В Электронной Энциклопедии Художественной Эротики EroVVheel собрана полная коллекция эротической живописи художника-импрессиониста Эдгара Дега (Edgar Degas) в двух частях Эротические картины и Эротические рисунки. Edgar Degas 19 июля 1834, Париж — 27 сентября 1917) — французский живописец, один из виднейших и оригинальнейших представителей импрессионистского движения. Илер-жермен-эдгар де Га или Эдгар Дега (фр. Edgar Degas 19 июля 1834, Париж— 27 сентября 1917)— французский живописец, один из виднейших и оригинальнейших представителей импрессионистского движения. Edgar Degas) (19 июля 1834, Париж – 27 сентября 1917) – французский живописец, один из виднейших и оригинальнейших представителей импрессионистского движения. Эдгар-жермен-илер де Га или Эдгар Дега (фр. Edgar Degas) (19 июля 1834, Париж— 27 сентября 1917)— французский живописец, один из виднейших и оригинальнейших представителей импрессионистского движения.
Дега больше интересовался современной жизнью во всех её проявлениях, нежели вымученными сюжетами выставленных в Салоне картин. Оценивать работы Дега более поздних лет непросто. Художник акцентирует внимание на выражениях лиц танцовщиц.
В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами. Ни грация, ни мнимая поэзия не входят в его цели. Манера Дега сложилась под влиянием разных художников.
В сияющий новизной мир импрессионизма Дега вошел благодаря знакомству с Эдуардом Мане. Страсть к эксперименту была у художника в крови— недаром еще в 1879 году один из обозревателей, посетивший выставку импрессионистов, писал, что Дега «без устали ищет новую технику». Это ощущение естественности и полной свободы было завоевано упорным трудом, точным расчетом и выверенностью композиционного построения. Дега также мастерски передает движения человека в быту, взгляд его здесь порой ироничен и насмешлив: «После ванны» (около 1883, пастель, частная коллекция, Нейи-сюр-Сен) «Перед сном» (около 1883, пастель, частная коллекция) «Причесывающаяся» (около 1887-90, пастель, Музей Орсе, Париж).
Отношение Дега к собственному телу было свободным от условностей. Дега был, по определению Эдмона де Гонкура, посетившего мастерскую художника, «человеком, который лучше, чем кто-либо другой, сумел, транскрибируя современную жизнь, уловить ее душу». Впрочем, это тоже лишь предположение. Его дар наблюдения, точность и зоркость взгляда были несравненны.
На переднем плане картины сидит дядя Дега, Мишель Мюссон, брокер хлопковой биржи брат художника, Рене де Га изображен читающим газету, а другой его брат, Ахилл де Га, прислонился к перегородке на заднем плане слева. И тем не менее в них присутствует сильная, несгибаемая воля самого художника.
1858 – 1860, Париж, музей Орсе), Портрет Леона Бонна (ок. Для его ранних работ характерны резкий и точный рисунок, зоркая наблюдательность, сочетающиеся то с благородно-сдержанной манерой письма (зарисовки брата, 1856 – 1857, Лувр, Париж рисунок головы баронессы Беллели, 1859, Лувр, Париж), то с жесткой реалистической правдивостью исполнения (портрет итальянской нищенки, 1857, частное собрание). Он нарисовал всю картину в классически строгом духе Пуссена, но придал лицам героев черты «детей Монмартра», черты хорошо знакомой ему молодежи парижских предместий. Таким Дега, пожалуй, знаком не каждому. Он достигает этого неожиданной ассиметрией и необычностью точек зрения (часто сверху или сбоку, под углом), вздыбленностью пространства, как бы подсмотренного в зеркале, выразительной кадрировкой и смелыми срезами рамы.
В 1873г. Даже определённый успех исторической картины Дега «Несчастья города Орлеана» в Салоне 1865года не отбили у художника осознанного желания изображать современную жизнь в своей новой, несколько революционной по тому времени манере. С каждой восковой скульптуры было сделано примерно 20-25 отливок, таким образом, общее количество копий составляет около 1500.
Пастель состоит из красящего пигмента в порошке, смешанного с небольшим количеством клейкого вещества (обычно гуммиарабика) и спрессованного в форме мелка. Скептически относясь к пленэрным пристрастиям своих друзей по кафе Гербуа («Изучение природы не имеет никакого значения, поскольку живопись – искусство условное»), он сосредоточивал внимание на передаче движения фигур, причем больше работал по памяти, считая, что «гораздо лучше рисовать то, чего больше не видишь В начале 1870-х годов художник обратился к теме городского труда и досуга: в его рисунках и картинах появились образы прачек, гладильщиц, балетных танцовщиц и музыкантов. художник вернулся в Париж. Демократичность и даже некоторая вульгарность кафешантанов притягивали его.
«Не было искусства, менее непосредственного, чем мое», — так сам художник оценивает собственное творчество.
Это были сложные, большие работы, с помощью которых художник надеялся прославиться, выставив их в Салоне. Молодой художник, желающий выставляться в Салоне, в первой половине шестидесятых годов обращается к историческим сюжетам: «Молодые спартанки, вызывающие на состязание юношей» (1860), «Семирамида закладывает город» (1861), «Александр и Буцефал» (1861—1862), «Дочь Иеффая» (1859—1860), «Эпизод средневековой войны» («Бедствия Орлеана») (1865). Поддержанный приятелем-скульптором Бартоломе, Дега создал большое количество восковых и глиняных фигур танцовщиков и лошадей.
(Абсент, 1876, Париж, музей Орсе). музей изобразительных искусств им. 1897 – 1899, Москва, Гос. В действительности за спонтанностью его композиций скрывалась их тщательная подготовка. Он жил один. С Эдуардом Мане Дега сближает общее неприятие академического салонного искусства. Демобилизовавшись в 1871, он некоторое время путешествовал по Европе и Америке.
Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами. С 1862 года Дега начал рисовать лошадей, скачки, жокеев.
Этот прием впоследствии использовал А. де Тулуз-Лотрек в афишах для Мулен-Руж. Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан. «Не было искусства, менее непосредственного, чем мое», – так сам художник оценивает собственное творчество. Мне нравится эта суровость». При этом сам Дега отвергал термин «импрессионизм», как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества.
Основой процветания города была торговля хлопком. В 1865 году Дега дебютировал в Салоне с историческим полотном «Эпизод средневековой войны» (музей Орсэ, Париж), демонстрирующим зрелое мастерство.
Дега больше волнует жизнь города, а не пейзаж. Жизнь балета передана им так ярко, что легко можно представить, насколько свежими и оригинальными казались эти картины современникам Дега. После возвращения в Париж в 1859 году Эдгар открыл собственную мастерскую на рю Мадам. Поражает лицо отца художника, всей душой погруженного в стихию музыки. Художник может быть и восторженным почитателем и ироничным, насмешливым наблюдателем, но взгляд его всегда отличается остротой, рука – точностью («островидец» – так иногда называли Дега) каково бы ни было отношение мастера к происходящему, перелагая свои наблюдения на язык живописи, он создает удивительные по художественной ценности произведения, поражающие богатством колорита, декоративностью, тончайшими переливами пастели, великолепным рисунком.
Поздние работы Дега выделяются также интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряженно-драматический характер («Голубые танцовщицы», пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). Почти двадцать лет Дега ежегодно приобретал годовой абонемент в театр оперы и балета. Среди десяти работ Эдгара Дега, хранящихся в российских музеях, только одна («Танцовщица у фотографа» из Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) написана масляными красками. Позже он пишет портрет художника Лепика («Площадь Согласия»)— в определенной степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета. Хотя пространство, как и раньше, оставалось театральным (нереальным) или неопределенным, фигуры, теперь это были в основном купальщицы, тоже не пощадило время, не без усилий справляются они со своими ослабевшими телами.
Увлеченный историческим жанром, он исполнил в 1860 – 1862 годах две стилистически разноплановые картины: большую и не лишенную романтического флера «Семирамиду на строительстве Вавилона» (музей Орсэ, Париж) и «Юных спартанцев» (Национальная Галерея, Лондон) с персонажам Монмартра, пришедшими – в соответствии с общей логикой реалистического снижения – на смену классическим типам. Не многие другие художники так упорно изучали человеческое тело, как Дега. Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан. Потрясающий эффект, которого он добивался с помощью этой техники, отлично иллюстрирует не датированный «Набросок с двумя всадниками». Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы (Мисс Лала в цирке Фернандо, 1879, Национальная галерея, Лондон). Продолжая свято верить в то, что рисунок в живописи является основой основ, Дега при этом начинает меньше заботиться о красоте и четкости контура, выражая себя с помощью разнообразия форм и богатства цвета. Поездки по Италии и влияние итальянских живописцев XV века подвигли Дега на создание группового портрета семьи Беллелли.
Во французском искусстве конца XIX века работы Дега в этом отношении являются диаметральной противоположностью творчеству Сезанна. Здесь он сделал множество предварительных набросков, но окончательный вариант написал уже после возвращения в Париж в 1859 году. Эти элементы были частью идеологии реализма-натурализма. Теряя зрение, художник поверял пальцам ту нежность, что раньше доставалась кисти. Пожалуй, тут Ренуар не совсем прав.
Лаура беременна третьим ребёнком, хотя чёрное платье скрывает её положение. В начале своей творческой карьеры Эдгар закончил Школу изящных искусств и копировал картины великих художников в Лувре.
Произведения Дега с их строго выверенной и одновременно динамичной, часто асимметричной композицией, точным гибким рисунком, неожиданными ракурсами, активным взаимодействием фигуры и пространства сочетают кажущиеся непредвзятость и случайность мотива и архитектоники картины с тщательной продуманностью и расчетом. Например, в «Упражнениях юных спартанцев» он пренебрег исторической точностью, чтобы по-иному и явно по-современному представить тему из древней истории. Темы скульптур Дега повторяли темы его картин— танцовщицы, купальщицы или скачущие жокеи.
Дега писал своему другу: «Один хлопок. Отчасти из-за болезни глаз Дега обращается (с 1880-х) к скульптуре и в последние годы может заниматься только пластикой.
Жизнь балета передана им так ярко, что легко можно представить, насколько свежими и оригинальными казались эти картины современникам Дега. Он нарисовал всю картину в классически строгом духе Пуссена, но придал лицам героев черты «детей Монмартра», черты хорошо знакомой ему молодёжи парижских предместий.
Источником вдохновения стал Париж (возможно, сказалось влияние Мане). О том, что Дега увлекался техническими изобретениями, свидетельствуют его гравюры, он также по-новому использовал и традиционные, к примеру, пастель и темперу, основанную на клее, а не на масле.
Через год он снова отправился туда, чтобы представить две картины на выставке Общества французских художников, а затем отплыл с братом в Новый Орлеан (США), на родину матери. Его дар наблюдения, точность и зоркость взгляда были несравненны.
Бег линий рождает форму из вихря красочных штрихов рождается цвет. Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы («Мисс Лала в цирке Фернандо», 1879, Национальная галерея, Лондон). Для учениц это томительное ожидание, для пожилого балетмейстера – палитра новых идей.
А силой зрительной памяти с ним мог сравниться разве только Домье. Он создает целые серии «причесывающихся», «одевающихся», «выходящих из ванной», «занимающихся туалетом», «вытирающихся» и т. д. Художники и прежде писали картины на подобные сюжеты, но их персонажи всегда как бы чувствовали присутствие некоего зрителя: их позы были исполнены изящества, движения – грации. Никто в дальнейшем не оказывал на Дега такого влияния, как Жан Огюст Энгр. Эдгар изучал творения великих мастеров живописи в Лувре, за время своей жизни несколько раз посещал Италию (где проживали его родственники по линии отца), где имел возможность знакомиться с шедеврами мастеров Итальянского Возрождения. Дега осознавал давление коммерческого пресса и, судя по всему, проводил различие между ориентированными на рынок «товарами», как он называл и остальными своими произведениями. Но среди всех балетных изображений автора, по праву лучшей считается картина «Голубые танцовщицы», где помимо необычного ракурса, суетливой динамики, настроения перед выступлением, автору удалось непостижимым образом передать искусственное освещение, так живописно играющее на платьях и плечах танцовщиц.
Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами. Образы Дега исполнены динамизма, они воплощают ускорившиеся ритмы современной художнику эпохи. Уловленные мгновения— так, пожалуй, можно было бы выразиться о многих работах Эдгара Дега. 1872, Бостон, Музей изящных искусств).
Молодой художник, желающий выставляться в Салоне, в первой половине шестидесятых годов обращается к историческим сюжетам: «Молодые спартанки, вызывающие на состязание юношей» (1860), «Семирамида закладывает город» (1861), «Александр и Буцефал» (1861 – 1862), «Дочь Иеффая» (1859 – 1860), «Эпизод средневековой войны» («Бедствия Орлеана») (1865). Художник много путешествовал, он побывал в различных местах Франции, в Бельгии (1869), в Америке (1872) у родственников матери в Нью-Орлеане написан Портрет в хлопковой конторе (1873, По, Музей) в Швейцарии (1882). Дега осознавал давление коммерческого пресса и, судя по всему, проводил различие между ориентированными на рынок «товарами», как он называл и остальными своими произведениями.
Начал художник с автопортретов, затем были портреты родных и друзей. Пастель в самом деле находится на грани между рисунком и живописью, а сам Дега говорил, что она позволяет ему стать «колористом с линией». Экипаж на скачках (ок. 1890, Чикаго, Институт искусств), Таз (1886, Париж, музей Орсе).
Своим друзьям-импрессионистам он говорил: «Вам нужна жизнь естественная, мне— искусственная». Сюжет, выбранный им для своего полотна, — деловая контора— до этого тщательно обходили стороной все художники.
В 1873году художник вернулся в Париж.
Для его ранних работ характерны резкий и точный рисунок, зоркая наблюдательность, сочетающиеся то с благородно-сдержанной манерой письма (зарисовки брата, 1856—1857, Лувр, Париж рисунок головы баронессы Беллели, 1859, Лувр, Париж), то с жесткой реалистической правдивостью исполнения (портрет итальянской нищенки, 1857, частное собрание). На рубеже 60-х годов XIX века Эдгар Дега открывает собственную мастерскую в Париже. К концу 80-х годов Дега, по существу, реализовал свое желание «стать знаменитым и неизвестным». Завершенность и продуманность его композиций заставляет порой вспомнить полотна Пуссена.
Он умер 27 сентября 1917 года, в возрасте 83 лет. В творчестве мастера нет ничего от экспромта. Потрясающий эффект, которого он добивался с помощью этой техники, отлично иллюстрирует не датированный «Набросок с двумя всадниками». В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры».
Манера Дега сложилась под влиянием разных художников. Его усилия увенчались появлением нового словаря реализма, подобно тому, как это удалось сделать в современной ему литературе братьям Гонкурам (Эдмону-Луи-Антуану и Жюлю-Альфреду) и Эмилю Золя. Друзья и члены его семьи отзывались о Дега как о неуклюжем прямом человеке. Завершенность и продуманность его композиций заставляет порой вспомнить полотна Пуссена. Оба эти материала сухие или быстро сохнущие, непрозрачные, что позволяло Дега легко вносить в свои композиции (и маскировать) изменения. Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать». Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать». Работы из серии монмартрских зарисовок были выполнены Дега на заказ для роскошного издания «Семья Кардиналь», задуманного Людовиком Галеви.
Написанная в конторе дяди, брокера хлопковой биржи, картина «Хлопковая контора в Новом Орлеане» (1873, Музей изобразительных искусств, По) стала первым произведением художника, приобретенным при его жизни государственным музеем Франции (1878). С этого момента он уже окончательно прекратил работу.
Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр. Смерть унесла многих его ближайших старинных приятелей, а скверный характер лишил общества немногочисленных оставшихся в живых друзей. То, как Дега следовал этому научному реализму, можно проиллюстрировать его отношением к демонстрации произведений на выставках импрессионистов. Картина погружает в атмосферу волнительного предвкушения.
Основной формой его живописи всегда была сюжетная композиция. К концу 80-х годов Дега, по существу, реализовал своё желание «стать знаменитым и неизвестным».
Так появились его ранние произведения. С Эдуардом Мане Дега сближает общее неприятие академического салонного искусства. Позже он пишет портрет художника Лепика («Площадь Согласия»)— в определённой степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета.
Однако в работах пастелью подход художника становится гораздо смелее и он использует цвет так же свободно, как использовал его, работая мелом или углем. Позже он пишет портрет художника Лепика ()— в определенной степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета. По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету. Скорее речь идёт о каком-то общем для эпохи порыве, выраженном каждым художником индивидуально и своеобразно. В этом их сила и слабость. Пастель состоит из красящего пигмента в порошке, смешанного с небольшим количеством клейкого вещества (обычно гуммиарабика) и спрессованного в форме мелка.
Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов. Не нуждаясь остро в деньгах, Дега мог себе позволить не продавать свои работы и трудиться над ними снова и снова, стремясь к совершенству. Вскоре он стал копировать произведения Андре Монтеньи, Сандро Боттичелли, Никола Пуссена, которых отличала тщательная проработка изображаемых объектов. Такие работы давали повод для разговоров о неудачах либо несостоятельности Дега в этом жанре.
Я не встречал еще художника, который, воспроизводя современную жизнь, лучше схватывал бы ее дух» В конечном итоге Дега сумел выработать свой собственный, неповторимый взгляд на впечатления окружающего нас мира. Портреты Эдгара Дега 70-х годов XIX века несравнимо более профессиональны, реалистичны, в них прослеживается почерк автора. Однако после пятидесяти его творчество настолько расширилось, что он на самом деле превратился в Дега». Над педантизмом Эдгара подшучивали даже домашние, сетуя, что прекратить его работу над картиной можно только насильно отняв её.
Идеал Эдгар видел в неутихающей жизни мегаполиса. Иногда взгляд художника выхватывает отдельную яркую фигуру, причудливую тень на земле, одухотворенное лицо (Молодой жокей, 1866 – 1868, Париж, частное собрание). Здесь же он и познакомился со своим, в дальнейшем, другом Мане.
В то же время картина отличается свежестью и индивидуальным взглядом художника. Дега ценил воск за его изменяемость, друзья, посещавшие мастерскую художника иногда находили на месте скульптуры восковой шар: по-видимому, Дега посчитал свое произведение неудачным. Работы Дега исполненные до 1860, представляют собой в основном портреты друзей и родственников кульминацией этого периода творчества мастера стало создание группового портрета Семья Беллили (1858–1860). Однако импрессионизм переродился в картинах Дега в волнующую нежность женских рук, в пленительные ясные тона сценических нарядов, в порывистые линии света и тени. Но наличие средств и родительская любовь сделали свое дело и в 1855 году молодой человек поступил в школу изящных искусств, где началось превращение Илера-Жермена-Эдгара де Га, во всемирно известного «живописца танцовщиц».
Сам я не знаю ничего ни о вдохновении, ни о стихийности, ни о темпераменте». Дега особенно интересовало качественное исполнение картин, четкая прорисовка телодвижений. Почти за десять лет до своей смерти Дега практически перестал писать. Все здесь живут только хлопком и ради хлопка».
Дега больше интересовался современной жизнью во всех ее проявлениях, нежели надуманными сюжетами выставленных в Салоне картин. Дега даже специально оговаривал, что рамы его картин не должны меняться. Эти элементы были частью идеологии реализма-натурализма. Традиции работы на пленэре не соответствовали перфекционизму и стремлению контролировать все нюансы.
Его усилия увенчались появлением нового словаря реализма, подобно тому, как это удалось сделать в современной ему литературе братьям Гонкурам (Эдмону-Луи-Антуану и Жюлю-Альфреду) и Эмилю Золя. Одно из самых известных произведений этого периода – Танцевальный класс (1872, Париж, Лувр).
Например, одетые в чёрное фигуры расставлены так, что ярко выделяются на заднем плане и словно выступают из картины. Ренуар однажды заметил, что, «если бы Дега умер в пятьдесят, его запомнили бы как отличного художника и не более того. В картине «Танцевальный класс» Дега феноменально сочетает точный рисунок с эскизностью деталей. Художник, по свидетельству критика Дюранти, «редкого ума, поглощенный идеями», саркастически-насмешливый и аристократически изысканный, Дега формулировал собственные идеи в виде остроумных афоризмов.
Фотографическая память помогала подмечать самые незначительные особенности Парижа. Но все же в тот момент Дега удалось создать нечто, предвосхищавшее его дальнейшие открытия в живописи. Он также был известен как способный мимический актёр.
В том же году одна из его картин, «Танцовщицы в баре», была куплена на аукционе нью-йоркским музеем Метрополитен за огромную, небывалую по тем временам сумму — 478 000 франков. Эдгар Дега скончался 27 сентября 1917г. Будучи выдающимся рисовальщиком, Дега умел изображать современную ему жизнь с мастерством, достойным кисти художников былых времен.
1879, Париж, музей Орсе), Скачки в провинции. Оценивать работы Дега более поздних лет непросто. Будучи выдающимся рисовальщиком, Дега умел изображать современную ему жизнь с мастерством, достойным кисти художников былых времен. Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы («Мисс Лала в цирке Фернандо», 1879, Национальная галерея, Лондон). Дега писал своему другу: «Один хлопок.
Так он, разделавшись с долгами, подошел к периоду, овеянному славой и любовью публики. Дега вырос из традиционной живописи, которая так мало значила для других импрессионистов.
Дега осознавал давление коммерческого пресса и, судя по всему, проводил различие между ориентированными на рынок «товарами», как он называл и остальными своими произведениями. Критики часто сходятся в том, что, несмотря на нежелание Дега (в отличие от импрессионистов) работать на пленэре, принципиально их творчество в общем очень схоже, что, в свою очередь позволяет причислить Эдгара Дега к кругу импрессионистов. Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги. Мастер непостоянен в своих пристрастиях, в своем отношении к увиденному. С Эдуардом Мане Дега сближает общее неприятие академического салонного искусства.
1876 – 1877, Нью-Йорк, музей Метрополитен Репетиция под аккомпанемент скрипки, ок. «Не было искусства, менее непосредственного, чем мое», — так сам художник оценивает собственное творчество. Позже он пишет портрет художника Лепика («Площадь Согласия»)— в определенной степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета. И действительно, однажды его с нежностью назвали «медвежонком» за частое ворчание и брюзжание.
Увлечённый многообразием и подвижностью городской жизни, он пишет современный ему Париж (улицы, театр, кафе, скачки) в непрерывно сменяющихся аспектах. Эдгар Дега родился 19 июля 1834 г. в богатой семье, которая принадлежала к высшим слоям французского общества имела тесные связи с Италией и США. Художники, писавшие балет до Дега, либо выстраивали геометрически правильные композиции, либо изображали звёзд балета, склонившихся в изящном поклоне.
Ни одну из этих скульптур, за исключением «Маленькой четырнадцатилетней танцовщицы», Дега никогда не выставлял. Мать Эдгара, Селестина Мюссон, была родом из французской семьи, обосновавшейся в Америке. Хотя пространство, как и раньше, оставалось театральным (нереальным) или неопределенным, фигуры, теперь это были в основном купальщицы, тоже не пощадило время, не без усилий справляются они со своими ослабевшими телами. Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги.
Не многие другие художники так упорно изучали человеческое тело, как Дега. Таким же творческим был подход художника к гравюре и скульптуре.
Однако размытые формы и яркие тона, которые он начал использовать в эти годы, были скорее следствием прогрессирующей потери зрения, чем стремлением художника к характерным для импрессионизма цветам и формам. Первые образцы этих скульптур появились в 1921 году.
В 1861 году Дега знакомится с Эдуаром Мане, дружба с которым продолжалась до конца жизни последнего. «В течение всей своей жизни, — писал Поль Валери, — Дега искал в изображении обнаженной фигуры, рассмотренной со всех точек зрения, в невероятном количестве поз, во всевозможных движениях, ту единственную систему линий, которая выразила бы с величайшей точностью не только данный миг, но и наибольшее обобщение. Этот рисунок выполнен не столько карандашом, сколько углем. Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами.
Все здесь живут только хлопком и ради хлопка». Эдгар Дега воспринимал театр именно так.
Рекомендации Энгра работать линией, с натуры или по памяти Дега запомнил на всю жизнь. Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги.
Первые образцы этих скульптур появились в 1921 году. Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр. Дело в том, что где-то в 1886 году он перестал пользоваться записными книжками, а именно из них исследователи почерпнули немало информации о ранних периодах его творчества. Таким же творческим был подход художника к гравюре и скульптуре.
На тему танцовщиц Дега, в сильной степени, повлиял Оноре Домье. Лаура беременна третьим ребенком, хотя черное платье скрывает ее положение. Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами.
В 1873 г. художник вернулся в Париж. С другой стороны, Ренуар верно подметил, что зрелые работы Дега более индивидуальны, они в самом деле «расширились» по стилю, — это и отличает их в первую очередь от ранних работ художника.
И тем не менее в них присутствует сильная, несгибаемая воля самого художника. Маленькая Джулия выхвачена в момент минутной взволнованности. При этом сам Дега отвергал термин «импрессионизм», как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества. Воллару удалось заполучить несколько рисунков для использования их в качестве иллюстраций к «Заведению Телье» Мопассана и «Гримасам куртизанок» Пьера Луи.
По возвращении ему предстояло столкнуться с угрюмой действительностью лицом к лицу. Когда Дега спросили, что он думает по этому поводу, он ответил: «Я чувствую себя лошадью, только что выигравшей скачку и получившей в награду все тот же мешок с овсом». Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан.
Импрессионисты больше внимания обращали на свет (здесь можно вспомнить картины Мане и Моне), Эдгар Дега, в свою очередь больше внимания обращал на движение. Между 1874 и 1886 годами состоялось восемь выставок импрессионистов и Дега принял участие в семи из них, пропустив только предпоследнюю, в 1882 году. Но если Тулуз-Лотрек с самого начала владел умением передавать движение несколькими небрежными энергичными штрихами, то у Дега ушли годы на то, чтобы прийти к собственному стилю. Эдгар изучал творения великих мастеров живописи в Лувре, за время своей жизни несколько раз посещал Италию (где проживали его родственники по линии отца), где имел возможность знакомиться с шедеврами мастеров Итальянского Возрождения.
В то же время сочные тона и «мерцающий» штрих пастели помогали художнику создать ту особенную красочную атмосферу, ту переливчатую воздушность, которая так отличает его работы. В возрасте 13 лет Эдгар потерял мать, что явилось для него серьёзнейшим ударом. Для создания драматического напряжения художник использовал также направленный свет изображая, например, лицо, разделенное прожектором на две части: освещенную и затененную (Кафешантан в «Амбассадёр», 1876—1877, Музей изящных искусств, Лион «Певица с перчаткой», 1878, Музей Фогт, Кембридж).
Маленький, в круглой широкополой шляпе, с насмешливо-грустным взглядом, не терпящий шума, презирающий суету, Дега был аристократом и по рождению и по духу, что не помешало ему стать одним из самых демократичных художников своего времени. Много раз говорилось об отстранённости Дега по отношению к его моделям. Завершенность и продуманность его композиций заставляет порой вспомнить полотна Пуссена. В «Семирамиде, строящей Вавилон» Дега создал волнующее оригинальное произведение, но, казалось, он сам не был уверен в правильном направлении своих поисков.
Дега писал своему другу: «Один хлопок. Манера и яркость их творчества была близка и Эдгару Дега. Несколько из них оказались в галерее Тео Ван Гога (брата Винсента).
Работы из серии монмартрских зарисовок были выполнены Дега на заказ для роскошного издания «Семья Кардиналь», задуманного Людовиком Галеви. Например, в «Упражнениях юных спартанцев» он пренебрег исторической точностью, чтобы по-иному и явно по-современному представить тему из древней истории. В действительности за спонтанностью его композиций скрывалась их тщательная подготовка. Даже у теряющего зрение Дега палитра оставалась близкой к палитре фовистов». Манера и яркость их творчества была близка и Эдгару Дега.
В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами. Среди наиболее известных работ этого цикла «Танцевальный класс» (1873 г. ), «Танцовщица на сцене» (1879 г. ), «Танцовщицы на репетиции» (1879 г. ) и «Голубые танцовщицы» (1890 г. ).
После продолжительного пребывания в Италии Дега осел в Париже. Клуэ.
Дега даже специально оговаривал, что рамы его картин не должны меняться. Ни одну из этих скульптур, за исключением «Маленькой четырнадцатилетней танцовщицы», Дега никогда не выставлял. Этот рисунок выполнен не столько карандашом, сколько углем. Позы стоящих на портрете людей нетрадиционны и в целом полотно передает атмосферу крепких родственных связей, хотя на самом деле брак Лауры нельзя было назвать счастливым.
Дега писал своему другу: «Один хлопок. Дега можно отнести к импрессионизму только благодаря трепещущей, светящейся игре красок. Дега-хранитель и продолжатель великой классической портретной традиции.
По окончании лицея Луи-ле-Гран (Lycee Louis-le-Grand) Дега собирался учиться праву. Большинство рисунков Дега— это наброски и зарисовки человеческих фигур, как, например, «Балерина, завязывающая туфлю», 1880—1885. С этой целью им было собрано множество этюдов, литографий, монотипий и рисунков.
Баронесса стоит свободно, у неё гордая, прямая и чопорная осанка. Во время Франко-прусской войны Дега служил в Национальной гвардии в осажденном Париже, а после ее окончания посетил Лондон (1871). Основой процветания города была торговля хлопком.
Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов. Отмечалось, что в работах этого периода Дега сполна отдал дань абстрактным элементам своего искусства. Хюттингер). В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 лет и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов.
Все здесь живут только хлопком и ради хлопка». На тему танцовщиц Дега, в сильной степени, повлиял Оноре Домье. По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету. «Уловленные мгновения»— так, пожалуй, можно было бы выразиться о многих работах Эдгара Дега. Этот приём впоследствии использовал А. де Тулуз-Лотрек в афишах для Мулен-Руж.
Однако целый пласт работ, напротив изысканно-точен в исполнении – такие картины, как «Танцевальный класс», узнаваемы по срезанным углам, по динамичным и в то же время изящным позам юных танцовщиц. В 1855 – 1860 пять раз посещает Италию, копирует Рафаэля, Беллини, Тициана и др. Баронесса стоит свободно, у нее гордая, прямая и чопорная осанка.
Маленькая Джулия выхвачена в момент минутной взволнованности. Отношение Дега к собственному телу было свободным от условностей. Эдгар Дега воспринимал театр именно так.
И действительно, однажды его с нежностью назвали «медвежонком» за частое ворчание и брюзжание. Цвет здесь как бы возникает на ваших глазах из переливчатого сияния из струящегося потока радужных «элементарных частиц» из вихря перекрещивающихся «силовых» линий. В творчестве мастера нет ничего от экспромта.
Он жил один.
У Дега же она содержит лишь часть срезанного рамой мощного потока жизни. Уважаемый посетитель. А силой зрительной памяти он мог сравниться разве только с Домье. В то же время картина отличается свежестью и индивидуальным взглядом художника.
Последний стал настоящим кумиром художника. В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 лет и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». В 1861 году Дега нарисовал Семирамис находит Вавилон.
С этой целью им было собрано множество этюдов, литографий, монотипий и рисунков. Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр. В фигурах балерин, купальщиц, лошадей (часто этюдных по лепке) Дега добивался пластически выразительной передачи мгновенного движения, остроты и неожиданности позы, сохраняя при этом пластическую цельность и конструктивность фигуры.
Иногда театр для него – это феерия, волшебство (Звезда, ок. Основой процветания города была торговля хлопком. Такая атмосфера забавляла и развлекала Дега. Дега был, по определению Эдмона де Гонкура, посетившего мастерскую художника, «человеком, который лучше, чем кто-либо другой, сумел, транскрибируя современную жизнь, уловить её душу». То есть, далеко не всё.
Несколько из них оказались в галерее Тео Ван Гога (брата Винсента). Особенно ощутимо это в «Голубых танцовщицах» из московского музея, где из радужного мерцания чистых тонов как бы возникает мелодия танца. В «Семирамиде, строящей Вавилон» Дега создал волнующее оригинальное произведение, но, казалось, он сам не был уверен в правильном направлении своих поисков.
У Сезанна картина несёт в себе всю непреложность миропорядка и выглядит полностью завершенным микрокосмом. Иногда его называют холодным, бесстрастным наблюдателем, особенно при написании женских портретов, однако Берта Моризо, одна из выдающихся художниц того времени, говорила, что Дега «искренне восхищался человеческими качествами молоденьких продавщиц в магазине». Некоторые выставки он помогал организовывать. Он выставляется лишь в немногих избранных публичных местах, что вызывает интерес к нему со стороны респектабельных художественных журналов Парижа. Небольшой отдушиной были восковые фигуры.
Находясь в Италии, Дега написал ряд портретов, на которых изображены члены его семьи. У Дега же она содержит лишь часть срезанного рамой мощного потока жизни. Но Дега, человек по своему существу волевой, не удовлетворяющийся никогда тем, что получается сразу, обладавший слишком критическим умом и слишком воспитанный величайшими мастерами, — никогда не отдавался непосредственному наслаждению в работе. В то же время картина отличается свежестью и индивидуальным взглядом художника. Первой знаковой работой на эту тему можно назвать «Оркестранты оперы», где автор изобразил своего друга-фаготиста Дезира Дио.
Ее отец был брокером на хлопковой бирже в Новом Орлеане. С Эдуардом Мане Дега сближает общее неприятие академического салонного искусства.
Поздние работы Дега выделяются также интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряжённо-драматический характер («Голубые танцовщицы», пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). Все здесь живут только хлопком и ради хлопка». Хюттингер). Иногда его называют холодным, бесстрастным наблюдателем, особенно при написании женских портретов, однако Берта Моризо, одна из выдающихся художниц того времени, говорила, что Дега «искренне восхищался человеческими качествами молоденьких продавщиц в магазине».
Как позже объяснял Клод Моне, Дега делал это для того, чтобы «заставить раму помогать произведению и дополнять его», таким образом усиливая цвета. А. С. Пушкина).
На этом внушительном групповом портрете изображены тетушка Дега Лаура со своим мужем, бароном Дженнаро Беллелли и двумя детьми. Почти за десять лет до своей смерти Дега практически перестал писать.
Остальные выполнены пастелью. Несколько из них оказались в галерее Тео Ван Гога (брата Винсента). Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан. Пастель может давать и очень насыщенный и очень слабый тон, однако у нее есть большой недостаток: слой пастели, нанесенный на поверхность, чрезвычайно недолговечен и при малейшем касании может разрушиться.
Произведения Дега с их строго выверенной и одновременно динамичной, часто асимметричной композицией, точным гибким рисунком, неожиданными ракурсами, активным взаимодействием фигуры и пространства сочетают кажущиеся непредвзятость и случайность мотива и архитектоники картины с тщательной продуманностью и расчетом. Дега изображает женщину, которая не думает о том, как она выглядит со стороны. В 1861году Дега знакомится с Эдуаром Мане, дружба с которым продолжалась до конца жизни последнего. Даже у теряющего зрение Дега палитра оставалась близкой к палитре фовистов».
Академизм мало прельщал Дега с самого начала. К тому времени этот портрет был самой грандиозной работой художника. Картины темные по колориту, суховаты по форме.
Воллару удалось заполучить несколько рисунков для использования их в качестве иллюстраций к «Заведению Телье» Мопассана и «Гримасам куртизанок» Пьера Луи. Почти за десять лет до своей смерти Дега практически перестал писать.
Он лепит то, что хорошо знает и любит: балерин и коней, великолепно передавая стремительные движения, легкие «па», воплощая саму душу балета – динамику (Большая арабеска, ок. Для создания драматического напряжения художник использовал также направленный свет изображая, например, лицо, разделенное прожектором на две части: освещенную и затененную (Кафешантан в «Амбассадёр», 1876—1877, Музей изящных искусств, Лион «Певица с перчаткой», 1878, Музей Фогт, Кембридж).
К тому времени этот портрет был самой грандиозной работой художника. Все здесь полно осмысленного движения.
Он также был известен как способный мимический актер или клоун, поэт Поль Валери объяснял это итальянским происхождением художника. К этому времени Дега исполнилось 50 лет. Он был старшим из пятерых детей.
Его произведения ничего не воспевают. Известно, что с возрастом художник начал терять зрение и отдавал предпочтение скульптуре.
В 1873 г. художник вернулся в Париж. Но такой вывод тоже не имеет никаких доказательств и не может быть признан справедливым. Много и плодотворно рисует, работает над портретом – это либо автопортреты, либо изображения родственников и друзей: Автопортрет (1857, офорт), Семья Беллели (ок.
Лаура беременна третьим ребенком, хотя черное платье скрывает ее положение. С тем же успехом можно полагать, что Дега вёл регулярную интимную жизнь с проститутками. Оба эти материала сухие или быстро сохнущие, непрозрачные, что позволяло Дега легко вносить в свои композиции (и маскировать) изменения.
В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 лет и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». Это всего лишь предположение, одно из многих допустимых в данном случае. По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету. Как позже объяснял Клод Моне, Дега делал это для того, чтобы «заставить раму помогать произведению и дополнять его», таким образом усиливая цвета. Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать». Дега больше интересовался современной жизнью во всех ее проявлениях, нежели вымученными сюжетами выставленных в Салоне картин.
Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги.
Друзья и члены его собственной семьи отзывались о Дега как о неуклюжем прямом человеке. Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром отдельными частями тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство («Оркестр Оперы», 1868—1869, Музей Орсэ, Париж «Две танцовщицы на сцене», 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон «Абсент», 1876, Музей Орсэ, Париж).
Напротив, отец Эдгара, совладелец и управляющий одного из крупных парижских банков, сам был не чужд искусству, хотя ему, несомненно, хотелось, чтобы отпрыск все же оставил свое «несерьезное» увлечение и поступил на юридический факультет. Он жил один. Здесь он сделал множество предварительных набросков, но окончательный вариант написал уже после возвращения в Париж в 1859 году. По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету. Это предположение тем более вероятно, что Дега часто говорил в молодости о том, что он хотел бы стать знаменитым и неизвестным, то есть получить славу и деньги, но не страдать при этом от назойливого внимания окружающих. Вся эта спекуляция горячит умы и сбивает с толку.
В творчестве мастера нет ничего от экспромта. Дега стремился к максимальной «реалистичности» или «натуралистичности» своих произведений.
Тем не менее, в 1855 году он поступил в школу изящных искусств (Ecole des Beaux-Arts), в студию Луи Ламота, который придерживался классического направления в изобразительном искусстве. Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром отдельными частями тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство («Оркестр Оперы», 1868—1869, Музей Орсэ, Париж «Две танцовщицы на сцене», 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон «Абсент», 1876, Музей Орсэ, Париж). Душа его искусства – линия, острый, подчас гротескный рисунок. В 1870-е годы он часто изображал танцовщиц и скачки. Никто не знал, есть ли у Дега любовница.
Четыре последних года его жизни о Дега заботилась любимая племянница. Он был практичным и умел распорядиться своим влиянием, постоянно контактировал со многими художниками и такая активность начинала раздражать некоторых из его коллег. Однако собственные эксперименты с содержанием и стилем не имели большого успеха. 1869 – 1872, Бостон, Музей изящных искусств). 1863, Байонна, Музей Бонна), Женский портрет (1867, Париж, музей Орсе). Критики часто сходятся в том, что, несмотря на нежелание Дега (в отличие от импрессионистов) работать на пленэре, принципиально их творчество в общем очень схоже, что, в свою очередь позволяет причислить Эдгара Дега к кругу импрессионистов.
Талант будущего живописца развивался под влиянием многих факторов. Что удивительно, если «Голубых танцовщиц» большинство зрителей узнает моментально, то некоторые полотна широкой публике незнакомы вовсе. Находясь в Италии, Дега написал ряд портретов, на которых изображены члены его семьи. Основой процветания города была торговля хлопком. Да, все, сказанное выше, правда, но правда и то, что Дега не утратил гибкости ума, оставался яркой противоречивой личностью искал новые пути в искусстве. Большинство рисунков Дега— это наброски и зарисовки человеческих фигур, как, например, «Балерина, завязывающая туфлю», 1880—1885.
В трудный год после смерти отца он сумел вытянуть всю семью из долгов, впервые всерьез задумавшись о продаже собственных полотен. Дега использовал и другую технику письма и очень часто комбинировал разные материалы в рамках одной работы. Первые прежде всего характеризовались высокой степенью отделки, вторые были явно более авангардными.
1880 – 1890, Париж, музей Орсе). Сам я не знаю ничего ни о вдохновении, ни о стихийности, ни о темпераменте».
Оценивать работы Дега более поздних лет непросто.
В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами. Ему не нужны театральные занавесы, балюстрады и традиционные позы. Страсть к эксперименту была у художника в крови— недаром ещё в 1879 году один из обозревателей, посетивший выставку импрессионистов, писал, что Дега «без устали ищет новую технику». 1883, Париж, частное собрание), После ванны (1883, Нейи-сюр-Сен, частное собрание), Утренняя ванна (ок.
Произведения Дега, с их строго выверенной композицией (асимметричной, обладающей динамической фрагментарностью кинокадра), с их точным и гибким рисунком, неожиданными ракурсами, активным взаимодействием фигуры и пространства (часто как бы вывернутого на плоскость), сочетают кажущиеся непредвзятость и случайность с тщательной продуманностью и точным расчётом. Под влиянием этих людей в конце 1860 года создается серия крупных работ – «Прачки», «Скачки», «Балетные сцены» и «Модистки». Картины темные по колориту, суховаты по форме. К тому времени этот портрет был самой грандиозной работой художника. Искусству Дега присуще сочетание прекрасного, порой фантастичного и прозаического.
.