В 1622 Веласкес посетил Мадрид, где окончательно обосновался в 1623. В этот период он создал картину Охота на дикого вепря (Лондон, Национальная галерея), несколько конных портретов короля и его портретов на охоте и знаменитую картину Сдача Бреды (1634–1635).
При дворе онделает успешную карьеру и пишет портреты членов королевской семьи. Тонко и точно разработанная гамма красных и розовых тонов – эмоциональный ключ к пониманию жёстко-правдивого образа папы Иннокентия X (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим), портрет которого Веласкес написал во время второй поездки в Италию (конец 1648 – середина 1651). «Пряхи» – изображение мастерской, где реставрировались и ткались ковры для украшения дворцовых залов.
Многие эксперты называют данное произведение одним из лучших реалистических портретов. Комендант Бреды Юстин Нассауский вручает ключи от крепости испанскому полководцу Спиноле. Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога. Что сказать: по популярности Диего Веласкес уступает не только вездесущим импрессионистам, но и своим современникам Рембрандту, Вермееру, Рубенсу А специальные труды на русском языке о нём (поверим здесь Якимовичу) можно пересчитать по пальцам одной руки – Кеменов, Знамеровская, Каптерева. Он рано начал собирать библиотеку, так как в раннем детстве научился читать.
В 1623 Веласкес переехал в Мадрид и стал королевским живописцем. Якимович прослеживает скрытые мотивы картин мастера, приглядываясь к деталям и манере письма в разные периоды его творчества (и утверждает, кстати, что до него никому и в голову не приходило выделять в творчестве Веласкеса отдельные периоды). Веласкес родился 6 июня 1599 года в городе Севилья в Испании, в семье португальских евреев, принявших христианство. Веласкес подружился с ним и они работали в одной мастерской в течение восьми месяцев.
Ему понравилось настолько, что он приказал брату уступить очередь позирования. К тому же периоду относятся исполненное красоты и свежести полотно Венера перед зеркалом (1648-49, Национальная галерея, Лондон) и, возможно, два пейзажа Вилла Медичи (1650-51, Прадо по другому мнению – около 1630), в которых художник с необычной для своего времени кажущейся этюдностью письма создал целостные образы природы. Венера Веласкеса менее относится к чему-то божественному. Веками искусствоведы утверждали, что перед нами панегирик мощи испанского оружия. До 1623 Веласкес работал в Севилье. Луки и общества виртуозов Пантеона. Больше всего это гимн о красоте женщины, ее чувственной любви.
Веласкес акцентировал живость румяного лица использовав сочетание различных оттенков красного цвета. Особенно часто – дочь Филиппа инфанту Маргариту. Мадридский период художника Веласкеса (1623-1649), помимо традиционных портретов, замечателен созданием «античных» картин (Вакх или пьяницы, Кузница Вулкана, Триумф Вакха).
Рядом с инфантой многочисленные фрейлины. В июле 1629 года художник, получив от короля разрешение, в сопровождении генерала Спинолы, только что назначенного командующим испанскими войсками в Италии, покинул Мадрид.
На неё смотрит королевская чета, позирующая художнику (в котором Веласкес изобразил себя, а монархов оставил за пределами полотна – лишь в виде отражения в зеркале). Веласкес Диего, Родригес де Сильва Веласкес (Rodriguez de Silva Velбsquez) (1599-1660) испанский художник. «В свете подобного толкования, – пишет В. И. Филипп хотел, чтоб его портреты писал только Диего.
Не то чтобы Якимович пишет для каких-то рафинированных потребителей телеканала Культура или повязанных шарфами зануд, вовсе нет – слог у него простой, порой даже риторический, то и дело встречаются вопросы и просторечия (хотя без разных внутригрупповых аппелятивов он не обошёлся). С неё было сразу же сделано несколько копий. Здесь ему оказывает покровительство премьер-министр Оливарес.
По третьей же версии, художник написал своеобразный автопортрет в кругу менин, тем самым намекая на своё положение при дворе. А безупречное мастерство Веласкеса подтвердило правомерность его замысла.
К этому же периоду относятся Венера перед зеркалом (около 1650, Национальная галерея, Лондон), в которой необычный композиционный прием (лицо Венеры видно только в зеркале) придает особую свежесть и остроту изображению гибкого, стройного, полного жизненного обаяния обнаженного женского тела, а также два пейзажа Вилла Медичи (1650–1651, Прадо, Мадрид по другому мнению – около 1630), в необычайно для своего времени широкой живописной манере воссоздающие целостные образы природы. В 1628 Мадрид посетил фламандский художник Питер Пауль Рубенс. Большие имена и приметы времени в рассказе о Веласкесе не случайны, Якимович извлекает художника из дворцового плена и помещает его в центр интеллектуальной жизни Испании и всей Европы. В композиции картины находятся две самостоятельные сцены.
Родители будущего художника поженились в севильской Церкви святого Петра (исп. )русск. Его путь лежал через Геную, Милан и Падую в Венецию, где он приобрел для короля картины Веронезе, Тициана и Тинторетто. Портрет на долгие годы становится его основным жанром. Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте. К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старуха, жарящая яйца» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды.
Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет. В. И. Осажденная испанцами голландская крепость Бреда пала. Так Веласкес наконец получил возможность показать себя. Именно он в европейском искусстве заложил основы психологического портрета.
Изображения карликов поражают энергией, умом, взглядами, полными внутренней силы, скорби, что составляет контраст с их физической немощью («Эль Бобо дель Кориа», «Эль Примо», «Себастьяно дель Морра»). В 1627 г., по конкурсу с другими художниками, он написал картину «Изгнание мавров» и получил звание гофмейстера. К несчастью, художник в то время был уже тяжело болен. Правда, передний план написан еще несколько тяжеловесно, контрасты света и тени довольно сильные. Перед нами скорее умный, жестокий, энергичный светский государь, а не духовное лицо.
А сам художник получил весьма высокую по тем временам награду – он стал хранителем королевской двери, что было равноценно должности камергера. Картина находится на территории Рима, в галерее Дориа-Памфили. Это произошло 6 августа 1660 года.
«Полагают, что здесь воспроизведен обряд посвящения в братство Вакха, – пишет Л. Л. Более того, сам процесс творчества стал сюжетом картины. Диего Родригес де Сильва Веласкес родился 6 июня в 1599 году, в городе Севилья (Испаня). Так что Портреты – это редкая возможность узнать великого испанца получше. Впав в уныние от неудачи в Мадриде, в 1623году Веласкес вернулся в Севилью.
В ноябре 1648 Веласкес получил разрешение на поездку в Италию. Учился он у мастеров этого дела Ф. Эрреры и Ф. Пачеко. Веласкес стремительно отправился ко двору, остановился в доме королевского капеллана поэта Луиса де Гонгора-и-Арготе, соперника Лопе де Веги и написал его портрет, находящийся ныне в Музее изящных искусств в Бостоне. Так, до сих пор идут споры о сюжете и смысле «Менин».
Ему в одном из крыльев дворца отведены парадные апартаменты, а в пригороде, в одном из замков, у него есть просторная мастерская. Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты: Хуана Матеоса, около 1632, Картинная галерея, Дрезден графа-герцога Оливареса, около 1638, Эрмитаж, Санкт-Петербург Дама с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон серия портретов инфант, Лувр, Прадо). Их можно увидеть в зеркале на заднем плане. Автор изобразил момент получения Вулканом (богом огня) от Апполона вести об измене жены (Венеры).
Как и многих других мальчиков, его отдали в монастырскую латинскую школу. Так, до сих пор идут споры о сюжете и смысле «Менин». 2. Главные полотна Веласкеса позднего периода – крупномасштабные композиции «Менины (юные фрейлины)» (1656) и «Пряхи» (1657).
В отличие от итальянцев, кисть испанца изображала Венеру целомудренно, со спины. Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (Хуан Матеос, около 1632, Картинная галерея, Дрезден Герцог Оливарес, около 1638, ГЭ Дама с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон серия портретов инфант, Лувр, Прадо). Картина изображает обряд посвящения в братство этого бога. В это же время он написал картину Пьяницы (1628–1629) известную также под названием Триумф Вакха, на которой изображены крестьяне, прославляющие Вакха (эта работа находится в Прадо, как и все упоминаемые здесь картины, если не указано другое местонахождение).
Они настояли на том, чтобы был устроен конкурс. Не меньше споров вызывают и «Пряхи». В Риме он написал также картину Венера с зеркалом (Лондон, Национальная галерея), сюжет которой восходит к гравюре с картины голландского художника А. ван Блокландта. В мадридский период мастерство художника совершенствуется.
Мудрая непредвзятость и человечность Веласкеса воплотились в его портретах королевских шутов и карликов (Эль Бобо из Кории, Эль Примо, так называемого Хуана Австрийского, Себастьяна Мора и других, все – 1631–1648, Прадо, Мадрид). В последних двух Диего Веласкес объединяет мифологических богов с грубым образом людей. 1625 год. В начале 1640-х годов в европейской живописи произошел поворот от зрелого барокко к более спокойному и торжественному стилю. В картине Менины (Фрейлины, 1657, Прадо, Мадрид) частный эпизод придворного быта (на первом плане – инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, рядом – сам художник за исполнением портрета испанской королевской четы, отраженной в зеркале в глубине зала) изображенный в смелом пространственном развороте, предстает как один из моментов общего течения жизни во всей сложности ее взаимосвязанных и изменчивых проявлений. Существует несколько версий, противоречащих друг другу.
Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 161110. Каганэ. В «Менинах» главной героиней является пятилетняя инфанта Маргарита, застывшая в чопорной позе знатной дамы.
Среди подобных портретов этого периода надо отметить Графа Оливареса (1625) и Шута Калаба-Сильяса (1626-1627). Единственной дочери Пачеко – Хуане Миранде – на тот момент было почти шестнадцать лет. Картина, над которой художник проработал три месяца, в результате ошеломила весь Рим. Биографы утверждали, что Диего с лёгкостью давались многие науки.
Менин часто называют картиной создания картины. х, кто имел арабское происхождение. Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов. и о наличии вакансии на это место. В последние годы жизни Веласкес написал самые знаменитые свои картины: Лас Менинас (Фрейлины 1656) и Пряхи (1657 – обе в Прадо.
Особое место занимают портреты королевских шутов, душевнобольных и карликов. с известием о смерти придворного живописца Родриго де Вильяндрандо (исп. )русск. Веласкес выполнил ряд официальных заказов: парадные портреты короля, членов его семьи, представителей знати. Со временем Веласкес приобрел и другие придворные должности.
Антония-аббата со св. Филипп IV возводит художника на высшую в государстве должность – гофмаршала. Теперь Диего Веласкес, биография которого приобретает более яркие краски, перестаёт зависеть от случайных заработков. Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует. Там его избрали членом римской Академии св. В 1627 году Веласкес написал большую историческую картину Изгнание морисков.
Рисует он опять же портреты. Особенностью в портретах Веласкеса можно выделить отсутствие излишних аксессуаров, жестов. А сама крепость. В картинах Вакх (Пьяницы до 1630), Кузница Вулкана (1630, обе – в Прадо) мифические образы Веласкеса объединил с грубоватыми, земными образами людей (Вакх и фавн, пирующие в обществе бродяг), наделил их естественным поведением и реальными характерами (Кузница Вулкана).
Примером этому может послужить полотно «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620 г., Национальная галерея, Лондон), представляющее собой «картину в картине» и наполненное более глубоким смыслом, чем прочие работы этого периода. Но в девятилетнем возрасте у ребёнка были уже ярко выражены способности к искусству, вот таким образом его отец отдал на обучение в мастерскую популярного в то время в Испании художника Эрреры.
Севильский период в творчестве художника Веласкеса определяется с 1617 по 1623 год. В возрасте двадцати одного года Диего Веласкес открыл собственную мастерскую. Как и многих других мальчиков, его отдали в монастырскую латинскую школу.
За работой этой пряхи наблюдает другая женщина. Знакомство и общение с Рубенсом, посетившим испанский двор в 1628 – 1629 гг. Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников— художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. )русск., которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову. В 1642 – 1644 гг.
До 1623 работал в Севилье. В их портретах он не высмеивает ни их профессию, ни их самих.
Через год он работал уже в мастерской другого художника, Франсиско Пачеко, у которого оставался до 1617 года, когда получил звание мастера. В пейзажах Веласкес демонстрирует новое понимание пространства и света.
Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника — но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства». У её босых ног лежит кошка. По третьей, «Пряхи» — это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю. Но в целом художник отдает должное жизнестойкости и оптимизму своего народа.
Главные полотна Веласкеса позднего периода – крупномасштабные композиции Менины (юные фрейлины) (1656) и Пряхи (1657). Художник передаёт её мягкие, детские черты лица. Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года. Венера, лежащая спиной к зрителю, смотрится в зеркало, которое держит перед ней Амур.
По третьей, «Пряхи» — это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю. Сам факт выбора подобной профессии был вызовом для испанской аристократии ибо профессия художника считалась недопустимым занятием для дворянина. Существует несколько версий, противоречащих друг другу. Кроме уже привычных портретов членов королевской семьи, в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника— «Менины» (1656, Прадо, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657г., Прадо, Мадрид).
В раннем творчестве художника заметен интерес к представителям простого народа. В доме учителя Диего познакомился со своей женой. Веласкес посетил Венецию, Феррару, Рим, Неаполь. с дипломатической миссией, вдохновило его на поездку в Италию, где в 1629 – 1631 гг.
Там в 1623 году король Филипп IV приглашает его работать во дворец. Осенью 1623 года Веласкес вместе со своим тестем приехал в Мадрид. В 1623 году Веласкес переехал в Мадрид и стал королевским живописцем.
Портреты по-прежнему преобладают в творчестве Веласкеса. В этих полотнах обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение. Зеркало символизирует всевидящее око Всевышнего, обнажающее человеческие пороки. Долгое время Веласкес и воспринимался историками искусства как искренний обожатель своего короля и художник величия (Якимович приводит в пример труды Луи Жилле).
Другой севильянец, камердинер кардинала-инфанта Фердинанда (королевского брата), отнёс его во дворец и показал хозяину. В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни. Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez). Многих людей, которые отличались физическим уродством, при дворе расценивали, как утварь. В этих полотнах обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение.
В 1620 году Диего открыл собственную мастерскую. «Менин» часто называют «картиной создания картины».
В картинах Вакх (Пьяницы, до 1630) и Кузница Вулкана (1630 обе картины в музее Прадо, Мадрид) художник объединил мифологические образы богов с грубоватыми, нарочито приземленными образами людей, наделил их реальными психологическими характерами. Как придворный, Веласкес был в курсе всех мадридских тайн и хитросплетений политики Габсбургского дома как участник литературной и театральной жизни двора, он воспринял и переработал в своих картинах идеи и темы Лопе де Веги, Педро Кальдерона, Сервантеса как хранитель королевской коллекции картин, он непрестанно учился у современников (Рубенс) и гениев прошлого (Тициан).
Он был из семьи маранов, то есть евреев, которые приняли христианство. У Эрреры Диего проучился недолго они не сошлись характерами. Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («Триумф Вакха или Пьяницы», 1628—1629, «Кузница Вулкана», 1630), а также историческим— «Сдача Бреды» (1634). Отсюда появилось большое количество завистников. Диего был старшим среди восьмерых детей в его семье. Они становятся значительно разнообразнее по композиции и живописному решению. Творчество Веласкеса – вершина испанской живописи XVII в. и одно из ярчайших явлений мирового искусства.
Иннокентий Х был некрасив и Веласкес не стремился облагородить его внешность. Картины пропитаны большим психологическим смыслом.
В это период на творчество Диего оказывает влияние работы Рубенса и Тициана.
Инфанта изображена с несвойственным для ее юного возраста спокойствием. На дальнем плане находятся две придворные дамы, разглядывающие висящий на стене ковёр, яркие и чистые цвета которого придают этой части комнаты ощущение торжественного и сказочного представления. Павлом-отшельником и Коронование Марии, а также Распятие, написанное, вероятно, ок. Вероятно, уже по возвращении создан шедевр «Венера с зеркалом» (1657). Литературная и театральная жизнь Испании также имеет прямое отношение к творчеству мастера.
Как пример можно привести произведения тридцатых годов – охотничьи и конные портреты Филиппа IV и членов его семьи (1630-е). В 1623 году в биографии художника Диего Веласкеса происходят изменения.
Не вызывает сомнений и тот факт, что это чрезвычайно умный и сообразительный человек. При Диего удалось поработать с Рубенсом в течение нескольких месяцев, пока тот находился в Мадриде.
Учился в Севилье у Ф. де Эрреры Старшего и Ф. Пачеко (1610-16). Не меньше споров вызывают и «Пряхи». Этот этап творчества художника характеризуется влиянием караваджизма — подчёркнутым реализмом в изображении предметов и точной передачей черт натуры, усиленных контрастным освещением фигур переднего плана, а также плотностью письма12. Молодой художник приобрёл в Севилье уже достаточно хорошую репутацию.
Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты Хуана Матеоса, герцога Оливареса, «Дама с веером», серия портретов инфант). Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет». С этой точки зрения «Венера перед зеркалом» — очень чувственный эротический портрет возлюбленной, аналога которому на тот момент в живописи ещё не было, созданный Веласкесом себе на память. Наиболее значительной из этой серии является картина «Сдача Бреды» (1634—1635, Прадо, Мадрид), в которой художник не только запечатлел историческое событие (сдачу осаждённого голландского города испанской армии 2 июня 1625 года), но и с помощью многочисленных красноречивых деталей выразил своё отношение к этому событию и его участникам. Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте.
Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев»11. Работа настолько понравилась монарху, что тот решил заказать у живописца собственный портрет. Музеи только одиннадцати стран мира— Австрии, Бразилии, Великобритании (Англия, Шотландия), Венгрии, Германии, Ирландии, Испании, Италии, России, США и Франции— хранят в своих собраниях полотна Веласкеса. Впоследствии оно только увеличивалось. Глубину картины подчеркивает и рама зеркала, в которое смотрится непревзойденная Венера.
Кроме уже привычных портретов членов королевской семьи, в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника— «Менины» (1656, Прадо, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657г., Прадо, Мадрид). «Кузница Вулкана» была написана им в столице Италии. Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны. Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) в семье местных уроженцев Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии1.
Трактовка мифологического сюжета здесь весьма оригинальна. Таким образом художник напоминает об их статусе.
Среди подобных портретов этого периода надо отметить «Графа Оливареса» (1625) и «Шута Калаба-Сильяса» (1626-1627). Римское общество, папская курия и художники относились к нему с большим уважением. Большинство работ Веласкеса, созданных в период обучения и сразу после него, посвящено изображению бытовых сцен (в жанре «бодегонес», когда местом действия выступает трактир или харчевня), главные герои которых – простые люди Севильи («Завтрак», «Старая кухарка», «Водонос»). В 1650 г. Веласкес избран членом римской Академии св.
Луки и общества виртуозов Пантеона.
Теперь Веласкес, наконец, получил полную независимость. В 1629 году художник завершает необычную для испанской традиции картину на античный сюжет – Вакх или Пьяницы (1628-1629). Он изображал его в разных видах и позах то плачущим, то смеющимся, не останавливаясь ни перед какими трудностями. В Лас Менинас, отличающихся смело развёрнутой композицией, частный эпизод придворного быта (девочка инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, сам Веласкес в момент исполнения портрета королевской четы, отражённой в зеркале в глубине зала) предстаёт как один из моментов общего течения жизни со всей сложностью её взаимосвязанных и изменчивых проявлений. Комендант Бреды Юстин Нассауский вручает ключи от крепости испанскому полководцу Спиноле.
1631. Сам же папа, увидев портрет, воскликнул «Слишком правдиво. » и наградил художника золотой цепью и папской медалью.
Здесь Веласкес овладел навыками и представлениями о шедеврах живописи в мировом масштабе. Особо отмечают портрет уже стареющего Филиппа IV. Произведения Веласкеса того периода, особенно его натюрморты, оказали большое влияние на современных ему севильских художников. К тому времени изображение каноника уже увидел и сам король Филипп IV.
Веласкес Диего, картины которого необычны для отечественных традиций, к тридцатилетнему возрасту завершает работу над таким шедевром на античный сюжет, как «Пьяницы» или «Вакх». 1625 год. В эти годы художник пишет первые портреты, в которых определяются особенности Веласкеса-портретиста – остро схваченное сходство, яркость выявления индивидуальности: «Портрет монахини Херонимы де ла Фуенте». Иннокентий X славился своей двуличностью и корыстолюбием. Именно таким для дьявола Веласкесу представился однажды папа. Веласкес постигал рисунок, живописные приёмы, работу с натуры. Художник Диего Веласкес (1599-1660) принадлежит к лучшим мастерам кисти в истории европейского искусства.
В 1617 получил звание мастера. Хорошая новость в том, что не любить их почти невозможно. Она была очень успешна. Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 16114.
Они утвержали, что Веласкес не обладает талантом. Звание мастера он получил в 1617 году. Иннокентий X, увидев свой портрет, восторженно воскликнул: «Слишком правдиво. » За этот портрет художник получил в качестве вознаграждения нагрудную цепь с изображением папы, находящимся в медальоне. В 1618 г. молодой художник женился на дочери своего учителя – Хуане Миранде Пачеко. Веласкес сопровождал короля в его походе на Арагон, а в конце 1640-х гг. Он начинает писать работы жанре бодегонов (от исп. Эта картина, над которой художник проработал три месяца, в результате ошеломила весь Рим.
Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны. Осенью 1623 года Веласкес вместе со своим тестем приехал в Мадрид. В парных картинах «Менипп» и «Эзоп» предстают образы людей, опустившихся и отвергнутых обществом, но обретших внутреннюю свободу от сковывающих личность условностей.
Веласкес написал две самые знаменитые свои картины. «Для своего времени эта картина была откровением по правдивости изображения исторического события и новизне художественного решения», – пишет Л. Л. После он пошел обучаться к Франсиско Пачеко. Примером этому может послужить полотно «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620 г., Национальная галерея, Лондон), представляющее собой «картину в картине» и наполненное более глубоким смыслом, чем прочие работы этого периода.
По второй версии, картина представляет собой вариацию на темы сразу трёх античных мифов — о мойрах (богинях судьбы в древнегреческой мифологии), об Арахне и о похищении Европы — в оригинальной авторской трактовке. Одетые в черные доспехи, с розовым шарфом через плечо теснятся испанцы. На переднем плане – несколько работниц. Здесь ему оказывает покровительство премьер-министр Оливарес. Смотря на полотно, мы видим недобрый взгляд коварного и действительно жесткого человека.
По одной из них, Веласкес изобразил перерыв в работе над портретом инфанты, когда в мастерскую заглянули её родители. Эти люди изображены в композиционной группе вместе с собаками. Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов.
На протяжении 1630-1640-х годов Веласкес создал серию портретов карликов и шутов. Сам король и его дети многократно были написаны в творениях художника. Для расширения своих творческих возможностей в 1629-1631 г. г. Примеры работ: Эль Примо, Менипп, Барбаросса.
Стоит отметить, что король Филипп IV смеялся на людях всего два раза, прожив долгих 60 лет. Тонко и точно разработанная гамма красных и розовых оттенков – эмоциональный ключ к пониманию жестко-правдивого образа папы Иннокентия Х (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим), портрет которого Веласкес написал во время второй поездки в Италию в конце 1648 – середине 1651 годов. А сдав успешно экзамен – получил звание мастера. Но в целом художник с уважением относится к оптимизму и жизнестойкости своего народа. Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера. – все 1631-48, Прадо). В мадридский период мастерство художника совершенствуется. Справа находится другая пряха, она сматывает в тугой клубок сделанную из шерсти нитку. Путешествие по Италии нельзя было назвать приятным: должность королевского камергера, статус протеже графа Оливареса и наличие спутника-генерала вызывало раздражение у подозрительных итальянцев, считавших Веласкеса чуть ли не испанским шпионом.
Как описывает художник Хусепе Мартинес (исп. )русск., это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. )русск. Осажденная испанцами голландская крепость Бреда пала. Всё это позволило говорить о загадках в позднем творчестве Веласкеса. Это и члены королевской семьи (королева Марианна Австрийская инфанта Маргарита инфант Филипп Просперо). И все больше усилий ему приходилось прилагать, чтобы работать за мольбертом.
Каганэ. Стойный лес копий (отсюда второе название картины «Копья») создает впечатление численного превосходства и мощи испанского отряда. По словам историка Хулиана Гальего (исп. )русск., молодой художник понимал ограниченность возможностей художественных школ Севильи и изучение королевской коллекции, особенно Тициана, оказало решающее воздействие на стилистическую эволюцию Веласкеса, который переместил акцент со строгого натурализма его севильской эпохи и от суровых землистых спектров до яркости серебристо-серого и прозрачности синего цветов к зрелому возрасту.
Впав в уныние, Веласкес вернулся в Севилью. Внимание к мельчайшим деталям и фрагментам отличает все творчествоживописца и это относится также к исторической картине «Сдача Бреды», стоящей в первом ряду мировых произведений этого жанра. В 1619 и 1621 годах у четы Веласкесов родились две дочери.
Однако популярность Веласкеса вызывала не только поклонение, но и зависть. Наиболее ярким представителем испанской живописи «золотого» века является художник-реалист Диего Веласкес. Знакомство с королевским собранием картин (преимущественно итальянских художников, в том числе Тициана), встречи с П. П. Рубенсом, посетившим Испанию в конце 1628 – начале 1629 и поездка в Италию (конец 1629 – начало 1631) содействовали совершенствованию мастерства Веласкеса.
Через семь лет ту же мысль мы встретим у Рембрандта в Ночном дозоре. Во второй половине 1650-х гг. Если в 1883 году искусствовед и исследователь творчества живописца Чарлз Бойд Кёртис атрибутировал 228 полотен, то его коллега Хосе Лопес-Рей в 1979 году атрибутировал 123 картины (в 1996 году он добавил к списку ещё одно полотно), а искусствовед Джонатан Браун в 1986 году атрибутировал только 98 картин3. Картина изображает живописца, что трудится над портретом короля с королевой.
Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога. К пятидесятым годам относится один из самых сложных портретов мастера – портрет Филиппа IV (1654). Самое большое собрание его картин (около 50) находится в Музее Прадо в Мадриде2, ведя свою историю от королевской коллекции.
По второй версии, картина представляет собой вариацию на темы сразу трёх античных мифов — о мойрах (богинях судьбы в древнегреческой мифологии), об Арахне и о похищении Европы — в оригинальной авторской трактовке.
В течение трёх первых лет брака у молодой четы родилось две дочери. Но не успел он пробыть дома и двух месяцев, как его догнало письмо от Хуана де Фонсеки (исп. )русск. Его учитель Пачеко, а также друзья и земляки старались помочь его карьере. Узнав о талантливом художнике из Севильи, он призывает его к себе. Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610–1616), в 1617 получил звание мастера.
25 мая 1651 года художник покинул Италию. Одетые в черные доспехи, с розовым шарфом через плечо теснятся испанцы. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Как описывает художник Хусепе Мартинес, это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. )русск. Картины, которые он создал в Риме, принесли ему еще большую славу. Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера.
Вообще отношения между королем и Веласкесом складывались очень дружеские. Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет. Веласкес много раз писал короля Филиппа и его детей. Несмотря на почтенный возраст (75 лет), папа был человеком железной воли, моложавым, энергичным, вспыльчивым и подозрительным.
К тому времени изображение Гонгоры уже увидел и сам король Филипп IV. По второй, наоборот инфанта со своей свитой пришла в гости во время позирования короля и королевы художнику. Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем. Античный сюжет позволил художнику порвать с традицией интерьерной бытовой сцены. Необычным в ней было всё — от темы (до Веласкеса никто подобных полотен в испанской живописи не создавал) до её воплощения и даже смысла.
Ключ от неё имел у себя и сам монарх, каждый день любивший наблюдать за работой творца. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Диего Родригес де Сильва Веласкес был рожден в июне в 1599 году на территории Севильи. Знакомство с королевским собранием картин, встречи с Петером Паулем Рубенсом, посетившим Испанию в конце 1628 – начале 1629 и поездка в Италию (конец 1629 – начало 1631) содействовали совершенствованию его мастерства.
Парадные конные портреты королевских особ бесстрастны, холодны и великолепны сдержанно-подчёркнутой красотой одежд, коней, величием пейзажа (первая половина 1630-х гг., Прадо). Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника, но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства» и желание поработать с пейзажами. Характер преподавателя был несносен из-за этого Веласкес проучился недолго у этого мастера и уже через год мальчик работал в мастерской Франциско Пачеко, замечательного педагога, обожающего античность. 25 мая 1651 года художник покинул Италию.
Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников— художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. )русск., которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову. Раздольская, – особое значение приобретает в ней автопортрет художника. Особенно часто изображалась инфанта Маргарита, королевская дочь.
В этот период очень плодотворно трудится Диего Веласкес. Тем не менее для зрителя очевидно, что художник относился к карликам со значительным уважением. Этот этап творчества художника характеризуется влиянием караваджизма — подчёркнутым реализмом в изображении предметов и точной передачей черт натуры, усиленных контрастным освещением фигур переднего плана, а также плотностью письма6. Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует. В портретах Веласкеса обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение. – Жизнь города, его типы и нравы по-прежнему интересовали Веласкеса. С 1622 года он возглавил правительство.
По достижению 18 лет Диего Веласкес прошел экзамен для получения звания мастера и стал гордым членом гильдии живописцев в Севилье. Узнав о талантливом художнике из Севильи, он призывает его к себе. «Портрет Филиппа IV с прошением» произвёл фурор и автор стал придворным художником, а вскоре и камергером, получил во дворце мастерскую, назначен хранителем королевских коллекций. В картине Сдача Бреды (1634, Прадо), которая стала одним из самых значительных произведений европейской живописи исторического жанра, проявились гуманистические тенденции творчества Веласкеса (человечность, этика отношений победителей и побеждённых), присущая ему как историческому живописцу объективность.
bodegon – трактир, харчевня). Да ещё книга Художник и дворец самого Якимовича. Веласкес Диего, великий испанский художник. Не будем обманывать: Портреты Диего Веласкеса – книга не для каждого. Как и положено, Диего проявил способности к изобразительному искусству уже в детстве.
В последние годы жизни Диего Веласкес написал две самые знаменитые свои картины. В 1922 году Веласкес перезжает работать в Мадрид.
Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем. Севильское землячество при королевском дворе в Мадриде обладало большим весом, чему немало способствовала деятельность Гаспара де Гусмана Оливареса имевшего обширные поместья в Севилье и бывшего с 1615 года камер-юнкером инфанта, будущего короля Филиппа IV.
Мария Барбола и инфанта находятся на одной параллели их образы пересекаются. По обычаю, широко распространённому в Андалусии, Диего и его брат Хуан, также ставший художником, взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес»3. К этому же времени относится создание Веласкесом своей самой, пожалуй, необычной картины «Венера перед зеркалом». Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («Триумф Вакха», 1628—1629 «Кузница Вулкана», 1630), а также историческим— «Сдача Бреды» (1634).
Одним из великолепных примеров таких работ является картина Диего Веласкеса «Маргарита», написанная в 1655 году. Хотя бы те же копья – устаревшее оружие, абсолютно бесполезное при осаде крепости (испанское выражение носить копьё во Фландрии означает заниматься бессмысленным делом). Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. )русск., сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего. К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды.
Безусловно, одна – привлекательная и молодая, а вторая может вызвать содрогание. С неё было сразу же сделано немало копий.
Веласкес показывает красоту живой женщины, гибкой исполненной грации, сближая божественный образ с земным. Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года. Так Веласкес наконец получил возможность показать себя. Сам же папа, увидев портрет, воскликнул «Слишком правдиво. » и наградил художника золотой цепью и папской медалью.
У Эрреры Диего проучился недолго они не сошлись характерами. В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни. Проблема атрибуции картин Диего Веласкеса остаётся одной из самых сложных по сей день. вновь посетил Италию с целью приобретения для короля произведений искусства.
В этих портретах, становящихся все более «нематериальными», кисть живописца обретает легкость изображая темы в определенном отношении менее возвышенные, но в то же время более элегантные и социально значительные. Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев»5. Есть в них и удаль и бесшабашность и веселье и горечь. Его заказчиком стал всесильный министр короля Филиппа IV Гаспар де Оливарес. В картинах на религиозную тематику тоже прослеживаются традиции бодегонес: «Поклонение волхвов», «Христос у Марфы и Марии».
bodegуn – харчевня) – сцены из народной жизни (Завтрак, около 1617-18, ГЭ). Вновь обращаясь к мифологической теме в «Кузнице Вулкана», Веласкес придаёт изображению жанровый характер. Но не успел он пробыть дома и двух месяцев (1623), как его догнало письмо от севильянца, служившего королевским капелланом.
Стойный лес копий (отсюда второе название картины Копья) создает впечатление численного превосходства и мощи испанского отряда.