Страсть к эксперименту была у художника в крови — недаром ещё в 1879 году один из обозревателей, посетивший выставку импрессионистов, писал, что Дега «без устали ищет новую технику».
Потрясающий эффект, которого он добивался с помощью этой техники, отлично иллюстрирует не датированный «Набросок с двумя всадниками». Эти элементы были частью идеологии реализма-натурализма. Жокеи-любители (1876-1887) началась по заказу певца Жана-Батиста Фаре.
Однако постоянные и упорные занятия позволили Дега получить необходимые знания.
В Автопортрете (1855), выполненном до поездки в Италию, он использовал темный фон в манере великих испанских живописцев Франсиско Хосе де Гойи и Диего Родригеса де Сильва Веласкеса. Его дневник помогает узнать разнообразие источников, которыми он пользовался, в том числе египетской и иранской настенной живописью (фрески), а также работами художников Раннего Ренессанса. Воск, слегка подкрашенный имеет естественный цвет кожи. В фигурах балерин, купальщиц, лошадей (часто этюдных по лепке) Дега добивался пластически выразительной передачи мгновенного движения, остроты и неожиданности позы, сохраняя при этом пластическую цельность и конструктивность фигуры. В середине 1880-х гг.
Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги.
Оценивать работы Дега более поздних лет непросто.
Баронесса стоит свободно, у нее гордая, прямая и чопорная осанка. Критики часто сходятся в том, что, несмотря на нежелание Дега (в отличие от импрессионистов) работать на пленэре, принципиально их творчество в общем очень схоже, что, в свою очередь позволяет причислить Эдгара Дега к кругу импрессионистов.
Пожалуй, тут Ренуар не совсем прав. Во многих случаях художник старается охватить взглядом сцену и ряды кулис, откуда выходят балерины (Репетиция балета на сцене, 1874). Первые образцы этих скульптур появились в 1921 году. По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету. Все эти сцены проходят в интерьере, хотя порой они ограничены голой стеной. Особенно ощутимо это в «Голубых танцовщицах» из московского музея, где из радужного мерцания чистых тонов как бы возникает мелодия танца.
Но и в этом случае они выполнялись с намерением представить конкретного человека. Поль Валери иногда заходивший навестить Дега в мастерской, оставил описание безрадостного существования почти ослепшего художника, который уже не мог писать и лишь немного рисовал углем. Поддержанный Эдгаром, Рене отходит от отцовского дела и отправляется в Америку. Он жил один.
Война представила Дега возможность увидеть и узнать множество разных людей. Завершенность и продуманность его композиций заставляет порой вспомнить полотна Пуссена.
Манера Дега сложилась под влиянием разных художников. Возможно, его друг скульптур Бартоломео подталкивал его стремления в этом направлении. Мне нравится эта суровость».
Разве мог Антуан Ватто позволить себе изображать сцену, глядя на неё сквозь сотни зрителей, сидящих в зале изображать не само действо, а профиль случайного соседа, невольно подслушанный разговор и мимику собеседников. Он также был известен как способный мимический актер. Хюттингер).
Хюттингер). Редко он изображал исполнителей во время представления. В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами. По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету. 1884) и Обнаженная, расчесывающая волосы (1885).
Илер де Га эмигрировал в Италию в годы Французской революции, полагая, что его жизнь в опасности. Начал художник с автопортретов, затем были портреты родных и друзей.
Хюттингер). Восход солнца, выставленной в фотоателье Надара в 1874 году. Эдгар Дега скончался 27 сентября 1917 года в Париже в возрасте 83 лет, будучи признанным мастером и авторитетным живописцем, по праву считавшимся одним из ярчайших представителей импрессионизма, оригинальным творцом. Там, в Италии, он выработал технику точного и резкого рисунка, где его зоркая наблюдательность сочеталась со сдержанной и благородной манерой письма, как это было на ранних картинах Дега «Зарисовки брата» и «Рисунок головы баронессы Беллели». Пастель состоит из красящего пигмента в порошке, смешанного с небольшим количеством клейкого вещества (обычно гуммиарабика) и спрессованного в форме мелка.
Она воплощает стремление Дега передать эффекты искусственного света.
Как позже объяснял Клод Моне, Дега делал это для того, чтобы «заставить раму помогать произведению и дополнять его», таким образом усиливая цвета. Поздние работы Дега выделяются также интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряжённо-драматический характер («Голубые танцовщицы», пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва).
В 1873 г. художник вернулся в Париж. Своим друзьям-импрессионистам он говорил: «Вам нужна жизнь естественная, мне— искусственная». В 1854-59 в Италии изучал искусство Раннего Возрождения. Маленькая Джулия выхвачена в момент минутной взволнованности.
Героини этих картин, как правило изображены в интерьере вне бытовой среды. Своим друзьям-импрессионистам он говорил: «Вам нужна жизнь естественная, мне — искусственная». Эдгар Дега начинает использовать пастель.
И тем не менее в них присутствует сильная, несгибаемая воля самого художника. Дега поступил в Школу изящных искусств в апреле 1855 года, заняв на вступительном конкурсе тридцать третье место. В своих первых работах он соблюдал значительную дистанцию по отношению к мотиву и выразительный эффект его композиций во многом определялся сложным и динамичным взаимоотношением фигур и пространства, как это можно видеть в картине Танцевальный класс (1874).
Энгра. Хотя Моро на самом деле был мастером романтических мифологических полотен. Завершенность и продуманность его композиций заставляет порой вспомнить полотна Пуссена. Позже он пишет портрет художника Лепика («Площадь Согласия») — в определённой степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета. На этом внушительном групповом портрете изображены тетушка Дега Лаура со своим мужем, бароном Дженнаро Беллелли и двумя детьми. Не многие другие художники так упорно изучали человеческое тело, как Дега.
Дега был, по определению Эдмона де Гонкура, посетившего мастерскую художника, «человеком, который лучше, чем кто-либо другой, сумел, транскрибируя современную жизнь, уловить ее душу». Они избегают друг друга. Основой процветания города была торговля хлопком. В 1873 г. художник вернулся в Париж.
Хотя работа производит впечатление спонтанности, ее композиция была продумана так же тщательно, как и на всех полотнах Дега. Он уже вписал танцовщиц балета в картины, посвященные оркестру. Отношение Дега к собственному телу было свободным от условностей.
Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать». Произведения Дега, с их строго выверенной композицией (асимметричной, обладающей динамической фрагментарностью кинокадра), с их точным и гибким рисунком, неожиданными ракурсами, активным взаимодействием фигуры и пространства (часто как бы вывернутого на плоскость), сочетают кажущиеся непредвзятость и случайность с тщательной продуманностью и точным расчётом. Идеал Эдгар видел в неутихающей жизни мегаполиса. Маленькая Джулия выхвачена в момент минутной взволнованности. Эти элементы были частью идеологии реализма-натурализма. Это дало повод думать, что она либо проститутка, либо содержанка.
Вопреки общему убеждению Дега проявил интерес к лошадям в самом начале своей карьеры, когда был еще в Италии. Эдгар Дега (первоначально Де Га) родился 19 июля 1834 года в Париже. Манера и яркость их творчества была близка и Эдгару Дега. Дега, однако, видел в этом кризисе вызов.
Вся эта суета горячит ум и искажает верность суждения. Все здесь полно осмысленного движения. Некоторые замечали, что подобное произведение нетипично для Дега и даже Золя, несгибаемый сторонник дела импрессионизма, сокрушался, что художник испортил картину завершающими мазками (писатель считал лучшими работами Дега его наброски). Отец, Огюст Де Га и дед художника были банкирами.
А силой зрительной памяти с ним мог сравниться разве только Домье. Начиная с 90-х годов произведения Дега несут на себе отпечаток стареющего человека, чье тело, душа, моральный дух подверглись в последние двадцать семь лет жизни тяжким испытаниям. При этом сам Дега отвергал термин «импрессионизм», как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества. Несколько из них оказались в галерее Тео Ван Гога (брата Винсента).
Между 1874 и 1886 годами состоялось восемь выставок импрессионистов и Дега принял участие в семи из них, пропустив только предпоследнюю, в 1882 году. Мать Дега, Селестина Мюссон, была родом оттуда. Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов. Первые образцы этих скульптур появились в 1921 году. Увлечённый многообразием и подвижностью городской жизни, он пишет современный ему Париж (улицы, театр, кафе, скачки) в непрерывно сменяющихся аспектах. Дега даже специально оговаривал, что рамы его картин не должны меняться.
Даже глазированная поверхность терракотовой вазы на столе достойна внимания. Например, в «Упражнениях юных спартанцев» он пренебрег исторической точностью, чтобы по-иному и явно по-современному представить тему из древней истории. По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету.
Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром отдельными частями тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство (Оркестр Оперы, 1868-1869, Музей Орсэ, Париж Две танцовщицы на сцене, 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон Абсент, 1876, Музей Орсэ, Париж). Эти работы Дега лепил для себя, они заменяли ему этюды и лишь немногие скульптуры он доводил до конца. И действительно, однажды его с нежностью назвали «медвежонком» за частое ворчание и брюзжание.
Изображенные шляпы требуют пристального внимания зрителя. Как позже объяснял Клод Моне, Дега делал это для того, чтобы «заставить раму помогать произведению и дополнять его», таким образом усиливая цвета. По своему обыкновению Дега не спешил завершить картину. Есть еще одна такая же картина и под таким же названием, которая лишь слегка отличается от первой (Музей Орсэ, Париж). И действительно, однажды его с нежностью назвали «медвежонком» за частое ворчание и брюзжание. Оба эти материала сухие или быстро сохнущие, непрозрачные, что позволяло Дега легко вносить в свои композиции (и маскировать) изменения. Дега писал своему другу: «Один хлопок.
Художник скончался 27 сентября 1917 в Париже в возрасте 83 лет. В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами. Он был старшим из пятерых детей.
Позировавшая и в самом деле не была польщена и отвергла заказанный ею портрет. Иногда его называют холодным, бесстрастным наблюдателем, особенно при написании женских портретов, однако Берта Моризо, одна из выдающихся художниц того времени, говорила, что Дега «искренне восхищался человеческими качествами молоденьких продавщиц в магазине». Возросла интенсивность цвета, а линия стала более энергичной и приобрела большую экспрессивность. Картина погружает в атмосферу волнительного предвкушения. Сам я не знаю ничего ни о вдохновении, ни о стихийности, ни о темпераменте».
Темы скульптур Дега повторяли темы его картин— танцовщицы, купальщицы или скачущие жокеи. Среди десяти работ Эдгара Дега, хранящихся в российских музеях, только одна («Танцовщица у фотографа» из Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) написана масляными красками. Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан. Он нарисовал всю картину в классически строгом духе Пуссена, но придал лицам героев черты «детей Монмартра», черты хорошо знакомой ему молодёжи парижских предместий. Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги. К концу 80-х годов Дега реализовал свое желание стать знаменитым и неизвестным.
Дега написал немало портретов. Остальные выполнены пастелью. Я не встречал еще художника, который, воспроизводя современную жизнь, лучше схватывал бы её дух» В конечном итоге Дега сумел выработать свой собственный, неповторимый взгляд на впечатления окружающего нас мира. Основой процветания города была торговля хлопком.
На тему танцовщиц Дега, в сильной степени, повлиял Оноре Домье. Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы («Мисс Лала в цирке Фернандо», 1879, Национальная галерея, Лондон).
Пастель состоит из красящего пигмента в порошке, смешанного с небольшим количеством клейкого вещества (обычно гуммиарабика) и спрессованного в форме мелка. На тему танцовщиц Дега, в сильной степени, повлиял Оноре Домье. Например, в «Упражнениях юных спартанцев» он пренебрег исторической точностью, чтобы по-иному и явно по-современному представить тему из древней истории.
В некоторых случаях Дега добавлял атрибуты социального статуса позирующего (Анри Руар перед своей фабрикой) или обогащал картину детально разработанной обстановкой (Коллекционер гравюр). Первой знаковой работой на эту тему можно назвать «Оркестранты оперы», где автор изобразил своего друга-фаготиста Дезира Дио. Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы («Мисс Лала в цирке Фернандо», 1879, Национальная галерея, Лондон). К тому времени, когда Дега исполнилось 30, он уже создавал полотна, вошедшие в сокровищницу мирового искусства.
Первые образцы этих скульптур появились в 1921 году. Почти за десять лет до своей смерти Дега практически перестал писать. Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр. Все внимание художник сосредоточивает на лицах, другими деталями он явно пренебрегает. В 1873году художник вернулся в Париж.
Более того, Дега почти ничего не продал. Точные портреты персонажей великолепно вписаны Дега в атмосферу деловой обстановки и в целом картина представляет собой живую зарисовку повседневной жизни, перекликаясь скорее с романами Эмиля Золя, чем с большинством работ современных Дега живописцев. Только Джованна, одна из дочерей, смотрит на воображаемого зрителя, остальные фигуры сосредоточены друг на друге.
Оригинал картины написан очень тщательно, его отличают насыщенные цвета, особенно зеленый на стенах. Дега сумел наполнить этот групповой портрет мрачным чувством семейной драмы, просто представляя зрителю членов семьи. Демократичность и даже некоторая вульгарность кафешантанов притягивали его. Воллару удалось заполучить несколько рисунков для использования их в качестве иллюстраций к «Заведению Телье» Мопассана и «Гримасам куртизанок» Пьера Луи.
Растет продуктивность Дега, количество законченных работ, предназначенных для продажи, одновременно он тщательно планирует с группой надежных торговцев свою стратегию на торгах. Дега писал своему другу: «Один хлопок. Импрессионисты больше внимания обращали на свет (здесь можно вспомнить картины Мане и Моне), Эдгар Дега, в свою очередь больше внимания обращал на движение. Несколько из них оказались в галерее Тео Ван Гога (брата Винсента).
С другой стороны, Ренуар верно подметил, что зрелые работы Дега более индивидуальны, они в самом деле «расширились» по стилю, — это и отличает их в первую очередь от ранних работ художника. Этот рисунок выполнен не столько карандашом, сколько углем. Работы Дега исполненные до 1860, представляют собой в основном портреты друзей и родственников кульминацией этого периода творчества мастера стало создание группового портрета Семья Беллили (1858 – 1860).
Манера и яркость их творчества была близка и Эдгару Дега. Цвет здесь как бы возникает на ваших глазах из переливчатого сияния из струящегося потока радужных «элементарных частиц» из вихря перекрещивающихся «силовых» линий. Сами названия направлений и стилей, как правило, случайны, появлялись и закреплялись стихийно и мало что говорят о том явлении искусства, которое называют.
1882). После поездки в Лондон в октябре того же года художник высказал желание навестить семью брата и других родственников в Новом Орлеане. Поверхности различных тканей, например, желтый шерстяной платок на шее женщины или льняная юбка, которую гладит другая прачка, – легко узнаваемы с первого взгляда.
Пространство расширено, а количество изображенных предметов уменьшено. Уловленные мгновения — так, пожалуй, можно было бы выразиться о многих работах Эдгара Дега. Более спокойная интерпретация этой же темы дана в полотне под названием Гладильщица (Национальная галерея искусств, Вашингтон). Лепить маленькие восковые скульптуры Дега начал в конце 1860-х годов и, по мере того как ухудшалось его зрение, художник все больше внимания уделял именно этому жанру. Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов. Ландшафт напоминал ему Англию очень сильно. Так он экспериментировал с фотографией, не без пользы для себя как для художника.
Некоторые его произведения экспонировались в Салоне в 1865-1870 годах, но критики часто даже не упоминали о них или же давали им неоднозначную оценку. Хотя пространство, как и раньше, оставалось театральным (нереальным) или неопределенным, фигуры, теперь это были в основном купальщицы, тоже не пощадило время, не без усилий справляются они со своими ослабевшими телами. Образы Дега исполнены динамизма, они воплощают ускорившиеся ритмы современной художнику эпохи.
Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан.
С этой целью им было собрано множество этюдов, литографий, монотипий и рисунков. Слишком уж много кругом шума.
Он жил один. Маленькая Джованна смотрит на художника и зрителя, сложив ручки на белом фартуке. Примером может служить его картина «Мисс Лала в цирке Фернандо». Дега стремился к максимальной «реалистичности» или «натуралистичности» своих произведений. Ни грация, ни мнимая поэзия не входят в его цели.
Тем не менее, в 1855 году он поступил в школу изящных искусств (Ecole des Beaux-Arts), в студию Луи Ламота, который придерживался классического направления в изобразительном искусстве. Одно из самых известных произведений этого периода – Танцевальный класс (1872, Париж, Лувр). Художник применил эту технику, работая над картиной Звезда.
Для академической живописи того времени это было явным осквернением святыни В этой картине уже появляется намек на ту манеру видения, которая затем так будет поражать у Дега, когда в любом мотиве он безоглядно будет оставаться только самим собой» (Э. Картины темные по колориту, суховаты по форме. Эдгар Дега воспринимал театр именно так.
Поначалу такие картины были восприняты благоприятно. Остроумие и юмор сменились более серьезным тоном, творческая продуктивность постепенно снижалась из-за надвигавшейся слепоты. Цвет здесь как бы возникает на ваших глазах из переливчатого сияния из струящегося потока радужных «элементарных частиц» из вихря перекрещивающихся «силовых» линий.
Многие из них не сохранились из-за несовершенства техники. Ее отец был брокером на хлопковой бирже в Новом Орлеане. После возвращения Дега оставил апартаменты отца и снял новую большую мастерскую на Рю де Лаваль, в 9-м округе, в котором ему было суждено прожить всю жизнь. С Эдуардом Мане Дега сближает общее неприятие академического салонного искусства.
Даже когда Дега обращался к истории, он никогда не забывал город, в котором жил.
Лишь после его смерти многие из них были отлиты в бронзе, против чего выступали такие тонкие знатоки, как Кэссет. Фотографическая память помогала подмечать самые незначительные особенности Парижа.
Основой процветания города была торговля хлопком. Дега придал ей отличительное выражение лица и даже написал украшение – сережки.
Отношение Дега к собственному телу было свободным от условностей. Темы скульптур Дега повторяли темы его картин — танцовщицы, купальщицы или скачущие жокеи. Источником вдохновения стал Париж (возможно, сказалось влияние Мане).
Поддержанный приятелем-скульптором Бартоломе, Дега создал большое количество восковых и глиняных фигур танцовщиков и лошадей. В результате этого лицо находится в тени, но на нем застыла улыбка. В то же время картина отличается свежестью и индивидуальным взглядом художника.
У Дега же она содержит лишь часть срезанного рамой мощного потока жизни. Кажущаяся безыскусность композиции и незаинтересованная позиция автора создают впечатление подсмотренной чужой жизни (Танцевальный класс, 1873-1875 Танцовщица на сцене, 1878 – обе в Музее Орсэ, Париж Танцовщицы на репетиции, 1879, МГИИ, Москва Голубые танцовщицы, 1890, Музей Орсэ, Париж). В конце концов Рене женится на Эстелле, а через некоторое время в Новый Орлеан переселяется еще один брат, Ашиль Де Га, присоединясь к семейному предприятию.
Он также был известен как способный мимический актёр. Вскоре после возвращения из Нового Орлеана в 1873 году Дега начал писать известную картину (Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Художник акцентирует внимание на выражениях лиц танцовщиц.
Даже определённый успех исторической картины Дега «Несчастья города Орлеана» в Салоне 1865 года не отбили у художника осознанного желания изображать современную жизнь в своей новой, несколько революционной по тому времени манере. Немногочисленны также картины отдельных танцовщиц.
Все здесь полно осмысленного движения. На рубеже 60-х годов XIX века Эдгар Дега открывает собственную мастерскую в Париже. Оценивать работы Дега более поздних лет непросто. Роскошный букет осенних цветов только подчеркивает этот покой. Все более становясь домоседом, Дега редко выезжал из города.
Пастель в самом деле находится на грани между рисунком и живописью, а сам Дега говорил, что она позволяет ему стать «колористом с линией». Мне нравится эта суровость». Хотя работа производит впечатление спонтанности, её композиция была продумана так же тщательно, как и на всех полотнах Дега. Лаура беременна третьим ребёнком, хотя чёрное платье скрывает её положение.
Талант в изображении поведения людей Дега демонстрирует в картине Интерьер или Изнасилованная (1868-1869). Тот, однако, в отличие от импрессионистов, был более социальным художником отходя от традиций классицизма и романтизма старых школ живописи Франции он больше внимания обращал не на отвлечённые повседневные образы современной жизни, а на сюжеты, связанные с повседневным, часто тяжёлым трудом его современников.
Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги.
К тому времени этот портрет был самой грандиозной работой художника. С другой стороны, Ренуар верно подметил, что зрелые работы Дега более индивидуальны, они в самом деле «расширились» по стилю, — это и отличает их в первую очередь от ранних работ художника. В фигурах балерин, купальщиц, лошадей (часто этюдных по лепке) Дега добивался пластически выразительной передачи мгновенного движения, остроты и неожиданности позы, сохраняя при этом пластическую цельность и конструктивность фигуры. Впрочем, он находился в привилегированном положении, живя за счет состояния семьи.
Этот рисунок выполнен не столько карандашом, сколько углем. Все здесь живут только хлопком и ради хлопка». Дега интересовала обычная жизнь людей.
Пожалуй, тут Ренуар не совсем прав. Женщина примеряет шляпку перед зеркалом, стоящим наклонно к фигуре модистки, почти полностью закрывая ее. Особенно ощутимо это в «Голубых танцовщицах» из московского музея, где из радужного мерцания чистых тонов как бы возникает мелодия танца.
Да, все, сказанное выше, правда, но правда и то, что Дега не утратил гибкости ума, оставался яркой противоречивой личностью искал новые пути в искусстве. Основой процветания города была торговля хлопком. Похоже, это клуб для буржуазной публики или ресторан. Как лишнее доказательство того, что он уверен в своем таланте и спокоен за свою позицию, Дега замыкается в узком кругу близких друзей. Вся эта спекуляция горячит умы и сбивает с толку. В творчестве мастера нет ничего от экспромта.
Различные материалы и аксессуары выставлены в изобилии на столе на переднем плане. В «Семирамиде, строящей Вавилон» Дега создал волнующее оригинальное произведение, но, казалось, он сам не был уверен в правильном направлении своих поисков. Большинство рисунков Дега — это наброски и зарисовки человеческих фигур, как, например, «Балерина, завязывающая туфлю», 1880—1885. С объединением Италии в 1860 году семья получила возможность возвратиться в родной город.
По словам близких, это был не самый дисциплинированный ребенок и такой жест девочки выглядит не совсем искренним, в то время как ее младшая сестренка Джулия, кокетливо подбоченясь, показывает более открытый и нетерпеливый характер. Учился в Школе изящных искусств в Париже (1855-56). Теперь на ней появились холмы и пригородные фабрики с дымящимися трубами. Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы («Мисс Лала в цирке Фернандо», 1879, Национальная галерея, Лондон).
Потрясающий эффект, которого он добивался с помощью этой техники, отлично иллюстрирует не датированный «Набросок с двумя всадниками». В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 лет и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры».
Только Джованна, одна из дочерей, смотрит на воображаемого зрителя, остальные фигуры сосредоточены друг на друге. Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан.
Работы из серии монмартрских зарисовок были выполнены Дега на заказ для роскошного издания «Семья Кардиналь», задуманного Людовиком Галеви. Вот таким образом ему достаточно изобразить мелькнувшую в дверном проеме молодую женщину, кокетливо надетую шляпку, утомленную позу гладильщицы или прачки (Чтение письма, 1884, Художественная галерея и музей, Глазго Гладильщицы, Музей Орсэ, Париж).
Вместо этого они смотрели на него как на честного буржуа играющего в радикала. Никто не мог сравниться в мастерстве владения пастелью с Дега, который использовал ее с мощью и изобретательностью, каких не достигал ни один из его современников. Художники, писавшие балет до Дега, либо выстраивали геометрически правильные композиции, либо изображали звезд балета, склонившихся в изящном поклоне.
Да, все, сказанное выше, правда, но правда и то, что Дега не утратил гибкости ума, оставался яркой противоречивой личностью искал новые пути в искусстве. Различные наброски и рисунки пастелью, указывающие размещение фигур, служили ориентиром для осуществления грандиозного замысла.
С 1862 года Дега начал рисовать лошадей, скачки, жокеев. Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр. В его творчестве вновь стало заметно влияние Энгра, но теперь он увлечен и красками Делакруа. Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром отдельными частями тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство («Оркестр Оперы», 1868—1869, Музей Орсэ, Париж «Две танцовщицы на сцене», 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон «Абсент», 1876, Музей Орсэ, Париж).
Друзья и члены его семьи отзывались о Дега как о неуклюжем прямом человеке. Дега писал своему другу: «Один хлопок. Курбе и Делакруа оказали определённое влияние на творчество Дега, однако действительным, признаваемым им авторитетом до конца жизни для художника оставался Энгр. Дега даже специально оговаривал, что рамы его картин не должны меняться. Работая в этой технике, мастер говорил о том, что она позволяет ему стать колористом с линией.
Оба эти материала сухие или быстро сохнущие, непрозрачные, что позволяло Дега легко вносить в свои композиции (и маскировать) изменения. Он жил один. У Дега же она содержит лишь часть срезанного рамой мощного потока жизни.
Вилла Медичи (второе название Французской академии) радушно принимала всех французских художников, в том числе и не стипендиатов, желавших посещать вечерние занятия по рисунку с натуры. К концу 80-х годов Дега, по существу, реализовал свое желание «стать знаменитым и неизвестным». В 1870-е годы он часто изображал танцовщиц и скачки.
Большая зеленая лента удачно гармонирует с рукой в перчатке. Много раз говорилось об отстранённости Дега по отношению к его моделям. Начиная с 90-х годов произведения Дега несут на себе отпечаток стареющего человека, чье тело, душа, моральный дух подверглись в последние двадцать семь лет жизни тяжким испытаниям. К тому времени этот портрет был самой грандиозной работой художника.
В январе 1871 года война окончилась капитуляцией Парижа и унизительным миром. Работы Дега исполненные до 1860, представляют собой в основном портреты друзей и родственников кульминацией этого периода творчества мастера стало создание группового портрета Семья Беллили (1858–1860). Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги. Несмотря на ее отсутствующий взгляд, ощущается, что именно она главенствует здесь. Там встречались неординарные личности: чревовещательницы, эксцентрики, патриотки, крестьянки, сентиментальные дамочки, эпилептики Типажи подобного рода существуют до сих пор и, если поразмыслить, любую современную звезду эстрады можно причислить к одной из этих категорий. сблизился с представителями импрессионизма, обращался главным образом к современной городской жизни изображая улицы, театральные сцены, скачки, кафе (Площадь Согласия, около 1875 Абсент, 1876, Музей импрессионизма), показывал характерность поведения и облика людей, порождённую спецификой их труда и быта (Женщины на террасе кафе, монотипия, пастель, 1877 и Гладильщицы, около 1884, – оба произведения в Музее импрессионизма).
Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами. Дега больше интересовался современной жизнью во всех ее проявлениях, нежели вымученными сюжетами выставленных в Салоне картин. Хотя он отдал этому произведению несколько лет, Дега не чувствовал к нему интереса. Демократичность и даже некоторая вульгарность кафешантанов притягивали его. И тем не менее в них присутствует сильная, несгибаемая воля самого художника.
В них он использовал цвет свободно и хлестко. Бедно одетая женщина сидит в кафе, перед ней стоит стакан, наполненный абсентом.
В этой картине Дега раскрыл жестокие и горькие аспекты взаимоотношений между людьми. Дега писал своему другу: «Один хлопок. Одно из самых известных произведений этого периода – Танцевальный класс (1872, Париж, Лувр).
В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 лет и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». Все здесь живут только хлопком и ради хлопка». Он нарисовал всю картину в классически строгом духе Пуссена, но придал лицам героев черты «детей Монмартра», черты хорошо знакомой ему молодежи парижских предместий. Критики часто сходятся в том, что, несмотря на нежелание Дега (в отличие от импрессионистов) работать на пленэре, принципиально их творчество в общем очень схоже, что, в свою очередь позволяет причислить Эдгара Дега к кругу импрессионистов. С начала 1870 года Дега сосредоточил внимание на теме балета. Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы (Мисс Лала в цирке Фернандо, 1879, Национальная галерея, Лондон).
Баронесса стоит свободно, у неё гордая, прямая и чопорная осанка. Самой большой и, очевидно, последней работой, посвященной этой теме, является полотно под названием Магазин дамских шляпок (Институт искусств, Чикаго). Работа над полотном Скачки. Тематическая серия работающих женщин (прачек и продавщиц галантерейных лавок) весьма притягательная. Такая атмосфера забавляла и развлекала Дега. Манера Дега сложилась под влиянием разных художников.
Дега стремился к максимальной реалистичности или натуралистичности своих произведений. Более того, он не любил пленэр, считая, что на воздухе рассеивается внимание и безоговорочно отдавал предпочтение управляемой среде студии. Дега осознавал давление коммерческого пресса и, судя по всему, проводил различие между ориентированными на рынок «товарами», как он называл и остальными своими произведениями. Баронесса стоит свободно, у неё гордая, прямая и чопорная осанка. В действительности за спонтанностью его композиций скрывалась их тщательная подготовка.
Этот рисунок выполнен не столько карандашом, сколько углем. Эта работа была выполнена быстро, без обычных колебаний. Дега явно симпатизировал своей тетушке. Друзья и члены его семьи отзывались о Дега как о неуклюжем прямом человеке. В то же время картина отличается свежестью и индивидуальным взглядом художника.
Как лишнее доказательство того, что он уверен в своем таланте и спокоен за свою позицию, Дега замыкается в узком кругу близких друзей. С Эдуардом Мане Дега сближает общее неприятие академического салонного искусства.
В этом их сила и слабость.
Он хотел наполнить историческую живопись новыми красками, содержанием и образами. Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами. Но среди всех балетных изображений автора, по праву лучшей считается картина «Голубые танцовщицы», где помимо необычного ракурса, суетливой динамики, настроения перед выступлением, автору удалось непостижимым образом передать искусственное освещение, так живописно играющее на платьях и плечах танцовщиц.
В то же время сочные тона и «мерцающий» штрих пастели помогали художнику создать ту особенную красочную атмосферу, ту переливчатую воздушность, которая так отличает его работы. Балет был его любимой темой. Даже у теряющего зрение Дега палитра оставалась близкой к палитре фовистов». Почти за десять лет до своей смерти Дега практически перестал писать. При этом сам Дега отвергал термин «импрессионизм», как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества.
К тому времени этот портрет был самой грандиозной работой художника. Позже он пишет портрет художника Лепика ()— в определенной степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета. Дега осознавал давление коммерческого пресса и, судя по всему, проводил различие между ориентированными на рынок «товарами», как он называл и остальными своими произведениями. Такая атмосфера забавляла и развлекала Дега.
Почти за десять лет до своей смерти Дега практически перестал писать. Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр. Таким же творческим был подход художника к гравюре и скульптуре.
К концу жизни Эдгар Дега практически ослеп и перестал писать. Следуя традиции своих ранних полотен, Дега и здесь представляет себя не как художника, а скорее как гражданина, занимающего определенное место в абстрактном виде городского пейзажа (серый, черный, синий, розовый цвета) из большого окна мастерской за фигурами двух мужчин. А в «Портрете итальянской нищенки» просматривалось стремление к правдивости изображения, жесткое и реалистичное.
Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами. Он был в постоянном поиске новых мотивов, ракурсов, композиций. «Не было искусства, менее непосредственного, чем мое», — так сам художник оценивает собственное творчество. Большинство рисунков Дега— это наброски и зарисовки человеческих фигур, как, например, «Балерина, завязывающая туфлю», 1880—1885. Красочная картина Танцовщица с букетом цветов выполнена пастелью и темперой.
Молодой художник, желающий выставляться в Салоне, в первой половине шестидесятых годов обращается к историческим сюжетам: «Молодые спартанки, вызывающие на состязание юношей» (1860), «Семирамида закладывает город» (1861), «Александр и Буцефал» (1861—1862), «Дочь Иеффая» (1859—1860), «Эпизод средневековой войны» («Бедствия Орлеана») (1865). Лаура беременна третьим ребёнком, хотя чёрное платье скрывает её положение. Для создания драматического напряжения художник использовал также направленный свет изображая, например, лицо, разделенное прожектором на две части: освещенную и затененную (Кафешантан в Амбассадёр, 1876-1877, Музей изящных искусств, Лион Певица с перчаткой, 1878, Музей Фогт, Кембридж).
Она – единственная связь между родителями, которые разделены столом. Обычно художник делал целый ряд предварительных набросков, а иногда использовал один и тот же этюд для нескольких разных полотен. Подобный фон можно встретить на портретах мастеров венецианской школы – Тициана и других.
Наиболее известной и потрясающей работой из этой серии является картина Гладильщицы. В творчестве мастера нет ничего от экспромта.
Шляпа на самой близкой к женщине подставке, украшенная сверху гирляндой цветов, висит над ее головой, как корона или ореол. Одним из открытий художника стала обработка картины паром, после чего пастель размягчалась и ее можно было растушевывать кистью или пальцами. 1876-1878).
Композиция здесь значительно упрощена. Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан.
В картине Любители абсента он изобразил трогательную сцену. В творческих поисках Дега выступает как один из самых смелых и оригинальных художников своего времени. Каждое его произведение — итог длительных наблюдений и упорной, кропотливой работы по их претворению в художественный образ.
Та же отстраненность наблюдается у Э. Дега и в изображении обнаженной натуры. Хотя пространство, как и раньше, оставалось театральным (нереальным) или неопределенным, фигуры, теперь это были в основном купальщицы, тоже не пощадило время, не без усилий справляются они со своими ослабевшими телами.
Под предлогом желания оставить память о брате незапятнанной Рене де Га после его смерти уничтожил большую часть рисунков, найденных им в мастерской Эдгара. Ранние работы этой серии довольно тщательно продуманы и отличаются строгим построением (Таз, 1886).
Лепить маленькие восковые скульптуры Дега начал в конце 1860-х годов и, по мере того как ухудшалось его зрение, художник все больше внимания уделял именно этому жанру. Там он изучал рисование у трех профессоров. И тем не менее в них присутствует сильная, несгибаемая воля самого художника.
Ни одну из этих скульптур, за исключением «Маленькой четырнадцатилетней танцовщицы», Дега никогда не выставлял. Эдгар изучал творения великих мастеров живописи в Лувре, за время своей жизни несколько раз посещал Италию (где проживали его родственники по линии отца), где имел возможность знакомиться с шедеврами мастеров Итальянского Возрождения.
Несколько из них оказались в галерее Тео Ван Гога (брата Винсента). Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Э. Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы (Мисс Лала в цирке Фернандо, 1879, Национальная галерея, Лондон). Его произведения ничего не воспевают. В этом их сила и слабость. «Уловленные мгновения» — так, пожалуй, можно было бы выразиться о многих работах Эдгара Дега.
Дега осмелился изобразить болтающих проституток в кафе на бульваре. На этот раз продавщица шляп отсутствует, но посетительница – из низшего сословия.
Для его ранних работ характерны резкий и точный рисунок, зоркая наблюдательность, сочетающиеся то с благородно-сдержанной манерой письма (зарисовки брата, 1856—1857, Лувр, Париж рисунок головы баронессы Беллели, 1859, Лувр, Париж), то с жесткой реалистической правдивостью исполнения (портрет итальянской нищенки, 1857, частное собрание). Оценивать работы Дега более поздних лет непросто. Она пишет: Жизнь с Дженнаро.
И если у пейзажистов это постигалось через движение воздуха, света, смену времен дня и года, через постоянный круговорот природы, то Дега стремился передать живую сущность мира через движение человека. Поздние работы Дега выделяются также интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряженно-драматический характер («Голубые танцовщицы», пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). Ни грация, ни мнимая поэзия не входят в его цели. Молодая женщина в полной отрешенности сидит спиной к своему насильнику.
Длинные тени полуденного солнца, матовая краска (Дега использовал свой особый состав краски), неподвижная толпа, наблюдающая с трибун, – все это способствует спокойному характеру данной работы. Находясь в Италии, Дега написал ряд портретов, на которых изображены члены его семьи. Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать». Картина была тотчас же приобретена Лувром.
Оценивать работы Дега более поздних лет непросто. С Эдуардом Мане Дега сближает общее неприятие академического салонного искусства. Дега особенно интересовало качественное исполнение картин, четкая прорисовка телодвижений. Вид города, лежащего вдали, например, навеян итальянскими пейзажами XIV-XV веков.
Дега осознавал давление коммерческого пресса и, судя по всему, проводил различие между ориентированными на рынок «товарами», как он называл и остальными своими произведениями. Пастель привлекает мастера благородством, чистотой и свежестью цвета, бархатистой поверхностью фактуры, живостью и волнующей вибрацией штриха.
Когда Дега в 1856 году отправился в Неаполь, он уже был основательно подготовлен, несмотря на свой юный возраст. Общим у Дега и этих художников было стремление к визуальной правде. Бег линий рождает форму из вихря красочных штрихов рождается цвет. Бег линий рождает форму из вихря красочных штрихов рождается цвет. В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 лет и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры».
Через три месяца после приезда в Америку Дега начал работать над Интерьером конторы в Новом Орлеане (Хлопковый рынок в Новом Орлеане). Позже он пишет портрет художника Лепика («Площадь Согласия»)— в определённой степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета. Среди десяти работ Эдгара Дега, хранящихся в российских музеях, только одна («Танцовщица у фотографа» из Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) написана масляными красками. Страсть к эксперименту была у художника в крови— недаром ещё в 1879 году один из обозревателей, посетивший выставку импрессионистов, писал, что Дега «без устали ищет новую технику».
Лаура беременна третьим ребенком, хотя черное платье скрывает ее положение. Его дар наблюдения, точность и зоркость взгляда были несравненны. Ни одну из этих скульптур, за исключением «Маленькой четырнадцатилетней танцовщицы», Дега никогда не выставлял.
Кажется, что она может убежать отсюда в любую минуту. В 1870-е годы он часто изображал танцовщиц и скачки. Его произведения ничего не воспевают. Искусству Дега присуще сочетание прекрасного, порой фантастичного и прозаического. Дега создавал свои статуэтки из глины и воска, которые наносил на каркас. По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету.
В картине «Танцевальный класс» Дега феноменально сочетает точный рисунок с эскизностью деталей. Дега даже специально оговаривал, что рамы его картин не должны меняться. Ему пришлось не только продать дом и собранную отцом коллекцию картин старых мастеров, но и впервые задуматься над продажей своих собственных работ.
Преклонение перед человеческим телом он выразил в серии пастелей, представляющих женщин за туалетом (После ванны, 1885, частное собрание). Этот прием впоследствии использовал А. де Тулуз-Лотрек в афишах для Мулен-Руж. Техника пастели позволяла Дега яснее проявить свой талант рисовальщика, свою любовь к выразительной линии.
Именно в это время он создает свои знаменитые изображения обнаженной натуры. На тему танцовщиц Дега, в сильной степени, повлиял Оноре Домье.
Начал со строгих по композиции исторических картин и портретов (Семейство Беллелли, около 1858-60, Музей импрессионизма, Париж). Вторая версия с такой же композицией (Метрополитен-музей, Нью-Йорк) была выполнена пастелью, которая придает картине светлый воздушный характер. В то же время картина отличается свежестью и индивидуальным взглядом художника. С этой целью им было собрано множество этюдов, литографий, монотипий и рисунков.
Но пастель сыпется с картины, её надо закреплять специальным раствором, а в результате краски темнеют. Хотя пространство, как и раньше, оставалось театральным (нереальным) или неопределенным, фигуры, теперь это были в основном купальщицы, тоже не пощадило время, не без усилий справляются они со своими ослабевшими телами. Не принимал он также и стремление импрессионистов работать на открытом воздухе, предпочитая мир театра, оперы и кафешантана. В 70-х гг.
В действительности за спонтанностью его композиций скрывалась их тщательная подготовка. Поскольку стиль Дега основывался на прекрасном рисунке, его картины обладают точностью изображения, абсолютно нетипичной для импрессионизма. Все здесь живут только хлопком и ради хлопка».
Таким же творческим был подход художника к гравюре и скульптуре. Будучи человеком весьма авторитетным в среде молодых художников, неформальным главой Батиньольской группы, Мане познакомил Дега с молодыми живописцами, ставшими впоследствии известными как импрессионисты. Смерть унесла многих его ближайших старинных приятелей, а скверный характер лишил общества немногочисленных оставшихся в живых друзей.
Этот приём впоследствии использовал А. де Тулуз-Лотрек в афишах для Мулен-Руж. Мужчина пристально смотрит куда-то в пустоту. Семья недавно переехала сюда из Неаполя.
Среди наиболее известных работ этого цикла «Танцевальный класс» (1873 г. ), «Танцовщица на сцене» (1879 г. ), «Танцовщицы на репетиции» (1879 г. ) и «Голубые танцовщицы» (1890 г. ). Его усилия увенчались появлением нового словаря реализма, подобно тому, как это удалось сделать в современной ему литературе братьям Гонкурам (Эдмону-Луи-Антуану и Жюлю-Альфреду) и Эмилю Золя. Примерно в это же время Дега начал писать картину Юные спартанцы. Под влиянием этих людей в конце 1860 года создается серия крупных работ – «Прачки», «Скачки», «Балетные сцены» и «Модистки». Эдгар Дега, по мнению исследователей, уже в тот период проявлял задатки будущего перфекциониста, многократно переписывая свои картины и стремясь довести их до совершенства.
Несмотря на то что эти два термина часто взаимозаменялись, в действительности натурализм был более прогрессивной формой реализма, так как он обогащался новейшими достижениями науки. Все здесь живут только хлопком и ради хлопка». Воск, слегка подкрашенный имел естественный цвет кожи. Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов.
В 1873 году художник вернулся в Париж. В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами. Завершив картину, он хранил ее в мастерской.
К концу 80-х годов Дега, по существу, реализовал своё желание «стать знаменитым и неизвестным». В 1861 году Дега нарисовал Семирамис находит Вавилон.
Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр. В возрасте 13 лет Эдгар потерял мать, что явилось для него серьёзнейшим ударом. Дега был, по определению Эдмона де Гонкура, посетившего мастерскую художника, «человеком, который лучше, чем кто-либо другой, сумел, транскрибируя современную жизнь, уловить её душу».
Так появились его ранние произведения. Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами. Между 1874 и 1886 состоялось восемь выставок из которых Дега принял участие в семи. Именно страсть к передаче движения— этой, по словам определила любимые сюжеты Дега: изображения скачущих лошадей, балерин на репетиции, прачек и гладильщиц за работой, одевающихся или причесывающихся женщин.
Мать Эдгара, Селестина Мюссон, была родом из французской семьи, обосновавшейся в Америке. Пастель, однако, считалась хуже по качеству, чем живопись маслом. Мужчина демонстративно выказывает свое полное равнодушие к ее состоянию. Это были первые пробы, в которых Дега обобщал приобретенные навыки. Ни одну из этих скульптур, за исключением «Маленькой четырнадцатилетней танцовщицы», Дега никогда не выставлял. Хотя работа производит впечатление спонтанности, её композиция была продумана так же тщательно, как и на всех полотнах Дега.
Третий мужчина, читающий газету – Эдуар Лен, промышленник и приятель Руара. Напротив, он изобразил спокойный момент скачек.
Наиболее известным в этой серии является полотно У модистки (Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Работы Дега 1880-х годов отражают его увлечение японской гравюрой и фотографией. Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов.
Его усилия увенчались появлением нового словаря реализма, подобно тому, как это удалось сделать в современной ему литературе братьям Гонкурам (Эдмону-Луи-Антуану и Жюлю-Альфреду) и Эмилю Золя. В конце концов юноша сообщил отцу, что он больше не хочет изучать право и получил у отца разрешение усовершенствоваться как художник. После простого темного фона, такого, как в раннем Автопортрете (1855), последовали более сложные решения. Позже Дега любил эту картину меньше других своих работ на исторические темы. Самой сложной и тщательно выписанной версией магазина по продаже дамских шляп является пастель У модистки (Музей Тиссена-Борнемиза).
Эдгар Дега воспринимал театр именно так. В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 лет и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». Частично это объяснялось и недолговечностью пастели. Большинство рисунков Дега — это наброски и зарисовки человеческих фигур, как, например, «Балерина, завязывающая туфлю», 1880—1885.
Дега всегда тщательно продумывал композицию своих картин, зачастую делая множество набросков и этюдов, а в последние годы жизни, когда угасающее зрение уже не давало ему возможности искать новые темы, он снова и снова обращался к своим любимым образам, переводя иногда контуры фигур со старых полотен с помощью копировальной бумаги. По окончании лицея Луи-ле-Гран (Lycee Louis-le-Grand) Дега собирался учиться праву. Известно, что с возрастом художник начал терять зрение и отдавал предпочтение скульптуре.
Между кулисами видны пачки других балерин, а также мужская фигура, возможно, покровителя. В 1860-е гг., копируя старых мастеров в Лувре, Эдгар Дега знакомится с Эдуардом Мане, с которым его сближает общее неприятие академического салонного искусства. Скорее речь идёт о каком-то общем для эпохи порыве, выраженном каждым художником индивидуально и своеобразно.
Дега Эдгар (Degas) (1834-1917), французский художник, график и скульптор. После этой картины он решил больше не использовать академические сюжеты и приступил к поиску собственного стиля. Работы из серии монмартрских зарисовок были выполнены Дега на заказ для роскошного издания «Семья Кардиналь», задуманного Людовиком Галеви.
Наиболее точное свидетельство о кафешантанах принадлежит кисти аристократа и завсегдатая элегантных салонов парка Монсо Эдгара Дега, опередившего Тулуз-Лотрека на целое десятилетие. Дега предпочел изобразить своих друзей не в военной, а в непринужденной обстановке. Испытал влияние Ж. О. Д. Позже он пишет портрет художника Лепика («Площадь Согласия») — в определенной степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета. В «Семирамиде, строящей Вавилон» Дега создал волнующее оригинальное произведение, но, казалось, он сам не был уверен в правильном направлении своих поисков. Вторая женщина видна со спины, но очертания ее плеч, рук и шляпы сами по себе дают представление о ней.
Почти двадцать лет Дега ежегодно приобретал годовой абонемент в театр оперы и балета. Необыкновенная новизна этого полотна сочетается и с уникальной техникой живописи.
Одной из главных забот Дега в его ранние годы было овладеть соотношением фигуры и окружающего пространства. В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами. Фигуры здесь изображены почти в натуральную величину, а сама картина выглядит тщательно продуманной. В отличие от остальных импрессионистов, его работы прекрасно продавались. Ярко освещенная комната с большими окнами наполнена развешенным под потолком бельем. Для создания драматического напряжения художник использовал также направленный свет изображая, например, лицо, разделенное прожектором на две части: освещенную и затененную (Кафешантан в «Амбассадёр», 1876—1877, Музей изящных искусств, Лион «Певица с перчаткой», 1878, Музей Фогт, Кембридж). Воллару удалось заполучить несколько рисунков для использования их в качестве иллюстраций к «Заведению Телье» Мопассана и «Гримасам куртизанок» Пьера Луи.
Он выбрал в учителя Луи Ламотта (1822-1869), последователя Жана-Огюста-Доминика Энгра.
Среди работ этого периода – Гладильщицы (ок. Такая техника исполнения картины была бы невозможной, если бы он писал маслом на холсте. Лаура стоит у стены, на которой, рядом с ее головой, висит работа с изображением ее отца (и деда Эдгара) Гилера Де Га, жившего тогда в Неаполе.
Потрясающий эффект, которого он добивался с помощью этой техники, отлично иллюстрирует не датированный «Набросок с двумя всадниками». Даже у теряющего зрение Дега палитра оставалась близкой к палитре фовистов».
Такой замысел картины определил ее форму – она почти квадратная. «Не было искусства, менее непосредственного, чем мое», — так сам художник оценивает собственное творчество.
Великий новатор, Эдгар Дега балансировал на тонкой грани, отделявшей академизм от импрессионизма, а его оригинальная манера исполнения, смелые технические и композиционные решения стали связующим звеном между ними. Остальные выполнены пастелью. Классические традиции в композиции на этом полотне соседствуют с характерными персонажами, что положительно отличает эту работу художника. Для учениц это томительное ожидание, для пожилого балетмейстера – палитра новых идей.
После 1890 живописные работы Дега приобретают более скульптурный характер. Много раз говорилось об отстранённости Дега по отношению к его моделям. Маленькая Джулия выхвачена в момент минутной взволнованности. «Уловленные мгновения»— так, пожалуй, можно было бы выразиться о многих работах Эдгара Дега.
Критики сетовали на произвольность странных точек обзора, на срезанные формы и покатые полы на его картинах. Эдгар Дега воспринимал театр именно так. В то же время сочные тона и «мерцающий» штрих пастели помогали художнику создать ту особенную красочную атмосферу, ту переливчатую воздушность, которая так отличает его работы.