Большое внимание Дейнека уделял темам авиации («В воздухе», 1932, КГ, Курск «Будущие лётчики», 1938, ГТГ) и спорта («Футболист», 1934, ГТГ «Бег», 1934, ГРМ и др. ) в связи с темой физкультуры художник нередко обращался к изображению обнажённого тела («Игра в мяч», 1932, ГТГ и др. ).
Между тем во ВХУТЕМАСе к середине 1920-х годов образовалась художественная группа ОСТ — «Общество станковистов». Был одним из лучших в боксерской секции ВХУТЕМАСа (говорят, даже дрался с чемпионом Градополовым, чей портрет впоследствии написал). Начавшаяся война все изменила: мозаики «Павелецкой» стали не нужны из 14 мозаик, героически собранных в блокадном Ленинграде 70-летним мозаичистом Владимиром Фроловым (умер от голода в 1942 году, едва закончив и отправив по «дороге жизни» в Москву последний ящик с мозаиками), удалось сохранить только семь, установив их на соседней «Новокузнецкой». Потребность продолжать обучение чувствовалась и в 1921 году Дейнеку направили повышать квалификацию во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские).
., Превратим Москву в образцовый социалистический город пролетарского государства, 1930). Фрагментарная композиция подчеркивает движение спортсменов: кто-то из них только «вбегает» в живописное пространство, кто-то выбегает и видна только нога, но отсутствие четкого ритма и диагональная композиция (снизу вверх, слева направо) помогают художнику передать ощущение огромной дистанции и усталости спортсменов.
Достаточно перечислить такие полотна, как «Спартаковка» (1928), «На стадионе» (1931), «После кросса» (1935), «Советская физкультура» (1937), чтобы убедиться в многогранности его таланта, умении передать уверенные, точные движения спортсменов их физическое совершенство. Это был Микеланджело, барочное буйство человека и природы Вернувшись, художник соединяет свои впечатления с воспоминаниями о прежнем довоенном городе и создаёт знаменитое героическое полотно Оборона Севастополя (1942), страшное и величественное. Вхутемасовцы любили бороться. и сравнить их с картинами Дейнеки того же времени.
1941 год» (1941) стало почти символом тревоги за столицу и вместе с тем обобщенным образом неприступной Москвы военных лет. А летающие лодки фирмы SIAI (известные под брендом «Savoia-Marchetti» и активно закупавшиеся СССР в 20-е и 30-е гг. ) оставили яркий след в истории авиации: итальянцы осуществили два массовых трансатлантических перелёта на двухфюзеляжных S. 55. К числу значительных работ послевоенного времени можно отнести полотна «У моря.
В том же 1937 году художник получил заказ на эскизы 35 мозаик для украшения строящейся станции метро «Маяковская». Одним из первых шагов становится работа над книгой Про лошадей для самых маленьких. 2008-2011», —прим. ред. ). Она – первая в целом ряду отличных работ того же, 1932 года и ближайших последующих лет.
Дейнека Александр Александрович (1899, Курск — 1969, Москва)Художник, график, скульптор, монументалист, плакатист. В подаренном бабушкой тайком от родителей альбоме появились первые рисунки — солдаты, шарманщики, птицеловы, дамы, разные животные (рисунки, увы, не сохранились). Каменные ступени, набережной, голубое небо, спокойное море гармонируют с жизнерадостным настроением юных мечтателей. Двухфигурная композиция «Эстафета», отлитая в бронзе, — отличный пример работ Дейнеки того периода: каждый мускул спортсменов напряжен, детально проработана анатомия тела, захвачен и замер миг движения. Важную роль в творчестве Дейнеки играет и другая командировка – заграничная. Одноименный вариант, 1930 – Galleria Ca Pesaro (Венеция).
Их получилось около 300. Подлинным украшением этой декоративно-монументальной серии стало великолепно исполненное панно «Хорошее утро».
Дейнека ездил по стране и постоянно рисовал он проникся культурой афроамериканцев: «Они поют такие грустные песни, в моленьях приходят в экстаз, по-особенному бешено и ритмично танцуют, а главное они— рабочие». Специфика работы в периодических изданиях (поточность, ограниченность по времени, невысокое качество печати) заставляли приспосабливаться, работать быстро, упрощать рисунок и вкладывать максимум смысла в форму и композицию. Он на какую-то секунду задержи вается в одной точке, затем стремительно бежит по бумаге «шероховато или легко», «зло или радостно».
По сути дела, по моей природе ОСТ мне не был родственным. Когда в 1931 году Октябрь принимает его рисунки на выставку с большим количеством оговорок, художник покидает общество и переходит в РАПХ (Российская ассоциация пролетарских художников). Карандаш мастера неутомим. носивший название Безбожник у станка (т. к. Ещё один принципиально новый вид работы для Дейнеки – настенная роспись. Одна из лучших картин Дейнеки получит то же название, что и известное стихотворение Маяковского – Левый марш (1941). Дейнека был расстроен, ведь на новые краски придется снова копить целый месяц.
Александр Александрович Дейнека родился 8 (20 мая) 1899 года в Курске в семье железнодорожника. Фигуры спортсменов запечатлены цельно, объемно. Во время учёбы Дейнека общается с одной из самых масштабных и знаковых личностей в истории советского искусства – поэтом Маяковским. Немногие картины, созданные до «Обороны Петрограда», можно расценивать только как эксперимент, но не как свершение («Перед спуском в шахту» 1925, «На стройке новых цехов» 1926) в них много по тем временам нового и дерзкого – в построении условного пространства, в столь же условном цвете, в нарочито резкой экспрессивности жестов и поз, – но в целом работы эти схематичны и «сочинение» полностью преобладает в них над реальным знанием и реальным чувством жизни.
Проходит изящный Петя Вильямс с молодым белобрысым Сергеем Образцовым. Он вспоминал, что как-то раз на кровно скопленные деньги купил дорогой набор красок и так берег и жалел его, что старался наносить краску тонким слоем. При небольшом размере они отличаются монументальной широтой. Именно тогда появились и первые зарисовки на спортивную тему.
Можно даже образно назвать Дейнеку Маяковским в живописи. Тем не менее, за последующие два десятка лет он создаёт ещё множество шедевров (У моря. В годы обучения во ВХУТЕМАСе продолжает уделять время спорту – осваивает волейбол и бокс.
Но удивительнее всего не это (по первой профессии Дейнека железнодорожник), а то, что такие паровозы сохранились в виде памятников по сейдень. «В огне» А. Барбюса, 1927 и 1935), плакате, станковой графике (серия «Севастополь», акварель, гуашь, 1932-1934, ГТГ и ГРМ). Последние два года жизни из-за тяжелой болезни Дейнека был не в состоянии работать. Чтобы собрать материал, он даже едет на передовую линию фронта в действующую армию под Юхнов и своими глазами наблюдает наступательные бои.
Где остальные мозаики — неизвестно. Полетико. Парижский Ипподром Лоншан, неоднократно появлявшийся в произведениях Мане и Дега, был открыт в 1857 году недалеко от Болонского леса и до сих пор считается одним из лучших. Образность панно строится на точности цветовых отношений, красоте многофигурного силуэта. Круглая форма холста, словно режиссерская экспликация, позволяет запечатлеть сразу несколько состояний кросса.
История изображённой на «Будущих летчиках» «савойи» связана с министром самым непосредственным образом. Жизнь СССР бьет полным пульсом круглые сутки». С детства он был крепким, смелым, сильным мальчиком. Большое значение в творческом становлении художника стали годы ученичества и общения с В. А. Фаворским, а также встречи с В. В. Маяковским. Загорелые севастопольские ребятишки занять.
Особая тема в творчестве художника – портреты спортсменок. Основной темой для него и в этом виде искусства остается спорт. 199х299 см. ), в которой автор обращается к теме спортивного мероприятия как празднества (так долго отсутствовавшего в стране). Раньше всего, в 1930 году, он с большим блеском сказался в плакатах Дейнеки («Механизируем Донбасс», «Физкультурница»), где очень счастливо использованы приемы строго продуманной и построенной композиции, полной стремительной динамики, с чеканно четким силуэтом и условным, распластанным пространством, а главное – с живыми, хотя и обобщенно типизированными человеческими образами. Что писать— он понимал, а вот как— пока не очень.
Они создают компиляции из элементов разных работ художника (вот таким образом даже «насмотренному» зрителю подделка кажется уже виденной), в иных случаях они пишут нечто совсем новое, но пытаются подражать стилистике автора. В 1937 Дейнека создал панно «Знатные люди Страны Советов» для советского павильона на Всемирной выставке в Париже. Большую выставку его работ, устроенную в 1969 году, он увидеть уже не смог. Большое влияние на Дейнеку оказали немецкие экспрессионисты (Отто Дикс, Эмиль Нольде, Оскар Кокошка, Георг Гросс), работы которых привезли на выставку в Москву осенью 1924 года. Во второй половине 1930-х годов в искусство Дейнеки широко входят новые темы.
У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность. В Советском Союзе спорт стал неотъемлемой частью жизни. А Фаворский, правда, учил его классической гравюре — полезно, но не так актуально.
В 1942 году совместно с художником Г. Г. Нисским совершил поездку на фронт под город Юхнов. Одним из государственных заказов был проект строительства здания театра Красной армии (сегодня театр Российской армии) в Москве. Ноябрь 1941 года» (1941)— первая в этом ряду.
Конечно, картина далеко вышла за рамки простой иллюстрации. Участник «Объединения трёх» (1924, с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым), член художественных объединений ОСТ (1925-1927, один из учредителей), «Октябрь» (1928-1930), Российской ассоциации пролетарских художников (1931-1932).
Он «тренирует себя – приучает рисовать на память», «по свежему следу». Одним из последних был журнал «Даешь», где также трудились Родченко и Маяковский.
Дейнека идеализировал советский мир еще тогда, когда понятие соцреализм не изобрели. Для ранних работ Дейнеки характерны аскетизм колорита, повышенная роль силуэта и контура, монтажность композиции («На стройке новых цехов», 1926, ГТГ «Текстильщицы», 1927, ГРМ) в картине «Оборона Петрограда» (1928, Центральный музей Вооружённых Сил РФ, Москва) с её обострённым ритмом, героической монументализацией образов заметно влияние Ф. Ходлера. Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, Краснокрылый гигант, 1938).
Увиденное отразилось в драматичных полотнах «Сгоревшая деревня», «Тревожные ночи» и др. Плафон тем не менее был выполнен в первоначальном варианте. В эти же предвоенные годы Дейнека увлекается скульптурой. Но картина не была одинокой удачей.
С 1920-х гг. Художнику нравятся чистые цвета, большие планы, как бы созвучные прекрасному будущему. Учился в Харьковском художественном училище (1915-1917), во Вхутемасе в Москве (1920-1925) у В. А. Фаворского.
Это был не первый его полет (летал однажды в Курске), но на этот раз он сумел запомнить и после передать на холсте необъятность воздушной среды, перевернутый с ног на голову мир. Вот таким образом он обращается к мозаике. Преподавал в ВХУТЕИН (Москва, 1928 –1930 профессор — 1940).
Капитолий, Танцоры в Гарлеме, Нью-Йорк, Париж. Тема спорта была одной из любимых у художника на протяжении всей жизни. Дейнека с детства был увлечен спортом, закалял свое тело и дух. Создание трехмерного пространства теперь захватывает и поглощает художника без остатка. Прежде всего в сфере производства и закупок вооружений (причём даже во время гражданской войны в Испании, когда итальянские и советские военные друг друга убивали).
Но самое главное, что в рамках проекта вышли в свет три отдельных исчерпывающих исследования по графике (том 1), живописи (том 2) и монументальным работам (том 3) художника. В своей поэтизации физического труда художник достиг невиданных ранее высот. Другое новое направление, за которое Дейнека смело берётся в конце двадцатых – рисунки в детских книгах и журналах. Через несколько лет крымские впечатления выльются в одну из самых романтичных работ Дейнеки— «Будущие летчики» (1938). Я думаю, что в период между 1935 и 1941 годами Дейнека не писал ничего более значительного и ответственного, чем «Первая пятилетка» и последовавший за нею «Левый марш».
ВХУТЕМАС в начале 1920-х годов — отдельная история. В послевоенный период искусство Дейнеки было очень неровным. успешно работал в журнальной графике (для журналов «У станка», «Прожектор» и др. ), книжной иллюстрации (к басням И. А. Крылова, 1922 кн. На ключевой выставке «Художники РСФСР за пятнадцать лет» (1933) работы Дейнеки демонстрировались как наиболее близкие, задающие верное направление в сторону соцреализма, в противовес работам авангардистов. Но все эти пути для Дейнеки были мелковаты. Один из немногих— эскиз росписи плафона Челябинского театра оперы и балета— приемная комиссия признала «низкого качества» и даже призывала художника исправить росписи.
Герой Социалистического Труда (1969). Более того, Дейнека уже не был указан в списке участников ОСТа. В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). Такие картины, как «Донбасс» (1947), «На просторах подмосковных строек» (1949), «Тракторист», «В Севастополе», «У моря.
Дейнеку привлекает идея долго-временности искусства. После персональной выставки 1957 года к нему вернулась слава одного из лучших советских художников. Каждый из планов картины прописан с небывалым тщанием.
В нем, правда, тоже пробыл недолго. «Не вопрос», — ответил фашист 2. Фигуры, при всей своей уплощенности и некоторой графичности, тем не менее обладают «чисто живописной весомостью в духе Микеланджело», как выразилась ведущая западная исследовательница творчества Дейнеки Кристина Кьер. В творчестве Дейнека потом очень далеко ушел от сатиры. Вы как бы только что поутру вышли из холодной реки.
Успех картины был такой, что в том же 1928 году ее послали на Венецианскую биеннале, а впоследствии «Оборона Петрограда» была выкуплена государством (сейчас входит в собрание ГТГ). Тем не менее, Италия и Советский Союз вовсю сотрудничали. А зимой 1938 года в стремительном темпе начинается работа над мозаичным циклом Сутки советского неба (на котором, по замыслу, должна быть запечатлена жизнь советского народа в течение одних суток) будущей станции московского метрополитена Маяковская, всего за шесть месяцев до её открытия. То, что спортсмены не обладают индивидуальными характеристиками, а также высокая точка зрения, придают произведению монументальность. К тому времени у него уже имелся опыт иллюстрирования книг, например, романа А. Барбюса В огне в 1926 (впрочем, более известно повторное в 1934). Рыбачки» (1956), «Москва военная», «В Севастополе» (1959), а также мозаики для фойе актового зала МГУ имени М. В. Ломоносова (1956), мозаику для фойе Дворца съездов в Московском Кремле (1961). С 1919 по 1920 Дейнека служил в РККА, где руководил художественной студией при Курском политуправлении и «Окнами РОСТа» в Курске.
Некоторые из них особенно выделяются своей смелой новизной и поэтической прелестью. Уже на Первой дискуссионной выставке 1924 года, где Дейнека, студент Вхутемаса, фигурировал в составе особой «группы трех» (вместе с Г. Пименовым и А. Гончаровым), он имел ясно выраженный творческий облик и очень отчетливо проступающие склонности и стремления. Атмосфера южного утра пронизана щедрым теплом солнца, свежим, чистым дыханием моря. На следующей выставке ОСТа, в 1926 году Дейнека поразил всех картиной «На стройке новых цехов».
Бурный, предельно напряженный пафос, резкая сила экспрессии, могучая динамика выделяют ее среди наиболее патетических произведений Дейнеки. Живописные работы Дейнеки 1920-х годов напоминали многократно увеличенные рисунки. С началом 1930-х годов тематика работ Дейнеки начала меняться. Особенно характерны для этого времени две: авиация и история.
Поодиночке, не зная еще друг друга, бредут будущие Кукрыниксы. В это время он создал напряженные и драматичные произведения. Рыбачки» (все 1956), такие мозаики, как «Парашютист» (1957), «Красногвардеец», «Доярка» (обе 1962), такие рисунки, как «Обнаженная девушка» (1951), являются созданиями большого художника, влюбленного в жизнь, преклоняющегося перед нравственной и физической красотой и достоинством человека. Студент Дейнека зимой жил при пяти градусах тепла, работал по ночам, но задора не терял. Лица бегунов сосредоточенны, каждое движение отточено.
В начале 1930-х художник пережил еще одно графическое увлечение — плакатом: создал около 20 агитационных плакатов, многие из которых были очень популярны («Механизируем Донбасс», «Работать, строить и не ныть. », «Китай на пути освобождения от империализма» и др. ). В 1937 году художник создает одно из самых лирических своих полотен – «Будущие летчики». Конечно, совершенно застраховаться нельзя (известно, что на фальшивом Дейнеке «прокалывались» даже опытные коллекционеры). Первые уроки бокса Дейнека брал у прославленного спортсмена Градополова. Байдуков Через полюс в Америку, 1938, И. Мазурука Наша авиация, 1940). В день подписания декларации» (1945), написанная Дейнекой с натуры и поднятая до символического обобщения, – это превосходные свидетельства всеобщности тех чувств, что владели всем советским народом на исходе войны.
Они— символы настоящего и будущего советской страны— переговариваются, улыбаются друг другу. Дейнеку пленил залитый солнцем Севастополь с его «презагорелыми, с фиолетовым отливом» мальчишками, отдыхающими, строгими набережными и конечно морем. Широкое спортивное движение, коллективизм людей переданы в картине «Бег».
Учился в харьковском ХУ (1914–1918) у Р. М. Пестрикова, А. М. Любимова, в ВХУТЕМАС (Москва, 1920–1925) на полиграфическом факультете у В. А. Фаворского и Н. И. Нивинского. Это были панно и росписи для фабрики-кухни в Филях (1932), эскизы панно для клуба Наркомзема, увы, так и не реализованные (1933).
Руководил секцией ИЗО Губнаробраза (1918), художественной студией при Курском политуправлении (1919–1920). А. А. В этих работах со все большей силой стала проявляться тяга художника к монументальности.
И все же можно сказать, что «монументализм» искусства Дейнеки нигде не проявился в таком последовательном и чистом виде, как в станковой живописи и акварелях, – именно здесь большой стиль менее всего оказался предвзятой, заранее намеченной формой, а стал органически целостным и естественным выражением чувства реального времени в его наиболее прогрессивном и действенном осмыслении, стал верным эхом истинных и вечных человеческих ценностей. Теоретики еще не вполне понимали, в чем именно должен будет выражаться новый стиль, но главное, чтоб это было правдивое, конкретное изображение исторической эпохи в ее революционном развитии, чтоб достижения социализма были, так сказать, налицо. Опыт «Обороны Петрограда» и лучших рисунков конца 1920-х годов дал свои плодотворные результаты очень скоро. Дейнека с детства был увлечен спортом.
Первоначальное образование получил в Харьковском художественном училище (1915—1917). Вместе с тем тяга к красивому была в мальчике всегда: прогулки по окрестным полям и лесам воспитывали любовь к природе иллюстрации из журнала «Нива» и лубочные картинки знакомили с искусством. Это позволит вам постоянно тренировать себя как мастера и труд этот себя с лихвои оправдает», — писал уже в зрелые годы Дейнека (цитата приводится по изданию проекта «Интерроса» «Александр Дейнека. С переломом к победе изменились и образы все еще обостренно-напряженных произведений художника: «Сбитый ас» (1943), с его безжалостно-суровой и в то же время великодушно-человечной правдой художественного образа и акварель «Берлин.
Однако удачными работы назвать нельзя, так же как и огромные панно для Парижской и Нью-йоркской выставок и мозаики и росписи для Московского метро. В послевоенный период Дейнека сохраняет прежний уровень работоспособности и мастерства, однако возвращается к старым, проверенным жанрам (мирные трудовые будни, спорт, духовно и физически здоровая натура), практически перестаёт расширять границы своего творчества. «Истинным спартанцем» называли современники и самого художника.
Однако карикатурами рисунки Дейнеки все-таки назвать сложно. Ноябрь 1941». С 1923 года помимо учебы Дейнека начал сотрудничать с журналом «Безбожник у станка» чуть позже — с изданиями «У станка», «Прожектор», «Даешь», «Красная нива», «Смена». В 1946 году по зарисовкам Дейнека создал серию акварелей «Москва военная», где зорко увидена и достоверно передана жизнь столицы в годы войны, но передана она уже с эпическим спокойствием, без напряжения и тревоги.
Набережная Сены, Париж. Предельная обобщенность образов превращает их в символы. Увидев на фотографии в немецкой прессе милый сердцу город в руинах, представив, как отчаянно защищали Севастополь его «будущие летчики», Дейнека решил написать картину именно об этом эпизоде войны, хотя и не видел его своими глазами. То же самое можно сказать и о картине «Левый марш», написанной на тему известного стихотворения В. Маяковского. В эти годы у Дейнеки были удачи и в монументально-декоративном искусстве – в мозаиках для фойе актового зала Московского университета (1956), для Дворца съездов в Московском Кремле.
Одной из лучших работ военного периода Дейнеки стала «Окраина Москвы. Многие из этих задач ОСТ очень весомо и сильно решил за время своего короткого существования – именно отсюда среди других работ вышла первая подлинно монументальная, несущая в себе обобщенный и глубоко действенный образ советская историко-революционная картина – «Оборона Петрограда» Дейнеки (1927).
Более остовскую вещь сложно себе представить, однако на четвертой выставке объединения в 1928 году «Текстильщицы» показаны не были. Итальянцы нам— Караваджо, а мы им— Дейнеку. Яркие порывы, титанические размахи пролетариата хочется писать тысячью самоцветных каменьев, запечатлеть эту героическую борьбу пролетарских масс» Дейнека собирался писать, ни много, ни мало, «красоту заводов» и «работу коллективных созиданий» для «храмов современности». В 1935 году художник посещает США, Францию и Италию. Перед художником стоят сложные задачи создания монументальных мозаик, предназначенных для станции метро «Площадь Маяковского». Возможно, они до сих пор лежат под землей (во время бомбежек их прятали во временное хранилище, местонахождение которого не установлено).
Всё это создает идеальные условия для фальсификаторов. На берегу спокойного бескрайнего моря расположилась группа юношей. Встречи эти окажут на художника огромное воздействие. В 1936 году им были выполнены два панно для Дома Красной Армии в Минске (уничтожены в годы войны).
Я знал Дейнеку много лет и очень близко. А кроме того, ОСТовцы всё больше замыкались на производственной тематике. Послушайте знающих людей, особенно тех, кто сомневается.
По воспоминаниям Дейнеки, роль агитационного плаката, журнального рисунка сводилась в ОСТе на нет, в то время как сам художник чувствовал себя в ту пору больше графиком, нежели живописцем (писал всего несколько картин в год). Уже первое произведение Дейнеки «Окраина Москвы. Отдушиной в этот период для Дейнеки стала скульптура (работал в дереве, майолике, бронзе, фарфоре, цементе) и камерная живопись— портреты близких, натюрморты, пейзажи. Зимой 1942 года Дейнека был командирован на фронт под Юхнов. Живописный стиль Дейнеки к тому времени уже вполне сформировался. Нередко при всей незрелости формальных исканий (ведь в 1924 году Дейнеке было двадцать пять, Пименову и Гончарову – двадцать один год от роду) эта тогдашняя художественная молодежь ставила себе весьма серьезные и важные задачи.
Резкая и яркая, зорко наблюденная характеристика изображенных людей скупой отбор минимальных необходимых примет места и времени смелая, вольная, даже причудливо отстраненная композиция цвет, сдержанный и полностью отвечающий эмоциональному состоянию, – все это говорило о настоящей взволнованности и действенном гуманизме создателя этих картин, очень далеких от элементарной, чисто внешней «современности», какую часто только и хотели видеть в искусстве Дейнеки. Многие графические приемы перешли потом в живопись художника. Стремится развить в себе волевое начало, вырабатывает точность, быстроту ориентировки., Китай на пути освобождения от империализма, Механизируем Донбасс.
На Первой дискуссионной выставке (1924), предшествовавшей образованию ОСТа, Дейнека в компании с Юрием Пименовым и Андреем Гончаровым выставил свою картину «Футбол». В картине «Парашютист над морем» (1934) не сразу различаешь, где небо, вода и суша фигура парашютиста показана в неожиданном ракурсе — вниз головой все это создает ощущение полета, бескрайнего неба. Картина «Первая пятилетка» (группа идущих рабочих, со строгими, серьезными, напряженными лицами, а за ними вверху, на фоне неба, греческая статуя Ники Самофракийской – гордое олицетворение победы) еще раз доказала одно из важнейших свойств Дейнеки: умение создать живые человеческие образы, полные психологической сложности и обостренной выразительности. Создать первую значительную картину было Дейнеке вовсе не просто, достаточно посмотреть, что предшествовало ей и окружало ее в его творчестве 1920-х годов. Именно в журналах во многом сформировался уникальный дейнековский стиль.
Самое простое— обратиться на форум AI: экспертного заключения, понятно, не получите, но полный набор аргументов за и против почти гарантирован. Дейнека перешел в созданное в том же году объединение «Октябрь». Вы как бы только что поутру вышли из холодной реки.
В своих новых этюдах он разрабатывает композиционные задачи движения. Автор раскрывает образ волевой и физической собранности человека. Он являлся членом президиума (с 1958 года), вице-президентом (1962—1966), академиком-секретарем (1966—1968) отделения декоративных искусств АХ СССР. Ректор ВХУТЕМАСа и актуальная повестка 1920-х гг.
В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928). С самого начала творческого пути Дейнеку волнуют бурные темпы новой эпохи.
Также в этот период он иллюстрирует басни Крылова (Кот и повар, Крестьянин и смерть, 1922). В конце 1940-х— 1950-е Дейнеку начали все больше критиковать за «формализм» и «схематизм».
Таков прелестный рисунок «Теннис» (1926) – четыре легкие изящные фигурки девушек-спортсменок. Соединение на полотне разных по состоянию фигур создает ощущение стремительности бега. К концу 1930-х гг. Как и у других членов ОСТ, множество картин раннего периода творчества Дейнеки посвящены изображению примет XX столетия, воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта (В Донбассе, 1925, Перед спуском в шахту, На стройке новых цехов, Лыжники, 1926, Текстильщицы, 1927). Изображен самый ответственный момент – передача эстафетной палочки.
И тогда Дейнека решил: раз он пишет картину о том, чего никто раньше не изображал, то он должен изобрести для нее новую композицию — «игра натолкнула меня на свой самостоятельный язык». А. А. Но возникла проблема с проведением испытаний — для них не хватало лётчиков. Размещенные в куполах мозаики рассказывали об одном дне из жизни Страны Советов: «. Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки (Сам батюшка пожаловал, Святые прозорливцы, Чудодейница, 1925) пришлись в этом журнале ко двору.
На юбилейной выставке к 10-летию РККА одним из центральных произведений стала дейнековская «Оборона Петрограда». События развиваются во временной последовательности.
Но в целом «журнально-плакатная работа» (таким объединяющим термином художник обозначил свои графические труды) Дейнеку порядком утомила. Кстати, этому самолёту своим рождением обязан Комсомольск-на-Амуре. Член президиума (с 1958), вице-президент АХ СССР (1962–1966), академик-секретарь отделения декоративных искусств АХ СССР (1968 –1969). Герои произведений Александра Дейнеки — молодые люди, в образах которых отразились идеальные представления художника о строителях нового мира — гармонично развитых, сильных, красивых, жизненно активных. К юбилейным выставкам Александр Дейнека создал два знаковых произведения — картины «Текстильщицы» и «Оборона Петрограда».
Несколько месяцев назад в Facebook состоялась интересная дискуссия: пользователь Сергей Сигачёв опубликовал картину «Бегущие девушки» и остроумно доказал, что, во-первых, девушки на картине — не главное, а во-вторых, паровоз на заднем плане картины — не просто «я-художник-я-так-вижу» паровоз, а редкая модификация паровоза «ЭУ», у которой тендер для воды и угля был конструктивно интегрирован с самим локомотивом.
Как говорил автор, «искусство выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью». Как позже писал Дейнека о «Текстильщицах», он «обрабатывал поверхность, делая ее гладкой, лакированной, смутно желая найти единство поверхности с фактурой полированных, светлых, еще не существующих стен, для которых он мечтал писать картины». Насколько к концу войны была глубока эта «разрядка» в настроении художника, наглядно говорит его большая картина «Раздолье» (1944) – радостная, полная жизнеутверждающей праздничной яркости, звучащая как песня благодаря ясному, прозрачному, легкому ритмическому и колористическому строю.
На картине «Бег» художник изображает многочисленных спортсменов, бегущих на длинную дистанцию. На склоне лет, в конце 1950-х— 1960-е, Дейнеку начали осыпать почестями и наградами: стал народным художником РСФСР (1959) и СССР (1963), был избран вице-президентом АХ СССР (1962–1966), получил орден Трудового Красного Знамени (1962) и др. В передаче и глубоко трагического («Наемник интервентов») и светлого, радостного, личного («На балконе», «Девочка у окна. И так же подлинно звучат «Набережная Сены» или «Дорога в Маунт-Вернон» в парижских и американских акварелях и этюдах маслом.
(Через год и ОСТ и РАПХ прекратят своё существование). обсуждением конструкции гидропланов. Работы отличают прекрасное знание анатомии, высокая культура исполнения. Представленная на выставке к 10-летию Октября картина «Текстильщицы» решена в светлой, почти белой гамме с оттенками красных охр на лицах и руках девушек. Он восхищается искусством древних греков, постигших красоту человеческого тела в движении.
Насмотревшись на модные «измы» во время столичных командировок, Дейнека принялся «насаждать на курских ухабах яркий кубизм». Голова футболиста выполнена им в цементной крошке с бронзой, «Севастополец» – в технике гальванопластики. Поездка в Севастополь в 1934 году даёт художнику почву для написания ряда новых пейзажей.
2009–2011». Уже только эта «мадонна двадцатого века» могла бы дать Дейнеке право на одно из первых мест в советском искусстве. Настоящим ударом стал для Дейнеки прорыв немцами обороны Севастополя. Манера письма, ранее гладкая и графичная, обрела большую пастозность, а темная и скудная цветовая палитра стала светлее и разнообразнее. Работа была выполнена по заказу РВС СССР и, что интересно, всего за одну неделю. Атлеты привычно выходят на первый план их фигуры пропорционально больше (и важнее) высотных зданий Садового кольца на фоне.
Самым сильным и самым совершенным воплощением этого перелома (или, по существу, полной художественной зрелости мастера) стала картина «Мать» (1932), бесспорно принадлежащая к числу вершин советского искусства. В 1959–1961 годах Дейнека создает серию мозаик под общим названием «Люди Страны Советов». Ажурная крыша строящегося цеха уходит вдаль, добавляет какого-то глубинного динамизма композиции. Революционные события увлекли восемнадцатилетнего юношу, у которого не было никаких причин —религиозных, семейных, материальных, — чтобы противиться переменам.
Журнальной графикой художник активно занимался до начала 1930-х. Заслуживают внимания всего лишь три картины этого периода: «Первая пятилетка» (1936), «Никитка – первый русский летун» (1940), «Левый марш» (1941). С другой стороны, опыт работы над этими иллюстрациями позволит позднее создать такое монументальное произведение как Никитка – первый русский летун (1940), где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского авиатора. Особое впечатление на художника произвела Сикстинская капелла: рассматривая роспись Микеланджело, художник убедился, что «темперамент заключается не в размашистом мазке, а в более глубоких проявлениях». В серию мозаичных панно «Люди Страны Советов» вошла также композиция «Хоккеисты».
Мозаика «Хорошее утро» свидетельствует о ясности эстетических убеждений автора исповедующего идеал активной трудовой жизни, утверждающего гармонию силы и разума индивидуальной воли и коллективного созидания. Самый интересный из них— «Скука» (1935), портрет госпожи Снайдер. Если они представляют лирическую линию в творчестве Дейнеки, то общественно-политическую, а также художественно-публицистическую сторону его искусства не менее сильно представляют картина «Безработные в Берлине» (1933) и обостренно-драматические, дышащие гневом рисунки к книге «Огонь» А. Барбюса (1934). «Сколько себя помню, я всегда рисовал», — вспоминал Дейнека. Это хорошо заметно на примере послевоенной картины «Эстафета по кольцу «Б»» (1947г. Холст, масло. Из армии был командирован учиться в Москву, во ВХУТЕМАС на полиграфическое отделение, где его педагогами были В. А. Фаворский и И. И. Нивинский (1920—1925). Многие решения композиций были подсказаны ему именно спортсменами. Это «Спящий мальчик с васильками», «Полдень» (обе – 1932), «Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами», «Купающиеся девушки» (обе – 1933).
Они посвящены Стране Советов, ее героической молодежи. Постепенно рождаются такие интересные композиции, как «Мальчик, прыгающий в воду», «Вратарь с мячом», «Эстафета», «Стометровка», «Боксер». Пустынная «Площадь Квиринала» или причудливая «Испанская лестница» передают неповторимый «дух местности», атмосферу улочек Рима. Много бегал, плавал, занимался гимнастикой. Его картины и панно отражают приметы современности и дух эпохи (коллективизация индустриализация, военная тематика, антирелигиозный пафос, новый быт) в стилистике, близкой конструктивизму и «новой вещественности». Сходите в музеи, посмотрите альбомы, не ориентируйтесь на Интернет (некоторые, мягко говоря, сомнительные работы считаются там подлинными). Еще одним известным советским художником, неравнодушным к спортивной тематике, был Александр Николаевич Самохвалов (1894-1971).
Художник академической выучки, М. Р. Пестриков муштровал ученика в классическом рисунке. Это самый полный на сегодняшний день живописный каталог Дейнеки. Работал в курском отделении РОСТА, оформлял массовые празднества. Художник старался видеть пейзажи глазами не стороннего наблюдателя, но моряка или летчика. Мозаики Дейнеки украшают станции московского метро «Маяковская» (1938) и «Новокузнецкая» (1943).
На следующий год участники этой выставки вместе с другими выпускниками ВХУТЕМАСа основывают Общество станковистов (ОСТ), Дейнека – один из членов-учредителей. Дейнека преподавал в Москве во ВХУТЕИНе (1928—1930), в Московском полиграфическом институте (1930—1934), в МГАХИ имени В. И. Сурикова (1934—1946, 1957—1963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945—1953, до 1948 директор), в МАРХИ (1953—1957). Командиром трансатлантичесего перелёта 1933 года был Итало Бальбо, министр авиации Италии и второй после дуче фашист страны (ему даже дали прозвище «наследник Муссолини»). Художник к тому же очень любил изображать море и небо. Дейнека Александр Александрович, российский художник, график, скульптор, народный художник СССР (1963), действительный член Академии художеств СССР (1947 вице-президент в 1962-1966).
Миром машин сын железнодорожника Дейнека был пленен, как мы помним, еще с детства. Многим картинам и правда, предшествовали журнальные иллюстрации. Одновременно с фотографичными, жизненными и где-то игривыми полотнами (На балконе, 1931) он пишет идейные и трагические картины (Наёмник интервентов, 1931) и вместе с тем продолжает рисовать плакаты (Построим мощный советский дирижабль Клим Ворошилов, Дадим пролетарские кадры Урало-Кузбассу, 1931). Огромное значение в этом случае имеет провенанс (история бытования) и если вещь не экспонировалась, не публиковалась в серьезных изданиях, т. е.
Наробраз Курска привлек художника к агитационной работе, поручил иллюстрировать стихи Маяковского плакатами по типу «Окон РОСТа». Эту любовь к спорту художник сохранил на всю жизнь.
На родине Дейнеку потом долго ругали за этот эксперимент. Но впоследствии, став учеником великого графика и художника-монументалиста Фаворского, Дейнека стал работать над иллюстрациями для популярных в то время журналов («Безбожник у станка», «Искорка», «Прожектор» и т. п. ), сотрудничать с передовыми издательствами и иллюстрировать книги для взрослых и детей. И художник вновь справляется с вызовом. Все эти работы – от картины «Мать» до произведений, выполненных в Америке, – отличаются особенным живописным богатством, необычайно изысканной колористической гармонией, неисчерпаемой изобретательностью композиционного построения, неизменно оставаясь проникнутыми жизненной правдой, обостренной психологической выразительностью.
Дейнека не расстается с альбомом. В первой половине 1930-х власть впервые заговорила о том, что у людей искусства должен быть единый творческий метод и имя ему — социалистический реализм. В кафе, Париж.
Бутсы и боксерские перчатки в постоянном обиходе художника. Таков трогательный и нежный «Негритянский концерт» (1935), где словно схвачен самый звук музыки и пения, самый образ и стиль американской музыки середины XX века. Глубоким страданием проникнуто другое произведение— «Сгоревшая деревня» (1942). Четкую грань между этими двумя творческими периодами провести сложно: спортсменов Дейнека писал и в 1920-х, а к темам Гражданской войны и техники (особенно авиации) художник обращался и в 1930-х.
Задачей этой художественной группировки было воспевание социалистической реальности, строительства новой жизни. С задачей он, впрочем, все равно справился. Творческий облик Дейнеки ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым). Член-учредитель объединений ОСТ (1925), Октябрь (1928), РАПХ (1931).
После Февральской революции занятия в училище прекратились. На форуме AI время от времени разворачиваются бурные обсуждения работ Дейнеки из тех, что появляются на аукционах (подробнее — здесь и не поленитесь дочитать до конца). В своем творчестве Александр Дейнека неоднократно обращался к теме спорта («Вратарь», 1934 «Игра в мяч», 1927 и др. ). Как верно сказал один из участников форума, «экспертиза экспертизой, но мозги нужно иметь свои», вот таким образом к работам Дейнеки, как, впрочем и любого другого «музейного» художника, нужно относиться с повышенным вниманием и бдительностью. На картине ирландского художника сэра Джона Лавери молодая девушка, одетая в длинное платье и шляпку по моде конца XIX века, отбивает мяч, упавший на ее половину корта.
Картина написана в теплом колорите, композиция полна внутреннего напряжения. В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города. Журнал Безбожник, в 1923-1932 гг.
Исследования, книги, выставки. Александр Дейнека (по другой версии, Дейнеко) родился 8 (20) мая 1899 года в семье железнодорожного слесаря в уездном Курске. Итальянские зарисовки отличны от американских или французских. Вот таким образом в ОСТе он стал одним из основных участников (до тех пор, пока не покинул объединение). Дейнеку вместе с другими художниками пригласили для оформления внутреннего убранства театра, в частности, плафона буфета, на тему «Красноармеискии кросс» (1939-1940г. ).
После нескольких работ с мучительно тревожными образами гибели и страдания (например, «Сгоревшая деревня», 1942) Дейнека создал «Оборону Севастополя» (1942) – одну из самых сильных своих картин и одну из самых драматических работ всего советского искусства того времени – скорбную и величественную героическую эпопею о подвиге защитников Севастополя. Графическое искусство он находил самым полезным для агитационных целей. Художники нового общества принимают решение совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, провозглашают ориентацию на художественную молодежь. Дейнека часто называл их «разговаривающими натурщиками». Вот лишь некоторые из них: «Девушка в футболке» (1932), «Спортсменка с цветами» (1933), «Девушка с ядром» (1933), «Девушка с мячом» (1933). Но если судить в целом, общее настроение работ художника в 1930-х очевидно изменилось.
Эта замечательная картина, показанная в феврале 1928 года на выставке к десятилетию Красной Армии, – одно из сильнейших воплощений в искусстве образа Революции, могущее с полным правом и честью стоять в одном ряду с «Клятвой сибирских партизан» С. Герасимова и «Октябрем» А. Матвеева. На рубеже XVIII-XIX веков популярность приобретает еще один вид спорта – боксерские бои. Картина «Окраина Москвы. Художник увлечен работой.
Участник выставок с 1924: Первой дискуссионной выставки объединений активного революционного искусства (1924), ОСТ (1925–1928), Октябрь (1928–1930), РАПХ (1931–1932). Тогда ее планировали назвать «Донбасской» и восьмигранные мозаики были объединены темой «Донбасс — всесоюзная кочегарка». Дейнека постепенно отходил от графической работы в журналах.
Он все больше стал работать в живописи, а потом и в монументальном искусстве. Художник умел молниеносно схватывать силуэты спортсменов, ловить их характерные движения его постоянно видели на стадионах за такими «снайперскими» зарисовками. В 1939–1940 годах Дейнека расписал плафон в Центральном театре Красной Армии в Москве и получил заказ на эскизы 14 мозаик для нынешней станции «Павелецкая». Исследования, книги, выставки. Не знаю, хорошая эта картина или плохая, но кажется, что настоящая».
Строганова. В 1928-29 гг. Поначалу художник тяготел почти к монохромности и в целом к темному, мрачному колориту. В период Великой Отечественной войны Дейнека жил в Москве и выполнял политплакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС». Я очень мало писал станковых картин – в год две картины.
Мозаика вобрала в себя поэтические интонации мира юности, все естественные краски природы. Однажды художник сказал: «Мне, независимо ни от чего, нравится человек в широком жесте, человек в спортивном или в рабочем движении, на большом дыхании». Дейнека был одним из основателей Общества художников-станковистов (ОСТ), созданного в 1925 году группой выпускников ВХУТЕМАСа. Такова замечательная акварель «Тюильри» (1935) с изображенной на ней скульптурой стремительно бегущей девушки и с неподвижно застывшей фигурой человека – бродяги или безработного – на садовой скамейке. адресовался в первую очередь пролетарскому читателю), был посвящён атеистическому воспитанию масс и борьбе с религиозными предрассудками. Полная трагизма, ярости, героики, «Оборона Севастополя» по праву считается одним из лучших произведений, посвященных Великой Отечественной войне.
Дейнека выступал (полутяжелый вес) против П. Вильямса (средний вес). Впоследствии и Дейнеке досталось за «формалистские» эксперименты 1920-х годов с цветом, формой и композицией, но в первой половине 1930-х он пока был в фаворе.
Они захватили воображение художника в связи с работой над иллюстрациями к детским книгам «Через полюс в Америку» Г. Байдукова и «Наша авиация» И. Мазурука (вышли в свет в 1938 и 1940 годах). В них заметны черты надуманности или рассудочной нарочитости. Но государственных заказов в этот период ему все равно почти не давали. В 1938–1939 годах он выполняет эскизы плафонов.
Движение, спорт для мастера — средоточие жизни, как будто повод буквально использовать сразу всю цветовую палитру. За довольно долгую жизнь Александр Александрович попробовал себя в живописи, графике (в том числе журнальной, книжной, плакатной и театральной), монументальном искусстве (панно, фрески, мозаики), скульптуре. С наступлением «оттепели» оттаяли чиновники и в отношении к Дейнеке. При всей правдоподобности, смешного в них было меньше, чем у тех же Кукрыниксов.
.