Всё это позволило говорить о загадках в позднем творчестве Веласкеса. Не меньше споров вызывают и «Пряхи». с известием о смерти придворного живописца Родриго де Вильяндрандо (исп. )русск. Резко ограничилась и тематика картин художника, а основным жанром на многие годы становится портрет. Впоследствии оно только увеличивалось.
Именно в этой школе молодой Веласкес получил свою первую техническую подготовку и эстетические навыки, в ней же подружился с будущим скульптором и живописцем Алонсо Кано и знаменитым испанским живописцем Франсиско де Сурбараном. А также его ранние религиозные картины: «Христос в доме Марфы и Марии», «Поклонение волхвов». Действующих лиц мы можем перечислить поименно. Веласкес скромно изобразил себя в полутени, погруженным в работу.
Даже дремлющему крупному псу отведена отнюдь не второстепенная роль. 1650, Лондон, Национальная галерея), «Лас Менинас» (1656), «Пряхи» (ок. До 1623 Веласкес работал в Севилье. Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев»5.
На груди художника алеет крест рыцарского ордена Сант-Яго. В левой части картины побежденные голландцы, они представлены с тем же чувством достоинства, что и победители – испанцы, более плотной массой сгруппированные в правой части композиции, на фоне рядов копий (отчего картина имеет второе название Копья). Картины, выполненные Веласкесом в Севилье до 1622, были нарисованы в стиле бодегонес (очень популярный жанр изображения сцен из повседневной жизни, кухни или сцены в таверне, в которых еда и питье играет основную часть), его первые портреты и религиозные композиции: Старуха, поджаривающая яйца, Трое мужчин за столом, Продавец воды из Севильи, Мать Жеронима де ла Фуэнте, Поклонение волхвов. Особое место в творчестве живописца занимает его единственное монуменальное полотно в жанре исторической живописи – «Сдача Бреды».
Полотно названо Менины – так именовали фрейлин, которые с детства служили у принцесс. Следствием этой первой встречи с королём было получение Веласкесом приказа в октябре 1623 года переселиться на жительство в Мадрид. Необычным в ней было всё — от темы (до Веласкеса никто подобных полотен в испанской живописи не создавал) до её воплощения и даже смысла.
Как и многих других мальчиков, его отдали в монастырскую латинскую школу. Эта картина, над которой художник проработал три месяца, в результате ошеломила весь Рим. Мудрая непредвзятость и человечность Веласкеса воплотились в его портретах королевских шутов и карликов (Эль Бобо из Кории, Эль Примо, так называемого Хуана Австрийского, Себастьяна Мора и других, все – 1631–1648, Прадо, Мадрид). Жизнь города, его типы и нравы по-прежнему интересовали Веласкеса. Затем он отправился в Толедо, чтобы увидеть работы Эль Греко и других художников этого города, в том числе Педро-де-Oрренте (1580-1645) и Хуана Санчеса Котана (1561-1627). Больше половины картин Веласкеса (около 50) находится в музее Прадо в Мадриде.
Разумеется, нет. Веласкес Диего, Родригес де Сильва Веласкес испанский художник.
Здесь ему оказывает покровительство премьер-министр Оливарес. Однако, в отличие от итальянцев, Венера кисти испанца целомудренно изображена со спины. Каганэ. В это время Веласкес достигает вершин своего мастерства.
В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни. Что за картину пишет Веласкес и кто ему позирует.
Не так просто объяснить воздействие, связанное с ощущением присутствия внутри нее. Рядом с инфантой многочисленные фрейлины. Тонко и точно разработанная гамма красных и розовых оттенков – эмоциональный ключ к пониманию жестко-правдивого образа папы Иннокентия Х (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим), портрет которого Веласкес написал во время второй поездки в Италию в конце 1648 – середине 1651 годов. В 1619 и 1621 годах у четы Веласкесов родились две дочери. Когда Иннокентий Х увидел свой портрет, он воскликнул «Чересчур правдиво. » За свою работу Веласкес получил в дар нагрудную золотую цепь с миниатюрой папы в медальоне – а слава о талантливом испанском живописце прокатилась по всей Италии, породив множество подражателей. Написанный же в 1650 году портрет римского Папы Иннокентия X (Рим, галерея Дориа-Памфили), невиданный по откровенности образа, буквально покорил итальянцев. Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года.
Монументальный характер трактовки этой темы был необычным для той среды, где жил Веласкес. Глубину изображения подчеркивает черная рама зеркала, в которое любуется собой Венера – по данным искусствоведов, «родная» рама картины также была черной играя на перспективу. И в картинах на религиозную тематику Веласкеса прослеживаются традиции бодегонес: Поклонение волхвов (1619, Мадрид, Прадо), Христос у Марфы и Марии (1618, Лондон, Национальная галерея).
Вскоре в народе картину переименовали в Копья, которые, казалось, хотят прервать момент мирной капитуляции. К тому времени изображение Гонгоры уже увидел и сам король Филипп IV.
Картины, размещенные над зеркалом, свидетельствуют о том, что и автор «Менин», подобно героям «Метаморфоз», бросает вызов природе. Крайне интересна и содержательная сторона портретов мастера. Деог был старшим из восьмерых детей в семье. Классическая ясность композиции изысканность цветовых отношений сочетаются в этих больших картинах с исключительной для того времени убедительностью и живописной свободой в трактовке пейзажей. Его картина «Менины» оказала влияние на последующее создание картин бытового жанра.
Приор Франсиско де лос Сантос писал в 1681 году, что испанский королевский дворец, который по собранию картин является «выдающимся среди других дворцов монархов мира», обязан этим «заботам Веласкеса». Картина представляет собой групповое изображение королевской семьи и двора. Первая серия из шести картин отличается подчеркнутой официальностью. Большинство ранних работ Веласкеса, созданных им в период обучения и сразу после него, посвящено изображению бытовых сцен, главными героями которых становятся простые люди Севильи. Солнечный свет заливает весь второй план картины.
Согласно мифу, Афина превратила Арахну в паука, в чьем обличье она и продолжила ткачество. Подобным же образом выписан пейзаж: чаще всего он условен и придаёт портрету символический характер, но вместе с тем он реалистичен и достоверно отражает испанский ландшафт. Она предназначалась для королевского загородного дворца Буэн-Ретиро и должна была украшать «Зал королей». Именно Рубенс убедил Веласкеса поехать в Италию. Сам же папа, увидев портрет, воскликнул «Слишком правдиво. » и наградил художника золотой цепью и папской медалью.
Их обручение должно было состояться на острове Фазанов на испанской границе. На полотне изображена мастерская художника в королевском дворце в Мадриде. К этому же периоду относятся Венера перед зеркалом (около 1650, Национальная галерея, Лондон), в которой необычный композиционный прием (лицо Венеры видно только в зеркале) придает особую свежесть и остроту изображению гибкого, стройного, полного жизненного обаяния обнаженного женского тела, а также два пейзажа Вилла Медичи (1650–1651, Прадо, Мадрид по другому мнению – около 1630), в необычайно для своего времени широкой живописной манере воссоздающие целостные образы природы. Прелестная светловолосая девочка в центре комнаты – их пятилетняя дочь инфанта Маргарита. Местом действия выбрана королевская мастерская ковров.
Веласкес часто ставит искусствоведов в тупик. Филипп IV возводит художника на высшую в государстве должность гофмаршала. Ключи на его поясе свидетельствуют о том, что Веласкес – к тому же и апосентадор, т. е.
Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («Триумф Вакха или Пьяницы», 1628—1629, «Кузница Вулкана», 1630), а также историческим— «Сдача Бреды» (1634). Подлинную творческую свободу Веласкесу удалось проявить в портретах шутов. В левой части картины изображен сам художник. «Менины» часто называют картиной создания картины. Пребывание Веласкеса на вилле Медичи дает жизнь чудесному пейзажу «Сад виллы Медичи», где эта великолепная архитектурная постройка и окружающая её природа отображена в золотистых красках близящегося заката. В 1617 получил звание мастера.
В 1620 году Диего открыл собственную мастерскую. Слева висит картина Питера Пауэла Рубенса «Афина и Арахна», справа – полотно Якоба Йорданса "Аполлон и Марсий" (возможно, копии). «Сдача Бреды» рассказывает о завершении десятимесячной осады испанцами голландского города Бреда. По третьей, «Пряхи» — это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю. Существует несколько версий, противоречащих друг другу.
Контрастное освещение фигур, выдвинутых на передний план интерес к точной передаче внешних особенностей натуры, плотность письма сближают живопись Веласкеса севильского периода с караваджизмом. Наиболее значительной из этой серии является картина «Сдача Бреды» (1634—1635, Прадо, Мадрид), в которой художник не только запечатлел историческое событие (сдачу осаждённого голландского города испанской армии 2 июня 1625 года), но и с помощью многочисленных красноречивых деталей выразил своё отношение к этому событию и его участникам. Картина «Пряхи» словно продолжает тему ранних мифологических полотен Веласкеса, где происходит поразительный синтез мифологической мистики и современных художнику реалий. управляющий дворцом (должность почетная, однако хлопотная и к искусству отношения не имеющая).
Как пример можно привести произведения тридцатых годов охотничьи и конные портреты Филиппа IV и членов его семьи (1630-е). Именно на нее смотрит королевская чета, позирующая художнику. Сюжет «Менин» – это не просто групповой портрет особ королевского двора. и о наличии вакансии на это место. В семнадцать лет Веласкес получил звание мастера.
Его учитель Пачеко, а также друзья и земляки старались помочь его карьере. – спрашивает Веласкес и сама написанная им картина отвечает на эти вопросы. Полотно принадлежит к числу самых значительных произведений европейской исторической живописи.
Иннокентий Х был некрасив и Веласкес не стремился облагородить его внешность. На «одном дыхании» написана и другая прославленная картина «Пряхи», столь же сложная и многоплановая по своему замыслу. Для исторических картин существовала определенная схема: произведение должно было прославлять победу полководца или монарха в центре картины изображался главный герой в окружении свиты вводились аллегорические элементы (олицетворение добродетелей, фигуры трубящих слав и др. ), часто вся картина представляла собой аллегорию. Веласкесу несказанно повезло. Да, одна хорошенькая, а вторая вызывает содрогание, но у обеих очень умные лица. На первом изображена мастерская, где происходит работа.
На картине первый министр испанского короля Филиппа IV, герцога Оливареса. По обычаю, широко распространённому в Андалусии, Диего и его брат Хуан, также ставший художником, взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес»3. Теперь Веласкес, наконец, получил полную независимость. Знакомство с королевским собранием картин, встречи с Петером Паулем Рубенсом, посетившим Испанию в конце 1628 – начале 1629 и поездка в Италию (конец 1629 – начало 1631) содействовали совершенствованию его мастерства. Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610–1616), в 1617 получил звание мастера.
Неужели ради очаровательных фрейлин инфанты был написан этот огромный холст. Узнав о талантливом художнике из Севильи, он призывает его к себе. Полотна этого периода созданы в жанребодегонов (в переводе с исп. Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем. Справа мальчик-карлик пытается ногой растолкать огромную собаку, растянувшуюся на полу.
С присущим ему безупречным вкусом сам он пополнял художественные коллекции Алькасара. «После пяти лет обучения и образования я отдал за него замуж свою дочь, побуждаемый его добродетелью, чистотой и другими хорошими качествами, а также в надежде на его природный и великий гений» — пишет в своей книге «Искусство живописи» Пачеко. «бодегон»).
Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет». В этих полотнах обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение. 1620, Лондон, собрание Веллингтона). В 1623 году Веласкес переехал в Мадрид и стал королевским живописцем.
На переднем плане – несколько работниц. В 1628 году, Питер Пауль Рубенс приехал ко двору в Мадриде по дипломатическим делам.
В 1634-1635 годах Веласкес написал свое единственное батальное полотно «Сдача Бреды», где его живописное мастерство предстает во всем блеске. Ведь именно его кисти принадлежит портрет обнаженной женщины в картине «Венера с зеркалом», – неслыханная во времена суровой инквизиции дерзость, редчайшее в истории испанской живописи изображение обнажённой натуры.
Он не работает, он творит, так вот просто берет какую-то массу и месит и, как у Господа Бога, – шевелится, смотрит, мигает даже и в голову не приходят ни рельеф, ни рисунок, ни даже краски, ничего». Ту из них, которая подает Маргарите сосуд с питьем, зовут Мария Сармиенто, другую – Исабель де Веласко.
Веласкес пробовал себя во всех стилях живописи, которые существовали на тот момент. Образ жизни Веласкеса, однако, не изменился. Своей особой философией дышит и природа произведения. По второй версии, картина представляет собой вариацию на темы сразу трёх античных мифов — о мойрах (богинях судьбы в древнегреческой мифологии), об Арахне и о похищении Европы — в оригинальной авторской трактовке. В том же году Веласкес женится на Хуане, дочери своего учителя Пачеко. В последнее десятилетие своей жизни Веласкес создал свои знаменитые картины «Венера перед зеркалом» (ок.
Успех этой картины принес художнику назначение придворным художником и привилегию стать единственным художником, которому разрешено рисовать короля в будущем. С этой точки зрения «Венера перед зеркалом» — очень чувственный эротический портрет возлюбленной, аналога которому на тот момент в живописи ещё не было, созданный Веласкесом себе на память.
Каждый образ на редкость красноречив. Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты: Хуана Матеоса, около 1632, Картинная галерея, Дрезден графа-герцога Оливареса, около 1638, Эрмитаж, Санкт-Петербург Дама с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон серия портретов инфант, Лувр, Прадо). Так Веласкес наконец получил возможность показать себя. Веласкес задумал передать на холсте внутренний мир понтифика.
Глубоким психологизмом отмечен самый поздний портрет стареющего Филиппа IV (1655—1660, Мадрид, Прадо), в котором привычная величавая невозмутимость испанского монарха не может скрыть того, что он не только обрюзг и устал, но и душевно подавлен, одинок в его обычно вялом и холодном взгляде угадывается что-то скорбное. Пленительная красота и живописное многообразие реальности воплотились в серо-жемчужном колорите картины с нанесенными свободными ударами кисти голубыми, розовыми, темно-серыми, коричневатыми прозрачными мазками. Перед нами скорее умный и энергичный светский государь, а не духовное лицо.
Так, до сих пор идут споры о сюжете и смысле «Менин». Картина хранится в мадридском музее Прадо. И, конечно, самые знаменитые полотна Диего Веласкеса «Менины» и «Пряхи».
Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 16114. Лица обеих групп реальны.
Художник очень жалеет юных принцесс, которые часто лишены детства. Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) в семье местных уроженцев Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии1. Что ж, это интересное толкование картины-головоломки, как иногда называют «Менины».
На втором показана мастерская художника. С 1622 года он возглавил правительство. Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez). Увидев портрет, римский Папа, как известно, воскликнул: «Слишком правдиво. », — но принял его благосклонно и художника наградил золотой цепью. Своеобразный завораживающий эффект при просмотре работ мастера сохраняется и сегодня. Портреты, жанровая живопись исторические темы, религиозные картины, мифологические, во всём этом великому художнику нет равных.
Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует. Приехав в Мадрид, он вскоре почувствовал приступ возвратной лихорадки. Веласкес много раз писал короля Филиппа и его детей. Единственной дочери Пачеко Хуане Миранде, на тот момент было почти шестнадцать лет. Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале. Как все его сюжетные картины, полотно необычно по замыслу.
Иннокентий Х был известен своей двуликостью и корыстолюбием – с полотна на зрителей недобро смотрит явно коварный и жесткий человек. Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. )русск., сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего.
Группа горделивых испанцев стоит под лесом стройных копий. Когда во время второй поездки в Италию он изображает главу церкви папу Иннокентия X, он настолько мастерски отображает внутреннюю жесткость и коварство своего героя, вместе с тем реалистически описывая роскошную обстановку, окружающую его, что папа имел все основания для своего знаменитого комментария: «Слишком правдиво». В 1617–1622 им создаются произведения: Завтрак (ок.
Раздольская пишет: «Веласкес изобразил его сидящим в кресле, в спокойной, но исполненной скрытого напряжения позе. Картины, которые художник создал в Риме, принесли ему еще большую славу. По совету учителя, Диего оттачивает владение рисунком, позволяющее точно воспроизводить натуру, в живописи на бытовые темы, по-испански — бодегонес.
По возвращении в Испанию в 1631 году Веласкес был назначен гофмейстером королевского двора, в 1634 году художник получил почётное звание гардеробмейстера. Вместе с тем картина наполнена движением пространственных планов, воздуха, света. Картина хранится в Риме, в галерее Дориа-Памфили. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Осажденная испанцами голландская крепость Бреда пала.
Это также одна из последних картин, написанная Веласкесом. В высших слоях испанского общества «семьей» в те времена называли не только близких родственников, но и всех домочадцев, включая прислугу. О высоком творческом подъеме Веласкеса свидетельствует его картина «Сдача Бреды» (Копья 1634—1635, Мадрид, Прадо), запечатлевшая падение в 1625 году голландской крепости Бреда — одну из немногих крупных побед испанского оружия в неудачной для абсолютистской Испании войне с демократическими Нидерландами.
Молодой художник приобрёл в Севилье уже достаточно хорошую репутацию. Диего Веласкес (Diego Velasquez) – великий испанский художник 17 века. В мадридский период мастерство художника совершенствуется. Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте. Ему понравилось настолько, что он приказал брату уступить очередь позирования. Для чего же собралась в мастерской придворного живописца королевская семья.
Однако, популярность Веласкеса вызывала не только поклонение, но и зависть. Фон подобран так, чтобы максимально оттенять фигуру, цветовая гамма строгая, но оживляется тщательно подобранными сочетаниями цветов. В доме учителя Диего познакомился со своей будущей женой. Они созданы в жанре «бодегонес», распространенном в первой половине 17 в. в Испании, на них изображались трактиры и харчевни (по исп. На протяжении 1630-1640-х годов Веласкес создал серию портретов карликов и шутов.
Вот уже четвертое столетие искусствоведы, философы, культурологи ищут ответа на эти, казалось бы, простые вопросы. А почему в мастерской находится инфанта. Она отражает своим величавым спокойствием вечную незыблемость и невозмутимость мироздания, которое не волнуют и не задевают человеческие страсти.
Они становятся значительно разнообразнее по композиции и живописному решению. Художник изображает человека в единстве самых противоречивых проявлений характера, подчас сложных, как сложна сама жизнь. Его книга «Метаморфозы» была хорошо известна европейскому читателю 17 столетия. Известно, что маленький Диего воспитывался в духе христианского благочестия, посещал латинскую школу и, рано обнаружив склонность к искусству, был отдан отцом в обучение к известному живописцу Франсиско Эррере Старшему, которого вскоре покинул ради мастерской Франсиско Пачеко, теоретика искусства, заурядного художника, но опытного педагога.
Вместе с тем мастер с уважением и симпатией изображает побежденных голландцев. С 1568 по 1648 год Испанская империя боролась за сохранения владычества Габсбургов над Испанскими Нидерландами (так называемая Восьмидесятилетняя война) – сражение под Бредой было важным с политической точки зрения, победа должна была поднять дух испанских воинов и показать всю тщетность сопротивление голландцев. Сейчас бы это назвали «бэкстейдж» – на картине изображен художник, работающий над портретом короля Филиппа IV и королевы Марианны. Зеркальное отражение в этой картине словно подтверждает законность брака Арнольфини, заключенного при свидетелях.
И действительно, с 17 века у картины было второе название «Familia – «Семья». Следуя традиции, он исполнял заказанные ему портреты шутов, карликов, уродцев.
По свидетельству самого Пачеко, еще юношей Веласкес оплачивал крестьянского мальчика, служившего ему моделью. Но портреты Веласкеса запомнятся потомкам не только изображением королевской семьи и придворной знати, но и портретами «сирых и обиженных» – королевских карликов и шутов. Диего Родригес де Сильва Веласкесродился 6 июня 1599 года в Севилье, в семье марранов (евреев, принявших христианство). К этому же времени относится создание Веласкесом своей самой, пожалуй, необычной картины «Венера перед зеркалом». В картинах Вакх (Пьяницы, до 1630) и Кузница Вулкана (1630 обе картины в музее Прадо, Мадрид) художник объединил мифологические образы богов с грубоватыми, нарочито приземленными образами людей, наделил их реальными психологическими характерами. Суриков писал: «Для меня все галереи Рима — этот Веласкеса портрет.
В ранних работах Веласкеса сцены решаются статично, немногочисленные действующие лица помещены на переднем плане, приближены к зрителю, фон темный, детали тщательно прописаны. Это одна из 12 балатльных картин во славу военных побед короля Филиппа IV. Если в 1883 году искусствовед и исследователь творчества живописца Чарлз Бойд Кёртис атрибутировал 228 полотен, то его коллега Хосе Лопес-Рей в 1979 году атрибутировал 123 картины (в 1996 году он добавил к списку ещё одно полотно), а искусствовед Джонатан Браун в 1986 году атрибутировал только 98 картин3. К наиболее известным полотнам этого периода относятся картины «Завтрак», «Старая кухарка», «Завтрак двух юношей», «Водонос». Одетые в черные доспехи, с розовым шарфом через плечо теснятся испанцы. Стройный лес копий (отсюда второе название картины Копья) создает впечатление численного превосходства и мощи испанского отряда.
Художник показывает свою мастерскую, расположенную во дворце. «Пряхи» Веласкеса – гимн повседневному труду, поэзия, которая творится руками простых людей.
Людей с физическими уродствами расценивали как «утварь», они служили для увеселения знати и помогали им чувствовать себя более красивыми и уверенными в себе. Рядом с ним любимица Маргариты – карлица с одутлватым лицом. Показан момент войны между Голландией и Испанией и взятие голландской крепости Бреда. Веласкес обнаруживает мир внутренних переживаний в степенном, одиноко печальном умном карлике Эль Примо, в растерянном, забившемся в угол дурачке (Эль Бобо) из Кории, в уродце Себастьяно Морра, устремившем на зрителя взгляд, полный укора и мрачного отчаяния (все — Мадрид, Прадо). Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера. В 1656 Веласкес создает знаменитые Менины (Фрейлины) (1656, Мадрид, Прадо) – полотно высотой более трех метров с фигурами в натуральную величину.
Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет. – харчевня или трактир). Меньше, чем за год до смерти Веласкес стал кавалером ордена Сант Яго, одного из самых почетных рыцарских орденов Испании. До 1623 работал в Севилье. Как описывает художник Хусепе Мартинес (исп. )русск., это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. )русск.
Веласкес Диего, великий испанский художник. Но даже эта милость, которая отметила его придворные, а не творческие заслуги, принесла ему немало унизительных переживаний. Как достичь совершенства, как сделать картину зеркальным отражением жизни. Обе картины написаны на сюжеты греческих мифов в изложении древнеримского поэта Овидия.
Их позы и жесты живые, естественные. Гостеприимный дом Пачеко современники называли «академией образованных людей не только Севильи, но и всей Испании». Главным источником вдохновения раннего периода творчества Веласкеса был быт простых людей.
Произведения эти не имеют себе равных в мировой живописи. И в этом особенный трагизм. Работа была признана лучшим историческим произведением западноевропейской живописи. Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха.
Но не успел он пробыть дома и двух месяцев, как его догнало письмо от Хуана де Фонсеки (исп. )русск. Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога. В центре изображены король и королева, отраженные в зеркале на заднем плане. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. Кроме уже привычных портретов членов королевской семьи, в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника— «Менины» (1656, Прадо, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657г., Прадо, Мадрид). bodegуn – харчевня) – сцены из народной жизни (Завтрак, около 1617-18, ГЭ).
В 1657 была создана картина Пряхи или Миф об Арахне (1657, Мадрид, Прадо) – изображение мастерской, где реставрировались и ткались ковры для украшения дворцовых залов. Попробуйте мысленно поменять местами повернутого к зрителям молодого человека со стороны голландцев и сеньора с черной бородой и усами со стороны испанцев – по настроению в картине ничего не изменится. Они настояли на том, чтобы был устроен конкурс.
Веласкес работал над украшением нового дворца Буэн Ретино. По словам историка Хулиана Гальего (исп. )русск., молодой художник понимал ограниченность возможностей художественных школ Севильи и изучение королевской коллекции, особенно Тициана, оказало решающее воздействие на стилистическую эволюцию Веласкеса, который переместил акцент со строгого натурализма его севильской эпохи и от суровых землистых спектров до яркости серебристо-серого и прозрачности синего цветов к зрелому возрасту. У Эрреры, Диего проучился недолго они не сошлись характерами.
Картина отличается сложнейшей композицией, в которой Веласкес благодаря величайшему техническому мастерству создает полное ощущение реальной жизни героев и всех фрагментов полотна, утверждая своим талантом подлинный апофеоз живописного искусства. На это указывает отражение в зеркале. В этот период создаются крайне необычные для испанской живописи «античные» полотна: «Вакх или пьяницы», «Кузница Вулкана», с характерной для них ироничностью и жизненной достоверностью. 25 мая 1651 года художник покинул Италию.
е. среди зрителей) и смутно отражаясь в зеркале на противоположной стороне зала. Художник передает ее мягкие, детские черты лица. Потребовались доказательства его аристократического происхождения и многочисленные свидетельства того, что он занимался живописью только «ради своего удовольствия и по повелению короля», картин своих не продавал, а жалование получал лишь по занимаемым придворным должностям. В 1617 году Веласкес был принят в гильдию живописцев Святого Луки в Севилье.
Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Портрет Филиппа IV в охотничьем костюме (1634, Мадрид, Прадо). Учился в Севилье у Ф. де Эрреры Старшего и Ф. Пачеко (1610-16).
" Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. Карьера Веласкеса закончилась на его самой выдающейся работе – Менины. В 1627 году Веласкес написал большую историческую картину Изгнание морисков. Посетив галерею Дориа-Памфили, В. И.
В 1618 году он женился на дочери Пачеко Хуане Миранде. Веласкес скончался, достигнув вершины своего искусства. При этом портреты Веласкеса эмоционально очень сдержанны.
Через год он работал уже в мастерской другого художника, Франсиско Пачеко, у которого оставался до 1617 года, когда получил звание мастера. Пейзаж в этих портретах становится не только фоном, но и вносит нотки настроения. Папа Иннокентий Х изображен в парадных пышных одеждах, сидящий в богато украшенном кресле – и вместе с тем, это не классический парадный портрет.
За группой переднего плана — фигуры придворной дамы и кавалера. Веласкес воссоздает атмосферу труда, творящего искусство и вся картина прославляет само искусство.
Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников— художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. )русск., которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову. 1625 год. Проблема атрибуции картин Диего Веласкеса остаётся одной из самых сложных по сей день. С неё было сразу же сделано немало копий.
Самое крупное произведение Веласкеса 1630-х – историческая картина Сдача Бреды (1634–1635, Мадрид, Прадо). Там картина провисела несколько недель, после чего король велел перенести ее в зеркальный зал, где висели его любимые картины Тициана и Рубенса. Цикл был заказан Веласкесу для украшения зала королевств во вдорце Буэн-Ретиро – прославленный испанский художник должен был запечатлеть всю мощь, славу и непобедимость династии Габсбургов. Среди подобных портретов этого периода надо отметить Графа Оливареса (1625) и Шута Калаба-Сильяса (1626-1627). Комендант Бреды Юстин Нассауский вручает ключи от крепости испанскому полководцу Спиноле.
В последние годы жизни Диего Веласкес написал две самые знаменитые свои картины. Художник изобразил свою мастерскую в королевском дворце и себя, слева, с кистью в руке. В центре картины – инфанта (принцесса) Маргарита, окруженная придворными.
Срок пребывания в мастерской Эрреры был очень кратким, так как тот имел весьма скверный характер, чего молодой ученик не смог выдержать. Полотно хранится в музее Прадо в Риме. В 1834-1835 гг.
Родители будущего художника поженились в севильской Церкви святого Петра (исп. )русск. Не вызывает сомнений и то, что это чрезвычайно умный человек. Основной пафос картины – несомненно, великодушие. Заметим, что миф об Арахне, очевидно, был для Велескеса особенно важен: в написанной примерно через год после «Менин» картине «Пряхи» художник изобразил большой ковер со сценой состязания Афины и Арахны. В картине присутствуют два плана.
1617, С. -Петербург, Эрмитаж), Старая кухарка (1618, Эдинбург, Национальная галерея), Водонос (ок. Впав в уныние от неудачи в Мадриде, в 1623году Веласкес вернулся в Севилью. Но всадник далек от реальной войны, да и думает ли он о ней.
(«Триумф Вакха»). При всём этом следует отметить, что не возникает сомнений в жизненности и достоверности изображённых образов и сцен. Его изображение — само воплощение вечных сил природы — усиливает впечатление господствующей тишины, умиротворения, странной завороженности. Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов.
Ее привели для развлечения королевской четы во время утомительных сеансов. Осенью 1623 года Веласкес вместе со своим тестем приехал в Мадрид. Менее чем за три года у них родились две дочери из которых выжила только одна, Франциска. Ему 57 лет. Художник организует пространство картины при помощи особой работы со светом.
Полагают, что здесь воспроизведен обряд посвящения в братство Вакха, пишет Л. Л. Особенно часто дочь Филиппа инфанту Маргариту. В зеркале изображенном Ван Эйком в центре картины, отражаются супруги Арнольфини и свидетели их бракосочетания. Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника, но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства» и желание поработать с пейзажами.
Русского художника Ивана Крамского, автора знаменитой «Незнакомки», не отягощала необходимость «объяснять» чудо Веласкеса, вот таким образом его простые искренние слова о великом собрате по профессии говорят нам больше, чем страницы глубокомысленных рассуждений: «Смотрю на него и чувствую всеми нервами своего существа: этого не достигнешь, это неповторимо. В них, проявление человеческих эмоций выглядело естественнее. С ней беседует гвардадамас – придворный, обязанный повсюду сопровождать инфанту. Это слово (кстати, португальское) можно перевести как «придворные дамы» или «фрейлины». Полотно хранится в мадридском музее Прадо.
Нередко, художник выносит действие на природу, отчего освещение становится ровнее, а краски сверкают богаче. Изображает сцену передачи ключей от города. 1657, обе — Мадрид, Прадо), великолепные придворные портреты.
В той или иной форме, его влияние испытали английские художники XVIII века, Ф. Гойя, французские импрессионисты (начиная с Э. Мане), художники из России и многие другие. «После пяти лет обучения и образования, — писал Пачеко, — я отдал за него замуж свою дочь, побуждаемый его добродетелью, чистотой и другими качествами, а также в надежде на его природный и высокий гений». В эти годы художник пишет первые портреты, в которых определяются особенности Веласкеса-портретиста – остро схваченное сходство, яркость выявления индивидуальности: Портрет монахини Херонимы де ла Фуенте (1620, Лондон, Национальная галерея). К пятидесятым годам относится один из самых сложных портретов мастера — портрет Филиппа IV (1654). Родился Диего в 1599 году 6 июня в семье помещика. К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды.
Итак, время действия – 1656 год. Веласкес посетил Венецию, Феррару, Рим, Неаполь. Но здоровье Веласкеса было подорвано. Портрет главы римской церкви стал самым знаменитым созданием Веласкеса вне Испании.
В картине Менины (Фрейлины, 1657, Прадо, Мадрид) частный эпизод придворного быта (на первом плане – инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, рядом – сам художник за исполнением портрета испанской королевской четы, отраженной в зеркале в глубине зала) изображенный в смелом пространственном развороте, предстает как один из моментов общего течения жизни во всей сложности ее взаимосвязанных и изменчивых проявлений. Примером этому может послужить полотно «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620 г., Национальная галерея, Лондон), представляющее собой «картину в картине» и наполненное более глубоким смыслом, чем прочие работы этого периода. Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны.