Картина Диего Веласкеса Пряхи (миф об Арахне): описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. «пряхи» — картина Диего Веласкеса, написанная около 1657 года, в поздний период творчества художника.
О высоком творческом подъеме Веласкеса свидетельствует его картина «Сдача Бреды» (Копья 1634—1635, Мадрид, Прадо), запечатлевшая падение в 1625 году голландской крепости Бреда — одну из немногих крупных побед испанского оружия в неудачной для абсолютистской Испании войне с демократическими Нидерландами. Порой Веласкес Диего вводит в бытовую сцену религиозный сюжет как самостоятельный мотив («Христос в доме Марфы и Марии», около 1622, Национальная галерея, Лондон). Они становятся значительно разнообразнее по композиции и живописному решению. В левой части картины побежденные голландцы, они представлены с тем же чувством достоинства, что и победители – испанцы, более плотной массой сгруппированные в правой части композиции, на фоне рядов копий (отчего картина имеет второе название Копья).
В ряду портретных образов В. привлекают особое внимание изображения придворных шутов и карликов (портреты, так называемого, Хуана Австрийского, Эль Бобо из Кории, Эль Примо, мальчика из Вальескаса, Себастьяна Мора и др. Солнечный свет заливает весь второй план картины. Сейчас бы это назвали «бэкстейдж» – на картине изображен художник, работающий над портретом короля Филиппа IV и королевы Марианны.
Однако, прелестное лицо девочки по-детски надменно, оно уже выражает сознание своего особого положения, своей недосягаемости. Подобно современной литературе и театру, Веласкес ввел в изображение простых граждан, что стало широко распространено под влиянием работ Караваджо. Необходимый же динамизм сцене придает вращающиеся колесо пряхи.
Среди сохранившихся коллекции ковров испанских Габсбургов можно найти гобелены с сюжетами из «Метаморфозы» Овидия. Учился в Севилье у Ф. де Эрреры Старшего и у Ф. Пачеко (1610—16). Но за кажущимся внешним бесстрастием В. таится глубоко человечное отношение к окружающему. Стоит обратить внимание на поразительное мастерство Веласкеса в имитации фактуры ткани. Да, одна хорошенькая, а вторая вызывает содрогание, но у обеих очень умные лица.
Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев». Так, до сих пор идут споры о сюжете и смысле «Менин». Когда Иннокентий Х увидел свой портрет, он воскликнул «Чересчур правдиво. » За свою работу Веласкес получил в дар нагрудную золотую цепь с миниатюрой папы в медальоне – а слава о талантливом испанском живописце прокатилась по всей Италии, породив множество подражателей. Рассмотрев картину «Пряхи» или «Миф об Арахне» Веласкеса, как самое позднее крупное его произведение можно лишней раз убедиться в его состоятельности не только как выдающегося художника, но и как настоящего Человека. Посетив галерею Дориа-Памфили, В. И.
Ничуть не бывало. Впоследствии оно только увеличивалось.
Оно проявляется во многих его работах. Гостеприимный дом Пачеко современники называли «академией образованных людей не только Севильи, но и всей Испании». Таким мы видим его и на картине Веласкеса. Афина изображена величественно, победительницей. Девочка в центре картины – единственная на тот момент дочь Филиппа и Марианны, пятилетняя Маргарита. Красота народа, его созидательная сила — лейтмотив картины.
Полная юной прелести босоногая пряха составляет как бы поэтическую параллель образу античной Арахны. Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года. Они настояли на том, чтобы был устроен конкурс. В картине присутствуют два плана.
Придворный театр был любительским. На протяжении 1630-1640-х годов Веласкес создал серию портретов карликов и шутов. В них часть персонажей, обязательно, должна была взаимодействовать со зрителем (направляя на него взгляд или адресуя ему жест). Филипп IV возводит художника на высшую в государстве должность гофмаршала. Жизнь при дворе научила В. проникать в глубины человеческого характера, скрытые под маской высокомерия и холодной любезности, улавливать затаённые движения души.
С присущим ему безупречным вкусом сам он пополнял художественные коллекции Алькасара. Веласкес посетил Венецию, Феррару, Рим, Неаполь. Порой В. вводит в бытовую сцену религиозный сюжет как самостоятельный мотив ("Христос в доме Марфы и Марии", около 1622, Национальная галерея, Лондон). Одновременно с картинами Веласкес Диего написал много портретов, составивших необычайно разнообразную галерею представителей испанского общества: конные парадные портреты (герцога Оливареса инфанта Бальтасара Карлоса оба — 1634—35, Прадо), поясные или погрудные изображения придворных, друзей, учеников (Хуана Матеоса, около 1632, Картинная галерея, Дрезден герцога Оливареса, около 1638, Эрмитаж дамы с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон Хуана Парехи, 1650, собрание Раднор, Солсбери), серия портретов инфант (Художественно-исторический музей, Вена Прадо Лувр, Париж).
Картина, в свою очередь изображает сцену из Евангелия, согласно которой Христос пришёл в дом Марии и Марфы и они, отложив домашние дела, стали слушать Его учение. Картина была написана для дона Педро де Арче, егермейстера Филиппа IV3. 1650, Лондон, Национальная галерея), «Лас Менинас» (1656), «Пряхи» (ок. Интересно, что картина Веласкеса «Завтрак», где минимум один из персонажей имеет благородной происхождение, на что указывает висящие на стене короткополая шляпа и шпага, отличается от других «бодегонов» тем, что, несмотря на бедность обстановки, персонажи на картине излучают оптимизм и радость молодости. Вместе с тем мастер с уважением и симпатией изображает побежденных голландцев. В картине «Вакх» (до 1630, Прадо, Мадрид) Веласкес Диего изобразил на фоне пейзажа бродяг, пирующих в обществе Вакха и фавнов.
Между образами огрубленных жизнью бродяг и античного божества нет непреодолимой дистанции. Главными задачами придворных живописцев было создание портретов королевской семьи и картин для украшения королевских покоев. Марфа. В картинах Вакх (Пьяницы, до 1630) и Кузница Вулкана (1630 обе картины в музее Прадо, Мадрид) художник объединил мифологические образы богов с грубоватыми, нарочито приземленными образами людей, наделил их реальными психологическими характерами.
Впав в уныние от неудачи в Мадриде, в 1623году Веласкес вернулся в Севилью. К этому же периоду относятся Венера перед зеркалом (около 1650, Национальная галерея, Лондон), в которой необычный композиционный прием (лицо Венеры видно только в зеркале) придает особую свежесть и остроту изображению гибкого, стройного, полного жизненного обаяния обнаженного женского тела, а также два пейзажа Вилла Медичи (1650–1651, Прадо, Мадрид по другому мнению – около 1630), в необычайно для своего времени широкой живописной манере воссоздающие целостные образы природы. Шедевром портрет папы Иннокентия X был объявлен сразу же после его завершения. Мудрая непредвзятость и человечность Веласкеса воплотились в его портретах королевских шутов и карликов (Эль Бобо из Кории, Эль Примо, так называемого Хуана Австрийского, Себастьяна Мора и других, все – 1631–1648, Прадо, Мадрид).
Глубину изображения подчеркивает черная рама зеркала, в которое любуется собой Венера – по данным искусствоведов, «родная» рама картины также была черной играя на перспективу. Он скуп в выборе изобразительных средств, предельно сдержан в выражении эмоций. Справа от нее мы видим двух других, тоже молодых прях. Деог был старшим из восьмерых детей в семье.
«Менины» часто называют картиной создания картины. Одновременно с картинами В. написал много портретов, составивших необычайно разнообразную галерею представителей испанского общества: конные парадные портреты (герцога Оливареса инфанта Бальтасара Карлоса оба — 1634—35, Прадо), поясные или погрудные изображения придворных, друзей, учеников (Хуана Матеоса, около 1632, Картинная галерея, Дрезден герцога Оливареса, около 1638, Эрмитаж дамы с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон Хуана Парехи, 1650, собрание Раднор, Солсбери), серия портретов инфант (Художественно-исторический музей, Вена Прадо Лувр, Париж). Если внимательно изучать картину с близкого расстояния, то окажется, что столь «реальные» предметы – шитый серебром лиф, розетки, кружева и вышивка – на самом деле «собраны» из точек, пятен, крапинок и легких мазков красной, бежевой, черной красок и белил. Картина Веласкеса пропитана благородным гуманистическим смыслом. В его портретах обычно отсутствуют аксессуары, жест, движение, преобладает строгая темная гамма, оживленная богатством изысканных оттенков, особенно серого тона.
Так, в 1657 году Веласкес пишет свою знаменитую картину «Менины», которую сложно отнести к какому-либо жанру, так как она соединила в себе элементы бытовой сцены и групповой портрет. Они могущественнее богов, так как привели его к вершине славы и карьеры. Его живописи присуща свободная гармония цветов и уникальный реализм в передаче атмосферы. В них можно разбираться бесконечно долго – слишком много смыслов в них спрятано. Декорации изготавливались опытными художниками и не только с помощью красок, но и посредством вышивки. В той или иной форме, его влияние испытали английские художники XVIII века, Ф. Гойя, французские импрессионисты (начиная с Э. Мане), художники из России и многие другие.
В последние годы жизни Диего Веласкес написал две самые знаменитые свои картины. В облике этой малышки Веласкес постарался воплотить все изящество, благополучие, богатство и этой семьи. Художник организует пространство картины при помощи особой работы со светом.
После возвращения из Италии в своих работах он стремится наполнить жизнью схемы парадных изображений. Их позы и жесты живые, естественные. К этому же периоду относятся и два пейзажа Веласкес Диего (оба — «Вилла Медичи», 1650—51, Прадо), в которых художник при необычных для того времени свежести и кажущейся этюдности письма создал целостные образы природы. Ему дорого их здоровье и самочувствие. Веласкеса называют «главой и князем всех испанских живописцев».
Перед ней на столе лежит чеснок, на тарелках рыба и яйца, стоит кувшин. Узнав о талантливом художнике из Севильи, он призывает его к себе. Всё пронизано трепетным движением серебристого воздуха. В то же время он искал пути к созданию полотен широкого обобщающего смысла. Иисус с Марфой и Марией отражаются в зеркале на стене. Особенно часто дочь Филиппа инфанту Маргариту.
С этой точки зрения «Венера перед зеркалом» — очень чувственный эротический портрет возлюбленной, аналога которому на тот момент в живописи ещё не было, созданный Веласкесом себе на память. Вместе с тем жизнь в Мадриде открыла для Веласкеса возможность изучения ценнейших собраний живописи, сблизила его с испанской культурной элитой. Главные создания Веласкеса позднего периода – крупномасштабные композиции "Менины", "Пряхи" (1657) – обе в Прадо. При этом портреты Веласкеса эмоционально очень сдержанны.
В 1620 году Диего открыл собственную мастерскую. Она очень мила. Полотно хранится в музее Прадо в Риме.
Для исторических картин существовала определенная схема: произведение должно было прославлять победу полководца или монарха в центре картины изображался главный герой в окружении свиты вводились аллегорические элементы (олицетворение добродетелей, фигуры трубящих слав и др. ), часто вся картина представляла собой аллегорию. Этот портрет был написан Веласкес Диего во время его второй поездки в Италию (конец 1648 — середина 1651). Красота народа, его созидательная сила — лейтмотив картины. 25 мая 1651 года художник покинул Италию. Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. )русск., сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего. Их объединяют общая атмосфера приподнятости, близость к силам природы.
Среди них были и профессиональные шуты и люди, «обиженные» природой. Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов.
Больше половины картин Веласкеса (около 50) находится в музее Прадо в Мадриде. Второе название этой картины – «Семья Филиппа IV». Мастерская Веласкеса в королевском дворце в Мадриде. Глубоким психологизмом отмечен самый поздний портрет стареющего Филиппа IV (1655—1660, Мадрид, Прадо), в котором привычная величавая невозмутимость испанского монарха не может скрыть того, что он не только обрюзг и устал, но и душевно подавлен, одинок в его обычно вялом и холодном взгляде угадывается что-то скорбное.
Это также одна из последних картин, написанная Веласкесом. До 1623 работал в Севилье, писал «бодегонес» (испанский bodegn — харчевня) — сцены из народного быта («Завтрак», около 1617, Эрмитаж, Ленинград «Водонос», около 1620, Музей Уэллингтона, Лондон). Придворные дамы в глубине ярко освещенной комнаты любуются ковром изображающим миф об Арахне — ткачихе, превзошедшей в мастерстве богиню Афину. Лица обеих групп реальны.
Мадрид. Между образами огрубленных жизнью бродяг и античного божества нет непреодолимой дистанции. В середине 1623 В. переехал в Мадрид и в том же году стал королевским живописцем.
В 1627 году Веласкес написал большую историческую картину Изгнание морисков. Это период, когда Испания правила миром.
Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Увидев портрет, римский Папа, как известно, воскликнул: «Слишком правдиво. », — но принял его благосклонно и художника наградил золотой цепью. Произведения эти не имеют себе равных в мировой живописи. Знакомство с королевским собранием картин, встречи с Петером Паулем Рубенсом, посетившим Испанию в конце 1628 – начале 1629 и поездка в Италию (конец 1629 – начало 1631) содействовали совершенствованию его мастерства. Веласкес очень глубоко чувствовал характер своих моделей. Однако, популярность Веласкеса вызывала не только поклонение, но и зависть.
Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. Его картины очень многоплановы. Сестры, оставив свои домашние дела, слушают речи Христа. Подлинную творческую свободу Веласкесу удалось проявить в портретах шутов.
Как пример можно привести произведения тридцатых годов охотничьи и конные портреты Филиппа IV и членов его семьи (1630-е). Перед нами скорее умный и энергичный светский государь, а не духовное лицо. До – это неэтично, после – невозможно, так как картина ему уже не принадлежала. В доме учителя Диего познакомился со своей будущей женой. У Эрреры, Диего проучился недолго они не сошлись характерами.
Творчеством Веласкеса восхищались Мане, Пикассо, Бэкон. Ярким примером такой работы может служить картина «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620, Национальная галерея, Лондон). Служа при дворе, Веласкес не раз писал и шутов и карликов. Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника, но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства» и желание поработать с пейзажами. До 1623 Веласкес работал в Севилье.
Осажденная испанцами голландская крепость Бреда пала. Мощное цветовое звучание портрета, построенного на напряженном контрасте белого и всех оттенков красного, становится как бы выражением энергии и темперамента изображенного человека.
«После пяти лет обучения и образования я отдал за него замуж свою дочь, побуждаемый его добродетелью, чистотой и другими хорошими качествами, а также в надежде на его природный и великий гений» — пишет в своей книге «Искусство живописи» Пачеко. Вероятно. В поздний период своего творчества Веласкес написал многоплановую по замыслу художника картину «Пряхи». Их обручение должно было состояться на острове Фазанов на испанской границе. Веласкес, собственно Родригес де Сильва Веласкес (Rodrguez de Silva Velsquez) Диего (4 или 5. 6. 1599, Севилья, — 6. 8. 1660, Мадрид) испанский художник.
Ему понравилось настолько, что он приказал брату уступить очередь позирования. Веласкес картины писал в особенной манере.
Он не хочет, чтобы они чувствовали себя скованными неудобной одеждой моды тех лет. Он стал писать их слуг, придворных карликов и шутов. На полотне изображена мастерская художника в королевском дворце в Мадриде. Необычайно тонко и точно разработанная цветовая гамма красных и розовых оттенков в портрете папы Иннокентия Х (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим) — эмоциональный ключ образа, жестокой правдивости которого устрашился сам папа.
В момент рождения портрета папе Иннокентию X (1574-1655) было уже за семьдесят, однако он выглядел намного моложе своих лет. Мастер композиции не мог допустить подобной оплошности. Написанный же в 1650 году портрет римского Папы Иннокентия X (Рим, галерея Дориа-Памфили), невиданный по откровенности образа, буквально покорил итальянцев. Сюжет с изображением обыденной жизни простолюдинов вызвали презрительное отношение севильской публике к работам Веласкеса, они сочли его живопись не достойной для высокого названия «искусство».
Холст, масло. Он практически не делал лишний мазков, прорисовок, эскизов. В «Лас Менинас» художник изобразил на первом плане инфанту Маргариту в сопровождении фрейлин и карликов, а рядом — себя за мольбертом в момент исполнения им портрета королевской четы, отражение которой видно в зеркале в глубине зала. Если предположить, что крест пририсовал ему сам Филипп, то это всё равно не укладывается в концепцию картины.
В мадридский период мастерство художника совершенствуется. Жизнь запечатлена здесь в удивительном богатстве смысловых оттенков и сопоставлений, в сложной диалектике низведения официального величия и возвышения реального. Так Веласкес наконец получил возможность показать себя. К этому же периоду относятся и два пейзажа В. (оба — "Вилла Медичи", 1650—51, Прадо), в которых художник при необычных для того времени свежести и кажущейся этюдности письма создал целостные образы природы. Сами полотна имеют темный, чаще всего условный фон. Картиной "Сдача Бреды" (1634, Прадо) В. закладывает основы всей европейской исторической живописи на тему современной действительности.
Здесь фабула древнегреческого мифа тесно граничит с идейным содержанием картины. «Пряхи» Веласкеса – гимн повседневному труду, поэзия, которая творится руками простых людей. На втором показана мастерская художника. 1657, обе — Мадрид, Прадо), великолепные придворные портреты.
В испанской живописи до Веласкеса никто не создавал подобных полотен, т. к. Там же (или вскоре по возвращении в Испанию) В. исполнил "Венеру с зеркалом" (1651, Национальная галерея, Лондон). Слева прислоненный к красивой резной подставке стоит музыкальный инструмент – виола да гамба. Своеобразный завораживающий эффект при просмотре работ мастера сохраняется и сегодня. На фрейлину она не обращает внимания.
Учился в Севилье у Ф. де Эрреры Старшего и у Ф. Пачеко (1610—16). Постоит, посмотрит, походит, попьёт воды. Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez).
Однако, в отличие от итальянцев, Венера кисти испанца целомудренно изображена со спины. 318 x 276 см. Приор Франсиско де лос Сантос писал в 1681 году, что испанский королевский дворец, который по собранию картин является «выдающимся среди других дворцов монархов мира», обязан этим «заботам Веласкеса». Картины, созданные им, содержат великое множество загадок, но в них заложены и ответы на них. Испанский художник Диего Веласкес (1599-1660) считается одной из самых знаковых фигур испанского возрождения. Художник изобразил свою мастерскую в королевском дворце и себя, слева, с кистью в руке.
Придворные интриги, зависть и подлость вельмож могли заставить Веласкеса придумать такой сюжет для группового портрета инфанты Маргариты, которую он очень любил, часто рисовал и на этой картине изобразил с большой любовью. скажи ей, чтобы помогла мне. Это все взято с картины Тициана. Их объединяют общая атмосфера приподнятости, близость к силам природы. Веласкес обнаруживает мир внутренних переживаний в степенном, одиноко печальном умном карлике Эль Примо, в растерянном, забившемся в угол дурачке (Эль Бобо) из Кории, в уродце Себастьяно Морра, устремившем на зрителя взгляд, полный укора и мрачного отчаяния (все — Мадрид, Прадо).
Их позы имеют большую естественность, а выражения лиц – большую индивидуальность. В слиянии самых разноречивых черт характера, будь то жестокий временщик Оливарес, хмурый вельможа Хуан Матеос итальянский кардинал Камило Асталли, полный внутренней энергии неизвестный кабальеро, погруженный в свою работу скульптор Х. Мартинес Монтаньес или овеянная благородным изяществом «Дама с веером». Не так просто объяснить воздействие, связанное с ощущением присутствия внутри нее.
Но прежде всего Веласкес – художник. Веласкес родился в 1599-м, а умер в 1660 году. Вместе с тем и взгляд Веласкес Диего на мир становился всё более проницательным. Этот этап творчества художника характеризуется влиянием караваджизма — подчёркнутым реализмом в изображении предметов и точной передачей черт натуры, усиленных контрастным освещением фигур переднего плана, а также плотностью письма. Каждый образ на редкость красноречив. Там же (или вскоре по возвращении в Испанию) Веласкес Диего исполнил «Венеру с зеркалом» (1651, Национальная галерея, Лондон).
В 1623 году Веласкес переехал в Мадрид и стал королевским живописцем. Необычайна интересна композиция этого произведения. В этих полотнах обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение. В центре картины – инфанта (принцесса) Маргарита, окруженная придворными. Существует несколько версий, противоречащих друг другу. В центре изображены король и королева, отраженные в зеркале на заднем плане. В 1630—1640-х годах Веласкес писал портреты короля, королевской семьи, сановников, друзей, учеников, королевских шутов. Людей с физическими уродствами расценивали как «утварь», они служили для увеселения знати и помогали им чувствовать себя более красивыми и уверенными в себе.
Веласкес Диего, великий испанский художник. Самое крупное произведение Веласкеса 1630-х – историческая картина ". Полагают, что здесь воспроизведен обряд посвящения в братство Вакха, пишет Л. Л. Справа – на спине белого быка Юпитера виднеется Европа.
Ее лицо наклонено и повернуто в сторону Афины. В 1617 получил звание мастера.
Как и многих других мальчиков, его отдали в монастырскую латинскую школу. Став учеником Иисуса Христа, сопутствовал Ему во всех путях Его земной жизни.
Эту суетливую работу он проводил в своей голове. Испания. Веласкес рисовал так называемые «бодегоны» (в переводе с испанского «bodegon» – съестные лавки). В портретах Веласкеса обычно отсутствуют аксессуары, жест, движение. Он почти не пишет аксессуаров, редко изображает жесты, движение.
Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны. Но всадник далек от реальной войны, да и думает ли он о ней. Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога. Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников— художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. )русск., которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову.
Позже Пётр искренне покаялся и был прощён Господом.
Веласкесу удавалось в портрете передать характер человека, показать противоречивость черт его характера. Следуя традиции, он исполнял заказанные ему портреты шутов, карликов, уродцев. Эта техническая особенность делает манеру Веласкеса удивительно современной.
Миф об Арахне, превзошедшей мастерством Афину и превращённой за это в паука, странным образом спроецирован на женщин, сыгравших очень большую, возможно, главную роль в жизни художника. В картине Менины (Фрейлины, 1657, Прадо, Мадрид) частный эпизод придворного быта (на первом плане – инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, рядом – сам художник за исполнением портрета испанской королевской четы, отраженной в зеркале в глубине зала) изображенный в смелом пространственном развороте, предстает как один из моментов общего течения жизни во всей сложности ее взаимосвязанных и изменчивых проявлений. Чаще всего нейтральный фон, приобретающий особую глубину и воздушность благодаря соотношению валёров, тёмные тона одежд направляют основное внимание зрителя на ровно освещенные лица. Приехав в Мадрид, он вскоре почувствовал приступ возвратной лихорадки. Этот портрет был написан В. во время его второй поездки в Италию (конец 1648 — середина 1651).
Он пишет простых людей за работой и передает красоту этого труда, воспевая его. Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера. Кто эти женщины, зачем они сюда пришли. Веласкес создает впечатление семейного счастья, богатства и блестящего будущего маленькой принцессы, которая на момент написания картины была их единственной дочерью (Филипп на 30 лет старше своей второй жены и является её дядей). Пятилетняя девочка полна собственного величия.
Потребовались доказательства его аристократического происхождения и многочисленные свидетельства того, что он занимался живописью только «ради своего удовольствия и по повелению короля», картин своих не продавал, а жалование получал лишь по занимаемым придворным должностям. и о наличии вакансии на это место. Марфа и Мария – сёстры Лазаря из Вифании, в доме которых останавливался Иисус Христос. Тонко и точно разработанная гамма красных и розовых оттенков – эмоциональный ключ к пониманию жестко-правдивого образа папы Иннокентия Х (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим), портрет которого Веласкес написал во время второй поездки в Италию в конце 1648 – середине 1651 годов.
Картина хранится в мадридском музее Прадо. Как все его сюжетные картины, полотно необычно по замыслу. Среди подобных портретов этого периода надо отметить Графа Оливареса (1625) и Шута Калаба-Сильяса (1626-1627). Сын небогатого дворянина. За группой переднего плана — фигуры придворной дамы и кавалера.
все — 1631—48, Прадо). Может быть, он забыл о работе. Веласкес скончался, достигнув вершины своего искусства.
Вместе с тем картина наполнена движением пространственных планов, воздуха, света. Сын небогатого дворянина. Барокко.
Бобо дель Кориа», «Эль Примо», «Себастьяно дель Морра», «Мальчик из Вальескаса», «Хуан Австрийский». К этому же времени относится создание Веласкесом своей самой, пожалуй, необычной картины «Венера перед зеркалом». Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты: Хуана Матеоса, около 1632, Картинная галерея, Дрезден графа-герцога Оливареса, около 1638, Эрмитаж, Санкт-Петербург Дама с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон серия портретов инфант, Лувр, Прадо). Диего Родригес де Сильва Веласкес — таково его полное имя — родился в небогатой дворянской семье в Севилье.
Два небольших пейзажа виллы Медичи и Прадо были написаны им на открытом воздухе при естественном свете так называемые конные (1634-35) и охотничьи (1634-36) портреты короля, его семьи, премьер-министра Оливареса для дворцов Буэн-Ретиро и Торре де ла Парада (все в Прадо). В картине явно читаются три плана – на переднем, более темном, работают пряхи, на втором – в арке – придворные дамы рассматривают сотканный ковер, а третий – собственно, само сотканное полотно, на котором изображен миф о пряхе Арахне, превзошедшей своим искусством саму богиню Афину и жестоко наказанная ею. Бесстрастно-холодные парадные конные портреты королевских особ (инфанта Балтасара Карлоса, 1634–1635, Прадо, Мадрид) отличаются сдержанным великолепием поз, одежд, коней, величием пейзажных фонов. В последние годы жизни В. написал две самые знаменитые свои картины: "Лас Менинас" ("Фрейлины", 1656) и "Пряхи" (первоначальное название — "Миф об Арахне", 1657) — обе в Прадо. На первом изображена мастерская, где происходит работа. Главным источником вдохновения раннего периода творчества Веласкеса был быт простых людей.
Используя своё влияние на наследного принца, Оливарес был активным участником непрекращающихся придворных интриг и лоббирование кликой Оливареса государственных дел стремительно возросло. Даже дремлющему крупному псу отведена отнюдь не второстепенная роль. Ее свободной позе передает естественную красоту и человеческое достоинство. Сквозь шутовскую личину великий мастер увидел духовный мир этих людей, обиженных природой изобразил без тени насмешки, с простотой и тактом, раскрывает их характеры, душевное состояние, мир переживаний, поднимающийся подчас до скорбного трагизма «Барбаросса», «Эль. Возле ее босых ног, мы видим, уютно приютившуюся кошку.
Суриков писал: «Для меня все галереи Рима — этот Веласкеса портрет. Необычайно тонко и точно разработанная цветовая гамма красных и розовых оттенков в портрете папы Иннокентия Х (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим) — эмоциональный ключ образа, жестокой правдивости которого устрашился сам папа. Художник очень жалеет юных принцесс, которые часто лишены детства. Группа горделивых испанцев стоит под лесом стройных копий. По словам историка Хулиана Гальего (исп. )русск., молодой художник понимал ограниченность возможностей художественных школ Севильи и изучение королевской коллекции, особенно Тициана, оказало решающее воздействие на стилистическую эволюцию Веласкеса, который переместил акцент со строгого натурализма его севильской эпохи и от суровых землистых спектров до яркости серебристо-серого и прозрачности синего цветов к зрелому возрасту. Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 1611.
Но здоровье Веласкеса было подорвано. Образ жизни Веласкеса, однако, не изменился.
Однако, благодаря Хуану де Фонсеке, Веласкес всё-таки смог посетить королевскую коллекцию живописи в Эскориале, где Карлос I и Филипп II собрали произведения Тициана, Веронезе, Тинторетто и Бассано. Веласкес много раз писал короля Филиппа и его детей. Его замысел становится очевиден только после завершения работы. И почти невероятным.
Наибольшую славу Диего Веласкес снискал в качестве портретиста. С неё было сразу же сделано несколько копий. Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) в семье местных уроженцев Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии. И нет этому конца и нет покоя. Прадо.
Это самый лучший образ на этой картине. Теперь Веласкес, наконец, получил полную независимость. Черты лица Арахны размыты. В 1634-1635 годах Веласкес написал свое единственное батальное полотно «Сдача Бреды», где его живописное мастерство предстает во всем блеске.
«Венера с зеркалом» – единственное сохранившееся такое изображение кисти Веласкеса. В 1619 и 1621 годах у четы Веласкесов родились две дочери. Свидетельством этого является его произведение «Менины» (1656 год).
Картина хранится в Риме, в галерее Дориа-Памфили. Размер картины 222 x 290 см, холст, масло. Он не мог его подрисовать ни до присвоения, ни после. Однако художественное пространство пока еще достаточно плоское и слабо энергичное.
Его учитель Пачеко, а также друзья и земляки старались помочь его карьере. А еще возможно это даже фрейлины королевы. Необычным в ней было всё — от темы (до Веласкеса никто подобных полотен в испанской живописи не создавал) до её воплощения и даже смысла. Последнее предоставляло большую свободу в выборе темы и вообще в творчестве, которой не обладали художники, привязанные к заказам и спросу на рынке.
Рядом с ним любимица Маргариты – карлица с одутлватым лицом. Сложнейшее произведение, созданное уже в зрелый период творчества художника, на котором он изобразил всех приближенных дома, включая себя. Границы империи простирались далеко за пределы одного материка. С 1622 года он возглавил правительство. Но не успел он пробыть дома и двух месяцев, как его догнало письмо от Хуана де Фонсеки (исп. )русск.
В тоже время с право от себя, посередине комнаты, в окружение двух менин и карликов Веласкес изобразил очаровательную маленькую Инфанту Маргариту. Пётр – один из 12 апостолов, был простым рыбаком.
Он скуп в выборе изобразительных средств, предельно сдержан в выражении эмоций. В них, проявление человеческих эмоций выглядело естественнее. Стройный лес копий (отсюда второе название картины Копья) создает впечатление численного превосходства и мощи испанского отряда.
с известием о смерти придворного живописца Родриго де Вильяндрандо (исп. )русск. Родители будущего художника поженились в севильской Церкви святого Петра (исп. )русск. Каганэ. Веласкес прекрасно сумел выразить жесткий характер папы.
Одетые в черные доспехи, с розовым шарфом через плечо теснятся испанцы. С торжественными почестями его как рыцаря ордена Сант Яго похоронили в главном алтаре мадридской церкви Сан Хуан Баутиста. «После пяти лет обучения и образования, — писал Пачеко, — я отдал за него замуж свою дочь, побуждаемый его добродетелью, чистотой и другими качествами, а также в надежде на его природный и высокий гений». В последнее десятилетие своей жизни Веласкес создал свои знаменитые картины «Венера перед зеркалом» (ок. Сюжет этого полотна навеян венецианской живописью эпохи Возрождения.
В последние годы жизни Веласкес Диего написал две самые знаменитые свои картины: «Лас Менинас» («Фрейлины», 1656) и «Пряхи» (первоначальное название — «Миф об Арахне», 1657) — обе в Прадо. В парных картинах «Менипп» и «Эзоп» (1639-40, Прадо), предстают образы людей, опустившихся нищих бродяг и отвергнутых обществом, но обретших внутреннюю свободу от сковывающих личность условностей.
В картинах Вакх (Пьяницы, до 1630) и Кузница Вулкана (1630 обе картины в музее Прадо, Мадрид) художник объединил мифологические образы богов с грубоватыми, нарочито приземленными образами людей, наделил их реальными психологическими характерами. Вместе с тем и взгляд В. на мир становился всё более проницательным.
Сам же папа, увидев портрет, воскликнул «Слишком правдиво. » и наградил художника золотой цепью и папской медалью. «Сдача Бреды» рассказывает о завершении десятимесячной осады испанцами голландского города Бреда. В середине 1623 Веласкес Диего переехал в Мадрид и в том же году стал королевским живописцем. Здесь ему оказывает покровительство премьер-министр Оливарес.
Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («Триумф Вакха», 1628—1629 «Кузница Вулкана», 1630), а также историческим— «Сдача Бреды» (1634). В центре полотна показаны испанский и голландский полководцы в момент передачи ключей от крепости. В настоящее время картина экспонируется в оригинальном размере, а добавленные секции закрыты специальной рамкой.
На первом же плане гобелена Веласкес изобразил двух женщин в античных одеждах. Наиболее значительной из этой серии является картина «Сдача Бреды» (1634—1635, Прадо, Мадрид), в которой художник не только запечатлел историческое событие (сдачу осаждённого голландского города испанской армии 2 июня 1625 года), но и с помощью многочисленных красноречивых деталей выразил своё отношение к этому событию и его участникам. Веласкес скромно изобразил себя в полутени, погруженным в работу. Картина, над которой художник проработал три месяца, в результате ошеломила весь Рим. Местом действия выбрана королевская мастерская ковров. Здесь лежащая на тарелке рыба олицетворяет символ Христа, а старая женщина, приостановив молодую кухарку, указывает на картину-зеркало, в котором узнается сюжет «Христос в доме Марии и Марфы», напоминая ей, таким образом, о вечных ценностях, также как Христос, пришедший домой к Марии и Марфе.
Показан момент войны между Голландией и Испанией и взятие голландской крепости Бреда. В «бодегонах» прослеживается влияние караваджизма. Совершенствованию мастерства Веласкес Диего во многом содействовали знакомство с королевскими собраниями, богатыми итальянской живописью (в частности, картинами Тициана), а также встречи с прибывшим в Испанию П. П. Рубенсом (конец 1628 — начало 1629) и поездка по Италии (конец 1629 — начало 1631). Полотно хранится в мадридском музее Прадо.
Необычный композиционный приём (лицо Венеры видно только в зеркале) придаёт особую свежесть и остроту изображению обнажённого женского тела — гибкого, стройного, полного прелести и жизненного обаяния. В 1617 получил звание мастера.
Не меньше споров вызывают и «Пряхи». Во время наполеоновских войн в Испании и церковь и могилы были уничтожены французами. Веласкес Диего писал без предварительных набросков, прямо на холсте, сливая воедино непосредственные впечатления от натуры, строгую продуманность композиции, свободу кисти и органичность всей живописной системы, достигая впечатления, казалось бы, вольной импровизации и вместе с тем широкого обобщения. Картина построена на сложном переплетении официального и бытового, на многоплановой игре смысловых оттенков и образных сопоставлений. Всё пронизано трепетным движением серебристого воздуха.
«Кузница Вулкана» (1630, Прадо) полна ощущения реальной жизни благодаря колориту, близкому к натуре и естественности поведения её несколько простодушных героев. Это лишь одна из трактовок сюжета картины, которую написал за три года до смерти Веласкес. Кроме уже привычных портретов членов королевской семьи, в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника— «Менины» (1656, Прадо, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657г., Прадо, Мадрид). или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить.
Он светлый и противопоставлен первому. Изображение быка и Европы выполнено более бледными красками, что подчеркивает их второстепенное значение. Согласно мифу, Афина превратила Арахну в паука, в чьем обличье она и продолжила ткачество.
В картине "Вакх" (до 1630, Прадо, Мадрид) В. изобразил на фоне пейзажа бродяг, пирующих в обществе Вакха и фавнов. Именно в этой роли он пребывал большую часть своей жизни при испанском дворе. Картина написана на евангельский сюжет: «Женщина именем Марфа, приняла Его в дом свой у неё была сестра именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Не вызывает сомнений и то, что это чрезвычайно умный человек. Рядом тоже молодая женщина внимательно наблюдает за ее работой.
Полотно названо Менины – так именовали фрейлин, которые с детства служили у принцесс. все — 1631—48, Прадо).
Лишенные мистической окраски, они напоминают больше бытовые сцены. Он почти не пишет аксессуаров, редко изображает жесты, движение. В последние годы жизни художник работает в основном над портретами королевской семьи Испании – Филиппа Четвертого, его жены и детей. Жизнь города, его типы и нравы по-прежнему интересовали Веласкеса. И в этом особенный трагизм.
Необычный композиционный приём (лицо Венеры видно только в зеркале) придаёт особую свежесть и остроту изображению обнажённого женского тела — гибкого, стройного, полного прелести и жизненного обаяния. Веласкес задумал передать на холсте внутренний мир понтифика. К тому времени изображение Гонгоры уже увидел и сам король Филипп IV. инквизиция в Испании запрещала писать обнажённое женское тело. В 1618 году он женился на дочери Пачеко Хуане Миранде.
До 1623 работал в Севилье, писал "бодегонес" (испанский bodegn — харчевня) — сцены из народного быта ("Завтрак", около 1617, Эрмитаж, Ленинград "Водонос", около 1620, Музей Уэллингтона, Лондон). По обычаю, широко распространённому в Андалусии, Диего и его брат Хуан, также ставший художником, взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес». Единственной дочери Пачеко Хуане Миранде, на тот момент было почти шестнадцать лет. В ночь после ареста Иисуса Пётр, как и предсказывал Иисус, проявил слабость и, боясь навлечь на себя гонения, трижды отрёкся от Него прежде, чем пропел петух.
«Пряхи» (описание картины заслуживает большого внимания, так как на ней изображены только женщины) – это портрет трёх любимых женщин художника. На «одном дыхании» написана и другая прославленная картина «Пряхи», столь же сложная и многоплановая по своему замыслу. Вот таким образом у многих складывалось впечатление, что он и не напрягается вовсе. На дальнем плане, на площадке, залитой солнцем, придворные дамы любуются ковром изображение которого остается для зрителя загадочным. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи.
Не менее искусно изображено яркое платье инфанты в «Менинах». В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни. Веласкес изобразил на заднем фоне гобелен, совместившей в себе одновременно картину Тициана «Похищение Европы», связанную с одноименным мифом и концовку другого мифа об Арахне.
По третьей, «Пряхи» — это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю. Веласкес, собственно Родригес де Сильва Веласкес (Rodrguez de Silva Velsquez) Диего (4 или 5. 6. 1599, Севилья, — 6. 8. 1660, Мадрид) испанский художник. Мазок зрелого Веласкеса был настолько плавен, что, рассматривая его картину вблизи, зритель видит перед собой «нагромождение» абстрактных разноцветных пятен. Но в картине Веласкеса изображена обыкновенная женщина, а не античная богиня.
Примером этому может послужить полотно «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620 г., Национальная галерея, Лондон), представляющее собой «картину в картине» и наполненное более глубоким смыслом, чем прочие работы этого периода. В левой части картины изображен сам художник. Комендант Бреды Юстин Нассауский вручает ключи от крепости испанскому полководцу Спиноле. Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте.
Веласкес писал без предварительного наброска, прямо на холсте, органично соединяя непосредственные впечатления от натуры и как бы вольную импровизацию со строгой продуманностью композиции. Они изображены на переднем плане, в центре картины. Лицо Иннокентия X — грубое, багровое, с настороженным взглядом глубоко посаженных глаз — притягивает своей властной силой. Картины, которые художник создал в Риме, принесли ему еще большую славу.
В семнадцать лет Веласкес получил звание мастера. Таким образом, данная картина по композиционному строю представляет собой классический вариант «картины в картине», где два сюжета тесно перекликаются по смыслу. Молодой художник приобрёл в Севилье уже достаточно хорошую репутацию. Основной пафос картины – несомненно, великодушие. Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем.
Это одна из 12 балатльных картин во славу военных побед короля Филиппа IV. 1625 год. Даже не так. К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. Как описывает художник Хусепе Мартинес, это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. )русск. Чтобы это не бросалось в глаза и не вызывало неприязнь, Веласкес поместил рядом с девочкой её воспитательницу – карлицу Мари Барболу.
Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет». В этих полотнах обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение. С 1568 по 1648 год Испанская империя боролась за сохранения владычества Габсбургов над Испанскими Нидерландами (так называемая Восьмидесятилетняя война) – сражение под Бредой было важным с политической точки зрения, победа должна была поднять дух испанских воинов и показать всю тщетность сопротивление голландцев. Справа, по центру – Арахна, слева Афина Паллада.
Жест старой кухарки обращает зрителя к плоскости картины – к фрагменту справа верху, где висит картина-зеркало. Диего Родригес де Сильва Веласкесродился 6 июня 1599 года в Севилье, в семье марранов (евреев, принявших христианство). По второй версии, картина представляет собой вариацию на темы сразу трёх античных мифов — о мойрах (богинях судьбы в древнегреческой мифологии), об Арахне и о похищении Европы — в оригинальной авторской трактовке. Возвращается к мольберту и делает несколько уверенных мазков. "Кузница Вулкана" (1630, Прадо) полна ощущения реальной жизни благодаря колориту, близкому к натуре и естественности поведения её несколько простодушных героев. Портрет главы римской церкви стал самым знаменитым созданием Веласкеса вне Испании.
К пятидесятым годам относится один из самых сложных портретов мастера — портрет Филиппа IV (1654). Иисус же сказал ей в ответ: Марфа. Таким образом, противопоставлены два плана. В то же время он искал пути к созданию полотен широкого обобщающего смысла.
На картине первый министр испанского короля Филиппа IV, герцога Оливареса. В этой картине, хоть она и является ранней, хорошо показана структура художественного пространства мастера. Итог, которого для нее печален – искусная прядильщица была превращена в паука. Эта картина мифологического жанра имеет и другое название «Легенда об Арахне». Осенью 1623 года Веласкес вместе со своим тестем приехал в Мадрид.
Иннокентий Х был некрасив и Веласкес не стремился облагородить его внешность. Эта работа Веласкеса считается одной из вершин портретной живописи. Композиция носила открыто-замкнутый характер. Совершенствованию мастерства В. во многом содействовали знакомство с королевскими собраниями, богатыми итальянской живописью (в частности, картинами Тициана), а также встречи с прибывшим в Испанию П. П. Рубенсом (конец 1628 — начало 1629) и поездка по Италии (конец 1629 — начало 1631).
Мы видим пять женщин-прядильщиц, каждую занятую каким-то своим делом. Картиной «Сдача Бреды» (1634, Прадо) Веласкес Диего закладывает основы всей европейской исторической живописи на тему современной действительности. е. среди зрителей) и смутно отражаясь в зеркале на противоположной стороне зала. Не может простой человек превзойти бога. Справа мальчик-карлик пытается ногой растолкать огромную собаку, растянувшуюся на полу.
Картина испанского живописца Диего Веласкеса «Пряхи». Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610–1616), в 1617 получил звание мастера. Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет.