Так родился замысел серии «Нравственно-критических сцен из обыденной жизни» исполненных в технике сепии: «Первое утро обманутого молодого», «Житие на чужой счет», «Старость художника, женившегося без приданого в надежде на свой талант», «Модный магазин», «Мышеловка» «Болезнь и смерть Фидельки», «Крестины» (1840-е, ГТГ). — А. Витковский, "Воспоминание о П. А. Федотове" ("Русское Слово", 1862 г., 4, стр.
Рождение реализма чаще всего связывают с творчеством французского художника Гюстава Курбе (1819—1877), открывшего в 1855г. Первые портреты Федотов создает в технике акварели еще на воинской службе. Это было мрачное время николаевского произвола, жестокого цензурного террора. Триумф "Сватовства майора" был высшей точкой в жизни художника.
На скудную пенсию, пожалованную государем, надо было содержать самого себя, помогать отцовскому семейству, впавшему в большую нужду, нанимать натурщиков, приобретать материалы и пособия для художественных работ но любовь к искусству поддерживала в Федотове бодрость и помогала ему бороться с трудными обстоятельствами и настойчиво идти к намеченной цели — сделаться настоящим художником. После Федотова картин осталось немного. И Федотов решает отдать свои работы на суд К. П. Брюллову, слава о котором разнеслась по всей Европе.
Родился он в семье мелкого чиновника. Вскоре Федотов попал в разряд беспокойных. На картине «Свежий кавалер» – не молодой хвастливый чиновник, а человек много старше. Художник вводит нас в купеческий дом, в котором все готовятся к приему жениха. Так родился замысел серии "Нравственно-критических сцен из обыденной жизни" исполненных в технике сепии: "Первое утро обманутого молодого", "Житие на чужой счет", "Старость художника, женившегося без приданого в надежде на свой талант", "Модный магазин", "Мышеловка" "Болезнь и смерть Фидельки", "Крестины" (1840-е, ГТГ).
(В настоящее время все три картины находятся в Третьяковской галерее, в Москве). Полотно «Утопленница» организовано на тонких нюансах. Игроки безлики, безжизненны. За столом в центре – проигравший (его Федотов писал с самого себя).
В последние дни своей жизни он пришел в сознание. Федотов стремился превзойти и затмить Хогарта.
Занявшись усердно рисованием и делая в первое время исключительно наброски по памяти, Ф. затем стал делать опыты рисования с натуры. Этою наградою, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». Написав между делом прямо из окна комнаты свой единственный пейзаж Зимний день. Только низость и опустошенные души. Через девять месяцев усидчивой работы Ф. закончил картину "Свежий кавалер" или "Утро чиновника, получившего первый орден", а через несколько месяцев (весной 1848 г. ) и другую картину "Разборчивая невеста".
Ввиду плохого ухода за ним в лечебнице приятели выхлопотали перевод его осенью 1852 года в больницу Всех скорбящих, что на Петергофском шоссе. — "Русская портретная галерея Мюнстера", том II. — Н. В. Гербель, "Русские поэты в биографиях и образцах", СПб., 1873 г. (4-й период).
Целыми днями просиживал мальчик на сеннике, видел соседние дворы, улицы и «все сцены на них происходившие, оказывались перед глазами наблюдателя, как на блюдечке». Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне в 1812 г», «Переход егерей вброд через реку на манёврах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему «Казарменная жизнь», сочинённых под влиянием Хогарта. Остроумие, тонкая наблюдательность, умение подмечать типичные черты людей разных сословий, знание обстановки их жизни, способность передать характер человека — все эти свойства таланта, ярко проявлявшиеся в рисунках Федотова, указывали на то, что истинным призванием художника являлась жанровая живопись. Федотов не изображает свою модель в традиционном положении в «фас», он ищет для нее новую формулу, новое положение, которое Сарабьянов назвал «линейный модуль», обращая внимание на то, что силуэт фигуры передается гибкой линией, повторяющейся в контуре кресла, абрисе рук. Федотов и раньше помышлял об отставке, теперь эта мысль не давала покоя. Все же в ее замысле еще заметна прямолинейная назидательность (поучать обличая), в построении – перегруженность и некоторая карикатурность, а в цвете – пестрота и перечерненность.
Этапной картиной, принесшей Федотову славу и известность, явилась "Сватовство майора" (1848, ГТГ). Годом ранее Федотов написал поэму "Женитьба майора или поправка обстоятельств", где рассказывалось о майоре, решившем поправить свои дела женитьбой на богатой купеческой дочери. Чем больше времени и сил отдавал Федотов любимому искусству, тем больше понимал, что придется выбирать между живописью и военной карьерой. Настроение картины: скука, бессмысленность бытия, безысходность.
Необходимую практику он получал по-своему – делая очень маленькие (около 20 см по высоте) портреты друзей и знакомых. При этом тема произведения гораздо глубже осмеяния брака по расчету. — "Воспоминание о Павле Андреевиче Федотове" ("Семейные Вечера", 1873 г., 6, стр. В1846 году Федотов создал эту замечательную картину (Утро чиновника, получившего первый крестик). Картина подводит своеобразный итог творчества художника в 1840-е годы. ассигн. Начав службу в лейб-гвардии Финляндском полку (1834), он проявил себя как примерный офицер и мог рассчитывать на удачную карьеру, однако страсть к искусству перевернула его жизнь.
V, стр. "Многому бы народ научил, -- писал художник в те годы, -- да цензура мешает". Не стало и богатства федотовских красок. В 1858 году картина «Приезд станового на следствие» была удостоена большой серебряной медали. В них нет никакого чувства, ничего человечного.
Необходимую практику он получал делая очень маленькие (около 20 см по высоте) портреты друзей и знакомых. Родился он в 1815 году на окраине Москвы в семье отставного поручика. Он демонстрирует служанке свою первую награду – крестик, приколотый к халату. Картина принесла художнику-любителю звание академика по живописи домашних сцен (1848).
Тогда же проявились художественные наклонности мальчика. В бедности, постоянной нужде протекало его детство. Одиннадцати лет его отдали в кадетский корпус. Но картина – не начало распада, а блистательный финал, апофеоз федотовского дарования.
На вернисаже 1848 года возле полотен «Разборчивая невеста», «Свежий кавалер» и «Сватовство майора» всегда стояла толпа народа. Произведения Федотова произвели необыкновенное впечатление на современников. К лету 1852 г. болезнь Ф. развилась еще более. Если вдуматься в происходящее на картине «Сватовство майора» — нетрудно понять, что на глазах у всех свершается страшная в своем цинизме торговля человеком.
Родился он в семье мелкого чиновника. Это было сколь нельзя более кстати, так как обстоятельства родных Федотова в это время ухудшились и он должен был усиленно тратиться на них. Работа над сепиями дала художнику чрезвычайно много обогатился его жизненный и творческий опыт, накопился материал для создания новых произведений.
Положение студента Перова было тяжелым, средств к существованию практически не было (отец разорился), но преподаватель училища Е. Васильев предложил Перову свои стол и квартиру, за что художник остался благодарен на всю жизнь. В этом выборе художнику отчасти помогло письмо баснописца Крылова, который видел некоторые работы Федотова и посоветовал ему заняться жанровой живописью. Наступал последний, самый трудный период в жизни художника. Две свечи, внесенные слугой, освещают лицо проигравшего, близкого к сумасшествию. Внимательно ознакомившись с рисунками Федотова, Брюллов благословил молодого художника, сказав ему на прощание: «Попытайтесь, пожалуй, чего не может твердая воля, постоянство и труд». Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в 1857 году в Лейпциге, была запрещена для распространения в России. — В. В. Жерве, "К биографии П. А. Федотова" ("Исторический Вестник", 1901 г., 3, стр.
Незавершённые картины «Анкор, ещё анкор. » (185, Третьяковская галерея, Москва) и «Игроки» (1852, Музей русского искусства, Киев, Украина) полны чувства фатального абсурда бытия и мыслей о бессмысленности человеческого существования, предвосхищающих тему абсурда в искусстве символизма. М—ф, "Павел Андреевич Федотов" ("Исторический Вестник", 1893 г., 10, стр. Произведения Ф., относящиеся к началу его серьезной художественной деятельности, представляют почти исключительно рисунки и эскизы, главное достоинство которых в их неподдельном юморе, едкой иронии в то же время в них видны недостаточное уменье владеть рисунком, часто излишняя сложность композиции, утрировка в изображении поз и выражений лиц вообще — это работы карикатурного характера (из работ этого рода укажем на упомянутые выше рисунки: "Житье на чужой счет", "Модный магазин", "Мышеловка или Опасное положение бедной, но красивой девушки", "Болезнь Фидельки", "Смерть Фидельки" и т. д. ). Своими трактовками Перов открывает линию новых портретов: простые портреты с минимумом аксессуаров, деталей и с акцентом на лицо портретируемого. Всем и каждому он готов был оказать какую бы то ни было услугу и отдать последнее.
Советом Академии Федотов был выдвинут на звание академика и получил денежное пособие, что позволило ему продолжить начатую картину «Сватовство майора» (1848, 1851 — второй вариант). В небольших картинах Федотов по-гоголевски обличал, любовался, смеялся и плакал. Живописность встречи князя с военными произвела на Федотова большое впечатление и всего за 3 месяца художник написал акварельную картину «Встреча великого князя». Первые детские впечатления сыграли большую роль в творческой практике художника.
Следующая картина, которую в 1849 году нарисовал Федотов, – «Завтрак аристократа». Другая картина "Разборчивая невеста", была написана на текст известной басни Крылова. — А. О., "Несколько слов о Федотове" ("Светопись", 1858 г., 12). Сюда присоединилось значительное усложнение служебных занятий Ф. (будучи в это время уже ротным командиром, он постоянно был занят учениями, смотрами, распоряжениями по хозяйству и выправкой своей роты) и выяснившаяся полная невозможность соединять со службой серьезные занятия живописью.
Персонажи и отношения между ними были психологически точны и убедительны. Федотов и раньше помышлял об отставке, теперь эта мысль не давала покоя. Фигуры остальных игроков имеют в себе что-то неподвижное, нечеловеческое. Интерьер купеческого дома художник подсмотрел в одном из трактиров.
Но главным для художника были не мелочные подробности, а поиски выразительного, типичного. Павел Андреевич обличал, порицал иронизировал над окружающими его людьми, умея, самое главное, достоверно показать, раскрыть образы, типажи этих людей. Размещено на реф. рфВ персоне свежего кавалера как бы олицетворяется бюрократическая система самодержавия, со всеми присущими ей пороками. В Москве Ф. встретил не только радушный, но прямо восторженный прием, приобрел себе там много знакомых и друзей. ассигн. К. П. Брюллов, чей авторитет был неоспорим, одобрил обе картины и помог Федотову ценными советами.
Образ пожилого человека, появляющийся из темноты, замкнут и отстранен от окружающего мира. Цензура запретила издание «Вечером вместо преферанса», задуманное Федотовым и его ближайшим другом Евстафием Бернардским, который примыкал к петрашевцам и проходил по их процессу.
Замалчивая Игроков, близкие живописца искренне думали, что оказывают ему (вернее, его памяти) добрую услугу. Картина была показана великому князю, который пожаловал художнику бриллиантовый перстень.
Он спокоен и неподвижен. Знаменитый русский критик В. В. Стасов писал о персонаже картины: Он свиреп и безжалостен, он утопит кого и что захочет и ни одна складочка на его лице не дрогнет. Осенью 1848 г. Федотов представил эту картину Совету Академии Художеств и получил за нее звание академика "по живописи домашних сцен".
А. Федотов" ("Русский Художественный Листок", 1853 г., 19). По возвращении в Петербург он снова принялся за прежнюю трудовую жизнь.
Художнику это хорошо удается, его картины пользуются большой популярностью на выставках. Но основным увлечением было все же рисование. Потянулись годы однообразного и утомительного, учения. К работам этого рода относится эскиз "Мадонна с Младенцем" и известная картина "Вдовушка". Цензура запретила издание «Вечером вместо преферанса», задуманное Федотовым и его ближайшим другом Бернардским, а также «Иллюстрированный альманах» Некрасова, для которого Федотов делал иллюстрации. Ею пронизана и первая значительная картина Федотова Свежий кавалер. 21—32).
Благодаря влиянию Брюллова, покровительствовавшего Ф., последнему было выдано от Академии пособие в 700 рублей для выполнения заданной программы (на расходы на натурщиков, костюмы, материалы и т. д. ). Годом ранее Федотов написал поэму «Женитьба майора или поправка обстоятельств», где рассказывалось о майоре, решившем поправить свои дела женитьбой на богатой купеческой дочери. 1—23). Н. Бенуа), не получил законченного художественного образования и может считаться самоучкой. Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне в 1812 г», «Переход егерей вброд через реку на манёврах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему «Казарменная жизнь», сочинённых под влиянием Хогарта. Движение разворачивается волнообразно, вовлекая фигуры персонажей в определенной очередности.
Наряду с занятиями в Академии Художеств Ф. усердно пополнял свой рисовальный альбом, куда заносил сцены из казарменной жизни, солдатские типы, эпизоды лагерного времени, картины офицерского и солдатского быта, карикатуры на товарищей (последние не обижались на Ф. за эти карикатуры, ценя их остроумие и безобидность). Но Перов выходит за рамки простого портрета, создавая тип интравертного портрета, т. е. На стене висят пустые рамы — три игрока словно вышли из них. Сваха в шелковом шугае, с неизбежным платочком в руках, стоит в дверях, оповещая о женихе. Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в 1857 году в Лейпциге, была запрещена для распространения в России.
Возможно, Федотов где-нибудь и подглядел эту сцену, а может быть, вспомнилось ему первое представление гоголевского «Ревизора» в Александрийском театре, где городничего играл Михаил Семенович Щепкин — превосходный русский актер. в Париже свою персональную выставку «Павильон реализма». Последняя работа художника «Игроки» – картина совсем не однозначная. 1, стр. "Разборчивая невеста" 1847 г. П. А. Федотов взял известную басню Крылова «Разборчивая невеста» о привередливой красавице, которая год за годом отказывала всем претендентам, пока вдруг не спохватилась:«Красавица, пока совсем не отцвела, За первого, кто к ней присватался, пошла, И рада, рада уж была, Что вышла за калеку». Избран был тот решающий момент, который позволял все понять — и судьбы людей, объясняющихся друг с другом и суть самого объяснения и то, что вслед за этим последует. Персонажи на самом деле проживают столь важную для них ситуацию, всецело отдаваясь своим чувствам. После долгих убеждений он даже решился оставить службу и с пенсией в 28 рублей 60 копеек в месяц вышел в отставку.
Федотов поверил баснописцу и бросил Академию. Но любовь к искусству поддерживала в Федотове оптимизм, помогала ему бороться с трудными обстоятельствами и настойчиво идти к намеченной цели — стать настоящим художником. Он отмечал, что многое может открыться, если застать его врасплох. Вскоре закрыли журнал "Современник", в котором сотрудничал и Федотов.
Необходимую практику он получал по-своему – делая очень маленькие (около 20 см по высоте) портреты друзей и знакомых. На первый раз он задумал представить образ привлекательной женщины, постигнутой великим несчастьем, потерею любимого мужа и в 1851—1852 годах написал картину «Вдовушка», а затем принялся за композицию «Возвращение институтки в родительский дом», вскоре им брошенную и замененную другим сюжетом: «Приезд государя в патриотический институт», оставшимся также разработанным только наполовину. — А. Н. Андреев, "Живопись и художники", стр. — П. Петров, "П. человека жаждущего познакомиться. Утро.
— О., "П. Простота и жизненная убедительность композиционного решения отличают рисунок «Набережная Васильевского острова зимой». к. сам служил), мещан. В портрете А. Н. Островского Перов изобразил другой характер – экстраверт, т. е.
После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но, с целью улучшения материального положения, решился представить неоконченную картину великому князю. «Я выдаю дочку не за какого-нибудь простого дворянина.
Картину "Вдовушка" он исполнил в разных вариантах (1851-52), упорно и последовательно стремясь к волновавшей его цели – показать в сломленной несчастьем женщине неземное, подобное ангелу, существо, поднимающееся над земными страстями и страданиями. основной фонд моего дарования". Особое, красноватое, освещение создаётся благодаря свече, стоящей за бутылкой. К этому времени относится и начало занятий Федотова в вечерних классах Академии художеств. Учителями В. Перова были художники М. И. Скотти, А. Н. Мокрицкий и С. К. Зарянко. Картина принесла художнику-любителю звание академика "по живописи домашних сцен" (1848). Поселившись в небольшой квартире, Ф. предался занятиям живописью.
В облике вдовушки нет ничего показного, ничего нарочитого, никакой позы в ней та же неприкрашенная жизненная правда, которая составляет самое существо федотовской живописи. Доброжелательный и общительный по природе, он замкнулся в одиночестве, безуспешно пытаясь бороться с нуждой. Но лучше всего ему удавались жанровые сценки. В страданиях детей передана вся бесчеловечность и дикость существующего миропорядка. Для этого он в течение года самостоятельно освоил технику масляной живописи. «Завтрак аристократа» 1851 г. После успеха картины «Сватовство майора», Федотов, перебирая свои наброски, решил остановиться на теме, подсказанной фельетоном. Представленная в картине ситуация сама по себе не уродлива, не безобразна. — А. Дружинин, "Воспоминание о русском художнике Павле Андреевиче Федотове", СПб., 1853 г. (в "Собрании сочинений", т. VII, СПб., 1865 г. ).
Однако остроумие, тонкая наблюдательность, умение подмечать типичные черты людей разных сословий, знание обстановки их жизни, способность передать характер человека — все эти свойства таланта, ярко проявлявшиеся в рисунках Федотова, указывали на то, что истинным призванием художника являлась жанровая живопись. Заслышав шаги гостя, он прячет кусок хлеба, который составляет весь его завтрак. Он сделал объектом своей критики мораль людей различных сословий, людей, превращающих брак в средство наживы, в сделку. А. Федотов" ("Пантеон", 1854 г., том XIII, 1, стр. Г. Венецианов — автор теоретических статей и заметок: «Секрет Липмановских картин», «Нечто о перспективе», «О системе преподавания в рисовальных классах». В то же время он не покидал общества товарищей.
Свежий кавалер. Через непродолжительное время он начал новую акварельную картину: "Освящение знамен в обновленном (Зимнем) Дворце", но командировка помешала ему окончить ее. Он жил только для искусства и для других людей, но не для себя. в Париже свою персональную выставку «Павильон реализма».
понимаешь. Послушавшись этого совета, по имевшимся в его альбоме наброскам Павел Андреевич написал маслом одну за другой две картины: «Свежий кавалер» (1848, другое название: «Утро чиновника, получившего первый крест») (1846) и «Разборчивая невеста» (1847, на сюжет басни Крылова). Павел Федотов, «Сватовство майора» (1848), Третьяковская галереяФедотов показал их Брюллову, всесильному в те годы в Академии художеств, который пришёл в восторг. При более пристальном взгляде видно, что на стенах висят пустые рамки.
Он похож на Федотова. Названная картина явилась своеобразным развитием темы литературного произведения. Просидевшие всю ночь за игорным столом трое игроков разминают затекшие части тела. В картине только одна фигура и нет никакого действия.
Над этим же заставило художника глубоко задуматься письмо известного баснописца И. А. Крылова, который, увидев работы молодого офицера, был поражен его талантом и настоятельно советовал бросить военную службу, чтобы «отдаться своему настоящему призванию — изображению народного быта». Игроки (1852) – картина как порождение кошмара, с которым борется и сам художник. Вехами на пути Федотова к критическому реализму явились его картины: Свежий кавалер (1847), Разборчивая невеста (1847), Сватовство майора (1848).
Все в интерьере кричит о бессмысленности человеческого существования. Кроме стихотворных объяснений к своим картинам (из них сохранилось и напечатано только объяснение к картине "Сватовство майора"), Ф. сочинял басни, элегии, романсы (к которым сам же сочинял музыку), альбомные стихотворения, солдатские песни и т. д. Некоторые из его басен являются перефразой басен Крылова, которые Ф. очень любил. Почти одновременно с Вдовушкой Федотов написал: Анкор, еще анкор.
Анкор, ещё анкор. Федотов придал ему оттенок комичности, недаром он вспомнил в связи с картиной мудрое народное изречение: «на брюхе шелк, а в брюхе щелк». Здесь он интуитивно набрел на незнакомый тому времени жанр портрета-этюда, который распространится лишь в конце XIX в. Такие портреты он продолжал исполнять и позднее некоторые из них, скажем "Портрет Н. П. Жданович за фортепьяно" (1849), признаны выдающимися. Все же в ее замысле еще заметна прямолинейная назидательность ("поучать обличая"), в построении – перегруженность и некоторая карикатурность, а в цвете – пестрота и перечерненность. Картина «Тройка» – хрестоматийно известная работа Василия Перова.
Через сатиру и обличение нравов, сочувствие обездоленным, в своих графических работах, впервые в русской живописи, Федотов сформулировал программу критического реализма. Рисовальщик, занимался литографией. А. Композиционный центр картины – лица детей – выхвачены светом.
Долгое время он не мог остановиться на выборе рода живописи. Социально-обличительная тенденция ярко проявляется и в живописном творчестве художника. его стихотворение: "К моим читателям, стихов моих строгим разбирателям"). Здесь все гротескно: герой – бос, халат – рван (пародирует императорскую тогу), окружающие предметы обличают и критикуют героя – пустого и никчемного человека.
В 1847 году Федотов пишет картину «Разборчивая невеста» (ГТГ) на сюжет басни Крылова того же названия. Нам не виден гость, а лишь пола его сюртука и рука в перчатке, отодвигающая портьеру. И сам Ф. не придавал серьезного значения своим литературным опытам (см.
Исти Венецианова принадлежит портретная галерея его современников: художник писал Н. В. Гоголя (1834), В. П. Кочубея (1830-е), Н. М. Карамзина (1828). К этому времени относится и начало занятий Федотова в вечерних классах Академии художеств. Успеху картин Ф. способствовало отчасти то обстоятельство, что он, подражая раешнику, читал на выставке стихотворное объяснение своей картины "Сватовство майора" (а может быть и двух других) собственного сочинения. Для этого он в течение года самостоятельно освоил технику масляной живописи.
А. Г. Венецианов изобразил его в окружении трёх мальчиков, символизировавших союз «трех знатнейших художеств»: живописи, скульптуры и архитектуры. В 1851 г. Федотов пишет картину, напоминающую о судьбе сестры. 1—68). В картине тема карточной игры развивается в загадочное драматическое действие. В этом сопоставлении и содержится нравоучительный смысл.
Окончив в 1833 году Кадетский корпус, Федотов получил назначение в лейб-гвардии Финляндский полк в Петербурге и прослужил там десять лет (1834--1844) Но главным увлечением по-прежнему остается живопись и каждую свободную минуту он посвящает рисованию. Художник смеётся над героем вместе с нами, но его смех не злой. «Жнецы», «Спящий пастушок», «Захарка» уже почти два столетия своей свежестью и искренностью привлекают внимание зрителя. А. Родился он в 1815 году на окраине Москвы в семье отставного поручика.
За последнюю картину художника удостоили званием академика. Все поэтические произведения Ф. стоят неизмеримо ниже его живописных и рисовальных работ. «Завтрак аристократа» 1851 г. После успеха картины «Сватовство майора», Федотов, перебирая свои наброски, решил остановиться на теме, подсказанной фельетоном. Он создаёт сатирический карикатурный, но очень реалистический, образ.
Первые опыты — портреты друзей, карикатуры — оказались удачными. — Маркова, "Свидание друзей с Федотовым в частной лечебнице" ("Иллюстрированная Газета", 1871 г., 1 и 2). Журнал представлял собой гравированные листы: «Аллегорическое изображение двенадцати месяцев», «Катание на санях», «Вельможа».
В годы ученичества В. Г. Перов много внимания уделяет социальной проблематике. Незавершённые картины «Анкор, ещё анкор. » (1851, Третьяковская галерея, Москва) и «Игроки» (1852, Музей русского искусства, Киев, Украина) полны чувства фатального абсурда бытия и мыслей о бессмысленности человеческого существования, предвосхищающих тему абсурда в искусстве символизма. Его границы изменчивы и неопределённы стилистически он многолик и многовариантен.
«Именно в этом жанре изобразительного искусства дилетантский уровень приближался к профессиональному». 4 Федотовская ирония тут сходит на нет, уступая место спокойному, созерцательному вниманию: сперва обстоятельно-описательному, затем все более тонко подмечающему не только сам характер, но и особенности внутренней жизни модели – «Портрет А. И. Федотова, отца художника» (1837), "Писательница Е. П. Ростопчина", около 1850, ГТГ. Весной 1852 г. у Федотова обнаружились признаки психического расстройства. Благодаря К. Брюллову, а еще больше своим достоинствам, работы Федотова доставили ему от Академии звание кандидата в академики и позволение обратить в программу на академика уже начатую им картину Сватовство майора (1848)и денежное пособие для ее исполнения. Павел Андреевич Федотов – офицер, оставивший армию ради искусства. Одно время Ф. пробовал подражать в форме стихосложения русским народным песням (см.
Девять месяцев работал художник над небольшим полотном размером всего 48х42 см. На комоде, рядом с иконой, стоит портрет молодого офицера в гусарском мундире — покойного мужа вдовушки. Все в доме, включая кошку на первом плане картины, посвящены в исход дела. — "Рисунки П. A. Картина была показана великому князю, который пожаловал художнику бриллиантовый перстень. Советом Академии Федотов был выдвинут на звание академика и получил денежное пособие, что позволило ему продолжить начатую картину «Сватовство майора» (1848, 1851 — второй вариант).
(1851-52) художник передал всю нелепость лишенного смысла существования, губящего человеческую душу. Еще кадетом Федотов увлекся рисованием, но оно, наряду с сочинением стихов и пением под гитару, долго служило ему лишь средством скоротать досуг: он создавал самые различные зарисовки на привычные для него темы: муштра в корпусе, полковые учения, лагерная служба, карикатуры, портреты друзей в рисунке и технике акварели. Сам художник поведал историю центрального персонажа в рассказе «Тетка Марья». Блестяще закончив его, Федотов начинает службу офицера Финляндского полка. Он был так доволен своим изображением, что подарил художнику бриллиантовый перстень. Можно рассмотреть лишь лицо проигравшего, который сидит за столом в оцепенении.
Некоторое время он пытался совмещать творчество со службой исполняя картинки из жизни военных, но тяга к искусству стала непреодолимой и после мучительных колебаний он вышел в отставку (1844). (1851—52). — "Для биографии П. А. Федотова" ("Москвитянин", 1853 г., т. II, 5, кн. В 1830-е годы акварельный портрет был одной из самых модных форм графики.
Застали и что. А может быть, он и рад бы был лишиться обстановки и вести более здоровый образ жизни, да завещание не позволяет. Тогда же проявились художественные наклонности мальчика. Быстрый и шумный успех картин Ф. влил в него новую энергию, новые надежды. 349—360). Сатирическая острота в рисунках: «Квартальный чиновник», «Начальник и подчиненные», «Озябшие и продрогшие», «Как люди садятся» (ГРМ) и другие.
На ее лице застыло выражение глубокой печали и задумчивости. С течением времени произведения Ф. все более и более теряют свою карикатурность. Но уже в следующей картине – "Разборчивая невеста" (1847), – представляющей собою иллюстрацию к басне И. А. Крылова, Федотов продемонстрировал отличное владение живописью и тонкость психологических характеристик. Федотов, сын бедного офицера, выслужившегося из солдат, одиннадцатилетним мальчиком был отдан в кадетский корпус. На первый взгляд картина как картина. Утро чиновника, получившего первый Крестик (1846).
В бедности, постоянной нужде протекало его детство. Федотов продолжил в графическом портрете ранее начатую линию рисуночных портретов, создав прекрасные портреты – «Портрет поручика И. Е. Львова» (1846), «Портрет Амалии Легран» (1846-47), в которых язык рисунка стал прямым носителем содержания образа. Федотов Павел Андреевич (1815-1852) Необычным путем пришел в искусство офицер лейб-гвардии Финляндского полка Павел Андреевич Федотов.
В этой работе особенно ярко проявилось живописное мастерство Федотова. Все же в ее замысле еще заметна прямолинейная назидательность (поучать обличая), в построении – перегруженность и некоторая карикатурность, а в цвете – пестрота и перечерненность. — "О П. А. Федотове" ("Почтальон", 1902 г., 8).
— Александр Бенуа, "Русская живопись" ("История живописи в XIX веке" издание т-ва "Знание"), выпуск II, СПб., 1903 г. — В. В. Стасов, "Тормазы русского искусства" ("Вестник Европы"). Пораженный живописностью происшедшей при этом сцены, Федотов уселся за работу и всего в три месяца окончил большую акварельную картину «Встреча великого князя», в которой, кроме портрета его высочества, помещены портреты многих из участников торжества. его грациозное стихотворение "Ку-ку"). 122—123.
Отрешённость, горечь утраты и покорность судьбе в фигуре молодой женщины, ждущей ребёнка. Нам не виден гость, а лишь пола его сюртука и рука в перчатке, отодвигающая портьеру. 1102—1125). Федотов переехал на Васильевский остров, нанял небольшую комнатку от хозяйки и поступил в Академию. «Игроки» 1852 г. В картине Федотов попытался изобразить происходящее с точки зрения проигравшегося героя, которому его партнеры кажутся страшными фантомами.
Действие картины развивается в Москве на Трубной площади, у монастыря. Персонажи и отношения между ними были психологически точны и убедительны. «Все, что вы видите на моих картинках (кроме офицеров, гвардейских солдат и нарядных дам), было видено и даже отчасти обсуждено во время моего детства, – пишет Федотов, – это я заключаю как по воспоминаниям, так и по тому, что, набрасывая большую часть моих вещей, я почему-то представлял место действия непременно в Москве.
Пяльцы заботливо обёрнуты тряпицей и напоминают о мирных семейных досугах. Федотов с юных лет любил упражняться в поэзии. Утро чиновника, получившего первый Крестик" (1846). Странная комната освещена свечами, отчего вокруг пляшут зловещие тени. Сатирическая острота в рисунках: "Квартальный чиновник", "Начальник и подчиненные", "Озябшие и продрогшие", "Как люди садятся" (ГРМ) и другие. Именно эта картина принесла ему огромную славу именно как живописцу. В картине "Игроки" (1852) Федотов попытался изобразить происходящее не объективно, а с точки зрения проигравшегося героя, которому его партнеры кажутся страшными фантомами.
Задетое самолюбие побуждало Ф. серьезно заняться рисованием. Сатирическое изображение влиятельного сановника, как полагают и вызвало гнев Александра I. Кисти Венецианова принадлежали также иконы для собора всех учебных заведений (Смольного собора), для церкви Обуховской градской больнице. Свет, пространство и движение разделили их в картине. Живописность встречи князя с военными произвела на Федотова большое впечатление и всего за 3 месяца художник написал акварельную картину «Встреча великого князя» (для написания этой картины впервые за всё время службы Федотов получил отпуск1). Он сидит в состоянии, близком к умопомешательству.
Здесь Федотов и умер 14 ноября того же года, забытый всеми, кроме немногих близких друзей. Картины этого периода художественной деятельности Ф., являющегося периодом расцвета его таланта, обращают на себя внимание всегда удачно выбранным искусным расположением композиции, типичностью в изображении лиц и законченностью общего настроения картины (этому периоду принадлежат: "Сватовство майора", "Утро чиновника, получившего первый орден", "Разборчивая невеста" и другие работы). В подготовительных рисунках к этой работе он предвосхитил искания художников конца XIX и начала XX в. (в частности, М. А. Врубеля). Последние два года существования Федотова достаточно загадочны. Этапной картиной, принесшей Федотову славу и известность, явилась «Сватовство майора» (1848, ГТГ).
А. Федотов и современное значение живописи бытовых сцен" ("Северное Сияние", 1862 г., 4). фигура Пугачева была для него неясна. Первым произведением его становится акварельная работа «Встреча великого князя». Вместе с ним учился будущий известный художник И. М. Прянишников. Все же в ее замысле еще заметна прямолинейная назидательность ("поучать обличая"), в построении – перегруженность и некоторая карикатурность, а в цвете – пестрота и перечерненность. Однако, охладев к своему замыслу исполнил только 8 рисунков, а сюжет одного из них использовал в первой своей картине – Свежий кавалер.
Федотов ходил в музеи, посещал вечерние классы Академии художеств. Послушавшись этого совета, по имевшимся в его альбоме наброскам Павел Андреевич написал маслом одну за другой две картины: «Свежий кавалер» (1848, другое название: «Утро чиновника, получившего первый крест») (1846) и «Разборчивая невеста» (1847, на сюжет басни Крылова). Но вот свершилось то, что должно было свершиться.
В 1952 году у Павла Андреевича обнаружились признаки острого психического расстройства. — Е. Б., "Заметки для биографии академика Федотова и письмо его" ("Современник", 1859 г., том LXXVII, 9). Чтоб поздравление было.
— В. Толбин, "П. Но новаторство его творчества этим не исчерпывается. III).
Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне в 1812г», «Переход егерей вброд через реку на манёврах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему «Казарменная жизнь», сочинённых под влиянием Хогарта. Термин «реализм» впервые употребил Ж. Шанфлери для обозначения искусства, противостоящего романтизму и символизму. Все остальное тонет в мглистом тумане беспощадного города. Сюжет, как всегда у Федотова, читается достаточно ясно: обедневший аристократ сидит в роскошном показном интерьере.
Федотов придал ему оттенок комичности, недаром он вспомнил в связи с картиной мудрое народное изречение: «на брюхе шелк, а в брюхе щелк». Родился он в Москве 22 июня 1815 года, в приходе Харитония, что в Огородниках.
Игроки безлики, безжизненны. Представленная в картине ситуация сама по себе не уродлива, не безобразна. Везде следы недавней пирушки и былого веселья.
Взгляд девушки исполнен сложных душевных переживаний, раздумий. Около этого времени он, по заказу наследника цесаревича исполнил две картины из военной жизни: "Бивак лейб-гвардии Павловского полка" и "Бивак лейб-гвардии Гренадерского полка", за которые он получил второй бриллиантовый перстень. — П. С. Лебедев, "Несколько слов о русском художнике Павле Андреевиче Федотове" ("Русский Инвалид", 90—92 и отдельно СПб., 1853 г. ). Однако живопись военных сцен не была истинным призванием художника. Федотов Павел Андреевич (1815-1852) Необычным путем пришел в искусство офицер лейб-гвардии Финляндского полка Павел Андреевич Федотов. Об этом полотне художника долгое время ничего не было известно.
Художник вводит нас в купеческий дом, в котором все готовятся к приему жениха. В картине Анкор, еще анкор. — А. П. Новицкий, "История русского искусства", Москва, 1899—1903 гг. В картине только одна фигура и нет никакого действия. Друзья и академическое начальство поместили его в одну из частных петербургских лечебниц для душевностраждущих, а государь пожаловал на его содержание в этом заведении 500руб., повелев прилагать всевозможные старания к исцелению несчастного.
Шум в прихожей застал «аристократа» врасплох и он второпях пытается книжкой прикрыть улику. В этой работе особенно ярко проявилось живописное мастерство Федотова. Сваха в шелковом шугае, с неизбежным платочком в руках, стоит в дверях, оповещая о женихе.
Он работал лихорадочно быстро. Портрет также олицетворял единство старой Академии (К. Далее, он упросил одного из снисходительных товарищей посидеть смирно и срисовал его очень похоже это возбудило охоту посидеть смирно и в других — похоже опять и вот стали уже говорить, что портреты, которые рисует Федотов, всегда похожи" ("Автобиографическая заметка П. А. Федотова"). Перегибы цензуры Федотов описал в баснях «Усердная хавронья», «Тарпейская скала». 540—543.
В рамках направления формируются новые жанры— бытовая картинка, пейзаж, натюрморт, портрет в жанре реализма. Термин «реализм» впервые употребил Ж. Шанфлери для обозначения искусства, противостоящего романтизму и символизму. Художник оказался в трудном материальном положении, без средств к существованию. Вершиной творчества Федотова и самым известным его произведением стала третья картина – Сватовство майора (1848).
Названная картина явилась своеобразным развитием темы литературного произведения. «Запас наблюдений, сделанных мною при самом начале моей жизни, — писал впоследствии Федотов, — составляет основной фонд моего дарования».
в портрете Федотов не преодолевал отрицание поэтического мироощущения. Сокрушенный и низвергнутый, он застыл, одна рука его продолжает сжимать стакан с вином. Этот прием станет ключевым для творчества Федотова. Возрастающий успех Ф. все более и более склонял его к выходу в отставку. Но уже в следующей картине – "Разборчивая невеста" (1847), – представляющей собою иллюстрацию к басне И. А. Крылова, Федотов продемонстрировал отличное владение живописью и тонкость психологических характеристик.
Так родилась серия Нравственно-критических сцен из обыденной жизни (1840-е гг. ), которая была исполнена в технике сепии: Болезнь и смерть Фидельки, Житие на чужой счет, Крестины, Модный магазин, Мышеловка, Первое утро обманутого молодого, Старость художника, женившегося без приданого в надежде на свой талант. Эта серия по разнообразию тем, по широте охвата действительности, по остроте критической мысли и мастерству исполнения считается одной из самых значительных в творческом развитии художника. В возрасте 29 лет Павел Андреевич в чине капитана покидает армию и посвящает себя живописи. Помимо усердных занятий службой, он в свободные часы стал заниматься рисованием, чтением, стихотворством, музыкой (он играл то на фортепиано, то на флейте, то на скрипке, причем на всех этих инструментах выучился играть самоучкой).
Картину эту Ф. поднес великому князю, который пожаловал ему за это бриллиантовый перстень. Но художник становился все более ненормален и нуждался в строгом надзоре. По-особому решает Федотов и колористический строй картины: живописная гамма строится на мягких переходах и соотношениях голубых, желтых, белых и коричневых тонов, некоторым контрастом с которыми звучит темнота волос модели. Утро чиновника, получившего первый Крестик (1846). «Это была снова трагедия, — писал В. В. Стасов, — грозно выглядывавшая из-за веселой и потешной наружной ширмы». Стихотворение к «Сватовству майора» справедливо считалось его знакомыми самым удачным произведением федотовской поэзии.
Картина эта была готова к академической выставке 1849 года, на которой и явилась вместе со «Свежим кавалером» и «Разборчивой невестой». Кухарка насмешливо протягивает ему стоптанный, дырявый сапог, который несет чистить. Послушавшись этого совета, по имевшимся в его альбоме наброскам Павел Андреевич написал маслом одну за другой две картины: «Свежий кавалер» (1848, другое название: «Утро чиновника, получившего первый крест») (1846) и «Разборчивая невеста» (1847, на сюжет басни Крылова). И хотя в изображаемых персонажах нет ничего преувеличенного или карикатурного, абсолютно очевидно авторское осуждение того устройства жизни, где люди теряют человеческое достоинство и человеческие чувства во имя престижа или обогащения, совершая подобную куплю-продажу.
Картину Вдовушка он исполнил в разных вариантах (1851-52), упорно и последовательно стремясь к волновавшей его цели – показать в сломленной несчастьем женщине неземное, подобное ангелу, существо, поднимающееся над земными страстями и страданиями. Все эти работы производили в Москве фурор и Ф. едва не носили на руках. в год из суммы, ассигнуемой кабинетом Его Величества на поощрение достойных художников.
в месяц и потребовать от него письменного на это ответа". При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения., например, продиктована характером замысла. В опустевшей комнате среди вещей, опечатанных за долги, — печальная молодая женщина в траурном платье. Сатирически-обличительный подтекст имели и названия работ: «Первая ночь обманутого молодого», «Кончина Фидельки», «Последствия смерти Фидельки», «Бедной девушки краса – смертная коса» и др.
Только низость и опустошенные души. Кроме того, увлекался музыкой, писал неплохие стихи, которым не придавал никакого значения и был, что называется, полковой бард – слагал песни на темы из воинской жизни и исполнял их благодарным слушателям. Будучи военным, он все свободное время отдавал рисованию.
В Москве ему удалось в значительной степени устроить благосостояние своих родных. Здесь он интуитивно набрел на незнакомый тому времени жанр портрета-этюда, который распространится лишь в конце XIX в. Такие портреты он продолжал исполнять и позднее некоторые из них, скажем "Портрет Н. П. Жданович за фортепьяно" (1849), признаны выдающимися. Успех этих двух картин окончательно укрепил решение Ф. оставить военную службу. Великолепно написанный интерьер с устоявшейся красотой предметов, его населяющих, противопоставлен миру обмана, в который ввергнут герой. ассигнациями в месяц».
На картине «Вдовушка» (1851, 1852— второй вариант, Третьяковская галерея, Москва) образ привлекательной молодой женщины, постигнутой великим несчастьем— потерей любимого мужа— полон сожаления об утраченном счастье. «Игроки» 1852 г. В картине Федотов попытался изобразить происходящее с точки зрения проигравшегося героя, которому его партнеры кажутся страшными фантомами. Начав службу в лейб-гвардии Финляндском полку (1834), он проявил себя как примерный офицер и мог рассчитывать на удачную карьеру, однако страсть к искусству перевернула его жизнь. После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но, с целью улучшения материального положения, решился представить неоконченную картину великому князю. Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворное объяснение этой картины, сочиненное самим художником и распространившееся в рукописных копиях.
Дома он изображал самые обыденные жанры, освещенные самым добродушным юмором автора. В нем он говорил о частом несоответствии внешнего вида человека его сущности. То, что осталось вдове – комод икона, пяльцы, портрет мужа (Федотов на нём изобразил самого себя, что дало исследователям повод говорить о том, что художник напророчил себе раннюю смерть) сдвинуты в угол комнаты, как бы исторгнуты из неё ибо и дом уже её не принадлежит (дверь опечатана). Он спокоен и неподвижен. — B. В. Стасов, "25-летие русского искусства" ("Вестник Европы").
На стуле в глубине комнаты стоит горящая свеча. К. П. Брюллов, чей авторитет был неоспорим, одобрил обе картины и помог Федотову ценными советами.
Анализируя композиционные особенности таких работ как «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста» и «Сватовство майора», становится заметна эволюция художника. Также был запрещён «Иллюстрированный альманах» Некрасова, для которого Федотов делал иллюстрации. Одиночество, трогательная красота молодой женщины, драматизм ситуации — все это рождает как бы обобщенный образ человеческого страдания, страдания, вызванного не только личной трагедией, но и порожденного общественными пороками своего времени. Не меньший успех она имела и в Москве, где Федотов провел четыре месяца в начале 1850 г. Там же он успел закончить и свою следующую картину – "Не в пору гость" (или "Завтрак аристократа"). В этом сопоставлении и содержится нравоучительный смысл.
Среди них выделяется «Портрет Надежды Павловны Жданович, в замужестве Вернер, за клавесином» (1849, Русский музей, Санкт-Петербург). Они сильно отзываются влиянием Хогарта. Необходимую практику он получал делая очень маленькие (около 20 см по высоте) портреты друзей и знакомых. Г. Венецианов. В картине "Анкор, еще анкор.
Словно это даже и не люди, а какая-то нежить. Павел Андреевич Федотов (1815-1852 гг. ) был очень одаренным человеком, ему удавалось многое. — П. Ге, "Павел Андреевич Федотов" ("Вестник Всемирной Истории", 1901 г., 10, стр.
Семнадцать лет он занимался военными науками, участвовал в смотрах, нес караулы. — Л. К. Дитерихс, "П. А вот акварель «Передняя частного пристава накануне светлого праздника» и это уже не простая уличная сценка, а рассказ возмущенного молодого художника о взяточниках. Написанная в 1852 году, незадолго до смерти П. Федотова, в казенном доме для душевнобольных, она несет в себе предчувствие будущего несчастья. Показательно, что еще Крамской назвал Федотова Гоголем в русской живописи.
Павел Андреевич Федотов— выдающийся русский художник и рисовальщик. Но уже в следующей картине – Разборчивая невеста (1847), – представляющей собою иллюстрацию к басне И. А. Крылова, Федотов продемонстрировал отличное владение живописью и тонкость психологических характеристик. — Ф. И. Булгаков, "Павел Андреевич Федотов и его произведения художественные и литературные", фототипическое и автотипическое издание, СПб., 1893 г. (в тексте этого издания, кроме извлечений из некоторых статей и воспоминаний о Федотове разных авторов, помещены: "О значении П. А. Федотова и об издании его произведений", статья Ф. Булгакова очень подробный список художественных произведений Федотова, с указанием места их нахождения стихотворения, басни, романсы и песни (с нотами) Федотова. Персонажи и отношения между ними были психологически точны и убедительны. Вершиной творчества Федотова и самым известным его произведением стала третья картина – "Сватовство майора" (1848). Вслед за тем он принялся за другую картину, «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но испытывая большую нужду в средствах к жизни, решился с целью их исходатайствования представить эту картину ещё в неоконченном виде великому князю.
Они извиваются и шевелятся. В подготовительных рисунках к этой работе он предвосхитил искания художников конца XIX и начала XX в. (в частности, М. А. Врубеля). 22). «Вдовушка» 1851 г. "Вдовушка" отмечена особенной, намеренной простотой.
В 1851 году, чтобы заработать денег, художник принялся за композицию «Возвращение институтки в родительский дом», незаконченную им и заменённую другим сюжетом: «Приезд Николая I в патриотический институт», также оставшимся разработанным только наполовину. Головачевский, будучи соучеником А. И. Лосенко, считался патриархом Академии) с новой. Выход в отставку дал Ф. возможность всецело посвятить себя любимому искусству.
Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». В ней художник отказывается от карикатурной манеры изображения, присутствующей в «Свежем кавалере». в год из суммы, ассигнуемой Кабинетом Его Величества на поощрение достойных художников. Бело-голубая фигура девушки помещена художником в коричневую оправу.
Дети страдают их лица искажены. «Вдовушка» 1851 г. "Вдовушка" отмечена особенной, намеренной простотой. Интересная деталь: некоторые исследователи предполагают. Наконец болезненное состояние Федотова перешло в полное умопомешательство. Вершиной творчества Федотова и самым известным его произведением стала третья картина – "Сватовство майора" (1848).
Она примечательна реалистической точностью в изображении действительности. Художник Федотов, картины которого впервые были выставлены благодаря К. Брюллову, обладавшему в академии бесспорным авторитетом, сразу стал популярен. 176—190). Но недуг шёл вперёд неудержимыми шагами.
В сфере художественной деятельности значение реализма очень сложно и противоречиво. Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати. На полу валяются объедки и осколки вчерашнего пира. Н. Бенуа), не получил законченного художественного образования и может считаться самоучкой.
Здесь он интуитивно набрел на незнакомый тому времени жанр портрета-этюда, который распространится лишь в конце XIX в. Такие портреты он продолжал исполнять и позднее некоторые из них, скажем Портрет Н. П. Жданович за фортепьяно (1849) (Приложение 2), признаны выдающимися. Заслышав шаги гостя, он прячет кусок хлеба, который составляет весь его завтрак. 245—254). Поселившись в бедной квартире «от жильцов» в одной из дальних линий Васильевского острова, отказывая себе в малейшем комфорте, довольствуясь 15-копеечным обедом из кухмистерской, подчас терпя голод и холод, он ещё усерднее прежнего принялся упражняться в рисовании и писании этюдов с натуры как дома, так и в академических классах и, дабы расширить круг своих баталических сюжетов, ограничивавшийся дотоле пехотой, стал изучать скелет и мускулатуру лошади, под руководством проф.
За долги семья вынуждена была продать дом. И те и другие по справедливости считали объяснение к «Сватовству майора» самым удачным произведением Федотовской поэзии и охотно сообщали его всем и каждому. Основная тема творчества Федотова – судьба маленького человека. Вдовушка (1851-1852) – появление трагических ноток в живописи. Некоторое время он пытался совмещать творчество со службой исполняя картинки из жизни военных, но тяга к искусству стала непреодолимой и после мучительных колебаний он вышел в отставку (1844). когда мысли и чувства человека направлены внутрь.
Его картинам и рисункам присущи гармония композиции и цветовых решений. К работе над образами героев, насыщающих интерьеры живописных помещений, Федотов подходил с присущей ему внимательностью и наблюдательной точностью, правдиво показывая зрителю бытовые нравы общества в конкретике лиц. Она примечательна реалистической точностью в изображении действительности.
Перегибы цензуры Федотов описал в баснях «Усердная хавронья», «Тарпейская скала». Другие источники света не играют столь важной роли в этой картине. Безрадостное будущее открывается перед ней.
Так в «Свежем кавалере» мы практически не видим действия, тогда как в «Разборчивой невесте» действие начинает разворачиваться в конкретном времени, а в «Сватовстве майора» действие подобно раскручивающейся пружине и вбирает в себя большое количество персонажей. ассигнациями в месяц». Средств у него не было никаких, в свободное от службы время он занялся карикатурами и портретами, которые были чрезвычайно удачны и обратили на себя внимание ценителей. В этой картине художник отразил явления, характерные николаевской России. В картине Игроки (1852) Федотов попытался изобразить происходящее с точки зрения проигравшегося героя, которому его партнеры кажутся страшными фантомами.
(1850 — 1851) и Игроки (1852). Живописная манера художника становится более темпераментной, более активная роль отдается цветовой гамме, которая, в картине Анкор, еще анкор. Она примечательна реалистической точностью в изображении действительности. Первые опыты -- портреты друзей, карикатуры -- оказались удачными.
Выпущенный прапорщиком в лейб-гвардии Финляндский полк, переселился в Санкт-Петербург. «Взгляните этому чиновнику в лицо. Любое проявление критической мысли преследовалось, запрещалось.
Вот почему к ним в той или иной мере приложимо понятие "фантастический реализм". На ее лице застыло выражение глубокой печали и задумчивости. На картине «Вдовушка» (1851, 1852 — второй вариант, Третьяковская галерея, Москва) образ привлекательной молодой женщины, постигнутой великим несчастьем — потерей любимого мужа — полон сожаления об утраченном счастье. Послушавшись этого совета, художник почти безвыходно заперся в своей мастерской, удвоил свой труд по изучению приёмов живописи масляными красками и, овладев ими в достаточной степени, к весне 1848 года написал одну за другой по имевшимся уже в его альбоме наброскам две картины: «Свежий кавалер» или «Утро чиновника, получившего первый крест» и «Разборчивая невеста». Его границы изменчивы и неопределённы стилистически он многолик и многовариантен.
Зрители почувствовали новаторство художника и в обращении к абсолютно новым темам и в критическом отношении к действительности и в новом творческом методе, благодаря чему жанровая живопись поднялась до уровня искусства большой социальной значимости. Да так, что он за три месяца создал шедевр. Под карандашом Федотова оживали сцены бессмысленной и изнурительной муштры темами его рисунков и акварелей становятся полковые учения и лагерная служба. В 1847 году Федотов пишет картину "Разборчивая невеста" (ГТГ) на сюжет басни Крылова того же названия.
Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только проектированными в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне, в 1812 г», «Переход егерей вброд через реку на маневрах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему «Казарменная жизнь», сочинённых под влиянием Гогарта. Лиц у них как будто нет. В них нет никакого чувства, ничего человечного. Окончив в 1833 году Кадетский корпус, Федотов получил назначение в лейб-гвардии Финляндский полк в Петербурге и прослужил там десять лет (1834--1844). На ней официальные лица грели сургуч. Монохромия и отсутствие интереса к фактуре отличают последние картины Федотова.
— писал много лет спустя Стасов. — Злость, чванство, бездушие, боготворение ордена. — Л. М. Жемчужников, "Воспоминания" ("Артист", 1893 г., март). Картина эта называлась «Свежий кавалер». Очень удавались ему портреты любимца армии, великого князя Михаила Павловича. Расставшись с эполетами, он очутился в тяжёлых жизненных условиях: на скудную пенсию в 28 рублей 60 копеек в месяц (что равнялось 100 ассигнационным рублям)4, пожалованную государем, надо было содержать себя, помогать впавшей в нужду семье, нанимать натурщиков, приобретать материалы и пособия для работы.
Он выполняет ряд жанровых сценок в технике сепии, которая сделала его популярным. А. Федотов, его жизнь и художественная деятельность", СПб., 1893 г. ("Жизнь замечательных людей", биографическая библиотека Ф. Павленкова). Композиция картины разворачивается по горизонтали, появляется панорамность.
Но еще и в это время он не переставал обсуждать и подготовлять новые работы. Но уже в следующей картине – Разборчивая невеста (1847), – представляющей собою иллюстрацию к басне И. А. Крылова, Федотов продемонстрировал отличное владение живописью и тонкость психологических характеристик. Усердно изучал формы человеческого тела и старался сделать свою руку более свободной и послушной, чтобы передать красоту природы на чистый холст. Вершиной творчества Федотова и самым известным его произведением стала третья картина – Сватовство майора (1848) (Приложение 3). Сватовство майора (1848) – знатность женится на богатстве – майор (дворянин) сватается к богатой купеческой дочке. Запрещены были и литографии с его картин.
Главными героями его картин становятся простые люди, главными сюжетами – обычная жизнь. На этой картине исполненной с замечательной законченностью акварелью, кроме портрета великого князя, были помещены портреты многих участников встречи. Но свой досуг гвардейский офицер посвящал искуству. Художественная деятельность Ф. продолжалась, в сущности говоря, всего восемь лет и весьма вероятно, что если бы он был поставлен в лучшие жизненные условия, его художественная деятельность была бы еще более блестяща и значительна. В1847 году им была написана первая картина, которую он решился представить на суд профессоров. " (1851-52) художник передал всю нелепость лишенного смысла существования, губящего человеческую душу.
Это обвинение городу в смерти загубленной девушки. А. Заурвейда. Почти все вещи осквернены казённым сургучом. Шум в прихожей застал «аристократа» врасплох и он второпях пытается книжкой прикрыть улику.
в месяц». Однако наибольшую известность А. Г. Венецианову принесли написанные им образы крестьян.
Здесь он интуитивно набрел на незнакомый тому времени жанр портрета-этюда, который распространится лишь в конце XIX в. Такие портреты он продолжал исполнять и позднее некоторые из них, скажем Портрет Н. П. Жданович за фортепьяно (1849), признаны выдающимися. ЖнецыВ 1808 году А. Венецианов издаёт «Журнал карикатур», который вскоре был запрещен. Особенностью федотовского действия в данной картине является его одномоментность при видимом разделении действия на различные фазы, которые являются фазами логической последовательности, а не временными.
При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. Будучи показаны К. Брюллову, всесильному тогда в Академии художеств, они привели его в восхищение благодаря ему, а ещё больше своим достоинствам, они доставили Федотову от Академии звание назначенного в академики, позволение обратить в программу на академика уже начатую им картину «Сватовство майора» и денежное пособие для её исполнения. Любовно и тонко, с большой точностью выписаны предметы интерьера, множество различных деталей.
Позволив себе небольшой отдых во время выставки, Ф. снова горячо взялся за работу. Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворение, объяснявшее смысл этой картины, сочинённое самим художником и распространившееся в рукописных копиях.
В этот же период он пишет несколько картин на исторические сюжеты («Плач Ярославны», «Первые русские христиане», «Поволжские хищники», «Пугачевцы», «Никита Пустосвят», 1880-1881). Словом, преобладающий элемент этих работ — карикатура. Быт московского купечества мне несравненно знакомее, чем быт купцов в Петербурге рисуя фигуры добрых старых служителей, дядей, ключниц и кухарок, я, сам не зная почему, переношусь мыслью в Москву Сила детских впечатлений, запас наблюдений, сделанных мною при самом начале моей жизни, составляют, если будет позволено так выразиться, основной фонд моего дарования».
Но вот свершилось то, что должно было свершиться. — "Иллюстрация", 1861 г., 183, стр. (1851) – на картине изображён офицер, квартирующий в деревне. Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати. На комоде, рядом с иконой, стоит портрет молодого офицера в гусарском мундире — покойного мужа вдовушки.
Хоронили его 18 ноября 1852 года. Н. Бенуа), не получил законченного художественного образования и может считаться самоучкой. В 1848 году П. Федотов пишет картину Сватовство майора (Поправка обстоятельств женитьбой). что в центральной, самой большой раме, находится зеркало. Федотов выступает в роли режиссера, мастерски расставляя персонажи действа.
Похоронен на некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры. Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». Большое влияние на него оказал К. Брюллов. Главный герой картины у Федотова не человек – тоска и безнадега. "Разборчивая невеста" 1847 г. П. А. Федотов взял известную басню Крылова «Разборчивая невеста» о привередливой красавице, которая год за годом отказывала всем претендентам, пока вдруг не спохватилась: «Красавица, пока совсем не отцвела, За первого, кто к ней присватался, пошла, И рада, рада уж была, Что вышла за калеку». Рождение реализма чаще всего связывают с творчеством французского художника Гюстава Курбе (1819—1877), открывшего в 1855г.
Родоначальник критического реализма в русской живописи. "Первым опытом его передразнивать натуру был простой и пустой вид из окна потом карандаш задел и прохожих. Да и герой картины не очень достоин насмешки. Так продолжалось до тех пор, пока письмо баснописца Крылова не открыло ему глаза.
Для этого он в течение года самостоятельно освоил технику масляной живописи. Игра закончена и трое игроков встали, разминая затёкшие от долгого сидения тела. В картине "Игроки" (1852) Федотов попытался изобразить происходящее с точки зрения проигравшегося героя, которому его партнеры кажутся страшными фантомами.
Обилие действующих лиц не создает хаотичности: «вся жизнь – театр, а люди в ней – актеры». Не увидели свет рисунки Федотова из "Нравственно-критической серии". В портрете путь Федотова был легче, чем в других жанрах, т. к. Первые детские впечатления сыграли большую роль в творческой практике художника.
Работая над картиной, Федотов прежде всего шел от жизни. — "Новости", 1902 г., от 14 ноября. Но и выйдя в отставку, некоторое время художник Федотов картины свои посвящает армии. Эта картина была готова к академической выставке 1848 года, на которой и появилась вместе со «Свежим кавалером» и «Разборчивой невестой». Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворение, объяснявшее смысл этой картины, сочинённое самим художником и распространившееся в рукописных копиях. — "Несколько слов о П. А. Федотове" ("Северные Цветы", 1857 г., отд.
Утро чиновника, получившего первый Крестик (1846). Она примечательна реалистической точностью в изображении действительности. Написав между делом прямо из окна комнаты свой единственный пейзаж "Зимний день. В 1844 году двадцативосмилетний Федотов решил выйти в отставку, чтобы заниматься живописью.
Потянулись годы однообразного и утомительного, учения. Особый раздел составляет портретное творчество Федотова.