В пользу такого предположения свидетельствуют и преклонный возраст персонажа (известен интерес Рембрандта к изображению стариков) и примененная в работе система контрастной светотени, напоминающая систему великого голландца. Рукодельницы свидетельствуют об эволюции художественной манеры Тропинина. В 1830-1840-е годы русский народный костюм был в большой моде.
28 июня 1831 года произведён в Старшие лекари. Меншиков Николай Сергеевич, светлейший князь (1790-1863 гг. ) – Из рода светлейших князей Меншиковых. Его отец крепостной крестьянин графа А. С. Миниха за честную службу получил личную вольную. Напротив, образу Равича придана сугубо бытовая трактовка.
Среди русских живописцев первой половины XIX века Василий Андреевич Тропинин (1776 – 1857) особенно дорог соотечественниками за то узнаваемое сердцем чувство национального, что пронизывает все его работы: превосходные в художественном соотношении портреты современников, типические образы русской жизни и бытовые сцены. И здесь обнаруживаются прочные связи художника с искусством XVIII века. Постепенно из едва намеченного пейзажного задника, приоткрытого за тяжелой драпировкой (портреты И. Л. Лазарева, Н. А. Майкова), выкристаллизовывается прямоугольник окна, переданного условно, в виде проема в стене (Портрет неизвестной с книгой, 1837)., 1850-1851 Игроки, 1852). Давида. В его семье Тропинин и поселился.
Особенно многоделен в колористическом отношении халат, серо-фиолетовый, отливающий розовым в свете утреннего солнца, а ворот белой сорочки совсем утратил чистоту тона, приняв переливчатую окраску, состоящую из множества цветных рефлексов. Этим приемом (надо полагать, сознательно) Тропинин не только закрепляет социальную принадлежность изображенной, но и поэтизирует ее. Боровиковский, которого высоко ценил Щукин, часто бывал в его доме и мастерской.
Это обстоятельство важно иметь в виду, говоря об общем живописном характере московской школы сравнительно с петербургской. С 1818 жил в Москве, работая в собственной мастерской. Таков Ямщик, опирающийся на кнутовище (1820-е гг. ) – образ, который проходит через русскую литературу, песенную лирику и фольклор.
Подобное решение могло быть подсказано мастерами XVI-XVII веков – А. Корреджо (Тропинин копировал его работы), Караваджо, Ж. де Латуром, наконец, особенно интересовавшим его Рембрандтом. В них чувствуется сильное влияние романтического военного портрета, в частности, Портрета Е. В. Давыдова (1809) кисти О. А. Кипренского. Объединённая коллекция известных собирателей предметов искусства Мосоловых перешла по наследству к Семёну Николаевичу Мосолову (1812-1880 гг. ), который стал истинным продолжателем дела своего отца и дяди. Единство этих качеств и обеспечило работам успех во всех слоях общества. Фридриха).
Итогом развития натурных изображений украинцев стали жанровые полуфигуры – Украинец с палкой (1820-е гг. ) и Пряха (1820-е гг. ). Особенно многоделен в колористическом отношении халат, серо-фиолетовый, отливающий розовым в свете утреннего солнца, а ворот белой сорочки совсем утратил чистоту тона, приняв переливчатую окраску, состоящую из множества цветных рефлексов.
Н. И. Новиков и Н. М. Карамзин стоят и у истоков национальной литературы для детей. В этом портрете нет статичности, характерной работам Тропинина. Тропинин писал парные портреты на протяжении всего московского периода творчества.
Этим работам принадлежит важное место в демократическом потоке русского искусства. Энгр (Семья Форестье, 1806 Семья Люсьена Бонапарта, 1815 наконец, признанный шедевр художника – Семья Стамати, 1818). Он первым исполнил алябьевского «соловья». Ему благоволили профессора Академии. Это самый удачный образ из серии картин Тропинина «трудовых девушек». С этим интересно сопоставить выводы Л. Н. Целищевой исследовавшей живопись Щукина.
Тропинин видел работы Греза в подлинниках – в Академии художеств, в Эрмитаже, позже – в частных собраниях, а также переведенными в эстампы, которые служили оригиналами для копирования. Путь деятельного добра, указанный масонской философией, стал жизненной программой Михаила Фёдоровича. Однако психологически его вполне объясняют обстоятельства жизни Тропинина. Тропининский портрет А. В. Каратыгина далеко отстоит от такого, например, прекрасного произведения, как портрет А. Ф. Кокоринова (1769-1770) Левицкого, хотя оба художника изображали лучших людей своего времени, творческих деятелей. В 1798 году Тропинин тайком стал посещать бесплатные занятия в Академии художеств.
Раннее творчество Тропинина весьма неровно. Отдаленный горизонт, дерево, цветок, лежащая под рукой книга, резьба мебели, разнообразие тканей, пушистость мехов – все преисполнено строжайшей, очаровательной верности. М. А. Венецианова, жена художника, рубеж 1810-1820-х гг. ). Из произведений этого периода сохранились групповой портрет семьи Морковых (1813), этюды с украинских парубков и пожилых крестьян изображение сельской свадьбы, картины «Украинская девушка с Подолья» (1800-е), «Мальчик с жалейкой» (1810-е), «Украинец с палкой», «Пряха» (обе 1820-е). Поверхность холста сохраняет трепетные движения кисти.
Очевидно влияние на эту работу написанного Брюлловым портрета А. А. Перовского (1836). Гавриил Петрович Ершов умер восемь лет спустя (1772– 1839 гг. ). Отсюда повышенная пластически объемная моделировка крупной женской фигуры (уже знакомая изобразительная метафора, уподобляющая расцветшую красоту пышному букету) и возвращение к аксессуарам XVIII века: колоннаде, бархатному занавесу, глубокому креслу. Общий вид усадьбы О. Клодта, 1822 и другие).
Мазуриной (1844), решенный просто, без каких-либо аксессуаров на нейтральном фоне. Ему предписывалось ехать на Украину, в Подолье – в новое имение Морковых. Леберехта Тропинин был признан академиком портретной живописи. Генезис этой небольшой работы довольно сложен.
Француз Ж. -Б. Поскольку натурный этюд запечатлел поэта в жилете и сюртуке, хотя в той же сорочке с распахнутым воротом и аккуратно повязанным шейным платком, есть основания полагать, что окончательный выбор костюма во многом исходил от Тропинина. Так, незаметно, за работой и проходила жизнь художника Тропинина.
Интересны также живописные портреты штабс-капитана артиллерии И. В. Алымова (1819), С. Г. Волконского (1824), Л. Я. Неклюдова (1825. ), по типу сходные с мемориальными портретами Галереи 1812 года в Зимнем дворце. Каратыгина. Во время войн с Францией 1805, 1806—01 состоял дежурным генералом при главнокомандующем 6-й областью ополчения. Василий Андреевич родился 19 марта в селе Карповка Новгородской губернии. Он пользовался определенной известностью. Этот прием часто использовал П. А. Федотов (Портрет Е. Г. Флуга, 1840 Офицер и денщик, 1850 (. ) Анкор, еще анкор.
Идеализированный образ «кружевницы» связывают с образом «Бедной Лизы» Карамзина, появившейся в 1792 году. После 1821 года чета графа Моркова переезжает в Москву вместе со своими поданными.
Полотно такого размера – 242, 4 х 153, 7 см. Они формируют эмоциональную атмосферу Гитаристки (1839), Женщины в окне (Казначейши) (1841) изображений девушек – с яблоком, с горшком роз, со свечой и кофейником (все 1850-е гг. ). Торжественно выглядят стоящие, поколенно срезанные фигуры (например, Портрет А. В. Каратыгина, 1842). Применяя в большинстве произведений двухслойные грунты, Тропинин добавляет в наполнитель нижнего слоя охру. Сходство налицо.
Существует мнение, что и мальчик в серой курточке изображает маленького сына Тропинина. Выдающийся русский художник золотого века, мастер портретной живописи. Пушкин после опубликования в 1829 году Полтавы задумал написать Историю Украины.
Василий Андреевич Тропинин родился 19 (30)марта1776 года в селе Карпово Новгородской губернии в семье крепостного, Андрея Ивановича, принадлежавшего графу Антону Сергеевичу Миниху. С этим интересно сопоставить выводы Л. Н. Целищевой исследовавшей живопись Щукина. В творчестве Тропинина портрет ребенка — редкий эпизод. Учился изобразительному искусству у отца.
Всё здесь монументально и гармонично излишеству плоти соответствуют излишества туалета. Лицо и руки Самарина активно выделяются, разрушая тональную живописную систему работы. Благодаря просьбам двоюродного брата хозяина — А. И. Моркова — в 1799 году Тропинин становится учеником С. Щукина, руководителя класса портретной живописи петербургской Академии художеств. Единственное красочное пятно, которое «держит» все живописное решение, дает коралловое ожерелье на шее женщины. – большая редкость в творчестве художника.
В 1821 году Тропинин навсегда распрощался с Кукавкой. В духе элегической поэзии Жуковского написан Мальчик со свирелью Портрет Ираклия Моркова (1810-е). Свиньин, Н. А. Сквозь красочный слой и лессировки просвечивает розоватая тональность грунта и подмалевка. Знания, с которыми Тропинин вышел из Академии, отличались от обычной академической программы.
Голова мальчика (Портрет А. В. Тропинина) – высшее достижение Тропинина в сфере детского портрета. Она изображена сидящей в кресле с письмом в руке. Лучшие жанровые эскизы художника — «Жницы» и «У мирового судьи». Дальнейшее развитие оно получило в русле реалистического искусства XIX века. В Кружевнице и Золотошвейке Тропинин, по всей вероятности изобразил крепостных ремесленниц, работающих в помещичьих или кустарных мастерских.
Переезд означал и возвращение в прежнее подневольное положение. Семейство представлено в интерьере дома Воейковых на Спиридоновке. Своего рода классические образцы произведений этого типа оставил Ж. -О. -Д.
Глаза как будто спрашивают: «Хотите знать, о чём мне пишут. » В этом желании найти в другом человеке собеседника, поделиться с ним сокровенными мыслями, слышен отзвук «Исповеди» Ж. Ж. Хотя по заглавиям картин женские типы Греза должны представлять прачек, вязальщиц, продавщиц каштанов, кухонных служанок и т. д., – писал исследователь творчества художника, – но все они принадлежат к одной семье и поражают сходством между собой. Портрет воспринимается почти как гротеск, как развенчание романтического героя. Отказавшись от профессорства, русский художник возвращается в Москву.
Рунге) или носить утилитарный характер, помогая раскрыть личность изображенного (Портрет Фердинанда Вегенера Ю. Шоппе, 1830-е гг. ) – функция, восходящая к репрезентативным портретам XVIII века. Высокого достоинства кисть Тропинина не оставляет в небрежении последнего аспекта поля.
Автопортрет был написан по заказу Общества. Портрет П. Н. Щепкина, П. С. Двух лет не дожила она до их золотой свадьбы. Образ человека раскрывается через предметную среду, вещи, которые его окружают.
Его взгляд прикован к чему-то, очень его заинтересовавшему. Вьющиеся каштановые волосы молодого человека обрамляют и оттеняют свежую розовую кожу лица. Родился в Санкт-Петербурге. Портрет Варвары Ивановны Ершовой, урождённой Барышниковой (1797–1847 гг. ), с дочерью Екатериной Гаврииловной (1826–1845 гг. ) написан в 1831 году.
Примером могут служить Кружевницы Тропинина и Я. Вермеера Дельфтского (в данном случае мы сознательно упрощаем вопрос, не принимая во внимание возможного символического значения живописи Вермеера). Тематический диапазон этого первого периода его творчества широк: многочисленные портреты (интимные, репрезентативные, групповые) перемежаются с религиозной живописью (убранство церкви в Кукавке), пейзажами, разработками жанровых сцен. Вот что писал он ей, получив одеяло из грубой домашней шерсти: «Это драгоценный для меня подарок, так как вы сами изволили вязать его». Художник Василий Андреевич Тропинин биография. Появляются работы Розальбы Каррьеры, Анджелики Кауфман. Как и у Щукина, это придает естественную теплоту колориту тропининских работ. 20 сентября 1823 года за картины «Кружевница», «Портрет художника Е. Скотникова» и «Старик-нищий» Тропинин получил звание «назначенного академика», а 6 октября 1824 года был единодушно избран академиком за картину «Портрет медальера К. Леберехта». Это еще одна немаловажная содержательная характеристика, позволяющая говорить о романтических тенденциях портрета.
Поза изящно-непринуждённа, внимательный взгляд устремлён прямо на зрителя. Во время эпохи синтементализма люди научились любить душу человека. Это придает естественную теплоту колориту тропининских работ.
Карамзин был привлечен Новиковым к участию в журнале Детское чтение для сердца и разума (1785-1789), носившем определенную просветительско-сентименталистскую окраску. Здесь многие знали о таланте живописца и уговаривали графа дать ему вольную. Семейные портреты в первой четверти XIX века широко бытовали и в живописи и в графике.
Аналогичных картин Тропинин написал много. Дмитрий ушёл из жизни в 1852 году, не оставив детей. Дальнейшее развитие этот тип изображений получил в натурном этюде «Украинка в намитке» (1820).
Самые ранние, относящиеся к украинскому периоду творчества, связаны с кругом его семьи и родни. Таким образом, Тропинин мог досконально изучать манеру чтимого им художника. Тучков – генерал, герой 1812 года и коллекционер, П. П. относятся к «портрету-типу».
Среди его мужских изображений особой любовью современников пользовался истинно национальный тип гитариста.
Но уже здесь видна, как и в остальных «детских» работах, стилистика эпохи Просвещения. Может быть, назначение Москвы состоит в удержании национального начала и в противоборстве иноземному влиянию, – писал в середине 1840-х годов В. Г. Белинский. Это натурно-пластическое направление тропининской живописи становится господствующим в 1840-1850-е годы, однако уже в предшествующем десятилетии оно дает своего рода классические образы в портрет Н. А. Зубовой (1834) и А. Ф. Мазуриной (1839).
Мелкие, плотно положенные мазки делают картины похожими на миниатюры в технике эмали. Своего рода отрицательный результат, к которому приходит Тропинин на пути развития нового реалистического образа в рамках портрета романтического типа, дает изображение А. А. Сапожникова (1852). Багратиона. Профессора также отметили успехи ученика – Тропинин получил две медали.
Ему приходилось браться за кисть, чтобы расписывать дверцы кареты, красить колодец или писать образа для церкви. Кроме того Василий Андреевич создал галерею семейных портретов Морковых. Из прогулок по Москве Тропинин никогда не возвращался без новых впечатлений. В России процесс капитализации начался на рубеже XVIII-XIX веков.
Наряду с подобными сугубо учебными работами, Тропинин копировал и Корреджо, С. Розу. Тропинин очень любил «жанровый портрет». Считается, что при создании таких картин Тропинин шёл по стопам двух художников – француза Жана Батиста Грёза (1725-1805), прославившийся своими жанровыми композициями из жизни третьего сословия и женскими «головками» и итальянца Петро Ротари (1707-1762).
Оба художника используют систему освещения, не связанную с рассеянным светом в природе. После окончания войны Тропинин пишет А. И. Лазарева (1810-е гг. ), П. И. Багратиона (1816). Для Тропинина не характерны двух-фигурные семейные и групповые портреты. Глава семьи изображён на фоне окна – это популярный приём романтизма.
В том, что Тропинин выбрал Москву, сыграло свою роль несколько немаловажных факторов. Руссо, «властителя дум» нескольких поколений дворянской интеллигенции. Булахов одет по-домашнему, в халате. Витали скончался в Петербурге 5 (17) июля 1855 года. В 1814 году – камер-юнкер 5-го класса. Портрет принадлежит к серии «детских» портретов русского художника.
Караччи, с рисунков А. П. Лосенко, холстов А. Е. Егорова и неоклассициста Р. Менгса. Он раскрывает философские представления художника о мире или более конкретную идею данного произведения. Еще в большей степени романтическую атмосферу формируют внешние аксессуары и сама живопись: нейтральный темный фон из которого, подобно зыбкому отражению, возникает написанный в жемчужно-розовых тонах образ девушки. В каталоге выставки Варвара Ивановна названа вдовой статского советника. В октябре 1812 года пожалован во флигель-адьютанты Свиты Его Императорского Величества. Пушкина в Ленинграде (1937 год), её передали в музей. По времени ближе всех к Тропинину стоят В. Л. Боровиковский и Д. Г. Левицкий.
После окончания школы юношу взяли в господский дом для выполнения мелких поручений — «на побегушки». Художник изображал Ю. Ф. Самарина, Е. В. Киреевскую, И. В. (П. Аксессуары портрета вполне укладываются в стилистику романтического образа. Иными словами, Россия начала XIX века переживает некоторое сходство общественных отношений (выражение Г. В. Плеханова) с теми, что существовали в Голландии XVII столетия.
1813 г. ), где представлена все та же семья. Отсюда их интерес к мастерам прошлых эпох, добивавшихся особого светотеневого эффекта. Он писал людей в добром расположении духа, в лучшие минуты их жизни. Достаточно посмотреть, как с помощью рефлексов приведен к цветовому единству костюм.
Вибрирующий мазок рождает ощущение особой светоносной глубины пространства. Во второй половине 1830-х-1840-е годы Тропинин пишет ряд групповых портретов. Пушкин написан совсем по домашнему, образ его наделён теплотой.
Девочка с куклой, 1840), книгами (Мальчик с книгой, 1810-е гг. ), а также костюмированные портреты. Сравнительно, например, с более ранней работой А. Г. Венецианова Старая крестьянка с клюкой (1830-е гг. ), представляющей в сущности натурный этюд, тропининские образы воспринимаются типическим портретом старости.
Начало ряду одноименных работ положил Гитарист в косоворотке. Краски положены прозрачными слоями так, что во многих местах просвечивает холст. Зато другие персонажи (особенно тот, к кому обращается Мосолов) представляют собой резко очерченные типы чиновников, характерные для русской жизни 1830-1850-х годов. В данном случае Тропинин создал самоценный образ, близкий Страннику с палкой (1847), написанному с того же натурщика и в том же ракурсе.
Этюдный портрет Натальи – одна из самых романтических работ Тропинина. Зимний пейзаж можно трактовать как намёк на немолодые годы героя. Замечательно выражение нежной заботы на лице Николая Ивановича Бера.
Здесь Василий Андреевич провел шесть лет (1798-1804), однако обучение Тропинин не закончил. Портрет довольно точно передает стиль времени – тяжеловесный, эклектично-помпезный. Купчиха изображена в стилизованном русском костюме и кокошнике. Маковский же и привел Брюллова в мастерскую Тропинина. Наиболее интересна гуашь Гроза над деревней.
1818). Известны два тропининских изображения гитаристов, относящиеся к рубежу 1830-1840-х годов. С. И. Гагарина, Портрет писательницы Л. Н. Кожиной, оба 1836 г. ). Образ женщины за прошивками – иной. Но Николай имел собственные пристрастия в искусстве.
В этом — вся суть его характера. Здесь и фотографически точное изображение инструмента той эпохи и постановка рук, положение пальцев на грифе, стопка нот на картине 1832 года, по которым хочется угадать исполняемое произведение и, наконец, с большой долей вероятности изображение одного из самых ярких деятелей русской семиструнной гитары первой половины XIX века Владимира Ивановича Моркова (1801–1864 гг. ), русского гитариста-виртуоза, ученика знаменитого А. О. Сихры, будущего автора Школы для семиструнной гитары и целого ряда сочинений и переложений для этого инструмента, а также получившего широкую известность и популярность. Все это свидетельствует о подвижности изобразительной системы художника. К тому времени русскому читающему обществу было известно об Украине из Истории государства Российского Н. М. Карамзина и Истории Малой России Д. Н. Бантыш-Каменского (новое ее издание вышло в свет в 1830 году).
Многим моделям художника свойственны доброжелательность, душевная открытость. Романтики полагали тьмо-свет одним из важнейших выразительных средств живописи. Изображения крестьян, бытовых народных сцен известны и в XVIII веке. Про художника говорили, что он переписал буквально всю Москву.
Щукин сообщил графу Моркову об успехе его крепостного. Грёз был тогда в России очень популярен. На столике рядом с хозяйкой лежит книга. Условный романтический пейзаж сменяется спокойным реалистическим, находящимся в полном единении с окружающей обстановкой и с объективной передачей внешнего облика модели. В портрете главенствует настроение меланхолического раздумья.
Пушкин заказал этот портрет для своего друга С. Соболевского. Но холодный чиновничий Петербург и перспектива официальной службы не привлекали художника. Написав ряд так называемых халатных портретов (Булакова, 1823 Ф. П. Крашенинникова, 1824 П. Ф. Соколова, 1838 молодого человека в зеленом халате), Тропинин через достоверную бытовую деталь показал характер московской жизни, ее размеренность и неспешность. Им присуща высокая степень обобщения.
(Начиная с середины 1810-х годов большой интерес к изображению рук проявляет в своих работах О. А. Кипренский. ) Поиск параллелей в прошлом приводит к итальянской традиции (Леонардо, Рафаэль, Корреджо, Пармиджанино) и творчеству Ван Дейка. Однако влияния распространялись и опосредованно. Он был гол, как сокол, зато наконец-то свободен.
Женат не был. Будучи изображением конкретного лица (в ряде случаев известного), они тем не менее остаются девочками с куклой или птичкой, мальчиками с игрушкой, книгой и т. д. Такая мера соотношения индивидуального и общего характерна для искусства XVIII века, как и набор атрибутов – изображений животных и особенно птиц, распространенных у сентименталистов. Погребён в Москве на Ваганьковском кладбище.
Жизненная правда автопортрета на фоне Кремля утверждается и его колористическим решением. Картина «Портрет Булахова» написана в 1823 году, хранится она в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Тропинин знал и самого Левицкого и его работы.
Однако ряд более конкретных его положений находили в Тропинине своего сторонника (кроме любовного отношения к национальным традициям Тропинина, например, необычайно привлекало резкое неприятие славянофилами крепостного рабства). Они хорошо известны.
Изображение князя благородным разбойником продиктованоклонны временем. После академической выставки он приобрёл известность, круг его клиентов расширился. Мосолова со служащими конного завода (конец 1830-х) и Портрет Д. П. Бер Николай Иванович (8 мая 1803 год, Кашира, Тульская губерния — 1878 год, Строевское, Рязанская губерния), русский врач, балтийский немец по происхождению, крупный рязанский помещик. Взгляд Пушкина вдохновленно устремлён вдаль. В 1832-35 годах предводитель дворянства Клинского уезда Московской губернии.
Колорит выполнен в сближенных тонах. Лишь к середине столетия в образах Николеньки Иртеньева (Детство Л. Н. Толстого) и Сережи Багрова (Детские годы Багрова-внука С. Т. Аксакова) русская литература придет к такой глубине передачи внутреннего мира ребенка, какой достиг Тропинин в портрете сына. С переходом портретного класса к Щукину подобные задания становятся основными. В созданных одновременно с картиной этюдах Портрет графини Натальи Ираклиевны Морковой (1813) и Портрет Николая Ирклиевича и Ираклия Ираклиевича Морковых (1810-е) художник не ставил перед собой сложных композиционных задач. Сам тип двухфигурного изображения вошел в русскую живопись вместе с сентиментализмом. Небольшую по размерам работу отличает живописная свобода исполнения.
Один из которых – подарок Е. К. К числу редких в творчестве В. А.
Этот дом и пришлось восстанавливать Тропинину. В этом портрете художник с наибольшей отчетливостью выразил свой идеал свободного человека.
Обращаясь к жанровому, «безымянному» образу (Гитарист, 1823, там же и многие другие), он обычно, закрепляя успех, повторяет композицию в нескольких вариантах. Тщательно и с любовью написан натюрморт – кружева, коклюшки, ящик для рукоделия. Мотив окна часто присутствует в голландской живописи XVII века, в частности, у Вермеера. Самые поздние – портреты М. Ф. и Е. П. Протасьевых относятся к 1847 году.
Тишбейном, Семейство Всеволожских в парке кисти француза Буальи, другие подобные работы. Большая часть детских портретов имеет жанровую завязку. Карзинкиной (после 1839) решен как парадный. Если, например, Нищий старик еще всецело отвечает сентименталистски-просветительской эстетике Н. М. Карамзина и его школы, то изображения слуги со штофом, странников, старых солдат (1840-е гг. ) сродни образам сложившейся тогда же натуральной школы – критического (или отрицательного) направления в русской литературе. Это одна из лучших работ художника. На портрете мальчику около десяти лет.
Не стоит рассматривать этот портрет как маскарадный или костюмный. В 1824 году за Портрет медальера К. А. Панорама Кремля, напротив, взята сверху, отсюда – широта охвата пейзажа. Этим отличается Портрет А. А.
Вальдмюллер (портреты Жозефины Шаумбург, 1834 графини Кинской, 1840). Тропинин, как никто другой, проявил чуткость в показе характерных представителей современного ему общества. Среди множества изображений всадников, встречавшихся в то время на дорогах и жанровых сцен (женщина, склонившаяся к солдату молодцеватый гусар подле разгоряченного коня и другие) здесь имеются карандашные, подцвеченные сангиной, эскизы портретов, поколенных или в рост. Но в его худощавом лице чувствуется какая-то преждевременная усталость.
Левицкий – учитель Щукина. В 1762 году в Париже был опубликован педагогический роман-трактат Ж. -Ж.
Пронзительно-щемящее чувство рождает образ старухи с курицей (1856). Можно, конечно, указать и на такую работу, как Портрет петербургского почт-директора К. Я. Булгакова (1830) кисти обрусевшего итальянца В. И. Бриоски, где картинка за окном носит характер врезки изображающей почтовые тройки и дилижанс. Тучков – генерал, герой 1812 года и коллекционер, П. П. Мебель для их усадеб и московского дома делали чаще всего свои крепостные мастера.
Среди карандашных набросков Тропинина обнаруживаются изображения девушки со свечой и мальчика-слуги со свечой, относящиеся к 1830-м годам, – свидетельство того, что сам мотив заинтересовал художника задолго до собственно живописного воплощения. Участник русско-турецкой войны 1787—91. Умер Тропинин 3 мая 1857 года. Вибрирующий мазок рождает ощущение особой светоносной глубины пространства.
Композиция явно восходит к излюбленному Тропининым типу декоративных полуфигур. Они восходят к репрезентативным изображениям, распространенным в запад-ном и русском искусстве XVIII века. Г. Левицкий) и его последующие модификации (Н. 15 марта 1814 года поступил в Московскую Губернскую Гимназию. Байрона, А. Мицкевича, А. Пушкина, А. Орловского. Теперь мы располагаем лишь единичными его пейзажами. С этими образами связаны размышления Тропинина о старости, быстротекущей жизни. Бекетов, задумавший серию гравированных портретов известных русских деятелей.
Паскевиче. По типу это разные произведения: скромные поясные на нейтральном или близком к нейтральному фону (портреты Е. О. Скотникова, 1821 П. Ф. Соколова, 1833 И. К. Айвазовского, 1853). Это произошло только в 1823 году.
Причем создавая мужские портреты-типы, Тропинин вплотную подходит к критическому осмыслению действительности через правдивый показ обездоленного жизнью простого человека, в то время как главным содержанием его женских образов остаются обаяние, привлекательность, поэтичность. Другую группу составляют работы с более или менее развитым жанровым началом (портреты Н. И. Уткина, 1824 Л. С. Бороздны перед мольбертом, 1831 И. П. Витали, 183 (3). Первым по времени, в 1829 году, был написан портрет полковника Андрея Ивановича Барышникова (1803–1867 гг. ) – сына Ивана Ивановича. В 1856 году умирает горячо любимая жена, Анна Ивановна. Джованни Витали, более известный как Иван Петрович Витали (1794 год, Петербург — 1855 год, Петербург) — русский скульптор итальянского происхождения, монументалист, портретист и педагог. Через некоторое время родители простили дочь и дали ей своё благословение».
Подобная традиция в 1820-е годы сохраняется и у А. Г. Венецианова (Старик с овцой, 1827). Он пишет портреты героев Отечественной войны – генералов И. И. Тропинин прекрасно передает на полотне возрастные особенности модели. Ничего равного ему художник не создал, хотя продолжал писать детей и подростков.
С годами роль духовной атмосферы, «ауры» образа – выраженной фоном, значимыми деталями, – лишь возрастает. Это повести О. Сомова, И. Кулжинского, романы В. Нарежного, поэмы К. Рылеева и другие. Причем вводит ряд аксессуаров, сообщающих образам жанризованный характер.
В свое время она пошла за крепостного, будучи свободной. Годы с 1813 по 1818-й были очень плодотворными для художника. Тропинин получил азы художественного мастерства у известного портретиста С. Щукина. Наследуя семейную традицию, он был не только коллекционером, но живописцем и гравёром. Образ Зубовой словно прославляет раблезианское начало в человеке. Сердечная тоска определяет эмоциональную доминанту образа, созданного Тропининым.
Характером образа, выражающего прежде всего женское начало (это подчеркивает аллегорический плод в ее руке), казначейше наиболее близка Девушка с яблоком. Урусова, Ф. И. А между тем, как отмечалось выше, аксессуары тропининского портрета вполне отвечают романтическому духу эпохи, только здесь мы имеем романтический идеал, родственный национальному восприятию, тогда как у Кипренского он ближе общеевропейскому.
С помощью товарищей, офицеров полка, Николай Иванович увёз Надежду Михайловну из дома. Иными словами, гармония портрета Левицкой-Волконской воплощает красоту широкого и основательного московского уклада, получившего у Тропинина сугубо национальную окраску. Позднее творчество В. А. Подобные работы есть у О. А. Кипренского (Ворожея со свечой, Читающий у свечи, обе 1830 г. ), К. П. Брюллова (Гадающая Светлана, 1840-е гг. ).
Несколько иной поворот получила тема в работе Девушка с горшком роз.
Характером, а отчасти и композиционным решением, портрет Самарина напоминает брюлловское изображение Н. В. Кукольника (1836). Тропинин продолжает и линию типажного портрета, в частности в знаменитой Кружевнице (1823, там же), подкупающей своим сентиментально-поэтичным обликом. Однако уже в повторениях Кружевницы (1824) и Золотошвейки (1826) цветовые отношения взяты более активно и определенно. Это неверно, в 1831 году она была его женой.
Портрет не удался Тропинину. Тучкова (1843). Майков. На 1830-1840-е годы приходится наибольшее количество портретов, написанных Тропининым.
Василий Андреевич Тропинин родился 19 (30)марта1776 год в селе Карпово Новгородской губернии в семье крепостного, Андрея Ивановича, принадлежавшего графу Антону Сергеевичу Миниху. В отличие от этих приподнято героических холстов, варьирующих известную схему военного парадного портрета первой половины XIX века, большая жизненность присуща карандашным изображениям военачальников – А. С. Фигнера, А. П. Урусова, Ф. И. Талызина (все 1810-е гг. ). Не просто бытовой мотив, но нечто гораздо большее звучит в этом произведении. Важная роль в семантике образа принадлежит распустившимся в цветочном горшке розам. Его авторитет среди молодых художников был чрезвычайно высок.
Постепенно она сделалась противоположностью чиновному бюрократическому Петербургу. Здесь уместно вспомнить изображение Левицким дочери Агаши (1785). В середине 1810-х годов ему позировал издатель П. П. Но теперь это гармония того подчеркнуто русского начала, которое воспевал Тропинин. Здесь, в своей мастерской, он и написал знаменитый портрет А. С.
С этой работой в творчестве Тропинина появляются романтические нотки. Трудно проследить, как окрепли в Тропинине подобные убеждения. Каждый типический образ художника заключает повесть целой человеческой жизни.
Детские портреты Тропинина можно (конечно, с определенной долей условности) подразделить на две основные группы. Тропинин представил на суд Совета Академии художеств свои лучшие картины (Нищий старик, Портрет гравера Е. О. Скотникова, Кружевница) и получил звание "назначенного в академики".
Сын сенатора, действительного тайного советника светлейшего князя Сергея Александровича (1745-1815 гг. ) от брака с княжной Екатериной Николаевной Голицыной (1764-1832 гг. ) правнук светлейшего князя Александра Даниловича, младший брат адмирала, генерал-адъютанта светлейшего князя Александра Сергеевича. Очевидно, это явилось благодатной почвой, на которую могли пасть семена славянофильских идей, получивших большое влияние в московском обществе. Достаточно посмотреть, как с помощью рефлексов приведен к цветовому единству костюм. Одна из первых русских психологических повестей связана с именем Н. М. Карамзина. Портрет Л. К. Маковской дает интересный аналог брюлловскому портрету Е. И. Дурновой.
Лучшим ранним портретом художника является изображение А. И. Тропининой (1809). Тропининский цикл непосредственно предшествует венециановскому. В 1840-е годы он служил сапожковским посредником по полюбовному размежеванию земель.
Коннозаводчик. Таков и незримо-зримо погруженный в творческую стихию, как бы внимающий музе А. С. Пушкин в знаменитом портрете 1823 (Всероссийский музей Пушкина, Пушкин). По-прежнему сохраняются две основные линии: мужские и женские образы.
Пейзаж, как это часто бывает в романтической поэзии, поясняет внутреннее состояние героя. Жена и сын Тропинина Арсений оставались в крепостной зависимости еще пять лет. Надо иметь в виду, что главной особенностью его произведений является преобладающее внимание к внешнему облику человека, к передаче общего, устойчивого в характере портретируемого, а отнюдь не раскрытие эмоционально-подвижной сферы духовной жизни, свойственное, например, произведениям О. А. Кипренского. Этого живописца Тропинин копировал и цитировал всю жизнь.
За отличие при штурме Очакова (декабрь 1789) награждён золотым крестом тогда же познакомился с генерал-аншефом гр. Характерной деталью на портрете Михаила Федоровича служит табакерка в его руке. Прием этот противоположен такому принятому в романтическом портрете подходу, когда душевное благородство (и шире – духовное начало изображенного) передавалось через пренебрежительное отношение к условностям моды. Идеология такова, что каждый ребёнок – это «чистый лист бумаги», неиспорченный цивилизацией и неправильным воспитанием. Не остались равнодушными и Тропинин с Оболенским. В Москве с ее консервативностью дольше сохранялись традиционные художественные формы.
Один из самых обаятельных – портрет сестры Тропинина – сродни образам Венецианова (графиня Н. П. Строганова (. ), 1810-е гг.
Романтики полагали "тьмо-свет" одним из важнейших выразительных средств живописи. Известный оперный певец Пётр Александрович Булахов был хорошим другом Тропинина. К тому же сообщил своим рукодельницам вполне отвечавшую духу времени привлекательность несколько гедонистического свойства. По-прежнему сохраняются две основные линии: мужские и женские образы.
Василий Андреевич изобразил себя в рабочем халате, с кистями и палитрой. В данном случае очевидно решающее влияние общих характеристик творчества двух художников. Зима на холсте В. Л. Боровиковского, Фрол Силин, благодетельный человек в описании Н. М. Карамзина).
В русской живописи, современной Тропинину, мотив окна в интерьере присутствует нечасто и, как правило, в работах романтически окрашенных (упомянутый выше Портрет А. А. Перовского К. П. Брюллова, Портрет О. В. Васиной П. В. Васина). В европейском искусстве нового времени изображение женщины (как правило из средних слоев общества), занятой повседневным делом – хозяйством, рукоделием, чтением письма, музицированием, примериванием украшений, – впервые обретает статус одной из многих разновидностей бытового жанра в Голландии середины XVII века. Здесь он занимался у С. С. Щукина. Самые ранние из них (не считая миниатюрных свадебных изображений самого художника и его жены) датированы 1826 годом – это портреты А. П. и П. И. Сапожниковых. К 1840-м годам, когда его в боярском кафтане писал К. П. Пушкина.
Он изображает детей с животными, птицами игрушками, музыкальными инструментами. Тропинин создает яркий образ человека незаурядного ума и мощного темперамента. На Украине Тропинин прожил с 1804 по 1821 год. В 1830-х годах написан «Портрет П. М. Васильева, бухгалтера московского Малого театра», прекрасного музыканта, на котором он представлен с гитарой. Аналогичных картин Тропинин написал много. Оболенского (1840-е гг. ) схема романтического портрета и сугубо романтического образа разбойника практически исчерпали себя, придя в резкое столкновение с натурно-реалистической трактовкой изображенного.
Картина «Портрет Арсения Тропинина, сына художника» написан около 1818 года, его можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Он выполнял обязанности крепостного живописца и одновременно дворового человека. Портрет Е. И. Карзинкиной в русском костюме (1838) на первый взгляд можно связать с сентиментально-идеализированными представлениями о чистоте и цельности народных характеров, породившими в свое время в обществе моду на русский народный костюм. Ученики академии копировали также с картин, находившихся в Императорском Эрмитаже. На этом портрете он стройный молодой человек.
В имении своих хозяев Кукавка Тропинин прожил почти двадцать лет. При этом пейзаж за окном решается довольно условно и носит символический характер. Изящный утренний наряд Надежды Михайловны Бер вносит в картину интимную ноту. В портрете Карзинкиной художник выразил свойственное ему чувственное восприятие мира.
Ее лицо, выхваченное прямым светом, вылеплено очень энергично. Художник родился в крестьянской семье 30. 03. 1776 г в имении графа Миниха Антона Сергеевича, что находилось в селе Корпово в окрестностях Новгородской губернии. Он написал также портреты знаменитых актеров Малого театра М. С. К объемно-пластической трактовке тяготеют и некоторые полотна учителя Энгра Давида: парные портреты четы Пекуль (1784), портреты г-жи дОрвийе и г-жи Сорси-Телюссон (оба 1790 г. ), г-жи Вернинак (1799), Купера Пенроза (1802) и другие. Воейкова с дочерью и гувернанткой мисс Сорок (1842) представляют собой жанровые сцены из трех фигур изображенных в условно переданном интерьере с окном Общее решение портретов восходит к репрезентативному портрету XVIII века. В 1823 году граф Морков дал своему крепостному художнику вольную. Правдивость передачи облика художника подтверждает сохранившийся в воспоминаниях Т. А. Астраковой его словесный портрет: Передо мною стоял пожилой человек (так мне тогда казалось), среднего роста, с умною, открытою физиономией, в очках, с добродушною улыбкою, в халате, с палитрой в руке.
С этих пор Рембрандт стал его "героем" на всю жизнь. Просветители считали ум ребенка tabula raza (чистой доской), объясняя многие пороки общества отсутствием разумной системы воспитания. Самарина – в костюме охотника, на фоне пейзажа с грозовым небом и клубящимися тучами (1846). Хозяин отозвал его в своё новое поместье на Украину. Это был тяжелый удар для художника, который только начал приобщаться к большому искусству.
Не отступив от своей главной творческой установки – верности натуре, – Тропинин создал в «Автопортрете» не будничный, а репрезентативный образ. Изысканный колорит построен на сочетании золотисто-коричневатых тонов. В Москве он лечил Надежду Михайловну Протасьеву, на которой впоследствии женился.
Нейтральный фон, спокойная гамма оливково-охристых тонов сосредоточивают все внимание на пластически крепко промоделированном лице портретируемого, особенно выделяющемся по контрасту с уплощенным решением фигуры. Однако торжественность аксессуаров и богатство домашнего костюма Майкова отвечают желанию художника романтизировать образ, приподнять его над обыденностью. В популярной Женщине в окне (по мотивам поэмы М. Ю. Лермонтова Казначейша, 1841, там же) эта непринужденная задушевность обретает эротический привкус.
Портрет не сохранился в первоначальном виде. С этой точки зрения интересен завершенный этюд Девушка в белом платье и красной шали (конец 1830-х – начало 1840-х гг. ), который проясняет взаимосвязи двух основных областей творчества художника. В то же время у обоих живописцев романтическое решение не идет далее аксессуаров. Об одежде следует сказать особо.
В 1823 году граф Морков, уступив давлению передовой части общества, предоставил Тропинину вольную. Вместе с тем сугубо партикулярная одежда, соотнесенная с атмосферой времени (все возрастающей дворянской оппозицией первой половины 1820-х годов и наступлением правительственной реакции – во второй), дает основание ассоциировать костюм со свободным образом мыслей изображенных. О Тропинине заговорили как о русском Грёзе. 1818, там же), утверждается чисто романтическое чувство подвижной стихии жизни. Здесь отразилось увлечение высшего общества стилем la rus (псевдорусским), получившим официальную поддержку. Зимний пейзаж воспринимается как аллегория заката жизни. Образ иной, сильной и сложной натуры создан в портрете сибирского купца В. М. Яковлева.
Здесь небезынтересно привести мнение А. Н. Бенуа, считавшего, что в портретах Щукина сказалась несомненная наклонность к фламандскому, как в рыхлой манере писать, так и в горячих, вкусных, как бы подпеченных красках. Здесь он много рисовал людей из народа, а также крепостных – товарищей по несчастью.
Портрет Левицкой-Волконской столь же гармоничен. Непосредственным преемником Тропинина стал здесь В. Г. Перов.
Выразительные произведения подобного плана создал австриец Ф. -Г. Это обстоятельство следует иметь в виду, говоря о графике Тропинина. и звучат почти открыто под скользящим прикосновением кисти, выявляющей детали. «Коклюшка – точёная палочка, с утолщением к одному концу и шейкой с пуговкой на другом, для намотки ниток и плетенья поясков и кружев». Несколько необычна для Тропинина композиция портрета П. Н. Зубова: довольно глубокое пространство интерьера (уплощенное в последующих работах) окно, расположенное сбоку, а не за спиной изображенного (что в дальнейшем станет обязательным).
Это достигнуто прежде всего точно рассчитанным соотношением фигуры и пейзажа. Образ Зубовой словно прославляет раблезианское начало в человеке. Князь Голицын любил Тропинина и покровительствовал ему. 8 октября 1834 года «определён в Московскую Мариинскую больницу ординатором».
Среди современных художнику работ свое классическое воплощение она получила в Портрете Бертена Старшего Энгра (1832). При дворе Николая I устраивались балы в русском стиле. Типологическое начало в большей степени присуще женским образам художника, что отчетливо видно, например, в работе Головка девушки-украинки (1810-е – начало 1820-х гг. ), являющейся фрагментом некогда большого полотна. Кружевница выполнена в изысканной гамме голубовато-сероватых тонов, в Золотошвейке (1826) цветовое решение более активно. В портрете Л. Н.
Он способствовал реалистической, а в целом демократической ориентации московской школы живописи уже в процессе ее сложения. Среди них можно выделить Портрет С. С. Мирное течение московской жизни всколыхнул приезд Карла Павловича Брюллова в декабре 1835 года. Когда Морков узнал об этом, то после многочисленных просьб, согласился официально определить юношу в Академию «посторонним», вольноприходящим, учеником, что не возбранялось и крепостным. Во многом это достигается живописным решением. По замыслу художника одежда должна приближать героя портрета к зрителю.
В 1802—04 годах петербургский губернатор. Таков диапазон женских образов Тропинина. Особенно хлопотали за Тропинина А. А. При этом тропининской манере неизменно присущ специфически интимный, домашний колорит.
Правда, это относится не ко всем подобным изображениям.
В тропининском портрете П. Н. Зубова (1830-1840-е гг. ) окно и занавес существуют абсолютно обособленно, а в 1840-1850-е годы художник все чаще изображает в интерьере широкий оконный проем. Художник всегда доброжелательно относился к своим моделям. В ноябре 1807 году получил чин тайного советника и назначен сенатором.
Они разнятся не только творческим темпераментом, манерой письма (несомненно живописной у Тропинина и более жесткой, с преобладанием графического начала у Варнека), но самим отношением к людям, в конечном счете обусловливающим и принадлежность портрета к определенному художественному направлению. В 1834 году действительный член Московского общества сельского хозяйства. И в парадном портрете В. А. Отсюда – определенное сходство палитр художников.
Нейтральный фон портрета по цвету почти сливается с фигурой. Окно в мир впервые широко вводится в живопись мастерами Возрождения. В 1821 году он с семейством графа снова в Москве. По внутреннему состоянию брюлловским портретам второй половины 1830-х годов ближе изображение Ю. Ф. Самарина (1844). Колорит этих работ мягкий, приглушенный – преобладают сероватые, охристые, зеленые тона.
Среди тропининских автопортретов (1810-е, 1824, 1830-е) наиболее символичен Автопортрет с кистями и палитрой на фоне окна с видом на Кремль (1844). Именно просветители начинают придавать столь большое внимание раннему возрасту, объявляя ум ребенка tabula raza (чистой доской) и объясняя многие пороки современного им общества отсутствием разумной системы воспитания. Позднее вошло в традицию противопоставлять «домашнюю» поэтику полотен Тропинина – как особую черту московской романтической школы в целом – «чопорности» Петербурга. В этом нетрудно убедиться, посмотрев работы Боровиковского, Греза и других мастеров.
Самостоятельную группу составляют мужские типические портреты. Сходство налицо. Пусть они видят его и помнят в счастливую эпоху жизни, – говорил он.
Наиболее распространены у Тропинина портреты в интерьере с окном. Его уважали лучшие ученики: Кипренский, Варнек, Скотников. В этих портретах Тропинин особенно внимателен к предметному миру. Плотная кладка сплавленных мазков сообщает им фарфоровый характер.
Тип двойного портрета, впервые появившийся в русской живописи в Автопортрете с женой А. Матвеева (1729), получает особенное распространение в искусстве сентиментализма, где наряду с двойными появляются также тройные и групповые изображения. Следовательно, Тропинин имел возможность общения с ним. Во всяком случае, это бесспорно в отношении «Гитариста», которого всякий историк русской семиструнной гитары, да и просто любитель интересующийся историей гитары в России, воспринимает и видит именно так. Был похоронен на Волковском лютеранском кладбище. Краски положены прозрачными слоями так, что во многих местах просвечивает холст.
Они часто встречаются в современной Тропинину живописи: Автопортрет в бархатном берете, с рейсфедером А. Г. Варнека, принадлежащие неизвестным авторам Портрет молодого художника с палитрой и кистью в руках (1820-е гг. ), Портрет молодого художника (1830-е гг. ) и целый ряд других. Пряха дает классический для Тропинина тип жанровой полуфигуры.
Добавим, что общие черты с отдельными персонажами Записок охотника еще нагляднее обнаруживает Охотник в окрестностях Москвы (1840-е гг. ). До 1812 года Тропинин выполнял обязанности лакея, кондитера и крепостного живописца. Колорит картины соответствует ее содержанию. Тему развивает глубокий и как бы все более поглощаемый тенями цвет. В расписанной им церкви, в 1807 году Тропинина обвенчали с Анной Ивановной Катиной. Портрет М. А. Оболенского (. ), 1810-е гг. Это достигнуто прежде всего точно рассчитанным соотношением фигуры и пейзажа.
Это направление развилось во второй половине XIX века в творчестве передвижников. Красоту национального малороссийского типа запечатлел он, несколько идеализированно, в картинах Украинская девушка с Подолья (1800-е), Мальчик с жалейкой (1810-е), Украинец с палкой, Пряха (обе 1820-е) и др. В декабре 1815 года вышел в отставку с чином гвардии полковника.
Свиньин, Н. А. Особенно хлопотали за Тропинина А. А. Холст с изображением Е. В. Киреевской вызывает в памяти работы Кипренского. Греза, 1820-1830-е гг. ), птицами (Девочка с канарейкой, Девочка с попугаем, оба 1810-е гг. Однако он оказал неоспоримое, стойкое влияние на формирование московской живописной школы.
Еще со времен преподавания Д. Г. Левицкого в академическом классе портретной живописи утверждаются натурные постановки, напоминающие программы класса домашних упражнений. О генеалогии тропининских рукодельниц говорилось в связи с Пряхой, которая завершает ранний период творчества художника и одновременно начинает новую линию женских жанровых полуфигур. Мужской образ знаком по Портрету пожилого украинца, только теперь он окрашен иным, благодушным настроением и изображен в зеркальном повороте. Любопытное развитие в творчестве Тропинина получили парные портреты.
Этим и ограничилось «систематическое» образование Тропинина. По коротко остриженным ногтям можно определить принадлежность девушки к профессии. Протасьева и Левицкая-Волконская изображены на фоне Кремля. Оба они глубоко интересовались украинской историей. Использование подобного приема заметно в образе Саваофа из Кукавской церкви, простонародным обликом схожего со Стариком, пьющим воду из ковша (1818. ).
Сам и только сам теперь он вынужден был обеспечивать себя и свою семью средствами к существованию. Тропинин изобразил знаменитого художника на фоне итальянской природы с обломками классических колонн, над которыми царит дымящийся Везувий.
Шёлковое платье служило лишь для приёма гостей. Изображена Лидия Николаевна Кожина (1805-1881 годы), урождённая Всеволожская, во втором браке Де-Жюльвекур. Стоило однажды Надежде Ивановне вскользь пожаловаться в письме на «горести», как зять тут же откликнулся: «Зачем не напишете, что и кто причиняет вам горести, право, тотчас отправлюсь к вам».
Оболенский, которого Тропинин писал, когда тот был еще ребенком. Голубой цвет халата, серебристо-серый мех обшивки, кресло красного дерева, зеленый переплет книги придают портрету утонченную нарядность.
Щукин сообщил графу Моркову об успехе его крепостного и тот. Однако оно очевидно и в мужских портретах. Здесь он занимался у С. С. Щукина. Пластическая моделировка форм усиливается, приближаясь к иллюзионистическому эффекту. Однако при сходстве общей схемы решения портретов (поясные, небольшие по размерам, где дети представлены с атрибутами чувствительной души), а иногда и при прямом повторении композиций французского мастера (Девочка с яблоком, Девочка с собакой) тропининские образы обладают художественной самостоятельностью.
С этой же целью Тропинин пытался не показывать явную социальную принадлежность людей. 9 мая 1803 года крещён в Успенской церкви Каширы.
В любви и согласии они прожили почти пятьдесят лет. Тучковым. Копия картины Ж. -Б. По эмоциональной атмосфере – сопоставление сходных, а не противоположных характеров – и по композиции портрет братьев Морковых близок портрету супругов Митрофановых А. Г. Левицкого (1790-е гг. ). Права А. М. Амшинская, считающая, что работа создана под влиянием О. А. Кипренского (его Портрета Е. П. Ростопчиной) и принадлежит новому, прогрессивному направлению в русской портретной живописи начала XIX века, которое отличали естественность и повышенное внимание к духовной сфере человеческого бытия. Много произведений, посвященных Украине, печаталось в 1820-е годы. Воздействие последнего представляется особенно вероятным и в силу повышенного интереса Тропинина к фламандской живописи и в силу того, что на портрете Н. А. Майкова изображен художник (так же, как в Автопортретах Ван Дейка и Брюллова).
Дмитриев. Но особой популярностью пользуется Грез. Такие же отношения покровительства и почтительной дружбы связывали художника с А. А.
Под впечатлением от живописи Брюллова написан также портрет известного славянофила Ю. Ф. Тёщу Надежду Ивановну именовал не иначе, как «друг мой матушка», подписываясь: «преданный и покорный сын».
В 1799 году становится «посторонним учеником» Академии. Участник Отечественной войны 1812 года, служил в полку белорусских гусар. Пушкин всегда относился к этому перстню как к талисману.
А. В. Суворовым.
Говоря о романтических реминисценциях в творчестве Тропинина, надо указать на акварельный оплечный Портрет Боцигетти-дочери (1810-е гг. ). Этими чертами отмечен портрет Л. Н. Кожиной. Подобных работ Тропинина не сохранилось. Заказ Барышникова Тропинин выполнял почти пятнадцать лет.
Во многом оно порождено громом пушек на Сенатской площади. В 1823 году Тропинин стал свободным человеком, а его жена и сын ещё пять лет находились в крепостничестве. Последующие выезды с графом в Москву были для Тропинина как глоток свежего воздуха. Картина сильно пострадала. Портрет Моркова (первая половина 1820-х гг. ).
Не один раз случалось, что, приглашенный на роскошный обед аристократа, Брюллов изменял данному слову и приходил разделить за столом Василия Андреевича простые щи и кашу. Панорама Кремля, напротив, взята сверху, отсюда – широта охвата пейзажа. Вид с берега реки И. И. Подчаского, 1818 Михаиловское. Однако образы Пушкина, созданные обоими знаменитыми художниками имеют много общего.
Встречается подобная композиция и у Рембрандта (Девочка у окна. Отсюда их интерес к мастерам прошлых эпох, добивавшихся особого светотеневого эффекта. Вместе с тем трактовка образа сближает этот портрет с некоторыми ранними работами О. А. Кипренского (портреты И. В. Кусова, 1808 А. И. Кусова, В. Д. Давыдова, оба 1809 г. ). Между ними были выполнены изображения четы Киселевых (начало 1830-х годов), Мазуриных (1839), Тутолминых (рубеж 1830-1840-х гг. ), Егоровых (1840), других Киселевых (1841) и еще целый ряд подобных портретов.
Известны два тропининских изображения гитаристок, относящиеся к рубежу 1830-1840-х годов. Они формируют эмоциональную атмосферу «Гитаристки» (1839), «Женщины в окне (Казначейши)» (1841) изображений девушек – «с яблоком», «с горшком роз», «со свечой и кофейником» (все 1850-е гг. ). Пространство интерьера не включено в образную структуру произведений. В это время Тропинин больше не прислуживает, а всё больше занимается живописью. И это вовсе не дежурно-этикетные фразы. В портретах преобладает тот же настрой, что и в типических женских образах Тропинина.
Голицына (после 1828) – последнего московского вельможи, попечителя московского учебного округа, председателя опекунского совета. Этот этюд, шедевр Тропинина, стоит особняком в его творчестве. Достаточно вспомнить Путешествие из Петербурга в Москву А. Н. Радищева, Бесов и особенно Зимнюю дорогу А. С. Пушкина, романсы М. И. Глинки и А. Л. Гурилева – всюду фигура ямщика неотделима от настроений дорожной грусти, душевной печали, вырастающих до ощущения человеческого одиночества, затерянности в бескрайних просторах России. Похоронен художник на Ваганьковском кладбище в Москве.
М. М. Ракова, например, указывая вслед за А. М. Амшинской на близость тропинин-ского типа странника герою повести Д. В. Григоровича Антон Горемыка, отмечает, что и странники и Слуга со штофом может быть, еще более близки повестям московского очеркиста середины столетия И. Т. Кокорева, в частности его очерку Савушка. Жизнь на Украине Тропинин тоже считал своеобразной академией. Вскоре будущий художник в числе приданного дочери Миниха стал крепостным графа Моркова И. И. Новый хозяин направил Василия под присмотр двоюродного брата А. И. Моркова в Петербург обучаться кондитерскому ремеслу. Сначала молодые поселились в имении Мешково, принадлежавшем Берам (в Саратовской губернии).
Все здесь монументально и гармонично излишеству плоти соответствуют излишества туалета. Его «золотистый» тенор восхищал слушателей. Пушкина. Портрет неизвестного с трубкой (1840-1850) – одно из лучших поздних произведений художника.
Изображён Николай Иванович Бер (1803 – после 1854 года), лекарь по военному ведомству и Министерству внутренних дел (1824-1834 годов), ординатор московской Мариинской больницы (1834-1836 годы), статский советник, с женой Надеждой Михайловной, урождённой Протасьевой. Изображая небо, занимающее более половины холста, Тропинин наносит рядом чистые раздельные мазки голубого и желтого. Недостаточность академического образования Тропинин преодолевал долгие годы. Среди работ этого периода сохранился групповой портрет семьи Морковых (1813), этюды с украинских парубков и пожилых крестьян изображение сельской свадьбы. Целый ряд работ Тропинин посвящает коллегам-художникам изображенным в работе или в созерцании (И. П. Витали, ок.
Уважение к человеку, умение открыть в нём истинные достоинства ума и сердца, красоту души – черты, отличающие замечательный талант В. А. А та с оказией посылала своему любимцу то старинный стакан, то вязаное одеяло.
Жизненная правда автопортрета на фоне Кремля утверждается и его колористическим решением.
Тройка умчала влюблённых и они обвенчались. Более других использовал его самый романтический русский портретист Кипренский (Портрет Е. С. Авдулиной, 1822 Читатели газет в Неаполе, 1831 Портрет М. А. Потоцкой, сестры ее С. А. Шуваловой и эфиопянки, середина 1830-х гг. ). Автор, в отличие от романтических портретистов, старался подчеркнуть типичность героев. Особенно объемно вылеплены девичьи лица и красивые по форме обнаженные руки. Ему шел сорок восьмой год.
На тот момент Тропинину было уже 44 года. В 1840-1850-е годы Тропинин чаще, чем ранее изображает и повторяет изображения старых женщин – Старуха, стригущая ногти (1850), За починкой белья (1852), Старуха с курицей (1856). Образ Барышникова отмечен явными чертами своего времени. Сергей Сергеевич Кушников (1765—1839 гг. ) — петербургский гражданский губернатор (1802-04 гг. ), действительный тайный советник (1827 г. ), племянник историка Н. М. Карамзина.
Ранние работы Тропинина написаны в соответствии с «доромантической» стилистикой. В Академию он пришел двадцати двух лет от роду. Сын Тропинина -подневольный человек, он не получил вольную, в отличие от отца. За всю свою жизнь он написал ещё три подобных композиции.
Кружевница (1823) – одно из самых популярных произведений Тропинина. Сохранились убедительные свидетельства о связях Тропинина с кругом славянофилов. Воронцовой.
Академия художеств обладала значительным собранием картин западноевропейских мастеров. Лучшим примером может служить Автопортрет с кистями и палитрой 1846 (там же), где художник представил себя на фоне окна с эффектным видом на Кремль. Переезд в Петербург имел для Тропинина огромное значение. Постепенно круг заказчиков Тропинина расширяется.
Полнокровность натуры хорошо выявляет открытый красный цвет халата. Снискав в Москве уважение и популярность, художник, тем не менее, оставался крепостным. Истоки подобных портретов Тропинина восходят к изображению Н. А. Майкова. Тропинина парадных портретов относится портрет Н. И.
1809 г. ) О. А. Кипренского и испытать его влияние. Тропининский цикл непосредственно предшествует венециановскому. В доме Морковых художник занял место повара-кондитера одновременно личного лакея графа.
Елизавета Петровна была неплохо образована. Грёз, П. -А. Спустя год, за картину «Портрет медальера К. А. В 1909 году картина была куплена Третьяковской галереей. В портрете Тропинина А. С.
Здесь Н. М. Карамзин предстает как великий современник: облик его очищен, дух успокоен. Наконец, Академия располагала великолепным собранием рисунков Греза, составлявшим примерно треть его графического наследия (ныне – в Государственном Эрмитаже).
Видимо, Тропинин знал о его пристрастии к хорошему французскому табаку и о постоянных заботах Елизаветы Петровны, чтобы табакерка её «друга» всегда была полной. Картина написана в 1823 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Иной характер носит Портрет И. Л. Лазарева (для него сохранился превосходный карандашный эскиз).
Позой подчеркнута уникальность, гордая независимость человеческой личности. Возвращение в Москву было для него радостным. Дальнейшее развитие оно получило в русле реалистического искусства XIX века. И. И. Курбатов уточняет: «Родители молодой жены негодовали главным образом за то, что он, врач, осмелился увезти их дочь он — такое ничтожество в обществе, а они — гордые, родовитые дворяне.
Интенсивный цвет рубахи не «вырывается» из общей колористической гармонии портрета благодаря умелому использованию рефлексов: нежно-розовых, словно зажигающих скучный цвет кафтана и мягких, серо-зеленых, гасящих полыхание рубахи. Аксессуары портрета вполне укладываются в стилистику романтического образа. Талызина, П. И. Тропининский Портрет Ф. С. 1831 годом датирован Портрет В. И. Ершовой с дочерью – один из лучших у художника. Академик живописи. В руке девушка держит коклюши. Зубова (конец 1830-х) композицией почти в точности повторяет Портрет А. Перовского, написанный Брюлловым в 1836 году в Москве.
1833 К. П. Брюллов, 1836 оба портрета в Третьяковской галерее и др. ). В Разбойнике. Искусство в России всегда было делом государственным. В этом семействе царил культ «неясного сердца» искренних родственных привязанностей, взаимной поддержки и заботы. В разъездах по служебным и хозяйственным делам не забывал навещать бабушку.
4 сентября 1833 года «за отличную усердную службу в течение войны с польскими мятежниками пожалован в Коллежские Асессоры» (VIII класс). Здесь преемственность прямая и непосредственная. Портрете кн.
Дмитрий не отличался здоровьем: сказалась перенесённая в юности опасная болезнь. В этом портрете Тропинин выделял те черты женского идеала, которые к тому времени уже сложились в его жанровых произведениях. Свободная манера исполнения и особенно живопись лица и рук, написанных в красновато-охристых тонах с применением зеленовато-серых теней, указывают на влияние фламандской школы, в частности Рубенса.
В 1823 году назначен почётным опекуном Московского опекунского совета, управляющим Инвалидным домом и Павловской больницей, а с июня того же года состоял также первенствующим членом Комиссии для строения в Москве храма Христа Спасителя. Первым его приобретением стала коллекция офортов Рембрандта. Вскоре Тропинин приобрёл славу лучшего портретиста Москвы.
Брюллов высоко оценил искусство и человеческое обаяние первого московского портретиста. В портрете самого Брюллова (1836) артистическую незаурядность художника Тропинин подчеркивает пышным фоном античными развалинами, увитыми виноградными лозами, дымящимся Везувием. На Украине по существу произошло рождение Тропинина как художника.
портрет экспонировался на Выставке русской портретной живописи за 150 лет. Сознательный акцент на изображении руки мастера как бы выявляет профессию живописца, его творческие возможности. Попытка не удалась художнику, создавшему в целом довольно эклектичные произведения.
Тропинин выполнял заказ отца Варвары Ивановны – Ивана Ивановича Барышникова (1749–1834 гг), титулярного советника и богатого помещика, владевшего обширными землями в Вяземском и Дорогобужском уездах Смоленской губернии. С рассмотренными выше портретами Тропинина любопытно сопоставить детские портреты его товарища по петербургской Академии художеств А. Г. Варнека (Мальчик с болонкой, портреты Ф. А., Н. А. и А. А. Томиловых в детстве, все 1825 г. ). Таковы, к примеру, «халатные портреты», с моделями, подчеркнуто облаченными, подобно Равичу, в непарадное платье.
Два портрета – младшей дочери Анны Ивановны и её мужа Степана Никитича Бегичева (1785–1859 гг. ) – были окончены художником в 1846 году. "Портрет В. И. На особую высоту поднимают тему Пушкин и Гоголь.
Василий Андреевич Тропинин родился (30)марта1776 год в селе Карпово Новгородской губернии в семье крепостного, Андрея Ивановича, принадлежавшего графу Антону Сергеевичу Миниху. Интерьер с окном – распространенный фон в портретах немецких романтиков, у которых окно становится также и самостоятельным предметом изображения (например, у К. -Д.
Когда же был организован музей А. С. Щукин. Внизу веден фрагмент тонких кружев. Это миниатюры, выполненные на бумаге акварелью и гуашью. Не случайно именно на него ориентируется Тропинин в своих первых живописных опытах.
Её подлинность была подтверждена Тропининым. В 1840-е годы Тропинин все чаще размышляет о закате жизни. В Москве Тропинин поселился в доме Писаревой на Ленивке, близ Большого Каменного моста. Вместе с тем по своей идее тропининская Женщина в окне (Казначейша) сродни Итальянке, снимающей виноград (Итальянский полдень) К. П. Брюллова и, возможно, вдохновлена этой работой.
Вскоре после начала занятий он стал получать за свои рисунки премии и медали. Происходит как бы освобождение от эстетических представлений XVIII века, где занавес (завеса), скрывая, приоткрывал некую символически составленную сцену или пейзаж, пояснявшие идею произведения. И в этом процессе Голова мальчика (Портрет А. В. Тропинина) является настоящим художественным открытием. Щукиным. Со временем в его полотнах, начиная с трепетно-задушевного Портрета сына (ок. Несколько особняком стоит в творчестве Тропинина Портрет супругов Н. И. и Н. М. Бер (1850). Минимальными средствами художник создает образ сильной, уверенной в себе женщины. Русские художники первой половины XIX века для передачи контрастного освещения чаще всего прибегали к изображению горящей свечи.
Изображения крестьян, бытовых народных сцен известны и в XVIII веке. Однако несколько произведений такого рода все же написаны им в зрелый период творчества. В 1902 году.
Его председателем стал московский генерал-губернатор князь Д. В. Многократно варьирует он и свои автопортреты. В 1812 году состоял адьютантом князя Петра Ивановича Багратиона.
Благодаря этой картине и ещё двум работам Тропинин попал в Академию художеств. Реалистическое начало упрочивает и характер живописи большинства портретов: пластически-объемная моделировка форм (портреты Н. А. Майкова и К. Г. Равича), тщательная, тяготеющая к живописной системе XVIII века передача материальных фактур (Портрет молодого человека в зеленом халате). В нем нет и следа приниженности искательства, подобострастия.
Тропинина. В начале 1827 года Пушкин заказал Тропинину портрет для подарка своему другу Соболевскому. Граф же считал, что раз учился – то должен уметь всё.
Облик Мосолова (мечтательное выражение лица, непринужденно-барственная поза, неторопливые жесты, домашний, свободного кроя костюм) к тому же обнаруживает скорее просвещенного вельможу екатериненских времен, чем энергичного, делового человека XIX столетия. Алексеева, А. П. И если сентименталистская ориентация, определенно сказавшаяся в раннем творчестве Тропинина, сближает его с Боровиковским, то другой – сильный реалистический поток его творчества, все более крепнущий с годами, в числе прочих истоков имеет живопись Д. Г. Левицкого (через Левицкого Тропинин глубже воспринял и колористические традиции фламандцев). Да и вряд ли был бы таким легким и даже беззаботным ее взгляд.
Вот и поэтизированный образ «кружевницы» очищенный от повседневных трудностей, тягот и забот вызывает симпатию.
В 1804 году граф Морков отзывает Тропинина из Петербурга на Украину, в село Кукавка Подольской губернии, дав отказ на ходатайства освободить Тропинина (о чём просил даже президент Академии). А. В. Суворове, участвовал во многих сражениях.
Леберехта», Тропинин получил звание академика. Сколько старинных вельможеских домов перешло теперь в собственность купечества.
У него сложился широкий и разнообразный круг заказчиков. В 1830 году вышел в отставку в чине капитана гвардии. Пейзаж в портрете Зубова тоже неопределенен, хотя прорисован более четко. Работы он переслал в столицу.
Кто же любит в жизни смотреть на сердитые, пасмурные лица. Постепенно известность Тропинина становится очень широкой.
И тем не менее в портрете сына ему с удивительной живостью удалось поймать миг внутренней жизни живого, быстрого, готового всей душой откликаться на всякий внешний побудитель человека. К. П. Брюллова, 1836). Композиция работы напоминает произведения лейденских жанристов – голландских мастеров XVII века: портреты, типические образы, наконец, всевозможные лавки, заключенные в проем окна. Обаятельную простоту и скромность замещает активное женское начало, выраженное чертами расцветшей красоты, скульптурной пластикой развитых форм (Портрет неизвестной в плаще, 1840-е гг. ). Их лица похожи, в них ясно просматриваются черты женского идеала художника — нежный овал, темные миндалевидные глаза, приветливая улыбка, кокетливый взгляд. Художник любуется мастерицей. Этот призыв находил живой отклик, в частности, у учителя Тропинина Щукина.
Морковский обоз с имуществом, который возглавляет Тропинин, отправляется вслед за ним. Строгий погрудный портрет написан с большой любовью. На правой руке поэта, лежащей на бумагах, видны два перстня. Индивидуальность подчиняет аксессуары, раскрываясь через них все новыми гранями. Не только идея портрета Н. А. Майкова, состоящая в эпикурейском приятии жизни, но также его композиция и аксессуары обнаруживают связь с репрезентативными портретами XVIII века. Всё на мгновение застыло, когда девушка взглянула на вошедшего, даже булавка в её руке.
(В то же время Портрет А. А. Мочалова, актера петербургской Александринки В. А. Напряженная игра света и тени придает портрету ощущение таинственности и романтичности. Портрет Николая Ивановича Бера (1803 – после 1857 года) с женой Надеждой Михайловной, урождённой Протасьевой, написан Тропининым уже в преклонном возрасте в 1850 году. В 1820-1830-е годы мастерство Тропинина развилось в полной мере.
По сути это несколько доработанный натурный этюд. После пожара в Москве сгорел и дом Моркова. В Портрете писательницы В. И. Лизогуб (1847) богатый костюм и обилие драгоценных украшений уже не выдерживают пробу на чистоту национального стиля.
Оно поступило от президента И. И. Бецкого. Детские образы были для него особенно привлекательны. Блестящим мастером группового портрета был Карл Брюллов. Алексей Иванович Морков сыграл в судьбе молодого человека значительную роль. Тогда же свой портрет Тропинину заказывает самый известный в Москве поэт И. И. Этот портрет Тропинин не только знал, но и копировал в графике.
Особенно наглядно такого рода связь проявляется в образе Нищего старика (для сравнения можно посмотреть, например, одноименную работу В. К. Шебуева 1808 года). отозвал Тропинина из Академии. Также типичен Портрет Е. В.
Вероятно, существуют и более глубинные связи произведений украинцев Левицкого и Боровиковского, в истоках своих впитавших традиции национального искусства, с живописью Тропинина, чье творческое формирование, начатое в Петербурге, продолжилось на Украине. Замечательно выполнен натюрморт, уточняющий производственный фон портрета.
Несомненно, художник стремился создать возвышенный образ поэта. С 1810 года, поселившись в Москве, присутствовал в московских департаментах Сената. В свободное время художник продолжал свое образование и много рисовал, писал с натуры.
Особенно выразителен Украинец средних лет – работа, неоднократно повторенная художником. Воейков Дмитрий Петрович (1788–1876 гг. ), помещик, владелец усадьбы в Москве. Там художника назначили на должность кондитера и лакея. К работам этого круга следует отнести и великолепную в живописном отношении, свободно выполненную Голову старика (1825).
Кушникова (1828) – бывшего военного губернатора Москвы, члена совета Московского воспитательного дома и Портрет С. М. и другие). Майков. Музей Дульвич). Учась в ней имел лучшие результаты по закону Божию, словесности истории, языкам и естественным наукам (география и естественная история) и посредственные — по математике и физике. По глубине замысла, строгости и ясности идеи тропининская работа предвосхищает психологические образы передвижников, которые часто использовали композицию поколенного изображения: например, принадлежащие кисти И. Н. Крамского портреты И. И. Шишкина (1880) и А. С. Суворина (1881), написанный Н. Н. Ге портрет П. А. Костычева (1892).
Портрет Е. И. В этом же году за картины «Кружевница», «Портрет художника О. Скотникова» и «Нищий старик» был утверждён в звании «назначенного» академика (то есть кандидата в академики). Этот опыт еще не совсем удачен. Таковы же и задуманные, но неосуществленные композиции, о которых можно судить на основании живописных этюдов, – Сплетница, Гадалка, Покупка яблок у разносчика, Сбитенщик (конец 1820-х – начало 1830-х г. ), Кройка, Сматывание шерсти (1840-е гг. ). Основатель Лазаревского института восточных языков в Москве, он держит лист с изображением здания института – несомненная связь образной трактовки с парадным портретом XVIII века (например, с портретами А. Ф. Кокоринова и П. А. Демидова, написанными Левицким в конце 1760-х – начале 1770-х годов).
Портреты современников составляют большую часть художественного наследия Тропинина. Даже по отношению к друзьям и близким он утончённо вежлив и обязателен.
Живописная фактура приобретает плотность. Как правило, моделью для этих картин служила жена художника Анна Ивановна. Среди этих работ стоит выделить Мальчика с книгой (1825) и особенно Юного художника (1820-е гг. ), в котором также предполагается портрет Арсения. Так, 1839 годом датирован портрет Моркова, где он вновь изображен играющим на гитаре, но уже не в простонародном костюме, а в халате, надетом на белоснежную рубаху с глубоким вырезом и распахнутым воротом.
Произведение получило много лесных отзывов у современников. Многие пейзажные окна Тропинина прямо соотносятся с настроением изображенных, усиливают или проясняют его (портреты старших Морковых, Самарина, Селивановской). Венчались они еще на Украине, в поместье графа Моркова, в новопостроенной церкви. Причем мотив окна – он может быть трактован символически (окна в мир Ф. -О. Дальнейшее развитие этот тип изображений получил в натурном этюде Украинка в намитке (1820). Изредка он встречался со старыми товарищами, в частности, с Орестом Кипренским.
Затем художник поселился в Москве. Именно эта работа Тропинина более других сродни идеалам бидермейера. При осаде Варны в 1828 году был ранен в ногу и лечился в госпитале Варны, затем в Одессе. Как и у Щукина, это придает естественную теплоту колориту тропининских работ. Обе являются попыткой найти новый тип группового портрета.
У этого портрета была странная судьба. И Тропинин был в восторге от своего знаменитого собрата по ремеслу. Молодые люди понравились друг другу и Николай Иванович сделал ей предложение.
В данном случае эволюция еще ощутимее. Юный художник относится к типу изображений, хорошо известному в истории искусства. Русскому зрителю импонировала сентиментальная чувственность его произведений.
По рассказам, в музее Сапожка хранился автопортрет Тропинина с неразборчивой надписью: «Для Дмитрия Пр. » Но после пожара, случившегося во время Великой Отечественной войны, уцелел лишь сделанный Тропининым скромный портрет Дмитрия. Бера с женой (1850 год). В конце 1830-х – начале 1840-х годов Тропинин написал групповые портреты: Ф. С. Мосолова со служащими коннозаводства (1830-е гг. ) и Д. П. Воейкова с дочерью и англичанкой мисс Сорок (1842).
Такие работы художника, как «Кружевница», «Гитарист» и др. Голицын. Уникален для Тропинина большой холст – Портрет А. И. Барышникова (1829), сохранился хорошо разработанный эскиз маслом.
.