В статье «Диего Веласкес: биография и творчество, видео» краткая биография художника и описание нескольких его картин. Картины и биография Диего Веласкеса.
Веласкес скончался, достигнув вершины своего искусства. Образ жизни Веласкеса, однако, не изменился. Точная дата его рождения неизвестна, но документально зафиксирован день крестин – 6 июня (в те времена младенцев было принято крестить сразу после рождения, то есть «около» этого дня будущий художник и родился). Последнее условие Веласкеса, мечтавшего о рыцарстве, ставило в затруднительное положение. Веласкес пробовал себя во всех стилях живописи, которые существовали на тот момент. Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны.
После арагонского похода (1642-44), в котором художник сопровождал своего короля, Диего получил назначение на пост администратора королевского двора. В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни. В последние годы жизни Диего Веласкес написал две самые знаменитые свои картины. Так, если говорить о зарубежных художниках, то Иероним Босх и Тициан, которым благоволил король Филипп II, «проиллюстрированы» здесь лучше, чем в любом другом музее мира. Есть среди них и конные портреты короля – такие, как «Филипп IV на коне».
Пленительная красота и живописное многообразие реальности воплотились в серо-жемчужном колорите картины с нанесёнными свободными ударами кисти голубыми, розовыми, тёмно-серыми, коричневатыми прозрачными мазками. Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет». Только в одной заказной картине, написанной, вероятно, в то же время, в прелестной «Венере с зеркалом», мастер запечатлел еще раз обаятельный тип испанской национальной красоты, так убедительно переданный в «Пряхах». В первый раз это произошло в 1615 году, его избранницей тогда стала французская принцесса Изабелла Бурбонская (она умерла в 1644 году).
Полотно оригинально во всех своих качествах. Таким образом художник напоминает об их статусе. От первого брака у короля было двое детей, переживших детский возраст от второго – пятеро (среди них и будущий наследник испанской короны, Карл II). Венера, лежащая спиной к зрителю, смотрится в зеркало, которое держит перед ней Амур. При этом портреты Веласкеса эмоционально очень сдержанны. Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года. В 1626 году Веласкес начинает писать картину «Вакх» или «Пьяницы».
Характерно, что четкую границу между этими двумя жанрами он не обозначал и они порой «взаимопроникали». Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов. Вот они- то и являются главными персонажами полотна.
Тонко и точно разработанная гамма красных и розовых тонов – эмоциональный ключ к пониманию жёстко-правдивого образа папы Иннокентия X (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим), портрет которого Веласкес написал во время второй поездки в Италию (конец 1648 – середина 1651). В мастерской Эрреры Диего проучился недолго, они с мастером не сошлись вовзглядах и он перешел к другому учителю – Франсиско Пачеко, поклонника академизма и эпохи Возрождения.
Впав в уныние, Веласкес вернулся в Севилью. В пейзажах Веласкес демонстрирует новое понимание пространства и света. Родился Диего в 1599 году 6 июня в семье помещика.
Тот без раздумий принял это предложение. Ключ от неё имел у себя и сам монарх, каждый день любивший наблюдать за работой творца. В 1629 году художник завершает необычную для испанской традиции картину на античный сюжет – Вакх или Пьяницы (1628-1629). Костюм, в котором здесь изображен король, давно стал знаменитым. К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старуха, жарящая яйца» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды.
Видимо именно Рубенс посоветовал Веласкесу посетить Италию. Филипп V (1605-65) изображен на двенадцати дошедших до нас портретах Веласкеса. Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (Хуан Матеос, около 1632, Картинная галерея, Дрезден Герцог Оливарес, около 1638, ГЭ Дама с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон серия портретов инфант, Лувр, Прадо). Судя по составу этой библиотеки, Веласкес серьезно интересовался литературой, архитектурой, астрономией историей, математикой и философией. Ранние работы Велаокеса представляли собой жанровые сцены из народного быта. Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. )русск., сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего. Она изображала сцену придворного быта.
Новым жанровым предпочтениям соответствовала новая техника. Впав в уныние от неудачи в Мадриде, в 1623году Веласкес вернулся в Севилью. В 1834-1835 гг. Возможно, великий фламандец был в той или иной мере связан с созданием картины Веласкеса «Триумф Вакха» (1628—1629, Мадрид, Прадо популярное название Пьяницы принадлежит началу XIX века). Как и положено, Диего проявил способности к изобразительному искусству уже в детстве.
Однако каждая из них отличается умными чертами лица, в этом и заключается особый трагизм полотна. С неё было сразу же сделано немало копий. К сожалению, ранние рисунки художника не сохранились. Но не успел он пробыть дома и двух месяцев (1623), как его догнало письмо от севильянца, служившего королевским капелланом. Осажденная испанцами голландская крепость Бреда пала. До 1623 Веласкес работал в Севилье. Видимо именно Рубенс посоветовал Веласкесу посетить Италию.
К этому же времени относится создание Веласкесом своей самой, пожалуй, необычной картины «Венера перед зеркалом». В переводе с испанского, «прадо» означает «луг», а применительно к топографии Мадрида – это старинный парк известный с XVI века. Их позы и жесты живые, естественные. Филипп IV без своего фаворита чувствовал себя неуютно.
Это объяснимо. В своей художественной работе Пачеко пытался сочетать две линии – романтического «равнения» на ренессансные образцы и своеобразного реализма, сильно отдающего так называемым «караваджизмом». Как не так давно выяснилось, удерживали его в Риме не только дела. Вообще, полотен, написанных позже XVIII века, мы обнаружим в музее не слишком много.
Не удивительно, что у Веласкеса появилось немало недоброжелателей. Художник же как мог оттягивал отъезд. Если «верить» веласкесовской библиотеке, включавшей в себя и «разноязычные» поэтические сборники, то ее хозяин читал на итальянском испанском языках и на латыни. Но сильнее всего его манила живопись. Так был создан прецедент человек искусства стал кавалером одного из древнейших в Европе рыцарских орденов.
В работе ощущается сильное влияние итальянской школы (и в первую очередь, творчества Тициана). Произведения эти не имеют себе равных в мировой живописи. В полумрачной ткацкой мастерской на первом плане изображены прядильщицы, которые заняты своим трудом. Безусловно, одна – привлекательная и молодая, а вторая может вызвать содрогание.
Автор изобразил момент получения Вулканом (богом огня) от Апполона вести об измене жены (Венеры). Именно Пачеко учил юного Веласкеса «во всем следовать природе». Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) в семье местных уроженцев Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии.
Обнажённая богиня лежит спиной к зрителю, а её лицо можно увидеть в отражении зеркала. Используя своё влияние на наследного принца, Оливарес был активным участником непрекращающихся придворных интриг и лоббирование кликой Оливареса государственных дел стремительно возросло.
1625 год. Впрочем, кое-какие важные шаги он сделал. Осажденный город-крепость Бреда в Северном Брабанте, окруженный испанской армией под руководством испанского генерала Спинолы сдался после 12- месячной осады. Живопись и творчество Диего Веласкеса Примечание.
Впоследствии оно только увеличивалось. Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников— художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. )русск., которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову. Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты: Хуана Матеоса, около 1632, Картинная галерея, Дрезден графа-герцога Оливареса, около 1638, Эрмитаж, Санкт-Петербург Дама с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон серия портретов инфант, Лувр, Прадо).
Высказывались мнения, что моделью для образа Святой Девы послужила юная жена художника (а быть может, тогда еще невеста), Хуана. 1638 г. ). Так, до сих пор идут споры о сюжете и смысле «Менин». Первое смехотворно, второе — опровергается мнением непредвзятых свидетелей.
Родители будущего художника поженились в севильской Церкви святого Петра (исп. )русск. К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. Героями трех из этих работ стали карлики. Кроме этого, сохранилось несколько превосходных копий, выполненных в мастерской художника.
Он надеялся встретиться с молодым королем Филиппом IV, но эта встреча не состоялась. Молодой художник приобрёл в Севилье уже достаточно хорошую репутацию. На первой из них Филипп еще не вышел из юношеского возраста ему – около 17 лет. Здесь Веласкес овладел навыками и представлениями о шедеврах живописи в мировом масштабе.
Объясняется это просто – подобные «греховные» сюжеты осуждались Святой Инквизицией. В картине «Менинах», наполненной движением пространственных планов, воздуха и света, частный эпизод придворного быта предстает как одно из мгновений общего течения жизни в богатстве ее взаимосвязей и изменчивых проявлений. Но это была лишь одна сторона медали. Итак, с 1623 года он завоевал эксклюзивное право писать картины обо всем королевском семействе, прославляя на своих полотнах Великую династию Габсбургов. Отсюда и второе название картины («Миф об Арахне»), зафиксированное в инвентарных списках XVII века. В 1617 получил звание мастера.
Так, англичане в нем представлены лишь несколькими работами очень фрагментарны французский и голландский отделы собрания. Особо отмечают портрет уже стареющего Филиппа IV.
Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников— художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. )русск., которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову. Родители будущего художника поженились в севильской Церкви святого Петра (исп. )русск. 1631. Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем. Диего был старшим среди восьмерых детей в его семье. Четыре с лишним десятилетия длилось сотрудничество (вскоре переросшее в дружбу) короля и живописца. Узнав о талантливом художнике из Севильи, он призывает его к себе.
Так Веласкес наконец получил возможность показать себя. Молодой художник приобрёл в Севилье уже достаточно хорошую репутацию. Он надеялся встретиться с молодым королем Филиппом IV, но эта встреча не состоялась. В 1623 году Веласкес переехал в Мадрид и стал королевским живописцем.
Музыкальный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте. Некоторые современные исследователи оспаривают «рабское» положение Парехи, ссылаясь на документ, датированный 1630 годом, где тот именуется «художником». В 1922 году Веласкес перезжает работать в Мадрид.
Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 161110. Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 16114. Наиболее значительной из этой серии является картина «Сдача Бреды» (1634 – 1635, Прадо, Мадрид), в которой художник не только запечатлел историческое событие (сдачу осаждённого голландского города испанской армии 2 июня 1625 года), но и с помощью многочисленных красноречивых деталей выразил своё отношение к этому событию и его участникам.
В картинах Вакх (Пьяницы до 1630), Кузница Вулкана (1630, обе – в Прадо) мифические образы Веласкеса объединил с грубоватыми, земными образами людей (Вакх и фавн, пирующие в обществе бродяг), наделил их естественным поведением и реальными характерами (Кузница Вулкана). Их судьбы зачастую трагичны. Как и многих других мальчиков, его отдали в монастырскую латинскую школу. К тому времени изображение Гонгоры уже увидел и сам король Филипп IV.
Да и поздние, дошедшие до нас, произведения этого жанра можно пересчитать по пальцам. С 1622 года он возглавил правительство. Будучи свободным от придворной службы, Веласкес много писал, в том числе исполнил 11 портретов.
Картина изображает живописца, что трудится над портретом короля с королевой. К тому же периоду, по-видимому, относится его шедевр «Венера с зеркалом», редчайшее в истории испанской живописи изображение обнаженного женского тела, сюжет, запрещаемый инквизицией. Ни одна из этих работ, к сожалению, не сохранилась. В 1620 году Диего открыл собственную мастерскую. Многие эксперты называют данное произведение одним из лучших реалистических портретов.
В 1629 году король милостиво разрешил художнику присоединиться к свите знаменитого полководца Амбросио Спинолы, отправлявшегося на соседний полуостров. Говорили, что молодой художник слишком высокомерен и заносчив. Это также одна из последних картин, написанная Веласкесом. «Портрет Франсиско Лескано» представляет нам несчастного человека, страдающего – по всем признакам – болезнью Дауна «Дон Хуан Калабасас» – горбуна, улыбающегося бессмысленной улыбкой («калабасас» в переводе с испанского означает «тыква»). Особенно часто – дочь Филиппа инфанту Маргариту.
Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера. Первое смехотворно, второе – опровергается мнением непредвзятых свидетелей. В мадридский период мастерство художника совершенствуется. Типичный пример веласкесовской «картины в картине», когда миф служит поводом для изображения сцены из современной жизни.
В 1617 году Веласкес был принят в гильдию живописцев Святого Луки в Севилье. Картина «Непорочное зачатие», ок. Веласкес Диего, великий испанский художник. Реальные пряхи работают в реальной мадридской мастерской, обслуживающей королевский двор, а на стене висит изысканный гобелен (плод их работы) со сценой, сюжетом дм которой взят фрагмент «Метаморфоз» Овидия.
На портретах Веласкеса король изображен по-разному: в одних случаях – по пояс, в других – в полный рост («Портрет Филиппа V»). Но они никак не проявили себя. Смысл произведения типичен для эпохи барокко: размышление об увядающей красоте, суетности и бренности человеческой жизни. Главные полотна Веласкеса позднего периода – крупномасштабные композиции Менины (юные фрейлины) (1656) и Пряхи (1657). По обычаю, широко распространённому в Андалусии, Диего и его брат Хуан, также ставший художником, взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес». Да, Веласкес работал в собственной мастерской, воспитывал собственных учеников. Пачеко отмечал, что «великий монарх был удивительно щедр и благосклонен к Веласкесу.
Знакомство с королевским собранием картин (преимущественно итальянских художников, в том числе Тициана), встречи с П. П. Рубенсом, посетившим Испанию в конце 1628 – начале 1629 и поездка в Италию (конец 1629 – начало 1631) содействовали совершенствованию мастерства Веласкеса. Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет. Среди них были и профессиональные шуты и люди, «обиженные» природой.
Изображена внутренность мастерской шпалер. Потребовались доказательства его аристократического происхождения и многочисленные свидетельства того, что он занимался живописью только «ради своего удовольствия и по повелению короля», картин своих не продавал, а жалование получал лишь по занимаемым придворным должностям. 25 мая 1651 года художник покинул Италию. Немало он, будучи вхож в высокие круги, помог юноше и своей протекцией.
Произведения Веласкеса того периода, особенно его натюрморты, оказали большое влияние на современных ему севильских художников. Необычным в ней было всё – от темы (до Веласкеса никто подобных полотен в испанской живописи не создавал) до её воплощения и даже смысла.
Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога. Как все его сюжетные картины, полотно необычно по замыслу. Филипп IV женился дважды. Это произошло 6 августа 1660 года. На переднем плане группа ткачих за работой.
Один из ярчайших представителей эпохи Золотого века родился в испанской провинции Севильи 6 августа 1599 года, это был Диего Веласкес, прославившийся на весь мир как великолепный и неподражаемый мастер живописи. В работе Поклонение волхвов прототипами главных героев послужили реальные люди: молодой король – автопортрет художника, стоящий на коленях царь – Пачеко, младенец Иисус и Дева Мария – дочь Пачеко и жена Веласкеса, Хуана. Но не успел он пробыть дома и двух месяцев, как его догнало письмо от Хуана де Фонсеки (исп. )русск. Сохранилось около десятка подобных работ.
В 1619 и 1621 годах у четы Веласкесов родились две дочери. Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера.
Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) в семье местных уроженцев Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии. И все больше усилий ему приходилось прилагать, чтобы работать за мольбертом. Так, венецианский художник и писатель Марко Боскини, встречавшийся с Веласкесом, писал, что это был «прекрасно образованный и воспитанный человек, обладавший чувством собственного достоинства». Следуя традиции, он исполнял заказанные ему портреты шутов, карликов, уродцев.
Этот, одобренный в 1787 году королем, проект предусматривал, что в новостройке будут соседствовать академия наук (для нее отводился первый этаж) и естественно-исторический музей (на втором этаже). Слева в беспорядке толпятся голландцы.
Ему понравилось настолько, что он приказал брату уступить очередь позирования. В то время она украшала библиотеку дворца-монастыря Эскориал, расположенного неподалеку от Мадрида, но вполне вероятно, что до этого портрет изрядно «попутешествовал». Смотря на полотно, мы видим недобрый взгляд коварного и действительно жесткого человека. Изображает сцену передачи ключей от города.
Картины, которые он создал в Риме, принесли ему еще большую славу. Диего Веласкес (Diego Velasquez) – великий испанский художник 17 века. Классическая ясность композиции изысканность цветовых отношений сочетаются в этих больших картинах с исключительной для того времени убедительностью и живописной свободой в трактовке пейзажей. По обычаю, широко распространённому в Андалусии, Диего и его брат Хуан, также ставший художником, взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес».
Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года. Севильское землячество при королевском дворе в Мадриде обладало большим весом, чему немало способствовала деятельность Гаспара де Гусмана Оливареса имевшего обширные поместья в Севилье и бывшего с 1615 года камер-юнкером инфанта, будущего короля Филиппа IV. В доме учителя Диего познакомился со своей женой. Примером тому может служить виртуозно написанная картина «Мулатка» (другое название – «Ужин в Эммаусе»). Культ Девы Марии распространен в Испании как ни в одной другой христианской стране. Несмотря на то, что в рафинированной художественной среде сам жанр считался «низким», Веласкес подходил к работе над бодегонес со всей серьезностью.
с известием о смерти придворного живописца Родриго де Вильяндрандо (исп. )русск. Несмотря на почтенный возраст (75 лет), папа был человеком железной воли, моложавым, энергичным, вспыльчивым и подозрительным. По обычаю, широко распространённому в Андалусии, Диего и его брат Хуан, также ставший художником, взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес».
Естественно, Веласкесу пришлось писать и заказные парадные портреты. Тот без раздумий принял это предложение. Не меньше споров вызывают и «Пряхи». Однако популярность Веласкеса вызывала не только поклонение, но и зависть.
Главной фигурой со всей силой своего озорного обаяния, является маленькая инфанта Маргарита, которая ворвалась в студию Веласкеса, сопровождаемая придворными дамами, карликами и собаками, в ворохе юбок, плащей и лент, в то время как он был полон решимости нарисовать короля и королеву, чьи единственные лица и являются четкими, отражаются в зеркале на стене фоном, где видны две большие мифологические картины, одна – Рубенса, другая – Джорданса, также висящие на стене. и о наличии вакансии на это место. Впоследствии оно только увеличивалось. Живопись, разумеется, при этом несколько страдала – загруженный придворными делами, Веласкес писал меньше. Согласно данным искусствоведов, самая первая рама для картины также была черной, что играло на перспективу. Можно подумать, что эти работы созданы двумя абсолютно разными художниками. Диего получил хорошее образование.
Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет». Не меньше споров вызывают и «Пряхи». На заднем плане с оружием и знаменами проходит гарнизон павшей крепости. В своих «Жизнеописаниях испанских живописцев» Антонио Паломино характеризовал Пареху как «полукровку неизвестного происхождения, который был рабом Веласкеса и сам пытался писать».
На картине первый министр испанского короля Филиппа IV, герцога Оливареса. Эта церковь XV века с недавних пор является собственностью музея. Мастерство Веласкеса, благородные манеры и сама его личность произвели на всех приятное впечатление. Герцог приказал изобразить себя полководцем на коне, на фоне сражения, хотя первый министр никогда не учавствовал ни в одной битве, а войнами руководил из своего кабинета, причем неудачно. 1617), «Продавец воды» (ок.
Мастерство, проявляющееся в изображении ряда деталей (например, капли воды на кувшине), удивительно для столь молодого живописца, каким был тогда Веласкес. Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет. Эта картина, над которой художник проработал три месяца, в результате ошеломила весь Рим. К этому же времени относится создание Веласкесом своей самой, пожалуй, необычной картины «Венера перед зеркалом». 1620).
Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника— но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства». 25 мая 1651 года художник покинул Италию. Тонко и точно разработанная гамма красных и розовых оттенков – эмоциональный ключ к пониманию жестко-правдивого образа папы Иннокентия Х (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим), портрет которого Веласкес написал во время второй поездки в Италию в конце 1648 – середине 1651 годов.
и о наличии вакансии на это место. Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) в семье местных уроженцев Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии.
Иннокентий X, увидев свой портрет, восторженно воскликнул: «Слишком правдиво. » За этот портрет художник получил в качестве вознаграждения нагрудную цепь с изображением папы, находящимся в медальоне. В 1649 году, будучи в Италии, Веласкес создает один из своих шедевров «Портрет папы Иннокентия X». Как описывает художник Хусепе Мартинес (исп. )русск., это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. )русск. К этому же периоду относятся Венера перед зеркалом (около 1650, Национальная галерея, Лондон), в которой необычный композиционный прием (лицо Венеры видно только в зеркале) придает особую свежесть и остроту изображению гибкого, стройного, полного жизненного обаяния обнаженного женского тела, а также два пейзажа Вилла Медичи (1650–1651, Прадо, Мадрид по другому мнению – около 1630), в необычайно для своего времени широкой живописной манере воссоздающие целостные образы природы.
Стойный лес копий (отсюда второе название картины Копья) создает впечатление численного превосходства и мощи испанского отряда. Между тем, Филипп распорядился, чтобы впредь его портреты писал только Веласкес. Впоследствии оно только увеличивалось.
Антония-аббата со св. Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов.
Фон подобран так, чтобы максимально оттенять фигуру, цветовая гамма строгая, но оживляется тщательно подобранными сочетаниями цветов. 25 мая 1651 года художник покинул Италию. К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старуха, жарящая яйца» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. В возрасте двадцати одного года Диего Веласкес открыл собственную мастерскую. Луки и общества виртуозов Пантеона.
К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует свое мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. В этот период очень плодотворно трудится Диего Веласкес. Испанское слово «бодегон» означает дешевый трактир или харчевню – соответственно к жанру бодегонес относились картины изображающие сценки из жизни занятых едой и питьем простолюдинов.
Особенно часто изображалась инфанта Маргарита, королевская дочь. Веласкес много раз писал короля Филиппа и его детей. Учился он у мастеров этого дела Ф. Эрреры и Ф. Пачеко. Постепенно отходя от традиций своих предшественников, художник стремился к психологической точности в изображении своей модели и ставил своей задачей передать не только характер человека, но и показать противоречивость его черт.
Подлинную творческую свободу Веласкесу удалось проявить в портретах шутов. Он увидел картины великого Тициана, которые произвели на него глубочайшее впечатление. Зеркало символизирует всевидящее око Всевышнего, обнажающее человеческие пороки. В 1649 году королевский выбор пал на его племянницу, совсем юную Марианну Австрийскую. В 1623 Веласкес переехал в Мадрид и стал королевским живописцем.
Архитектурный проект здания выполнил Хуан де Виллануэва (1739-1811), адепт строгого неоклассицизма, самого модного в то время в Европе художественного направления. Сложный характер портретируемого раскрыт художником прямо и глубоко. Когда старшие сыновья подросли их отдали в обучение маститому севильскому художнику, который обладал весьма скверным характером, вот таким образом уроки братьев быстро исчерпались.
Среди них отметим: 1) дворянское происхождение (как по отцовской, так и по материнской линии) 2) отсутствие иудейских и мавританских примесей в крови 3) наличие состояния (кандидат – равно как его родители и деды – не должен был зарабатывать на жизнь своим трудом). Не удивительно, что у Веласкеса появилось немало недоброжелателей. Через год он работал уже в мастерской другого художника, Франсиско Пачеко, у которого оставался до 1617 года, когда получил звание мастера. На рубеже 1630-1640-х годов он создал знаменитую серию, состоявшую из четырех картин.
«Сдача Бреды» (1634—35), которая стала одним из самых значительных произведений европейской живописи в историческом жанре. Как описывает художник Хусепе Мартинес, это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. )русск. С присущим ему безупречным вкусом сам он пополнял художественные коллекции Алькасара. Отсюда появилось большое количество завистников. Он начинает писать работы жанре бодегонов (от исп. В левой части картины побежденные голландцы, они представлены с тем же чувством достоинства, что и победители – испанцы, более плотной массой сгруппированные в правой части композиции, на фоне рядов копий (отчего картина имеет второе название Копья).
По словам историка Хулиана Гальего (исп. )русск., молодой художник понимал ограниченность возможностей художественных школ Севильи и изучение королевской коллекции, особенно Тициана, оказало решающее воздействие на стилистическую эволюцию Веласкеса, который переместил акцент со строгого натурализма его севильской эпохи и от суровых землистых спектров до яркости серебристо-серого и прозрачности синего цветов к зрелому возрасту. Наполеоновские солдаты умудрились даже ободрать свинцовые листы, покрывавшие крышу. Одним из великолепных примеров таких работ является картина Диего Веласкеса «Маргарита», написанная в 1655 году. Помимо живописных полотен, музей располагает обширной коллекцией скульптур, рисунков (в том числе и довольно редких рисунков Веласкеса) и произведений прикладного искусства (мебели, керамики, монет и пр. ). Существует несколько версий, противоречащих друг другу. Художник изобразил свою мастерскую в королевском дворце и себя, слева, с кистью в руке.
Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника, но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства» и желание поработать с пейзажами. Так Веласкес наконец получил возможность показать себя. Учился в Севилье у Ф. де Эрреры Старшего и Ф. Пачеко (1610-16).
Примером этому может послужить полотно «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620 г., Национальная галерея, Лондон), представляющее собой «картину в картине» и наполненное более глубоким смыслом, чем прочие работы этого периода. Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников – художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. )русск., которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову. Искусствоведы долгое время относили их к позднему периоду творчества художника, датируя 1650-51 годами (временем второго визита в Италию), однако новейшие исследования показали, что оба пейзажа созданы во время первой итальянской поездки художника, то есть двадцатью годами раньше. Веласкес – редкое исключение из этого правила.
Во время своей первой итальянской поездки знакомство с творчеством Тициана продолжилось. Далее. Комендант Бреды Юстин Нассауский вручает ключи от крепости испанскому полководцу Спиноле. За работой этой пряхи наблюдает другая женщина. Однако и это не помогло. С неё было сразу же сделано несколько копий.
Отражение в зеркале нечетко и лицо богини выглядит постаревшим и не столь прекрасным, как можно было бы ожидать при виде совершенства ее юного тела. Хотя бы одна картина Веласкеса найдется в любом крупнейшем музее мира, но две или три – уже великая редкость. По третьей, «Пряхи» — это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю.
Но само обращение к демократическому типажу было многозначительным. Слухи о молодом художнике достигли двора и уже в следующем, 1623-м, году первый министр герцог де Оливарес (тоже выходец из Севильи) пригласил Веласкеса в Мадрид писать портрет короля. Подпись – своего рода оценка художником собственного труда. Она была очень успешна.
Древнеримский поэт рассказал о том, как богиня Минерва, рассердившаяся на Арахну за то, что та считала себя самой искусной ткачихой на свете, превратила ее в паука. Существует несколько версий, противоречащих друг другу. Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует. Пейзаж встречается у Веласкеса и в качестве фона – это касается нескольких королевских портретов и охотничьих сцен – подобных «Королевской охоте на кабана».
В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни. Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 1611.
Так, до сих пор идут споры о сюжете и смысле «Менин». Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. )русск., сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего. На религиозном полотне у него запросто появлялись натуралистические детали, «запрещенные» в традиционной религиозной живописи. Его учитель Пачеко, а также друзья и земляки старались помочь его карьере. Одним из великолепных примеров таких работ является картина Диего Веласкеса «Маргарита», написанная в 1655 году.
Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610–1616), в 1617 получил звание мастера. Он представляет собой излюбленное место отдыха горожан. Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте. К тому времени изображение каноника уже увидел и сам король Филипп IV.
Теперь штрих художника становится прозрачнее, палитра же – светлее. Мазок у начинающего Веласкеса был густым, но гибким, а в палитре преобладали темные тона. В 1774 году (шла эпоха Просвещения – с ее трепетным отношением к рациональному, преимущественно естественнонаучному, знанию) по распоряжению короля Карла III и в рамках задуманного им благоустройства города (именно в это время в Мадриде появились, например, первые уличные фонари) в парке заложили ботанический сад, а чуть позже построили рядом здание, в котором предполагалось разместить академию наук.
bodegуn – харчевня) – сцены из народной жизни (Завтрак, около 1617-18, ГЭ). Этот факт нам многое говорит о характере самого автора. Первое упоминание об этой картине относится к 1651 году. Поняв, каким божественным даром обладает его ученик, мудрый наставник создал все условия для того, чтобы этот дар раскрылся как можно полнее. Кроме уже привычных портретов членов королевской семьи, в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника— «Менины» (1656, Прадо, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657г., Прадо, Мадрид).
В марте 1617 года 17-летний Веласкес, сдав экзамен, вступил в корпорацию севильских художников и начал самостоятельный путь. На протяжении девяти месяцев крупнейшие художники XVII века интенсивно общались. У её босых ног лежит кошка. «Здесь и только здесь, – цитируем свидетельство, датируемое 1560 годом, – вы можете в полной мере насладиться как прохладным вечерним воздухом, так и звуками хорошей музыки».
Несколько раз Веласкес писал и детей короля от его второго брака – Маргариту, родившуюся в 1651 году и ее младшего брата, Филиппа Проспера, родившегося в 1657 году. Покидая Севилью, художник взял с собой свой лучший, по общему признанию, бодегонес «Водонос», 1620. Полотно пронизано светом и воздухом, оно написано жидкими красками. К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. При этом испанская живопись – главное сокровище музея Прадо.
Кроме уже привычных портретов членов королевской семьи, в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника – «Менины» (1656, Прадо, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657 г., Прадо, Мадрид). Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов. В зрелом возрасте он предпочитал писать картины непосредственно на холсте, не делая предварительных набросков и внося необходимые поправки «по ходу дела».
Вместе с тем собственно «божественного» в героини полотна мало. В Риме он написал также картину Венера с зеркалом (Лондон, Национальная галерея), сюжет которой восходит к гравюре с картины голландского художника А. ван Блокландта. К тому времени изображение Гонгоры уже увидел и сам король Филипп IV. Практически ничем не отстает от нее венский Художественно-исторический музей.
Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера. В 1649 году, спустя пять лет после смерти Пачеко, увидел свет его трактат «Искусство живописи», в целом законченный еще в 1622 году и суммирующий опыт педагогической и творческой деятельности автора. Но не успел он пробыть дома и двух месяцев, как его догнало письмо от Хуана де Фонсеки (исп. )русск. По третьей, «Пряхи» — это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю. Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет».
В ноябре 1648 Веласкес получил разрешение на поездку в Италию. Впрочем, не бывает правил без исключений. Веласкес акцентировал живость румяного лица использовав сочетание различных оттенков красного цвета.
Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года. 1618, была одной из первых работ, выполненных Веласкесом в официальном звании мастера живописи, экзамен на которое он сдал в 1617 году. Филипп хотел, чтоб его портреты писал только Диего. В композиции картины находятся две самостоятельные сцены. Художники – народ «проблемный».
В портретах Веласкеса обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение. Два небольших пейзажа виллы Медичи и Прадо были написаны им на открытом воздухе при естественном свете так называемые конные (1634-35) и охотничьи (1634-36) портреты короля, его семьи, премьер-министра Оливареса для дворцов Буэн-Ретиро и Торре де ла Парада (все в Прадо). Не меньше споров вызывают и «Пряхи». В картинах Вакх (Пьяницы, до 1630) и Кузница Вулкана (1630 обе картины в музее Прадо, Мадрид) художник объединил мифологические образы богов с грубоватыми, нарочито приземленными образами людей, наделил их реальными психологическими характерами.
Там его избрали членом римской Академии св. Не вызывает сомнений и тот факт, что это чрезвычайно умный и сообразительный человек. В этих произведениях нет ни тени насмешки или брезгливости – они написаны с явной нежностью и симпатией. Он не сразу преодолел каноны этого жанра.
Совсем молодым человеком (ему не было еще 25 лет) Веласкес оказался при дворе испанского короля Филиппа V должности придворного живописца, которую отправлял до конца своих дней. Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога. Модернизация его техники диктовалась высокими – вообще говоря, духовными – задачами. Служа при дворе, Веласкес не раз писал и шутов и карликов. Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 1611. Сам король и его дети многократно были написаны в творениях художника.
Их можно увидеть в зеркале на заднем плане. Впрочем, кое-какие важные шаги он сделал. Так Веласкес наконец получил возможность показать себя. На первом плане зритель видит огромную собаку и одутловатое лицо карлицы. Менее чем за три года у них родились две дочери из которых выжила только одна, Франциска. В картине Сдача Бреды (1634, Прадо), которая стала одним из самых значительных произведений европейской живописи исторического жанра, проявились гуманистические тенденции творчества Веласкеса (человечность, этика отношений победителей и побеждённых), присущая ему как историческому живописцу объективность.
Король и королева не показаны совсем их отражения только видны в зеркале. При Диего удалось поработать с Рубенсом в течение нескольких месяцев, пока тот находился в Мадриде. Вернувшись, домой, он продолжил свои государственные и художественные труды. Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez).
В это период на творчество Диего оказывает влияние работы Рубенса и Тициана. Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте.
Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника, но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства» и желание поработать с пейзажами. В 1628 Мадрид посетил фламандский художник Питер Пауль Рубенс. Мария Барбола и инфанта находятся на одной параллели их образы пересекаются.
Он никогда не жил в нищете, не имел явных врагов, не знал творческих кризисов. В последних двух Диего Веласкес объединяет мифологических богов с грубым образом людей. Знаменитая картина Веласкеса «Сдача Бреды» или «Копья» была закончена им в 1636 году. Инфанта изображена с несвойственным для ее юного возраста спокойствием. Диего Веласкес оставил яркий след в истории мирового изобразительного искусства.
Его родители, заметив у своего ребенка наклонности к искусству, отвели его в мастерскую к известному художнику Ф. Эрреры. В это период появляются такие работы как Шут Калаба-Сильяс, Граф Оливарес, Вакх, Кузница Вулкана. Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем. Павлом-отшельником и Коронование Марии, а также Распятие, написанное, вероятно, ок.
Картина находится на территории Рима, в галерее Дориа-Памфили. Среди подобных портретов этого периода надо отметить «Графа Оливареса» (1625) и «Шута Калаба-Сильяса» (1626-1627). Филипп IV возводит художника на высшую в государстве должность – гофмаршала. Осенью 1623 года Веласкес вместе со своим тестем приехал в Мадрид.
Художник очень жалеет юных принцесс, которые часто лишены детства. Так, до сих пор идут споры о сюжете и смысле «Менин». В этот период он создал картину Охота на дикого вепря (Лондон, Национальная галерея), несколько конных портретов короля и его портретов на охоте и знаменитую картину Сдача Бреды (1634–1635). Его заказчиком стал всесильный министр короля Филиппа IV Гаспар де Оливарес. Творчество художника Веласкеса является вершиной испанской живописи XVII века и одним из ярчайших явлений мирового искусства. Им стал Франсиско Гойя.
Как описывает художник Хусепе Мартинес, это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. )русск. В то же время в картине есть и интрига в виде нарочито затемнённого отражения богини в зеркале, что как бы провоцирует зрителя на вопрос: кто же она, Венера Веласкеса. Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов.
Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn – трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем. Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны. По второй версии, картина представляет собой вариацию на темы сразу трёх античных мифов – о мойрах (богинях судьбы в древнегреческой мифологии), об Арахне и о похищении Европы – в оригинальной авторской трактовке.
Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога. В 1906 году ее приобрела лондонская Национальная галерея. То же и портреты Веласкеса. Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («Триумф Вакха или Пьяницы», 1628—1629, «Кузница Вулкана», 1630), а также историческим— «Сдача Бреды» (1634). Необычным в ней было всё — от темы (до Веласкеса никто подобных полотен в испанской живописи не создавал) до её воплощения и даже смысла.
Диего Веласкес, являясь придворным служителем испанской короны, часто на своих полотнах рисовал членов королевской семьи. «Картина изображает обнаженную женщину, – описывал свое приобретение первый ее владелец, – лежащую на ткани спиной к зрителю, облокотившись на правую руку и глядящую на себя в зеркало, которое держит перед нею ребенок». А обрабатывать эти детали Веласкес умел мастерски, достигая такого уровня реализма, что зрителю хотелось (да и сейчас хочется) потрогать изображенный предмет. Справа мальчик-карлик пытается ногой растолкать огромную собаку, растянувшуюся на полу.
Вообще отношения между королем и Веласкесом складывались очень дружеские. По второй версии, картина представляет собой вариацию на темы сразу трёх античных мифов — о мойрах (богинях судьбы в древнегреческой мифологии), об Арахне и о похищении Европы — в оригинальной авторской трактовке. Рядом с ним любимица Маргариты – карлица с одутлватым лицом.
Наиболее значительной из этой серии является картина «Сдача Бреды» (1634—1635, Прадо, Мадрид), в которой художник не только запечатлел историческое событие (сдачу осаждённого голландского города испанской армии 2 июня 1625 года), но и с помощью многочисленных красноречивых деталей выразил своё отношение к этому событию и его участникам. Теперь Веласкес, наконец, получил полную независимость. Во-вторых, жанр портрета в тогдашней испанской живописи находился на положении пасынка гораздо большей популярностью пользовались религиозные сюжеты, да и стилистика в ходу была более эмоциональная (не без налета легкой сентиментальности), нежели у Веласкеса.
Лица обеих групп реальны. Существует несколько версий, противоречащих друг другу. Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует.
С 1622 года он возглавил правительство. Однако отражение это темно и неясно. Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) в семье местных уроженцев Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии1. Именно Рубенс убедил Веласкеса поехать в Италию. Римское общество, папская курия и художники относились к нему с большим уважением. «Кузница Вулкана» была написана им в столице Италии.
В 1622 году он впервые посетил испанскую столицу, чтобы взглянуть на знаменитый Эскориал (там хранилось богатейшее живописное собрание, а сам дворец называли «восьмым чудом света») и прощупать почву на предмет приличного «трудоустройства». Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. До 1623 работал в Севилье. Но всадник далек от реальной войны, да и думает ли он о ней. Они становятся значительно разнообразнее по композиции и живописному решению.
Веласкес Диего Картины и биография Диего Веласкеса Веласкес Диего (1599–1660), великий испанский художник. С этой точки зрения «Венера перед зеркалом» – очень чувственный эротический портрет возлюбленной, аналога которому на тот момент в живописи ещё не было, созданный Веласкесом себе на память. Успех сопутствовал художнику на протяжении всей жизни. с известием о смерти придворного живописца Родриго де Вильяндрандо (исп. )русск.
Эту работу он подарил одному из вельмож, помогавшему столичному неофиту на первых порах. Эти качества позволили Веласкесу сделать и административную карьеру. Имена их – за исключением Хуана дель Мазо, зятя художника, – неизвестны. В последней работе благородство и величие персонажей изящество и естественность их движений подчеркивается гармонией красок и виртуозностью мазка.
Эти люди изображены в композиционной группе вместе с собаками. Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать свое искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев». Первые сведения об этой картине относятся к XVIII веку.
Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера. Примером этому может послужить полотно «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620 г., Национальная галерея, Лондон), представляющее собой «картину в картине» и наполненное более глубоким смыслом, чем прочие работы этого периода. Со временем Веласкес приобрел и другие придворные должности. Больше всего это гимн о красоте женщины, ее чувственной любви.
Огромную роль в судьбе Веласкеса сыграл его тесть – поэт, художник и теоретик искусства Франсиско Пачеко (1564-1644). Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610–1616), в 1617 получил звание мастера. Веласкес посетил Венецию, Феррару, Рим, Неаполь. Веласкес обнаруживает мир внутренних переживаний в степенном, одиноко печальном умном карлике Эль Примо, в растерянном, забившемся в угол дурачке (Эль Бобо) из Кории, в уродце Себастьяно Морра, устремившем на зрителя взгляд, полный укора и мрачного отчаяния (все — Мадрид, Прадо).
Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев»11. Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем. Есть в ней что-то от радости долгожданной встречи. В портретах Веласкеса обычно отсутствуют аксессуары, жест, движение.
Веласкес стремительно отправился ко двору, остановился в доме королевского капеллана поэта Луиса де Гонгора-и-Арготе, соперника Лопе де Веги и написал его портрет, находящийся ныне в Музее изящных искусств в Бостоне. К пятидесятым годам относится один из самых сложных портретов мастера – портрет Филиппа IV (1654). В мадридский период мастерство художника совершенствуется. Ни до, ни после он не создавал ничего подобного.
Менин часто называют картиной создания картины. Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет. Здесь ему оказывает покровительство премьер-министр Оливарес. С этой точки зрения «Венера перед зеркалом» — очень чувственный эротический портрет возлюбленной, аналога которому на тот момент в живописи ещё не было, созданный Веласкесом себе на память. В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни.
В 1868 году в Испании произошла революция. По словам историка Хулиана Гальего (исп. )русск., молодой художник понимал ограниченность возможностей художественных школ Севильи и изучение королевской коллекции, особенно Тициана, оказало решающее воздействие на стилистическую эволюцию Веласкеса, который переместил акцент со строгого натурализма его севильской эпохи и от суровых землистых спектров до яркости серебристо-серого и прозрачности синего цветов к зрелому возрасту.
Они утвержали, что Веласкес не обладает талантом. На протяжении девяти месяцев великие художники интенсивно общались. Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем. Одетые в черные доспехи, с розовым шарфом через плечо теснятся испанцы.
Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев»5. У него, правда, есть некоторая «специфика» – здесь представлены в основном «детские» портреты Веласкеса, запечатлевшие королевских отпрысков. Картину невозможно смотреть вблизи. Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев». Справа находится другая пряха, она сматывает в тугой клубок сделанную из шерсти нитку. Этот известный сюжет изложенный Овидием, перекликается в картине Веласкеса с реальной сценой на переднем плане, где и изображены сами пряхи – арахны.
Мало у кого из его собратьев по цеху жизнь сложилась столь же счастливо. В 1629 году художник завершает необычную для испанской традиции картину на античный сюжет — «Вакх» или «Пьяницы» (16281629). Сам же папа, увидев портрет, воскликнул «Слишком правдиво. » и наградил художника золотой цепью и папской медалью. Художник неустанно писал прославившие его портреты, создал ряд полотен религиозного и мифологического содержания. Его учитель Пачеко, а также друзья и земляки старались помочь его карьере.
В последние годы жизни Веласкес написал самые знаменитые свои картины: Лас Менинас (Фрейлины 1656) и Пряхи (1657 – обе в Прадо. Диего Родригес де Сильва Веласкес был рожден в июне в 1599 году на территории Севильи. В центре картины – инфанта (принцесса) Маргарита, окруженная придворными. Он приобрел известность еще в юности.
Пачеко вспоминал, что был «восхищен его (Веласкеса) добродетельностью, честностью и талантом и с радостью отдал ему в жены свою дочь». Портреты по-прежнему преобладают в творчестве Веласкеса. «Лас Менинас» — так называлась одна из (последних картин Веласкеса, созданная им уже в 1656 году. Отметим, что это свидетельство никак нельзя назвать полным – славен был этот парк, помимо прочего и как традиционная «площадка» проведения дуэльных поединков и как укромная «точка» для случайных любовных связей.
Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев». К тому же периоду относятся исполненное красоты и свежести полотно Венера перед зеркалом (1648-49, Национальная галерея, Лондон) и, возможно, два пейзажа Вилла Медичи (1650-51, Прадо по другому мнению – около 1630), в которых художник с необычной для своего времени кажущейся этюдностью письма создал целостные образы природы. Картина смотрится на удивление современно, напоминая опыты импрессионистов. bodegon – трактир, харчевня).
Картины «Завтрак» (ок. Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («Триумф Вакха», 1628—1629 «Кузница Вулкана», 1630), а также историческим— «Сдача Бреды» (1634). – все 1631-48, Прадо).
Веласкес Диего, картины которого необычны для отечественных традиций, к тридцатилетнему возрасту завершает работу над таким шедевром на античный сюжет, как «Пьяницы» или «Вакх». Сам же папа, увидев портрет, воскликнул «Слишком правдиво. » и наградил художника золотой цепью и папской медалью. В мадридский период мастерство художника совершенствуется. Спроектировал пристройку Рафаэль Монео (год рождения – 1937) известный тем, что в 1990-е годы по его же проекту построили Музей современного искусства в Стокгольме. Там в 1623 году король Филипп IV приглашает его работать во дворец.
Веласкес подружился с ним и они работали в одной мастерской в течение восьми месяцев. Этот этап творчества художника характеризуется влиянием караваджизма — подчёркнутым реализмом в изображении предметов и точной передачей черт натуры, усиленных контрастным освещением фигур переднего плана, а также плотностью письма. Слухи о молодом мастере достигли двора и уже в следующем, 1623-м, году первый министр герцог де Оливарес (тоже выходец из Севильи) пригласил Веласкеса в Мадрид писать портрет короля. В том же году Веласкес женится на Хуане, дочери своего учителя Пачеко.
Эта книга, с одной стороны, является ценным источником многих фактов биографии Веласкеса (равно как и других живописцев той эпохи), а с другой, представляет собой свод основных правил тогдашней живописи. Эти картины запечатлели короля в разные годы его жизни: от юности до старости. Антонио Паломино, автор книги «Жизнеописания испанских живописцев» (1724), отмечал, что в доме Пачеко, который современники называли «академией», «собирались величайшие умы Севильи».
На протяжении 1630-1640-х годов Веласкес создал серию портретов карликов и шутов. В течение трёх первых лет брака у молодой четы родилось две дочери. К несчастью, художник в то время был уже тяжело болен.
Сюжет был выбран Диего из-за влияния творчества венецианцев, принадлежавших к эпохе Возрождения: Тициану и Джорджоне. «Слишком правдиво» — воскликнул папа, увидав свой портрет, но это не помешало ему наградить Веласкеса золотой цепью. Картина изображает обряд посвящения в братство этого бога. Всё это позволило говорить о загадках в позднем творчестве Веласкеса.
Если рассматривать картину вблизи, то она превращается в набор хаотических мазков краски стоит же отступить на пару шагов назад и эта художественная «какофония» волшебным образом преображается в сверкающее серебром одеяние. Глубину картины подчеркивает и рама зеркала, в которое смотрится непревзойденная Венера. Если говорить о немногих исторических картинах Веласкеса, то его «Сдача Бреды» – по своей реалистической точности – сравнима с цветной фотографией, но ценность этой работы заключается не в ее «фотографичности», а в гениальном композиционном решении. Иннокентий X славился своей двуличностью и корыстолюбием.
Стать членом ордена Сант-Яго было непросто, поскольку кандидат должен был соответствовать ряду требований. Именно таким для дьявола Веласкесу представился однажды папа. В слиянии самых разноречивых черт характера, будь то жестокий временщик Оливарес, хмурый вельможа Хуан Матеос итальянский кардинал Камило Асталли, полный внутренней энергии неизвестный кабальеро, погруженный в свою работу скульптор Х. Мартинес Монтаньес или овеянная благородным изяществом «Дама с веером». Свои названия – «Венера и Купидон» и «Венера с зеркалом» – эта работа получила, когда находилась в английском поместье Рокеби Парк, в графстве Йоркшир. Многих людей, которые отличались физическим уродством, при дворе расценивали, как утварь. Знакомство с королевским собранием картин, встречи с Петером Паулем Рубенсом, посетившим Испанию в конце 1628 – начале 1629 и поездка в Италию (конец 1629 – начало 1631) содействовали совершенствованию его мастерства.
В 1628 году, Питер Пауль Рубенс приехал ко двору в Мадриде по дипломатическим делам. Именно эти короли приобретали полотна, составившие неразложимое музейное «ядро». В этом свидетельстве нет даже намека на мифологический сюжет. Рисует он опять же портреты. Этот портрет – одно из немногих произведений, подписанных Веласкесом (среди других подобных вещей отметим портрет папы Иннокентия X). В парных картинах «Менипп» и «Эзоп» (1639-40, Прадо), предстают образы людей, опустившихся нищих бродяг и отвергнутых обществом, но обретших внутреннюю свободу от сковывающих личность условностей.
Пачеко отмечал, что «великий монарх был удивительно щедр и благосклонен к Веласкесу. 1608-1670). В это же время он написал картину Пьяницы (1628–1629) известную также под названием Триумф Вакха, на которой изображены крестьяне, прославляющие Вакха (эта работа находится в Прадо, как и все упоминаемые здесь картины, если не указано другое местонахождение). И портрет удался.
Франсиско Пачеко хотел использовать эту возможность для представления своего талантливого зятя ко двору, установив соответствующие контакты, вот таким образом Веласкес был в первый раз отправлен в Мадрид под предлогом знакомства с коллекцией живописи Эскориала. После этого вошло в обиход еще одно название этого шедевра – «Венера из Рокеби». Они высказывали сомнения по поводу его таланта. После пяти лет обучения и образования я отдал за него замуж свою дочь, побуждаемый его добродетелью, чистотой и другими хорошими качествами, а также в надежде на его природный и великий гений, – пишет в своей книге Искусство живописи Пачеко.
Особенностью в портретах Веласкеса можно выделить отсутствие излишних аксессуаров, жестов. Мудрая непредвзятость и человечность Веласкеса воплотились в его портретах королевских шутов и карликов (Эль Бобо из Кории, Эль Примо, так называемого Хуана Австрийского, Себастьяна Мора и других, все – 1631–1648, Прадо, Мадрид). Справа представлен его рисованный портрет кардинала Борджиа. Бобо дель Кориа», «Эль Примо», «Себастьяно дель Морра», «Мальчик из Вальескаса», «Хуан Австрийский». Известно, однако, что Веласкес, помимо представленного полотна, написал еще ряд ню.
Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны. Один из них представлен слева. Парадные конные портреты королевских особ бесстрастны, холодны и великолепны сдержанно-подчёркнутой красотой одежд, коней, величием пейзажа (первая половина 1630-х гг., Прадо). Венера Веласкеса менее относится к чему-то божественному.
В 1627 году Веласкес написал большую историческую картину Изгнание морисков. Веласкес работал над украшением нового дворца Буэн Ретино. Главные создания Веласкеса позднего периода — крупномасштабные композиции «Менины», «Пряхи» (1657) — обе в Прадо. Портрет на долгие годы становится его основным жанром. Иногда фон вообще выбирался условный.
Сквозь шутовскую личину великий мастер увидел духовный мир этих людей, обиженных природой изобразил без тени насмешки, с простотой и тактом, раскрывает их характеры, душевное состояние, мир переживаний, поднимающийся подчас до скорбного трагизма «Барбаросса», «Эль.
Родители будущего художника поженились в севильской Церкви святого Петра (исп. )русск. У Эрреры Диего проучился недолго они не сошлись характерами. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Знаменита картина «Пряхи» (1657) — апофеоз реалистической живописи Веласкеса. Трактовка мифологического сюжета здесь весьма оригинальна. Солнечный свет заливает весь второй план картины.
В их портретах он не высмеивает ни их профессию, ни их самих. На одном из самых знаменитых портретов Веласкеса запечатлен Хуан де Пареха (ок. Тем более, что такая трактовка перешла и в религиозные полотна Веласкеса, такие, как «Поклонение волхвов» (1619) и «Христос в доме Марфы» (ок. Впав в уныние от неудачи в Мадриде, в 1623 году Веласкес вернулся в Севилью. Работа была признана лучшим историческим произведением западноевропейской живописи. Карьера Веласкеса закончилась на его самой выдающейся работе – Менины.
Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («Триумф Вакха», 1628 – 1629 «Кузница Вулкана», 1630), а также историческим – «Сдача Бреды» (1634). Какого-то серьезного влияния на современных ему художников Веласкес не оказал. Они высказывали сомнения по поводу его таланта. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. )русск., сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего.
Но в целом художник с уважением относится к оптимизму и жизнестойкости своего народа. Ему понравилось настолько, что он приказал брату уступить очередь позирования. В 1622 году он впервые посетил испанскую столицу. Нейтральный фон благодаря тонкому соотношению валёров обладает глубиной и воздушностью темные тона одеяний направляют внимание зрителя на ровно освещенные лица. В 1630—1640-х годах Веласкес писал портреты короля, королевской семьи, сановников, друзей, учеников, королевских шутов. Картина представляет собой групповое изображение королевской семьи и двора.
В 1622 Веласкес посетил Мадрид, где окончательно обосновался в 1623. Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера. По второй версии, картина представляет собой вариацию на темы сразу трёх античных мифов — о мойрах (богинях судьбы в древнегреческой мифологии), об Арахне и о похищении Европы — в оригинальной авторской трактовке.
В этих портретах, становящихся все более «нематериальными», кисть живописца обретает легкость изображая темы в определенном отношении менее возвышенные, но в то же время более элегантные и социально значительные. Это не только было очень популярно, но и помогало подчеркивать могущество и выдающееся благородство правящей династии. На протяжении 1630-1640-х годов Веласкес создал серию портретов карликов и шутов. Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте. Среди подобных портретов этого периода надо отметить Графа Оливареса (1625) и Шута Калаба-Сильяса (1626-1627). В отличие от итальянцев, кисть испанца изображала Венеру целомудренно, со спины.
Детально прорисованная одежда не отвлекает внимание зрителя от мастерски переданного лица, на котором отражены, кажется, все пороки, добродетели и даже тайные мысли этого государственного мужа. В Лас Менинас, отличающихся смело развёрнутой композицией, частный эпизод придворного быта (девочка инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, сам Веласкес в момент исполнения портрета королевской четы, отражённой в зеркале в глубине зала) предстаёт как один из моментов общего течения жизни со всей сложностью её взаимосвязанных и изменчивых проявлений. Зато издали она совершенна, что позволило И. Н. Крамскому сказать о Веласкесе: «Этот человек работал не кистями, а нервами». Диего Родригес де Сильва Веласкес родился 6 июня в 1599 году, в городе Севилья (Испаня). Это решение оспорил король Филипп IV. Радостным событием в жизни Веласкеса был приезд Рубенса в 1628 году и общение с ним.
По словам Франсиско Пачеко, Веласкес с юных лет кропотливо работал над рисунком. А сдав успешно экзамен – получил звание мастера. Портрет исключительно хорош в живописном отношении.
В картине Менины (Фрейлины, 1657, Прадо, Мадрид) частный эпизод придворного быта (на первом плане – инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, рядом – сам художник за исполнением портрета испанской королевской четы, отраженной в зеркале в глубине зала) изображенный в смелом пространственном развороте, предстает как один из моментов общего течения жизни во всей сложности ее взаимосвязанных и изменчивых проявлений. Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 1611. Правившая в то время королева Изабелла II лишилась трона и бежала из страны.
После он пошел обучаться к Франсиско Пачеко. Особенно раскрывается этот дар Веласкеса в небольшом погрудном портрете Олювареса (ок. Севильский период Веласкеса отмечен необыкновенным интересом художника к этому жанру.
Примеры работ: Эль Примо, Менипп, Барбаросса. Детские портреты, созданные художником, удивительны по своему настроению и цветовой гамме (в качестве примера приводим «Портрет инфанты Маргариты в красном платье»). Вернувшись в Мадрид, Диего продолжил трудиться на благо Испании и своего монаршего покровителя, радуя испанскую публику новыми шедеврами живописи. В этих полотнах обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение.
Единственной дочери Пачеко – Хуане Миранде – на тот момент было почти шестнадцать лет. По третьей, «Пряхи» – это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю. Он был из семьи маранов, то есть евреев, которые приняли христианство. Они настояли на том, чтобы был устроен конкурс.
Это и члены королевской семьи (королева Марианна Австрийская инфанта Маргарита инфант Филипп Просперо). В раннем творчестве художника заметен интерес к представителям простого народа. До 1623 Веласкес работал в Севилье. Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez). Приор Франсиско де лос Сантос писал в 1681 году, что испанский королевский дворец, который по собранию картин является «выдающимся среди других дворцов монархов мира», обязан этим «заботам Веласкеса».
Придворные дамы прелестны, но, в сущности, безлики. Звание мастера он получил в 1617 году. Кроме уже привычных портретов членов королевской семьи, в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника— «Менины» (1656, Прадо, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657г., Прадо, Мадрид). Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов. Затем он отправился в Толедо, чтобы увидеть работы Эль Греко и других художников этого города, в том числе Педро-де-Oрренте (1580-1645) и Хуана Санчеса Котана (1561-1627). Каждый такой портрет передаёт не только характер, но и трагедию человека, зачастую благородного происхождения, образованного и умного, волею судьбы принуждённого играть определённую роль.
Говорили, что молодой художник слишком высокомерен и заносчив. Веласкес Диего, Родригес де Сильва Веласкес (Rodriguez de Silva Velбsquez) (1599-1660) испанский художник. 1620), «Старая кухарка» (ок. Другой севильянец, камердинер кардинала-инфанта Фердинанда (королевского брата), отнёс его во дворец и показал хозяину. Уже в двенадцатилетнем возрасте подросток окончательно решил стать художником. Картина, над которой художник проработал три месяца, в результате ошеломила весь Рим.
Возводили громадное здание около 20 лет, но, прежде чем успели его «заселить», оно оказалось разграбленным французами, оккупировавшими Испанию в 1808 году. Побоявшись потерять Веласкеса, Филипп IV прислал ему сердитое письмо и в 1651 году художник возвращается в Испанию. Как пример можно привести произведения тридцатых годов – охотничьи и конные портреты Филиппа IV и членов его семьи (1630-е).
Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте. Годом позже он женился на дочери Пачеко, совсем юной (тремя годами моложе своего мужа) Хуане.
Сам понтифик назвал его «слишком правдивым», а другие члены курии пожелали заказать портреты у испанского художника. Именно в этой школе молодой Веласкес получил свою первую техническую подготовку и эстетические навыки, в ней же подружился с будущим скульптором и живописцем Алонсо Кано и знаменитым испанским живописцем Франсиско де Сурбараном. Картины пропитаны большим психологическим смыслом.
По обычаю, широко распространённому в Андалусии, Диего и его брат Хуан, также ставший художником, взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес»3. У Диего и Хуаны родились две дочери: Франсиска (в 1619 году) и Игнасия (в 1620 году). Художник изображает человека в единстве самых противоречивых проявлений характера, подчас сложных, как сложна сама жизнь. Картины, выполненные Веласкесом в Севилье до 1622, были нарисованы в стиле бодегонес (очень популярный жанр изображения сцен из повседневной жизни, кухни или сцены в таверне, в которых еда и питье играет основную часть), его первые портреты и религиозные композиции: Старуха, поджаривающая яйца, Трое мужчин за столом, Продавец воды из Севильи, Мать Жеронима де ла Фуэнте, Поклонение волхвов.