На следующий год участники этой выставки вместе с другими выпускниками ВХУТЕМАСа основывают Общество станковистов (ОСТ), Дейнека – один из членов-учредителей. За ней следует ряд других городских пейзажей военного времени (Площадь Свердлова в декабре 1941 года, Манеж, 1941).
Строг и суров ритм картины. С переломом к победе изменились и образы все еще обостренно-напряженных произведений художника: «Сбитый ас» (1943), с его безжалостно-суровой и в то же время великодушно-человечной правдой художественного образа и акварель «Берлин. Мотивы счастливой страны будущего, населенной прекрасными, атлетичными людьми, Дейнека находит на пляжах Севастополя, с которым связан целый ряд лучших его работ («Будущие летчики», 1938, Третьяковская галерея). Динамичный ритм, подчеркнутая предметность и любовь к резким ракурсам становятся своего рода визитной карточкой художника – по этим признакам безошибочно узнается не только его книжная графика (Кутерьма Н. Асеева, 1930), плакаты разных лет, монументальные работы (мозаики московских станций метро Маяковская, 1939, Новокузнецкая, 1943), но и более поздняя живопись (Окраина Москвы, 1941 Оборона Севастополя, 1942 У моря, 1956-1957), казалось бы уже далекая от законов остовской эстетики. Творческий облик Дейнеки ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым).
Для приобретения опыта в полиграфическом деле Дейнека неоднократно командируется в Москву, где знакомится с новейшими художественными направлениями. А панно было отмечено золотой медалью выставки. Учился в Харьковском художественном училище. Тем не менее, за последующие два десятка лет он создаёт ещё множество шедевров (У моря.
Дейнека родился в Курске в семье рабочего. В 1935 году художник посещает США, Францию и Италию. Одновременно с плакатной графикой Дейнека успешно работает в области книжной иллюстрации, в особенности над оформлением детской литературы. Он не показывает непосредственно боя с противником.
И все же можно сказать, что «монументализм» искусства Дейнеки нигде не проявился в таком последовательном и чистом виде, как в станковой живописи и акварелях, – именно здесь большой стиль менее всего оказался предвзятой, заранее намеченной формой, а стал органически целостным и естественным выражением чувства реального времени в его наиболее прогрессивном и действенном осмыслении, стал верным эхом истинных и вечных человеческих ценностей. Как и у других членов ОСТ, множество картин раннего периода творчества Дейнеки посвящены изображению "примет XX столетия", воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта ("В Донбассе", 1925, "Перед спуском в шахту", "На стройке новых цехов", "Лыжники", 1926, "Текстильщицы", 1927). В 1925 стал одним из организаторов Общества станковистов (ОСТ), которое провозгласило «революционную современность и ясность в выборе сюжета», «стремление к законченной картине» (из устава ОСТ).
Вице-президент Академии художеств СССР (1962—66). Писал футбол. Много общего между ними и в решении пространства. Нравились ему статные красавцы цыгане в ярких цветных рубахах, весело торгующие разномастными, неведомо где раздобытыми лошадьми.
Важную роль в творчестве Дейнеки играет и другая командировка – заграничная. ", "Китай на пути освобождения от империализма", "Механизируем Донбасс. Ярки и радужны они должны быть, солнечны, как свобода». Видят классово». По контрасту с природой человеческая жизнь представлялась ему не столь разумно устроенной и гармоничной. Река Тускорь, 1945).
Остротой наблюдений и социальных характеристик отличаются произведения, выполненные Дейнекой на основе впечатлений от поездок по США, Франции, Италии в 1934-1935 («Негритянский концерт», «Юноша-негр», «Набережная Сены», Улица в Риме, 1935, Третьяковская галерея). Кажется, все предельно просто. В период Великой Отечественной войны Дейнека жил в Москве и выполнял политплакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС». У финиша", 1927). В 1935 году Дейнека уезжает в свою первую творческую командировку за границу.
Родился в семье рабочего-железнодорожника. 1945), на изображение освобождённых просторов родной земли (Под Курском. Естественно и органично в его творчество входит тема материнства. Портрет свидетельствует о неплохой технической выучке автора, хотя, возможно, в нем еще трудно отыскать приметы будущего дейнековского стиля. 1941» (1942), отобразившая драматический образ военной столицы, а также цикл акварелей «Берлин» (1945). Рыбачки» (1956), «Москва военная», «В Севастополе» (1959), а также мозаики для фойе актового зала МГУ имени М. В. Ломоносова (1956), мозаику для фойе Дворца съездов в Московском Кремле (1961).
Искусство должно быть выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью". Его картины всегда отличались глубокой идеей и высоким профессиональным мастерством. «В двадцать четвертом году я впервые выставлялся. Ещё один принципиально новый вид работы для Дейнеки – настенная роспись. И все-таки художник успел сделать огромное число зарисовок, создать массу акварелей. Она создана на основе акварели «Итальянская улица.
В послевоенный период Дейнека сохраняет прежний уровень работоспособности и мастерства, однако возвращается к старым, проверенным жанрам (мирные трудовые будни, спорт, духовно и физически здоровая натура), практически перестаёт расширять границы своего творчества. Александр Дейнека, прекрасный русский художник, представал в совсем разном свете тем, кто знал его мало и тем, кто знал его близко. Преподавал в московском Вхутеине (1928-30), Московском полиграфическом институте (1928-34), МХИ (1934-46, 1957-63), МИПИДИ (1945-52), МАРХИ (1953-57). К темам и образам, найденным в 20-30-х гг., Дейнека обращался в монументальной живописи (панно и росписи Центрального театра Советской Армии, 1940: мозаичные плафоны станций Московского метрополитена Маяковская, 1938-39 и Новокузнецкая, 1943, мозаика Хорошее утро и Хоккеисты, 1959-60) и в станковых произведениях послевоенного периода (У моря, 1956-57, ГРМ). Они занесены снегом.
Игра каждый раз наталкивала меня на желание написать картину. Творческий облик Дейнеки был ярко и отчетливо представлен в его произведениях на первой же выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (в группу входили также А. Д. Гончаров и Ю. И. Пименов). Не забыта тема авиации, но теперь картины несут совсем другие настроения, чем в тридцатые (Сбитый ас, 1943, Парашютный десант на Днепре, 1944). Дейнека — крупнейший мастер советского искусства. Пустынная «Площадь Квиринала» или причудливая «Испанская лестница» передают неповторимый «дух местности», атмосферу улочек Рима. Такая популярность привела к часто встречающейся фальсификации работ художника.
У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность. Его персонажи — рослые юноши и девушки, пышущие здоровьем, атлетически сложенные. Патриаршие пруды. В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города. Картина Оборона Петрограда была первым живописным произведением художника. Типичными живописными произведениями «остовского» периода стали полотна Перед спуском в шахту (1925), На стройке новых цехов (1926), Текстильщицы (1927).
Его персонажи в ряде случаев лишаются нарочитой угловатости, свойственной конструктивистам такие картины Дейнеки, как «Купающиеся девушки», «Портрет девушки с книгой» (1934), «Будущие летчики» (1938), вызывают чувство умиротворения, покоя. В 1918 году Дейнека работает фотографом в Угрозыске, становится руководителем секции ИЗО Губнадобраза, занимается оформлением агитпоездов, выпускает плакаты, принимает участие в театральных постановках. Он являлся членом президиума (с 1958 года), вице-президентом (1962—1966), академиком-секретарем (1966—1968) отделения декоративных искусств АХ СССР. В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ).
Авиационные картины Дейнеки разнятся по настроению – от изобразительности (Бомбовоз, 1932, Гидропланы, 1934) до героической патетики (Парашютист над морем, 1934, Краснокрылый гигант, 1938). Это понятно, но многим невыгодно с этим согласиться. Его картины «Перед спуском в шахту» (1925), «На стройке новых цехов» (1926), «Текстильщицы» (1927) выполнены в полном соответствии с принципами индивидуального стиля дейнековских рисунков.
Капитолий, Танцоры в Гарлеме, Нью-Йорк, Париж. Дейнековскому образу матери с ребёнком на руках предстоит стать классическим. С понятием о спектре меня, мальчишку, познакомил этот простой учитель. Он знал, но не видел.
В картине практически нет никаких примет быта. В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города.
Типичными живописными произведениями остовского периода стали полотна Перед спуском в шахту (1925 г. ), На стройке новых цехов (1926 г. ), Текстильщицы (1927 г. ). Уже первое произведение Дейнеки «Окраина Москвы. Сам он считал основополагающим период своей работы в журнале «Безбожник» (или «Безбожник у станка» с 1923). Мейерхольда, 1930 «День рождения» братьев Тур в ЦТСА (1945). Дейнека известен и как художник театра: совместно с Е. Вахтанговым оформил спектакль «Баня» в Гос. Бронзой и сталью отливает сдержанный колорит картины.
В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928). Но с монументальной живописьюАлександру Дейнеке долго не везло. Искусство должно быть выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью. Дома тревожно притихли. Уже только эта «мадонна двадцатого века» могла бы дать Дейнеке право на одно из первых мест в советском искусстве. Немногие картины, созданные до «Обороны Петрограда», можно расценивать только как эксперимент, но не как свершение («Перед спуском в шахту» 1925, «На стройке новых цехов» 1926) в них много по тем временам нового и дерзкого – в построении условного пространства, в столь же условном цвете, в нарочито резкой экспрессивности жестов и поз, – но в целом работы эти схематичны и «сочинение» полностью преобладает в них над реальным знанием и реальным чувством жизни. Некоторые из них в дальнейшем легли в основу картин.
Фаворского и И. И. И художник вновь справляется с вызовом. Не будучи связанным с живописной традицией (Дейнека учился на полиграфическом отделении у Фаворского и Нивинского), он привнес в свою живопись чисто графическое понимание формы, благодаря чему его станковые картины по выразительности и лаконизму близки искусству плаката. Он являлся членом президиума (с 1958 года), вице-президентом (1962—1966), академиком-секретарем (1966—1968) отделения декоративных искусств АХ СССР.
И не случайно в 1964 году Дейнека был удостоен Ленинской премии именно за произведения монументального искусства—мозаики—Хорошее утро (1959— i960), Хоккеисты (1959—1960), Доярка (1962) и Красногвардеец (1962). Он состоял в отделении декоративных искусств Академии художеств СССР, являясь членом президиума (с 1958), вице-президентом (1962-1966), академиком-секретарем (1966-1968). 12 июня 1969 года Александр Александрович Дейнека умер в Москве и был похоронен на московском Новодевичьем кладбище. Первая работа оказалась неудачной: задуманная в так называемом «большом стиле», с обилием знамен и показной радостью, она оказалась напыщенной и неубедительной.
Этим годом датируется Мать – одна из самых значительных его картин. Почти мифологического величия достигают женские образы («Мать», 1932, там же), порой задорно-эротичные («На балконе», 1931, частное собрание, Москва). Много и успешно работал Дейнека в области монументальной живописи: панно для павильона СССР на Парижской выставке (1937), для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (1939), мозаические плафоны для станций Московского метрополитена (1938—43). В журнале работает ряд блестящих фотографов и художник заимствует у них неожиданные угловые ракурсы, оригинальные точки зрения. Обеденный перерыв, 1935, Художественный музей Латвийской ССР, Рига Будущие лётчики, 1938, Третьяковская галерея).
Уже в это время в живописи и графике Дейнеки сложился круг тем и образов, определивших характер его творчества в целом обращаясь к мотивам индустриального труда, техники, городской жизни, спорта, Дейнека стремился выразить мироощущение нового, советского человека. Он учился на полиграфическом отделении Вхутемаса у В. А. Его скульптурные работы были в основном посвящены темам спорта. В 1928-29 годах Дейнека сотрудничает с детским журналом Искорка, сопровождает своими иллюстрациями книги Агнии Барто, Николая Асеева.
Так же, как и в акварели, ярко пылают на солнце красные сутаны монахов. Причем картины всегда были посвящены определенным темам. Его манера, основанная на плакатно-броском («снайперском», по его выражению) рисунке, сформировалась в процессе работы в журнале «Безбожник» (или «Безбожник у станка», с 1923) в этих рисунках дряхлому старому миру агрессивно противостоит новый – бодрый, полный юношеской энергии.
Побывав в разрушенном Севастополе, Дейнека, очень любивший этот город, потрясён произошедшими разительными и трагическими переменами. Я о разных вещах могу говорить, но голос будет мой, а не соседа». И вместе с тем дается образ неприступной для врага столицы. В это время он создал напряженные и драматичные произведения. В 1942 совершил поездку на фронт, создав по зарисовкам графический цикл «По дорогам войны».
Нередко при всей незрелости формальных исканий (ведь в 1924 году Дейнеке было двадцать пять, Пименову и Гончарову – двадцать один год от роду) эта тогдашняя художественная молодежь ставила себе весьма серьезные и важные задачи. Ноябрь 1941 года» (1941)— первая в этом ряду. Я знал Дейнеку много лет и очень близко.
Александр Александрович Дейнека родился в старинном городе Курске. Равно как и карикатуры на тех, кто считался классовым врагом победившего пролетариата: на кулаков интервентов, нэпманов, мещан и манерных дам, сожалеющих о дореволюционных временах (Тоска по изящной жизни, 1927). В передаче и глубоко трагического («Наемник интервентов») и светлого, радостного, личного («На балконе», «Девочка у окна. В 1945–1952 преподавал в московском институте прикладного и декоративного искусства (в 1945–1948 занимал также пост ректора Института), в 1953–1957 — в Московском архитектурном институте. Запомнились Дейнеке первомайские маевки за городом. В 1956 возвратился в Московский художественный институт им. Набережная Сены, Париж. Возьмите хотя бы пейзажный фон в Трактористе.
Последние два года жизни из-за тяжелой болезни Дейнека был не в состоянии работать., Китай на пути освобождения от империализма, Механизируем Донбасс. В 1924 в составе «группы трех» (А.
Ноябрь 1941 года (1941). Кто останется к ним равнодушным.
Александр Александрович Дейнека родился 8 (20) мая 1899 года в Курске, в семье железнодорожника. По мосту прямо на зрителя шагает слитная шеренга матросов, за ней – другие ряды моряков и солдат. С другой стороны, опыт работы над этими иллюстрациями позволит позднее создать такое монументальное произведение как Никитка – первый русский летун (1940), где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского авиатора. Мерно и стройно шагает отряд. Народный художник СССР (1936), действительный член АХ СССР (1947 вице-президент в 1962-66), Герой Социалистического Труда (1969). Однако работа художника в "Безбожнике" и других журналах отнюдь не ограничивалась сатирой.
Одновременно с фотографичными, жизненными и где-то игривыми полотнами (На балконе, 1931) он пишет идейные и трагические картины (Наёмник интервентов, 1931) и вместе с тем продолжает рисовать плакаты (Построим мощный советский дирижабль Клим Ворошилов, Дадим пролетарские кадры Урало-Кузбассу, 1931). Мозаики Дейнеки украшают станции московского метро «Маяковская» (1938) и «Новокузнецкая» (1943). При небольшом размере они отличаются монументальной широтой. Река Тускорь (1945).
Очень показательна в этом отношении картина «На стройке новых цехов», где даются две точки схода, что позволяет снять ощущение прорыва картины вглубь. Вот таким образом и суждения о нем как о человеке и как о художнике отличались необыкновенной контрастностью. Он посещает Америку, Францию, Италию. Прежде всего, Дейнека не был скован живописной традицией, как таковой. Его картины не красочны – динамическая выразительность композиций строится на точно выверенном линейном ритме, обретающем в лучших работах знаково-плакатную и одновременно монументальную лаконичность (На стройке новых цехов, 1926 Оборона Петрограда, 1928 Лыжники, Бег, обе 1934).
С 1934 (до 1946) преподавал в Московском художественном институте им. Но картина не была одинокой удачей. Но и в пейзажах Дейнека остается мастером необычайной живописной экспрессии и динамики. Дейнека преподавал в Москве во ВХУТЕИНе (1928—1930), в Московском полиграфическом институте (1928—1934), в МГАХИ имени В. И. Сурикова (1934—1946, 1957—1963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945—1953, до 1948 директор), в МАРХИ (1953—1957). Одна из них — Под Курском.
Опыт «Обороны Петрограда» и лучших рисунков конца 1920-х годов дал свои плодотворные результаты очень скоро. Такова замечательная акварель «Тюильри» (1935) с изображенной на ней скульптурой стремительно бегущей девушки и с неподвижно застывшей фигурой человека – бродяги или безработного – на садовой скамейке. В. И. Сурикова, где возглавил мастерскую монументальной живописи. Из армии был командирован учиться в Москву, во ВХУТЕМАС на полиграфическое отделение, где его педагогами были В. А. Фаворский и И. И. Нивинский (1920—1925). Ноябрь 1941 года» (1941) — первая в этом ряду.
Но враг не пройдет. Вскоре Дейнека начал руководить студией самодеятельных художников, однако понял, что ему не хватает знаний и поступил во ВХУТЕМАС, в класс рисунка. Я думаю, что в период между 1935 и 1941 годами Дейнека не писал ничего более значительного и ответственного, чем «Первая пятилетка» и последовавший за нею «Левый марш». Картина «Первая пятилетка» (группа идущих рабочих, со строгими, серьезными, напряженными лицами, а за ними вверху, на фоне неба, греческая статуя Ники Самофракийской – гордое олицетворение победы) еще раз доказала одно из важнейших свойств Дейнеки: умение создать живые человеческие образы, полные психологической сложности и обостренной выразительности. С другой стороны, опыт работы над этими иллюстрациями позволит позднее создать такое монументальное произведение как "Никитка – первый русский летун" (1940), где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского "авиатора".
Полотна "Дейнеки кажутся монументальными панно, созданными для украшения интерьеров общественнных зданий. Также в этот период он иллюстрирует басни Крылова ("Кот и повар", "Крестьянин и смерть", 1922). Между тем, став членом ОСТа (1925) именуемого самой левой среди правых группировок, Дейнека оказался в ряду защитников станковой картины и, следовательно, противником авангардистской программы производственного искусства. В эти годы у Дейнеки были удачи и в монументально-декоративном искусстве – в мозаиках для фойе актового зала Московского университета (1956), для Дворца съездов в Московском Кремле. Двухъярусная композиция избранная здесь Дейнекой, позволяет построить развитие сюжетной линии на контрастном сопоставлении идущих на фронт в боевом строю отрядов и возвращающихся с фронгруппами раненых рабочих и солдат.
Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, Краснокрылый гигант, 1938). После войны избран действительным членом Академии художеств СССР. Художники нового общества принимают решение совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, провозглашают ориентацию на художественную молодежь. Исторические темы, связанные с годами революции, занимали воображение Дейнеки и раньше, но теперь поводом послужили заказы на монументальные панно с изображением эпизодов дореволюционной русской истории. Ноябрь.
Первой значительной работой становится Окраина Москвы. В этот период им владеет мечта стать инженером, конструктором машин. Под их впечатлением он занялся «сюжетным» рисованием. Видимо, в один из приездов домой на каникулы Дейнекой написан мужской портрет «Инженер» (около 1916), до недавнего времени хранившийся у родственников портретируемого.
У финиша, 1927). С неодолимой силой его вновь потянуло к искусству. Одним из первых шагов становится работа над книгой Про лошадей для самых маленьких. Его окружал полный ежедневных забот и тягот суровый быт мастерового люда, который иногда скрашивался весельем, шуткой, душевной песней.
Журнал "Безбожник", в 1923-1932 гг. Живописные произведения Дейнеки 20-30-х гг., передающие трудовой энтузиазм первых пятилеток (На стройке новых цехов, 1926, ГТГ), олицетворяющие героизм революционной борьбы (Оборона Петрограда, 1928, ЦМВС), физическое и духовное здоровье советских людей (Бег, 1934, ГРМ, Будущие лётчики, 1938. Ноябрь 1941 года, 1941, ГТГ). В кафе, Париж. К числу лучших живописных работ Дейнеки относится картина «Окраина Москвы.
Произведения Дейнеки становятся лиричнее, человечнее и в то же время смелее индивидуальнее (Полдень, 1932, Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами, Купающиеся девушки, 1933). Первые смальтовые композиции на станции «Маяковская» были в основном посвящены спортивной проблематике. А. Дейнека, Ю. И. Пименов, А. Д. Гончаров) принял участие в Первой дискуссионной выставке. Его умонастроения первых революционных лет отразились в своеобразном манифесте, опубликованном в курском журнале «Наш день» 19 августа 1919 года. Фигуры органично вписаны в пейзаж — бесконечные морские дали и бездонное синее небо.
К числу значительных работ послевоенного времени можно отнести полотна «У моря. В 1924 году Дейнека принял активное участие в создании Общества художников-станковистов. Александр Александрович Дейнека родился 21 мая 1899 года в Курске. Он обычно набрасывал отдельные позы, делал схематические зарисовки местности.
В ней он также показывает себя мастером оригинального, неповторимого таланта. В 1946 году по зарисовкам Дейнека создал серию акварелей «Москва военная», где зорко увидена и достоверно передана жизнь столицы в годы войны, но передана она уже с эпическим спокойствием, без напряжения и тревоги. Искусство должно быть выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью. Кажется, все предельно просто. И хотя произведение это на первый взгляд несколько сурово, оно наполнено большой душев-. Однако атмосфера в студии была живая и демократичная.
Монахи в красном», написанной во время путешествия. Многие не выносят возражений, хотя бы и правильных. Художника и поэта роднили идеи революции и вера во всепобеждающую силу пролетариата.
Теперь старые места предстают в новом, драматичном и зловещем антураже. В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928). Художник делает и пейзажные зарисовки, как, например, «Ночной пейзаж». Видят возрастно, профессионально. Чуть отставший раненый только подчеркивает драматизм и напряжение ситуации. Глубоким страданием проникнуто другое произведение — «Сгоревшая деревня» (1942). Ему заказали три панно для здания Наркомзема в Москве.
Картина «Окраина Москвы. Учился в московском Вхутемасе (1920-25) у В. А. Фаворского и И. И. Нивинского. С 1925 по 1928 участвовал во всех четырех выставках объединения в Москве, а также в международных выставках в Дрездене (1926), Лейпциге (1927), Кельне (1928), Нью-Йорке (1929).
Заслуживают внимания всего лишь три картины этого периода: «Первая пятилетка» (1936), «Никитка – первый русский летун» (1940), «Левый марш» (1941). Занявшись плакатом, художник предложил новую интерпретацию известного жанра. В конце тридцатых Дейнека иллюстрирует книги об авиации, написанные для детского чтения известными лётчиками (Г. Байдуков Через полюс в Америку, 1938, И. Мазурука Наша авиация, 1940). А ведь этой простотой Дейнека как раз и достигал поразительных результатов. В 1919-1920 гг. Она – первая в целом ряду отличных работ того же, 1932 года и ближайших последующих лет.
В училище он был принят профессором М. Р. Пестриковым. Предметом изображения в произведениях Дейнеки становятся люди труда, спортсмены. отличаются выразительностью монументальных форм, динамичной композицией, построенной на контрастном сопоставлении плоскостей, объёмов и различных пространственных планов, графически чёткой манерой письма обобщённые образы рабочих, подчинённых, то торжественно-напряжённый, то бурный ритм труда инженерная логика ажурных строительных конструкций и сама техника становятся воплощением новой эпохи в жизни страны (На стройке новых цехов).
Некоторое время работал фотографом в Угрозыске, возглавлял секцию ИЗО Губнаробраза. театре им. В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). Если они представляют лирическую линию в творчестве Дейнеки, то общественно-политическую, а также художественно-публицистическую сторону его искусства не менее сильно представляют картина «Безработные в Берлине» (1933) и обостренно-драматические, дышащие гневом рисунки к книге «Огонь» А. Барбюса (1934). Вс.
От города художник переходит к сельской местности, с глубоким страданием запечатлевает изуродованную землю родной страны (Сгоревшая деревня, 1942). В книге Дейнеки «Из моей рабочей практики» приводится любопытный эпизод о том, как рождалась первая его картина — «Футбол» (1924). Уплотненная программа поездки оставляла мало времени для творческой работы.
Однако работа художника в Безбожнике и других журналах отнюдь не ограничивалась сатирой. Как и у других членов ОСТ, множество картин раннего периода творчества Дейнеки посвящены изображению примет XX столетия, воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта (В Донбассе, 1925, Перед спуском в шахту, На стройке новых цехов, Лыжники, 1926, Текстильщицы, 1927). Художественный образ предельно величав и обобщен. В 1930-е годы сумрачный колорит (раннего Дейнеки) светлеет, спортивные впечатления (прежде всего – с пляжей Севастополя) слагаются в утопические поэмы о счастливом юном племени, готовом к труду и обороне (Будущие летчики, 1938, Третьяковская галерея). Редкое произведение художника не насыщено светом, динамикой, молодой энергией.
Байдуков "Через полюс в Америку", 1938, И. Мазурука "Наша авиация", 1940). И не случайно в 1964 году Дейнека был удостоен Ленинской премии именно за произведения монументального искусствамозаики"Хорошее утро" (1959 i960), "Хоккеисты" (19591960), "Доярка" (1962) и "Красногвардеец" (1962). Весной 1919 года Дейнека по мобилизации идет служить в Красную Армию. Мотивы спорта или труда всецело доминируют в его картинах с 1920-х годов революционная тема тоже (к примеру, в знаменитой Обороне Петрограда, 1928, Центральный музей Вооруженных сил повторение – 1964, Третьяковская галерея) воплощается в телесной пластике героев, устремленных к жертвенной гибели.
А зимой 1938 года в стремительном темпе начинается работа над мозаичным циклом Сутки советского неба (на котором, по замыслу, должна быть запечатлена жизнь советского народа в течение одних суток) будущей станции московского метрополитена Маяковская, всего за шесть месяцев до её открытия., Превратим Москву в образцовый социалистический город пролетарского государства, 1930). Такие картины, как «Донбасс» (1947), «На просторах подмосковных строек» (1949), «Тракторист», «В Севастополе», «У моря. Кстати, впоследствии тем же самым, но уже по отношению к зрелому Дейнеке занимались некоторые критики. Интенсивно работал Дейнека и в годы Великой Отечественной войны. Но и в пейзажах Дейнека остается мастером необычайной живописной экспрессии и динамики. И все.
Что-то задорное оставалось. Художник и сам говорил: «. Он посвятил этой теме несколько своих полотен, одно из которых — «Мать» (1932). Дейнека был бесконечно влюблен в поэзию Маяковского.
В день подписания декларации» (1945), написанная Дейнекой с натуры и поднятая до символического обобщения, – это превосходные свидетельства всеобщности тех чувств, что владели всем советским народом на исходе войны. Как вам наверняка стало понятно из биографии художника Дейнека Александра Александровича. Картина Эстафета по кольцу Б (1947), мозаика Лыжники (1950), скульптуры Стометровка, Бегущая спортсменка и многие другие — убедительное тому подтверждение. Дейнека абсолютно по-особому чувствовал прелесть и очарование русского пейзажа.
Поездка в Севастополь в 1934 году даёт художнику почву для написания ряда новых пейзажей. Просто сейчас они все объединены одной идеей и ничему личному в данный момент нет места. У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность. После жаркого объяснения Дейнека сворачивает злополучное панно и оно долгое время пылится в сарае.
В них заметны черты надуманности или рассудочной нарочитости. Важной страницей в его жизни стало оформление станций Московского метрополитена. Детское и юношеское сознание Дейнеки было застраховано от религиозных предрассудков. Ленинская премия (1964). «Окраина Москвы» (1941) передает пустоту и тревогу. Опять пришлось экономить целый месяц, прежде чем снова встать к мольберту.
Фигуры органично вписаны в пейзаж бесконечные морские дали и бездонное синее небо. В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). В мае 1945 предпринял творческую командировку в Берлин.
Мозаики Дейнеки украшают станции московского метро «Маяковская» (1938) и «Новокузнецкая» (1943). Микеланджело писал очень гладко и не пастозно, но это был великий темперамент. В 1942 году совместно с художником Г. Г. Нисским совершил поездку на фронт под город Юхнов. То же самое можно сказать и о картине «Левый марш», написанной на тему известного стихотворения В. Маяковского.
Дейнека родился в Курске в семье рабочего. Дейнека выражает мироощущение нового, советского человека. В период Великой Отечественной войны 1941-45 Дейнека создал проникнутую героическим пафосом картину Оборона Севастополя (1942, ГРМ) и суровые, драматические пейзажи (Окраина Москвы. Далеко за возвышенностью по извилистой дорожке неторопливо идут три женские фигурки. Эскизы их были восторженно приняты, но от изготовления самих панно почему-то отказались. С 1919 по 1920 Дейнека находился в армии, где руководил художественной студией при Курском политуправлении и «Окнами РОСТа» в Курске.
В послевоенный период искусство Дейнеки было очень неровным. Дейнека преподавал в Москве во ВХУТЕИНе (1928—1930), в Московском полиграфическом институте (1930—1934), в МГАХИ имени В. И. Сурикова (1934—1946, 1957—1963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945—1953, до 1948 директор), в МАРХИ (1953—1957). Его мастерство, оригинальное и самобытное, составляет эпоху в отечественном искусстве.
Вскоре его назначают руководителем секции изобразительных искусств Губернского отделения народного образования с поручением наладить выпуск плакатов по типу «Окон РОСТА». Он оформляет книги, пробует свои силы в плакате. Когда в 1931 году Октябрь принимает его рисунки на выставку с большим количеством оговорок, художник покидает общество и переходит в РАПХ (Российская ассоциация пролетарских художников). и сравнить их с картинами Дейнеки того же времени.
К числу значительных работ послевоенного времени можно отнести полотна «У моря. После нескольких работ с мучительно тревожными образами гибели и страдания (например, «Сгоревшая деревня», 1942) Дейнека создал «Оборону Севастополя» (1942) – одну из самых сильных своих картин и одну из самых драматических работ всего советского искусства того времени – скорбную и величественную героическую эпопею о подвиге защитников Севастополя. Как он современен, как он живет вместе с человеком напряженной деятельной жизнью. Его картины всегда отличались глубокой идеей и высоким профессиональным мастерством.
Картина «Окраина Москвы. Нивинского работал в плакатной и журнальной графике (в журналах Безбожник у станка, У станка, Прожектор) и в свою живопись привнес чисто графическое понимание формы. Таким видит город Дейнека Александр. носивший название "Безбожник у станка" (т. к. В. И. Сурикова.
Одной из лучших картин этого цикла считается «Улица в Риме» (1935). В 1969 году его награждают орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями, дают звание героя Социалистического Труда. Помимо собственно живописи, Дейнека занимался и преподаванием: в Москве во Вхутеине (1928-1930), в Московском полиграфическом институте (1928-1934), в Московском художественном институте имени В. И. Сурикова (1934-1946, 1957-1963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945-1953, до 1948 директор), в Московском архитектурном институте (1953-1957).
В период Великой Отечественной войны Дейнека жил в Москве и выполнял политплакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС». И так же подлинно звучат «Набережная Сены» или «Дорога в Маунт-Вернон» в парижских и американских акварелях и этюдах маслом.
Это «Спящий мальчик с васильками», «Полдень» (обе – 1932), «Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами», «Купающиеся девушки» (обе – 1933). В это время начал формироваться собственный стиль мастера, основанный на графической манере, сдержанности колоритных решений, чёткости композиционных построений.
Картина "Оборона Петрограда" была первым живописным произведением художника. Великую Октябрьскую социалистическую революцию Дейнека встретил в родном Курске. В творческой биографии А. А. Дейнеки, к сожалению, не по его вине были и спады и мрачные дни. Творческий облик Дейнеки ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым). 1941 год» (1941) стало почти символом тревоги за столицу и вместе с тем обобщенным образом неприступной Москвы военных лет.
Большую выставку его работ, устроенную в 1969 году, он увидеть уже не смог. Они захватили воображение художника в связи с работой над иллюстрациями к детским книгам «Через полюс в Америку» Г. Байдукова и «Наша авиация» И. Мазурука (вышли в свет в 1938 и 1940 годах). Броская, «снайперская» линия, четкие ритмы воспроизводят в его журнальных рисунках новый светлый, здоровый мир, противостоящий старому, грязному и дряблому, миру капиталистических пережитков. Одновременно в творчестве Дейнеки 30 х гг. Сохранившиеся в его цепкой зрительной памяти впечатления позже лягут в основу детской книжки в картинках «Про лошадей», в которой художник с великолепным знанием дела изобразит наиболее распространенные породы лошадей, покажет их назначение в строительстве и обороне молодой Советской республики.
И хотя статья заканчивается словами благодарности творцам прошлого, давшим великие образцы красоты, судя по невольным обмолвкам в тексте, Дейнека пока еще принимает немногое из того, что осталось «на серой длинной дороге искусства». ной теплотой. В 1940 году он вновь обратился к мозаике и сделал несколько панно для станции метро «Павелецкая», но установлены они не были из-за начала войны.
Эта замечательная картина, показанная в феврале 1928 года на выставке к десятилетию Красной Армии, – одно из сильнейших воплощений в искусстве образа Революции, могущее с полным правом и честью стоять в одном ряду с «Клятвой сибирских партизан» С. Герасимова и «Октябрем» А. Матвеева. Творческий облик Дейнеки ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым). Учился в Харьковском художественном училище.
В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). Торопливый шаг рабочего, неуверенность, сквозящая в его облике, еще нагляднее оттеняют отталкивающее самодовольство и самоуверенность служителей Ватикана— хозяев «вечного города». Есть у Дейнеки и чисто пейзажные работы. Дейнека абсолютно по-особому чувствовал прелесть и очарование русского пейзажа. Во второй половине 1930-х годов в искусство Дейнеки широко входят новые темы.
Также в этот период он иллюстрирует басни Крылова (Кот и повар, Крестьянин и смерть, 1922). Самым сильным и самым совершенным воплощением этого перелома (или, по существу, полной художественной зрелости мастера) стала картина «Мать» (1932), бесспорно принадлежащая к числу вершин советского искусства. Вернувшись, художник соединяет свои впечатления с воспоминаниями о прежнем довоенном городе и создаёт знаменитое героическое полотно Оборона Севастополя (1942), страшное и величественное.
Таков прелестный рисунок «Теннис» (1926) – четыре легкие изящные фигурки девушек-спортсменок. Весть о свержении царизма застала Дейнеку в Харькове. Встречи эти окажут на художника огромное воздействие. Из армии был командирован учиться в Москву, во ВХУТЕМАС на полиграфическое отделение, где его педагогами были В. А. Фаворский и И. И. Нивинский (1920—1925).
Они выглядели ярко и даже казались рельефными. С 1919 по 1920 Дейнека служил в армии, где руководил художественной студией при Курском политуправлении и «Окнами РОСТа» в Курске. Многие из этих задач ОСТ очень весомо и сильно решил за время своего короткого существования – именно отсюда среди других работ вышла первая подлинно монументальная, несущая в себе обобщенный и глубоко действенный образ советская историко-революционная картина – «Оборона Петрограда» Дейнеки (1927). Дейнека даже сам удивлялся тому, как много он успевал.
Даже в тяжёлое военное время Дейнеке удаётся написать несколько картин (часть из которых была начата ещё до июня 1941) на мирные темы (Раздолье, Портрет Мирель Шагинян, 1944). Из армии был командирован учиться в Москву, во ВХУТЕМАС на полиграфическое отделение, где его педагогами были В. А. Фаворский и И. И. Нивинский (1920—1925). В этот период характерная для мастера любовь к героизированным, романтико-утопическим по тону темам спорта достигает апогея в работах («Бег», 1932—1933, Русский музей). Благодаря этому, хоть и косвенно, его знают даже люди, далекие от живописи. В 1942 году совместно с художником Г. Г. Нисским совершил поездку на фронт под город Юхнов. Конечно, картина далеко вышла за рамки простой иллюстрации. Из армии был командирован учиться в Москву, во ВХУТЕМАС на полиграфическое отделение, где его педагогами были В. А. Фаворский и И. И. Нивинский (1920—1925).
В это время он создал напряженные и драматичные произведения. В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928). Александр Александрович в 1964 году получает Ленинскую премию.
В 1943 выполнил мозаики для станции метро «Новокузнецкая». В ранний период (20-е гг. ) работал главным образом в области журнальной графики. Александр Александрович Дейнека родился 8 (20) мая 1899 года в Курске, в семье железнодорожника.
В 1919–1920 служил в Красной Армии, где руководил художественной студией при Курском политуправлении и «Окнами РОСТа»: делал плакаты, оформлял агитпоезда. Настоящим шедевром в этом ряду становятся Будущие лётчики (1937), одна из самых романтических картин Дейнеки, на которой изображены трое подростков, они сидят спиной к зрителю и мечтательно смотрят вслед улетающему самолёту. Рыбачки» (все 1956), такие мозаики, как «Парашютист» (1957), «Красногвардеец», «Доярка» (обе 1962), такие рисунки, как «Обнаженная девушка» (1951), являются созданиями большого художника, влюбленного в жизнь, преклоняющегося перед нравственной и физической красотой и достоинством человека. Картина даже сближается со скульптурой, настолько мощно выписаны защитники города. Резкая и яркая, зорко наблюденная характеристика изображенных людей скупой отбор минимальных необходимых примет места и времени смелая, вольная, даже причудливо отстраненная композиция цвет, сдержанный и полностью отвечающий эмоциональному состоянию, – все это говорило о настоящей взволнованности и действенном гуманизме создателя этих картин, очень далеких от элементарной, чисто внешней «современности», какую часто только и хотели видеть в искусстве Дейнеки.
За ней последовали другие работы: В обеденный перерыв в Донбассе (1935), Никитка—первый русский летун (1940), Будущие летчики (1937). Даже после распада объединения (в 1931 г. ) художник во многом остается верен его направленности, разве что тема спорта отчетливо выходит на первый план, обретая вполне аллегорическое звучание: спорт как воплощение силы, здоровья и радости, символ физической, а значит и духовной гармонии нового человека. Равно как и карикатуры на тех, кто считался классовым врагом победившего пролетариата: на кулаков интервентов, нэпманов, мещан и манерных дам, сожалеющих о дореволюционных временах ("Тоска по изящной жизни", 1927). Это качество особенно впечатляюще развернулось в севастопольских и заграничных работах Дейнеки.
Вместе с тем он не прекращает писать в хорошо знакомых стилях на привычные темы исторические и спортивные (Коммунисты на допросе (в штабе белых), Безработные в Берлине, 1933, Крестьянское восстание, Бегуны, Вратарь, 1934). Колорит становится мягче, светлей, в ряде образов нарастают черты магического реализма («Игра в мяч», 1932, Третьяковская галерея). Дейнека Александр Александрович (1899-1969), советский художник. Как прекрасно дополняет пейзаж образ человека. В эти трудные для него дни он сильно огорчался, но не переставал верить и работать, оставаясь всегда принципиально твердым в своих воззрениях на искусство.
Первоначальное образование получил в Харьковском художественном училище (1915—1917). Свои сокровенные интересы он связывал с культурой, активно участвующей в процессе жизнетворчества и коренной переделке действительности, формирующей в человеке мощный рефлекс цели, энергичное, деятельное отношение к миру. Художники нового общества принимают решение совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, провозглашают "ориентацию на художественную молодежь". Глубоким страданием проникнуто другое произведение— «Сгоревшая деревня» (1942).
Первоначальное образование получил в Харьковском художественном училище (1915—1917). (Через год и ОСТ и РАПХ прекратят своё существование). Этого не допустят защитники столицы, которые здесь незримо присутствуют. Началом этой многочисленной серии можно считать монументальное панно Гражданская авиация (1932).
Уже на Первой дискуссионной выставке 1924 года, где Дейнека, студент Вхутемаса, фигурировал в составе особой «группы трех» (вместе с Г. Пименовым и А. Гончаровым), он имел ясно выраженный творческий облик и очень отчетливо проступающие склонности и стремления. Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки ("Сам батюшка пожаловал", "Святые прозорливцы", "Чудодейница", 1925) пришлись в этом журнале ко двору. Со свойственным вниманием ко всему новому Дейнека и в дальнейшем, несомненно, присматривался к художникам «левых» направлений и не только своим, но и зарубежным. В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928). В 1918 он работал фотографом в Угрозыске, возглавлял секцию ИЗО Губнадобраза, оформлял агитпоезда, участвовал в обороне Курска от белых.
Под впечатлением столичных «измов» Дейнека пробует насаждать «на курских ухабах яркий кубизм». проявляется и интимная, мягко-лирическая линия (Мать, 1932, ГТГ). Все эти работы – от картины «Мать» до произведений, выполненных в Америке, – отличаются особенным живописным богатством, необычайно изысканной колористической гармонией, неисчерпаемой изобретательностью композиционного построения, неизменно оставаясь проникнутыми жизненной правдой, обостренной психологической выразительностью. Одна из лучших картин Дейнеки получит то же название, что и известное стихотворение Маяковского – Левый марш (1941). Особенно характерны для этого времени две: авиация и история. За ней последовали другие работы: "В обеденный перерыв в Донбассе" (1935), "Никиткапервый русский летун" (1940), "Будущие летчики" (1937).
Из тех же ритмов слагается и его ранняя, графичная и сдержанная по колориту живопись («Перед спуском в шахту», 1925, «На стройке новых цехов», 1926 обе в Третьяковской галерее), где тоже безраздельно господствуют мускулистые тела, которые своими усилиями формируют новый мир. Учился в железнодорожном училище, одновременно посещал художественную студию. Его почти монохромные произведения 20-х гг.
Таков трогательный и нежный «Негритянский концерт» (1935), где словно схвачен самый звук музыки и пения, самый образ и стиль американской музыки середины XX века. Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки (Сам батюшка пожаловал, Святые прозорливцы, Чудодейница, 1925) пришлись в этом журнале ко двору. Раньше всего, в 1930 году, он с большим блеском сказался в плакатах Дейнеки («Механизируем Донбасс», «Физкультурница»), где очень счастливо использованы приемы строго продуманной и построенной композиции, полной стремительной динамики, с чеканно четким силуэтом и условным, распластанным пространством, а главное – с живыми, хотя и обобщенно типизированными человеческими образами. В это же время познакомился с В. В. Маяковским. Прочитав рекомендательное письмо и выслушав объяснения рекомендуемой особы, этот непреклонный приверженец старой академической школы строго заметил, что в искусстве нельзя начинать жизнь с протекции. Некоторые из них особенно выделяются своей смелой новизной и поэтической прелестью.
В 1918 возвратился в Курск. А ведь этой простотой Дейнека как раз и достигал поразительных результатов. С середины 1920-х много работал в области журнальной и плакатной графики, сотрудничал с журналами «Безбожник у станка», «У станка», «Прожектор», «Красная нива». В первый год войны в центре внимания Дейнеки находится прифронтовая жизнь Москвы.
Возможно, в эти редкие моменты искренней человеческой радости художник впервые ощутил истинно демократический дух народной эстетики. В ряде образов нарастают черты «магического реализма» (Игра в мяч, 1932, там же некоторые из картин, написанных по впечатлениям от поездок художника в Италию, Францию и США в 1935). В том, что художник взялся за иллюстрирование книг для детей, была своя логика, во-первых, обусловленная насущной актуальностью самого жанра, а во-вторых, специфическими особенностями раннего журнального творчества мастера, в котором публицистичность сочеталась с по-детски чистой любовью к искусству, высокий аналитизм комплексного мышления – с глубиной переживаний. Фон дан скупой линией отдаленного города.
Видят, когда покажут. Дейнека был художником огромного таланта, страстного, неуемного темперамента. Насколько к концу войны была глубока эта «разрядка» в настроении художника, наглядно говорит его большая картина «Раздолье» (1944) – радостная, полная жизнеутверждающей праздничной яркости, звучащая как песня благодаря ясному, прозрачному, легкому ритмическому и колористическому строю. По ходатайству друзей он получает место учителя рисования в женской гимназии.
Член-учредитель ОСТ. Преподавал во ВХУТЕИНе (1928—30).
Рыбачки» (1956), «Москва военная», «В Севастополе» (1959), а также мозаики для фойе актового зала МГУ имени М. В. Ломоносова (1956), мозаику для фойе Дворца съездов в Московском Кремле (1961). Можно даже образно назвать Дейнеку Маяковским в живописи. Как писал художник позднее, она изначально отстала от времени. Наши мысли должны быть чисты, чисты и красивы. Дейнека много и плодотворно работал над темой о спорте.
Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, "Краснокрылый гигант", 1938).