Диего Родригес де Сильва Веласкес родился в 1599 г. в Андалузии, в городе Севилье. Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес (исп. Диего Родригес де Сильва Веласкес (15992–1660) Диего Родригес де Сильва Веласкес родился в 1599 г. в Андалузии, в городе Севилье. Диего Родригес де Сильва и Веласкес (исп. Веласкес, РОДРИГЕС ДИЕГО ДЕ СИЛЬВА-И-ВЕЛАСКЕС (1599–1660) – величайший испанский художник-реалист, заложивший основы психологического портрета в искусстве Европы.
Мане однажды назвал Диего Родригеса де Сильва и Веласкеса величайшим художником из когда-либо живших и творивших на земле, а Пабло Пикассо и Сальвадор Дали написали целую серию интерпретаций величайших полотен Веласкеса. Художник Диего Родригес де Сильва и Веласкес (Diego Rodrguez de Silva y Velzquez) родился в июне 1599 года в Севилье, в семье обедневшего португальского дворянина (по другой версии – крещенного еврея) Хуана де Сильва. Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес (исп. Diego Rodrguez de Silva y Velzquez 6 июня 1599, Севилья— 6 августа 1660, Мадрид)— испанский художник, величайший представитель золотого века испанской живописи.
Диего Родригес де СильваиВеласкес родился 6 июня 1599 года в испанском городе Севилье в семье знатной, но небогатой. Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес — испанский художник, крупнейший представитель мадридской школы времён золотого века испанской живописи, придворный живописец короля Филиппа IV. Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес родился 6 июня 1599 года в испанском городе Севилье в семье знатной, но небогатой. Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес.
Диего Веласкес (Диего Родригес де Сильва Веласкес) родился 6 июня 1599 года в Севилье (Испания). Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес (исп. Diego Rodrguez de Silva y Velzquez 6 июня 1599, Севилья— 6 августа 1660, Мадрид)— испанский художник, представитель золотого века испанской живописи.
Но не успел он пробыть дома и двух месяцев (1623), как его догнало письмо от севильянца, служившего королевским капелланом. Раздольская. Стройный лес копий (отсюда второе название картины "Копья") создает впечатление численного превосходства и мощи испанского отряда» (О. М. В последние годы жизни Диего Веласкес написал две самые знаменитые свои картины.
Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев». Через год он работал уже в мастерской другого художника, Франсиско Пачеко, у которого оставался до 1617 года, когда получил звание мастера. Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. )русск., сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего. Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года. Автор изобразил момент получения Вулканом (богом огня) от Апполона вести об измене жены (Венеры).
Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников— художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. )русск., которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову. В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни. Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты: Хуана Матеоса, около 1632, Картинная галерея, Дрезден графа-герцога Оливареса, около 1638, Эрмитаж, Санкт-Петербург Дама с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон серия портретов инфант, Лувр, Прадо).
По словам историка Хулиана Гальего (исп. ), молодой художник понимал ограниченность возможностей художественных школ Севильи и изучение королевской коллекции, особенно Тициана, оказало решающее воздействие на стилистическую эволюцию Веласкеса, который переместил акцент со строгого натурализма его севильской эпохи и от суровых землистых спектров до яркости серебристо-серого и прозрачности синего цветов к зрелому возрасту. Молодая кухарка что-то толчет в ступке. Персианова). Молодой художник приобрёл в Севилье уже достаточно хорошую репутацию.
Его учитель Пачеко, а также друзья и земляки старались помочь его карьере. А безупречное мастерство Веласкеса подтвердило правомерность его замысла. Автор прописал её очень крупно и реалистично, а уверенность и точность движений он передаёт при помощи изображения крупных рук с закатанными рукавами и широкой спины.
К пятидесятым годам относится один из самых сложных портретов мастера – портрет Филиппа IV (1654). Стройный лес копий (отсюда второе название картины Копья) создает впечатление численного превосходства и мощи испанского отряда» (О. М. Менин часто называют картиной создания картины. 1617 г., Ленинград, Эрмитаж «Водонос», ок. Осажденная испанцами голландская крепость Бреда пала.
Родители будущего художника поженились в севильской Церкви святого Петра (исп. ) 28 декабря 1597 года, там же, где позже и был крещён новорождённый Диего, самый старший из восьмерых детей в семье. Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога. Перед нами скорее умный, жестокий, энергичный светский государь, а не духовное лицо. Серые тона его картин переливаются множеством оттенков, черные легки и прозрачны.
А безупречное мастерство Веласкеса подтвердило правомерность его замысла. Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («Триумф Вакха или Пьяницы», 1628—1629, «Кузница Вулкана», 1630), а также историческим— «Сдача Бреды» (1634).
Построенная на равновесии групп композиция разворачивается на огромном, уходящем вглубь пространстве равнины, на фоне Бреды с ее могучими форпостами. Для исторических картин существовала определенная схема: произведение должно было прославлять победу полководца или монарха в центре картины изображался главный герой в окружении свиты вводились аллегорические элементы (олицетворение добродетелей, фигуры трубящих слав и др. ), часто вся картина представляла собой аллегорию. Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. )русск., сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего. Античный сюжет позволил художнику порвать с традицией интерьерной бытовой сцены. Эта работа, в которой он тонко уловил и натурально и бескомпромиссно изобразил горечь, присутствовавшую в лице позировавшего поэта, способствовала укреплению репутации Веласкеса среди столичной знати как умелого портретиста.
В 1623 году Веласкес переехал в Мадрид и стал королевским живописцем. «Полагают, что здесь воспроизведен обряд посвящения в братство Вакха, – пишет Л. Л. Комендант Бреды Юстин Нассауский вручает ключи от крепости испанскому полководцу Спиноле. Кроме уже привычных портретов членов королевской семьи, в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника— «Менины» (1656, Прадо, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657г., Прадо, Мадрид).
В картинах Вакх (Пьяницы, до 1630) и Кузница Вулкана (1630 обе картины в музее Прадо, Мадрид) художник объединил мифологические образы богов с грубоватыми, нарочито приземленными образами людей, наделил их реальными психологическими характерами. Портрет Филиппа IV в охотничьем костюме (1634, Мадрид, Прадо). 25 мая 1651 года художник покинул Италию.
Так Веласкес наконец получил возможность показать себя. В течение трёх первых лет брака у молодой четы родилось две дочери. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом.
Здесь ему оказывает покровительство премьер-министр Оливарес. Но не успел он пробыть дома и двух месяцев, как его догнало письмо от Хуана де Фонсеки (исп. )русск. По обычаю, широко распространённому в Андалусии, Диего и его брат Хуан, также ставший художником, взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес»3.
Первая серия из шести картин отличается подчеркнутой официальностью. И, хотя на столе лежит довольно скудная еда, молодые люди явно довольны происходящим. Мудрая непредвзятость и человечность Веласкеса воплотились в его портретах королевских шутов и карликов (Эль Бобо из Кории, Эль Примо, так называемого Хуана Австрийского, Себастьяна Мора и других, все – 1631–1648, Прадо, Мадрид). Ему удалось установить прочные контакты при дворе Филиппа IV. Есть в них и удаль и бесшабашность и веселье и горечь.
1635 г., Мадрид, Прадо). Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте. Кроме уже привычных портретов членов королевской семьи, в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника— «Менины» (1656, Прадо, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657г., Прадо, Мадрид). И в то же время магия цвета и света преображает это пространство в поэтическую среду и каждой фигуре сообщает особое художественное очарование». Впав в уныние от неудачи в Мадриде, в 1623году Веласкес вернулся в Севилью.
К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («», 1628—1629 «», 1630), а также историческим— «Сдача Бреды» (1634). Существует несколько версий, противоречащих друг другу. – И в свете подобного толкования особое значение приобретает в ней автопортрет художника. Перед нами скорее умный, жестокий, энергичный светский государь, а не духовное лицо.
Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте. Веласкес стремительно отправился ко двору, остановился в доме королевского капеллана поэта Луиса де Гонгора-и-Арготе, соперника Лопе де Веги и написал его портрет, находящийся ныне в Музее изящных искусств в Бостоне. Портреты по-прежнему преобладают в творчестве Веласкеса. Родители будущего художника поженились в севильской Церкви святого Петра (исп. )русск.
Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет». Традиционные рамки портретных композиций изменились. Есть в них и удаль и бесшабашность и веселье и горечь. В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни. Торжественность и статичность позы, Сдержанность движений, замкнутость гордого лица выражают невозмутимость духа, внутреннюю собранность и высокомерную отчужденность. Севильское землячество при королевском дворе в Мадриде обладало большим весом, чему немало способствовала деятельность Гаспара де Гусмана Оливареса имевшего обширные поместья в Севилье и бывшего с 1615 года камер-юнкером инфанта, будущего короля Филиппа IV. В 1627 году Веласкес написал большую историческую картину «Изгнание морисков». Картина, над которой художник проработал три месяца, в результате ошеломила весь Рим.
Наиболее ярким представителем испанской живописи «золотого» века является художник-реалист Диего Веласкес. Главными задачами придворных живописцев было создание портретов королевской семьи и картин для украшения королевских покоев. Полагают, что здесь воспроизведен обряд посвящения в братство Вакха, – пишет Л. Л. Но не успел он пробыть дома и двух месяцев, как его догнало письмо от Хуана де Фонсеки (исп. ) с известием о смерти придворного живописца Родриго де Вильяндрандо (исп. ) и о наличии вакансии на это место. Раздольская.
Необычным в ней было всё — от темы (до Веласкеса никто подобных полотен в испанской живописи не создавал) до её воплощения и даже смысла. Персианова). На фоне тонко прописанных пейзажей показаны всадники: мужчины в костюмах полководцев, женщины – в роскошных туалетах.
Пейзаж в этих портретах становится не только фоном, но и вносит нотки настроения. Один из них, улыбаясь, поднял большой палец вверх, а второй со счастливым видом демонстрирует еще полную склянку вина. Так, до сих пор идут споры о сюжете и смысле «Менин».
Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны. Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610–1616), в 1617 получил звание мастера. Наряду с другими испанскими творцами Диего обращается к библейским сюжетам, но они не занимают большого места в жизни автора.
В марте 1627 года Веласкес вступил в должность, предоставленную выигрышем в этом конкурсе, с годовым окладом в 350 дукатов, а с 1628 года занял при дворе вакантное место умершего придворного художника Джеймса Морана, считавшееся наиболее престижным среди дворцовых мастеров. В картине «Вакх» («Пьяницы», 1628—1629, Мадрид, Прадо) он обратился к мифологической теме, но интерпретировал ее в бытовом аспекте. Необычным в ней было всё — от темы (до Веласкеса никто подобных полотен в испанской живописи не создавал) до её воплощения и даже смысла.
Стряпни дожидается мальчишка, видимо, ученик какого-то ремесленника или прислуга героини. В портрете Филиппа IV (1628, Мадрид, Пра-до) передано анемичное холодное лицо с бесстрастным взглядом и тяжелой челюстью но данная в рост стройная фигура удлиненных пропорций с широким разворотом плеч и небольшой головой импозантна. Каганэ. 1620, Лондон, собрание Веллингтона).
Существует несколько версий, противоречащих друг другу. Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера. В 1657 была создана картина Пряхи или Миф об Арахне (1657, Мадрид, Прадо) – изображение мастерской, где реставрировались и ткались ковры для украшения дворцовых залов. Осажденная испанцами голландская крепость Бреда пала. Веласкес Диего, картины которого необычны для отечественных традиций, к тридцатилетнему возрасту завершает работу над таким шедевром на античный сюжет, как «Пьяницы» или «Вакх». Как и многих других мальчиков, его отдали в монастырскую латинскую школу. Она готовит пищу (рыбы — символ Христа), а старая умудренная женщина указывает на картину, повествующую о евангельском сюжете.
По композиционному строю перед нами «картина в картине» и обе они перекликаются по смыслу. К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. Уже в ранних работах обнаруживаются уверенность рисунка, монументальность как бы приближенных к зрителю форм, строгость крупнофигурных композиций, придающих особую значительность изображениям («Завтрак», ок. Художник показывает свою мастерскую, расположенную во дворце.
Персианова). Резко ограничилась и тематика его картин, а основным жанром на многие годы становится портрет. Сюжет здесь обыденный, спокойный и простой.
«"Картиной создания картины" назвал ее один из исследователей, – замечает В. И. Другой севильянец, камердинер кардинала-инфанта Фердинанда (королевского брата), отнёс его во дворец и показал хозяину. Сам же папа, увидев портрет, воскликнул «Слишком правдиво. » и наградил художника золотой цепью и папской медалью. Они созданы в жанре «бодегонес», распространенном в первой половине 17 в. в Испании, на них изображались трактиры и харчевни (по исп.
С этой точки зрения «Венера перед зеркалом» — очень чувственный эротический портрет возлюбленной, аналога которому на тот момент в живописи ещё не было, созданный Веласкесом себе на память. На готовом гобелене Диего изобразил финал предания об Арахне, но не превращение девушки в ужасного паука, а торжество непревзойдённой богини искусства, что является аллегорией с политическими нотками. Самое крупное произведение Веласкеса 1630-х – историческая картина Сдача Бреды (1634–1635, Мадрид, Прадо). Узнав о талантливом художнике из Севильи, он призывает его к себе. Но в целом художник отдает должное жизнестойкости и оптимизму своего народа.
Они настояли на том, чтобы был устроен конкурс. И в картинах на религиозную тематику Веласкеса прослеживаются традиции бодегонес: Поклонение волхвов (1619, Мадрид, Прадо), Христос у Марфы и Марии (1618, Лондон, Национальная галерея). Этот конкурс помог изменить устоявшиеся вкусы королевского двора, отказаться от приверженности старому стилю живописи и проникнуться новой игрой красок.
По меньшей мере, один из этой пирующей в харчевне троицы имеет благородное происхождение. До 1623 Веласкес работал в Севилье. Узнав о талантливом художнике из Севильи, он призывает его к себе. Комендант Бреды Юстин Нассауский вручает ключи от крепости испанскому полководцу Спиноле.
Однако учитель обладал тяжелым характером, уже через год юный Диего оставил его и перешел в мастерскую Франсиско Пачеко (1564–1645). К этому же времени относится создание Веласкесом своей самой, пожалуй, необычной картины «Венера перед зеркалом». Так Веласкес наконец получил возможность показать себя.
Красная скатерть стола мягко вписывается в серый фон, оживляя его. Таким образом, пожилой мужчина небрежно предлагает испробовать «чашу любви» ничего не подозревающему мальчику. Этот жанр получил название «бодегонес» (от испанского «bodegon», что означает «трактир, харчевня»). С неё было сразу же сделано несколько копий.
Они становятся значительно разнообразнее по композиции и живописному решению. Подобно современной литературе и театру, Веласкес изобразил столь характерных для Испании той поры деклассированных представителей общества. В ранних работах Веласкеса сцены решаются статично, немногочисленные действующие лица помещены на переднем плане, приближены к зрителю, фон темный, детали тщательно прописаны. Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев»11.
Примером такой композиции является полотно «Старая кухарка» (около 1618, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург). В семнадцать лет Веласкес получил звание мастера искусств. Портрет на долгие годы становится его основным жанром. Античный сюжет позволил художнику порвать с традицией интерьерной бытовой сцены. Как описывает художник Хусепе Мартинес (исп. ), это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. ).
Некоторые из них— например, два конных портрета— в мае 1627 года были отправлены герцогу Гонзаге в Мантую его мадридским посланником, а некоторые погибли при пожаре 1734 года. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. «Полагают, что здесь воспроизведен обряд посвящения в братство Вакха, – пишет Л. Л. Это произошло 6 августа 1660 года. Стойный лес копий (отсюда второе название картины Копья) создает впечатление численного превосходства и мощи испанского отряда.
Иннокентий X был некрасив и Веласкес не стремился облагородить его внешность. Ему понравилось настолько, что он приказал брату уступить очередь позирования. Картина изображает обряд посвящения в братство этого бога. 1630-е и 1640-е гг. — время расцвета портретного искусства Веласкеса. Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем.
Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) в семье местных уроженцев Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии1. В 1620 году Диего открыл собственную мастерскую. За работой этой пряхи наблюдает другая женщина. Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует.
Испанский двор и аристократия ожили в его портретах со своей гордостью, грустью, своими пороками, напряженной жизнью страстей. Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («Триумф Вакха», 1628—1629 «Кузница Вулкана», 1630), а также историческим— «Сдача Бреды» (1634).
Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 1611. К несчастью, художник в то время был уже тяжело болен. По обычаю, широко распространённому в Андалусии, Диего и его брат Хуан, также ставший художником, взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес». Примером этому может послужить полотно «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620 г., Национальная галерея, Лондон), представляющее собой «картину в картине» и наполненное более глубоким смыслом, чем прочие работы этого периода. Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем.
Единственной дочери Пачеко – Хуане Миранде – на тот момент было почти шестнадцать лет.
Есть в них и удаль и бесшабашность и веселье и горечь. Вторая серия из трех портретов, на которых члены королевской семьи показаны в охотничьих костюмах, отличается большей интимностью.
Знакомство с королевским собранием картин, встречи с Петером Паулем Рубенсом, посетившим Испанию в конце 1628 – начале 1629 и поездка в Италию (конец 1629 – начало 1631) содействовали совершенствованию его мастерства. В 1619 и 1621 годах у четы Веласкесов родились две дочери. Справа находится другая пряха, она сматывает в тугой клубок сделанную из шерсти нитку. – Жизнь города, его типы и нравы попрежнему интересовали Веласкеса. Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez). По второй версии, картина представляет собой вариацию на темы сразу трёх античных мифов — о мойрах (богинях судьбы в древнегреческой мифологии), об Арахне и о похищении Европы — в оригинальной авторской трактовке. В. И.
Эта реалистичная картина, наверное, единственная среди «бодегонес» Веласкеса, которая, несмотря на бедность изображаемой обстановки и унылый фон излучает молодость и оптимизм. Срок пребывания в мастерской Эрреры был очень кратким, так как тот имел весьма скверный характер, чего молодой ученик не смог выдержать. Этот этап творчества художника характеризуется влиянием караваджизма — подчёркнутым реализмом в изображении предметов и точной передачей черт натуры, усиленных контрастным освещением фигур переднего плана, а также плотностью письма12. Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем. С неё было сразу же сделано немало копий. «бодегон»).
Но в целом художник отдает должное жизнестойкости и оптимизму своего народа. В 1617–1622 им создаются произведения: Завтрак (ок. По сути на холсте в образе богини любви изображена обыкновенная женщина, смотрящаяся в зеркало, что придаёт картине оттенок доброй иронии автора: Веласкес как бы подсмеивается над ожиданиями зрителей увидеть в очередной раз античную Венеру и в то же время даёт понять, что любая женщина является богиней такого высокого чувства. Родители будущего художника поженились в севильской Церкви святого Петра (исп. )русск.
В мадридский период мастерство художника совершенствуется. Рядом с инфантой многочисленные фрейлины. Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 161110.
– Жизнь города, его типы и нравы по-прежнему интересовали Веласкеса. В композиции картины находятся две самостоятельные сцены.
Рядом лежит скомканная тряпка, видимо, служившая полотенцем. Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов. В 1656 Веласкес создает знаменитые Менины (Фрейлины) (1656, Мадрид, Прадо) – полотно высотой более трех метров с фигурами в натуральную величину.
При наличии внешней мифологической атрибутики в лице услужливого купидончика божественного в картине чрезвычайно мало, вся она пронизана теплотой, человечностью искренним восхищением земной, а отнюдь не небесной красотой, поскольку изображённая модель не так идеальна, как того требовали бы каноны подобной живописи. 25 мая 1651 года художник покинул Италию. Каганэ. – Жизнь города, его типы и нравы по-прежнему интересовали Веласкеса.
Однако популярность Веласкеса вызывала не только поклонение, но и зависть. 1632 г., Мадрид, Прадо).
Именно она и свидетельствует о заинтересованном изучении Веласкесом многих наук, но наиболее манящей для него всё же является живопись. Более того, сам процесс творчества стал сюжетом картины. Не меньше споров вызывают и «Пряхи». Так, до сих пор идут споры о сюжете и смысле «Менин». 1625 год. На протяжении 1630-1640-х годов Веласкес создал серию портретов карликов и шутов.
По сюжету молодая кухарка отрывается на минуту от приготовления пищи, повинуясь жесту старой женщины, указывающей ей на висящую на стене картину. Впоследствии оно только увеличивалось. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Ключ от неё имел у себя и сам монарх, каждый день любивший наблюдать за работой творца.
В этих полотнах обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение. Они настояли на том, чтобы был устроен конкурс. Веласкес посетил Венецию, Феррару, Рим, Неаполь. У Эрреры Диего проучился недолго они не сошлись характерами.
Трактовка мифологического сюжета здесь весьма оригинальна. Осажденная испанцами голландская крепость Бреда пала. Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет». Особенно часто – дочь Филиппа инфанту Маргариту. В. И. По словам историка Хулиана Гальего (исп. )русск., молодой художник понимал ограниченность возможностей художественных школ Севильи и изучение королевской коллекции, особенно Тициана, оказало решающее воздействие на стилистическую эволюцию Веласкеса, который переместил акцент со строгого натурализма его севильской эпохи и от суровых землистых спектров до яркости серебристо-серого и прозрачности синего цветов к зрелому возрасту.
Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев»5. Комендант Бреды Юстин Нассауский вручает ключи от крепости испанскому полководцу Спиноле. В возрасте двадцати одного года Диего Веласкес открыл собственную мастерскую.
Главные полотна Веласкеса позднего периода – крупномасштабные композиции Менины (юные фрейлины) (1656) и Пряхи (1657). Иннокентий X был некрасив и Веласкес не стремился облагородить его внешность.
Одетые в черные доспехи, с розовым шарфом через плечо теснятся испанцы. Взошедший на престол шестнадцатилетний король Филипп IV сменил практически все придворное окружение своего отца. Однако популярность Веласкеса вызывала не только поклонение, но и зависть. Перед ней на столе лежат головки чеснока, рыба в чашке и два яйца на тарелке.
По обычаю, широко распространённому в Андалусии, Диего и его брат Хуан, также ставший художником, взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес». Эта картина, над которой художник проработал три месяца, в результате ошеломила весь Рим. Веласкес Диего, великий испанский художник. Монументальный характер трактовки этой темы был необычным для той среды, где жил Веласкес. В. И. Присутствие короля и королевы определяет парадный характер картины, но она одновременно явилась рассказом о жизни королевской семьи.
Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 16114. Перед нами скорее умный, жестокий, энергичный светский государь, а не духовное лицо. Как пример можно привести произведения тридцатых годов – охотничьи и конные портреты Филиппа IV и членов его семьи (1630-е). Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет.
Античный сюжет позволил художнику порвать с традицией интерьерной бытовой сцены. Контрастное освещение фигур, выдвинутых на передний план, плотность письма интерес к точной передаче особенностей натуры сближают живопись севильского периода художника Диего Веласкеса с караваджизмом. Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом.
Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем. К этому же времени относится создание Веласкесом своей самой, пожалуй, необычной картины «Венера перед зеркалом». Филипп IV возводит художника на высшую в государстве должность – гофмаршала.
Более зорким становится его глаз к внутреннему миру изображенных людей. К тому времени изображение Гонгоры уже увидел и сам король Филипп IV. В эти годы художник пишет первые портреты, в которых определяются особенности Веласкеса-портретиста – остро схваченное сходство, яркость выявления индивидуальности: Портрет монахини Херонимы де ла Фуенте (1620, Лондон, Национальная галерея).
С 1622 года он возглавил правительство. Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога. Особенно часто изображалась инфанта Маргарита, королевская дочь. Одетые в черные доспехи, с розовым шарфом через плечо теснятся испанцы. К тому времени изображение каноника уже увидел и сам король Филипп IV. Простолюдин с загорелым морщинистым лицом подает бокал с водой задумчивому мальчугану.
Он писал ему, что придворный художник Родриго де Вильяндрандо умер и место стало вакантно. Художник передает ее мягкие, детские черты лица. Он рано начал собирать библиотеку, так как в раннем детстве научился читать. Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов.
К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует свое мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. Впав в уныние от неудачи в Мадриде, в 1623году Веласкес вернулся в Севилью. Каганэ.
Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года. С этой точки зрения «Венера перед зеркалом» — очень чувственный эротический портрет возлюбленной, аналога которому на тот момент в живописи ещё не было, созданный Веласкесом себе на память. Наиболее значительной из этой серии является картина «Сдача Бреды» (1634—1635, Прадо, Мадрид), в которой художник не только запечатлел историческое событие (сдачу осаждённого голландского города испанской армии 2 июня 1625 года), но и с помощью многочисленных красноречивых деталей выразил своё отношение к этому событию и его участникам. Бытовой жанр приобретает новое звучание.
Путешествие по Италии нельзя было назвать приятным: должность королевского камергера, статус протеже графа Оливареса и наличие спутника-генерала вызывало раздражение у подозрительных итальянцев, считавших Веласкеса чуть ли не испанским шпионом. Есть в них и удаль и бесшабашность и веселье и горечь. Нидерландские солдаты — мужественные люди из народа. Именно на нее смотрит королевская чета, позирующая художнику. Виртуозный мазок разнообразен.
«Полагают, что здесь воспроизведен обряд посвящения в братство Вакха, – пишет Л. Л. Картины, которые он создал в Риме, принесли ему еще большую славу. Именно он в европейском искусстве заложил основы психологического портрета. Она предназначалась для королевского загородного дворца Буэн-Ретиро и должна была украшать «Зал королей». На заднем плане с наслаждением допивает свой бокал крепкий юноша.
Бодегонес Веласкеса носили характер камерный. В картине Менины (Фрейлины, 1657, Прадо, Мадрид) частный эпизод придворного быта (на первом плане – инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, рядом – сам художник за исполнением портрета испанской королевской четы, отраженной в зеркале в глубине зала) изображенный в смелом пространственном развороте, предстает как один из моментов общего течения жизни во всей сложности ее взаимосвязанных и изменчивых проявлений. "Картиной создания картины" назвал ее один из исследователей, – замечает В. И. Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера. Осенью 1623 года Веласкес вместе со своим тестем приехал в Мадрид.
Теперь Веласкес, наконец, получил полную независимость. Сам же папа, увидев портрет, воскликнул «Слишком правдиво. » и наградил художника золотой цепью и папской медалью. Тонко и точно разработанная гамма красных и розовых оттенков – эмоциональный ключ к пониманию жестко-правдивого образа папы Иннокентия Х (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим), портрет которого Веласкес написал во время второй поездки в Италию в конце 1648 – середине 1651 годов.
Стройный лес копий (отсюда второе название картины "Копья") создает впечатление численного превосходства и мощи испанского отряда (О. М. – И в свете подобного толкования особое значение приобретает в ней автопортрет художника. В 1627 году Веласкес написал большую историческую картину Изгнание морисков.
Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) в семье местных уроженцев Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии. Веласкес приобщился к демократическим устремлениям общественной мысли того времени. Показан момент войны между Голландией и Испанией и взятие голландской крепости Бреда. Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте.
С 1622 года он возглавил правительство. В ранний период творчества (1617—1621) он был близок к караваджизму, обратился к распространенной в Испании жанровой живописи — «бодегонес» изображая незатейливые сцены жизни простых людей в повседневной обстановке бедных темных харчевой, в кухнях, среди скромной утвари и скудных завтраков, скупо характеризующих суровую красоту народного быта.
Бодегонес Веласкеса носили характер камерный. Ему понравилось настолько, что он приказал брату уступить очередь позирования. Всё это позволило говорить о загадках в позднем творчестве Веласкеса. Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует. 1620 г., Англия» Лондон, собрание Уэллингтон).
Осенью 1623 года Веласкес вместе со своим тестем приехал в Мадрид. По третьей, «Пряхи» — это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю. Впав в уныние, Веласкес вернулся в Севилью. В полотне «Завтрак» (около 1618, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) художник изобразил двух веселых молодых людей и солидного пожилого человека. Более того, сам процесс творчества стал сюжетом картины.
К тому времени изображение Гонгоры уже увидел и сам король Филипп IV. Построение композиции и сложнейшее решение света проникающего в помещение через дверь в задней стене и вторую дверь и окно в правой его части, создает не только необычайно убедительное ощущение реального пространства, но словно втягивают в него зрителя, стоящего перед картиной.
Одетые в черные доспехи, с розовым шарфом через плечо теснятся испанцы. Точно переданы приметы местности, следы недавних битв. По третьей, «Пряхи» — это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю.
Осенью 1623 года Веласкес вместе со своим тестем приехал в Мадрид. «Картиной создания картины назвал ее один из исследователей, – замечает В. И. 1617, С. -Петербург, Эрмитаж), Старая кухарка (1618, Эдинбург, Национальная галерея), Водонос (ок.
Веласкес был прилежным учеником и, по утверждению ранних биографов, все схватывал буквально «на лету». В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни. Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов. Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет.
Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников— художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. )русск., которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову. В доме учителя Диего познакомился со своей женой. Так Веласкес наконец получил возможность показать себя. 1625 год. Но в целом художник отдает должное жизнестойкости и оптимизму своего народа.
Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) в семье местных уроженцев Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии. Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников— художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. ), которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову. – Жизнь города, его типы и нравы попрежнему интересовали Веласкеса. Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны. «Кузница Вулкана» была написана им в столице Италии.
Другое полотно «Продавец воды из Севильи» (1622, Собрание Уоллеса, Лондон) призвано представить зрителю совсем иную жизненную аллегорию. Но в целом художник отдает должное жизнестойкости и оптимизму своего народа. Победителю предоставлялось право нарисовать картину в Большом главном зале Королевского дворца в Мадриде на тему изгнания мавров из Испании.
и о наличии вакансии на это место. Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога. Все работы выполнены с использованием тёмного, часто условного фона, лишённого глубины, что оставляет ощущение безвоздушности, в лаконичной и выразительной манере. Именно в этой школе молодой Веласкес получил свою первую техническую подготовку и эстетические навыки, в ней же подружился с будущим скульптором и живописцем Алонсо Кано и знаменитым испанским живописцем Франсиско де Сурбараном. С ними античный бог вина Вакх и фавны. Веласкес — один из первых мастеров валерной живописи.
Постепенно отходя от традиций своих предшественников, художник стремился к психологической точности в изображении своей модели и ставил своей задачей передать не только характер человека, но и показать противоречивость его черт. В произведении «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620, Национальная галерея, Лондон) чувствуется совсем другая атмосфера. Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника, но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства» и желание поработать с пейзажами.
Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов. Подобным же образом выписан пейзаж: чаще всего он условен и придаёт портрету символический характер, но вместе с тем он реалистичен и достоверно отражает испанский ландшафт. Более того, сам процесс творчества стал сюжетом картины.
Каганэ. В 1629 году художник завершает необычную для испанской традиции картину на античный сюжет – Вакх или Пьяницы (1628-1629).
Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать свое искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев». Герои «бодегонес» колоритны, но внутренне, психологически они еще статичны. Новый период исканий Веласкеса в первую очередь сказался в портрете и бытовом жанре. Не меньше споров вызывают и «Пряхи».
Веласкес смело расширил границы бытового жанра, насыщая его содержательностью. Летом 1623 Веласкес предпринял вторую поездку в Мадрид. В мадридский период мастерство художника совершенствуется. Бодегонес Веласкеса носили характер камерный. На переднем плане – несколько работниц.
В этот период очень плодотворно трудится Диего Веласкес. При этом популярность Веласкеса вызывала не только поклонение, но и зависть. Как описывает художник Хусепе Мартинес (исп. )русск., это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. )русск. Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет». с известием о смерти придворного живописца Родриго де Вильяндрандо (исп. )русск.
Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет. У её босых ног лежит кошка. Одетые в черные доспехи, с розовым шарфом через плечо теснятся испанцы. По второй версии, картина представляет собой вариацию на темы сразу трёх античных мифов — о мойрах (богинях судьбы в древнегреческой мифологии), об Арахне и о похищении Европы — в оригинальной авторской трактовке. Иннокентий X был некрасив и Веласкес не стремился облагородить его внешность.
Среди подобных портретов этого периода надо отметить Графа Оливареса (1625) и Шута Калаба-Сильяса (1626-1627). Впоследствии оно только увеличивалось. «1625 год. Комендант Бреды Юстин Нассауский вручает ключи от крепости испанскому полководцу Спиноле.
Биографы утверждали, что Диего с лёгкостью давались многие науки. Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. ), сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего. Наряду с охотничьими портретами художник исполнял традиционные конные, достигая в них порою непосредственности и обаяния образа («Конный портрет инфанта Валтасара Карлоса», ок.
К этому же периоду относятся Венера перед зеркалом (около 1650, Национальная галерея, Лондон), в которой необычный композиционный прием (лицо Венеры видно только в зеркале) придает особую свежесть и остроту изображению гибкого, стройного, полного жизненного обаяния обнаженного женского тела, а также два пейзажа Вилла Медичи (1650–1651, Прадо, Мадрид по другому мнению – около 1630), в необычайно для своего времени широкой живописной манере воссоздающие целостные образы природы. При всём этом следует отметить, что не возникает сомнений в жизненности и достоверности изображённых образов и сцен.
Молодой художник приобрёл в Севилье уже достаточно хорошую репутацию. И только пожилой мужчина с бородой смотрит на своих приятелей с усмешкой.
Впоследствии оно только увеличивалось. Именно вот таким образом ценителями живописи в Севилье были встречены с презрением работы молодого Веласкеса, «низменный сюжет» которых не вызывал у публики восхищения. Здесь ему оказывает покровительство премьерминистр Оливарес. Примером этому может послужить полотно «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620 г., Национальная галерея, Лондон), представляющее собой «картину в картине» и наполненное более глубоким смыслом, чем прочие работы этого периода.
Бодегонес Веласкеса носили характер камерный. Античный сюжет позволил художнику порвать с традицией интерьерной бытовой сцены.
А безупречное мастерство Веласкеса подтвердило правомерность его замысла. настояли на том, чтобы был устроен конкурс. Здесь ему оказывает покровительство премьер-министр Оливарес. Но в целом художник с уважением относится к оптимизму и жизнестойкости своего народа. И все больше усилий ему приходилось прилагать, чтобы работать за мольбертом.
Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны. Осажденная испанцами голландская крепость Бреда пала. В мадридский период мастерство художника совершенствуется.
Узнав о талантливом художнике из Севильи, он призывает его к себе. Как описывает художник Хусепе Мартинес, это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. )русск. В 1627 году Веласкес написал большую историческую картину Изгнание морисков. Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 1611.
А слева у деревянного станка в небрежно наброшенном на голову платке сидит уставшая ткачиха и разговаривает со своей помощницей. Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте. Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера. Сам король и его дети многократно были написаны в творениях художника. К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старуха, жарящая яйца» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды.
Веласкес много раз писал короля Филиппа и его детей. Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника — но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства». Сюжет с удручающей обстановкой трактира обыгран также в картине «Двое юношей у стола» (около 1618, Музей Веллингтона, Лондон). В большом зале стоя перед холстом, он пишет портрет королевской четы, которая находится за пределами картины, отражения монархов видно в зеркале, висящем на противоположной стене. Усталая пожилая женщина в темной кухне готовит завтрак из яиц. «1625 год. Его учитель Пачеко, а также друзья и земляки старались помочь его карьере.
Исчезают глухие темные тени, резкие линии, серебристый свет и воздух окутывают фигуры.
Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера. Веласкес писал портреты-картины с пейзажным фоном, воспроизводившим воздушную глубину, мягкий серебристый свет, окутывающий фигуру, придает позам портретируемых большую элегантность, естественность («Портрет инфанта Фердинанда», ок. Испанская живопись достигает вершины в творчестве Диего Родригес де Сильва Веласкеса (1599—1660), одного из величайших реалистов европейского искусства. В раннем творчестве художника заметен интерес к представителям простого народа.