Оноре Викторен Домье (26 февраля 1808—10 февраля 1879) — французский художник-график, живописец и скульптор, крупнейший мастер политической карикатуры XIX века. Великий живописец, художник-новатор и прославленный карикатурист Оноре Домье умер в городе Вальмондуа 10 февраля 1879 года. Оноре Викторен Домье (фр. Honor Victorin Daumier 26 февраля 1808—10 февраля 1879)— французский художник-график, живописец и скульптор, крупнейший мастер политической карикатуры XIX века. Французский художник Оноре Домье (Honor Daumier) родился в семье стекольщика.
Оноре Викторен Домье – великий французский художник.
Оба отказались. Таков, например, лист «Все же очень лестно видеть свой портрет на выставке» (из серии «Салон 1857 года»). В ту пору весь Париж был заставлен трёхногими фотоаппаратами. Он сам был живым участником борьбы.
Однако вор-физиономист отказывался в это верить и всех убеждал, что они сидят вместе с Важной шишкой. В литературном мире удешевление бумаги, появление быстрых печатных станков, а также улучшение типографских и переплетных работ позволили печатать большие тиражи книг, что послужило массовому распространению грамотности в период с 1820 по 1850 год. Именно вот таким образом социально-битовая карикатура занимает в творчестве художника ведущее место. В 1841–1843 годах он создает серию «Древняя история», в которой смело пародирует сюжеты и образы античной мифологии, ставя в положение древних героев и богов современных буржуа. Под рисунком подпись: «Бедная Франция, ствол сломлен, но корни еще крепки».
После этого Курбе однажды огорченно заметил: – Ничего из Домье не выйдет. Художник же считал, что фотография изображает всё, но не выражает ничего. – И как его зовут. Домье обрадовался. Творчество наследие художника включает в себя около 4000 литографий, более 900 гравюр, свыше 700 живописных произведений (масло, акварель) и рисунков, более 60 скульптур. Особенно трагична одна из последних композиций изображающая одинокого Дон Кихота среди мрачной пустыни под темным небом (1868—1870, Мюнхен, Новая пинакотека).
Хотя однажды, за карикатуру на короля он был вынужден полгода отсидеть в тюрьме. «литое» — «камень» и «графо» — «пишу», «рисую»). В основном же, однако их сравнивают, так как в своих работах они пользуются схожими стилистическими принципами. – Ах, как хорошо, – Курбе бросился ему навстречу, – ты отказался от креста, как и я. Но почему ты ничего не сказал. Таким образом достигается эффект скульптурности масс. В ту пору весь Париж был заставлен трёхногими фотоаппаратами.
Таковы, например, картины Перед купанием (около 1852), Любопытствующие у витрины (около 1860). О. Домье «Улица Транснонен» Домье чутко и эмоционально отозвался на террор, наступивший после Июльской революции. Литография «Улица Транснонен» изображает трагический финал рабочих восстаний в 1834 г. На улице Транснонен солдаты королевской армии ворвались в один из домов и перебили всех жильцов, включая женщин и детей. Картины исполнены в очень экспрессивной манере, стремительные мазки и линии образуют странные, нервные по ритму арабески, усиливая чувства одиночества, тревоги, очевидно, одолевавшие самого старого мастера. Зато она стала ему верным товарищем, умела не падать духом в трудные минуты.
Можно было раздуть целую бурю из этого. Домье. В своих литографиях (а у него их около 4 тыс. ) художник, прибегая то к обличительному гротеску, то к острой реалистической характеристике ситуаций и типажей, разоблачает пороки современного буржуазного общества, лицемерие правящих кругов их продажность и жестокость. Интерес к эффектам освещения, усиливающим драматизм действия, заставляет Домье обращаться к изображению театра Он показывает психологию зрителей, возбужденных представлением (Мелодрама, 1856–1860) или актеров с ярко выраженной мимикой (Криспен и Скапен, 1858–1860). Все тело женщины полно огромного напряжения – с усилием несет она тяжелую корзину».
1863, Париж, Музей Орсэ). При кажущейся простоте композиция строго продумана. Он — городской человек, умеющий мастерски передавать движение толпы, ее настроение.
Один из приятелей Домье похвалил любителей фотографии за терпение и выдержку. Он долго ходил вокруг художника, пытаясь вызнать, за что же того посадили. Работы Домье (а он был не только талантливым живописцем, но и графиком-карикатуристом и скульптором) – это полотна, запечатлевшие эпоху. Подрабатывая в журналах, Оноре с 1830 года начинает сотрудничать в сатирическом издании Шарля Филипона «Карикатюр», где работали лучшие рисовальщики той поры: Монье, Гранвиль, Травье, Шарле, Декам.
Он сполз с кровати и придавил собой малыша. Яворская. – Его любимый эффект – это контражур, когда первый план затемнен, а фон светлый. Домье начал публиковать свои литографии в этом журнале под псевдонимом Рожлен. Росла популярность выставок и критики формировали художественный вкус.
7. Домье же свой отказ никак не пояснил. На полотне зрители видят зверски убитую семью. Его работы, сначала открытая сатира на политических деятелей, затем карикатурные изображения французских типажей и, наконец, сатирический комментарий французской жизни (серии Croquis Parisiens (Парижские наброски) и Les Plaisirs de la champagne (Наслаждение шампанским), показывают, как меняется отношение художника к объекту его творчества и само творчество меняется со временем.
В Германии в конце XVIII в. был изобретён новый вид графики — литография (от греч. «К циклу Прачек относится и картина известная под названием Ноша, – пишет Н. Н. – Терпение – добродетель ослов, – отрезал Домье. Оттиски выполнялись переносом краски под давлением с плоской поверхности камня на бумагу. Художники не стали менять вывеску, только немного её раскрасили и подправили. В литографии «Это убило то» он показывает, что избрание Наполеона III было началом всех бедствий.
Домье-художника отличает прежде всего уверенность. Но порой Домье прибегает к другому эффекту: полутьма заднего плана как бы рассеивается к переднему и интенсивно начинают звучать белые, голубые, желтые цвета (Выход из школы, около 1853–1855 один из вариантов Вагона третьего класса, около 1862). Домье родился в Марселе, в семье стекольщика. Линия контура мягко обтекает формы, объединяя обе фигуры в единое целое. Он был художником-барбизонцем и одно время был очень знаменит.
Добиньи рекомендовал Домье одному богатому американцу, скупавшему в Европе картины. Американца вполне удовлетворила требуемая сумма и он пожелал посмотреть другие работы. Тогда Диаз схватил поленце и разогнал мерзавцев, а после обратил внимание на то, что юноша неплохо рисует. По этой причине в 1832 году за карикатуру на короля «Гаргантюа» Домье был арестован и полгода просидел в тюрьме.
В литографии «Империя – это мир» изображено поле с крестами и надгробными памятниками.
Тогда Анатоль сказал, что у него нет фрака и Оноре с радостью отдал ему свой. На первом памятнике надпись: «Погибшие на бульваре Монмартра 2 декабря 1851 года», на последнем – «Погибшие у Седана 1870 года», то есть Домье утверждает, что империя Наполеона III с начала до конца приносила французам смерть. Домье-художника отличает прежде всего уверенность. Домье сотрудничал в прогрессивных сатирических журналах «Карикатюр» и «Шаривари».
Домье хотели наградить орденом Почётного Легиона, одновременно с ним собирались отметить той же наградой Гюстава Курбе. Коро, восхищавшийся его гением, спас старого мастера от конфискации имущества по суду. Художника скоро узнали по манере рисования (он делал наброски углем). 4.
Борьбе парижан посвящена «Семья на баррикадах» (ок. 4. Листы Домье трагично выразительны.
Н. Н. Изобразительным искусством стал увлекаться с раннего детства.
Прачка и ребенок с трудом идут по пустынной набережной навстречу ветру. Министр Гизо выбрасывает лозунг «Обогащайтесь. » На это Домье откликается, создавая образ Робера Макэра – афериста, проходимца, спекулянта, умирающего и вновь воскресающего (серия «Карикатюрана», 1836–1838). Они символичны, но символ идейно насыщен и убедителен. Шедеврами мирового графического искусства стали такие литографии Домье, как «Законодательное чрево», «Свобода печати», серии «Знаменитости золотой середины», «Люди юстиции», «Робер Макер».
Яркий свет безжалостно вырывает из темноты голову убитой старухи. Эти слова в полной мере относятся к картине «Вагон третьего класса». классицизма (Серии Lhistoire Ancienne (Древняя история), Physionomies tragiques (Трагические лица).
В тени распласталась женщина. Отныне Домье навсегда связал свою судьбу с политической прессой, подписываясь псевдонимом, затем «H. D» и, наконец, полным именем и фамилией. У бедняги не хватает денег на краски и от этого он злоупотребляет жженой костью.
Литография доказывает, что художник верил в силу Франции, в ее мужественный народ. Я считаю, нужно ему помочь. Это одно из самых совершенных и значительных произведений французского мастера.
Резким сопоставлением света и тени, энергичными линиями художник сумел дать мощный образ, олицетворяющий жизненную силу страны. Объемы и формы даны крупными монолитными массами, придавая образу монументальность, недаром Бальзак сказал о Домье: «В этом молодце сидит Микеланджело».
Домье не любил многие новшества. Он – мечтатель. Из жизни Домье навсегда ушло одиночество, приносившее ему немало горьких минут.
Около 4 тысяч литографий Домье выходили сериями: например, серия Древняя история (1841–1843) высмеивала ставший уже банальным классицизм в духе Давида, а в серии Карикатюрана главный герой популярной мелодрамы Робер Макер выставлялся типичным шарлатаном. У него осталась лишь одна ветка, которая сопротивляется буре. Каждый месяц Домье выпускал около ста литографий. — Терпение — добродетель ослов, — отрезал Домье.
Одна из них, крепкая, сильная, терпеливо и заботливо помогает малышу преодолевать крутые ступени лестницы (ок. – Не помню, кажется, его фамилия Ренуар. В каждом лице с беспощадной точностью передано портретное сходство. Утверждая перехода к романтизму, Домье высмеивает художников и ученых, продолжавших придерживаться идеалов классицизма в карикатурах на героев мифов и классической литературы.
3.
Таков цикл «Прачки» (1850—1860). Домье не довольствуется первыми достижениями. В этом аллегорическом изображении запечатлена только что пережитая трагедия Франции. При взгляде на нее испытываешь скорее чувство тревоги, беспокойства. Данные клетки на уровне зала соответствуют единообразным фигурам заседателей. Он рисовал, а вокруг него крутились какие-то наглецы и издевались над ним.
В Бесплатном спектакле (1840-е, частное собрание) зрители галерки захвачены зрелищем, но каждый реагирует по-своему: от вдохновенного волнения до спокойного созерцания. 2. Однако в большинстве случаев Домье не удавалось осуществить продажу. Некоторые из этих художников отказались работать для прессы и стали иллюстрировать книги. Такова литография «Законодательное чрево» (1834), где перед зрителем на скамьях, расположенных амфитеатром, можно видеть министров и членов парламента Июльской монархии.
– удивился Домье, – я сделал то, что должен был сделать. Оноре Домье (Honore-Victorin Daumier, 1808 — 1879) — французский художник-график, художник и скульптор, крупнейший мастер политической карикатуры XIX века. Все здесь крепко, просто, значительно. В правой руке у данного персонажа находится дирижерская палочка: он дирижер этого представления и зал – в определенном смысле оркестровая яма. Домье-художника отличает прежде всего уверенность. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять.
Таким образом достигается эффект скульптурности масс. В других литографиях Домье разоблачает продажность суда («Деятели правосудия», 1845–1849), буржуазную благотворительность («Современная филантропия», 1844–1846).
Художник же считал, что фотография изображает всё, но не выражает ничего. Они проявляли повышенный интерес к социальным явлениям парижской жизни, особенно к изучению обычаев и нравов людей их поведения и внешности. Когда в 1835 «Карикатюр» был запрещен, Филипон основал другой юмористический журнал – «Шаривари» и Домье постоянно публиковал в нем свои литографии в течение почти сорока лет.
1848, Прага, Национальная галерея). Вскоре он получает известность как мастер хлесткой сатирической графики. Неоконченная работа Вагон третьего класса (Нью-Йорк, музей Метрополитен) дает прекрасную возможность для изучения живописной манеры Домье. В этой гравюре дарование Домье проявилось наиболее полно. Иногда взгляд художника останавливается на отдельном человеке, отдельной судьбе. Тогда по Парижу и расползлись слухи, что Оноре Домье – алкоголик. 1862, Чикаго, частное собрание) — любопытство переданы все его степени: от всепоглощающего, жадного, до простой заинтересованности.
– С радостью, – ответил художник. «Человеческая комедия» Бальзака, состоит из 98 романов и новелл и является грандиозной историей нравов Франции изображающей французское общество в период Реставрации Бурбонов и Июльской монархии (1815-1848). В этом плане Домье создал и другие серии: «День холостяка» (1839), «Супружеские нравы» (1839–1842), «Пасторали» (1845–1846), «Лучшие дни жизни» (1843–1846).
Их близость особенно ощутима при взгляде на безликий городской пейзаж второго плана. Процветал роман, как литературная форма, наиболее способствующая экспериментам. Художник даст целый ряд антимилитаристских сатир, как, например, «Мир проглатывает шпагу». Параллели эти при знании того, что следующую работу на эту тему Домье назвал «Законодательное чрево», можно связать с фигурой непомерно толстого клоуна, раздутого именно в области «чрева», плоть его доминирует. Есть определенное сходство у персонажа клоуна и частного персонажа карикатур Домье – Луи-Филиппа (например: «Гаргантюа»), Это подчеркнуто не только сходством черт и толстой фигурой, но и тем, что этот персонаж здесь представлен своего рода хозяином этого шоу, управляющим, смеющимся злорадно, выявляя суть происходящего, как бы издеваясь над теми, кто искренне верит в справедливость власти и тех законов, которые она производит. 1860-х, Прага, Национальная галерея) убежденный республиканец Домье участвовал в конкурсе 1848 года на тему Республика, которую он представляет в виде могучей фигуры Матери всей нации, заботящейся о своих детях (Париж, Музей Орсэ).
Над каждой своей работой мастер трудился, как над произведением искусства. Перед нами также прачка с ребенком, но в ее облике меньше спокойной уверенности, величия. Юристы, врачи и политики тоже часто становились жертвами колкого остроумия художника. Он виртуозно использовал многочисленные серые оттенки и резкие контрасты чёрного и белого.
Создал порядка 4000 литографий и ещё порядка 900 иллюстраций карандашом. 6. И круговая система, заложенная в фигуре персонажа на переднем плане, переходит в круговую систему зала, обнаруживая их связь, единство. В 1873 из-за почти полной потери зрения Домье лишился и этого средства к существованию. Однажды к ним зашла дама, которая сказала, что работает акушеркой и хочет такую же вывеску, как у них – яркую, приятную и привлекающую клиентов. Это приносит успех – фигуры на его листах тридцатых годов предельно объемны, пластичны. А вы.
Художнику нравилось с ним болтать, но он хотел отплатить за доброту чем-то еще. Домье не любил многие новшества. Свою лучшую литографию "Законодательное чрево" Оноре Домье создает в 1834 году.
Она представляет собой своеобразную социальную эпопею жизни французского общества. Зачем еще кому-то об этом знать. Сострадая простым людям, он разоблачал пресытившееся буржуазно-дворянское общество. 5. В ряде литографий 1870–1872 годов Домье разоблачает виновников бедствий Франции.
Тема картины «У продавца эстампов» (ок. Он даже прибирался у него бесплатно. Теперь у него был свой дом, согретый присутствием веселой и ласковой Александрии. – Зачем. Вскоре после этого два художника столкнулись на улице. Французский критик и поэт, Шарль Бодлер, который был другом и почитателем Домье и его творчества, одним из первых обратил внимание на стилистические сходства работ Бальзака и Домье: «Гравюры Гаварни и Домье по справедливости были названы дополнениями к «Человеческой комедии».
Изобретение фотографии привело к поискам художественной формы в этой области. Всю жизнь художник терпел лишения. Друзья пытались помочь, направляя к нему некоторых покупателей. Один из приятелей Домье похвалил любителей фотографии за терпение и выдержку.
– Радуйтесь. – спросил Домье. Привратнику мастерской Домье Анатолю по-человечески нравился художник. Домье умер в полной нищете в пригороде Парижа Вальмондуа 10 февраля 1879.