флоренции. Одна из картин, помеченная 1485 годом, «Поклонение пастырей» с языческим саркофагом, заменяющим ясли. Формы всегда прекрасно переданы, особенно природа схвачена с поразительной правдой.
В 1480 году Доменико Гирландайо женился на Констанце, дочери Бартоломео Нуччи, родившей ему четверых детей: в 1481 году Бартоломео, который стал астрономом и философом и будучи монахом конвента Ангелов (Санта-Мария-дельи-Анджели) получил чин приора в 1522 году (умер в 1543) в 1483 году – Ридольфо, единственного из девяти детей Гирландайо, который пошёл по стопам отца и стал живописцем в 1484 году Антонию и год спустя ещё одну дочь – Франческу. Формы всегда прекрасно переданы, особенно природа схвачена с поразительной правдой. Технические приемы в стенописных работах Гирландайо обличают небывалое совершенство. Вазари сообщает, что после его кончины Доменико унаследовал ювелирную лавку (этот факт подтверждается записью в реестре усопших братства Святого Павла), но далее работать в ней не стал, поскольку с детства увлёкся живописью. В числе подобных работ Гирландайо известны «Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем» и «Поклонение волхвов». Steinmann, 1904.
Он указывает, что при нем «Святой Иероним» уже находился не на том месте, на котором он был первоначально написан. О личной жизни художника известно мало.
Его отцом был ювелир Томмазо Бигорди, прозванный Гирландайо якобы за то, что «он был первым, кто придумал и начал производить украшения, называемые гирляндами, которые носили на голове флорентинские девушки». Петра и Андрея затем, фресковый лик блаженного Иеронима в црк.
Оно началось еще с дней Аньоло Гадди и Спинелло Аретино. Согласно Вазари, первыми работами Гирландайо были росписи капеллы Веспуччи в церкви Оньисанти (частично сохранились) и фрески с житием святого Павлина Ноланского (разрушены), после которых он «завоевал себе величайшую славу и приобрёл известность». Самые ранние произведения Гирландайо, дошедшия до нас, – фрески «Благовещение» и «Легенда св. Гирландайо усовершенствовал передачу воздушной перспективы. Девы» находится в Лувре. Одна из картин, помеченная 1485 годом, «Поклонение пастырей» с языческим саркофагом, заменяющим ясли.
Его учителем был Алессио Бальдовинетти. Помимо этого, он изобразил св. Девы» находится в Лувре. Но воспользоваться ими мастер не успел, т. к через несколько дней скончался.
После работ в Риме Гирландайо вернулся во Флоренцию. Томмазо был первым, выдумавшим и пустившим в оборот украшения, которые носят на голове флорентинские девушки и которые называют гирляндами, за что он и получил имя Гирландайо, причем не только за то, что был первым их изобретателем, но и за то, что сделал их бесчисленное множество и редкой красоты, так что нравились, по-видимому, только те, что выходили из его мастерской (2). Одна из картин, помеченная 1485 годом, «Поклонение пастырей» с языческим саркофагом, заменяющим ясли. он вступил в братство св. Работал в техниках мозаики интарсии, создавал книжные миниатюры, ювелирные произведения, но основными видами его деятельности были фреска и алтарная живопись. Технические приемы в стенописных работах Гирландайо обличают небывалое совершенство.
Художник зарисовывал их всегда «на глаз», не проводя предварительных измерений. Гармоничность цветовой гаммы, в которой она выполнена, достойна восхищения. Девы» находится в Лувре. Франциска. Две Мадонны его работы находятся в флорентийской Академии. Гирландайо возглавлял большую мастерскую, в состав которой в разное время входили, в частности, его братья Давиде Гирландайо (1452-1525) и Бенедетто Гирландайо (1458-97 или 1459-99), Б. Майнарди, Ф. Граначчи.
Его учителем был Алессио Бальдовинетти. Технические приемы в стенописных работах Гирландайо обличают небывалое совершенство. Среди наиболее известных «Поклонение волхвов» (1486, Оспедале дельи Инноченти, Флоренция картина выполнена совместно с Бартоломео ди Джованни), тондо «Рождество» (1487, Уффици, Флоренция), «Портрет Джованны Торнабуони» (1488, Собрание Тиссена-Борнемисса, Мадрид).
Это аристократы в лучшем смысле слова – не тщеславные давнишними деяниями предков, а соперничающие друг с другом в том, как бы лучше угодить народу из которого они вышли, как бы придать родному городу и всей родной стране предельное великолепие. 4 Вторая фреска Гирландайо в Сикстинской капелле, Воскресение Христово, погублена записью в XVI в. Быть может, под верхним слоем безвкусной реставрации имеются еще следы оригинальной живописи мастера. Последняя станковая работа Гирландайо— «Христос во славе с донатором» (1492—1493, Вольтерра, Пинакотека), предназначенная для храма Сан-Джусто в Вольтерре, была создана по рисунку Доменико его помощниками по мастерской. Им не менее, в числе этих картин встречаются весьма замечательные, как, например, «Поклонение волхвов» в церкви флорентийского воспитательного дома (agli Innocenti).
Приехав в Рим, Гирландайо провел много времени за изучением античных памятников. По возвращении во Флоренцию создал росписи Сала-дель-Оролоджо (Сала-деи-Джильи) в Палаццо Веккьо (1482-84), в капелле Сассетти в церкви Санта-Тринита (1478-85 посвящены житию святого Франциска), капеллы Торнабуони в церкви Санта-Мария-Новелла (1486-1490 также рисунки для алтарного образа и витражей). И действительно, Доменико заслуживает величайшей похвалы в любом отношении и главным образом за живость лиц, которые, будучи написаны с натуры, представляют для потомков живейшие образы многих знаменитых лиц (13). – фрески во флорентинской церкви Санта Мариа Новелла (с учениками) и "Венчание Богоматери" в Нарни 1487 г. – "Поклонение волхвов" (тондо), теперь в Уффици (с учениками) 1488 г. – "Поклонение волхвов" в Воспитательном доме во Флоренции 1491 г. – "Посещение Марией Елизаветы" – теперь в Лувре, 1492 г. – "Христос со святыми" в пинакотеке г. Вольтерры (последняя живописная работа, выполненная с учениками). Картину художника дописывали младшие братья художника – Давид и Бенедетто.
На фреске в часовне святой Фины запечатлен скорбный момент ее жития — отход девочки в мир иной. В 1490 году вместе с братом Давидом Доменико украшал мозаикой со сценой «Благовещения» люнет храма Санта-Мария-дель-Фьоре (в 1491 году они создали мозаики в капелле Святого Зиновия во Флорентийском соборе в 1492 году Доменико реставрировал мозаику Чимабуэ в Пизанском соборе, а в 1493 году Давид украсил мозаикой апсиду собора в Пистойе). Когда работа была окончена и оказалось, что Торнабуони не может уплатить обещанных добавочных дукатов (хотя росписи понравились ему чрезвычайно, в чем он сам признался художнику), Гирландайо с легкостью от них отказался, сказав, что «ему дороги не деньги, а сознание того, что он удовлетворил заказчика». Посещение св.
Посещение св. «Мадонна» в сиянии с четырьмя святыми, в Берлинском музее. Им не менее, в числе этих картин встречаются весьма замечательные, как, например, «Поклонение волхвов» в церкви флорентийского воспитательного дома (agli Innocenti).
Мадонна в сиянии с четырьмя святыми, в Берлинском музее. Помимо братьев Давида и Бенедетто, в мастерской Гирландайо трудились: Себастьян Майнарди, Бальдино Бальдинеми, Якопо дель Индако и Франческо Гранначчи. Последняя станковая работа Гирландайо — «Христос во славе с донатором» (1492-1493, Вольтерра, Пинакотека), предназначенная для храма Сан-Джусто в Вольтерре, была создана по рисунку Доменико его помощниками по мастерской. Из этих работ сохранилось только Призвание к апостольству св. Поклонение пастухов, 1485.
Доменико Гирландайо собирался также стать золотых дел мастером, но рано обнаружил в себе замечательные способности живописца. На фреске лик святой Анны исполнен надежды. Девы находится в Лувре. Из этих работ сохранилось только Призвание к апостолству св.
«Посещение св. Вазари пишет, что учителем Доменико был Алессо Бальдовинетти. Франциска.
Рисуя же на глаз Колизей, он изобразил у его подножия стоящую фигуру, по размерам которой он определял размеры всего сооружения и, когда мастера после его смерти их проверили, они оказались абсолютно правильными (15). Вазари сообщает, что после его кончины Доменико унаследовал ювелирную лавку (этот факт подтверждается записью в реестре усопших братства Святого Павла), но далее работать в ней не стал, поскольку с детства увлёкся живописью. Им не менее, в числе этих картин встречаются весьма замечательные, как, например, «Поклонение волхвов» в церкви флорентийского воспитательного дома (agli Innocenti). Работы Доменико над боковой дверью собора Санта Мариа дель Фьоре, что выходит к сервитам, – прекраснейшее мозаичное Благовещение, лучше которого не увидишь и у новых мастеров мозаики (18). Из этих работ сохранилось только «Призвание к апостольству св. Действительно, несмотря на то, что в юности он и был ювелиром, в живописи природа одарила его духовным совершенством и чудесным и безупречным вкусом, вот таким образом, постоянно упражняясь в рисунке, он достиг в нем такой живости, быстроты и легкости, что, работая у ювелира, он, по словам многих, зарисовывал всякого, кто только ни заходил в мастерские, схватывая сходство на лету, о чем свидетельствуют также и бесчисленные портреты в его работах, обладающие живейшим сходством.
Михаилом, закованным в прекраснейшие латы, а также и другими святыми. В том же 1472 году художник вступил в Братство Св. Эта «лаборатория» живописи, в которой велись бесконечные споры о цвете, динамике и ритме изображения, сыграла важную роль в формировании стиля Доменико. Дата смерти отца Доменико Гирландайо неизвестна.
Живописцу Себастьяно Майнарди (умер в 1513 г. ) принадлежат многочисленные "Мадонны" в Сан Джиминьяно, Неаполе, Флоренции, Пизе, Париже, Лондоне, Лилле, Кельне, Нью-Йорке, портреты в Берлине и Нью-Йорке. в ч. III "Жизнеописаний". Его он писал вместе со своими учениками. Тем не менее Джорджо Вазари пишет об отце Гирландайо как об известном ювелире, а в посмертной записи в реестре усопших прихода Святого Павла сообщается: «Доменико, сын Томмазо, внук Куррадо Бигорди».
Как раз в это время случилось так, что в Санта Мариа Новелла, монастыре братьев-проповедников, главная капелла, расписанная когда-то Андреа Органьей (11) во многих местах пострадала от воды из-за плохой крыши над сводом. Доменико говаривал, что живопись – это рисунок, а что настоящая живопись – это мозаика.
Одна из картин, помеченная 1485 годом, «Поклонение пастырей» с языческим саркофагом, заменяющим ясли. Из этих работ сохранилось только «Призвание к апостольству св. Domenico Ghirlandaio наст. По возвращении во Флоренцию создал росписи Сала-дель-Оролоджо (Сала-деи-Джильи) в Палаццо Веккьо (1482-1484 годы), в капелле Сассетти в церкви Санта-Тринита (1478-1485 годы посвящены житию святого Франциска), капеллы Торнабуони в церкви Санта-Мария-Новелла (1486-1490 годы также рисунки для алтарного образа и витражей).
Им не менее, в числе этих картин встречаются весьма замечательные, как, например, Поклонение волхвов в церкви флорентийского воспитательного дома (agli Innocenti). Он написал также во дворце Синьории, в той зале, где находятся чудесные часы Лоренцо делла Вольпайя, много фигур флорентинских святых с великолепнейшими архитектурными украшениями (14). Многочисленные алтарные образы Гирландайо («Мадонна с Младенцем и святыми», около 1483 года, галерея Уффици, Флоренция «Поклонение волхвов», 1487, там же) стилистически близки его монументальным работам в них в большей мере сказалось влияние современной Гирландайо нидерландской живописи (в частности, алтаря Портинари Х. ван дер Гуса). Мнение Вазари подтверждает сын Алессо Бальдовинетти, Франческо, написавший некоторое время спустя в мемуарах о своём отце: «тот Гирландайо, что стал великим мастером, был его учеником». имя Domenico di Tommaso Curradi di Doffo Bigordi 1449 – 11 января 1494) – один из ведущих флорентийских художников кватроченто, основатель художественной династии, которую продолжили его брат Давид и сын Ридольфо. Последний, самый обширный фресковый цикл Гирландайо, включающий четырнадцать больших многофигурных композиций, украсил в 1486—1490 годах обширный хор (предалтарную часть) флорентийской церкви Санта Мария Новелла.
Вазари сообщает: «Доменико заболел такой злой горячкой, что зараза эта в пять дней лишила его жизни». Две другие доски он расписал в аббатстве Сан Джусто ордена камальдульцев, что за Вольтеррой (17) доски эти, поистине прекрасные, заказал ему великолепный Лоренцо деи Медичи ибо это аббатство было тогда на попечении Джованни, кардинала деи Медичи, его сына, будущего папы Льва. Закончить ее он не успел.
Это впечатление еще более усиливается благодаря абсолютно нетипичной для тондо перспективе, подчеркнутой массивными архитектурными элементами. флорентиской церкви Оньисанти того же времени – снятая фреска со св. «Посещение св.
В 1481-82 годах вместе с П. Перуджино, К. Росселли и С. Боттичелли участвовал в росписях Сикстинской капеллы в Ватикане, написав сцены «Призвание святых апостолов Петра и Андрея», «Воскресение» изображения 12 пап в полный рост. Формы всегда прекрасно переданы, особенно природа схвачена с поразительной правдой. В церкви св. Их отношение к главному предмету можно сравнить с значением, какое имели хоры в греческой трагедии. Юстином, епископом Вольтерры, давшим название этой церкви, св. «Достиг изрядного мастерства в подражании натуре» — была высшая похвала в устах авторов того времени, говоривших о живописцах.
Франциска. Испытал также влияние А. дель Поллайоло и А. Бальдовинетти. Фины и св. Выделяется фреска изображающая смерть св. Франциска.
Августина, мастер продолжает начатую работу Гоццоли и примыкает к последнему некоторыми особенностями своего стиля. Мадонна в сиянии с четырьмя святыми, в Берлинском музее. Они намекают на её общественную жизнь. Испытал также влияние А. дель Поллайоло и А. Бальдовинетти. Две Мадонны его работы находятся в флорентийской Академии.
На другой стене, там, где истории из жития св. Гирландайо усовершенствовал передачу воздушной перспективы. «Мадонна» в сиянии с четырьмя святыми, в Берлинском музее.
В церкви С. Тринита он написал превосходные фрески из жизни святого Франциска. Иоанна Крестителя (12). «Мадонна» в сиянии с четырьмя святыми, в Берлинском музее. «По случаю переноса монахами хора на другое место, пишет биограф, фреска эта, так же как и фреска Сандро Боттичелли, была перевязана железными полосами и перенесена без повреждений на середину церкви в те самые дни, когда жизнеописания эти печатались во второй раз».
Об этом свидетельствуют сохранившиеся контракты на росписи фасада капеллы в Бадия а Сеттимо (не сохранились) и на создание алтарной картины в монастыре Палько в Прато. Формы всегда прекрасно переданы, особенно природа схвачена с поразительной правдой. Именно Возрождение, положившее в основу художественного творчества такое понятие, как «мимесис», заставила мастеров обратиться к натурным штудиям, наблюдению за природой и человеком изучению законов перспективы. Написал он там также, как св. Все работы отличает высокое мастерство исполнения. В поздних работах заметно знакомство с приёмами живописи Леонардо да Винчи.
Роха и св. Франциска. Девы находится в Лувре. Параллельно в сентябре 1485 года Гирландайо подписал контракт на оформление капеллы Торнабуони в храме Санта-Мария-Новелла, росписи которой стали самым крупным и значительным произведением художника. Волхвы ничем не выделяются среди других персонажей.
Дата смерти отца Доменико Гирландайо неизвестна. Фому, обретающего пояс и фреска получилась прекрасной. В 1488 году в мастерской Гирландайо работал Микеланджело. Опытный монументалист, прекрасно владевший искусством компоновать большие многофигурные композиции, превосходный, наделенный тонкой наблюдательностью рассказчик, Гирландайо предстает в своих фресковых циклах как бытописатель и историк современной ему Флоренции.
Кроме этого Гирландайо занимался мозаикой. 1457) стали художниками. Поскольку обнаруженный в архивах Томмазо ди Коррадо, родившийся в 1424 году во Флоренции от брака Коррадо ди Доффо (или Доссо) и Катерины ди Франческо Геруччи упоминается в налоговых документах как кожевенник, мелкий торговец шёлком, торговец венками и торговый посредник, но нигде не упоминается как золотых дел мастер, ряд исследователей высказывал сомнение в том, что этот человек мог быть отцом Доменико. Учителем его в ней был А. Бальдовинетти. Им не менее, в числе этих картин встречаются весьма замечательные, как, например, «Поклонение волхвов» в церкви флорентийского воспитательного дома (agli Innocenti).
Технические приемы в стенописных работах Гирландайо обличают небывалое совершенство. Вазари сообщает: «Доменико заболел такой злой горячкой, что зараза эта в пять дней лишила его жизни». Вместе с Доменико работали также младшие братья и зять художника. Они должны подчёркивать набожность Джованны и её богатый внутренний мир.
После того, как супруга Гирландайо скончалась во время родов, он вновь женился (1488) на Антонии, дочери сера Паоло Паоли, вдове из Сан-Джиминьяно, подарившей ему ещё пятерых детей, трёх дочерей и двух сыновей, один из которых в 1507 году стал монахом в монастыре Санта-Мария-дельи-Анджели под именем Микеланджело. Иероним", "Тайная вечеря") 1481 г. – фрески в Сикстинской капелле в Риме 1482 г. – работы во дворце Синьории во Флоренции (с братьями) 1483-1485 гг. По возвращении Гирландайо во Флоренцию, Франческо написал своему родственнику, флорентийцу Джованни Торнабуони, о том, «как хорошо Доменико обслужил его своей работой и как он угодил папе своими росписями». «Все они очень выразительны и выглядят как живые» отмечал Вазари.
Надпись на римском саркофаге, который будет использован в качестве люльки для новорожденного, является пророческой цитатой из Иосифа Флавия: «Саркофаг, в котором будет лежать мой прах, породит Бога». «Посещение св. Им не менее, в числе этих картин встречаются весьма замечательные, как, например, Поклонение волхвов в церкви флорентийского воспитательного дома. Приписанный таким образом к ювелирному делу, но не испытывая к нему никакой склонности, Доменико не переставал заниматься рисованием.
«Призвание апостолов» принесло Гирландайо несомненный успех. Жизнь Гирландайо пресеклась достаточно неожиданно: он скончался от лихорадки 11 января 1494 года в возрасте 44 лет. Фреска написана для главного алтаря приютской церкви. Вазари в этой фреске отметил «окно, находящееся в перспективно построенном помещении, освещающее спальню и вызывающее обман зрения у всякого, кто на него смотрит».
Ни в коленопреклонении святой Елизаветы, ни в образе Девы Марии нет ничего поспешного. Посещение св. Дата смерти отца Доменико Гирландайо неизвестна. 19) Ученики Гирландайо: братья Давид (1452-1525) и Бенедетто (1458-1497).
Вазари отмечал: «Говорят, что когда он (Гирландайо) рисовал древности Рима: арки, термы, колонны, цирки, обелиски амфитеатры и акведуки, он был настолько уверенным в своем рисунке, что изображал их на глаз, без линейки, циркуля или обмеров. Оньисанте во Флоренции, на котором все окружающее блаженного Иеронима представляет картину полнейшего домашнего затишья, в манере тогдашних нидерландских художников наконец Тайная Вечерь в трапезе Оньисанте, в которой заметно удачное стремление придать каждому лицу отдельный индивидуальный характер. Петра-мученика, а также св. Доменико Гирландайо (итал. Глава художественной мастерской, где подвизался юный Микеланджело. Но какая разница в исполнении между учеником Фра Беато и учеником Бальдовинетти.
Выделяется фреска изображающая смерть св. «Мадонна» в сиянии с четырьмя святыми, в Берлинском музее. В эти годы стала складываться мастерская Гирландайо или как её именуют «боттега» (букв. В том же 1490 году Гирландайо расписал дверцы органа в Пизанском соборе.
Но аббат, будучи невеждой, другого ответа не дал. К концу 1470-х годов известность Доменико Гирландайо уже достигла Рима и в 1481 году он был приглашен туда для работы над росписями Сикстинской капеллы, где исполнил фреску «Призвание апостолов Андрея и Петра». Франциска. В 1470-72 годах он исполнил здесь «Мадонну и Пьету», а в 1480-м — «Святого Иеронима» и «Тайную вечерю». Как самостоятельный жанр, портрет сложился в именно в период Ренессанса.
Согласно Вазари, первыми работами Гирландайо были росписи капеллы Веспуччи в церкви Оньисанти (частично сохранились) и фрески с житием святого Павлина Ноланского (разрушены), после которых он «завоевал себе величайшую славу и приобрёл известность». Вместе с ним в Рим приехал Сандро Боттичелли. 1451) и Бенедетто (род.
«Христос во славе» – последнее станковое произведение Гирландайо. Искусство портрета также было «миметическим» ибо его отличала важная черта – сходство изображенного с изображаемым. Франциска. Гирландайо хорошо знал семейство Торнабуони.
Доменико Гирландайо был одним из первых, кто стал писать портреты окружающих людей. И он действительно отлично знал способы стенной живописи и владел ими с большой легкостью, будучи тем не менее очень вылощенным в своих композициях (8). Всё окружающее блаженного Иеронима представляет картину полнейшего домашнего затишья, выполненную в манере тогдашних нидерландских художников и, наконец, «Тайная Вечерь» в трапезной церкви Оньисанте, отличающаяся индивидуальностью всех персонажей. Конечно, самый известный выходец мастерской Гирландайо – Микеланджело, поступивший к нему на обучение в четырнадцать лет. Об этом свидетельствуют сохранившиеся контракты на росписи фасада капеллы в (не сохранились) и на создание алтарной картины в монастыре Палько в Прато. И вот вечером, когда они сели за ужин, вошел прислужник с подносом, заставленным мисками с бурдой для нищих, то есть все было так, как и раньше. Всё окружающее блаженного Иеронима представляет картину полнейшего домашнего затишья, выполненную в манере тогдашних нидерландских художников и, наконец, «Тайная Вечерь» в трапезной церкви Оньисанте, отличающаяся индивидуальностью всех персонажей.
Стефана, совсем живых, св. Вазари приводит такую историю его создания: «Для братьев во Христе он (Гирландайо) написал образ для главного алтаря с несколькими коленопреклоненными святыми, а именно святым Юстином, епископом Вольтерры, давшим название этой церкви, святым Зиновием, епископом Флоренции, архангелом Рафаилом и архангелом Михаилом, закованным в прекраснейшие латы Но еще прекраснее остальных фигур – Богоматерь с Младенцем на руках и четырьмя ангелочками кругом. Вазари пишет, что учителем Доменико был Алессо Бальдовинетти.
Вазари пишет, что учителем Доменико был Алессо Бальдовинетти. На другой стене он изобразил, как св. Кроме того, он считается основателем школы, создавшей Микеланджело Буонаротти. Им не менее, в числе этих картин встречаются весьма замечательные, как, например, «Поклонение волхвов» в церкви флорентийского воспитательного дома (agli Innocenti). И вот Доменико приступил к работе и без единой передышки закончил ее в четыре года. Но, небольшая картина художника «Портрет Джованны Торнабуони» выделяется спокойным совершенством и изяществом даже среди них. Две Мадонны его работы находятся в флорентийской Академии. Только тогда опомнился аббат и с этого часа постарался обращаться с ними, как с достойными людьми, какими они и были (16).
Иоанна Крестителя и две из жизни Богоматери, кои по заслугам получили тогда большое одобрение (10). Формы всегда прекрасно переданы, особенно природа схвачена с поразительной правдой. Важность его в картине подчеркнута цветностью. Франциска и создал алтарную картину «Рождество Христово». В 1481-1482 годах вместе с П. Перуджино, К. Росселли и С. Боттичелли участвовал в росписях Сикстинской капеллы в Ватикане, написав сцены «Призвание святых апостолов Петра и Андрея», «Воскресение» изображения 12 пап в полный рост. Франциска.
Дерево, темпера, 167167 см. Современный Гирландайо зритель практически во всех «историях» мог увидеть своих известных современников. Поклонение волхвов, 1488. Как правило, пространство тондо было неглубоким и не предполагало наличия заднего плана. Аббат, который был уже в постели, вскочил и прибежал на шум, так как подумал, что монастырь рушится и, обнаружив, что с монахом неладно, стал препираться с Давидом.
Заказчик хотел, чтобы художник украсил помещение историями из жития святого Франциска Ассизского, его небесного патрона. После того, как в 1462 году умерла мать Доменико, Антония, его отец в 1466 году женился второй раз на некой Антонии ди Филиппо ди Франческо дель Пуццола, которая в том же году родила ему сына Джованни Баттиста (тоже стал художником), а в 1475 году дочь Алессандру, ставшую впоследствии в своём первом браке женой Себастьяно Майнарди, живописца из Сан-Джиминьяно, который работал в мастерской Гирландайо во втором браке Алессандра вышла замуж за ювелира Антонио Сальви. 5 октября 1482 года он получил первый официальный заказ от флорентийского правительства (это было особо почётно): украшение фресками Зала лилий в Палаццо Веккьо. В 1473 году имя «Доменико из Флоренции» впервые упоминается в документах города Сан-Джиминьяно, куда он прибыл для работ в местной церкви Колледжата. Капелла Сассетти, Санта Тринита, Флоренция. Донато за роспись трапезной, однако фрески не сохранились.
Появление их в картине, вероятно, было граничит с пожеланием заказчиков. О жизни мастера известно немного. Автор фресковых циклов, в которых выпукло, со всевозможными подробностями показана домашняя жизнь библейских персонажей (в их роли выступают знатные граждане Флоренции в костюмах того времени). Доменико Гирландайо родился в семье искусного ювелира Томазо Бичарди. Сверх того он написал на своде четырех сивилл, а снаружи капеллы, над аркой ее переднего фасада, он написал в орнаментальном обрамлении историю с Тибуртинской сивиллой, заставляющей императора Октавиана поклониться Христу работа эта в отношении фресковой живописи выполнена очень умело и радует своим прекрасным колоритом. У самого дома св.
Франциска. Тондо (живописные произведения или рельефы имеющие круглую форму) были популярны в Италии в середине XV столетия.
«Посещение св. Гирландайо (Ghirlandajo), Доменико, собственно Доменико Бигорди, знаменитый флорентийский художник, родился в 1449 г., мальчиком поступил к мастеру золотых изделий и там усвоил себе твердый рисунок. Франциска. Первая документированная работа Гирландайо – фреска с изображением отцов Церкви и античных философов в Латинской библиотеке Ватиканского дворца в Риме (1475-76). Но он умело разделяет их: Христос и преклонившие перед ним колени будущие апостолы Петр и Андрей предстают на фоне озера, в то время как «свидетели» — многочисленные современники художника, среди которых немало узнаваемых и сейчас персонажей, теснятся на фоне скалистых холмов. Для стиля Гирландайо характерны пластичность и точные контуры.
Выделяется фреска изображающая смерть св. Две Мадонны его работы находятся в флорентийской Академии.
Гирландайо закончил там работу в первой половине 1482 года, написав две фрески: «Воскресение Иисуса Христа» (не сохранилась) и «Призвание апостолов Петра и Андрея» (сохранилась), в которую включил портреты наиболее значительных представителей Флоренции, служивших в Риме. Две Мадонны его работы находятся в флорентийской Академии. – фрески ("Житие св. В основном, это информация, представленная в «Жизнеописаниях» Джорджо Вазари.
Последнюю работу отличает и необычность композиционного построения. Гирландайо же весьма искусно выстроил задний план, что сделало тондо похожим на окно. Работы там велись до конца 1485 года.
Над росписями флорентийской церкви Оньиссанти Гирландайо работал в два приема. Во Флоренции, в церкви Оньисанти, он, соревнуясь с Сандро Боттичелли, написал фреской св. Кроме того, он считается основателем школы, создавшей Микеланджело Буонаротти.
На этом магистрат и порешил и герб остался там, где мы его и поныне видим. Лучшие из этих композиций — «Утверждение устава францисканского ордена» и «Чудесное воскрешение ребенка из семьи Сассетти» — располагаются одна над другой на алтарной стене, нижнюю часть которой украшает написанный Гирландайо алтарный образ «Поклонение пастухов». Капелла, которую художнику предстояло расписать, некогда уже была украшена фресками. Выделяется фреска изображающая смерть св. В первой половине 1476 года, художник вернулся во Флоренцию и, вероятно, какое-то время провёл в мастерской Верроккьо, где тогда работали Боттичелли, Перуджино, а позднее Леонардо да Винчи.
Девы находится в Лувре. Словом, нечто скорее достойное философа, поражающего своим глубокомыслием, чем живописца. Даров, – они должны быть довольны.
«Мадонна» в сиянии с четырьмя святыми, в Берлинском музее. Судя по всему, Доменико Гирландайо большую часть своей жизни провёл во Флоренции в доме на Виа дель Арьенто, рядом с известной старинной остерией и винной лавкой «Челло ди Чардо», выезжая в другие города только для исполнения художественных проектов. Мнение Вазари подтверждает сын Алессо Бальдовинетти, Франческо, написавший некоторое время спустя в мемуарах о своём отце: «тот Гирландайо, что стал великим мастером, был его учеником». Семейство Бигорди вело своё происхождение из городка Скандиччи, близ Флоренции, где дед художника имел земельный участок и дом.
Сперва, он познакомился с Франческа Торнабуони, «почтенным и богатым купцом», жившим в Риме, по чьему заказу он расписывал стены капеллы в церкви Санта-Мария сопра Минерва, где покоилась супруга Франческо, умершая в родах (фрески эти не сохранились). В поздних работах заметно знакомство с приёмами живописи Леонардо да Винчи.
Таковы позы и жесты ее персонажей. Если же кому-нибудь покажется, что все это не имеет отношения к жизнеописанию, которое мы пишем, пусть не досадует ибо это и так уже было на кончике моего пера и послужит хотя бы для доказательства того, как бедность становится жертвой богатства и как богатство, сочетаясь с предусмотрительностью, достигает, не опорочив своих целей, всего, что оно только захочет. К раннему творчеству Гирландайо относятся фрески, выполненные им в Риме. Теми же достоинствами отличаются и лучшие иконы Гирландайо, написанные масляными красками, – «Поклонение пастырей и царей» и «Посещение Марии». Поодаль от них стоят Мария Иаковлева (мать апостола Иакова) и Саломия (одна из жен — мироносиц).
Кроме того, он считается основателем школы, создавшей Микеланджело Буонаротти. Согласно Вазари, первыми работами Гирландайо были росписи капеллы Веспуччи в церкви Оньисанти (частично сохранились) и фрески с житием святого Павлина Ноланского (разрушены), после которых он «завоевал себе величайшую славу и приобрёл известность». Последняя станковая работа Гирландайо — «Христос во славе с донатором» (1492-1493, Вольтерра, Пинакотека), предназначенная для храма Сан-Джусто в Вольтерре, была создана по рисунку Доменико его помощниками по мастерской. 5 октября 1482 года он получил первый официальный заказ от флорентийского правительства (это было особо почётно): украшение фресками Зала лилий в Палаццо Веккьо. Картину художника отличает и удивительный пейзаж, раскинувшийся на заднем плане, призванный олицетворять «весь Божий мир».
Фины» в церкви Джиминьяно и «Тайная вечеря» в трапезе Оньиссанти, во Флоренции, относящаяся к 1480 г. Несмотря на некоторую слабость в колорите, сухость контуров и несвободу драпировок, последняя фреска – лучшее изображение этого сюжета в XV в. по характерности, глубине и благородству выражений и по мастерству группировки. В 1473 году имя «Доменико из Флоренции» впервые упоминается в документах города Сан-Джиминьяно, куда он прибыл для работ в местной церкви Колледжата. Там Доменико работал с братьями и помощниками из своей мастерской. Судя по всему, Доменико Гирландайо большую часть своей жизни провёл во Флоренции в доме на Виа дель Арьенто, рядом с известной старинной остерией и винной лавкой «Челло ди Чардо», выезжая в другие города только для исполнения художественных проектов. «Встреча Марии и Елизаветы» проходит на одном из флорентийских холмов, с парапета которого свесились зеваки, созерцающие панораму города, а по лестнице, ведущей на площадку, поднимаются и спускаются прохожие Рождение Марии и Рождение Иоанна Крестителя совершаются в дворовых покоях и навестить роженицу являются знатные флорентийские дамы.
В 1488 году в мастерской Гирландайо работал Микеланджело. Франциска. Гирландайо возглавлял большую мастерскую, в состав которой в разное время входили, в частности, его братья Давиде Гирландайо (1452-1525 годы) и Бенедетто Гирландайо (1458-1497 или 1459-1499 годы), Б. Майнарди, Ф. Граначчи. В изображении пастухов в (первый из них имеет портретное сходство с Гриландайо) художник использует живописные приемы, характерные для Алтаря Портинари Гуго ван дер Гуса. Его учителем был А. Бальдовинетти. Доменико написал там на стене четыре истории: две из жития св. К раннему творчеству Гирландайо относятся фрески, выполненные им в Риме.
Он изобразил там весьма естественно и братию, выходящую из церкви за крестом и шествующую вместе с могильщиками на его похороны, а также и другие удивленные фигуры, доставляющие зрителю немалое удовольствие и там же – портреты Мазо дельи Альбицци, мессера Аньоло Аччайуоли, мессера Палла Строцци, знатных граждан, часто упоминающихся в летописях этого города. Судя по всему, Доменико Гирландайо большую часть своей жизни провёл во Флоренции в доме на Виа дель Арьенто, рядом с известной старинной остерией и винной лавкой «Челло ди Чардо», выезжая в другие города только для исполнения художественных проектов. После того, как супруга Гирландайо скончалась во время родов, он вновь женился (1488) на Антонии, дочери сера Паоло Паоли, вдове из Сан-Джиминьяно, подарившей ему ещё пятерых детей, трёх дочерей и двух сыновей, один из которых в 1507 году стал монахом в монастыре Санта-Мария-дельи-Анджели под именем Микеланджело. Не сохранилось документов сообщающих, кто обучал его тонкостям живописи. В каждый цикл входит по семь картин художника. Многочисленные алтарные образы Гирландайо («Мадонна с Младенцем и святыми», около 1483, галерея Уффици, Флоренция «Поклонение волхвов», 1487, там же) стилистически близки его монументальным работам в них в большей мере сказалось влияние современной Гирландайо нидерландской живописи (в частности, алтаря Портинари Х. ван дер Гуса). Согласно Вазари, учителем Гирландайо был художник и мозаичист Алессо Бальдовинетти, но самые ранние работы художника, созданные им до 1470 года, больше обнаруживают влияние Андрее дель Кастаньо.
Вазари в своём «Жизнеописании Доменико Гирландайо» сообщает, что его отец был золотых дел мастером, придумавшим гирлянды: «Томмазо был первым, выдумавшим и пустившим в оборот украшения, которые носят на голове флорентийские девушки и которые называют гирляндами, за что и получил имя Гирландайо». В 1480 году Доменико Гирландайо женился на Констанце, дочери Бартоломео Нуччи, родившей ему четверых детей: в 1481 году Бартоломео, который стал астрономом и философом и будучи монахом конвента Ангелов (Санта-Мария-дельи-Анджели) получил чин приора в 1522 году (умер в 1543) в 1483 году – Ридольфо, единственного из девяти детей Гирландайо, который пошёл по стопам отца и стал живописцем в 1484 году Антонию и год спустя ещё одну дочь – Франческу. 1449), Давид (род. Гирландайо усовершенствовал передачу воздушной перспективы.
Франциска") и алтарный образ ("Поклонение волхвов") в капелле Сассетти флорентиской церкви Санта Тринита 1486-1490 гг. В композиции, по крайней мере, как будто мерещится именно его прием. Одна из картин, помеченная 1485 годом, «Поклонение пастырей» с языческим саркофагом, заменяющим ясли. Лаврентия и св.
Обратимся снова к Флоренции. По своим живописным достоинствам среди них выделяется фреска «Рождество Богоматери». В его творчестве просматриваются признаки развившейся впоследствии жанровой живописи.
Франциск получает стигматы, а на последней истории – как он умирает и как братия его оплакивает, причем один брат целует ему руки и это выражено так, что лучше в живописи изобразить невозможно, а кроме того, есть там отпевающий его епископ в облачении, с очками на носу и только потому, что его не слышишь, понимаешь, что он написан. В том же 1472 году художник вступил в Братство Св. Там Доменико работал с братьями и помощниками из своей мастерской. В мастерской Гирландайо учился Микеланджело. Одна из картин, помеченная 1485 годом, Поклонение пастырей с языческим саркофагом, заменяющим ясли.
Фины – прекраснейшее произведение. По возвращении из Рима Гирландайо исполнил фрески «Тайная вечеря» в рефектории Бадии в Пассиньяно (1476), в монастырской церкви Оньисанти во Флоренции (1480 также образ святого Иеронима), капеллы Санта-Фина в соборе Колледжата в Сан-Джиминьяно (около 1475 года). Эта доска, лучше которой темперой написать было бы невозможно, была помещена тогда за воротами Пинти, в церкви названных братьев, но так как церковь позднее была разрушена, о чем будет сказано в другом месте, то доска ныне находится в церкви Сан Джованнино, у ворот Сан Пьер Гаттолини, там, где ныне монастырь того же ордена (6). После того, как супруга Гирландайо скончалась во время родов, он вновь женился (1488) на Антонии, дочери сера Паоло Паоли, вдове из Сан-Джиминьяно, подарившей ему ещё пятерых детей, трёх дочерей и двух сыновей, один из которых в 1507 году стал монахом в монастыре Санта-Мария-дельи-Анджели под именем Микеланджело.
Гирландайо принадлежит ряд станковых портретов: Лукреции Торнабуони (1488, собрание Тиссен-Борнемиса, Мадрид), «Старик с внуком» (около 1490, Лувр, Париж). Две Мадонны его работы находятся в флорентийской Академии. Эта «лаборатория» живописи, в которой велись бесконечные споры о цвете, динамике и ритме изображения, сыграла важную роль в формировании стиля Доменико. По возвращении из Рима Гирландайо исполнил фрески «Тайная вечеря» в рефектории Бадии в Пассиньяно (1476), в монастырской церкви Оньисанти во Флоренции (1480 также образ святого Иеронима), капеллы Санта-Фина в соборе Колледжата в Сан-Джиминьяно (около 1475). Он уже знаменит и считается одним из первых мастеров века.