И Деррида и Айзенман, а также Дэниел Либескинд были обеспокоены «метафизикой присутствия» и это – основной предмет deconstructivist философии в теории архитектуры. Авангард 10-20-х в архитектуре связывается с утопической целью изменить общество, неоавангардный импульс деконструктивизма сосредоточен на создании архитектурного портрета современного общества, несмотря на утверждения его лидеров о полной своей асоциальности. «Сад затерянных шагов». Основы деконструктивистской философии в архитектурной теории описал философ Жак Деррида, чьи идеи оказали большое влияние на архитектора Петера Айзенмана.
С его точки зрения, язык изначально фигуративен и «понятие буквального или референциального применения языка является иллюзией, возникшей в результате забвения метафорических «корней» языка» (Miller: 1972. Помимо собственно 1) Йельской школы — самого влиятельного и авторитетного направления в американском деконструктивизме — в нем также выделяются 2) «герменевтическое направление» (У. По замыслу автора первый этаж должен был перекликаться с Берлинской стеной, для чего был скоордионирован с ней по высоте (3, 3 м) и содержал плоские глухие участки наружных стен. По-видимому, архитекторам всё же удалось создать здание, подходящее для заданной функции, сказав тем самым «да». Такое «свободное падение» начинается с периферии здания, где в это движение вовлечены второстепенные, утилитарно необходимые объекты. Для него деконструктивизм – это расширение его интересов в радикальном формализме. Оставаясь в пределах постулата об интертекстуальности литературы, они рассматривают литературный текст в более широком контексте «общекультурного дискурса», включая в него религиозные, политические и экономические дискурсы.
Все организовано как в «свободном падении»: и сами материалы и цвет – от черной штукатурки до золотистого металла.
Так, например, в отличие от жизнестроительного настроя конструктивистов и модернистов, деконструктивисты очень часто программно отрицают пожелания заказчика (проект музея, в котором невозможно повесить картины П. Эйзенмана -- принципиальная позиция). По законам декана на углу железная стена разрушена и заменена большим светло-голубым витражом. Феминисты отстаивают тезис об «интуитивной», «женской» природе письма (т. е.
Деконструктивизм развивается в русле неомодернистских тенденций, провозглашая отказ от декоративизма историзма и восставая против самого модернизма. Взятые все вместе, они образуют общий или «социальный текст». В результате всякий способ мышления как логического рассуждения (дискурса) приобретает однозначный, «одномерный», по выражению Г. Маркузе, характер, поскольку не может не служить интересам господствующей идеологии.
В интерьере наружные стены отделены от перекрытий широким (до одного метра) зазором. Это яркий мемориал тем, кого забирали в последнюю поездку на деревянном поезде, напоминает, что мы живем во времени пост-Холокоста. Синтетический кубизм с его использованием «найденного искусства», не так сильно повлиял на деконструктивизм как аналитический кубизм, но его видно в ранних работах Френка Гери. Вентури (который сам был постмодернистом) считал, что орнамент и историческая аллюзия добавили богатства, красоты архитектуре, от которой модернизм отказался. Felman:1980, Felman:l985, Cixous:1975, Irigaray:l974, Ingaray:1977, Kofman:1980, Kofman:1982).
в США – Ж. Роуз, А. Снитоу, С. Бордо, Ю. Батлер и др. У нас своя жизнь. »Деконструктивизм – это своеобразное восстание архитектурных объектов с целью пробуждения близлежащего пространства и преобразования социальной структуры. Выход из этой метафизичностиЖак Дерридавидит в отыскании её исторических истоков путём аналитического расчленения (деконструкции) самых различных текстов гуманитарной культуры для выявления в них опорных понятий и слоев метафор, запечатлевающих следы последующих эпох. Но диковинные метафоры – еще не главная трудность его текстов. Угловые формы Уфимского Центра Кино Кооперативом Himmelb (l) au вспоминают абстрактные конфигурации пронумерованных картин Франца Клайна в их неукрашенных массах. Как правило, мебель делают акцентной по цвету. В любом случае они монолитные. Никос Сэлингэрос называет деконструктивизм «вирусным выражением», которое вторгается в дизайн, думающий, чтобы построить разрушенные формы в то время как любопытно подобный и описаниям Дерриды и Филипа Джонсона, это предназначается как резкое осуждение всего движения. Для Берлина он разработал и установил структуры, посвященные жертвам второй мировой войны.
С его тенденцией к деформации и дислокации, есть также аспект экспрессионизма и экспрессионистской архитектуры, связанной с деконструктивизмом. Вот некоторые иронические оценки идеи парка: «флирт с нигилизмом прогулка в нем – ничто иное как удовольствие блуждания в некой проницаемой и изменяющейся структурной ткани парк XXI века, где все становится пунктирным и неустойчивым – своего рода игра с небытием и взгляд на модель мира вывернутого на изнанку» Архитектура парка – это архитектура «неоднородности», «прерывания» и «не совпадения».
В серии Проунов (собственный вариант трехмерных супрематических композиций), Эль Лисицкий собрал коллекцию геометрических фигур под разными углами свободно плавающих в пространстве. follies деконструируют прежде всего семантику архитектуры. Ученик Питера Эйзенмана Даниэль Либескинд – один из самых знаменитых архитекторов в мире. В число проектов, отобранных Джонсоном и Уигли для выставки, вошел парижский парк Ла Виллет (1982 – 1985), в котором Бернар Чуми (род. С его точки зрения, язык изначально фигуративен и «понятие буквального или референциального применения языка является иллюзией, возникшей в результате забвения метафорических корней языка». Это течение, опирающееся на метод деконструкции (переописания с долей иронии), на приемы декомпозиции (разъятие формы и ее инвертирование), на приемы наложения «внахлест» или так называемую «джакстапозицию», на особые виды сложно запрограммированной комбинаторики.
Они означают лишь дестабилизацию, разрушение, вскрытие, диссоциацию и разъединение. Именно теоретиками Йельской школы было обосновано ключевое понятие этого течения — деконструкция (или, что вернее, предложен ее наиболее популярный среди литературных критиков вариант) и разработан тот понятийный аппарат, который лег в основу практически всех остальных версий литературоведческого деконструктивизма. Он создал архитектурные скульптуры из книг и макетов в тексте, чётко показывая связь своей архитектуры и письма. Однако эта ассоциация осталась чисто литературной, образно не детерминированной. Таким образом, мы видим насколько сильно настроение античеловечности в деконструктивизме. Начав заниматься крупными проектами, Гери обратился к сложным изогнутым формам.
Начиная с выставки некоторые архитекторы, связанные с Деконструктивизмом, дистанцировались от него. Концепция логоцентризма Дерриды здесь была пересмотрена как отражение сугубо мужского, патриархального начала и получила определение «фаллологоцентризма» или «фаллоцентризма». Что же касается архитектуры, то здесь постмодернизм сказывается более мягко игриво, по сути, он не переворачивает всех представлений об архитектуре, главное его достижение -- критика принципов модернизма, но не создание небывалой, «другой» архитектуры. Свое название деконструктивизм получил по основному принципу анализа текста, практикуемого Деррида — «деконструкции», смысл которого в самых общих чертах заключается в выявлении внутренней противоречивости текста, в обнаружении в нем скрытых и незамечаемых не только неискушенным, «наивным читателем», но и ускользающих от самого автора («спящих», по терминологии французского ученого) «остаточных смыслов», доставшихся в наследство от дискурсивных практик прошлого, закрепленных в языке в форме мыслительных стереотипов и столь же бессознательно трансформируемых современными автору языковыми клише.
Сегодня, есть мнение, что философская подоснова этого направления была утеряна. Исходя из утверждаемой Дерридой принципиальной неопределенности смысла текста, деконструктивисты увлеклись неограниченной «свободой интерпретации», «наслаждением» от произвольной деконструкции смысла анализируемых произведений. Не раз Айзенман шокировал своими теориями тех, кто его нанимал. Он сформулировал концепцию «континуума бытия», в котором вопросы бытия превратились в чисто постструктуралистскую проблему, близкую «генеалогической культурной критике» левых деконструктивистов и охватывающую вопросы сознания, языка, природы истории, эпистемологии, права, пола, политики, экономики, экологии, литературы, критики и культуры. Не менее влиятельным источником стал психоанализ Зигмунда Фрейда.
Brenkman:l985. Миллер, Д. Брэнкман и др. ) и неомарксистский, а точнее «реалистический» (Ф. Герменевтические деконструктивисты, в противоположность антифеноменологической установке йельцев, ставят перед собой задачу — позитивно переосмыслить хайдеггеровскую «деструктивную герменевтику» и на этой основе теоретически «деконструировать» господствующие «метафизические формации истины», понимаемые как ментальные структуры, осуществляющие «гегемонистский контроль» над сознанием человека со стороны различных научных дисциплин. Возможно, потому, что здесь он обратился к «новой уравновешенности (умеренности)», к минимализму Миса, что отчасти дисциплинирует, приводит к абстракции формы, которые при всем том вздымаются и падают в счастливом возбуждении.
Началось соревнование в духе «кто создаст самое децентрализованное строение» или «чей проект наименее целесообразен». Основы тектоники, равновесия и геометрии стали для деконструктивистов чем-то вроде старых надоевших игрушек. На развитие стиля повлияли многочисленнее научные открытия XX века и изобретение новых строительных материалов и технологий работы с ними. Другой мастер этого «стиля» – Джон Хейдук. Два аспекта критической теории, безотлагательности и анализа, найдены в деконструктивизме. В 1988г.
Его строительство началось девять лет назад, но экономический кризис не позволил планам осуществиться. На фасадах кирпичных блоков применена перебивка масштабов проёмов, активно использованы цветовые контрасты (красный кирпич, жёлтые пояса, окрашенные в интенсивный зелёный цвет стальные надоконные перемычки). Майя Линь и Рэйчел Уайтрид – два примера.
Но если у Адорно эта идея носила явно социальный аспект и была направлена против системы тоталитарной манипуляции сознанием, то у Дерриды она приняла вид крайне абстрактного проявления некоего «господства» вообще, господства, выразившегося в системе «западной логоцентрической мысли». Несмотря на то, что Фрэнк Гери (род. Он также часто разделяет понятие концептуального искусства. Кеннет Фрэмптон считает его «человеком, принадлежащим к элите и отделил».
Дизайн Френка Гери собственного загородного дома в Санта Монике (1978) считается прототипом деконструктивистского здания. В связи с этим они выдвигают в качестве основополагающего критического принципа требование постоянно «разоблачать» претензии мужской психологии на преобладающее положение по сравнению с женской, а заодно и всю традиционную культуру как сугубо мужскую и, следовательно, ложную. Они утверждают, что закон неотделим от политики и не может быть нейтрален. Из истории.
Первоначально это был загородный дом с типичным набором всех социально значимых функций. Berlin, 1996 г. ) на площадке строительства и реконструкции Потсдамер – платц в Берлине. Музей современного ис-кусства в Нью-Йорке провел первую выставку архитектуры. Кроме «Противостояний» публикация Роберта Вентури «Сложности и противоречия в архитектуре» (1966) также провела черту между деконструктивизмом и борьбой модернизма с постмодернизмом, «Сложности и противоречия» выступает против чистоты, ясности и простоты модернизма. В связи с наметившейся в 80-е годы тенденцией к расширительному толкованию понятия деконструктивизма, обусловленному быстрой экспансией (особенно в США) деконструктивистских идей в самые различные сферы гуманитарных наук: социологию, политологию историю, философию, теологию и т. д., термин «деконструктивизм» часто применяется как синоним постструктурализма.
В соответствии с этой точкой зрения идеология политически и экономически господствующего класса (в конкретной исторической ситуации зарубежных постструктуралистов это — «позднебуржуазная» идеология монополистического капитализма) оказывает столь могущественное и всепроницающее влияние на все сферы духовной жизни, что полностью порабощает сознание индивида. литературы), не подчиняющегося законам мужской логики, критикуют стереотипы «мужского менталитета», господствовавшего и продолжающего господствовать в литературе, утверждают особую, привилегированную роль женщины в оформлении структуры сознания человека. Заявляя о «риторичности» своего собственного модуса бытия, текст тем самым как бы постулирует необходимость своего «неправильного прочтения»: он, как утверждает де Ман, рассказывает историю «аллегории своего собственного непонимания». Включение необычных для театра и контрастирующих друг с другом форм и сюжетов волнообразной крыши, а в интерьере подвешенного на тросах некоего «сателлита» неправильной овальной формы и даже плавательного бассейна усиливает тот программный гедонизм, который подчеркивается в теории «ОМА».
Пожалуй, в этом состоит суть деконструктивизма». Архитектурный шедевр посвящен великой паре танцоров – Фреду Астеру и Джинджер Роджерс: две цилиндрические башни офисного здания визуально напоминают мужскую и женскую фигуры. Р. Коолхас включает в композицию своего театра танца в Гааге (1984- 1987 гг. ) объём опрокинутого золотого конуса, в котором размещает ресторан, а 3. Каждый читатель овладевает произведением и налагает на него определенную схему «смысла». Эта черта угадывается в большей части его произведений. Французский философ Жак Деррида ввел понятие «деконструктивизм» для обозначения необычного способа прочтения произведения с целью создать конфликт его смысла с уже знакомой интерпретацией и выявить метафоры, запечатлевающие следы последующих эпох. Архитекторы вдохновились и поддержали идею отречения от фундаментальных принципов – эстетики и пользы.
В появившемся позднее Аронофф-центре дизайна и искусства в Цинциннати, штат Огайо (1988-1996) использованы сложные формы и пространственные решения, что оправдывает их «деконструктивистскую» направленность. Сам иррационализм архитектурных форм деконструктивистов отсылает к этому. Перевернутая острием вниз и позолоченная, эта форма служит здесь входом в ресторан. Деконструктивизм называют не направлением архитектуры, а её отрицанием, вот таким образом если в сооружении отсутствуют стены или окна – это нормально.
Немецкий критик Вольфганг Эмсонейт в 1994 году высказал предположение, что «постмодернизм, пробужденный к жизни отчаянной скукой функционализма это только одно из многих «оживляющих» действий, выражающих стремление к открытию заново эмоциональных ценностей С позиции сегодняшнего дня постмодернизм 70-х может быть рассмотрен как манифестация процесса самоопределения самого «современного движения», как особо эффектная попытка модернизма вывести самого себя из кризисного положения с помощью контринновации – радикальной отмены своих же инновационных принципов и обращения к истории. В масштабе фрагментов городской среды речь идет о пространственном раскрытии композиций, формировании переходных пограничных зон, композиционных связок, так называемых «контекстуальных окончаний». Предметы самые разные – от небольшого стула до массивного кресла и оттоманки. В частности, элементы мебели играющие функциональную роль (к примеру, сиденье дивана), остаются традиционной формы. Хотя компьютер сделал проектирование сложных форм намного легче, не все, что выглядит странным, «deconstructivist».
Они дестабилизируют смысл, смысл смысла. Несмотря на это, термин остался и существует поныне, являясь одним из основных направлений в современной архитектуре. Этот длинный красный «железный ящик» поднят над землей стальными опорами. Однако эта ассоциация осталась чисто литературной, образно не детерминированной.
Вслед за Дерридой и де Маном Дж. В 80-90-е годы Кулхаас и его бюро «ОМА» создали множество городских проектов, которые иллюстрируют эволюцию их теории и метода. Некоторые Постмодернистские архитекторы пытались повторно использовать украшение даже в экономичные и минимальные здания, описанные Вентури как «украшенный сарай».
Похожие с ними по композиции – деконструктивистские серии Микромегас Даниэля Либескинда. Последним крупным направлением в рамках деконструктивизма является «феминистская критика» (Г. Под влиянием идей Фуко главный представитель данного направления Спейнос пришел к общей негативной оценке буржуазной культуры, капиталистической экономики и кальвинистской версии христианства.
Последним крупным направлением в рамках деконструктивизма является «феминистская критика». В устах Айзенмана это звучит особенно угрожающе. с. 189) или структура, «обладающая центром», т. е. глубинная структура, лежащая в основе всех (или большинства) литературных и культурных текстов, — предмет исследования А. -Ж. Это управляемый хаос. И если его читать прямо, то ничего кроме бессмыслицы в нем найти не удастся. Мемориал вьетнамским ветеранам (архитектор – Майя Лин) и мемориал погибшим евреям Европы (автор-Петер Айзенман) также отражают тематику «следа» и «стирания».
Так же, как «правда» системы точек – не «правда» системы линий. Например, в проекте «Гордиола Хаус» он напрочь отмел пожелания заказчика иметь окна с выходом на океан а в «Векснер-центре», где должны проходить художественные экспозиции, попросту некуда повесить картины: стены как таковые отсутствуют. Деконструктивисты (не даром носят такое «разрушительное» название) камня на камне не оставляют от каких бы то ни было архитектурных абсолютов. Трехмерная сетка, пробеги несколько произвольно через здание.
Архитектор, его произведения, скорее должны именно ставить заказчику проблемы. Больше нет центра или фиксированной системы координат. «Именно тогда я начал путешествовать по своему подсознанию.
Этот тезис во многом базируется на работе М. Хайдеггера «Бытие и время», где рассматривается связь между феноменом «присутствия» историей и историографией. Согласно этой точке зрения общекультурный дискурс идеологически «редактируется» и служит господству определенной части общества над другой. Гери также интересовался мебельным дизайном. Эстакада ведет на верхний этаж, доступный для публики. Деконструктивизм, по мнению Эйзенмана, термин скользкий, спекулятивный и неоднозначный. Однако, по словам Чуми, ошибочно считать достаточной только силу приставок «дис», «де».
В Векснер-центре изобразительного искусства в университете штата Огайо в Колумбусе (1985-1989) Эйзенман снова использовал тот же прием, чтобы соединить различные постройки на уровне главного этажа, в том числе некоторые башнеобразные сооружения неправильной формы. В проекте Б. Чуми парк насыщен россыпью легких преимущественно одно-двухэтажных павильонов – "фоли" – ярко окрашенных металлических сооружений, композиции которых основаны на комбинациях образов и приемов русского авангарда. По мере того как текст выражает свой собственный модус написания, он, по де Ману, заявляет о необходимости делать это косвенно, фигуральным способом, то есть текст якобы «знает», что его аргументация будет понята неправильно, если она будет воспринята буквально. Среди её представителей — Поль де Ман, Джон Хиллис Миллер, Джеффри Хартман и др. Эта «власть» определяется Фуко как «множественность силовых отношений», Дерридой — как социальная «драма письма», Х. Блумом — как «психическое поле сражения» «аутентичных сил».
Термин «Деконструктивизм» в современной архитектуре настроен против заказанной рациональности модернизма и постмодернизма. Каждый читатель овладевает произведением и полагает на него определенную схему «смысла». Острые углы колют чувства, создавая ощущение динамики, деформации.
Впервые он привлек внимание публики реконструкцией собственного дома в пригороде Лос-Анджелеса (1978-1988). Призрак (1990), весь бросок жилой площади в пластыре, укрепляя пустоту, ссылается на понятие Дерриды архитектурного присутствия. Этот 8-этажный дом построен по проекту архитектора Эйзенмана.
X. Миллера «Деконструкция и критика» (Deconstruction:1979), получившего название «Йельского манифеста» или «манифеста Йельской школы». Он пришел на смену постмодернизму.
Свое название деконструктивизм получил по основному принципу анализа текста, практикуемого Дерридой — «деконструкции», смысл которой в самых общих чертах заключается в выявлении внутренней противоречивости текста, в обнаружении в нем скрытых и незамечаемых не только неискушенным, «наивным читателем», но и ускользающих от самого автора «остаточных смыслов», доставшихся в наследство от дискурсивных практик прошлого, закрепленных в языке в форме мыслительных стереотипов и столь же бессознательно трансформируемых современными автору языковыми клише (деконструкция). Литературно-критическая «практика» постструктурализма (практика в том смысле, что деконструктивизм является литературоведческой разработкой общей теории постструктурализма, по сути же выступает как теория литературы). Ссылаясь на Ф. Ницше, Миллер заключает, что само «существование бесчисленных интерпретаций любого текста свидетельствует о том, что чтение никогда не бывает объективным процессом обнаружения смысла, а является вкладыванием его в текст, который сам по себе не имеет никакого смысла». Именно критика традиционного понятия «власти», которое, как считает Фуко, господствовало в истории Запада, власти как формы запрета и исключения, основанной на модели суверенного закона, власти как предела, положенного свободе и дает, по мнению Лентриккии, ту «социополитическую перспективу», которая поможет объединить усилия различных критиков, отказывающихся в своих работах от понятия единой «репрессивной власти» и переходящих к новому, постструктуралистскому представлению о ее рассеянном, дисперсном характере, лишенном и единого центра и единой направленности воздействия. Проекты интерьеров Эйзенмана были представлены на выставке «Города из ненастоящих раскопок», организованной Канадским центром архитектуры. Так, например, в 6- этажном здании «Города музыки» (Рем Колхас – Rem Koolhaas, Casa Da Musica) криволинейное железобетонное покрытие «оторвано» от основного массива здания и «парит» над стеклянным витражом, заполняющим разрыв между массивными наружными стенами и покрытием.
Смутные догадки об аде. Принципы деконструктивистской критики были впервые сформулированы в трудах французских постструктуралистов Ж. Дерриды, М. Фуко и Ю. Кристевой, во Франции же появились и первые опыты деконструктивистского анализа в книге Ю. Кристевой «Семиотике: Исследования в области семанализа» (Kristeva: 1969b) и Р. Барта «С/3» (Barthes:1970, русский перевод: Барт:1994), однако именно в США деконструктивизм приобрел значение одного из наиболее влиятельных направлений современной литературной критики. Недружелюбно настроенный к деконструктивизму Чарлз Дженкс так охарактеризовал его: «Неомодернизм есть деконструкция форм модернизма и его идей, герметичная в своей системе кодов, как правило склонная к фрагментации и диссонированию в формальном модусе, сознательно негуманная в намерениях, «взрывчатая» в пространственном выражении. Цель Чуми – бросить вызов давно признанным символам города, который мы населяем, показать «изломанное пространство несчастных случаев».
По его мнению, нужды заказчика — не предмет заботы архитектора. Эти структуры устанавливались раз в год, на месте формирования штаба гестапо. Абстрактные результаты оказались, весьма красивыми и чувственная сторона была признана, а «неудачный» человеческий фактор из проектов скоро совсем будет вычеркнут – компьютер позаботится об этом.
А создать, значит сказать "да", а не "нет". Ссылаясь на Ницше, Миллер заключает, что само «существование бесчисленных интерпретаций любого текста свидетельствует о том, что чтение никогда не бывает объективным процессом обнаружения смысла, а является вложением его в текст, который сам по себе не имеет никакого смысла» (). Либескинд использует несколько языков (включая те, которых не существует в природе), переворачивает буквы, вклинивает между ними цифры, пускает строки зигзагообразно, чтобы получился шифр, разгадать который методом обычного чтения практически невозможно. Это единственно верная задача не только в плане эстетики, но и в плане программы и стратегии. Некоторые колонки сетки преднамеренно не достигают земли, нависающей над лестницами, создающими ощущение невротической неловкости и противоречащими структурной цели колонки.
Иглтон, С. Хит, К. МакКейб, Э. Истхоуп) (Eagleton:1983, Eagleton:1984, Heath:1977. Это вызвало сдвиг в моей архитектуре. "Фоли деконструируют прежде всего семантику архитектуры. Доказательство».
В связи с наметившейся в 1980-е тенденцией к расширительному толкованию понятия деконструктивизм, обусловленному быстрой экспансией (особенно в США) деконструктивистских идей в самые различные сферы гуманитарных наук: социологию, политологию историю, философию, теологию, термин «деконструктивизм» часто применяется как синоним постструктурализма. Они дестабилизируют смысл, смысл смысла. По географическому признаку различают американский, английский (например, Э. Истхоуп), немецкий (например, В. Вельш) и французский (постструктуралисты Ж. Деррида, М. Фуко, Ж. Лакан и Р. Барт позднего периода их творчества, Ю. Кристева и др. ) деконструктивизм. Теоретической платформой деконструктивизма служат положения современного французского философа Жака Дерриды, критикующего метафоричность всех форм современного европейского сознания, заключающегося, по его мнению, в принципе «бытие как присутствие», абсолютизирующем настояшее время. То есть, архитектура становится языком, на котором художник общается с миром: обломы, перекосы, невообразимые геометрические формы – все это языковые единицы, складывающиеся в какое-то невероятное, трудно переводимое изречение. Главной чертой стиля является нефункциональность объектов, то есть их бесполезность для той жизни, которую привык вести современный человек. Конструкции криволинейны их углы «подрезаны» или, наоборот, выбиваются своими многочисленными остриями из непропорциональных стен.
Литература и критика, таким образом, совпадают по своим задачам. Наглядным примером сооружения в духе деконструктивизма является Институт Солнца, построенный при Штутгартском университете компанией «Бениш и партнёры». Совместно с Деррида он создал проект «Хоральное произведение», включающий в себя литературный и архитектурный дискурс. Еще один архитектор-деконструктивист, работающий в США Бернард Чуми утверждает, что первой работой в деконстуктивизме являются его Манхэттанские Транскрипты (1976-1981) – абстрактные и фигуративные элементы по сути. Это -- общая позиция, характерная для всего постструктуралистского образа мышления, но в данном случае ее важность определяется тем, что она была подкреплена марксистской по своей терминологии аргументацией и на несколько лет вперед создала благоприятные условия для весьма тесных контактов между постструктуралистской и марксистской теоретической мыслью, равно как и наметила то общее поле интересов, ту общую проблематику, к которой апеллировал и на которую опирался в поисках своих доводов социологизированный вариант постструктурализма в лице левого деконструктивизма и левого английского постструктурализма. Айзенман взял за основу некоторые принципы из литературного направления «деконструкция» (от лат.
Бесспорно нет. Заявляя о «риторичности» своего собственного модуса бытия, текст тем самым как бы постулирует необходимость своего «неправильного прочтения»: он, как утверждает де Ман, рассказывает историю «аллегории своего собственного непонимания». Музей Гуггенхайма в Бильбао на реке Нервион (Испания), архитектор Френк Гери. Критики деконструктивизма считают этот стиль просто упражнением с чистой формой плюс небольшая социальная нагрузка. В итоге – нет никакой совершенной «правды архитектурного проекта», так как функция не отражает ни цели, ни материала объекта. Особую популярность получили модульные диваны. Работы «ОМА» не столько чисто деконструктивистские (метод декомпозиции разовьется несколько позже, в работах Хадид, Фуджи, Чуми, Агрест), сколько комбинаторные, поскольку объединяют типологические черты различных модернистов. В его трудах фактически оформился тот синтез постструктурализма, деконструктивизма и постмодернизма, за который ратует немецкий философ В. Вельш (Welsch:1987) (постструктуралистско-деконструктивистско-постмодернистский комплекс). Он использует набор «случайных» механических действий и операций, например инверсию (от лат.
Основной предмет критики Миллера — концепция референциальности языка, т. е. его возможности адекватным образом отображать и воспроизводить («репрезентировать») действительность особенно резко американский исследователь выступает против принципа «миметической референциальности» в литературе иными словами, против принципа реализма. Нью-йоркская выставка показала работы Франком Гери, Дэниелом Либескиндом, Ремом Кулхасом, Питером Айзенманом, Захой Хадидом, Кооперативом Himmelb (l) au и Бернард Чуми. Два аспекта критической теории: актуальность и анализ отражены в деконструктивизме. Этот 8-этажный дом построен по проекту архитектораПетера Эйзенмана (Peter Eisenman).
Так, например, Р. Коолхас и 3. Изделия изготовлены из слоистой древесины. Кресло «Wiggle» – самый известный дизайнерский проект группы его повторила фирма «Витра» в 1992 г. В 1990-1992 гг.
Помимо собственно Йельской школы — самого влиятельного и авторитетного направления в американском деконструктивизме — в нем также выделяются «герменевтическое направление» (У. Спейнос) и «левый деконструктйвизм» (Дж. Бренкман, М. Рьян, Ф. Лентриккия и др. ), близкий по своим социологически-неомарксистским ориентациям английскому постструктурализму (Т. Иглтон, С. Хит, К. МакКейб, Э. Истхоуп), а также «феминистская критика» (Г. Спивак, Б. Джонсон, Ш. Фельман, Кристева, Э. Сиксу, Л. Иригарай, С. Кофман). Он сформулировал концепцию континуума бытия, в котором вопросы бытия превратились в чисто постструктуралистскую проблему, близкую «генеалогической культурной критике» левых деконструктивистов и охватывающую вопросы сознания, языка, природы истории, эпистемологии, права, пола, политики, экономики, экологии, литературы, критики и культуры. Работы некоторых архитекторов ассоциируются с определенным направлением в архитектуре, всемирно известный Френк Гери всячески отрицает причастность своих проектов к деконструктивизму. И всё что осталось - это эстетика деконструкции. Взятые все вместе, они образуют общий или «социальный текст».
4) Последним крупным направлением в рамках деконструктивизма является «феминистская критика». Оставаясь в пределах постулата об интертекстуальности литературы, они рассматривают литературный текст в более широком контексте «общекультурного дискурса», включая в него религиозные, политические и экономические дискурсы. Уходить в самоанализ и все меньше ориентироваться на рационалистические функции мозга. утверждают, поддерживают, обновляют и «переписывают» архитектуру. Смутные догадки об аде.
Подобные здания будто кричат: «Эй, люди, мы не ваши слуги. Именно теоретиками Йельской школы было обосновано ключевое понятие этого течения — деконструкция (или, что вернее, предложен ее наиболее популярный среди литературных критиков вариант) и разработан тот понятийный аппарат, который лег в основу практически всех остальных версий литературоведческого деконструктивизма. Мысль о самостоятельности текста по отношению к автору, его биографии и намерениям развивает Р. Барт в эссе 1967 года «Смерть автора»13. речевые, практики рассматривать как некий «социальный текст». Лин также внесла работу для Центра Wexner Айзенмана.
В результате всякий способ мышления как логического рассуждения (дискурса) приобретает однозначный, «одномерный», по выражению Г. Маркузе, характер, поскольку не может не служить интересам господствующей идеологии или, как ее называет Лентриккия, «силы». Причем тон подобной интерпретации «общего проекта деконструкции», традиционного для западной логоцентричной цивилизации, задал сам Деррида: «Это одна и та же система: утверждение патернального логоса (. ) и фаллоса как «привилегированного означающего» (Лакан)» (Derrida:1972a, c. 311).
Подвергается переоценке само понятие дома как укрытия, несущего метафору космоса. В целом, при всём разнообразии индивидуальных творческих манер и кредо, мастера деконструктивизма базируются на композиционных мотивах конструктивизма, но прибегают к их некоторой деформации (искажению абстракции), что придаёт их композициям динамизм и остроту. Тяга конструктивизма к пуризму, чего не было в деконструктивизме, выражалась в следующем: форма часто деформируется во время деконструкции конструкции.
По отношению к марксизму разделяют немарксистский (например, Д. X. Д. критичен (синонимом его является понятие «деконструктивистская критика») и ориентирован на задачу снятия иерархических оппозиций, прежде всего в языке. Бернара Муми. Критичность дерридеанского принципа иногда становится апофатической: проблематичным становится даже «непонимание».
По мере того как текст выражает свой собственный модус написания, он, по де Ману, заявляет о необходимости делать это косвенно, фигуральным способом, то есть текст якобы «знает», что его аргументация будет понята неправильно, если она будет воспринята буквально. Так, например, Рем Колхас (Rem Koolhaas) и3аха Хадид (Zaha Hadid) в своей работе ориентированы на поздний авангард и особенно на «антигравитационную» архитектуруИ. Эйзенман прямо заявляет о своем желании сделать постройку «некомфортабельной». Один из лидеров деконструктивизма Заха Хадид, в середине 80-х работавшая в «ОМА», уверенно заявляла о неистраченной энергии формальных и концептуальных замыслов лидеров русского авангарда. Зуева на Лесной ул. Шесть лет назад завершилось строительство уникального здания, внешний вид которого находится в гармонии с урбанистическим пейзажем Гуанчжоу (Китай).
Суть в том, что зодчий, который служит самой по себе архитектуре, не отягощает себя какими либо программными соображениями, в конце концов находит (после первоначального непонимания) признание, становится понятным, популярным, модным. Основной упрек, который предъявляет Лентриккия в адрес американских деконструктивистов неоконсервативной ориентации, т. е. йельцев, заключается в том, что они недостаточно последовательно придерживаются принципов постструктурализма, недостаточно внимательны к урокам Дерриды и Фуко. Оставаясь в пределах постулата об интертекстуальности литературы, они рассматривают литературный текст в более широком контексте «общекультурного дискурса», включая в него религиозные, политические и экономические дискурсы. Примером может служить Векснеровский Центр.
Но диковинные образы — еще не главная трудность его текстов. Это управляемый хаос. Вот таким образом йельцы предлагают «критику-читателю» отдаться «свободной игре активной интерпретации», ограниченной лишь рамками конвенций общей интертекстуальности, то есть фактически только письменной традицией западной культуры, что, по их представлению, должно открыть перед критиком «бездну» возможных значений. Светлозелёный объём углового дома с характерными для конструктивизма плоской крышей и крупными прямоугольными светопроёмами содержит такие характерные для деконструктивизма элементы композиции, как подрезку угла здания с консолированием двух верхних этажей, введение цвета с наложением на плоскость фасада трёх прямоугольных сеток облицовки – белой, серой и розовой с разными размерами прямоугольных ячеек, что приводит к сбивке масштаба и зрительной деконструкции здания. Наиболее значимыми для архитекторов – деконструктивистов стали идеи Жака Деррида, который одно время даже принимал участие в архитектурных проектах Питера Эйзенмана и Бернара Чуми. Чтение постмодернистского Вентури состояло в том, что украшение и исторический намек добавили богатство к архитектуре, которую модернизм имел неизбежный.
Одновременно может решаться задача ослабления, смягчения внутренних связей. Эстетика деконструктивизма опирается на формулу «порушенного совершенства», философия деконструктивизма хорошо усвоила концепции Жака Деррида, Мишеля Фуко, Ролана Барта. А создать, значит сказать «да», а не «нет». Деконструкция понимается как разбор тропа с целью лучше понять его смысл.
Масштаб сбит, а объемы разных размеров смешаны в один большой «винегрет». Одна из первых, но и, может быть, наиболее известных построек Кулхааса, Национальный театр танца в Гааге (1984-1987), – довольно сдержанная архитектура, если сравнивать это произведение с его живописью. Он называет, свой метод метаморфологией. de «обратно» и constructio «строю» «переосмысление»), означающего понимание посредством разрушения стереотипа или включение в новый контекст.
В книге «Эстетика города» Зоя Николаевна Яргина, рассматривая проблему достижения пространственной композиционной целостности в градостроительстве, касается тем, которых не избежали и современные теоретики-деконструктивисты. Мои здания стали закапываться в землю и в область подсознательного». Типология деконструктивизма достаточно условна. На парадигматическом изломе 90-х при освоений архитектурой тезиса о самоорганизации «органического хаоса» фундаментальная идея авангарда начала века и модернизма в целом – антиисторичность архитектурной формы, – по-видимому, не исчезает. В дополнение к Оппозициям, тексту определения и для деконструктивизма и для постмодернизма была Сложность Роберта Вентури и Противоречие в архитектуре (1966).
По тематическому основанию преимущественно в рамках американского деконструктивизма выделяют литературоведческий (Йельская школа с П. де Мэном, М. Блумом, Д. Хартманом и др. ), социологический иногда его называют «левым» (Т. Интертекстуальность литературного дискурса, заявляет Лентриккия, «является признаком не только необходимой историчности литературы, но, что более важно, свидетельством его фундаментального смешения со всеми дискурсами» эпохи. Понятия «след» и «стирание» были использованы Либескиндом во многих эссе, а также в его проекте для Еврейского музея в Берлине. Heath:1978, MacCabe: 1985, Easlhope:1988), а также 4) «феминистская критика» (Г.
Красные и голубые элементы оживляют интерьер, в котором преобладают оттенки белого. Оба были обеспокоены радикальной простотой геометрических форм как основное артистическое содержание, выраженное в графике, скульптуре и архитектуре.
Литературный текст рассматривался как программа, а координатные сетки точек использовались в качестве связи между архитектурой и литературой, таким образом получалось наложение двух разных по происхождению «текстов». Композиционно дом расчленён на ряд грубо материальных коричных блоков «нематериальными» 5-этажными витражными вставками. Феминисты отстаивают тезис об «интуитивной», «женской» природе письма (то есть литературы), не подчиняющегося законам мужской логики, критикуют стереотипы «мужского менталитета», господствовавшего и продолжающего господствовать в литературе, утверждают особую, привилегированную роль женщины в оформлении структуры сознания человека.
Вслед за Дерридой и де Маном Дж. Основным принципом архитекторов стала функциональность. арх.
Деконструктивизм занял конфронтационную позицию к архитектурной истории, желая «демонтировать» архитектуру.
Но именно враждебность делает нас более стойкими. Деррида пишет, что «follies вносят в общую композицию ощущение сдвига или смещения, вовлекая в этот процесс всё, что до этого момента казалось, давало смысл архитектуре. Наделяя критический язык теми же свойствами, что и язык литературы, то есть риторичностью и метафоричностью, они утверждают постулат об общности задач литературы и критики, видя их в разоблачении претензий языка на истинность и достоверность, в выявлении «иллюзорного» характера любого высказывания. Специфические «формы знания» различных научных дисциплин образуют единый свод прескрипций, воспринимаемый индивидом на бессознательном уровне.
Основным композиционным ударом служит глубокая и высокая (в 4 этажа) угловая подрезка с опиранием верхних этажей на одиночный столб гипертрофированного сечения. Нередко (но не обязательно) деконструкция исходного произведения носит мрачный и даже циничный характер. Трехмерное моделирование и мультипликация (виртуальный и физический) помогают в концепции очень сложных мест, в то время как способность связать компьютерные модели с производственными зажимными приспособлениями (КУЛАК – Автоматизированное производство) позволяет массовому производству тонко различных модульных элементов быть достигнутым по доступным затратам. Кеннет Фремптон считает его элитарным и отстраненным. Именно критика традиционного понятия «власти», которое, как считает Фуко, господствовало в истории Запада, власти как формы запрета и исключения, основанной на модели суверенного закона, власти как предела, положенного свободе и дает, по мнению Лентриккии, ту «социополитическую перспективу», которая поможет объединить усилия различных критиков, отказывающихся в своих работах от понятия единой «репрессивной власти» и переходящих к новому, постструктуралистскому представлению о ее рассеянном, дисперсном характере, лишенном и единого центра и единой направленности воздействия (Lentricchia:l980, с. 350).
По мнению автора, силуэты символизируют слияние двух энергий. В Музее Гуггенхайма в Бильбао, Испания (1998), Гери использовал идеи Вайсмана, чтобы создать единый комплекс построек, покрытых сияющим титаном. В компоновке фасада – характерная для деконструктивизма «сбивка масштаба» – ряды обычных светопроёмов перебиваются крупными двухэтажными светопроёмами, объединяющими по четыре окна увеличенных размеров. В этом отношении интересна его оценка победившего на международном конкурсе проекта генерального планапарка Ла Виллет в Париже (La Villette Park, Paris) архитекторБернар Тшуми (Bernard Tschumi).
Представляет собой попытки воплотить в жизнь оригинальные идеи знаменитого французского философа Жака Дерриды (1930 – 2004). Возможно, деконструктивистская архитектура самая сложная и отдаленная от массового потребителя, это архитектура мегаполисов и «нового поколения», материальное воплощение экзистенциализма. Взятые все вместе, они образуют общий или «социальный текст». Леонидова. Больше нет центра или системы координат. Основной предмет критики Миллера — концепция референциальности языка, то есть его возможности адекватным образом отображать и воспроизводить («репрезентировать») действительность особенно резко американский исследователь выступает против принципа «миметической референциальности» в литературе иными словами, против принципа реализма. Такое отсутствие четкой позиции – и есть позиция Эйзенмана.
В результате деконструктивисты, по убеждению Лентриккии, лишают свои интерпретации «социального ландшафта» и тем самым помещают их в «исторический вакуум», демонстрируя «импульс солипсизма», подспудно определяющий все их теоретические построения. Это застывший в металле и стекле взрыв, провозглашающий апокалипсис.
Деррида и ввел термин. Деконструктивистская теория отличается от постмодернизма (если говорить достаточно глобально) тем, что деконструктивизм размывает и разрушает общую картину мира, наиболее ярким воплощением которой является архитектура. Именно под влиянием теории «Разрушения», форма семиотического анализа. При создании проекта здания можно и нужно сочетать различные технологии строительства.
Не является исключением и деконструктивизм в архитектуре. В действительности это приводит к «модернизму местного значения». Это приводит доводы против чистоты, ясности и простоты модернизма. Итак, ценность сочетания случайных элементов, непричинной связи между ними, отсутствия четких, фиксированных границ проявляется двояко в осознании и преодолении несвязности одномоментного восприятия и многозначности сочетаний воспринимаемых элементов во времени.
Острые углы воздействуют на чувства, создавая ощущение динамики, деформации. Новые формы, пространство, типы зданий в итоге были построены. В качестве «преград» выступают то стеклянные перегородки, то наклонные алюминиевые опоры, по мнению Дженкса напоминающие толстые «коктейльные трубочки», то громадные танцующие фигуры на пилонах сцены и наконец наиболее впечатляющая форма – усеченный конус, одна из знаковых форм архитектуры Леонидова. На основании подобного подхода к литературному тексту йельцы осуждают практику «наивного читателя», стремящегося обнаружить в художественном произведении якобы никогда не присутствующий в нем единый и объективный смысл.
В качестве примера немецкого деконструктивизма в архитектуре может служить и решение многоэтажного жилого дома, расположенного в центре Берлина на углу Кох- и Фридрихштрассе, недалеко от разрушенной «Берлинской стены». Гери получил заказ на создание комплекта кресел и столов для компании «Кнолль». Для левых деконструктивистов в первую очередь характерны неприятие аполитического аисторического модуса Йельской школы, ее исключительной замкнутости на литературе без всякого выхода на какой-либо культурологический контекст, ее преимущественной ориентации на несовременную литературу (в основном на эпоху романтизма и раннего модернизма), а также попытки соединить разного рода неомарксистские концепции и постструктурализм, приводящие к созданию его социологизированных или просто вульгарно-социологических версий.
Мы, архитекторы, должны поставить задачу заново исследовать феномен модернизма. Той же визуальной деконструкции служит «нематериальная» витражная фактура стен первого этажа по углам дома.
В действительности это приводит к модернистскому «жаргону». Выставка проходила в здании музея в Монреале (1994). с. 11). Чарльз Дженкс, например, часто причисляет крупнейшего американского архитектора и теоретика деконструктивизма Питера Айзенмана к постмодернизму (от чего сам Айзенман отказывается, настаивая на том, что деконструктивизм -- отличен во многом от постмодернизма). Любая архитектурная деконструкция требует наличия определенной архетипической конструкции и желания сыграть против. Традиционная метафизика выворачивается наизнанку.
в Москве (1927-1929 гг. ). Деконструктивизм также делит с минимализмом разъединение от культурных ссылок. Этот 8-этажный дом построен по проекту арх. Так, например, в 6- этажном здании «Города музыки" /1984-1990 гг.
Для них деконструктивистский анализ художественной литературы является лишь частью более широкого аспекта так называемых «культурных исследований», под которыми они понимают изучение «дискурсивных практик» как риторических конструктов, обеспечивающих власть «господствующих идеологий» через соответствующую идеологическую «корректировку» и редактуру «общекультурного знания» той или иной конкретной исторической эпохи. Влиятельную группу среди американских левых деконструктивистов составляют сторонники «неомарксистского» подхода: М. Рьян, Ф. Джеймсон, Ф. Лентриккия. Они вызывают основные структурные единицы, такие как бары стальных или распиленных пиломатериалов, свободно приложенных, сложенных или рассеянных. Индивидуальный метод Кулхааса и группы «ОМА» включает леонидовский синтез супрематизма и конструктивизма как опорный и заглавный принцип формообразования. Итак, существуют три автономные составленные системы парка и их бесконечные комбинаторные возможности. Деконструкция, по мысли Ж. Деррида, должна сделать очевидной внутреннюю противоречивость сознания и привести к новому письму, воплощающему «различение». Однако эта ассоциация осталась чисто литературной, образно не детерминированной.
утверждают, поддерживают, обновляют и "переписывают" архитектуру. Рассыпана, взорвана, декомпозирована только архитектоническая система модернизма, построенная на динамическом (энергетическом) взаимодействии элементов чистой геометрии. Доказательство». Это застывший в металле и стекле взрыв, провозглашающий апокалипсис. Например, в проекте «Гордиола Хаус» он заявил заказчику, что согласно его теории, окна дома не должны выходить на океан (о чём так мечтал заказчик) в «Векснер-центре», предназначенном для экспозиции работ художников, очень трудно повесить на стену картину (хотя бы потому, что стен как таковых нет).
Например, в белом, древесном интерьере мебель может быть серой, чёрной или даже хаки. Илтон, Д. Брэнкман и др. ), герменевтический (выделяют прежде всего У. Спейнос), феминистский деконструктивизм. Говоря об истоках деконструктивизма в архитектуре необходимо подчеркнуть важность для его концепций русского конструктивизма 20-х годов, однако, у него есть ряд отличий, характеризующий его как явление эпохи постмодернизма. Из наиболее теоретически подготовленных архитекторов на выставке присутствовали П. Эйзенман и Б. Чуми. Объект был создан путем вычитания элементов и проведения над ним ряда механических действий, которые разрушили центр дома (де-центрирование), уничтожили человеческий масштаб и общепринятые функциональные решения.
Начиная с публикации современной Архитектуры Кеннета Фрэмптона: Критическая История (первое издание 1980) была острым сознанием роли критики в рамках архитектурной теории. Для деконструктивистов не существует какой-либо системы координат, они нарушают связи вертикальных и горизонтальных плоскостей, перекашивают искажают, вносят хаос. Являясь последней ступенью модернизма, этот стиль словно кричит о том, что людям пора пересмотреть шаблоны, отбросить прагматизм и заново осмыслить накопленный опыт. Сложение внутренне когерентных систем не становится когерентной системой. Деконструктивизм же доводит до крайности, до абсурда тенденцию разрушения, антигуманности, хаотичности, особых состояний типа «ризома», намеренно создает весьма характерные «лабиринтные» модели реальности, особые симулятивные формы, неподлинные объекты, логические головоломки, принципиально неразрешимые. Деконструктивизм изначально стал популяризироваться в архитектуре.
Этот длинный красный "железный ящик" поднят над землей трехвегвыми стальными опорами. Деконструктивизм это литературно-критическая «практика» теорий постструктурализма (практика в том смысле, что деконструктивизм является литературоведческой разработкой общей теории постструктурализма, по сути же выступает как теория литературы). В проекте Бернара Тшуми парк насыщен россыпью легких преимущественно одно-, двухэтажных павильонов – «фоли» (follies) – ярко окрашенных металлических сооружений, композиции которых основаны на комбинациях образов и приемов русского авангарда. П. де Ман (1932-83), самый авторитетный представитель американского деконструктивизма, как и Деррида исходит из тезиса о риторическом характере литературного языка, что якобы неизбежно предопределяет аллегорическую форму любого «беллетризированного высказывания».
Для них деконструктивистский анализ художественной литературы является лишь частью более широкого аспекта так называемых «культурных исследований», под которыми они понимают изучение дискурсивных практик как риторических конструктов, обеспечивающих власть «господствующих идеологий» через соответствующую идеологическую «корректировку» и редактуру «общекультурного знания» той или иной конкретной исторической эпохи. Спивак, Б. Джонсон, Ш. Фельман).
Чтение deconstructivist Сложности и Противоречия очень отличается. «Словесный дизайн» включает в себя хореографию, музыку, пение, ритмические эксперименты. Дело в том, что Либескинд использует метод чтения между линиями: он одновременно говорит на множестве языков (и древних и современных и несуществующих в природе), переворачивая слова и буквы во всех направлениях, пуская их зигзагообразно, наискось, сталкивая друг с другом, вклинивая между буквами цифры, превращая сам текст в некий шифр.
Остальное же — форма и размер — адаптируются для декона. Это течение, построенное на философии конца XX века. Термин «деконструктивизм» введёный в оборот Жаком Дерида использовался в литературоведении для обозначения такого способа прочтения произведения, когда сознательно создается конфликт между смыслом текста и принятой его интерпретацией. Избыток рациональности не рационален.
Она была организована Филипом Джонсоном и Марком Вигли 1989 год – открытие Векснеровского центра искусств в Колумбии по проекту Петера Айзенмана. Наша роль грандиознее. M. Унгер, Р. В. Гордон, М. Дж. ДЕКОНСТРУКТИВИЗМ — современное направление в архитектуре, дизайне и в изобразительном искусстве, создающее образ разрушающейся, деформирующейся формы, её расслоения со смещением отдельных плоскостей и объёмов относительно друг друга. Диалектика присутствия/отсутствия или заполненности/пустоты видна в большинстве проектов Айзенмана, как реализованных, так и нереализованных. Критическое районирование показывает отсутствие самокритики и утопизм места. Поль де Ман — самый авторитетный представитель американского деконструктивизма, как и Деррида исходил из тезиса о риторическом характере литературного языка, что якобы неизбежно предопределяет аллегорическую форму любого «беллетризированного высказывания».
Это положение легко подтвердить, сопоставив решение выше описанного дома Эйзенмана с композицией близко расположенного (на углу Кохштрассе и Вильгельмштрассе) 7 – этажного дома, возведённого по проекту одного из ведущих мастеров постмодернизма -Альдо Росси (Aldo Rossi, 1931-1997). Он использует много построений, показывающих «красоту несуществующего»: отсутствие стенок и окон, плоскостей проемов, неокрашенных поверхностей и т. д. Публикация Кеннета Фремптона «Современная архитектура: история» (первое издание -1980) стала осознанием роли критики в архитектурной теории.
К. Портзампарк/ криволинейное железобетонное покрытие "оторвано" от основного массива здания и "парит" над стеклянным витражом, заполняющим разрыв между массивными наружными стенами и покрытием. Пластические концепции были заимствованы из русского конструктивизма. Наверное, это так и есть.
С его точки зрения, язык изначально фигуративен и «понятие буквального или референциального применения языка является иллюзией, возникшей в результате забвения метафорических «корней» языка». Периодом расцвета в западной архитектуре стали 80-е годы двадцатого столетия. По его словам: «в течение четырехсот лет существовало стремление архитектуры преодолеть природу, теперь же актуальна попытка отображения в символической форме преодоления знания».
Феминисты отстаивают тезис об «интуитивной», «женской» природе «письма» (то есть литературы), не подчиняющейся законам «мужской логики», критикуют стереотипы «мужского менталитета», господствовавшего и продолжающего господствовать в литературе, утверждают особую, привилегированную роль женщины в оформлении структуры сознания человека. П. Эйзенмана. 3) Для левых деконструктивистов в первую очередь характерны неприятие аполитического и аисторического модуса Йельской школы с ее исключительной замкнутостью на литературе без всякого выхода на какой-либо культурологический контекст и преимущественной ориентацией на несовременную литературу (в основном на эпоху романтизма и раннего модернизма), а также, что весьма примечательно, попытки соединить разного рода неомарксистские концепции и постструктурализм, приводящие к созданию его социологизированных или просто вульгарно-социологических версий. ОГери). Другие критики отрицают, что архитектура – это язык, способный быть темой лингвистической философии, а если это и был язык в прошлом, то сегодня это уже не так.
Приём фоли повторён немецкими архитекторамиШнайдеромиШумахеромв здании «Инфобокс» (Infobox. Также уменьшенный или отсутствующий защита социалистических и коллективистских причин. безумно дорогие объекты несмотря на критику, они, тем не менее, расширяют теорию дизайна. Бесспорно нет. Центр Штата (Массачусетский институт технологии), открытый в 16 марта 2004 года. Компьютерный дизайн – необходимый сегодня инструмент для современной архитектуры.
Рем Коолхас включает в композицию своего театра танца в Гааге (1984- 1987 гг. ) объём опрокинутого золотого конуса, в котором размещает ресторан, а 3аха Хадид – подвешенный объём с клубными помещениями в конкурсном проектеПик-клаба для Гонконга (Peak Club Hongkong, 1983 г. ) Других авторов, наоборот, привлекают динамичные архитектурные и живописные композиции раннего авангарда (Н. Горизонтали и вертикали заметно смещены, формы непрямолинейны. «Левый Д», прежде всего неомарксистский или «реалистический» Д., делает акцент на критике соответствующих институциональных практик того или иного исторического периода, предлагая все многообразие деятельности людей, понимаемой в структуралистской традиции как дискурсивные, т. е. Бренкман, М. Рьян, Ф. Лентриккия и др. ) (Brenkman:l976, Brenkman:1979.
Хадид – подвешенный объём с клубными помещениями в конкурсном проекте Пик-клаба для Гонконга (1983 г. ) Других авторов, наоборот, привлекают динамичные архитектурные и живописные композиции раннего авангарда (Н. Отрекаясь от старых принципов, необходимо создать новые формы, новое пространство, новые типы зданий, в которых эти мотивы «написаны» заново, утратив свою изначальную гегемонию. Чем изощреннее, тем лучше. Тем не менее у деконструктивистов все же есть точка опоры – конструктивизм и постмодернизм.
Появление Д. исторически связывают с первыми демонстрациями деконструктивистского текстологического анализа в работах Р. Барта и Ю. Кристевой«Семиотика: исследования в области семанализа» (1969). Трехмерное моделирование и анимация (виртуальная и физическая) очень помогают в понимании сложных пространств, в то время как способность соединить компьютерные модели с реальными моделями (производство с использованием компьютерных моделей) позволяет создавать массовое производство совершенно разных различных модульных элементов за реальную стоимость.
Его архитектуре сложно дать определение: формально – это «деконструктивизм»: асимметрия, сложные переплетения осей, парадоксальные сочетания пространств (тут, очевидно, сказался музыкальный опыт: Либескинд виртуозно пользуется ритмом, чередует визуальную насыщенность и оглушительную пустоту пространств). Работа, состоящая из простого смещения или «вывиха» не получится – необходима соединительная идея. Подобное понимание «власти», по мнению Лентриккии, дает представление о литературном тексте как о проявлении «поливалентности дискурсов» (выражение Фуко) и интертекстуальности, воплощающей в себе противоборство сил самого различного (социального, философского, эстетического) характера и опровергает тезис о «суверенном одиночестве его автора». Первоначально графическими мотивами конструктивизма были прямоугольный стержень и треугольный клин, квадрат и круг. И Деконструктивизм и Конструктивизм касались тектоники создания абстрактной совокупности. Их усилия были опрокинуты их проекты не были реализованы. Элементы парка – наклонные стенки волнистых протяженных пешеходных направлений, «летящие» консоли, пространственные структуры – Folie (на пересечениях сетки) – элементы случайного и формального изобретения из стали окрашенной в кроваво-красный цвет, столкновение различных зеленых насаждений и изгибающиеся аллеи деревьев.
– выставка музея Современного искусства в Нью Йорке, посвященная деконструктивистской архитектуре. Сложные формы и насыщенные цвета делают инсталляцию самым важным элементом экспозиции. DECONSTRUCTION, DECONSTRUCTIVE CRITICISM.
Follies. Теоретики критических юридических исследований (P. Деконструктивизм – это эстетствующее направление, своего рода барокко. Основные особенности. Важные события в истории развития деконструктивизма: архитектурный конкурс Парк де ла Вилет (особое внимание уделено проекту Жака Деррида и проекту-победителю архитекторов Петера Айзенмана и Бернара Шуми) 1988г. На фасадах кирпичных блоков применена перебивка масштабов проёмов, активно использованы цветовые контрасты (красный кирпич, жёлтые пояса, окрашенные в интенсивный зелёный цвет стальные надоконные перемычки). Принципы деконструктивистской критики были впервые сформулированы в трудах французских постструктуралистов Ж. Деррида, М. Фуко и Ю. Кристевой во Франции же появились и первые опыты деконструктивистского анализа в книге Ю. Кристевой «Семиотика: Исследования в области семанализа» (1969) и Р. Барта «S/Z» (1970), однако именно в США деконструктивизм приобрел значение одного из наиболее влиятельных направлений современной литературной критики. Фоли.
В статье «Вечные архитектурные дебаты» американский критик Чарльз Дженкс пишет о парадоксе Эйзенмана. Но приглядевшись, понимаешь: эти здания и проекты нельзя втиснуть в рамки одного стиля, даже очень широкие.
Интерьер, как и экстерьер, отличается экстравагантностью. inversio – перестановка). Основной предмет критики Миллера — концепция референциальности языка, то есть его возможности адекватным образом отображать и воспроизводить («репрезентировать») действительность особенно резко американский исследователь выступает против принципа «миметической референциальности» в литературе иными словами, против принципа реализма. Хай-тек в процессе смены полюсов — это и есть крик европейца. В проектировании здания речь идет о взаимопроникновении внешнего и внутреннего пространства, введении промежуточного пространства (внешние коридоры, «вынутые» углы и др. ).
При этом Деррида выступил в качестве дизайнера, а Эйзенман – как литератор. Можно говорить о том, что деконструктивизм -- часть постмодернизма, но с несколько иным отношением к наследию модернизма, более тесной связью с архитектурными теориями начала XX века, а также с более радикальным (часто даже агрессивным) отношением к потребителю, более глубоким исследованием проблем современной архитектуры, поиском новых форм (но не игрой с историческими формами, чем занимается большинство архитекторов, считающих себя постмодернистами).
В нем новое представление о неустойчивом мире, примесь иронии и игры интеллектуала 80-х. В качестве различных проявлений «господствующей идеологии», мистифицированных философскими спекуляциями, выступают позитивистский рационализм, определяемый после работ М. Вебера исключительно как буржуазный «универсальная эпистема» («западная логоцентрическая метафизика»), которая диктует, как пишет Деррида, «все западные методы анализа, объяснения, прочтения или интерпретации» (Derrida: 1976. Концепция логоцентризма Дерриды здесь была пересмотрена как отражение сугубо мужского, патриархального начала и получила определение «фаллологоцентризма» или «фаллоцентризма». Влиятельную группу среди американских левых деконструктивистов составляют сторонники «неомарксистского» подхода: Рьян, Ф. Джеймсон, Лентриккия.
В результате возник образец многоголосой, многоязыкой «архитектуры-полиглота». Художники Наум Габо, Эль Лисицкий, Казимир Малевич и Александр Родченко, влияли на графический смысл геометрических форм deconstructivist архитекторов, таких как Заха Хадид и Кооператив Himmelb (l) au. На основании подобного подхода к литературному тексту йельцы осуждают практику «наивного читателя», стремящегося обнаружить в художественном произведении якобы никогда не присутствующий в нем единый и объективный смысл. Сложные элементы больших зданий образуют замысловатые сочетания. Конструкции несимметричны, сооружения создают эффект беспорядка. Наша задача состоит не в том, чтобы их воскресить, а в том, чтобы продвинуться дальше. То, что мы видим здесь – это стиль организации города, поднятый до высокого искусства и он не должен вызывать никакого удивления или неожиданности, так как это напоминание о Седрике Присе и его «не-планах» – одном из наиболее используемых образцов модернизма. Пример этого – Центр Wexner.
Критический регионализм показывает недостаток самокритичности и утопизм места.
В соответствии с этой точкой зрения идеология политически и экономически господствующего класса (в конкретной исторической ситуации зарубежных постструктуралистов это — «позднебуржуазная» идеология монополистического капитализма) оказывает столь могущественное и всепроницающее влияние на все сферы духовной жизни, что полностью порабощает сознание индивида. Задача философа — демистифицировать идеологические мифы путем деконструкции различных типов дискурсивных практик как «риторических конструктов». Спейнос) (Spanos:1970, Spanos:1987) и 3) «левый деконструктивизм» (Дж. Работа Wassily Kandinsky также имеет общие черты deconstructivist архитектуре. Для левых деконструктивистов в первую очередь характерны неприятие аполитического и аисторического модуса Йельской школы с ее исключительной замкнутостью на литературе без всякого выхода на какой-либо культурологический контекст и преимущественной ориентацией на несовременную литературу (в основном на эпоху романтизма и раннего модернизма).
Концепция еще одного проекта Эйзенмана, который называется «Чердак Тома» (Нижний Манхэттен, Нью-Йорк, 1988), сходна с концепцией Векснер-центра. В Американском центре в Париже (1991-1994) сложные формы соседствуют с более традиционными. Джеймсон, М. Риан и др. ) Д. Ограниченность такого деления очевидна: во Франции его представителями оказываются «классики» постструктурализма – Ю. Кристева, Л. Иригарэй, Э. Сиксу и др. Векснеровский центр выдвинул на обсуждение живые архитектурные темы, например, функциональное значение и показывает их актуальность в архитектурном диалоге с аналитической и критической точке зрения.
Основные особенности. Язык форм Folie ясно напоминает программные демонстрации конструктивного принципа, созданного ленинградским архитектором Яковом Черниховым используемый для противоположного намерения – демонстрации «не-структур». «Линия всегда перпендикулярна вибрации испускаемой Богом, который впервые поцеловал треугольники, затем ставшие равносторонними», — это фраза из статьи архитектора-деконструктивиста Даниэля Либескинда «Поверхность должна умереть.
Узкие окна-линии хаотично и демонстративно пересекавшие фасады во всех направлениях тоже выдают вызывающе антиархитектурный – декоративный – подход к задаче. Каждый читатель овладевает произведением и налагает на него определенную схему «смысла». Тем самым левые деконструктивисты напрямую связывают художественные произведения не только с соответствующей им литературной традицией, но и с историей культуры. Оба и Деррида и Айзенман, также как и Даниэль Либескинд увлекались идеей метафизики присутствия и это – главная тема деконструктивистской философии в архитектурной теории. Предпосылкой служило то, что язык архитектуры способен связывать значение и получать методы обработки на основе принципов лингвистической философии.
Подобный в составе deconstructivist ряд Micromegas Дэниелом Либескиндом. Нет и не может бьггь окончательной интерпретации и задача исследователя-кри- тика-читателя — выявить в тексте те «разрывы смысла», в которых мы можем найти эту неоднозначность интерпретации текста в целом. Несколько художников в 1980-х и 1990-х внесли работу, которая влияла или приняла участие в деконструктивизме. Попытки деконструктивизма переехать от, предположительно, сжимающих 39правил39 модернизма, таких как «форма следуют за функцией», «чистота формы» и «правда к материалам». По замыслу автора первый этаж должен был перекликаться с Берлинской стеной, для чего был скоординирован с ней по высоте (3, 3 м. ) и содержал плоские глухие участки наружных стен.
В интерьере наружные стены отделены от перекрытий широким /до одного метра/ зазором. Диалектика присутствия и отсутствия или тела и пустоты происходит в большой части проектов Айзенмана, оба построенные и непостроенные. Вот таким образом йельцы предлагают «критику-читателю» отдаться «свободной игре активной интерпретации», ограниченной лишь рамками конвенций общей интертекстуальности, то есть фактически только письменной традицией западной культуры, что, по их представлению, должно открыть перед критиком «бездну» возможных значений. В добавление к концепциям Деррида «метафизика присутствия» и «деконструкция», понятия «следа» и «стирания» в его философии написания литературного текста и архитектурного написания были воплощены в зданиях деконструктивизма.
Пародия может рассматриваться как форма деконструкции16. И это только начало». Греймаса и его сторонников. Законченный визуальный внешний вид зданий, которые показывают deconstructivist «стили», характеризуется непредсказуемостью и хаосом, которым управляют. Следовательно: «правда» красных фоли – не «правда» конструктивизма. В общем, это неоконструктивистская эстетика со значительными нововведениями.
Наделяя критический язык теми же свойствами, что и язык литературы, т. е. риторичностью и метафоричностью, они утверждали постулат об общности задач литературы и критики, видя их в разоблачении претензий языка на истинность и достоверность, в выявлении «иллюзорного» характера любого высказывания. Исходя из утверждаемой Дерридой принципиальной неопределенности смысла текста, деконструктивисты увлеклись неограниченной «свободой интерпретации», «наслаждением» от произвольной деконструкции смысла анализируемых произведений (как заметил известный американский критик С. Фиш, теперь больше никто не заботится о том, чтобы быть правым, главное — быть интересным). Простейший и самый распространённый способ применения деконструкции к тропам в произведениях массовой культуры — постановка вопроса «Какие последствия возымел бы данный троп в реальности. сначало он относился только к литературоведению и означал способ прочтения произведения.
Он формировался в этой стране в течение 1970-х в процессе активной переработки идей французского постструктурализма с позиций национальных традиций американского литературоведения с его принципом пристального прочтения текста и окончательно оформился в 1979 с появлением сборника Деррида, П. де Мана, Х. Блума, Дж. Хартмана и Дж. Х. Миллера «Деконструкция и критика», получившего название «Йельского манифеста» или «Манифеста Йельской школы». Монотонные плоскости часто разбиты пролетами имеющими различную фактуру или структуру. Уже существуют пластиковые диваны, похожие на вытянутый язык, комету или метеорит.
Гери изменил его компоновку, плоскости и многое другое играючи перевертывая всё в акте «де»строительства (деконструкции). Музей задуман как след стирания Холокоста, предназначенного, чтобы сделать его предмет четким и острым. При этом литературному языку придается статус чуть ли не живого, самостоятельного существа, отсюда и буквалистское понимание существования художественного произведения как «жизни текста». Музей Витра в Вайль-ам-Райн, Германия (1990), представляет собой комплекс из белых блоков различной формы, расположенных под неожиданными углами относительно друг друга. Вот таким образом йельцы предлагают «критику-читателю» отдаться «свободной игре активной интерпретации», ограниченной лишь рамками конвенций общей интертекстуальности, т. е. фактически только письменной традицией западной культуры, что, по их представлению, должно открыть перед критиком «бездну» возможных значений.
Своим отказом ограничить местопребывание «власти» только доминантным дискурсом или противостоящим ему «подрывным дискурсом», принадлежащим исключительно поэтам и безумцам, последние работы Фуко, заключает Лентриккия, «дают нам представление о власти и дискурсе, которое способно вывести критическую теорию из тупика современных дебатов, парализующих ее развитие». Хотя постмодернистские и возникающие deconstructivist архитекторы и изданные в журнале Oppositions (между 1973 и 1984), что содержание журнала отмечает решающий разрыв между этими двумя движениями. АНГЛ.
Для них деконструктивистский анализ художественной литературы является лишь частью более широкого аспекта так называемых «культурных исследований», под которыми они понимают изучение дискурсивных практик как риторических конструктов, обеспечивающих власть «господствующих идеологий» через соответствующую идеологическую корректировку и редактуру общекультурного знания той или иной исторической эпохи. Деконструктивизм пришел к официальному уведомлению с соревнованием архитектурного дизайна Parc de la Villette 1982 года (особенно вход от Жака Дерриды и Питера Айзенмана и вход победы Бернарда Чуми), выставка Архитектуры Deconstructivist Музея современного искусства 1988 года в Нью-Йорке, организованном Филипом Джонсоном и Марком Вигли и открытием 1989 года Центра искусств Векснера в Колумбусе, разработанном Питером Айзенманом. Хартмана и Дж.
Ссылаясь на Ницше, Миллер заключает, что само «существование бесчисленных интерпретаций любого текста свидетельствует о том, что чтение никогда не бывает объективным процессом обнаружения смысла, а является вложением его в текст, который сам по себе не имеет никакого смысла» (Miller: 1972, с. 12). При этом литературному языку придается статус чуть ли не живого, самостоятельного существа, отсюда и буквалистское понимание существования художественного произведения как «жизни текста». В постулате Дерриды о «бесконечно бездонной природе письма» его американские последователи увидели решающее обоснование свободы письма и, соответственно, свободы его интерпретации. Он сформулировал концепцию «континуума бытия», в котором вопросы бытия превратились в чисто постструктуралистскую проблему, близкую «генеалогической культурной критике» левых деконструктивистов и охватывающую вопросы сознания, языка, природы истории, эпистемологии, права, пола, политики, экономики, экологии, литературы, критики и культуры. Прохожие могли наблюдать объект в течение четырех-недельного периода, при этом символ времени, представленный тринадцатью кубами (гробами. ) расположенных в своеобразной обойме, отклонялся до 45 градусов, а затем «рушился» на катафалк.