В начале XX в. он получил заказ на картину «Торжественное заседание Государственного совета». Лето. Его главным событием стало появление картины Э. Мане «Завтрак на граве». Педагогическая деятельность Феодоса Щедрина была не менее значительной.
Его полотна реалистичны, наполнены сатирическим содержанием, разоблачающим торгашескую мораль, быт и нравы верхушки общества («Сватовство майора», «Свежий кавалер» и др. ). Авторами картин была открыта неповторимость окружающего нас мира и его многообразие. Отсутствие сюжета в его произведениях должно было снизить их ценность и отнимать тот восторженный интерес, с которым на них смотрят, но всё равно эти картины цепляют и уносят в далекие глубины сознания. Таков и А. С. Пушкин на знаменитом портрете 1827 года (Всероссийский музей А. С. Пушкина, г. Пушкин): поэт, положив руку на стопку бумаги, как бы «внимает музе», вслушивается в творческую мечту, окружающую образ незримым ореолом.
Щедрину с самого начала его самостоятельной деятельности везло на заказные работы. Она произвела сильное впечатление на общественность. Он начинает картину «Осада Пскова войсками короля Стефана Батория». В окрестностях Москвы» (1869, там же), это единство предстает уже очевидной реальностью, прежде всего за счет тонкой композиционной и свето-воздушно-колористической координации зон неба и земли, почвы (последнюю Шишкин чувствовал особенно проникновенно, в этом отношении не имея себе равных в русском пейзажном искусстве).
Даже А. С. Тогда он делал веселые, озорные зарисовки армейского быта. Репин писал, что «судья теперь мужик, а потому надо воспроизводить его интересы».
Феодос Щедрин передал сыну свое трудолюбие и взыскательность к работе. Г. Равич», 1823 автопортрет, около 1824 все три — там же). Романтические поэмы Пушкина «Медный всадник», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы» открыли эпоху русского романтизма. Образы девочек являют собой пример нежной чувствительности и душевной чистоты.
Комедийно-сатирический характер носят и другие картины Федотова («Завтрак аристократа», «Сватовство майора»). В пейзаже 1817 г. художник робко, но настойчиво пытался по-новому раскрыть понятие картины. В 1848 г. на академической выставке была представлена его картина «Свежий кавалер». То, как он передавал водную стихию, невозможно сравнить с чем-либо.
Реалистическую манеру отражали произведения В. А. Они пропагандировали индивидуализм, свободу искусства от социальных и политических проблем. Бывшие студенты сняли отдельный дом и организовали в нём независимую артель художников. Их роль в русском искустве трудно переоценить. Часто в гости заходил художник Илларион Прянишников, будущий учитель Коровина.
В его картинах присутствуют самые обыденные и простые сцены из деревенской жизни: крестьяне в повседневной и нелегкой работе, простых крепостных девушек, на жатве или мужиков на сенокосе или на пахоте. В этом они пошли дальше его, но почти растворили в световоздушных потоках объемные формы (дома, деревья). Его кисти принадлежит ряд монументальных жанровых полотен.
Егоров – прекрасный рисовальщик, прозванный 171русским Рафаэлем187. – 23 июня 1852 г. ) Его картины называли ярким явлением в живописи 19 века. С той поры Верхняя Волга, заштатный городок Плес прочно вошли в его творчество.
Ряд репинских полотен написан на исторические темы («Иван Грозный и его сын Иван», «Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану» и др. ). В лучших картинах Кипренского отмечается романтическое понимание человеческой личности. Достаточно вспомнить такие его картины, как «Приезд станового на следствие», «Чаепитие в Мытищах». Города стали основными культурными центрами.
Константин Коровин родился в 1861 году. Федотова. Гоголем в литературе. Отсутствие глубины пространства и устойчивый «треугольник» в компоновке персонажей делают художественную композицию строгой и уравновешенной. В своих картинах Айвазовский изображает особые моменты в жизни природы (морские пейзажи) ищет прекрасное и возвышенное и необычном.
Главное для них — красота и традиции русской национальной культуры. Его полотна реалистичны, наполнены сатирическим содержанием, разоблачающим торгашескую мораль, быт и нравы верхушки общества (Сватовство майора, Свежий кавалер и др. ).
в 1824 году за картины Кружевница, Портрет гравера Е. О. Особое внимание они уделяли возрождению и новой оценке наследия прошлых эпох (XVIII — начала XIX в. ), а также популяризации западноевропейского искусства. К этой же тематике обращался и Брюллов в своём полотне «Смерть Инессы де Кастро». Хотя Академия художеств признавала только классицизм, как общепризнанный метод. На его картинах вода, словно человек, наполнена мыслями, эмоциями и переживаниями.
Житейски опустившись, страдая алкоголизмом, он живет за счет копий со своих лучших работ, прежде всего с «Грачей». Художники прошлых веков не спешили наделять своих персонажей бурными эмоциями, а изображали их более или менее сдержанными. Свои полотна, хотя на них и был спрос, Филонов никогда не продавал. Его фигура дана в отдалении. Многие картины Репина, Сурикова, Левитана, Серова, «передвижников» попали в собрание Третьякова. Жил и работал в Москве, а в в Париже (пенсионер Академии художеств).
Значительно выросли ряды интеллигенции. Картины Архипа Куинджи идеально вписываются в атмосферу того времени. Конечно, не только А. С. Пушкина имел в виду Герцен. Все направления – литература, архитектура, живопись этой эпохи отмечены целым созвездием имен, которые принесли русскому искусству мировую известность.
Классицистическому стилю отвечают как характер сюжета, так и художественный язык картины. Современники справедливо сравнивали П. А. Он показал народ в труде, в борьбе, прославил борцов за свободу народа. Крамской И. Н. Обличение язв крепостнической России — основная тема творчества Павла Андреевича Федотова.
Однако картины Венецианова «Гумно», «На жатве. Это и бытовые типажи («Слепой музыкант», 1809, Русский музей «Калмычка Баяуста», 1813, Третьяковская галерея) и знаменитая серия карандашных портретов участников Отечественной войны 1812 года (рисунки с изображением Е. И. Чаплица, А. Р. Томилова, П. А. Оленина, тот же рисунок с поэтом Батюшковым и др. В своих творческих устремлениях Кипренский подвержен влиянию как романтизма, так и классицизма. Версий масса, но «Незнакомка» по-прежнему незнакомка. С детства мальчика окружали художники. Там же были написаны умиротворенные вечерние пейзажи: «Вечер на Волге», «Вечер.
Кипренский Орест Адамович, русский художник. Однако персонажи Тропинина будничнее и проще, что свидетельствует о следовании художником характерных для того времени новых тенденций к демократизации искусства. мастер входит в пору безусловной творческой зрелости, о которой свидетельствуют картины «Сосновый бор. Писатели стремятся показать, что и «маленький человек» способен глубоко чувствовать, что он наделен живой душой, может страдать и радоваться так же, как и представители высших сословий.
Певцом русского леса, эпической широты русской природы стал Иван Иванович Шишкин (1832—1898). В самом своем известном произведении «Девятый вал», написанном в 1850 году, он доносит до зрителя великолепную красоту разбушевавшейся морской стихии, многоцветие пенящихся, сверкающих в лучах солнца могучих волн, которые, как кажется, почти достигают облаков. Перед зрителем предстает умудренный жизненным опытом, не очень счастливый человек. В 1874 г. независимые художники организовали первую самостоятельную выставку. Лето», «На пашне.
Тропинина. Критикуя сторонников «чистого искусства», он писал: «Окружающая жизнь меня слишком волнует, не дает покоя, сама просится на холст действительность слишком возмутительна, чтобы со спокойной совестью вышивать узоры, — предоставим это благовоспитанным барышням». Его традиции продолжил Павла Андреевича Федотов (1815—1852).
Тем не менее самым известным представителем русской портретной живописи этого периода является Орест Адамович Кипренский. Знаменитые картины Ивана Шишкина: Утро в сосновом бору занимательный жанровый сюжет, задуманный художником в картине, во многом способствовал ее огромной популярности. Полная душевного равновесия картина Рожь где от края до края колосится золотая рожь охраняемая могучими соснами великанами, Ручей в лесу, картина о холодном крае На севере диком, один из любимых этюдов Сосны освещенные солнцем. Русский художник Федор Михайлович Матвеев был типичным представителем классицизма в пейзажной живописи. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872) и «Рожь» (1878 обе — Третьяковская галерея).
В своих картинах Орловский порой изображал характерные, острые сцены. Одним из таких поэтов был М. Ю. Лермонтов.
Города постепенно превращались в большие культурные центры. Бенуа, К. А. Тревожно и сумрачно самое значительное его полотно этого периода — «В Крымских горах» (1873, Третьяковская галерея). Последние его картины очень печальны («Анкор, еще анкор. », «Вдовушка»). Уже и другие слои социума были втянуты в этот общественный процесс бурного развития. Его образы, несмотря на свою «объективность» и принципиальное отсутствие психологизма, свойственного «пейзажу настроения» саврасовско-левитановского типа, всегда имели большой поэтический резонанс (недаром Шишкин принадлежал к числу любимейших художников А. А. Блока). Первый его живописный портрет («А.
Новые социальные слои втягивались в общественные процессы. Ранние портреты Тропинина, написанные в сдержанной красочной гамме (семейные портреты графов Морковых 1813-го и 1815-го годов, оба — в Третьяковской галерее), еще всецело принадлежат к традиции века Просвещения: модель является в них безусловным и стабильным центром образа.
Произошло сближение с русским народом других народов России. Это было видно не только в пейзажах и портретах, как привычных жанрах того времени, но послужило мощным толчком для рождения картин бытового жанра. Это вызвало невиданный прежде рост числа сельских и городских школ. Замечательной «поэзией при натуральности впечатления» (по словам И. Н. Крамского, близкого друга Васильева, о коренном свойстве его творчества в целом) проникнута уже картина «Перед дождем» (1869, Третьяковская галерея). Значительно выросли ряды интеллигенции. Последние годы он болел.
Пушкина является одним из лучших в создании романтического образа. У Кипренского Пушкин выглядит торжественно и романтично, в ореоле поэтической славы. Всю свою творческую жизнь он посвятил идее духовного пробуждения народа, воплотив ее в картине «Явление Христа народу». Великим творением искусства является картина «Последний день Помпеи» Карла Павловича Брюллова (1799—1852).
Пушкин под впечатлением увиденного, описал о этой картине в своих произведениях. Пожалуй, не меньшее впечатление, чем «Бурлаки», производит «Крестный ход в Курской губернии».
В 1870 г. молодой художник совершил путешествие по Волге. Сцены из современной жизни, обычный русский пейзаж считались недостойными кисти художника. А его роман в стихах «Евгений Онегин» был назван энциклопедией русской жизни.
Всё творческое наследие Брюллова входит в «золотой фонд» не только российской, но и мировой живописи. Творчество передвижников сближало многих художников в единстве и идейными позициями, неприятиями академизма с его декоративными пейзажами, бутафорской театральностью и различной мифологией. Однако, даже в нем можно было увидеть в некоторых картинах романтические темы и идеи художников. «Снежные вершины», «Восход солнца», «Лес» – всё это яркие примеры высокого мастерства Архипа Ивановича, благодаря которому можно видеть красоту и гармонию окружающего мира. Поражает своим драматизмом, безысходной скорбью одна из лучших картин Перова — «Проводы покойника», которая рассказывает о трагической судьбе семьи, оставшейся без кормильца.
В человеке над всем должен господствовать разум». Одним из главных достижений творчества Алексеева было «оживление» городского пейзажа. В комнате Иванов нарисовал двух братьев Чернецовых. На портрете Тропинина поэт по-домашнему обаятелен. Великолепный мастер исторического жанра. Весна», «Крестьянка с васильками», Захарка, Утро помещицы отображая красоту и благородство простых русских людей, служили утверждению достоинства человека вне зависимости от его социального положения.
Таков и А. С. Пушкин на знаменитом портрете 1827 года (Всероссийский музей А. С. Пушкина, г. Пушкин): поэт, положив руку на стопку бумаги, как бы «внимает музе», вслушивается в творческую мечту, окружающую образ незримым ореолом. Другие полотна Мане отразили современные ему события («Расстрел императора Максимилиана», «Расстрел коммунаров», сцены парижской жизни). Они требовали нового осмысления социальных и нравственных проблем. Он сразу вбирает взглядом всю группу целиком.
Плодотворно работал также в области офорта. Мать и отец неплохо рисовали. Кипренский был также виртуозным рисовальщиком, создавшим (преимущественно в технике итальянского карандаша и пастели) образцы графического мастерства, зачастую превосходящие открытой, волнующе легкой своей эмоциональностью его живописные портреты. Пожалуй, самую большую дань идейности отдал Василий Григорьевич Перов (1834—1882). «Читатели газет в Неаполе» (1831, Третьяковская галерея) — по виду просто групповой портрет — на деле есть скрытно-символический отклик на революционные события в Европе. Его произведения «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова», «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем», «Степан Разин», «Переход Суворова через Альпы» — вершина русской и мировой исторической живописи. Вот таким образом исследователи при более детальном рассмотрении искусства первой половины XIX века его обычно делят на два периода — первую и вторую четверти столетия.
Известность, приобретенная Сведомским к этому времени, способствует тому, что ему, в числе некоторых других художников, предлагают принять участие в украшении и росписях Владимирского собора в Киеве. Более 20 лет работал он над картиной «Явление Христа народу», в которую вложил всю мощь и яркость своего таланта. Художник обращается к истории древней Руси, периода борьбы Новгородского княжества с усиливающимся Московским княжеством. Брюллов был связан с Академией всем своим творчеством. Современники справедливо сравнивали П. А.
Федор Александрович Васильев (1850—1873) прожил короткую жизнь. Впечатляющей жизненности полны: портрет мальчика А. А. Челищева (около 1810-11), парные изображения супругов Ф. В. и Е. П. Ростопчиных (1809) и В. С. и Д. Н. Хвостовых (1814, все — Третьяковская галерея). Гонарова не раз сталкивалась с непониманием и жесткой цензурой, на которую она реагировала философски: «Если у меня и происходят столкновения с обществом, так только из-за непонимания последним основ искусства вообще, а не из-за моих индивидуальных особенностей, понимать которые никто не обязан». В первой половине XIX в. в русскую живопись входит бытовой сюжет. XIX век богат яркими творцами, которые внесли огромный вклад в искусство.
Эпоха Освобождения дала сильный толчок культурному развитию России. Слово Пророка – лишь знак прозрения, но не власти. Он обладал могучим воображением, зорким глазом и верной рукой — и у него рождались живые творения, согласованные с канонами академизма.
Многие его замыслы в этом плане не были осуществлены. Чаще всего В. А. Чаще всего В. А. Позднее колорит живописи Тропинина становится интенсивней, объемы обычно лепятся более четко и скульптурно, но самое главное — вкрадчиво нарастает чисто романтическое ощущение подвижной стихии жизни, лишь частью, фрагментом которой кажется герой портрета («Булахов», 1823 «К. Искусство этого художника, как и любого большого мастера неоднородно.
Позднее колорит живописи Тропинина становится интенсивней, объемы обычно лепятся более четко и скульптурно, но самое главное — вкрадчиво нарастает чисто романтическое ощущение подвижной стихии жизни, лишь частью, фрагментом которой кажется герой портрета («Булахов», 1823 «К. Это вызвало невиданный прежде рост числа сельских и городских школ. В первой половине XIX в. в русскую живопись входит бытовой сюжет. На переднем плане – помещение мастерской.
Как и они, он предпочитал работать не в мастерской, а на воздухе (на пленэре, как говорят художники). Иванов необычайного ума человек, всегда стремился показать в своих произведениях стихию народных движений в русской истории и глубоко верил в великое будущее матушки России. Это его и погубило. Еще один известный представитель русской живописи начала века — Александр Осипович Орловский (1777-1832). В прошествии нескольких трудно переживаемых им недель художник умер.
Ранние портреты Тропинина, написанные в сдержанной красочной гамме (семейные портреты графов Морковых 1813-го и 1815-го годов, оба — в Третьяковской галерее), еще всецело принадлежат к традиции века Просвещения: модель является в них безусловным и стабильным центром образа. Произведения художника 1840-х годов носят ярко выраженный романтический характер. Заболев туберкулезом, он переселяется в 1871 в Ялту.
Здесь «настроение» —как особое созерцательное пространство, объединяющее картину со зрителем — окончательно превращается в абсолютно особый компонент образа это метко фиксирует И. Н. Крамской, когда пишет (в письме к Ф. А. Васильеву, 1871), касаясь других пейзажей на выставке: «все это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в «Грачах». Расцвет его творчества приходится на 80-е гг., когда он создал три самые знаменитые свои исторические картины: «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове» и «Боярыня Морозова». Мирослава привела к отшельнику дочь Феодосия, Марфа, возглавляющая новгородскую оппозицию. Тропинина.
Он «избегал изображать сильные страсти», отдавая предпочтение тихому пейзажу и человеку, «живущему внутренней жизнью». Конечно, не только А. С. Пушкина имел в виду Герцен. И бесконечны молодость и очарование его «Кружевницы». Характерными чертами изобразительного искусства 19 века были реализм и романтизм.
В этом учебном заведении было хорошо поставлено обучение технике живописи и рисунка. собрание достигло уровня музея, поглотив почти все состояние собирателя.
Развитие русской культуры в первой половине XIX века опиралось на преобразования предшествующего времени. Лица торжественны и спокойны, доблестные чувства героев выражены лишь при помощи жестов. И снова картина русского художника, который творил в 19 веке настоящие шедевры. 1813-15, Третьяковская галерея и др.
Многому научился Репин также у Крамского. Иван Константинович Айвазовский, прожил долгую творческую жизнь. Пушкина.
Скоро ему подарили ружье и Константин пристрастился к охоте. В основном к ней обращались малоизвестные русские художники. Грабарь и др. ). Правительство активно боролось с проявлениями передовой общественной мысли. Первая половина 19 века — яркая страница в культуре России. На этой же волне шло развитие театра, живописи, других искусств.
Значительную роль классицизм играл и в самом начале XIX века. Мане, К. Моне, К. Писарро). Каждый из этих писателей и поэтов был художником своеобычным, непохожим на других. Реалистическую манеру отражали произведения В. А.
В одном из своих произведений А. И. Герцен писал о русском народе, «мощном и неразгаданном», который «сохранил величавые черты, живой ум и широкий разгул богатой натуры под гнетом крепостного состояния и на петровский приказ образовываться ответил через сто лет огромным явлением Пушкина». Венецианов мастер пастельных, карандашных и масляных портретов, карикатур. Новые социальные слои втягивались в общественные процессы. В России сложился своеобразный историко-художественный период, который его современника назвали «серебреным веком» русской культуры.
Как и они, он стремился запечатлеть мимолетность бытия, передать движения света и воздуха. Он уподабливал картину живому организму и считал, чтоонадолжна развиваться и обновляться по мере ее создания. Михаил Нестеров – выдающийся русский художник. Автор сразу выдвинулся в ряды самых известных мастеров. Классицизм в живописи получил название академизма. Он посвятил свое творчество изображению жизни крестьян.
И светлеют, очищаются лица и души тех, кто ожидает Спасителя. Ему принадлежит один из лучших портретов Льва Толстого. Они требовали нового осмысления социальных и нравственных проблем. В 1855 г. он организовал выставку своих работ под названием «Павильон реализма», приуроченную к Всемирной выставке, открывшейся тогда в Париже. В этой картине он показал, как говорил позднее И. Е. Репин, «угнетенный народ, жаждущий слова свободы». Этюдная работа над «Грачами» шла в марте, в с. Молвитино (ныне Сусанино) Буйского уезда Костромской губернии.
Вот таким образом, наверное, так свежи, так одухотворены на его полотнах лица простых людей. На этой же волне шло развитие театра, живописи, других искусств. Незримо зримая «душа», настроение животворит и последующие вещи Саврасова: замечательные московские пейзажи, органично сочетающие бытовую простоту переднего плана с величавыми далями («Сухарева башня», 1872, Исторический музей, Москва «Вид на Московский Кремль, Весна», 1873, Русский музей), виртуозный по передаче влаги и светотени «Проселок» (1873, Третьяковская галерея), сентиментальную «Могилу над Волгой» (1874, Алтайский краевой музей изобразительных искусств, Барнаул), светозарную «Радугу» (1875, Русский музей), меланхолическую картину «Зимний пейзаж. Пенсионерами назывались выпускники Императорской академии художеств, получившие Большую золотую медаль и как следствие звание 171классного художника187 I степени и оплачиваемую (пенсионерскую) поездку за границу для продолжения образования. В первой половине XIX в. жил и творил художник Александр Андреевич Иванов (1806—1858).
Каким-то особенным старомосковским теплом и уютом веет от работ Тропинина. Василий Дмитриевич Поленов (1844-1927)Прекрасный художник оставивший значительное наследие в русской пейзажной живописи 19 и 20 века, отличающейся трогательным эмоциональным восприятием и яркой насыщенностью колорита красок. Творческий потенциал Поленова был склонен к эпическому видению пейзажа, он очень любил русскую природу и соответственно тяготел к пейзажной тематике. По жизни творчество художника это постоянный поиск прекрасного, пробуждающее к хорошему настроению и умиротворению. Одногодок Пушкина, Брюллов пережил его на 15 лет. В творчестве Крамского главное место занимала портретная живопись. Начало 19-го столетия, бесспорно, является золотым веком в русской живописи. Лансере, Л. С. Последние его картины очень печальны («Анкор, еще анкор. », «Вдовушка»). До 47-летнего возраста находился он в крепостной неволе.
Их художественное наследие является достоянием не только русской, но и мировой литературы. Самой значительной работой этого художника является монументальное историческое полотно «Последний день Помпеи», на создание которого ушло целых шесть лет. Тем не менее при жизни Брюллова или «великого Карла», как его прозвала элита, почитали не только в России, но и многие выдающиеся люди Европы. Кстати говоря, художники обращались в своём творчестве не только к тематике античной истории и мифологии, но также и к средневековой, например художник Карл Фёдорович Гун создал картины на тему Варфоломеевской ночи (в своё время Карла Гуна называли лидером средневековой тематики, как Семирадского в античной), Поленов написал на тему позднего Средневековья произведения 171Арест гугенотки Жакобин де Монтебель187, 171Гугенот187 и 171Право господина187. Художник обладал незаурядным живописным талантом.
Васнецова. По названию картины К. Моне «Впечатление. Малозаметен на картине, но очень тонко выписан Николай II. Он еще не пришел, он идет, он обязательно придет, говорит художник. Начало XIXвека – время культурного и духовного подъема в России. Его портрет молодого, овеянного поэтической славой А. С.
С этого открывается новая страница в истории русской литературы. Отсутствие глубины пространства и устойчивый «треугольник» в компоновке персонажей делают художественную композицию строгой и уравновешенной. Ранние портреты Тропинина, написанные в сдержанной красочной гамме (семейные портреты графов Морковых 1813-го и 1815-го годов, оба — в Третьяковской галерее), еще всецело принадлежат к традиции века Просвещения: модель является в них безусловным и стабильным центром образа.
Многие из его работ так и остались за границей. В тех краях он создал свои «дождливые» работы: «После дождя», «Хмурый день», «Над вечным покоем». Художник-передвижник Иван Крамской, автор картины «Христос в пустыне», создал одну из самых загадочных картин – «Неизвестную», которую также часто называют «Незнакомкой».
В поздний период мастерство Саврасова резко слабеет. Многие писатели постарались увидеть в маленьком человеке своего маленького героя, своего брата с присущими ему чувствами доброты, благодарности и благородства.
Впервые получив свои уроки от отца живописца А. И. Работа растянулась на месяц и Веруша сердилась, что Антон (так по-домашнему звали Серова) заставляет ее часами сидеть в столовой. Наиболее известны картины «Оттепель» (1871) и «Мокрый луг» (1872 обе в Третьяковской галерее), где постоянный интерес художника к переходным, неопределенно-зыбким состояниям натуры претворяется в образы озарения сквозь меланхолическую мглу. Алексей Кондратьевич Саврасов (1830—1897) сумел показать красоту и тонкий лиризм простого русского пейзажа. Брюллов был в Италии по командировке Академии художеств.
Именно эти черты приведут во второй половине 19 века классицистическую живопись к упадку. Комедийно-сатирический характер носят и другие картины Федотова («Завтрак аристократа», «Сватовство майора»). Рерих, И. Э. Время пушкина, первую треть XIX века, не зря называют "золотым веком" русской культуры. Золотое сияние вокруг головысхимника породило споры не только среди зрителей, увидевших картину на очередной выставке передвижников, но и среди коллег-художников, некоторые из которых назвали картину «вредной».
Характерной особенностью реализма являлось обращение к теме современного народного быта, утверждение новой тематики в искусстве — жизни крестьян. Появились характерные для художников этого периода особенности творческого процесса. Проникновение элементов капиталистических отношений в экономику усилило потребность в грамотных и образованных людях. Излюбленный романтический образ художника – человек на коне.
Все это приводило к поиску новых изобразительных методов и средств. Крамского. Федотова в живописи с Н. В. Они требовали нового осмысления социальных и нравственных проблем.
Он еще не пришел, он идет, он обязательно придет, говорит художник. Эпоха Освобождения дала сильный толчок культурному развитию России. Бакст, Н. К. Реалистическая традиция начинала угасать. Так они покинули Академию.
Педагогической деятельностью занимался мало (в частности, руководил пейзажной мастерской Академии художеств в 1894-95), но имел в числе своих учеников таких художников, как Ф. А. Васильев и Г. И. Чорос-Гуркин. Произошло сближение с русским народом других народов России. Центральная тема его творчества — жизнь народа во всех ее проявлениях.
Его фигура дана в отдалении. 1846 г. Тропинину присваивается почетное звание члена Московского художественного общества. После смерти деда отец художника разорился. Лансере, Л. С.
Сомов, Е. Е. Сентиминтализм явился, по существу, предвестником романтизма. Что же такое маленький человек. Архипа Ивановича Куинджи (1841 —1910) привлекала живописная игра света и воздуха.
Грабарь и др. ). Перед зрителем предстает умудренный жизненным опытом, не очень счастливый человек. В картине «Дмитрий Донской на Куликовом поле» (1805, Русский музей) продемонстрировал уверенное знание канонов академической исторической картины. В первой половине XIX в. жил и творил художник Александр Андреевич Иванов (1806—1858). Разгром восстания декабристов, с казнью пятерых и ссылкой на каторгу более ста двадцати, обозначил начало конца дворянского периода русской истории и русского искусства, что произошло на гребне высших достижений русской культуры, в ее золотой век, когда впервые дала о себе знать феодальная, феодально-церковная реакция исходящая от царской власти идеология которой обрела формулу «самодержавие, православие, народность», по сути, в ней была воссоздана идеология средневековой Руси, с отрицанием ренессансных явлений русской жизни с начала преобразований Петра I. В одном из своих произведений А. И. Герцен писал о русском народе, мощном и неразгаданном, который сохранил величавые черты, живой ум и широкий разгул богатой натуры под гнетом крепостного состояния и на петровский приказ образовываться ответил через сто лет огромным явлением Пушкина.
О портретном мастерстве художника говорят выполненные им натурные этюды голов для картины «Явление Христа народу». Тропинин обращался к изображению людей из народа ("Кружевница", "Портрет сына" и др. ). И бесконечны молодость и очарование его «Кружевницы». Г. Равич», 1823 автопортрет, около 1824 все три — там же).
И бесконечны молодость и очарование его «Кружевницы». Чаще всего В. А. Много пейзажей Иванова переправлялись в России, где оседали в частных коллекциях. Он тоже написал портрет А. С. Иван Иванович Шишкин (1832—1898)Знаменитый художник, уникальный мастер по лесным пейзажам, его картины известны очень широкой публике. Шишкин как никто другой любил природу леса с его колоритными оттенками стволов деревьев, яркими полянами освещенные солнцем и воздушностью. Время пушкина, первую треть XIX века, не зря называют «золотым веком» русской культуры.
Брюллов долго стоял перед полотном, а потом сказал автору полушутя полусерьезно: «Поздравляю вас, вы победили меня». Пушкина. Несмотря на веяния времени (влияние романтизма), художник не смог полностью избавиться от классицистических канонов. Картина проникнута высокими гуманистическими идеалами. Пушкина. Через три года картина «Последний день Помпеи» совершила триумфальное путешествие из Италии в Россию.
Весна», «Крестьянка с васильками», «Захарка», «Утро помещицы» отображая красоту и благородство простых русских людей, служили утверждению достоинства человека вне зависимости от его социального положения. В 1870-е гг. Брат Александр был исполнителен чертовски. С. Пушкин начал свое восхождение на литературный олимп с поэмы «Руслан и Людмила». Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природой. и его товарищи отстаивали свободный выбор темы.
Другие его полотна: Черное море, Среди волн, Неаполитанская ночь и др. Однако Академия однозначно ориентировалась на античное наследие и героическую тематику. Конечно, не только А. С. Пушкина имел в виду Герцен. Идейным вождем Товарищества передвижных выставок был Иван Николаевич Крамской (1837—1887)—замечательный художник и теоретик искусства. Однако картины Венецианова «Гумно», «На жатве. Сомов, Е. Е.
В этой картине он показал, как говорил позднее И. Е. Репин, «угнетенный народ, жаждующий слова свободы». Значительно выросли ряды интеллигенции. Позднее колорит живописи Тропинина становится интенсивней, объемы обычно лепятся более четко и скульптурно, но самое главное — вкрадчиво нарастает чисто романтическое ощущение подвижной стихии жизни, лишь частью, фрагментом которой кажется герой портрета («Булахов», 1823 «К. В картине 1811 г. молодой Щедрин еще был далек от непосредственного восприятия природы.
Самым известным художником-пейзажистом первой четверти XIX века был Сильвестр Феодосиевич Щедрин. Во время обучения одаренный юноша стал брать уроки рисования у гимназического учителя Н. Г. Илья Ефимович Репин (1844—1930)Картины кисти знаменитого художника Ильи Репина отличаются своей разносторонностью. Репин написал ряд монументальных жанровых полотен, получивших огромную популярность у современников, чем произвел сильное впечатление на общественность. Путешествуя по Волге он написал много этюдов, которые в последствии использовал для написания своей известной картины Бурлаки на Волге, после этой работы Репину пришла ошеломляющая известность. Брюллов был человеком, служившим Искусству, а не своему успеху.
В 1871 мастер создает ряд лучших своих работ («Печерский монастырь под Нижним Новгородом», Нижегородский художественный музей «Разлив Волги под Ярославлем», Русский музей), в т. ч. знаменитую картину «Грачи прилетели» (Третьяковская галерея), ставшую самым популярным русским пейзажем, своего рода живописным символом России. Главными темами в изобразительном искусстве были идеи духовного пробуждения русского народа, прославление его подвига и «Крепостническая Россия». Если сказать только два слова – «море» и «живопись», то первым, кто придет на ум, будет Иван Айвазовский. В Елабуге открыт дом-музей художника.
И. Сурикова, В. М. Васнецова, М. А. Врубеля, В. А. Серова). В таких картинах, как «Полдень. Промышленность, транспорт и торговля проявляли все более широкий спрос на специалистов со средним и высшим образованием. Под влиянием традиционного академического классицизма, Карл Брюллов наделял свои картины исторической достоверностью, романтическим духом и психологической правдой. Однако, за исключением Федотова, у художника не было значительных по таланту учеников. Во второй же половине XIX века, в период расцвета реализма, художники и критики видели в Брюллове лишь представителя неприемлемого для них «академического» направления.
собрания) героическое начало здесь приобретает задушевный оттенок. В XVIII веке в русской живописи господствовал стиль классицизма. Позднее оно перешло в собственность Москвы.
Одними из них являются «Портрет вице-адмирала М. П. Лазарева», «Портрет А. И. Казначеева» и другие. На портрете Тропинина поэт по-домашнему обаятелен. Многочисленные этюды, привезенные из путешествия, он использовал для картины «Бурлаки на Волге» (1872). модернистские поиски привели к складыванию группы художников, объединившихся вокруг журнала «Мир искусства» (А. Н.
Начало XIXвека — время культурного и духовного подъема в России. Время пушкина, первую треть XIX века, не зря называют золотым веком русской культуры. Для ранних работ Шишкина («Вид на острове Валааме», 1858, Киевский музей русского искусства «Рубка леса», 1867, Третьяковская галерея) характерна некоторая дробность форм придерживаясь традиционного для романтизма «кулисного» построения картины, четко размечая планы, он не достигает еще убедительного единства образа.
Днями напролет он пропадал в ближайшем лесу – Лосином острове. Большое число набросков и текстовые свидетельства показывают, что художник весь свой зрелый период тяготел к созданию большой (по его собственным словам из письма А. Н. Оленину 1834 года), «эффектной или, по-русски сказать, ударистой и волшебной картины», где в аллегорической форме были бы изображены итоги европейской истории, равно как и предназначение России. Иванов более других ощущал незавершенность строительства мира. Его самое знаменитое полотно Последний день Помпеи стало триумфом русского искусства.
Большая вода, Тихая обител и картина Озеро. Главное для них – красота и традиции русской национальной культуры. Произошло сближение с русским народом других народов России. Правительство активно боролось с проявлениями передовой общественной мысли. В парадных портретах он превосходил многих художников своего времени.
Ею требовалось строгое следование канонам классицизма и всячески поощрялись картины, написанные по мифологическим и библейским сюжетам. Лето», «На пашне.
Г. Равич», 1823 автопортрет, около 1824 все три — там же). Реалистическую манеру отражали произведения В. А. Это увлечение и вместе с тем любовь к природе не оставляли художника до конца жизни. Бакст, Н. К. В картине «Сельский крестный ход на пасху» художник показал русскую деревню в праздничный день, нищету, беспробудное пьянство, сатирически изобразил сельское духовенство. О портретном мастерстве художника говорят выполненные им натурные этюды голов для картины «Явление Христа народу».
Немеркнущими шедеврами русской живописи навсегда останутся его полотна «Всадница», «Вирсавия», «Итальянское утро», «Итальянский полдень», многочисленные парадные и интимные портреты. Баржи» (1870, Русский музей) и другие работы, отмеченные тонкостью световоздушных эффектов, мастерством передачи речной и воздушной влаги. Рерих, И. Э. Он тоже написал портрет А. С. По воспоминаниям Коровина, это был один из самых счастливых периодов его детской жизни.
Крамской боролся против так называемого «чистого искусства». Некоторые работы Перова проникнуты подлинным трагизмом («Тройка», «Старики-родители на могиле сына»). Никогда не покидала Брюллова мысль создать эпическое полотно на сюжет из русской истории. Венецианов — создатель целой галереи крестьянских портретов. Тропинин обращался к изображению людей из народа (Кружевница, Портрет сына и др. ). Его место в обществе мало заметно или вовсе не заметно. В 1848 г. на академической выставке была представлена его картина «Свежий кавалер».
Эта особенность творчества Алексеева укрепляла растущее самосознание русского общества. Начало истории итало-российских отношений относится к давним временам. Начало XIX века – время культурного и духовного подъема в России.
Также не малое впечатление произвела картина Крестный ход в Курской губернии. Это вызвало невиданный прежде рост числа сельских и городских школ. Тонким юмором и лиризмом, любовью к природе проникнуты картины «Охотники на привале», «Рыболов». в основе которой простой народ, церковные священники, полиция.
Его знаменитые портреты Жница, Жнецы, Девушка в платке, На пашне Весна, Крестьянка с васильками, Захарка и др.
Он тоже написал портрет А. С. «Ты мне льстишь, Орест», — вздохнул Пушкин, взглянув на готовое полотно. Именно в это время русскими художниками был достигнут тот высокий уровень мастерства, который дл возможность их произведениям встать в одном ряду с лучшими образцами всей европейской живописи и искусства.
Крамской создал целую галерею замечательных портретов русских писателей, художников, общественных деятелей: Толстого, Салтыкова-Щедрина, Некрасова, Шишкина и других. Оба художника были близки своим стремлением к простоте и непринужденности образа человека. 1826 г. картины Пряха, Золотошвейка обратили внимание особое современников. На рубеже XIX-XX вв. Отдавая много сил и времени пейзажам, Иван Айвазовский создавал и портреты.
Василий Иванович Суриков (1848—1916) родился в Красноярске, в казачьей семье. Одним из первых к нему обратился Алексей Гаврилович Венецианов (1780—1847). Весна и На жатве.
Новые социальные слои втягивались в общественные процессы. К. Швальбе», 1804, там же), написанный в «рембрандтовской» манере, выделяется своим выразительным и драматичным светотеневым строем. Лето это было особенно плодотворным.
Произведения художника даже одного периода часто несхожи. Но солнца не было, по небу ползли бесконечные тучи, не прекращались унылые дожди. Родился в Москве 1780 году в купеческой небогатой семье.
И все-таки было в их творчестве нечто общее. А. Ими же создана «Санкт-Петербургского артель свободных художников». Вот таким образом, наверное, так свежи, так одухотворены на его полотнах лица простых людей. Однако наиболее честолюбивые из живописных аллегорий Кипренского остались неосуществленными, либо пропали (подобно «Анакреоновой гробнице», завершенной в 1821). Каким-то особенным старомосковским теплом и уютом веет от работ Тропинина.
Он посвятил свое творчество изображению жизни крестьян. Брюллов долго стоял перед полотном, а потом сказал автору полушутя полусерьезно: «Поздравляю вас, вы победили меня». «Золотой век» русской литературы по праву называется XIX столетие, породившее созвездие блестящих мастеров слова: А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова и др. Репин стал знаменем передвижников их гордостью и славой.
«Передвижники» совершили подлинные открытия в пейзажной живописи. Одно из известных произведений начала века на историческую тему – картина Дмитрия Ивановича Иванова «Марфа Посадница», написанная в 1808 году. В 1863 г., наряду с официальным Салоном, на котором преобладала помпезная портретная живопись, Наполеон III разрешил группе молодых художников организовать собственный «Салон отвергнутых». Таков и А. С. Пушкин на знаменитом портрете 1827 года (Всероссийский музей А. С. Пушкина, г. Пушкин): поэт, положив руку на стопку бумаги, как бы «внимает музе», вслушивается в творческую мечту, окружающую образ незримым ореолом. Впоследствии понятие «академизм» стали употреблять для обозначения косного, оторванного от жизни искусства.
На рубеже XIX-XX вв. Его первая картина из цикла о жизни Сергия Радонежского «Видение отроку Варфоломею», в которой станковая живопись включает в себя элементы иконописи, вызвала у критиков массу вопросов. Для него, например, не существует исторических и философских проблем. Репин создал целую галерею портретов ученых (Пирогова, Сеченова), писателей (Толстого, Тургенева, Гаршина), композиторов (Глинки, Мусоргского), художников (Крамского, Сурикова). Щедрин критически отнесся к искусству популярных в то время представителей классицизма.
Скотникова, Старик – нищий, удостаивается звания академика. Илья Ефимович Репин (1844—1930) родился в г. Чугуеве, в семье военного поселенца.
«Мир искусники» провозгласили новые художественно-эстетические принципы, противостоявшие реалистическим воззрениям передвижников и склонность академизма. Все формы отличались ясностью и отчетливостью. Излюбленный романтический образ художника — человек на коне.
Известные сегодня его произведения – это в основном пейзажи с элементами жанра. На раннем этапе в работах Васнецова преобладали бытовые сюжеты, например в картинах «С квартиры на квартиру» (1876), «Военная телеграмма» (1878), «Книжная лавочка» (1876), «Балаганы в Париже» (1877). Большой известностью пользуются его картины «Последний кабак у заставы», «Старики-родители на могиле сына». Семья переехала жить в деревню Мытищи под Москвой.
В творчестве Орловского, также как и Кипренского, были ярко выражены романтические тенденции. Его традиции продолжил Павла Андреевича Федотов (1815—1852). Даже большие парадные портреты художник умеет сделать лирически, почти интимно непринужденными («Портрет лейб-гусарского полковника Евграфа Давыдова», 1809, Русский музей).
Одним из первых к нему обратился Алексей Гаврилович Венецианов (1780—1847). До 47-летнего возраста находился он в крепостной неволе. С многими произведениями Виктора Васнецова знакомятся еще в школе. Лучшим произведением Репина в 70-е годы была картина «Бурлаки на Волге».
Искусство этого художника, как и любого большого мастера неоднородно. Все это приводило к поиску новых изобразительных методов и средств.
В этом и есть ценность визуального искусства. Репин был очень разносторонним художником. Иней» (1876-77, Воронежский музей изобразительных искусств). Одно из наиболее сильных произведений Крамского — картина «Христос в пустыне». Здесь прежде всего необходимо отметить имя художника А. Г.
До Алексеева архитектурные виды выполнялись в основном в гравюре и носили характер «перспектив». Художнику особенно удавались переходные состояния в природе: от солнца к дождю, от затишья к буре. Щедрин критически отнесся к искусству популярных в то время представителей классицизма. Кипренский получил большую золотую медаль и был назначен к отправлению за границу. Федотова в живописи с Н. В. Одной из традиций русской классической литературы является внимание к «маленькому человеку» – к его внутренней жизни, к его мыслям и чувствам, к его проблемам. Этот образ, открытый еще Пушкиным стал одним из центральных в литературе 40-х годов.
Его произведения, такие как «Баталии», «Шторм и кораблекрушение», «Крым и окрестности» – это портал, сквозь который можно попасть в место, которое изображено на полотне и стать его неотъемлемой частью. Обличение язв крепостнической России — основная тема творчества Павла Андреевича Федотова. Таинственный свет луны в редких облаках, красные отсветы зари на белых стенах украинских хат, косые утренние лучи, пробившиеся сквозь туман и играющие в лужицах на раскисшей дороге, — эти и многие другие живописные открытия запечатлены на его полотнах. В творчестве Алексеева же они превратились в один из видов живописного искусства.
Перед зрителем предстает умудренный жизненным опытом, не очень счастливый человек. В лучших картинах Кипренского отмечается романтическое понимание человеческой личности. Чернышева. Культура развивалась на фоне все возрастающего национального самосознания русского народа и в связи с этим имела ярко выраженный национальный характер.
С. Авдулина», около 1822, там же). Брюллов обладал ярким талантом и независимым образом мыслей. Художнику одинаково удаются и далевые виды и лесные «интерьеры» («Сосны, освещенные солнцем», 1886 «Утро в сосновом лесу» где медведи написаны К. А. Савицким, 1889 обе — там же).
По стилю работ ученик Боровиковского. Но история культурного обмена России и Италии имеет разные и многочисленные аспекты. Всем знакомы имена Айвазовского, Брюллова, Сурикова, Поленова, Васнецова и других. Его первая картина из цикла о жизни Сергия Радонежского «Видение отроку Варфоломею», в которой станковая живопись включает в себя элементы иконописи, вызвала у критиков массу вопросов. Золотое сияние вокруг головысхимника породило споры не только среди зрителей, увидевших картину на очередной выставке передвижников, но и среди коллег-художников, некоторые из которых назвали картину «вредной». Таким образом, внимание к внутренней жизни «маленького человека» – одна из отличительных особенностей русской литературы 19 века. Тропинин обращался к изображению людей из народа («Кружевница», «Портрет сына» и др. ). Иван Константинович Айвазовский, прожил долгую творческую жизнь.
В каком смысле маленький. Распространилось на различные сферы деятельности человека. С кем только её ни соотносили. Он избежал этого.
Картине свойственен поистине волшебный эффект узнаваемости, «уже виденного» (deja-vue, говоря языком психологии) — причем не только где-то близ Волги, где писались «Грачи», а чуть ли не в любом уголке страны. Города стали основными культурными центрами. Такой является и живопись, которая уже многие столетия радует глаз человека. Василий Иванович Суриков СУРИКОВ Василий Иванович 12 (24) января 1848, Красноярск 6 (19) марта 1916, Москва, русский художник.
impression – впечатление). Как и они, он высветлил палитру изгнав темные, землистые краски. Тогда он делал веселые, озорные зарисовки армейского быта. Каким-то особенным старомосковским теплом и уютом веет от работ Тропинина.
Свой путь художника-сатирика он начинал будучи офицером-гвардейцем. И светлеют, очищаются лица и души тех, кто ожидает Спасителя.
Вот таким образом, наверное, так свежи, так одухотворены на его полотнах лица простых людей. Исаак Ильич Левитан (1860—1900)Великолепный мастер тихих и спокойных пейзажей. Левитан очень любил свою родную природу, часто он уединялся с ней находя в ней понимание ее красоты, которые отразились в его пейзажах. Левитан даже в не очень хорошую погоду он находил свои редкие колоритные оттенки русской непогоды. Правительство активно боролось с проявлениями передовой общественной мысли. Города стали основными культурными центрами. В своей деятельности он оперировал большим списком техник. Венецианова. Однако стоит отметить, что данное разделение условно.
Среди них были такие известные деятели, как С. Ю. Витте, К. П. Победоносцев, П. П. Семенов-Тян-Шанский. Тропинина, отличающаяся легким колоритом. Культура России второй половины XIX — начала XX века впитала художественные традиции, эстетические и моральные идеалы «золотого века» предшествующего времени. Золотой плес», «Вечерний звон», «Тихая обитель».
Виктор МихайловичВаснецов (3 мая1848, селоЛопьял, Вятская губерния, Российская империя—23 июля1926, Москва, СССР)— русский художник и архитектор, мастерживописи на исторические и фольклорные сюжеты. Особое внимание они уделяли возрождению и новой оценке наследия прошлых эпох (XVIII – начала XIX в. ), а также популяризации западноевропейского искусства. «Богатыри», «Витязь на распутье», «Царь Иван Васильевич Грозный» – все эти работы, словно места концентрации образной энергии, вызывают сильный внутренний импульс. Но дни его уже сочтены. Гоголем в литературе.
Чтобы принять участие в его формировании, художник умственно постигал старое искусство. Свой путь художника-сатирика он начинал будучи офицером-гвардейцем. Картины Перова принадлежат к лучшим образцам русского искусства. Гонарова не раз сталкивалась с непониманием и жесткой цензурой, на которую она реагировала философски: «Если у меня и происходят столкновения с обществом, так только из-за непонимания последним основ искусства вообще, а не из-за моих индивидуальных особенностей, понимать которые никто не обязан». Павел Михайлович Третьяков (1832—1898), представитель старинного московского купеческого рода, был необычным человеком. Восход солнца» новое художественное направление получило название импрессионизм (от фр.
Классицистическому стилю отвечают как характер сюжета, так и художественный язык картины. Изменения в экономической и политической жизни после падения крепостного права создавали новые условия для развития культуры. На этой же волне шло развитие театра, живописи, других искусств. Бенуа, К. А.
Тропинина. Однажды приехал он на Волгу писать солнце, воздух и речные просторы. Всю свою творческую жизнь он посвятил идее духовного пробуждения народа, воплотив ее в картине «Явление Христа народу». Классические произведения Шишкина — такие, как «Рожь» или «Среди долины ровныя. » (картина названа по песне А. Ф. Мерзлякова 1883, Киевский музей русского искусства), «Лесные дали» (1884, Третьяковская галерея) — воспринимаются как обобщенные, эпические образы России. Всё дело в цвете.
В своих художественных произведениях художник выражает свою идейно-эстетическую позицию. До 47-летнего возраста находился он в крепостной неволе. Кстати говоря, художники обращались в своём творчестве не только к тематике античной истории и мифологии, но также и к средневековой, например художник Карл Фёдорович Гун создал картины на тему Варфоломеевской ночи (в своё время Карла Гуна называли лидером средневековой тематики, как Семирадского в античной), Поленов написал на тему позднего Средневековья произведения «Арест гугенотки Жакобин де Монтебель», «Гугенот» и «Право господина». В начале 90-х гг. В своих картинах Орловский порой изображал характерные, острые сцены. Впоследствии декадентство переросло в символизм.
Так, в образованных кругах приобрел известность небольшой частный «Русский музеум» П. Свиньина, а при императорском Эрмитаже в 1825 году была создана Русская галерея. Все это приводило к поиску новых изобразительных методов и средств. Но не во внешних эффектах здесь суть. Художник (судя по его переписке с Крамским) мечтает о создании каких-то невиданных произведений, о символических пейзажах-откровениях, которые могли бы исцелить человечество, отягощенное «преступными замыслами». Кисти Перова принадлежит ряд портретов его знаменитых современников (Островского, Тургенева, Достоевского).
Большинство живописцев, в числе которых Щедрин, Венецианов и его последователи, Брюллов, Иванов, Федотов исходили из тщательного и непосредственного наблюдения натуры. Эпоха Освобождения дала сильный толчок культурному развитию России. На портрете Тропинина поэт по-домашнему обаятелен.
.