Дейнека Александр Александрович картины писал не кистью, а умным сердцем. За время пребывания в Октябре Дейнека пишет всего одну картину, однако создаёт множество рисунков и плакатов. Картина советского художника Александра Дейнеки За занавеской продана на лондонском аукционе MacDougalls за 2 миллиона 248 тысяч фунтов – без малого 3, 5 млн долларов. Дух ВХУТЕМАСа наложил значительный отпечаток на творчество молодого художника: картины Дейнеки периода обучения в мастерских (Автопортрет в панаме, Женский портрет, Портрет художника Вялова) испытывают заметное влияние авангардных течений. Соединив в себе всю героику Великой Отечественной войны, картина Дейнеки воспевает мужество и героизм народа, вставшего на защиту своего Отечества.
Сегодня мы вспоминаем биографию художника Дейнека Александра Александровича, картины которого прославили Курский край на весь мир. Одним из лучших полотен этого этапа творчества Дейнеки является картина Мать. Дейнека много рисует сюжетных картин отдыха. Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Александра Дейнеки.
Дейнека давно уже пользуется популярностью у коллекционеров, но успех картины За занавеской обусловлен двумя факторами. В послевоенный период картины Дейнеки снова прославляют радость жизни, движения, здоровья, например, «Юность», «Раздолье». Октябрьский переворот, захлестнувший страну, не мог не оказать влияния на биографию художника Дейнека Александра Александровича, картины которого отражали самые яркие аспекты новой, социалистической жизни. Картина советского художника Александра Дейнеки «За занавеской» продана на лондонском аукционе MacDougalls за 2 миллиона 248 тысяч фунтов— без малого 3, 5млн долларов5.
Заметные картины Дейнеки этого периода Тракторист (1956 г. ) и У моря. Для Дейнеки было естественно и просто работать над плакатами, листовками, оформлять обложки журналов и вложить всего себя в картину, тема которой выделена Реввоенсоветом. В 1941 году Дейнека создаёт картину Левый марш, мотивы которой очевидно навеяны стихотворением Маяковского, тогда же решается запечатлеть и образ любимого поэта (Владимир Маяковский в РОСТА, 1941). При работе над картиной-портретом в условиях мастерской Дейнека обычно одновременно с этюдами делает картон — эскизный рисунок на листе бумаги — в масштабе будущего произведения.
Даже в тяжёлое военное время Дейнеке удаётся написать несколько картин (часть из которых была начата ещё до июня 1941) на мирные темы (Раздолье, Портрет Мирель Шагинян, 1944).
«Эти приемы работы сложным цветом, — говорит Дейнека, — часто бывают мне необходимы при изображении отдельных материалов, а также, например, коры деревьев, сухой травы и т. п». Они занесены снегом. Полетико. Дейнека ездил по стране и постоянно рисовал он проникся культурой афроамериканцев: «Они поют такие грустные песни, в моленьях приходят в экстаз, по-особенному бешено и ритмично танцуют, а главное они— рабочие». Но в целом выставка получила одобрительные отзывы.
Отбросив традиционные критерии, Дейнека создал, как сказали бы сегодня, объект – по сути, большеформатное графическое панно, в чем определенно сказались уроки авангарда. Но там, где он оставался самим собой, где возвращался к основам своего дара, где уходил от схем к живым, ярко индивидуальным человеческим образам, к нему всегда приходила удача и рождались сильные, смело новаторские произведения. Таким видит город Дейнека Александр. Входит в так называемую «Группу трех», вместе с художниками Андреем Гончаровым и Юрием Пименовым. В конце тридцатых Дейнека иллюстрирует книги об авиации, написанные для детского чтения известными лётчиками (Г. Одна из лучших картин на эту тему — «Будущие летчики» (1938, Третьяковская галерея, Москва). Картина «Первая пятилетка» (группа идущих рабочих, со строгими, серьезными, напряженными лицами, а за ними вверху, на фоне неба, греческая статуя Ники Самофракийской – гордое олицетворение победы) еще раз доказала одно из важнейших свойств Дейнеки: умение создать живые человеческие образы, полные психологической сложности и обостренной выразительности.
Работа красками на холсте. В день подписания декларации» (1945), написанная Дейнекой с натуры и поднятая до символического обобщения, – это превосходные свидетельства всеобщности тех чувств, что владели всем советским народом на исходе войны. У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность. Эту работу (и некоторые последующие) нельзя полностью охарактеризовать как произведение живописи.
Важную роль в творчестве Дейнеки играет и другая командировка – заграничная. По мнению Дейнеки, художник должен в совершенстве владеть рисунком. Один из немногих— эскиз росписи плафона Челябинского театра оперы и балета— приемная комиссия признала «низкого качества» и даже призывала художника исправить росписи. Созданные Дейнекой мифические города, полные «света и воздуха» (любимая формула конструктивистов), населены выстроенными в колонны и дружно марширующими народными массами. Его давний (от Фаворского) интерес к философии и теории искусства, особенно к проблеме пространства, заставлял искать почти научный метод в построении картинной архитектоники.
Их получилось около 300. ВХУТЕМАС в начале 1920-х годов — отдельная история. О «программных» произведениях 1920-х напоминают только их большие размеры.
Полная трагизма, ярости, героики, «Оборона Севастополя» по праву считается одним из лучших произведений, посвященных Великой Отечественной войне. Не знаю, хорошая эта картина или плохая, но кажется, что настоящая». В том же 1937 году художник получил заказ на эскизы 35 мозаик для украшения строящейся станции метро «Маяковская». Одной из лучших работ военного периода Дейнеки стала «Окраина Москвы. Герой Социалистического Труда (1969). Но если судить в целом, общее настроение работ художника в 1930-х очевидно изменилось. Это, так же как и работа «Оборона Петрограда», хрестоматийная картина.
Можно даже образно назвать Дейнеку Маяковским в живописи. К числу значительных работ послевоенного времени можно отнести полотна «У моря. М а з о к. Большое значение придает Дейнека мазку. путь зигзагообразный, путь колебаний. Рыбачки» (1956), «Москва военная», «В Севастополе» (1959), а также мозаики для фойе актового зала МГУ имени М. В. Ломоносова (1956), мозаику для фойе Дворца съездов в Московском Кремле (1961).
Типичными живописными произведениями остовского периода стали полотна Перед спуском в шахту (1925 г. ), На стройке новых цехов (1926 г. ), Текстильщицы (1927 г. ). Таков трогательный и нежный «Негритянский концерт» (1935), где словно схвачен самый звук музыки и пения, самый образ и стиль американской музыки середины XX века. Это были панно и росписи для фабрики-кухни в Филях (1932), эскизы панно для клуба Наркомзема, увы, так и не реализованные (1933).
Многие из этих задач ОСТ очень весомо и сильно решил за время своего короткого существования – именно отсюда среди других работ вышла первая подлинно монументальная, несущая в себе обобщенный и глубоко действенный образ советская историко-революционная картина – «Оборона Петрограда» Дейнеки (1927). Художник академической выучки, М. Р. Пестриков муштровал ученика в классическом рисунке. Интерес художника к истории русского самолетостроения отразился и в работе над книгой «Наша авиация» летчика И. П. Мазурука. Но, работая над портретом, он сохраняет между сеансами определенный интервал во времени и всегда стремится писать либо по сырому, либо по абсолютно просохшему красочному слою (кроме отдельных мест, где фактура и качество цвета требуют письма непременно по сыроватому слою). Тогда ее планировали назвать «Донбасской» и восьмигранные мозаики были объединены темой «Донбасс — всесоюзная кочегарка».
В конце 1940-х— 1950-е Дейнеку начали все больше критиковать за «формализм» и «схематизм». С задачей он, впрочем, все равно справился. «Истинным спартанцем» называли современники и самого художника., Китай на пути освобождения от империализма, Механизируем Донбасс. Вялова» (1923) Дейнеки с явным налетом посткубизма, чем-то напоминающем живопись Натана Альтмана. Вот таким образом лучше сначала прописать холст и на нем уже искать цветовые отношения.
Жизнь СССР бьет полным пульсом круглые сутки». Наробраз Курска привлек художника к агитационной работе, поручил иллюстрировать стихи Маяковского плакатами по типу «Окон РОСТа». Мозаики Дейнеки украшают станции московского метро «Маяковская» (1938) и «Новокузнецкая» (1943). Дома тревожно притихли. Вы как бы только что поутру вышли из холодной реки. Дейнека Александр Александрович, российский художник, график, скульптор, народный художник СССР (1963), действительный член Академии художеств СССР (1947 вице-президент в 1962-1966).
Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки (Сам батюшка пожаловал, Святые прозорливцы, Чудодейница, 1925) пришлись в этом журнале ко двору. В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города. Бескомпромиссное отвержение новаторства – ее главная черта» 10. Учился в Харьковском художественном училище (1915-1917), во Вхутемасе в Москве (1920-1925) у В. А. Фаворского. Ещё один принципиально новый вид работы для Дейнеки – настенная роспись. «Группа трех» принимает участие в 1924 году в Первой дискуссионной выставке объединений активного революционного искусства, где очень ярко заявляет о себе.
Оставим в стороне мозаики для фойе актового зала МГУ (1956) и Дворца съездов Московского Кремля (1961), где проявился технический профессионализм мастера, заключенный в прокрустово ложе государственного заказа. Поначалу художник тяготел почти к монохромности и в целом к темному, мрачному колориту. В 1924 году художник съездил в Донбасс. Причем свойственная прежнему Дейнеке живописная экспрессия в «Обороне Севастополя» была подменена экспрессией жестов и поз. В эти годы у Дейнеки были удачи и в монументально-декоративном искусстве – в мозаиках для фойе актового зала Московского университета (1956), для Дворца съездов в Московском Кремле.
Также в этот период он иллюстрирует басни Крылова (Кот и повар, Крестьянин и смерть, 1922). 11 февраля 1935 года в Филадельфии открылась выставка Дейнеки. С М. Громовым и В. Чкаловым Дейнеку связывали узы дружбы. Но государственных заказов в этот период ему все равно почти не давали. И все же можно сказать, что «монументализм» искусства Дейнеки нигде не проявился в таком последовательном и чистом виде, как в станковой живописи и акварелях, – именно здесь большой стиль менее всего оказался предвзятой, заранее намеченной формой, а стал органически целостным и естественным выражением чувства реального времени в его наиболее прогрессивном и действенном осмыслении, стал верным эхом истинных и вечных человеческих ценностей. Но в целом «журнально-плакатная работа» (таким объединяющим термином художник обозначил свои графические труды) Дейнеку порядком утомила.
Недоработка была «исправлена» созданием в 1942-м своего рода живописно-идеологического шедевра «Оборона Севастополя», с содержанием весьма далеким от исторической правды. Италия на них яркая и солнечная по ней ездят на велосипедах рабочие, ходят загадочные монахи, а мраморные римские статуи взирают на всех со своих пьедесталов. На склоне лет, в конце 1950-х— 1960-е, Дейнеку начали осыпать почестями и наградами: стал народным художником РСФСР (1959) и СССР (1963), был избран вице-президентом АХ СССР (1962–1966), получил орден Трудового Красного Знамени (1962) и др. Он сам рассказал «о времени и о себе» в большой фундаментальной книге «Жизнь искусство, время» и других литературных произведениях. Уже на Первой дискуссионной выставке 1924 года, где Дейнека, студент Вхутемаса, фигурировал в составе особой «группы трех» (вместе с Г. Пименовым и А. Гончаровым), он имел ясно выраженный творческий облик и очень отчетливо проступающие склонности и стремления. К этому времени было окончательно покончено с остатками гуманистической русской культуры. Живописные работы Дейнеки 1920-х годов напоминали многократно увеличенные рисунки.
В передаче и глубоко трагического («Наемник интервентов») и светлого, радостного, личного («На балконе», «Девочка у окна. Дейнеку самого тянуло больше к графике, нежели к размашистой, пастозной живописи под импрессионистов или символистов и не только из-за творческих предпочтений. Это «Спящий мальчик с васильками», «Полдень» (обе – 1932), «Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами», «Купающиеся девушки» (обе – 1933). На форуме AI время от времени разворачиваются бурные обсуждения работ Дейнеки из тех, что появляются на аукционах (подробнее — здесь и не поленитесь дочитать до конца).
В период Великой Отечественной войны Дейнека жил в Москве и выполнял политплакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС». Я очень мало писал станковых картин – в год две картины. Красота Рима поразила его.
Самое простое— обратиться на форум AI: экспертного заключения, понятно, не получите, но полный набор аргументов за и против почти гарантирован. Специфика работы в периодических изданиях (поточность, ограниченность по времени, невысокое качество печати) заставляли приспосабливаться, работать быстро, упрощать рисунок и вкладывать максимум смысла в форму и композицию. Через несколько лет крымские впечатления выльются в одну из самых романтичных работ Дейнеки— «Будущие летчики» (1938).
Участник «Объединения трёх» (1924, с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым), член художественных объединений ОСТ (1925-1927, один из учредителей), «Октябрь» (1928-1930), Российской ассоциации пролетарских художников (1931-1932).
роман «Мастер и Маргарита» Булгакова). «Окраина Москвы» (1941) передает пустоту и тревогу. носивший название Безбожник у станка (т. к. Если в «Обороне Петрограда» превалировала формально-художественная сторона, то теперь сугубо политическая концепция была выражена гипертрофированным языком батального жанра.
С помощью противопоставления цветов (светлого — одежда моряков, темного — фашистов) автор передает главную идею своего произведения: справедливость и добро должны восторжествовать над злом. Как уже было сказано, в рисунках Дейнеки вырабатывался его «большой стиль». Дейнека, в частности, демонстрировал картины «Футбол» и «Две фигуры» (1923).
Он осознавал окружающий мир как совокупность множества элементов. Надо всегда помнить, что в живописи цвет связан с формой, обогащает ее. Одновременно с фотографичными, жизненными и где-то игривыми полотнами (На балконе, 1931) он пишет идейные и трагические картины (Наёмник интервентов, 1931) и вместе с тем продолжает рисовать плакаты (Построим мощный советский дирижабль Клим Ворошилов, Дадим пролетарские кадры Урало-Кузбассу, 1931).
«Она поражала многих зрителей своей жизненностью, большой образной собирательностью, пластической силой и конкретностью в изображении нового человека», – вспоминал Костин. И художник вновь справляется с вызовом. 2009–2011». Тогда же, в начале 1930-х, страна, воодушевленная призывом «отца всех народов» «летать выше всех, дальше всех, быстрее всех» переживала авиационный восторг.
Многие графические приемы перешли потом в живопись художника. Учился в Харьковском художественном училище. Огромное значение в этом случае имеет провенанс (история бытования) и если вещь не экспонировалась, не публиковалась в серьезных изданиях, т. е. С той поры Дейнека смело и весьма удачно экспериментировал с размещением своих героев на поверхности холста изображал их в неожиданных ракурсах, передавал динамику поз. Как верно сказал один из участников форума, «экспертиза экспертизой, но мозги нужно иметь свои», вот таким образом к работам Дейнеки, как, впрочем и любого другого «музейного» художника, нужно относиться с повышенным вниманием и бдительностью.
Нередко при всей незрелости формальных исканий (ведь в 1924 году Дейнеке было двадцать пять, Пименову и Гончарову – двадцать один год от роду) эта тогдашняя художественная молодежь ставила себе весьма серьезные и важные задачи. В этом ему очень помогает умелое сопоставление дополнительных тонов с локальными. Самым сильным и самым совершенным воплощением этого перелома (или, по существу, полной художественной зрелости мастера) стала картина «Мать» (1932), бесспорно принадлежащая к числу вершин советского искусства. А в это «жизнерадостное» время ведущие советские авиаконструкторы во главе с Андреем Туполевым находились в Бутырской тюрьме. Между тем во ВХУТЕМАСе к середине 1920-х годов образовалась художественная группа ОСТ — «Общество станковистов».
«Это, — говорит он, — конечно, недостаток известная слабость моего мастерства». В 1939–1940 годах Дейнека расписал плафон в Центральном театре Красной Армии в Москве и получил заказ на эскизы 14 мозаик для нынешней станции «Павелецкая». На ключевой выставке «Художники РСФСР за пятнадцать лет» (1933) работы Дейнеки демонстрировались как наиболее близкие, задающие верное направление в сторону соцреализма, в противовес работам авангардистов. Начавшаяся война все изменила: мозаики «Павелецкой» стали не нужны из 14 мозаик, героически собранных в блокадном Ленинграде 70-летним мозаичистом Владимиром Фроловым (умер от голода в 1942 году, едва закончив и отправив по «дороге жизни» в Москву последний ящик с мозаиками), удалось сохранить только семь, установив их на соседней «Новокузнецкой».
«Весь путь ОСТ –. Его товарищ по ОСТу, один из самых блистательных живописцев ХХ века Александр Лабас писал о том времени, о «мелких и консервативных» людях, окружавших Дейнеку: «Незаметно Дейнека сам приобрел их черты Александр Дейнека, уроженец Курска, получил первое образование в Художественном училище города Харьков. В нескольких листах начала 1930-х годов под общим названием «Кросс» в бегущих крепких голубоглазых блондинах определенно просматривается увлечение арийской эпикой.
Самый интересный из них— «Скука» (1935), портрет госпожи Снайдер. Мастер даже пошутил в письме домой: «Приеду, устрою выставку и буду три дня московским медведем».
Если я начинаю утемнять фон, она может стать неубедительной, легковесной. Один из авторитетнейших критиков 1920-х годов Абрам Эфрос отмечал, что ОСТ является единственной группировкой, которая сумела переработать и ввести в дальнейший обиход все то, что было значимого в самых разных «измах». Но при эпически монументальном строе картины ее герои – реальные живые люди, с разным обликом и характером, объединенные настроением и действием. Дейнека родился в Курске в семье рабочего. Дейнека с детства был увлечен спортом, закалял свое тело и дух. В них заметны черты надуманности или рассудочной нарочитости. Уже первое произведение Дейнеки «Окраина Москвы.
Насмотревшись на модные «измы» во время столичных командировок, Дейнека принялся «насаждать на курских ухабах яркий кубизм». Много было и в советский период художников выдающихся и великих. 1932 года считается годом начала нового творческого этапа в жизни Дейнека.
Исчезает конструктивность, характерная для ранних работ художника. Некоторые из них особенно выделяются своей смелой новизной и поэтической прелестью. Но и в пейзажах Дейнека остается мастером необычайной живописной экспрессии и динамики. Но с другой стороны — это подтверждение того, что талант Дейнеки выдержал испытание временем, показатель истинной ценности его творчества для людей. И это же можно сказать о большинстве графических работ Дейнеки 1925 – 1929 годов, когда он делал много поверхностных журнальных рисунков, пробовал заниматься карикатурой, к которой у него не было решительно никаких способностей.
Искусство должно быть выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью. В 1927 году Дейнека начал работать над заказом Совнаркома — большой картиной «Оборона Петрограда» (Музей вооруженных сил, Москва). Резкая и яркая, зорко наблюденная характеристика изображенных людей скупой отбор минимальных необходимых примет места и времени смелая, вольная, даже причудливо отстраненная композиция цвет, сдержанный и полностью отвечающий эмоциональному состоянию, – все это говорило о настоящей взволнованности и действенном гуманизме создателя этих картин, очень далеких от элементарной, чисто внешней «современности», какую часто только и хотели видеть в искусстве Дейнеки. Миром машин сын железнодорожника Дейнека был пленен, как мы помним, еще с детства. Среди иллюстраций к этой детской книжке одна из лучших — «Без мотора. Поездка в Севастополь в 1934 году даёт художнику почву для написания ряда новых пейзажей.
При всей правдоподобности, смешного в них было меньше, чем у тех же Кукрыниксов. Более того, Дейнека уже не был указан в списке участников ОСТа. В этот же период, одной из значимых тем для художника, становиться авиация. Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, Краснокрылый гигант, 1938). Дейнеку пленил залитый солнцем Севастополь с его «презагорелыми, с фиолетовым отливом» мальчишками, отдыхающими, строгими набережными и конечно морем.
На годы Великой Отечественной войны приходится один из самых высоких подъемов в творчестве Дейнеки. Вот стоит сдержанный, с черной бородкой Прусаков, внимательно слушает круглолицего, с копной волос на голове, буйно жестикулирующего Андрюшу Гончарова. В творчестве Дейнеки в полной мере воплотились идеи и художественные принципы мастеров ОСТа (общества станковистов) – "техницистов", вдохновленных новой жизнью, прежде всего ее индустриальными и спортивными аспектами и стилистически тяготеющих к немецкому экспрессионизму.
После Февральской революции занятия в училище прекратились. Меняются лица исчезают образованные люди, упрощается язык, уплощается мышление. Это самый полный на сегодняшний день живописный каталог Дейнеки. Один из американских деятелей назвал художника «филадельфийским львом». Увиденное отразилось в драматичных полотнах «Сгоревшая деревня», «Тревожные ночи» и др.
Советский Союз действительно находился на передовых подступах к современной авиации. В послевоенный период искусство Дейнеки было очень неровным. В 1935 году художник посещает США, Францию и Италию. С 1920-х гг. Шли месяцы, близилось время окончания работы, а полотно по-прежнему оставалось девственно чистым.
Художник, как бы разрывается, между пейзажными зарисовками и обнаженной натурой. У художника был своеобразный метод, который он использовал и при создании этой композиции. В это время он создал напряженные и драматичные произведения. Весной 1924 года в Москве открылась вошедшая в историю мировой культуры «Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства». Картина «Окраина Москвы. Защищал родной город Курск от белых.
В 1937 Дейнека создал панно «Знатные люди Страны Советов» для советского павильона на Всемирной выставке в Париже. Большую выставку его работ, устроенную в 1969 году, он увидеть уже не смог. Но картина не была одинокой удачей. Так и статья Рогинской, хотя и в малой степени, не лишена этого оттенка. За посредственные мозаики «Хорошее утро» и «Хоккеисты» (обе 1959 – 1960) в 1964-м Дейнека удостаивается Ленинской премии.
Мерно и стройно шагает отряд. Картина Оборона Петрограда была первым живописным произведением художника.
Насколько к концу войны была глубока эта «разрядка» в настроении художника, наглядно говорит его большая картина «Раздолье» (1944) – радостная, полная жизнеутверждающей праздничной яркости, звучащая как песня благодаря ясному, прозрачному, легкому ритмическому и колористическому строю. Был одним из лучших в боксерской секции ВХУТЕМАСа (говорят, даже дрался с чемпионом Градополовым, чей портрет впоследствии написал). Одним из последних был журнал «Даешь», где также трудились Родченко и Маяковский. Художник как бы разворачивает действие во времени, добиваясь таким композиционным приемом особой остроты выражения основного идейного момента картины — ощущения героики борьбы.
Это полотно обозначило резкий перелом в искусстве Дейнеки. Причина, наверное, в том, что пролетарское государство он всю жизнь любил сердцем, а не по принуждению.
Успех картины был такой, что в том же 1928 году ее послали на Венецианскую биеннале, а впоследствии «Оборона Петрограда» была выкуплена государством (сейчас входит в собрание ГТГ). Представленная на выставке к 10-летию Октября картина «Текстильщицы» решена в светлой, почти белой гамме с оттенками красных охр на лицах и руках девушек. Чуть отставший раненый только подчеркивает драматизм и напряжение ситуации.
Особое место занимает в искусстве Дейнеки спорт. Во второй половине 1930-х годов в искусство Дейнеки широко входят новые темы. Набережная Сены, Париж. Яркие порывы, титанические размахи пролетариата хочется писать тысячью самоцветных каменьев, запечатлеть эту героическую борьбу пролетарских масс» Дейнека собирался писать, ни много, ни мало, «красоту заводов» и «работу коллективных созиданий» для «храмов современности». В начале 1930-х художник пережил еще одно графическое увлечение — плакатом: создал около 20 агитационных плакатов, многие из которых были очень популярны («Механизируем Донбасс», «Работать, строить и не ныть. », «Китай на пути освобождения от империализма» и др. ).
Все эти работы – от картины «Мать» до произведений, выполненных в Америке, – отличаются особенным живописным богатством, необычайно изысканной колористической гармонией, неисчерпаемой изобретательностью композиционного построения, неизменно оставаясь проникнутыми жизненной правдой, обостренной психологической выразительностью. Творческий облик Дейнеки ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым). Возможно, они до сих пор лежат под землей (во время бомбежек их прятали во временное хранилище, местонахождение которого не установлено). Тема спорта как культа сильного и здорового тела никогда не оставляла Дейнеку, художник постоянно обращался к ней в рисунках («У финиша», 1926 «Лыжники», 1927 «Хоккей», «Футбол», оба – 1928, «Рабочая окраина», 1929).
Если они представляют лирическую линию в творчестве Дейнеки, то общественно-политическую, а также художественно-публицистическую сторону его искусства не менее сильно представляют картина «Безработные в Берлине» (1933) и обостренно-драматические, дышащие гневом рисунки к книге «Огонь» А. Барбюса (1934). Здесь ломать копья бессмысленно. Пустынная «Площадь Квиринала» или причудливая «Испанская лестница» передают неповторимый «дух местности», атмосферу улочек Рима.
1941 год» (1941) стало почти символом тревоги за столицу и вместе с тем обобщенным образом неприступной Москвы военных лет. В нем среди других значились следующие «линии» : революционная современность и ясность в выборе сюжета стремление к совершенному мастерству в области предметной станковой живописи, рисунка, скульптуры в процессе дальнейшего развития формальных достижений последних лет стремление к законченной картине ориентация на художественную молодежь. На следующей выставке ОСТа, в 1926 году Дейнека поразил всех картиной «На стройке новых цехов».
Я люблю долго приглядываться, проверять, но видеть сразу, работу делать с удара». Размещенные в куполах мозаики рассказывали об одном дне из жизни Страны Советов: «. На следующий год участники этой выставки вместе с другими выпускниками ВХУТЕМАСа основывают Общество станковистов (ОСТ), Дейнека – один из членов-учредителей. Александр Александрович родился 20 мая 1899 года в Курске, в семье железнодорожника. За ней последовали другие работы: В обеденный перерыв в Донбассе (1935), Никитка—первый русский летун (1940), Будущие летчики (1937). Вместе с тем тяга к красивому была в мальчике всегда: прогулки по окрестным полям и лесам воспитывали любовь к природе иллюстрации из журнала «Нива» и лубочные картинки знакомили с искусством.
Особенно характерны для этого времени две: авиация и история.
В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928). При небольшом размере они отличаются монументальной широтой. Но вскоре редакторы журнала начали отдавать предпочтение фотографии, а не рисункам и Дейнека оттуда ушел. Конечно, совершенно застраховаться нельзя (известно, что на фальшивом Дейнеке «прокалывались» даже опытные коллекционеры). Александр Дейнека (по другой версии, Дейнеко) родился 8 (20) мая 1899 года в семье железнодорожного слесаря в уездном Курске. Среди художников самых разных радикальных направлений выставлялось «Объединение трех», состоявшее из студентов полиграфического факультета Вхутемаса Андрея Гончарова, Александра Дейнеки и Юрия Пименова.
Сходите в музеи, посмотрите альбомы, не ориентируйтесь на Интернет (некоторые, мягко говоря, сомнительные работы считаются там подлинными). И все. В литературе об искусстве творчество художника приобрело черты если не сакральности, то какого-то совершенного совершенства. Таков прелестный рисунок «Теннис» (1926) – четыре легкие изящные фигурки девушек-спортсменок. С наступлением «оттепели» оттаяли чиновники и в отношении к Дейнеке.
На второй выставке Общества станковистов в 1926 году наиболее сильное впечатление на зрителей произвела картина Дейнеки «На стройке новых цехов», не просто продолжавшая графическую манеру двух упомянутых композиций, но углубившая и поднявшая ее настолько, что можно было говорить о возникновении оригинального монументального стиля. К юбилейным выставкам Александр Дейнека создал два знаковых произведения — картины «Текстильщицы» и «Оборона Петрограда». и сравнить их с картинами Дейнеки того же времени.
Поодиночке, не зная еще друг друга, бредут будущие Кукрыниксы. Цвет очень остро влияет на зрителя — он наиболее доходчив. По сути дела, по моей природе ОСТ мне не был родственным. На юбилейной выставке к 10-летию РККА одним из центральных произведений стала дейнековская «Оборона Петрограда».
Цвет и линии в работе «Мать» становятся мягкими и плавными. Революционные события во многом определили судьбу Дейнеки. Что писать— он понимал, а вот как— пока не очень.
В творчестве Дейнека потом очень далеко ушел от сатиры. Результатом поездки стало создание картин «В штреке» и «Перед спуском в шахту», в которых предпринята попытка сформулировать «типовой» облик современного пролетария. С другой стороны, опыт работы над этими иллюстрациями позволит позднее создать такое монументальное произведение как Никитка – первый русский летун (1940), где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского авиатора. Написанные в 1925 году, они тогда же экспонировались на первой выставке ОСТа. Ноябрь 1941 года» (1941)— первая в этом ряду.
Его персонажи — рослые юноши и девушки, пышущие здоровьем, атлетически сложенные. Встречи эти окажут на художника огромное воздействие. Но самое главное, что в рамках проекта вышли в свет три отдельных исчерпывающих исследования по графике (том 1), живописи (том 2) и монументальным работам (том 3) художника. В особенности это заметно в изображении человека. Особое впечатление на художника произвела Сикстинская капелла: рассматривая роспись Микеланджело, художник убедился, что «темперамент заключается не в размашистом мазке, а в более глубоких проявлениях». Он что-то все-таки жалеет, к какой-то стороне изображаемого относится снисходительно» 9.
Серьезные люди все эти игры не берут во внимание. Надо сказать, что интерес к искусству Германии не был случайным. В целом в его искусстве прошлое переплетается с будущим. С началом 1930-х годов тематика работ Дейнеки начала меняться. Как вам наверняка стало понятно из биографии художника Дейнека Александра Александровича.
Исследования, книги, выставки. Ведущий представитель идеологии казенной Ассоциации художников революции искусствовед Фрида Рогинская выступила на страницах журнала «Искусство в массы» со статьей, очень характерной для полемических выпадов конца 1920-х – начала 1930-х. «В огне» А. Барбюса, 1927 и 1935), плакате, станковой графике (серия «Севастополь», акварель, гуашь, 1932-1934, ГТГ и ГРМ). Состав Общества станковистов не был однородным, в чем и заключалось одно из его главных достоинств. Опыт «Обороны Петрограда» и лучших рисунков конца 1920-х годов дал свои плодотворные результаты очень скоро. Эта замечательная картина, показанная в феврале 1928 года на выставке к десятилетию Красной Армии, – одно из сильнейших воплощений в искусстве образа Революции, могущее с полным правом и честью стоять в одном ряду с «Клятвой сибирских партизан» С. Герасимова и «Октябрем» А. Матвеева. В картине практически нет никаких примет быта.
В течение всех двух недель работы выставки залы были заполнены посетителями. Творцами таких «текстов», оседлавших полуофициальные, выражавшие казенную точку зрения журналы «Искусство в массы» и «Пролетарское искусство», были забытые впоследствии «деятели искусства» Борзятов, Вязьменская, Цирельсон, Четыркин (см. После нескольких работ с мучительно тревожными образами гибели и страдания (например, «Сгоревшая деревня», 1942) Дейнека создал «Оборону Севастополя» (1942) – одну из самых сильных своих картин и одну из самых драматических работ всего советского искусства того времени – скорбную и величественную героическую эпопею о подвиге защитников Севастополя.
Журнал Безбожник, в 1923-1932 гг. Плакат «Механизируем Донбасс» — сегодня пример классического плакатного искусства, а в момент создания, в 1930 году, плакат становиться почти новаторским, как в отношении цвета, так и в отношении композиционной выразительности. Севастопольские моряки встали стеной, преграждая дорогу врагу.
Он все больше стал работать в живописи, а потом и в монументальном искусстве. Его перепады из одного состояния в другое преподносятся как закономерная эволюция. Одним из первых шагов становится работа над книгой Про лошадей для самых маленьких. Александр Александрович Дейнека (20. 05. 1899 – 1969) – выдающаяся личность. В конце 1935 года в Москве открылась персональная выставка художника.
Живописный стиль Дейнеки к тому времени уже вполне сформировался. Предельная обобщенность образов превращает их в символы. Художник показал узкую полоску набережной с идущим на ней ожесточенным сражением. Пожалуй, самой выразительной и значимой работой этого периода можно назвать работу «Мать», выполненную в 1932 году.
В 1942 году совместно с художником Г. Г. Нисским совершил поездку на фронт под город Юхнов. Но все эти пути для Дейнеки были мелковаты. Они захватили воображение художника в связи с работой над иллюстрациями к детским книгам «Через полюс в Америку» Г. Байдукова и «Наша авиация» И. Мазурука (вышли в свет в 1938 и 1940 годах).
«Будущие летчики» — это еще одна, всем известная работа художника. Изображая эту сторону советской действительности, Дейнека находится как бы в собственной стихии. Я думаю, что в период между 1935 и 1941 годами Дейнека не писал ничего более значительного и ответственного, чем «Первая пятилетка» и последовавший за нею «Левый марш». Этюды., Превратим Москву в образцовый социалистический город пролетарского государства, 1930). Последние два года жизни из-за тяжелой болезни Дейнека был не в состоянии работать.
Всё это создает идеальные условия для фальсификаторов. Художественный образ предельно величав и обобщен. Увидев на фотографии в немецкой прессе милый сердцу город в руинах, представив, как отчаянно защищали Севастополь его «будущие летчики», Дейнека решил написать картину именно об этом эпизоде войны, хотя и не видел его своими глазами.
Байдуков Через полюс в Америку, 1938, И. Мазурука Наша авиация, 1940). Усвоенные теории стали для Дейнеки руководством в творческих поисках. На ней было представлено 119 работ Дейнеки — картины, рисунки, акварели.
Лессирует он всегда по сухому и только в заключительной стадии работы. Он вспоминал, что как-то раз на кровно скопленные деньги купил дорогой набор красок и так берег и жалел его, что старался наносить краску тонким слоем. Эта тема так понравилась мастеру, что позднее, в 1940 году, он написал историческую картину «Никитка — первый русский летун» (Третьяковская галерея, Москва). Тематика работа, в основном, социальная и агитационная.
Многим картинам и правда, предшествовали журнальные иллюстрации. Иногда он наносит цветные лессировки с целью усилить напряжение цвета. Дейнека преподавал в Москве во ВХУТЕИНе (1928—1930), в Московском полиграфическом институте (1930—1934), в МГАХИ имени В. И. Сурикова (1934—1946, 1957—1963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945—1953, до 1948 директор), в МАРХИ (1953—1957). В 1928-29 гг.
Потребность продолжать обучение чувствовалась и в 1921 году Дейнеку направили повышать квалификацию во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские). В 1919-1920 гг он был мобилизован в Красную Армию: принимал участие в обороне Курска от белых войск, неоднократно выезжал на фронт в качестве художника агитационного театра, но и во время службы оставался руководителем художественной студии при Курском политуправлении и «Окнами РОСТА» в Курске. На смену ей и ее носителям пришла «советская культура» и «великий советский народ». А Фаворский, правда, учил его классической гравюре — полезно, но не так актуально.
Работая в Севастополе, он увлекся самолетами. Первоначальное образование получил в Харьковском художественном училище (1915-1917). Он являлся членом президиума (с 1958 года), вице-президентом (1962—1966), академиком-секретарем (1966—1968) отделения декоративных искусств АХ СССР. Он не показывает непосредственно боя с противником.
Вот таким образом в ОСТе он стал одним из основных участников (до тех пор, пока не покинул объединение). И тогда Дейнека решил: раз он пишет картину о том, чего никто раньше не изображал, то он должен изобрести для нее новую композицию — «игра натолкнула меня на свой самостоятельный язык». Но враг не пройдет.
На Первой дискуссионной выставке (1924), предшествовавшей образованию ОСТа, Дейнека в компании с Юрием Пименовым и Андреем Гончаровым выставил свою картину «Футбол». С 16 лет обучался в Харьковском художественном училище. Его книга «Проблема формы в изобразительном искусстве» была издана в России в 1914 году в переводе Владимира Фаворского и Николая Розенфельда. Фон дан скупой линией отдаленного города.
Он не бросал работу даже во время воздушных налетов. В 1936 году им были выполнены два панно для Дома Красной Армии в Минске (уничтожены в годы войны). Зимой 1942 года Дейнека был командирован на фронт под Юхнов. Двухъярусная композиция избранная здесь Дейнекой, позволяет построить развитие сюжетной линии на контрастном сопоставлении идущих на фронт в боевом строю отрядов и возвращающихся с фронгруппами раненых рабочих и солдат. Ее кульминацией можно считать один из лучших советских плакатов «Физкультурница» (1933).
Много работает в качестве иллюстратора и плакатиста для советских периодических изданий. Графическое искусство он находил самым полезным для агитационных целей. Немногие картины, созданные до «Обороны Петрограда», можно расценивать только как эксперимент, но не как свершение («Перед спуском в шахту» 1925, «На стройке новых цехов» 1926) в них много по тем временам нового и дерзкого – в построении условного пространства, в столь же условном цвете, в нарочито резкой экспрессивности жестов и поз, – но в целом работы эти схематичны и «сочинение» полностью преобладает в них над реальным знанием и реальным чувством жизни.
Происходит кристаллизация режима. Впоследствии и Дейнеке досталось за «формалистские» эксперименты 1920-х годов с цветом, формой и композицией, но в первой половине 1930-х он пока был в фаворе. Работа была выполнена по заказу РВС СССР и, что интересно, всего за одну неделю.
Талантлив он был и в литературном творчестве. Первая выставка ОСТа сразу же принесла художнику большую популярность. Согласно постановлению ЦК ВКП (б) 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций», художники с целью более эффективного ими управления были коллективизированы в едином хозяйстве под названием «Союз советских художников».
Прыжок с колокольни». Художественная «критика» зачастую носила характер политического доноса. И так же подлинно звучат «Набережная Сены» или «Дорога в Маунт-Вернон» в парижских и американских акварелях и этюдах маслом.
Дополнительные тона в живописи имеют большое значение — они обостряют цвет. Они создают компиляции из элементов разных работ художника (вот таким образом даже «насмотренному» зрителю подделка кажется уже виденной), в иных случаях они пишут нечто совсем новое, но пытаются подражать стилистике автора. успешно работал в журнальной графике (для журналов «У станка», «Прожектор» и др. ), книжной иллюстрации (к басням И. А. Крылова, 1922 кн. И это издание (пользовавшееся покровительством Бухарина) и сам художник все чаще подвергались критике в печати. В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). Настоящим ударом стал для Дейнеки прорыв немцами обороны Севастополя.
Даже после распада объединения (в 1931 г. ) художник во многом остается верен его направленности. «Сколько себя помню, я всегда рисовал», — вспоминал Дейнека. В 1921 году, получив первоначальное образование в Курском первом высшем начальном училище и в Харьковском художественном училище (1916 – 1917), Дейнека был принят во Вхутемас, где чрезвычайно разнообразные процессы обучения зависели от самых разных творческих воззрений преподавателей. Четкую грань между этими двумя творческими периодами провести сложно: спортсменов Дейнека писал и в 1920-х, а к темам Гражданской войны и техники (особенно авиации) художник обращался и в 1930-х.
Итальянские зарисовки отличны от американских или французских. То же самое можно сказать и о картине «Левый марш», написанной на тему известного стихотворения В. Маяковского. Для ранних работ Дейнеки характерны аскетизм колорита, повышенная роль силуэта и контура, монтажность композиции («На стройке новых цехов», 1926, ГТГ «Текстильщицы», 1927, ГРМ) в картине «Оборона Петрограда» (1928, Центральный музей Вооружённых Сил РФ, Москва) с её обострённым ритмом, героической монументализацией образов заметно влияние Ф. Ходлера.
Дейнека действительно был большим мастером. Когда в 1931 году Октябрь принимает его рисунки на выставку с большим количеством оговорок, художник покидает общество и переходит в РАПХ (Российская ассоциация пролетарских художников). Большой популярностью пользовались тогда теоретические концепции представителя формальной школы искусствознания Адольфа Гильдебрандта. И вместе с тем дается образ неприступной для врага столицы.
Она – первая в целом ряду отличных работ того же, 1932 года и ближайших последующих лет. Более остовскую вещь сложно себе представить, однако на четвертой выставке объединения в 1928 году «Текстильщицы» показаны не были. Такая популярность привела к часто встречающейся фальсификации работ художника.
Просто сейчас они все объединены одной идеей и ничему личному в данный момент нет места. Дейнека перешел в созданное в том же году объединение «Октябрь». Но была и противная сторона.
Александр Дейнека родился в 1899 году в семье железнодорожника в Курске. Его картины и панно отражают приметы современности и дух эпохи (коллективизация индустриализация, военная тематика, антирелигиозный пафос, новый быт) в стилистике, близкой конструктивизму и «новой вещественности». В этих работах со все большей силой стала проявляться тяга художника к монументальности. Художники нового общества принимают решение совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, провозглашают ориентацию на художественную молодежь. Капитолий, Танцоры в Гарлеме, Нью-Йорк, Париж.
В подаренном бабушкой тайком от родителей альбоме появились первые рисунки — солдаты, шарманщики, птицеловы, дамы, разные животные (рисунки, увы, не сохранились). В кафе, Париж. А кроме того, ОСТовцы всё больше замыкались на производственной тематике. Я знал Дейнеку много лет и очень близко. В своей поэтизации физического труда художник достиг невиданных ранее высот.
Картина даже сближается со скульптурой, настолько мощно выписаны защитники города. Как говорил автор, «искусство выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью».
«Живописное полотно Футбол 1924 года, – пишет Татьяна Малова, – своеобразный манифест нового объединения» 3. Отдушиной в этот период для Дейнеки стала скульптура (работал в дереве, майолике, бронзе, фарфоре, цементе) и камерная живопись— портреты близких, натюрморты, пейзажи. С детства увлекался техникой и любил рисовать. К тому времени у него уже имелся опыт иллюстрирования книг, например, романа А. Барбюса В огне в 1926 (впрочем, более известно повторное в 1934).
Дейнека постепенно отходил от графической работы в журналах. Это особенно ощущается, например, в «Портрете художника К. А. Творческая направленность «Объединения трех» во многом послужила созданию Общества станковистов. Но это не правило для живописца, а исключение». Художник старался видеть пейзажи глазами не стороннего наблюдателя, но моряка или летчика. Бронзой и сталью отливает сдержанный колорит картины.
С переломом к победе изменились и образы все еще обостренно-напряженных произведений художника: «Сбитый ас» (1943), с его безжалостно-суровой и в то же время великодушно-человечной правдой художественного образа и акварель «Берлин. В Риме, а затем в Москве Дейнека создал огромное количество работ, посвященных Италии. В произведениях всех крупных мастеров мы всегда видим полную гармонию цвета и формы.
Из Рима он поехал во Флоренцию, затем в Берлин, а оттуда — домой, в Москву. Благодаря этому методу работы нанесенные мною на холст прозрачные, чистые краски (без белил) лежат на идеально белой поверхности холста ничем не загрязненные и дают очень звучные, чистые и прозрачные тона. Строг и суров ритм картины.
Тем не менее, за последующие два десятка лет он создаёт ещё множество шедевров (У моря. Послушайте знающих людей, особенно тех, кто сомневается. Изобразительный язык Дейнеки настолько впечатлял, что многие его картины, купленные с тех выставок, осели в западных собраниях. Через год, Дейнека основывает Общество станковистов. Проходит изящный Петя Вильямс с молодым белобрысым Сергеем Образцовым. Обращают на себя внимание его наиболее известные послевоенные картины: «Эстафета по кольцу Б» (1947), «На просторах подмосковных строек» (1949), «Открытие колхозной электростанции» (1954), в которых сложился удивительный симбиоз присущего Дейнеке монументализма с натуралистическо-иллюстративными тенденциями и фальшивым восторгом персонажей, полотно «Покорители космоса» (1961) с игрушечными ракетами.
Критика охарактеризовала работы «Объединения трех» как «экспрессионистический урбанизм». А зимой 1938 года в стремительном темпе начинается работа над мозаичным циклом Сутки советского неба (на котором, по замыслу, должна быть запечатлена жизнь советского народа в течение одних суток) будущей станции московского метрополитена Маяковская, всего за шесть месяцев до её открытия. В работах, показанных на первой выставке ОСТа, Дейнека находил свой стиль. В этой тематике художником были созданы ряд живописных, романтических картин, самой значимой из которых можно назвать, «Будущие летчики», 1937 года.
В 1969 году в Академии художеств открылась персональная выставка, но художнику уже не суждено было ее увидеть — в день открытия он слег с сердечной недостаточностью и через неделю, 12 июня, ушел из жизни. Ноябрь 1941». Заслуживают внимания всего лишь три картины этого периода: «Первая пятилетка» (1936), «Никитка – первый русский летун» (1940), «Левый марш» (1941). Его сдержанность в известной степени определяет суровую героическую патетику творения Дейнеки. Конечно, картина далеко вышла за рамки простой иллюстрации. Суровых, в духе экспрессионизма шахтеров, ткачих и революционеров сменили энергичные спортсмены, чувственные и прекрасные в своей античной наготе девушки и юноши, лирические пейзажи и натюрморты.
В нем, правда, тоже пробыл недолго. Студент Дейнека зимой жил при пяти градусах тепла, работал по ночам, но задора не терял. Как позже писал Дейнека о «Текстильщицах», он «обрабатывал поверхность, делая ее гладкой, лакированной, смутно желая найти единство поверхности с фактурой полированных, светлых, еще не существующих стен, для которых он мечтал писать картины». Уже только эта «мадонна двадцатого века» могла бы дать Дейнеке право на одно из первых мест в советском искусстве. Выстраивая архитектонику своих произведений на теоретической основе, а не эмпирически и не в подражание каким-то классическим образцам, он был редким явлением среди советских художников. Рыбачки» (все 1956), такие мозаики, как «Парашютист» (1957), «Красногвардеец», «Доярка» (обе 1962), такие рисунки, как «Обнаженная девушка» (1951), являются созданиями большого художника, влюбленного в жизнь, преклоняющегося перед нравственной и физической красотой и достоинством человека. Благодаря этому, хоть и косвенно, его знают даже люди, далекие от живописи. Раньше всего, в 1930 году, он с большим блеском сказался в плакатах Дейнеки («Механизируем Донбасс», «Физкультурница»), где очень счастливо использованы приемы строго продуманной и построенной композиции, полной стремительной динамики, с чеканно четким силуэтом и условным, распластанным пространством, а главное – с живыми, хотя и обобщенно типизированными человеческими образами.
Этот путь единственно верный для меня. Годы обучения в училища совпали с трагическими революционными событиями 1915-1917 годов. Такие картины, как «Донбасс» (1947), «На просторах подмосковных строек» (1949), «Тракторист», «В Севастополе», «У моря. Такова замечательная акварель «Тюильри» (1935) с изображенной на ней скульптурой стремительно бегущей девушки и с неподвижно застывшей фигурой человека – бродяги или безработного – на садовой скамейке. Во время учебы в Курском начальном училище Дейнека страстно увлекался техникой, математикой и даже мечтал стать инженером.
(Через год и ОСТ и РАПХ прекратят своё существование). О своей работе он говорит: «Бывает и так в отдельных моих произведениях — мазка почта не видно, но я всегда веду кисть по форме, делая это так, как это делает гравер, всегда наносящий штрих по форме». Большевистские руководители Советской России рассматривали ее как наиболее «слабое звено» в системе мирового империализма, где посредством коминтерновской агентуры должна начаться следующая после «октябрьской» революция (планировавшаяся на 1925 год). По отношению к фону такая голова хорошо смотрится как силуэт и напряженна по цвету.
За довольно долгую жизнь Александр Александрович попробовал себя в живописи, графике (в том числе журнальной, книжной, плакатной и театральной), монументальном искусстве (панно, фрески, мозаики), скульптуре. Дейнека много и плодотворно работал над темой о спорте. Из Парижа художник отправился в Италию. Собственно говоря, я занимался совсем другим и, естественно, у меня было тяготение превратить ОСТ в другую организацию и вот таким образом я оттуда вышел и вошёл в Октябрь. Работать надо так, чтобы было все ясно и просто.
После окончания училища Дейнека работал в Уголовном розыске, фотографом. Где остальные мозаики — неизвестно.
Во Вхутемасе он читал «теорию композиции». Действительно, позирующая натура не может длительное время (один-два часа) держать одно и то же движение, не говоря уже о внутренней убежденности жеста. Парадокс утверждающейся литературы бросается в глаза: она вещает о новом человеке – возвращается к старой, обветшалой эстетике.
В картине «Парашютист над морем» (1934) не сразу различаешь, где небо, вода и суша фигура парашютиста показана в неожиданном ракурсе — вниз головой все это создает ощущение полета, бескрайнего неба. С 1923 года помимо учебы Дейнека начал сотрудничать с журналом «Безбожник у станка» чуть позже — с изданиями «У станка», «Прожектор», «Даешь», «Красная нива», «Смена». Однако карикатурами рисунки Дейнеки все-таки назвать сложно. Ноябрь 1941 года» (Третьяковская галерея, Москва).
В 1946 году по зарисовкам Дейнека создал серию акварелей «Москва военная», где зорко увидена и достоверно передана жизнь столицы в годы войны, но передана она уже с эпическим спокойствием, без напряжения и тревоги. Это был Микеланджело, барочное буйство человека и природы Вернувшись, художник соединяет свои впечатления с воспоминаниями о прежнем довоенном городе и создаёт знаменитое героическое полотно Оборона Севастополя (1942), страшное и величественное. По воспоминаниям Дейнеки, роль агитационного плаката, журнального рисунка сводилась в ОСТе на нет, в то время как сам художник чувствовал себя в ту пору больше графиком, нежели живописцем (писал всего несколько картин в год). Плафон тем не менее был выполнен в первоначальном варианте.
Это было самое прогрессивное художественное объединение 1920-х годов, состоявшее из молодых художников, вчерашних студентов, что сказалось на содержании устава – «Платформы» ОСТа. Итальянцы нам— Караваджо, а мы им— Дейнеку.
Картина Эстафета по кольцу Б (1947), мозаика Лыжники (1950), скульптуры Стометровка, Бегущая спортсменка и многие другие — убедительное тому подтверждение. Дейнека абсолютно по-особому чувствовал прелесть и очарование русского пейзажа. Превосходно владея цветом, Дейнека может добиваться предельно сильного его звучания в живописи. Художник умел молниеносно схватывать силуэты спортсменов, ловить их характерные движения его постоянно видели на стадионах за такими «снайперскими» зарисовками. Большое влияние на Дейнеку оказали немецкие экспрессионисты (Отто Дикс, Эмиль Нольде, Оскар Кокошка, Георг Гросс), работы которых привезли на выставку в Москву осенью 1924 года. Одна из лучших картин Дейнеки получит то же название, что и известное стихотворение Маяковского – Левый марш (1941).
Глубоким страданием проникнуто другое произведение— «Сгоревшая деревня» (1942). На родине Дейнеку потом долго ругали за этот эксперимент. Тема спорта была одной из любимых у художника на протяжении всей жизни.
Символичен образ моряка со связкой гранат на первом плане. Осенью 1937 года в строящемся Театре Красной Армии он начинает создавать декоративное панно – это займёт два года. Даже в работах 1940 – 1950-х годов, отшлифовав «стиль соцреализма» до полного соответствия критериям «партийности и народности», художник довел его почти до соответствующего «идеала» и тем самым до состояния абсурда в силу исчерпывающе обозначенных имманентных соцреализму качеств. Именно в журналах во многом сформировался уникальный дейнековский стиль. Вслед за плакатами появились уже в 1931 году прекрасные картины и акварели, очень разные по темам и душевному наполнению, но одинаково говорящие о неуклонно складывающемся большом и зрелом мастерстве.
Дейнека идеализировал советский мир еще тогда, когда понятие соцреализм не изобрели. Эта, казалось бы, чисто техницистская идея соединяется в его работах с живым, волнующим восприятием природы как, например, в картинах «Дождь и самолеты над морем» (1932) или «Будущие летчики» (1938). Это был не первый его полет (летал однажды в Курске), но на этот раз он сумел запомнить и после передать на холсте необъятность воздушной среды, перевернутый с ног на голову мир.
Фигуры, при всей своей уплощенности и некоторой графичности, тем не менее обладают «чисто живописной весомостью в духе Микеланджело», как выразилась ведущая западная исследовательница творчества Дейнеки Кристина Кьер. В этот же период, художником создается первая, подлинно монументальная, хрестоматийная, советская историко-революционная работа — «Оборона Петрограда». Как и у других членов ОСТ, множество картин раннего периода творчества Дейнеки посвящены изображению примет XX столетия, воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта (В Донбассе, 1925, Перед спуском в шахту, На стройке новых цехов, Лыжники, 1926, Текстильщицы, 1927). В послевоенный период Дейнека сохраняет прежний уровень работоспособности и мастерства, однако возвращается к старым, проверенным жанрам (мирные трудовые будни, спорт, духовно и физически здоровая натура), практически перестаёт расширять границы своего творчества. Журнальной графикой художник активно занимался до начала 1930-х.
Этого не допустят защитники столицы, которые здесь незримо присутствуют. Дейнека был расстроен, ведь на новые краски придется снова копить целый месяц.