Художник познакомился дочкой булочника, 19-летней Маргаритой Лути. В доме мастера в Урбино, который ныне называется «Дом-музей Рафаэля Санти», экспонируется ранняя работа живописца «Мадонна из дома Санти». Уход самого дорогого человека оставил след в творческой биографии живописца. Кастильоне, 1514-15). Особенно нравилось ему рисовать Мадонн.
Часть из них получила название по сюжетам фресок. Левой рукой она обнимает улыбающегося Христа. По инициативе кардинала Биббиена (Bibbiena), художник был помолвлен с его племянницей Марией Довици Биббиена (Maria Dovizi da Bibbiena), но свадьба не состоялась, маэстро не желал связывать себя узами брака. В «Мадонне делла Седия» (ок. 1504, Национальная галерея, Вашингтон) и в более крупном по формату «Обручении Марии» (1504, Брера, Милан).
Именно в Риме достиг зрелости блестящий талант Рафаэля-портретиста (Портрет кардинала, около 1512, Прадо, Мадрид Дама в покрывале или Донна Велата, около 1516, Галерея Палатина, Флоренция портрет Бальдассаре Кастильоне, 1515-1516, Лувр, Париж и другие). Ее отец за 50 золотых позволил дочери позировать Рафаэлю для картины «Амур и Психея», а еще за 3000 золотых разрешил ему забрать Маргариту с собой.
Картина размерами 84 см на 56 см выставлена в галерее Палатине (Galerie Palatine) Палаццо Питти (Palazzo Pitti), во Флоренции. На потолке Рафаэль написал «Грехопадение», «Победу Аполлона над Марсием», «Астрономию» и «Суд Соломона». Уже в этом полотне ярко проявились важные художественные принципы великого художника. Ко времени пребывания у Перуджино относятся первые картины Рафаэля. Само имя Рафаэля в дальнейшем превратилось в нарицательное имя идеального художника.
Его первыми работами, которые в дальнейшем получили признание любителей искусства, были фреска «Мадонна с младенцем», хоругвь, на которой была изображена «Святая Троица» и образ на алтаре «Коронование святого Николы из Толентино» для храма в городе Читта-ди-Кастелло. Они теперь не так нежны как раньше, теперь онивеличественны. Дерево. Рафаэлю было поручено украсить фресками кабинет папы (Станца делла Сеньятура). В 1504-08 работал во Флоренции. 1519, Рим, палаццо Барберини) появляется декоративная усложненность и некоторая холодность, характерные для маньеристических портретов.
Паоло Уччелло, Лука Синьорелли – имена живописцев известные каждому итальянцу. Изменяется художник и в качестве творца Мадонн. Композиции изображающие мадонну с младенцем, принесли Рафаэлю широкую известность и популярность. Перед зрителем площадка и широкая лестница, ведущая к великолепному, величественному и легкому зданию, напоминающему постройки Браманте (есть предание, что великий земляк Рафаэля помог ему архитектурным эскизом). 1514-1515 годы. В начале 16 века Рим внушал надежды на национальное объединение страны.
Джованни Нанни вернулся в Удине, где создал ряд хороших картин. Святая Екатерина Александрийская. Оглядываясь еще раз назад на все созданное Рафаэлем в отпущенное ему время, ясно чувствуешь, какие вечные ценности все же содержало его творчество и чего не хватало бы миру, если изъять его ослепительный образ из картины искусства эпохи Ренессанса.
В портретах создан идеальный образ человека Возрождения (Б. 1507, Флоренция, галерея Питти). Благодаря учителю, молодой человек познакомился с архитектурным гением Баччо дАньоло (Baccio dAgnolo), выдающимся скульптором Андреа Сансовино (Andrea Sansovino), живописцем Бастиано да Сангалло (Bastiano da Sangallo) и своим будущим другом и протектором Таддео Таддеи (Taddeo Taddei). Обычно первым шагом Рафаэля в архитектуре считают создание образа идеального храма в картине Обручение Марии (1504).
В возрасте одиннадцати лет он остался на попечении своей мачехи (отец успел жениться во второй раз) и дяди-священника. Близок по композиционному решению фреске Перуджино Передача ключей святому Петру в Сикстинской капелле Ватикана алтарный образ Рафаэля Обручение Марии (1504, Галерея Брера, Милан). В 17-м веке дама становится святой Екатериной в плаще. Портреты Первые портреты относятся к флорентийскому периоду («Аньоло Дони», ок. Художник умер в возрасте тридцати семи лет от сердечной недостаточности.
В нижней части картины два ангела, предположительно опирающиеся на гробовую крышку. Не повторяя ни одной фигуры и позы, ни одного движения, Рафаэль сплетает их воедино гибким, свободным, естественным ритмом, перетекающим от фигуры к фигуре, от одной группы к другой. Мавра и св.
Так, Перуджино принадлежала роспись потолка нижнего зала. Их встречают папа Сикст II (Sixtus II) и святая Варвара. Ее взгляд позволяет заглянуть в мир ее переживаний.
В еще большей степени это свойственно фрескам ватиканской Станцы дель Инчендио (1514-1517), выполненным по рисункам Рафаэля его помощниками Джулио Романо и Дж. Даже в «Диспуте» (споре отцов церкви о причастии), посвященном изображению церковных деятелей, среди участников спора, можно узнать поэтов и художников Италии — Данте, Фра Беато Анджелико и других живописцев и писателей. Она получает более зрелое выражение в таких произведениях, как «Мадонна в зелени» (1505, Вена, Художественно-исторический музей), «Мадонна со щегленком» (Флоренция, Уффици), «Прекрасная садовница» (1507, Париж, Лувр). Живописные работы Рафаэля: до 1500 г. — Хоругвь с Распятием и Мадонной (для братства Карита) в Пинакотеке в Читта ди Кастелло.
В последних флорентийских работах Рафаэля («Положение во гроб», 1507, галерея Боргезе, Рим «Св. Гравюры Мантеньи открыли ему приемы передачи трагизма в жестах и мимике персонажей. Рафаэль Санти родился в 1483 году в Урбино. евхаристии – а напротив неё так называемая «Афинская школа». Михаил с Люцифером» (Париж, Лувр) «Св.
Сверху, как символ невинности, добавлена синяя накидка. По-видимому, к этому времени он уже работал в мастерской Перуджино. Однако свадьба Рафаэля и Марии Доваци, одной из племянниц кардинала, так и не состоялась. С 1508 года художник живет в Риме, куда получил приглашение от папы Юлия II. С другой стороны, папа Григорий Великий, казалось, наделён всей полнотой власти. В 1504 Рафаэль впервые приехал во Флоренцию. Рафаэлю была поручена роспись четырех смежных зал, так называемых станц (комнат).
На ней Рафаэль Санти разместил 50 фигур философов, в облике которых узнаются лица художников и мыслителей Италии (Платон написан с да Винчи, Гераклит похож на Микеланджело). Как и многие мастера раннего и высокого Возрождения, Рафаэль не мог не разместить в столь обширной многофигурной композиции собственный автопортрет и, предположительно, портреты своих современников. Прообраз ее некоторые исследователи находили в чертах «Дамы в покрывале» (около 1513, Флоренция, галерея Питти), но сам Рафаэль в письме к своему другу Кастильоне писал, что в основе его творческого метода лежит принцип отбора и обобщения жизненных наблюдений: «Для того чтобы написать красавицу, мне надо видеть многих красавиц, но ввиду недостатка в красивых женщинах я пользуюсь некоторой идеей, которая приходит мне на ум».
Были раскопаны термы Тита, познакомившие с орнаментикой поздней римской культуры — «гротесками». В следующие четыре года он попеременно жил во Флоренции, Перудже и Урбино. 1502-03, Эрмитаж), Сон рыцаря (ок. Екатерина Александрийская», ок. На небе все спокойно здесь, на земле, все полно волнения и борьбы.
Частично осуществлен авторский замысел Рафаэля в римской вилле Мадама (с 1517 года строительство продолжил архитектор А. де Сангалло Младший), органически связанной с окружающими садами и террасным парком. По приезде в Рим Рафаэль сразу же становится художником при дворе Ватикана и по личной просьбе папы Юлия II работает над фресками для папского рабочего кабинета (Stanza della Segnatura). Станца делла Сеньятура. Мертвое тело Христа он заимствует из «Пьеты» Микеланджело, сидящую справа женщину, протягивающую руки через голову назад, — из «Святого семейства» того же Микеланджело.
В последние годы жизни Рафаэль был так перегружен заказами, что доверял выполнение многих из них своим ученикам и помощникам (Джулио Романо, Джованни да Удине, Перино дель Вага, Франческо Пенни и другим), обычно ограничиваясь общим наблюдением над работами. Выполненные в 1515-1516 годах картоны для шпалер с эпизодами истории апостолов Петра и Павла (Музей Виктории и Альберта, Лондон) В них появляются уже первые признаки исчерпанности классического стиля Рафаэля, – черты холодного совершенства, увлечение зрелищным началом, эффектностью поз избытком жестикуляции. К лучшим работам раннего периода принадлежит Мадонна Конестабиле.
Смысловое ядро Афинской школы демонстрируют жесты Платона и Аристотеля. Проектировал собор св Петра, строил капеллу Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо (1512-20) в Риме. монохромно) и Залы Константина. 1502-03) проникнуты изяществом, мягким лиризмом. По свидетельству Вазари, учился у Перуджино.
С 1509 по 1517 годы Рафаэль работал в Риме над росписью комнат (станц) Ватиканского дворца. 1507-1508: «Положение во гроб» (Рим, галерея Боргезе), пределла с аллегорическими изображениями Веры, Надежды и Любви в тондо (Ватикан, Пинакотека) «Святое семейство Каниджани» (Мюнхен, Пинакотека) «Святое семейство с ягненком» (Мадрид, Прадо) «Святое семейство под пальмой» (Лондон, галерея Бриджуотер) «Мадонна Бриджуотер» (Лондон, собрание Эльсмир) «Мадонна Колонна» (Берлин, музей) «Мадонна-садовница» (Париж, Лувр) «Мадонна под балдахином» (Флоренция, галерея Питти) «Мадонна Темпи» (Мюнхен, Пинакотека) «Святая Екатерина» (Лондон, Национальная галерея) «Автопортрет» (Хемптон-Корт) «Портрет Гвидо-бальдо да Монтефельтро» (Флоренция, Уффици). Фреска. Наиболее знаменитая станца – фреска «Афинская школа» (второе название «Философские беседы»). Это молодой человек с нежным, привлекательным лицом. В композиции Парнас по сторонам от одноимённой горы-пристанища Аполлона, Рафаэль разместил фигуры поэтов и муз. Каждой фигуре сообщается монументальное величие и масштабность античной статуй.
Произведения этого периода творчества Рафаэля отмечены тонкой поэзией и мягким лиризмом пейзажных фонов (Сон рыцаря, Национальная галерея, Лондон Три грации, Музей Конде, Шантийи Мадонна Конестабиле, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург все — около 1500-1502). В первом покое (Станца делла Сеньятура – della Segnatura) Рафаэль изобразил духовную жизнь людей в её высших направлениях. После смерти Браманте Рафаэль занял должность главного архитектора собора Святого Петра в Риме (составил новый план собора положив в его основу архитектурный тип базилики), а также достраивал начатый Браманте двор Ватикана с лоджиями.
Все персонажи фрески объединены настроением высокого духовного подъема, глубокой мысли. 1513-1514: «Мадонна с рыбой» (Мадрид, Прадо) «Мадонна с занавешенным окном» (Флоренция, галерея Питти) «Святая Цецилия» (Болонья, Пинакотека) «Мужской портрет» (Краков, музей). Это молодой человек с нежным, привлекательным лицом. Томмазо Ингирами представлен в момент поэтического вдохновения за письменных столом.
1504, Национальная галерея, Вашингтон) и в более крупном по формату Обручении Марии (1504, Брера, Милан). 1507.
Сначала предполагалось, что эта работа будет поделена между несколькими мастерами (Рафаэль должен был расписать свод), но Юлию II настолько понравилась составленная Рафаэлем программа росписей, что он сделал художника единственным исполнителем проекта. По мнению некоторых исследователей, прослеживается связь этого рисунка (время создания неизвестно) с Мадонной Конестабиле из Эрмитажа — первоначально Мадонна на этой картине держала в руке плод граната. В Мадоннах Рафаэля римского периода идиллическое настроение его ранних произведений сменяется воссозданием более глубоких человеческих, материнских чувств (Мадонна Альба, около 1510-1511, Национальная галерея, Вашингтон Мадонна ди Фолиньо, около 1511-1512, Ватиканская пинакотека) как полная достоинства и душевной чистоты заступница человечества выступает Мария в самом знаменитом произведении Рафаэля – Сикстинской Мадонне (1514-1519, Картинная галерея, Дрезден).
Острохарактерные портретные черты приобретают полные жизни персонажи «Мессы в Больсене» (фрески в Станце дЭлиодоро). В городе на берегу Арно Санти встретил Леонардо да Винчи.
С 1509 года Рафаэль Санти останется в Вечном городе, разрисовывая станцы, до дня кончины. Три покоя (stanza) и одна большая зала Ватикана покрыты по сводам и стенам фресками Рафаэля, а потому носят название «Рафаэлевых станц».
В этих работах (фрески Лоджии Психеи виллы Фарнезина, 1514-1518 фрески в Лоджиях Ватикана, 1519 алтарный образ Преображение Христово, 1520, Ватиканская пинакотека) отчетливо проявились черты кризиса Возрождения, тяготение к маньеризму. В соседней зале Станца дЭлиодоро в фресках на легендарно-исторические сюжеты (Изгнание Элиодора, Встреча папы Льва I с Атиллой, Месса в Больсене) с особой силой проявилось дарование Рафаэля как мастера светотени и гармоничного, мягкого и светлого колорита. Пейзаж отражает суровое величие окрестностей Рима.
Однако давно замечено, что судьба капризна и непредсказуема. Рафаэль создал новый тип изображения мадонны с младенцем – монументальный, строгий и лиричный одновременно, придал этой теме невиданную значительность.
1500 для этого города. Например, до сих пор сохранилась его копия холста Леонардо «Леда и лебедь». В конце 1508 Рафаэль получил приглашение папы Юлия II в Рим. Им написаны портреты папы Юлия II (1511, Флоренция, Уффици), папы Льва X с кардиналом Людовико деи Росси и Джулио деи Медичи (около 1518, там же) и другие портретные картины.
Она получает более зрелое выражение в таких произведениях, как «Мадонна в зелени» (1505, Вена, Художественно-исторический музей), «Мадонна со щегленком» (Флоренция, Уффици), «Прекрасная садовница» (1507, Париж, Лувр). Когда же молва об этих и многих других творениях этого знатнейшего художника проникла вплоть до Франции, а также Фландрии. В зале Ватикана Станца делла Сеньятура (1509-1511), где скреплялись печатью папские декреты и буллы, художник Рафаэль Санти представил сюжеты в области духовной деятельности: богословие (Диспута), философию (Афинская школа), поэзию (Парнас), юриспруденцию (Мудрость, Мера, Сила), каждая из стен этого сравнительно небольшого помещения имела для росписи полукружье, горизонтальное основание которого находилось выше уровня глаз стоящего зрителя.
В портретах создан идеальный образ человека Возрождения («Б. Фрески третьей станцы были почти полностью выполнены учениками Рафаэля. Предположительно, для образа позировала Джулия Фарнезе (Giulia Farnese), тайная любовь папы Александра VI (Alexander PP. Вскоре, как и следовало ожидать, Рафаэль перерос своего учителя. Здесь поза Богоматери смелее и жизненнее, чем в флорентийский период творчества.
За кистью мастеров пристально наблюдали глаза юного Рафаэля. Рафаэль, сын живописца Джованни Санти, ранние годы провел в Урбино. 1507-1508 годы. Эти работы были написаны ним в 17-летнем возрасте. Начиная писать эту картину, он вдохновлялся «Пьетой» Перуджино.
Вскоре Санти понял, что сын оставит в тени и его и Уччелло с Синьорелли. Его основной работой при папском дворе было расписывание парадных покоев. Иеронима» (Ричмонд, собрание Кук) «Коронование Богоматери» (Ватикан, Пинакотека). Считается, что благодаря его протекции Рафаэль попал в Рим.
Прообраз ее некоторые исследователи находили в чертах «Дамы в покрывале» (около 1513, Флоренция, галерея Питти), но сам Рафаэль в письме к своему другу Кастильоне писал, что в основе его творческого метода лежит принцип отбора и обобщения жизненных наблюдений: «Для того чтобы написать красавицу, мне надо видеть многих красавиц, но ввиду недостатка. Через несколько десятков лет собака становится единорогом, переписываются руки. Три образа Мадонны могут проиллюстрировать творческое развитие мастера в этот период. Платон с Аристотелем, как и прочие античные мудрецы, должны были символизировать симпатии пап языческой античности. Кастильоне», 1514-15). Сын художника Джованни Санти.
1515-1516: «Сикстинская Мадонна» (Дрезден, галерея) «Мадонна делла Тенда» (Мюнхен, Пинакотека) «Мадонна в кресле» (Флоренция, галерея Питти) «Христос, несущий крест» (Мадрид, Прадо) портреты: Кастильоне (Париж, Лувр), Ингирами (Бостон, музей, реплика во флорентийской галерее Питти) женщины под покрывалом (там же). что он хотел, – многочисленные заказы, огромный успех и громкую славу, богатство и почет, всеобщую любовь, включая любовь женщин. Внизу, слева у лестницы, склонился над книгой Пифагор, окруженный учениками, справа — Эвклид и здесь же, у самого края, Рафаэль изобразил рядом с живописцем Содомой самого себя. Сикста в Пьяченце. К этому периоду творчества Рафаэля относятся также портреты Алессандро Фарнезе (1514, Неаполь) и Портрет папы Льва X с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи Росси (ок.
Петра. Предположительно, это мог сделать художник Карло Дольчи (Carlo Dolci), владелец «Мадонны Грандука», предпочитавший темный фон религиозных образов. Альбертина, Вена. Малая Мадонна Каупера (Piccola Madonna Cowper) создана в 1505 г. и названа в честь графа Купера (Earl Cowper), в чьей коллекции работа находилась много лет. На верхней площадке лестницы, в центре — Платон и Аристотель.
После его смерти мастерской руководили его помощники и, вероятно именно здесь (в возрасте от 10 до 16 лет) Рафаэль приобрел первые навыки ремесла. В 25 лет художник попадает в Рим и с этого момента начинается период наивысшего расцвета его творчества: он выполняет монументальные росписи в Ватиканском дворце (1509—1511), среди которых безусловный шедевр мастера — фреска «Афинская школа», пишет алтарные композиции и станковые картины, отличающиеся гармоничностью замысла и исполнения, работает как архитектор (некоторое время Рафаэль даже руководит строительством собора св. цветовая гамма, фигуры, пейзаж. В картине все отмечено совершенством: композиция.
Среди римских работ выделяются портрет гуманиста Бальдассаре Кастильоне (ок. Глубина и сила замысла, непринужденная симметрия и законченность композиций, замечательное распределение света и тени, правдивость жизни и характерность, прелесть колорита, понимание нагого тела и драпировки – все гармонично сочетается в его творчестве.
Нежный лиризм и тонкая одухотворенность отличают одно из ранних его произведений — «Мадонну Конестабиле» (1502, Санкт-Петербург, Эрмитаж), просветленный образ молодой матери изображенной на фоне прозрачного умбрийского пейзажа. Ромуальда, св.
1504, Национальная галерея, Лондон), Три грации (Музей Конде, Шантильи), Святой Георгий (ок. 1501-1502: «Коронование св.
На плафоне помещения Рафаэль создал соответствующие главным композициям аллегорические, библейские и мифологические сцены — Грехопадение, Победу Аполлона над Марсием, Астрономию и Суд Соломона. 1514-15, Лувр) и т. н. «Донна Велата», возможно – модель «Сикстинской мадонны» (ок. Такие римские постройки Рафаэля, как церковь Сант Элиджо дельи Орефичи (1509) и капелла Киджи в церкви Санта Мария дель Пополо (1512–1520), по стилю близки произведениям Браманте, после смерти которого в 1514 Рафаэль возглавил строительство собора св. Им написаны портреты папы Юлия II (1511, Флоренция, Уффици), папы Льва X с кардиналом Людовико деи Росси и Джулио деи Медичи (около 1518, там же) и другие портретные картины. На смену хрупким, кротким, мечтательным мадоннам умбрийского периода пришли образы более земные, полнокровные их внутренний мир стал более сложным, богатым по эмоциональным оттенкам.
Прекрасная садовница (1507, Париж, Лувр) композиционно сложнее, с контрастным противопоставлением трех фигур, помещенных в пейзаже и образующих в пространстве картины пирамидальную структуру. С 1515: работа над картоном для ватиканских гобеленов. 1502—1503) проникнуты изяществом, мягким лиризмом. Аристотель протягивает руку к земле.
В последних флорентийских работах Рафаэля (Положение во гроб, 1507, галерея Боргезе, Рим Святая Екатерина Александрийская, около 1507-1508, Национальная галерея, Лондон) появляется интерес к сложным формулам драматически-взволнованного движения, разработанным Микеланджело. 1506-07, Уффици), «Мадонна в зелени» (1506, Музей истории искусств, Вена), «Прекрасная садовница» (1507, Лувр).
1504: «Обручение Богоматери» (Милан, Брера) «Мадонна Диотисальви» (Берлин, музей) «Мадонна ди Терранова» (там же) «Мадонна Коннестабиле» (Санкт-Петербург, Эрмитаж) «Мадонна дель Грандука» (Флоренция, галерея Питти) в том же году или немного раньше портреты Элизабеты Гонзага (Флоренция, Уффици) юноши с яблоками (там же) Эмилии Пиа (Балтимора, собрание Эпштейна) автопортрет (Мюнхен, Пинакотека) два мужских портрета в римской галерее Боргезе и галерее города Вадуц (Лихтенштейн). VI). Название «Грандука» Мадонна получает по имени этого же владельца (Grand Duca – Великий Герцог).
1518, Флоренция, Уффици). Среди серии мадонн особенно выделяется так называемая Сикстинская мадонна, созданная в 1513 году для церкви св. Мадона Каупер (1508, Вашингтон, Национальная галерея) отличается плавностью линий и большей выразительностью движений. У Рафаэля были многочисленные ученики, хотя никто из них не вырос в выдающегося художника.
На «Мадонне со щегленком» выстраиваются даже две пирамиды, одна над другой. На ступенях лестницы он изобразил основателя школы клиников Диогена, в левой группе — Сократа, Пифагора, на переднем плане, в состоянии глубокой задумчивости, — Гераклита Эфесского. Представитель Высокого Возрождения. 1504 годом датируются полотно «Обручение Девы Марии» и картина «Сон рыцаря».
Справа в образе Евклида Рафаэль изобразил своего великого современника архитектора Браманте далее представлены знаменитые астрономы и математики у самого края правой группы художник написал себя. Флорентийский период (1504-08) Переезд сыграл огромную роль в творческом становлении Рафаэля. Лувр, Париж.
Проектировал собор св Петра, строил капеллу Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо (1512-20) в Риме. Подобный аналог свидетельствует о существующих нераздельно муках творчества и вдохновении. Мадонна Грандука (ок. Но случилось чудо. Биография Рафаэля Санти в его флорентийский период является неполной и запутанной – судя по историческим данным, художник в это время не жил во Флоренции, а часто туда приезжал. Наконец, Рафаэль увлекался мыслью о восстановлении древнего Рима.
В неустанных поисках своего идеала, воплощающийся для художника в образе Мадонны, он создает самое абсолютное своё творение — «Сикстинскую Мадонну» (1513), символ материнства и самоотречения. 1502-03, Эрмитаж), «Сон рыцаря» (ок. Нарастающий в этих фресках драматизм принимает оттенок театральной патетики в росписях Станца дель Инчендио (1514-1517), которые Рафаэль исполнял уже с многочисленными помощниками и учениками.
Заказчиком картины стал друг художника, купец Лоренцо Нази (Lorenzo Nazi), он попросил, чтобы работа была готова к его свадьбе. Около 1503 Рафаэль написал большой алтарный образ – Коронование Марии (Рим, Ватиканская пинакотека). Переехав в Рим, 26-летний мастер получает должность «художника апостольского Престола» и поручение расписать парадные покои Ватиканского дворца, с 1514 руководит строительством собора святого Петра, работает в области церковной и дворцовой архитектуры, в 1515 назначается Комиссаром по древностям, отвечает за изучение и охрану античных памятников, археологические раскопки. На стиль работ, вышедших из мастерской в эти годы, оказал заметное влияние Перуджино. К римскому этапуотносится известная «Мадонна Альба». При взгляде на «Прекрасную садовницу» глаз скользит от ножки ребенка Христа по его красиво изогнутой фигуре дальше по направлению к плащу и голове Марии, а потом обратно по волнистой линии, образуемой ее вздувающимся платком и ногой стоящего на коленях маленького Иоанна.
К ватиканским фрескам близки картоны Рафаэля к серии шпалер для украшения стен Сикстинской капеллы (1515-1516 итальянский карандаш, раскраска кистью, Музей Виктории и Альберта, Лондон и другие собрания). Лондонская национальная галерея. Можно было бы подумать, что крупные заказы сделают из него легко творящего декоратора. Самым талантливым был Джулио Романо. Лучше всего характеризует манеру письма Рафаэля последнее произведение его флорентийского периода — «Положение во гроб».
На рентгеновском снимке вместо единорога просвечивается силуэт собаки. Проектировал собор Св. Художник создает картины, разрабатывая пирамидальную композицию Винчи. Ярко иллюстрируют эти стремления Рафаэля «Мадонна среди зелени», «Мадонна с щеглом» и«Прекрасная садовница». Лувр. Римский период творчества Рафаэля отмечен высокими достижениями и в области портрета.
Многочисленные изображения Богоматери («Сикстинская мадонна», ок. По сторонам небольшой оконный проём в центре композиции завершается фигурой Аполлона. Мария, спускаясь с облаков, несет на руках необыкновенно серьезного младенца. Об утерянной картине гениального Леонардо «Леда и лебедь» мы знаем благодаря копии Рафаэля Санти. Петра, строил капеллу Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо (1512-20) в Риме. Себастьян» (Бергамо, академия Каррара) «Мадонна Солли» (Берлин, музей).
Он пережил трудное детство, рано лишившись матери и отца. В портретах создает идеальный образ человека Возрождения (Бальдассаре Кастильоне, 1515). Плацидия. Земное бытие человека, гармонию духовных и физических сил прославил в росписях станц (комнат) Ватикана (1509-17), достигнув безупречного чувства меры, ритма, пропорций, благозвучия колорита, единства фигур и величественных архитектурных фонов.
Они окружены внимательными слушателями. Варьируя в них один и тот же мотив изображая на фоне идиллического пейзажа юную мать и играющих у ее ног маленьких детей — Христа и Иоанна Крестителя, он объединяет фигуры устойчивым, гармонически уравновешенным ритмом Композиционный пирамиды излюбленной мастерами Возрождения. (1483-1520) итальянский художник и архитектор. Первыми работами не на библейские темы были картины «Сон рыцаря» и «Три грации». Около 1502-03.
Много изображения богоматери (Сикстинская мадонна, 1515-19), художественные ансамбли в росписях виллы Фарнезина (1514-18) и лоджиях Ватикана (1519, с учениками). Острохарактерные портретные черты приобретают полные жизни персонажи «Мессы в Больсене» (фрески в Станце дЭлиодоро). 1505, Питти, Флоренция «Маддалена Строцци», ок 1505, там же «Донна Гравида», ок. 1505, там же). Среди других построек Рафаэля: круглая в плане церковь Сант-Элиджо дельи Орефичи (строилась с 1509) и капелла Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо (1512-1520) в Риме, нарядные палаццо Видони-Каффарелли (с 1515) в Риме и Пандольфини (с 1520) во Флоренции. Доказательством удивительной разносторонности Рафаэля является тот факт, что он и теперь еще владел значительным умением выражения реалистических черт, позволившим ему создать ряд портретов, принадлежащих, наряду с портретами Тициана, к величайшим явлениям портретной живописи чинквеченто.
1502-03) проникнуты изяществом, мягким лиризмом. Позади видна церковь, напоминающая храм Сан-Бернардино (Chiesa di San Bernardino) в Урбино, на родине автора картины. При создании Портрета папы Юлия II (1511–1512, Флоренция, галерея Уффици) Рафаэль использовал новый формат: папа показан в необычном для портретирования эмоциональном состоянии – во время депрессии и болезни. Хотя никто в Италии так не ходил, Рафаэль изображал Богоматерь именно в таких одеждах.
Роспись воспринимается как воплощение мечты о светлом будущем. Архитектурные произведения Рафаэль оставил заметный след и в итальянской архитектуре. Сикста в Пьяченце. 1513), художественные ансамбли в росписях виллы Фарнезина (1514-18) и лоджиях Ватикана (1519, с учениками). Холст создавался для алтаря базилики святого Сикста (Chiesa di San Sisto) в Пьяченце (Piacenza) в 1513 г. С 1754 г. работа выставлена в Галерее старых мастеров. «Мадонна с гранатом» (черный мел).
«Мадонна Конестабиле». Дар Рафаэля — монументалиста и декоратора — проявился во всем блеске при росписи Станци делла Сеньятура (комнаты печати). Принимавший значительное участие в работах Рафаэля и окончивший «Преображение» Джулио Романо был лучшим учеником Рафаэля.
В январе 1509 года в документах впервые упоминается имя Рафаэля. Росписи Станцы делла Сеньятура (1509-11) – одно из самых совершенных творений Рафаэля. Из большой толпы его учеников немногие поднялись выше простого подражания.
Мария в работе «Мадонна среди зелени» протягивает голую ногу далеко влево так, что она вполне соответствует ноге маленького Иоанна, стоящего справа на коленях. Ранние произведения («Мадонна Конестабиле», ок. В портретах создает идеальный образ человека Возрождения (Бальдассаре Кастильоне, 1515). В 1504 году Рафаэль переезжает из Перуджи во Флоренцию.
Умение свободно расположить фигуры в пространстве, связать их друг с другом и с окружением проявляется и в композиции «Обручение Марии» (1504, Милан, галерея Брера). Петра). Рафаэль родился в Урбино в апреле 1483 в семье живописца Джованни Санти. Художнику помогали ученики, одна фреска выполнена после смерти живописца по его эскизам. Многочисленные изображения Богоматери (Сикстинская мадонна, ок.
Представитель Высокого Возрождения. Все персонажи фрески объединены настроением высокого духовного подъема, глубокой мысли. Такова «Мадонна делла седиа» («Мадонна в кресле», 1516, Флоренция, галерея Питти) с ее гармоничной, замкнутой в круг композицией. Однако, сын Лоренцо, Батиста (Batista), собрал все части картины из-под руин и отдал их на восстановление Ридольфу Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio).
В детстве Рафаэль Санти проявил способности к живописи. Фреска прославляет греческую философию, противопоставляя и в то же время сочетая два главных ее направления в лице Платона и Аристотеля. Переезд во Флоренцию сыграл огромную роль в творческом становлении Рафаэля. Петра, работает в области церковной и дворцовой архитектуры, в 1515 назначается Комиссаром по древностям, отвечает за изучение и охрану античных памятников, археологические раскопки. Из числа остальных трёх комнат она особенно примечательна.
Иоанна Крестителя» (Лондон, собрание Лендсдаун) Мадонна Эстергази (Будапешт, Музей изобразительных искусств) «Мадонна Орлеанская» (Шантильи, галерея) «Мадонна с щегленком» (Флоренция, Уффици) «Мадонна на лугу» (Вена, Художественно-исторический музей) «Святое семейство с безбородым Иосифом» (Санкт-Петербург, Эрмитаж) «Святой Георгий» (Вашингтон, Национальная галерея) «Благословляющий Христос» (Брешиа, Пинакотека) портреты Маддалены и Аньоло Дони (Флоренция, галерея Питти) «Портрет беременной женщины» (там же) женский портрет (Рим, галерея Боргезе). В это же время Рафаэль создал величайшее свое творение «Сикстинскую мадонну» (1515—1519, Дрезден, Картинная галерея), предназначавшуюся для церкви св. Холст. Здесь он знакомится с величайшими художниками того времени Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти и другими флорентийскими мастерами и их работы производят на него глубочайшее впечатление. Галерея Уффици, Флоренция.
Для лоджий Рафаэль исполнил 52 эскиза на сюжеты из Ветхого и Нового завета известные под именем «Рафаэлевой Библии». Рафаэль родился в Урбино, в семье живописца, который был первым его учителем. Работа датируется 1498 годом. Рим. Созданные им во Флоренции многочисленные изображения Мадонн (Мадонна Грандука, 1504, Галерея Питти, Флоренция Мадонна с младенцем Христом и Иоанном Крестителем или Прекрасная садовница, 1507, Лувр, Париж Мадонна со щеглом, Уффици) принесли молодому художнику всеитальянскую славу.
в красивых женщинах я пользуюсь некоторой идеей, которая приходит мне на ум».
1513, Питти, Флоренция) юная мать в одежде римской простолюдинки, маленькие Иоанны Креститель и Христос связаны воедино круговым обрамлением (тондо) Мадонна как бы старается укрыть в своих объятиях сына — маленького Титана с недетски серьезным взглядом. Именно ей посвятил Рафаэль одно из ранних своих произведений – «Мадонна Конестабиле», где Мадонна изображена с книгой, которую листает младенец. Вилла Мадама, начатая Рафаэлем незадолго до смерти и так и не законченная, по сложности плана может сравниться только с античными сооружениями. Целых 6 лет влюбленные жили вместе.
В конце этого десятилетия Рафаэль и его ученики приступили к осуществлению еще двух художественных проектов в Ватикане – росписей Лоджий (фигуры апостолов, ветхозаветные сюжеты и орнаменты, выполненные в технике гризайль, т. е. Сикста в Пьяченце (ныне в Дрезденской картинной галерее). Петра). За этот период он написал «Мадонну Солли», «Мадонну Конестабиле» и др. Рафаэль мог быть автором торса фигуры, пейзажа и неба.
Санти считал сходство непременным условием для портретного изображения. Рафаэль умер тридцати семи лет, оставив незаконченными росписи виллы Фарнезины, Ватиканские лоджии и ряд других работ, завершенных по картонам и рисункам его учениками.
Это случалось оттого, что его ласковость, его красивая душа побеждали их». Ее взгляд позволяет заглянуть в мир ее переживаний. Представление о самых светлых и возвышенных идеалах гуманизма Возрождения с наибольшей полнотой воплотил, в своем творчестве Рафаэль Санти (1483—1520). В исполненной спокойного величия, стройной композиции росписей большую роль играют архитектурные фоны, новаторски развивавшие тенденции современного Рафаэлю итальянского зодчества. Необычайная глубина и проникновенность чувств главных действующих лиц давно превратила простой алтарный образ в вечный гимн материнству и простой, смиренной красоте. Этот ранний период творчества Рафаэля завершает картина Обручение Марии (1504, Милан, галерея Брера).
В это же время Рафаэль создал величайшее свое творение «Сикстинскую мадонну» (1515—1519, Дрезден, Картинная галерея), предназначавшуюся для церкви св. И Рафаэль находил еще время для исполнения целого ряда превосходных портретов и больших картин, В этот римский период им созданы между прочим портреты Юлия II и Льва X мадонны: «С покрывалом», «della Sedia», «di Foligno», «из дома Альбы» и самая совершенная из мадонн – «Сикстинская» «Святая Цецилия», «Несение Креста» (Lo Spasimo di Sicilia) и неоконченное за смертью художника «Преображение». 1513), художественные ансамбли в росписях виллы Фарнезина (1514-18) и лоджиях Ватикана (1519, с учениками). Главный план занимает отдыхающая на скамье Мария. Земное бытие человека, гармонию духовных и физических сил прославил в росписях станц (комнат) Ватикана (1509—1517 года), достигнув безупречного чувства меры, ритма, пропорций, благозвучия колорита, единства фигур и величественных архитектурных фонов. О торжестве гуманистических идей в ренессансном искусстве, о связи его с античностью говорит композиция «Афинская школа», прославляющая разум прекрасного и сильного человека, античную науку и философию.
Самой таинственной называют «Мадонну Грандука» – раннюю работу Рафаэля, относящуюся к 1505 году. Портрет графа Бальдассаре Кастильоне. По приезде Рафаэля в Рим портрет занимает более важное место в его творчестве. В 1548 г. картина чуть было не затерялась, когда гора Сан-Джорджио (Monte San Giorgio) рухнула на дом купца и соседние дома. 1503: «Распятие» (Лондон, Национальная галерея) части пределлы «Чудо св. Первые портреты относятся к флорентийскому периоду (Аньоло Дони, 1505, Питти, Флоренция Маддалена Строцци, около 1505, там же Донна Гравида, 1505, там же).
Такова «Мадонна делла седиа» («Мадонна в кресле», 1516, Флоренция, галерея Питти) с ее гармоничной, замкнутой в круг композицией. Год переезда во Флоренцию ознаменовался написанием Рафаэлем нескольких ранних шедевров.
Георгий» (там же) «Три грации» (Шантильи, галерея). Иеронима, св. Кирилла» (Лиссабон, музей) и «Чудо св. Под фигурою Богословия на стене помещается так называемая «La Disputa» – Спор о св. После смерти Браманте Санти стал не только строителем собора Святого Петра, но и хранителем древностей.
Созданное им Палаццо дель Аквила (не сохранилось) было выполнено в более декоративном стиле, чем строгие классические постройки Браманте: фасад обильно украшен стуковым декором, что привело, с одной стороны, к усложнению общей композиции, а с другой – к утрате ясности структуры здания. Рафаэль Санти рано осиротел: едва ему исполнилось 8 лет, умерла мама. Эрмитаж. Главная героиня изображена сидящей в поле, ее окружают цветы. Значительное воздействие на творческий процесс Рафаэля оказала встреча с Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci).
Среди них выделяются три близких по композиционному решению картины: «Мадонна со щегленком» (ок. Работы последних лет жизни: «Видение Иезекииля» (Флоренция, галерея Питти) «Лев Х с двумя кардиналами» (Флоренция, Уффици) «Святой Михаил» (Париж, Лувр) «Святое семейство» (там же) «Святое семейство» (Мадрид, Прадо) «Посещение Марией Елизаветы» (там же) «Преображение» (Ватикан, Пинакотека). Первостепенное значение для него имело знакомство с методом Леонардо да Винчи. В «Споре» действие происходит одновременно на земле и на небе. Портретом друга Рафаэля, литератора Бальдассаре Кастильоне (ок.
В отличие от ранних, более светлых по настроению, лиричных мадонн, это величавый образ, полный глубокого значения.
В течение двух-трех лет Рафаэль создавал картины исключительно религиозной тематики. Земное бытие человека, гармонию духовных и физических сил прославил в росписях станц (комнат) Ватикана (1509-17), достигнув безупречного чувства меры, ритма, пропорций, благозвучия колорита, единства фигур и величественных архитектурных фонов. Для каждого сюжета мастер разработал свой картон (с картона живопись переносилась на стену с помощью проколов и заполнения небольших дырочек угольным порошком – припорохов). 1513, Картинная галерея, Дрезден). Николаем (Лондон, Национальная галерея) пределла «Проповедь св.
По приглашению папы Юлия II до Рафаэля над ними уже трудились лучшие мастера Италии. Платон изображен длиннобородым старцем, в руке он держит книгу, а правой рукой указывает вверх. Впервые упомянут как самостоятельный мастер в 1500. В 1504 году Рафаэль переезжает во Флоренцию (Firenze), вслед за своим учителем Перуджино. Но уже в «Обручении Девы Марии» (Sposalizio), написанном в конце этого периода, через этот характер просвечивают черты начинающей слагаться индивидуальности Рафаэля.
Рафаэль был тогда увлечен произведениями Микеланджело. По окончании этой работы папа поручил Рафаэлю украшение Станцы дЭлиодоро (1511–1514) и Станцы дель Инчендио (1514–1517). Земное бытие человека, гармонию духовных и физических сил прославил в росписях станц (комнат) Ватикана (1509-1517), достигнув безупречного чувства меры, ритма, пропорций, благозвучия колорита, единства фигур и величества архитектурных фонов. Николая Толентинского» — части в пинакотеках Неаполя и Брешиа «Воскресение» в музее Сан Пауло (Бразилия) «Воскресение» (Лондон, частное собрание) «Св. О торжестве гуманистических идей в ренессансном искусстве, о связи его с античностью говорит композиция «Афинская школа», прославляющая разум прекрасного и сильного человека, античную науку и философию.
В неустанных поисках своего идеала, воплощающийся для художника в образе Мадонны, он создает самое абсолютное своё творение — «Сикстинскую Мадонну» (1513), символ материнства и самоотречения. Джованни Сольяни (Giovanni Sogliani) мог дорисовать колонны по бокам лоджии, руки с рукавами и собаку. Так, в образе древнегреческого геометра Эвклида он изобразил своего старшего друга и наставника, главного архитектора Рима Браманте. У ангела слева одно крыло.
Бенедикта, св. Жест Платона направлен вверх. Картины и росписи Рафаэля были признаны современниками и вскоре Санти стал центральной фигурой художественной жизни Рима.
Рафаэль (1483-1520) является одним из самых ярких гениев Высокого Возрождения. Среди его построек — маленькая церковь СанЭлиджо дельи Орефичи (заложена ок. С классической ясностью и возвышенной одухотворенностью воплотил жизнеутверждающие идеалы Возрождения.
По словам Вазари, Рафаэль до самой смерти был горячо привязан к своей возлюбленной Форнарине, дочери булочника и её черты, кажется, легли в основу лица Сикстинской мадонны Молва, что причиною ранней смерти Рафаэля была безнравственная жизнь, появилась позднее и ни на чем не основана. 1504, Национальная галерея, Лондон), «Три грации» (Музей Конде, Шантильи), «Святой Георгий» (ок. За четыре года, проведенные во Флоренции, художник создал огромное количество картин. Уже в ранних, написанных до переезда во Флоренцию, картинах сказался присущий Рафаэлю гармоничный склад дарования, его умение находить безупречное согласие форм, ритмов, красок, движений, жестов, — и в таких небольших по формату работах, почти миниатюрах, как «Мадонна Конестабиле» (ок. Рафаэль не был женат, но был обручен с племянницею кардинала Биббиены.
Лаврентия, св. Ранние произведения (Мадонна Конестабиле, ок. 1506: Алтарный образ (Пала Колонна) с Мадонной и четырьмя святыми в пределле «Моление о чаше», «Восхождение на Голгофу», «Оплакивание» (Нью-Йорк, Метрополитен-музей) Алтарный образ (Пала Ансидеи) с Мадонной, Иоанном Крестителем и св. На своде представлены аллегорические фигуры и сцены. Оттого, кого она слишком щедро осыпает дарами, она может вдруг отвернуться. Произведение это, почитавшееся в то время прекрасным образцом фресковой живописи, Рафаэль подписал своим именем большими и очень хорошо видными буквами.
Молодой мастер продолжил роспись нескольких других помещений, которые на сегодняшний день известны как «комнаты Рафаэля» (Stanze di Raffaello). 1514, Лувр), восхищались Рембрандт и Рубенс. Портреты Рафаэля прошли ту же эволюцию, что и его религиозная живопись. Ф. Пенни. Легкостью изяществом, богатством фантазии отличаются чисто декоративные росписи, выполненные помощниками Рафаэля по его рисункам в зале Психеи виллы Фарнезина (около 1515-1516) и в т. н. Лоджиях Рафаэля Ватиканского дворца (1518-1519).
Грандиозные задачи, представшие перед Рафаэлем, внушили ему сознание собственных сил близость Микеланджело, начавшего одновременно роспись Сикстинской капеллы, возбудила в нем благородное соревнование, а мир классической древности, раскрытый в Риме более, чем где-либо в другом месте, сообщил его деятельности возвышенное направление и дал пластическую полноту и ясность для выражения художественных идей. Проектировал собор Св. 1511-1512: «Мадонна из Фолиньо» (Ватикан, Пинакотека) «Портрет кардинала» (Мадрид, Прадо) «Портрет папы Юлия II» (Флоренция, Уффици). Даже в «Диспуте» (споре отцов церкви о причастии), посвященном изображению церковных деятелей, среди участников спора, можно узнать поэтов и художников Италии — Данте, Фра Беато Анджелико и других живописцев и писателей. В 1942 г. подарена Национальной галерее искусств в Вашингтоне.
Рафаэль (собственно Рафаэль Санти), один из величайших живописцев нового времени, родился 6 апреля 1483 года в Урбино. «Святой Георгий» (около 1504 перо, следы черного мела и проколов по контуру). Художник родился весной 1483 года в 15-тысячном городке Урбино на востоке Италии. Иоанна Крестителя и св. Имя Сикст с латинского переводится как «шесть», композиция состоит из шести фигур, три главные фигуры составляют треугольник, фоном для главной композиции служат лица ангелов в виде облаков.
Франческо Пенни переехал в Неаполь, но умер молодым. Слева от него находится Гомер, а справа – обращённая спиной к зрителю муза. Последней картиной, созданной в рамках умбрийской мастерской, стало Обручение Марии (1504). Ватикан. На длинных стенах этой комнаты, перекрытой парусными сводами, размещены композиции «Диспут» и «Афинская школа», на узких — «Парнас» и «Мудрость, Умеренность и Сила», олицетворявшие четыре области духовной деятельности человека: богословие, философию, поэзию и юриспруденцию.
РАФАЭЛЬ САНТИ (Raffaello Santi) (1483-1520), Итальянский художник и архитектор. Немного раньше, Рафаэль изготовил в красках десять замечательных по красоте и рисунку больших картонов (в красках) на сюжеты из Деяний св. Римский период (1509-20) Переехав в Рим, 26-летний мастер получает должность «художника апостольского Престола» и поручение расписать парадные покои Ватиканского дворца, с 1514 руководит строительством собора св. «Афинская школа» посвящена философии, притом как явлению, равному богословию.
Во Флоренции появились «Мадонна Конестабиле» и «Три грации».
Сын живописца Джованни Санти. 1515), Рафаэль работает и над алтарными образами.
Они беседуют друг с другом и в то же время находятся в различных смысловых зонах. Мэтры рисовали портреты герцога и его родни, расписывали дворцовые стены. Перин дель Вага стал художником, работал во Флоренции и Генуе. Безупречное владение линией и умение обобщать и выделять главное, сделало Рафаэля одним из самых выдающихся мастеров рисунка всех времен. На стенах этого сравнительно небольшого помещения Рафаэль написал «Диспут» («Беседы о таинствах причастия»), напротив — знаменитую «Афинскую школу» («философские беседы»), на третьей стене было помещено прославление поэзии — «Парнас», на четвертой — группа из трех аллегорических фигур «Мудрость, Умеренность, Сила», олицетворяющая правосудие.
Они взаимодействуют, они и конфронтируют. Петра, строил капеллу Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо (1512-20) в Риме. Рафаэль (наст.
1505: «Сон рыцаря» (Лондон, Национальная галерея) «Св. Сверх того, в этот период написаны Рафаэлем многие картины масляными красками, между прочим, несколько превосходных портретов, каковы портреты Льва Х с кардиналами (в Луврском музее), неизвестной молодой красавицы с покрывалом на голове (Donna velata), герцогини Иоанны Арагонской (в Луврском музее) и др. В 25 лет художник попадает в Рим и с этого момента начинается период наивысшего расцвета его творчества: он выполняет монументальные росписи в Ватиканском дворце (1509—1511), среди которых безусловный шедевр мастера — фреска «Афинская школа», пишет алтарные композиции и станковые картины, отличающиеся гармоничностью замысла и исполнения, работает как архитектор (некоторое время Рафаэль даже руководит строительством собора св.
В контракте упоминается и другой, менее известный художник, но очевидно, что главная роль принадлежала семнадцатилетнему Рафаэлю, который назван в этом документе мастером. Много изображения богоматери (Сикстинская мадонна, 1515-19), художественные ансамбли в росписях виллы Фарнезина (1514-18) и лоджиях Ватикана (1519, с учениками). Земное бытие человека, гармонию духовных и физических сил прославил в росписях станц (комнат) Ватикана (1509-1517), достигнув безупречного чувства меры, ритма, пропорций, благозвучия колорита, единства фигур и величества архитектурных фонов. Имя одной известной любовницы Рафаэля – Беатриче (Beatrice) из Феррары (Ferrara), но скорее всего, она была обыкновенной римской куртизанкой. Рафаэль «Афинская школа».
Она хранится во флорентийской галерее Уффици. Таким образом, все пространство комнаты оказалось заполненным живописью. Только композиция Пожар в Борго была написана по картону Рафаэля и, возможно им самим. Рафаэль получает заказ на росписи парадных комнат (так называемых станц) Ватиканского дворца. К тому времени имя его уже стало известным в Риме.
Рафаэль был большим поклонником женской красоты. Восхищенные почитатели называли его «божественным». Возможно, работа над портретом прошла несколько этапов. Именно так случилось с Рафаэлем: в расцвете жизненных и творческих сил он неожиданно умер. имя Рафаэлло Санти) (Raffaello Santi) (26 или 28 марта 1483, Урбино – 6 апреля 1520, Рим) итальянский художник и архитектор.
Посредниками между землею и небом служат четыре Евангелия, несомые ангелами. Первые из известных нам его работ – Сон рыцаря и Три грации (около 1500 года). Использованные здесь декоративные мотивы (декорация выполнена Джованни да Удине после 1520, вероятно, по рисункам Рафаэля) являются подражаниями античным гротескам и сделаны из позолоченного и раскрашенного стука в технике низкого рельефа. Рафаэль Санти (итал. 1510: «Мадонна Альдобрандини» (Лондон, Национальная галерея) «Мадонна Альба» (Вашингтон, Национальная галерея). Ранние произведения («Мадонна Конестабиле», ок.
Однако затем судьба, не скупясь, ему давала все. «Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем» («Прекрасная садовница»). Сохранились фрагменты большого алтарного образа (в музеях Неаполя и Брешии), написанного Рафаэлем ок.
В поздних работах (Портрет Иоанны Арагонской, 1518, Париж, Лувр и Ла Форнарина, ок.