Юная девушка Грит приходит работать служанкой в дом великого живописца. Ещё менее вероятно что жемчужина на картине Вермеера – искусственная. Это всё равно что смотреть на картину и испытывать досаду от ощущения незавершенности. Вермеер обращается к служанке, чтобы она стала его моделью для создания портрета. И каждый портрет — как история, которая навсегда связана с ним.
Его жена была красива и выступала моделью для многих картин мужа. В современных Вермееру описаниях картину относят к жанру, называемому в Голландии XVIIвека «tronie», которым обозначали изображения головы человека, а не полноценные портреты. Жемчужная сережка. Это когда берут известную картину (портрет, конечно же, так как так интереснее) и фактически из ничего создают её реплику в виде художественной фотографии. По одной из версий, художник изобразил собственную дочь Марию. Вышедший в 2003 году фильм Питера Уэббера «Девушка с жемчужной сережкой» дал вполне четкое представление о жизни нидерландского городка во времена Вермеера. В доме известного нидерландского живописца Вермеера Дельфтского появляется новая служанка.
Картина подписана «IVMeer», но не датирована. В любом случае очевидно, что это необычный портрет. Теоретически такие огромные перлы можно расколоть на части и отполировать. Во-первых, считается, что моделью могла быть дочь Вермеера, Мария. Три номинации на премию Оскар, две номинации на Золотой глобус.
Вероятно, послание картины проистекает из идеи, высказанной святым Франциско Сальским (1567–1622) в своем труде Введение в благочестивую жизнь (1608) изданном в Голландии в 1616. Однако у Вермеера форма тюрбана весьма интересна. Вот и в этой книге чего-то не хватает, словно в недописанном портрете. Чаще всего это делали стряпчие, составляя реестр имущества клиентов.
Яна Вермеера считают непревзойденным мастером работы со светом. Этого Вермеер добился тем, что предварительно прописал весь задний фон чёрной краской, а затем покрыл слоем индиго с резедовой желтой, которая дала глубокий зеленый цвет. Одним из них, скорее всего, была эта работа. Также неизвестно, кто изображён на портрете.
Здесь запечатлено еле уловимое мгновение во время того, как девушка поворачивает голову в сторону зрителя. Неизвестно, писал ли её художник на заказ или делал это для себя. Я бы назвала эту девушку без имени, самой известной голландкой, которую мы знаем (хотя даже не можем предположить ее имя) по картине известного художника Яна Вермеера «Девушка с жемчужной сережкой» или «Девушка в тюрбане» или просто «Девушка». В современных Вермееру описаниях картину относят к жанру, называемому в Голландии XVII века «трони», которым обозначали изображения головы человека, а не полноценные портреты. «Het meisje met de parel») написана около 1665 года. Большая контрастность создается благодаря сине-желтому тюрбану, придающему экзотический эффект изображению, хотя повязки были относительно распространенным аксессуаром в Европе 15-го века, что доказывает Человек в красном тюрбане (1433), Яна ван Эйка.
Он умел передать с фотографической точностью фактуру кожи, тела, ткани. Казалось бы, в нём есть чёткое указание на жемчуг – ведь автор-то знал, что изображал. Вот пример: какого цвете глаза у девушки Вермеера.
Тюрбан и серьги, в работе Вермеера, вероятно и представляют надлежащее целомудрие. Все скажут : светло карие, желтые и будут отчасти правы. Первый задокументированный успех в культивировании жемчуга датируется 1761 годом (примерно через 96 лет после создания портрета), а первый официальный патент на этот процесс был выдан только в 1916-м. Ещё одним вариантом может быть фарфор.
Квентин Бувело (Quentin Buvelot, главный куратор Маурицхёйс) и куратор Ариана ван Шухтелен (Ariane van Suchtelen) отмечали: Жемчужина в ухе девушки удивительно велика. Может быть, атмосферы города, который прославился своими изразцами. У дес Томбе не было наследников и он подарил «Девушку с жемчужной серёжкой» вместе с несколькими другими картинами музею Маурицхёйс в 1902году. Гений Яна Вермеера остается до сих пор загадкой. А жаль, хорошая получилась история, не вина автора книги, что она кажется неполной.
Использовать экзотические элементы «врагов христиан» (турков) в Европе стали с XV века. Кроме этого, по свидетельствам, брак Вермеера был счастливым. Это на грани потустороннего. Рентген данного полотна пролил свет на некоторые методы живописи Вермеера. Того, кто пишет – не обманешь. Фильм, снятый историком искусств, обожающим живопись – что может быть лучше.
Хотя нет, важно, какой-нибудь Вася Пупкин ведь никому не интересен. От момента замысла до его фактического воплощения проходят месяцы, если не годы. Тюрбан. Это не обьяснить. Они, возможно, вместе с тюрбаном могут раскрыть тайный смысл полотна. Необычность могла проявляться либо в выражении лица, либо в одежде позирующего персонажа. Ее роман рассказывает о истории одного портрета, тесно переплетенной с любовью, которая могла бы появиться. Винсент Ике приходит к тому же выводу, но через иное понимание и изучение.
Они могут быть идентичны по геометрии и цвету, но выражение автора не скопируешь. Начнём с названия картины. Маурицхёйс с большим интересом воспринял его результаты. Служанка, получившая в подарок от умершего мастера жемчужные серьги своей жены и бессмертную славу в виде великолепной картины, поначалу называвшейся «Девушка в тюрбане». А вот и то, что дало имя картине и что сразу бросается в глаза.
Единственным объектом картины является девушка, глядящая на зрителя через плечо. Крупные жемчужины были редкостью и оказывались у самых богатых людей планеты. Такую тонкую и гениальную передачу света и тени никто и никогда не смог больше повторить. А вот если увеличить глаз раз в десять и начать анализироватт, то будешь поражен.
У дес Томбе не было наследников и он подарил «Девушку с жемчужной серёжкой» вместе с несколькими другими картинами музею Маурицхёйс в 1902году. Ту же историю написания картины предлагает и писательница Трейси Шевалье. И виной тому ни кто иной, как Султан Сулейман, так активно покорявший Европу.
Оказывается, глаза – серо голубые со стальным отливом. Яркий белый блик вверху «серёжки» может быть деформацией при одной из реставраций картины2. Однако полное название «Девушка с жемчужиной серёжкой» картина получила только в двадцатом веке, а ранее называлась «Девушка в тюрбане» или просто «Девушка». Постепенно хозяин и служанка начинают все больше общаться их отношения становятся все более близкими. Но они встречаются в природе крайне редко и стоят целые состояния (например, «Жемчужину Лао-цзы» оценивают в 40 млн долларов, а вторую, пока безымянную, – примерно в 100 миллионов). Так вот, берут знаменитого человека и с помощью гримера и парикмахера делают его внешность похожей на знаменитый портрет. Еще с ранней юности я любил писать копии.
Стоит отметить и тот факт, что название «Девушка с жемчужной сережкой» было присвоено картине только в XX веке. В своих работах Вермеер нередко использует такие декоративные элементы. Картина находилась в плачевном состоянии. Размер портрета: 44. 5 x 39 см (холст, масло).
Ранее полотно носило название «Девушка в тюрбане». В 1665 году ей как раз было около 12-13 лет. О ней известно очень мало. Сальский писал, что женщины и девушки должны защищать свои уши от «нечистых» слов и стараться услышать лишьнравственно чистые высказывания. Но изображение, созданное вот так, руками — это другое. Невозможно сказать, был ли это настоящий жемчуг, поскольку в природе таких размеров нет.
А если учесть, что для создания светотеней и потрясающих оттенков художник использовал камеру-обскуру, то «Девушка с жемчужной сережкой» становится еще более загадочной. Существует несколько гипотез. Их делали из стекла, которому придавали матовость. Сначала это был вызов самому себе – смогу не смогу. Ни краски 17 века, ни точность копирования по сетке. Кроме того, не видно петли или подвески, за которую «жемчужина» крепится к уху.
В фильме, конечно, показан очень привлекательный образ служанки, возможно после выхода фильма будет существовать «в народе» всего одна версия, но, увы, она исторически неоправданна. Альтернативную версию создания одного из самых известных шедевров Вермеера, вы можете смотреть онлайн в фильме «Девушка с жемчужной сережкой». Сначал ей доверяют только самую грязную работу. По третьей версии (роман Т. Шевалье) на картине изображена служанка-любовница Грид имя которой якобы означает жемчужина, отсюда и отождествление девушки и жемчужины.
Исследователи до сих пор не смогли определить полную биографию этой потрясающей работы. Картина «Девушка с жемчужиной серёжкой» (нидер. Её имя Гриет и она очень юная и свежая, как нераспустившийся молодой цветок. А совсем рядом — другой мир, прекрасный и чистый искусство, которое сохранится на века. Обе краски очень прозрачны и прекрасно подходят для лессировки. У дес Томбе не было наследников и он подарил «Девушку с жемчужной серёжкой» вместе с несколькими другими картинами музею Маурицхёйс в 1902году3.
Картина выполнена с большим изяществом и в гармоничном цветовом решении. Причём на полотне всё может быть в порядке: соблюдены пропорции и точно переданы цвета. Она имеет каплевидную форму, отливает благородным и таинственным блеском перламутра. Вполне возможно, что у девушки такая жемчужина ручной работы».
Девушка, слегка повернувшая голову, словно она заметила кого-то, казалась бы обычной, если бы не жемчужная сережка. Это капля краски, попавшая туда во время более ранних реставраций. Портрет «Девушка с жемчужной сережкой» отличается особенной выразительностью, которую в полной мере подчёркивает взгляд девушки. Действие происходит в средневековой Голландии в 1665 году. Картина находилась в плачевном состоянии. Картина полна загадок и тайн. Профессиональный фотограф Екатерина Рождественская долгие годы создает работы для проекта «Частная коллекция». В определенных отношениях "Девушка ссережкой" куда сложнее Джоконды.
Более того, Вермеер прописал лопнушие сосудики в глазу и венах. Она приковывает внимание к полуоткрытому рту, хрупкой шее и глазам. Эта версия шаткая и многие биографы Яна Вермеера считают ее несостоятельной.
Такой же блеск в глазах девушки и на ее губах. Не так всё просто. И тюрбан на голове модели не редкость. Так, в описи от 1676 года, сделанной после смерти художника, значатся «Два трони в турецком стиле» (проще говоря, портреты-фантазии). Он напишет ее портрет, а она испытает чувство зарождающейся и робкой любви По крайней мере, кинолента лишь отчасти дает ответ на загадку о том, кто все-таки изображен на картине «Девушка с жемчужной сережкой». В современных Вермееру описаниях картину относят к жанру, называемому в Голландии XVII века «трони», которым обозначали изображения головы человека, а не полноценные портреты.
Картина находилась в плачевном состоянии. Но жизнь все время преподносит сюрпризы и я – один из них. По совету Виктора де Стюра, который много лет настойчиво боролся за сохранение на родине художника его редких полотен, А. А. десТомбе приобрёл картину на аукционе в Гааге в 1881году всего лишь за два гульдена и тридцать центов.
Очень интересно, очень похоже, а всё-таки думаешь: нет, не то. Просто нарисовать тупую копию – дело не хитрое. А начну я свой рассказ этой истории с конца. Оказывается в 17 веке, в Голландии, был популярен жанр «необычный портрет», название, конечно, условно, но суть понятна.
Этот жанр — разновидность портрета — популярный в Голландии в 17 веке. Стоит отметить, что каплевидные серьги художник изображал и на «Женщине с жемчужным ожерельем» и на «Женщине с лютней» и на «Госпоже и служанке». Позже она была известна как «Девушка в тюрбане» и «Лицо девушки». В настоящее время картина находится в музее Маурицхёйс, город Гаага, Нидерланды. Кроме того, не видно петли или подвески, за которую «жемчужина» крепится к уху.
Да и остальная прислуга не слишком жалует любимицу хозяина. слова «голова», «лицо»). Потом добавляют костюм, подходящие декорации, ставят свет.
Все выдадут глаза. Но всё это, увы, выдумка: «все факты и персонажи не имеют отношения к действительности». В большинстве случаев под слоями красок скрываются первоначальные наброски карандашом, однако, подкрасками этой работы их обнаружено не было, что является необычным, так как без использованияпредварительных рисунков добиться подобного совершенства фигуры крайне тяжело, что и наводит многих художественных критиков на мысли об использовании Вермеером камеры-обскура (устройство, помогающее получить оптическое изображение предметов).
В любом случае очевидно, что это необычный портрет. Это было обнаружено в 1994 году при реставрации.
Ну откуда берется это чувство неудовлетворенности, когда рассматриваешь «неудачный» портрет. Художники — они ведь испытывают нечто подобное, верно. «Девушка с жемчужной серёжкой» — речь идёт, разумеется, о книге — будит в душе неудовольствие. Но зато у нее есть привилегия убирать мастерскую Вермеера.
Одной из самых известных картин Яна Вермеера является «Девушка с жемчужной сережкой». Но сколько бы не было версий, картина Вермеера очень своебразна. На этой картине художник попытался передать красоту момента.
В то время, сословное деление было очень жестким и у служанки, скорее всего не было шанса так близко «подойти» к хозяину, который жил в многочисленной семье и имел жену. Яркий белый блик вверху «серёжки» может быть деформацией при одной из реставраций картины. Это всего лишь «вольная трактовка» автора книги, по которой был снят фильм. Щелчок затвора — и перед зрителем копия шедевра.
По одной из версий, художник изобразил собственную дочь Марию. Даже жаль, что в книге мало говорится о Дельфте как таковом. Статью я написала, не о художнике, чья жизнь – это сплошная тайна, а о самом, пожалуй, загадочном портрете той эпохи.
Говоря о портрете «Девушка в тюрбане» именно это название указывает нам на предмет столь необычный в те времена, хотя на самом деле тюрбан – не редкость.