Вскоре отцу Веласкеса стали очевидны способности сына к искусству и он отвел десятилетнего Диего в мастерскую известного испанского художника Ф. Эрреры. Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес — испанский художник, крупнейший представитель мадридской школы времён золотого века испанской живописи, придворный живописец короля Филиппа IV. В статье «Диего Веласкес: биография и творчество, видео» краткая биография художника и описание нескольких его картин.
Диего Веласкес стал выразителем нового стиля. Один из друзей Диего Веласкеса писал: «каждый мазок — сама правда», настолько художник обладал мастерством колорита, яркой передачей характеров людей, передачей светотеней и это все поражало современников. Диего Веласкес приобрёл ошеломляющий успех, признаком дурного тона являлось отсутствие портрета его работы. Довольно трудно определить жанр, в котором написана картина Диего Веласкеса «Менины».
Умер Диего Веласкес 6 августа 1660 года в Мадриде. Диего Веласкес появился на свет летом 1599 г. в испанской Севилье, в семье эмигрантов из Португалии. Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Диего Веласкес.
Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес (исп. Diego Rodrguez de Silva y Velzquez 6 июня 1599, Севилья— 6 августа 1660, Мадрид)— испанский художник, представитель золотого века испанской живописи. Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес (исп. Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес (исп. Diego Rodrguez de Silva y Velzquez 6 июня 1599, Севилья— 6 августа 1660, Мадрид)— испанский художник, величайший представитель золотого века испанской живописи.
Творчество Диего Веласкеса — вершина испанского искусства эпохи расцвета. Являясь придворным живописцем, Диего Веласкес создает самые главные свои работы. Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес (исп. Diego Rodrguez de Silva y Velzquez, 6 июня 1599, Севилья— 6 августа 1660, Мадрид)— испанский художник, величайший представитель золотого века испанской живописи. 6 августа 1660 г. Диего Веласкес отошел в мир иной.
В 1631 г. Диего Веласкесу поручено оформление внутренних интерьеров в недавно возведенном величественном дворце в Буэн Ретиро. За пятидесятилетнюю карьеру живописца, Диего Веласкес создал около 170 картин. Диего Родригас де Сильва Веласкес – самый замечательный художник золотого испанского века, мастер реалистической живописи, автор правдивых портретов, картин придворной жизни исторических и мифологических сюжетов.
Если спросить образованного человека в любой стране мира, кого из испанских художников он знает, то, вероятно, прозвучит имя Диего Веласкеса, придворного живописца короля Филиппа IV. Шедевры Диего Веласкеса – Вакх, Триумф Вакха, Кузница Вулкана, Сдача Бреды, Менины, Пряхи, Венера с зеркалом, Старая кухарка, Завтрак, Завтрак двух юношей, Служанка-мулатка, Музыканты, Водонос. Диего Веласкес ушел из жизни 6 августа 1660 года, оставив после себя колоссальное творческое наследие, в котором черпали вдохновение многие поколения живописцев, представители романтизма и импрессионизма. Диего Веласкеса в 1617 году приняли в местную гильдию художников, обеспечив тем самым его работой и заработком.
Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера. Своеобразный завораживающий эффект при просмотре работ мастера сохраняется и сегодня. Кроме уже привычных портретов членов королевской семьи, в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника— «Менины» (1656, Прадо, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657г., Прадо, Мадрид).
Филипп хотел, чтоб его портреты писал только Диего. Родители будущего художника поженились в севильской Церкви святого Петра (исп. )русск. Гостеприимный дом Пачеко современники называли «академией образованных людей не только Севильи, но и всей Испании».
Сюжет этого полотна навеян венецианской живописью эпохи Возрождения. На протяжении 1630-1640-х годов Веласкес создал серию портретов карликов и шутов. Примеры работ: Эль Примо, Менипп, Барбаросса. В центре изображены король и королева, отраженные в зеркале на заднем плане. После присутствия на церемонии бракосочетания королевской дочери и французского короля Людовика XIV, Веласкес слег и через несколько часов умер.
После возвращения, художник много работает, тридцатые годы стали самым плодотворным периодом его творчества. Необычный композиционный приём (лицо Венеры видно только в зеркале) придаёт особую свежесть и остроту изображению обнажённого женского тела — гибкого, стройного, полного прелести и жизненного обаяния. скажи ей, чтобы помогла мне. Особенностью в портретах Веласкеса можно выделить отсутствие излишних аксессуаров, жестов.
Учился он у мастеров этого дела Ф. Эрреры и Ф. Пачеко. – спрашивает Веласкес и сама написанная им картина отвечает на эти вопросы. Что за картину пишет Веласкес и кто ему позирует. с известием о смерти придворного живописца Родриго де Вильяндрандо (исп. )русск. Луки и общества виртуозов Пантеона.
Полотна этого периода созданы в жанребодегонов (в переводе с исп. Глубину изображения подчеркивает черная рама зеркала, в которое любуется собой Венера – по данным искусствоведов, «родная» рама картины также была черной играя на перспективу. В мадридский период мастерство художника совершенствуется. Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов.
Как и многих других мальчиков, его отдали в монастырскую латинскую школу. Но всадник далек от реальной войны, да и думает ли он о ней. Это произошло 6 августа 1660 года.
Существует несколько версий, противоречащих друг другу. Некоторые из них— например, два конных портрета— в мае 1627 года были отправлены герцогу Гонзаге в Мантую его мадридским посланником, а некоторые погибли при пожаре 1734 года. Но не успел он пробыть дома и двух месяцев, как его догнало письмо от Хуана де Фонсеки (исп. )русск. Образ жизни Веласкеса, однако, не изменился. bodegon – трактир, харчевня).
По словам историка Хулиана Гальего (исп. )русск., молодой художник понимал ограниченность возможностей художественных школ Севильи и изучение королевской коллекции, особенно Тициана, оказало решающее воздействие на стилистическую эволюцию Веласкеса, который переместил акцент со строгого натурализма его севильской эпохи и от суровых землистых спектров до яркости серебристо-серого и прозрачности синего цветов к зрелому возрасту. Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет». А сдав успешно экзамен – получил звание мастера. Согласно биографу Антонио Паломино, по исполнении 10 лет, в 1610 году, Диего определили на учёбу в мастерскую известного севильского художника Франсиско Эрреры Старшего. Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 1611. Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев»5.
Смелость молодого севильянца, не считавшегося с академическими традициями, привела к конфликту с наиболее авторитетными художниками. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Пребывание Веласкеса на вилле Медичи дает жизнь чудесному пейзажу «Сад виллы Медичи», где эта великолепная архитектурная постройка и окружающая её природа отображена в золотистых красках близящегося заката. На это указывает отражение в зеркале.
В 1922 году Веласкес перезжает работать в Мадрид. Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога. Наиболее ярким представителем испанской живописи «золотого» века является художник-реалист Диего Веласкес.
Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («Триумф Вакха», 1628—1629 «Кузница Вулкана», 1630), а также историческим— «Сдача Бреды» (1634). Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. )русск., сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего. Примером этому может послужить полотно «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620 г., Национальная галерея, Лондон), представляющее собой «картину в картине» и наполненное более глубоким смыслом, чем прочие работы этого периода. В высших слоях испанского общества «семьей» в те времена называли не только близких родственников, но и всех домочадцев, включая прислугу. В течение трёх первых лет брака у молодой четы родилось две дочери. В них, проявление человеческих эмоций выглядело естественнее. В 1623 году Веласкес переехал в Мадрид и стал королевским живописцем.
«Венера с зеркалом» – единственное сохранившееся такое изображение кисти Веласкеса. Менин часто называют картиной создания картины. Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников— художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. )русск., которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову.
Луч света озаряет прекрасную пряху, сидящую вполоборота к зрителям – она сосредоточена на своей работе – ее рука вытянута в сторону готового гобелена и как бы задает вектор движения взгляда. Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) в семье местных уроженцев Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии.
Лица обеих групп реальны. Сейчас бы это назвали «бэкстейдж» – на картине изображен художник, работающий над портретом короля Филиппа IV и королевы Марианны. Диего Родригес де Сильва Веласкес родился 6 июня в 1599 году, в городе Севилья (Испаня). Веласкес обнаруживает мир внутренних переживаний в степенном, одиноко печальном умном карлике Эль Примо, в растерянном, забившемся в угол дурачке (Эль Бобо) из Кории, в уродце Себастьяно Морра, устремившем на зрителя взгляд, полный укора и мрачного отчаяния (все — Мадрид, Прадо). Полная юной прелести босоногая пряха составляет как бы поэтическую параллель образу античной Арахны.
Но за кажущимся внешним бесстрастием В. таится глубоко человечное отношение к окружающему. Сам же папа, увидев портрет, воскликнул «Слишком правдиво. » и наградил художника золотой цепью и папской медалью. На груди художника алеет крест рыцарского ордена Сант-Яго. Впав в уныние от неудачи в Мадриде, в 1623году Веласкес вернулся в Севилью. Даже дремлющему крупному псу отведена отнюдь не второстепенная роль.
Молодой художник приобрёл в Севилье уже достаточно хорошую репутацию. Картины, которые художник создал в Риме, принесли ему еще большую славу. По третьей, «Пряхи» – это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю.
Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) в семье местных уроженцев Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии.
По обычаю, широко распространённому в Андалусии, Диего и его брат Хуан, также ставший художником, взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес». Как достичь совершенства, как сделать картину зеркальным отражением жизни. Крайне интересна и содержательная сторона портретов мастера.
с известием о смерти придворного живописца Родриго де Вильяндрандо (исп. )русск. По третьей, «Пряхи» — это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю. Впав в уныние от неудачи в Мадриде, в 1623 году Веласкес вернулся в Севилью. – харчевня или трактир).
Он изображает гордых андалузских дам, седых старцев, весёлых мальчишек и молодых испанских людей. Иннокентий Х был некрасив и Веласкес не стремился облагородить его внешность. Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников – художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. )русск., которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову. Это одна из 12 балатльных картин во славу военных побед короля Филиппа IV.
Вообще отношения между королем и Веласкесом складывались очень дружеские. Веласкес также имел право принимать частные заказы, но после переезда в Мадрид ему было рекомендовано писать только влиятельных персон королевского двора. На фрейлину она не обращает внимания.
К несчастью, художник в то время был уже тяжело болен. В 1619 и 1621 годах у четы Веласкесов родились две дочери. Их объединяют общая атмосфера приподнятости, близость к силам природы.
Он стоит, подчеркивая, тем самым, свой статус ибо только благородным особам позволялось стоять в присутствии короля. И действительно, с 17 века у картины было второе название «Familia – «Семья». Картиной "Сдача Бреды" (1634, Прадо) В. закладывает основы всей европейской исторической живописи на тему современной действительности. Порой В. вводит в бытовую сцену религиозный сюжет как самостоятельный мотив ("Христос в доме Марфы и Марии", около 1622, Национальная галерея, Лондон). Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет.
В картине Менины (Фрейлины, 1657, Прадо, Мадрид) частный эпизод придворного быта (на первом плане – инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, рядом – сам художник за исполнением портрета испанской королевской четы, отраженной в зеркале в глубине зала) изображенный в смелом пространственном развороте, предстает как один из моментов общего течения жизни во всей сложности ее взаимосвязанных и изменчивых проявлений. В центре картины – инфанта (принцесса) Маргарита, окруженная придворными. Русского художника Ивана Крамского, автора знаменитой «Незнакомки», не отягощала необходимость «объяснять» чудо Веласкеса, вот таким образом его простые искренние слова о великом собрате по профессии говорят нам больше, чем страницы глубокомысленных рассуждений: «Смотрю на него и чувствую всеми нервами своего существа: этого не достигнешь, это неповторимо. К тому времени изображение Гонгоры уже увидел и сам король Филипп IV. Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера.
Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Художник организует пространство картины при помощи особой работы со светом. О высоком творческом подъеме Веласкеса свидетельствует его картина «Сдача Бреды» (Копья 1634—1635, Мадрид, Прадо), запечатлевшая падение в 1625 году голландской крепости Бреда — одну из немногих крупных побед испанского оружия в неудачной для абсолютистской Испании войне с демократическими Нидерландами. Отсюда появилось большое количество завистников.
В левой части картины побежденные голландцы, они представлены с тем же чувством достоинства, что и победители – испанцы, более плотной массой сгруппированные в правой части композиции, на фоне рядов копий (отчего картина имеет второе название Копья). Для чего же собралась в мастерской придворного живописца королевская семья. Действующих лиц мы можем перечислить поименно.
Их позы и жесты живые, естественные. В 1627 году Веласкес написал большую историческую картину Изгнание морисков. Так Веласкес наконец получил возможность показать себя.
10:38-42). На переднем плане картины Веласкеса – кухарка, которая подгоняет недовольную и, видимо, нерасторопную служанку, чтобы присоединиться к обществу Иисуса и сестёр. В мадридский период мастерство художника совершенствуется. Необычайно тонко и точно разработанная цветовая гамма красных и розовых оттенков в портрете папы Иннокентия Х (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим) — эмоциональный ключ образа, жестокой правдивости которого устрашился сам папа. Увидев портрет, римский Папа, как известно, воскликнул: «Слишком правдиво. », — но принял его благосклонно и художника наградил золотой цепью.
Здесь ему оказывает покровительство премьер-министр Оливарес. Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует. В той или иной форме, его влияние испытали английские художники XVIII века, Ф. Гойя, французские импрессионисты (начиная с Э. Мане), художники из России и многие другие.
Веласкес посетил Венецию, Феррару, Рим, Неаполь. До 1623 Веласкес работал в Севилье. Меньше, чем за год до смерти Веласкес стал кавалером ордена Сант Яго, одного из самых почетных рыцарских орденов Испании.
В 1629 году художник завершает необычную для испанской традиции картину на античный сюжет – Вакх или Пьяницы (1628-1629). Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера. Как и положено, Диего проявил способности к изобразительному искусству уже в детстве. Между образами огрубленных жизнью бродяг и античного божества нет непреодолимой дистанции.
1657, обе — Мадрид, Прадо), великолепные придворные портреты. Веласкес много раз писал короля Филиппа и его детей. И, конечно, самые знаменитые полотна Диего Веласкеса «Менины» и «Пряхи».
Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем. Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. )русск., сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего. К этому же времени относится создание Веласкесом своей самой, пожалуй, необычной картины «Венера перед зеркалом».
Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога. В этих полотнах обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение. Итак, время действия – 1656 год. Сзади гофмаршал королевы отдергивает гардину с окна и сквозь открытую дверь солнечный свет вливается в дворцовые покои.
Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 161110. Слева висит картина Питера Пауэла Рубенса «Афина и Арахна», справа – полотно Якоба Йорданса "Аполлон и Марсий" (возможно, копии). Здесь Веласкес овладел навыками и представлениями о шедеврах живописи в мировом масштабе.
Потребовались доказательства его аристократического происхождения и многочисленные свидетельства того, что он занимался живописью только «ради своего удовольствия и по повелению короля», картин своих не продавал, а жалование получал лишь по занимаемым придворным должностям. По третьей, «Пряхи» — это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю. Существует несколько версий, противоречащих друг другу.
Этот портрет был написан В. во время его второй поездки в Италию (конец 1648 — середина 1651). Веласкес, собственно Родригес де Сильва Веласкес (Rodrguez de Silva Velsquez) Диего (4 или 5. 6. 1599, Севилья, — 6. 8. 1660, Мадрид) испанский художник. Как все его сюжетные картины, полотно необычно по замыслу.
Ключи на его поясе свидетельствуют о том, что Веласкес – к тому же и апосентадор, т. е. Полагают, что здесь воспроизведен обряд посвящения в братство Вакха, пишет Л. Л. В 1620 году Диего открыл собственную мастерскую. Разумеется, нет. Там же (или вскоре по возвращении в Испанию) В. исполнил "Венеру с зеркалом" (1651, Национальная галерея, Лондон).
и о наличии вакансии на это место. 25 мая 1651 года художник покинул Италию. По обычаю, широко распространённому в Андалусии, Диего и его брат Хуан, также ставший художником, взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес». Путешествие по Италии нельзя было назвать приятным: должность королевского камергера, статус протеже графа Оливареса и, плюс к тому, что его спутником был генерал— всё это вызывало раздражение у подозрительных итальянцев, считавших Веласкеса чуть ли не испанским шпионом. Но всю свою дальнейшую жизнь он плакал об этой своей слабости. Обычно Пётр изображается с ключами от рая, стражем которого является, с седыми волосами и бородой и в жёлто-синем облачении. Сам же папа, увидев портрет, воскликнул «Слишком правдиво. » и наградил художника золотой цепью и папской медалью. В то же время в картине есть и интрига в виде нарочито затемнённого отражения богини в зеркале, что как бы провоцирует зрителя на вопрос: кто же она, Венера Веласкеса. Особо отмечают портрет уже стареющего Филиппа IV.
Узнав о талантливом художнике из Севильи, он призывает его к себе. Изображен момент, когда командующий голландским гарнизоном вручает ключ от крепости испанскому полководцу, милостиво дарующему свободу побежденным. Ему 57 лет. Так, до сих пор идут споры о сюжете и смысле «Менин».
Ключ от неё имел у себя и сам монарх, каждый день любивший наблюдать за работой творца. В середине 1623 В. переехал в Мадрид и в том же году стал королевским живописцем. Картина, в свою очередь изображает сцену из Евангелия, согласно которой Христос пришёл в дом Марии и Марфы и они, отложив домашние дела, стали слушать Его учение. Каждый образ на редкость красноречив. К пятидесятым годам относится один из самых сложных портретов мастера — портрет Филиппа IV (1654). Своей особой философией дышит и природа произведения.
Художник очень жалеет юных принцесс, которые часто лишены детства. Сам король и его дети многократно были написаны в творениях художника. С ней беседует гвардадамас – придворный, обязанный повсюду сопровождать инфанту.
Солнечный свет заливает весь второй план картины. В доме учителя Диего познакомился со своей женой. Веласкес много раз писал короля Филиппа и его детей.
Посетив галерею Дориа-Памфили, В. И. Особенно часто – дочь Филиппа инфанту Маргариту. Да, одна хорошенькая, а вторая вызывает содрогание, но у обеих очень умные лица. Они утвержали, что Веласкес не обладает талантом. Ему понравилось настолько, что он приказал брату уступить очередь позирования.
Биографы утверждали, что Диего с лёгкостью давались многие науки. Мудрая непредвзятость и человечность Веласкеса воплотились в его портретах королевских шутов и карликов (Эль Бобо из Кории, Эль Примо, так называемого Хуана Австрийского, Себастьяна Мора и других, все – 1631–1648, Прадо, Мадрид). Вместе с тем и взгляд В. на мир становился всё более проницательным. Они становятся значительно разнообразнее по композиции и живописному решению. У Эрреры Диего проучился недолго они не сошлись характерами. Они настояли на том, чтобы был устроен конкурс. Деог был старшим из восьмерых детей в семье. До 1623 работал в Севилье, писал "бодегонес" (испанский bodegn — харчевня) — сцены из народного быта ("Завтрак", около 1617, Эрмитаж, Ленинград "Водонос", около 1620, Музей Уэллингтона, Лондон).
В 1617 получил звание мастера. Теперь Веласкес, наконец, получил полную независимость. Единственной дочери Пачеко – Хуане Миранде – на тот момент было почти шестнадцать лет. Веласкес скромно изобразил себя в полутени, погруженным в работу. Придворная карьера Веласкеса к тому времени достигает своей вершины король наградил его высшим орденом Испании – крестом Сантьяго. Картина хранится в мадридском музее Прадо. Но портреты Веласкеса запомнятся потомкам не только изображением королевской семьи и придворной знати, но и портретами «сирых и обиженных» – королевских карликов и шутов.
Осажденная испанцами голландская крепость Бреда пала. «Менины» часто называют картиной создания картины. Вместе с тем картина наполнена движением пространственных планов, воздуха, света.
По второй версии, картина представляет собой вариацию на темы сразу трёх античных мифов – о мойрах (богинях судьбы в древнегреческой мифологии), об Арахне и о похищении Европы – в оригинальной авторской трактовке. Эта картина, над которой художник проработал три месяца, в результате ошеломила весь Рим. Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов. Так Веласкес наконец получил возможность показать себя. Так, до сих пор идут споры о сюжете и смысле «Менин».
Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет». Диего Родригес де Сильва Веласкесродился 6 июня 1599 года в Севилье, в семье марранов (евреев, принявших христианство). На протяжении 1630-1640-х годов Веласкес создал серию портретов карликов и шутов. С присущим ему безупречным вкусом сам он пополнял художественные коллекции Алькасара.
Его картина «Менины» оказала влияние на последующее создание картин бытового жанра. Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610–1616), в 1617 получил звание мастера. С неё было сразу же сделано несколько копий.
Осенью 1623 года Веласкес вместе со своим тестем приехал в Мадрид. По сюжету молодая кухарка отрывается на минуту от приготовления пищи, повинуясь жесту старой женщины, указывающей ей на висящую на стене картину. В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни. е. среди зрителей) и смутно отражаясь в зеркале на противоположной стороне зала. Необычным в ней было всё — от темы (до Веласкеса никто подобных полотен в испанской живописи не создавал) до её воплощения и даже смысла.
Узнав о талантливом художнике из Севильи, он призывает его к себе. Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez). Так Веласкес наконец получил возможность показать себя. В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни.
Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте. Веласкес задумал передать на холсте внутренний мир понтифика. Впоследствии оно только увеличивалось.
Суриков писал: «Для меня все галереи Рима — этот Веласкеса портрет. Каганэ. Знакомство с королевским собранием картин, встречи с Петером Паулем Рубенсом, посетившим Испанию в конце 1628 – начале 1629 и поездка в Италию (конец 1629 – начало 1631) содействовали совершенствованию его мастерства. Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 16114. Картина хранится в Риме, в галерее Дориа-Памфили. Произведения эти не имеют себе равных в мировой живописи.
Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. )русск., сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего. Побоявшись потерять Веласкеса, Филипп IV прислал ему сердитое письмо и в 1651 году художник возвращается в Испанию. Но не успел он пробыть дома и двух месяцев (1623), как его догнало письмо от севильянца, служившего королевским капелланом. Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны. Сюжет «Менин» – это не просто групповой портрет особ королевского двора.
«Сдача Бреды» рассказывает о завершении десятимесячной осады испанцами голландского города Бреда. В 1618 году он женился на дочери Пачеко Хуане Миранде.
В то же время он искал пути к созданию полотен широкого обобщающего смысла. В последних двух Диего Веласкес объединяет мифологических богов с грубым образом людей. А также его ранние религиозные картины: «Христос в доме Марфы и Марии», «Поклонение волхвов». Иисус с Марфой и Марией отражаются в зеркале на стене. Совершенствованию мастерства В. во многом содействовали знакомство с королевскими собраниями, богатыми итальянской живописью (в частности, картинами Тициана), а также встречи с прибывшим в Испанию П. П. Рубенсом (конец 1628 — начало 1629) и поездка по Италии (конец 1629 — начало 1631). Пачеко, человек широкой культуры и многосторонне образованный, автор неизданного при жизни трактата по искусству живописи, верный последователь Рафаэля и Микеланджело и сам делавший превосходные портреты карандашом, несмотря на отсутствие большого таланта, был своим человеком в интеллектуальной среде Севильи и среди духовенства, поскольку занимал должность цензора и эксперта по церковной живописи при святейшей инквизиции в Севилье.
Веласкес Диего, картины которого необычны для отечественных традиций, к тридцатилетнему возрасту завершает работу над таким шедевром на античный сюжет, как «Пьяницы» или «Вакх».
Родился Диего в 1599 году 6 июня в семье помещика. и о наличии вакансии на это место. Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («Триумф Вакха», 1628 – 1629 «Кузница Вулкана», 1630), а также историческим – «Сдача Бреды» (1634). Веласкес скончался, достигнув вершины своего искусства. Образ жизни Веласкеса, однако, не изменился.
По словам историка Хулиана Гальего (исп. )русск., молодой художник понимал ограниченность возможностей художественных школ Севильи и изучение королевской коллекции, особенно Тициана, оказало решающее воздействие на стилистическую эволюцию Веласкеса, который переместил акцент со строгого натурализма его севильской эпохи и от суровых землистых спектров до яркости серебристо-серого и прозрачности синего цветов к зрелому возрасту. Всё выполнено мастерски, подобно современному театру и литературе изображаются бесшабашность, горечь и веселье. Высокая мера объективности, с которой охарактеризованы участники события, позволяет остро ощутить контраст между изысканными испанцами и грубоватыми голландцами — представителями молодой страны и новых социальных сил. В центре полотна фигуры двух полководцев согбенный под тяжестью поражения Ниссау, в желтой одежде, с ключом в руке устремляется к победителю. Марфа и Мария – сёстры Лазаря из Вифании, в доме которых останавливался Иисус Христос. Второе название этой картины – «Семья Филиппа IV». Мастерская Веласкеса в королевском дворце в Мадриде.
Главные полотна Веласкеса позднего периода – крупномасштабные композиции Менины (юные фрейлины) (1656) и Пряхи (1657). Впоследствии оно только увеличивалось. Группа горделивых испанцев стоит под лесом стройных копий.
С 1622 года он возглавил правительство. Как и многих других мальчиков, его отдали в монастырскую латинскую школу.
Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 1611. Марфа. Но в целом художник с уважением относится к оптимизму и жизнестойкости своего народа. Радостным событием в жизни Веласкеса был приезд Рубенса в 1628 году и общение с ним. Как все его сюжетные картины, полотно необычно по замыслу. И в этом особенный трагизм. В испанской живописи до Веласкеса никто не создавал подобных полотен, т. к.
Веласкес пробовал себя во всех стилях живописи, которые существовали на тот момент. Теперь Веласкес, наконец, получил полную независимость. Картины отмечены даже некой тенью трагизма, так как отображает характер шутов, образ жизни и внутренний мир переживаний. Подлинную творческую свободу Веласкесу удалось проявить в портретах шутов.
Веласкес скончался, достигнув вершины своего искусства. Картины, размещенные над зеркалом, свидетельствуют о том, что и автор «Менин», подобно героям «Метаморфоз», бросает вызов природе. В раннем творчестве художника заметен интерес к представителям простого народа. «После пяти лет обучения и образования, — писал Пачеко, — я отдал за него замуж свою дочь, побуждаемый его добродетелью, чистотой и другими качествами, а также в надежде на его природный и высокий гений». К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старуха, жарящая яйца» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды.
Картины пропитаны большим психологическим смыслом. В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни.
Не вызывает сомнений и то, что это чрезвычайно умный человек. Стойный лес копий (отсюда второе название картины Копья) создает впечатление численного превосходства и мощи испанского отряда.
Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны. Возможно, великий фламандец был в той или иной мере связан с созданием картины Веласкеса «Триумф Вакха» (1628—1629, Мадрид, Прадо популярное название Пьяницы принадлежит началу XIX века). Пётр – один из 12 апостолов, был простым рыбаком. Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев». («Триумф Вакха»).
При этом портреты Веласкеса эмоционально очень сдержанны. Председатель жюри Хуан Баутиста Майно выбрал среди представленных эскиз Веласкеса и заявил о его победе.
Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем. К наиболее известным полотнам этого периода относятся картины «Завтрак», «Старая кухарка», «Завтрак двух юношей», «Водонос». По свидетельству самого Пачеко, еще юношей Веласкес оплачивал крестьянского мальчика, служившего ему моделью.
Все работы выполнены с использованием тёмного, часто условного фона, лишённого глубины, что оставляет ощущение безвоздушности, в лаконичной и выразительной манере. В 1619 и 1621 годах у четы Веласкесов родились две дочери. Неужели ради очаровательных фрейлин инфанты был написан этот огромный холст. Они становятся значительно разнообразнее по композиции и живописному решению.
Согласно мифу, Афина превратила Арахну в паука, в чьем обличье она и продолжила ткачество. Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале. Его учитель Пачеко, а также друзья и земляки старались помочь его карьере. Его учитель Пачеко, а также друзья и земляки старались помочь его карьере. Диего Веласкес (Diego Velasquez) – великий испанский художник 17 века.
Красота народа, его созидательная сила — лейтмотив картины. К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует свое мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. Справа мальчик-карлик пытается ногой растолкать огромную собаку, растянувшуюся на полу. Не меньше споров вызывают и «Пряхи».
С неё было сразу же сделано немало копий. Их обручение должно было состояться на острове Фазанов на испанской границе. Всё пронизано трепетным движением серебристого воздуха. Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте.
Одетые в черные доспехи, с розовым шарфом через плечо теснятся испанцы. Больше половины картин Веласкеса (около 50) находится в музее Прадо в Мадриде.
Ему понравилось настолько, что он приказал брату уступить очередь позирования. К этому же периоду относятся и два пейзажа В. (оба — "Вилла Медичи", 1650—51, Прадо), в которых художник при необычных для того времени свежести и кажущейся этюдности письма создал целостные образы природы. Наиболее значительной из этой серии является картина «Сдача Бреды» (1634—1635, Прадо, Мадрид), в которой художник не только запечатлел историческое событие (сдачу осаждённого голландского города испанской армии 2 июня 1625 года), но и с помощью многочисленных красноречивых деталей выразил своё отношение к этому событию и его участникам. Веласкес посетил Венецию, Феррару, Рим, Неаполь. Тонко и точно разработанная гамма красных и розовых оттенков – эмоциональный ключ к пониманию жестко-правдивого образа папы Иннокентия Х (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим), портрет которого Веласкес написал во время второй поездки в Италию в конце 1648 – середине 1651 годов.
Художник накапливает и синтезирует в портрете свои наблюдения, ничего не утрируя, словно предоставляя другим судить об изображенном. К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем. управляющий дворцом (должность почетная, однако хлопотная и к искусству отношения не имеющая). Художник пишет портрет молодого короля Филиппа IV имевший большой успех и вскоре получает звание придворного живописца. Необычным в ней было всё – от темы (до Веласкеса никто подобных полотен в испанской живописи не создавал) до её воплощения и даже смысла.
«Кузница Вулкана» была написана им в столице Италии. Картина, над которой художник проработал три месяца, в результате ошеломила весь Рим. В сцене изображенной Веласкесом, участвуют две фрейлины – это тоже реальные персонажи имена которых известны. В их портретах он не высмеивает ни их профессию, ни их самих.
У её босых ног лежит кошка. Впав в уныние, Веласкес вернулся в Севилью. Главным источником вдохновения раннего периода творчества Веласкеса был быт простых людей. Став учеником Иисуса Христа, сопутствовал Ему во всех путях Его земной жизни. Кроме уже привычных портретов членов королевской семьи, в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника— «Менины» (1656, Прадо, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657г., Прадо, Мадрид). К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старуха, жарящая яйца» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды.
Когда во время второй поездки в Италию он изображает главу церкви папу Иннокентия X, он настолько мастерски отображает внутреннюю жесткость и коварство своего героя, вместе с тем реалистически описывая роскошную обстановку, окружающую его, что папа имел все основания для своего знаменитого комментария: «Слишком правдиво». Полотно хранится в мадридском музее Прадо. Филипп IV возводит художника на высшую в государстве должность – гофмаршала. Фон подобран так, чтобы максимально оттенять фигуру, цветовая гамма строгая, но оживляется тщательно подобранными сочетаниями цветов. Художник изобразил свою мастерскую в королевском дворце и себя, слева, с кистью в руке. На полотне изображена мастерская художника в королевском дворце в Мадриде. Особенно часто дочь Филиппа инфанту Маргариту.
Глубоким психологизмом отмечен самый поздний портрет стареющего Филиппа IV (1655—1660, Мадрид, Прадо), в котором привычная величавая невозмутимость испанского монарха не может скрыть того, что он не только обрюзг и устал, но и душевно подавлен, одинок в его обычно вялом и холодном взгляде угадывается что-то скорбное. Он скуп в выборе изобразительных средств, предельно сдержан в выражении эмоций. Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет.
Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Звание мастера он получил в 1617 году. Они настояли на том, чтобы был устроен конкурс. К тому времени изображение каноника уже увидел и сам король Филипп IV. Таким мы видим его и на картине Веласкеса.
В картине "Вакх" (до 1630, Прадо, Мадрид) В. изобразил на фоне пейзажа бродяг, пирующих в обществе Вакха и фавнов. Он почти не пишет аксессуаров, редко изображает жесты, движение. Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать свое искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев».
Это слово (кстати, португальское) можно перевести как «придворные дамы» или «фрейлины». Всё это позволило говорить о загадках в позднем творчестве Веласкеса. По обычаю, широко распространённому в Андалусии, Диего и его брат Хуан, также ставший художником, взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес»3. В 1634-1635 годах Веласкес написал свое единственное батальное полотно «Сдача Бреды», где его живописное мастерство предстает во всем блеске. Позже Пётр искренне покаялся и был прощён Господом.
Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа. Трактовка мифологического сюжета здесь весьма оригинальна. Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет». Он начинает писать работы жанре бодегонов (от исп.
Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («Триумф Вакха или Пьяницы», 1628—1629, «Кузница Вулкана», 1630), а также историческим— «Сдача Бреды» (1634). На первом изображена мастерская, где происходит работа. В возрасте двадцати одного года Диего Веласкес открыл собственную мастерскую.
В картинах Вакх (Пьяницы, до 1630) и Кузница Вулкана (1630 обе картины в музее Прадо, Мадрид) художник объединил мифологические образы богов с грубоватыми, нарочито приземленными образами людей, наделил их реальными психологическими характерами. В доме учителя Диего познакомился со своей будущей женой. Среди подобных портретов этого периода надо отметить Графа Оливареса (1625) и Шута Калаба-Сильяса (1626-1627).
В 1627 году Веласкес написал большую историческую картину Изгнание морисков. Существует несколько версий, противоречащих друг другу. Осажденная испанцами голландская крепость Бреда пала.
Жизнь города, его типы и нравы по-прежнему интересовали Веласкеса. Там его избрали членом римской Академии св. Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты: Хуана Матеоса, около 1632, Картинная галерея, Дрезден графа-герцога Оливареса, около 1638, Эрмитаж, Санкт-Петербург Дама с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон серия портретов инфант, Лувр, Прадо).
По второй версии, картина представляет собой вариацию на темы сразу трёх античных мифов — о мойрах (богинях судьбы в древнегреческой мифологии), об Арахне и о похищении Европы — в оригинальной авторской трактовке. Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога.
Справа находится другая пряха, она сматывает в тугой клубок сделанную из шерсти нитку. Среди подобных портретов этого периода надо отметить Графа Оливареса (1625) и Шута Калаба-Сильяса (1626-1627). Эти картины более примечательны мастерски продуманной композицией интригующим подбором цветов и оттенков и сюжетами, в которых с искреннимуважением и теплом отображается жизнь простых испанцев. Комендант Бреды Юстин Нассауский вручает ключи от крепости испанскому полководцу Спиноле. В этот период создаются крайне необычные для испанской живописи «античные» полотна: «Вакх или пьяницы», «Кузница Вулкана», с характерной для них ироничностью и жизненной достоверностью.
В последнее десятилетие своей жизни Веласкес создал свои знаменитые картины «Венера перед зеркалом» (ок. Местом действия выбрана королевская мастерская ковров. Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов. Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте.
Как пример можно привести произведения тридцатых годов – охотничьи и конные портреты Филиппа IV и членов его семьи (1630-е). Примером этому может послужить полотно «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620 г., Национальная галерея, Лондон), представляющее собой «картину в картине» и наполненное более глубоким смыслом, чем прочие работы этого периода. Игра светом снова используется для расстановки акцентов – лица мужчин обеих армий, выписанные светлее остальных, одинаково благородны. Не меньше споров вызывают и «Пряхи».
С 1568 по 1648 год Испанская империя боролась за сохранения владычества Габсбургов над Испанскими Нидерландами (так называемая Восьмидесятилетняя война) – сражение под Бредой было важным с политической точки зрения, победа должна была поднять дух испанских воинов и показать всю тщетность сопротивление голландцев. За работой этой пряхи наблюдает другая женщина. Именно он в европейском искусстве заложил основы психологического портрета. Прелестная светловолосая девочка в центре комнаты – их пятилетняя дочь инфанта Маргарита.
Особое место в творчестве живописца занимает его единственное монуменальное полотно в жанре исторической живописи – «Сдача Бреды». Сын небогатого дворянина. «Пряхи» Веласкеса – гимн повседневному труду, поэзия, которая творится руками простых людей. Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника, но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства» и желание поработать с пейзажами.
" Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. все — 1631—48, Прадо). 25 мая 1651 года художник покинул Италию. 25 мая 1651 года художник покинул Италию.
Там в 1623 году король Филипп IV приглашает его работать во дворец. А почему в мастерской находится инфанта.
На «одном дыхании» написана и другая прославленная картина «Пряхи», столь же сложная и многоплановая по своему замыслу. Как гофмаршал двора Веласкес руководил подготовкой и украшением специального помещения для монаршей встречи, устройством празднеств и приемов, сопровождавших длительное продвижение королевского кортежа. "Кузница Вулкана" (1630, Прадо) полна ощущения реальной жизни благодаря колориту, близкому к натуре и естественности поведения её несколько простодушных героев.
С торжественными почестями его как рыцаря ордена Сант Яго похоронили в главном алтаре мадридской церкви Сан Хуан Баутиста. С этой точки зрения «Венера перед зеркалом» – очень чувственный эротический портрет возлюбленной, аналога которому на тот момент в живописи ещё не было, созданный Веласкесом себе на память. В 1620 году Диего открыл собственную мастерскую.
Учился в Севилье у Ф. де Эрреры Старшего и у Ф. Пачеко (1610—16). Приор Франсиско де лос Сантос писал в 1681 году, что испанский королевский дворец, который по собранию картин является «выдающимся среди других дворцов монархов мира», обязан этим «заботам Веласкеса». Это также одна из последних картин, написанная Веласкесом. Впоследствии оно только увеличивалось. Одновременно с картинами В. написал много портретов, составивших необычайно разнообразную галерею представителей испанского общества: конные парадные портреты (герцога Оливареса инфанта Бальтасара Карлоса оба — 1634—35, Прадо), поясные или погрудные изображения придворных, друзей, учеников (Хуана Матеоса, около 1632, Картинная галерея, Дрезден герцога Оливареса, около 1638, Эрмитаж дамы с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон Хуана Парехи, 1650, собрание Раднор, Солсбери), серия портретов инфант (Художественно-исторический музей, Вена Прадо Лувр, Париж). В этот период очень плодотворно трудится Диего Веласкес.
Искусствоведы называют эту работу Веласкеса одним из лучших образцов реалистического портрета. В последние годы жизни Диего Веласкес написал две самые знаменитые свои картины.
Обе картины написаны на сюжеты греческих мифов в изложении древнеримского поэта Овидия. Ее привели для развлечения королевской четы во время утомительных сеансов. Но в картине Веласкеса изображена обыкновенная женщина, а не античная богиня. Частный эпизод придворного быта предстаёт здесь как один из моментов общего течения жизни со всей сложностью её взаимосвязанных и изменчивых проявлений. Кроме уже привычных портретов членов королевской семьи, в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника – «Менины» (1656, Прадо, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657 г., Прадо, Мадрид).
По второй версии, картина представляет собой вариацию на темы сразу трёх античных мифов — о мойрах (богинях судьбы в древнегреческой мифологии), об Арахне и о похищении Европы — в оригинальной авторской трактовке. На картине первый министр испанского короля Филиппа IV, герцога Оливареса. Согласно биографу Антонио Паломино, по исполнении 10 лет, в 1610 году, Диего определили на учёбу в мастерскую известного севильского художника Франсиско Эрреры Старшего. Некоторые исследователи предполагают, что между ними в то время вспыхнул бурный роман, закончившийся с отъездом художника на родину и что Фламиния родила от него сына. Картины, которые он создал в Риме, принесли ему еще большую славу.
Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. Заметим, что миф об Арахне, очевидно, был для Велескеса особенно важен: в написанной примерно через год после «Менин» картине «Пряхи» художник изобразил большой ковер со сценой состязания Афины и Арахны. Пачеко, человек широкой культуры и многосторонне образованный, автор неизданного при жизни трактата по искусству живописи, верный последователь Рафаэля и Микеланджело и сам делавший превосходные портреты карандашом, несмотря на отсутствие большого таланта, был своим человеком в интеллектуальной среде Севильи и среди духовенства, поскольку занимал должность цензора и эксперта по церковной живописи при святейшей инквизиции в Севилье.
Не меньше споров вызывают и «Пряхи». Стройный лес копий (отсюда второе название картины Копья) создает впечатление численного превосходства и мощи испанского отряда. Что ж, это интересное толкование картины-головоломки, как иногда называют «Менины». Она была очень успешна. В это время Веласкес достигает вершин своего мастерства. Наиболее значительной из этой серии является картина «Сдача Бреды» (1634 – 1635, Прадо, Мадрид), в которой художник не только запечатлел историческое событие (сдачу осаждённого голландского города испанской армии 2 июня 1625 года), но и с помощью многочисленных красноречивых деталей выразил своё отношение к этому событию и его участникам.
На втором показана мастерская художника. Ведь именно его кисти принадлежит портрет обнаженной женщины в картине «Венера с зеркалом», – неслыханная во времена суровой инквизиции дерзость, редчайшее в истории испанской живописи изображение обнажённой натуры. Комендант Бреды Юстин Нассауский вручает ключи от крепости испанскому полководцу Спиноле.
Потребовались доказательства его аристократического происхождения и многочисленные свидетельства того, что он занимался живописью только «ради своего удовольствия и по повелению короля», картин своих не продавал, а жалование получал лишь по занимаемым придворным должностям. Веласкес Диего, великий испанский художник. Молодой художник приобрёл в Севилье уже достаточно хорошую репутацию.
К этому же периоду относятся Венера перед зеркалом (около 1650, Национальная галерея, Лондон), в которой необычный композиционный прием (лицо Венеры видно только в зеркале) придает особую свежесть и остроту изображению гибкого, стройного, полного жизненного обаяния обнаженного женского тела, а также два пейзажа Вилла Медичи (1650–1651, Прадо, Мадрид по другому мнению – около 1630), в необычайно для своего времени широкой живописной манере воссоздающие целостные образы природы. Одетые в черные доспехи, с розовым шарфом через плечо теснятся испанцы. Как пример можно привести произведения тридцатых годов охотничьи и конные портреты Филиппа IV и членов его семьи (1630-е).
Как описывает художник Хусепе Мартинес (исп. )русск., это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. )русск. Но не успел он пробыть дома и двух месяцев, как его догнало письмо от Хуана де Фонсеки (исп. )русск. В семнадцать лет Веласкес получил звание мастера. Родители будущего художника поженились в севильской Церкви святого Петра (исп. )русск. Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn – трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем. За группой переднего плана — фигуры придворной дамы и кавалера. По одной версии, Веласкес создал аллегорию на испанскую монархию и с помощью многочисленных деталей, как бывало уже не раз, выразил к ней своё отношение.
Осенью 1623 года Веласкес вместе со своим тестем приехал в Мадрид. По одной из них, Веласкес изобразил перерыв в работе над портретом инфанты, когда в мастерскую заглянули её родители.
С этой точки зрения «Венера перед зеркалом» — очень чувственный эротический портрет возлюбленной, аналога которому на тот момент в живописи ещё не было, созданный Веласкесом себе на память. Портреты по-прежнему преобладают в творчестве Веласкеса.
Его книга «Метаморфозы» была хорошо известна европейскому читателю 17 столетия. Во время наполеоновских войн в Испании и церковь и могилы были уничтожены французами. Как описывает художник Хусепе Мартинес, это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. )русск. Вместе с тем мастер с уважением и симпатией изображает побежденных голландцев.
«После пяти лет обучения и образования я отдал за него замуж свою дочь, побуждаемый его добродетелью, чистотой и другими хорошими качествами, а также в надежде на его природный и великий гений» — пишет в своей книге «Искусство живописи» Пачеко. Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов. Однако, популярность Веласкеса вызывала не только поклонение, но и зависть. Портрет главы римской церкви стал самым знаменитым созданием Веласкеса вне Испании. Приехав в Мадрид, он вскоре почувствовал приступ возвратной лихорадки. Перед нами скорее умный и энергичный светский государь, а не духовное лицо.
Не так просто объяснить воздействие, связанное с ощущением присутствия внутри нее. Веласкес создает впечатление семейного счастья, богатства и блестящего будущего маленькой принцессы, которая на момент написания картины была их единственной дочерью (Филипп на 30 лет старше своей второй жены и является её дядей). Пятилетняя девочка полна собственного величия. В дальнейшем подобное использование деталей стало одной из наиболее характерных особенностей стиля Веласкеса. Автор изобразил момент получения Вулканом (богом огня) от Апполона вести об измене жены (Венеры). К тому времени изображение Гонгоры уже увидел и сам король Филипп IV.
Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера. В это период на творчество Диего оказывает влияние работы Рубенса и Тициана. В картине присутствуют два плана.
Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года. В левой части картины изображен сам художник. инквизиция в Испании запрещала писать обнажённое женское тело. Веласкес часто ставит искусствоведов в тупик. Рядом с ним любимица Маргариты – карлица с одутлватым лицом. или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить.
Особенно часто изображалась инфанта Маргарита, королевская дочь. Однако популярность Веласкеса вызывала не только поклонение, но и зависть. Но здоровье Веласкеса было подорвано.
Когда Иннокентий Х увидел свой портрет, он воскликнул «Чересчур правдиво. » За свою работу Веласкес получил в дар нагрудную золотую цепь с миниатюрой папы в медальоне – а слава о талантливом испанском живописце прокатилась по всей Италии, породив множество подражателей. Поражает широчайший охват в произведениях мастера различных слоёв социальной жизни Испании XVII века, показ контрастов знатности и нищеты, народного быта и жизни аристократов. К пятидесятым годам относится один из самых сложных портретов мастера – портрет Филиппа IV (1654). Раздольская пишет: «Веласкес изобразил его сидящим в кресле, в спокойной, но исполненной скрытого напряжения позе.
Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны. Другой севильянец, камердинер кардинала-инфанта Фердинанда (королевского брата), отнёс его во дворец и показал хозяину. Основной пафос картины – несомненно, великодушие. Это и члены королевской семьи (королева Марианна Австрийская инфанта Маргарита инфант Филипп Просперо).
Следуя традиции, он исполнял заказанные ему портреты шутов, карликов, уродцев. Филипп IV возводит художника на высшую в государстве должность гофмаршала. Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника, но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства» и желание поработать с пейзажами.
Людей с физическими уродствами расценивали как «утварь», они служили для увеселения знати и помогали им чувствовать себя более красивыми и уверенными в себе. Рисует он опять же портреты. Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника— но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства». Родители будущего художника поженились в севильской Церкви святого Петра (исп. )русск.
К этому же времени относится создание Веласкесом своей самой, пожалуй, необычной картины «Венера перед зеркалом». Единственной дочери Пачеко Хуане Миранде, на тот момент было почти шестнадцать лет. Однако, в отличие от итальянцев, Венера кисти испанца целомудренно изображена со спины. Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет. Так, до сих пор идут споры о сюжете и смысле «Менин». Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте. 1625 год.
Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха. Веласкесу несказанно повезло. Благодаря этому, талант Диего Веласкеса быстро развивался и будучи еще совсем молодым, он уже стал достаточно известным мастером в городе.
1650, Лондон, Национальная галерея), «Лас Менинас» (1656), «Пряхи» (ок. Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года. Картина изображает обряд посвящения в братство этого бога. Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года.
Ведь на месте позирующих монархов стоит зритель и прямо на него направлен напряженный и в то же время отстраненный взгляд художника, сверяющего с натурой каждый мазок кисти. Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев»11. В мадридский период мастерство художника совершенствуется. Здесь ему оказывает покровительство премьер-министр Оливарес.
С 1622 года он возглавил правительство. Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников— художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. )русск., которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову. Портрет на долгие годы становится его основным жанром. Написанный же в 1650 году портрет римского Папы Иннокентия X (Рим, галерея Дориа-Памфили), невиданный по откровенности образа, буквально покорил итальянцев. И все больше усилий ему приходилось прилагать, чтобы работать за мольбертом. Полотно названо Менины – так именовали фрейлин, которые с детства служили у принцесс. Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) в семье местных уроженцев Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии1. В композиции картины находятся две самостоятельные сцены.
У Эрреры, Диего проучился недолго они не сошлись характерами. Как описывает художник Хусепе Мартинес, это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. )русск. 1625 год.
Кроме придворных портретов Веласкес создал целую галерею изображений деятелей испанской культуры драматурга Лопе де Вега, Тирсо де Молина и Кальдерона, поэта Кеведо. В последние годы жизни В. написал две самые знаменитые свои картины: "Лас Менинас" ("Фрейлины", 1656) и "Пряхи" (первоначальное название — "Миф об Арахне", 1657) — обе в Прадо. Картина «Пряхи» словно продолжает тему ранних мифологических полотен Веласкеса, где происходит поразительный синтез мифологической мистики и современных художнику реалий. Полотно хранится в музее Прадо в Риме. Он рано начал собирать библиотеку, так как в раннем детстве научился читать.
.