Вскоре после возвращения из Ируна в Мадрид Веласкес скончался. В 1657 была создана картина Пряхи или Миф об Арахне (1657, Мадрид, Прадо) – изображение мастерской, где реставрировались и ткались ковры для украшения дворцовых залов. Два небольших пейзажа виллы Медичи и Прадо были написаны им на открытом воздухе при естественном свете так называемые конные (1634-35) и охотничьи (1634-36) портреты короля, его семьи, премьер-министра Оливареса для дворцов Буэн-Ретиро и Торре де ла Парада (все в Прадо). В парных картинах «Менипп» и «Эзоп» (1639-40, Прадо), предстают образы людей, опустившихся нищих бродяг и отвергнутых обществом, но обретших внутреннюю свободу от сковывающих личность условностей. Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников— художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. )русск., которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову.
Первая серия из шести картин отличается подчеркнутой официальностью. Там он встретил Гверчино и Хусепе Риберу изучал картины Тициана и Тинторетто.
В поздних произведениях Веласкеса с наибольшей полнотой сказались особенности его творческого метода: глубокое постижение жизни во всем богатстве и противоречивости ее проявлений, целостность ее образно-пластического воплощения, единство всех элементов художественной формы. Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев». Среди подобных портретов этого периода надо отметить «Графа Оливареса» (1625) и «Шута Калаба-Сильяса» (1626-1627).
Именно он в европейском искусстве заложил основы психологического портрета. Трактовка мифологического сюжета здесь весьма оригинальна. Там была написана композиция «Принесение Иакову одежды Иосифа» и картина на мифологическую тему «Кузница Вулкана». К этому же периоду относятся Венера перед зеркалом (около 1650, Национальная галерея, Лондон), в которой необычный композиционный прием (лицо Венеры видно только в зеркале) придает особую свежесть и остроту изображению гибкого, стройного, полного жизненного обаяния обнаженного женского тела, а также два пейзажа Вилла Медичи (1650–1651, Прадо, Мадрид по другому мнению – около 1630), в необычайно для своего времени широкой живописной манере воссоздающие целостные образы природы. В парных картинах «Менипп» и «Эзоп» (1639-40, Прадо), предстают образы людей, опустившихся нищих бродяг и отвергнутых обществом, но обретших внутреннюю свободу от сковывающих личность условностей.
Автор изобразил момент получения Вулканом (богом огня) от Апполона вести об измене жены (Венеры). Среди портретов других лиц этого периода упомянем «Графа Оливареса» (1625) и «Шута Калабасильяса» (1626-1627).
Не удивительно, что у Веласкеса появилось немало недоброжелателей. Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 1611. И в картинах на религиозную тематику Веласкеса прослеживаются традиции бодегонес: Поклонение волхвов (1619, Мадрид, Прадо), Христос у Марфы и Марии (1618, Лондон, Национальная галерея). с известием о смерти придворного живописца Родриго де Вильяндрандо (исп. )русск. Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610–1616), в 1617 получил звание мастера. Она стала одним из самых значительных произведений живописи в историческом жанре.
Главные создания Веласкеса позднего периода — крупномасштабные композиции «Менины», «Пряхи» (1657) — обе в Прадо. Говорили, что молодой художник слишком высокомерен и заносчив.
Спокойная композиция полотна усиливает впечатление примирения. «Кузница Вулкана» была написана им в столице Италии. «Полагают, что здесь воспроизведен обряд посвящения в братство Вакха, – пишет Л. Л. Показан момент войны между Голландией и Испанией и взятие голландской крепости Бреда. В этих портретах, становящихся все более «нематериальными», кисть живописца обретает легкость изображая темы в определенном отношении менее возвышенные, но в то же время более элегантные и социально значительные.
Справа находится другая пряха, она сматывает в тугой клубок сделанную из шерсти нитку. Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует. В 1629 году художник завершает необычную для испанской традиции картину на античный сюжет – «Вакх» или «Пьяницы» (16281629). Художник показывает свою мастерскую, расположенную во дворце. Вторая серия из трех портретов, на которых члены королевской семьи показаны в охотничьих костюмах, отличается большей интимностью.
Картина построена на сложном переплетении официального и бытового, на многоплановой игре смысловых оттенков и образных сопоставлений. Но не успел он пробыть дома и двух месяцев, как его догнало письмо от Хуана де Фонсеки (исп. )русск. На переднем плане – несколько работниц.
Однако, благодаря Хуану де Фонсеке, Веласкес всё-таки смог посетить королевскую коллекцию живописи в Эскориале, где Карлос I и Филипп II собрали произведения Тициана, Веронезе, Тинторетто и Бассано. В слиянии самых разноречивых черт характера, будь то жестокий временщик Оливарес, хмурый вельможа Хуан Матеос итальянский кардинал Камило Асталли, полный внутренней энергии неизвестный кабальеро, погруженный в свою работу скульптор Х. Мартинес Монтаньес или овеянная благородным изяществом «Дама с веером». Мазок зрелого Веласкеса был настолько плавен, что, рассматривая его картину вблизи, зритель видит перед собой «нагромождение» абстрактных разноцветных пятен.
Родители будущего художника поженились в севильской Церкви святого Петра (исп. )русск. Сам король и его дети многократно были написаны в творениях художника. Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует. Одетые в черные доспехи, с розовым шарфом через плечо теснятся испанцы.
Портрет на долгие годы становится его основным жанром. Они высказывали сомнения по поводу его таланта. Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов. Особенно часто изображалась инфанта Маргарита, королевская дочь. В эти годы художник пишет первые портреты, в которых определяются особенности Веласкеса-портретиста – остро схваченное сходство, яркость выявления индивидуальности: Портрет монахини Херонимы де ла Фуенте (1620, Лондон, Национальная галерея).
Сквозь шутовскую личину великий мастер увидел духовный мир этих людей, обиженных природой изобразил без тени насмешки, с простотой и тактом, раскрывает их характеры, душевное состояние, мир переживаний, поднимающийся подчас до скорбного трагизма «Барбаросса», «Эль. Самое крупное произведение Веласкеса 1630-х – историческая картина ". Эта техническая особенность делает манеру Веласкеса удивительно современной. Среди ранних картин Веласкеса есть несколько религиозных композиций особенно примечательно и не очень характерно для его эпохи то, как художник находит элементы святости в обыденной повседневности и вводит людей из народа в изображение священной истории («Поклонение волхвов»).
В мадридский период мастерство художника совершенствуется. С 1622 года он возглавил правительство. Главные создания Веласкеса позднего периода – крупномасштабные композиции "Менины", "Пряхи" (1657) – обе в Прадо. Первая серия из шести картин отличается подчеркнутой официальностью. Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет.
Все предметы похожи на отлитые из металла. Но мастер использует пейзаж в качестве фона в сериях парадных конных портретов, которые он создает по заказу короля в 1630-е. Академическая идеальность отсутствует. В последние годы жизни Диего Веласкес написал две самые знаменитые свои картины. Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года.
Веласкес Диего (1599 – 1660), великий испанский художник. Краски мастер клал тонким слоем так, что в некоторых местах просвечивает холст для того чтобы подчеркнуть какую-либо характерную деталь внешности, художник использовал более плотный мазок. С этой точки зрения «Венера перед зеркалом» — очень чувственный эротический портрет возлюбленной, аналога которому на тот момент в живописи ещё не было, созданный Веласкесом себе на память. В картине Менины (Фрейлины, 1657, Прадо, Мадрид) частный эпизод придворного быта (на первом плане – инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, рядом – сам художник за исполнением портрета испанской королевской четы, отраженной в зеркале в глубине зала) изображенный в смелом пространственном развороте, предстает как один из моментов общего течения жизни во всей сложности ее взаимосвязанных и изменчивых проявлений. В этот период очень плодотворно трудится Диего Веласкес.
1648, Прадо, Мадрид). Наиболее значительной из этой серии является картина «Сдача Бреды» (1634—1635, Прадо, Мадрид), в которой художник не только запечатлел историческое событие (сдачу осаждённого голландского города испанской армии 2 июня 1625 года), но и с помощью многочисленных красноречивых деталей выразил своё отношение к этому событию и его участникам. В свой первый мадридский период, до 1629-1630 годов, художник исполнил многочисленные портреты короля, в полный рост и погрудные: «Портрет Филиппа IV» (с золотой цепью, около 1623), «Портрет Филиппа IV» (с прошением в руке, 1625). Для исторических картин существовала определенная схема: произведение должно было прославлять победу полководца или монарха в центре картины изображался главный герой в окружении свиты вводились аллегорические элементы (олицетворение добродетелей, фигуры трубящих слав и др. ), часто вся картина представляла собой аллегорию. Между тем, Филипп распорядился, чтобы впредь его портреты писал только Веласкес.
Именно она и свидетельствует о заинтересованном изучении Веласкесом многих наук, но наиболее манящей для него всё же является живопись. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Тот без раздумий принял это предложение. – Жизнь города, его типы и нравы по-прежнему интересовали Веласкеса. Если внимательно изучать картину с близкого расстояния, то окажется, что столь «реальные» предметы – шитый серебром лиф, розетки, кружева и вышивка – на самом деле «собраны» из точек, пятен, крапинок и легких мазков красной, бежевой, черной красок и белил.
У Эрреры Диего проучился недолго они не сошлись характерами. Античный сюжет позволил художнику порвать с традицией интерьерной бытовой сцены. По обычаю, широко распространённому в Андалусии, Диего и его брат Хуан, также ставший художником, взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес». Не удивительно, что у Веласкеса появилось немало недоброжелателей. Но большая внутренняя сила и темперамент читаются в грубоватом лице папы, в цепком тяжелом взгляде словно сверлящих зрителя маленьких глаз. Монарху и аристократам это нравилось и они не давали Веласкеса на растерзание церкви. Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610 – 1616), в 1617 получил звание мастера.
В. И. После возвращения из Италии в своих работах он стремится наполнить жизнью схемы парадных изображений.
Веласкес Диего, великий испанский художник. По второй версии, картина представляет собой вариацию на темы сразу трёх античных мифов — о мойрах (богинях судьбы в древнегреческой мифологии), об Арахне и о похищении Европы — в оригинальной авторской трактовке. За работой этой пряхи наблюдает другая женщина. Художник передает ее мягкие, детские черты лица. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Она является одной из ранних работ художника.
К тому же периоду, по-видимому, относится его шедевр «Венера с зеркалом», редчайшее в истории испанской живописи изображение обнаженного женского тела, сюжет, запрещаемый инквизицией. Удивительны тонкие световые эффекты, которые строят живописную композицию. Показан момент войны между Голландией и Испанией и взятие голландской крепости Бреда. Молодой художник приобрёл в Севилье уже достаточно хорошую репутацию.
«бодегон»). Сдача Бреды (1634-1635, Мадрид, Прадо). Однако подобное назначение имело не только положительные, но и отрицательные стороны. Самое большое собрание его картин (около 50) находится в Музее Прадо в Мадриде2, ведя свою историю от королевской коллекции.
Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует. Среди подобных портретов этого периода надо отметить «Графа Оливареса» (1625) и «Шута Калаба-Сильяса» (1626-1627). Ему понравилось настолько, что он приказал брату уступить очередь позирования. 1617, Эрмитаж, Санкт-Петербург, вариант — в Художественном музее, Будапешт). Пейзаж в этих портретах становится не только фоном, но и вносит нотки настроения. Как описывает художник Хусепе Мартинес, это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. )русск.
Но в целом художник отдает должное жизнестойкости и оптимизму своего народа. Каганэ. Осажденная испанцами голландская крепость Бреда пала. Главные полотна Веласкеса позднего периода – крупномасштабные композиции «Менины (юные фрейлины)» (1656) и «Пряхи» (1657).
Его творчество существенно отличалось от других своим проникновением в характер модели, насыщенным и тонким колоритом, обострённым чувством гармонии. Если в 1883 году искусствовед и исследователь творчества живописца Чарлз Бойд Кёртис атрибутировал 228 полотен, то его коллега Хосе Лопес-Рей в 1979 году атрибутировал 123 картины (в 1996 году он добавил к списку ещё одно полотно), а искусствовед Джонатан Браун в 1986 году атрибутировал только 98 картин3. Кроме придворных портретов Веласкес создал целую галерею изображений деятелей испанской культуры драматурга Лопе де Вега, Тирсо де Молина и Кальдерона, поэта Кеведо. В остальных случаях большое значение имеет мнение специалистов, которое иногда бывает единогласным, а иногда спорным. («Портрет инфанты Марии Терезии», Портрет инфанты Маргариты», «Портрет шута Калабасильяса», «Портрет мальчика из Вальекаса»).
Так, до сих пор идут споры о сюжете и смысле «Менин». Таким образом творец выразил почтение испанской монархии, легко подминающей под себя не только отдельных людей, но и любые территории. Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) в семье местных уроженцев Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии. Музеи только одиннадцати стран мира— Австрии, Бразилии, Великобритании (Англия, Шотландия), Венгрии, Германии, Ирландии, Испании, Италии, России, США и Франции— хранят в своих собраниях полотна Веласкеса.
При этом натура не исправляется. Видимо именно Рубенс посоветовал Веласкесу посетить Италию. На протяжении 1630-1640-х годов Веласкес создал серию портретов карликов и шутов. Впрочем, кое-какие важные шаги он сделал.
В этих портретах, становящихся все более «нематериальными», кисть живописца обретает легкость изображая темы в определенном отношении менее возвышенные, но в то же время более элегантные и социально значительные. В этот поздний период своего творчества он создал знаменитую композицию «Венера перед зеркалом» и пейзажи «Вилла Медичи», композиции «Менины» и «Пряхи». Все эти работы были выполнены в короткий период с 1618 по 1620 год.
х, кто имел арабское происхождение. В этих портретах, становящихся все более «нематериальными», кисть живописца обретает легкость изображая темы в определенном отношении менее возвышенные, но в то же время более элегантные и социально значительные. В «Триумфе Вакха» художник соединил античный миф с изображением обыкновенных веселящихся пьяниц.
Его наблюдения над феноменами освещения и колорита, совершенно новаторские для его времени, были «востребованы» только в XIX веке импрессионистами и в первую очередь Мане. Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога. Церковь не позволяла рисовать ничего лишнего на картинах.
1620, Лондон, собрание Веллингтона). Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует. Оно проявляется во многих его работах. И почти невероятным.
Гармония ритмического строя, которому подчинено расположение фигур, не нарушает естественной непринужденности изображенной сцены. 25 мая 1651 года художник покинул Италию. Шедевром портрет папы Иннокентия X был объявлен сразу же после его завершения. В композиции картины находятся две самостоятельные сцены.
Более того, сам процесс творчества стал сюжетом картины.
Однако Филипп 4 был доволен своими портретами. Первое смехотворно, второе — опровергается мнением непредвзятых свидетелей. Из первых портретов Веласкеса сохранился только так называемый «Портрет Франческо Пачеко» (около 1619). Они видны и в характере передачи атмосферы и пейзажа в полотне «Святой Антоний Аббат посещает Павла-Отшельника» (до 1640). В раннем творчестве художника заметен интерес к представителям простого народа.
Бобо дель Кориа», «Эль Примо», «Себастьяно дель Морра», «Мальчик из Вальескаса», «Хуан Австрийский». Перед нами скорее умный, жестокий, энергичный светский государь, а не духовное лицо. Первое смехотворно, второе — опровергается мнением непредвзятых свидетелей. У Эрреры Диего проучился недолго, они не сошлись характерами.
Два небольших пейзажа виллы Медичи и Прадо были написаны им на открытом воздухе при естественном свете так называемые конные (1634-35) и охотничьи (1634-36) портреты короля, его семьи, премьер-министра Оливареса для дворцов Буэн-Ретиро и Торре де ла Парада (все в Прадо). В ранних работах Веласкеса сцены решаются статично, немногочисленные действующие лица помещены на переднем плане, приближены к зрителю, фон темный, детали тщательно прописаны. Сквозь шутовскую личину великий мастер увидел духовный мир этих людей, обиженных природой изобразил без тени насмешки, с простотой и тактом, раскрывает их характеры, душевное состояние, мир переживаний, поднимающийся подчас до скорбного трагизма «Барбаросса», «Эль. На заднем плане виднеется гофмаршал королевы Хосе Ньето: он раздвигает гардины, давая солнечному свету проникнуть в комнату.
Примером этому может послужить полотно «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620 г., Национальная галерея, Лондон), представляющее собой «картину в картине» и наполненное более глубоким смыслом, чем прочие работы этого периода. Эта работа Веласкеса считается одной из вершин портретной живописи. У её босых ног лежит кошка. Стойный лес копий (отсюда второе название картины «Копья») создает впечатление численного превосходства и мощи испанского отряда. Знакомство с королевским собранием картин, встречи с Петером Паулем Рубенсом, посетившим Испанию в конце 1628 – начале 1629 и поездка в Италию (конец 1629 – начало 1631) содействовали совершенствованию его мастерства.
Например, не вызывает сомнения, что им была выполнена картина «Завтрак» (ок. В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни.
Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника, но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства» и желание поработать с пейзажами. Веласкес прекрасно сумел выразить жесткий характер папы. Как и многих других мальчиков, его отдали в монастырскую латинскую школу. Его отец был выходцем из Португалии и это обстоятельство во многом определило судьбу Диего. Так как за всеми людьми в Испании тайно следила Инквизиция.
Его портреты необычайно реалистичны и естественны. В возрасте двадцати одного года Диего Веласкес открыл собственную мастерскую.
По третьей, «Пряхи» — это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю. Комендант Бреды Юстин Нассауский вручает ключи от крепости испанскому полководцу Спиноле. Каждая из них не только является прекрасно изображённым эпизодом из жизни, но и наполнена глубоким подтекстом благодаря многим деталям, позам фигур их расположению, освещению — всё это позволило говорить о загадках в позднем творчестве Веласкеса. 1625 год. Франсиско Пачеко хотел использовать эту возможность для представления своего талантливого зятя ко двору, установив соответствующие контакты, вот таким образом Веласкес был в первый раз отправлен в Мадрид под предлогом знакомства с коллекцией живописи Эскориала.
Главные создания Веласкеса позднего периода – крупномасштабные композиции Менины, Пряхи (1657) – обе в Прадо. Веласкес Диего, картины которого необычны для отечественных традиций, к тридцатилетнему возрасту завершает работу над таким шедевром на античный сюжет, как «Пьяницы» или «Вакх». Веласкес также имел право принимать частные заказы, но после переезда в Мадрид ему было рекомендовано писать только влиятельных персон королевского двора.
Служа при дворе, Веласкес не раз писал и шутов и карликов. Он написал несколько пейзажей с видами парка около виллы Медичи (1650–1651, Прадо, Мадрид). Не меньше споров вызывают и «Пряхи». Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты: Хуана Матеоса, около 1632, Картинная галерея, Дрезден графа-герцога Оливареса, около 1638, Эрмитаж, Санкт-Петербург Дама с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон серия портретов инфант, Лувр, Прадо).
Она предназначалась для королевского загородного дворца Буэн-Ретиро и должна была украшать «Зал королей». Бобо дель Кориа», «Эль Примо», «Себастьяно дель Морра», «Мальчик из Вальескаса», «Хуан Австрийский».
1617, С. -Петербург, Эрмитаж), Старая кухарка (1618, Эдинбург, Национальная галерея), Водонос (ок. Он надеялся встретиться с молодым королем Филиппом IV, но эта встреча не состоялась. Обе картины перекликаются между собой и могут восприниматься и как обычное изображение жизненного эпизода и как аллегорическое напоминание о вечных ценностях. Тонко и точно разработанная гамма красных и розовых оттенков – эмоциональный ключ к пониманию жестко-правдивого образа папы Иннокентия Х (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим), портрет которого Веласкес написал во время второй поездки в Италию в конце 1648 – середине 1651 годов. Пачеко отмечал, что «великий монарх был удивительно щедр и благосклонен к Веласкесу.
В 1629 году художник завершает необычную для испанской традиции картину на античный сюжет — «Вакх» или «Пьяницы» (16281629). Они высказывали сомнения по поводу его таланта. На родине он писал в основном портреты королевской семьи, среди которых правдивый, как всегда, портрет ФилиппаIV (1657, Прадо, Мадрид, версия в Лондоне), а также портреты инфант, хранящиеся сегодня в музеях Мадрида, Вены и Лувра.
Биографы утверждали, что Диего с лёгкостью давались многие науки. Он рано начал собирать библиотеку, так как в раннем детстве научился читать. Почти царственной. Среди них были и профессиональные шуты и люди, «обиженные» природой.
Именно на нее смотрит королевская чета, позирующая художнику. В этих портретах, становящихся все более «нематериальными», кисть живописца обретает легкость изображая темы в определенном отношении менее возвышенные, но в то же время более элегантные и социально значительные. Здесь ему оказывает покровительство премьер-министр Оливарес. «Для своего времени эта картина была откровением по правдивости изображения исторического события и новизне художественного решения», – пишет Л. Л. С неё было сразу же сделано несколько копий.
Профиль ее похож на тот, который обычно чеканят на медалях. Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez). Простолюдин стал памятником самому себе. К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. Впоследствии оно только увеличивалось.
Стоит обратить внимание на поразительное мастерство Веласкеса в имитации фактуры ткани. В портретах Веласкеса обычно отсутствуют аксессуары, жест, движение. До 1623 Веласкес работал в Севилье. Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. )русск., сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего. В портретах Веласкеса обычно отсутствуют аксессуары, жест, движение. Контрастное освещение фигур, выдвинутых на передний план, плотность письма интерес к точной передаче особенностей натуры сближают живопись севильского периода художника Диего Веласкеса с караваджизмом.
Для этих и многих других портретов характерны легкие линии, намечающие очертания силуэта. В этих полотнах обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение. Расплата за вольнодумство часто заканчивалась для смелых людей сожжением на костре. В другой религиозной картине, написанной во время второго пребывания в Риме и, возможно, последней в этом жанре – в «Короновании Марии» (около 1641) заметно усиление лиловых тонов. Художник неустанно писал прославившие его портреты, создал ряд полотен религиозного и мифологического содержания.
Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Картина, над которой художник проработал три месяца, в результате ошеломила весь Рим. «Сдача Бреды» (1634—35), которая стала одним из самых значительных произведений европейской живописи в историческом жанре.
В 1622 году он впервые посетил испанскую столицу. В момент рождения портрета папе Иннокентию X (1574-1655) было уже за семьдесят, однако он выглядел намного моложе своих лет. К тому времени изображение Гонгоры уже увидел и сам король Филипп IV. Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («Триумф Вакха», 1628—1629 «Кузница Вулкана», 1630), а также историческим— «Сдача Бреды» (1634).
В 1617-1622 им создаются произведения: Завтрак (ок. Рядом с инфантой многочисленные фрейлины.
Среди подобных портретов этого периода надо отметить «Графа Оливареса» (1625) и «Шута Калаба-Сильяса» (1626-1627). Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez). На протяжении девяти месяцев великие художники интенсивно общались. Не менее искусно изображено яркое платье инфанты в «Менинах».
Они созданы в жанре «бодегонес», распространенном в первой половине 17 в. в Испании, на них изображались трактиры и харчевни (по исп. К этому же времени относится создание Веласкесом своей самой, пожалуй, необычной картины «Венера перед зеркалом». Сам же папа, увидев портрет, воскликнул «Слишком правдиво. » и наградил художника золотой цепью и папской медалью. А безупречное мастерство Веласкеса подтвердило правомерность его замысла.
Слухи о молодом художнике достигли двора и уже в следующем, 1623-м, году первый министр герцог де Оливарес (тоже выходец из Севильи) пригласил Веласкеса в Мадрид писать портрет короля. Его учитель Пачеко, а также друзья и земляки старались помочь его карьере. Существует несколько версий, противоречащих друг другу. В картине «Менинах», наполненной движением пространственных планов, воздуха и света, частный эпизод придворного быта предстает как одно из мгновений общего течения жизни в богатстве ее взаимосвязей и изменчивых проявлений. Так Веласкес наконец получил возможность показать себя. «В свете подобного толкования, – пишет В. И.
До 1623 Веласкес работал в Севилье. Для исторических картин существовала определенная схема: произведение должно было прославлять победу полководца или монарха в центре картины изображался главный герой в окружении свиты вводились аллегорические элементы (олицетворение добродетелей, фигуры трубящих слав и др. ), часто вся картина представляла собой аллегорию. 1650-е годы – время наибольших творческих свершений Веласкеса.
По словам историка Хулиана Гальего (исп. )русск., молодой художник понимал ограниченность возможностей художественных школ Севильи и изучение королевской коллекции, особенно Тициана, оказало решающее воздействие на стилистическую эволюцию Веласкеса, который переместил акцент со строгого натурализма его севильской эпохи и от суровых землистых спектров до яркости серебристо-серого и прозрачности синего цветов к зрелому возрасту. В 1629 году Веласкес отправился в Италию и оставался там до 1631 года. Это дорого стоило.
и о наличии вакансии на это место.
В 1623 году Веласкес переехал в Мадрид и стал королевским живописцем. Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны. В течение трёх первых лет брака у молодой четы родилось две дочери. «Менин» часто называют «картиной создания картины». В частности, в Мадриде Веласкес написал портрет известнейшего поэта Луиса де Гонгоры и сумел привлечь к своей персоне внимание ряда вельмож, выразивших восхищение его талантом.
Проблема атрибуции картин Диего Веласкеса остаётся одной из самых сложных по сей день. После возвращения из Италии в своих работах он стремится наполнить жизнью схемы парадных изображений. Узнав о талантливом художнике из Севильи, он призывает его к себе. Вернувшись, домой, он продолжил свои государственные и художественные труды. Картина изображает обряд посвящения в братство этого бога. А приукрашивать действительность в Испании было не принято. Таковы портреты Диего де Аседо по прозвищу Эль Примо (1644, Прадо, Мадрид) и Себастьяно Мора (ок. Кроме уже привычных портретов членов королевской семьи, в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника— «Менины» (1656, Прадо, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657г., Прадо, Мадрид).
Быт абсолютно не похож на быт. Наиболее ярким представителем испанской живописи «золотого» века является художник-реалист Диего Веласкес. Но в целом художник с уважением относится к оптимизму и жизнестойкости своего народа. Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем.
Каганэ. Он имел «тайную свободу» своей кистью высказывать правду о людях, которых он рисовал.
Ключ от неё имел у себя и сам монарх, каждый день любивший наблюдать за работой творца. Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера.
Веласкес изобразил кухарку по-настоящему торжественной. Произведения Веласкеса того периода, особенно его натюрморты, оказали большое влияние на современных ему севильских художников. В 1656 Веласкес создает знаменитые Менины (Фрейлины) (1656, Мадрид, Прадо) – полотно высотой более трех метров с фигурами в натуральную величину. Мудрая непредвзятость и человечность Веласкеса воплотились в его портретах королевских шутов и карликов (Эль Бобо из Кории, Эль Примо, так называемого Хуана Австрийского, Себастьяна Мора и других, все – 1631–1648, Прадо, Мадрид).
В «Пряхах», крупнейшем произведении позднего периода, художник связал мифологический эпизод и изображением повседневного ремесленного труда. Раздольская, – особое значение приобретает в ней автопортрет художника.
Вернувшись, домой, он продолжил свои государственные и художественные труды. В картинах Вакх (Пьяницы, до 1630) и Кузница Вулкана (1630 обе картины в музее Прадо, Мадрид) художник объединил мифологические образы богов с грубоватыми, нарочито приземленными образами людей, наделил их реальными психологическими характерами. Иннокентий Х был некрасив и Веласкес не стремился облагородить его внешность.
Подобно современной литературе и театру, Веласкес изобразил столь характерных для Испании той поры деклассированных представителей общества. На протяжении девяти месяцев великие художники интенсивно общались. Путешествие по Италии нельзя было назвать приятным: должность королевского камергера, статус протеже графа Оливареса и наличие спутника-генерала вызывало раздражение у подозрительных итальянцев, считавших Веласкеса чуть ли не испанским шпионом. Говорили, что молодой художник слишком высокомерен и заносчив. Вторая серия из трех портретов, на которых члены королевской семьи показаны в охотничьих костюмах, отличается большей интимностью.
Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте. «Сдача Бреды» (1634—35), которая стала одним из самых значительных произведений европейской живописи в историческом жанре. Осенью 1623 года Веласкес вместе со своим тестем приехал в Мадрид. Необычным в ней было всё — от темы (до Веласкеса никто подобных полотен в испанской живописи не создавал) до её воплощения и даже смысла. «Кузница Вулкана», написанная в 1630 году во время первой итальянской поездки, не только иллюстрирует миф, но и изображает художника в среде, промежуточной между искусством и ремеслом. В слиянии самых разноречивых черт характера, будь то жестокий временщик Оливарес, хмурый вельможа Хуан Матеос итальянский кардинал Камило Асталли, полный внутренней энергии неизвестный кабальеро, погруженный в свою работу скульптор Х. Мартинес Монтаньес или овеянная благородным изяществом «Дама с веером».
Впав в уныние от неудачи в Мадриде, в 1623году Веласкес вернулся в Севилью. Видимо именно Рубенс посоветовал Веласкесу посетить Италию. Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет». Он изображает гордых андалузских дам, седых старцев, весёлых мальчишек и молодых испанских людей. Есть в них и удаль и бесшабашность и веселье и горечь.
Но самое крупное произведение художника 1630-х – картина «Сдача Бреды». В 1623 году в возрасте двадцати четырех лет Веласкес переехал в Мадрид. Портрет Филиппа IV в охотничьем костюме (1634, Мадрид, Прадо).
За ней последовали «Старая кухарка» (Национальная галерея, Эдинбург), «Служанка-мулатка» (частное собрание), «Водонос» и «Завтрак двух юношей» (собрание герцога Веллингтона, Лондон). Пейзаж в этих портретах становится не только фоном, но и вносит нотки настроения. Монументальный характер трактовки этой темы был необычным для той среды, где жил Веласкес. В1634-1635 Веласкес написал свое первое большое полотно «Сдача Бреды». Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Но мастер использует пейзаж в качестве фона в сериях парадных конных портретов.
.