Писал Диего Веласкес «Менины» в тот период, когда Маргарита была единственной наследницей короля. «менины», (исп. Las Meninas «фрейлины») или «Семья Филиппа IV», — картина Диего Веласкеса, одна из самых знаменитых картин в мире, находится в музее Прадо в Мадриде, закончена в 1656году. «менины (Фрейлины)» (1656) — картина Диего Веласкеса.
В Институте Сервантеса в Москве открылась художественная выставка, посвященная одной из самых загадочных картин великого испанского художника Диего Веласкеса «Менины». Картина Диего Веласкеса «Менины» — один из шедевров мадридского музея Прадо. Итак, Менины (Las Meninas по-испански или Фрейлины) – картина Диего Веласкеса (Diego Velzquez), одно из самых знаменитых полотен мира.
Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко.
Главными задачами придворных живописцев было создание портретов королевской семьи и картин для украшения королевских покоев. Справа мальчик-карлик пытается ногой растолкать огромную собаку, растянувшуюся на полу. Здесь же зеркало ничего не говорит о том, что уже было сказано. был распространен сюжет «Венера перед зеркалом» и Веласкес наверняка видел картины на эту тему.
Этот же свет, освещая художника, делает его видимым для зрителя, создавая для глаз модели сверкание золотых линий, образуемых рамой загадочного полотна, в котором окажется замкнутым ее перенесенный туда облик. Но оба они проецируют непреложные линии: одна, выходящая из зеркала, пересекает все изображенное пространство (и даже более того, так как зеркало пробивает заднюю стену и порождает позади нее другое пространство) другая же-короче и, начинаясь в глазах девочки, пересекает лишь передний план. Как описывает художник Хусепе Мартинес (исп. ), это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. ). По третьей же версии, художник написал своеобразный автопортрет в кругу менин, тем самым намекая на своё положение при дворе. Ключи на его поясе свидетельствуют о том, что Веласкес – к тому же и апосентадор, т. е. Изображая, как пишутся портреты (в частности, евангелист Лука — Мадонну), старые мастера доказывают их правдивость сопоставлением оригинала и изображения.
– женщины ростом с девочку– наводит на мысль о том, что инфанта. Картины, размещенные над зеркалом, свидетельствуют о том, что и автор «Менин», подобно героям «Метаморфоз», бросает вызов природе. Напротив, эта картина обнаруживает пространство, уходящее вглубь.
В самом деле, где король с королевой и где мы, зрители. инквизиция в Испании запрещала писать обнажённое женское тело. Что за сцену изобразил художник искусствоведы спорят до сих пор. Испанцы обожали принца и все надежды королевства связывали с ним. Заднюю стенку большого наклонного зеркала. Зритель видит, что его незримый облик стал видимым для художника и воссозданным в окончательно невидимом для него самого образе.
Эффект усилен и сделан еще более неизбежным посредством боковой ловушки. Виден лишь сам оконный проем, так, что поток света, льющийся сквозь него, с одинаковой щедростью освещает два соседних, пересекающихся, но несводимых одно к другому пространства: поверхность полотна вместе с объемом, который она представляет (то есть мастерскую художника или гостиную, в которой он установил свой мольберт) и перед этой поверхностью реальное пространство, занимаемое зрителем (или же воображаемое местоположение модели). Интересно, что же могло тронуть такого редкостного «весельчака». Существует предположение, что живописцу позировала для этой работы известная итальянская художница Фламиния Тривио.
Слева висит картина Питера Пауэла Рубенса «Афина и Арахна», справа – полотно Якоба Йорданса "Аполлон и Марсий" (возможно, копии). Необычным в ней было всё — от темы (до Веласкеса никто подобных полотен в испанской живописи не создавал) до её воплощения и даже смысла. Используя своё влияние на наследного принца, Оливарес был активным участником непрекращающихся придворных интриг и лоббирование кликой Оливареса государственных дел стремительно возросло. Солнечный свет заливает весь второй план картины. В каком-то городе в дар будущей королеве преподнесли пару чудесных вязаных шелковых чулок (большая редкость в то время).
Афина превратила ее в паука за неуважение к богам. Неужели ради очаровательных фрейлин инфанты был написан этот огромный холст. На груди художника алеет крест рыцарского ордена Сант-Яго. Веласкес привнес в живопись и новое измерение – время.
25 мая 1651 года художник покинул Италию. С этой точки зрения «Венера перед зеркалом» — очень чувственный эротический портрет возлюбленной, аналога которому на тот момент в живописи ещё не было, созданный Веласкесом себе на память. В ее должность входило подчеркивание красоты принцессы.
13 и 14. Этот пристальный взгляд, прикованный то к модели, то к холсту, знает каждый, кому приходилось наблюдать за работой живописца. Королева Испании Марианна Австрийская (1634-1696) вышла замуж за своего дядю (родного брата ее матери) короля Филиппа IV в возрасте 15 лет.
Эти две стреловидные линии сходятся под очень узким углом, причем точка их встречи, выходя за пределы полотна, размещается впереди него почти что там, откуда мы на него смотрим. Так Веласкес наконец получил возможность показать себя.
На картине первый министр испанского короля Филиппа IV, герцога Оливареса. Действующих лиц мы можем перечислить поименно. Впоследствии оно только увеличивалось. Что за картину пишет Веласкес и кто ему позирует.
Карлики обладали свободой шута, они существовали вне придворной иерархии и содержались как домашние животные. Он мечтал стать придворным художником и ему помог случай. Но мы уже знаем, что никакого двойного королевского портрета никогда не существовало. Молодой художник приобрёл в Севилье уже достаточно хорошую репутацию. Они позируют все, включая и старую шутиху, но лиц их Веласкес явно не видит.
4. Русского художника Ивана Крамского, автора знаменитой «Незнакомки», не отягощала необходимость «объяснять» чудо Веласкеса, вот таким образом его простые искренние слова о великом собрате по профессии говорят нам больше, чем страницы глубокомысленных рассуждений: «Смотрю на него и чувствую всеми нервами своего существа: этого не достигнешь, это неповторимо. С ней беседует гвардадамас – придворный, обязанный повсюду сопровождать инфанту. У Веласкеса всё тихо, как и положено в королевских покоях, всё размеренно и степенно. Кроме того, в итальянском и фламандском искусстве 16-17 вв.
В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни. В левой части картины побежденные голландцы, они представлены с тем же чувством достоинства, что и победители – испанцы, более плотной массой сгруппированные в правой части композиции, на фоне рядов копий (отчего картина имеет второе название Копья). Арахна – дочь красильщика Идмона из лидийского города Колофон. Чего нельзя сказать о Маргарите.
Веласкес «пустил» зрителя в живопись и это открытие поменяло всю концепцию искусства. Впав в уныние от неудачи в Мадриде, в 1623году Веласкес вернулся в Севилью. Однако оно находится почти в центре картины: его верхний край располагается как раз на линии, разделяющей надвое картину по высоте на задней стене (или на видимой ее части) оно находится посредине.
Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет». К тому времени изображение Гонгоры уже увидел и сам король Филипп IV. Но что всё-таки на этом самом загадочном холсте изображено. Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем.
По словам историка Хулиана Гальего (исп. ), молодой художник понимал ограниченность возможностей художественных школ Севильи и изучение королевской коллекции, особенно Тициана, оказало решающее воздействие на стилистическую эволюцию Веласкеса, который переместил акцент со строгого натурализма его севильской эпохи и от суровых землистых спектров до яркости серебристо-серого и прозрачности синего цветов к зрелому возрасту. И действительно, с 17 века у картины было второе название «Familia – «Семья». Веласкес, чье ателье находилось в королевском дворце, прекрасно чувствовал эту связанную с инцестом и наказанием за него атмосферу ужаса и безысходности. Расположение фигур останется неизменным, но картина утратит легкость и воздушность.
Дочь Марианны и Филиппа IV инфанта (принцесса) Маргарита Тереза Испанская (1651-1673) в центре картины. Афина выткала изображения двенадцати олимпийских божеств, а по четырем углам ткани представила наказания, которые претерпели смертные, пытавшиеся соперничать с бога-ми. " Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. Она была всеобщей любимицей – «солнечным лучиком» Алькасара.
– спрашивает Веласкес и сама написанная им картина отвечает на эти вопросы. В 1623 году умер придворный художник Родриго де Вильяндрандо. Агостина по этикету припала на одно колено, предлагая инфанте попить.
Существует несколько версий, противоречащих друг другу. Художник изобразил свою мастерскую в королевском дворце и себя, слева, с кистью в руке. Это им показывает инфанта как она может неподвижно стоять, как она может себя держать. Гвардамучачас Марсела должна была встать рядом с инфантой и проследить за тем, правильно ли инфанта глотает воду, чтобы, к примеру, принцесса в спешке не поперхнулась. Далее мальчик побежал к месту, где охранялась вода и там ему наполнили кувшинчик.
Как описывает художник Хусепе Мартинес, это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. )русск. Куда больше распространены две другие точки зрения. В «Менинах» нет явной или даже метонимической рекурсии. В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни. Тот факт, что инфанта есть, что она здорова, вызывает надежду о будущем наследнике.
Сюжет этого полотна навеян венецианской живописью эпохи Возрождения. 3. А с другой – сам бросает вызов богам. По обычаю, широко распространённому в Андалусии, Диего и его брат Хуан, также ставший художником, взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес». На фрейлину она не обращает внимания.
Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога. Она, пятилетняя, берет кувшин не глядя на него, что очень необычно для ее возраста. Инфанта Маргарита родилась в 1651 году. Веласкес изобразил в «Менинах»на своем поясе связку ключей, подчеркивая, что у него была почетная должность апосентадора – квартирмейстера для важных персон. Ещё одним важным испытанием для этого шедевра стала его изолированность. Молодой художник приобрёл в Севилье уже достаточно хорошую репутацию.
Он видит маленькую девочку, которую зашнуровали в жёсткий корсет и фижмы. Картины перестают быть наблюдением, они начинают передавать новые смыслы, для разгадки которых нужен своего рода ключ.
Ту из них, которая подает Маргарите сосуд с питьем, зовут Мария Сармиенто, другую – Исабель де Веласко. Менины (служанки) Мария Агостина де Сармиенто и Исабель де Веласко. Как достичь совершенства, как сделать картину зеркальным отражением жизни. Но всадник далек от реальной войны, да и думает ли он о ней.
В висящем на стене зеркале видны два отражения – это король Испании Филипп IV Габсбург и королева Марианна Австрийская, вторая жена и родная племянница государя. За пределами холста или внутри него. Она, пятилетняя, берет кувшин, не глядя на него, что очень необычно для её возраста. Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников— художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. )русск., которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову. Так как оно рождает истинно живое, в отличие от инцестуозных отношений».
Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника, но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства» и желание поработать с пейзажами. Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев». Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха. Справа находятся постоянные члены свиты Маргариты — карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф принцессы (его кличка также неизвестна). Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны.
Это привело к инцесту внутри семьи. Художник очень жалеет юных принцесс, которые часто лишены детства. Многие, в связи с отражением в зеркале королевской четы в «Менинах», вспоминают картину Ян ван Эйка «Портрет четы Арнольфини», в которой чета Арнольфини многократно отражена в выпуклом зеркале, висящем за их спинами. Так, до сих пор идут споры о сюжете и смысле «Менин». Веласкес написал картину «Портрет Филиппа IV с прошением» (картина сгорела в пожаре 1734 года), после чего ему выплатили гонорар, назначили ренту и приняли на должность придворного художника.
В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник. Загадка заключается в другом. А, может быть, художник лишь изучает саму инфанту и ему нет никакого дела до нас. Её отец за всю свою жизнь прилюдно смеялся всего два раза. Севильское землячество при королевском дворе в Мадриде обладало большим весом, чему немало способствовала деятельность Гаспара де Гусмана Оливареса имевшего обширные поместья в Севилье и бывшего с 1615 года камер-юнкером инфанта, будущего короля Филиппа IV. Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко.
Под эту какофонию, условно говоря и спускается в ад знаменитый Ночной дозор. Кроме уже привычных портретов членов королевской семьи, в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника— «Менины» (1656, Прадо, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657г., Прадо, Мадрид). Лица обеих групп реальны. Филиппу – 42. Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет.
Но это застывшее вращение вокруг одной оси. По обычаю, широко распространённому в Андалусии, Диего и его брат Хуан, также ставший художником, взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес». Родители будущего художника поженились в севильской Церкви святого Петра (исп. ) 28 декабря 1597 года, там же, где позже и был крещён новорождённый Диего, самый старший из восьмерых детей в семье.
Свет, заливающий сцену (я имею в виду как комнату, так и полотно, как комнату изображенную на полотне, так и комнату, в которой это полотно размещено), окутывает персонажей и зрителей и под взглядом художника уносит их к тому месту, где их будет изображать его кисть. И вот среди всех этих развешенных полотен одно сверкает особым блеском. Но в картине Веласкеса изображена обыкновенная женщина, а не античная богиня. В высших слоях испанского общества «семьей» в те времена называли не только близких родственников, но и всех домочадцев, включая прислугу.
Филипп был сломлен и на женитьбу решился исключительно из династических соображений. Может быть, мы тоже попали туда каким-то чудом. Не меньше споров вызывают и «Пряхи».
Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («Триумф Вакха», 1628—1629 «Кузница Вулкана», 1630), а также историческим— «Сдача Бреды» (1634). Но смотрит и художник. Придворный художник короля Филиппа IV – Диего Веласкес закончил работу над картиной «Менины» в 1656 году. В классическом искусстве рама замыкает картину, как пролог и эпилог замыкают поэму.
Встретили ее при дворе настороженно, не скрывая неприязни. Для меня «Менины» – картина об искусстве живописи и оптической иллюзии, а еще о значимости искусства. Своим участием он словно преодолевает атмосферу инцеста, внося творческое (здоровое) начало в эту картину. Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте. Оба принадлежали к дворцовой утвари короля. С тех пор все пауки зовутся арахнами и продолжают ткать свои ковры-паутинки.
Инфанта попросила попить воды, обратившись к одной из менин. Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа. Его учитель Пачеко, а также друзья и земляки старались помочь его карьере. Эти имена собственные стали бы полезными ориентирами, помогли бы избежать двусмысленных обозначений во всяком случае, они сообщили бы нам, куда смотрит художник, а с ним-и большинство изображенных лиц. Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском. Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) в семье местных уроженцев Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии.
Ей всего пять лет. Но это спокойствие весьма обманчиво. В мадридский период мастерство художника совершенствуется. Овидий восклицает: "сочтешь настоящим быка, настоящим и море.
с известием о смерти придворного живописца Родриго де Вильяндрандо (исп. )русск. По одной из них, Веласкес изобразил перерыв в работе над портретом инфанты, когда в мастерскую заглянули её родители. Ее привели для развлечения королевской четы во время утомительных сеансов. Именно тихо. Картину «Менины» можно назвать портретом о портрете, картиной о картине: пролет двери, зеркало, картины на стене и сама картина — все это стадии включения образа в рамы, стадии живописного воплощения.
Иисус с Марфой и Марией отражаются в зеркале на стене. Однако в нем не видно ничего из того, что изображает сама картина. Понять тревогу трудно, не зная подробностей истории. Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) в семье местных уроженцев Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии. Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии.
Позже Пётр искренне покаялся и был прощён Господом. Прелестная светловолосая девочка в центре комнаты – их пятилетняя дочь инфанта Маргарита. Примером этому может послужить полотно «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620 г., Национальная галерея, Лондон), представляющее собой «картину в картине» и наполненное более глубоким смыслом, чем прочие работы этого периода.
Его книга «Метаморфозы» была хорошо известна европейскому читателю 17 столетия. Она была старшим ребенком от его второго брака короля Испании с эрцгерцогиней Марианной. Это слово (кстати, португальское) можно перевести как «придворные дамы» или «фрейлины».
Ван Эйк применил в своей картине рекурсивную художественную технику «mise en abyme» (или попросту выражаясь: «картина в картине»). Кажется, что взоры участников этой композиции устремлены к нам. Веласкес часто ставит искусствоведов в тупик. Находится в музее Прадо в Мадриде.
Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога. Прожив всего 22 года, она пережила почти всех своих многочисленных братьев и сестер. Король Филипп на 30 лет старше своей второй жены и приходится ей дядей. В этом проявляются первые успехи воспитания самоконтроля и осознания собственного величия.
Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии. Большинство других персонажей картины также повернуты к тому, что должно происходить впереди, к этой ярко освещенной незримости, окаймляющей полотно, к этой полосе света, где их взгляды должны увидеть тех, кто их видит, а вовсе не к мрачному пространству, замыкающему комнату, в которой они представлены. С неё было сразу же сделано несколько копий.
Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона). На картине ей 5 лет.
«Менины» – полотно, где живописный план тесно переплетается с реальным. Таким мы видим его и на картине Веласкеса. Так это их изображает Веласкес. Однако отношение языка к живописи является бесконечным отношением.
Что ж, это интересное толкование картины-головоломки, как иногда называют «Менины». Его учитель Пачеко, а также друзья и земляки старались помочь его карьере. Наиболее значительной из этой серии является картина «Сдача Бреды» (1634—1635, Прадо, Мадрид), в которой художник не только запечатлел историческое событие (сдачу осаждённого голландского города испанской армии 2 июня 1625 года), но и с помощью многочисленных красноречивых деталей выразил своё отношение к этому событию и его участникам.
Она словно была на долгие годы заточена в золотой клетке королевской резиденции. Вокруг нее хлопочут придворные дамы – менины: так называли в Испании прислуживающих инфанте девушек из хороших семей. В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник. Для чего же собралась в мастерской придворного живописца королевская семья. Ему понравилось настолько, что он приказал брату уступить очередь позирования.
Мы знаем, что проживёт инфанта очень недолго. Это также одна из последних картин, написанная Веласкесом. Донья Мария Агостина де Сармиенто подает инфанте воду.
2. То есть король вступил в инцестуозные отношения. Принцесса стоит в центре как бы андреевского креста (2), вращающегося вокруг нее вихрем придворных, камеристок, животных и шутов. Итак, время действия – 1656 год. Справа находятся постоянные члены свиты принцессы — карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф Маргариты (его кличка также неизвестна). Впоследствии оно только увеличивалось.
По второй версии, картина представляет собой вариацию на темы сразу трёх античных мифов — о мойрах (богинях судьбы в древнегреческой мифологии), об Арахне и о похищении Европы — в оригинальной авторской трактовке. И вот вырвалась наружу. Однако ни один художник не станет работать в темноте. Ей было 15 лет. Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера.
Миф об Арахне изложен в поэме Овидия «Метаморфозы». Мы смотрим на то, что происходит в мастерской.
Картина, над которой художник проработал три месяца, в результате ошеломила весь Рим. Карлики наделяли придворных чувством собственного превосходства. Примером этому может послужить полотно «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620 г., Национальная галерея, Лондон), представляющее собой «картину в картине» и наполненное более глубоким смыслом, чем прочие работы этого периода. Марфа.
9. Его фигура во многом доминирует на картине, у него очень гордый, живой вид. Зеркало, неожиданно возникающее в глубине комнаты, невидимое для всех, высвечивает фигуры, на которые смотрит художник (художник в своей объективно изображенной реальности художника за работой) но это также и фигуры, которые смотрят на художника (в той материальной реальности, которую воплотили на полотне линии и краски). Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года. Филипп IV (1605-1665) слыл самым строгим королем Европы, пытавшимся реформировать морально-нравственные устои государства. Это им показывает инфанта, как она может неподвижно стоять, как она может себя держать.
Но попытаемся собрать те крохи фактов, которые нам известны. На это указывает отражение в зеркале. Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников— художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. ), которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову. Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («», 1628—1629 «», 1630), а также историческим— «Сдача Бреды» (1634). По третьей, «Пряхи» — это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю.
Разумеется, нет. 5. Марианна прибыла в Мадрид осенью 1649 года.
К этому же времени относится создание Веласкесом своей самой, пожалуй, необычной картины «Венера перед зеркалом». Так, например, автор изобразил самого себя за работой в собственной мастерской, но в ней зашторены все окна, а на потолке отчетливо видны два крепления для люстр, но только самих этих источников света здесь нет, отчего огромная комната, увешанная старинными полотнами, погружена во мрак. Обе картины написаны на сюжеты греческих мифов в изложении древнеримского поэта Овидия. Необычным в ней было всё — от темы (до Веласкеса никто подобных полотен в испанской живописи не создавал) до её воплощения и даже смысла. Аполлон, победив Марсия, содрал с него кожу.
Став учеником Иисуса Христа, сопутствовал Ему во всех путях Его земной жизни. С 1622 года он возглавил правительство. Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. )русск., сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего. Рядом с ним любимица Маргариты – карлица с одутлватым лицом. К тому времени изображение Гонгоры уже увидел и сам король Филипп IV.
Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет». Но не успел он пробыть дома и двух месяцев, как его догнало письмо от Хуана де Фонсеки (исп. ) с известием о смерти придворного живописца Родриго де Вильяндрандо (исп. ) и о наличии вакансии на это место. На эту тему написано уже такое количество статей и постов, что мой явно будет лишним, напомню только, что искусствоведы, ласково называя их «Мастер и Маргарита» часто задаются вопросом, насколько приукрашивал Веласкес, любя свою модель, явные черты вырождения династии на лице этой девочки.
Уже одно это решение так ясно и просто, как это могло быть только у Пуссена (новое доказательство того, что значение Веласкеса не в одном колоризме). В мадридский период мастерство художника совершенствуется. Если хотите, то в этой картине заключён реквием по никогда не случившемуся детству. К этому же времени относится создание Веласкесом серии картин, воспевающих военные победы Филиппа IV.
Здесь этот оксюморон вполне уместен. Ему 57 лет. Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона). С 1622 года он возглавил правительство. К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. ), сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего. или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить. Однако от нас оно скрыто.
По своему воздействию на зрителя полотно производит эффект тихо разорвавшейся бомбы. Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 1611. Так Веласкес наконец получил возможность показать себя. 1.
В отличие от полотен Рембрандта, например его «Ночного дозора», (напомним, кстати, что эти художники были современниками и оба написали великие групповые портреты), в картине Веласкеса звук отсутствует. Так, мы узнаём, что у короля – это второй брак. Наконец, мое внимание привлекает сам художник, Веласкес. Заметим, что миф об Арахне, очевидно, был для Велескеса особенно важен: в написанной примерно через год после «Менин» картине «Пряхи» художник изобразил большой ковер со сценой состязания Афины и Арахны. Веласкес рисовал ее часто, что дало повод назвать их у нас «Мастером и Маргаритой». Менинами могли стать только девочки из самых знатных семей. управляющий дворцом (должность почетная, однако хлопотная и к искусству отношения не имеющая).
Художник испанского золотого века Диего Родригес де Сильва Веласкес (1599-1660) пишет картину. Его светлая глубина отражает не то, что видимо. Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале. Фигура карлицы.
В глазах зрителей того времени это означало высшее признание». Родители будущего художника поженились в севильской Церкви святого Петра (исп. )русск. Дело не в несовершенстве речи и не в той недостаточности ее перед лицом видимого, которое она напрасно пыталась бы восполнить. Есть и философские интерпретации.
Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском. Ему понравилось настолько, что он приказал брату уступить очередь позирования. Внешне она проигрывала первой жене Филиппа, красавице Изабелле де Бурбон.
На заднем плане в дверном проеме видна фигура дворецкого королевы Хосе Ньето де Веласкеса, родственника художника. Их позы и жесты живые, естественные. Второе название этой картины – «Семья Филиппа IV». Мастерская Веласкеса в королевском дворце в Мадриде. Афина и Арахна. Это ребёнок, лишённый детства.
Однако это не картина: это- зеркало. Тот факт, что инфанта есть, что здорова, вызывает надежду о будущем наследнике.
Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года. скажи ей, чтобы помогла мне. Эту надежду подчеркивает свет, падающий на принцессу. В испанской живописи до Веласкеса никто не создавал подобных полотен, т. к. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи.
Эта техника известна также как «эффект Дросте». Пётр – один из 12 апостолов, был простым рыбаком. Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале.
" Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. И как бы гордо она ни стояла, мы понимаем, что отцу-то нужна не она, а сын, наследник. Свет попадает в картину с правой стороны из окна, в очень сжатой перспективе. Уродство карлицы – это зеркальное отражение искорёженной детской души маленькой девочки, которой так не посчастливилось родиться в королевской семье да ещё в греховном браке королевского инцеста. Первые картины Веласкеса были написаны в жанре бодегонес. «Менины» – картина историческая известны даже имена всех изображенных на ней.
Всё правильно. Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха. Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы. 1 – инфанта Маргарита. 2 – Исабель де Веласко (Isabel de Velasco), дочь графа, фрейлина инфанты. 3 – Мария Агустино Сармиенто де Сотомайор (Mara Agustina Sarmiento de Sotomayor), дочь графа, фрейлина инфанты. Но не успел он пробыть дома и двух месяцев, как его догнало письмо от Хуана де Фонсеки (исп. )русск.
С этой точки зрения «Венера перед зеркалом» — очень чувственный эротический портрет возлюбленной, аналога которому на тот момент в живописи ещё не было, созданный Веласкесом себе на память. Испанская знать не жаловала новую королеву. В центре картины – инфанта (принцесса) Маргарита, окруженная придворными. Но по испанскому этикету женщина не могла показывать свои ноги, вот таким образом чулки были выброшены со словами «У королевы Испании нет ног». Об отношении Веласкеса к инфанте и о его портретах, я, с вашего позволения писать не буду. В июле 1629 года художник, получив от короля разрешение, в сопровождении генерала Спинолы, только что назначенного командующим испанскими войсками в Италии, покинул Мадрид. Но не это главное в полотне.
Однако благодаря перспективе они находятся в близком соседстве. Надо признать, что с этим безразличием можно сравнить лишь безразличие самого зеркала. Ходячее кривое зеркало, отражающее все наоборот – зеркальная поза карлицы на картине, темное мешковато сидящее платье, дешевые побрякушки-украшения, мрачное выражение одутловатого лица, растрепанные темные волосы, тучность фигуры и прочее.
Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы. Это сцены из жизни простых людей. В этом проявляются первые успехи воспитания самоконтроля и осознания собственного величия. Карлица из Германии Мария Барбола в темно-зеленом платье, расшитом серебристыми галунами.
Инфанту лишили детства и именно вот таким образом она так похожа на старую карлицу. Он здесь и объект наблюдения и его субъект. На фрейлину она не обращает ровным счетом никакого внимания. По словам историка Хулиана Гальего (исп. )русск., молодой художник понимал ограниченность возможностей художественных школ Севильи и изучение королевской коллекции, особенно Тициана, оказало решающее воздействие на стилистическую эволюцию Веласкеса, который переместил акцент со строгого натурализма его севильской эпохи и от суровых землистых спектров до яркости серебристо-серого и прозрачности синего цветов к зрелому возрасту. К этому же времени относится создание Веласкесом своей самой, пожалуй, необычной картины «Венера перед зеркалом».
«Менины» написаны очень точно и реалистично игра света и тени создает объем и глубину. Что же. Она вызвала на состязание Афину.
Они рассматривают гобелен изображающий миф об Арахне, простой девушке, вздумавшей превзойти своим искусством Афину, которая и покарала ее за это, превратив в паука. Впав в уныние от неудачи в Мадриде, в 1623году Веласкес вернулся в Севилью.
И это – в условиях жесткого этикета и строгой иерархии испанского двора. Верхняя свободна, более воздушна и легка. Во время наполеоновских войн в Испании и церковь и могилы были уничтожены французами. – девочка, вынужденная с малых лет вести себя как взрослая. А почему в мастерской находится инфанта.
Не было бы «Менин», не было бы ни Гойи, ни Сезанна, ни Магритта, ни искусства XIX и XX века вообще. Этот пробел обусловлен отсутствием короля-отсутствием, являющимся приемом художника. Стройная фигурка маленькой инфанты с распущенными золотыми волосами одета в пышное, странное для ребенка, платье с кринолином. Девочка стоит неподвижно, оцепенело, скованная этим кринолином. Та послала за водой Николасито. И творчество побеждает.
Эту надежду подчеркивает свет, падающий на принцессу. Ее отец за всю свою жизнь прилюдно смеялся всего два раза. Оба принадлежали к дворцовой утвари короля.
Не случайно Веласкас наделил на картине движением только карлика, который поставил свою ногу на лежащую собаку. Эту надежду разделяет и сам Веласкес. «Венера с зеркалом» – единственное сохранившееся такое изображение кисти Веласкеса.
Говорят, он улыбнулся два раза в жизни. «Свет мой, зеркальце, скажи». Веласкес создает впечатление семейного счастья, богатства и блестящего будущего маленькой принцессы, которая на момент написания картины была их единственной дочерью (Филипп на 30 лет старше своей второй жены и является её дядей). Пятилетняя девочка полна собственного величия.
Сам же папа, увидев портрет, воскликнул «Слишком правдиво. » и наградил художника золотой цепью и папской медалью. Но по испанскому чопорному этикету женщина не могла показать не только часть ноги, но даже носочек туфельки, вот таким образом испанская свита выбросила чулки со словами «У королевы Испании нет ног». и о наличии вакансии на это место.
Инфанта Маргарита на момент написания картины была их единственной дочерью. Арахна славилась как вышивальщица и ткачиха. Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов.
Получается, что Веласкес настолько уверен в себе, что бросает вызов богам Олимпа. Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны. Срок пребывания в мастерской Эрреры был очень кратким, так как тот имел весьма скверный характер, чего молодой ученик не смог выдержать.
Учитывая, что при дворе Леопольда, были так называемые «придворные еврейские финансисты», которые с помощью своей общины финансировали все военные действия Леопольд против Турции и Франции, а так же то, что осели эти евреи в Берлине, традиционно враждебном Вене, последствия этого поступка были почти катастрофические для страны. Обе фрейлины присели в реверансе, что тогда являлось не жестом любезности, а обязательной частью протокола или придворного этикета. 4 – Мари Барбола (Mara Brbara Asqun), придворная карлица, родом из Германии5 – Николасито Пертусато (Nicolasito Pertusato), придворный карлик итальянец. Это окно уравновешивает находящееся на другом конце картины невидимое полотно: подобно тому как это последнее, обращенное изнанкой к зрителям, вливается в картину, которая его представляет и образует, посредством наложения ее видимой изнанки на поверхность несущей картины, недоступное для нас место, где сияет Образ, как таковой, -точно так же окно, этот простой проем, создает настолько же открытое пространство, насколько другое является скрытым, настолько же являющееся общим для художника, для персонажей, моделей, зрителей, насколько другое пространство является одиноким (так как никто на него не смотрит, даже сам художник). Его смерть стала огромным национальным (не побоюсь этого слова) горем.
Марфа и Мария – сёстры Лазаря из Вифании, в доме которых останавливался Иисус Христос.