Демон Икенти представлен как большая птица с чёрной кошачьей головой на гробнице Среднего Царства Древнего Египта. Ваэль Шербини (Wael Sherbiny), учёный, специализирующийся на древнеегипетских религиозных текстах, обнаружил изображения двух демонов на двух гробницах Среднего ЦарстваДревнего Египта, которым более 4000 лет. Ваэль Шербини (Wael Sherbiny), учёный, специализирующийся на древнеегипетских религиозных текстах, обнаружил изображения двух демонов на двух гробницах Среднего Царства Древнего Египта, которым более 4000 лет.
Египтяне переняли у них новые приемы ведения войны (в частности, боевые колесницы) и изгнав ненавистных чужаков, оттеснили их до пределов Палестины и Сирии, превратив Египет в великую империю, размеры которой колебались в разное время. В некоторых текстах Гор называется его сыном. МИН имя переводится как «производитель урожаев», бог плодородия. Часто она изображалась как совсем юная и очень красивая девушка, облаченная в голубые, ниспадающие до земли одежды. Своими крыльями Гор охраняет царя. Дожди здесь крайне редки и появляются лишь в виде коротких, но яростных гроз в марте и апреле, в это время дует сухой и жаркий пустынный ветер, который арабы называют хамсин.
В поздний период появилась сопутствующая Себеку богиня — «великая владычица Себектет». По представлениям древних египтян человеческая сущность состояла из нескольких элементов. Очень редко небо омрачается проносящимся облаком.
Считалось, что амулеты этого инструмента охраняют от злых духов. ТАУРТ, богиня — покровительница женщин и детей. Известен миф, по которому Тефнут — Око Ра, рассорившись со своим отцом, царствовавшим в Египте, удалилась в Нубию и в Египте наступил период засухи, а затем по просьбе Ра, пославшего за ней Тота и Шу (в другом варианте — Онуриса), которые в образе павианов песнями и танцами завлеки се в Египет, вернулась обратно.
Надо было как можно скорей создать землю, хоть какой-нибудь островок. Бес изображенный с ножом, большей частью назывался «Аха» («боец против опасности и зла»), Бес танцующий— Хит или Хати. СЕХМЕТ имя обозначает «могучая», богиня войны и палящего солнца.
Когда Гор вырос, он победил Сета. Затем стало считаться, что они защищают и любого умершего человека. Воскреснув, тот удалился в подземное царство мёртвых и стал его царём и высшим судьёй. Нефтида плавает в Ладье вечности ночью (Исида — днем). Хапи регулировал уровень воды в реке, пребывая в пещере недалеко от города Асуана. Отец Хаии — первобытный океан Нун.
В мифе о возвращении Тефнут из Нубии Шу вместе с Тотом, приняв облик павиана, пением и плясками заманивает её назад, в Та-Кемет. Однако злодейство Сета оставалось пока безнаказанным. Даже Геродот отмечает это: «В Египте правит вечное лето». до н. э.
Праздник Рененутет, во время которого фараон приносил ей благодарственную жертву, отмечался в день окончания жатвы. Он выхватил меч, перерубил ремни, которыми был обвязан ящик, откинул крышку. Только к утру песчаная буря наконец утихла и люди смогли выйти из домов.
С Себеком связана богиня Тененет. Уто и Нехбет, змея и коршун изображались как хранительницы царя на его короне. Окончательное формирование культа Беса граничит с отождествлением десяти второстепенных божеств (нубийского Беса, Аха, Амама, Хайета, Ихти, Мефджета, Менева, Сегеба, Сопду и Тететену) в едином божестве, которое известно под именем Беса. ниже) и демиург (творец вселенной).
Ах расценивалось как дух, привидение, шу — тень, рен — имя иб — сердце. ХАПИ 1. Один из его эпитетов – «сотрясающий землю» свидетельствует о том, что именно в Апопе египтяне видели источник землетрясений. История зарубежного искусства.
Изображалась в образе женщины с иероглифом своего имени на голове. Получив, слившись с Татененом, связь с почвой и плодородием. Точно так же мы находим, что, например, священный музыкальный инструмент Египта, систр или трещотку использовали в религиозных церемониях на Крите еще в минойский период, когда его изобразили на известной вазе из Фепстоса. Это были праздники с пением и плясками. Таурт больше всего почиталась в Фивах, но сё почитание было широко распространено во всём Египте. Ка являлся одним из таких элементов.
Она научила людей жать, растирать зёрна. Только в римский период появилась небольшая адаптация к греко-римским типам божеств. Когда ты поднимаешься, мужчины и женщины живут. В огдоаду входили четыре пары космических божеств из которых возник мир. Жрецом Маат был везир.
На некоторых частях одежды появились перья, как указание на небесный характер. Эпитеты Рененутет — «владычица плодородия», «правительница закромов». Зерно на исходе, поля обезвожены, все, что пригодно для пищи, погибает.
В особенности Амон, будучи самым высоким божеством в государственном культе, стал официальным богом Напаты и Мероэ и также всей великой Эфиопской империи, когда она утратила свою независимость. Вот таким образом не следует удивляться сходству функций многих из них.
Солнце и птичье щебетание разбудили львицу Сехмет, дремавшую в ущелье. Взгляд ее хищно засверкал. Обитая в гробнице, ка могло покидать её и устремляться в загробный мир.
до н. э. Долина Нила покрылась лужами кроваво-красного цвета.
От опьянения ей поневоле пришлось прекратить свою бойню. Карликовые боги нередко изображались вместе с богиней Хатхор. Он был в одной набедренной повязке, да голые плечи прикрывал полосатый праздничный платок. Это пространство, куда не проникает ни единый луч света, ни божественное «дыхание жизни», является тем состоянием, в которое погрузится мир в конце времен, символом которого в иероглифике является черный диск – «небытие».
Апоп обитает в глубине земли, где и происходит его борьба с Ра. Под покровительством Тота находились все архивы и знаменитая библиотека Гермополя. Когда богиня Тефнут, любимое око Ра, обидевшись на людей, удалилась в пустыню, Онурис помогал возвратить ее, вот таким образом его иногда называют «тот, кто приводит издалека»). Как с богиней плодородия с ней отождествляли Небтуи, Таурт, Рененутет, Хатор, греки — Деметру. Спасение от гибели было только в этом. Тот— верховный сановник Ра, записывает его указы и запечатывает письма. Монту, как Гор и Ра, борется с врагами солнца. СЕШАТ, богиня письма имя происходит от слова «сеш», что значит «писец» в мужском роде.
загробный мир, где пребывают умершие, поля рая. Амон почитается и как мудрый, всеведущий бог, небесный заступник, защитник угнетённых. Она поднимает умерших на небо и охраняет их в гробнице. там воздвигаются храмы Исиды, а также в Помпеях, Беневенте и других городах.
Долина Нила протянулась от Средиземного моря до экватора. до н. э., когда жители в долине Нила, вероятно, действительно были каннибалами. Некоторые из них носили имя «Ментухотеп» («Монту доволен»). МОНТУ, бог войны. Ка не только жизненная сила, но и двойник, «второе я», рождающееся вместе с человеком, духовно и физически существующее нераздельно с ним как при жизни, так и после смерти.
По представлениям древних египтян человеческая сущность состояла из нескольких элементов. Сет, явившийся на пир со своими 72 соумышленниками, велел внести роскошно украшенный ящик (очевидно, саркофаг) и заявил, что он будет подарен тому, кому придется впору. Огдоада – (в переводе с греческого – «восьмерица») – восемь богов города Гермополь, олицетворявших первоначальные стихии из которых возник мир. Священное животное Сехмет — львица.
С ним связана одна из самых извесных в истории религии попыток реформации сверху. Считалось, что Монту дарует фараону победу над врагами. Упуат-волк часто сближается с шакалом Анубисом. ОГДОАДА, восемь изначальных богов города Гермополя. АПИС, бог в облике быка, считался быком Осириса. В магии всех периодов божества предстают как создания, ошибающиеся еще чаще.
С другой стороны, уподобление Луне богинь встречалась редко. В «Книге мёртвых» Геб принимает участие в суде Осириса над умершими. Как и его отец, Гор покровительствует власти фараона. Даже египетские жрецы не смогли умилостивить разгневанное божество.
Последующее вступление Тефнут в брак с Шу предвещает весенний расцвет природы. Вместе с Исидой, Нефтидой и Серкет изображалась на саркофагах в ящиках для канон. Он дарует победы войску фараона. – Демоны и духи мира загробного порой кажутся еще более ужасными. ОСИРИС, греческое имя египетского бога Усира. Подняв голову, раздув шею и обнажив напитанные ядом зубы, змея грозно шипела.
Пантеистические старания ученых подготовили путь для этой революции. Главной и самой большой комнатой в Чертоге был тронный зал. Их дети — Геб и Нут. Тефнут также любимое Око Ра. Рядом висит шкура быка, которой, по-видимому, придавалось некое магическое значение. Солнце здесь имеет огромное значение.
Боги изображались с головами лягушек, а богини — с головами змей. Равновесие означало, что покойный оправдан и достоин блаженства на полях Иару. Дочь Анубиса — Кебхут. Часто Уто представляется богиней, творящей добро она даёт мази для бальзамирования, огнём своего дыхания удлиняет жизнь, как «зелёная» способствует произрастанию растений, охраняет укрытого Исидой в зарослях папируса младенца Гора от козней Сета. Фараон срезал золотым серпом первый сноп и клал его перед статуей Мина. Последняя пара, по-видимому, заменила богов Ниау и Ниаут (отрицание, ничто) и была внесена в огдоаду фиванскими жрецами. Сын Рененутет — бог зерна Непери (иногда им обоим приписывали функции Исиды и Гора).
Затем рассматривается «малая эннеада» Гелиополя. Символ Маат — страусовое перо, прикреплённое на голове («маат» обозначает страусовое перо). Молча оглядела Исида поляну, увидела кровь на траве и все поняла. Когда очередь дошла до Осириса и он лег на дно ящика (сделанного специально по его мерке), заговорщики захлопнули крышку, залили ее свинцом и бросили ящик в воды Нила.
НЕЙТ. Бог Нила, податель влаги и урожая. Суда доставляли им гранит и песчаник из каменоломен и кедровые бревна из чужеземных стран. Произнося исповедь, умерший ждал, когда боги Гор и Анубис взвесят на весах его сердце, которое уравновешивалось статуэткой богини правды Маат. Ах — это загробное воплощение человека, переводится как «блаженный, просветлённый».
Один из основных атрибутов Монту — копье. Тефнут близка с Мут, Баст, а также Хатор, Сехмет и др. Его часто называли «вожатый» («ведущий»). Противоречия в этих текстах, особенно в отношении космических сил и жизни после смерти, вероятно, относятся, как мы только что сказали, к предыдущим тысячелетиям религиозной мысли.
Согласно «Книге мёртвых», Шу — один из судей над умершими. Если рост пантеистических идей в эту эпоху, период после 1600г. Однако мы должны поверить, что он порвал с древними жестокими верованиями, которые, теоретически удалив богов на небо, в действительности удерживали их на земле в контакте с человеком и в человеческих и животных формах первобытной традиции. Он существовал в восьми формах, самой древней из которых были Пта-Нун, как отец и Пта-Нех-бет, как мать Атума. Согласно М. А. Коростовцеву, Бес схож с западноевропейскими гномами— безобразными карликовыми существами, доброжелательными к людям. В Нейт соединялись одновременно мужское и женское начало, она имела функции демиурга.
Поскольку слова «баран», в которого воплощался Хнум и ба, один из элементов, составляющих сущность человека, по-египетски звучали одинаково, Хнум считался воплощением душ многих богов: Геба, Шу, Осириса, Ра. Боги и цари имели несколько ах, обычно семь. Он сам читал по своей охранной книге «негативное признание» исчисляя сорок два греха, в которых объявлял себя невиновным, с торжеством восклицая в конце: «Я чист, я чист».
Она является спутницей Тота. Обе сестры у восточного неба встречают умершего. Начиная с Нового царства многие боги (или даже большинство богов) получили крылья или, по меньшей мере, появились намеки на них, они окутывали богов, как шали, вокруг тела. Иногда Себек выступает как защитник богов и людей, однако, нередко он идет против Ра и Осириса.
Лучшей иллюстрацией является странный комментарий, содержащийся в семнадцатой главе «Книги мертвых», который, похоже, считали шедевром теологической мысли. до н. э. Имеются памятники, свидетельствующие о культе Исиды в Галлии, Испании, Британии. Воплощалась в образе кобры, у неё есть священное животное — ихневмон. Например демон темноты Небедж, также представали в облике змей.
Голову ее украшала корона в виде золотого диска и коровьих рогов. Солнце, дневная звезда, всегда казалось египтянам владыкой мира, дарителем света одновременно жгучего, убийственного и благотворного и этого света хватает каждому живому существу. Рука Атума — богиня Иусат.
Сет, желавший править вместо Осириса, придумывал способ погубить его. Писцы считали его своим покровителем и перед началом работы совершали ему возлияния. Изобретались также странные новые мифы. Как бог войны он отражает нападения врагов. Таким образом, «последователи Гора» (или Ра или Осириса) быстро получили просто значение: «блаженный усопший», хотя первоначально это, кажется, ограничивалось царями, которые одни имели право находиться на солнечной ладье.
Ученые полагают, что первая версия этого мифа возникла незадолго до объединения Египта. Только магия была всегда открыта иностранному влиянию. Он стоит во главе мемфисской эннеады (девятки) богов. Простые люди произносили свои молитвы и складывали свои приношения у местного храма, не размышляя о природе божества, которому они поклонялись. Крупнейший и наиболее древний храм Амона — Карнакский (в Фивах), во время праздника Амона, называемого «прекрасным праздником долины» из этого храма при огромном стечении народа выносили на ладье статую Амона. Осирис отождествлялся с умершим царём.
Наконец Исида и Осирис-Серапис, в том виде, как им поклонялись за границей в мистическом культе тайных «обществ Исиды», сохраняли не больше египетских черт, чем их имена и формы поклонения. ЗОЛОТОЙ ЧЕРТОГ, земной дворец богов. Сет наряду с Гором считался богом — покровителем царской власти, что известно из «Текстов пирамид». Со временем функции других богов стали приписывать Мину. В древности Атон выступает как воплощение всех главных богов солнца. Изображался с головой сокола, увенчанной солнцем в короне.
На этом основании Tor идентифицировался с богом Гермесом, который считался психопомпом («ведущим души»). Эта версия сотворения мира не была единственной в египетской мифологии. Сехмет – (букв. В Амоне невидимо существуют все боги, люди, предметы.
Ра правит миром подобно царю. Иногда, перенося функции Нехбет на Уто, Уто изображали в виде коршуна со змеиной головой. Культ Монту был сосредоточен в Фивах, Гермонтисе, Медамуде, Тоде. Ее почитание как богини-матери приобрёл обособленное значение во многих идеологических и религиозных учениях, в том числе повлиял на христианские представления и искусство.
А западная часть любого города принадлежала мертвым. В «Текстах пирамид» фараон после смерти уподобляется Осирису, его называют именем Осириса. Солнце, луна и звезды сияют на небесном своде подобно бриллиантам. Сехмет — дочь Ра (его грозное Око), жена Птаха, мать Нефертума.
УПУАТ имя обозначает «открыватель путей», бог в образе волка. Он записывал дни рождения и смерти людей и вел летописи. Герой одного из самых известных мифов всех времён и народов. Вокруг диска обвивалась кобра-урей. По этой причине изображения Беса наносили на деревянные подголовники для сна, помещали над дверями, украшали ими спальные места, прикрепляли к зеркалам и коробочкам для румян (мази и румяна служили не только заботе о красоте, но также защитой от злого взгляда). Таким монументом является известная стела Меттерниха.
Однако этот разрыв с традиционализмом оказался фатально непреодолим. Он изображался в виде человека, крокодила или человека с головой крокодила. Затем идентичные функции привели к идентификации. Их повторяли в местах еще более доступных.
Многие из этих надежд первоначально предназначались только для царей, которые, будучи обожествленными при жизни, требовали для себя возвышенного положения после смерти, Однако точно так же как дорогие похоронные обряды постепенно распространялись от фараонов на знать, а затем и на простой народ, эти высокие надежды на будущую жизнь вскоре были усвоены знатью и, наконец, обычным населением. Таким образом, мы мало знаем о новом «учении» Аменхотепа, на которое гордо ссылаются его надписи. Летом долину регулярно овевают северные ветры, умеряя жар солнечных лучей. Хапи был одним из самых любимых в народе богов. Статуэтки Исиды сохранялись как реликвии в некоторых европейских средневековых храмах (в Сен-Жермене, Кёльне). За годы его царствования Египет изменился до неузнаваемости. Ребенок плачет, юноша теряет силу, сердце старика слабеет.
Однако в первой части гимна мы находим идею о боге, который, подобно Осирису-Ра (то есть гелиопольскому богу), представляет всю вселенную и имеет внешнюю форму частично карлика или гиганта Беса и в большей степени, чем его мемфисский вариант, Пта — Нун — Сокар, в виде карлика. Эпитеты Нехбет — «белая из Нехена», «глаз Гора», позже к ним прибавлется эпитет «солнечное Око», тат как в народном сознании она сближается с другими богинями, почитавшимися как Око Ра, например Сехмет. Впоследствии она, как и бог урожая винограда Шаи, стала почитаться как богиня судьбы. ниже). Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры.
По представлениям египтян, умершие выполняют в Иару все сельскохозяйственные работы. эти части по всей земле Та-Кемет. С Птахом был объединен бог земли Татенен, который почитался как дающий пищу. Их имена известны из «Текстов саркофагов»: Нун и Наунет (водная стихия), Ху и Хаухет (бесконечность в пространстве), Кук и Каукет (мрак), Лмон и Амаунет (сокрытое).
Один из самых почитаемых богов, бог производительных сил природы, царь загробного мира. Все эти события придали Новому царству особую атмосферу. Сын Бает — Махес, бог грозы и бури. Самая крупная пирамида была построена в Гизе для фараона Хеопса (Хуфу). Атон присутствует во всей природе, в каждом предмете и живом существе. Затем поля Иару стали считаться местом пребывания всех «блаженных», всех, кто оправдан на суде Осириса эти поля находятся под землей, считаются плодороднейшими, на них нет ничего нечистого, много еды и напитков.
В эпоху Древнего царства (2600-2150 до н. э. ) Египет достиг вершины стабильности и самоизоляции, надменно не замечая окружающего мира. В эллинистический период Тоту приписывалось создание священных книг, в том числе «Книги дыхания», которую вместе с «Книгой мертвых» клали в гробницу как имеющую магическую силу. Таурт помогала при родах, лечила от бесплодия. Аписа почитали с глубокой древности, центром его культа был Мемфис. Амон близок богу солнца Ра, у которого есть имя Амоп-Ра, он почитается как «царь всех богов», считается богом-творцом, создавшим всё сущее.
Вот таким образом Пта является универсальной властью. Геб был связан с царством мёртвых. На следующий день вернулась Исида вместе с Нефтидой и Анубисом. Па голове Мина корона, увенчанная двумя перьями. В связи с этим Баст также приобрела функции солнечного Ока. Сам бог Итах, покровитель ремесел, зодчества и живописи, воздвиг этот Чертог.
Со смертью последнего жреца, который мог читать и объяснять «написание слов богов», как называли иероглифы, старая вера погрузилась в забвение. Возможно, что это представление восходит к ранним египетским верованиям. ШУ имя обозначает «пустоту», «свет», бог воздуха, разделяющий небо и землю. В каждой области (номе) складывается свой пантеон и культ богов, воплощенных в небесных светилах, камнях, деревьях, птицах, змеях и т. д. Значение египетских мифов неоценимо, они дают ценный материал и для сравнительного изучения религиозных представлений на Древнем Востоке и для исследования идеологии греко-римского мира и для истории возникновения и развития христианства. В эпоху правления фараонов XIX династии (14–13вв. Почитался также в Куше (древней Нубии).
Длина тела его – 450 локтей, а оглушительное шипение способно наводить ужас даже на богов. Царствуя над Египтом, он отучил людей от дикого образа жизни и людоедства, научил сеять злаки (ячмень и полбу), сажать виноградники, выпекать хлеб изготовлять пиво и вино, а также добывать и обрабатывать медную и золотую руды. – «могучая»), богиня с головой львицы и солнечным диском на ней, олицетворявшая зной и палящий жар Солнца.
Каждый из богов считался выражением одного из элементов сущности человека: Амсет — ка, Дуамутеф — ба, Кебексенуф — сах (то есть мумия), Хапи — сердце. Жена бога Пта. Ба осуществляет все физические функции человека: ест, пьёт и т. д.
А вокруг, как и прежде, все было объято непроглядным мраком и мертвенным безмолвием. Только в редких примерах они философского содержания, по большей же части свидетельствуют, что жрецы точно так же были скованы традиционализмом, как и весь народ. У древних греков была похожая богиня Артемида. Голова Осириса увенчана Белой Короной с перьями, а в руках он держит скипетр, крюк и кнут (или цеп), олицетворяющие верховную власть и владычество. УТО имя переводится как «зелёная», богиня — хранительница Ра и фараона. Только высекатели саркофагов и гробовщики жили за рекой, около своих мастерских.
Анубис-Саб считался судьёй богов (по-египетски «саб» — «судья»). Его почитание пошло из города Кинополя, «города собаки» и очень рано распространилось по всему Египту. Больше того, эти воззрения ученых жрецов обычно приобретали странные очертания. Мин близок также повелителю вод Себеку, Исида в некоторых мифах одновременно считается матерью Мина (отсюда его эпитет «телец своей матери») и его женой.
На этом основании можно прийти к заключению, что тенденция сделать богов космическими (то есть распределить между ними силы природы) должна датироваться еще более поздним периодом, так как это свидетельствует о первых шагах к философской концепции вселенной. Священное животное Монту — сокол.
В конце последнего зимнего месяца «хоияк» — начале первого весеннего месяца «тиби» совершались мистерии Осириса. Одни мифологические тексты рисуют Сета злодеем, представителем сил тьмы — змей, крокодилов и гиппопотамов, называют его врагом солнца, нередко отождествляют с Апопом. Он был огромным змеем. Душой (ба) Геба представлялся Хнум. Почитание ее самым сильным было в Фиванском некрополе.
Жёнами Монту считались богини Раттауи и Тененет. ТЕФНУТ, одна из богинь-львиц, богиня влаги. Громко расхохотавшись, Сет изрубил тело Осириса на четырнадцать частей и разброса. В египетской мифологии Хор – вечный антагонист Сета, бога необузданных страстей, беспорядка и хаоса.
Как богиня-мать близка Мут, Бает. Находясь рядом с ним во время битвы, она повергает врагов к его ногам. При помощи магии Исида зачала от мёртвого мужа сына, Хора.
Спутник и защитник Атума, солнечный змееборец. до н. э. ) Сет считался покровителем царской власти и фараоны, всходя на престол, брали имя в его честь (Сети Первый, Сети Второй). Почитание Сешат зародилось в Саисе, но центром её культа стал Гермополь. Атона изображали в виде солнечного диска.
в египетской религии и мифологии многочисленные духи и демоны, приносящие вред человеку считались либо «посланниками Сехмет», либо обитателями загробного мира. Титул Геба — «князь князей», он считался правителем Египта. Патэки, как и Бес имели защитные функции— охраняли от опасных животных. Женой Птаха была Сехмет, сыном — Нефертум. Стоя на этом островке твердой почвы, Ра-Атум-Хепри приступил к созданию других космических богов. Бог Нун и богиня Наунет символизировали собой первобытный хаотический океан, Хух и Хаухет – бесконечность пространства, Кук и Каукет – мрак, Амон и Амаунет – «невидимое».
Изображалась в виде стоящей беременной самки гиппопотама с женскими руками и грудью и львиными задними лапами (иногда и головой львицы). В этом качестве Тефнут отождествлялась с богиней Уто. Большинство богинь были представлены в качестве «дочери» или «ока» или «короны» солнца. Считалось, что Себек дает изобилие и плодородие. Он любил женские искусства – плетение венков, приготовление косметики и пр.
Исида сделала из тела убитого Осириса первую мумию. Поскольку он был один, первую пару богов ему пришлось родить самому. Эмблемой судей была статуэтка Маат, которую они носили на груди. Душа (ба) Птаха — Апис, язык — Тот. Селения враждовали друг с другом и вражда то и дело выливалась в кровавые побоища.
Там, на окраине, стояли роскошные усадьбы вельмож. Она охраняла собранный урожай. И это поистине было творение, достойное великого бога.
Нефтида и Исида изображаются соколицами, часто крылатыми женщинами. Его тело всегда окрашивали в зелёный цвет. В Нут заключена тысяча душ. По своим функциям близка Нут, Хатор, Исиде.
Амон и фараон едины как владыки мира, его заботливые правители. Лишь некоторые погребальные тексты полумагического характера претендовали на звание «книги великой тайны», как, например, одна из более поздних глав «Книги мертвых»: «Не позволено человеческому глазу видеть это запрещено знать это спрячь это». У нее уже не было сил плакать. У входа высились два обелиска, врезавшиеся в самое небо верхушками с золотыми пирамидками. Так мы читаем вновь: «Душа Шу есть Хнум, душа бесконечного пространства (Геб) есть Шу, душа (первозданного) мрака есть ночь, душа Нуна есть Ра, что от Осириса есть Мендес, души Себеков крокодилы, душа каждого бога есть в змеях, которые от Апопа есть в (земле) Бека, что от Ра есть над всей землей».
Считалось, что ритуальный бег быка-Агшса оплодотворяет поля. У древних греков был схожий бог — Гермес. Это было нелегкой задачей, но Осирис успешно с нею справился. В этом символическом облике и в идее о «всевидящем глазе Хора» проявляется связь этого божества с небом и движущимися по нему светилами.
Разве не могла фантазия колдуна зайти так далеко даже в век самой высокой цивилизации. Когда богиня встряхивала систром, кружочки издавали мелодичный звон.
Жрецы Гелиополя создали свою версию возникновения мира, объявив его создателем бога солнца Ра, отождествленного с другими богами – творцами Атумом и Хепри («Атум» значит «Совершенный» имя «Хепри» можно перевести как «Тот, кто возникает» или «Тот, кто приводит к возникновению»). Онурис часто имел такие же функции, как Гор, Шу, у древних греков — Арес. Иногда они действительно старались угрозами извлечь богов из их небесных жилищ.
Как указывается в «Текстах пирамид», ка первоначально было олицетворением жизненной силы богов и царей, воплощением их могущества. АТОН, представлялся как солнечный диск, что видно из его названия, которое переводится как «диск солнца». Здесь, в «Месте уничтожения» все погружено в бесконечный и неизменный мрак только символические «руки» этого пространства свидетельствуют о том, что оно распростерло свое могущество вплоть до видимых частей Дуата. ХНУМ, бог плодородия.
Сешат — глава «дома жизни», т. е. Другие космические функции распределялись очень неполно и без особого успеха. Его символ — солнечный диск с распростёртыми крыльями. Она очень близка к своей сестре Исиде. Странное вырождение священного урея на той же гробнице также неегипетское. Ра крепко держал власть в своих руках, а тайна его силы заключалась в его имени. С Амоном связано обожествление фараона, почитавшегося его сыном во плоти (считалось, что фараон рождается от брака Амона и царицы-матери, к которой бог является в образе её мужа).
По «Текстам пирамид» обладание ба приписывалось только богам и фараонам и мыслилось как воплощение их силы и могущества. Наряду с представлением о водах Нила, вытекающих из тела Осириса, существовало представление о разливе реки, переполненной слезами Исиды, горюющей по супругу (с Исидой отождествляли Сопдет, существовало представление о связи воскресения Осириса с разливами Нила). Ноги людей лишаются силы, они бессильно лежат на земле, закрывшись руками». Близок к богу-быку Бухису. ГОР, был сыном Исиды и Осириса.
Качество солнечного света не менее важно, чем продолжительность светового дня и способность творить тепло. Огдоада состояла из четырёх супружеских пар. Хани почитался во всём Египте, но его почитание началось с ущелья Гебель-Сильсиле, место, где, как считалось из подземного царства (Дуат) выходят «ключи Нила». Последствием этого стало неповиновение людей. По представлениям древних египтян человеческая сущность состояла из нескольких элементов.
В заупокойных церемониях имел функции покровителя умерших, его называли «первый боец Осириса» и иногда сближали с ним. Мы точно так же наблюдаем, что «душа» или «сила» приблизительно тождественны смыслу «изображение» или «прообраз».
Хатор почиталась также и как богиня веселья, музыки, пляски. После смерти Эхнатона почитание Атона как единого бога Египта прекратилось. до н. э. — на острове Делос. Вместе с тем там есть предметы запрещенного характера, то есть многочисленные эротические заклинания и рецепты (с их противоядиями), совет, как развести мужа с женой и даже более опасные предметы, такие как наведение безумия на врага и многочисленные методы гадания, чтобы получить совет богов или духов, найти вора и т. д. Так возникла Великая Девятка богов – Гелиопольская Эннеада.
Его называют «могучий Гор», «мститель за отца». Сохранились изображения Исиды с лодкой в руках. Обитая в гробнице и оставаясь в полном единстве с умершим, ба может отделиться от тела человека и свободно передвигаться, оно совершает «выход днем» из гробницы, поднимается на небо, сопутствует человеку в загробном мире. Ба — один из элементов сущности человека — Illy является Хнум. Многие другие демоны.
Так выглядели города на восточном берегу Нила. Из возделываемых регионов Древнего мира Египет ближе всех к тропикам. Анубис и Офоис, охраняющие гробницу близ Александрии, представлены в подобном виде.
Солнце-Ра каждый день едет по небосводу на барке Манджет, чтобы освещать землю, а ночью, пересев на барку Месектет, даёт свет подземному царству мёртвых (Дуату). до н. э. ) и Рамсеса IX (KV6, 1126-1198 гг. Тогда боги разлили по всей земле красное пиво, которое Сехмет стала лизать, принимая за людскую кровь.
Течением ящик прибило к берегу и растущий там куст вереска охватил его своими ветвями. Исида изображалась с троном на голове. Еще одна интерпретация: его два глаза были перьями на его голове». Он даже изменил собственное имя Аменхотеп («Амон доволен») на Эхнатон («угодный Атону»), Параллельно с этими новациями расширились границы для определенного реалистического модернизма в искусстве и пр.
Поклонение Монту широко распространилось во время кратковременного политического возвышения Гермонта при фараонах XI династии. Несмотря на несовершенство этой системы, ее рассматривали как громадный шаг вперед. число ах)— низшие божества, посредники между богами и людьми.
Сет (Сетх) – сын Геба и Нут, брат и убийца Осириса, затем побеждённый и изгнанный в пустыню сыном Осириса, Хором (Гором). Даже толкования, которые Плутарх в своем трактате «Об Исиде и Осирисе» стремился прочитать в именах божеств земли Нила, являются лишь отчасти египетскими. Он оживает подобно Осирису. Культ Мина был распространён в Хеммисе, Коптосе, О. мбосе, Нубии. В соответствии с представлениями периода от 3000-х до 1800-х гг. Изображали Хапи в виде мужчины с женской грудью (символ кормильца), с повязкой рыбака на бедрах и пучком камыша на голове. Просит ли человек помощи у своих соседей.
Еще более смелые инновации можно найти среди терракотовых фигурок, которые украшали частные дома этого периода, но нам мало известно о значении таких странных фантазий. Он, как и Гор, считается главой объединенного Египта. Богиня захлопнула ящик и в изнеможении села на него. Так называемая «магическая литература» с большой свободой смешивала греческую и египетскую религию.
В Среднем и Новом царствах немногие божества избежали какой-то степени слияния с нею. Он особо почитался в Файюмском оазисе, центром которого был город Крокодилополь. Богиня зевнула во всю ширь своей клыкастой пасти, продрала заспанные глаза и увидела алые лужи. Птах — язык и сердце эннеады, в нём заключены все боги. В Хетемит предаются бесконечной казни злобные и разрушительные силы, враги богов и мира.
Он увидел в ящике тело Осириса. Под землёй Ра постоянно старается проглотить (но всегда неудачно) громадный змей Апоп (Апофис), воплощение хаоса. Ей сразу представилось, как злорадно хохотал Сет, рубя мечом мертвого Осириса. Вот одна из этих поэм, сочиненная и высеченная в конце XVIII династии, около 1370 года. Маат упоминается в «Текстах пирамид».
Дети Нут — звёзды, движением которых она управляет и солнце — Ра. Имя Геба писали иероглифом утки, хотя она и не была его священной птицей. до н. э. Сехмет уничтожает врагов Ра и Осириса (Сета, Апопа и др. ), в мифе о наказании Ра человеческого рода за грехи она истребляет людей. Вершины своего могущества и благополучия Египет достиг при фараоне-воине Тутмосе III (1479-1426 до н. э. ). Изображения Нефтиды (вместе с Исидой, Нейт, Серкет) часто помещали на саркофагах и ящиках Для канон.
Их имена содержат яркие характеристики их сущности: «Кровопийца, приходящий из бойни», «Повернутый назад ликом, приходящий из бездны» или «Поедающий экскременты позади себя». Древний Египет. Их возведение было, по сути, триумфом организации труда в невиданных ранее масштабах.
Вместе с покойным фараоном Ра совершает утреннее омовение в озере, расположенном в Иару, куда их перевозит на лодке «перевозчик Иару». Революция, похоже, не представляла радикальный солярный монотеизм. Согласно этой версии, солнце родилось от союза земли и неба.
Вырванное у него Сетом в начале битвы Око Гор дал проглотить мертвому отцу. В древних «Текстах пирамид» Анубис выступал главным богом в царстве мёртвых, он считал сердца умерших. Амон играет ведущую роль в коронационных представлениях. Все сторонятся его и не идут к нему. Нехбет переводится как «розовый лотос». Похороны Аписа и выбор его приемника считались крупными религиозными событиями.
Найдена статуя Мина изображенного в виде человека, это одно из самых ранних изображений бога в виде человека. Ассоциировался с благородным, парящим в небе соколом. Как везир богов и писец эннеады богов Тот присутствовал на суде Осириса.
Окружающее пламя предохраняет это таинственное существо от нечестивого мира. В поздние времена объединялся с солнечным богом Ра в общем культе Ра-Хорахти («Хорахти» – «Хор обоих горизонтов»). Речь идет об известной революции фараона Аменхотепа (Аменофиса) IV около 1400г.
Один из распространённых её эпитетов — «золотая». В качестве ба богов нередко фигурируют священные животные (например, ба Себека — крокодил, Осириса — баран, ба многих богов — змея) или другие божества.
Нут ежедневно проглатывает их, а затем рождает снова (гак происходит смена дня и ночи). Эти пирамидки отражали солнечные лучи, рассыпая вокруг дворца сияющие искры зайчиков. По утверждению некоторых исследователей, в Древнем Египте было пять тысяч богов. Апис был связан с культом мёртвых, так как способствовал увеличению жертв, приносившихся умершим.
Кебхут, Мехит. Демоны древнего Египта. В его изображениях преобладали цвета воды — зеленый и голубой. На саркофагах часто изображали бегущего Аписа с мумией на спине.
Перед тем, как препоручить человека богу мёртвых в Египте – Анубису, его следовало подготовить. Но в отличие от Ра культ Монту сильнее подчёркивал не благодетельные, а грозные, разрушительные свойства Солнца (огонь, пожар, засуха). Виньетка одной из глав «Книги мёртвых» изображает поля Иару прорезанными полноводными каналами. Тот «управлял всеми языками» и сам считался языком бога Птаха (с которым его отождествляли). Египтяне были до крайности религиозно консервативны. Эти способности сделали его не только защитником от зверей и духов, но и вообще отвратителем зла известного как Бес-Аха («Бес-воин»). В «Книге мёртвых» говорится, что Иару окружает стена из бронзы, ячмень там растёт высотой в 4 локтя, полба высотой в 9 локтей.
Когда Нил был «мелким», то есть уровня воды было недостаточно, страна погружалась в крайнюю нужду. Тот выступает защитником Осириса, прекращает борьбу Сета с Гором. Через несколько минут перед троном солнечного бога предстал Тот. На первый план в её культе мало-помалу вышел мотив материнства, в ней воплотились свойственные многим восточным народам представления о «Великой Матери». Хнум — демиург, создавший на гончарном круге весь мир. Он близок богу-волку Упуату. Хор (Гор) – (букв.
Один из эпитетов Нейт — «открывательница путей» (на запад, к Красному морю), то есть покровительница купцов и путешественников. В эпоху правления фараонов XIX династии (14–13 вв. В 4в. Их еще называли демонами. Соответственно разрослись местные подражания.
В погребениях иногда помешалось натянутое на раму полотно с лежащей на нем фигурой Осириса из земли, засеянной зернами полбы или ячменя: если прорастет зеленью Осирис — оживет умерший. Он унаследовал власть Ра, Шу и Геба и стал царем Та-Кемет (Черной Земли, т. е. Посреди этого Океана поднялся и первозданный холм земли из которого произошла вся суша.
Еще одна интерпретация: две змеи урея — это они перед его отцом. Крыши на этих лачугах были тростниковые, обмазанные илом. Некоторые старые имена и формы солнечных божеств все еще почитали и при новом царе (особенно Гора и Харахти) или, по меньшей мере, к ним относились терпимо (Атум).
до н. э. СЕТ, воплощал злое начало как божество пустыни, бог чужеземцев, бог «чужих стран», олицетворение злого начала, боролся за власть со своим братом Осирисом. Первые смелые шаги в этом направлении встречаются уже в «Текстах пирамид», где объявлено, что несколько божеств, не очень схожих по характеру, различаются только по имени. Ах упоминается в «Текстах пирамид», в него превращается фараон после смерти.
СЕБЕК, бог воды и разлива Нила, сын Нейт. до н. э. МААТ, богиня мудрости истины и порядка.
В греческой мифологии существовал похожий бог — Гермес. В каноне с головой павиана — Дуамутефа — хранится желудок, с головой шакала — Хани — лёгкие, с головой сокола — Кебексенуфа — кишки, с головой человека — Амсет — печень. М. А. Коростовцев связывает Беса с богом Пта, с которым имели «родство» и считались его «детьми», карликообразные божества, называемые в науке «патэками». Про него пели: «Атум в своём Атоне», то есть Атум в солнечном диске — и: «Тело Ра — Атон», то есть тело Ра — это солнечный диск. Ра выходит победителем и Апоп возвращает воду обратно.
Силою твоей мир зеленеет, торжествуя во имя мощи Неберчера (Осириса). Верховным жрецом Атона стал сам фараон, считавший себя его сыном. Так, порвав со всеми традициями и обнаружив готовность отдать должное концепции, что бог-солнце был властелином или, в действительности, единственным богом всей вселенной, царь не захотел использовать ни одно из старых имен и изображений этого высшего божества, но рационалистически назвал его просто Атон («Диск») и представил его в абсолютно новой манере: как простой диск с исходящими от него лучами, с кистями рук на концах (символизм, указывающий на активность. ). Изображалось в виде птицы с головой, а иногда и руками человека.
Не было в этих доктринах никакой тайны. По этой причине повтор таких функций не затруднял египетских теологов. Эта стойкая вера вкупе с таинственными формами поклонения создавала странное убеждение, что Египет является самой святой страной в мире и что «действительно боги поселились там». Тело Осириса было спасено и предано погребению.
Новое царство (1570-1075 до н. э. ) было последней великой эпохой в истории египетской цивилизации. Праздник Хапи был приурочен к началу разлива Нила. Они состояли в свите Осириса и считалось, что Гор поставил их вокруг трона Осириса. На известных изображениях между его рогов часто помещён солнечный диск.
Там египтяне хоронили тех, кто ушел в Дуат. Это избавило страну от засух и голода. Например, в Мемфисе эннеада начиналась с Пта, как самого древнего и главного бога.
Нейт считалась женой Хнума. Он был самым главным богом плодородия. «Дурной глаз» был намного страшнее и выражение «Тот, кто отводит злой глаз» было популярным личным именем. Нут часто близка к другим богиням-матерям: Мут, Таурт, небесным коровам Хатор, Ихет и др. В Книге пещер демонические существа «с ликом ужасным, которые не боятся ни богов ни богинь», вооруженные огненными ножами или змеями, опять же изрыгающими пламя, разжигают угли под котлами, в которых плавают проклятые сущности или их разрозненные части.
РЕНЕНУТЕТ, египетское имя богини, которую древние реки называли Термутис. Мифология Египта предписывала изготовлять канопы в виде статуэток изображавших Кебехсенуфа, Дуамутефа, Хапи и Имсета. Он был пуст. Умерший приветствовал «великого бога», а затем произносил свою исповедь, где перечислял длинный ряд грехов, которых он не совершал. Представление завершалось водружением атрибута Осириса, столба «джед», символизировавшего возрождение бога и, опосредованно, — всей природы. Это позволяло полностью сохранить местные имена и культы.
Образ богоматери с младенцем на руках восходит к образу Исиды с младенцем Гором. Если уровень воды в Ниле превышал необходимый, разражалась не меньшая катастрофа. Существует еще и другой миф, в котором Ра в образе рыжего кота отрезает голову змею-Апопу под священной сикоморой (древом жизни) города Гелиополя. Сражение с Апопом повторяется каждую ночь.
БА. Он гак же, как Птах, Амоном, Ра, Себеком, был демиургом. В Гелиополе детьми Нут являлись также Осирис и Сет, Исида и Нефтида.
Отец Хнума — Пун, дочь — Ану-кет. Ряд мифов о Ра связан с представлениями о смене времён года. В споре Гора с Сетом о праве на престол Осириса Геб возглавляет судей. Боги могли иметь несколько ка, например Ра — 14. Первоначально Гор почитался как хищный бог охоты, когтями впивающийся в добычу. Она была олицетворением радости и веселья. После победоносного возвращения из похода в Азию Осирис устроил пир. ИАРУ.
БАСТ, богиня-кошка. У них не было ни письменности, ни законов. Изображалась в виде женщины с головой львицы.
Ежегодно происходили торжества в честь Баст. Миф о сотворении мира Атумом, Ра и Хепри записан в «Текстах пирамид», а к тому времени, когда текст его впервые был высечен в камне, он, вероятно, существовал уже давно и был широко известен. Монту – бог войны, сражений, побед, боевой доблести. Ах в виде хохлатого ибиса встречается на многих изображениях.
Здесь вновь мы отмечаем стремление, получившее распространение в Новом царстве идентифицировать первозданный хаос (Нуна) с солнцем (Ра) и таким образом объяснить последнее, как «само себя породившее» и как сущность всего мира, в противоположность более ранним учениям. Анубис считался богом мёртвых, его называли «владыкой царства мёртвых», «стоящим впереди чертога богов». Список даёт персонажи в алфавитном порядке. Ба имели не только люди, но и многие города: Гермополь, Буто, Иераконополь и др.
Амулеты изображавшие этого кривоногого карлика пользовались особенной популярностью. Судя по письменным источникам, политическая жизнь приобрела более сложный характер.
Если статуэтка перевешивала сердце, умершего пожирало чудовище. Солнце дарит Египту более мягкий климат, чем в прочих средиземноморских странах.
В противном случае его пожирало чудовище Амт (лев с головой крокодила). КА. Исида – олицетворение вечной женственности – супруги и матери. Детьми Геба были Осирис, Сет, Исида, Нефтида. Его имя обозначает «высоту», «небо». Её называли «отец отцов и мать матерей». По происхождению Монту был солнечным богом города Гермонта.
У Гора были сыновья: Амсет, Хани, Кебексе-нуф, Дуамутеф. Это было место в восточной части неба, куда стремился добраться умерший. Божественные богини Мерти, служащие тебе, лелеют тебя как царя Севера и Юга, ты прекрасное и возлюбленное Дитя. Этот полулегендарный мудрец и первый зодчий известный нам по имени, позднее стал египетским богом врачевания. В отличие от других солнечных богов, Атум называется вечерним, заходящим солнцем. Он обучил людей врачебному искусству, строительству городов, учредил культ богов.
Сет изображался человеком с тонким длинным туловищем и головой осла. Входит в гелиопольскую эннеаду. Пта, местное божество Мемфиса, был самым ранним из всех богов. Входит в гелиопольскую эннеаду. По словам Гораполлона, египетского писателя 4 века, написавшего трактат о египетских иероглифах, ба — это «душа». Эпитеты Нут — «великая», «огромная мать звезд», «рождающая богов».
Потом ка стали иметь все люди. Уто изображалась львиноголовой женщиной с солнечным диском на голове. Его создал Хнум. Особо ее почитали в городе Бубасгисе. Ра и Тот придумали смешать красный порошок из минерала «диди» с пивом и напоить этим Хатор.
Ка определяет судьбу человека. «дальний», «вышний», «горний») бог небесной лазури, с чьим образом связывалось представление о том, что суть мирового первоначала – ясность, чистота, разумная упорядоченность, устойчивость. Солнце освещает и обогревает Египет лучше, чем любую другую цивилизованную страну. Почитание Онуриса пошло из города Тинис, где он считался творцом вселенной.
Повеление Ра было незамедлительно исполнено: пиво, смешанное с порошком, вылили на поля. Древним египтянам казалось, что боги сотворили мир для людей. Скрытый смысл этих событий остается неясным по сей день и если одни историки превозносят Эхнатона как первого владыку, учредившего культ единого всесильного бога (монотеизм), то другие осуждают его как нетерпимого фанатика. Он один из древнейших богов, он ни от кого не родился, он, «создавший сам себя», возник из первобытного хаоса — Нуна (иногда Нуна все же образно называют отцом Атума) вместе с первозданным холмом Бенбеном. Была женой бога мудрости Тота.
Изображался в виде барана с закруглёнными горизонтальными рогами или в виде человека с головой барана. Затем христианство распространилось намного быстрее и, когда в конце IVв. Народы радуются тебе и Души Анну (Гелиополь) поют тебе песню радости.
Когда ее сближали с Хатор, она получала функции богини войны и охоты. Большинство мифологий когда-то имели тот же невнятный характер и что для древнего мышления это казалось не недостатком, но красотой. до н. э. ), египтяне, должно быть, переросли эту примитивную стадию чистого анимизма. Соблюдения такой интерпретации строго требовали от новообращенных в эту веру. Осирис, все еще божество всей природы, здесь просто подчиненный этого могущественного бога и, похоже, является только одним из его воплощений.
Вот как это случилось. Тоту приписывалось создание всей интеллектуальной жизни Египта. Сестра и верная жена Осириса. АХ. Бес был популярен не только как душитель змей, но и как ловец львов, кабанов и антилоп.
число). Ты — коронованный владыка Татту (Мендес) и правитель в Абту (Абидос). Обладая магической силой, Сехмет может убить человека, напустить на него болезнь.
Она хранит в себе отголосок образов и поэтики более древних гимнов. Анубис считался братом бога Баты, что отразилось в сказке о двух братьях. По другим мифам, Нут каждый вечер проглатывает Ра и утром рождает его вновь либо Ра появляется из цветка лотоса на холме, поднявшемся из первобытного хаоса — Нуна (в другом варианте Ра появился из яйца, снесённого на холме птицей «великий Гоготун»). Он считался столь же необходимым для мира, как Гор. Солнце между тем палило все сильней и вскоре жара сделалась уже абсолютно невыносимой. Она уберегла младенца от покушений Сета, спрятав в зарослях нильского папируса.
Грозная мстительница истребляющая враждебные богам существа. Священное животное Таурт — гиппопотам. Атум стал почитаться лишь как символ заходящего солнца.
Разлив Нила называли приходом Хапи. Центр его культа — город Сиут, по-гречески Ликополь, «волчий город». Чем более архаичной и примитивной была статуя, тем более древней она являлась. Упуат — воинственное божество, его непременные принадлежности — булава и лук. Дочь или сестра (жена) Тота — богиня письма Сешат, атрибут Тота — палетка писца. АТУМ, глава гелиопольской девятки богов (Атум, Шу, Тефнут, Геб, Нут, Осирис, Исида, Сет, Нефтида), бог солнца, демиург. Известен миф, согласно которому Ра возник из огненного острова, давшего ему силу уничтожить хаос и мрак и создать в мире порядок, основанный на истине и справедливости (воплощение её — дочь Ра Маат, стоящая на носу его барки). Рененутет, часто вместе с Шаи, упоминается в добрых пожеланиях.
храм Исиды был построен в Пирее, во 2в. Это противоречие теории, что наиболее важно в божестве имя, урегулировала доктрина, что все имена и персонификации не одинаковы: некоторые более велики, а одно самое великое, самое правильное, первоначальное и наилучшее. Как высшее официальное божество захватнической египетской империи между XVIII и XX династиями Амон с головой барана стал также высшим божеством в Ливии, к западу от Египта, как об этом свидетельствует название «Оазис Амона» и его известный оракул в Ливийской пустыне.
Культ Осириса был тесно связан с древними земледельческими верованиями, навеянными ежегодным увяданием растительности и её весенним «возрождением» из зёрен. Рененутет дарует изобилие, удачу, богатство, счастье, помогает при родах. Нейт является создательницей семени богов и людей. Ка сосредотачивает в себе жизненную силу человека. Как Повелитель богов и людей ты получил крюк и кнут и сан твоих божественных отцов. Это вода» (в соответствии с другими рукописями, «первозданный водный хаос, отец богов») еще одна интерпретация: «это бог-солнце». В реальной жизни воплощением Аписа являлись черные быки с особыми белыми отметинами.
Наиболее сильно влияние египетской религии на соседние страны сказывалось в Нубии, где такие египетские божества, которых признавали во всем Египте (то есть циклы Фив и Осириса), сделались популярны благодаря завоеванию, колонизации и внедрению официальных культов в темнокожие расы. ПТАХ, бог города Мемфиса. Её изображения обязательно содержат щит с двумя перекрещенными стрелами. Фараоны являются «служителями Гора», преемниками его власти над Египтом. Нил творит Черную Землю, солнце освещает, обогревает, оплодотворяет ее и защищает, «рассеивая тучи, отгоняя прочь дожди».
Тот создал письменность и научил людей счету и письму. Атон даже был составной частью богов солнца: Ра и Атума. Тот охраняет каждого покойного и ведёт его в царство мёртвых.
ДЕТИ ГОРА. Таурт часто называли — «великая» изображали непременно с иероглифом «са», означающим «защита». Заимствование египетской мифологией азиатских мотивов никогда не изменяло всерьез египетской мысли и это не могли сделать немногие азиатские божества, которым одно время поклонялись в Египте. Нефтида (как и Исида) выступает также покровительницей рожениц. Она покровительствовала врачам, считавшимся сё жрецами. Известны также святилища Исиды в Тифорее (близ Дельф), в Кенхрее (около Коринфа) и других местах Греции.
Ка нередко считают одной из душ человека. Там он ожидал, что его приведут к трону этого бога и его ассамблеи из сорока двух помощников, большинство из них были чудовищами ужасными на вид и носящими страшные имена, такие как «Кровопийца», «Дробитель костей» или «Заглатыватель теней». Сам он переехал из города Амона Фив в место в Среднем Египте неподалеку от современной Эль-Амарны, где построил новую столицу. Центр культа Сехмет — Мемфис, её почитание было распространено во всём Египте. Он известен в образе лежащего шакала чёрного цвета или дикой собаки Саб (или в виде человека с головой шакала или собаки). В «Текстах пирамид» сказано, что Иару находится на восточном небе, откуда восходит солнце Ра. Затем, однако, мы находим текст, проясняющий: «Я Мин в его проявлении, мои два пера даны мне на голову». В «Книге мёртвых» Тот изображался около весов записывающим результат взвешивания сердца.
В поздний период его сыном называли также Имхотепа (мудреца и врачевателя, обожествлённого) верховного сановника фараона Джосера и строителя его пирамиды, XXVIIIв. Вместе с фараоном Ра вкушает блаженство на полях Пару. Прошло двадцать восемь лет с тех пор, как Осирис стал царем.
По ночам на западном берегу уныло плакали шакалы, священные животные бога Анубиса. Маат иногда называлась «Маати» (двойственное число), так как существовало представление о двух сестрах Маат зал суда назывался «залой двух правд». Его изображения объединяют сокола Гора и иногда крокодила Себека, фаллическое божество Мина и похожее изображение «самого себя рождающего» Амона-Ра и пр.
НУТ, богиня неба. Вместе с двумя сестрами горевали духи гор, полей и городов.
Богиня города Саис. У него на человеческой голове двойная корона, его называют «владыкой обеих земель», (то есть Верхнего и Нижнего Египта). Они в свою очередь породили двух богов и двух богинь: Осириса, Сета, Исиду и Нефтиду. Египта). «Владыка времени», он разделил его на годы, месяцы, дни и вел им счет.
Толчком к этому в немалой мере послужили гиксосы. – На своем долгом пути Солнце проходит через самую далекую область иного мира – Хетемит. Так термин «эннеада», наконец, утратил свое числовое значение и стал синонимом круга объединенных богов. Атон – бог солнечного диска (или, скорее, солнечного света), упоминавшийся ещё в эпоху Среднего царства и провозглашённый главным богом Египта во время религиозной реформы фараона Эхнатона.
В «Текстах пирамид» Монту в виде сокола возносит умершего царя на небо. По всему древнему миру было создано много святилищ Исиды. Для этого нового бога он построил великолепный храм в новой столице, который назвал в честь Атона «Горизонт Диска». Жена Онуриса — Мехит, сын — Инмутеф.
Разнообразное времяпрепровождение ожидает его в ином мире, где умерший может играть в шашки (иногда, согласно более поздним текстам, со своей собственной душой. собрания рукописей, архива, на листьях дерева «шед» она записывает годы жизни и правления фараона, ведает искусством счёта (главным образом подсчёта военных трофеев, пленных, даров, дани), составлением строительных планов, покровительствует строительным работам.
Его воспринимали как собирательный образ всех врагов солнца. Осирис, став царем, решил, что прежде всего нужно дать народу знания. Редко его изображали в виде змея иногда — ихневмона. В Куше (древней Нубии) Исида считалась покровительницей царской власти, она оберегала царицу-мать. Помимо богов перечислены некоторые монстры, духи и волшебные существа.
Египтяне верили, что человек наделен несколькими душами, среди которых ка является его двойником или жизненной силой. Египтяне в то время были еще народом диким и темным, как племя кочевников. Священное животное Баст — кошка. Мумии быков в громадных саркофагах складывали в подземельях мемфисского некрополя. В одном тексте дочь Геба Исида названа «яйцом утки».
Изображалась женщиной, сидящей на земле, с прижатыми к туловищу коленями. В одном из памятников, так называемом «Папирусе Ани», на верхушке стойки сидит павиан с головой собаки, помощник Тота. Башмаки из первобытной огдоады ступни попирают хаос (в форме змеи) и ее помощников. Почитался также в древней Нубии. В скалах Гебель-Сильсиле были высечены гимны Хани.
Жрецы каждою местного божества или почитатели особого покровителя могли заявить, что их божество самое старинное и лучшее из всех «имен» или изображений этого бога, которого царь официально признал главой или отцом пантеона. Сердце умершего взвешивали Тот, его павиан и Анубис. Являлась также владычицей восточной пустыни, покровительницей горных работ (добычи золота и серебра) имела функции богини-матери, помогала при родах, вот таким образом её сближали с богиней плодородия Хекет. Иногда он кажется достаточно разумным, когда умерший говорит: «Я великий бог, который стал самим собой», на что комментарий замечает: «Что это означает. до н. э. Вследствие этого его «военный аспект» вскоре затмил собой первоначальный образ небесного светила.
Они должны были охранять Осириса от его врагов: Сета и его свиты. Его жёнами считались Менхит, Сатис, Нейт, Небтуи. Гор изображался в виде сокола, человека с головой сокола, крылатого солнца. Она же дала стране ее самых знаменитых представителей. Вместе с тем Сехмет — богиня-целительница.
Ра взмахнул крыльями и взлетел на небо. Дело неизменно заканчивалось полной неразберихой. Главным центром культа Амона («невидимого воздуха») являлись Фивы. В «Памятнике мемфисской теологии», написанном мемфисскими жрецами, Птах — демиург, создавший первых восемь богов (своих составных частей — Птахов), мир и всё в нём существующее (животных, растения, людей, города, храмы, ремёсла искусства и т. д. ) «языком и сердцем», задумав творение в своём сердце и назвав задуманное языком.
Богини бросились к сундуку. Возмужав, Хор вступил в жестокую битву с Сетом, одержал победу над ним и изгнал из Египта. Символ Уто — стебель папируса.
Мужские боги Огдоады изображались с головами лягушек, а богини – с головами змей. Ра – бог солнца, глава гелиопольской Эннеады (см. Она дочь Шу и Тефнут, жена (одновременно сестра) Геба. У древних феков была похожая богиня — Афина. Придаваемый ему облик скарабея был связан с убеждением, что этот жук способен размножаться сам по себе, отсюда его божественная созидательная сила. Уто — покровительница города Буто. Сами египтяне не могли классифицировать традиции.
Аниса считали душой бога Мемфиса Птаха, а также бога солнца Ра. до н. э Жёнами Птаха иногда назывались также Маат, Бает, Тефнут, Хатор, Кудшу (также дочь Птаха). В продолжающемся акте творения от первой пары богов – Шу (Воздух) и Тефнут (Влага) – родились Геб (Земля) и Нут (Небо). Мифология Египта предполагает, что люди возникли из слёз бога Ра. В основном их писали на стенах храма, где их могли прочитать все, кто умел читать.
В «Текстах пирамид» говорится о Ра как о «золотом телёнке», рожденном коровой-небом. Его священное животное — крокодил. Однажды между Тефнут и Ра неожиданно вспыхнула ссора. И в Европе объединение с греческими и азиатскими именами и мифологиями, а также с философскими воззрениями превращало их в неясные пантеистические персоналии. АНУБИС, греческое имя египетского бога Инну, который покровительствовал умершим. Она тут же бросилась пить окрашенное пиво, приняв его за кровь.
В отличие от большинства других представителей местного пантеона изображался не в «зверочеловеческой» форме, а в виде солнечного круга или шара, от которого тянутся руки с ладонями к земле и людям. Но их сумела собрать преданная жена погибшего, Исида.
В культе мертвых и в погребальном ритуале Тоту принадлежала ведущая роль. В Верхнем Египте сияющее великолепие солнца не заслоняет никакая дымка. Священными животными Сета были свинья («отвращение для богов»), антилопа, жираф и др., главным был осёл. Цикл мифов посвящён борьбе Ра с силами мрака (как правило, воплощёнными в образе змея Апопа свита Ра — солнечное Око, Гор, Монту, Шу, Онурис, Мафдет, Серкет и др. ).
Гор и Тот — последний организатор настоящего пантеона — точно так же «пришли от Пта» и прямо и косвенно и, таким образом, вся вселенная вышла из него и управляется им. Жрицы в образах Исиды и Нефтиды воспроизводили поиски, оплакивание и погребение бога (воплощенного в своей статуе), происходил «великий бой» между Гором и Сетом. Любопытно, что у Хепри никогда не было собственного места культа. Птах считался покровителем ремёсел (вот таким образом в Древней Греции он отождествлялся с Гефестом) искусств, а также богом истины и справедливости. В Риме почитание Исиды распространяется, начиная со 2в.
Один из эпитетов Мина — «поднимающий оружие». Характер и происхождение многих мифов реконструируются на основе поздних текстов. Культ Сета в это время не нёс безусловно отрицательных черт. Нейт участвует также и в загробных церемониях, она связана с заупокойным культом тем, что является главой «дома бальзамирования».
А из переписки Аменхотепа III (1390-1353 до н. э. ) с его преемником Аменхотепом IV, сохранившейся на глиняных табличках в Амарне, мы узнаем о широких дипломатических связях Древнего Египта с владыками всего Восточного Средиземноморья и Ближнего Востока. У них могло быть несколько ба (бау — множ.
Фараон Аменхотеп объявил Атона единым богом всего Египта, запретив поклонение другим богам и изменил своё имя Аменхотеп — «Амон доволен» на Эхнатон — «Угодный Атону» или «Полезный Ато-ну». К именам священных животных, связанных с Сетом, прибавлялись такие эпитеты, как «буря», «ураган», «мятежник», «восстание». Таким образом, власть фараона рассматривалась восходящей к Гебу. Входит в гелиопольскую эннеаду богов, его отец — Атум, сестра и жена — Тефнут. Подобные «амулеты в виде Беса или его гримасничающего лица с высунутым языком найдены во многих районах древнего мира, включая территории Северного Причерноморья, Средней Азии, Урала и Сибири».
В царствование Осоркона «вся долина была подобна морю храмы были затоплены люди были похожи на водоплавающих птиц или пловцов в потоке». Её вид наводит ужас на противника, пламя её дыхания уничтожает всё. И попятился. Мы можем, по крайней мере, следить за развитием мысли, когда слова «Я знаю вчера и завтра» истолковывают превратно: «Что это.
богинями-львицами (Менхит, Мент), почитавшимися в Египте. до н. э. ) Сет считался покровителем царской власти и фараоны, всходя на престол, брали имя в его честь (Сети Первый, Сети Второй). Рисунок Гарпократа или «Гора-ребенка», прикладывающего палец к губам, был неправильно понят как приказание верующему хранить молчание о тайных религиозных мистериях Египта. Взойдя на трон мальчиком лет десяти и процарствовав лишь несколько лет (1332-1323 до н. э. ), Тутанхамон вряд ли стал бы заметной фигурой в египетской истории, если бы не одна случайность. Аху (множ. АПОП, олицетворение мрака и зла извечный враг бога солнца Ра.
Во время праздника тридцатилетнего юбилея фараона «Хебсед» изображение Нехбет устанавливали на носу царской ладьи. Имена некоторых богов оформлены как гиперссылки, ведущие на подробные статьи о них. Хнум считался подателем воды, хранителем истоков Нила. Наступило утро.
Тело умершего после ритуала мумификации также рассматривалось как воплощение души и называлось «сах» в значении «священные останки». Вместе с Уто и Нехбег Сехмет охраняет фараона. Нут связана с культом мертвых. Вполне ли мы уверены, например, что один из самых примитивных образцов религиозной фантазии, будто душа царя существует, пожирая другие души, даже души каких-то богов, восходит к периоду до 5000г.