Картина Эстафета по кольцу Б (1947), мозаика Лыжники (1950), скульптуры Стометровка, Бегущая спортсменка и многие другие — убедительное тому подтверждение. Дейнека абсолютно по-особому чувствовал прелесть и очарование русского пейзажа. Художника и поэта роднили идеи революции и вера во всепобеждающую силу пролетариата. Но и в пейзажах Дейнека остается мастером необычайной живописной экспрессии и динамики. Дейнека Александр Александрович (1899-1969), советский художник. Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, Краснокрылый гигант, 1938). Дейнека был художником огромного таланта, страстного, неуемного темперамента.
Из армии был командирован учиться в Москву, во ВХУТЕМАС на полиграфическое отделение, где его педагогами были В. А. Фаворский и И. И. Нивинский (1920—1925). Ноябрь 1941 года (1941).
Картина «Окраина Москвы. В. И. Сурикова. Удостоен звания Героя Социалистического Труда в 1969. Однако именно в поздний период он (работая как педагог еще с 1920-х годов) пользуется особенно большим авторитетом среди творческой молодежи: мужественная энергия его работ воспринимается как вызов дряхлеющему «лакировочному» искусству, став одним из важных стимулов «сурового стиля». Мерно и стройно шагает отряд.
Одна из лучших картин Дейнеки получит то же название, что и известное стихотворение Маяковского – Левый марш (1941). В 1942 году совместно с художником Г. Г. Нисским совершил поездку на фронт под город Юхнов. Поездка в Севастополь в 1934 году даёт художнику почву для написания ряда новых пейзажей. В 1924 в составе «группы трех» (А. Почти мифологического величия достигают женские образы («Мать», 1932, там же), порой задорно-эротичные («На балконе», 1931, частное собрание, Москва).
А. Дейнека, Ю. И. Пименов, А. Д. Гончаров) принял участие в Первой дискуссионной выставке. 12 июня 1969 г., в Москве.
В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928). Художники нового общества принимают решение совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, провозглашают "ориентацию на художественную молодежь". У финиша, 1927). и сравнить их с картинами Дейнеки того же времени. Как писал художник позднее, она изначально отстала от времени.
Журнал "Безбожник", в 1923-1932 гг. А ведь этой простотой Дейнека как раз и достигал поразительных результатов. Работы: Перед спуском в шахту, 1925 На стройке новых цехов, 1926 Оборона Петрограда, 1928 На балконе, 1931 Бег, 1932—33 Мать, 1932 Игра в мяч, 1932 Будущие летчики, 1938 Оборона Севастополя, 1942 Хорошее утро (мозаика), 1959—1960 Хоккеисты (мозаика), 1959—1960 панно, росписи в общественных интерьерах мозаики плафонов станции московского метро Маяковская (1938—1939). Река Тускорь (1945).
ной теплотой. Байдуков "Через полюс в Америку", 1938, И. Мазурука "Наша авиация", 1940). У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность. За ней следует ряд других городских пейзажей военного времени (Площадь Свердлова в декабре 1941 года, Манеж, 1941). Но сколько бы искусство ни раскрывало прошлого и не забегало в будущее, оно принадлежит своему времени и если искусство несет в себе устойчивые, непреходящие идеи, оно будет всегда живое.
В творческой биографии А. А. Дейнеки, к сожалению, не по его вине были и спады и мрачные дни. А зимой 1938 года в стремительном темпе начинается работа над мозаичным циклом Сутки советского неба (на котором, по замыслу, должна быть запечатлена жизнь советского народа в течение одних суток) будущей станции московского метрополитена Маяковская, всего за шесть месяцев до её открытия. А кроме того, ОСТовцы всё больше замыкались на производственной тематике. За ней последовали другие работы: В обеденный перерыв в Донбассе (1935), Никитка—первый русский летун (1940), Будущие летчики (1937).
В 1925 стал одним из организаторов Общества станковистов (ОСТ), которое провозгласило «революционную современность и ясность в выборе сюжета», «стремление к законченной картине» (из устава ОСТ). Одним из первых шагов становится работа над книгой Про лошадей для самых маленьких. Как прекрасно дополняет пейзаж образ человека.
Новые, динамичные ракурсы вводятся мотивами авиации, которые находят наиболее выразительное воплощение в мозаиках плафонов станции московского метрополитена «Маяковская» (1938 – 1939) – этих красочных «прорывах» из подземелья. Дейнека был бесконечно влюблен в поэзию Маяковского. Из армии был командирован учиться в Москву, во ВХУТЕМАС на полиграфическое отделение, где его педагогами были В. А. Фаворский и И. И. Нивинский (1920—1925).
К темам и образам, найденным в 20-30-х гг., Дейнека обращался в монументальной живописи (панно и росписи Центрального театра Советской Армии, 1940: мозаичные плафоны станций Московского метрополитена Маяковская, 1938-39 и Новокузнецкая, 1943, мозаика Хорошее утро и Хоккеисты, 1959-60) и в станковых произведениях послевоенного периода (У моря, 1956-57, ГРМ). Колорит становится мягче, светлей, в ряде образов нарастают черты магического реализма (Игра в мяч, 1932, Третьяковская галерея). Важной страницей в его жизни стало оформление станций Московского метрополитена. Как прекрасно дополняет пейзаж образ человека.
Его мастерство, оригинальное и самобытное, составляет эпоху в отечественном искусстве. Одна из них – Под Курском. В 1935 году художник посещает США, Францию и Италию. Одна из них — "Под Курском. Характерная для мастера любовь к героизированным, романтико-утопическим по тону темам спорта достигает апогея в работах 1930-х годов (Бег, 1932-33, Русский музей). Бронзой и сталью отливает сдержанный колорит картины.
Он посвятил этой теме несколько своих полотен, одно из которых — «Мать» (1932). Из армии был командирован учиться в Москву, во ВХУТЕМАС на полиграфическое отделение, где его педагогами были В. А. Фаворский и И. И. Нивинский (1920—1925). Глубоким страданием проникнуто другое произведение— «Сгоревшая деревня» (1942).
Из тех же ритмов слагается и его ранняя, графичная и сдержанная по колориту живопись («Перед спуском в шахту», 1925, «На стройке новых цехов», 1926 обе – в Третьяковской галерее), где тоже безраздельно господствуют мускулистые тела, которые своими усилиями формируют новый мир. Но и в пейзажах Дейнека остается мастером необычайной живописной экспрессии и динамики. Есть у Дейнеки и чисто пейзажные работы. В 1936 году художник получил новый заказ — оформление советского павильона на Всемирной выставке в Париже.
Живописные произведения Дейнеки 20-30-х гг., передающие трудовой энтузиазм первых пятилеток (На стройке новых цехов, 1926, ГТГ), олицетворяющие героизм революционной борьбы (Оборона Петрограда, 1928, ЦМВС), физическое и духовное здоровье советских людей (Бег, 1934, ГРМ, Будущие лётчики, 1938. Искусство должно быть выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью. Я очень мало писал станковых картин – в год две картины. Александр Александрович Дейнека родился в старинном городе Курске. И хотя произведение это на первый взгляд несколько сурово, оно наполнено большой душев-. Искусство должно быть выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью".
носивший название Безбожник у станка (т. к. Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, Краснокрылый гигант, 1938). Род. Такая популярность привела к часто встречающейся фальсификации работ художника. С другой стороны, опыт работы над этими иллюстрациями позволит позднее создать такое монументальное произведение как Никитка – первый русский летун (1940), где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского авиатора.
В 1919-1920 гг. Причем картины всегда были посвящены определенным темам. Действительный член Академии художеств СССР (1947). В период Великой Отечественной войны Дейнека жил в Москве и выполнял политплакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС». Однако именно в поздний период он (работая как педагог еще с 1920-х годов) пользуется особенно большим авторитетом среди творческой молодежи: мужественная энергия его работ воспринимается как вызов дряхлеющему лакировочному искусству, став одним из важных стимулов сурового стиля. Дома тревожно притихли. Первые смальтовые композиции на станции «Маяковская» были в основном посвящены спортивной проблематике.
Они выглядели ярко и даже казались рельефными. Занявшись плакатом, художник предложил новую интерпретацию известного жанра. Дейнека родился в Курске в семье рабочего. Ноябрь 1941 года» (1941)— первая в этом ряду.
С 1919 по 1920 Дейнека служил в армии, где руководил художественной студией при Курском политуправлении и «Окнами РОСТа» в Курске. Дейнека родился в Курске в семье рабочего. Как он современен, как он живет вместе с человеком напряженной деятельной жизнью.
ной теплотой. Колорит становится мягче, светлей, в ряде образов нарастают черты магического реализма («Игра в мяч», 1932, Третьяковская галерея). В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928). " Дейнека был бесконечно влюблен в поэзию Маяковского. Почти мифологического величия достигают женские образы (Мать, 1932, там же), порой задорно-эротичные (На балконе, 1931, частное собрание, Москва). Это был Микеланджело, барочное буйство человека и природы Вернувшись, художник соединяет свои впечатления с воспоминаниями о прежнем довоенном городе и создаёт знаменитое героическое полотно Оборона Севастополя (1942), страшное и величественное.
Байдуков Через полюс в Америку, 1938, И. Мазурука Наша авиация, 1940). Глубоким страданием проникнуто другое произведение — «Сгоревшая деревня» (1942). Учился в Харьковском художественном училище. «Окраина Москвы» (1941) передает пустоту и тревогу. Журнал Безбожник, в 1923-1932 гг.
А ведь этой простотой Дейнека как раз и достигал поразительных результатов. Ленинская премия (1964). Встречи эти окажут на художника огромное воздействие. Искусство должно быть выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью. Интенсивно работал Дейнека и в годы Великой Отечественной войны. Как он современен, как он живет вместе с человеком напряженной деятельной жизнью.
Творчество Дейнеки почти не знает каких-либо потаенных слоев. А панно было отмечено золотой медалью выставки. В 1945–1952 преподавал в московском институте прикладного и декоративного искусства (в 1945–1948 занимал также пост ректора Института), в 1953–1957 — в Московском архитектурном институте. Таким видит город Дейнека Александр.
Они занесены снегом. Искусство, — писал Дейнека, — обладает изумительным качеством — воскрешать прошлое, показывать завтрашнее. За ней последовали другие работы: "В обеденный перерыв в Донбассе" (1935), "Никитка—первый русский летун" (1940), "Будущие летчики" (1937). Жесткая патетика Обороны Петрограда (1928, Центральный музей Вооруженных сил повторение – 1964, Третьяковская галерея), с шеренгами питерских пролетариев, уходящих на борьбу с Юденичем, воспринимается как гимн героической смерти во имя революции. В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ).
Далеко за возвышенностью по извилистой дорожке неторопливо идут три женские фигурки. Площадь согласия, Парижанка, Сен-Жермен, Тюильри, Стадион в Риме, Площадь в Риме, Юноша-негр, Негритянский концерт, 1935, Скука, 1936). В 1918 возвратился в Курск. В кафе, Париж. Итогом этого путешествия становится ряд городских пейзажей и портретов (Дорога в Маунт-Вернон, Филадельфия, Вашингтон.
Но с монументальной живописьюАлександру Дейнеке долго не везло. От города художник переходит к сельской местности, с глубоким страданием запечатлевает изуродованную землю родной страны (Сгоревшая деревня, 1942). С 1925 по 1928 участвовал во всех четырех выставках объединения в Москве, а также в международных выставках в Дрездене (1926), Лейпциге (1927), Кельне (1928), Нью-Йорке (1929). В 1919–1920 служил в Красной Армии, где руководил художественной студией при Курском политуправлении и «Окнами РОСТа»: делал плакаты, оформлял агитпоезда.
Как вам наверняка стало понятно из биографии художника Дейнека Александра Александровича. Творческий облик Дейнеки ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым). Член-учредитель ОСТ. Культ героической смерти с новой силой проявился у Дейнеки в образах Великой Отечественной войны (Оборона Севастополя, 1942, Русский музей). По сути дела, по моей природе ОСТ мне не был родственным.
Художественный образ предельно величав и обобщен. Ноябрь 1941 года, 1941, ГТГ). Чуть отставший раненый только подчеркивает драматизм и напряжение ситуации. Картина даже сближается со скульптурой, настолько мощно выписаны защитники города. Испытал также большое воздействие искусства Ф. Ходлера и немецкого экспрессионизма.
Началом этой многочисленной серии можно считать монументальное панно Гражданская авиация (1932). Однако работа художника в "Безбожнике" и других журналах отнюдь не ограничивалась сатирой. Его персонажи в ряде случаев лишаются нарочитой угловатости, свойственной конструктивистам такие картины Дейнеки, как «Купающиеся девушки», «Портрет девушки с книгой» (1934), «Будущие летчики» (1938), вызывают чувство умиротворения, покоя.
И вместе с тем дается образ неприступной для врага столицы. Дейнека был художником огромного таланта, страстного, неуемного темперамента. 8 (20) мая 1899 г., в Курске, ум. В 1919-1920 гг. Первой значительной работой становится Окраина Москвы. В это же время познакомился с В. В. Маяковским.
Молодость художника, как и многих его современников, была связана с революционными событиями. В это время он создал напряженные и драматичные произведения. Предметом изображения в произведениях Дейнеки становятся люди труда, спортсмены.
Мотивы счастливой страны будущего, – населенной прекрасными, атлетичными людьми, Дейнека находит на пляжах Севастополя, с которым связан целый ряд лучших его работ («Будущие летчики», 1938, Третьяковская галерея). Мозаики Дейнеки украшают станции московского метро «Маяковская» (1938) и «Новокузнецкая» (1943). Из армии был командирован учиться в Москву, во ВХУТЕМАС на полиграфическое отделение, где его педагогами были В. А. Фаворский и И. И. Нивинский (1920—1925). Дейнека был бесконечно влюблен в поэзию Маяковского. Он оформляет книги, пробует свои силы в плакате.
С другой стороны, опыт работы над этими иллюстрациями позволит позднее создать такое монументальное произведение как "Никитка – первый русский летун" (1940), где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского "авиатора". Первоначальное образование получил в Харьковском художественном училище (1915—1917). он получает художественное образование в Харьковском художественном училище. Как прекрасно дополняет пейзаж образ человека. В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города. Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, "Краснокрылый гигант", 1938).
Фигуры органично вписаны в пейзаж – бесконечные морские дали и бездонное синее небо. Картина Оборона Петрограда была первым живописным произведением художника. И не случайно в 1964 году Дейнека был удостоен Ленинской премии именно за произведения монументального искусства – мозаики – Хорошее утро (1959 – i960), Хоккеисты (1959 – 1960), Доярка (1962) и Красногвардеец (1962).
Александр Александрович Дейнека родился 8 (20) мая 1899 года в Курске, в семье железнодорожника. (Через год и ОСТ и РАПХ прекратят своё существование). У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность.
И хотя произведение это на первый взгляд несколько сурово, оно наполнено большой душев-. Советский художник-реалист (художник и график, мозаичист), посвятивший свое творчество романтике и героике советской жизни во всех ее проявлениях, будь то борьба, труд, спорт. Дейнека преподавал в Москве во ВХУТЕИНе (1928—1930), в Московском полиграфическом институте (1928—1934), в МГАХИ имени В. И. Сурикова (1934—1946, 1957—1963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945—1953, до 1948 директор), в МАРХИ (1953—1957). Он обычно набрасывал отдельные позы, делал схематические зарисовки местности. Один из учредителей ОСТа (1925).
В первый год войны в центре внимания Дейнеки находится прифронтовая жизнь Москвы. И не случайно в 1964 году Дейнека был удостоен Ленинской премии именно за произведения монументального искусства—мозаики—Хорошее утро (1959— i960), Хоккеисты (1959—1960), Доярка (1962) и Красногвардеец (1962). Капитолий, Танцоры в Гарлеме, Нью-Йорк, Париж. Некоторое время работал фотографом в Угрозыске, возглавлял секцию ИЗО Губнаробраза. Его картины всегда отличались глубокой идеей и высоким профессиональным мастерством. проявляется и интимная, мягко-лирическая линия (Мать, 1932, ГТГ).
И художник вновь справляется с вызовом. В. И. Сурикова, где возглавил мастерскую монументальной живописи., Превратим Москву в образцовый социалистический город пролетарского государства, 1930). В 1925 стал одним из учредителей ОСТа. Возьмите хотя бы пейзажный фон в Трактористе. Новые, динамичные ракурсы вводятся мотивами авиации, которые находят наиболее выразительное воплощение в мозаиках плафонов станции московского метрополитена Маяковская (1938-39) – этих красочных прорывах из подземелья.
Ещё один принципиально новый вид работы для Дейнеки – настенная роспись. В ней он также показывает себя мастером оригинального, неповторимого таланта. Первоначальное образование получил в Харьковском художественном училище (1915—1917). Александр Александрович Дейнека родился 8 (20) мая 1899 года в Курске, в семье железнодорожного рабочего.
Рыбачки» (1956), «Москва военная», «В Севастополе» (1959), а также мозаики для фойе актового зала МГУ имени М. В. Ломоносова (1956), мозаику для фойе Дворца съездов в Московском Кремле (1961). Положительным следствием этого членства является то, что в 1929 году выходит в печать новый рабочий журнал "Даёшь", в котором Александр Александрович становится одним из основных художников и работает вместе со старыми знакомыми из "Безбожника". В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ).
Также в этот период он иллюстрирует басни Крылова (Кот и повар, Крестьянин и смерть, 1922). носивший название "Безбожник у станка" (т. к. Как и у других членов ОСТ, множество картин раннего периода творчества Дейнеки посвящены изображению примет XX столетия, воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта (В Донбассе, 1925, Перед спуском в шахту, На стройке новых цехов, Лыжники, 1926, Текстильщицы, 1927). Патриаршие пруды. Вместе с тем он не прекращает писать в хорошо знакомых стилях на привычные темы исторические и спортивные (Коммунисты на допросе (в штабе белых), Безработные в Берлине, 1933, Крестьянское восстание, Бегуны, Вратарь, 1934). Патриаршие пруды.
К числу значительных работ послевоенного времени можно отнести полотна «У моря. Учился в железнодорожном училище, одновременно посещал художественную студию. Равно как и карикатуры на тех, кто считался классовым врагом победившего пролетариата: на кулаков интервентов, нэпманов, мещан и манерных дам, сожалеющих о дореволюционных временах (Тоска по изящной жизни, 1927)., Китай на пути освобождения от империализма, Механизируем Донбасс.
В период Великой Отечественной войны Дейнека жил в Москве и выполнял политплакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС». А ведь этой простотой Дейнека как раз и достигал поразительных результатов. Научные и исторические статьи, атеистическая публицистика сочетались с безжалостной сатирой: памфлетами на библейские темы, антирелигиозными частушками и, конечно, рисунками и карикатурами.
Автор монументальных по формам, динамичных по композиции произведений на темы патриотической героики, труда, спорта («Оборона Петрограда», 1928 «Будущие летчики», 1938 «Оборона Севастополя», 1942 «Хорошее утро», 1959 – 1960 панно, росписи в общественных интерьерах). Выходец из семьи железнодорожного рабочего, учился в Харьковском художественном училище (1915 – 1917). Мозаики Дейнеки украшают станции московского метро «Маяковская» (1938) и «Новокузнецкая» (1943). В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ).
Настоящим шедевром в этом ряду становятся Будущие лётчики (1937), одна из самых романтических картин Дейнеки, на которой изображены трое подростков, они сидят спиной к зрителю и мечтательно смотрят вслед улетающему самолёту. В картине практически нет никаких примет быта. Далеко за возвышенностью по извилистой дорожке неторопливо идут три женские фигурки. Лишь изредка, как в прозе А. П. Гайдара, в его образах проступают чувства отчуждения и тоски (например, в психологически напряженных, магико-реалистических пейзажах, возникших под впечатлением поездок в Италию, Францию и США в 1935). Он являлся членом президиума (с 1958 года), вице-президентом (1962—1966), академиком-секретарем (1966—1968) отделения декоративных искусств АХ СССР.
Дейнека выражает мироощущение нового, советского человека. Не забыта тема авиации, но теперь картины несут совсем другие настроения, чем в тридцатые (Сбитый ас, 1943, Парашютный десант на Днепре, 1944). Рыбачки» (1956), «Москва военная», «В Севастополе» (1959), а также мозаики для фойе актового зала МГУ имени М. В. Ломоносова (1956), мозаику для фойе Дворца съездов в Московском Кремле (1961). Выпускник Харьковского художественного училища (1915—1917), потом ВХУТЕМАСа (1925).
В ней он также показывает себя мастером оригинального, неповторимого таланта. Его мастерство, оригинальное и самобытное, составляет эпоху в отечественном искусстве.
Кажется, все предельно просто. Предки его, по всей вероятности, происходили из среды малороссийских крестьян. Река Тускорь (1945).
Выходец из семьи железнодорожного рабочего, учился в Харьковском художественном училище (1915-17). В 1942 году совместно с художником Г. Г. Нисским совершил поездку на фронт под город Юхнов. С 1919 по 1920 Дейнека находился в армии, где руководил художественной студией при Курском политуправлении и «Окнами РОСТа» в Курске. Дейнека родился в Курске в семье рабочего. Просто сейчас они все объединены одной идеей и ничему личному в данный момент нет места.
Равно как и карикатуры на тех, кто считался классовым врагом победившего пролетариата: на кулаков интервентов, нэпманов, мещан и манерных дам, сожалеющих о дореволюционных временах ("Тоска по изящной жизни", 1927). Кажется, все предельно просто. Перед нами легкая изящная фигура юной спортсменки в момент, когда она в стремительном порыве летит вперед, преодолевая высоту установленной планки. Фон дан скупой линией отдаленного города.
Творческий облик Дейнеки был ярко и отчетливо представлен в его произведениях на первой же выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (в группу входили также А. Д. Гончаров и Ю. И. Пименов). Фигуры органично вписаны в пейзаж — бесконечные морские дали и бездонное синее небо. носивший название Безбожник у станка (т. к. Дейнека любил необычные ракурсы, динамичные повороты, его тянуло к монументальным формам искусства.
В 1941—1946 годах он создает серию Москва военная: Площадь Свердлова в декабре 1941 года, Вечер. Российский художник и график, народный художник СССР (1963), действительный член Академии худржеств СССР (1947), Герой Социалистического Труда (1969), лауреат Ленинской премии (1964). Первоначальное образование получил в Харьковском художественном училище (1915—1917). Его картины всегда отличались глубокой идеей и высоким профессиональным мастерством. Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки (Сам батюшка пожаловал, Святые прозорливцы, Чудодейница, 1925) пришлись в этом журнале ко двору. Испытал также большое воздействие искусства Ф. Ходлера и немецкого экспрессионизма. К тому времени у него уже имелся опыт иллюстрирования книг, например, романа А. Барбюса В огне в 1926 (впрочем, более известно повторное в 1934).
За ней последовали другие работы: В обеденный перерыв в Донбассе (1935), Никитка – первый русский летун (1940), Будущие летчики (1937). Картина "Оборона Петрограда" была первым живописным произведением художника. Лишь изредка, как в прозе А. П. Гайдара, в его образах проступают чувства отчуждения и тоски (например, в психологически напряженных, магико-реалистических пейзажах, возникших под впечатлением поездок в Италию, Францию и США в 1935). Культ героической смерти с новой силой проявился у Дейнеки в образах Великой Отечественной войны («Оборона Севастополя», 1942, Русский музей). С середины 1920-х много работал в области журнальной и плакатной графики, сотрудничал с журналами «Безбожник у станка», «У станка», «Прожектор», «Красная нива». Александр Александрович Дейнека родился 8 (20) мая 1899 года в Курске, в семье железнодорожника. Патриаршие пруды.
Дейнека много и плодотворно работал над темой о спорте. Возьмите хотя бы пейзажный фон в Трактористе. Интенсивно работал Дейнека и в годы Великой Отечественной войны. После войны избран действительным членом Академии художеств СССР.
Есть у Дейнеки и чисто пейзажные работы. Искусство, — писал Дейнека, — обладает изумительным качеством — воскрешать прошлое, показывать завтрашнее. В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928). С 1934 (до 1946) преподавал в Московском художественном институте им.
Вещи позднего периода (мозаики «Хорошее утро» и «Хоккеисты», 1959-1960 за эти и другие послевоенные мозаики художнику была присвоена Ленинская премия 1964) экспрессивны, но малооригинальны по отношению к прежнему творчеству мастера. Художника и поэта роднили идеи революции и вера во всепобеждающую силу пролетариата. Дейнека был художником огромного таланта, страстного, неуемного темперамента.
Во второй половине 1940-х его «физкультурные поэмы» обретают еще более праздничную, победную интонацию. Сам он считал основополагающим период своей работы в журнале Безбожник (или Безбожник у станка с 1923). Фигуры органично вписаны в пейзаж — бесконечные морские дали и бездонное синее небо. Творческий облик Дейнеки ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым). В 1925 стал одним из учредителей ОСТ а. Сам он считал основополагающим период своей работы в журнале «Безбожник» (или «Безбожник у станка» с 1923). С другой стороны, опыт работы над этими иллюстрациями позволит позднее создать такое монументальное произведение как Никитка – первый русский летун (1940), где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского авиатора.
В творческой биографии А. А. Дейнеки, к сожалению, не по его вине были и спады и мрачные дни. Художники нового общества принимают решение совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, провозглашают ориентацию на художественную молодежь. ной теплотой. Далеко за возвышенностью по извилистой дорожке неторопливо идут три женские фигурки. Но враг не пройдет.
Художника и поэта роднили идеи революции и вера во всепобеждающую силу пролетариата. Журнал Безбожник, в 1923-1932 гг. Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки ("Сам батюшка пожаловал", "Святые прозорливцы", "Чудодейница", 1925) пришлись в этом журнале ко двору.
С 1919 по 1920 Дейнека служил в РККА, где руководил художественной студией при Курском политуправлении и «Окнами РОСТа» в Курске. Преподавал в московском Вхутеине (1928-30), Московском полиграфическом институте (1928-34), МХИ (1934-46, 1957-63), МИПИДИ (1945-52), МАРХИ (1953-57). Важную роль в творчестве Дейнеки играет и другая командировка – заграничная. И все.
В 1942 совершил поездку на фронт, создав по зарисовкам графический цикл «По дорогам войны». На следующий год участники этой выставки вместе с другими выпускниками ВХУТЕМАСа основывают Общество станковистов (ОСТ), Дейнека – один из членов-учредителей. Его картины всегда отличались глубокой идеей и высоким профессиональным мастерством.
Большое значение в творческом становлении и в формировании мироощущения художника имели годы ученичества и общения с В. А. Фаворским, а также встречи с В. В. Маяковским. Продолжал учебу в московском ВХУТЕМАСе (1920 – 1925), в том числе у В. А. Фаворского, оказавшего на него особое влияние. Герой Социалистического Труда (1969), лауреат Ленинской премии (1964). Как он современен, как он живет вместе с человеком напряженной деятельной жизнью. Одновременно в творчестве Дейнеки 30 х гг. В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928).
В 1956 возвратился в Московский художественный институт им. Река Тускорь" (1945). Уже в детстве у мальчика появляется два непохожих интереса, живопись и техника.
И хотя произведение это на первый взгляд несколько сурово, оно наполнено большой душев-. Однако работа художника в Безбожнике и других журналах отнюдь не ограничивалась сатирой. ", "Китай на пути освобождения от империализма", "Механизируем Донбасс. Благодаря этому, хоть и косвенно, его знают даже люди, далекие от живописи., российский художник. Дейнека даже сам удивлялся тому, как много он успевал.
Из армии был командирован учиться в Москву, во ВХУТЕМАС на полиграфическое отделение, где его педагогами были В. А. Фаворский и И. И. Нивинский (1920—1925). Ему заказали три панно для здания Наркомзема в Москве. Эскизы их были восторженно приняты, но от изготовления самих панно почему-то отказались. и сравнить их с картинами Дейнеки того же времени.
Жесткая патетика «Обороны Петрограда» (1928, Центральный музей Вооруженных сил повторение – 1964, Третьяковская галерея), с шеренгами питерских пролетариев, уходящих на борьбу с Юденичем, воспринимается как гимн героической смерти во имя революции. Характерная для мастера любовь к героизированным, романтико-утопическим по тону темам спорта достигает апогея в работах 1930-х годов («Бег», 1932 – 1933, Русский музей). В период Великой Отечественной войны 1941-45 Дейнека создал проникнутую героическим пафосом картину Оборона Севастополя (1942, ГРМ) и суровые, драматические пейзажи (Окраина Москвы. Произведения Дейнеки становятся лиричнее, человечнее и в то же время смелее индивидуальнее (Полдень, 1932, Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами, Купающиеся девушки, 1933).
Броская, «снайперская» линия, четкие ритмы воспроизводят в его журнальных рисунках новый – светлый, здоровый мир, противостоящий старому, грязному и дряблому, миру капиталистических пережитков. Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки (Сам батюшка пожаловал, Святые прозорливцы, Чудодейница, 1925) пришлись в этом журнале ко двору. С 1963 г. народный художник СССР. Женское собрание, Паровой молот на Коломенском заводе, 1925, Рабочий и крестьянин, Футбол, Спортплощадка. Он учится в Курском железнодорожном училище и одновременно ходит в небольшую студию.
Одна из них — Под Курском. Его мастерство, оригинальное и самобытное, составляет эпоху в отечественном искусстве. Можно даже образно назвать Дейнеку Маяковским в живописи. Теперь старые места предстают в новом, драматичном и зловещем антураже. Вещи позднего периода (мозаики Хорошее утро и Хоккеисты, 1959-60 за эти и другие послевоенные мозаики художнику была присвоена Ленинская премия 1964) экспрессивны, но малооригинальны по отношению к прежнему творчеству мастера. Возьмите хотя бы пейзажный фон в "Трактористе".
Не будучи связанным с живописной традицией (Дейнека учился на полиграфическом отделении у Фаворского и Нивинского), он привнес в свою живопись чисто графическое понимание формы, благодаря чему его станковые картины по выразительности и лаконизму близки искусству плаката. Мотивы счастливой страны будущего, – населенной прекрасными, атлетичными людьми, Дейнека находит на пляжах Севастополя, с которым связан целый ряд лучших его работ (Будущие летчики, 1938, Третьяковская галерея). К числу значительных работ послевоенного времени можно отнести полотна «У моря. Учился в Харьковском художественном училище. Дейнека абсолютно по-особому чувствовал прелесть и очарование русского пейзажа.
И не случайно в 1964 году Дейнека был удостоен Ленинской премии именно за произведения монументального искусства—мозаики—"Хорошее утро" (1959— i960), "Хоккеисты" (1959—1960), "Доярка" (1962) и "Красногвардеец" (1962). Ноябрь 1941 года» (1941) — первая в этом ряду. В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города. Этого не допустят защитники столицы, которые здесь незримо присутствуют.
Учился в московском Вхутемасе (1920-25) у В. А. Фаворского и И. И. Нивинского. Там он учился у известнейших художников — Кардовского, Штеренберга, но главным своим учителем считал В. Фаворского. Искусство должно быть выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью.
У финиша", 1927). Его персонажи — рослые юноши и девушки, пышущие здоровьем, атлетически сложенные. Продолжал учебу в московском ВХУТЕМАСе (1920-25), в том числе у В. А. Фаворского, оказавшего на него особое влияние.
Есть у Дейнеки и чисто пейзажные работы. Кажется, все предельно просто. В 1940 году он вновь обратился к мозаике и сделал несколько панно для станции метро «Павелецкая», но установлены они не были из-за начала войны. Картина Оборона Петрограда была первым живописным произведением художника. Дейнека преподавал в Москве во ВХУТЕИНе (1928—1930), в Московском полиграфическом институте (1930—1934), в МГАХИ имени В. И. Сурикова (1934—1946, 1957—1963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945—1953, до 1948 директор), в МАРХИ (1953—1957). Авиационные картины Дейнеки разнятся по настроению – от изобразительности (Бомбовоз, 1932, Гидропланы, 1934) до героической патетики (Парашютист над морем, 1934, Краснокрылый гигант, 1938).
В послевоенный период Дейнека сохраняет прежний уровень работоспособности и мастерства, однако возвращается к старым, проверенным жанрам (мирные трудовые будни, спорт, духовно и физически здоровая натура), практически перестаёт расширять границы своего творчества. В 1928-29 гг. Он являлся членом президиума (с 1958 года), вице-президентом (1962—1966), академиком-секретарем (1966—1968) отделения декоративных искусств АХ СССР.
В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). Одновременно с фотографичными, жизненными и где-то игривыми полотнами (На балконе, 1931) он пишет идейные и трагические картины (Наёмник интервентов, 1931) и вместе с тем продолжает рисовать плакаты (Построим мощный советский дирижабль Клим Ворошилов, Дадим пролетарские кадры Урало-Кузбассу, 1931). В мае 1945 предпринял творческую командировку в Берлин.
Творческий облик Дейнеки ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым). В ней он также показывает себя мастером оригинального, неповторимого таланта. Когда в 1931 году Октябрь принимает его рисунки на выставку с большим количеством оговорок, художник покидает общество и переходит в РАПХ (Российская ассоциация пролетарских художников). 1932 год можно считать вехой в творчестве Александра Дейнеки, новым этапом в развитии его искусства. В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928).
Интенсивно работал Дейнека и в годы Великой Отечественной войны. Творческий облик Дейнеки был ярко и отчетливо представлен в его произведениях на первой же выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (в группу входили также А. Д. Гончаров и Ю. И. Пименов). Типичными живописными произведениями остовского периода стали полотна Перед спуском в шахту (1925 г. ), На стройке новых цехов (1926 г. ), Текстильщицы (1927 г. ). Народный художник СССР (1936), действительный член АХ СССР (1947 вице-президент в 1962-66), Герой Социалистического Труда (1969). Родился в семье рабочего-железнодорожника.
Естественно и органично в его творчество входит тема материнства. Учился в Харьковском художественном училище. По рекомендации своих тамошних наставников в 1915-1917 гг.
Также в этот период он иллюстрирует басни Крылова ("Кот и повар", "Крестьянин и смерть", 1922). В этом отношении близок В. В. Маяковскому, образы которого его не раз вдохновляли. Как и у других членов ОСТ, множество картин раннего периода творчества Дейнеки посвящены изображению "примет XX столетия", воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта ("В Донбассе", 1925, "Перед спуском в шахту", "На стройке новых цехов", "Лыжники", 1926, "Текстильщицы", 1927). Художник делает и пейзажные зарисовки, как, например, «Ночной пейзаж». Влияние Владимира Андреевича на будущее творчество Александра очевидно – достаточно взглянуть на ряд полотен Фаворского 20-30-х гг. Дейнека — крупнейший мастер советского искусства.
В 1943 выполнил мозаики для станции метро «Новокузнецкая». Строг и суров ритм картины. Тем не менее, за последующие два десятка лет он создаёт ещё множество шедевров (У моря. Дейнековскому образу матери с ребёнком на руках предстоит стать классическим. Картина «Окраина Москвы.
Набережная Сены, Париж. В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). Байдуков Через полюс в Америку, 1938, И. Мазурука Наша авиация, 1940). Первая работа оказалась неудачной: задуманная в так называемом «большом стиле», с обилием знамен и показной радостью, она оказалась напыщенной и неубедительной. Из тех же ритмов слагается и его ранняя, графичная и сдержанная по колориту живопись (Перед спуском в шахту, 1925, На стройке новых цехов, 1926 обе – в Третьяковской галерее), где тоже безраздельно господствуют мускулистые тела, которые своими усилиями формируют новый мир.
Творчество Дейнеки почти не знает каких-либо потаенных слоев. В это время он создал напряженные и драматичные произведения.