Водонос – картина утреннего периода творчества испанского художника Диего Веласкеса (1599 – 1660).
Приехав в Мадрид, он вскоре почувствовал приступ возвратной лихорадки. И почти невероятным. В мадридский период мастерство художника совершенствуется. Персианова).
Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) в семье местных уроженцев Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии. К тому времени изображение Гонгоры уже увидел и сам король Филипп IV. В последнее десятилетие своей жизни Веласкес создал свои знаменитые картины «Венера перед зеркалом» (ок.
Одетые в черные доспехи, с розовым шарфом через плечо теснятся испанцы. К тому времени изображение каноника уже увидел и сам король Филипп IV. 25 мая 1651 года художник покинул Италию. А также его ранние религиозные картины: «Христос в доме Марфы и Марии», «Поклонение волхвов».
Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников – художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. )русск., которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову. К этому же периоду относятся Венера перед зеркалом (около 1650, Национальная галерея, Лондон), в которой необычный композиционный прием (лицо Венеры видно только в зеркале) придает особую свежесть и остроту изображению гибкого, стройного, полного жизненного обаяния обнаженного женского тела, а также два пейзажа Вилла Медичи (1650–1651, Прадо, Мадрид по другому мнению – около 1630), в необычайно для своего времени широкой живописной манере воссоздающие целостные образы природы. В1634-1635 Веласкес написал свое первое большое полотно «Сдача Бреды». Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте. Главными задачами придворных живописцев было создание портретов королевской семьи и картин для украшения королевских покоев. Родился Диего в 1599 году 6 июня в семье помещика.
Но здоровье Веласкеса было подорвано. Полотна этого периода созданы в жанребодегонов (в переводе с исп. Лучшие придворные врачи не могли его спасти».
И, конечно, самые знаменитые полотна Диего Веласкеса «Менины» и «Пряхи». Холст огромный – два метра в высоту, метр двадцать пять в ширину. Формулой жизни Веласкеса станет «только одна женщина — его жена, только один друг — король и только одна мастерская — дворец».
Но не успел он пробыть дома и двух месяцев, как его догнало письмо от Хуана де Фонсеки (исп. )русск. Впав в уныние от неудачи в Мадриде, в 1623 году Веласкес вернулся в Севилью. Он рано начал собирать библиотеку, так как в раннем детстве научился читать. Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов. Биографы утверждали, что Диего с лёгкостью давались многие науки. В момент рождения портрета папе Иннокентию X (1574-1655) было уже за семьдесят, однако он выглядел намного моложе своих лет.
Ортега-и-Гассет). Это объясняет, почему «Веласкес никогда не повторяется, каждое его полотно — это живописная теорема, единственный экземпляр из бесконечного ряда возможных полотен» (Х. Сам король и его дети многократно были написаны в творениях художника. Веласкес скончался, достигнув вершины своего искусства. Расплата за вольнодумство часто заканчивалась для смелых людей сожжением на костре.
За работой этой пряхи наблюдает другая женщина. Вместе с тем жизнь в Мадриде открыла для Веласкеса возможность изучения ценнейших собраний живописи, сблизила его с испанской культурной элитой. — Е. М. )». Тем более что ситуация Веласкеса сама по себе уникальна.
В этих портретах, становящихся все более «нематериальными», кисть живописца обретает легкость изображая темы в определенном отношении менее возвышенные, но в то же время более элегантные и социально значительные. Именно он в европейском искусстве заложил основы психологического портрета. В этих портретах, становящихся все более «нематериальными», кисть живописца обретает легкость изображая темы в определенном отношении менее возвышенные, но в то же время более элегантные и социально значительные. Сам художник изображён с крестом ордена Сант-Яго на груди, который он получил тремя годами позднее, в 1659 году, – по легенде, этот крест добавил к портрету сам король Филипп IV. В раннем творчестве художника заметен интерес к представителям простого народа.
У Эрреры Диего проучился недолго они не сошлись характерами. «Кузница Вулкана», написанная в 1630 году во время первой итальянской поездки, не только иллюстрирует миф, но и изображает художника в среде, промежуточной между искусством и ремеслом. При этом надо иметь в виду не только скорописную манеру мастера зрелого периода, но и обращение к самой реальности, которая «отличается от мифа тем, что не имеет завершённых форм» (Х. Обе картины перекликаются между собой и могут восприниматься и как обычное изображение жизненного эпизода и как аллегорическое напоминание о вечных ценностях. Как описывает художник Хусепе Мартинес (исп. )русск., это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. )русск.
Существует несколько версий, противоречащих друг другу. Рядом с Веласкесом через семь дней была погребена сраженная горем его верная спутница жизни Хуана Миранда.
Имеется в виду чувство краски и ее количества, оставленного на холсте. Пребывание Веласкеса на вилле Медичи дает жизнь чудесному пейзажу «Сад виллы Медичи», где эта великолепная архитектурная постройка и окружающая её природа отображена в золотистых красках близящегося заката.
Стоит обратить внимание на поразительное мастерство Веласкеса в имитации фактуры ткани. По одной из них, Веласкес изобразил перерыв в работе над портретом инфанты, когда в мастерскую заглянули её родители. Правда, вины художника в том нет. Наиболее значительной из этой серии является картина «Сдача Бреды» (1634—1635, Прадо, Мадрид), в которой художник не только запечатлел историческое событие (сдачу осаждённого голландского города испанской армии 2 июня 1625 года), но и с помощью многочисленных красноречивых деталей выразил своё отношение к этому событию и его участникам.
С 1622 года он возглавил правительство. Там нет самого обмена, нет денег. В «Пряхах», крупнейшем произведении позднего периода, художник связал мифологический эпизод и изображением повседневного ремесленного труда. Раздольская, – особое значение приобретает в ней автопортрет художника. Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) в семье местных уроженцев Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии. В свой первый мадридский период, до 1629-1630 годов, художник исполнил многочисленные портреты короля, в полный рост и погрудные: «Портрет Филиппа IV» (с золотой цепью, около 1623), «Портрет Филиппа IV» (с прошением в руке, 1625). Своим предназначением Веласкес считал судьбу художника.
Для исторических картин существовала определенная схема: произведение должно было прославлять победу полководца или монарха в центре картины изображался главный герой в окружении свиты вводились аллегорические элементы (олицетворение добродетелей, фигуры трубящих слав и др. ), часто вся картина представляла собой аллегорию. Иннокентий Х был некрасив и Веласкес не стремился облагородить его внешность. Осажденная испанцами голландская крепость Бреда пала.
К наиболее известным полотнам этого периода относятся картины «Завтрак», «Старая кухарка», «Завтрак двух юношей», «Водонос». Мужики совершенно живые. Множество восторгов вызывает даже такая мелочь, как бровь пожилого водоноса. В 1629 году Веласкес отправился в Италию и оставался там до 1631 года. Слабее всех написан Иосиф.
Пятно движения фигуры выверено почти орнаментально. Однако головокружительная карьера оживила в душе гениального художника глубоко запрятанный семейный миф о знатном происхождении (отец Веласкеса принадлежал к знатному, но пришедшему в упадок португальскому роду) и подавленный обстоятельствами императив «Ты должен стать знатным». И тем не менее, его картины наполнены жизнью за счет воздушного фона, тончайшего синтеза красок и эффектов цветовых сочетаний. Картина «Пряхи» словно продолжает тему ранних мифологических полотен Веласкеса, где происходит поразительный синтез мифологической мистики и современных художнику реалий.
О высоком творческом подъеме Веласкеса свидетельствует его картина «Сдача Бреды» (Копья 1634—1635, Мадрид, Прадо), запечатлевшая падение в 1625 году голландской крепости Бреда — одну из немногих крупных побед испанского оружия в неудачной для абсолютистской Испании войне с демократическими Нидерландами. Спокойная композиция полотна усиливает впечатление примирения. Он имел «тайную свободу» своей кистью высказывать правду о людях, которых он рисовал. В. И. При этом портреты Веласкеса эмоционально очень сдержанны.
Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов. Комендант Бреды Юстин Нассауский вручает ключи от крепости испанскому полководцу Спиноле. Отмечая почетность своей роли быть учителем человека, превзошедшего своим талантом и успехами учителя («венец моей старости» — так определяет старый художник свои взаимоотношения с учеником), Пачеко тут же пишет, что виною всему не талант Веласкеса, а милости короля, оказанные последнему: «Если я пишу это, то не для того, чтобы превозносить талант моего ученика как живописца (это придет позже. В мадридский период мастерство художника совершенствуется.
У её босых ног лежит кошка. Молодой художник приобрёл в Севилье уже достаточно хорошую репутацию. Картина, в свою очередь изображает сцену из Евангелия, согласно которой Христос пришёл в дом Марии и Марфы и они, отложив домашние дела, стали слушать Его учение.
Крайне интересна и содержательная сторона портретов мастера. И Я, кажется, слишком строг к этому великолепному по краскам произведению. Путешествие по Италии нельзя было назвать приятным: должность королевского камергера, статус протеже графа Оливареса и наличие спутника-генерала вызывало раздражение у подозрительных итальянцев, считавших Веласкеса чуть ли не испанским шпионом.
Более того, сам процесс творчества стал сюжетом картины. Сквозь шутовскую личину великий мастер увидел духовный мир этих людей, обиженных природой изобразил без тени насмешки, с простотой и тактом, раскрывает их характеры, душевное состояние, мир переживаний, поднимающийся подчас до скорбного трагизма «Барбаросса», «Эль. Радостным событием в жизни Веласкеса был приезд Рубенса в 1628 году и общение с ним. В последние годы жизни Диего Веласкес написал две самые знаменитые свои картины. Его учитель Пачеко, а также друзья и земляки старались помочь его карьере.
Его учитель Пачеко, а также друзья и земляки старались помочь его карьере. Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов.
Если внимательно изучать картину с близкого расстояния, то окажется, что столь «реальные» предметы – шитый серебром лиф, розетки, кружева и вышивка – на самом деле «собраны» из точек, пятен, крапинок и легких мазков красной, бежевой, черной красок и белил. Портрет главы римской церкви стал самым знаменитым созданием Веласкеса вне Испании. Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте. Перед нами скорее умный, жестокий, энергичный светский государь, а не духовное лицо. Стойный лес копий (отсюда второе название картины «Копья») создает впечатление численного превосходства и мощи испанского отряда. Солнечный свет заливает весь второй план картины.
Молодой художник приобрёл в Севилье уже достаточно хорошую репутацию. Небольшие пейзажи вилл Медичи и Прадо. Но не успел он пробыть дома и двух месяцев, как его догнало письмо от Хуана де Фонсеки (исп. )русск. Его Вакх — простоватый, чуть располневший юноша, а в его спутниках, грубоватых, полных жизни, удали, душевного размаха, угадывается что-то крупное и значительное. Группа горделивых испанцев стоит под лесом стройных копий.
Последнее предоставляло большую свободу в выборе темы и вообще в творчестве, которой не обладали художники, привязанные к заказам и спросу на рынке. Родители будущего художника поженились в севильской Церкви святого Петра (исп. )русск. Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны. Потребовались доказательства его аристократического происхождения и многочисленные свидетельства того, что он занимался живописью только «ради своего удовольствия и по повелению короля», картин своих не продавал, а жалование получал лишь по занимаемым придворным должностям. Особое место в творчестве живописца занимает его единственное монуменальное полотно в жанре исторической живописи – «Сдача Бреды».
В. И. Они настояли на том, чтобы был устроен конкурс. Шедевром портрет папы Иннокентия X был объявлен сразу же после его завершения. Комендант Бреды Юстин Нассауский вручает ключи от крепости испанскому полководцу Спиноле.
Хотя Он уже год женат. В 1629 году Веласкес на галере прибывает в Венецию и по 1631 год живет в Италии. Две миловидные фрейлины развлекают ее.
Мастерски расставлены блики на черной одежде. Здесь важны три знаковых момента как отличительные маркеры испанского самосознания. Согласно метафорической формуле Ортеги-и-Гассета Веласкес был «гением неучтивости», «гением презрения». По третьей, «Пряхи» – это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю. Монарху и аристократам это нравилось и они не давали Веласкеса на растерзание церкви.
Каганэ. – Жизнь города, его типы и нравы по-прежнему интересовали Веласкеса. Так появляются картины «Завтрак», «Старая Кухарка», «Музыканты», «Завтрак двух юношей», «Служанка мулатка», «Водонос». Художник изобразил свою мастерскую в королевском дворце и себя, слева, с кистью в руке.
«Полагают, что здесь воспроизведен обряд посвящения в братство Вакха, – пишет Л. Л. Отныне «Веласкес будет знатным вельможей, который лишь время от времени берется за кисть». Полотно «Продавец воды в Севилье» тоже мало похоже на изображение акта купли-продажи. Потребовались доказательства его аристократического происхождения и многочисленные свидетельства того, что он занимался живописью только «ради своего удовольствия и по повелению короля», картин своих не продавал, а жалование получал лишь по занимаемым придворным должностям. Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны. Здесь он был не столько представителем своего времени и настоящего (настоящее имеет свойство тут же превращаться в прошлое), сколько человеком будущего.
Так, например, собственноручное письмо Веласкеса художнику В. Диасу свидетельствует, что по возвращении из поездки Веласкес находился «в полном здравии». Но в целом художник отдает должное жизнестойкости и оптимизму своего народа. Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты: Хуана Матеоса, около 1632, Картинная галерея, Дрезден графа-герцога Оливареса, около 1638, Эрмитаж, Санкт-Петербург Дама с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон серия портретов инфант, Лувр, Прадо). И далее: «Возможно, художник сам захотел взять на себя обязанности другого рода, но эта работа компенсировалась почестями и финансовыми преимуществами». Представления о роли и месте художника в обществе изменились не меньше. Существует несколько версий, противоречащих друг другу.
Главные полотна Веласкеса позднего периода – крупномасштабные композиции «Менины (юные фрейлины)» (1656) и «Пряхи» (1657). Председатель жюри Хуан Баутиста Майно выбрал среди представленных эскиз Веласкеса и заявил о его победе. Не меньше споров вызывают и «Пряхи». Особенно это сказалось на легкости решения пространств и задних планов.
Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте. В этот период очень плодотворно трудится Диего Веласкес. Есть в них и удаль и бесшабашность и веселье и горечь.
Каждая из них не только является прекрасно изображённым эпизодом из жизни, но и наполнена глубоким подтекстом благодаря многим деталям, позам фигур их расположению, освещению. Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте. И как это в натуре верно подмечено и как уместно перенесено в картину. В картинах Вакх (Пьяницы, до 1630) и Кузница Вулкана (1630 обе картины в музее Прадо, Мадрид) художник объединил мифологические образы богов с грубоватыми, нарочито приземленными образами людей, наделил их реальными психологическими характерами.
Суриков писал: «Для меня все галереи Рима — этот Веласкеса портрет. Впоследствии оно только увеличивалось. Родители будущего художника поженились в севильской Церкви святого Петра (исп. )русск. Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога.
В портретах Веласкеса обычно отсутствуют аксессуары, жест, движение. Художник и власть — вряд ли можно найти тему, более подверженную мифологизации. Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем. Картина поражает точностью характеристик образов. К тому времени изображение Гонгоры уже увидел и сам король Филипп IV.
Согласно точному определению Ортеги-и-Гассета, «мы имеем дело с народом, понимающим язык тела, а потому культивирующим искусство позы, уделяющим немало внимания именно его формальной стороне» и несколько выше — «в этом самообладании, поставленном на службу трагическому и торжественному формализму, нет ни капли импровизации. По обычаю, широко распространённому в Андалусии, Диего и его брат Хуан, также ставший художником, взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес»3. Их обручение должно было состояться на острове Фазанов на испанской границе. с известием о смерти придворного живописца Родриго де Вильяндрандо (исп. )русск. Веласкес обнаруживает мир внутренних переживаний в степенном, одиноко печальном умном карлике Эль Примо, в растерянном, забившемся в угол дурачке (Эль Бобо) из Кории, в уродце Себастьяно Морра, устремившем на зрителя взгляд, полный укора и мрачного отчаяния (все — Мадрид, Прадо). Кроме уже привычных портретов членов королевской семьи, в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника— «Менины» (1656, Прадо, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657г., Прадо, Мадрид).
Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов. Динамику их изменения прекрасно демонстрирует высказывание одного из исследователей творчества Веласкеса — Д. Брауна: «Веласкес сумел подойти к изображению королей и королев, принцев и принцесс используя новую манеру письма, мощь которой не переставала расти еще долго после того, как воспоминания о его покровителях постепенно стирались в памяти и почти забылись». Краснорожий у него серебристо-седой, а бледнолицый – конечно же, брюнет.
Даже дремлющему крупному псу отведена отнюдь не второстепенная роль. Однако через пять недель после этого скоропостижно умирает один из его учеников, через неделю уходит из жизни сам художник и еще через семь дней — его жена. Контрастное освещение фигур, выдвинутых на передний план, плотность письма интерес к точной передаче особенностей натуры сближают живопись севильского периода художника Диего Веласкеса с караваджизмом. Веласкесу несказанно повезло. Стройный лес копий (отсюда второе название картины Копья) создает впечатление численного превосходства и мощи испанского отряда» (О. М.
К этому же времени относится создание Веласкесом серии картин, воспевающих военные победы Филиппа IV. Осенью 1623 года Веласкес вместе со своим тестем приехал в Мадрид. В 1621 году умирает Филипп III.
Мария классична в полной мере. Примером этому может послужить полотно «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620 г., Национальная галерея, Лондон), представляющее собой «картину в картине» и наполненное более глубоким смыслом, чем прочие работы этого периода.
Здесь пока еще видна скованность кисти (безусловно, по сравнению с самим же Веласкесом поры расцвета), упорная борьба за точность силуэтов. Не меньше споров вызывают и «Пряхи». «После пяти лет обучения и образования, — писал Пачеко, — я отдал за него замуж свою дочь, побуждаемый его добродетелью, чистотой и другими качествами, а также в надежде на его природный и высокий гений». Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет».
Мазок зрелого Веласкеса был настолько плавен, что, рассматривая его картину вблизи, зритель видит перед собой «нагромождение» абстрактных разноцветных пятен. Конные и охотничьи портреты короля и его семьи, герцога Оливареса. Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев». В композиции картины находятся две самостоятельные сцены.
В картине Менины (Фрейлины, 1657, Прадо, Мадрид) частный эпизод придворного быта (на первом плане – инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, рядом – сам художник за исполнением портрета испанской королевской четы, отраженной в зеркале в глубине зала) изображенный в смелом пространственном развороте, предстает как один из моментов общего течения жизни во всей сложности ее взаимосвязанных и изменчивых проявлений. Ловушка захлопнулась. Не свое ли чадо использовал он как модель для младенца Христа.
Совсем бедняга допился – облик потерял. Диего Веласкес (Diego Velasquez) – великий испанский художник 17 века. Размер картины 107 x 81 см, холст, масло. («Портрет инфанты Марии Терезии», Портрет инфанты Маргариты», «Портрет шута Калабасильяса», «Портрет мальчика из Вальекаса»). В другой религиозной картине, написанной во время второго пребывания в Риме и, возможно, последней в этом жанре – в «Короновании Марии» (около 1641) заметно усиление лиловых тонов. Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 161110.
Существует несколько версий, противоречащих друг другу. По словам историка Хулиана Гальего (исп. )русск., молодой художник понимал ограниченность возможностей художественных школ Севильи и изучение королевской коллекции, особенно Тициана, оказало решающее воздействие на стилистическую эволюцию Веласкеса, который переместил акцент со строгого натурализма его севильской эпохи и от суровых землистых спектров до яркости серебристо-серого и прозрачности синего цветов к зрелому возрасту. Ведь именно его кисти принадлежит портрет обнаженной женщины в картине «Венера с зеркалом», – неслыханная во времена суровой инквизиции дерзость, редчайшее в истории испанской живописи изображение обнажённой натуры.
Необычным в ней было всё — от темы (до Веласкеса никто подобных полотен в испанской живописи не создавал) до её воплощения и даже смысла.
Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («Триумф Вакха или Пьяницы», 1628—1629, «Кузница Вулкана», 1630), а также историческим— «Сдача Бреды» (1634). Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. А безупречное мастерство Веласкеса подтвердило правомерность его замысла. Но портреты Веласкеса запомнятся потомкам не только изображением королевской семьи и придворной знати, но и портретами «сирых и обиженных» – королевских карликов и шутов.
Веласкес Диего, великий испанский художник. В этот период создаются крайне необычные для испанской живописи «античные» полотна: «Вакх или пьяницы», «Кузница Вулкана», с характерной для них ироничностью и жизненной достоверностью. Как описывает художник Хусепе Мартинес, это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. )русск.
Оно проявляется во многих его работах. А безупречное мастерство Веласкеса подтвердило правомерность его замысла. Для либеральных европейцев испанская модель, которая зиждилась на понятиях чести, алтаря и трона, представлялась чудовищным варварством, в результате чего понятие испанской чести сводилось к бессмысленной заносчивости и чванству императив веры превращался в безумие инквизиции, а служение трону — в нелепость. Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет. Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем. х, кто имел арабское происхождение. Ортега считает, что именно в этот момент Веласкес «с ужасом отвергает мысль посвятить себя ремеслу живописца». Написанный же в 1650 году портрет римского Папы Иннокентия X (Рим, галерея Дориа-Памфили), невиданный по откровенности образа, буквально покорил итальянцев.
Именно этим объясняется крайняя бедность жизни Веласкеса на события: после переезда в Мадрид «Веласкес так и проживет всю свою жизнь во дворце и сменит его лишь на могилу». Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога. С неё было сразу же сделано немало копий.
Несмотря на то, что на его самосознание и творчество очень повлияла школа Караваджо у Веласкеса был свой собственный почерк, своё понимание мира, которым восхищаются и по сей момент. В центре картины – инфанта (принцесса) Маргарита, окруженная придворными. Но всадник далек от реальной войны, да и думает ли он о ней. Обладание редким даром видеть и чувствовать красоту Божьего мира позволило юному художнику быстро освоить все премудрости техники живописи – науки обращения с красками.
1657, обе — Мадрид, Прадо), великолепные придворные портреты. Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года. Самое крупное произведение Веласкеса 1630-х – историческая картина ". «Кузница Вулкана» была написана им в столице Италии.
Веласкес скончался, достигнув вершины своего искусства. Однако тот в высшей степени оказался полезен как обладатель техники сверхбыстрописи.
Более того, сам процесс творчества стал сюжетом картины. На престол вступает шестнадцатилетний Филипп IV. Веласкес осмелился невозмутимо навязать зрителю «живопись, которая создает незаконченные картины». Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610–1616), в 1617 получил звание мастера.
Впав в уныние от неудачи в Мадриде, в 1623году Веласкес вернулся в Севилью. И как художник Веласкес был ограничен заказами своего господина — Филиппа IV.
Волхвы удались намного лучше. Среди них были и профессиональные шуты и люди, «обиженные» природой. — Е. М. ) получил и до сих пор получает так много милостей». Король похож, он глядится в портрет, как в зеркало. Бобо дель Кориа», «Эль Примо», «Себастьяно дель Морра», «Мальчик из Вальескаса», «Хуан Австрийский».
— Е. М), он вскоре почувствовал приступ вновь вернувшейся лихорадки. Гостеприимный дом Пачеко современники называли «академией образованных людей не только Севильи, но и всей Испании». К этому же времени относится создание Веласкесом своей самой, пожалуй, необычной картины «Венера перед зеркалом».
Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев»11. Водопричастники (водоносы) — так в насмешку прозваны были еретики гностико-аскетической секты энкратитов (воздерженцев) или апотактиков (отверженцев), основанной Татианом. К сожалению, его имя неизвестно. Портрет на долгие годы становится его основным жанром. Античный сюжет позволил художнику порвать с традицией интерьерной бытовой сцены. Его наблюдения над феноменами освещения и колорита, совершенно новаторские для его времени, были «востребованы» только в XIX веке импрессионистами и в первую очередь Мане.
Среди ранних картин Веласкеса есть несколько религиозных композиций особенно примечательно и не очень характерно для его эпохи то, как художник находит элементы святости в обыденной повседневности и вводит людей из народа в изображение священной истории («Поклонение волхвов»). Так Веласкес наконец получил возможность показать себя. Их позы и жесты живые, естественные. Король освободил Веласкеса от превратностей профессиональной деятельности как художника. В возрасте двадцати одного года Диего Веласкес открыл собственную мастерскую.
По сюжету молодая кухарка отрывается на минуту от приготовления пищи, повинуясь жесту старой женщины, указывающей ей на висящую на стене картину. Каждый образ на редкость красноречив. Это обычный традиционный дворцовый «ростовичок», написанный по канонам придворного портрета.
Картина посвящена единственному победному событию в бесславной для испанцев борьбе с голландцами. Подлинную творческую свободу Веласкесу удалось проявить в портретах шутов. Первый Итальянский период жизни продлился с августа 1629 года по январь 1631 года. Мудрая непредвзятость и человечность Веласкеса воплотились в его портретах королевских шутов и карликов (Эль Бобо из Кории, Эль Примо, так называемого Хуана Австрийского, Себастьяна Мора и других, все – 1631–1648, Прадо, Мадрид). Перед нами скорее умный, жестокий, энергичный светский государь, а не духовное лицо.
Посетив галерею Дориа-Памфили, В. И. После возвращения из Италии в своих работах он стремится наполнить жизнью схемы парадных изображений. В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни. Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет». Здесь не только непопадание в возраст святого плотника. Диего Веласкес.
Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем. в Испании отличался гипертрофированными, анекдотически нелепыми формами. Это расценивается как свидетельство того, что картина была ему особенно дорога. Трудно поверить, что Веласкесу едва-едва исполнилось двадцать, когда он написал «Водоноса» : подобная виртуозность в передаче фактур предметов достигается путём многолетних упражнений, а для многих так и остаётся недостижимой степенью мастерства. По совету учителя оттачивание рисунка производит в живописи на бытовые темы – бодегонес.
Ему понравилось настолько, что он приказал брату уступить очередь позирования. Одетые в черные доспехи, с розовым шарфом через плечо теснятся испанцы. Ортега-и-Гассет).
В 1623 году Веласкес переехал в Мадрид и стал королевским живописцем. Нам, будущим живописцам, хотелось равняться на Веласкеса буквально во всем. Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера. Центральное место в картине занимает сам водонос. Не меньше споров вызывают и «Пряхи». Он изображает гордых андалузских дам, седых старцев, весёлых мальчишек и молодых испанских людей.
Но в целом художник с уважением относится к оптимизму и жизнестойкости своего народа. Там он встретил Гверчино и Хусепе Риберу изучал картины Тициана и Тинторетто. Его картина «Менины» оказала влияние на последующее создание картин бытового жанра. В это время Веласкес достигает вершин своего мастерства. Есть в них и удаль и бесшабашность и веселье и горечь.
В 1618 году он женился на дочери Пачеко Хуане Миранде. Типичными высказываниями в этой версии можно считать следующие утверждения Т. П. Вскоре после возвращения из Ируна в Мадрид Веласкес скончался. Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 16114. Как описывает художник Хусепе Мартинес, это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. )русск.
Эта техническая особенность делает манеру Веласкеса удивительно современной. «Для своего времени эта картина была откровением по правдивости изображения исторического события и новизне художественного решения», – пишет Л. Л. Знакомство с королевским собранием картин, встречи с Петером Паулем Рубенсом, посетившим Испанию в конце 1628 – начале 1629 и поездка в Италию (конец 1629 – начало 1631) содействовали совершенствованию его мастерства. Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. )русск., сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего. На «одном дыхании» написана и другая прославленная картина «Пряхи», столь же сложная и многоплановая по своему замыслу. Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет».
Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) в семье местных уроженцев Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии1.
Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. )русск., сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего.
Не менее искусно изображено яркое платье инфанты в «Менинах». Они были написаны так мастерски, что изображения на них казались как живые, без преувеличений. Кардинал-инфант пришел в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет. Картина, над которой художник проработал три месяца, в результате ошеломила весь Рим.
Сам себя он освобождает от зависимости от цеховых проблем. Первый считает, что король освободил Веласкеса «от тирании рынка искусства, который мешал великому испанскому художнику». Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. )русск., сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего. Античный сюжет позволил художнику порвать с традицией интерьерной бытовой сцены.
Два небольших пейзажа виллы Медичи и Прадо были написаны им на открытом воздухе при естественном свете так называемые конные (1634-35) и охотничьи (1634-36) портреты короля, его семьи, премьер-министра Оливареса для дворцов Буэн-Ретиро и Торре де ла Парада (все в Прадо). И это при том, что ему удалось достичь величайшей правдивости в своих произведениях, не льстя никому, даже самым могущественным особам этого мира.
Бесстрастно-холодные парадные конные портреты королевских особ (инфанта Балтасара Карлоса, 1634–1635, Прадо, Мадрид) отличаются сдержанным великолепием поз, одежд, коней, величием пейзажных фонов. Приор Франсиско де лос Сантос писал в 1681 году, что испанский королевский дворец, который по собранию картин является «выдающимся среди других дворцов монархов мира», обязан этим «заботам Веласкеса». Веласкес многое позаимствовал от приемов Рубенса в их химическом виде. Трактовка мифологического сюжета здесь весьма оригинальна. Севильский водонос, 1622Картина «Севильский водонос» (около 1618-1622) относится к раннему, севильскому, периоду, когда молодой Веласкес увлечённо писал бодегоны – бытовые зарисовки, действие которых происходит в харчевне или в трактире, в винном погребке или на кухне.
Раздольская пишет: «Веласкес изобразил его сидящим в кресле, в спокойной, но исполненной скрытого напряжения позе. Главные создания Веласкеса позднего периода – крупномасштабные композиции "Менины", "Пряхи" (1657) – обе в Прадо. Но не успел он пробыть дома и двух месяцев (1623), как его догнал письмо от севильцев, служившего королевским капелланом. «Полагают, что здесь воспроизведен обряд посвящения в братство Вакха, – пишет Л. Л.
Доминирующие в картине красные тона звучат особенно интенсивно в горячем свете, который пронизывает фигуру, придавая ей необычайную живость. «1625 год.
Среди портретов других лиц этого периода упомянем «Графа Оливареса» (1625) и «Шута Калабасильяса» (1626-1627).
На дальнем плане находятся две придворные дамы, разглядывающие висящий на стене ковёр, яркие и чистые цвета которого придают этой части комнаты ощущение торжественного и сказочного представления. 1650, Лондон, Национальная галерея), «Лас Менинас» (1656), «Пряхи» (ок. То, что он ловил все советы учителя буквально на лету, подтверждает его первая серьезная самостоятельная картина «Крестьянский ужин», которая вышла из-под его кисти в 1617 году, когда художнику едва исполнилось восемнадцать. Веласкес изначально, с детства, был наделен, по мнению Ортеги, «непомерным талантом», благодаря чему «он вступил в жизнь с чувством невероятной уверенности в себе».
Обучаясь у него, вплоть до 1627 года, молодой Диего много рисует. Однако популярность Веласкеса вызывала не только поклонение, но и зависть. Рядом с ним любимица Маргариты – карлица с одутлватым лицом. Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев»5.
Нейтральный фон благодаря тонкому соотношению валёров обладает глубиной и воздушностью темные тона одеяний направляют внимание зрителя на ровно освещенные лица. Поездка пошла на пользу. Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны. 25 мая 1651 года художник покинул Италию.
Каганэ. Он смотрит на зрителя, словно желая удостовериться, что его фигура производит впечатление на зрителя. Лица обеих групп реальны. Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет.
Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника, но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства» и желание поработать с пейзажами. Восхождение Веласкеса было стремительным.
В левой части картины побежденные голландцы, они представлены с тем же чувством достоинства, что и победители – испанцы, более плотной массой сгруппированные в правой части композиции, на фоне рядов копий (отчего картина имеет второе название Копья). с известием о смерти придворного живописца Родриго де Вильяндрандо (исп. )русск. Как все его сюжетные картины, полотно необычно по замыслу. Кроме уже привычных портретов членов королевской семьи, в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника – «Менины» (1656, Прадо, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657 г., Прадо, Мадрид). Они видны и в характере передачи атмосферы и пейзажа в полотне «Святой Антоний Аббат посещает Павла-Отшельника» (до 1640).
Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников— художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. )русск., которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову. «Менин» часто называют «картиной создания картины». Там пишет он свою «Кузницу вулкана».
Но в целом художник отдает должное жизнестойкости и оптимизму своего народа. Сам же папа, увидев портрет, воскликнул «Слишком правдиво. » и наградил художника золотой цепью и папской медалью. По третьей, «Пряхи» — это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю.
Так, до сих пор идут споры о сюжете и смысле «Менин». Среди подобных портретов этого периода надо отметить «Графа Оливареса» (1625) и «Шута Калаба-Сильяса» (1626-1627). Удивительны тонкие световые эффекты, которые строят живописную композицию. Произведения эти не имеют себе равных в мировой живописи. Молодой художник предпринимает первую попытку перебраться в Мадрид. А приукрашивать действительность в Испании было не принято. Молодому Веласкесу как будто открылись более глубинные пласты национального самосознания испанского народа, чем те, которые питали официальный миф веры, алтаря и чести.
Здесь ему оказывает покровительство премьер-министр Оливарес. Она нынче находится в Эрмитаже. Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника, но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства» и желание поработать с пейзажами. Автор изобразил момент получения Вулканом (богом огня) от Апполона вести об измене жены (Венеры). Художник очень жалеет юных принцесс, которые часто лишены детства.
С 1622 года он возглавил правительство. Образ жизни Веласкеса, однако, не изменился. Веласкес пробовал себя во всех стилях живописи, которые существовали на тот момент. Картина художника Веласкеса из цикла бодегонес имеет также и другое название «Продавец воды из Севильи».
Его «Менины» копировал Илья Репин. Художнику долго не удавались королевские ноги. В течение трёх первых лет брака у молодой четы родилось две дочери. А дальше, в сумеречной дымке, видны еще две фигуры придворных.
По второй версии, картина представляет собой вариацию на темы сразу трёх античных мифов – о мойрах (богинях судьбы в древнегреческой мифологии), об Арахне и о похищении Европы – в оригинальной авторской трактовке. Бодегонес Веласкеса носили характер камерный. Веласкес прекрасно сумел выразить жесткий характер папы. С присущим ему безупречным вкусом сам он пополнял художественные коллекции Алькасара.
Расстроившись, Веласкес вернулся в Севилью. Когда во время второй поездки в Италию он изображает главу церкви папу Иннокентия X, он настолько мастерски отображает внутреннюю жесткость и коварство своего героя, вместе с тем реалистически описывая роскошную обстановку, окружающую его, что папа имел все основания для своего знаменитого комментария: «Слишком правдиво». Увидев портрет, римский Папа, как известно, воскликнул: «Слишком правдиво. », — но принял его благосклонно и художника наградил золотой цепью.
25 мая 1651 года художник покинул Италию. Как и современные ему художники, Веласкес использует эффектное «погребное освещение», когда из темноты выхвачены светом лишь те формы, которые предложены зрителю для рассмотрения. «Картиной создания картины назвал ее один из исследователей, – замечает В. И. Немного воды же пролилось на глиняный кувшин. Всё это позволило говорить о загадках в позднем творчестве Веласкеса.
В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни. В семнадцать лет Веласкес получил звание мастера. Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует. Франсиско Пачеко хотел использовать эту возможность для представления своего талантливого зятя ко двору, установив соответствующие контакты, вот таким образом Веласкес был в первый раз отправлен в Мадрид под предлогом знакомства с коллекцией живописи Эскориала.
Этот этап творчества художника характеризуется влиянием караваджизма – подчёркнутым реализмом в изображении предметов и точной передачей черт натуры, усиленных контрастным освещением фигур переднего плана, а также плотностью письма. Вместе с тем картина наполнена движением пространственных планов, воздуха, света. Показан момент войны между Голландией и Испанией и взятие голландской крепости Бреда. Образ жизни Веласкеса, однако, не изменился.
Это также одна из последних картин, написанная Веласкесом. Этого обычая придерживались не только одни энкратиты, а также многие другие аналогичные гностики и аскеты вот таким образом и прозвание водопричастники (водоносы) получило более широкое применение. За группой переднего плана — фигуры придворной дамы и кавалера.
В этих полотнах обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение. Например, фигуры прелестной инфанты и уродливой карлицы размещены и сопоставлены так, что между ними возникает странное сходство, придающее их образам некие неожиданные грани похожий на изящного мальчика карлик Николасито превосходит всех живостью и свободой. В жаркой Испании вода поциновувалась чрезвычайно.
Диего упросил короля Филипа дать разрешение на эту поездку. Так, на портрете папы Иннокентия X, написанном в 1650 году, с необычайной достоверностью передана алая, переливающаяся ткань мантии. Здесь режиссура высшего порядка. То, что впервые в художественной практике Нового времени реализовал своей жизнью Веласкес, позднее станет проблемой номер один для многих творцов (поэтов, художников). На лицо его легла тень от вакховой руки, так что светится только нос.
Уже в тексте Ф. Пачеко обозначена главная причина мифологизации биографии художника. Любить Веласкеса всегда было чуть ли не генетической особенностью русских живописцев. – харчевня или трактир). А в Испании перемены. Разлитая нечаянно вода увлажняет глину и делает её темнее, капли объемны и прозрачны. Однако Филипп 4 был доволен своими портретами. Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников— художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. )русск., которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову.
Вместе с ней появляется на свет «Туника Иосифа», которая теперь находится в Эскориале. Как и многих других мальчиков, его отдали в монастырскую латинскую школу. Здесь видно, как Веласкес бился за выразительность силуэта.
Веласкес скромно изобразил себя в полутени, погруженным в работу. Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера. Отец его Дон Хуан Родригес де Сильва происходил из древнего дворянского португальского рода. И именно эта монолитность стала основой могущества и безраздельного господства национального мифа об Испании как самой могучей и самой правильной христианской стране, с наиболее справедливыми порядками, благородными и мудрыми королями, стране, осененной милостью господней, которая проливается в виде несметных богатств из заморских владений.
Он на шесть лет младше Веласкеса. Нет, ничто здесь не преувеличено, здесь не видно насмешки. Под «синдромом Веласкеса» Ортега-и-Гассет подразумевает ту странную жизненную ситуацию, когда по воле случая человек в одно мгновение осуществляет свое представление об идеальной модели своей личности, некоем воображаемом персонаже, составляющем его подлинное «я» и призвание.
Вот что может сделать мастер-колорист. Его возвращением в Мадрид в июне того же года искусствоведы датируют начало позднего периода его творчества. Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn – трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем. Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога. В случае с Веласкесом заслуживает удивления неизменность поддержки короля, который своим упрямым «я выбираю Веласкеса» (это касалось как художественного конкурса на написание аллегории на тему изгнания морисков из Испании, так и выбора кандидатуры на пост гофмаршала двора и членства в высшем военном ордене Сант Яго), по существу, легитимизировал жизненный и художественный эксперимент художника.
Эти тональные оттенки связывают воедино отдельные фрагменты, придают необычную изюминку композиции полотна, как это делают роскошные цвета шелкового сиренево-розового плаща Вакха, внедренного в монотонную коричнево-серую гамму фона. В этих полотнах обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение. Картина отличается сложнейшей композицией, в которой Веласкес благодаря величайшему техническому мастерству создает полное ощущение реальной жизни героев и всех фрагментов полотна, утверждая своим талантом подлинный апофеоз живописного искусства. С неё было сразу же сделано несколько копий. Особенно часто изображалась инфанта Маргарита, королевская дочь.
Примером этому может послужить полотно «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620 г., Национальная галерея, Лондон), представляющее собой «картину в картине» и наполненное более глубоким смыслом, чем прочие работы этого периода. Картина севильского живописца Диего Веласкеса «Водонос».
По третьей, «Пряхи» — это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю. Удивительно настроенчески назван общий тон лица. («Триумф Вакха»). К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует свое мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. По словам историка Хулиана Гальего (исп. )русск., молодой художник понимал ограниченность возможностей художественных школ Севильи и изучение королевской коллекции, особенно Тициана, оказало решающее воздействие на стилистическую эволюцию Веласкеса, который переместил акцент со строгого натурализма его севильской эпохи и от суровых землистых спектров до яркости серебристо-серого и прозрачности синего цветов к зрелому возрасту.
Справа находится другая пряха, она сматывает в тугой клубок сделанную из шерсти нитку. Его живопись станет «искусством отстранения». Интересно еще и то, что в оценке жизни художника при королевском дворе («Придворный этикет.
Веласкес родился 6 июня 1599 года в городе Севилья в Испании, в семье португальских евреев, принявших христианство. К этому же времени относится создание Веласкесом своей самой, пожалуй, необычной картины «Венера перед зеркалом». Так, до сих пор идут споры о сюжете и смысле «Менин». В 1627 году Веласкес написал большую историческую картину «Изгнание морисков».
По словам Ортеги, «Испания Филиппа IV иллюзорное и иллюзионистическое существование спиной к реальности», одним из проявлений которого являлось увлечение общества и самого короля искусством. Наиболее ярким представителем испанской живописи «золотого» века является художник-реалист Диего Веласкес. Сам же папа, увидев портрет, воскликнул «Слишком правдиво. » и наградил художника золотой цепью и папской медалью. По обычаю, широко распространённому в Андалусии, Диего и его брат Хуан, также ставший художником, взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес». В парных картинах «Менипп» и «Эзоп» (1639-40, Прадо), предстают образы людей, опустившихся нищих бродяг и отвергнутых обществом, но обретших внутреннюю свободу от сковывающих личность условностей. Впоследствии оно только увеличивалось.
Сюжет «Менин» – это не просто групповой портрет особ королевского двора. Постепенно отходя от традиций своих предшественников, художник стремился к психологической точности в изображении своей модели и ставил своей задачей передать не только характер человека, но и показать противоречивость его черт. К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старуха, жарящая яйца» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. По второй версии, картина представляет собой вариацию на темы сразу трёх античных мифов — о мойрах (богинях судьбы в древнегреческой мифологии), об Арахне и о похищении Европы — в оригинальной авторской трактовке.
В мадридский период мастерство художника совершенствуется. К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старуха, жарящая яйца» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. Испанцы даже указывают, что этот Аквадор с Севильи – был корсиканцем. К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды.
В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни. Вместе с тем мастер с уважением и симпатией изображает побежденных голландцев. Ему понравилось настолько, что он приказал брату уступить очередь позирования. Это дорого стоило.
Там картина провисела несколько недель, после чего король велел перенести ее в зеркальный зал, где висели его любимые картины Тициана и Рубенса. Наиболее значительной из этой серии является картина «Сдача Бреды» (1634 – 1635, Прадо, Мадрид), в которой художник не только запечатлел историческое событие (сдачу осаждённого голландского города испанской армии 2 июня 1625 года), но и с помощью многочисленных красноречивых деталей выразил своё отношение к этому событию и его участникам. Каганэ.
и о наличии вакансии на это место. Постепенно отходя от традиций своих предшественников, художник стремился к психологической точности в изображении своей модели и ставил своей задачей передать не только характер человека, но и показать противоречивость его черт. В слиянии самых разноречивых черт характера, будь то жестокий временщик Оливарес, хмурый вельможа Хуан Матеос итальянский кардинал Камило Асталли, полный внутренней энергии неизвестный кабальеро, погруженный в свою работу скульптор Х. Мартинес Монтаньес или овеянная благородным изяществом «Дама с веером».
Служа при дворе, Веласкес не раз писал и шутов и карликов. Возможно, великий фламандец был в той или иной мере связан с созданием картины Веласкеса «Триумф Вакха» (1628—1629, Мадрид, Прадо популярное название Пьяницы принадлежит началу XIX века). Автор прописал её очень крупно и реалистично, а уверенность и точность движений он передаёт при помощи изображения крупных рук с закатанными рукавами и широкой спины. смирением высокая, нищетою богатая». Досадно, что он слаб по рисунку и неважно вылеплен. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом.
Изображенная на фоне горного пейзажа компания испанских бродяг пирует вместе с античным богом Вакхом и сопровождающим его фавном. 1625 год.
Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера. Веласкес ничего нового не выдумывает. До 1623 Веласкес работал в Севилье. е. среди зрителей) и смутно отражаясь в зеркале на противоположной стороне зала.
Следуя традиции, он исполнял заказанные ему портреты шутов, карликов, уродцев. В двадцать четыре года случай (смена короля и возвышение графа-герцога Оливареса, который, будучи, как и Веласкес, родом из Севильи, говоря современным языком, набирал свою команду) подарил ему должность королевского живописца и дружеское расположение августейшей особы. Необычным в ней было всё – от темы (до Веласкеса никто подобных полотен в испанской живописи не создавал) до её воплощения и даже смысла. От его «Папы Иннокентия X» не мог оторваться Василий Суриков. Такие сюжеты назывались в испанской традиции bodegon, что означало: трактир, харчевня. В этой картине и во многих своих творениях Веласкес далеко опередил собственное время и превзошел достижения многих своих предшественников и современников. Для двадцатилетнего едва оперившегося юноши задача в высшей степени сложная.
Скорее всего он и посоветовал отправиться в Италию. С этой точки зрения «Венера перед зеркалом» – очень чувственный эротический портрет возлюбленной, аналога которому на тот момент в живописи ещё не было, созданный Веласкесом себе на память. Кроме уже привычных портретов членов королевской семьи, в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника— «Менины» (1656, Прадо, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657г., Прадо, Мадрид).
6 октября он был назначен придворным живописцем вместо умершего Вильяндрандо с жалованием в двадцать дукатов в месяц, не включавшим в себя будущие гонорары за картины. и о наличии вакансии на это место. Справа мальчик-карлик пытается ногой растолкать огромную собаку, растянувшуюся на полу. Тонко и точно разработанная гамма красных и розовых оттенков – эмоциональный ключ к пониманию жестко-правдивого образа папы Иннокентия Х (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим), портрет которого Веласкес написал во время второй поездки в Италию в конце 1648 – середине 1651 годов. В ряде случаев идя на добровольные уступки (когда нет возможности устранить препятствия), Веласкес становится крайне неуступчивым, когда дело касается его творческой свободы в области эстетических категорий и живописного языка. Эта картина, над которой художник проработал три месяца, в результате ошеломила весь Рим.
– Жизнь города, его типы и нравы по-прежнему интересовали Веласкеса. Зрелый художник Веласкес много почерпнул из творчества итальянских мастеров кисти. В картинах Вакх (Пьяницы, до 1630) и Кузница Вулкана (1630 обе картины в музее Прадо, Мадрид) художник объединил мифологические образы богов с грубоватыми, нарочито приземленными образами людей, наделил их реальными психологическими характерами. Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («Триумф Вакха», 1628 – 1629 «Кузница Вулкана», 1630), а также историческим – «Сдача Бреды» (1634).
И виртуоз художник хорошо передает эту влажное пятно свои краски. Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует.
Эта работа Веласкеса считается одной из вершин портретной живописи. Художник изображает человека в единстве самых противоречивых проявлений характера, подчас сложных, как сложна сама жизнь. Узнав о талантливом художнике из Севильи, он призывает его к себе. Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера. Церковь не позволяла рисовать ничего лишнего на картинах.
По обычаю, широко распространённому в Андалусии, Диего и его брат Хуан, также ставший художником, взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес». Иначе мы бы знали, кто он. Осажденная испанцами голландская крепость Бреда пала. Вакх получился бледным одутловатым лукавым юношей с ярко-красными губами. Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать свое искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев».
Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez). Родители будущего художника поженились в севильской Церкви святого Петра (исп. )русск. Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 1611. Так Веласкес наконец получил возможность показать себя. Так, до сих пор идут споры о сюжете и смысле «Менин». Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года.
С этой точки зрения «Венера перед зеркалом» — очень чувственный эротический портрет возлюбленной, аналога которому на тот момент в живописи ещё не было, созданный Веласкесом себе на память. Впоследствии оно только увеличивалось. Другой севилець, камердинер кардинала-инфанта (королевского брата), отнес портрет во дворец и показал хозяину.
Он стремится влить жизнь в схемы парадных изображений. На картине первый министр испанского короля Филиппа IV, герцога Оливареса. С беспощадной правдивостью художник пишет жалкие, беспомощные фигуры, больные лица, отмеченные печатью вырождения.
А вот «Кузница» – в Прадо. Исчезает сам источник энергии. Поддаваясь духу времени, созвучному с его собственными идеалами, Диего Веласкес увлекается народной темой раз и навсегда. Так Веласкес наконец получил возможность показать себя. «В свете подобного толкования, – пишет В. И.
Ключ от неё имел у себя и сам монарх, каждый день любивший наблюдать за работой творца. Благородство и истинное достоинство любого испанца предполагают в деянии акт спасения/благодеяния/милосердия, а не торгашества (оборотная сторона этого — неспособность к занятию торговлей в отличие от прагматичных голландцев Х VII в. ), служение тому, что «не отнимется». Иннокентий X был некрасив и Веласкес не стремился облагородить его внешность. Этот этап творчества художника характеризуется влиянием караваджизма — подчёркнутым реализмом в изображении предметов и точной передачей черт натуры, усиленных контрастным освещением фигур переднего плана, а также плотностью письма6. Так как за всеми людьми в Испании тайно следила Инквизиция. Вчерашний ученик готов к самостоятельному полету.
По второй версии, картина представляет собой вариацию на темы сразу трёх античных мифов — о мойрах (богинях судьбы в древнегреческой мифологии), об Арахне и о похищении Европы — в оригинальной авторской трактовке. Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («Триумф Вакха», 1628—1629 «Кузница Вулкана», 1630), а также историческим— «Сдача Бреды» (1634). Как все его сюжетные картины, полотно необычно по замыслу. Глубоким психологизмом отмечен самый поздний портрет стареющего Филиппа IV (1655—1660, Мадрид, Прадо), в котором привычная величавая невозмутимость испанского монарха не может скрыть того, что он не только обрюзг и устал, но и душевно подавлен, одинок в его обычно вялом и холодном взгляде угадывается что-то скорбное.
Веласкес Диего, картины которого необычны для отечественных традиций, к тридцатилетнему возрасту завершает работу над таким шедевром на античный сюжет, как «Пьяницы» или «Вакх». Из первых портретов Веласкеса сохранился только так называемый «Портрет Франческо Пачеко» (около 1619). В «Триумфе Вакха» художник соединил античный миф с изображением обыкновенных веселящихся пьяниц. Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года. Картина изображает обряд посвящения в братство этого бога.
Согласно концепции Ортеги человек как бы уходит в небытие, отстраняется от жизни. Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 1611.
Весь эффект кроется в точности живописных отношений или, как в музыке, – совершенности слуха. И в этом свете становится понятным его интерес к теме пребывания Христа в доме Марии и Марфы, так как выбор между словом господним и реальными хлопотами по хозяйству, между идеальным и реальным — это выбор испанской нации в пользу «благой части, которая не отнимется» (Лука, 10, 42), выбор трагичный и возвышенный на фоне торжествующего в мире прагматизма. Своей особой философией дышит и природа произведения.