Илер-жермен-эдгар де Га или Эдгар Дега (фр. Edgar Degas 19 июля 1834, Париж— 27 сентября 1917)— французский живописец, один из виднейших и оригинальнейших представителей импрессионистского движения. Дега Эдгар (Degas), французский живописец, график и скульптор. Edgar Degas 19 июля 1834, Париж — 27 сентября 1917) — французский живописец, один из виднейших и оригинальнейших представителей импрессионистского движения.
Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы («Мисс Лала в цирке Фернандо», 1879, Национальная галерея, Лондон). «Не было искусства, менее непосредственного, чем мое», — так сам художник оценивает собственное творчество. Будучи безупречным наблюдателем, Дега подмечал то, что никогда не было удостоено внимания художников прошлых лет: движение руки какой-нибудь сидящей рядом дамы или оставленный кем-то бинокль или одинокий веер, забытый на кресле молодой девушкой. Небольшой отдушиной были восковые фигуры.
Позже он пишет портрет художника Лепика («Площадь Согласия»)— в определённой степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета. «Не было искусства, менее непосредственного, чем мое», — так сам художник оценивает собственное творчество. Нельзя, однако, не заметить, что буквально на нескольких полотнах он предложил самостоятельное решение проблемы, которая оказалась не под силу другим, не сумевшим наполнить сюжет своими собственными образами. Стремление к достижению предельно абсолютного искусства сыграло с Дега злую шутку: движение к идеалу стало для художника самоцелью.
Страсть к эксперименту была у художника в крови — недаром ещё в 1879 году один из обозревателей, посетивший выставку импрессионистов, писал, что Дега «без устали ищет новую технику». Хюттингер). Воллару удалось заполучить несколько рисунков для использования их в качестве иллюстраций к «Заведению Телье» Мопассана и «Гримасам куртизанок» Пьера Луи. Однако после пятидесяти его творчество настолько расширилось, что он на самом деле превратился в Дега».
Почти за десять лет до своей смерти Дега практически перестал писать. Фактически Дега так никогда и не закончил ни одного из этих произведений, несмотря на многочисленные подготовительные рисунки и наброски маслом. Несколько из них оказались в галерее Тео Ван Гога (брата Винсента).
С этого момента он уже окончательно прекратил работу. Некоторые выставки он помогал организовывать. Художник много путешествовал по Франции, также по Бельгии (1869), США (1872) после пребывания у родственников матери написана «Хлопковая контора в новом Орлеане» (1873, Музей изящных искусств, По). Он умер 27 сентября 1917 года, в возрасте 83 лет. Демократичность и даже некоторая вульгарность кафешантанов притягивали его. В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами.
Завершенность и продуманность его композиций заставляет порой вспомнить полотна Пуссена. Но наличие средств и родительская любовь сделали свое дело и в 1855 году молодой человек поступил в школу изящных искусств, где началось превращение Илера-Жермена-Эдгара де Га, во всемирно известного «живописца танцовщиц». Манера Дега сложилась под влиянием разных художников.
В творчестве мастера нет ничего от экспромта. Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр.
Фотографическая память помогала подмечать самые незначительные особенности Парижа. Он глубоко почитал, например, Энгра и сам причислял себя к пишущим в традиционной манере, которую исповедовал Энгр. 2. Дега любил писать танцовщиц балета в самых неожиданных ракурсах. То, как Дега следовал этому научному реализму, можно проиллюстрировать его отношением к демонстрации произведений на выставках импрессионистов. Первые образцы этих скульптур появились в 1921 году. Но среди всех балетных изображений автора, по праву лучшей считается картина «Голубые танцовщицы», где помимо необычного ракурса, суетливой динамики, настроения перед выступлением, автору удалось непостижимым образом передать искусственное освещение, так живописно играющее на платьях и плечах танцовщиц.
Своим друзьям-импрессионистам он говорил: «Вам нужна жизнь естественная, мне— искусственная». В то же время сочные тона и «мерцающий» штрих пастели помогали художнику создать ту особенную красочную атмосферу, ту переливчатую воздушность, которая так отличает его работы.
Картина погружает в атмосферу волнительного предвкушения. «Уловленные мгновения» — так, пожалуй, можно было бы выразиться о многих работах Эдгара Дега. Эдгар Дега.
Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами.
И действительно, однажды его с нежностью назвали «медвежонком» за частое ворчание и брюзжание. 1884 г. Бумага, пастель.
Это ощущение естественности и полной свободы было завоевано упорным трудом, точным расчетом и выверенностью композиционного построения. Дега также мастерски передает движения человека в быту, взгляд его здесь порой ироничен и насмешлив: «После ванны» (около 1883, пастель, частная коллекция, Нейи-сюр-Сен) «Перед сном» (около 1883, пастель, частная коллекция) «Причесывающаяся» (около 1887-90, пастель, Музей Орсе, Париж). Дега осознавал давление коммерческого пресса и, судя по всему, проводил различие между ориентированными на рынок «товарами», как он называл и остальными своими произведениями.
С Эдуардом Мане Дега сближает общее неприятие академического салонного искусства. Эдгар Дега воспринимал театр именно так. Этим как раз Дега отличался от импрессионистов. У Дега не было предпочтений он охотно посещал как элегантные заведения на Елисейских полях, Ла Скала, Ба-Та-Клан, Элизэ-Монмартр, так и сомнительные кабаки Бельвиля и Ла Вилет, где его привлекали необычные силуэты. Ни одну из этих скульптур, за исключением «Маленькой четырнадцатилетней танцовщицы», Дега никогда не выставлял.
В середине 1880-х гг. Такая атмосфера забавляла и развлекала Дега. У Дега же она содержит лишь часть срезанного рамой мощного потока жизни. С этой целью им было собрано множество этюдов, литографий, монотипий и рисунков. Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Э. Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы (Мисс Лала в цирке Фернандо, 1879, Национальная галерея, Лондон).
Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы («Мисс Лала в цирке Фернандо», 1879, Национальная галерея, Лондон). Большинство рисунков Дега — это наброски и зарисовки человеческих фигур, как, например, «Балерина, завязывающая туфлю», 1880—1885. Работы из серии монмартрских зарисовок были выполнены Дега на заказ для роскошного издания «Семья Кардиналь», задуманного Людовиком Галеви.
В «Семирамиде, строящей Вавилон» Дега создал волнующее оригинальное произведение, но, казалось, он сам не был уверен в правильном направлении своих поисков. По другим источникам, долги были следствием неудачных сделок на американской бирже хлопка братьев Дега, получивших в наследство брокерскую контору своего дяди.
Классические традиции в композиции на этом полотне соседствуют с характерными персонажами, что положительно отличает эту работу художника.
В 1873 г. художник вернулся в Париж. Художник акцентирует внимание на выражениях лиц танцовщиц. Таким Дега, пожалуй, знаком не каждому.
Все здесь живут только хлопком и ради хлопка». Главной темой творчества Дега стала жизнь большого города его художественный интерес сосредоточен на воссоздании жизни в движении, стремлении схватить характерную позу, жест: он любуется ловкими жокеями, великолепными скакунами, нарядной толпой зрителей («На скачках в провинции», около 1869, Музей изящных искусств, Бостон «Жокеи перед трибунами», около 1868-69, Музей Орсе) пишет также серии картин, посвящённых парижским гладильщицам, прачкам, модисткам, находит своих типажей в городском кафе («Абсент», 1876, Музей Орсе).
В том же году одна из его картин, «Танцовщицы в баре», была куплена на аукционе нью-йоркским музеем Метрополитен за огромную, небывалую по тем временам сумму — 478 000 франков. Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги. Баронесса стоит свободно, у неё гордая, прямая и чопорная осанка. Дега осознавал давление коммерческого пресса и, судя по всему, проводил различие между ориентированными на рынок «товарами», как он называл и остальными своими произведениями.
Он пишет портреты только тех, кто хорошо ему известен ибо часть его метода – изображать модель в привычном ей окружении. Манера Дега сложилась под влиянием разных художников. К тому времени этот портрет был самой грандиозной работой художника.
Согласитесь, неординарное композиционное решение. К тому времени этот портрет был самой грандиозной работой художника. Произведения Дега с их строго выверенной и одновременно динамичной, часто асимметричной композицией, точным гибким рисунком, неожиданными ракурсами, активным взаимодействием фигуры и пространства сочетают кажущиеся непредвзятость и случайность мотива и архитектоники картины с тщательной продуманностью и расчетом.
Курбе и Делакруа оказали определённое влияние на творчество Дега, однако действительным, признаваемым им авторитетом до конца жизни для художника оставался Энгр. Маленькая Джулия выхвачена в момент минутной взволнованности. После возвращения в Париж в 1859 году Эдгар открыл собственную мастерскую на рю Мадам.
Фигуры не позируют как на современных ему фотографиях и среднего качества салонных портретах. Отношение Дега к собственному телу было свободным от условностей.
В 1860-е гг., копируя старых мастеров в Лувре, Эдгар Дега знакомится с Эдуардом Мане, с которым его сближает общее неприятие академического салонного искусства. Мы наблюдаем за ними сверху, вот таким образом видим только их плечи и талии. В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами.
Импрессионизм Дега проявился не в воссоздании световоздушного состояния ландшафтного или фигурного мотива, а в стремлении изображать людей в их естественном, обыденном поведении (сам Дега называл это «методом замочной скважины») – он создаёт целые серии «женщин за туалетом», полных неожиданности и очарования естественности. Но в результате на холсте возникают образы, которые не будет преувеличением назвать олицетворением мгновенного и случайного.
Пушкина, г. Москва. Они на нас не смотрят, а лишь поправляют свои платья перед началом выступления. Оценивать работы Дега более поздних лет непросто.
Его дар наблюдения, точность и зоркость взгляда были несравненны. Дега больше волнует жизнь города, а не пейзаж. Оценивать работы Дега более поздних лет непросто. Оба эти материала сухие или быстро сохнущие, непрозрачные, что позволяло Дега легко вносить в свои композиции (и маскировать) изменения. Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр.
В сияющий новизной мир импрессионизма Дега вошел благодаря знакомству с Эдуардом Мане. Мне нравится эта суровость». Дега-хранитель и продолжатель великой классической портретной традиции. На тему танцовщиц Дега, в сильной степени, повлиял Оноре Домье. Дега ценил воск за его изменяемость, друзья, посещавшие мастерскую художника иногда находили на месте скульптуры восковой шар: по-видимому, Дега посчитал своё произведение неудачным.
Однако собственные эксперименты с содержанием и стилем не имели большого успеха. В то же время картина отличается свежестью и индивидуальным взглядом художника. Рекомендации Энгра работать линией, с натуры или по памяти Дега запомнил на всю жизнь. Эдгар Дега. Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов.
По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету. Под влиянием этих людей в конце 1860 года создается серия крупных работ – «Прачки», «Скачки», «Балетные сцены» и «Модистки». В следующем году все восковые скульптуры Дега были куплены американским коллекционером Полем Меллоном, который, подарив небольшую часть работ Лувру, до сих пор остается владельцем большинства из них. Своим друзьям-импрессионистам он говорил: «Вам нужна жизнь естественная, мне — искусственная». Для его ранних работ характерны резкий и точный рисунок, зоркая наблюдательность, сочетающиеся то с благородно-сдержанной манерой письма (зарисовки брата, 1856—1857, Лувр, Париж рисунок головы баронессы Беллели, 1859, Лувр, Париж), то с жесткой реалистической правдивостью исполнения (портрет итальянской нищенки, 1857, частное собрание).
Основой процветания города была торговля хлопком. Большинство рисунков Дега— это наброски и зарисовки человеческих фигур, как, например, «Балерина, завязывающая туфлю», 1880—1885. Одна из двоюродных сестер Эдгара, Эстель Мюссон, была слепой и Дега испытывал к ней особую симпатию, уже тогда предчувствуя, что и сам может вскоре потерять зрение. Четыре последних года его жизни о Дега заботилась любимая племянница.
Таким же творческим был подход художника к гравюре и скульптуре. Цвет здесь как бы возникает на ваших глазах из переливчатого сияния из струящегося потока радужных «элементарных частиц» из вихря перекрещивающихся «силовых» линий.
Все здесь полно осмысленного движения. И тем не менее в них присутствует сильная, несгибаемая воля самого художника. Он нарисовал всю картину в классически строгом духе Пуссена, но придал лицам героев черты «детей Монмартра», черты хорошо знакомой ему молодёжи парижских предместий. Много раз говорилось об отстранённости Дега по отношению к его моделям.
Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром отдельными частями тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство («Оркестр Оперы», 1868—1869, Музей Орсэ, Париж «Две танцовщицы на сцене», 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон «Абсент», 1876, Музей Орсэ, Париж). Даже у теряющего зрение Дега палитра оставалась близкой к палитре фовистов». Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы (Мисс Лала в цирке Фернандо, 1879, Национальная галерея, Лондон).
В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». Он также был известен как способный мимический актёр. 1897 г. Галерея искусств Америки и Европы 19-20 вв.
3. А Дега лишь наблюдает за ними и запечатлевает один единственный кадр из их жизней. Критики сетовали на произвольность странных точек обзора, на срезанные формы и покатые полы на его картинах.
Маленькая Джулия выхвачена в момент минутной взволнованности. В 1873году художник вернулся в Париж. Музей искусств Филадельфии, США. Лаура беременна третьим ребёнком, хотя чёрное платье скрывает её положение.
Голубые танцовщицы, на мой взгляд, одна из самых прекрасных работ Дега. Поскольку стиль Дега основывался на прекрасном рисунке, его картины обладают точностью изображения, абсолютно нетипичной для импрессионизма. Он достигает этого неожиданной ассиметрией и необычностью точек зрения (часто сверху или сбоку, под углом), вздыбленностью пространства, как бы подсмотренного в зеркале, выразительной кадрировкой и смелыми срезами рамы. Эдгар Дега начинает использовать пастель.
Особенно ощутимо это в «Голубых танцовщицах» из московского музея, где из радужного мерцания чистых тонов как бы возникает мелодия танца. Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан. К концу 80-х годов Дега, по существу, реализовал своё желание «стать знаменитым и неизвестным».
Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан.
Первые образцы этих скульптур появились в 1921 году. В самом деле, ванна, которую мы часто видим на его многочисленных поздних картинах моющихся женщин, была смело поставлена им посередине мастерской.
Он был практичным и умел распорядиться своим влиянием, постоянно контактировал со многими художниками и такая активность начинала раздражать некоторых из его коллег. А силой зрительной памяти с ним мог сравниться разве только Домье. Некоторые ведущие художники-импрессионисты охотно пользовались пастелью, ценя её за свежесть тона и быстроту, с какой она позволяла им работать.
Дега принимал участие в выставках импрессионистов, начиная с первой (1874), однако его творчество ближе Э. Мане: Дега любит острую, характерную линию, рисунок, локальное пятно. Ему не нужны театральные занавесы, балюстрады и традиционные позы. Балет из оперной ложи. Этот приём впоследствии использовал А. де Тулуз-Лотрек в афишах для Мулен-Руж. Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Импрессионисты».
В этом их сила и слабость. Дега оставил свыше 2000 картин маслом, пастелей и скульптур. А. С. В то же время картина отличается свежестью и индивидуальным взглядом художника.
Самыми привлекательными были, конечно, те, что открывались летом, на свежем воздухе, в садах иллюминированных белыми газовыми шарами. Дега использовал и другую технику письма и очень часто комбинировал разные материалы в рамках одной работы. Эдгара Дега причисляют к импрессионистам. Таз для мытья. Всматриваясь в пастели Дега, с особенной ясностью осознаешь сущность новых завоеваний живописи.
Та же отстраненность наблюдается у Э. Дега и в изображении обнаженной натуры. Балет из оперной ложи. Дега был, по определению Эдмона де Гонкура, посетившего мастерскую художника, «человеком, который лучше, чем кто-либо другой, сумел, транскрибируя современную жизнь, уловить её душу». Не принимал он также и стремление импрессионистов работать на открытом воздухе, предпочитая мир театра, оперы и кафешантана.
Этот рисунок выполнен не столько карандашом, сколько углем. Последний стал настоящим кумиром художника. Остальные выполнены пастелью. Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать». Музей ДОрсе, Париж.
Потрясающий эффект, которого он добивался с помощью этой техники, отлично иллюстрирует не датированный «Набросок с двумя всадниками». Мать Эдгара, Селестина Мюссон, была родом из французской семьи, обосновавшейся в Америке. Но пастель сыпется с картины, её надо закреплять специальным раствором, а в результате краски темнеют.
Ни грация, ни мнимая поэзия не входят в его цели. Бег линий рождает форму из вихря красочных штрихов рождается цвет. Не многие другие художники так упорно изучали человеческое тело, как Дега.
Это ещё больше подчёркивает эффект моментального снимка. Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги. В картине «Танцевальный класс» Дега феноменально сочетает точный рисунок с эскизностью деталей. Со временем Дега все чаще и чаще обращается к скульптуре, поскольку здесь он может больше полагаться на осязание, чем на почти утраченное зрение.
Любой другой художник изобразил бы лишь сцену с танцовщицами. Она сидит на краешке стула, левая нога скрыта — приём мастера, которым он передает спонтанную непосредственность. Ее отец был брокером на хлопковой бирже в Новом Орлеане. Известно, что с возрастом художник начал терять зрение и отдавал предпочтение скульптуре.
Бег линий рождает форму из вихря красочных штрихов рождается цвет.
Так появились его ранние произведения. Желая сохранить семейную репутацию, Дега заплатил часть долга из своих денег, доставшихся ему в наследство, однако этого оказалось недостаточно. Что удивительно, если «Голубых танцовщиц» большинство зрителей узнает моментально, то некоторые полотна широкой публике незнакомы вовсе. Этот рисунок выполнен не столько карандашом, сколько углем.
Поздние работы Дега выделяются также интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряжённо-драматический характер («Голубые танцовщицы», пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). Эдгар Дега. Цветовая среда начинает преобладать в его поздних пастелях («Голубые танцовщицы», около 1890, Музей Орсе около 1897-99, ГМИИ) в последних живописных работах цвет у Дега отделяется от линии, приобретает несвойственные ему ранее независимость и интенсивность (серия «Русский танец», 1899 «У модистки», 1905-10, все – пастель). Он жил один. Юность Дега-художника была отмечена метаниями в поисках выразительных средств и сюжетов, которые бы в полной мере отвечали его пониманию прекрасного. Преемниками Дега можно считать А. де Тулуз-Лотрека, развивавшего тему театра и стремление к подчёркнутой характерности изображаемых персонажей их поз и движений, также художников группы «Наби».
То есть, далеко не всё. ГМИИ им. В возрасте 13 лет Эдгар потерял мать, что явилось для него серьёзнейшим ударом. Главная задача художника – показать внутренний мир героя, во взгляде, в движении руки, в повороте головы в полной мере суметь раскрыть личность. Пастель в самом деле находится на грани между рисунком и живописью, а сам Дега говорил, что она позволяет ему стать «колористом с линией». Как нельзя кстати пригодилось знакомство с импрессионистами— Дега участвовал почти во всех их выставках начиная с 1874года.
Мне нравится эта суровость». С Эдуардом Мане Дега сближает общее неприятие академического салонного искусства.
Темы скульптур Дега повторяли темы его картин— танцовщицы, купальщицы или скачущие жокеи. Все здесь полно осмысленного движения. Все здесь живут только хлопком и ради хлопка». Потрясающий эффект, которого он добивался с помощью этой техники, отлично иллюстрирует не датированный «Набросок с двумя всадниками».
В 1861 году Дега знакомится с Эдуардом Мане, дружба с которым продолжалась до конца жизни последнего. В фигурах балерин, купальщиц, лошадей (часто этюдных по лепке) Дега добивался пластически выразительной передачи мгновенного движения, остроты и неожиданности позы, сохраняя при этом пластическую цельность и конструктивность фигуры. Картины темные по колориту, суховаты по форме. Спонтанность в работах Дега лишь мнимая и является результатом необычных и нетрадиционных композиционных решений и эффектов.
Первой знаковой работой на эту тему можно назвать «Оркестранты оперы», где автор изобразил своего друга-фаготиста Дезира Дио. Для создания драматического напряжения художник использовал также направленный свет изображая, например, лицо, разделенное прожектором на две части: освещенную и затененную (Кафешантан в Амбассадёр, 1876-1877, Музей изящных искусств, Лион Певица с перчаткой, 1878, Музей Фогт, Кембридж). Ему также нравилось писать купающихся женщин и сцены скачек. Баронесса стоит свободно, у неё гордая, прямая и чопорная осанка. Основой процветания города была торговля хлопком. Начал художник с автопортретов, затем были портреты родных и друзей.
Однако целый пласт работ, напротив изысканно-точен в исполнении – такие картины, как «Танцевальный класс», узнаваемы по срезанным углам, по динамичным и в то же время изящным позам юных танцовщиц. Этот прием впоследствии использовал А. де Тулуз-Лотрек в афишах для Мулен-Руж. Действительно, его умение останавливать мгновение жизни на своих полотнах роднит его именно с этим направлением в живописи. Эти работы Дега лепил для себя, они заменяли ему этюды и лишь немногие скульптуры он доводил до конца. Пожалуй, тут Ренуар не совсем прав.
Эти элементы были частью идеологии реализма-натурализма. Иногда его называют холодным, бесстрастным наблюдателем, особенно при написании женских портретов, однако Берта Моризо, одна из выдающихся художниц того времени, говорила, что Дега «искренне восхищался человеческими качествами молоденьких продавщиц в магазине».
У Дега же она содержит лишь часть срезанного рамой мощного потока жизни. Вот таким образом ему достаточно изобразить мелькнувшую в дверном проеме молодую женщину, кокетливо надетую шляпку, утомленную позу гладильщицы или прачки (Чтение письма, 1884, Художественная галерея и музей, Глазго Гладильщицы, Музей Орсэ, Париж). Его произведения ничего не воспевают. Искусству Дега присуще сочетание прекрасного, порой фантастичного и прозаического. В этом их сила и слабость.
Когда однажды он увидел свою картину, вставленную в обычную позолоченную литую раму, то в ярости сам приобрел её. Отчасти из-за этого Дега обращается (с 1880-х годов) к скульптуре он лепит преимущественно изображения балерин и коней, в полной мере реализуя свойственное ему обострённое пластическое мышление, передачу движения в пространстве (после смерти Дега большинство его скульптур были переведены из воска в бронзу). Для создания драматического напряжения художник использовал также направленный свет изображая, например, лицо, разделенное прожектором на две части: освещенную и затененную (Кафешантан в «Амбассадёр», 1876—1877, Музей изящных искусств, Лион «Певица с перчаткой», 1878, Музей Фогт, Кембридж). В то время как Ренуар и Моне наслаждались теплом семейного очага, Дега жил все более одиноко в своей холостяцкой квартире, захламлённой хаотическим нагромождением роскошных и пыльных холстов, вещей и редких ковров.
Среди десяти работ Эдгара Дега, хранящихся в российских музеях, только одна («Танцовщица у фотографа» из Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) написана масляными красками. Дега даже специально оговаривал, что рамы его картин не должны меняться. Именно страсть к передаче движения — этой, по словам определила любимые сюжеты Дега: изображения скачущих лошадей, балерин на репетиции, прачек и гладильщиц за работой, одевающихся или причесывающихся женщин. При жизни Дега эти сделанные на скорую руку работы видели лишь немногие счастливчики, среди которых был приходивший от них в восторг Ренуар.
С другой стороны, Ренуар верно подметил, что зрелые работы Дега более индивидуальны, они в самом деле «расширились» по стилю, — это и отличает их в первую очередь от ранних работ художника. Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов. Таким же творческим был подход художника к гравюре и скульптуре. Финансовый кризис, который Дега пережил после смерти отца, оказался после нескольких лет напряжённой, ежедневной работы преодолённым и уже к 1880 году Дега стал заметной и уважаемой фигурой в парижском мире искусств. Но только не Дега.
К этому времени Дега исполнилось 50 лет. Находясь в Италии, Дега написал ряд портретов, на которых изображены члены его семьи. Таз для мытья.
Он был старшим из пятерых детей. Основной формой его живописи всегда была сюжетная композиция. Например, его герои не смотрят на зрителя (за исключением заказных портретов), чаще всего находясь в движении. Две балерины на картине Голубые танцовщицы не попали в кадр полностью.
Талант будущего живописца развивался под влиянием многих факторов. В то же время сочные тона и «мерцающий» штрих пастели помогали художнику создать ту особенную красочную атмосферу, ту переливчатую воздушность, которая так отличает его работы. Среди десяти работ Эдгара Дега, хранящихся в российских музеях, только одна («Танцовщица у фотографа» из Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) написана масляными красками. Увлечённый многообразием и подвижностью городской жизни, он пишет современный ему Париж (улицы, театр, кафе, скачки) в непрерывно сменяющихся аспектах.
Например, в «Упражнениях юных спартанцев» он пренебрег исторической точностью, чтобы по-иному и явно по-современному представить тему из древней истории. В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 лет и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». Молодой художник, желающий выставляться в Салоне, в первой половине шестидесятых годов обращается к историческим сюжетам: «Молодые спартанки, вызывающие на состязание юношей» (1860), «Семирамида закладывает город» (1861), «Александр и Буцефал» (1861—1862), «Дочь Иеффая» (1859—1860), «Эпизод средневековой войны» («Бедствия Орлеана») (1865).
Идеал Эдгар видел в неутихающей жизни мегаполиса. При этом сам Дега отвергал термин «импрессионизм», как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества.
Для академической живописи того времени это было явным осквернением святыни В этой картине уже появляется намек на ту манеру видения, которая затем так будет поражать у Дега, когда в любом мотиве он безоглядно будет оставаться только самим собой» (Э. На рубеже 60-х годов XIX века Эдгар Дега открывает собственную мастерскую в Париже.
В действительности за спонтанностью его композиций скрывалась их тщательная подготовка. Только Джованна, одна из дочерей, смотрит на воображаемого зрителя, остальные фигуры сосредоточены друг на друге. Голубые танцовщицы. «Уловленные мгновения»— так, пожалуй, можно было бы выразиться о многих работах Эдгара Дега.
Все они были поэты трепетного, подвижного мира, все понимали жизнь как постоянное движение. С другой стороны, Ренуар верно подметил, что зрелые работы Дега более индивидуальны, они в самом деле «расширились» по стилю, — это и отличает их в первую очередь от ранних работ художника. Для создания эффектов динамики и подвижности Дега нередко прибегал к таким приёмам, как поднятие линии горизонта, смещение центра композиции, неожиданный срез кадра, нарушение перспективы игра слепящего искусственного света («Оркестр в Опере», 1868-69, Музей Орсе «Мисс Лала в цирке Фернандо», 1879, Национальная галерея, Лондон). Фигуры здесь изображены почти в натуральную величину, а сама картина выглядит тщательно продуманной. Для учениц это томительное ожидание, для пожилого балетмейстера – палитра новых идей.
Манера и яркость их творчества была близка и Эдгару Дега. Никто в дальнейшем не оказывал на Дега такого влияния, как Жан Огюст Энгр.
Много раз говорилось об отстранённости Дега по отношению к его моделям. Более того, он не любил пленэр, считая, что на воздухе рассеивается внимание и безоговорочно отдавал предпочтение управляемой среде студии.
Это ему явно удавалось. Его усилия увенчались появлением нового словаря реализма, подобно тому, как это удалось сделать в современной ему литературе братьям Гонкурам (Эдмону-Луи-Антуану и Жюлю-Альфреду) и Эмилю Золя. Именно в это время он создает свои знаменитые изображения обнаженной натуры. В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 лет и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры».
Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги. Академизм мало прельщал Дега с самого начала. Не исключение и эта картина.
Ни одну из этих скульптур, за исключением «Маленькой четырнадцатилетней танцовщицы», Дега никогда не выставлял. С годами Дега все чаще отдает предпочтение пастели, часто в сочетании с монотипией, литографией или гуашью. Сам я не знаю ничего ни о вдохновении, ни о стихийности, ни о темпераменте». Несколько из них оказались в галерее Тео Ван Гога (брата Винсента). Они заняты своими делами, своими мыслями. Манера и яркость их творчества была близка и Эдгару Дега. В фигурах балерин, купальщиц, лошадей (часто этюдных по лепке) Дега добивался пластически выразительной передачи мгновенного движения, остроты и неожиданности позы, сохраняя при этом пластическую цельность и конструктивность фигуры.
Среди наиболее известных работ этого цикла «Танцевальный класс» (1873 г. ), «Танцовщица на сцене» (1879 г. ), «Танцовщицы на репетиции» (1879 г. ) и «Голубые танцовщицы» (1890 г. ). Позже он пишет портрет художника Лепика («Площадь Согласия») — в определённой степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета. По его задумке именно вы, зритель, смотрите балет, а не он. В 1873 году художник вернулся в Париж.
Темы скульптур Дега повторяли темы его картин — танцовщицы, купальщицы или скачущие жокеи. Завершенность и продуманность его композиций заставляет порой вспомнить полотна Пуссена. Почти за десять лет до своей смерти Дега практически перестал писать. Кажущаяся безыскусность композиции и незаинтересованная позиция автора создают впечатление подсмотренной чужой жизни (Танцевальный класс, 1873-1875 Танцовщица на сцене, 1878 – обе в Музее Орсэ, Париж Танцовщицы на репетиции, 1879, МГИИ, Москва Голубые танцовщицы, 1890, Музей Орсэ, Париж).
В творчестве мастера нет ничего от экспромта. Эдгар Дега воспринимал театр именно так. Дега писал своему другу: «Один хлопок.
Произведения Дега, с их строго выверенной композицией (асимметричной, обладающей динамической фрагментарностью кинокадра), с их точным и гибким рисунком, неожиданными ракурсами, активным взаимодействием фигуры и пространства (часто как бы вывернутого на плоскость), сочетают кажущиеся непредвзятость и случайность с тщательной продуманностью и точным расчётом. И хоть копирование удавалось ему столь же блестяще, он не использовал в произведениях чужие приемы и даже в пору ученичества пытался действовать согласно собственным взглядам на живопись. Ни грация, ни мнимая поэзия не входят в его цели.
Пожалуй, тут Ренуар не совсем прав. Находясь в Италии, Дега написал ряд портретов, на которых изображены члены его семьи. 1. Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать». «Чистые» пейзажи редки у Дега и созданы чаще всего по воспоминаниям («В Люксембургском саду», 1876-80, Музей Фабра, Монпелье) либо по фотографиям (Дега профессионально занимался ей с 1895) – как серия видов городка Сен-Валери-сюр-Сом (около 1898), отмеченная необычным цветовидением (розовое небо, сиреневая земля).
Страсть к эксперименту была у художника в крови— недаром ещё в 1879 году один из обозревателей, посетивший выставку импрессионистов, писал, что Дега «без устали ищет новую технику». На тему танцовщиц Дега, в сильной степени, повлиял Оноре Домье. Он жил один.
Как ему это удаётся. Критики часто сходятся в том, что, несмотря на нежелание Дега (в отличие от импрессионистов) работать на пленэре, принципиально их творчество в общем очень схоже, что, в свою очередь позволяет причислить Эдгара Дега к кругу импрессионистов. К этому времени художник уже почти полностью ослеп, но вплоть до 1914 года его сухопарую фигуру можно было заметить на парижских улицах, по которым он ходил, нащупывая себе путь тростью.
В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами. Так он, разделавшись с долгами, подошел к периоду, овеянному славой и любовью публики. Дега писал своему другу: «Один хлопок.
Напротив, отец Эдгара, совладелец и управляющий одного из крупных парижских банков, сам был не чужд искусству, хотя ему, несомненно, хотелось, чтобы отпрыск все же оставил свое «несерьезное» увлечение и поступил на юридический факультет. Демобилизовавшись в 1871, он некоторое время путешествовал по Европе и Америке. Особенно ощутимо это в «Голубых танцовщицах» из московского музея, где из радужного мерцания чистых тонов как бы возникает мелодия танца.
Хотя пространство, как и раньше, оставалось театральным (нереальным) или неопределенным, фигуры, теперь это были в основном купальщицы, тоже не пощадило время, не без усилий справляются они со своими ослабевшими телами. Цвет здесь как бы возникает на ваших глазах из переливчатого сияния из струящегося потока радужных «элементарных частиц» из вихря перекрещивающихся «силовых» линий. Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром отдельными частями тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство (Оркестр Оперы, 1868-1869, Музей Орсэ, Париж Две танцовщицы на сцене, 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон Абсент, 1876, Музей Орсэ, Париж).
Друзья и члены его семьи отзывались о Дега как о неуклюжем прямом человеке. Американский историк искусства Джордж Хеард Гамильтон писал об этих работах Дега: «Колорит его картин был последним и величайшим даром художника современному искусству.
Демократичность и даже некоторая вульгарность кафешантанов притягивали его. Почти двадцать лет Дега ежегодно приобретал годовой абонемент в театр оперы и балета. Остальные выполнены пастелью. Такая атмосфера забавляла и развлекала Дега.
Дега стремился к максимальной «реалистичности» или «натуралистичности» своих произведений. В 1861году Дега знакомится с Эдуардом Мане, дружба с которым продолжалась до конца жизни последнего. Много лет считалось, что сами восковые скульптуры, с которых делали отливки, не могли сохраниться, однако они были обнаружены в подвале в 1954 году как выяснилось, для отливки были использованы специально сделанные дубликаты.
Другая излюбленная тема работ Дега – мир балета, цирка, репетиций иногда он предстаёт как феерия, волшебство («Этуаль», около 1877-78, Музей Орсе), но чаще – как рутина, утомительный труд («Танцевальное фойе Оперы», 1872, Музей Орсе «Репетиция балета на сцене», около 1873, Метрополитен-музей, Нью-Йорк и Музей Орсе). Преклонение перед человеческим телом он выразил в серии пастелей, представляющих женщин за туалетом (После ванны, 1885, частное собрание).
Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами. Теряя зрение, художник поверял пальцам ту нежность, что раньше доставалась кисти.
Однако в 1870-е годы манера художника стала более свободной и плавной, в это время Дега почти полностью отказался от карандаша и перешёл на белый мел и чёрный уголь. По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету. По возвращении ему предстояло столкнуться с угрюмой действительностью лицом к лицу.
Хюттингер). Его работы как будто созданы спонтанно, молниеносно, но это обманчивое впечатление. Его произведения ничего не воспевают. 1886 г. Бумага, пастель.
Голубые танцовщицы. Лаура беременна третьим ребёнком, хотя чёрное платье скрывает её положение. Эдгар изучал творения великих мастеров живописи в Лувре, за время своей жизни несколько раз посещал Италию (где проживали его родственники по линии отца), где имел возможность знакомиться с шедеврами мастеров Итальянского Возрождения.
Пастель состоит из красящего пигмента в порошке, смешанного с небольшим количеством клейкого вещества (обычно гуммиарабика) и спрессованного в форме мелка. Как позже объяснял Клод Моне, Дега делал это для того, чтобы «заставить раму помогать произведению и дополнять его», таким образом усиливая цвета. Когда Дега спросили, что он думает по этому поводу, он ответил: «Я чувствую себя лошадью, только что выигравшей скачку и получившей в награду все тот же мешок с овсом».