В 1935 году каким-то чудом (страна все больше отгораживалась от мира) Дейнека посетил Западную Европу и США. В 1928 году Дейнека ушел из Общества и из «Безбожника у станка», создав совместно с объединением «Октябрь» журнал «Даешь», основанный на близких ему конструктивистских принципах. Дейнека регулярно посещал любимый им Севастополь – город моря, южного солнца, самолетов, моряков и кораблей. А. а. дейнеки, ГТГ, ГРМ, Института русского реалистического искусства (ИРРИ).
Дейнека Александр Александрович (1899 — 1969) — живописец, график, художник монументально-декоративного искусства и скульптор. Одним из лучших полотен этого этапа творчества Дейнеки явилась картина Мать. В становлении живописной манеры Дейнеки важную роль играют европейские мастера. А сейчас многие хлопы, походив в дейнеках и шишах, пограбив обозы, держат в ямах побольше добра, чем в шляхетских избах.
Александр Александрович Дейнека был лидером. 12 июня 1969 года Александр Александрович Дейнека скончался в Москве, похоронен на московском Новодевичьем кладбище. С начала 1930-х Дейнека обращается к теме авиации («Парашютист над морем», 1934) иллюстрации к детской книге летчика Г. Ф. Байдукова «Через полюс в Америку» (вышла в свет в 1938). Дейнека Александр считал, что искусство «должно быть самой жизнью». Дейнека Александр Александрович (1899 – 1969) – советский художник, который прославлял светлый завтрашний день.
За время пребывания в Октябре Дейнека пишет всего одну картину, однако создаёт множество рисунков и плакатов. Картина советского художника Александра Дейнеки «За занавеской» продана на лондонском аукционе MacDougalls за 2 миллиона 248 тысяч фунтов— без малого 3, 5млн долларов. В 1921 году А. А. Дейнека получил направление на учёбу в Москву.
В период Великой Отечественной войны А. А. Дейнека создал ряд выдающихся произведений. С другой стороны, опыт работы над этими иллюстрациями позволит позднее создать такое монументальное произведение как Никитка – первый русский летун (1940), где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского авиатора. Так желая показать разрушительные последствия Великой войны, Дейнека рисует полотно «Сгоревшая деревня».
Александр Александрович Дейнека вошел в историю советского изобразительного искусства как автор многих живописных и графических произведений, фресок, росписей, мозаик, скульптур. Дейнека был художником, пронзенным чувством молодости. Дейнека Александр Александрович (1899 – 1969), русский художник, советский живописец, график и скульптор, педагог, действительный член Академии художеств СССР (1947), народный художник СССР (1963).
16 февраля в Риме в рамках Года России в Италии открылась масштабная выставка произведений классика советского искусства Александра Дейнеки, чье наследие стало явлением мировой художественной культуры. Эпический размах и оптимизм отличают жанровые полотна Дейнеки 1940-х гг. Для Дейнеки было естественно и просто работать над плакатами, листовками, оформлять обложки журналов и вложить всего себя в картину, тема которой выделена Реввоенсоветом.
Более того, основной корпус его работ хранится в музеях в базе AI зафиксировано всего 80 произведений, приписываемых Дейнеке, за последние 30 лет появлявшихся на открытых торгах. А. дейнека тогда отошел от документального воспроизведения батальных сцен и изобразил на полотне символическую схватку двух непримиримых сил – жизни и смерти, светлых сынов народа и темно-серых вражеских полчищ. Даже в тяжёлое военное время Дейнеке удаётся написать несколько картин (часть из которых была начата ещё до июня 1941) на мирные темы (Раздолье, Портрет Мирель Шагинян, 1944). Дейнека Александр Александрович картины писал не кистью, а умным сердцем.
В 1941 году Дейнека создаёт картину Левый марш, мотивы которой очевидно навеяны стихотворением Маяковского, тогда же решается запечатлеть и образ любимого поэта (Владимир Маяковский в РОСТА, 1941). Если попытаться охарактеризовать одним словом творчество А. Дейнеки, то словом этим будет — современность. Александр Дейнека относится к числу художников, безусловно, признанных и публикой и критикой и арт-рынком. Дух ВХУТЕМАСа наложил значительный отпечаток на творчество молодого художника: картины Дейнеки периода обучения в мастерских (Автопортрет в панаме, Женский портрет, Портрет художника Вялова) испытывают заметное влияние авангардных течений. В первый год войны в центре внимания Дейнеки находится прифронтовая жизнь Москвы.
Вот еще забавная часть творчества Александра Дейнеки, которую вполне можно назвать анти-иконой. Художник Александр Дейнека создает эпопею о защите Севастополя. За мозаичные работы Хорошее утро (1959-1960) и Хоккеисты (1959-1960) А. А. Дейнека в 1964 году получает Ленинскую премию. Дейнека смотрел на события недавнего революционного прошлого глазами своего современника — советского человека двадцатых годов. 12 июня 1969 года Александр Александрович Дейнека умер в Москве и был похоронен на московском Новодевичьем кладбище.
Дейнеку или боготворили или терпеть не могли» 1. За время пребывания в Октябре Дейнека пишет всего одну картину, однако создаёт множество рисунков и плакатов. В 1924 году проходит его первая выставка, на которой Дейнека демонстрирует свой талант. 1932 год можно считать вехой в творчестве Александра Дейнеки, новым этапом в развитии его искусства.
Заметные картины Дейнеки этого периода Тракторист (1956) и У моря. Картина советского художника Александра Дейнеки «За занавеской» продана на лондонском аукционе MacDougalls за 2 миллиона 248 тысяч фунтов— без малого 3, 5млн долларов5. Работы Дейнеки находятся в собраниях: ККГ им. Александр Дейнека родился 8 мая 1899 года в Курске. Какие мы благородные, – дурашливо залепетал Трофим, – прямо просимся на картину Дейнеки – юноша защищает девушку от наезда самосвала, – потом басисто добавил.
Большое внимание Дейнека уделял темам авиации («В воздухе», 1932, КГ, Курск «Будущие лётчики», 1938, ГТГ) и спорта («Футболист», 1934, ГТГ «Бег», 1934, ГРМ и др. ) в связи с темой физкультуры художник нередко обращался к изображению обнажённого тела («Игра в мяч», 1932, ГТГ и др. ).
Тогда же, в начале 1930-х, страна, воодушевленная призывом «отца всех народов» «летать выше всех, дальше всех, быстрее всех» переживала авиационный восторг. Необходимо отметить некоторые стороны и особенности творчества Дейнеки в этот насыщенный и плодотворный период. В послевоенный период Дейнека сохраняет прежний уровень работоспособности и мастерства, однако возвращается к старым, проверенным жанрам (мирные трудовые будни, спорт, духовно и физически здоровая натура), практически перестаёт расширять границы своего творчества. Он тоже работает на создание драматической ситуации, в которую с полным спокойствием погрузились уверенные в себе люди – защита революции для них священна. Но писать все же решил. Таков трогательный и нежный «Негритянский концерт» (1935), где словно схвачен самый звук музыки и пения, самый образ и стиль американской музыки середины XX века. Картины 1920-х гг.
Эскиз одобрили, но во Францию художника не выпустили — пришлось писать панно размером 7 х 12 метров, так сказать, на ощупь имея лишь приблизительные представления о том, где и как его потом будут монтировать. Зимой 1942 года Дейнека был командирован на фронт под Юхнов. Многие из этих задач ОСТ очень весомо и сильно решил за время своего короткого существования – именно отсюда среди других работ вышла первая подлинно монументальная, несущая в себе обобщенный и глубоко действенный образ советская историко-революционная картина – «Оборона Петрограда» Дейнеки (1927). Как говорил автор, «искусство выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью». Дейнека – мастер книжной и журнальной графики, которую отличает особая, «плакатная» выразительность.
Его персонажи — рослые юноши и девушки, пышущие здоровьем, атлетически сложенные. Мотивы спорта или труда всецело доминируют в его картинах с 1920-х годов революционная тема тоже (к примеру, в знаменитой Обороне Петрограда, 1928, Центральный музей Вооруженных сил повторение – 1964, Третьяковская галерея) воплощается в телесной пластике героев, устремленных к жертвенной гибели. Более того, Дейнека уже не был указан в списке участников ОСТа. Творческий облик Дейнеки ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым).
Полная трагизма, ярости, героики, «Оборона Севастополя» по праву считается одним из лучших произведений, посвященных Великой Отечественной войне. Его книга «Проблема формы в изобразительном искусстве» была издана в России в 1914 году в переводе Владимира Фаворского и Николая Розенфельда. После Февральской революции занятия в училище прекратились. Удостоен звания Героя Социалистического Труда в 1969.
Он являлся членом президиума (с 1958 года), вице-президентом (1962—1966), академиком-секретарем (1966—1968) отделения декоративных искусств АХ СССР. «Весь путь ОСТ –. В 1921 году, получив первоначальное образование в Курском первом высшем начальном училище и в Харьковском художественном училище (1916 – 1917), Дейнека был принят во Вхутемас, где чрезвычайно разнообразные процессы обучения зависели от самых разных творческих воззрений преподавателей. Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, Краснокрылый гигант, 1938). Его давний (от Фаворского) интерес к философии и теории искусства, особенно к проблеме пространства, заставлял искать почти научный метод в построении картинной архитектоники. Дружественная ОСТу критика отмечала искренность и свежесть формальных исканий Дейнеки, остроту и актуальность его творческих задач.
Усвоенные теории стали для Дейнеки руководством в творческих поисках. Продолжал учебу в московском ВХУТЕМАСе (1920-25), в том числе у В. А. Фаворского, оказавшего на него особое влияние. Он что-то все-таки жалеет, к какой-то стороне изображаемого относится снисходительно» 9. Как верно сказал один из участников форума, «экспертиза экспертизой, но мозги нужно иметь свои», вот таким образом к работам Дейнеки, как, впрочем и любого другого «музейного» художника, нужно относиться с повышенным вниманием и бдительностью.
Характерная для мастера любовь к героизированным, романтико-утопическим по тону темам спорта достигает апогея в работах 1930х годов (Бег, 1932-33, Русский музей). Однако проиллюстрировать суровое взрослое повествование о войне для мастера пафосно-героической тематики было делом привычным, в отличие от принципиально новой работы для детей. Меняются лица исчезают образованные люди, упрощается язык, уплощается мышление. А кроме того, ОСТовцы всё больше замыкались на производственной тематике. Почти мифологического величия достигают женские образы (Мать, 1932, там же), порой задорноэротичные (На балконе, 1931, частное собрание, Москва). Член-учредитель ОСТ.
Художник много работает и в области монументально-декоративного искусства. В 1924 году Дейнека принял активное участие в создании Общества художников-станковистов. Специфика работы в периодических изданиях (поточность, ограниченность по времени, невысокое качество печати) заставляли приспосабливаться, работать быстро, упрощать рисунок и вкладывать максимум смысла в форму и композицию.
Картина Эстафета по кольцу Б (1947), мозаика Лыжники (1950), скульптуры Стометровка, Бегущая спортсменка и многие другие — убедительное тому подтверждение. Дейнека абсолютно по-особому чувствовал прелесть и очарование русского пейзажа. Оставим в стороне мозаики для фойе актового зала МГУ (1956) и Дворца съездов Московского Кремля (1961), где проявился технический профессионализм мастера, заключенный в прокрустово ложе государственного заказа. Серия мозаик для станций Московского метрополитена: «Маяковская», «Павелецкая», «Новокузнецкая», мозаичная галерея портретов ученых в МГУ на Ленинских горах панно для Советского павильона на международной выставке в Брюсселе в 1958 году — вот несколько наиболее значительных работ художника в этой области. Не менее важна способность Дейнеки извлекать высокие поэтические ценности из повседневной действительности, зорко видеть в обыденном необыкновенное, отыскивать те детали реальной жизни, которые работают на современное видение мира и несут в себе огонь поэтического преображения увиденного.
И художник вновь справляется с вызовом. Это «Спящий мальчик с васильками», «Полдень» (обе – 1932), «Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами», «Купающиеся девушки» (обе – 1933). Тем не менее, за последующие два десятка лет он создаёт ещё множество шедевров (У моря. Вместе с тем тяга к красивому была в мальчике всегда: прогулки по окрестным полям и лесам воспитывали любовь к природе иллюстрации из журнала «Нива» и лубочные картинки знакомили с искусством.
К числу значительных работ послевоенного времени можно отнести полотна «У моря. Однако у современного инвестора, который пожелает приобрести работы Дейнеки, есть некоторые преимущества. Такова замечательная акварель «Тюильри» (1935) с изображенной на ней скульптурой стремительно бегущей девушки и с неподвижно застывшей фигурой человека – бродяги или безработного – на садовой скамейке. Конечно, совершенно застраховаться нельзя (известно, что на фальшивом Дейнеке «прокалывались» даже опытные коллекционеры).
Размещенные в куполах мозаики рассказывали об одном дне из жизни Страны Советов: «. Набережная Сены, Париж. Один из немногих— эскиз росписи плафона Челябинского театра оперы и балета— приемная комиссия признала «низкого качества» и даже призывала художника исправить росписи. роман «Мастер и Маргарита» Булгакова). Ту полноту чувства, какую сумел в этой картине выразить Дейнека, он мог найти только в глубокой вере в непреходящую моральную силу и достоинство человека.
Написанные в 1925 году, они тогда же экспонировались на первой выставке ОСТа. Александр Дейнека (по другой версии, Дейнеко) родился 8 (20) мая 1899 года в семье железнодорожного слесаря в уездном Курске. И так же подлинно звучат «Набережная Сены» или «Дорога в Маунт-Вернон» в парижских и американских акварелях и этюдах маслом. В этом отношении близок В. В. Маяковскому, образы которого его не раз вдохновляли. О «программных» произведениях 1920-х напоминают только их большие размеры. Дейнека с детства был увлечен спортом, закалял свое тело и дух. Художник академической выучки, М. Р. Пестриков муштровал ученика в классическом рисунке.
Один из авторитетнейших критиков 1920-х годов Абрам Эфрос отмечал, что ОСТ является единственной группировкой, которая сумела переработать и ввести в дальнейший обиход все то, что было значимого в самых разных «измах». Советский Союз действительно находился на передовых подступах к современной авиации. После нескольких работ с мучительно тревожными образами гибели и страдания (например, «Сгоревшая деревня», 1942) Дейнека создал «Оборону Севастополя» (1942) – одну из самых сильных своих картин и одну из самых драматических работ всего советского искусства того времени – скорбную и величественную героическую эпопею о подвиге защитников Севастополя. Она – первая в целом ряду отличных работ того же, 1932 года и ближайших последующих лет. Где остальные мозаики — неизвестно. Но государственных заказов в этот период ему все равно почти не давали.
Художник обращается также к темам спорта и авиации. Первый в советском искусстве обобщенный образ воина, насмерть сражавшегося с фашистами за жизнь на земле, за свободу и достоинство человека, был создан в многоплановой, построенной на контрасте, динамически-экспрессивной картине Дейнеки «Оборона Севасто-поля» (1942). В 1924 году художник съездил в Донбасс. В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ).
Мерно и стройно шагает отряд. Дейнека много и плодотворно работал над темой о спорте.
С началом 1930-х годов тематика работ Дейнеки начала меняться. Живые наблюдения самоотверженного труда горняков стали основой для монументальных полотен "Перед спуском в шахту" и "На стройке новых цехов".
Художник увлекается темой спорта. и сравнить их с картинами Дейнеки того же времени. Не забыта тема авиации, но теперь картины несут совсем другие настроения, чем в тридцатые (Сбитый ас, 1943, Парашютный десант на Днепре, 1944). Ноябрь 1941 года» (1941)— первая в этом ряду.
На второй выставке Общества станковистов в 1926 году наиболее сильное впечатление на зрителей произвела картина Дейнеки «На стройке новых цехов», не просто продолжавшая графическую манеру двух упомянутых композиций, но углубившая и поднявшая ее настолько, что можно было говорить о возникновении оригинального монументального стиля. Одна из характернейших работ этого периода — «На стройке новых цехов» (1925), а также знаменитая «Оборона Петрограда» (1928). Авиационные картины Дейнеки разнятся по настроению – от изобразительности (Бомбовоз, 1932, Гидропланы, 1934) до героической патетики (Парашютист над морем, 1934, Краснокрылый гигант, 1938). Был одним из лучших в боксерской секции ВХУТЕМАСа (говорят, даже дрался с чемпионом Градополовым, чей портрет впоследствии написал).
Четкую грань между этими двумя творческими периодами провести сложно: спортсменов Дейнека писал и в 1920-х, а к темам Гражданской войны и техники (особенно авиации) художник обращался и в 1930-х. Это полотно обозначило резкий перелом в искусстве Дейнеки. В 1928 году художником была создана картина Оборона Петрограда, которая стала одним из самых значительных творений Дейнеки. И все же можно сказать, что «монументализм» искусства Дейнеки нигде не проявился в таком последовательном и чистом виде, как в станковой живописи и акварелях, – именно здесь большой стиль менее всего оказался предвзятой, заранее намеченной формой, а стал органически целостным и естественным выражением чувства реального времени в его наиболее прогрессивном и действенном осмыслении, стал верным эхом истинных и вечных человеческих ценностей. «Окраина Москвы» (1941) передает пустоту и тревогу.
В конце тридцатых Дейнека иллюстрирует книги об авиации, написанные для детского чтения известными лётчиками (Г. Между тем во ВХУТЕМАСе к середине 1920-х годов образовалась художественная группа ОСТ — «Общество станковистов». Вот таким образом в ОСТе он стал одним из основных участников (до тех пор, пока не покинул объединение). Ленинская премия (1964). На следующий год участники этой выставки вместе с другими выпускниками ВХУТЕМАСа основывают Общество станковистов (ОСТ), Дейнека – один из членов-учредителей.
Я думаю, что в период между 1935 и 1941 годами Дейнека не писал ничего более значительного и ответственного, чем «Первая пятилетка» и последовавший за нею «Левый марш». В первой половине 1930-х власть впервые заговорила о том, что у людей искусства должен быть единый творческий метод и имя ему — социалистический реализм. При небольшом размере они отличаются монументальной широтой. Ноябрь 1941 года (1941).
С наступлением «оттепели» оттаяли чиновники и в отношении к Дейнеке. Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки (Сам батюшка пожаловал, Святые прозорливцы, Чудодейница, 1925) пришлись в этом журнале ко двору. Но в целом «журнально-плакатная работа» (таким объединяющим термином художник обозначил свои графические труды) Дейнеку порядком утомила. Во второй половине 1930-х годов в искусство Дейнеки широко входят новые темы.
Научные и исторические статьи, атеистическая публицистика сочетались с безжалостной сатирой: памфлетами на библейские темы, антирелигиозными частушками и, конечно, рисунками и карикатурами. Исследования, книги, выставки. Большое значение в творческом становлении художника стали годы ученичества и общения с В. А. Фаворским, а также встречи с В. В. Маяковским. На следующий год участники этой выставки вместе с другими выпускниками ВХУТЕМАСа основывают Общество станковистов (ОСТ), Дейнека – один из членов-учредителей. Оборону Севастополя, так как я этот город любил за веселых людей, море и самолеты.
Одна из лучших картин Дейнеки получит то же название, что и известное стихотворение Маяковского – Левый марш (1941). Самое простое— обратиться на форум AI: экспертного заключения, понятно, не получите, но полный набор аргументов за и против почти гарантирован. В послевоенный период Дейнека сохраняет прежний уровень работоспособности и мастерства, однако возвращается к старым, проверенным жанрам (мирные трудовые будни, спорт, духовно и физически здоровая натура), практически перестаёт расширять границы своего творчества.
Вернувшись, художник соединяет свои впечатления с воспоминаниями о прежнем довоенном городе и создаёт знаменитое героическое полотно Оборона Севастополя (1942), страшное и величественное. В конце 1940-х— 1950-е Дейнеку начали все больше критиковать за «формализм» и «схематизм». Все эти работы – от картины «Мать» до произведений, выполненных в Америке, – отличаются особенным живописным богатством, необычайно изысканной колористической гармонией, неисчерпаемой изобретательностью композиционного построения, неизменно оставаясь проникнутыми жизненной правдой, обостренной психологической выразительностью. Одним из первых шагов становится работа над книгой Про лошадей для самых маленьких. Уже только эта «мадонна двадцатого века» могла бы дать Дейнеке право на одно из первых мест в советском искусстве. Выходец из семьи железнодорожного рабочего, учился в Харьковском художественном училище (1915-17). С 1920-х гг. Патриаршие пруды», 1941 г. ).
ДЕЙНЕКА Александр Александрович российский художник. Самым сильным и самым совершенным воплощением этого перелома (или, по существу, полной художественной зрелости мастера) стала картина «Мать» (1932), бесспорно принадлежащая к числу вершин советского искусства. Настоящим шедевром в этом ряду становятся Будущие лётчики (1937), одна из самых романтических картин Дейнеки, на которой изображены трое подростков, они сидят спиной к зрителю и мечтательно смотрят вслед улетающему самолёту. Однако именно в поздний период он (работая как педагог еще с 1920-х годов) пользуется особенно большим авторитетом среди творческой молодежи: мужественная энергия его работ воспринимается как вызов дряхлеющему лакировочному искусству, став одним из важных стимулов сурового стиля., Китай на пути освобождения от империализма, Механизируем Донбасс.
В полотнах, посвященных возведению нового мира («Перед спуском в шахту», 1925 «На стройке новых цехов», 1926), Дейнека «монтирует» на плоскости объемные, взятые крупным планом фигуры людей и ажурное кружево конструкций. Опыт «Обороны Петрограда» и лучших рисунков конца 1920-х годов дал свои плодотворные результаты очень скоро. Это было самое прогрессивное художественное объединение 1920-х годов, состоявшее из молодых художников, вчерашних студентов, что сказалось на содержании устава – «Платформы» ОСТа. Тогда же происходят события, которые сам художник считал основополагающими в своей карьере – начинается период его сотрудничества с рядом журналов: Безбожник у станка, У станка, Прожектор, Красная Нива. Возможно, они до сих пор лежат под землей (во время бомбежек их прятали во временное хранилище, местонахождение которого не установлено).
Итальянские зарисовки отличны от американских или французских. В суровых, непреклонных лицах, в крепко сжатых кулаках, в тяжелой поступи людей выражена уверенность стойко и непоколебимо защищать достижения революции.
Учился в Харьковском художественном училище. Он все больше стал работать в живописи, а потом и в монументальном искусстве. Река Тускорь, 1945). В период Великой Отечественной войны Дейнека жил в Москве и выполнял политплакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС». Для ранних работ Дейнеки характерны аскетизм колорита, повышенная роль силуэта и контура, монтажность композиции («На стройке новых цехов», 1926, ГТГ «Текстильщицы», 1927, ГРМ) в картине «Оборона Петрограда» (1928, Центральный музей Вооружённых Сил РФ, Москва) с её обострённым ритмом, героической монументализацией образов заметно влияние Ф. Ходлера.
Настоящим ударом стал для Дейнеки прорыв немцами обороны Севастополя. Сходите в музеи, посмотрите альбомы, не ориентируйтесь на Интернет (некоторые, мягко говоря, сомнительные работы считаются там подлинными). Полетико. Мотивы счастливой страны будущего, – населенной прекрасными, атлетичными людьми, Дейнека находит на пляжах Севастополя, с которым связан целый ряд лучших его работ (Будущие летчики, 1938, Третьяковская галерея). Дейнека ездил по стране и постоянно рисовал он проникся культурой афроамериканцев: «Они поют такие грустные песни, в моленьях приходят в экстаз, по-особенному бешено и ритмично танцуют, а главное они— рабочие». В конце тридцатых Дейнека иллюстрирует книги об авиации, написанные для детского чтения известными лётчиками (Г. Байдуков Через полюс в Америку, 1938, И. Мазурука Наша авиация, 1940).
«Мать» (1932) воссоздает образ материнства исполненный нежности и любви. Яркие порывы, титанические размахи пролетариата хочется писать тысячью самоцветных каменьев, запечатлеть эту героическую борьбу пролетарских масс» Дейнека собирался писать, ни много, ни мало, «красоту заводов» и «работу коллективных созиданий» для «храмов современности». И тогда Дейнека решил: раз он пишет картину о том, чего никто раньше не изображал, то он должен изобрести для нее новую композицию — «игра натолкнула меня на свой самостоятельный язык».
Сменяясь, проходит ряд картин: стройки страны, тракторы и комбайны идут по необъятным колхозным полям, цветут сады, зреют плоды, небеса день и ночь заняты самолетами, молодежь героически работает и замечательно отдыхает, готовя себя к труду и обороне. Мастер, воплотивший социальноутопические идеи коммунизма с особой пластической и эмоциональной силой. Особое место занимает в искусстве Дейнеки спорт.
С другой стороны, опыт работы над этими иллюстрациями позволит позднее создать такое монументальное произведение как Никитка – первый русский летун (1940), где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского авиатора. Увиденное отразилось в драматичных полотнах «Сгоревшая деревня», «Тревожные ночи» и др. Но вскоре редакторы журнала начали отдавать предпочтение фотографии, а не рисункам и Дейнека оттуда ушел. Известная поговорка Какой же русский не любит быстрой езды в его картине Ленин на прогулке с детьми можно воспринимать только как икону. успешно работал в журнальной графике (для журналов «У станка», «Прожектор» и др. ), книжной иллюстрации (к басням И. А. Крылова, 1922 кн.
Можно даже образно назвать Дейнеку Маяковским в живописи. Учился в Харьковском художественном училище (1915-1917), во Вхутемасе в Москве (1920-1925) у В. А. Фаворского. В эти годы у Дейнеки были удачи и в монументально-декоративном искусстве – в мозаиках для фойе актового зала Московского университета (1956), для Дворца съездов в Московском Кремле. Одновременно с фотографичными, жизненными и где-то игривыми полотнами (На балконе, 1931) он пишет идейные и трагические картины (Наёмник интервентов, 1931) и вместе с тем продолжает рисовать плакаты (Построим мощный советский дирижабль Клим Ворошилов, Дадим пролетарские кадры Урало-Кузбассу, 1931). В 1935 году Дейнека впервые едет за границу и привозит много интересных работ («Улица в Риме», «Тюильри»).
Более остовскую вещь сложно себе представить, однако на четвертой выставке объединения в 1928 году «Текстильщицы» показаны не были. Насколько к концу войны была глубока эта «разрядка» в настроении художника, наглядно говорит его большая картина «Раздолье» (1944) – радостная, полная жизнеутверждающей праздничной яркости, звучащая как песня благодаря ясному, прозрачному, легкому ритмическому и колористическому строю. Он осознавал окружающий мир как совокупность множества элементов. Ведущий представитель идеологии казенной Ассоциации художников революции искусствовед Фрида Рогинская выступила на страницах журнала «Искусство в массы» со статьей, очень характерной для полемических выпадов конца 1920-х – начала 1930-х.
Пустынная «Площадь Квиринала» или причудливая «Испанская лестница» передают неповторимый «дух местности», атмосферу улочек Рима. 1941 год» (1941) стало почти символом тревоги за столицу и вместе с тем обобщенным образом неприступной Москвы военных лет. Дейнека — один из основоположников советской монументальной живописи. В картине «Парашютист над морем» (1934) не сразу различаешь, где небо, вода и суша фигура парашютиста показана в неожиданном ракурсе — вниз головой все это создает ощущение полета, бескрайнего неба.
Последние два года жизни из-за тяжелой болезни Дейнека был не в состоянии работать. Плафон тем не менее был выполнен в первоначальном варианте.
За довольно долгую жизнь Александр Александрович попробовал себя в живописи, графике (в том числе журнальной, книжной, плакатной и театральной), монументальном искусстве (панно, фрески, мозаики), скульптуре. проявляется и интимная, мягко-лирическая линия (Мать, 1932, ГТГ). Большое влияние на Дейнеку оказали немецкие экспрессионисты (Отто Дикс, Эмиль Нольде, Оскар Кокошка, Георг Гросс), работы которых привезли на выставку в Москву осенью 1924 года. В них заметны черты надуманности или рассудочной нарочитости. Ноябрь 1941 года, 1941, ГТГ).
Самый интересный из них— «Скука» (1935), портрет госпожи Снайдер. Так и статья Рогинской, хотя и в малой степени, не лишена этого оттенка. Через несколько лет крымские впечатления выльются в одну из самых романтичных работ Дейнеки— «Будущие летчики» (1938). Даже в тяжёлое военное время Дейнеке удаётся написать несколько картин (часть из которых была начата ещё до июня 1941) на мирные темы (Раздолье, Портрет Мирель Шагинян, 1944). Недоработка была «исправлена» созданием в 1942-м своего рода живописно-идеологического шедевра «Оборона Севастополя», с содержанием весьма далеким от исторической правды. Весной 1924 года в Москве открылась вошедшая в историю мировой культуры «Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства». Большие, почти сплошь черные фигуры рабочих-угольщиков, как бы взятые из разной среды и разных мест, были изображены вместе с элементами шахтного оборудования, четкими силуэтами на белом фоне холста.
Особенно характерны для этого времени две: авиация и история. Как позже писал Дейнека о «Текстильщицах», он «обрабатывал поверхность, делая ее гладкой, лакированной, смутно желая найти единство поверхности с фактурой полированных, светлых, еще не существующих стен, для которых он мечтал писать картины». По наблюдениям Костина, особенностью живописи Дейнеки был графический подход, основанный на контрасте белого и черного, а также противопоставление изображения и фона и почти монохромного цветового решения. Удивительно хорошо сработала на заднем плане лошадь. Фигуры, при всей своей уплощенности и некоторой графичности, тем не менее обладают «чисто живописной весомостью в духе Микеланджело», как выразилась ведущая западная исследовательница творчества Дейнеки Кристина Кьер.
У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность. Однако работа художника в Безбожнике и других журналах отнюдь не ограничивалась сатирой. Одним из первых шагов становится работа над книгой Про лошадей для самых маленьких. За посредственные мозаики «Хорошее утро» и «Хоккеисты» (обе 1959 – 1960) в 1964-м Дейнека удостаивается Ленинской премии. Дейнека идеализировал советский мир еще тогда, когда понятие соцреализм не изобрели.
И это издание (пользовавшееся покровительством Бухарина) и сам художник все чаще подвергались критике в печати. Американская исследовательница Кристина Кьер, впрочем, предполагает, что портрет в духе Кеса Ван Донгена мог быть написан с большей симпатией к модели и ее буржуазному быту. Член Общества станковистов А. Дейнека создал яркий образец монументальной станковой картины — «Оборона Петрограда» (1927). В 1925 стал одним из учредителей ОСТа. Когда в 1931 году Октябрь принимает его рисунки на выставку с большим количеством оговорок, художник покидает общество и переходит в РАПХ (Российская ассоциация пролетарских художников). Творческая направленность «Объединения трех» во многом послужила созданию Общества станковистов.
Но если судить в целом, общее настроение работ художника в 1930-х очевидно изменилось. Живописные работы Дейнеки 1920-х годов напоминали многократно увеличенные рисунки. То же самое можно сказать и о картине «Левый марш», написанной на тему известного стихотворения В. Маяковского. Глубоким страданием проникнуто другое произведение— «Сгоревшая деревня» (1942).
На склоне лет, в конце 1950-х— 1960-е, Дейнеку начали осыпать почестями и наградами: стал народным художником РСФСР (1959) и СССР (1963), был избран вице-президентом АХ СССР (1962–1966), получил орден Трудового Красного Знамени (1962) и др., Китай на пути освобождения от империализма, Механизируем Донбасс. Культ героической смерти с новой силой проявился у Дейнеки в образах Великой Отечественной войны (Оборона Севастополя, 1942, Русский музей). Рыбачки» (1956), «Москва военная», «В Севастополе» (1959), а также мозаики для фойе актового зала МГУ имени М. В. Ломоносова (1956), мозаику для фойе Дворца съездов в Московском Кремле (1961). Вещи позднего периода (мозаики Хорошее утро и Хоккеисты, 1959-60 за эти и другие послевоенные мозаики художнику была присвоена Ленинская премия 1964) экспрессивны, но малооригинальны по отношению к прежнему творчеству мастера.
В нем среди других значились следующие «линии» : революционная современность и ясность в выборе сюжета стремление к совершенному мастерству в области предметной станковой живописи, рисунка, скульптуры в процессе дальнейшего развития формальных достижений последних лет стремление к законченной картине ориентация на художественную молодежь. Одной из лучших работ военного периода Дейнеки стала «Окраина Москвы. Художественная «критика» зачастую носила характер политического доноса. Сам он считал основополагающим период своей работы в журнале Безбожник (или Безбожник у станка с 1923). Народный художник СССР (1936), действительный член АХ СССР (1947 вице-президент в 1962-66), Герой Социалистического Труда (1969).
Графическое искусство он находил самым полезным для агитационных целей. Надо сказать, что интерес к искусству Германии не был случайным. Это многокрасочные, пронизанные светлым оптимизмом и радостью бытия картины "У моря" и "В Донбассе" (обе 1956 г. ). Работа была выполнена по заказу РВС СССР и, что интересно, всего за одну неделю. Согласно постановлению ЦК ВКП (б) 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций», художники с целью более эффективного ими управления были коллективизированы в едином хозяйстве под названием «Союз советских художников».
Дейнековскому образу матери с ребёнком на руках предстоит стать классическим.
Многие графические приемы перешли потом в живопись художника. В начале 1930-х художник пережил еще одно графическое увлечение — плакатом: создал около 20 агитационных плакатов, многие из которых были очень популярны («Механизируем Донбасс», «Работать, строить и не ныть. », «Китай на пути освобождения от империализма» и др. ). Но самое главное, что в рамках проекта вышли в свет три отдельных исчерпывающих исследования по графике (том 1), живописи (том 2) и монументальным работам (том 3) художника. Каждая деталь картины глубоко продумана и мастерски выполнена художником.
Началом этой многочисленной серии можно считать монументальное панно Гражданская авиация (1932). Лишь изредка, как в прозе А. П. Гайдара, в его образах проступают чувства отчуждения и тоски (например, в психологически напряженных, магико-реалистических пейзажах, возникших под впечатлением поездок в Италию, Францию и США в 1935). Тем не менее, за последующие два десятка лет он создаёт ещё множество шедевров (У моря. Первоначальное образование получил в Харьковском художественном училище (1915—1917). Произведения Дейнеки становятся лиричнее, человечнее и в то же время смелее индивидуальнее (Полдень, 1932, Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами, Купающиеся девушки, 1933).
Мозаики Дейнеки украшают станции московского метро «Маяковская» (1938) и «Новокузнецкая» (1943). Колорит становится мягче, светлей, в ряде образов нарастают черты магического реализма (Игра в мяч, 1932, Третьяковская галерея). В работах, показанных на первой выставке ОСТа, Дейнека находил свой стиль. Этим годом датируется Мать – одна из самых значительных его картин. Студент Дейнека зимой жил при пяти градусах тепла, работал по ночам, но задора не терял. Сам художник позже говорил, что пытался передать душевную пустоту модели при всей ее холености и роскоши обстановки ее дома.
учебных заведениях. К тому времени у него уже имелся опыт иллюстрирования книг, например, романа А. Барбюса В огне в 1926 (впрочем, более известно повторное в 1934). Графика отошла на второй план, но полученные навыки рисовальщика очень пригодились Дейнеке, например, при создании подготовительных набросков к картинам. Другие члены ОСТа тоже отличались графичностью, сухим письмом в противовес рыхлой импрессионистической манере. Тогда ее планировали назвать «Донбасской» и восьмигранные мозаики были объединены темой «Донбасс — всесоюзная кочегарка».
Чуть отставший раненый только подчеркивает драматизм и напряжение ситуации. «Сколько себя помню, я всегда рисовал», — вспоминал Дейнека. Шла тяжелая война, – говорил потом художник о замысле своей картины.
Бронзой и сталью отливает сдержанный колорит картины. Преподавал в московском Вхутеине (1928-30), Московском полиграфическом институте (1928-34), МХИ (1934-46, 1957-63), МИПИДИ (1945-52), МАРХИ (1953-57).
Эта, казалось бы, чисто техницистская идея соединяется в его работах с живым, волнующим восприятием природы как, например, в картинах «Дождь и самолеты над морем» (1932) или «Будущие летчики» (1938). Из тех же ритмов слагается и его ранняя, графичная и сдержанная по колориту живопись (Перед спуском в шахту, 1925, На стройке новых цехов, 1926 обе – в Третьяковской галерее), где тоже безраздельно господствуют мускулистые тела, которые своими усилиями формируют новый мир. Испытал также большое воздействие искусства Ф. Ходлера и немецкого экспрессионизма. Насмотревшись на модные «измы» во время столичных командировок, Дейнека принялся «насаждать на курских ухабах яркий кубизм». Начавшаяся война все изменила: мозаики «Павелецкой» стали не нужны из 14 мозаик, героически собранных в блокадном Ленинграде 70-летним мозаичистом Владимиром Фроловым (умер от голода в 1942 году, едва закончив и отправив по «дороге жизни» в Москву последний ящик с мозаиками), удалось сохранить только семь, установив их на соседней «Новокузнецкой».
Однако работа художника в Безбожнике и других журналах отнюдь не ограничивалась сатирой. Это особенно ощущается, например, в «Портрете художника К. А. Одновременно в творчестве Дейнеки 30 х гг. В 1930-е гг. Именно в журналах во многом сформировался уникальный дейнековский стиль. Художник умел молниеносно схватывать силуэты спортсменов, ловить их характерные движения его постоянно видели на стадионах за такими «снайперскими» зарисовками.
Началом этой многочисленной серии можно считать монументальное панно Гражданская авиация (1932). В первый год войны в центре внимания Дейнеки находится прифронтовая жизнь Москвы. Герой Социалистического Труда (1969). Одним из последних был журнал «Даешь», где также трудились Родченко и Маяковский.
Причем свойственная прежнему Дейнеке живописная экспрессия в «Обороне Севастополя» была подменена экспрессией жестов и поз. Всё это создает идеальные условия для фальсификаторов. Бескомпромиссное отвержение новаторства – ее главная черта» 10.
И, на самом деле, правда. Война вызвала к жизни суровые, трагические темы.
Как признавался сам художник, сдержанностью деталей, скупым колоритом, четкостью силуэтов верхнего и нижнего ярусов, строгим ритмом выразительных линий он хотел добиться «впечатления мужества, воли и тяжелых страданий». Художественный образ предельно величав и обобщен. Этого не допустят защитники столицы, которые здесь незримо присутствуют. Увидев на фотографии в немецкой прессе милый сердцу город в руинах, представив, как отчаянно защищали Севастополь его «будущие летчики», Дейнека решил написать картину именно об этом эпизоде войны, хотя и не видел его своими глазами. Ещё один принципиально новый вид работы для Дейнеки – настенная роспись.
На юбилейной выставке к 10-летию РККА одним из центральных произведений стала дейнековская «Оборона Петрограда». Предельная обобщенность образов превращает их в символы. В эти годы появляется «Окраина Москвы», «Оборона Севастополя».
Критика охарактеризовала работы «Объединения трех» как «экспрессионистический урбанизм». В 1937 году он пишет одну их лучших своих картин — «Будущие летчики». Так как главный объект здесь и не Ленин и не дети, а автомобиль.
В 1930-е годы сумрачный колорит (раннего Дейнеки) светлеет, спортивные впечатления (прежде всего – с пляжей Севастополя) слагаются в утопические поэмы о счастливом юном племени, готовом к труду и обороне (Будущие летчики, 1938, Третьяковская галерея). У финиша, 1927). В 1942 году совместно с художником Г. Г. Нисским совершил поездку на фронт под город Юхнов. Но в этих поисках нового много интересного, необычного, чувствуется пульс современности. Заслуживают внимания всего лишь три картины этого периода: «Первая пятилетка» (1936), «Никитка – первый русский летун» (1940), «Левый марш» (1941).
Живописные произведения Дейнеки 20-30-х гг., передающие трудовой энтузиазм первых пятилеток (На стройке новых цехов, 1926, ГТГ), олицетворяющие героизм революционной борьбы (Оборона Петрограда, 1928, ЦМВС), физическое и духовное здоровье советских людей (Бег, 1934, ГРМ, Будущие лётчики, 1938. Первое колебание произошло уже на второй выставке ОСТ, которая была залита целым потоком экспрессионистских полотен, мрачными болезненными гримасами и судорогами. Художники нового общества принимают решение совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, провозглашают ориентацию на художественную молодежь. На форуме AI время от времени разворачиваются бурные обсуждения работ Дейнеки из тех, что появляются на аукционах (подробнее — здесь и не поленитесь дочитать до конца). В передаче и глубоко трагического («Наемник интервентов») и светлого, радостного, личного («На балконе», «Девочка у окна. 2009–2011».
На следующей выставке ОСТа, в 1926 году Дейнека поразил всех картиной «На стройке новых цехов». В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города.
Но и в пейзажах Дейнека остается мастером необычайной живописной экспрессии и динамики. Творцами таких «текстов», оседлавших полуофициальные, выражавшие казенную точку зрения журналы «Искусство в массы» и «Пролетарское искусство», были забытые впоследствии «деятели искусства» Борзятов, Вязьменская, Цирельсон, Четыркин (см. В кафе, Париж. В 1919-1920 годах Дейнека по мобилизации служит в Красной Армии, участвует в обороне родного Курска от белых войск, но не забывает о своём призвании – руководит художественной студией при Курском политуправлении и Окнами РОСТА в Курске, выезжает на фронт в качестве художника агитационного театра. Художественные находки последних лет отразились в мозаиках «Лыжники» (1950), «Хорошее утро» (1960), «Доярка» (1960–1961).
Отдушиной в этот период для Дейнеки стала скульптура (работал в дереве, майолике, бронзе, фарфоре, цементе) и камерная живопись— портреты близких, натюрморты, пейзажи. Живопись Дейнеки (особенно периода ОСТа) оказала влияние на творческие поиски художников «сурового стиля». Такие картины, как «Донбасс» (1947), «На просторах подмосковных строек» (1949), «Тракторист», «В Севастополе», «У моря. В 1925 году, после поездки в Донбасс, выступил с первой картиной — «Перед спуском в шахту». Это был Микеланджело, барочное буйство человека и природы Вернувшись, художник соединяет свои впечатления с воспоминаниями о прежнем довоенном городе и создаёт знаменитое героическое полотно Оборона Севастополя (1942), страшное и величественное. Топает милый увалень Сергей Эйзенштейн, сидит с фотоаппаратом в кругу соратников Родченко А вот и профессора.
Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки (Сам батюшка пожаловал, Святые прозорливцы, Чудодейница, 1925) пришлись в этом журнале ко двору. В начале 1950-х гг. Эту работу (и некоторые последующие) нельзя полностью охарактеризовать как произведение живописи. Его манера, основанная на плакатно-броском («снайперском», по его выражению) рисунке, сформировалась в процессе работы в журнале «Безбожник» (или «Безбожник у станка», с 1923) в этих рисунках дряхлому старому миру агрессивно противостоит новый – бодрый, полный юношеской энергии. Типичными живописными произведениями «остовского» периода стали полотна Перед спуском в шахту (1925), На стройке новых цехов (1926), Текстильщицы (1927). Вечные темы материнства, детства с его мечтами, с мальчишеским увлечением тех-никой раскрываются в его лучших картинах «Мать» (1932), необычной по своей композиции и близкому языку фрески живописному строю и «Будущие летчики» (1938).
Они захватили воображение художника в связи с работой над иллюстрациями к детским книгам «Через полюс в Америку» Г. Байдукова и «Наша авиация» И. Мазурука (вышли в свет в 1938 и 1940 годах). Они занесены снегом. Искусство должно быть выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью. В 1935 году художник посещает США, Францию и Италию.
Наробраз Курска привлек художника к агитационной работе, поручил иллюстрировать стихи Маяковского плакатами по типу «Окон РОСТа». Рыбачки» (все 1956), такие мозаики, как «Парашютист» (1957), «Красногвардеец», «Доярка» (обе 1962), такие рисунки, как «Обнаженная девушка» (1951), являются созданиями большого художника, влюбленного в жизнь, преклоняющегося перед нравственной и физической красотой и достоинством человека. Вялова» (1923) Дейнеки с явным налетом посткубизма, чем-то напоминающем живопись Натана Альтмана. Этот идеал художник воплощает в многочисленных работах на темы спорта, подчеркивая его облагораживающее воздействие на людей.
Дело в том, что в 2009 году, к 110-летию художника, был запущен трехгодичный проект «Александр Дейнека. носивший название Безбожник у станка (т. к. А главное настроение – это скорость и простор. И вместе с тем дается образ неприступной для врага столицы. Это самый полный на сегодняшний день живописный каталог Дейнеки. Но была и противная сторона.
Александр Александрович (1899–1969) — русский художник, график и скульптор. Обращают на себя внимание его наиболее известные послевоенные картины: «Эстафета по кольцу Б» (1947), «На просторах подмосковных строек» (1949), «Открытие колхозной электростанции» (1954), в которых сложился удивительный симбиоз присущего Дейнеке монументализма с натуралистическо-иллюстративными тенденциями и фальшивым восторгом персонажей, полотно «Покорители космоса» (1961) с игрушечными ракетами. Как и у других членов ОСТ, множество картин раннего периода творчества Дейнеки посвящены изображению примет XX столетия, воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта (В Донбассе, 1925, Перед спуском в шахту, На стройке новых цехов, Лыжники, 1926, Текстильщицы, 1927).
В нем, правда, тоже пробыл недолго. Что писать— он понимал, а вот как— пока не очень. Байдуков Через полюс в Америку, 1938, И. Мазурука Наша авиация, 1940). Потребность продолжать обучение чувствовалась и в 1921 году Дейнеку направили повышать квалификацию во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские). Если они представляют лирическую линию в творчестве Дейнеки, то общественно-политическую, а также художественно-публицистическую сторону его искусства не менее сильно представляют картина «Безработные в Берлине» (1933) и обостренно-драматические, дышащие гневом рисунки к книге «Огонь» А. Барбюса (1934). Они создают компиляции из элементов разных работ художника (вот таким образом даже «насмотренному» зрителю подделка кажется уже виденной), в иных случаях они пишут нечто совсем новое, но пытаются подражать стилистике автора.
Происходит кристаллизация режима. Особое впечатление на художника произвела Сикстинская капелла: рассматривая роспись Микеланджело, художник убедился, что «темперамент заключается не в размашистом мазке, а в более глубоких проявлениях». Жизнь СССР бьет полным пульсом круглые сутки».
Но картина не была одинокой удачей. Параллельно с графикой Дейнека уже тогда занимался станковой живописью. В день подписания декларации» (1945), написанная Дейнекой с натуры и поднятая до символического обобщения, – это превосходные свидетельства всеобщности тех чувств, что владели всем советским народом на исходе войны. Итальянцы нам— Караваджо, а мы им— Дейнеку.
В те годы Дейнека принадлежал к Обществу станковистов (ОСТу), являлся одним из его создателей. ВХУТЕМАС в начале 1920-х годов — отдельная история. Учился в московском Вхутемасе (1920-25) у В. А. Фаворского и И. И. Нивинского.
Как уже было сказано, в рисунках Дейнеки вырабатывался его «большой стиль». В ряде образов нарастают черты «магического реализма» (Игра в мяч, 1932, там же некоторые из картин, написанных по впечатлениям от поездок художника в Италию, Францию и США в 1935). А зимой 1938 года в стремительном темпе начинается работа над мозаичным циклом Сутки советского неба (на котором, по замыслу, должна быть запечатлена жизнь советского народа в течение одних суток) будущей станции московского метрополитена Маяковская, всего за шесть месяцев до её открытия.
Его первые опыты в области монументального искусства относятся еще к первой половине 1930-х. Резкая и яркая, зорко наблюденная характеристика изображенных людей скупой отбор минимальных необходимых примет места и времени смелая, вольная, даже причудливо отстраненная композиция цвет, сдержанный и полностью отвечающий эмоциональному состоянию, – все это говорило о настоящей взволнованности и действенном гуманизме создателя этих картин, очень далеких от элементарной, чисто внешней «современности», какую часто только и хотели видеть в искусстве Дейнеки. Его картины и панно отражают приметы современности и дух эпохи (коллективизация индустриализация, военная тематика, антирелигиозный пафос, новый быт) в стилистике, близкой конструктивизму и «новой вещественности».
«В огне» А. Барбюса, 1927 и 1935), плакате, станковой графике (серия «Севастополь», акварель, гуашь, 1932-1934, ГТГ и ГРМ). Журнальной графикой художник активно занимался до начала 1930-х. Дейнека был расстроен, ведь на новые краски придется снова копить целый месяц. Дейнека родился в Курске в семье рабочего. В период Великой Отечественной войны 1941-45 Дейнека создал проникнутую героическим пафосом картину Оборона Севастополя (1942, ГРМ) и суровые, драматические пейзажи (Окраина Москвы. Поодиночке, не зная еще друг друга, бредут будущие Кукрыниксы. М. В. Ломоносова (1947–53).
В 1937 Дейнека создал панно «Знатные люди Страны Советов» для советского павильона на Всемирной выставке в Париже. Дейнека известен и как талантливый монументалист, создатель мозаик для станции метрополитена «Маяковская» (1939), «Павелецкая» (проект был изменен, часть композиций — на станции «Новокузнецкая»). По сути дела, по моей природе ОСТ мне не был родственным. За ней последовали другие работы: В обеденный перерыв в Донбассе (1935), Никитка—первый русский летун (1940), Будущие летчики (1937).
За ней следует ряд других городских пейзажей военного времени (Площадь Свердлова в декабре 1941 года, Манеж, 1941). Ее кульминацией можно считать один из лучших советских плакатов «Физкультурница» (1933). 1945), на изображение освобождённых просторов родной земли (Под Курском. Вместе с тем он не прекращает писать в хорошо знакомых стилях на привычные темы исторические и спортивные (Коммунисты на допросе (в штабе белых), Безработные в Берлине, 1933, Крестьянское восстание, Бегуны, Вратарь, 1934).
Журнал Безбожник, в 1923-1932 гг. Встречи эти окажут на художника огромное воздействие. Равно как и карикатуры на тех, кто считался классовым врагом победившего пролетариата: на кулаков интервентов, нэпманов, мещан и манерных дам, сожалеющих о дореволюционных временах (Тоска по изящной жизни, 1927). Созданные Дейнекой мифические города, полные «света и воздуха» (любимая формула конструктивистов), населены выстроенными в колонны и дружно марширующими народными массами.
В «Будущих летчиках» (1937) фигурки мальчиков, наблюдающих полет гидроплана, воплощают молодость и мечту о светлом будущем. Строг и суров ритм картины. Авиационные картины Дейнеки разнятся по настроению – от изобразительности (Бомбовоз, 1932, Гидропланы, 1934) до героической патетики (Парашютист над морем, 1934, Краснокрылый гигант, 1938). С той поры Дейнека смело и весьма удачно экспериментировал с размещением своих героев на поверхности холста изображал их в неожиданных ракурсах, передавал динамику поз.
Как и у других членов ОСТ, множество картин раннего периода творчества Дейнеки посвящены изображению примет XX столетия, воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта (В Донбассе, 1925, Перед спуском в шахту, На стройке новых цехов, Лыжники, 1926, Текстильщицы, 1927). Жесткая патетика Обороны Петрограда (1928, Центральный музей Вооруженных сил повторение 1964, Третьяковская галерея), с шеренгами питерских пролетариев, уходящих на борьбу с Юденичем, воспринимается как гимн героической смерти во имя революции.
Даже в работах 1940 – 1950-х годов, отшлифовав «стиль соцреализма» до полного соответствия критериям «партийности и народности», художник довел его почти до соответствующего «идеала» и тем самым до состояния абсурда в силу исчерпывающе обозначенных имманентных соцреализму качеств., Превратим Москву в образцовый социалистический город пролетарского государства, 1930). Творчество Дейнеки почти не знает каких-либо потаенных слоев. Равно как и карикатуры на тех, кто считался классовым врагом победившего пролетариата: на кулаков интервентов, нэпманов, мещан и манерных дам, сожалеющих о дореволюционных временах (Тоска по изящной жизни, 1927).
Дейнека, в частности, демонстрировал картины «Футбол» и «Две фигуры» (1923). В подаренном бабушкой тайком от родителей альбоме появились первые рисунки — солдаты, шарманщики, птицеловы, дамы, разные животные (рисунки, увы, не сохранились). Уезжающий на фронт грузовик, пустые глазницы сожженных домов, ощетинившиеся заградительные ежи наполняют внутренней тревогой этот военный пейзаж. Участник «Объединения трёх» (1924, с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым), член художественных объединений ОСТ (1925-1927, один из учредителей), «Октябрь» (1928-1930), Российской ассоциации пролетарских художников (1931-1932). А в это «жизнерадостное» время ведущие советские авиаконструкторы во главе с Андреем Туполевым находились в Бутырской тюрьме. Окончив ВХУТЕМАС, художник отправляется в командировку, которая послужит ему богатым материалом для творчества в двадцатые годы – в шахтёрский Донбасс.
Теперь старые места предстают в новом, драматичном и зловещем антураже. Картина «Первая пятилетка» (группа идущих рабочих, со строгими, серьезными, напряженными лицами, а за ними вверху, на фоне неба, греческая статуя Ники Самофракийской – гордое олицетворение победы) еще раз доказала одно из важнейших свойств Дейнеки: умение создать живые человеческие образы, полные психологической сложности и обостренной выразительности. К темам и образам, найденным в 20-30-х гг., Дейнека обращался в монументальной живописи (панно и росписи Центрального театра Советской Армии, 1940: мозаичные плафоны станций Московского метрополитена Маяковская, 1938-39 и Новокузнецкая, 1943, мозаика Хорошее утро и Хоккеисты, 1959-60) и в станковых произведениях послевоенного периода (У моря, 1956-57, ГРМ).
Пафос новой советской действительности, революционная романтика созидания социалистического общества сразу же завладели Дейнекой, когда он после окончания московского Вхутемса (Всесоюзных художественно-технических мастерских) в 1924 г. выехал в творческую командировку в шахтерский Донбасс. С переломом к победе изменились и образы все еще обостренно-напряженных произведений художника: «Сбитый ас» (1943), с его безжалостно-суровой и в то же время великодушно-человечной правдой художественного образа и акварель «Берлин. Творческий облик Дейнеки ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым). Художник старался видеть пейзажи глазами не стороннего наблюдателя, но моряка или летчика.
И сразу же по возвращении на родину он пишет наполненную солнечным светом картину из жизни советских детей – "Будущие летчики" (1938, ГТГ). Также в этот период он иллюстрирует басни Крылова (Кот и повар, Крестьянин и смерть, 1922). Он не показывает непосредственно боя с противником.
Также в этот период он иллюстрирует басни Крылова (Кот и повар, Крестьянин и смерть, 1922). Большую выставку его работ, устроенную в 1969 году, он увидеть уже не смог. Но и из этого шлака проходных работ вдруг выделялись резко и неожиданно произведения превосходные, полные естественной простоты и гармонии.
Просто сейчас они все объединены одной идеей и ничему личному в данный момент нет места. Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, Краснокрылый гигант, 1938). Многим картинам и правда, предшествовали журнальные иллюстрации. Преподавал во Вхутеине (1928–30) и др. Для меня он был иной: человек нежный и тонкий, застенчивый и легко ранимый, не склонный к романтическим словам, но, по существу, – романтик, человек, мыслящий большими категориями и понятиями и в то же время умевший замыкаться в самой камерной лирике.
В 1930–50-е гг. Среди художников самых разных радикальных направлений выставлялось «Объединение трех», состоявшее из студентов полиграфического факультета Вхутемаса Андрея Гончарова, Александра Дейнеки и Юрия Пименова. Фон дан скупой линией отдаленного города. Послушайте знающих людей, особенно тех, кто сомневается. На ключевой выставке «Художники РСФСР за пятнадцать лет» (1933) работы Дейнеки демонстрировались как наиболее близкие, задающие верное направление в сторону соцреализма, в противовес работам авангардистов.
В 1964 году за комплекс мозаичных произведений, в том числе за панно «Хоккеисты», он стал лауреатом Ленинской премии, а в 1969 году получил звание Героя Социалистического Труда. Ноябрь 1941». Из армии был командирован учиться в Москву, во ВХУТЕМАС на полиграфическое отделение, где его педагогами были В. А. Фаворский и И. И. Нивинский (1920—1925).
носивший название Безбожник у станка (т. к. Капитолий, Танцоры в Гарлеме, Нью-Йорк, Париж. путь зигзагообразный, путь колебаний.
В«Обороне Петрограда» (1927) две контрастные по ритму и пластике шеренги бойцов и раненых образуют двухъярусную композицию монохромная цветовая гамма усиливает эмоциональную напряженность. Это были панно и росписи для фабрики-кухни в Филях (1932), эскизы панно для клуба Наркомзема, увы, так и не реализованные (1933). Результатом поездки стало создание картин «В штреке» и «Перед спуском в шахту», в которых предпринята попытка сформулировать «типовой» облик современного пролетария.
Но при эпически монументальном строе картины ее герои – реальные живые люди, с разным обликом и характером, объединенные настроением и действием. В том же 1937 году художник получил заказ на эскизы 35 мозаик для украшения строящейся станции метро «Маяковская». Художники нового общества принимают решение совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, провозглашают ориентацию на художественную молодежь.
В своей поэтизации физического труда художник достиг невиданных ранее высот. Важную роль в творчестве Дейнеки играет и другая командировка – заграничная. В целом в его искусстве прошлое переплетается с будущим. Журнал Безбожник, в 1923-1932 годах носивший название Безбожник у станка, был посвящён атеистическому воспитанию масс и борьбе с религиозными предрассудками. Проходит изящный Петя Вильямс с молодым белобрысым Сергеем Образцовым.
Таков прелестный рисунок «Теннис» (1926) – четыре легкие изящные фигурки девушек-спортсменок. Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, Краснокрылый гигант, 1938). Их получилось около 300. В нескольких листах начала 1930-х годов под общим названием «Кросс» в бегущих крепких голубоглазых блондинах определенно просматривается увлечение арийской эпикой.
Дейнека преподавал в Москве во ВХУТЕИНе (1928—1930), в Московском полиграфическом институте (1930—1934), в МГАХИ имени В. И. Сурикова (1934—1946, 1957—1963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945—1953, до 1948 директор), в МАРХИ (1953—1957). Но враг не пройдет. Вы как бы только что поутру вышли из холодной реки. Дейнека постепенно отходил от графической работы в журналах. С его именем связано появление в живописи военного пейзажа, суровость и настороженность которого подчеркнуты такими деталями, как надолбы, стальные «ежи», аэростаты («Окраина Москвы.
Огромное значение в этом случае имеет провенанс (история бытования) и если вещь не экспонировалась, не публиковалась в серьезных изданиях, т. е. Его перепады из одного состояния в другое преподносятся как закономерная эволюция. Ленин с детьми в автомобиле, скорее всего вранье, но вранье, достойное веры. Я очень мало писал станковых картин – в год две картины.
У финиша, 1927). Многочисленные акварельные иллюстрации к ним отражают первозданное величие бесконечных льдов Севера или просторов заснеженного Подмосковья. Живописный стиль Дейнеки к тому времени уже вполне сформировался. Раньше всего, в 1930 году, он с большим блеском сказался в плакатах Дейнеки («Механизируем Донбасс», «Физкультурница»), где очень счастливо использованы приемы строго продуманной и построенной композиции, полной стремительной динамики, с чеканно четким силуэтом и условным, распластанным пространством, а главное – с живыми, хотя и обобщенно типизированными человеческими образами. В 1928-29 гг.
К юбилейным выставкам Александр Дейнека создал два знаковых произведения — картины «Текстильщицы» и «Оборона Петрограда». А зимой 1938 года в стремительном темпе начинается работа над мозаичным циклом Сутки советского неба (на котором, по замыслу, должна быть запечатлена жизнь советского народа в течение одних суток) будущей станции московского метрополитена Маяковская, всего за шесть месяцев до её открытия. С 1923 года помимо учебы Дейнека начал сотрудничать с журналом «Безбожник у станка» чуть позже — с изданиями «У станка», «Прожектор», «Даешь», «Красная нива», «Смена». По воспоминаниям Дейнеки, роль агитационного плаката, журнального рисунка сводилась в ОСТе на нет, в то время как сам художник чувствовал себя в ту пору больше графиком, нежели живописцем (писал всего несколько картин в год). И художник вновь справляется с вызовом.
Картина «Окраина Москвы. Журнал Безбожник, в 1923-1932 гг. Но все эти пути для Дейнеки были мелковаты. Ноябрь 1941г» (1941), «Оборона Севастополя» (1942). С 1919 по 1920 Дейнека служил в армии, где руководил художественной студией при Курском политуправлении и «Окнами РОСТа» в Курске. Первая выставка ОСТа сразу же принесла художнику большую популярность.
Новые, динамичные ракурсы вводятся мотивами авиации, которые находят наиболее выразительное воплощение в мозаиках плафонов станции московского метрополитена Маяковская (1938-39) – этих красочных прорывах из подземелья. Соплии слезы. В этих работах со все большей силой стала проявляться тяга художника к монументальности.
«Живописное полотно Футбол 1924 года, – пишет Татьяна Малова, – своеобразный манифест нового объединения» 3. Поездка в Севастополь в 1934 году даёт художнику почву для написания ряда новых пейзажей. На смену ей и ее носителям пришла «советская культура» и «великий советский народ».
Некоторые из них особенно выделяются своей смелой новизной и поэтической прелестью. «Она поражала многих зрителей своей жизненностью, большой образной собирательностью, пластической силой и конкретностью в изображении нового человека», – вспоминал Костин. Если в «Обороне Петрограда» превалировала формально-художественная сторона, то теперь сугубо политическая концепция была выражена гипертрофированным языком батального жанра.
В 1969 году в Академии художеств открылась персональная выставка, но художнику уже не суждено было ее увидеть — в день открытия он слег с сердечной недостаточностью и через неделю, 12 июня, ушел из жизни. В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). Представленная на выставке к 10-летию Октября картина «Текстильщицы» решена в светлой, почти белой гамме с оттенками красных охр на лицах и руках девушек. Эта замечательная картина, показанная в феврале 1928 года на выставке к десятилетию Красной Армии, – одно из сильнейших воплощений в искусстве образа Революции, могущее с полным правом и честью стоять в одном ряду с «Клятвой сибирских партизан» С. Герасимова и «Октябрем» А. Матвеева. На родине Дейнеку потом долго ругали за этот эксперимент.
В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928). Байдуков Через полюс в Америку, 1938, И. Мазурука Наша авиация, 1940). Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки (Сам батюшка пожаловал, Святые прозорливцы, Чудодейница, 1925) пришлись в этом журнале ко двору. Дейнека сотрудничает с детским журналом Искорка, сопровождает своими иллюстрациями книги Агнии Барто, Николая Асеева.
Дейнека Александр Александрович (1899-1969), советский художник. Дейнека вполне может быть назван иконописцем Техники. Дейнека перешел в созданное в том же году объединение «Октябрь». В том же году Дейнека уходит из Общества станковистов вследствие несогласия с руководством.
На Первой дискуссионной выставке (1924), предшествовавшей образованию ОСТа, Дейнека в компании с Юрием Пименовым и Андреем Гончаровым выставил свою картину «Футбол». Тема спорта была одной из любимых у художника на протяжении всей жизни. Не знаю, хорошая эта картина или плохая, но кажется, что настоящая». Дейнека активно работал как скульптор, писал панно для международных выставок, выполнил мозаики для станций метро «Маяковская» (1938), «Новокузнецкая» (1940–43), мозаичные портреты ученых для нового здания МГУ им. Тема спорта как культа сильного и здорового тела никогда не оставляла Дейнеку, художник постоянно обращался к ней в рисунках («У финиша», 1926 «Лыжники», 1927 «Хоккей», «Футбол», оба – 1928, «Рабочая окраина», 1929).
И все. Картина даже сближается со скульптурой, настолько мощно выписаны защитники города. Они экспонировали печатную графику, в том числе книжную и журнальную иллюстрацию, живописные и графические станковые работы, макеты театральных декораций и эскизы костюмов к спектаклям.
Поначалу художник тяготел почти к монохромности и в целом к темному, мрачному колориту. Александр Александрович Дейнека родился 8 (20) мая 1899 года в Курске, в семье железнодорожника. В это время он создал напряженные и драматичные произведения. Его товарищ по ОСТу, один из самых блистательных живописцев ХХ века Александр Лабас писал о том времени, о «мелких и консервативных» людях, окружавших Дейнеку: «Незаметно Дейнека сам приобрел их черты Дейнека Александр Александрович, российский художник, график, скульптор, народный художник СССР (1963), действительный член Академии художеств СССР (1947 вице-президент в 1962-1966).
А Фаворский, правда, учил его классической гравюре — полезно, но не так актуально. У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность. картины Дейнеки насыщаются светом и радостью. Я знал Дейнеку много лет и очень близко. Дейнеку пленил залитый солнцем Севастополь с его «презагорелыми, с фиолетовым отливом» мальчишками, отдыхающими, строгими набережными и конечно морем. Дейнека выражает мироощущение нового, советского человека.
Немногие картины, созданные до «Обороны Петрограда», можно расценивать только как эксперимент, но не как свершение («Перед спуском в шахту» 1925, «На стройке новых цехов» 1926) в них много по тем временам нового и дерзкого – в построении условного пространства, в столь же условном цвете, в нарочито резкой экспрессивности жестов и поз, – но в целом работы эти схематичны и «сочинение» полностью преобладает в них над реальным знанием и реальным чувством жизни., Превратим Москву в образцовый социалистический город пролетарского государства, 1930). В творчестве Дейнека потом очень далеко ушел от сатиры. Однако карикатурами рисунки Дейнеки все-таки назвать сложно. К этому времени было окончательно покончено с остатками гуманистической русской культуры. Во Вхутемасе он читал «теорию композиции».
В 1946 году по зарисовкам Дейнека создал серию акварелей «Москва военная», где зорко увидена и достоверно передана жизнь столицы в годы войны, но передана она уже с эпическим спокойствием, без напряжения и тревоги. Ноябрь 1941 г», «Вечер. В 1939–1940 годах Дейнека расписал плафон в Центральном театре Красной Армии в Москве и получил заказ на эскизы 14 мозаик для нынешней станции «Павелецкая».
Таким видит город Дейнека Александр. Дейнека действительно был большим мастером. (Через год и ОСТ и РАПХ прекратят своё существование). С другой стороны, опыт работы над этими иллюстрациями позволит позднее создать такое монументальное произведение как Никитка – первый русский летун (1940), где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского авиатора. При всей правдоподобности, смешного в них было меньше, чем у тех же Кукрыниксов.
Впоследствии и Дейнеке досталось за «формалистские» эксперименты 1920-х годов с цветом, формой и композицией, но в первой половине 1930-х он пока был в фаворе. От города художник переходит к сельской местности, с глубоким страданием запечатлевает изуродованную землю родной страны (Сгоревшая деревня, 1942). Успех картины был такой, что в том же 1928 году ее послали на Венецианскую биеннале, а впоследствии «Оборона Петрограда» была выкуплена государством (сейчас входит в собрание ГТГ). В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928). Миром машин сын железнодорожника Дейнека был пленен, как мы помним, еще с детства. Нередко при всей незрелости формальных исканий (ведь в 1924 году Дейнеке было двадцать пять, Пименову и Гончарову – двадцать один год от роду) эта тогдашняя художественная молодежь ставила себе весьма серьезные и важные задачи. В картине практически нет никаких примет быта.
«Истинным спартанцем» называли современники и самого художника. Настоящим шедевром в этом ряду становятся Будущие лётчики (1937), одна из самых романтических картин Дейнеки, на которой изображены трое подростков, они сидят спиной к зрителю и мечтательно смотрят вслед улетающему самолёту. Уже на Первой дискуссионной выставке 1924 года, где Дейнека, студент Вхутемаса, фигурировал в составе особой «группы трех» (вместе с Г. Пименовым и А. Гончаровым), он имел ясно выраженный творческий облик и очень отчетливо проступающие склонности и стремления. Это были молодые художники, объединенные любовью к станковой живописи, несмотря на то что конструктивисты и прочие крайне левые предвещали картине как произведению искусства скорую кончину.
Одновременно он занимался рисованием в студии местных курских художников М. Н. Якименко-Забуги, В. В. Голикова и А. А. Картина Оборона Петрограда была первым живописным произведением художника. Большевистские руководители Советской России рассматривали ее как наиболее «слабое звено» в системе мирового империализма, где посредством коминтерновской агентуры должна начаться следующая после «октябрьской» революция (планировавшаяся на 1925 год). В послевоенный период искусство Дейнеки было очень неровным.
Там, конечно, очень красиво. Это был не первый его полет (летал однажды в Курске), но на этот раз он сумел запомнить и после передать на холсте необъятность воздушной среды, перевернутый с ног на голову мир. Уже первое произведение Дейнеки «Окраина Москвы. Первой значительной работой становится Окраина Москвы.
Ещё один принципиально новый вид работы для Дейнеки – настенная роспись. С задачей он, впрочем, все равно справился. Конечно, картина далеко вышла за рамки простой иллюстрации. В 1936 году им были выполнены два панно для Дома Красной Армии в Минске (уничтожены в годы войны).
Дома тревожно притихли.