Оноре Викторен Домье (фр. Помимо рисунков и карикатур, Оноре Домье стал известен и как живописец. Оноре Домье появился на свет двадцать шестого февраля 1808 года и вырос в семье стекольщика, которого боялись даже короли.
Оноре Викторен Домье (26 февраля 1808—10 февраля 1879) — французский художник-график, живописец и скульптор, крупнейший мастер политической карикатуры XIX века. Оноре Викторен Домье (фр. Honor Victorin Daumier 26 февраля 1808—10 февраля 1879)— французский художник-график, живописец и скульптор, крупнейший мастер политической карикатуры XIX века. Французский художник Оноре Домье (Honor Daumier) родился в семье стекольщика.
Тогда по Парижу и расползлись слухи, что Оноре Домье — алкоголик. Оноре Викторен Домье – великий французский художник. Домье Оноре Викторьен (Daumier), французский график, живописец и скульптор.
Оноре Домье стал любимчиком публики, которая восхищалась его рисунками, вызывающими смех, радость и веселье. Великий живописец, художник-новатор и прославленный карикатурист Оноре Домье умер в городе Вальмондуа 10 февраля 1879 года. Гротеск в работах Оноре Домье не вызывает отвращения.
При взгляде на нее испытываешь скорее чувство тревоги, беспокойства. Юристы, врачи и политики тоже часто становились жертвами колкого остроумия художника. Вы свободны. В ту пору весь Париж был заставлен трёхногими фотоаппаратами.
брал уроки живописи и рисунка, овладевал ремеслом литографа, выполнял мелкие литографские работы. Он ввёл в живопись новые образы, трактовал их с необычайной выразительностью. С 1822 посещал мастерскую А. Ленуара и академию Сюиса изучал старых мастеров в Лувре.
С 1814 жил в Париже, где в 1820-х гг. Перед нами также прачка с ребенком, но в ее облике меньше спокойной уверенности, величия. Они дали Домье материал для нескольких самых совершенных сатирических творений. В некоторых живописных работах ощутимо влияние мастеров фламандского барокко – П. П. Рубенса, Я. Йорданса («Мельник, его сын и осёл», около 1849 года, Художественная галерея, Глазго «Триумф Силена», 1850 год, Музей изобразительного искусства и кружев, Кале). В 1833-1835 гг.
Юристы, врачи и политики тоже часто становились жертвами колкого остроумия художника. Второго декабря 1851 г. произошел государственный переворот, сопровождавшийся чудовищной бойней, учиненной на улицах Парижа 4 декабря по распоряжению захватившего всю полноту власти Наполеона III, сопровождавшейся и другими, столь же грубыми, массовыми репрессиями. Приветствуя революцию, Домье Оноре Викторьен разоблачал её врагов олицетворением бонапартизма стал образ-тип политического проходимца Ратапуаля, созданный сперва в гротескной динамичной статуэтке (1850, бронзовый экземпляр в Лувре, Париж), а затем использованный в ряде литографий.
Коро, восхищавшийся его гением, спас старого мастера от конфискации имущества по суду. Несмотря на естественное преобладание в графике Домье 1848-1851 гг. Таким образом достигается эффект скульптурности масс. Такова литография «Законодательное чрево» (1834), где перед зрителем на скамьях, расположенных амфитеатром, можно видеть министров и членов парламента Июльской монархии.
От случайных французских типов, повадок, костюмов (как аннонсировал эти литографии Шаривари в конце 1835 г. ) Домье перешел теперь к длинной серии похождений одного и того же героя – жулика и проходимца Робера Макэра, давно известного парижанам по театральной пьесе, ему посвященной и по блистательному исполнению этой роли знаменитым Леметром. Объемы и формы даны крупными монолитными массами, придавая образу монументальность, недаром Бальзак сказал о Домье: «В этом молодце сидит Микеланджело».
Франко-прусской войне 1870—71 посвящён последний шедевр Д. — альбом «Осада» аллегорические образы альбома полны потрясающего трагизма и глубокой горечи, язык литографии поражает силой обобщения и лаконичностью точных, упругих линий («Империя — это мир», 1870 «Потрясённая наследством», 1871).
Первым листом, в котором все эти новые качества развернулись (и причем вдруг, сразу. ) с удивительным блеском, был не входящий ни в какую серию лист 1844 г. Между одиннадцатью часами и полночью. Приветствуя революцию, Д. разоблачал её врагов олицетворением бонапартизма стал образ-тип политического проходимца Ратапуаля, созданный сперва в гротескной динамичной статуэтке (1850, бронзовый экземпляр в Лувре, Париж), а затем использованный в ряде литографий. Домье начал публиковать свои литографии в этом журнале под псевдонимом Рожлен. Параллели эти при знании того, что следующую работу на эту тему Домье назвал «Законодательное чрево», можно связать с фигурой непомерно толстого клоуна, раздутого именно в области «чрева», плоть его доминирует. и Свободы, ведущей народ Делакруа и даже Умирающего Марата Давида.
Отныне Домье навсегда связал свою судьбу с политической прессой, подписываясь псевдонимом, затем «H. D» и, наконец, полным именем и фамилией. Жирные, уродливые и отталкивающие лица, грузные фигуры, председатель явно забыл, где он находится и что должен говорить, – как в огромном желудке, они поглощают все заработанное народом, сбрасывая на него свои "непереваренные" нечистоты.
Новый недолгий подъём французской политической карикатуры связан с Революцией 1848—49. У него осталась лишь одна ветка, которая сопротивляется буре. Литографии 1844-1847 гг. Добиньи рекомендовал Домье одному богатому американцу, скупавшему в Европе картины.
Д. создал ряд портретов, картин на литературные, религиозные, мифологические сюжеты серия картин посвящена Дон Кихоту, чья комическая внешность лишь подчёркивает духовное величие и трагичность судьбы искателя правды («Дон Кихот», около 1868, Новая пинакотека, Мюнхен). Сын мастера-стекольщика. Но больше всего простоты и свободы было в книжной графике, которой Домье много занимался в самом начале 1840-х годов и где непосредственные наблюдения и зарисовки повседневной жизни не обязаны были превращаться непременно во что-то развлекательное и смешное. Яркий луч света освещает толпу людей, ринувшихся вслед за вожаком композиция подобна стреле, пронзающей мрак (Восстание, ок. Такой отвлеченно рационалистической метафизикой он явно никогда в жизни не увлекался. Их близость особенно ощутима при взгляде на безликий городской пейзаж второго плана.
Над каждой своей работой мастер трудился, как над произведением искусства. — Терпение — добродетель ослов, — отрезал Домье.
Высокой степени художественного обобщения, мощной скульптурности форм, эмоциональной выразительности контура и светотени Д. добился в литографиях 1834 в них обличаются бездарность и своекорыстие власть имущих их лицемерие и жестокость (коллективный портрет Палаты депутатов — «Законодательное чрево» «Все мы честные люди, обнимемся», «Этого можно отпустить на свободу») глубоким трагизмом проникнуто изображение расправы с рабочими («Улица Транснонен 15 апреля 1834 года») в литографиях «Свобода печати» и «Современный Галилей» Д. создал героический образ рабочего-революционера. В Салоне 1831 г. он видел Свободу, ведущую народ Делакруа, которая была демонстративно приобретена игравшим тогда в либерализм правительством Июльской монархии, а когда начались рабочие волнения и восстания – поспешно убрана в запасник Лувра. В этом плане Домье создал и другие серии: «День холостяка» (1839), «Супружеские нравы» (1839–1842), «Пасторали» (1845–1846), «Лучшие дни жизни» (1843–1846).
Все тело женщины полно огромного напряжения – с усилием несет она тяжелую корзину.
Когда Домье было 8 лет, отец переселился в Париж, надеясь на литературный успех. В какой-то более поздний период своей жизни он обратился в своей живописи к сюжетам, взятым из повседневной жизни Парижа, сохранив, впрочем и развив дальше монументально обобщенное и обостренно поэтическое восприятие образов действительности. Но образы карикатур Домье 1833-1835 гг. И абсолютно очевидно, что монументально обобщенная ясная красота подобных образов Домье решительно противостояла распространившемуся во французской живописи того времени плоскому, мелочному и банальному натурализму модных и преуспевающих живописцев типа Жерома, любимца тогдашнего фиктивного президента Республики и будущего императора – принца Наполеона. Он более не опасен.
Но порой Домье прибегает к другому эффекту: полутьма заднего плана как бы рассеивается к переднему и интенсивно начинают звучать белые, голубые, желтые цвета ("Выход из школы", около 1853–1855 один из вариантов "Вагона третьего класса", около 1862). Домье не довольствуется первыми достижениями. На полотне зрители видят зверски убитую семью. С этого времени Д. всё больше отдавался живописи маслом и акварелью. Литографии 1852-1855 гг. Перед нами также прачка с ребенком, но в ее облике меньше спокойной уверенности, величия.
Была ли Республика Домье его первой живописной работой. – Его любимый эффект – контражур, когда первый план затемнен, а фон светлый. Прачка и ребенок с трудом идут по пустынной набережной навстречу ветру. В каждом лице с беспощадной точностью передано портретное сходство. Рисункам часто предшествовало изображение фигур в глине (первые гротескные бюсты исполнены в 1832 после смерти Домье многие работы переведены в бронзу) – этим, в частности, объясняется умение Домье компоновать массы и добиваться объёмности изображения в графике.
В ряде литографий 1870–1872 годов Домье разоблачает виновников бедствий Франции. В каждом лице с беспощадной точностью передано портретное сходство. ДОМЬЕ (Daumier) Оноре (Оноре Викторьен) (26. 2. 1808, Марсель – 10. 2. 1879, Вальмондуа, близ Парижа), французский график, художник, скульптор. В сериях «Древняя история» (1841—43), «Трагико-классические физиономии» (1841) Д. зло пародировал буржуазное академическое искусство с его лицемерным культом классических героев. Особенно увлекала Домье Оноре Викторьен тема искусства: его роль и положение в обществе, психология творчества и восприятия излюбленные мотивы живописи Домье Оноре Викторьен — театр, цирк, лавки эстампов, зрители, актёры, бродячие комедианты, художники, коллекционеры («Мелодрама», около 1856—60, Новая пинакотека, Мюнхен «Криспен и Скапен», около 1860, Лувр «Совет молодому художнику», 1860-е гг., Национальная галерея искусства, Вашингтон).
В сериях литографий «Парижские типы» (1839—40), «Супружеские нравы» (1839—1842), «Лучшие дни жизни» (1843—1846), «Люди юстиции» (1845—48), «Добрые буржуа» (1846—49) Домье Оноре Викторьен едко осмеивал и клеймил лживость и эгоизм мещанской жизни, духовное и физическое убожество буржуа, раскрывал характер буржуазной социальной среды, формирующей личность обывателя. В литографии «Империя – это мир» изображено поле с крестами и надгробными памятниками. Напротив, Шарль Бодлер сражался на июньских баррикадах на стороне рабочих. Для Домье так же не могло быть никаких колебаний и сомнений.
В ряде литографий 1870–1872 годов Домье разоблачает виновников бедствий Франции. Сухой, однообразный рисунок литографий 1836-1843 гг. В 1833 г. политическая ситуация во Франции стала быстро и резко меняться.
Поступая в обучение литографскому делу к малоизвестному художнику Рамеле, Оноре на первых порах преследовал одну лишь цель – помочь материально родителям. Эскизность, мощная экспрессия форм сближают живописные произведения Домье с искусством 20 века. Наоборот из-за такого ясного представления о подлинных причинах и источниках общественных бедствий и неурядиц Домье нисколько не расположен винить в недостатках мироздания всех людей на свете и не испытывать жалости к тем, кто, быть может, даже и не подозревает о клейких и вязких путах, наложенных на их душу буржуазным образом жизни.
Я постараюсь показать дальше, в чем здесь дело. Подлинная пропасть отделяет его работы 1832-1835 гг. В серии «Адвокатов» Домье показывает ложный пафос мимики и жестов этих Демосфенов современности, превращающих их в говорильные машины с бурно развевающимися тогами.
Домье видел и знал не меньше и умел с величайшей прозорливостью видеть очень далеко. В других литографиях Домье разоблачает продажность суда («Деятели правосудия», 1845–1849), буржуазную благотворительность («Современная филантропия», 1844–1846). Известно ведь, что уже в эти годы им была написана одна (неизвестно которая) из его картин на сюжет, взятый из Дон Кихота. Критиковать позволялось некоторые (не все, конечно) иностранные государства и правительства. Эта литография была выставлена в витрине фирмы Обер и собрала много народа. Интерес к эффектам освещения, усиливающим драматизм действия, заставляет Домье обращаться к изображению театра Он показывает психологию зрителей, возбужденных представлением (Мелодрама, 1856–1860) или актеров с ярко выраженной мимикой (Криспен и Скапен, 1858–1860).
В серии картин, посвящённых «Дон Кихоту», художник рисует трагическое противопоставление между двумя сторонами человеческой души, в серии «Скоморохов» перед нами встаёт ужасающая противоположность между внешним обликом человека и его сущностью. Что нам в конце концов до личности короля Луи-Филиппа – личности явно ничтожной – или до забытых нынешним зрителем личных характеров его министров и тогдашних пэров Франции. Современники (О. В 1841–1843 годах он создает серию «Древняя история», в которой смело пародирует сюжеты и образы античной мифологии, ставя в положение древних героев и богов современных буржуа. Смело и точно вылепленные скульптурные эскизы-бюсты буржуазных политических деятелей (раскрашенная глина, около 1830—32, сохранились 36 бюстов в частном собрании) послужили основой для серии литографических портретов-шаржей («Знаменитости золотой середины», 1832—33).
Строго выверенный, гармонически ясный и в то же время почти откровенно декоративно-орнаментальный силуэт, строящий композицию этих трех работ, своей чеканной законченностью перекликается даже не с приемами позднего Делакруа, а с живописью Шассерио, зенит творчества которого приходится как раз на конец 40-х и начало 50-х годов. Около 4 тысяч литографий Домье выходили сериями: например, серия Древняя история (1841–1843) высмеивала ставший уже банальным классицизм в духе Давида, а в серии Карикатюрана главный герой популярной мелодрамы Робер Макер выставлялся типичным шарлатаном.
В этом плане Домье создал и другие серии: День холостяка (1839), Супружеские нравы (1839–1842), Пасторали (1845–1846), Лучшие дни жизни (1843–1846). Но порой Домье прибегает к другому эффекту: полутьма заднего плана как бы рассеивается к переднему и интенсивно начинают звучать белые, голубые, желтые цвета (Выход из школы, около 1853–1855 один из вариантов Вагона третьего класса, около 1862).
Такова литография Законодательное чрево (1834), где перед зрителем на скамьях, расположенных амфитеатром, можно видеть министров и членов парламента Июльской монархии. Американца вполне удовлетворила требуемая сумма и он пожелал посмотреть другие работы.
Журнал Карикатюр быстро стал одним из ведущих органов революционной оппозиции режиму Июльской монархии и резкость его выступлений стремительно возрастала с каждым годом. Разгром июньского восстания резко переломил настроение Домье. Линия контура мягко обтекает формы, объединяя обе фигуры в единое целое.
Домье не довольствуется первыми достижениями. Всю жизнь художник терпел лишения. Оноре Викторьен Домье родился в Марселе, в семье стекольщика. Что ему было делать с развлекательными анекдотами или случайными репортерскими наблюдениями всяких мелочей и пустяков будничной парижской жизни.
Есть определенное сходство у персонажа клоуна и частного персонажа карикатур Домье – Луи-Филиппа (например: «Гаргантюа»), Это подчеркнуто не только сходством черт и толстой фигурой, но и тем, что этот персонаж здесь представлен своего рода хозяином этого шоу, управляющим, смеющимся злорадно, выявляя суть происходящего, как бы издеваясь над теми, кто искренне верит в справедливость власти и тех законов, которые она производит. Самые сильные листы конца 1834 и начала 1835 г. посвящены французским революционерам.
или, еще более, Вам предоставляется слово, объяснитесь. Я не вижу необходимости связывать эти работы (за исключением превосходного Портрета мятежника) непременно с 1848 годом. В 1832 Д. за карикатуру на короля (литография «Гаргантюа», 1831) был заключён на полгода в тюрьму, где общение с арестованными республиканцами укрепило его революционные убеждения. Не случайно похождения Робера Макэра изображенные Домье, так понравились совсем тогда еще молодому Теккерею, который и сам делал в то время нечто похожее: ему было еще далеко добираться до собственного Пенденниса или Ярмарки тщеславия и, например, его ранние Записки Барри Линдона (или, вернее, Счастье Барри Линдона) при всей их благородной обличительной резкости читать, по правде сказать, так же противно, как и смотреть на листы Карикатураны.
Это приносит успех – фигуры на его листах тридцатых годов предельно объемны, пластичны. Художник даст целый ряд антимилитаристских сатир, как, к примеру, Мир проглатывает шпагу. Огромное наследие Д. (около 4 тыс. При этом в большинстве случаев Домье не удавалось осуществить продажу. Из жизни Домье навсегда ушло одиночество, приносившее ему немало горьких минут. Теперь у него был свой дом, согретый присутствием веселой и ласковой Александрии. В тот день, 14 апреля, армия (даже не полиция. ) Луи-Филиппа свирепо расправилась с обитателями рабочих кварталов Парижа, где находился центр восстания, не щадя ни стариков, ни детей в домах по улице Транснонен не осталось ни одной живой души.
Домье начал публиковать свои литографии в этом журнале под псевдонимом Рожлен. Яворская. Запрещение политической карикатуры и закрытие «Карикатюр» (1835) вынудили Д. ограничиться бытовой сатирой. Данные клетки на уровне зала соответствуют единообразным фигурам заседателей. Литография доказывает, что художник верил в силу Франции, в ее мужественный народ. В этом аллегорическом изображении запечатлена только что пережитая трагедия Франции. Он высмеивал недостатки и слабости мелкой буржуазии, атаковал врагов прогресса и обращался к политическим темам, если это допускала цензура. В 1832 Домье Оноре Викторьен за карикатуру на короля (литография «Гаргантюа», 1831) был заключён на полгода в тюрьму, где общение с арестованными республиканцами укрепило его революционные убеждения.
Он — городской человек, умеющий мастерски передавать движение толпы, ее настроение. В эти годы он еще дважды выставлял свои работы в Салоне: в 1849 г. там появилась большая картина Мельник, мальчик и осел, написанная на сюжет басни Лафонтена (ныне в Музее Глазго), представляющая трех, крупно данных на первом плане, смеющихся крестьянских девушек, а вдали – мелкие фигуры героев этой басни, смущенных насмешками. Теперь у него был свой дом, согретый присутствием веселой и ласковой Александрии. Одна из них, крепкая, сильная, терпеливо и заботливо помогает малышу преодолевать крутые ступени лестницы (ок. Домье еще никак не выглядит в этих литографиях особенно и необычно одаренным художником.
В Пасторалях есть лист, где изображена смешная пожилая буржуазная чета, сидящая во ржи и плетущая венки из васильков, явно не подозревая, что представляет собой комическую пародию на пастушескую идиллию, - и все же Домье недвусмысленно заставляет ощутить жалость и сочувствие к этим нелепым горожанам, столь неуклюже (и вероятно, вполне чистосердечно. ) старающимся вернуться к природе и найти какое-то с ней согласие. Таков, к примеру, лист Все же очень лестно видеть свой портрет на выставке (из серии Салон 1857 года). Этот Ратапуаль, приведший в такое восхищение Жюля Мишле, стал появляться в самых разных, но одинаково грязных ролях в веренице перевоплощений, в ряде убийственных, не знающих пощады изображений патриотической деятельности этого проходимца. В сороковые годы Домье много и упорно занимается живописью, появляются картины «Восстание» и «Семья на баррикаде».
Домье. Никакой тюремной идиллии 1832 г. не осталось и в помине. Таков, например, лист «Все же очень лестно видеть свой портрет на выставке» (из серии «Салон 1857 года»). После июньского восстания 1848 года этой романтике пришел конец. По этой причине в 1832 году за карикатуру на короля «Гаргантюа» Домье был арестован и полгода просидел в тюрьме. Домье Оноре Викторьен создал ряд портретов, картин на литературные, религиозные, мифологические сюжеты серия картин посвящена Дон Кихоту, чья комическая внешность лишь подчёркивает духовное величие и трагичность судьбы искателя правды («Дон Кихот», около 1868, Новая пинакотека, Мюнхен).
В литографии «Это убило то» он показывает, что избрание Наполеона III было началом всех бедствий. Подрабатывая в журналах, Оноре с 1830 года но затем начинает сотрудничать в сатирическом издании Шарля Филипона «Карикатюр» где проработал с 1831 по 1843 год и в журнале «Шаривари», также основанном Филипоном, с 1835 по 1874 год, оставив работу здесь, лишь когда почти полностью ослеп.
Ему так и не суждено было пройти настоящий курс обучения живописи. Предварительно предупредив художника, чтобы он приоделся и просил за картину не меньше 5000 франков, Добиньи прибыл с покупателем в мастерскую. Какой-то особый свет озаряет будничные сцены, которые приобретают значимость, теряют обыденность.
В 1848 Д. выполнил для конкурса живописный эскиз «Республика 1848 года» (вариант в Лувре). бытовая сатира стала уступать место в литографиях Домье Оноре Викторьен новым темам: художник с тревогой следил за ростом милитаризма и колониализма, за расправой с национально-освободительными движениями, за происками военщины и церкви. в подавляющем большинстве не представляют интереса ни с какой точки зрения. В людях, тяжелым трудом зарабатывающих свой хлеб, Домье подчеркивает чувство спокойного достоинства. Такова литография «Законодательное чрево» (1834), где перед зрителем на скамьях, расположенных амфитеатром, можно видеть министров и членов парламента Июльской монархии. Большая фигура рабочего-печатника, стоящего на защите свободы печати (что прямо указано надписью у него под ногами), всем своим непринужденно естественным обликом и в то же время крепкой, убежденной силой ведет свое происхождение от Кузнецов Гойи или от героев картин Жерико.
Герман. Все свои силы он собрал теперь для борьбы против взявшей верх реакции. В схематических и наивно догматических книгах об искусстве XIX в. (например, у Мутера) эта серия была абсолютно фантастически расценена как прямой выпад против классицизма Давида и его школы: такой классицизм ко времени создания серии Древняя история представлял собою в полном смысле слова плюсквамперфектум и воевать с ним не было никакой надобности. Эта тщательно сделанная вещь была явно рассчитана на выставку или на чей-то заказ, так как по степени своей технической законченности ничем не отличается от литографий из недавних серий Пасторали или Все, что вам угодно.
Смело и точно вылепленные скульптурные эскизы-бюсты буржуазных политических деятелей (раскрашенная глина, около 1830—32, сохранились 36 бюстов в частном собрании) послужили основой для серии литографических портретов-шаржей («Знаменитости золотой середины», 1832—33). В 1850 г. Домье дал на выставку картину Нимфы, преследуемые сатирами (Художественный музей в Монреале) и красивый большой подцвеченный гуашью рисунок Шествие Силена (ныне находящийся в музее в Калэ). Однако в Карикатуране заключались некоторые важные признаки, значение которых для дальнейшего развития искусства Домье нельзя недооценивать. Литография доказывает, что художник верил в силу Франции, в ее мужественный народ. Домье не довольствуется первыми достижениями.
В этих сериях, печатавшихся в Шаривари нередко одновременно (т. Вскоре он получает известность как мастер хлесткой сатирической графики. Огромное наследие Домье Оноре Викторьен (около 4 тыс.
Добиньи рекомендовал Домье одному богатому американцу, скупавшему в Европе картины. Словно в противоположность геометрии и статике Законодательного чрева изданный той же Ассоциацией в марте 1834 г, большой лист, названный Не суйтесь (Ne vous у frottez pas. ), оказался пронизанным вольной и свободной динамикой. В этом аллегорическом изображении запечатлена только что пережитая трагедия Франции. Первые откровенно политические карикатуры 1830-1831 гг. Он мастерски владеет техникой света и тьмы, его любимый фон – это контржур, когда первый план затемнён, а фон светлый. «К циклу Прачек относится и картина известная под названием Ноша, – пишет Н. Н. Но и не все друзья Домье вели себя одинаково в этот час испытания.
Острая карикатура на короля Луи Филиппа «Гаргантюа» (1831), повлекшая за собой 6 месяцев тюрьмы и штраф, принесла Домье широкую известность. Особняком по своему сюжетному содержанию среди литографий 1839-1843 гг. Монументальная сила и благородная тонкость Республики Домье поражают воображение сейчас несомненно глубже и больше, чем они могли это делать тогда, в 1848 г. И хотя в бурных событиях того времени из конкурса ничего не вышло, картина Домье осталась не только свидетельством гениального дара Домье и прекрасным памятником революционной эпохе, но и одной из самых лучших и сильных картин (и не только французского искусства) из тех, что ныне Хранятся в Лувре. Из жизни Домье навсегда ушло одиночество, приносившее ему немало горьких минут. Борьбе парижан посвящена «Семья на баррикадах» (ок.
В этих литографиях, полных сдержанной, точной, безотказной экспрессии, понятной каждому без всяких подписей и объяснений и где карикатура смело совмещена с суровой и строгой жизненной правдой, Домье окончательно сформулировал и отчеканил тот язык высокой и благородной сатиры, которому следовали потом и великие художники, обращавшиеся к критике буржуазного общества, - Манэ или Дега, Тулуз-Лотрек или Руо, - и выдающиеся рисовальщики разных стран, до американских художников Клуба Джона Рида (таких, как Роберт Майнор или Фил Бард) включительно. Представлен групповой портрет уродства развращенных своей плотью, властью, богатством людей, причастных к управлению судьбами других и судьбой государства. Домье Оноре Викторьен создавал и рисунки для гравюр на дереве (главным образом книжные иллюстрации). Домье (Daumier) Оноре Викторьен (26. 2. 1808, Марсель, — 11. 2. 1879, Вальмондуа, близ Парижа), французский график, художник и скульптор.
В других литографиях Домье разоблачает продажность суда (Деятели правосудия, 1845–1849), буржуазную благотворительность (Современная филантропия, 1844–1846). Работая в технике литографии (реже ксилографии), Домье великолепно использует её живописные возможности, передавая тончайшие переходы от бархатисто-чёрного к серебристо-серому, воссоздаёт световоздушную среду и освещение. Вскоре он получает известность как мастер хлесткой сатирической графики. Предательство этого болота не было для него неожиданностью. Зато она стала ему верным товарищем, умела не падать духом в трудные минуты. Почти все литографии этих лет несут в себе такой же контраст естественного и уродливо извращенного, гуманистического и узкоклассового, высокого и ничтожного.
Я считаю, что так называемый эскиз Республики, кормящей своих детей – это действительно первая живописная работа Домье, высокое качество которой не может вызывать никакого удивления.
У него осталась лишь одна ветка, которая сопротивляется буре. Мятая, рваная, угловатая экспрессия этой зловещей фигуры (отлитой Домье из гипса, а в XX в. переведенной в бронзу) не сравнима буквально ни с чем в мировой скульптуре: только Паоло Трубецкой в своем Александре III использовал по-своему некоторые приемы уникальной в своем роде скульптурной карикатуры. С конца XVIII века государственное руководство Франции находилась в глубоком политическом и экономическом кризисе, чем неоднократно провоцировались кровавые революционные движения и сатирическое искусство Домье вдохновляло возмущенные народные массы на мятеж против действующей королевской и парламентской элиты. Нужно, однако, сказать, что эти три работы, написанные на отрешенные от времени литературные сюжеты, всем своим строем контрастировали с быстро вступавшим тогда в свои господствующие права официальным салонным искусством. Графика Домье «рождает идею цвета» (по выражению Ш. Бодлера), вот таким образом закономерным представляется его обращение к живописи с середины 1830-х годов в 1848 году он участвовал в объявленном правительством конкурсе на тему «Республика» («Аллегория Республики», 1848 год, музей Орсе, Париж).
Из ранних литографий Домье наиболее известна «Гаргантюа». 1863, Париж, Музей Орсэ). Сначала он исполняет небольшие картинки, нотные заголовки, детские азбуки.
Зато она стала ему верным товарищем, умела не падать духом в трудные минуты. Домье не любил многие новшества. Из вереницы этих первых послереволюционных сатирических изображений не выделяется также и та, сделавшая имя Домье широко известным, - карикатура Гаргантюа (декабрь 1831 г. ), за которую в августе следующего года Домье был посажен в тюрьму Сент-Пелажи.
Впрочем, даже самые отдаленные намеки на критику общественного порядка и общественных нравов на корню пресекались недреманым оком цензуры. В этом аллегорическом изображении запечатлена только что пережитая трагедия Франции. К циклу "Прачек" относится и картина известная под названием "Ноша", – пишет Н. Н.
Художник даст целый ряд антимилитаристских сатир, как, например, «Мир проглатывает шпагу». стоит серия Древняя история (1842), отличающаяся от других прежде всего своим откровенно пародийным характером. он впервые обратился к ним не как робкий ученик, а как равный им большой мастер. Они символичны, но символ идейно насыщен и убедителен.
какой-либо жанровой живописью, тем более со спокойной лирической настроенностью. На первом памятнике надпись: «Погибшие на бульваре Монмартра 2 декабря 1851 года», на последнем – «Погибшие у Седана 1870 года», то есть Домье утверждает, что империя Наполеона III с начала до конца приносила французам смерть. Оноре Домье родился 26 февраля 1808 года в Марселе. В сериях литографий «Парижские типы» (1839—40), «Супружеские нравы» (1839—1842), «Лучшие дни жизни» (1843—1846), «Люди юстиции» (1845—48), «Добрые буржуа» (1846—49) Д. едко осмеивал и клеймил лживость и эгоизм мещанской жизни, духовное и физическое убожество буржуа, раскрывал характер буржуазной социальной среды, формирующей личность обывателя.
Кузнецы, прачки с детьми, водоноши, бурлаки – вот единственные «парижские типы», которых пощадила ирония мастера и, более того, в изображении которых его кисть достигла наибольшего синтеза, наибольшего пафоса, наибольшей монументальности. Типический образ, концентрирующий пороки буржуазии как класса, Домье Оноре Викторьен создал в 100 листах серии «Карикатюрана» (1836—38), рассказывающей о похождениях авантюриста Робера Макера., 1840) или где большую роль играет реально и тонко переданный пейзаж (Зрение, 1839 или Снег идет того же года). Скорее всего, Домье не занимался в 1852-1855 гг. Ведь даже о кузнецах Гойи можно было еще думать как о художественном воплощении деревенской жизни, - не говоря уж о шлюзовщиках или возчиках щебня Джона Констебля, а в первом городском (в полном смысле слова) пейзаже – в Печи для обжигания извести Жерико – не было людей. Но порой Домье прибегает к другому эффекту: полутьма заднего плана как бы рассеивается к переднему и интенсивно начинают звучать белые, голубые, жёлтые цвета: «Выход из школы», один из вариантов «Вагона третьего класса». Путь к живописи, к которой Домье тяготел явно все больше и больше, определился теперь со всей естественностью.
В живописи Домье нередко лиричен, задумчив. Он не просто шут, говорящий правду, раскрывающий суть явлений, но причастен этому действу, он здесь выходит на поклон, как режиссер пьесы. Подобно созданному им знаменитому живописному образу Дон-Кихота, рыцарь без страха и упрека Оноре Домье всю свою жизнь сражался с коррумпированной верхушкой общества и с королями, всегда был солидарен с чаяниями простых людей и постоянно подтверждал собственные слова о том, что нужно принадлежать своему времени.
Современники (О. Графика Домье «рождает идею цвета» (по выражению Ш. Бодлера), вот таким образом закономерным представляется его обращение к живописи с середины 1830-х годов в 1848 он участвовал в объявленном правительством конкурсе на тему «Республика» («Аллегория Республики», 1848, музей Орсе, Париж). Домье знал Капричос и Бедствия войны Гойи, а может быть и его картины.
Министр Гизо выбрасывает лозунг Обогащайтесь. Один из приятелей Домье похвалил любителей фотографии за терпение и выдержку.
Создал порядка 4000 литографий и ещё порядка 900 иллюстраций карандашом. Американца вполне удовлетворила требуемая сумма и он пожелал посмотреть другие работы. то дерева. Под рисунком подпись: «Бедная Франция, ствол сломлен, но корни еще крепки».
Общий итог этого периода художественной биографии Домье не становится от этого меньше. Карикатуры Домье Оноре Викторьен распространялись в виде отдельных листов или публиковались в иллюстрированных изданиях, где сотрудничал Домье Оноре Викторьен (в «Силуэт», «Silhouette», 1830—31 в основанных издателем Ш. Филипоном «Карикатюр», «Caricature», 1831—35 и «Шаривари», «Charivari», 1833—60 и 1863—72). Домье не довольствуется первыми достижениями. Таковы, например, картины Перед купанием (около 1852), Любопытствующие у витрины (около 1860). 1860-х, Прага, Национальная галерея) убежденный республиканец Домье участвовал в конкурсе 1848 года на тему Республика, которую он представляет в виде могучей фигуры Матери всей нации, заботящейся о своих детях (Париж, Музей Орсэ).
Но порой Домье прибегает к другому эффекту: полутьма заднего плана как бы рассеивается к переднему и интенсивно начинают звучать белые, голубые, желтые цвета (Выход из школы, около 1853–1855 один из вариантов Вагона третьего класса, около 1862). Правительство не оставило творчество Домье без последствий, приговорив его к шести месяцам тюремного заключения и к 500 франкам штрафа. Вспыхнувшее в июне 1848 г. мощное рабочее восстание было жестоко разгромлено войсками республиканского правительства под командованием генерала Кавеньяка (этого человека не нужно путать с умершим к тому времени благородным революционером, с которым Домье сидел вместе в свое время в тюрьме Сент-Пелажи). На это Домье откликается, создавая образ Робера Макэра – афериста проходимца, спекулянта умирающего и вновь воскресающего (серия Карикатюрана, 1836–1838).
«Домье-художник сыграл в истории искусств не меньшую роль, чем Домье-график. символичны, но символ идейно насыщен и убедителен. Франко-прусской войне 1870—71 посвящён последний шедевр Домье Оноре Викторьен — альбом «Осада» аллегорические образы альбома полны потрясающего трагизма и глубокой горечи, язык литографии поражает силой обобщения и лаконичностью точных, упругих линий («Империя — это мир», 1870 «Потрясённая наследством», 1871). Он сумел поднять карикатуру до уровня острого, художественно абсолютного гротеска, создав знаменитые серии, ставшие своего рода панорамой современной ему французской общественной жизни («Робер Макер», 1839 год «Олимпийские боги», 1841 год «Физиологии», 1841-1842 годы «Служители правосудия», 1845-1849 годы «Добрые буржуа», 1846-1849 годы и другие).
Когда министерство Наполеона Маленького предложило ему под конец его жизни орден Почётного легиона, Домье имел мужество отклонить этот «дар данайцев», со скромным юмором мотивируя свой отказ «желанием на старости лет глядеться в зеркало без смеха». В сериях «Древняя история» (1841—43), «Трагико-классические физиономии» (1841) Домье Оноре Викторьен зло пародировал буржуазное академическое искусство с его лицемерным культом классических героев. Я думаю, что на создание такой иронической и злой серии литографий, показывающих в самом глупом и смешном виде античных богов и героев, Домье был вдохновлен не Давидом (чьим достойным потомком был он сам), а только что законченным (в 1841 году. ) Полукружием Делароша в Школе изящных искусств с его нелепыми и чудовищно вульгарными фигурами голых девиц, олицетворяющих, пo замыслу художника изящные искусства и великих древнегреческих мастеров, с бесхитростным натурализмом списанных с безобразных, тупых и безнадежно прозаических натурщиков. Около 4 тысяч литографий Домье выходили сериями: например, серия Древняя история (1841–1843) высмеивала ставший уже банальным классицизм в духе Давида, а в серии Карикатюрана главный герой популярной мелодрамы Робер Макер выставлялся типичным шарлатаном.
Он писал уличные сценки, бродячих акробатов, простых людей («Любитель эстампов», музей Пти-Пале, Париж «Вагон третьего класса», около 1862-1864 годы, Метрополитен-музей, Нью-Йорк и другие собрания серия «Прачки», около 1860-1863 годы, музей Орсе и другие) иногда обращается к мифологическим сюжетам излюбленными образами Домье надолго остаются Дон Кихот и Санчо Панса (серия картин – музей Орсе, Новая пинакотека, Мюнхен, Метрополитен-музей, музей Крёллер-Мюллер, Оттерло). При жизни Домье его живопись была мало известна и лишь посмертная выставка 1901 года заново открыла её, так же как и скульптуру («Ратапуаль», около 1851, музей Орсе).
Одной из вершин творчества Домье (да и всего искусства XIX в. ) стала большая литография Улица Транснонен 14 апреля 1834 г., также изданная Ежемесячной литографической ассоциацией. В 1830 первые литографии Домье привлекли внимание Шарля Филипона издателя либерального политического журнала «Карикатюр»., приветствуя пышный смотр в Булонском лесу приверженцев будущего Наполеона III. приобрели необычайную живописную свободу и колористическую тонкость. Ни один художник до Домье не писал так свободно, не обобщал так смело во имя целого.
А. С. Пушкина в Москве и изображающую Камилла Демулена, призывающего народ к восстанию. За Внешней важностью и импозантностью величественно выглядящих судилищ, вершащих правосудие, Домье раскрывает сплошную ложь и обман, чудовищное и бесцеремонное хищничество и корыстолюбие, пренебрежение всеми человеческими ценностями. Типический образ, концентрирующий пороки буржуазии как класса, Д. создал в 100 листах серии «Карикатюрана» (1836—38), рассказывающей о похождениях авантюриста Робера Макера. Основываясь только на сюжете, относят к 1848 г. несколько композиций Домье изображающих восстание или группы и отдельные фигуры парижских рабочих (Восстание из б. коллекции Герстенберг, так называемая Семья на баррикадах в Пражском музее и др. ).
Его адвокаты и судьи (чей облик он изображает с особенным блеском и эффектностью благодаря их длинным черным мантиям) – это самые нормальные деловые люди, в которых нет ничего демонического и такие же стяжатели, как и разные другие представители среднего класса (по выражению Голсуорси), другие добрые буржуа, по определению самого Домье. Злободневные события, современные политические деятели оживают в его литографиях (всего – около 4 тысяч), поражающих глубиной социальных оценок, гражданским бесстрашием: «Маски» (1831), «Опустите занавес, фарс окончен» (карикатура на Луи Филиппа), «Улица Транснонен 15 апреля 1834 года», «Свобода печати», «Законодательное чрево» (все – 1834).
Но начиная с 1844 г. весь стиль, весь художественный язык Домье резко и бесповоротно меняется. Таким образом достигается эффект скульптурности масс. Карикатуры Д. распространялись в виде отдельных листов или публиковались в иллюстрированных изданиях, где сотрудничал Д. (в «Силуэт», «Silhouette», 1830—31 в основанных издателем Ш. Филипоном «Карикатюр», «Caricature», 1831—35 и «Шаривари», «Charivari», 1833—60 и 1863—72). Новый недолгий подъём французской политической карикатуры связан с Революцией 1848—49.
Всеми способами он издевается над Тьером, вплоть до представления его в виде кокетливого голого амура, поворачивающего свой зад к зрителям или над доктором Вероном, редактором и издателем реакционной газеты Constitutionel – его увенчанная ночным колпаком грузная, жирная туша обыгрывается Домье в самых смехотворных ситуациях особенно противен он и особенно хорош (с точки зрения мастерства карикатуры) в роли святого Себастьяна, проткнутого стрелами Шаривари. Домье вместе с художником Травьесом создаёт серию «Французские типы». Под рисунком подпись: Бедная Франция, ствол сломлен, но корни еще крепки. Но эта вынужденная депрессия отразилась, по-видимому, лишь на его журнальной графике.
Следом за тем, с 1832 г., Домье стал работать и во втором журнале Филипона – Шаривари. Свою лучшую литографию "Законодательное чрево" Оноре Домье создает в 1834 году. Они символичны, но символ идейно насыщен и убедителен. Когда в 1835 «Карикатюр» был запрещен, Филипон основал другой юмористический журнал – «Шаривари» и Домье постоянно публиковал в нем свои литографии в течение почти сорока лет. Яворская. – Его любимый эффект – это контражур, когда первый план затемнен, а фон светлый. Изобразительным искусством стал увлекаться с раннего детства.
Литографии Домье наполняются отныне неистовой ожесточенностью. В литографии Империя – мир изображено поле с крестами и надгробными памятниками. Домье умел быть, когда нужно и тем и другим. В 1848 Домье Оноре Викторьен выполнил для конкурса живописный эскиз «Республика 1848 года» (вариант в Лувре).
По сравнению с мрачным и пессимистическим историческим фатализмом Битвы при Тайбуре или Крестоносцев Делакруа (возникших на рубеже 1830-х и 1840-х годов) Камилл Демулен, призывающий народ к восстанию явился новым и очень важным шагом в развитии исторической живописи XIX в. Но сам Домье не воспользовался непосредственно и прямо этим своим собственным открытием. В живописи Домье важную роль играют светотень, которая усиливает эмоциональное звучание образа и динамичный мазок колорит – сдержанный, лишь иногда вспышки ярких тонов подчёркивают драматизм и напряжение сюжета («Криспен и Скапен», около 1860, музей Орсе «Восстание», 1840-е годы, Национальная галерея, Прага). Под рисунком подпись: «Бедная Франция, ствол сломлен, но корни еще крепки». к однообразной и поверхностной развлекательности.
Друзья пытались помочь, направляя к нему некоторых покупателей. Это литографии Действительно, стоило труда убивать нас.
Таковы, например, картины «Перед купанием», «Любопытствующие у витрины». Сын мастера-стекольщика. На революционные годы или, точнее, на годы Второй республики (1848-1851) приходится один из высших подъемов творчества Домье. Тема картины «У продавца эстампов» (ок.
В это время выходят целые сборники карикатур быта и нравов. Листы Домье трагично выразительны. Это приносит успех – фигуры на его листах тридцатых годов предельно объемны, пластичны. С этого времени Домье Оноре Викторьен всё больше отдавался живописи маслом и акварелью.
В нем выведены два почтенных пожилых буржуа, попавшиеся друг другу навстречу на пустынной и темной ночной парижской улице, - каждый из них боязливо обходит стороной другого, подозревая в нем грабителя. В 1873 из-за почти полной потери зрения Домье лишился и этого средства к существованию. Таковы, например, картины Перед купанием (около 1852), Любопытствующие у витрины (около 1860). Н. Н. Калитина.
Домье умер в полной нищете в пригороде Парижа Вальмондуа 10 февраля 1879. Он абсолютно точно и недвусмысленно адресует свои обвинения не господу богу, а тем самым банкирам и лавочникам, которые составляли прочную основу и фундамент Июльской монархии. Художник же считал, что фотография изображает всё, но не выражает ничего. Когда в 1835 «Карикатюр» был запрещен, Филипон основал другой юмористический журнал – «Шаривари» и Домье постоянно публиковал в нем свои литографии в течение почти сорока лет.
После Июльской революции 1830, когда в условиях относительной свободы слова во Франции начался расцвет политической сатиры, Домье начал сотрудничать с журналом «La Caricature» и «Le Charivari». Неоконченная работа Вагон третьего класса (Нью-Йорк, музей Метрополитен) дает прекрасную возможность для изучения живописной манеры Домье. У него осталась лишь одна ветка, которая сопротивляется буре. При взгляде на нее испытываешь скорее чувство тревоги, беспокойства.
Он писал уличные сценки, бродячих акробатов, простых людей («Любитель эстампов», музей Пти-Пале, Париж «Вагон третьего класса», около 1862-64, Метрополитен-музей, Нью-Йорк и другие собрания серия «Прачки», около 1860-63, музей Орсе и др. ) иногда обращается к мифологическим сюжетам излюбленными образами Домье надолго остаются Дон Кихот и Санчо Панса (серия картин – музей Орсе, Новая пинакотека, Мюнхен, Метрополитен-музей, музей Крёллер-Мюллер, Оттерло). Таковы, к примеру, картины "Перед купанием" (около 1852), "Любопытствующие у витрины" (около 1860). Особенно увлекала Д. тема искусства: его роль и положение в обществе, психология творчества и восприятия излюбленные мотивы живописи Д. — театр, цирк, лавки эстампов, зрители, актёры, бродячие комедианты, художники, коллекционеры («Мелодрама», около 1856—60, Новая пинакотека, Мюнхен «Криспен и Скапен», около 1860, Лувр «Совет молодому художнику», 1860-е гг., Национальная галерея искусства, Вашингтон). Иногда взгляд художника останавливается на отдельном человеке, отдельной судьбе.
Он предвосхитил во многом дальнейший путь развития живописи» (Н. и уж тем более последующих революционных лет, чтобы стала видна вся мятежная и радикальная сила его безжалостного анализа и осуждения всех основ буржуазного мышления и поведения. Как это было и с другими великими художниками девятнадцатого века, новый великий художник явился на свет не в небесном сиянии венка, надетого Аполлоном, а с засученными рукавами разгребателя грязи, в чем всецело виновато было тогдашнее устройство человеческого общества. Но как и тогда, скульптура стала для него источником целого ряда первоклассных литографий. Запрещение политической карикатуры и закрытие «Карикатюр» (1835) вынудили Домье Оноре Викторьен ограничиться бытовой сатирой.
1848, Прага, Национальная галерея). Листы Домье трагично выразительны. В конце 60-х гг. В конце 60-х гг. Бестолковые, нередко уродливые и грубые взаимоотношения родителей и детей вызывают у Домье не один лишь гнев, но и горечь и с абсолютно открытым сочувствием (хотя и без всякой сентиментальности) изображена им плачущая и вытирающая слезы публика галерки в литографии Пятый акт в Ла-Гэтэ или сидящая на парковой скамейке старушка, застывшая в ужасе при виде того, как какой-то оборванец подымает за хвост ее пуделя (в литографии Это Ваша собака. ).
Интерес к эффектам освещения, усиливающим драматизм действия, заставляет Домье обращаться к изображению театра Он показывает психологию зрителей, возбужденных представлением (Мелодрама, 1856–1860) или актеров с ярко выраженной мимикой (Криспен и Скапен, 1858–1860). Целая группа произведений Домье посвящена создании величественных образов тружеников.
Это приносит успех – фигуры на его листах тридцатых годов предельно объёмны, пластичны. Министр Гизо выбрасывает лозунг «Обогащайтесь. » На это Домье откликается, создавая образ Робера Макэра – афериста, проходимца, спекулянта, умирающего и вновь воскресающего (серия «Карикатюрана», 1836–1838). В живописи Домье важную роль играют светотень, которая усиливает эмоциональное звучание образа и динамичный мазок колорит – сдержанный, лишь иногда вспышки ярких тонов подчёркивают драматизм и напряжение сюжета («Криспен и Скапен», около 1860 года, музей Орсе «Восстание», 1840-е годы Национальная галерея, Прага). Какой. Для Домье наступила одна из самых мрачных полос в его жизни.
Подпись под этим рисунком, гласящая: Никогда моя дочь не будет женой какого-то писаки. Таков цикл «Прачки» (1850—1860).
Цензура не обратила своего внимания на это весьма сомнительное, с точки зрения общественных верхов Второй империи изображение, обманутая безобидным названием серии, в которую был включен этот лист (Современные художники), так же как и явным портретным сходством с Моннье. Свою волнующую силу она сохранила навсегда.
Интерес к эффектам освещения, усиливающим драматизм действия, заставляет Домье обращаться к изображению театра Он показывает психологию зрителей, возбужденных представлением ("Мелодрама", 1856–1860) или актеров с ярко выраженной мимикой ("Криспен и Скапен", 1858–1860). Так что и эта серия легла только мертвым грузом на душу и на творчество Домье этих лет, лишь еще больше углубив разрыв между такой принужденной и случайной накипью и тем глубоким потоком больших идей и прекрасных художественных свершений, которые уже тогда всецело занимали все мысли и чувства Домье, хотя были скрыты от глаз посторонних зрителей за пустой и бесцельной каждодневной работой для Шаривари.
Особенно трагична одна из последних композиций изображающая одинокого Дон Кихота среди мрачной пустыни под темным небом (1868—1870, Мюнхен, Новая пинакотека). Короткому сидению Домье в этой тюрьме незачем придавать патетический и драматический оттенок. В каждом лице с беспощадной точностью передано портретное сходство. В. Яворская).
Рука Домье овладела поистине виртуозной стремительной точностью и экономностью выражения. Впрочем, его живопись шла своими и очень сложными путями. Никакой материальной обеспеченности у родителей Домье не было и ему пришлось с 12 лет зарабатывать на хлеб, служа рассыльным у судебного исполнителя (что дало ему богатый, хотя и весьма мало приятный жизненный опыт), а затем, уже с 14 или 15 лет, работая продавцом в книжной лавке у Делоне или рисовальщиком и шлифовальщиком камней для предпринимателей-литографов Беллиара и Рикура. Листы Домье трагично выразительны.
Здесь хорошо виден трудновоспроизводимый творческий метод художника: он начал с каркаса контурных линий, напоминающих его поздние литографии, а затем прошел по ним тонкими слоями лессировок, создающими плотную полупрозрачную живописную поверхность. Домье не позабыл свое сатирическое оружие, когда дважды, в последний раз изобразил с величайшим презрением свергнутого короля Луи-Филиппа (Луи-Филипп, последний король Франции и Все потеряно, кроме кассы) или когда ему пришлось весной и летом 1848 г. представлять в полных шутливой иронии рисунках (очень малокарикатурных) растерянных национальных гвардейцев или напуганных буржуа-обывателей, шипящих на новые порядки.
Друзья пытались помочь, направляя к нему некоторых покупателей. Домье (Daumier) Оноре Викторьен (26. 2. 1808, Марсель, — 11. 2. 1879, Вальмондуа, близ Парижа), французский график, художник и скульптор. Он сумел поднять карикатуру до уровня острого, художественно абсолютного гротеска, создав знаменитые серии, ставшие своего рода панорамой современной ему французской общественной жизни («Робер Макер», 1839 «Олимпийские боги», 1841 «Физиологии», 1841-42 «Служители правосудия», 1845-49 «Добрые буржуа», 1846-49 и др. ). Рисункам часто предшествовало изображение фигур в глине (первые гротескные бюсты исполнены в 1832 году после смерти Домье многие работы переведены в бронзу) – этим, в частности, объясняется умение Домье компоновать массы и добиваться объёмности изображения в графике.
Подрабатывая в журналах, Оноре с 1830 года начинает сотрудничать в сатирическом издании Шарля Филипона «Карикатюр», где работали лучшие рисовальщики той поры: Монье, Гранвиль, Травье, Шарле, Декам. Нелепый, неестественный мир, в котором живут действующие лица литографий серии Добрые буржуа (да, впрочем и других, близких к ней по своему существу, серий – как Прекрасные дни жизни, Пасторали и др. ), во всем противоречит естественной природе человека и не только той идеальной природе, о которой думали и мечтали Жан-Жак Руссо или утопические социалисты, но и гораздо более конкретной и реальной, какую Домье видел и в Бланки и его Обществе времен года и в обитателях небуржуазных кварталов Парижа от Монмартра до Сент-Антуанского предместья и в самом себе и своих друзьях писателях и художниках. Он сделал главным действующим лицом своей полной движения сцены не Демулена, обращающегося с речью к народу, а именно этот самый народ, охваченный единым порывом воодушевления и действия. Всю жизнь художник терпел лишения. и, наконец, полным именем и фамилией. Образы, создаваемые им исполнены благородства и достоинства.
Все тело женщины полно огромного напряжения – с усилием несет она тяжелую корзину». Литография доказывает, что художник верил в силу Франции, в ее мужественный народ. Прачка и ребенок с трудом идут по пустынной набережной навстречу ветру. Не знаю.
Однако в большинстве случаев Домье не удавалось осуществить продажу. Герман. – Ей недавно исполнилось двадцать четыре года, она была портнихой и, по правде сказать, не слишком хорошо разбиралась в работе мужа. Сын стекольщика, перебравшегося с семьёй в Париж в 1814 года.
Литографии 1844-1847 гг. (к 1822 относится первая литография – «Воскресенье»). При жизни Домье его живопись была мало известна и лишь посмертная выставка 1901 года заново открыла её, так же как и скульптуру («Ратапуаль», около 1851 года, музей Орсе). В некоторых живописных работах ощутимо влияние мастеров фламандского барокко – П. П. Рубенса, Я. Йорданса («Мельник, его сын и осёл», около 1849, Художественная галерея, Глазго «Триумф Силена», 1850, Музей изобразительного искусства и кружев, Кале). Высокой степени художественного обобщения, мощной скульптурности форм, эмоциональной выразительности контура и светотени Домье Оноре Викторьен добился в литографиях 1834 в них обличаются бездарность и своекорыстие власть имущих их лицемерие и жестокость (коллективный портрет Палаты депутатов — «Законодательное чрево» «Все мы честные люди, обнимемся», «Этого можно отпустить на свободу») глубоким трагизмом проникнуто изображение расправы с рабочими («Улица Транснонен 15 апреля 1834 года») в литографиях «Свобода печати» и «Современный Галилей» Домье Оноре Викторьен создал героический образ рабочего-революционера.
Опыт Домье некоторое время был целиком поглощен накоплением политической зоркости и чисто сюжетной изобретательности. Н. Н.
Вероятно, он чувствовал себя, как лев, которому вырвали все зубы и остригли когти. Домье может выдержать такие сравнения. 16 апреля 1846 года он женился на своей подруге – Мари Александрии Дасси, уже несколько лет делившей тяготы и радости его беспокойного существования, – рассказывает М. Ю.
Яворская. – Его любимый эффект – это контражур, когда первый план затемнен, а фон светлый. С 1814 жил в Париже, где в 1820-х гг. Но я не думаю, чтобы даже Адемар сумел рассказать, что же именно веселое мог отыскать король Луи-Филипп в литографиях Домье, где король был выведен в виде китайского болванчика, в виде клоуна, задергивающего занавес над закончившейся комедией Палаты депутатов, в виде грабителя, хладнокровно отрезающего головы целому индюшатнику, в виде тюремного лекаря, констатирующего смерть политического заключенного, в виде груши (что стало широко распространенным прозвищем Луи-Филиппа в революционной печати), облаченной в королевскую мантию и прикрывающей ею целую толпу преступников, в виде отвратительного разбухшего толстяка, дрыхнущего на королевском троне из-под которого во все стороны торчат пушечные дула (литография Покой Франции, 1834) и т. д. Нет такого острейшего и грубейшего издевательства, которое Домье не позволил бы себе по адресу ненавистного всему французскому народу (за исключением банкиров и лавочников – по определению Маркса) и в полной мере заслужившего эту ненависть короля-буржуа Луи-Филиппа.
Действительно, только Домье и было заботы, как веселить царствующего монарха Франции. Домье-художника отличает прежде всего уверенность. Первые литографии, сделанные после разгрома революционной печати, т. е. конца 1835-1837 гг., снова почти что не представляют никакого – ни художественного, ни идейного – интереса, свидетельствуя о крайней депрессии, в которой находился художник и конечно не только по причине своих собственных личных неудач.
Д. создавал и рисунки для гравюр на дереве (главным образом книжные иллюстрации). При кажущейся простоте композиция строго продумана. Нужно сказать также, что постоянное присутствие в литографиях 1844-1847 гг. В Бесплатном спектакле (1840-е, частное собрание) зрители галерки захвачены зрелищем, но каждый реагирует по-своему: от вдохновенного волнения до спокойного созерцания.