Была сломана левая рука, при падении которой сломались пальцы. Нанесены повреждения голове, векам, шее, одежде.
Иногда это принимается за аллегорию искупления греха. Драпировки на фигурах писал художник Даниэле да Вольтерра, которого римляне наградили уничижительным прозвищем Il Braghettone («штанописец», «исподнишник»). Нагота персонажей «Страшного суда» была скрыта 24 года спустя (когда Тридентский собор осудил наготу в религиозном искусстве) по распоряжению папы Павла IV. Контракт от 27 августа 1498 года, совместно подписанный Якопо Галли и скульптором, детально очерчивал требуемую скульптуру.
Дело в том, что в германских землях, начиная с XIV-XV вв., было широко распространено почитание 7 скорбей Девы Марии (цифры разнились: могло быть и 5 по числу ран Христа и 9 и 15 и даже 21 скорбь): при словах Симеона о будущих страданиях при бегстве в Египет скорбь в течение трех дней исчезновения Иисуса во время путешествия в Иерусалим во время Крестного пути при Распятии при снятии с Креста при погребении. Специалисты насчитали в «Страшном суде» приблизительно 450 джорнат (дневных норм фрескописи) в виде широких горизонтальных полос— Микеланджело начал работу с верха стены и постепенно спускался вниз, разбирая леса. Христос увидел их и обратился к своему ученику, чтобы тот заботился о матери. Учёные подсчитали, что, если обе фигуры встанут, то Иисус будет ростом 1, 75 м, а Мария – 2, 04 м. На перевязи идущей через левое плечо Мадонны, Микеланджело в первый и последний раз вырезал надпись: «Микеланджело Буонарроти, флорентиец исполнил».
В страшный день распятия Дева Мария, ее сестра и Мария-Магдалена пришли на Голгофу. И ритм этих складок подчеркивает изгиб неподвижного тела Христа. Это не был удобный момент для дружеской встречи.
Каскадом ниспадают складки ее длинной одежды. Идеализацию подобного рода использовал Леонардо да Винчи и другие художники.
Некоторые исследователи увидели здесь ссылку на античную мифологию: Христос изображён как громовержец Юпитер или Феб (Аполлон), в его атлетической фигуре находят желание Буонарроти вступить в соревнование с древними в изображении обнажённого героя, обладающего необыкновенной физической красотой и мощью. Они считаются олицетворениями милосердия Церкви и благочестия. Большой поклонник творчества своего учителя, да Вольтерра ограничил своё вмешательство тем, что «прикрыл» тела одеждами, написанными по-сухому темперой, в соответствии с решением Собора от 21 января 1564 года.
На то время тема Библейского мотива была просто недопустимой для мастеров. Почему. Скульптор выговорил два года, считая от 1 сентября. Образ Девы Марии, созданный Микеланджело, конечно идеальный. Работа была закончена около 1500 года, уже после смерти кардинала, умершего в 1498 году.
Кроме того, Микеланджело был горячим поклонником Данте. Но, невзирая на все преграды, эта личность взошла на новую ступень в истории искусств. Вот почему все картины и скульптуры изображают ее молодой и миловидной девственницей. Прежде всего, скульптор хотел воссоздать фигуру Богоматери, которая поддерживает тело своего Сына. В нем и отчаяние и вопрос.
Одна из известнейших статуй была неоднократно повреждена — при транспортировке и от рук вандала. В 1972 году статую повредил молотком одержимый венгр Ласло Тот (геолог, работавший в Австралии), возомнивший себя одним из воплощений Христа. Микеланджело, однако, ограничился двумя ключевыми фигурами — Богородицы и Христа. Таким образом пытались избежать оседания пыли на поверхность фрески в процессе работы. Были заделаны также два окна, находившиеся в алтарной стене. В ней ощущается рука мастера изваявшего римскую «Пьету».
Вскоре художник столкнулся с угрозой обвинения в ереси. В 1499 году скульптурная группа, равных которой нет и по сей день, была готова. При подготовительных работах с помощью кирпичной кладки была изменена конфигурация алтарной стены: ей был придан уклон внутрь помещения (верх её выступает примерно на 38 см). Интерпретация Микеланджело Буонарроти, воплощенная в мраморе, представляет собой религиозное видение смерти через спокойный и умиротворенный облик Божьего сына. Большой поклонник творчества своего учителя, да Вольтерра ограничил своё вмешательство тем, что «прикрыл» тела одеждами, написанными по-сухому темперой, в соответствии с решением Собора от 21 января 1564 года.
Иоанна Крестителя и Марии Магдалины. Пресвятая Мария, как известно, зачала Христа от Святого Духа, согласно пророчествам. Но Микеланджело уже сталзнаменит. Шедевральной скульптуре было нанесено 15 ударов молотком, в результате которых, кроме многочисленных мелких увечий, у Девы Марии были повреждёны – нос, левый глаз, а левая рука вообще отбита (до уровня локтя).
Гибель сына она воспринимает как осуществление предначертанного судьбой. В образе Мадонны, юной и прекрасной, с поразительной силой передано огромное человеческое чувство — скорбь матери по утраченному сыну. Их восстановили из кусков, вырезанных из незаметных мест. Скорбь матери протекает в мучительной безмолвности, где нет ни страха, ни слез.
Ее размеры – 17419569 сантиметров. Были заделаны также два окна, находившиеся в алтарной стене. В 1972 году на статую напал со скальным молотком австралийский геолог Ласло Тот, кричавший: "Я – Иисус Христос, Христос восстал из мёртвых. Доверить такой заказ 23-летнему скульптору стало возможным благодаря посредничеству Якопо Галли, влиятельному римскому банкиру, другу и покровителю Микеланджело.
В ту же ночь на идущей через левое плечо Девы Марии перевязи он высек надпись – «Микеланджело Буонаротти флорентиец исполнил». В нем и отчаяние и вопрос. Женщина, к которой обращается святой Андрей, возможно, Рахиль. Но кто ее создатель, кто мог выполнить подобный шедевр.
Она смотрит на лицо сына, лежащего на ее коленях, глаза которого сомкнуты глубоким сном. Его жест, властный и спокойный, привлекает внимание и в то же время успокаивает окружающее волнение: он дает начало широкому и медленному вращательному движению, в которое вовлечены все действующие лица. Он весь сосредоточенность и ожидание. В этом и заключается сила творчества художника, его воздействия на зрителя. Интересно, что «Пьета» является единственной подписанной работой Микеланджело.
Интересным является то, что это единственная его скульптура, которая была подписана. В порыве яростиМикеланджело высек на идущей через левое плечо Девы Марии перевязи, следующие слова: «Микеланджело Буонаротти флорентиец исполнил». Еще при жизни Микеланджело папа Павел IV, который весьма неодобрительно относился к «Страшному суду», будучи еще кардиналом Карафой, вообще хотел уничтожить фреску, но потом решил «одеть» всех персонажей и приказал обнаженные тела записать драпировкой.
Действуя молотком и резцом, он отсекал от камня все «лишнее» и создавал совершенство. В садах Медичи юный Микеланджело создал одно из своих первых скульптурных произведений:голову старого фавна. Одной из последних мыслейИисуса была забота о матери.
Но кто он. Но Микеланджело не уложился в обозначенные сроки, он трудился почти два года. Скульптор должен быть наблюдательным и отображать действительность. На работу стоимостью 450 золотых дукатов (по тем временам целое состояние) отводился год. Он вызывал у Микеланджело противоречивые чувства. Микеланджело, конечно, был полностью за справедливость.
В этот списокработ вошли как скульптурыи архитектурные проекты, так и живописные труды. Микеланджело оставил привычное в иконографии разделение композиции на два мира, однако по-своему трактовал тему Страшного суда. Пусть он мир приведёт в пристойный вид».
Вероятно, среди всех фигур фрески ангелы ближе всего к идеалам красоты, анатомической силы и пропорции скульптур Микеланджело, это объединяет их с фигурами обнажённых юношей на потолке капеллы и героями «Битвы при Кашине». Давид изображен перед битвой с Голиафом. Он стоит спокойно, уверенный в своей правоте и в грядущей победе. Может быть тогда, в свои 23 года, он догадывался, что это гениальнейшая скульптура.
Да Вольтерра переделал этот фрагмент фрески, вырезав кусок штукатурки с авторской живописью Микеланджело, в новом варианте святой Власий смотрит на Христа-Судию, а святая Екатерина одета. К сожалению, даже на это «святое» творение было совершено нападение. В1568г. Петра.
Они оценили работу начинающего мастера как величайшее произведение искусства. Они похожи скорее на паяцев и жонглёров, чем на ангелов». Ее сын божественный Иисус мертв.
Три дня потребовалось, чтобы доставить мраморного гиганта к месту назначения. «Страшный суд» стал причиной конфликта между кардиналом Каррафой и Микеланджело: художник обвинялся в безнравственности и непристойности, так как он изобразил обнажённые тела, не скрыв гениталии, в самой главной христианской церкви. Ее чувство живое человеческое переживание, воплощенное с такой глубиной и богатством оттенков, что здесь впервые можно говорить о внесении в образ психологического начала. Лицо же Варфоломея иногда считается портретом Пьетро Аретино, врага Микеланджело, оклеветавшего его, в отместку за то, что художник не принял его советов при работе над «Страшным судом». При этом потребовалось сделать новое основание для статуи.
В одном из писем Микеланджело пишет, что ему даже грозили смертью. Несколько осколков найти не удалось. Петра в капеллу Девы Марии, целительницы лихорадки, там, где раньше был храм Марса. Отныне руки Христа были прижаты к телу.
Порывистый и ранимый Микеланджело тут же взял резец и молот и выбил фавну несколько зубов. На данный момент эта мраморная скульптурная композиция, которая именуется еще как «Оплакивание Христа», находится в соборе Святого Петра в Ватикане. Микеланджело изобразил Давида не в виде хрупкого подростка, попирающего отрубленную голову Голиафа, как это делали мастера XV в., а как прекрасного, атлетически сложенного гиганта в момент перед сражением, полного уверенности и грозной силы (современники называли ее terribilita — устрашающая). Ботичелли, попавший под сильное влияние Савонаролы, своими руками бросил несколько своих работ в так называемые «костры покаяния».
Таким образом пытались избежать оседания пыли на поверхность фрески в процессе работы. Пьета Ронданини, начатая через 55 лет после первой, была последней его работой. Ему было важно услышать мнение других. За годы служения Христос не часто бывал со своей матерью Марией.
Лишь один Урбино ассистировал Микеланджело, вероятно он писал фон. Микеланджело, узнав об этом, просил передать папе, что «удалить наготу легко. Драпировки на фигурах писал художник Даниэле да Вольтерра, которого римляне наградили уничижительным прозвищем Il Braghettone («штанописец», «исподнишник»).
Несмотря на это, фреска и в последующие годы (в течение XVIII века, в 1825 году) подвергалась критике, предлагалось даже уничтожить её. Во время последней реставрации, законченной в 1994 году все поздние правки фрески были удалены, в то время как записи, относящиеся к XVI веку остались как историческое свидетельство требований к художественному произведению, предъявлявшихся эпохой Контрреформации. Леонардо было в это время за 50 лет, он уже создал «Тайную вечерю» и «Мону Лизу» и уступал первенство в скульптуре Микеланджело. Он считал, что скульптура уже живет в мраморе, нужно только извлечь ее оттуда. И когда он убедился, что его творение признано, что оно вызывает восхищение и слезы восторга, то ночью пробрался в церковь, в которой была выставлена его работа и резцом на постаменте высек надпись: «Микеланджело Буонарроти флорентиец исполнил».
Правда потом он сильно жалел о сделанном и больше ни одно из своих творений не подписывал. К началу XVI века заброшенный мрамор представлял собой жалкое зрелище.
В отличие от них Микеланджело изобразил момент, предшествующий схватке. Но все-таки Микеланджело больше влекла скульптура. Но этот жест может быть понят и как угрожающий, подчеркнутый сосредоточенным, хотя и бесстрастным, без гнева или ярости, обликом, по Вазари: «Христос, который, глядя с ужасным и отважным лицом на грешников, поворачивается и проклинает их».
Вскоре последовал новый заказ – на изготовление "Скорбящей Мадонны". Скульптурная группа должна была украсить капеллу Святой Петрониллы (капеллу короля Франции) в соборе Святого Петра в Риме. Был сколот нос.
Ко времени окончания «Оплакивания Христа» Микеланджело исполнилось всего 25 лет и многие не верили в его авторство. «Пьета», правда, былазавершена не через год, а через два. Помимо этого, Микеланджело был одним из лучших архитекторов своего времени.
С этим прозвищем его имя навсегда осталось связанным в истории. Тема была весьма ответственная, но срок на создание скульптурной композиции был отведен очень малый – всего лишь год. Один из них отстаивал версию, что это мог высечь в камне только миланский скульптор Гоббо. Наверняка картины Перуджино «Оплакивание Христа» (1493-94 гг., сейчас находится в галерее Уффици во Флоренции) и «Пьета» Боттичелли (1495 г. ) побуждали многих последователей отражать в камне и на полотне эту трагическую сцену.
Такое решение Микеланджело резко контрастирует со спокойствием его первой пьеты. Девы Марии при этом не было. Были закончены только лица Марии и Христа, но увидев лишь это, кардинал согласился с тем, что молодой скульптор выполнил свои условия договора.
Точно передан контраст между безжизненным телом Христа и полной жизни Мадонной. Обнаженное тело Христа контрастирует с пышными, богатыми светотенью одеждами Богоматери.
В этом и заключается сила творчества художника, его воздействия на зрителя. Самые ранние версии «Пьеты» включали также фигуры Св.
Это произведение внесло новизну в передачу драматизма. Некоторые исследователи увидели здесь ссылку на античную мифологию: Христос изображён как громовержец Юпитер или Феб (Аполлон), в его атлетической фигуре находят желание Буонаротти вступить в соревнование с древними в изображении обнажённого героя, обладающего необыкновенной физической красотой и мощью. Дело в том, что при окончании работы она ее выставили на всеобщее созерцание. Живое, напряженное выражение лица Давида характерно для многих работ Микеланджело — это признак его индивидуальной скульптурной манеры.
Договор был заключён 26 августа 1498 года, заказчиком был французский кардинал Жан де Вилье Фезанзак. На коленях у Девы Марии покоится безжизненное тело Христа.
Взгляд Марии не настолько печален, насколько торжественен. Реакция людей была поразительна и однажды в поздний час Микеланджело тайно пробрался в собор с инструментами и указал на поясе Мадонны полную достоинства надпись: «Микеланджело Буонарроти, флорентиец». Все считали, что это дело рук прославленного мастера. Варфоломей, которого можно узнать по ножу в руке, держит содранную кожу, на которой, как считается, Микеланджело нарисовал свой автопортрет. Выразителен вопрошающий жест ее левой руки. Образ Давида был традиционен во Флоренции.
Этим приемом пьета Микеланджело отличается от пьет многих художников 15 века изображавших на своих картинах Богоматерь и Христа в окружении прочих персонажей. Склонив голову, Богородица смотрела на своего сына. И ритм этих складок подчеркивает изгиб неподвижного тела Христа. Создавалась скульптура Микеланджело «Пьета» для французского кардинала Жана Билэра де Лагрола еще в 1496 году. Многочисленные фигуры этого ряда не поддаются идентификации.
К моментузавершения скульптуры Микеланджело было всего 24 года. Фигуры образуют низкий треугольник, точнее – это коническая структура. Реставрация скульптуры потребовала времени более полугода. Этот факт подчеркивает его трудолюбие и умение доводить свои произведения до совершенства. Так Джилио писал в 1564 году: «Я не одобряю усилия, которые демонстрируют ангелы в «Суде» Микеланджело, я говорю о тех, что поддерживают Крест, колонну и другие священные предметы. Юноша заперся на ночь в храме и подписал статую.
Микеланджело Буонарроти (14751564) одно из величайших светил в нескольких художественных областях одновременно. Посредством натуральной величины композиции и положения фигур скульптор отбросил прежние взгляды по данной теме. Незаконченная, она стала для Микеланджело отпечатком его смерти.
Однако вместо одного года, прописанного в контракте, Микеланджело трудился два. Скульптурное произведение Микеланджело «Пьета Ронданини» было создано за шесть дней до его смерти. Согласно Библии, на таинстве погребения присутствовала Мария Магдалина.
Он возомнил себя восставшим из мертвых и стремительно нанес молотком 15 ударов по скульптуре Микеланджело. Скульптура Микеланджело «Пьета» повредилась – у Девы Марии были отбиты рука до локтя и левый глаз. Но самый большой урон нанесен скульптуре в 1972 году. Церемонимейстер папы римского, Бьяджо да Чезена, увидев роспись заявил, что «позор, что в столь священном месте изображены нагие тела, в столь непристойном виде» и что это фреска не для часовни папы, а скорее «для общественных бань и таверн». Пусть он мир приведет в пристойный вид, а с картинами это можно сделать быстро». В последние дни своей жизни кардинал зашел в мастерскую Микеланджело.
В настоящее время "Вакх" считается первым шедевром Микеланджело. Его «Давиду», по выражению современников, «удивлялись даже невежды».
Его сняли с креста, перенесли к гробнице. Нагота персонажей «Страшного суда» была скрыта 24 года спустя (когда Тридентский собор осудил наготу в религиозном искусстве) по распоряжению папы Павла IV. Глыба имела девять футов высоты. Сохранившиеся эскизы (один в байоннском Музее Бонне, один в Каса Буонаротти и один — в Британском музее) освещают работу художника над фреской в развитии. И вот почему она прикрывала сына краем своего плаща. Невзирая на то, что ему приходилось часто подчиняться капризам правителей, он с легкостью мог переходить к новым преобразованиям в архитектуре, в создании фресок, в живописи. Скульптуре «Пьета» потребовалась реставрация.
Микеланджело категорически отказался выполнять заказ в какой-либо другой технике, кроме «чистой фрески», заявив, что расписывать стену маслом «занятие для женщин и богатых лентяев вроде фра Бастиано» (то есть Себастьяно дель Пьомбо). Ученые изучили архивы Ватикана и обнаружили косвенные свидетельства того, что одна из задумок автора кроется в отражение канонического треугольника. Священнослужитель пожелал изготовить достойный своей персоны надгробный памятник. Тогда уязвленный юноша на перевязи идущей через левое плечо Мадонны, в первый и последний раз вырезал подпись: «Микеланджело Буонарроти флорентинец исполнил».
Ведь еще ничего не произошло. В североевропейском искусстве существовал образ молодой Марии с мёртвым Христом на коленях. У мальчика, чувствующего настроение матери, тоже таилась в глазах печаль. Единственному сопернику да Винчи — Микеланджело не было в это время и 26 лет. Но скульптор не мог создать пожилую женщину. У нее тонкие черты лица, которые присущи юной деве. Открытие «Давида» состоялось 8 сентября и флорентийцы были потрясены открывшимся видом в завершенном виде.
Если до сих пор имя Микеланджело было известно во всей Италии, после завершения «Давида» его провозгласили величайшим из итальянских скульпторов и это звание по праву Микеланджело сохранил до конца жизни. Специалисты насчитали в «Страшном суде» приблизительно 450 джорнат (дневных норм фрескописи) в виде широких горизонтальных полос — Микеланджело начал работу с верха стены и постепенно спускался вниз, разбирая леса. Бернарда в последней канцоне Божественной комедии говорится: «Vergine Madre, figlia del tuo figlio» – «Богоматерь, дочь своего Сына». « Вещи эти возбудили желание у кардинала Св.
Среди толпы находился и сам молодой скульптор, но он не признавался в своем авторстве. И Микеланджело принял единственное правильное решение – бежать из Флоренции в Болонью. Четырнадцатилетним юношей он поступил на учебу к одному флорентийскому живописцу. И тут он подслушал оживленный спор двух зевак, которые отрицали авторство Буонарроти. Пострадал лик Богородицы, отбита часть носа и покрывала, а также рука.
Согласно другой версии, нападение было организовано сторонниками семьи Медичи в знак протеста против символа власти нового республиканского правительства. Уже в столь юном возрасте (ему исполнился тогда только 21 год) Микеланджело заключил контракт с кардиналом на создание надгробной Пьеты. Однако, увидевзавершенной творение кардинал был так потрясен, что объявил «все пункты договоры соблюдены». К тому же, нагрянула эпидемия чумы.
Давид стоит с переброшенной через плечо пращой, сжимая в левой руке камень. На протяжении жизни он неоднократно брался за грандиозные художественные задачи и шел твердо к своей цели, при этом абсолютно игнорируя препятствия. Несмотря на это, фреска и в последующие годы (в течение XVIII века, когда авторская живопись проявилась через позднейшие записи в 1825 году) подвергалась критике, предлагалось даже уничтожить её.
Эта надпись была неслучайной. После завершения всех работ, в ноябре 1626 г. – ее переместили в новый хор. Возможно, это была работа одиночных вандалов. Слишком объемным оказался труд, который нужно было приложить к скульптуре.
По типу эта юная, нежная, задумчивая Мадонна напоминает Мадонну «Оплакивания Христа» из собора Св. Сохранившиеся эскизы (один в байоннском Музее Бонне, один в Каса Буонарроти и один— в Британском музее) освещают работу художника над фреской в развитии. После рождения Иисуса у них с Иосифом были другие дети, зачатые естественным путем. На вид ей не больше тридцати лет.
Большая часть работ была выполнена в 1565 году, уже после смерти мастера. Заказчиком «Пьеты» выступил кардинал Жан Билэр де Лагрола, посол французского короля Карла VIII при дворе Папы Александра VI Борджиа. Девы Марии при этом не было.
Его изготовил Франческо Борромини. Вазари отмечал богатство и глубину выражения духа, а также непревзойденный талант в изображении человеческого тела «в странных и различных жестах молодых и старых, мужчин и женщин». Ко времени окончания «Оплакивания Христа» Микеланджело исполнилось всего 25 лет. Выдвигалась также гипотеза, получившая широкий общественный резонанс, но опровергаемая большинством исследователей, что Микеланджело изобразил себя на содранной коже, в знак того, что он не хотел работать над фреской и исполнял этот заказ под принуждением.
Казалось бы, это явное возрастное нарушение. Другая особенность исходит из предположения искусствоведа Димитрио Мартинелли. В начале молитвы Св.
16 августа 1501 года был заключен договор. Склонив голову, Богородица смотрела на своего сына. Договор был заключен 26 августа 1498 года, заказчиком выступал французский кардинал Жан де Вилье Фезанзак. При подготовительных работах с помощью кирпичной кладки была изменена конфигурация алтарной стены: ей был придан уклон внутрь помещения (верх её выступает примерно на 38 см). 13 сентября в понедельник, рано утром Микеланджело начал работу. Скульптура Микеланджело Буонарроти «Пьета» – первая из общего числа работ, которая прославила великого итальянца на всю страну. Самому Христу в момент смерти было тридцать три года.
Точно передан контраст между безжизненным телом Христа и полной жизни Мадонной. Глыба имела девять футов высоты. Вероятно, папа хотел, чтобы его имя встало в ряд с именами его предшественников: Сикста IV, по заказу которого флорентийскими художниками в 1480-х годах были созданы циклы фресок на сюжеты из историй о Моисее и Христе, Юлия II, в понтификат которого Микеланджело расписал потолок (1508—1512) и Льва X, по желанию которого капелла была украшена шпалерами по картонам Рафаэля (ок. Его сняли с креста, перенесли к гробнице. 1514—1519). Большая часть работ была выполнена в 1565 году, уже после смерти мастера.
Каскадом ниспадают складки ее длинной одежды. Однако работал Микеланджело около двух лет.
За свою работу он еще при жизни получил прозвище «брачетоне», которое буквально означает «оштаненный», «исподнишник». Слегка склонена голова Богородицы. Женщина, к которой обращается святой Андрей, возможно, Рахиль. Ее сын, божественный Иисус, мертв.
Микеланджело очень много работал как скульптор и сейчас мы познакомимся с пиком его творчества. После некоторых колебаний завершение «Давида» было поручено известному своей амбициозностью 26-летнему скульптору Микеланджело Буонарроти. Согласно Библии, на таинстве погребения присутствовала Мария Магдалина. Скальным молотком он отбил около 50 кусков мрамора, пока его не схватила охрана. Выразителен вопрошающий жест ее левой руки.
Но Микеланджело не мог себе позволить отдых, зачастую даже спал по ночам на рабочем месте. Микеланджело категорически отказался выполнять заказ в какой-либо другой технике, кроме «чистой фрески», заявив, что расписывать стену маслом «занятие для женщин и богатых лентяев вроде фра Бастиано». Имелись также и другие небольшие повреждения. Микеланджело, узнав об этом просил передать папе, что «удалить наготу легко.
Микеланджело в своей группе решительно отходит от привычных установок. Заказ на скульптурную группу был получен благодаря поручительству банкира Якопо Галли, который приобрел для своей коллекции статую «Вакх» и некоторые другие произведения Микеланджело. Сам он очень полюбил «Пьету» и нередко приходил полюбоваться на нее. Она словно отказывается верить в непоправимую утрату. Об этом рассказал миру Вазари, поэт и биограф нескольких итальянских художников. Это высшая точка творчества молодого Микеланджело. Лишь один Урбино ассистировал Микеланджело, вероятно он писал фон.
На тот момент скульптура не была еще завершена. Она словно отказывается верить в непоправимую утрату. Микеланджело в ответ изобразил в «Страшном суде» Чезену в аду в виде царя Миноса, судьи душ умерших (самый нижний правый угол), с ослиными ушами, что было намёком на глупость, обнажённого, но прикрытого обмотавшейся вокруг него змеёй. 16 августа 1501 года был заключен договор.
Но даже среди этого обилия шедевров Пьета Микеланджело занимает особое место. Он трудился долго и усердно, ведь предстояло пририсовать немало всевозможных драпировок. Случилось это в 1972 году. Пусть он мир приведёт в пристойный вид». Первые попытки реставрации были предприняты в 1903 и в 1935—1936 годах. ". 3а внешней сдержанностью молодой матери угадывается вся глубина ее горя скорбный силуэт склоненной головы, жест руки, звучащий как трагическое вопрошание, все складывается в образ просветленной скорби.
На западе он считается величайшим скульптором и хотя о живописи отзывался не лестно, его фрески в Сикстинской капелле, «Страшный суд» и другие трудыпомогли обрести ему место среди величайших художников. Через 4 месяца после начала напряженной работы над «Давидом» наступила тосканская зима, ветер, снег и дождь затрудняли работу Микеланджело, приходилось выковывать быстро притупляющиеся от интенсивной работы инструменты. Но этот жест может быть понят и как угрожающий, подчеркнутый сосредоточенным, хотя и бесстрастным, без гнева или ярости, обликом, по Вазари: «Христос, который, глядя с ужасным и отважным лицом на грешников, поворачивается и проклинает их».
Согласно контракту работа должна была бытьзакончена в течение одного года. Мы можем наблюдать, насколько мастерски Микеланджело смог передать композиционное построение, выражающее психологическую окраску трагедии. Неизвестно, почему в мраморного великана полетели камни. Быть может, он думает сейчас о ней, о своей матери, опечаленной неизбежной разлукой: ее сын, так доверчиво прильнувший к коленям, скоро будет странствовать в мире один» Стоун Ирвинг. Безумец успел причинить серьезный вред творению Микеланджело – рука Марии была отбита до локтя, ее нос и левый глаз тоже пострадали от действий вандала. Он проповедовал и исцелял, целиком отдавал себя свой миссии. Отныне скульптор стал узнаваемым гением.
Кардиналом и послом Мантуи Сернини была организована цензурная кампания (известная как «Кампания Фигового листка»), целью которой было уничтожение «неприличной» фрески. Сначала мастер вырезал левую руку Давида.