Картина советского художника Александра Дейнеки «За занавеской» продана на лондонском аукционе MacDougalls за 2 миллиона 248 тысяч фунтов— без малого 3, 5млн долларов. 1932 год открывает новый этап в биографии художника Дейнека Александра Александровича. В феврале 1942 года вместе с художником Г. Нисским Дейнека отправился в район фронтовых действий.
Дейнека Александр Александрович (1899 – 1969) – советский художник, который прославлял светлый завтрашний день. Художник Александр Дейнека создает эпопею о защите Севастополя. Дейнека Александр Александрович (1899 — 1969) — живописец, график, художник монументально-декоративного искусства и скульптор. Дейнека был художником, пронзенным чувством молодости. Октябрьский переворот, захлестнувший страну, не мог не оказать влияния на биографию художника Дейнека Александра Александровича, картины которого отражали самые яркие аспекты новой, социалистической жизни.
Прямолинейный и правдивый, на своей парижской выставке Дейнека высказал все, что думает о творчестве современных французских художников. Большое внимание Дейнека уделял темам авиации («В воздухе», 1932, КГ, Курск «Будущие лётчики», 1938, ГТГ) и спорта («Футболист», 1934, ГТГ «Бег», 1934, ГРМ и др. ) в связи с темой физкультуры художник нередко обращался к изображению обнажённого тела («Игра в мяч», 1932, ГТГ и др. ). Александр Александрович Дейнека – действительный член АХ СССР, Герой Социалистического Труда, народный художник СССР, лауреат Ленинской премии.
Александр Дейнека относится к числу художников, безусловно, признанных и публикой и критикой и арт-рынком. Картина советского художника Александра Дейнеки «За занавеской» продана на лондонском аукционе MacDougalls за 2 миллиона 248 тысяч фунтов— без малого 3, 5млн долларов5. Русский художник Александр Дейнека родился в Курске.
Сегодня 20 мая исполняется 116 лет со дня рождения советского художника, живописца, скульптора и графика — Александра Дейнека. В 1963 году Дейнека стал Народным художником советского союза, в 1969 году художника наградили званием Герой Социалистического труда. Сегодня мы вспоминаем биографию художника Дейнека Александра Александровича, картины которого прославили Курский край на весь мир.
Набережная Сены, Париж. На ключевой выставке «Художники РСФСР за пятнадцать лет» (1933) работы Дейнеки демонстрировались как наиболее близкие, задающие верное направление в сторону соцреализма, в противовес работам авангардистов. Тем не менее, за последующие два десятка лет он создаёт ещё множество шедевров (У моря. В 1936 году им были выполнены два панно для Дома Красной Армии в Минске (уничтожены в годы войны). Одна из лучших картин Дейнеки получит то же название, что и известное стихотворение Маяковского – Левый марш (1941). Фон дан скупой линией отдаленного города.
Художник академической выучки, М. Р. Пестриков муштровал ученика в классическом рисунке. К тому времени у него уже имелся опыт иллюстрирования книг, например, романа А. Барбюса В огне в 1926 (впрочем, более известно повторное в 1934). Дейнека — один из основоположников советской монументальной живописи. В эти годы у Дейнеки были удачи и в монументально-декоративном искусстве – в мозаиках для фойе актового зала Московского университета (1956), для Дворца съездов в Московском Кремле. Могучий Петр Петрович Кончаловский о чем-то спорит с маленьким, еле поспевающим за ним Штеренбергом.
Конечно, совершенно застраховаться нельзя (известно, что на фальшивом Дейнеке «прокалывались» даже опытные коллекционеры). «Окраина Москвы» (1941) передает пустоту и тревогу. На второй выставке Общества станковистов в 1926 году наиболее сильное впечатление на зрителей произвела картина Дейнеки «На стройке новых цехов», не просто продолжавшая графическую манеру двух упомянутых композиций, но углубившая и поднявшая ее настолько, что можно было говорить о возникновении оригинального монументального стиля.
В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города. В 1942 году совместно с художником Г. Г. Нисским совершил поездку на фронт под город Юхнов. Послушайте знающих людей, особенно тех, кто сомневается. В работах, показанных на первой выставке ОСТа, Дейнека находил свой стиль. Вместе с тем тяга к красивому была в мальчике всегда: прогулки по окрестным полям и лесам воспитывали любовь к природе иллюстрации из журнала «Нива» и лубочные картинки знакомили с искусством.
Художественный образ предельно величав и обобщен. То же самое можно сказать и о картине «Левый марш», написанной на тему известного стихотворения В. Маяковского. В течение всех двух недель работы выставки залы были заполнены посетителями. Творческий облик Дейнеки ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым).
С помощью противопоставления цветов (светлого — одежда моряков, темного — фашистов) автор передает главную идею своего произведения: справедливость и добро должны восторжествовать над злом. В конце 1940-х— 1950-е Дейнеку начали все больше критиковать за «формализм» и «схематизм». Картина «Первая пятилетка» (группа идущих рабочих, со строгими, серьезными, напряженными лицами, а за ними вверху, на фоне неба, греческая статуя Ники Самофракийской – гордое олицетворение победы) еще раз доказала одно из важнейших свойств Дейнеки: умение создать живые человеческие образы, полные психологической сложности и обостренной выразительности. Из Рима он поехал во Флоренцию, затем в Берлин, а оттуда — домой, в Москву.
Дейнека родился в Курске в семье рабочего. Они организованно занимаются спортом и привержены культу здоровья, чтобы рождать бодрых и жизнерадостных строителей социализма. Особое впечатление на художника произвела Сикстинская капелла: рассматривая роспись Микеланджело, художник убедился, что «темперамент заключается не в размашистом мазке, а в более глубоких проявлениях». Дейнека, абсолютно закономерно пришел к монументальной живописи, но результат остался в те годы далеким от совершенства. С задачей он, впрочем, все равно справился.
Насколько к концу войны была глубока эта «разрядка» в настроении художника, наглядно говорит его большая картина «Раздолье» (1944) – радостная, полная жизнеутверждающей праздничной яркости, звучащая как песня благодаря ясному, прозрачному, легкому ритмическому и колористическому строю. Один из авторитетнейших критиков 1920-х годов Абрам Эфрос отмечал, что ОСТ является единственной группировкой, которая сумела переработать и ввести в дальнейший обиход все то, что было значимого в самых разных «измах». Такая популярность привела к часто встречающейся фальсификации работ художника. Резкая и яркая, зорко наблюденная характеристика изображенных людей скупой отбор минимальных необходимых примет места и времени смелая, вольная, даже причудливо отстраненная композиция цвет, сдержанный и полностью отвечающий эмоциональному состоянию, – все это говорило о настоящей взволнованности и действенном гуманизме создателя этих картин, очень далеких от элементарной, чисто внешней «современности», какую часто только и хотели видеть в искусстве Дейнеки.
Причем свойственная прежнему Дейнеке живописная экспрессия в «Обороне Севастополя» была подменена экспрессией жестов и поз. Самое простое— обратиться на форум AI: экспертного заключения, понятно, не получите, но полный набор аргументов за и против почти гарантирован. А Фаворский, правда, учил его классической гравюре — полезно, но не так актуально. Уже первое произведение Дейнеки «Окраина Москвы.
В Риме, а затем в Москве Дейнека создал огромное количество работ, посвященных Италии. Встречи эти окажут на художника огромное воздействие. Дейнека, в частности, демонстрировал картины «Футбол» и «Две фигуры» (1923). Ещё один принципиально новый вид работы для Дейнеки – настенная роспись.
Это, так же как и работа «Оборона Петрограда», хрестоматийная картина. В 1921 году, получив первоначальное образование в Курском первом высшем начальном училище и в Харьковском художественном училище (1916 – 1917), Дейнека был принят во Вхутемас, где чрезвычайно разнообразные процессы обучения зависели от самых разных творческих воззрений преподавателей. Происходит кристаллизация режима. Во второй половине 1930-х годов в искусство Дейнеки широко входят новые темы.
Он все больше стал работать в живописи, а потом и в монументальном искусстве. В 1928-29 гг. Их получилось около 300. Работа была выполнена по заказу РВС СССР и, что интересно, всего за одну неделю. Рыбачки» (1956), «Москва военная», «В Севастополе» (1959), а также мозаики для фойе актового зала МГУ имени М. В. Ломоносова (1956), мозаику для фойе Дворца съездов в Московском Кремле (1961). И все же можно сказать, что «монументализм» искусства Дейнеки нигде не проявился в таком последовательном и чистом виде, как в станковой живописи и акварелях, – именно здесь большой стиль менее всего оказался предвзятой, заранее намеченной формой, а стал органически целостным и естественным выражением чувства реального времени в его наиболее прогрессивном и действенном осмыслении, стал верным эхом истинных и вечных человеческих ценностей.
Из Парижа художник отправился в Италию.
носивший название Безбожник у станка (т. к. Художник Александр Александрович Дейнека — выдающийся многоплановый художник и график, скульптор и монументалист. В том же 1937 году художник получил заказ на эскизы 35 мозаик для украшения строящейся станции метро «Маяковская». На смену ей и ее носителям пришла «советская культура» и «великий советский народ». путь зигзагообразный, путь колебаний. Талантлив он был и в литературном творчестве. Участник «Объединения трёх» (1924, с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым), член художественных объединений ОСТ (1925-1927, один из учредителей), «Октябрь» (1928-1930), Российской ассоциации пролетарских художников (1931-1932).
Дейнека действительно был большим мастером. Глубоким страданием проникнуто другое произведение— «Сгоревшая деревня» (1942). успешно работал в журнальной графике (для журналов «У станка», «Прожектор» и др. ), книжной иллюстрации (к басням И. А. Крылова, 1922 кн. Пустынная «Площадь Квиринала» или причудливая «Испанская лестница» передают неповторимый «дух местности», атмосферу улочек Рима. Эта, казалось бы, чисто техницистская идея соединяется в его работах с живым, волнующим восприятием природы как, например, в картинах «Дождь и самолеты над морем» (1932) или «Будущие летчики» (1938). В 1946 году по зарисовкам Дейнека создал серию акварелей «Москва военная», где зорко увидена и достоверно передана жизнь столицы в годы войны, но передана она уже с эпическим спокойствием, без напряжения и тревоги. Таков прелестный рисунок «Теннис» (1926) – четыре легкие изящные фигурки девушек-спортсменок.
Таким видит город Дейнека Александр. При всей правдоподобности, смешного в них было меньше, чем у тех же Кукрыниксов. И поэт и художник выбирали схожие темы для своих произведений их вдохновляло одно и то же – искренняя вера в революцию и советскую власть, любовь к пролетариату, восхищение физической силой и физическим здоровьем человека. Как и у других членов ОСТ, множество картин раннего периода творчества Дейнеки посвящены изображению примет XX столетия, воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта (В Донбассе, 1925, Перед спуском в шахту, На стройке новых цехов, Лыжники, 1926, Текстильщицы, 1927). Годы обучения в училища совпали с трагическими революционными событиями 1915-1917 годов.
Можно даже образно назвать Дейнеку Маяковским в живописи. К юбилейным выставкам Александр Дейнека создал два знаковых произведения — картины «Текстильщицы» и «Оборона Петрограда».
Она – первая в целом ряду отличных работ того же, 1932 года и ближайших последующих лет. Фигуры, при всей своей уплощенности и некоторой графичности, тем не менее обладают «чисто живописной весомостью в духе Микеланджело», как выразилась ведущая западная исследовательница творчества Дейнеки Кристина Кьер. Байдуков Через полюс в Америку, 1938, И. Мазурука Наша авиация, 1940). Большевистские руководители Советской России рассматривали ее как наиболее «слабое звено» в системе мирового империализма, где посредством коминтерновской агентуры должна начаться следующая после «октябрьской» революция (планировавшаяся на 1925 год). Вы как бы только что поутру вышли из холодной реки.
На следующий год участники этой выставки вместе с другими выпускниками ВХУТЕМАСа основывают Общество станковистов (ОСТ), Дейнека – один из членов-учредителей. Настоящим ударом стал для Дейнеки прорыв немцами обороны Севастополя. Капитолий, Танцоры в Гарлеме, Нью-Йорк, Париж. Последние два года жизни из-за тяжелой болезни Дейнека был не в состоянии работать.
К этому времени было окончательно покончено с остатками гуманистической русской культуры. Они— символы настоящего и будущего советской страны— переговариваются, улыбаются друг другу. В 1927 году Дейнека начал работать над заказом Совнаркома — большой картиной «Оборона Петрограда» (Музей вооруженных сил, Москва). Размещенные в куполах мозаики рассказывали об одном дне из жизни Страны Советов: «.
Исследования, книги, выставки. Этого не допустят защитники столицы, которые здесь незримо присутствуют. Раньше всего, в 1930 году, он с большим блеском сказался в плакатах Дейнеки («Механизируем Донбасс», «Физкультурница»), где очень счастливо использованы приемы строго продуманной и построенной композиции, полной стремительной динамики, с чеканно четким силуэтом и условным, распластанным пространством, а главное – с живыми, хотя и обобщенно типизированными человеческими образами. На форуме AI время от времени разворачиваются бурные обсуждения работ Дейнеки из тех, что появляются на аукционах (подробнее — здесь и не поленитесь дочитать до конца). Ноябрь 1941 года» (1941)— первая в этом ряду.
Написанные в 1925 году, они тогда же экспонировались на первой выставке ОСТа. Его товарищ по ОСТу, один из самых блистательных живописцев ХХ века Александр Лабас писал о том времени, о «мелких и консервативных» людях, окружавших Дейнеку: «Незаметно Дейнека сам приобрел их черты После службы молодого талантливого курянина командируют в Москву, где он получает возможность продолжить художественное образование во ВХУТЕМАСе, на полиграфическом отделении, у самых именитых учителей – известного живописца, графика и театрального декоратора Игнатия Нивинского и другого, ничуть не менее прославленного художника, сценографа, книжного иллюстратора, основателя советской ксилографии и теоретика живописи – Владимира Фаворского. (Через год и ОСТ и РАПХ прекратят своё существование). По воспоминаниям Дейнеки, роль агитационного плаката, журнального рисунка сводилась в ОСТе на нет, в то время как сам художник чувствовал себя в ту пору больше графиком, нежели живописцем (писал всего несколько картин в год).
В подаренном бабушкой тайком от родителей альбоме появились первые рисунки — солдаты, шарманщики, птицеловы, дамы, разные животные (рисунки, увы, не сохранились). Опыт «Обороны Петрограда» и лучших рисунков конца 1920-х годов дал свои плодотворные результаты очень скоро. Но враг не пройдет.
В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). Полная трагизма, ярости, героики, «Оборона Севастополя» по праву считается одним из лучших произведений, посвященных Великой Отечественной войне. Всё это создает идеальные условия для фальсификаторов. «Группа трех» принимает участие в 1924 году в Первой дискуссионной выставке объединений активного революционного искусства, где очень ярко заявляет о себе. Самым сильным и самым совершенным воплощением этого перелома (или, по существу, полной художественной зрелости мастера) стала картина «Мать» (1932), бесспорно принадлежащая к числу вершин советского искусства.
Его перепады из одного состояния в другое преподносятся как закономерная эволюция. Успех картины был такой, что в том же 1928 году ее послали на Венецианскую биеннале, а впоследствии «Оборона Петрограда» была выкуплена государством (сейчас входит в собрание ГТГ). Насмотревшись на модные «измы» во время столичных командировок, Дейнека принялся «насаждать на курских ухабах яркий кубизм». В этой тематике художником были созданы ряд живописных, романтических картин, самой значимой из которых можно назвать, «Будущие летчики», 1937 года. У художника был своеобразный метод, который он использовал и при создании этой композиции.
В 1964 году за комплекс мозаичных произведений, в том числе за панно «Хоккеисты», он стал лауреатом Ленинской премии, а в 1969 году получил звание Героя Социалистического Труда. Среди иллюстраций к этой детской книжке одна из лучших — «Без мотора. Дейнека Александр Александрович, российский художник, график, скульптор, народный художник СССР (1963), действительный член Академии художеств СССР (1947 вице-президент в 1962-1966). В кафе, Париж. Заслуживают внимания всего лишь три картины этого периода: «Первая пятилетка» (1936), «Никитка – первый русский летун» (1940), «Левый марш» (1941).
Эскиз одобрили, но во Францию художника не выпустили — пришлось писать панно размером 7 х 12 метров, так сказать, на ощупь имея лишь приблизительные представления о том, где и как его потом будут монтировать., Китай на пути освобождения от империализма, Механизируем Донбасс. Для ранних работ Дейнеки характерны аскетизм колорита, повышенная роль силуэта и контура, монтажность композиции («На стройке новых цехов», 1926, ГТГ «Текстильщицы», 1927, ГРМ) в картине «Оборона Петрограда» (1928, Центральный музей Вооружённых Сил РФ, Москва) с её обострённым ритмом, героической монументализацией образов заметно влияние Ф. Ходлера. В послевоенный период Дейнека сохраняет прежний уровень работоспособности и мастерства, однако возвращается к старым, проверенным жанрам (мирные трудовые будни, спорт, духовно и физически здоровая натура), практически перестаёт расширять границы своего творчества.
Мастер даже пошутил в письме домой: «Приеду, устрою выставку и буду три дня московским медведем». Его персонажи — рослые юноши и девушки, пышущие здоровьем, атлетически сложенные. Картина Эстафета по кольцу Б (1947), мозаика Лыжники (1950), скульптуры Стометровка, Бегущая спортсменка и многие другие — убедительное тому подтверждение. Дейнека абсолютно по-особому чувствовал прелесть и очарование русского пейзажа. Так и статья Рогинской, хотя и в малой степени, не лишена этого оттенка. Вот таким образом в ОСТе он стал одним из основных участников (до тех пор, пока не покинул объединение).
Наробраз Курска привлек художника к агитационной работе, поручил иллюстрировать стихи Маяковского плакатами по типу «Окон РОСТа». За довольно долгую жизнь Александр Александрович попробовал себя в живописи, графике (в том числе журнальной, книжной, плакатной и театральной), монументальном искусстве (панно, фрески, мозаики), скульптуре. В послевоенный период искусство Дейнеки было очень неровным. После Февральской революции занятия в училище прекратились.
Дейнека идеализировал советский мир еще тогда, когда понятие соцреализм не изобрели. Первая выставка ОСТа сразу же принесла художнику большую популярность. Цвет и линии в работе «Мать» становятся мягкими и плавными. Мозаики Дейнеки украшают станции московского метро «Маяковская» (1938) и «Новокузнецкая» (1943). Все эти работы – от картины «Мать» до произведений, выполненных в Америке, – отличаются особенным живописным богатством, необычайно изысканной колористической гармонией, неисчерпаемой изобретательностью композиционного построения, неизменно оставаясь проникнутыми жизненной правдой, обостренной психологической выразительностью. Встречи эти окажут на художника огромное воздействие. В это время он создал напряженные и драматичные произведения. Плафон тем не менее был выполнен в первоначальном варианте.
Многие графические приемы перешли потом в живопись художника. Он осознавал окружающий мир как совокупность множества элементов. Важную роль в творчестве Дейнеки играет и другая командировка – заграничная. При небольшом размере они отличаются монументальной широтой. Это полотно обозначило резкий перелом в искусстве Дейнеки.
На следующей выставке ОСТа, в 1926 году Дейнека поразил всех картиной «На стройке новых цехов». И вместе с тем дается образ неприступной для врага столицы. Исчезает конструктивность, характерная для ранних работ художника. Миром машин сын железнодорожника Дейнека был пленен, как мы помним, еще с детства.
Картина «Окраина Москвы. Итальянские зарисовки отличны от американских или французских.
Живописный стиль Дейнеки к тому времени уже вполне сформировался. В своей поэтизации физического труда художник достиг невиданных ранее высот. Созданные Дейнекой мифические города, полные «света и воздуха» (любимая формула конструктивистов), населены выстроенными в колонны и дружно марширующими народными массами.
В этот же период, одной из значимых тем для художника, становиться авиация. Александр Александрович родился 20 мая 1899 года в Курске, в семье железнодорожника. Согласно постановлению ЦК ВКП (б) 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций», художники с целью более эффективного ими управления были коллективизированы в едином хозяйстве под названием «Союз советских художников».
В этих работах со все большей силой стала проявляться тяга художника к монументальности. Большой популярностью пользовались тогда теоретические концепции представителя формальной школы искусствознания Адольфа Гильдебрандта. С 1920-х гг. Это было самое прогрессивное художественное объединение 1920-х годов, состоявшее из молодых художников, вчерашних студентов, что сказалось на содержании устава – «Платформы» ОСТа.
Проходит изящный Петя Вильямс с молодым белобрысым Сергеем Образцовым. Но если судить в целом, общее настроение работ художника в 1930-х очевидно изменилось. Уже на Первой дискуссионной выставке 1924 года, где Дейнека, студент Вхутемаса, фигурировал в составе особой «группы трех» (вместе с Г. Пименовым и А. Гончаровым), он имел ясно выраженный творческий облик и очень отчетливо проступающие склонности и стремления. Его давний (от Фаворского) интерес к философии и теории искусства, особенно к проблеме пространства, заставлял искать почти научный метод в построении картинной архитектоники. «В огне» А. Барбюса, 1927 и 1935), плакате, станковой графике (серия «Севастополь», акварель, гуашь, 1932-1934, ГТГ и ГРМ).
Во Вхутемасе он читал «теорию композиции». Его книга «Проблема формы в изобразительном искусстве» была издана в России в 1914 году в переводе Владимира Фаворского и Николая Розенфельда. В творчестве Дейнеки в полной мере воплотились идеи и художественные принципы мастеров ОСТа (общества станковистов) – "техницистов", вдохновленных новой жизнью, прежде всего ее индустриальными и спортивными аспектами и стилистически тяготеющих к немецкому экспрессионизму. 1941 год» (1941) стало почти символом тревоги за столицу и вместе с тем обобщенным образом неприступной Москвы военных лет.
Работая в Севастополе, он увлекся самолетами. На ней было представлено 119 работ Дейнеки — картины, рисунки, акварели. К последним относятся художники русской реалистической традиции П. Корин, А. Пластов и, конечно же, сам Дейнека. В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928).
Но самое главное, что в рамках проекта вышли в свет три отдельных исчерпывающих исследования по графике (том 1), живописи (том 2) и монументальным работам (том 3) художника. А кроме того, ОСТовцы всё больше замыкались на производственной тематике. Дома тревожно притихли. Также в этот период он иллюстрирует басни Крылова (Кот и повар, Крестьянин и смерть, 1922). 2009–2011».
Мир, озаренный светлыми мечтами, юность Страны Советов, уверенная в своем будущем, предстают на этой картине. Одним из первых шагов становится работа над книгой Про лошадей для самых маленьких. Был одним из лучших в боксерской секции ВХУТЕМАСа (говорят, даже дрался с чемпионом Градополовым, чей портрет впоследствии написал). Тема авиации занимала Дейнеку и ранее, но в Крыму художнику удалось посмотреть на мир из кабины самолета.
Большое влияние на Дейнеку оказали немецкие экспрессионисты (Отто Дикс, Эмиль Нольде, Оскар Кокошка, Георг Гросс), работы которых привезли на выставку в Москву осенью 1924 года. Художник начал было оправдываться, что картину он, дескать, пишет не здесь, а в другом месте и что она почти готова, но проверяющий этому не поверил и доложил, что, так, мол и так: холст у Дейнеки чистый и сам он передо мной голый. Более остовскую вещь сложно себе представить, однако на четвертой выставке объединения в 1928 году «Текстильщицы» показаны не были. Эта тема так понравилась мастеру, что позднее, в 1940 году, он написал историческую картину «Никитка — первый русский летун» (Третьяковская галерея, Москва).
Учился в Харьковском художественном училище (1915-1917), во Вхутемасе в Москве (1920-1925) у В. А. Фаворского. Сходите в музеи, посмотрите альбомы, не ориентируйтесь на Интернет (некоторые, мягко говоря, сомнительные работы считаются там подлинными). В картине нет сугубой документальности, почти все правила реалистической картины нарушены, но воспринимается она тем не менее как очень жизненная. Дейнека постепенно отходил от графической работы в журналах.
Журнальной графикой художник активно занимался до начала 1930-х. «Она поражала многих зрителей своей жизненностью, большой образной собирательностью, пластической силой и конкретностью в изображении нового человека», – вспоминал Костин. Нередко при всей незрелости формальных исканий (ведь в 1924 году Дейнеке было двадцать пять, Пименову и Гончарову – двадцать один год от роду) эта тогдашняя художественная молодежь ставила себе весьма серьезные и важные задачи. Особенно характерны для этого времени две: авиация и история.
Между тем во ВХУТЕМАСе к середине 1920-х годов образовалась художественная группа ОСТ — «Общество станковистов». Дейнека сотрудничает с детским журналом Искорка, сопровождает своими иллюстрациями книги Агнии Барто, Николая Асеева. Ноябрь 1941». Зимой 1942 года Дейнека был командирован на фронт под Юхнов. Они занесены снегом.
Немногие картины, созданные до «Обороны Петрограда», можно расценивать только как эксперимент, но не как свершение («Перед спуском в шахту» 1925, «На стройке новых цехов» 1926) в них много по тем временам нового и дерзкого – в построении условного пространства, в столь же условном цвете, в нарочито резкой экспрессивности жестов и поз, – но в целом работы эти схематичны и «сочинение» полностью преобладает в них над реальным знанием и реальным чувством жизни. В день подписания декларации» (1945), написанная Дейнекой с натуры и поднятая до символического обобщения, – это превосходные свидетельства всеобщности тех чувств, что владели всем советским народом на исходе войны. Александр Дейнека (по другой версии, Дейнеко) родился 8 (20) мая 1899 года в семье железнодорожного слесаря в уездном Курске.
Прыжок с колокольни». В 1939–1940 годах Дейнека расписал плафон в Центральном театре Красной Армии в Москве и получил заказ на эскизы 14 мозаик для нынешней станции «Павелецкая». Как уже было сказано, в рисунках Дейнеки вырабатывался его «большой стиль».
А в это «жизнерадостное» время ведущие советские авиаконструкторы во главе с Андреем Туполевым находились в Бутырской тюрьме. Полетико. Ноябрь 1941 года» (Третьяковская галерея, Москва). Художественная «критика» зачастую носила характер политического доноса. В 1937 Дейнека создал панно «Знатные люди Страны Советов» для советского павильона на Всемирной выставке в Париже.
Чуть отставший раненый только подчеркивает драматизм и напряжение ситуации. Усвоенные теории стали для Дейнеки руководством в творческих поисках. За ней последовали другие работы: В обеденный перерыв в Донбассе (1935), Никитка—первый русский летун (1940), Будущие летчики (1937).
«Будущие летчики» — это еще одна, всем известная работа художника. В целом в его искусстве прошлое переплетается с будущим. И так же подлинно звучат «Набережная Сены» или «Дорога в Маунт-Вернон» в парижских и американских акварелях и этюдах маслом.
Большую выставку его работ, устроенную в 1969 году, он увидеть уже не смог. Но государственных заказов в этот период ему все равно почти не давали. Жизнь СССР бьет полным пульсом круглые сутки». С другой стороны, опыт работы над этими иллюстрациями позволит позднее создать такое монументальное произведение как Никитка – первый русский летун (1940), где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского авиатора.
Художник старался видеть пейзажи глазами не стороннего наблюдателя, но моряка или летчика. Такова замечательная акварель «Тюильри» (1935) с изображенной на ней скульптурой стремительно бегущей девушки и с неподвижно застывшей фигурой человека – бродяги или безработного – на садовой скамейке. Это самый полный на сегодняшний день живописный каталог Дейнеки.
1932 года считается годом начала нового творческого этапа в жизни Дейнека. В картине практически нет никаких примет быта. На рисунках Дейнеки, монохромных либо всего в два-три цвета, моментально узнавались социальные типы — колхозника, пионера, нэпмана, священника или красноармейца.
Таков трогательный и нежный «Негритянский концерт» (1935), где словно схвачен самый звук музыки и пения, самый образ и стиль американской музыки середины XX века. Надо сказать, что интерес к искусству Германии не был случайным. В 1935 году художник посещает США, Францию и Италию. Но была и противная сторона.
В 1935 году Дейнека впервые едет за границу и привозит много интересных работ («Улица в Риме», «Тюильри»). Что писать— он понимал, а вот как— пока не очень. Дейнека ездил по стране и постоянно рисовал он проникся культурой афроамериканцев: «Они поют такие грустные песни, в моленьях приходят в экстаз, по-особенному бешено и ритмично танцуют, а главное они— рабочие». Один из американских деятелей назвал художника «филадельфийским львом». В картине «Парашютист над морем» (1934) не сразу различаешь, где небо, вода и суша фигура парашютиста показана в неожиданном ракурсе — вниз головой все это создает ощущение полета, бескрайнего неба. Одним из последних был журнал «Даешь», где также трудились Родченко и Маяковский.
Это был Микеланджело, барочное буйство человека и природы Вернувшись, художник соединяет свои впечатления с воспоминаниями о прежнем довоенном городе и создаёт знаменитое героическое полотно Оборона Севастополя (1942), страшное и величественное. Пафос новой советской действительности, революционная романтика созидания социалистического общества сразу же завладели Дейнекой, когда он после окончания московского Вхутемса (Всесоюзных художественно-технических мастерских) в 1924 г. выехал в творческую командировку в шахтерский Донбасс. С 1923 года помимо учебы Дейнека начал сотрудничать с журналом «Безбожник у станка» чуть позже — с изданиями «У станка», «Прожектор», «Даешь», «Красная нива», «Смена». Война вызвала к жизни суровые, трагические темы. В 1937 году он пишет одну их лучших своих картин — «Будущие летчики».
Через год, Дейнека основывает Общество станковистов. Если они представляют лирическую линию в творчестве Дейнеки, то общественно-политическую, а также художественно-публицистическую сторону его искусства не менее сильно представляют картина «Безработные в Берлине» (1933) и обостренно-драматические, дышащие гневом рисунки к книге «Огонь» А. Барбюса (1934). Дейнека много и плодотворно работал над темой о спорте.
Его картины и панно отражают приметы современности и дух эпохи (коллективизация индустриализация, военная тематика, антирелигиозный пафос, новый быт) в стилистике, близкой конструктивизму и «новой вещественности». Учился в Харьковском художественном училище. Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, Краснокрылый гигант, 1938). Александр Александрович Дейнека (20. 05. 1899 – 1969) – выдающаяся личность. Серия мозаик для станций Московского метрополитена: «Маяковская», «Павелецкая», «Новокузнецкая», мозаичная галерея портретов ученых в МГУ на Ленинских горах панно для Советского павильона на международной выставке в Брюсселе в 1958 году — вот несколько наиболее значительных работ художника в этой области. За посредственные мозаики «Хорошее утро» и «Хоккеисты» (обе 1959 – 1960) в 1964-м Дейнека удостаивается Ленинской премии.
Художник показал узкую полоску набережной с идущим на ней ожесточенным сражением. Именно в журналах во многом сформировался уникальный дейнековский стиль. Но и в пейзажах Дейнека остается мастером необычайной живописной экспрессии и динамики.
«Сколько себя помню, я всегда рисовал», — вспоминал Дейнека. Это был не первый его полет (летал однажды в Курске), но на этот раз он сумел запомнить и после передать на холсте необъятность воздушной среды, перевернутый с ног на голову мир. Благодаря этому, хоть и косвенно, его знают даже люди, далекие от живописи.
Но все эти пути для Дейнеки были мелковаты. Картина даже сближается со скульптурой, настолько мощно выписаны защитники города. Но картина не была одинокой удачей. Искусство должно быть выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью. О «программных» произведениях 1920-х напоминают только их большие размеры.
На склоне лет, в конце 1950-х— 1960-е, Дейнеку начали осыпать почестями и наградами: стал народным художником РСФСР (1959) и СССР (1963), был избран вице-президентом АХ СССР (1962–1966), получил орден Трудового Красного Знамени (1962) и др. На родине Дейнеку потом долго ругали за этот эксперимент. Символичен образ моряка со связкой гранат на первом плане. Можно даже образно назвать Дейнеку Маяковским в живописи.
Сам художник позже говорил, что пытался передать душевную пустоту модели при всей ее холености и роскоши обстановки ее дома. Начавшаяся война все изменила: мозаики «Павелецкой» стали не нужны из 14 мозаик, героически собранных в блокадном Ленинграде 70-летним мозаичистом Владимиром Фроловым (умер от голода в 1942 году, едва закончив и отправив по «дороге жизни» в Москву последний ящик с мозаиками), удалось сохранить только семь, установив их на соседней «Новокузнецкой». Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки (Сам батюшка пожаловал, Святые прозорливцы, Чудодейница, 1925) пришлись в этом журнале ко двору. Красота Рима поразила его.
Яркие порывы, титанические размахи пролетариата хочется писать тысячью самоцветных каменьев, запечатлеть эту героическую борьбу пролетарских масс» Дейнека собирался писать, ни много, ни мало, «красоту заводов» и «работу коллективных созиданий» для «храмов современности». Творцами таких «текстов», оседлавших полуофициальные, выражавшие казенную точку зрения журналы «Искусство в массы» и «Пролетарское искусство», были забытые впоследствии «деятели искусства» Борзятов, Вязьменская, Цирельсон, Четыркин (см. У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность. Художник, как бы разрывается, между пейзажными зарисовками и обнаженной натурой.
Пожалуй, самой выразительной и значимой работой этого периода можно назвать работу «Мать», выполненную в 1932 году. Художники нового общества принимают решение совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, провозглашают ориентацию на художественную молодежь. Интерес художника к истории русского самолетостроения отразился и в работе над книгой «Наша авиация» летчика И. П. Мазурука. Журнал Безбожник, в 1923-1932 гг. В нем, правда, тоже пробыл недолго. После окончания училища Дейнека работал в Уголовном розыске, фотографом. Серьезные люди все эти игры не берут во внимание. Среди художников самых разных радикальных направлений выставлялось «Объединение трех», состоявшее из студентов полиграфического факультета Вхутемаса Андрея Гончарова, Александра Дейнеки и Юрия Пименова.
Защищал родной город Курск от белых. На Первой дискуссионной выставке (1924), предшествовавшей образованию ОСТа, Дейнека в компании с Юрием Пименовым и Андреем Гончаровым выставил свою картину «Футбол». Площадь согласия, Парижанка, Сен-Жермен, Тюильри, Стадион в Риме, Площадь в Риме, Юноша-негр, Негритянский концерт, 1935, Скука, 1936). Художник много работает и в области монументально-декоративного искусства. Через несколько лет крымские впечатления выльются в одну из самых романтичных работ Дейнеки— «Будущие летчики» (1938). Удивительная лаконичность, скупость художественных средств, подчиненных поставленной задаче, оригинальная композиция характерны для этой картины.
Такие картины, как «Донбасс» (1947), «На просторах подмосковных строек» (1949), «Тракторист», «В Севастополе», «У моря. И сразу же по возвращении на родину он пишет наполненную солнечным светом картину из жизни советских детей – "Будущие летчики" (1938, ГТГ). Много работает в качестве иллюстратора и плакатиста для советских периодических изданий. В них заметны черты надуманности или рассудочной нарочитости. В те годы Дейнека принадлежал к Обществу станковистов (ОСТу), являлся одним из его создателей. Не просто рисовать, но зарабатывать своими рисунками на жизнь Александру Дейнеке пришлось учиться с ранних лет: людей творческих профессий его отец открыто недолюбливал, к выбору сына отнесся скептически и помогать ему материально не собирался. Поодиночке, не зная еще друг друга, бредут будущие Кукрыниксы.
Герой Социалистического Труда (1969). С началом 1930-х годов тематика работ Дейнеки начала меняться. Это многокрасочные, пронизанные светлым оптимизмом и радостью бытия картины "У моря" и "В Донбассе" (обе 1956 г. ). Я думаю, что в период между 1935 и 1941 годами Дейнека не писал ничего более значительного и ответственного, чем «Первая пятилетка» и последовавший за нею «Левый марш».
Впоследствии и Дейнеке досталось за «формалистские» эксперименты 1920-х годов с цветом, формой и композицией, но в первой половине 1930-х он пока был в фаворе. «Истинным спартанцем» называли современники и самого художника. Даже после распада объединения (в 1931 г. ) художник во многом остается верен его направленности. Четкую грань между этими двумя творческими периодами провести сложно: спортсменов Дейнека писал и в 1920-х, а к темам Гражданской войны и техники (особенно авиации) художник обращался и в 1930-х. Тогда ее планировали назвать «Донбасской» и восьмигранные мозаики были объединены темой «Донбасс — всесоюзная кочегарка».
С наступлением «оттепели» оттаяли чиновники и в отношении к Дейнеке. На первых порах в программе и практике ОСТа было много чисто умозрительного экспериментаторского пыла и озорства, но важно другое – в этом Обществе царила творческая атмосфера, в нем господствовал жадный интерес к революционной новизне современной действительности, к новым формам жизни, а не только к новым формам живописи и графики ради них самих. 11 февраля 1935 года в Филадельфии открылась выставка Дейнеки. Тема спорта как культа сильного и здорового тела никогда не оставляла Дейнеку, художник постоянно обращался к ней в рисунках («У финиша», 1926 «Лыжники», 1927 «Хоккей», «Футбол», оба – 1928, «Рабочая окраина», 1929). Не знаю, хорошая эта картина или плохая, но кажется, что настоящая».
Просто сейчас они все объединены одной идеей и ничему личному в данный момент нет места. Художник как бы разворачивает действие во времени, добиваясь таким композиционным приемом особой остроты выражения основного идейного момента картины — ощущения героики борьбы. Один из немногих— эскиз росписи плафона Челябинского театра оперы и балета— приемная комиссия признала «низкого качества» и даже призывала художника исправить росписи.
Особое место занимает в искусстве Дейнеки спорт. Они создают компиляции из элементов разных работ художника (вот таким образом даже «насмотренному» зрителю подделка кажется уже виденной), в иных случаях они пишут нечто совсем новое, но пытаются подражать стилистике автора. Весной 1924 года в Москве открылась вошедшая в историю мировой культуры «Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства». Здесь ломать копья бессмысленно.
Недоработка была «исправлена» созданием в 1942-м своего рода живописно-идеологического шедевра «Оборона Севастополя», с содержанием весьма далеким от исторической правды. Потребность продолжать обучение чувствовалась и в 1921 году Дейнеку направили повышать квалификацию во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские). Критика охарактеризовала работы «Объединения трех» как «экспрессионистический урбанизм». Тематика работа, в основном, социальная и агитационная.
Возможно, они до сих пор лежат под землей (во время бомбежек их прятали во временное хранилище, местонахождение которого не установлено). Тема спорта была одной из любимых у художника на протяжении всей жизни. Входит в так называемую «Группу трех», вместе с художниками Андреем Гончаровым и Юрием Пименовым.
Самый интересный из них— «Скука» (1935), портрет госпожи Снайдер. Живописные работы Дейнеки 1920-х годов напоминали многократно увеличенные рисунки. Я очень мало писал станковых картин – в год две картины.
Они захватили воображение художника в связи с работой над иллюстрациями к детским книгам «Через полюс в Америку» Г. Байдукова и «Наша авиация» И. Мазурука (вышли в свет в 1938 и 1940 годах). Обращают на себя внимание его наиболее известные послевоенные картины: «Эстафета по кольцу Б» (1947), «На просторах подмосковных строек» (1949), «Открытие колхозной электростанции» (1954), в которых сложился удивительный симбиоз присущего Дейнеке монументализма с натуралистическо-иллюстративными тенденциями и фальшивым восторгом персонажей, полотно «Покорители космоса» (1961) с игрушечными ракетами.
Работы художника этого периода отличаются графичностью, четким силуэтом, контрастностью цвета. Искусствовед Владимир Костин вспоминал: «Дейнека полностью игнорировал прочно сложившееся у многих из нас, в то время начинающих художников и искусствоведов, представление о живописи как об искусстве верных и тонких цветовых гармоний, передающих красочное богатство натуры. Мерно и стройно шагает отряд. Вялова» (1923) Дейнеки с явным налетом посткубизма, чем-то напоминающем живопись Натана Альтмана. Если в «Обороне Петрограда» превалировала формально-художественная сторона, то теперь сугубо политическая концепция была выражена гипертрофированным языком батального жанра. После нескольких работ с мучительно тревожными образами гибели и страдания (например, «Сгоревшая деревня», 1942) Дейнека создал «Оборону Севастополя» (1942) – одну из самых сильных своих картин и одну из самых драматических работ всего советского искусства того времени – скорбную и величественную героическую эпопею о подвиге защитников Севастополя.
Графическое искусство он находил самым полезным для агитационных целей. Студент Дейнека зимой жил при пяти градусах тепла, работал по ночам, но задора не терял. Бескомпромиссное отвержение новаторства – ее главная черта» 10.
Дейнека был расстроен, ведь на новые краски придется снова копить целый месяц. В этот же период, художником создается первая, подлинно монументальная, хрестоматийная, советская историко-революционная работа — «Оборона Петрограда». Дейнека перешел в созданное в том же году объединение «Октябрь». Творческая направленность «Объединения трех» во многом послужила созданию Общества станковистов.
Одна из лучших картин на эту тему — «Будущие летчики» (1938, Третьяковская галерея, Москва). Отдушиной в этот период для Дейнеки стала скульптура (работал в дереве, майолике, бронзе, фарфоре, цементе) и камерная живопись— портреты близких, натюрморты, пейзажи. Это «Спящий мальчик с васильками», «Полдень» (обе – 1932), «Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами», «Купающиеся девушки» (обе – 1933). Севастопольские моряки встали стеной, преграждая дорогу врагу. Художник увлекается темой спорта.
И поэт и художник выбирали схожие темы для своих произведений их вдохновляло одно и то же — искренняя вера в революцию и советскую власть, любовь к пролетариату, восхищение физической силой и физическим здоровьем человека. Эту работу (и некоторые последующие) нельзя полностью охарактеризовать как произведение живописи. Даже в работах 1940 – 1950-х годов, отшлифовав «стиль соцреализма» до полного соответствия критериям «партийности и народности», художник довел его почти до соответствующего «идеала» и тем самым до состояния абсурда в силу исчерпывающе обозначенных имманентных соцреализму качеств.
Одновременно с фотографичными, жизненными и где-то игривыми полотнами (На балконе, 1931) он пишет идейные и трагические картины (Наёмник интервентов, 1931) и вместе с тем продолжает рисовать плакаты (Построим мощный советский дирижабль Клим Ворошилов, Дадим пролетарские кадры Урало-Кузбассу, 1931). В эти годы появляется «Окраина Москвы», «Оборона Севастополя». В начале 1950-х гг. Я знал Дейнеку много лет и очень близко.
Но в этих поисках нового много интересного, необычного, чувствуется пульс современности. В 1924 году художник съездил в Донбасс.
В 1925 году, после поездки в Донбасс, выступил с первой картиной — «Перед спуском в шахту». Характер у мальчика был волевой: его закаляли опасные мальчишеские шалости вроде гонок на коньках по тонкому льду, набегов на чужие сады, уличных драк и т. д. С переломом к победе изменились и образы все еще обостренно-напряженных произведений художника: «Сбитый ас» (1943), с его безжалостно-суровой и в то же время великодушно-человечной правдой художественного образа и акварель «Берлин.
Он что-то все-таки жалеет, к какой-то стороне изображаемого относится снисходительно» 9. Конечно, картина далеко вышла за рамки простой иллюстрации., Превратим Москву в образцовый социалистический город пролетарского государства, 1930). По сути дела, по моей природе ОСТ мне не был родственным. Однако карикатурами рисунки Дейнеки все-таки назвать сложно. Где остальные мозаики — неизвестно.
Картина Оборона Петрограда была первым живописным произведением художника. Побывав в разрушенном Севастополе, Дейнека, очень любивший этот город, потрясён произошедшими разительными и трагическими переменами. Занятость мастера трудоемкими монументальными работами привела во второй половине 1930-х годов к резкому снижению числа новых станковых картин и акварелей.
В нем среди других значились следующие «линии» : революционная современность и ясность в выборе сюжета стремление к совершенному мастерству в области предметной станковой живописи, рисунка, скульптуры в процессе дальнейшего развития формальных достижений последних лет стремление к законченной картине ориентация на художественную молодежь. Плакат «Механизируем Донбасс» — сегодня пример классического плакатного искусства, а в момент создания, в 1930 году, плакат становиться почти новаторским, как в отношении цвета, так и в отношении композиционной выразительности. и сравнить их с картинами Дейнеки того же времени. В передаче и глубоко трагического («Наемник интервентов») и светлого, радостного, личного («На балконе», «Девочка у окна. Одна из лучших картин Дейнеки получит то же название, что и известное стихотворение Маяковского — «Левый марш» (1941).
Но в целом «журнально-плакатная работа» (таким объединяющим термином художник обозначил свои графические труды) Дейнеку порядком утомила. Одной из лучших работ военного периода Дейнеки стала «Окраина Москвы. Увидев на фотографии в немецкой прессе милый сердцу город в руинах, представив, как отчаянно защищали Севастополь его «будущие летчики», Дейнека решил написать картину именно об этом эпизоде войны, хотя и не видел его своими глазами.
Результатом поездки стало создание картин «В штреке» и «Перед спуском в шахту», в которых предпринята попытка сформулировать «типовой» облик современного пролетария. Параллельно с графикой Дейнека уже тогда занимался станковой живописью. Он сам рассказал «о времени и о себе» в большой фундаментальной книге «Жизнь искусство, время» и других литературных произведениях. Дейнеку пленил залитый солнцем Севастополь с его «презагорелыми, с фиолетовым отливом» мальчишками, отдыхающими, строгими набережными и конечно морем.
Увиденное отразилось в драматичных полотнах «Сгоревшая деревня», «Тревожные ночи» и др. С М. Громовым и В. Чкаловым Дейнеку связывали узы дружбы. Поначалу художник тяготел почти к монохромности и в целом к темному, мрачному колориту. Когда в 1931 году Октябрь принимает его рисунки на выставку с большим количеством оговорок, художник покидает общество и переходит в РАПХ (Российская ассоциация пролетарских художников). Многие из этих задач ОСТ очень весомо и сильно решил за время своего короткого существования – именно отсюда среди других работ вышла первая подлинно монументальная, несущая в себе обобщенный и глубоко действенный образ советская историко-революционная картина – «Оборона Петрограда» Дейнеки (1927). В конце 1935 года в Москве открылась персональная выставка художника.
Тогда же, в начале 1930-х, страна, воодушевленная призывом «отца всех народов» «летать выше всех, дальше всех, быстрее всех» переживала авиационный восторг. В творчестве Дейнека потом очень далеко ушел от сатиры. На юбилейной выставке к 10-летию РККА одним из центральных произведений стала дейнековская «Оборона Петрограда». Уже только эта «мадонна двадцатого века» могла бы дать Дейнеке право на одно из первых мест в советском искусстве. Первоначальное образование получил в Харьковском художественном училище (1915-1917).
Представленная на выставке к 10-летию Октября картина «Текстильщицы» решена в светлой, почти белой гамме с оттенками красных охр на лицах и руках девушек. Эта замечательная картина, показанная в феврале 1928 года на выставке к десятилетию Красной Армии, – одно из сильнейших воплощений в искусстве образа Революции, могущее с полным правом и честью стоять в одном ряду с «Клятвой сибирских партизан» С. Герасимова и «Октябрем» А. Матвеева. Много было и в советский период художников выдающихся и великих. Как говорил автор, «искусство выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью». Ее кульминацией можно считать один из лучших советских плакатов «Физкультурница» (1933).
Дейнека преподавал в Москве во ВХУТЕИНе (1928—1930), в Московском полиграфическом институте (1930—1934), в МГАХИ имени В. И. Сурикова (1934—1946, 1957—1963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945—1953, до 1948 директор), в МАРХИ (1953—1957). Специфика работы в периодических изданиях (поточность, ограниченность по времени, невысокое качество печати) заставляли приспосабливаться, работать быстро, упрощать рисунок и вкладывать максимум смысла в форму и композицию. роман «Мастер и Маргарита» Булгакова). Оставим в стороне мозаики для фойе актового зала МГУ (1956) и Дворца съездов Московского Кремля (1961), где проявился технический профессионализм мастера, заключенный в прокрустово ложе государственного заказа.
Это особенно ощущается, например, в «Портрете художника К. А. А зимой 1938 года в стремительном темпе начинается работа над мозаичным циклом Сутки советского неба (на котором, по замыслу, должна быть запечатлена жизнь советского народа в течение одних суток) будущей станции московского метрополитена Маяковская, всего за шесть месяцев до её открытия. Советский Союз действительно находился на передовых подступах к современной авиации. Более того, Дейнека уже не был указан в списке участников ОСТа. Через год, в 1925 году, Дейнека стал одним из основателей ОСТа и этим окончательно определился будущий путь художника, увлеченного изображением современного человека.
И это издание (пользовавшееся покровительством Бухарина) и сам художник все чаще подвергались критике в печати. «Живописное полотно Футбол 1924 года, – пишет Татьяна Малова, – своеобразный манифест нового объединения» 3. В период Великой Отечественной войны Дейнека жил в Москве и выполнял политплакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС». ВХУТЕМАС в начале 1920-х годов — отдельная история.
И тогда Дейнека решил: раз он пишет картину о том, чего никто раньше не изображал, то он должен изобрести для нее новую композицию — «игра натолкнула меня на свой самостоятельный язык». В нескольких листах начала 1930-х годов под общим названием «Кросс» в бегущих крепких голубоглазых блондинах определенно просматривается увлечение арийской эпикой. Но в целом выставка получила одобрительные отзывы. Как вам наверняка стало понятно из биографии художника Дейнека Александра Александровича.
К числу значительных работ послевоенного времени можно отнести полотна «У моря. Ведущий представитель идеологии казенной Ассоциации художников революции искусствовед Фрида Рогинская выступила на страницах журнала «Искусство в массы» со статьей, очень характерной для полемических выпадов конца 1920-х – начала 1930-х. Как верно сказал один из участников форума, «экспертиза экспертизой, но мозги нужно иметь свои», вот таким образом к работам Дейнеки, как, впрочем и любого другого «музейного» художника, нужно относиться с повышенным вниманием и бдительностью.
В начале 1930-х художник пережил еще одно графическое увлечение — плакатом: создал около 20 агитационных плакатов, многие из которых были очень популярны («Механизируем Донбасс», «Работать, строить и не ныть. », «Китай на пути освобождения от империализма» и др. ). Он не показывает непосредственно боя с противником. Он являлся членом президиума (с 1958 года), вице-президентом (1962—1966), академиком-секретарем (1966—1968) отделения декоративных искусств АХ СССР. Бронзой и сталью отливает сдержанный колорит картины. Огромное значение в этом случае имеет провенанс (история бытования) и если вещь не экспонировалась, не публиковалась в серьезных изданиях, т. е. Это были панно и росписи для фабрики-кухни в Филях (1932), эскизы панно для клуба Наркомзема, увы, так и не реализованные (1933). Меняются лица исчезают образованные люди, упрощается язык, уплощается мышление.
Многим картинам и правда, предшествовали журнальные иллюстрации. Поездка в Севастополь в 1934 году даёт художнику почву для написания ряда новых пейзажей. И художник вновь справляется с вызовом. Дейнека с детства был увлечен спортом, закалял свое тело и дух.
Строг и суров ритм картины. Рыбачки» (все 1956), такие мозаики, как «Парашютист» (1957), «Красногвардеец», «Доярка» (обе 1962), такие рисунки, как «Обнаженная девушка» (1951), являются созданиями большого художника, влюбленного в жизнь, преклоняющегося перед нравственной и физической красотой и достоинством человека. «Весь путь ОСТ –. Художник умел молниеносно схватывать силуэты спортсменов, ловить их характерные движения его постоянно видели на стадионах за такими «снайперскими» зарисовками.
Предельная обобщенность образов превращает их в символы. Как позже писал Дейнека о «Текстильщицах», он «обрабатывал поверхность, делая ее гладкой, лакированной, смутно желая найти единство поверхности с фактурой полированных, светлых, еще не существующих стен, для которых он мечтал писать картины». Некоторые из них особенно выделяются своей смелой новизной и поэтической прелестью. Он не бросал работу даже во время воздушных налетов. И все. Одна из характернейших работ этого периода — «На стройке новых цехов» (1925), а также знаменитая «Оборона Петрограда» (1928).