Показательна реакция Клод Моне, одного из основателей импрессионизма, на картины мастера в Салоне 1859 года: «Французский график и пейзажист Шарль Франсуа Добиньи – один из представителей барбизонской школы, привнесший в свое творчество черты складывающегося импрессионизма.
Добиньи был одним из первых, кто начал писать картины на открытом воздухе, отдавая предпочтение непритязательным сельским видам («Утро», «Берега Уазы», 1859). ДОБИНЬИ (Daubigny) Шарль Франсуа (15. 2. 1817, Париж – 19. 2. 1878, там же), французский художник и график. Ведущим жанром во французской живописи 1840-50-х годов становится пейзаж. Представляющий второе поколение художников-барбизонцев, Добиньи создал поэтичные произведения, близкие по духу живописи К. Коро, считающегося великим мастером «пейзажа настроения». посетил Италию.
Он унаследовал профессию пейзажиста от своего отца Эдма Франсуа Добиньи. Сын и ученик пейзажиста Эдма Франсуа Добиньи (1789-1843) занимался также у Ж. Р. Бракаса (1831-32) и в мастерской П. Делароша (1840). В результате этих путешествий возникло множество этюдов, среди которых один из лучших — «Деревня на берегу Уазы» (1868, ГМИИ, Москва). В сороковых годах XIX века с несколькими товарищами он создал объединение для взаимной материальной помощи: по очереди выполняя выгодные заказы, они освобождали друг друга для творческой работы.
В 1861 исполнил по заказу серию из 4 декоративных панно («Сад Тюильри» и др. ) для Салона Государственного министерства в Новом Лувре. Художник любил запечатлевать пейзажи с водой: для этой цели он оборудовал специальную лодку-мастерскую, в которой жил и работал (серия «Путешествие в лодке», 1862). Посетил Италию (1836) писал пейзажи в окрестностях Парижа (в том числе в Барбизоне), в лесу Фонтенбло, позднее в других районах Франции (Нормандии, Бургундии и др. ). В картине Утро (1858, Москва, ГМИИ им. французский пейзаж «Вид на Собор Парижской Богоматери и остров Сен-Луи» (1838).
Почти год он ездил по городам Италии и много рисовал. Реалистичная, полная жизни картина пронизана романтически возвышенным чувством. Сблизившись с Т. Руссо и Жюль Дюпре, Добиньи работал вместе с ними (1846), став одним из ведущих мастеров барбизонской школы. Об этой тенденции говорит полотно «Жатва» (Лувр, Париж), выставленное в парижском Салоне в 1852 г. Приукрашенные декоративные ландшафты в первых работах художника сменяются простыми и скромными деревенскими пейзажами, созданными в результате кропотливой работы на натуре. Добиньи происходил из демократической малообеспеченной семьи.
Копировал картины старых голландцев в Лувре не раз (с 1866) бывал в Нидерландах испытав большое воздействие голландской пейзажной традиции. А. Н. Радищева, Саратов). Активно занимался и самоценным офортом по мере перехода к зрелым вещам типа «Ливня» и «Восхода солнца» (обе работы – 1850–1851 гг. ) сюжетное начало в его графике как бы выносится на поля, а затем вообще исчезает, уступая место простым мотивам сельской природы. Отец художника Карла Пьера Добиньи (1846 – 1886). Торжественные картины природы Добиньи в то же время лиричны и интимны, художник стремится передать свежесть и благоухание травы и зеленой листвы, красоту рек и озер («Запруда в Оптево», 1855, Музей изящных искусств и керамики, Руан «Городок на Сене», 1874, Государственный художественный музей им.
Испытал влияние Рембрандта. С середины 1840-х годов основной темой творчества художника стал пейзаж. А главное, пейзаж оживлен присутствием и трудом человека. Пушкина) преобладают нежные оттенки голубого — голубая гладь воды и неба лишь едва окрашена розовыми лучами восходящего солнца. Больше, чем кто-либо из барбизонцев, Добиньи присматривается к цвету в природе.
Больше, чем кто-либо из барбизонцев, Добиньи присматривается к цвету в природе. Исполнен сурового величия пейзаж «Прилив в Нормандии» (1869, Государственный художественный музей им. французский художник-пейзажист и график.
Французский художник, представитель барбизонской школы. Награждён орденом Почётного легиона (1873). е. природа) — единственная и этого довольно. В конце 1860-х гг. Художник стремится передать изменчивость природы, ее свежесть и аромат («Запруда в Оптево», 1855, Музей изящных искусств и керамики, Руан).
Шарль-Франсуа Добиньи (1817 – 1878) – французский художник, график, литограф и иллюстратор, яркий представитель барбизонской школы, считается предшественником импрессионистов. Добиньи можно отнести ко второму поколению художников барбизонской школы.
Он отрицает всякую условность в цвете и его этюды привлекают светлыми свежими красками. Не принадлежа к кругу художников, осевших в Барбизоне, склонный к перемене мест, Добиньи даже оборудовал дом-мастерскую в лодке (об этом его ироничная офортная серия Путешествие в лодке, 1862) мастер, тем не менее, органично вошел в русло их творчества. Я хочу писать сельские пейзажи с фигурами, — признается он в одном из писем.
Вообще, в умении передать освещение Добиньи пошел дальше других барбизонцев. Среди его типических вещей, в которых сквозь романтизм проступают мягкие проблески импрессионизма и символизма – «Запруда в Оптево» (1855, Музей изящных искусств, Руан), «Весна» (1857, Лувр, Париж), «Деревня на берегу Уазы» (1868, музей изобразительных искусств им. Работы Ш. Добиньи полны поэзии и лирики, но в то же время — объективны. А. С. Пушкина, Москва), «Прилив в Нормандии» (1869, Художественный музей им.
В 1835-1836 гг. Добиньи в основном писал пейзажи.
В то время Шарль всерьез увлекался творчеством Рембрандта, предпочитая гравюру и офорт. Не принадлежа к кругу художников, осевших в Барбизоне, склонный к перемене мест, Добиньи даже оборудовал дом-мастерскую в лодке (об этом его ироничная офортная серия «Путешествие в лодке», 1862 год) мастер, тем не менее, органично вошел в русло их творчества. Но преимущественную роль в творчестве Добиньи с этих лет играет живопись. Он пишет пленэрные этюды в Фонтенбло, Вильмондуа и Шеврезе (близ Парижа), в окрестностях Лиона и Нормандии, в 1852–1853 годах работает вместе с К. Коро в Оптево (Дофинэ юго-восточная Франция).
Он рисовал картины, в которых главную роль играл свет и его отражения на воде. Замечательное искусство Добиньи говорит о том, что художник любил и хорошо знал природу. Большое внимание Добиньи уделяет цветовой гамме своих картин. Некоторое время его студия располагалась на специально построенной лодке, на которой он путешествовал по Сене и Уазе. Он отрицает всякую условность в цвете и его этюды привлекают светлыми свежими красками. Реалистичная, полная жизни картина пронизана романтически возвышенным чувством.
Активно занимался и самоценным офортом по мере перехода к зрелым вещам типа «Ливня» и «Восхода солнца» (обе работы – 1850-1851) сюжетное начало в его графике как бы выносится на поля, а затем вообще сходит на нет, уступая место простым мотивам сельской природы. Из первой заграничной поездки Добиньи привез. Маленькие этюды Добиньи очень разнообразны по цвету. («Запруда в Оптево», 1855, Музей изящных искусств, Руан и 1859, Музей Орсе, Париж «Заход солнца», 1859, там же «Деревня на берегу Уазы», 1868, ГМИИ «Пейзаж с озером», 1875, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
В таких картинах, как Сбор винограда (1863, Париж, Лувр), Добиньи близок уже не столько к импрессионистам, сколько к Ф. Милле. Активно занимался и самоценным офортом по мере перехода к зрелым вещам типа Ливня и Восхода солнца (обе работы – 1850–1851) сюжетное начало в его графике как бы выносится на поля, а затем вообще сходит на нет, уступая место простым мотивам сельской природы. Отметим, что позднее Моне также построил себе лодку-мастерскую, подобную той, что была у Добиньи. Об этой тенденции говорит полотно «Жатва» (Лувр, Париж), выставленное в парижском Салоне в 1852 г. Приукрашенные декоративные ландшафты в первых работах художника сменяются простыми и скромными деревенскими пейзажами, созданными в результате кропотливой работы на натуре. В конце пятидесятых годов он соорудил себе мастерскую на лодке, в которой продвигался вдоль берегов Сены и Уазы.
Учился у отца, а также в мастерской П. Делароша (1840).
Его ранние работы отличаются некоторой красивостью и повышенной декоративностью, но постепенно он склоняется к простым деревенским пейзажам, пронизанным чистотой и непосредственностью восприятия («Жатва», 1852, Лувр, Париж). XIXв. Добиньи пробыл в Италии около года, однако ни итальянская природа, ни памятники древности не оставили в его искусстве сколько-нибудь заметного следа.
Но, в отличие от Милле, у Добиньи превалирует оптимистическое настроение. В 1836 году вместе со своим другом Миньяном он отправляется в традиционное путешествие в Италию. Не принадлежа к кругу художников, осевших в Барбизоне, склонный к перемене мест, Добиньи даже оборудовал дом-мастерскую в лодке (об этом его ироничная офортная серия Путешествие в лодке, 1862) мастер, тем не менее, органично вошел в русло их творчества.
Однако на фоне искусства «коренных» барбизонцев вроде Т. Руссо его живопись выглядит более созерцательной и камерной: он, как правило, отказывается от сильных композиционных и световых эффектов, углубляясь в колористическую разработку воздушной среды, пронизанной тонкими цветовыми рефлексами. Серия офортов, выпущенная художником в 1850-1851 годах, была зрелой и самоценной. Работал также в технике офорта (серия «Путешествие в лодке», 1862 и др. ) иллюстрировал произведения Ф. Фенелона, Э. Сю, В. Гюго. Шарль-Франсуа Добиньи умер в Париже в 1878 году. Восхищением перед величественной красотой природы отмечен и прекрасный пейзаж «Берег в Виллервиле» (1875, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Однако на фоне искусства «коренных» барбизонцев вроде Т. Руссо его живопись выглядит более созерцательной и камерной: он, как правило, отказывается от сильных композиционных и световых эффектов, углубляясь в колористическую разработку воздушной среды, пронизанной тонкими цветовыми рефлексами. Его сын и ученик – пейзажист Шарль Пьер Добиньи (1846-86) среди учеников и последователей также Л. Э. Буден, Я. Йонгкинд.
Так называемая барбизонская школа не представляет собой целостной группы. Об этой тенденции говорит полотно «Жатва» (Лувр, Париж), выставленное в парижском Салоне в 1852 г. Приукрашенные декоративные ландшафты в первых работах художника сменяются простыми и скромными деревенскими пейзажами, созданными в результате кропотливой работы на натуре. С 1852 неоднократно писал пейзажи вместе с К. Коро (в Дофине и Швейцарии) с 1866 работал также в Великобритании, Голландии, Испании. Он унаследовал профессию пейзажиста от своего отца Эдма Франсуа Добиньи. Представляющий второе поколение художников-барбизонцев, Добиньи создал поэтичные произведения, близкие по духу живописи К. Коро, считающегося великим мастером «пейзажа настроения».
А. Н. Радищева, Саратов). Пронизанная духом романтизма, живопись Добиньи в то же время реалистична и объективна. Он пишет пленэрные этюды в Фонтенбло, Вильмондуа и Шеврезе (близ Парижа), в окрестностях Лиона и Нормандии, в 1852–1853 работает вместе с К. Коро в Оптево (Дофинэ юго-восточная Франция). Торжественные картины природы Добиньи в то же время лиричны и интимны, художник стремится передать свежесть и благоухание травы и зеленой листвы, красоту рек и озер («Запруда в Оптево», 1855, Музей изящных искусств и керамики, Руан «Городок на Сене», 1874, Государственный художественный музей им.
Оборудовав лодку-мастерскую (1857), Добиньи много путешествовал по Сене, Марне и Уазе. Сблизившись с будущими мастерами этого направления, отстаивал их искусство (в качестве члена жюри Салонов). Писал пленэрные этюды в Фонтенбло, Вильмондуа и Шеврезе (около Парижа), в окрестностях Лиона и Нормандии, в 1852-1853 гг.
В живописи Добиньи приходит к реалистическому пейзажу несколько позже. Художник был известен как очень чуткий наблюдатель природы и атмосферных явлений. Однако ни эта поездка, ни более поздние (Добиньи неоднократно посещал Великобританию, Голландию, Испанию) не оказали особого влияния на его творчество.
С юности он избрал себе профессию отца — художника. Один из лучших пейзажей Добиньи 1850-х годов — Весна (1867, Париж, Лувр), в котором необычайно ярко выражено непосредственное ощущение весны. В результате этих путешествий возникло множество этюдов, среди которых один из лучших – «Деревня на берегу Уазы» (1868, ГМИИ, Москва). Восхищением перед величественной красотой природы отмечен и прекрасный пейзаж «Берег в Виллервиле» (1875, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Как точно сформулировал свое творческое кредо сам художник: Она (т. Он словно был рожден писать пейзажи Франции и, постигая новые приемы и технику, успешно использовал их, не изменяя собственному стилю. В 1840 г. работал в технике офорта. Работы Ш. Добиньи полны поэзии и лирики, но в то же время — объективны.
А. Н. Радищева, Саратов), «Берега Виллервиля» (1875, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Отошли в прошлое пейзажи с суровыми скалами и красивыми декоративными деревьями.
С 1838 года регулярно выставлялся в парижских Салонах. И когда в 1838 году Добиньи дебютировал в Салоне, то он представил пейзаж родной страны — картину Вид на собор Парижской богоматери и остров Сен Луи. Здесь он познакомился с Жаном-Батистом Камилем Коро и Гюставом Курбе. Вероятно, был первым, кого критика оценивала как «художника впечатлений» (французский – impressions) уже в 1860-е годы. Показательна реакция Клод Моне, одного из основателей импрессионизма, на картины мастера в Салоне 1859 года: «Добиньи, вот молодчина, который работает хорошо, который понимает природу». работал вместе с К. Коро в Оптево.
Активно занимался и самоценным офортом по мере перехода к зрелым вещам типа Ливня и Восхода солнца (обе работы – 1850 – 1851) сюжетное начало в его графике как бы выносится на поля, а затем вообще сходит на нет, уступая место простым мотивам сельской природы. Но преимущественную роль в творчестве Добиньи с этих лет играет живопись. Он пишет пленэрные этюды в Фонтенбло, Вильмондуа и Шеврезе (близ Парижа), в окрестностях Лиона и Нормандии, в 1852 – 1853 работает вместе с К. Коро в Оптево (Дофинэ юго-восточная Франция). Однако на фоне искусства «коренных» барбизонцев вроде Т. Руссо его живопись выглядит более созерцательной и камерной: он, как правило, отказывается от сильных композиционных и световых эффектов, углубляясь в колористическую разработку воздушной среды, пронизанной тонкими цветовыми рефлексами.
влияние на импрессионистов. Палитра живописца более светлая, чем у других представителей барбизонской школы, например, пейзаж «Утро» (1858, ГМИИ, Москва) написан в нежно-розовой и голубой тональности, придающей изображению воды и неба вид удивительно живой реальности. Учился у своего отца, художника Э. Ф. Добиньи, затем у П. Делароша.
Но преимущественную роль в творчестве Добиньи с этих лет играет живопись. Показательна в этом смысле биография Ш. Добиньи. Работал реставратором живописи в Лувре (в начале 1830-х годов), копировал там работы Н. Пуссена, К. Лоррена и голландских пейзажистов 17 века. В 1835 – 1836 гг.
Пронизанная духом романтизма, живопись Добиньи в то же время реалистична и объективна. Палитра живописца более светлая, чем у других представителей барбизонской школы, например, пейзаж «Утро» (1858, ГМИИ, Москва) написан в нежно-розовой и голубой тональности, придающей изображению воды и неба вид удивительно живой реальности. Пожалуй, в полной мере новые тенденции проявились в картине Жатва (Париж, Лувр), показанной в Салоне 1852 года, в которой художник окончательно освобождается от условностей классицистического пейзажа.
Картина отличается изумительной тонкостью световых нюансов. Многочисленные рисунки в наследии мастера свидетельствуют, что он много писал с натуры. французский художник-пейзажист, график, представитель барбизонской школы. Полноты отображения реальной действительности Добиньи достигает не скрупулезным выписыванием деталей, как это было в поздних работах Т. Руссо, а цветом. К этому периоду и относится его «Утро».
Исполнен сурового величия пейзаж «Прилив в Нормандии» (1869, Государственный художественный музей им. Добиньи посетил Италию, а в 1866 г. отправился в Голландию, Великобританию и Испанию. Он встречался с Клода Моне и Поля Сезанна.