Александр Александрович Дейнека был лидером. Более того, основной корпус его работ хранится в музеях в базе AI зафиксировано всего 80 произведений, приписываемых Дейнеке, за последние 30 лет появлявшихся на открытых торгах. Дейнека Александр считал, что искусство «должно быть самой жизнью». Несколько работ Дейнеки вошли в собрание Института русского реалистического искусства (ИРРИ). А сейчас многие хлопы, походив в дейнеках и шишах, пограбив обозы, держат в ямах побольше добра, чем в шляхетских избах.
В период Великой Отечественной войны А. А. Дейнека создал ряд выдающихся произведений. Для Дейнеки было естественно и просто работать над плакатами, листовками, оформлять обложки журналов и вложить всего себя в картину, тема которой выделена Реввоенсоветом. За время пребывания в Октябре Дейнека пишет всего одну картину, однако создаёт множество рисунков и плакатов.
С другой стороны, опыт работы над этими иллюстрациями позволит позднее создать такое монументальное произведение как Никитка – первый русский летун (1940), где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского авиатора. Дейнека Александр Александрович (1899 – 1969) – советский художник, который прославлял светлый завтрашний день. Какие мы благородные, – дурашливо залепетал Трофим, – прямо просимся на картину Дейнеки – юноша защищает девушку от наезда самосвала, – потом басисто добавил.
Дейнека был художником, пронзенным чувством молодости. Дейнека регулярно посещал любимый им Севастополь – город моря, южного солнца, самолетов, моряков и кораблей. Дейнека Александр Александрович (1899 – 1969), русский художник, советский живописец, график и скульптор, педагог, действительный член Академии художеств СССР (1947), народный художник СССР (1963).
Заметные картины Дейнеки этого периода Тракторист (1956) и У моря. Дейнека Александр Александрович картины писал не кистью, а умным сердцем. В 1921 году А. А. Дейнека получил направление на учёбу в Москву. Большое внимание Дейнека уделял темам авиации («В воздухе», 1932, КГ, Курск «Будущие лётчики», 1938, ГТГ) и спорта («Футболист», 1934, ГТГ «Бег», 1934, ГРМ и др. ) в связи с темой физкультуры художник нередко обращался к изображению обнажённого тела («Игра в мяч», 1932, ГТГ и др. ).
За время пребывания в Октябре Дейнека пишет всего одну картину, однако создаёт множество рисунков и плакатов. Александр Александрович Дейнека (1899 — 1969) — советский живописец, график и скульптор, педагог. 12 июня 1969 года Александр Александрович Дейнека умер в Москве и был похоронен на московском Новодевичьем кладбище. Александр Дейнека относится к числу художников, безусловно, признанных и публикой и критикой и арт-рынком.
Картина советского художника Александра Дейнеки «За занавеской» продана на лондонском аукционе MacDougalls за 2 миллиона 248 тысяч фунтов— без малого 3, 5млн долларов5. Одним из лучших полотен этого этапа творчества Дейнеки явилась картина Мать. А. а. дейнеки, ГТГ, ГРМ, Института русского реалистического искусства (ИРРИ). 16 февраля в Риме в рамках Года России в Италии открылась масштабная выставка произведений классика советского искусства Александра Дейнеки, чье наследие стало явлением мировой художественной культуры.
За мозаичные работы Хорошее утро (1959-1960) и Хоккеисты (1959-1960) А. А. Дейнека в 1964 году получает Ленинскую премию. Дейнека смотрел на события недавнего революционного прошлого глазами своего современника — советского человека двадцатых годов. С начала 1930-х Дейнека обращается к теме авиации («Парашютист над морем», 1934) иллюстрации к детской книге летчика Г. Ф. Байдукова «Через полюс в Америку» (вышла в свет в 1938).
В 1928 году Дейнека ушел из Общества и из «Безбожника у станка», создав совместно с объединением «Октябрь» журнал «Даешь», основанный на близких ему конструктивистских принципах. Работы Дейнеки находятся в собраниях: ККГ им. Александр Александрович Дейнека родился 8 (20) мая 1899 года в Курске, в семье железнодорожника. Всю свою жизньАлександр Александрович Дейнека искал те приемы, которые помогли бы передать всю экспрессию движения.
С начала 1930-х Дейнека обращается к теме авиации («Парашютист над морем», 1934) иллюстрации к детской книге летчика Г. Ф. Байдукова «Через полюс в Америку» (вышла в свет в 1938). В 1941 году Дейнека создаёт картину Левый марш, мотивы которой очевидно навеяны стихотворением Маяковского, тогда же решается запечатлеть и образ любимого поэта (Владимир Маяковский в РОСТА, 1941). Вот еще забавная часть творчества Александра Дейнеки, которую вполне можно назвать анти-иконой. Дейнеку или боготворили или терпеть не могли» 1. Дух ВХУТЕМАСа наложил значительный отпечаток на творчество молодого художника: картины Дейнеки периода обучения в мастерских (Автопортрет в панаме, Женский портрет, Портрет художника Вялова) испытывают заметное влияние авангардных течений.
Дейнека Александр Александрович (1899 — 1969) — живописец, график, художник монументально-декоративного искусства и скульптор. Художник Александр Дейнека создает эпопею о защите Севастополя. Собственный спортивный опыт, наблюдение за спортсменами, общение с мастерами спорта оказали существенное влияние на пластическое мышление Александра Дейнеки, подсказали новые формы изобразительности. Александр Александрович Дейнека вошел в историю советского изобразительного искусства как автор многих живописных и графических произведений, фресок, росписей, мозаик, скульптур. В 1935 году каким-то чудом (страна все больше отгораживалась от мира) Дейнека посетил Западную Европу и США.
Если попытаться охарактеризовать одним словом творчество А. Дейнеки, то словом этим будет — современность. Дейнека Александр Александрович – советский живописец, художник-монументалист, график иллюстратор, скульптор. 12 июня 1969 года Александр Александрович Дейнека скончался в Москве, похоронен на московском Новодевичьем кладбище. И в станковой форме Александр Дейнека был верен себе.
12 июня 1969 года Александр Александрович Дейнека скончался в Москве, похоронен на московском Новодевичьем кладбище. Программной для творчестваАлександра Александровича Дейнеки этого времени является картина «Оборона Петрограда» (1928). Другое новое направление, за которое Дейнека смело берётся в конце двадцатых – рисунки в детских книгах и журналах. Так желая показать разрушительные последствия Великой войны, Дейнека рисует полотно «Сгоревшая деревня».
Александр Александрович Дейнека был вице-президентом Академии художеств, получил звание Героя Социалистического труда. Александр Дейнека родился 8 мая 1899 года в Курске. А. дейнека тогда отошел от документального воспроизведения батальных сцен и изобразил на полотне символическую схватку двух непримиримых сил – жизни и смерти, светлых сынов народа и темно-серых вражеских полчищ. Картина советского художника Александра Дейнеки «За занавеской» продана на лондонском аукционе MacDougalls за 2 миллиона 248 тысяч фунтов— без малого 3, 5млн долларов. Эпический размах и оптимизм отличают жанровые полотна Дейнеки 1940-х гг.
В 1924 году проходит его первая выставка, на которой Дейнека демонстрирует свой талант.
Тем не менее, мастерство Дейнеки становится всё более плодотворным, разнообразным по тематике и настроению. Опыт «Обороны Петрограда» и лучших рисунков конца 1920-х годов дал свои плодотворные результаты очень скоро.
Сам он считал основополагающим период своей работы в журнале Безбожник (или Безбожник у станка с 1923).
За ней следует ряд других городских пейзажей военного времени (Площадь Свердлова в декабре 1941 года, Манеж, 1941). Парадокс утверждающейся литературы бросается в глаза: она вещает о новом человеке – возвращается к старой, обветшалой эстетике. Обращают на себя внимание его наиболее известные послевоенные картины: «Эстафета по кольцу Б» (1947), «На просторах подмосковных строек» (1949), «Открытие колхозной электростанции» (1954), в которых сложился удивительный симбиоз присущего Дейнеке монументализма с натуралистическо-иллюстративными тенденциями и фальшивым восторгом персонажей, полотно «Покорители космоса» (1961) с игрушечными ракетами.
Такие картины, как «Донбасс» (1947), «На просторах подмосковных строек» (1949), «Тракторист», «В Севастополе», «У моря. Рыбачки» (все 1956), такие мозаики, как «Парашютист» (1957), «Красногвардеец», «Доярка» (обе 1962), такие рисунки, как «Обнаженная девушка» (1951), являются созданиями большого художника, влюбленного в жизнь, преклоняющегося перед нравственной и физической красотой и достоинством человека. Тогда ее планировали назвать «Донбасской» и восьмигранные мозаики были объединены темой «Донбасс — всесоюзная кочегарка». Где остальные мозаики — неизвестно. Но там, где он оставался самим собой, где возвращался к основам своего дара, где уходил от схем к живым, ярко индивидуальным человеческим образам, к нему всегда приходила удача и рождались сильные, смело новаторские произведения. Но с монументальной живописьюАлександру Дейнеке долго не везло., Превратим Москву в образцовый социалистический город пролетарского государства, 1930). Просто сейчас они все объединены одной идеей и ничему личному в данный момент нет места.
Его персонажи — рослые юноши и девушки, пышущие здоровьем, атлетически сложенные. Можно даже образно назвать Дейнеку Маяковским в живописи. Чуть отставший раненый только подчеркивает драматизм и напряжение ситуации. Александр Александрович Дейнека родился в старинном городе Курске. К тому времени у него уже имелся опыт иллюстрирования книг, например, романа А. Барбюса В огне в 1926 (впрочем, более известно повторное в 1934). Причем картины всегда были посвящены определенным темам.
Уже на Первой дискуссионной выставке 1924 года, где Дейнека, студент Вхутемаса, фигурировал в составе особой «группы трех» (вместе с Г. Пименовым и А. Гончаровым), он имел ясно выраженный творческий облик и очень отчетливо проступающие склонности и стремления. Эскизы их были восторженно приняты, но от изготовления самих панно почему-то отказались. К числу значительных работ послевоенного времени можно отнести полотна «У моря. Через несколько лет крымские впечатления выльются в одну из самых романтичных работ Дейнеки— «Будущие летчики» (1938). Картина «Окраина Москвы.
Народный художник СССР (1936), действительный член АХ СССР (1947 вице-президент в 1962-66), Герой Социалистического Труда (1969). Согласно постановлению ЦК ВКП (б) 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций», художники с целью более эффективного ими управления были коллективизированы в едином хозяйстве под названием «Союз советских художников». Но и из этого шлака проходных работ вдруг выделялись резко и неожиданно произведения превосходные, полные естественной простоты и гармонии. Капитолий, Танцоры в Гарлеме, Нью-Йорк, Париж.
Размещенные в куполах мозаики рассказывали об одном дне из жизни Страны Советов: «. И художник вновь справляется с вызовом. На ключевой выставке «Художники РСФСР за пятнадцать лет» (1933) работы Дейнеки демонстрировались как наиболее близкие, задающие верное направление в сторону соцреализма, в противовес работам авангардистов. Такова замечательная акварель «Тюильри» (1935) с изображенной на ней скульптурой стремительно бегущей девушки и с неподвижно застывшей фигурой человека – бродяги или безработного – на садовой скамейке. В 1935 году художник посещает США, Францию и Италию. Это был не первый его полет (летал однажды в Курске), но на этот раз он сумел запомнить и после передать на холсте необъятность воздушной среды, перевернутый с ног на голову мир. В начале 1950-х гг.
Но в этих поисках нового много интересного, необычного, чувствуется пульс современности. Произведения Дейнеки становятся лиричнее, человечнее и в то же время смелее индивидуальнее (Полдень, 1932, Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами, Купающиеся девушки, 1933).
Меняются лица исчезают образованные люди, упрощается язык, уплощается мышление. В работах, показанных на первой выставке ОСТа, Дейнека находил свой стиль. В 1928-29 гг.
Во второй половине 1930-х годов в искусство Дейнеки широко входят новые темы. С задачей он, впрочем, все равно справился. Но и в пейзажах Дейнека остается мастером необычайной живописной экспрессии и динамики.
Удивительно хорошо сработала на заднем плане лошадь. Журнал Безбожник, в 1923-1932 гг. Первая выставка ОСТа сразу же принесла художнику большую популярность. Художники такого рода, как Дейнека, относящиеся к своему времени – к его делам и стремлениям, к его трудностям и успехам – с величайшей ответственностью, с глубокой личной заинтересованностью, непременно будут связаны со своей эпохой тысячей неразрывных нитей и именно вот таким образом всегда будут трогать и волновать зрителей самых разных времен. Однако карикатурами рисунки Дейнеки все-таки назвать сложно.
В 1924 году художник съездил в Донбасс. Он являлся членом президиума (с 1958 года), вице-президентом (1962—1966), академиком-секретарем (1966—1968) отделения декоративных искусств АХ СССР.
Один из авторитетнейших критиков 1920-х годов Абрам Эфрос отмечал, что ОСТ является единственной группировкой, которая сумела переработать и ввести в дальнейший обиход все то, что было значимого в самых разных «измах». В том же 1937 году художник получил заказ на эскизы 35 мозаик для украшения строящейся станции метро «Маяковская». Мотивы спорта или труда всецело доминируют в его картинах с 1920-х годов революционная тема тоже (к примеру, в знаменитой Обороне Петрограда, 1928, Центральный музей Вооруженных сил повторение – 1964, Третьяковская галерея) воплощается в телесной пластике героев, устремленных к жертвенной гибели.
Глубоким страданием проникнуто другое произведение— «Сгоревшая деревня» (1942). Не знаю, хорошая эта картина или плохая, но кажется, что настоящая». Был одним из лучших в боксерской секции ВХУТЕМАСа (говорят, даже дрался с чемпионом Градополовым, чей портрет впоследствии написал). Он посвятил этой теме несколько своих полотен, одно из которых — «Мать» (1932). Он состоял в отделении декоративных искусств Академии художеств СССР, являясь членом президиума (с 1958), вице-президентом (1962-1966), академиком-секретарем (1966-1968). 12 июня 1969 года Александр Александрович Дейнека умер в Москве и был похоронен на московском Новодевичьем кладбище.
носивший название Безбожник у станка (т. к. Учился в московском Вхутемасе (1920-25) у В. А. Фаворского и И. И. Нивинского. Дейнеку пленил залитый солнцем Севастополь с его «презагорелыми, с фиолетовым отливом» мальчишками, отдыхающими, строгими набережными и конечно морем. Одна из характернейших работ этого периода — «На стройке новых цехов» (1925), а также знаменитая «Оборона Петрограда» (1928).
Он обычно набрасывал отдельные позы, делал схематические зарисовки местности. Полетико. ДЕЙНЕКА Александр Александрович российский художник. Конечно, картина далеко вышла за рамки простой иллюстрации. Преподавал в московском Вхутеине (1928-30), Московском полиграфическом институте (1928-34), МХИ (1934-46, 1957-63), МИПИДИ (1945-52), МАРХИ (1953-57).
В подаренном бабушкой тайком от родителей альбоме появились первые рисунки — солдаты, шарманщики, птицеловы, дамы, разные животные (рисунки, увы, не сохранились). Это особенно ощущается, например, в «Портрете художника К. А.
Первоначальное образование получил в Харьковском художественном училище (1915—1917). Вот стоит сдержанный, с черной бородкой Прусаков, внимательно слушает круглолицего, с копной волос на голове, буйно жестикулирующего Андрюшу Гончарова. Многие из этих задач ОСТ очень весомо и сильно решил за время своего короткого существования – именно отсюда среди других работ вышла первая подлинно монументальная, несущая в себе обобщенный и глубоко действенный образ советская историко-революционная картина – «Оборона Петрограда» Дейнеки (1927). Герой Социалистического Труда (1969). В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города. Настоящим шедевром в этом ряду становятся Будущие лётчики (1937), одна из самых романтических картин Дейнеки, на которой изображены трое подростков, они сидят спиной к зрителю и мечтательно смотрят вслед улетающему самолёту.
Творчество Дейнеки почти не знает каких-либо потаенных слоев. Художник академической выучки, М. Р. Пестриков муштровал ученика в классическом рисунке. Одним из первых шагов становится работа над книгой Про лошадей для самых маленьких.
В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). Настоящим шедевром в этом ряду становятся Будущие лётчики (1937), одна из самых романтических картин Дейнеки, на которой изображены трое подростков, они сидят спиной к зрителю и мечтательно смотрят вслед улетающему самолёту. После Февральской революции занятия в училище прекратились. В них заметны черты надуманности или рассудочной нарочитости.
Его книга «Проблема формы в изобразительном искусстве» была издана в России в 1914 году в переводе Владимира Фаворского и Николая Розенфельда. Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, Краснокрылый гигант, 1938). «Она поражала многих зрителей своей жизненностью, большой образной собирательностью, пластической силой и конкретностью в изображении нового человека», – вспоминал Костин.
Можно даже образно назвать Дейнеку Маяковским в живописи. В конце 1940-х— 1950-е Дейнеку начали все больше критиковать за «формализм» и «схематизм». В эти годы появляется «Окраина Москвы», «Оборона Севастополя». Художественный образ предельно величав и обобщен. Творцами таких «текстов», оседлавших полуофициальные, выражавшие казенную точку зрения журналы «Искусство в массы» и «Пролетарское искусство», были забытые впоследствии «деятели искусства» Борзятов, Вязьменская, Цирельсон, Четыркин (см. Одной из лучших работ военного периода Дейнеки стала «Окраина Москвы.
Дейнека Александр Александрович (1899-1969), советский художник. Дейнека с детства был увлечен спортом, закалял свое тело и дух. Его персонажи в ряде случаев лишаются нарочитой угловатости, свойственной конструктивистам такие картины Дейнеки, как «Купающиеся девушки», «Портрет девушки с книгой» (1934), «Будущие летчики» (1938), вызывают чувство умиротворения, покоя.
Это «Спящий мальчик с васильками», «Полдень» (обе – 1932), «Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами», «Купающиеся девушки» (обе – 1933). Но была и противная сторона. С началом 1930-х годов тематика работ Дейнеки начала меняться.
Некоторые из них особенно выделяются своей смелой новизной и поэтической прелестью. Картина Эстафета по кольцу Б (1947), мозаика Лыжники (1950), скульптуры Стометровка, Бегущая спортсменка и многие другие — убедительное тому подтверждение. Дейнека абсолютно по-особому чувствовал прелесть и очарование русского пейзажа.
В 1946 году по зарисовкам Дейнека создал серию акварелей «Москва военная», где зорко увидена и достоверно передана жизнь столицы в годы войны, но передана она уже с эпическим спокойствием, без напряжения и тревоги. И все же можно сказать, что «монументализм» искусства Дейнеки нигде не проявился в таком последовательном и чистом виде, как в станковой живописи и акварелях, – именно здесь большой стиль менее всего оказался предвзятой, заранее намеченной формой, а стал органически целостным и естественным выражением чувства реального времени в его наиболее прогрессивном и действенном осмыслении, стал верным эхом истинных и вечных человеческих ценностей. Они захватили воображение художника в связи с работой над иллюстрациями к детским книгам «Через полюс в Америку» Г. Байдукова и «Наша авиация» И. Мазурука (вышли в свет в 1938 и 1940 годах). На второй выставке Общества станковистов в 1926 году наиболее сильное впечатление на зрителей произвела картина Дейнеки «На стройке новых цехов», не просто продолжавшая графическую манеру двух упомянутых композиций, но углубившая и поднявшая ее настолько, что можно было говорить о возникновении оригинального монументального стиля. Участник «Объединения трёх» (1924, с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым), член художественных объединений ОСТ (1925-1927, один из учредителей), «Октябрь» (1928-1930), Российской ассоциации пролетарских художников (1931-1932). После нескольких работ с мучительно тревожными образами гибели и страдания (например, «Сгоревшая деревня», 1942) Дейнека создал «Оборону Севастополя» (1942) – одну из самых сильных своих картин и одну из самых драматических работ всего советского искусства того времени – скорбную и величественную героическую эпопею о подвиге защитников Севастополя.
Особое место занимает в искусстве Дейнеки спорт. Есть некоторая нарочитость в приземистых, широкоплечих фигурах рабочих, есть идущее от течения конструктивизма преклонение перед техникой, обязательный показ больших механизированных конструкций. Член-учредитель ОСТ. Молодость художника, как и многих его современников, была связана с революционными событиями.
И сразу же по возвращении на родину он пишет наполненную солнечным светом картину из жизни советских детей – "Будущие летчики" (1938, ГТГ). Как и у других членов ОСТ, множество картин раннего периода творчества Дейнеки посвящены изображению примет XX столетия, воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта (В Донбассе, 1925, Перед спуском в шахту, На стройке новых цехов, Лыжники, 1926, Текстильщицы, 1927). А главное настроение – это скорость и простор. Вот таким образом в ОСТе он стал одним из основных участников (до тех пор, пока не покинул объединение). Из тех же ритмов слагается и его ранняя, графичная и сдержанная по колориту живопись (Перед спуском в шахту, 1925, На стройке новых цехов, 1926 обе – в Третьяковской галерее), где тоже безраздельно господствуют мускулистые тела, которые своими усилиями формируют новый мир. Рыбачки» (1956), «Москва военная», «В Севастополе» (1959), а также мозаики для фойе актового зала МГУ имени М. В. Ломоносова (1956), мозаику для фойе Дворца съездов в Московском Кремле (1961).
Более того, Дейнека уже не был указан в списке участников ОСТа. Результатом поездки стало создание картин «В штреке» и «Перед спуском в шахту», в которых предпринята попытка сформулировать «типовой» облик современного пролетария. В первый год войны в центре внимания Дейнеки находится прифронтовая жизнь Москвы.
Исследования, книги, выставки. Это был Микеланджело, барочное буйство человека и природы Вернувшись, художник соединяет свои впечатления с воспоминаниями о прежнем довоенном городе и создаёт знаменитое героическое полотно Оборона Севастополя (1942), страшное и величественное. Этим годом датируется Мать – одна из самых значительных его картин.
На юбилейной выставке к 10-летию РККА одним из центральных произведений стала дейнековская «Оборона Петрограда». Выходец из семьи железнодорожного рабочего, учился в Харьковском художественном училище (1915-17). А зимой 1938 года в стремительном темпе начинается работа над мозаичным циклом Сутки советского неба (на котором, по замыслу, должна быть запечатлена жизнь советского народа в течение одних суток) будущей станции московского метрополитена Маяковская, всего за шесть месяцев до её открытия.
Живописные произведения Дейнеки 20-30-х гг., передающие трудовой энтузиазм первых пятилеток (На стройке новых цехов, 1926, ГТГ), олицетворяющие героизм революционной борьбы (Оборона Петрограда, 1928, ЦМВС), физическое и духовное здоровье советских людей (Бег, 1934, ГРМ, Будущие лётчики, 1938. Новые, динамичные ракурсы вводятся мотивами авиации, которые находят наиболее выразительное воплощение в мозаиках плафонов станции московского метрополитена Маяковская (1938-39) – этих красочных прорывах из подземелья. Надо сказать, что интерес к искусству Германии не был случайным. С наступлением «оттепели» оттаяли чиновники и в отношении к Дейнеке.
Полная трагизма, ярости, героики, «Оборона Севастополя» по праву считается одним из лучших произведений, посвященных Великой Отечественной войне. Проходит изящный Петя Вильямс с молодым белобрысым Сергеем Образцовым. Картина «Окраина Москвы.
Большое влияние на Дейнеку оказали немецкие экспрессионисты (Отто Дикс, Эмиль Нольде, Оскар Кокошка, Георг Гросс), работы которых привезли на выставку в Москву осенью 1924 года. Занявшись плакатом, художник предложил новую интерпретацию известного жанра. Дейнека родился в Курске в семье рабочего. Все эти работы – от картины «Мать» до произведений, выполненных в Америке, – отличаются особенным живописным богатством, необычайно изысканной колористической гармонией, неисчерпаемой изобретательностью композиционного построения, неизменно оставаясь проникнутыми жизненной правдой, обостренной психологической выразительностью.
Дейнека действительно был большим мастером. В 1919— 1920 годах был в рядах Красной Армии, затем уехал в Москву, где учился и закончил в 1925 году ВХУТЕМАС. В 1936 году им были выполнены два панно для Дома Красной Армии в Минске (уничтожены в годы войны). Его сдержанность в известной степени определяет суровую героическую патетику творения Дейнеки. Дейнека был расстроен, ведь на новые краски придется снова копить целый месяц. Впоследствии и Дейнеке досталось за «формалистские» эксперименты 1920-х годов с цветом, формой и композицией, но в первой половине 1930-х он пока был в фаворе.
Плоскостное, почти монохромное решение полотна отсылает к рисунку изображение почти всех героев в профиль — к барельефам и архитектурным фризам. Вместе с тем тяга к красивому была в мальчике всегда: прогулки по окрестным полям и лесам воспитывали любовь к природе иллюстрации из журнала «Нива» и лубочные картинки знакомили с искусством. Александр Александрович в 1964 году получает Ленинскую премию.
Творческий облик Дейнеки ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым). И это издание (пользовавшееся покровительством Бухарина) и сам художник все чаще подвергались критике в печати. Художник умел молниеносно схватывать силуэты спортсменов, ловить их характерные движения его постоянно видели на стадионах за такими «снайперскими» зарисовками. На смену ей и ее носителям пришла «советская культура» и «великий советский народ».
В этих работах со все большей силой стала проявляться тяга художника к монументальности. В 1964 году за комплекс мозаичных произведений, в том числе за панно «Хоккеисты», он стал лауреатом Ленинской премии, а в 1969 году получил звание Героя Социалистического Труда. Одним из последних был журнал «Даешь», где также трудились Родченко и Маяковский. Байдуков Через полюс в Америку, 1938, И. Мазурука Наша авиация, 1940). При небольшом размере они отличаются монументальной широтой. Такого убедительного, жизненно верного изображения рабочих не мог достигнуть, по существу, ни один художник того времени» 7.
В 1925 году, после поездки в Донбасс, выступил с первой картиной — «Перед спуском в шахту». В передаче и глубоко трагического («Наемник интервентов») и светлого, радостного, личного («На балконе», «Девочка у окна. А зимой 1938 года в стремительном темпе начинается работа над мозаичным циклом Сутки советского неба (на котором, по замыслу, должна быть запечатлена жизнь советского народа в течение одних суток) будущей станции московского метрополитена Маяковская, всего за шесть месяцев до её открытия. Дейнека перешел в созданное в том же году объединение «Октябрь». Наробраз Курска привлек художника к агитационной работе, поручил иллюстрировать стихи Маяковского плакатами по типу «Окон РОСТа»., Превратим Москву в образцовый социалистический город пролетарского государства, 1930).
С другой стороны, опыт работы над этими иллюстрациями позволит позднее создать такое монументальное произведение как Никитка – первый русский летун (1940), где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского авиатора. Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, Краснокрылый гигант, 1938).
Это многокрасочные, пронизанные светлым оптимизмом и радостью бытия картины "У моря" и "В Донбассе" (обе 1956 г. ). Эта, казалось бы, чисто техницистская идея соединяется в его работах с живым, волнующим восприятием природы как, например, в картинах «Дождь и самолеты над морем» (1932) или «Будущие летчики» (1938). На Первой дискуссионной выставке (1924), предшествовавшей образованию ОСТа, Дейнека в компании с Юрием Пименовым и Андреем Гончаровым выставил свою картину «Футбол». Александр Александрович Дейнека много путешествовал по Советскому Союзу, побывал в разных странах, но никогда не рисовал с натуры. Даже в тяжёлое военное время Дейнеке удаётся написать несколько картин (часть из которых была начата ещё до июня 1941) на мирные темы (Раздолье, Портрет Мирель Шагинян, 1944).
Но враг не пройдет. Журнальной графикой художник активно занимался до начала 1930-х. ВХУТЕМАС в начале 1920-х годов — отдельная история. То же самое можно сказать и о картине «Левый марш», написанной на тему известного стихотворения В. Маяковского.
У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность. В период Великой Отечественной войны Дейнека жил в Москве и выполнял политплакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС». В нескольких листах начала 1930-х годов под общим названием «Кросс» в бегущих крепких голубоглазых блондинах определенно просматривается увлечение арийской эпикой. Его товарищ по ОСТу, один из самых блистательных живописцев ХХ века Александр Лабас писал о том времени, о «мелких и консервативных» людях, окружавших Дейнеку: «Незаметно Дейнека сам приобрел их черты Александр Дейнека, прекрасный русский художник, представал в совсем разном свете тем, кто знал его мало и тем, кто знал его близко.
Потребность продолжать обучение чувствовалась и в 1921 году Дейнеку направили повышать квалификацию во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские). Один из немногих— эскиз росписи плафона Челябинского театра оперы и балета— приемная комиссия признала «низкого качества» и даже призывала художника исправить росписи. С 1919 по 1920 Дейнека служил в армии, где руководил художественной студией при Курском политуправлении и «Окнами РОСТа» в Курске.
Советский Союз действительно находился на передовых подступах к современной авиации. Ноябрь 1941 года (1941).
И вместе с тем дается образ неприступной для врага столицы. Пафос новой советской действительности, революционная романтика созидания социалистического общества сразу же завладели Дейнекой, когда он после окончания московского Вхутемса (Всесоюзных художественно-технических мастерских) в 1924 г. выехал в творческую командировку в шахтерский Донбасс. Научные и исторические статьи, атеистическая публицистика сочетались с безжалостной сатирой: памфлетами на библейские темы, антирелигиозными частушками и, конечно, рисунками и карикатурами.
Его перепады из одного состояния в другое преподносятся как закономерная эволюция. Этого не допустят защитники столицы, которые здесь незримо присутствуют. В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928). Он осознавал окружающий мир как совокупность множества элементов. В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928). Вещи позднего периода (мозаики Хорошее утро и Хоккеисты, 1959-60 за эти и другие послевоенные мозаики художнику была присвоена Ленинская премия 1964) экспрессивны, но малооригинальны по отношению к прежнему творчеству мастера.
С 1923 года помимо учебы Дейнека начал сотрудничать с журналом «Безбожник у станка» чуть позже — с изданиями «У станка», «Прожектор», «Даешь», «Красная нива», «Смена». Но в целом «журнально-плакатная работа» (таким объединяющим термином художник обозначил свои графические труды) Дейнеку порядком утомила. Александр Александрович Дейнека родился 8 (20) мая 1899 года в Курске, в семье железнодорожника. успешно работал в журнальной графике (для журналов «У станка», «Прожектор» и др. ), книжной иллюстрации (к басням И. А. Крылова, 1922 кн. Предметом изображения в произведениях Дейнеки становятся люди труда, спортсмены., Китай на пути освобождения от империализма, Механизируем Донбасс. В 1939–1940 годах Дейнека расписал плафон в Центральном театре Красной Армии в Москве и получил заказ на эскизы 14 мозаик для нынешней станции «Павелецкая».
У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность. «Истинным спартанцем» называли современники и самого художника. Всё это создает идеальные условия для фальсификаторов. Резкая и яркая, зорко наблюденная характеристика изображенных людей скупой отбор минимальных необходимых примет места и времени смелая, вольная, даже причудливо отстраненная композиция цвет, сдержанный и полностью отвечающий эмоциональному состоянию, – все это говорило о настоящей взволнованности и действенном гуманизме создателя этих картин, очень далеких от элементарной, чисто внешней «современности», какую часто только и хотели видеть в искусстве Дейнеки.
Искусствовед Владимир Костин вспоминал: «Дейнека полностью игнорировал прочно сложившееся у многих из нас, в то время начинающих художников и искусствоведов, представление о живописи как об искусстве верных и тонких цветовых гармоний, передающих красочное богатство натуры. Когда в 1931 году Октябрь принимает его рисунки на выставку с большим количеством оговорок, художник покидает общество и переходит в РАПХ (Российская ассоциация пролетарских художников). В те годы Дейнека принадлежал к Обществу станковистов (ОСТу), являлся одним из его создателей. В 1925 стал одним из учредителей ОСТа. Картина даже сближается со скульптурой, настолько мощно выписаны защитники города.
К юбилейным выставкам Александр Дейнека создал два знаковых произведения — картины «Текстильщицы» и «Оборона Петрограда». В это время он создал напряженные и драматичные произведения. Художник делает и пейзажные зарисовки, как, например, «Ночной пейзаж». Равно как и карикатуры на тех, кто считался классовым врагом победившего пролетариата: на кулаков интервентов, нэпманов, мещан и манерных дам, сожалеющих о дореволюционных временах (Тоска по изящной жизни, 1927). Но если судить в целом, общее настроение работ художника в 1930-х очевидно изменилось. Дейнека выражает мироощущение нового, советского человека.
Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, Краснокрылый гигант, 1938). Дейнека постепенно отходил от графической работы в журналах. В творчестве Дейнека потом очень далеко ушел от сатиры. ГТГ), проникнуты оптимистическим пафосом воплощения идеала свободной и гармоничной личности, ощущением стремительного движения жизни и времени для них характерны выразительность монументализированной формы, чёткость и динамизм ритмической организации композиции, контрастное сопоставление пространственных планов, лаконизм цветовых решений. Живописные работы Дейнеки 1920-х годов напоминали многократно увеличенные рисунки.
Вернувшись, художник соединяет свои впечатления с воспоминаниями о прежнем довоенном городе и создаёт знаменитое героическое полотно Оборона Севастополя (1942), страшное и величественное. В картине «Парашютист над морем» (1934) не сразу различаешь, где небо, вода и суша фигура парашютиста показана в неожиданном ракурсе — вниз головой все это создает ощущение полета, бескрайнего неба. На форуме AI время от времени разворачиваются бурные обсуждения работ Дейнеки из тех, что появляются на аукционах (подробнее — здесь и не поленитесь дочитать до конца). Среди художников самых разных радикальных направлений выставлялось «Объединение трех», состоявшее из студентов полиграфического факультета Вхутемаса Андрея Гончарова, Александра Дейнеки и Юрия Пименова. На следующий год участники этой выставки вместе с другими выпускниками ВХУТЕМАСа основывают Общество станковистов (ОСТ), Дейнека – один из членов-учредителей.
Живописный стиль Дейнеки к тому времени уже вполне сформировался. Важную роль в творчестве Дейнеки играет и другая командировка – заграничная. Уже первое произведение Дейнеки «Окраина Москвы.
В период Великой Отечественной войны Дейнека жил в Москве и выполнял политплакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС». Нередко при всей незрелости формальных исканий (ведь в 1924 году Дейнеке было двадцать пять, Пименову и Гончарову – двадцать один год от роду) эта тогдашняя художественная молодежь ставила себе весьма серьезные и важные задачи. Он являлся членом президиума (с 1958 года), вице-президентом (1962—1966), академиком-секретарем (1966—1968) отделения декоративных искусств АХ СССР.
Послушайте знающих людей, особенно тех, кто сомневается. Одновременно в творчестве Дейнеки 30 х гг. Бронзой и сталью отливает сдержанный колорит картины. Специфика работы в периодических изданиях (поточность, ограниченность по времени, невысокое качество печати) заставляли приспосабливаться, работать быстро, упрощать рисунок и вкладывать максимум смысла в форму и композицию. Одна из лучших картин Дейнеки получит то же название, что и известное стихотворение Маяковского — «Левый марш» (1941). Ноябрь 1941 года» (1941) — первая в этом ряду.
Но государственных заказов в этот период ему все равно почти не давали. Искусство должно быть выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью. Дейнека преподавал в Москве во ВХУТЕИНе (1928—1930), в Московском полиграфическом институте (1930—1934), в МГАХИ имени В. И. Сурикова (1934—1946, 1957—1963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945—1953, до 1948 директор), в МАРХИ (1953—1957).
Я думаю, что в период между 1935 и 1941 годами Дейнека не писал ничего более значительного и ответственного, чем «Первая пятилетка» и последовавший за нею «Левый марш». Характерная для мастера любовь к героизированным, романтико-утопическим по тону темам спорта достигает апогея в работах 1930х годов (Бег, 1932-33, Русский музей). Сходите в музеи, посмотрите альбомы, не ориентируйтесь на Интернет (некоторые, мягко говоря, сомнительные работы считаются там подлинными). Представленная на выставке к 10-летию Октября картина «Текстильщицы» решена в светлой, почти белой гамме с оттенками красных охр на лицах и руках девушек. У финиша, 1927).
О «программных» произведениях 1920-х напоминают только их большие размеры. Первые смальтовые композиции на станции «Маяковская» были в основном посвящены спортивной проблематике. Недоработка была «исправлена» созданием в 1942-м своего рода живописно-идеологического шедевра «Оборона Севастополя», с содержанием весьма далеким от исторической правды. Огромное значение в этом случае имеет провенанс (история бытования) и если вещь не экспонировалась, не публиковалась в серьезных изданиях, т. е. Так и статья Рогинской, хотя и в малой степени, не лишена этого оттенка.
В 1921 году, получив первоначальное образование в Курском первом высшем начальном училище и в Харьковском художественном училище (1916 – 1917), Дейнека был принят во Вхутемас, где чрезвычайно разнообразные процессы обучения зависели от самых разных творческих воззрений преподавателей. Однако именно в поздний период он (работая как педагог еще с 1920-х годов) пользуется особенно большим авторитетом среди творческой молодежи: мужественная энергия его работ воспринимается как вызов дряхлеющему лакировочному искусству, став одним из важных стимулов сурового стиля. Как писал художник позднее, она изначально отстала от времени. Ноябрь 1941». Заслуживают внимания всего лишь три картины этого периода: «Первая пятилетка» (1936), «Никитка – первый русский летун» (1940), «Левый марш» (1941). И так же подлинно звучат «Набережная Сены» или «Дорога в Маунт-Вернон» в парижских и американских акварелях и этюдах маслом.
Успех картины был такой, что в том же 1928 году ее послали на Венецианскую биеннале, а впоследствии «Оборона Петрограда» была выкуплена государством (сейчас входит в собрание ГТГ). Но картина не была одинокой удачей. Отдушиной в этот период для Дейнеки стала скульптура (работал в дереве, майолике, бронзе, фарфоре, цементе) и камерная живопись— портреты близких, натюрморты, пейзажи. Он не показывает непосредственно боя с противником. Возможно, они до сих пор лежат под землей (во время бомбежек их прятали во временное хранилище, местонахождение которого не установлено).
Началом этой многочисленной серии можно считать монументальное панно Гражданская авиация (1932). Дейнека вполне может быть назван иконописцем Техники. Встречи эти окажут на художника огромное воздействие. Художники нового общества принимают решение совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, провозглашают ориентацию на художественную молодежь. Творческая направленность «Объединения трех» во многом послужила созданию Общества станковистов. В своей поэтизации физического труда художник достиг невиданных ранее высот.
За довольно долгую жизнь Александр Александрович попробовал себя в живописи, графике (в том числе журнальной, книжной, плакатной и театральной), монументальном искусстве (панно, фрески, мозаики), скульптуре. «Сколько себя помню, я всегда рисовал», — вспоминал Дейнека. Началом этой многочисленной серии можно считать монументальное панно Гражданская авиация (1932).
В 1942 году совместно с художником Г. Г. Нисским совершил поездку на фронт под город Юхнов. Они создают компиляции из элементов разных работ художника (вот таким образом даже «насмотренному» зрителю подделка кажется уже виденной), в иных случаях они пишут нечто совсем новое, но пытаются подражать стилистике автора. Уже только эта «мадонна двадцатого века» могла бы дать Дейнеке право на одно из первых мест в советском искусстве. Начавшаяся война все изменила: мозаики «Павелецкой» стали не нужны из 14 мозаик, героически собранных в блокадном Ленинграде 70-летним мозаичистом Владимиром Фроловым (умер от голода в 1942 году, едва закончив и отправив по «дороге жизни» в Москву последний ящик с мозаиками), удалось сохранить только семь, установив их на соседней «Новокузнецкой». 1945), на изображение освобождённых просторов родной земли (Под Курском.
Их получилось около 300. Равно как и карикатуры на тех, кто считался классовым врагом победившего пролетариата: на кулаков интервентов, нэпманов, мещан и манерных дам, сожалеющих о дореволюционных временах (Тоска по изящной жизни, 1927). Картина «Первая пятилетка» (группа идущих рабочих, со строгими, серьезными, напряженными лицами, а за ними вверху, на фоне неба, греческая статуя Ники Самофракийской – гордое олицетворение победы) еще раз доказала одно из важнейших свойств Дейнеки: умение создать живые человеческие образы, полные психологической сложности и обостренной выразительности. Это самый полный на сегодняшний день живописный каталог Дейнеки. Также в этот период он иллюстрирует басни Крылова (Кот и повар, Крестьянин и смерть, 1922).
Ведущий представитель идеологии казенной Ассоциации художников революции искусствовед Фрида Рогинская выступила на страницах журнала «Искусство в массы» со статьей, очень характерной для полемических выпадов конца 1920-х – начала 1930-х. Между тем во ВХУТЕМАСе к середине 1920-х годов образовалась художественная группа ОСТ — «Общество станковистов». Не забыта тема авиации, но теперь картины несут совсем другие настроения, чем в тридцатые (Сбитый ас, 1943, Парашютный десант на Днепре, 1944). Как уже было сказано, в рисунках Дейнеки вырабатывался его «большой стиль».
Шла тяжелая война, – говорил потом художник о замысле своей картины. путь зигзагообразный, путь колебаний. Другое новое направление, за которое Дейнека смело берётся в конце двадцатых – рисунки в детских книгах и журналах. Мотивы счастливой страны будущего, – населенной прекрасными, атлетичными людьми, Дейнека находит на пляжах Севастополя, с которым связан целый ряд лучших его работ (Будущие летчики, 1938, Третьяковская галерея).
И тогда Дейнека решил: раз он пишет картину о том, чего никто раньше не изображал, то он должен изобрести для нее новую композицию — «игра натолкнула меня на свой самостоятельный язык». Насколько к концу войны была глубока эта «разрядка» в настроении художника, наглядно говорит его большая картина «Раздолье» (1944) – радостная, полная жизнеутверждающей праздничной яркости, звучащая как песня благодаря ясному, прозрачному, легкому ритмическому и колористическому строю. Конечно, совершенно застраховаться нельзя (известно, что на фальшивом Дейнеке «прокалывались» даже опытные коллекционеры).
Дейнека, в частности, демонстрировал картины «Футбол» и «Две фигуры» (1923). В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). Его картины и панно отражают приметы современности и дух эпохи (коллективизация индустриализация, военная тематика, антирелигиозный пафос, новый быт) в стилистике, близкой конструктивизму и «новой вещественности».
Культ героической смерти с новой силой проявился у Дейнеки в образах Великой Отечественной войны (Оборона Севастополя, 1942, Русский музей). Естественно и органично в его творчество входит тема материнства. Многим картинам и правда, предшествовали журнальные иллюстрации. В конце тридцатых Дейнека иллюстрирует книги об авиации, написанные для детского чтения известными лётчиками (Г. Байдуков Через полюс в Америку, 1938, И. Мазурука Наша авиация, 1940). Весной 1924 года в Москве открылась вошедшая в историю мировой культуры «Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства». Он с детства впитывал нравы и порядки рабочего класса, рос в простой, не сильно набожной семье.
Если они представляют лирическую линию в творчестве Дейнеки, то общественно-политическую, а также художественно-публицистическую сторону его искусства не менее сильно представляют картина «Безработные в Берлине» (1933) и обостренно-драматические, дышащие гневом рисунки к книге «Огонь» А. Барбюса (1934). Если в «Обороне Петрограда» превалировала формально-художественная сторона, то теперь сугубо политическая концепция была выражена гипертрофированным языком батального жанра. Она – первая в целом ряду отличных работ того же, 1932 года и ближайших последующих лет. Написанные в 1925 году, они тогда же экспонировались на первой выставке ОСТа. Плафон тем не менее был выполнен в первоначальном варианте. Дейнека успел походить по музеям, познакомиться с творениями своих кумиров Микеланджело, Тьеполо и других.
Дейнека Александр Александрович, российский художник, график, скульптор, народный художник СССР (1963), действительный член Академии художеств СССР (1947 вице-президент в 1962-1966). В нем, правда, тоже пробыл недолго. 2009–2011». В 1942 году совместно с художником Г. Г. Нисским совершил поездку на фронт под город Юхнов.
Графическое искусство он находил самым полезным для агитационных целей. Глубоким страданием проникнуто другое произведение — «Сгоревшая деревня» (1942).
В ряде образов нарастают черты «магического реализма» (Игра в мяч, 1932, там же некоторые из картин, написанных по впечатлениям от поездок художника в Италию, Францию и США в 1935). Одна из лучших картин Дейнеки получит то же название, что и известное стихотворение Маяковского – Левый марш (1941). Продолжал учебу в московском ВХУТЕМАСе (1920-25), в том числе у В. А. Фаворского, оказавшего на него особое влияние. Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки (Сам батюшка пожаловал, Святые прозорливцы, Чудодейница, 1925) пришлись в этом журнале ко двору.
Творческий облик Дейнеки был ярко и отчетливо представлен в его произведениях на первой же выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (в группу входили также А. Д. Гончаров и Ю. И. Пименов). И, на самом деле, правда. Строг и суров ритм картины.
Раньше всего, в 1930 году, он с большим блеском сказался в плакатах Дейнеки («Механизируем Донбасс», «Физкультурница»), где очень счастливо использованы приемы строго продуманной и построенной композиции, полной стремительной динамики, с чеканно четким силуэтом и условным, распластанным пространством, а главное – с живыми, хотя и обобщенно типизированными человеческими образами. Дома тревожно притихли. Большую выставку его работ, устроенную в 1969 году, он увидеть уже не смог. Это было самое прогрессивное художественное объединение 1920-х годов, состоявшее из молодых художников, вчерашних студентов, что сказалось на содержании устава – «Платформы» ОСТа. К этому времени было окончательно покончено с остатками гуманистической русской культуры.
В кафе, Париж. Но писать все же решил.
Однако работа художника в Безбожнике и других журналах отнюдь не ограничивалась сатирой. Самый интересный из них— «Скука» (1935), портрет госпожи Снайдер. Лишь изредка, как в прозе А. П. Гайдара, в его образах проступают чувства отчуждения и тоски (например, в психологически напряженных, магико-реалистических пейзажах, возникших под впечатлением поездок в Италию, Францию и США в 1935). Зимой 1942 года Дейнека был командирован на фронт под Юхнов. «Живописное полотно Футбол 1924 года, – пишет Татьяна Малова, – своеобразный манифест нового объединения» 3. С другой стороны, опыт работы над этими иллюстрациями позволит позднее создать такое монументальное произведение как Никитка – первый русский летун (1940), где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского авиатора. В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928).
Но все эти пути для Дейнеки были мелковаты. Одновременно с фотографичными, жизненными и где-то игривыми полотнами (На балконе, 1931) он пишет идейные и трагические картины (Наёмник интервентов, 1931) и вместе с тем продолжает рисовать плакаты (Построим мощный советский дирижабль Клим Ворошилов, Дадим пролетарские кадры Урало-Кузбассу, 1931).
Последние два года жизни из-за тяжелой болезни Дейнека был не в состоянии работать. В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города. В 1918 он работал фотографом в Угрозыске, возглавлял секцию ИЗО Губнадобраза, оформлял агитпоезда, участвовал в обороне Курска от белых. Современность Дейнеки много раз была предметом рассуждений критиков, она была очевидна, даже, пожалуй, чересчур очевидна, заслоняя для многих возможность, а, скорее всего и надобность более пристального внимания к большому мастеру, к очень сложной сущности его искусства. Причем свойственная прежнему Дейнеке живописная экспрессия в «Обороне Севастополя» была подменена экспрессией жестов и поз.
Рыбачки» (1956), «Москва военная», «В Севастополе» (1959), а также мозаики для фойе актового зала МГУ имени М. В. Ломоносова (1956), мозаику для фойе Дворца съездов в Московском Кремле (1961). Фон дан скупой линией отдаленного города. Более остовскую вещь сложно себе представить, однако на четвертой выставке объединения в 1928 году «Текстильщицы» показаны не были. и сравнить их с картинами Дейнеки того же времени. Учился в Харьковском художественном училище (1915-1917), во Вхутемасе в Москве (1920-1925) у В. А. Фаворского.
Как верно сказал один из участников форума, «экспертиза экспертизой, но мозги нужно иметь свои», вот таким образом к работам Дейнеки, как, впрочем и любого другого «музейного» художника, нужно относиться с повышенным вниманием и бдительностью. Усвоенные теории стали для Дейнеки руководством в творческих поисках., Китай на пути освобождения от империализма, Механизируем Донбасс. 1941 год» (1941) стало почти символом тревоги за столицу и вместе с тем обобщенным образом неприступной Москвы военных лет.
Первоначальное образование получил в Харьковском художественном училище (1915—1917). В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928). Жизнь СССР бьет полным пульсом круглые сутки».
В этом отношении близок В. В. Маяковскому, образы которого его не раз вдохновляли. К темам и образам, найденным в 20-30-х гг., Дейнека обращался в монументальной живописи (панно и росписи Центрального театра Советской Армии, 1940: мозаичные плафоны станций Московского метрополитена Маяковская, 1938-39 и Новокузнецкая, 1943, мозаика Хорошее утро и Хоккеисты, 1959-60) и в станковых произведениях послевоенного периода (У моря, 1956-57, ГРМ). Вялова» (1923) Дейнеки с явным налетом посткубизма, чем-то напоминающем живопись Натана Альтмана.
У финиша, 1927). Колорит становится мягче, светлей, в ряде образов нарастают черты магического реализма (Игра в мяч, 1932, Третьяковская галерея). Почти мифологического величия достигают женские образы (Мать, 1932, там же), порой задорноэротичные (На балконе, 1931, частное собрание, Москва). Ноябрь 1941 года» (1941)— первая в этом ряду. Типичными живописными произведениями «остовского» периода стали полотна Перед спуском в шахту (1925), На стройке новых цехов (1926), Текстильщицы (1927). Также в этот период он иллюстрирует басни Крылова (Кот и повар, Крестьянин и смерть, 1922). Таков прелестный рисунок «Теннис» (1926) – четыре легкие изящные фигурки девушек-спортсменок.
«Весь путь ОСТ –. Тогда же, в начале 1930-х, страна, воодушевленная призывом «отца всех народов» «летать выше всех, дальше всех, быстрее всех» переживала авиационный восторг.
Встречи эти окажут на художника огромное воздействие. Но сколько бы искусство ни раскрывало прошлого и не забегало в будущее, оно принадлежит своему времени и если искусство несет в себе устойчивые, непреходящие идеи, оно будет всегда живое. Удостоен звания Героя Социалистического Труда в 1969.
Он оформляет книги, пробует свои силы в плакате. проявляется и интимная, мягко-лирическая линия (Мать, 1932, ГТГ). Соплии слезы. Многие графические приемы перешли потом в живопись художника. Оборону Севастополя, так как я этот город любил за веселых людей, море и самолеты.
В период Великой Отечественной войны 1941-45 Дейнека создал проникнутую героическим пафосом картину Оборона Севастополя (1942, ГРМ) и суровые, драматические пейзажи (Окраина Москвы. «В огне» А. Барбюса, 1927 и 1935), плакате, станковой графике (серия «Севастополь», акварель, гуашь, 1932-1934, ГТГ и ГРМ).
Даже в работах 1940 – 1950-х годов, отшлифовав «стиль соцреализма» до полного соответствия критериям «партийности и народности», художник довел его почти до соответствующего «идеала» и тем самым до состояния абсурда в силу исчерпывающе обозначенных имманентных соцреализму качеств. Дейнека идеализировал советский мир еще тогда, когда понятие соцреализм не изобрели. Художник увлекается темой спорта. Из армии был командирован учиться в Москву, во ВХУТЕМАС на полиграфическое отделение, где его педагогами были В. А. Фаворский и И. И. Нивинский (1920—1925). Это полотно обозначило резкий перелом в искусстве Дейнеки. Параллельно с графикой Дейнека уже тогда занимался станковой живописью.
Из армии был командирован учиться в Москву, во ВХУТЕМАС на полиграфическое отделение, где его педагогами были В. А. Фаворский и И. И. Нивинский (1920—1925). Большевистские руководители Советской России рассматривали ее как наиболее «слабое звено» в системе мирового империализма, где посредством коминтерновской агентуры должна начаться следующая после «октябрьской» революция (планировавшаяся на 1925 год). Поодиночке, не зная еще друг друга, бредут будущие Кукрыниксы. А Фаворский, правда, учил его классической гравюре — полезно, но не так актуально. При всей правдоподобности, смешного в них было меньше, чем у тех же Кукрыниксов.
Байдуков Через полюс в Америку, 1938, И. Мазурука Наша авиация, 1940). Однако работа художника в Безбожнике и других журналах отнюдь не ограничивалась сатирой. Ноябрь 1941 года, 1941, ГТГ).
В 1924 году Дейнека принял активное участие в создании Общества художников-станковистов. Для ранних работ Дейнеки характерны аскетизм колорита, повышенная роль силуэта и контура, монтажность композиции («На стройке новых цехов», 1926, ГТГ «Текстильщицы», 1927, ГРМ) в картине «Оборона Петрограда» (1928, Центральный музей Вооружённых Сил РФ, Москва) с её обострённым ритмом, героической монументализацией образов заметно влияние Ф. Ходлера. Река Тускорь, 1945). В картине практически нет никаких примет быта.
Из армии был командирован учиться в Москву, во ВХУТЕМАС на полиграфическое отделение, где его педагогами были В. А. Фаворский и И. И. Нивинский (1920—1925). Эту работу (и некоторые последующие) нельзя полностью охарактеризовать как произведение живописи.
Как позже писал Дейнека о «Текстильщицах», он «обрабатывал поверхность, делая ее гладкой, лакированной, смутно желая найти единство поверхности с фактурой полированных, светлых, еще не существующих стен, для которых он мечтал писать картины». На склоне лет, в конце 1950-х— 1960-е, Дейнеку начали осыпать почестями и наградами: стал народным художником РСФСР (1959) и СССР (1963), был избран вице-президентом АХ СССР (1962–1966), получил орден Трудового Красного Знамени (1962) и др. Ленин с детьми в автомобиле, скорее всего вранье, но вранье, достойное веры. Первой значительной работой становится Окраина Москвы.
В послевоенный период искусство Дейнеки было очень неровным. В целом в его искусстве прошлое переплетается с будущим. По воспоминаниям Дейнеки, роль агитационного плаката, журнального рисунка сводилась в ОСТе на нет, в то время как сам художник чувствовал себя в ту пору больше графиком, нежели живописцем (писал всего несколько картин в год). Они выглядели ярко и даже казались рельефными. Дейнеку самого тянуло больше к графике, нежели к размашистой, пастозной живописи под импрессионистов или символистов и не только из-за творческих предпочтений.
На родине Дейнеку потом долго ругали за этот эксперимент. Таким видит город Дейнека Александр. В начале 1930-х художник пережил еще одно графическое увлечение — плакатом: создал около 20 агитационных плакатов, многие из которых были очень популярны («Механизируем Донбасс», «Работать, строить и не ныть. », «Китай на пути освобождения от империализма» и др. ). Художественная «критика» зачастую носила характер политического доноса. В 1940 году он вновь обратился к мозаике и сделал несколько панно для станции метро «Павелецкая», но установлены они не были из-за начала войны.
Насмотревшись на модные «измы» во время столичных командировок, Дейнека принялся «насаждать на курских ухабах яркий кубизм». Итальянские зарисовки отличны от американских или французских. Вы как бы только что поутру вышли из холодной реки.
роман «Мастер и Маргарита» Булгакова). Таков трогательный и нежный «Негритянский концерт» (1935), где словно схвачен самый звук музыки и пения, самый образ и стиль американской музыки середины XX века. Так как главный объект здесь и не Ленин и не дети, а автомобиль. Эта замечательная картина, показанная в феврале 1928 года на выставке к десятилетию Красной Армии, – одно из сильнейших воплощений в искусстве образа Революции, могущее с полным правом и честью стоять в одном ряду с «Клятвой сибирских партизан» С. Герасимова и «Октябрем» А. Матвеева. Самым сильным и самым совершенным воплощением этого перелома (или, по существу, полной художественной зрелости мастера) стала картина «Мать» (1932), бесспорно принадлежащая к числу вершин советского искусства.
Там, конечно, очень красиво. В 1937 Дейнека создал панно «Знатные люди Страны Советов» для советского павильона на Всемирной выставке в Париже. Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки (Сам батюшка пожаловал, Святые прозорливцы, Чудодейница, 1925) пришлись в этом журнале ко двору. И художник вновь справляется с вызовом.
Дейнека даже сам удивлялся тому, как много он успевал. Особое впечатление на художника произвела Сикстинская капелла: рассматривая роспись Микеланджело, художник убедился, что «темперамент заключается не в размашистом мазке, а в более глубоких проявлениях». Мозаики Дейнеки украшают станции московского метро «Маяковская» (1938) и «Новокузнецкая» (1943).
На следующей выставке ОСТа, в 1926 году Дейнека поразил всех картиной «На стройке новых цехов». Тема спорта как культа сильного и здорового тела никогда не оставляла Дейнеку, художник постоянно обращался к ней в рисунках («У финиша», 1926 «Лыжники», 1927 «Хоккей», «Футбол», оба – 1928, «Рабочая окраина», 1929). С 1920-х гг. В образной сути немногословных композиций с очень точно подмеченными приметами времени прослеживается органическая связь с лучшей литературой тех лет – сочинениями Михаила Булгакова, Бориса Пильняка, Михаила Зощенко, Андрея Платонова, Евгения Замятина и даже Даниила Хармса.
В это время он создал напряженные и драматичные произведения. За ней последовали другие работы: В обеденный перерыв в Донбассе (1935), Никитка—первый русский летун (1940), Будущие летчики (1937). Серия мозаик для станций Московского метрополитена: «Маяковская», «Павелецкая», «Новокузнецкая», мозаичная галерея портретов ученых в МГУ на Ленинских горах панно для Советского павильона на международной выставке в Брюсселе в 1958 году — вот несколько наиболее значительных работ художника в этой области. Учился в Харьковском художественном училище.
Фигуры, при всей своей уплощенности и некоторой графичности, тем не менее обладают «чисто живописной весомостью в духе Микеланджело», как выразилась ведущая западная исследовательница творчества Дейнеки Кристина Кьер. Особенно характерны для этого времени две: авиация и история. Что писать— он понимал, а вот как— пока не очень. Происходит кристаллизация режима. В день подписания декларации» (1945), написанная Дейнекой с натуры и поднятая до символического обобщения, – это превосходные свидетельства всеобщности тех чувств, что владели всем советским народом на исходе войны.
Четкую грань между этими двумя творческими периодами провести сложно: спортсменов Дейнека писал и в 1920-х, а к темам Гражданской войны и техники (особенно авиации) художник обращался и в 1930-х. Одним из первых шагов становится работа над книгой Про лошадей для самых маленьких. Дейнека, всегда мечтавший о больших монументальных работах именно на этом поприще чаще всего терпел неудачи. Дейнека много и плодотворно работал над темой о спорте. Поначалу художник тяготел почти к монохромности и в целом к темному, мрачному колориту.
В нем среди других значились следующие «линии» : революционная современность и ясность в выборе сюжета стремление к совершенному мастерству в области предметной станковой живописи, рисунка, скульптуры в процессе дальнейшего развития формальных достижений последних лет стремление к законченной картине ориентация на художественную молодежь. В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). В 1969 году его награждают орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями, дают звание героя Социалистического Труда. Помимо собственно живописи, Дейнека занимался и преподаванием: в Москве во Вхутеине (1928-1930), в Московском полиграфическом институте (1928-1934), в Московском художественном институте имени В. И. Сурикова (1934-1946, 1957-1963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945-1953, до 1948 директор), в Московском архитектурном институте (1953-1957).
Его манера, основанная на плакатно-броском («снайперском», по его выражению) рисунке, сформировалась в процессе работы в журнале «Безбожник» (или «Безбожник у станка», с 1923) в этих рисунках дряхлому старому миру агрессивно противостоит новый – бодрый, полный юношеской энергии. Яркие порывы, титанические размахи пролетариата хочется писать тысячью самоцветных каменьев, запечатлеть эту героическую борьбу пролетарских масс» Дейнека собирался писать, ни много, ни мало, «красоту заводов» и «работу коллективных созиданий» для «храмов современности». Ещё один принципиально новый вид работы для Дейнеки – настенная роспись. Ещё один принципиально новый вид работы для Дейнеки – настенная роспись.
После службы Дейнеку командируют в Москву, где он получает возможность продолжить художественное образование во ВХУТЕМАСе, на полиграфическом отделении, у самых именитых учителей – известного живописца, графика и театрального декоратора Игнатия Нивинского и другого, ничуть не менее прославленного художника, сценографа, книжного иллюстратора, основателя советской ксилографии и теоретика живописи – Владимира Фаворского. Он что-то все-таки жалеет, к какой-то стороне изображаемого относится снисходительно» 9. К числу значительных работ послевоенного времени можно отнести полотна «У моря. Критика охарактеризовала работы «Объединения трех» как «экспрессионистический урбанизм».
Немногие картины, созданные до «Обороны Петрограда», можно расценивать только как эксперимент, но не как свершение («Перед спуском в шахту» 1925, «На стройке новых цехов» 1926) в них много по тем временам нового и дерзкого – в построении условного пространства, в столь же условном цвете, в нарочито резкой экспрессивности жестов и поз, – но в целом работы эти схематичны и «сочинение» полностью преобладает в них над реальным знанием и реальным чувством жизни. Созданные Дейнекой мифические города, полные «света и воздуха» (любимая формула конструктивистов), населены выстроенными в колонны и дружно марширующими народными массами. Художник много работает и в области монументально-декоративного искусства.
В 30-е годы А. А. Дейнека снова сливает воедино две свои давние страсти – живопись и технику, пишет картины на тему авиации. В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). Тем не менее, за последующие два десятка лет он создаёт ещё множество шедевров (У моря. Но самое главное, что в рамках проекта вышли в свет три отдельных исчерпывающих исследования по графике (том 1), живописи (том 2) и монументальным работам (том 3) художника. Авиационные картины Дейнеки разнятся по настроению – от изобразительности (Бомбовоз, 1932, Гидропланы, 1934) до героической патетики (Парашютист над морем, 1934, Краснокрылый гигант, 1938). Это были панно и росписи для фабрики-кухни в Филях (1932), эскизы панно для клуба Наркомзема, увы, так и не реализованные (1933).
Мерно и стройно шагает отряд. Авиационные картины Дейнеки разнятся по настроению – от изобразительности (Бомбовоз, 1932, Гидропланы, 1934) до героической патетики (Парашютист над морем, 1934, Краснокрылый гигант, 1938). В послевоенный период Дейнека сохраняет прежний уровень работоспособности и мастерства, однако возвращается к старым, проверенным жанрам (мирные трудовые будни, спорт, духовно и физически здоровая натура), практически перестаёт расширять границы своего творчества. Работа была выполнена по заказу РВС СССР и, что интересно, всего за одну неделю. Еще одной особенностью ранних картин Дейнеки была их графичность — ясные силуэты, контраст с фоном, некоторая уплощенность, четкое разделение цветов и скудная цветовая палитра.
В 1937 году он пишет одну их лучших своих картин — «Будущие летчики». Александр Дейнека (по другой версии, Дейнеко) родился 8 (20) мая 1899 года в семье железнодорожного слесаря в уездном Курске. Может быть, действительно, простота образов Обороны Севастополя граничит с плакатной публицистикой и многое в картине кажется излишне прямолинейным. Художник старался видеть пейзажи глазами не стороннего наблюдателя, но моряка или летчика. Я знал Дейнеку много лет и очень близко. Студент Дейнека зимой жил при пяти градусах тепла, работал по ночам, но задора не терял.
Он все больше стал работать в живописи, а потом и в монументальном искусстве. Война вызвала к жизни суровые, трагические темы. Дейнековскому образу матери с ребёнком на руках предстоит стать классическим.
Его давний (от Фаворского) интерес к философии и теории искусства, особенно к проблеме пространства, заставлял искать почти научный метод в построении картинной архитектоники. Пустынная «Площадь Квиринала» или причудливая «Испанская лестница» передают неповторимый «дух местности», атмосферу улочек Рима. А панно было отмечено золотой медалью выставки.
Броская, снайперская линия, четкие ритмы воспроизводят в его журнальных рисунках новый – светлый, здоровый мир, противостоящий старому, грязному и дряблому, миру капиталистических пережитков. Здесь он получает возможность показать физическую красоту гармонически развивающихся свободных людей. Оставим в стороне мозаики для фойе актового зала МГУ (1956) и Дворца съездов Московского Кремля (1961), где проявился технический профессионализм мастера, заключенный в прокрустово ложе государственного заказа. В связи с работой в журналах Дейнека много ездил по стране, набираясь натурных впечатлений. Ему заказали три панно для здания Наркомзема в Москве. Тема спорта была одной из любимых у художника на протяжении всей жизни.
Вместе с тем он не прекращает писать в хорошо знакомых стилях на привычные темы исторические и спортивные (Коммунисты на допросе (в штабе белых), Безработные в Берлине, 1933, Крестьянское восстание, Бегуны, Вратарь, 1934). Дейнека — один из основоположников советской монументальной живописи. Дейнека преподавал в Москве во ВХУТЕИНе (1928—1930), в Московском полиграфическом институте (1928—1934), в МГАХИ имени В. И. Сурикова (1934—1946, 1957—1963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945—1953, до 1948 директор), в МАРХИ (1953—1957). Набережная Сены, Париж.
Александр Александрович Дейнека родился 8 (20) мая 1899 года в Курске, в семье железнодорожника. Картина Оборона Петрограда была первым живописным произведением художника. Настоящим ударом стал для Дейнеки прорыв немцами обороны Севастополя. Увиденное отразилось в драматичных полотнах «Сгоревшая деревня», «Тревожные ночи» и др. (Через год и ОСТ и РАПХ прекратят своё существование).
Мозаики Дейнеки украшают станции московского метро «Маяковская» (1938) и «Новокузнецкая» (1943). Жесткая патетика Обороны Петрограда (1928, Центральный музей Вооруженных сил повторение 1964, Третьяковская галерея), с шеренгами питерских пролетариев, уходящих на борьбу с Юденичем, воспринимается как гимн героической смерти во имя революции. Теперь старые места предстают в новом, драматичном и зловещем антураже. Предельная обобщенность образов превращает их в символы. Поездка в Севастополь в 1934 году даёт художнику почву для написания ряда новых пейзажей. Дейнека ездил по стране и постоянно рисовал он проникся культурой афроамериканцев: «Они поют такие грустные песни, в моленьях приходят в экстаз, по-особенному бешено и ритмично танцуют, а главное они— рабочие».
Творческий облик Дейнеки ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым). Миром машин сын железнодорожника Дейнека был пленен, как мы помним, еще с детства. Бескомпромиссное отвержение новаторства – ее главная черта» 10.
Каждая деталь картины глубоко продумана и мастерски выполнена художником. И все. Увидев на фотографии в немецкой прессе милый сердцу город в руинах, представив, как отчаянно защищали Севастополь его «будущие летчики», Дейнека решил написать картину именно об этом эпизоде войны, хотя и не видел его своими глазами. Именно в журналах во многом сформировался уникальный дейнековский стиль.
От города художник переходит к сельской местности, с глубоким страданием запечатлевает изуродованную землю родной страны (Сгоревшая деревня, 1942). Испытал также большое воздействие искусства Ф. Ходлера и немецкого экспрессионизма.
Первая работа оказалась неудачной: задуманная в так называемом «большом стиле», с обилием знамен и показной радостью, она оказалась напыщенной и неубедительной. А в это «жизнерадостное» время ведущие советские авиаконструкторы во главе с Андреем Туполевым находились в Бутырской тюрьме. С переломом к победе изменились и образы все еще обостренно-напряженных произведений художника: «Сбитый ас» (1943), с его безжалостно-суровой и в то же время великодушно-человечной правдой художественного образа и акварель «Берлин.
В эти годы у Дейнеки были удачи и в монументально-декоративном искусстве – в мозаиках для фойе актового зала Московского университета (1956), для Дворца съездов в Московском Кремле. Изображая эту сторону советской действительности, Дейнека находится как бы в собственной стихии. Итальянцы нам— Караваджо, а мы им— Дейнеку.
С 1919 по 1920 Дейнека находился в армии, где руководил художественной студией при Курском политуправлении и «Окнами РОСТа» в Курске. За посредственные мозаики «Хорошее утро» и «Хоккеисты» (обе 1959 – 1960) в 1964-м Дейнека удостаивается Ленинской премии. Другие члены ОСТа тоже отличались графичностью, сухим письмом в противовес рыхлой импрессионистической манере. Ленинская премия (1964). Они занесены снегом.
Выстраивая архитектонику своих произведений на теоретической основе, а не эмпирически и не в подражание каким-то классическим образцам, он был редким явлением среди советских художников. Настоящим шедевром в этом ряду становятся Будущие лётчики (1937), одна из самых романтических картин Дейнеки, на которой изображены трое подростков, они сидят спиной к зрителю и мечтательно смотрят вслед улетающему самолёту. Как говорил автор, «искусство выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью». Обращаем ваше внимание на то, что, помимо общеизвестных работ из собраний 42 музеев, в книге опубликованы и работы из отечественных и зарубежных частных собраний, авторство которых не вызвало сомнений.
Мастер, воплотивший социальноутопические идеи коммунизма с особой пластической и эмоциональной силой. Вернувшись из-под Юхнова, А. Дейнека побывал в ТАССе, где ему показали напечатанный в одной из немецких газет снимок разрушенного Севастополя. Может быть, в точности такое сражение и не развертывалось на набережной Севастополя, но были сотни ему подобных и художник создал полотно монументально-эпическое, сумев обобщить в нем героику великой войны.
Авиационные картины Дейнеки разнятся по настроению – от изобразительности (Бомбовоз, 1932, Гидропланы, 1934) до героической патетики (Парашютист над морем, 1934, Краснокрылый гигант, 1938). Творческий облик Дейнеки ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым). Важной страницей в его жизни стало оформление станций Московского метрополитена. В 1935 году Дейнека впервые едет за границу и привозит много интересных работ («Улица в Риме», «Тюильри»).
Началом этой многочисленной серии можно считать монументальное панно Гражданская авиация (1932). Ее кульминацией можно считать один из лучших советских плакатов «Физкультурница» (1933). Во Вхутемасе он читал «теорию композиции». В 1930-е годы сумрачный колорит (раннего Дейнеки) светлеет, спортивные впечатления (прежде всего – с пляжей Севастополя) слагаются в утопические поэмы о счастливом юном племени, готовом к труду и обороне (Будущие летчики, 1938, Третьяковская галерея). «Окраина Москвы» (1941) передает пустоту и тревогу.