Диего Веласкес (1599-1660) – испанский художник-реалист, заложивший основы психологического портрета в искусстве Европы. Вскоре отцу Веласкеса стали очевидны способности сына к искусству и он отвел десятилетнего Диего в мастерскую известного испанского художника Ф. Эрреры. Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес — испанский художник, крупнейший представитель мадридской школы времён золотого века испанской живописи, придворный живописец короля Филиппа IV. Диего Родригас де Сильва Веласкес – самый замечательный художник золотого испанского века, мастер реалистической живописи, автор правдивых портретов, картин придворной жизни исторических и мифологических сюжетов.
Вскоре отцу Веласкеса стали очевидны способности сына к искусству и он отвел десятилетнего Диего в мастерскую известного испанского художника Эрреры. Если спросить образованного человека в любой стране мира, кого из испанских художников он знает, то, вероятно, прозвучит имя Диего Веласкеса, придворного живописца короля Филиппа IV.
На груди художника алеет крест рыцарского ордена Сант-Яго. Людей с физическими уродствами расценивали как «утварь», они служили для увеселения знати и помогали им чувствовать себя более красивыми и уверенными в себе. Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников— художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. )русск., которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову. Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога. Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога. Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года.
К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. На это указывает отражение в зеркале. Художник очень жалеет юных принцесс, которые часто лишены детства. Картины, размещенные над зеркалом, свидетельствуют о том, что и автор «Менин», подобно героям «Метаморфоз», бросает вызов природе. Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте. Полотно хранится в музее Прадо в Риме.
«Сдача Бреды» (1634 – 35), которая стала одним из самых значительных произведений европейской живописи в историческом жанре. В этих полотнах обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение. Придворные дамы прелестны, но, в сущности, безлики. Луки и общества виртуозов Пантеона. Подлинную творческую свободу Веласкесу удалось проявить в портретах шутов.
Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев»11. Портрет исключительно хорош в живописном отношении. Веласкес скромно изобразил себя в полутени, погруженным в работу. Она изображала сцену придворного быта. Как достичь совершенства, как сделать картину зеркальным отражением жизни.
Глубоким психологизмом отмечен самый поздний портрет стареющего Филиппа IV (1655—1660, Мадрид, Прадо), в котором привычная величавая невозмутимость испанского монарха не может скрыть того, что он не только обрюзг и устал, но и душевно подавлен, одинок в его обычно вялом и холодном взгляде угадывается что-то скорбное. Два небольших пейзажа виллы Медичи и Прадо были написаны им на открытом воздухе при естественном свете так называемые конные (1634-35) и охотничьи (1634-36) портреты короля, его семьи, премьер-министра Оливареса для дворцов Буэн-Ретиро и Торре де ла Парада (все в Прадо).
Знаменитая картина Веласкеса «Сдача Бреды» или «Копья» была закончена им в 1636 году. Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны. В 1618 году он женился на дочери Пачеко Хуане Миранде. 1620), «Старая кухарка» (ок.
Кроме уже привычных портретов членов королевской семьи, в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника— «Менины» (1656, Прадо, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657г., Прадо, Мадрид). Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха. По словам историка Хулиана Гальего (исп. )русск., молодой художник понимал ограниченность возможностей художественных школ Севильи и изучение королевской коллекции, особенно Тициана, оказало решающее воздействие на стилистическую эволюцию Веласкеса, который переместил акцент со строгого натурализма его севильской эпохи и от суровых землистых спектров до яркости серебристо-серого и прозрачности синего цветов к зрелому возрасту. «Для своего времени эта картина была откровением по правдивости изображения исторического события и новизне художественного решения», – пишет Л. Л. К тому же периоду, по-видимому, относится его шедевр «Венера с зеркалом», редчайшее в истории испанской живописи изображение обнаженного женского тела, сюжет, запрещаемый инквизицией.
Не вызывает сомнений и то, что это чрезвычайно умный человек. Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет. На заднем плане с оружием и знаменами проходит гарнизон павшей крепости. Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем. Ключ от неё имел у себя и сам монарх, каждый день любивший наблюдать за работой творца. Главные полотна Веласкеса позднего периода – крупномасштабные композиции «Менины (юные фрейлины)» (1656) и «Пряхи» (1657). Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом.
Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 161110.
Лица обеих групп реальны. Приор Франсиско де лос Сантос писал в 1681 году, что испанский королевский дворец, который по собранию картин является «выдающимся среди других дворцов монархов мира», обязан этим «заботам Веласкеса». Здесь ему оказывает покровительство премьер-министр Оливарес. Сейчас бы это назвали «бэкстейдж» – на картине изображен художник, работающий над портретом короля Филиппа IV и королевы Марианны. Веласкес задумал передать на холсте внутренний мир понтифика.
Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610 – 1616), в 1617 получил звание мастера. Другой ученик Веласкеса – Хуан де Пареха, мавр, бывший слугой в его мастерской (Веласкес изобразил этого африканца на одном из лучших своих портретов). Веласкес Диего, великий испанский художник. Как все его сюжетные картины, полотно необычно по замыслу.
По обычаю, широко распространённому в Андалусии, Диего и его брат Хуан, также ставший художником, взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес». В 1652 г. – королевский обер-гофмаршал. «После пяти лет обучения и образования, — писал Пачеко, — я отдал за него замуж свою дочь, побуждаемый его добродетелью, чистотой и другими качествами, а также в надежде на его природный и высокий гений».
У её босых ног лежит кошка. Филипп IV покровительствовал Веласкесу в течение всей его жизни. Примером этому может послужить полотно «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620 г., Национальная галерея, Лондон), представляющее собой «картину в картине» и наполненное более глубоким смыслом, чем прочие работы этого периода. Это также одна из последних картин, написанная Веласкесом. На полотне изображена мастерская художника в королевском дворце в Мадриде.
1617-1618), острохарактерные портреты: «Иннокентий Х» (1650), групповой портрет «Менины» (1656), правдивые и поэтичные сцены труда: «Пряхи» (1657). Пачеко отмечал, что «великий монарх был удивительно щедр и благосклонен к Веласкесу. Не меньше споров вызывают и «Пряхи». Увидев портрет, римский Папа, как известно, воскликнул: «Слишком правдиво. », — но принял его благосклонно и художника наградил золотой цепью. Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez).
Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов. Более того, сам процесс творчества стал сюжетом картины. 1657, обе — Мадрид, Прадо), великолепные придворные портреты. Вместе с тем мастер с уважением и симпатией изображает побежденных голландцев.
В 1627 году Веласкес написал большую историческую картину «Изгнание морисков». Как описывает художник Хусепе Мартинес, это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. )русск. В конце 1648 г. – второе путешествие в Италию. Ни до, ни после он не создавал ничего подобного.
Художник организует пространство картины при помощи особой работы со светом. Однако популярность Веласкеса вызывала не только поклонение, но и зависть. Художник изобразил свою мастерскую в королевском дворце и себя, слева, с кистью в руке. Разумеется, нет.
Осажденная испанцами голландская крепость Бреда пала. С 1568 по 1648 год Испанская империя боролась за сохранения владычества Габсбургов над Испанскими Нидерландами (так называемая Восьмидесятилетняя война) – сражение под Бредой было важным с политической точки зрения, победа должна была поднять дух испанских воинов и показать всю тщетность сопротивление голландцев. И в этом особенный трагизм. Тем более, что такая трактовка перешла и в религиозные полотна Веласкеса, такие, как «Поклонение волхвов» (1619) и «Христос в доме Марфы» (ок. Во время наполеоновских войн в Испании и церковь и могилы были уничтожены французами.
Зато издали она совершенна, что позволило И. Н. Крамскому сказать о Веласкесе: «Этот человек работал не кистями, а нервами». В слиянии самых разноречивых черт характера, будь то жестокий временщик Оливарес, хмурый вельможа Хуан Матеос итальянский кардинал Камило Асталли, полный внутренней энергии неизвестный кабальеро, погруженный в работу скульптор Мартинес Монтаньес или овеянная благородным изяществом «Дама с веером». До 1623 Веласкес работал в Севилье.
Вернувшись, домой, он продолжил свои государственные и художественные труды.
«Полагают, что здесь воспроизведен обряд посвящения в братство Вакха, – пишет Л. Л. Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует. Иннокентий Х был некрасив и Веласкес не стремился облагородить его внешность.
Рядом с ним любимица Маргариты – карлица с одутлватым лицом. К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старуха, жарящая яйца» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. Есть в них и удаль и бесшабашность и веселье и горечь. «Сдача Бреды» рассказывает о завершении десятимесячной осады испанцами голландского города Бреда.
При этом портреты Веласкеса эмоционально очень сдержанны. Солнечный свет заливает весь второй план картины. Его учитель Пачеко, а также друзья и земляки старались помочь его карьере.
Мудрая непредвзятость и человечность художника воплотились в его портретах королевских шутов и карликов. Наиболее значительной из этой серии является картина «Сдача Бреды» (1634—1635, Прадо, Мадрид), в которой художник не только запечатлел историческое событие (сдачу осаждённого голландского города испанской армии 2 июня 1625 года), но и с помощью многочисленных красноречивых деталей выразил своё отношение к этому событию и его участникам. Действующих лиц мы можем перечислить поименно.
1620). В похожем стиле написаны и несколько религиозных картин этого же периода – «Поклонение пастырей» («Поклонение волхвов») (1619), «Непорочное зачатие» (1618), «Христос в доме Марфы и Марии» (около 1620). Король и королева не показаны совсем их отражения только видны в зеркале.
Позже к наследию Веласкеса обратились романтики и импрессионисты. Что ж, это интересное толкование картины-головоломки, как иногда называют «Менины». В возрасте двадцати одного года Диего Веласкес открыл собственную мастерскую. «Слишком правдиво» — воскликнул папа, увидав свой портрет, но это не помешало ему наградить Веласкеса золотой цепью.
С ней беседует гвардадамас – придворный, обязанный повсюду сопровождать инфанту. Так Веласкес наконец получил возможность показать себя. Их обручение должно было состояться на острове Фазанов на испанской границе. 1628-1629) исторические: «Сдача Бреды» (1634) сюжеты, сцены из народной жизни: «Завтрак» (ок. Они высказывали сомнения по поводу его таланта. Необычным в ней было всё — от темы (до Веласкеса никто подобных полотен в испанской живописи не создавал) до её воплощения и даже смысла.
По словам историка Хулиана Гальего (исп. ), молодой художник понимал ограниченность возможностей художественных школ Севильи и изучение королевской коллекции, особенно Тициана, оказало решающее воздействие на стилистическую эволюцию Веласкеса, который переместил акцент со строгого натурализма его севильской эпохи и от суровых землистых спектров до яркости серебристо-серого и прозрачности синего цветов к зрелому возрасту. Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует.
Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года. Придворная карьера Веласкеса развивалась параллельно с ростом его творческого мастерства. Комендант Бреды Юстин Нассауский вручает ключи от крепости испанскому полководцу Спиноле.
В последующие годы Веласкес работал в Севилье. «В свете подобного толкования, – пишет В. И. В центре картины – инфанта (принцесса) Маргарита, окруженная придворными. Наиболее ярким представителем испанской живописи «золотого» века является художник-реалист Диего Веласкес.
Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны. Это слово (кстати, португальское) можно перевести как «придворные дамы» или «фрейлины». В семнадцать лет Веласкес получил звание мастера.
Их позы и жесты живые, естественные. Автор изобразил момент получения Вулканом (богом огня) от Апполона вести об измене жены (Венеры).
Смелость молодого севильянца, не считавшегося с академическими традициями, привела к конфликту с наиболее авторитетными художниками. Новое положение изрядно ограничивало творчество гениального художника.
Группа горделивых испанцев стоит под лесом стройных копий. Одетые в черные доспехи, с розовым шарфом через плечо теснятся испанцы. Необычным в ней было всё — от темы (до Веласкеса никто подобных полотен в испанской живописи не создавал) до её воплощения и даже смысла. Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («Триумф Вакха», 1628—1629 «Кузница Вулкана», 1630), а также историческим— «Сдача Бреды» (1634). В висящем на стене зеркале видны два отражения – это король Испании Филипп IV Габсбург и королева Марианна Австрийская, вторая жена и родная племянница государя.
К этому же времени относится создание Веласкесом своей самой, пожалуй, необычной картины «Венера перед зеркалом». Но всё имеет две стороны. Глубину изображения подчеркивает черная рама зеркала, в которое любуется собой Венера – по данным искусствоведов, «родная» рама картины также была черной играя на перспективу.
Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. В 1649 году, будучи в Италии, Веласкес создает один из своих шедевров «Портрет папы Иннокентия X». Картина хранится в мадридском музее Прадо.
В этот период очень плодотворно трудится Диего Веласкес. В этих портретах, становящихся все более «нематериальными», кисть живописца обретает легкость изображая темы в определенном отношении менее возвышенные, но в то же время более элегантные и социально значительные.
Нейтральный фон благодаря тонкому соотношению валёров обладает глубиной и воздушностью темные тона одеяний направляют внимание зрителя на ровно освещенные лица. Однако, в отличие от итальянцев, Венера кисти испанца целомудренно изображена со спины. Узнав о талантливом художнике из Севильи, он призывает его к себе. Вот они- то и являются главными персонажами полотна.
Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты: Хуана Матеоса, около 1632, Картинная галерея, Дрезден графа-герцога Оливареса, около 1638, Эрмитаж, Санкт-Петербург Дама с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон серия портретов инфант, Лувр, Прадо). Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет». Написанный же в 1650 году портрет римского Папы Иннокентия X (Рим, галерея Дориа-Памфили), невиданный по откровенности образа, буквально покорил итальянцев. Ранние работы Велаокеса представляли собой жанровые сцены из народного быта.
Биографы утверждали, что Диего с лёгкостью давались многие науки. Картины «Завтрак» (ок. Она стала одним из самых значительных произведений живописи в историческом жанре. Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) в семье местных уроженцев Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии. Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем.
Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера. А безупречное мастерство Веласкеса подтвердило правомерность его замысла. К тому времени изображение Гонгоры уже увидел и сам король Филипп IV.
В этих портретах, становящихся все более «нематериальными», кисть живописца обретает легкость изображая темы в определенном отношении менее возвышенные, но в то же время более элегантные и социально значительные. Полотно названо Менины – так именовали фрейлин, которые с детства служили у принцесс. Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610–1616), в 1617 получил звание мастера. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом.
Веласкес обнаруживает мир внутренних переживаний в степенном, одиноко печальном умном карлике Эль Примо, в растерянном, забившемся в угол дурачке (Эль Бобо) из Кории, в уродце Себастьяно Морра, устремившем на зрителя взгляд, полный укора и мрачного отчаяния (все — Мадрид, Прадо). Справа находится другая пряха, она сматывает в тугой клубок сделанную из шерсти нитку. Как описывает художник Хусепе Мартинес (исп. ), это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. ). Но само обращение к демократическому типажу было многозначительным. У Эрреры Диего Веласкес проучился недолго, они не сошлись характерами. Веласкес Диего (1599 – 1660), великий испанский художник.
На картине первый министр испанского короля Филиппа IV, герцога Оливареса. Его учитель Пачеко, а также друзья и земляки старались помочь его карьере. Местом действия выбрана королевская мастерская ковров. Уже к 10 годам он проявил способности к изобразительному искусству и его отдали учиться живописи к известным мастерам Эрреру и Пачеко (на дочери которого Диего впоследствии женился). Сам же папа, увидев портрет, воскликнул «Слишком правдиво. » и наградил художника золотой цепью и папской медалью.
Молодой художник приобрёл в Севилье уже достаточно хорошую репутацию. На переднем плане группа ткачих за работой. На протяжении 1630-1640-х годов Веласкес создал серию портретов карликов и шутов. Естественно, Веласкесу пришлось писать и заказные парадные портреты. По второй версии, картина представляет собой вариацию на темы сразу трёх античных мифов — о мойрах (богинях судьбы в древнегреческой мифологии), об Арахне и о похищении Европы — в оригинальной авторской трактовке. Да, одна хорошенькая, а вторая вызывает содрогание, но у обеих очень умные лица. «Пряхи» Веласкеса – гимн повседневному труду, поэзия, которая творится руками простых людей.
Но всадник далек от реальной войны, да и думает ли он о ней. Этот конкурс помог изменить устоявшиеся вкусы королевского двора, отказаться от приверженности старому стилю живописи и проникнуться новой игрой красок. Каганэ. У Эрреры Диего проучился недолго они не сошлись характерами.
Но в целом художник с уважением относится к оптимизму и жизнестойкости своего народа. Посетив галерею Дориа-Памфили, В. И. Впоследствии оно только увеличивалось.
С этой точки зрения «Венера перед зеркалом» — очень чувственный эротический портрет возлюбленной, аналога которому на тот момент в живописи ещё не было, созданный Веласкесом себе на память. В портретах Веласкеса обычно отсутствуют аксессуары, жест, движение. Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez). Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны. В. И. Стойный лес копий (отсюда второе название картины «Копья») создает впечатление численного превосходства и мощи испанского отряда.
В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни. Его перу принадлежат портреты и религиозные картины.
Родился Диего в 1599 году 6 июня в семье помещика. В парных картинах «Менипп» и «Эзоп» (1639-40, Прадо), предстают образы людей, опустившихся нищих бродяг и отвергнутых обществом, но обретших внутреннюю свободу от сковывающих личность условностей. Среди подобных портретов этого периода надо отметить «Графа Оливареса» (1625) и «Шута Калаба-Сильяса» (1626-1627).
Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («Триумф Вакха или Пьяницы», 1628-1629, «Кузница Вулкана», 1630), а также историческим – «Сдача Бреды» (1634). Со сменой правящей династии (Испанские Бурбоны) французское барокко и рококо вытеснило в высших слоях столь прекрасно созданный Веласкесом реализм и натурализм. 1625 год.
Постепенно отходя от традиций своих предшественников, художник стремился к психологической точности в изображении своей модели и ставил своей задачей передать не только характер человека, но и показать противоречивость его черт. путешествует по Италии.
«Лас Менинас» — так называлась одна из (последних картин Веласкеса, созданная им уже в 1656 году. Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов. На протяжении девяти месяцев великие художники интенсивно общались.
Каганэ. Неужели ради очаровательных фрейлин инфанты был написан этот огромный холст. и о наличии вакансии на это место. В раннем творчестве художника заметен интерес к представителям простого народа. Когда Иннокентий Х увидел свой портрет, он воскликнул «Чересчур правдиво. » За свою работу Веласкес получил в дар нагрудную золотую цепь с миниатюрой папы в медальоне – а слава о талантливом испанском живописце прокатилась по всей Италии, породив множество подражателей. С неё было сразу же сделано несколько копий. В 1629-1631 гг.
До 1623 Веласкес работал в Севилье.
Картина хранится в Риме, в галерее Дориа-Памфили. Узы брака между членами разных семей испанских художников были широко распространены в то время, поскольку облегчали поиск работы и заказов. Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев». Последним событием, в котором Веласкес принимал участие, стало устройство брака между Людовиком XIV и старшей дочерью Филиппа IV Марией Терезией, заключённого в честь Пиренейского мира 1660. Несмотря на усилия лучших королевских врачей, 6 августа 1660 года, на 62-м году жизни, Диего Веласкес скончался. С 1622 года он возглавил правительство. Эта работа, в которой он тонко уловил и натурально и бескомпромиссно изобразил горечь, присутствовавшую в лице позировавшего поэта, способствовала укреплению репутации Веласкеса среди столичной знати как умелого портретиста. Для чего же собралась в мастерской придворного живописца королевская семья.
Так, до сих пор идут споры о сюжете и смысле «Менин». За группой переднего плана — фигуры придворной дамы и кавалера. Ему 57 лет. Диего Родригес де Сильва Веласкесродился 6 июня 1599 года в Севилье, в семье марранов (евреев, принявших христианство). Впав в уныние от неудачи в Мадриде, в 1623году Веласкес вернулся в Севилью.
Особенно раскрывается этот дар Веласкеса в небольшом погрудном портрете Олювареса (ок. «Менин» часто называют «картиной создания картины». Франсиско Пачеко хотел использовать эту возможность для представления своего талантливого зятя ко двору, установив соответствующие контакты, вот таким образом Веласкес был в первый раз отправлен в Мадрид под предлогом знакомства с коллекцией живописи Эскориала.
Античный сюжет позволил художнику порвать с традицией интерьерной бытовой сцены. В картине Менины (Фрейлины, 1657, Прадо, Мадрид) частный эпизод придворного быта (на первом плане – инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, рядом – сам художник за исполнением портрета испанской королевской четы, отраженной в зеркале в глубине зала) изображенный в смелом пространственном развороте, предстает как один из моментов общего течения жизни во всей сложности ее взаимосвязанных и изменчивых проявлений. В 1629 году художник завершает необычную для испанской традиции картину на античный сюжет – «Вакх» или «Пьяницы» (1628 – 1629). Молодой художник приобрёл в Севилье уже достаточно хорошую репутацию. Основной пафос картины – несомненно, великодушие.
Теперь Веласкес получил финансовую стабильность. Мифологический сюжет не помешал ему взять в качестве героев группу просто одетых крестьян, а, может быть, бродяг, с грубыми лицами, простодушно состязающихся между собой, выпивая вино в честь юного Вакха. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. Творческий дар мальчика быстро развивался и в 18 лет он получил звание мастера.
Его книга «Метаморфозы» была хорошо известна европейскому читателю 17 столетия. В левой части картины побежденные голландцы, они представлены с тем же чувством достоинства, что и победители – испанцы, более плотной массой сгруппированные в правой части композиции, на фоне рядов копий (отчего картина имеет второе название Копья). Видимо именно Рубенс посоветовал Веласкесу посетить Италию. Но не успел он пробыть дома и двух месяцев, как его догнало письмо от Хуана де Фонсеки (исп. )русск. Среди подобных портретов этого периода надо отметить «Графа Оливареса» (1625) и «Шута Калаба-Сильяса» (1626-1627). Примером этому может послужить полотно «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620 г., Национальная галерея, Лондон), представляющее собой «картину в картине» и наполненное более глубоким смыслом, чем прочие работы этого периода.
Но в целом художник отдает должное жизнестойкости и оптимизму своего народа. Картина изображает обряд посвящения в братство этого бога. Родители будущего художника поженились в севильской Церкви святого Петра (исп. ) 28 декабря 1597 года, там же, где позже и был крещён новорождённый Диего, самый старший из восьмерых детей в семье. испанский художник.
1638 г. ). Справа мальчик-карлик пытается ногой растолкать огромную собаку, растянувшуюся на полу.
Первое смехотворно, второе – опровергается мнением непредвзятых свидетелей. Веласкес скончался, достигнув вершины своего искусства. Следуя традиции, он исполнял заказанные ему портреты шутов, карликов, уродцев. Прелестная светловолосая девочка в центре комнаты – их пятилетняя дочь инфанта Маргарита. По третьей, «Пряхи» — это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю.
Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует. Итак, время действия – 1656 год. Произведения эти не имеют себе равных в мировой живописи. В 1626 году Веласкес начинает писать картину «Вакх» или «Пьяницы».
С этой точки зрения «Венера перед зеркалом» — очень чувственный эротический портрет возлюбленной, аналога которому на тот момент в живописи ещё не было, созданный Веласкесом себе на память. Но в девятилетнем возрасте у ребёнка были уже ярко выражены способности к искусству, вот таким образом его отец отдал на обучение в мастерскую популярного в то время в Испании художника Эрреры. Сам король и его дети многократно были написаны в творениях художника.
В последнее десятилетие своей жизни Веласкес создал свои знаменитые картины «Венера перед зеркалом» (ок. Главным источником вдохновения раннего периода творчества Веласкеса был быт простых людей.
Впав в уныние от неудачи в Мадриде, в 1623году Веласкес вернулся в Севилью. Изображена внутренность мастерской шпалер. Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет. И действительно, с 17 века у картины было второе название «Familia – «Семья».
Потребовались доказательства его аристократического происхождения и многочисленные свидетельства того, что он занимался живописью только «ради своего удовольствия и по повелению короля», картин своих не продавал, а жалование получал лишь по занимаемым придворным должностям. Между тем, Филипп распорядился, чтобы впредь его портреты писал только Веласкес. Портрет главы римской церкви стал самым знаменитым созданием Веласкеса вне Испании.
Каждый образ на редкость красноречив. Ключи на его поясе свидетельствуют о том, что Веласкес – к тому же и апосентадор, т. е. Мудрая непредвзятость и человечность Веласкеса воплотились в его портретах королевских шутов и карликов (Эль Бобо из Кории, Эль Примо, так называемого Хуана Австрийского, Себастьяна Мора и других, все – 1631–1648, Прадо, Мадрид). С 1622 года он возглавил правительство. Слева в беспорядке толпятся голландцы. В мадридский период мастерство художника совершенствуется.
Диего Веласкес (полное имя – Диего Родригес де Сильва и Веласкес исп. Ранние полотна севильского периода в основном были созданы в жанре бодегонов и представляют собой натюрморты, кухонные сцены, трактирные зарисовки: «Завтрак», около 1617-1618 «Старая кухарка», около 1620 «Завтрак двух юношей» (1618), «Водонос» около 1621. Вместе с тем картина наполнена движением пространственных планов, воздуха, света. " Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес (исп. Но здоровье Веласкеса было подорвано.
Там была написана композиция «Принесение Иакову одежды Иосифа» и картина на мифологическую тему «Кузница Вулкана». Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника, но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства» и желание поработать с пейзажами.
А почему в мастерской находится инфанта. Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610 – 1616), в 1617 получил звание мастера.
Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера. Ему понравилось настолько, что он приказал брату уступить очередь позирования. Веласкес родился 6 июня 1599 года в городе Севилья в Испании, в семье португальских евреев, принявших христианство. Его портреты необычайно реалистичны и естественны. Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет».
В течение трёх первых лет брака у молодой четы родилось две дочери. 25 мая 1651 года художник покинул Италию. Вот уже четвертое столетие искусствоведы, философы, культурологи ищут ответа на эти, казалось бы, простые вопросы. Но не успел он пробыть дома и двух месяцев, как его догнало письмо от Хуана де Фонсеки (исп. ) с известием о смерти придворного живописца Родриго де Вильяндрандо (исп. ) и о наличии вакансии на это место. Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 1611.
В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни. С присущим ему безупречным вкусом сам он пополнял художественные коллекции Алькасара. В высших слоях испанского общества «семьей» в те времена называли не только близких родственников, но и всех домочадцев, включая прислугу.
Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников— художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. ), которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову. Они настояли на том, чтобы был устроен конкурс. В подобном стиле написаны и несколько картин на библейские темы – «Поклонение пастырей», «Христос в доме Марфы и Марии».
Деог был старшим из восьмерых детей в семье. В этот поздний период своего творчества он создал знаменитую композицию «Венера перед зеркалом» и пейзажи «Вилла Медичи», композиции «Менины» и «Пряхи».
с известием о смерти придворного живописца Родриго де Вильяндрандо (исп. )русск. Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев». В композиции картины находятся две самостоятельные сцены. Что за картину пишет Веласкес и кто ему позирует.
В мадридский период мастерство художника совершенствуется. Полотно пронизано светом и воздухом, оно написано жидкими красками. Но методом изображения сцены на открытом воздухе, новым для живописи той поры, Веласкес в совершенстве овладеет позднее». – спрашивает Веласкес и сама написанная им картина отвечает на эти вопросы. Как и многих других мальчиков, его отдали в монастырскую латинскую школу. Веласкес часто ставит искусствоведов в тупик.
Кроме этой серии, наиболее известны портреты дона Хуана Матеоса (1632), генерала Оливареса (1633), конный портрет короля Филиппа III (1635), папы Иннокентия X (1650). К тому времени изображение Гонгоры уже увидел и сам король Филипп IV. Именно портреты, созданные Веласкесом в этот период, принесли ему заслуженную славу мастера этого жанра. Родители будущего художника поженились в севильской Церкви святого Петра (исп. )русск. Он был избран членом Римской академии св. управляющий дворцом (должность почетная, однако хлопотная и к искусству отношения не имеющая). Обе картины написаны на сюжеты греческих мифов в изложении древнеримского поэта Овидия.
1650, Лондон, Национальная галерея), «Лас Менинас» (1656), «Пряхи» (ок. В 1623 году Веласкес переехал в Мадрид и стал королевским живописцем. Меньше, чем за год до смерти Веласкес стал кавалером ордена Сант Яго, одного из самых почетных рыцарских орденов Испании. Заметим, что миф об Арахне, очевидно, был для Велескеса особенно важен: в написанной примерно через год после «Менин» картине «Пряхи» художник изобразил большой ковер со сценой состязания Афины и Арахны.
Вживую художник встречался с Иннокентием Х дважды во время своего визита в Рим в 1650 году – и впечатление от обеих встреч сумел воплотить а портрете. В картинах Вакх (Пьяницы, до 1630) и Кузница Вулкана (1630 обе картины в музее Прадо, Мадрид) художник объединил мифологические образы богов с грубоватыми, нарочито приземленными образами людей, наделил их реальными психологическими характерами. Даже дремлющему крупному псу отведена отнюдь не второстепенная роль.
Суриков писал: «Для меня все галереи Рима — этот Веласкеса портрет. е. среди зрителей) и смутно отражаясь в зеркале на противоположной стороне зала. Существует несколько версий, противоречащих друг другу. Веласкес пробовал себя во всех стилях живописи, которые существовали на тот момент. Для Веласкеса, портретиста по призванию, эта была первая большая сюжетная картина, где он обратился к новому для себя и редкому для испанской живописи мифологическому жанру.
В мадридский период мастерство художника совершенствуется. Перед нами скорее умный, жестокий, энергичный светский государь, а не духовное лицо. Портретам позднего периода творчества Веласкеса в большой степени свойственен артистизм и психологическая завершенность (портреты инфанты Марии Терезы, 1652, Филиппа IV, 1655-1656 инфанты Маргариты Австрийской, около 1660).
К этому же времени относится создание Веласкесом своей самой, пожалуй, необычной картины «Венера перед зеркалом». 1650-е годы – время наибольших творческих свершений Веласкеса. Тонко и точно разработанная гамма красных и розовых оттенков – эмоциональный ключ к пониманию жестко-правдивого образа папы Иннокентия Х (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим), портрет которого Веласкес написал во время второй поездки в Италию в конце 1648 – середине 1651 годов. Веласкес Диего (1599 – 1660), великий испанский художник.
Раздольская, – особое значение приобретает в ней автопортрет художника. Не удивительно, что у Веласкеса появилось немало недоброжелателей. Только в одной заказной картине, написанной, вероятно, в то же время, в прелестной «Венере с зеркалом», мастер запечатлел еще раз обаятельный тип испанской национальной красоты, так убедительно переданный в «Пряхах». Трактовка мифологического сюжета здесь весьма оригинальна. До 1623 Веласкес работал в Севилье.
«Кузница Вулкана» была написана им в столице Италии. Портретируя короля, сановников, придворных, друзей, учеников, Веласкес изображает человека таким, каков он есть. Особенно часто изображалась инфанта Маргарита, королевская дочь. Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez).
Подобно современной литературе и театру, Веласкес изобразил столь характерных для Испании той поры деклассированных представителей общества. сопровождал короля в его походе на Арагон. На «одном дыхании» написана и другая прославленная картина «Пряхи», столь же сложная и многоплановая по своему замыслу.
Русского художника Ивана Крамского, автора знаменитой «Незнакомки», не отягощала необходимость «объяснять» чудо Веласкеса, вот таким образом его простые искренние слова о великом собрате по профессии говорят нам больше, чем страницы глубокомысленных рассуждений: «Смотрю на него и чувствую всеми нервами своего существа: этого не достигнешь, это неповторимо. Diego Rodrguez de Silva y Velzquez) родился 6 июня 1599 года в Севилье (Испания). Именно он в европейском искусстве заложил основы психологического портрета. За работой этой пряхи наблюдает другая женщина.
Осенью 1623 года Веласкес вместе со своим тестем приехал в Мадрид. Так Веласкес наконец получил возможность показать себя. В зеркале изображенном Ван Эйком в центре картины, отражаются супруги Арнольфини и свидетели их бракосочетания. Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. )русск., сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего. Ему понравилось настолько, что он приказал брату уступить очередь позирования. Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 1611.
Ее привели для развлечения королевской четы во время утомительных сеансов. Картину невозможно смотреть вблизи. Большинство его работ этого периода написаны в стиле «бодегонес» (сцены из народной жизни и быта, главными героями которых были простые люди) – картины «Завтрак», «Старая кухарка», «Водонос» и другие.
В честь Веласкеса назван кратер на Меркурии. Придворный художник Филиппа IV (с 1623). Он не сразу преодолел каноны этого жанра.
Образ жизни Веласкеса, однако, не изменился. Впоследствии оно только увеличивалось. Знакомство с королевским собранием картин, встречи с Петером Паулем Рубенсом, посетившим Испанию в конце 1628 – начале 1629 и поездка в Италию (конец 1629 – начало 1631) содействовали совершенствованию его мастерства.
Гостеприимный дом Пачеко современники называли «академией образованных людей не только Севильи, но и всей Испании». Веласкес пробовал себя во всех стилях живописи, которые существовали на тот момент. Сложный характер портретируемого раскрыт художником прямо и глубоко.
1617), «Продавец воды» (ок. Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. ), сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего.
Но самое крупное произведение художника 1630-х – картина «Сдача Бреды» (1634). К этому же периоду относятся Венера перед зеркалом (около 1650, Национальная галерея, Лондон), в которой необычный композиционный прием (лицо Венеры видно только в зеркале) придает особую свежесть и остроту изображению гибкого, стройного, полного жизненного обаяния обнаженного женского тела, а также два пейзажа Вилла Медичи (1650–1651, Прадо, Мадрид по другому мнению – около 1630), в необычайно для своего времени широкой живописной манере воссоздающие целостные образы природы. Говорили, что молодой художник слишком высокомерен и заносчив.
Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («», 1628—1629 «», 1630), а также историческим— «Сдача Бреды» (1634). Картина, над которой художник проработал три месяца, в результате ошеломила весь Рим. Приехав в Мадрид, он вскоре почувствовал приступ возвратной лихорадки. Это одна из 12 балатльных картин во славу военных побед короля Филиппа IV.
Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале. Сам факт выбора подобной профессии был вызовом для испанской аристократии ибо профессия художника считалась недопустимым занятием для дворянина. Строгая темная гамма оживлена изысканными сочетаниями серого и красно-розового, зеленоватого и серо-оливкового, черного и золотого. На первом плане зритель видит огромную собаку и одутловатое лицо карлицы.
Слева висит картина Питера Пауэла Рубенса «Афина и Арахна», справа – полотно Якоба Йорданса "Аполлон и Марсий" (возможно, копии). Родился Диего в 1599 году 6 июня в семье помещика. Портрет на долгие годы становится его основным жанром. Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте. Полотно оригинально во всех своих качествах. Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует.
Он рано начал собирать библиотеку, так как в раннем детстве научился читать. – Жизнь города, его типы и нравы по-прежнему интересовали Веласкеса.
Diego Rodrguez de Silva y Velzquez 6 июня 1599, Севилья — 6 августа 1660, Мадрид) — испанский художник, представитель золотого века испанской живописи. Имя при рождении: Диего Родригес де Сильва ВеласкесДата рождения: 6 июня 1599Место рождения: Севилья, королевство Севилья, Кастилия и ЛеонДата смерти: 6 августа 1660 (61 год)Место смерти: Мадрид, ИспанияГражданство: Габсбургская ИспанияЖанр: портретистУчёба: Франсиско Пачеко (Севилья)Стиль: испанское барокко (золотой век)Покровители: Филипп IV (король Испании), граф ОливаресВлияние на: Хуан Батиста дель Масо, Хуан де ПарехаДиего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) в семье местных уроженцев Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии. Диего Веласкес (Diego Velasquez) – великий испанский художник 17 века. 17 век. Картины на религиозные, мифологические темы: «Вакх» (ок.
Полотно хранится в мадридском музее Прадо. По обычаю, широко распространённому в Андалусии, Диего и его брат Хуан, также ставший художником, взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес». Музыкальный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте. Знаменита картина «Пряхи» (1657) — апофеоз реалистической живописи Веласкеса.
Веласкес Диего, картины которого необычны для отечественных традиций, к тридцатилетнему возрасту завершает работу над таким шедевром на античный сюжет, как «Пьяницы» или «Вакх». О высоком творческом подъеме Веласкеса свидетельствует его картина «Сдача Бреды» (Копья 1634—1635, Мадрид, Прадо), запечатлевшая падение в 1625 году голландской крепости Бреда — одну из немногих крупных побед испанского оружия в неудачной для абсолютистской Испании войне с демократическими Нидерландами. В последние годы жизни Диего Веласкес написал две самые знаменитые свои картины. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом.