сблизился с представителями импрессионизма, обращался главным образом к современной городской жизни изображая улицы, театральные сцены, скачки, кафе (Площадь Согласия, около 1875 Абсент, 1876, Музей импрессионизма), показывал характерность поведения и облика людей, порождённую спецификой их труда и быта (Женщины на террасе кафе, монотипия, пастель, 1877 и Гладильщицы, около 1884, – оба произведения в Музее импрессионизма). В юности испытал влияние Энгра, усилившее пристрастие Дега к выявлению линейной основы живописной формы. Всего двадцатилетний на картине, в правой руке он сжимает держатель угольного карандаша вместо кисти, как будто демонстрируя этим свою приверженность ремеслу рисовальщика. Почти за десять лет до своей смерти Дега практически перестал писать.
Различные материалы и аксессуары выставлены в изобилии на столе на переднем плане. Многие из них не сохранились из-за несовершенства техники. Они избегают друг друга.
К концу жизни Эдгар Дега практически ослеп и перестал писать. Восход солнца, выставленной в фотоателье Надара в 1874 году. Тот, однако, в отличие от импрессионистов, был более социальным художником отходя от традиций классицизма и романтизма старых школ живописи Франции он больше внимания обращал не на отвлечённые повседневные образы современной жизни, а на сюжеты, связанные с повседневным, часто тяжёлым трудом его современников. После возвращения в Париж в 1859 году Эдгар открыл собственную мастерскую на рю Мадам. Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги.
Бег линий рождает форму из вихря красочных штрихов рождается цвет. Оценивать работы Дега более поздних лет непросто. В то же время картина отличается свежестью и индивидуальным взглядом художника. Страсть к эксперименту была у художника в крови— недаром еще в 1879 году один из обозревателей, посетивший выставку импрессионистов, писал, что Дега «без устали ищет новую технику».
Импрессионисты больше внимания обращали на свет (здесь можно вспомнить картины Мане и Моне), Эдгар Дега, в свою очередь больше внимания обращал на движение. В 1873 году художник вернулся в Париж. Для учениц это томительное ожидание, для пожилого балетмейстера – палитра новых идей.
Отпрыск аристократического семейства (его настоящая фамилия была де Га), он смолоду отказался от дворянской приставки. Завершенность и продуманность его композиций заставляет порой вспомнить полотна Пуссена. Автопортрет (1854-1855). Кроме картин, выполненных маслом и пастелью, большую известность получили его гравюры и рисунки.
Она – единственная связь между родителями, которые разделены столом. Лаура беременна третьим ребёнком, хотя чёрное платье скрывает её положение.
С этой целью им было собрано множество этюдов, литографий, монотипий и рисунков. Работы из серии монмартрских зарисовок были выполнены Дега на заказ для роскошного издания «Семья Кардиналь», задуманного Людовиком Галеви.
Тяжёлый кропотливый труд танцовщиц и музыкантов, который претворяется на сцене невероятное великолепие, дарящее наслаждение зрителю – вот что всегда удивляло и восхищало художника. В том же году одна из его картин, «Танцовщицы в баре», была куплена на аукционе нью-йоркским музеем Метрополитен за огромную, небывалую по тем временам сумму — 478 000 франков. Впрочем, он находился в привилегированном положении, живя за счет состояния семьи.
Главная задача художника – показать внутренний мир героя, во взгляде, в движении руки, в повороте головы в полной мере суметь раскрыть личность. Фигуры не позируют как на современных ему фотографиях и среднего качества салонных портретах. Вот таким образом в итоге Дега изобрёл свой способ сделать масло по характеристикам близким к пастели и стал писать маслом в технике пастели. Он жил один.
В действительности за спонтанностью его композиций скрывалась их тщательная подготовка. Во время короткой встречи его с Энгром старый мастер, говорят, посоветовал: Рисуйте линии, множество линий и вы станете хорошим художником. Значительным достижением в области скульптуры стала работа Маленькая четырнадцатилетняя танцовщица. Хотя пространство, как и раньше, оставалось театральным (нереальным) или неопределенным, фигуры, теперь это были в основном купальщицы, тоже не пощадило время, не без усилий справляются они со своими ослабевшими телами.
С конца 1880-х годов Дега много занимался скульптурой, добиваясь выразительности в передаче мгновенного движения (Танцовщица, бронза, Музей Вальраф-Рихарц-Людвиг, Кельн). Дега написал немало портретов. Начав со строгих по композиции исторических картин и портретов (Семейство Беллелли, около 1858, Музей Орсе, Париж), Дега в 1870-е годы сблизился с представителями импрессионизма, обратился к изображению современной городской жизни – улиц, кафе, театральных представлений (Площадь Согласия, около 1875 Абсент, 1876, Музей Орсе, Париж). Многие из произведений Эдгара Дега, созданные в 1860-х, могут быть причислены в число высших достижений портретного искусства XIX столетия.
В творчестве мастера нет ничего от экспромта. Размещая все картины каждого художника в комнатах с интимной цветовой гаммой, со стенами, окрашенными в непривычные тона, воздействие которых дополняло картины и продлевая вечерние часы посещения, когда зажигали газовые лампы, Дега и его коллеги создавали эффекты, действуя в соответствии с последними открытиями оптической физики.
Маленькая Джулия выхвачена в момент минутной взволнованности. Пожалуй, тут Ренуар не совсем прав.
Эти элементы были частью идеологии реализма-натурализма.
Часто укрупненный план, асимметричность и динамичная фрагментарность изображения создавали впечатление кинокадра. Но отец мечтал о карьере юриста для сына. Позже он пишет портрет художника Лепика («Площадь Согласия»)— в определённой степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета.
Среди десяти работ Эдгара Дега, хранящихся в российских музеях, только одна («Танцовщица у фотографа» из Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) написана масляными красками. Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы («Мисс Лала в цирке Фернандо», 1879, Национальная галерея, Лондон). Рекомендации Энгра работать линией, с натуры или по памяти Дега запомнил на всю жизнь.
Хотя пространство, как и раньше, оставалось театральным (нереальным) или неопределенным, фигуры, теперь это были в основном купальщицы, тоже не пощадило время, не без усилий справляются они со своими ослабевшими телами. В личной жизни Дега был одновременно сдержанным и вспыльчивым, случавшиеся с ним временами приступы гнева, как правило, были вызваны опасениями потерять свою независимость. С конца 1880-х годов Дега много занимался скульптурой, добиваясь выразительности в передаче мгновенного движения (Танцовщица, бронза, Музей Вальраф-Рихарц-Людвиг, Кельн). Особенно ощутимо это в «Голубых танцовщицах» из московского музея, где из радужного мерцания чистых тонов как бы возникает мелодия танца. Демократичность и даже некоторая вульгарность кафешантанов притягивали его.
В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 лет и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». Та же отстраненность наблюдается у Э. Дега и в изображении обнаженной натуры. В фигурах балерин, купальщиц, лошадей (часто этюдных по лепке) Дега добивался пластически выразительной передачи мгновенного движения, остроты и неожиданности позы, сохраняя при этом пластическую цельность и конструктивность фигуры. У Дега же она содержит лишь часть срезанного рамой мощного потока жизни.
Все здесь полно осмысленного движения.
Эти элементы были частью идеологии реализма-натурализма. Но такой вывод тоже не имеет никаких доказательств и не может быть признан справедливым. В 20 лет он поступает учеником в мастерскую известного в своё время художника Ламота.
Друзья и члены его семьи отзывались о Дега как о неуклюжем прямом человеке. С каждой восковой скульптуры было сделано примерно 20-25 отливок, таким образом, общее количество копий составляет около 1500. Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры. Кажущаяся безыскусность композиции и незаинтересованная позиция автора создают впечатление подсмотренной чужой жизни (Танцевальный класс, 1873-1875 Танцовщица на сцене, 1878 – обе в Музее Орсэ, Париж Танцовщицы на репетиции, 1879, МГИИ, Москва Голубые танцовщицы, 1890, Музей Орсэ, Париж).
Более того, Дега почти ничего не продал. Воск, слегка подкрашенный имеет естественный цвет кожи. Воллару удалось заполучить несколько рисунков для использования их в качестве иллюстраций к «Заведению Телье» Мопассана и «Гримасам куртизанок» Пьера Луи.
Как позже объяснял Клод Моне, Дега делал это для того, чтобы «заставить раму помогать произведению и дополнять его», таким образом усиливая цвета. Остроумие и юмор сменились более серьезным тоном, творческая продуктивность постепенно снижалась из-за надвигавшейся слепоты.
Музей Орсе (Париж)Способности к рисованию проявились у Дега уже в детстве. Так появились его ранние произведения. На вопрос, почему он так часто обращается к теме балета, Дега в свое время ответил: «Меня называют живописцем танцовщиц не понимают, что танцовщицы послужили мне лишь предлогом писать красивые ткани и передавать движения».
Дега больше волнует жизнь города, а не пейзаж. Не принимал он также и стремление импрессионистов работать на открытом воздухе, предпочитая мир театра, оперы и кафешантана. Основной формой его живописи всегда была сюжетная композиция.
Всматриваясь в пастели Дега, с особенной ясностью осознаешь сущность новых завоеваний живописи. Ни грация, ни мнимая поэзия не входят в его цели. Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр. Баронесса стоит свободно, у неё гордая, прямая и чопорная осанка. Таким же творческим был подход художника к гравюре и скульптуре. Баронесса стоит свободно, у неё гордая, прямая и чопорная осанка.
Вид города, лежащего вдали, например, навеян итальянскими пейзажами XIV-XV веков. Героини этих картин, как правило изображены в интерьере вне бытовой среды. Маленькая девочка оперлась на стол, украшенный разноцветной вышитой скатертью и ест яблоко. Идеал Эдгар видел в неутихающей жизни мегаполиса. Этот прием впоследствии использовал А. де Тулуз-Лотрек в афишах для Мулен-Руж.
Хотя Моро на самом деле был мастером романтических мифологических полотен. Иногда его называют холодным, бесстрастным наблюдателем, особенно при написании женских портретов, однако Берта Моризо, одна из выдающихся художниц того времени, говорила, что Дега «искренне восхищался человеческими качествами молоденьких продавщиц в магазине». Подобный фон можно встретить на портретах мастеров венецианской школы – Тициана и других.
В творчестве мастера нет ничего от экспромта. С тем же успехом можно полагать, что Дега вёл регулярную интимную жизнь с проститутками. Это ощущение естественности и полной свободы было завоевано упорным трудом, точным расчетом и выверенностью композиционного построения. Дега также мастерски передает движения человека в быту, взгляд его здесь порой ироничен и насмешлив: «После ванны» (около 1883, пастель, частная коллекция, Нейи-сюр-Сен) «Перед сном» (около 1883, пастель, частная коллекция) «Причесывающаяся» (около 1887-90, пастель, Музей Орсе, Париж). Молодой Дега испытывал влияние своих старших современников: Делакруа, Курбе и особенно Энгра.
Отношение Дега к собственному телу было свободным от условностей. То есть, далеко не всё. Позы стоящих на портрете людей нетрадиционны и в целом полотно передает атмосферу крепких родственных связей, хотя на самом деле брак Лауры нельзя было назвать счастливым.
Уловленные мгновения— так, пожалуй, можно было бы выразиться о многих работах Эдгара Дега. Этот рисунок выполнен не столько карандашом, сколько углем. Когда Дега спросили, что он думает по этому поводу, он ответил: «Я чувствую себя лошадью, только что выигравшей скачку и получившей в награду все тот же мешок с овсом». Манера и яркость их творчества была близка и Эдгару Дега.
И тем не менее в них присутствует сильная, несгибаемая воля самого художника. Несколько из них оказались в галерее Тео Ван Гога (брата Винсента). В этой картине Дега раскрыл жестокие и горькие аспекты взаимоотношений между людьми. Во многих произведениях Дега показывает характерность поведения и облика людей, порожденную особенностями их быта, выявляет механизм профессионального жеста, позы, движения человека, его пластическую красоту (Гладильщицы, 1884, Музей дОрсе).
И действительно, однажды его с нежностью назвали «медвежонком» за частое ворчание и брюзжание. Дега даже специально оговаривал, что рамы его картин не должны меняться. Пожалуй, тут Ренуар не совсем прав. 1876-1878). Он нарисовал всю картину в классически строгом духе Пуссена, но придал лицам героев черты «детей Монмартра», черты хорошо знакомой ему молодежи парижских предместий.
В некоторых случаях Дега добавлял атрибуты социального статуса позирующего (Анри Руар перед своей фабрикой) или обогащал картину детально разработанной обстановкой (Коллекционер гравюр). Некоторые его работы создают впечатление мгновенного снимка, однако на самом деле это ощущение является плодом долгой и кропотливой работы художника. Художник скончался 27 сентября 1917 в Париже в возрасте 83 лет. Сюда, в контору дяди, они просто заглянули ненадолго и потому бездельничают, в то время как все остальные заняты работой. Э. Дега «Перед стартом» (1862-1880).
Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр.
На рубеже 60-х годов XIX века Эдгар Дега открывает собственную мастерскую в Париже. Позже он пишет портрет художника Лепика («Площадь Согласия») — в определённой степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета.
Все здесь живут только хлопком и ради хлопка». И тем не менее в них присутствует сильная, несгибаемая воля самого художника. Темой балета художник увлекся в 1870-е годы. Своим друзьям-импрессионистам он говорил: «Вам нужна жизнь естественная, мне — искусственная».
Э. Дега. художник вернулся в Париж. Дега никогда не имел никаких учеников, но многие художники, например, Поль Гоген, Жорж Сера, Анри Тулуз-Лотрек, признавали его влияние на своё искусство.
Родился в семье банкира в Париже. Художник, как трезвый и тонкий наблюдатель, одновременно фиксирует скрывающийся за нарядной зрелищностью утомительный будничный труд (Экзамен танца, пастель, 1880, частное собрание, Нью-Йорк). 92 х 68 см. Оба эти материала сухие или быстро сохнущие, непрозрачные, что позволяло Дега легко вносить в свои композиции (и маскировать) изменения. Дега стремился к максимальной «реалистичности» или «натуралистичности» своих произведений. Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов. Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр.
Он также был известен как способный мимический актёр. Примером может служить его картина «Мисс Лала в цирке Фернандо». В 70-х гг.
Молодой художник, желающий выставляться в Салоне, в первой половине шестидесятых годов обращается к историческим сюжетам: «Молодые спартанки, вызывающие на состязание юношей» (1860), «Семирамида закладывает город» (1861), «Александр и Буцефал» (1861—1862), «Дочь Иеффая» (1859—1860), «Эпизод средневековой войны» («Бедствия Орлеана») (1865). Импрессионисты больше внимания обращали на свет (здесь можно вспомнить картины Мане и Моне), Эдгар Дега, в свою очередь больше внимания обращал на движение. Большинство рисунков Дега— это наброски и зарисовки человеческих фигур, как, например, «Балерина, завязывающая туфлю», 1880—1885. Поддержанный Эдгаром, Рене отходит от отцовского дела и отправляется в Америку.
В Автопортрете (1855), выполненном до поездки в Италию, он использовал темный фон в манере великих испанских живописцев Франсиско Хосе де Гойи и Диего Родригеса де Сильва Веласкеса. С этого момента он уже окончательно прекратил работу. Перед её спутником стоит бокал с мазаграном – популярным средством от похмелья.
К тому времени этот портрет был самой грандиозной работой художника. Дега «без устали искал новую технику». Художник занимался также фотографией, гравюрой и скульптурой. Такая атмосфера забавляла и развлекала Дега. Это дало повод думать, что она либо проститутка, либо содержанка.
Но и в этом случае они выполнялись с намерением представить конкретного человека. Первые образцы этих скульптур появились в 1921 году. Все здесь живут только хлопком и ради хлопка».
Ни одну из этих скульптур, за исключением «Маленькой четырнадцатилетней танцовщицы», Дега никогда не выставлял. Работа над полотном Скачки. Дега даже специально оговаривал, что рамы его картин не должны меняться. В картине «Танцевальный класс» Дега феноменально сочетает точный рисунок с эскизностью деталей. Почти за десять лет до своей смерти Дега практически перестал писать. Начал со строгих по композиции исторических картин и портретов (Семейство Беллелли, около 1858-60, Музей импрессионизма, Париж).
Критики часто сходятся в том, что, несмотря на нежелание Дега (в отличие от импрессионистов) работать на пленэре, принципиально их творчество в общем очень схоже, что, в свою очередь позволяет причислить Эдгара Дега к кругу импрессионистов. Страсть к эксперименту была у художника в крови— недаром ещё в 1879 году один из обозревателей, посетивший выставку импрессионистов, писал, что Дега «без устали ищет новую технику». Находясь в Италии, Дега написал ряд портретов, на которых изображены члены его семьи.
Только Джованна, одна из дочерей, смотрит на воображаемого зрителя, остальные фигуры сосредоточены друг на друге. Основой процветания города была торговля хлопком.
В этом их сила и слабость. Большинство рисунков Дега— это наброски и зарисовки человеческих фигур, как, например, «Балерина, завязывающая туфлю», 1880—1885. В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами. Более спокойная интерпретация этой же темы дана в полотне под названием Гладильщица (Национальная галерея искусств, Вашингтон). Она сидит на краешке стула, левая нога скрыта— приём мастера, которым он передает спонтанную непосредственность. Все здесь живут только хлопком и ради хлопка».
Желая сохранить семейную репутацию, Дега заплатил часть долга из своих денег, доставшихся ему в наследство, однако этого оказалось недостаточно. Под предлогом желания оставить память о брате незапятнанной Рене де Га после его смерти уничтожил большую часть рисунков, найденных им в мастерской Эдгара. Поздние работы Дега выделяются также интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряжённо-драматический характер («Голубые танцовщицы», пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). Никто не мог сравниться в мастерстве владения пастелью с Дега, который использовал её с мощью и изобретательностью, каких не достигал ни один из его современников. Дега был, по определению Эдмона де Гонкура, посетившего мастерскую художника, «человеком, который лучше, чем кто-либо другой, сумел, транскрибируя современную жизнь, уловить её душу». Критики часто сходятся в том, что, несмотря на нежелание Дега (в отличие от импрессионистов) работать на пленэре, принципиально их творчество в общем очень схоже, что, в свою очередь позволяет причислить Эдгара Дега к кругу импрессионистов. Например, в «Упражнениях юных спартанцев» он пренебрег исторической точностью, чтобы по-иному и явно по-современному представить тему из древней истории.
Фотография, которой увлекался Дега, сделала более свежей и необычной композицию его полотен.
Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром отдельными частями тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство («Оркестр Оперы», 1868—1869, Музей Орсэ, Париж «Две танцовщицы на сцене», 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон «Абсент», 1876, Музей Орсэ, Париж). Все здесь полно осмысленного движения. Даже глазированная поверхность терракотовой вазы на столе достойна внимания. Вот таким образом ему достаточно изобразить мелькнувшую в дверном проеме молодую женщину, кокетливо надетую шляпку, утомленную позу гладильщицы или прачки (Чтение письма, 1884, Художественная галерея и музей, Глазго Гладильщицы, Музей Орсэ, Париж). Манера и яркость их творчества была близка и Эдгару Дега.
В то же время сочные тона и «мерцающий» штрих пастели помогали художнику создать ту особенную красочную атмосферу, ту переливчатую воздушность, которая так отличает его работы. После заключительной выставки импрессионистов в 1886 году художник перестал публично выставлять свои работы, предпочитая продавать написанные им картины по высокой цене через нескольких торговых агентов. Напротив, отец Эдгара, совладелец и управляющий одного из крупных парижских банков, сам был не чужд искусству, хотя ему, несомненно, хотелось, чтобы отпрыск все же оставил свое «несерьезное» увлечение и поступил на юридический факультет.
«Не было искусства, менее непосредственного, чем мое», — так сам художник оценивает собственное творчество. Частично это объяснялось и недолговечностью пастели. В немногочисленных кружках, объединявших художников, Дега обладал безусловно высокой репутацией благодаря своим манерам, тонкой культуре, учтивости, своеобразному, сочетавшемуся с резкостью, обаянию, — все это вызывало к нему известное уважение.
Темы скульптур Дега повторяли темы его картин— танцовщицы, купальщицы или скачущие жокеи. Редко он изображал исполнителей во время представления. По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету. В «Семирамиде, строящей Вавилон» Дега создал волнующее оригинальное произведение, но, казалось, он сам не был уверен в правильном направлении своих поисков. Даже у теряющего зрение Дега палитра оставалась близкой к палитре фовистов».
Со временем Дега все чаще и чаще обращается к скульптуре, поскольку здесь он может больше полагаться на осязание, чем на почти утраченное зрение. К тому времени этот портрет был самой грандиозной работой художника. При этом сам Дега отвергал термин «импрессионизм», как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества.
Он чаще рисовал не на полотне, а на картоне и использовал разную технику, например масло и пастель, в рамках одной картины. В фигурах балерин, купальщиц, лошадей (часто этюдных по лепке) Дега добивался пластически выразительной передачи мгновенного движения, остроты и неожиданности позы, сохраняя при этом пластическую цельность и конструктивность фигуры. Отношение Дега к собственному телу было свободным от условностей. Эдгар Дега воспринимал театр именно так.
Почти за десять лет до своей смерти Дега практически перестал писать. Дега Эдгар Картины и биография Эдгара Дега Дега Эдгар (Degas Edgar) (1834–1917), французский художник, график и скульптор. Общим у Дега и этих художников было стремление к визуальной правде.
В «Семирамиде, строящей Вавилон» Дега создал волнующее оригинальное произведение, но, казалось, он сам не был уверен в правильном направлении своих поисков. Ни грация, ни мнимая поэзия не входят в его цели. После простого темного фона, такого, как в раннем Автопортрете (1855), последовали более сложные решения. Каждое его произведение — итог длительных наблюдений и упорной, кропотливой работы по их претворению в художественный образ. Вилла Медичи (второе название Французской академии) радушно принимала всех французских художников, в том числе и не стипендиатов, желавших посещать вечерние занятия по рисунку с натуры.
Дега Эдгар (Degas) (1834-1917), французский художник, график и скульптор. Но наличие средств и родительская любовь сделали свое дело и в 1855 году молодой человек поступил в школу изящных искусств, где началось превращение Илера-Жермена-Эдгара де Га, во всемирно известного «живописца танцовщиц». Первой знаковой работой на эту тему можно назвать «Оркестранты оперы», где автор изобразил своего друга-фаготиста Дезира Дио. Дега писал своему другу: «Один хлопок. Остальные выполнены пастелью. Он выбрал в учителя Луи Ламотта (1822-1869), последователя Жана-Огюста-Доминика Энгра.
Несколько из них оказались в галерее Тео Ван Гога (брата Винсента).
Дега Эдгар (Degas Edgar), французский художник, график и скульптор. Он уже вписал танцовщиц балета в картины, посвященные оркестру.
К концу 80-х годов Дега, по существу, реализовал свое желание стать знаменитым и неизвестным. Скончался Эдгар Дега 27 сентября 1917 г. в Париже в возрасте 83 лет, будучи признанным мастером и авторитетным живописцем, считавшимся одним из ярчайших представителей импрессионизма, оригинальным творцом. «Живопись требует небольшой тайны, некоторой неопределённости, некоторой фантазии. Большая зеленая лента удачно гармонирует с рукой в перчатке. Позже он пишет портрет художника Лепика («Площадь Согласия»)— в определенной степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета. Все более становясь домоседом, Дега редко выезжал из города. Художнику не нужны театральные занавесы, балюстрады и традиционные позы, он созерцает свою модель изучал ее суть и именно это позволяло ему обнажить самое сокровенное, что скрыто в человеке.
Как позже объяснял Клод Моне, Дега делал это для того, чтобы «заставить раму помогать произведению и дополнять его», таким образом усиливая цвета. Таким же творческим был подход художника к гравюре и скульптуре. При этом сам Дега отвергал термин «импрессионизм», как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества.
Она пишет: Жизнь с Дженнаро. Его произведения ничего не воспевают. Хотя пространство, как и раньше, оставалось театральным (нереальным) или неопределенным, фигуры, теперь это были в основном купальщицы, тоже не пощадило время, не без усилий справляются они со своими ослабевшими телами.
Первые образцы этих скульптур появились в 1921 году. Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан. Пастель состоит из красящего пигмента в порошке, смешанного с небольшим количеством клейкого вещества (обычно гуммиарабика) и спрессованного в форме мелка.
В сияющий новизной мир импрессионизма Дега вошел благодаря знакомству с Эдуардом Мане. Для создания драматического напряжения художник использовал также направленный свет изображая, например, лицо, разделенное прожектором на две части: освещенную и затененную (Кафешантан в «Амбассадёр», 1876—1877, Музей изящных искусств, Лион «Певица с перчаткой», 1878, Музей Фогт, Кембридж).
Особенный интерес вызывали у молодого живописца работы Мантенья с его необыкновенной металлической точностью и Веронезе, поражавшим одухотворенностью образов. А в «Портрете итальянской нищенки» просматривалось стремление к правдивости изображения, жесткое и реалистичное. К 1882 году у художника начинает резко ухудшаться зрение и Дега начал обращаться к пастельной технике, а затем и к скульптуре. По окончании войны Дега побывал в Великобритании, затем посетил США, где проживали его родственники по материнской линии. Хюттингер).
В самом деле изображение танцовщиц на картинах Дега лишено эротического чувства или ощущения какого-либо личного человеческого контакта. Вместо этого они смотрели на него как на честного буржуа играющего в радикала. В 1873году художник вернулся в Париж.
Такая техника исполнения картины была бы невозможной, если бы он писал маслом на холсте. Молодая женщина в полной отрешенности сидит спиной к своему насильнику.
Ни одну из этих скульптур, за исключением «Маленькой четырнадцатилетней танцовщицы», Дега никогда не выставлял. Дега предпочел изобразить своих друзей не в военной, а в непринужденной обстановке. Пастель состоит из красящего пигмента в порошке, смешанного с небольшим количеством клейкого вещества (обычно гуммиарабика) и спрессованного в форме мелка. Бедно одетая женщина сидит в кафе, перед ней стоит стакан, наполненный абсентом. Манера Дега сложилась под влиянием разных художников.
Поздние работы Дега выделяются интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряженно-драматический характер (Голубые танцовщицы, пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). Так как произведения Дега часто экспонировались вместе с картинами импрессионистов, ярлык импрессиониста критики приклеили и ему. Современные критики упрекали его в том, что он «срезает» краями картин предметы и людей говорили даже, что он попросту не умеет разместить желаемое на полотне, уложиться в формат картины.
Однако собственные эксперименты с содержанием и стилем не имели большого успеха. Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы («Мисс Лала в цирке Фернандо», 1879, Национальная галерея, Лондон). Сами названия направлений и стилей, как правило, случайны, появлялись и закреплялись стихийно и мало что говорят о том явлении искусства, которое называют.
Темы скульптур Дега повторяли темы его картин — танцовщицы, купальщицы или скачущие жокеи. Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан. В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 лет и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры».
Музей Орсе (Париж)В 1861 г. Дега познакомился с Эдуардом Мане, дружба с ним продолжалась до конца жизни Мане. Однако постоянные и упорные занятия позволили Дега получить необходимые знания.
Между тем это было вполне осознанной необходимостью: Дега продолжал и логически развивал то, что было начато картиной Эдуарда Мане «Музыка в Тюильри». Своим друзьям-импрессионистам он говорил: «Вам нужна жизнь естественная, мне— искусственная». Под влиянием этих людей в конце 1860 года создается серия крупных работ – «Прачки», «Скачки», «Балетные сцены» и «Модистки».
В своих литографиях он как раз и изображал случайные, выхваченные из общего плана театральные сценки, лица он превращал в гротесковые маски, напоминающие театральные маски Калло. Оценивать работы Дега более поздних лет непросто.
В результате этого лицо находится в тени, но на нем застыла улыбка. По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету. Мать Дега, Селестина Мюссон, была родом оттуда. На тему танцовщиц Дега, в сильной степени, повлиял Оноре Домье.
Ирония судьбы, но именно в 1890-х, после распада группы импрессионистов, работы Дега стали наиболее близки по стилю именно к импрессионизму. Критики часто сходятся в том, что, несмотря на нежелание Дега (в отличие от импрессионистов) работать на пленэре, принципиально их творчество в общем очень схоже, что, в свою очередь позволяет причислить Эдгара Дега с кругу импрессионистов. Мать Эдгара, Селестина Мюссон, была родом из французской семьи, обосновавшейся в Америке. Дега всегда тщательно продумывал композицию своих картин, зачастую делая множество набросков и этюдов, а в последние годы жизни, когда угасающее зрение уже не давало ему возможности искать новые темы, он снова и снова обращался к своим любимым образам, переводя иногда контуры фигур со старых полотен с помощью копировальной бумаги. Его произведения ничего не воспевают. С изумительным чутьем художник следует за каждым изгибом, чертой, выдающей особенности характера, вычерчивая, таким образом, на полотне подлинную душу своей модели.
Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Э. Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы (Мисс Лала в цирке Фернандо, 1879, Национальная галерея, Лондон). Лаура беременна третьим ребенком, хотя черное платье скрывает ее положение. Музей Хилл-Стенд (Фармингтон, Коннектикут, США)После заключительной выставки импрессионистов в 1886 г. художник перестал публично выставлять свои работы, предпочитая продавать написанные им картины по высокой цене через нескольких торговых агентов. Дега был очень скрытным человеком, сведений о личной жизни художника почти не было. К концу 80-х годов Дега реализовал своё желание «стать знаменитым и неизвестным». Позже Дега любил эту картину меньше других своих работ на исторические темы. Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги.
Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы («Мисс Лала в цирке Фернандо», 1879, Национальная галерея, Лондон). Мужчина демонстративно выказывает свое полное равнодушие к ее состоянию. Но уже в то время он занимался у живописца Барриаса, затем у Луи Ламота. Здесь он сделал наброски, но окончательно картину написал уже в Париже в 1859 году.
Он был в постоянном поиске новых мотивов, ракурсов, композиций. Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами. Эдгар Дега был противоречивым и странным на первый взгляд человеком.
Он умер 27 сентября 1917 года, в возрасте 83 лет. В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами.
Сам я не знаю ничего ни о вдохновении, ни о стихийности, ни о темпераменте». Его дар наблюдения, точность и зоркость взгляда были несравненны. Есть еще одна такая же картина и под таким же названием, которая лишь слегка отличается от первой (Музей Орсэ, Париж). Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов.
А силой зрительной памяти с ним мог сравниться разве только Домье. Начав со строгих по композиции исторических картин и портретов (Семейство Беллелли, около 1858, Музей Орсе, Париж), Дега в 1870-е годы сблизился с представителями импрессионизма, обратился к изображению современной городской жизни – улиц, кафе, театральных представлений (Площадь Согласия, около 1875 Абсент, 1876, Музей Орсе, Париж). В своих первых работах он соблюдал значительную дистанцию по отношению к мотиву и выразительный эффект его композиций во многом определялся сложным и динамичным взаимоотношением фигур и пространства, как это можно видеть в картине Танцевальный класс (1874).
Необыкновенная новизна этого полотна сочетается и с уникальной техникой живописи. Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов. Она воплощает стремление Дега передать эффекты искусственного света.
Никто не знал, есть ли у Дега любовница. Учился в парижской Школе изящных искусств (1855–1856), в 1854–1859 ездил в Италию изучать искусство Раннего Возрождения побывал также в США (1872–1873) и Испании. Таким Дега, пожалуй, знаком не каждому.
Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов. Танцовщицы изображены в таких же позициях, что и в первой картине, но за счет мягкого золотистого цвета, мраморных колонн и изображения известного балетмейстера Луи Меранта это полотно более торжественно.
Воллару удалось заполучить несколько рисунков для использования их в качестве иллюстраций к «Заведению Телье» Мопассана и «Гримасам куртизанок» Пьера Луи. Например, одетые в черное фигуры расставлены так, что ярко выделяются на заднем плане и словно выступают из картины. Завершенность и продуманность его композиций заставляет порой вспомнить полотна Пуссена. Фотографическая память помогала подмечать самые незначительные особенности Парижа. У Дега же она содержит лишь часть срезанного рамой мощного потока жизни. И тем не менее в них присутствует сильная, несгибаемая воля самого художника.
В творчестве мастера нет ничего от экспромта. Он хотел наполнить историческую живопись новыми красками, содержанием и образами. В них он использовал цвет свободно и хлестко.
Ему не нужны театральные занавесы, балюстрады и традиционные позы. Оценивать работы Дега более поздних лет непросто. Некоторые замечали, что подобное произведение нетипично для Дега и даже Золя, несгибаемый сторонник дела импрессионизма, сокрушался, что художник испортил картину завершающими мазками (писатель считал лучшими работами Дега его наброски). Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан.
Через три месяца после приезда в Америку Дега начал работать над Интерьером конторы в Новом Орлеане (Хлопковый рынок в Новом Орлеане). Дега осознавал давление коммерческого пресса и, судя по всему, проводил различие между ориентированными на рынок «товарами», как он называл и остальными своими произведениями. Учился в Школе изящных искусств в Париже (1855-56).
Его усилия увенчались появлением нового словаря реализма, подобно тому, как это удалось сделать в современной ему литературе братьям Гонкурам (Эдмону-Луи-Антуану и Жюлю-Альфреду) и Эмилю Золя. С Эдуардом Мане Дега сближает общее неприятие академического салонного искусства.
К концу 80-х годов Дега реализовал свое желание стать знаменитым и неизвестным. К тому времени этот портрет был самой грандиозной работой художника. Для создания драматического напряжения художник использовал также направленный свет изображая, например, лицо, разделенное прожектором на две части: освещенную и затененную (Кафешантан в «Амбассадёр», 1876—1877, Музей изящных искусств, Лион «Певица с перчаткой», 1878, Музей Фогт, Кембридж).
Особенно ощутимо это в «Голубых танцовщицах» из московского музея, где из радужного мерцания чистых тонов как бы возникает мелодия танца. Эдгар Дега скончался 27 сентября 1917г. Поскольку стиль Дега основывался на прекрасном рисунке, его картины обладают точностью изображения, абсолютно нетипичной для импрессионизма.
Между кулисами видны пачки других балерин, а также мужская фигура, возможно, покровителя. Некоторые выставки он помогал организовывать. Таким же творческим был подход художника к гравюре и скульптуре. Однако импрессионизм переродился в картинах Дега в волнующую нежность женских рук, в пленительные ясные тона сценических нарядов, в порывистые линии света и тени.
Дега осознавал давление коммерческого пресса и, судя по всему, проводил различие между ориентированными на рынок «товарами», как он называл и остальными своими произведениями. Увлечённый многообразием и подвижностью городской жизни, он пишет современный ему Париж (улицы, театр, кафе, скачки) в непрерывно сменяющихся аспектах. Не многие другие художники так упорно изучали человеческое тело, как Дега.
Это были сложные, большие работы, с помощью которых художник надеялся прославиться, выставив их в Салоне. Дега придал ей отличительное выражение лица и даже написал украшение – сережки. Картина была тотчас же приобретена Лувром.
В 1854-59 в Италии изучал искусство Раннего Возрождения. Дега писал своему другу: «Один хлопок. Тематическая серия работающих женщин (прачек и продавщиц галантерейных лавок) весьма притягательная.
«Не было искусства, менее непосредственного, чем мое», — так сам художник оценивает собственное творчество. Возможно, его друг скульптур Бартоломео подталкивал его стремления в этом направлении. Во время обучения у Ламота он страстно полюбил энгровские линии и ту свежесть, которую после открыл для себя в картинах итальянских мастеров. Друзья и члены его собственной семьи отзывались о Дега как о неуклюжем прямом человеке.
Позировавшая и в самом деле не была польщена и отвергла заказанный ею портрет. Хотя работа производит впечатление спонтанности, её композиция была продумана так же тщательно, как и на всех полотнах Дега.
«Семейство Беллели». Следуя традиции своих ранних полотен, Дега и здесь представляет себя не как художника, а скорее как гражданина, занимающего определенное место в абстрактном виде городского пейзажа (серый, черный, синий, розовый цвета) из большого окна мастерской за фигурами двух мужчин.
Цвет здесь как бы возникает на ваших глазах из переливчатого сияния из струящегося потока радужных «элементарных частиц» из вихря перекрещивающихся «силовых» линий. Художника интересуют профессиональные движения, характерность поз иногда он открывает неожиданные декоративные эффекты в сопоставлении фигур и ритмическом взаимодействии силуэтов (Прачки несущие белье, ок. Для создания драматического напряжения художник использовал также направленный свет изображая, например, лицо, разделенное прожектором на две части: освещенную и затененную (Кафешантан в Амбассадёр, 1876-1877, Музей изящных искусств, Лион Певица с перчаткой, 1878, Музей Фогт, Кембридж). Более того, он не любил пленэр, считая, что на воздухе рассеивается внимание и безоговорочно отдавал предпочтение управляемой среде студии.
Хотя Дега все дальше уходил от той видной и активной роли, которую он играл в общине парижских художников, его влияние на молодое поколение возрастало. Демократичность и даже некоторая вульгарность кафешантанов притягивали его. Вторая женщина видна со спины, но очертания ее плеч, рук и шляпы сами по себе дают представление о ней. Большинство рисунков Дега — это наброски и зарисовки человеческих фигур, как, например, «Балерина, завязывающая туфлю», 1880—1885. Именно в это время он создает свои знаменитые изображения обнаженной натуры.
Война представила Дега возможность увидеть и узнать множество разных людей. По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету.
Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром отдельными частями тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство (Оркестр Оперы, 1868-1869, Музей Орсэ, Париж Две танцовщицы на сцене, 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон Абсент, 1876, Музей Орсэ, Париж). Художник акцентирует внимание на выражениях лиц танцовщиц. Страсть к эксперименту была у художника в крови — недаром ещё в 1879 году один из обозревателей, посетивший выставку импрессионистов, писал, что Дега «без устали ищет новую технику». Он жил один.
Лишь немногие работы Дега изображают подлинные сцены из балета, хотя он часто использует эти же образы в разных картинах. Известно, что с возрастом художник начал терять зрение и отдавал предпочтение скульптуре.
Эдгар Дега воспринимал театр именно так. С другой стороны, Ренуар верно подметил, что зрелые работы Дега более индивидуальны, они в самом деле «расширились» по стилю, — это и отличает их в первую очередь от ранних работ художника. Иногда его называют холодным, бесстрастным наблюдателем, особенно при написании женских портретов, однако Берта Моризо, одна из выдающихся художниц того времени, говорила, что Дега «искренне восхищался человеческими качествами молоденьких продавщиц в магазине».
В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 лет и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». Во многих произведениях Дега показывает характерность поведения и облика людей, порожденную особенностями их быта, выявляет механизм профессионального жеста, позы, движения человека, его пластическую красоту (Гладильщицы, 1884, Музей дОрсе). В этом их сила и слабость. Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан. И еще одна особенность живописи Дега: полная свобода и непринужденность композиции.
Все эти сцены проходят в интерьере, хотя порой они ограничены голой стеной. Маленькая Джованна смотрит на художника и зрителя, сложив ручки на белом фартуке. Дега явно симпатизировал своей тетушке. Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать». Эта работа была выполнена быстро, без обычных колебаний.
Основой процветания города была торговля хлопком. Потрясающий эффект, которого он добивался с помощью этой техники, отлично иллюстрирует не датированный «Набросок с двумя всадниками». Дега писал своему другу: «Один хлопок.
Семья Беллелли 1858Хлопковая биржа 1866-1868Портрет мисс Кэссет 1878Рысаки у трибуны 1866-1868Интерьер (Изнасилованная), 1869 Балерина и женщина С зонтом, 1882Четыре танцовщицы 1884Кабаре «Амбассадор» 1876Балерины на поклонах 1885Женщина, моющая спину 1886 Прима 1877Арлекин и Коломбина 1886Балетная школа 1877Туалет 1885Финал арабеск 1877 Искусство Франции. Бег линий рождает форму из вихря красочных штрихов рождается цвет. Критики сетовали на произвольность странных точек обзора, на срезанные формы и покатые полы на его картинах.
В отличие от Тулуз-Лотрека, семья живописца не требовала идти на такие меры, чтобы тем самым скрыть факт родства. Стремление к достижению предельно абсолютного искусства сыграло с Дега злую шутку: движение к идеалу стало для художника самоцелью. Кажется, что она может убежать отсюда в любую минуту. Примерно в это же время Дега начал писать картину Юные спартанцы. Художник применил эту технику, работая над картиной Звезда.
Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать». Хотя он отдал этому произведению несколько лет, Дега не чувствовал к нему интереса. Преклонение перед человеческим телом он выразил в серии пастелей, представляющих женщин за туалетом (После ванны, 1885, частное собрание). Однако целый пласт работ, напротив изысканно-точен в исполнении – такие картины, как «Танцевальный класс», узнаваемы по срезанным углам, по динамичным и в то же время изящным позам юных танцовщиц. Художник, как трезвый и тонкий наблюдатель, одновременно фиксирует скрывающийся за нарядной зрелищностью утомительный будничный труд (Экзамен танца, пастель, 1880, частное собрание, Нью-Йорк).
В этот период кумирами для него становятся Андреа Мантенья и Паоло Веронезе, одухотворенная и красочная живопись которых буквально поразила молодого художника. Однако и работы Жерико, которого он часто копировал в Лувре после возвращения из Италии, также оказали на него свое влияние. Для академической живописи того времени это было явным осквернением святыни В этой картине уже появляется намек на ту манеру видения, которая затем так будет поражать у Дега, когда в любом мотиве он безоглядно будет оставаться только самим собой» (Э. Поскольку стиль Дега основывался на прекрасном рисунке, его картины обладают точностью изображения, абсолютно нетипичной для импрессионизма. Вторая версия с такой же композицией (Метрополитен-музей, Нью-Йорк) была выполнена пастелью, которая придает картине светлый воздушный характер. Пространство расширено, а количество изображенных предметов уменьшено.
Маленькая Джулия выхвачена в момент минутной взволнованности. Пастель в самом деле находится на грани между рисунком и живописью, а сам Дега говорил, что она позволяет ему стать «колористом с линией».
Остаётся напомнить, что деление живописи, равно как и живописцев по стилям, всегда очень условно. Самой большой и, очевидно, последней работой, посвященной этой теме, является полотно под названием Магазин дамских шляпок (Институт искусств, Чикаго). Оценивать работы Дега более поздних лет непросто. Манера Дега сложилась под влиянием разных художников. Плечи женщины опущены, взгляд потухший. Эдгар Дега начинает использовать пастель.
Каждое его произведение – результат наблюдений и упорной работы. Оба эти материала сухие или быстро сохнущие, непрозрачные, что позволяло Дега легко вносить в свои композиции (и маскировать) изменения.
Роскошный букет осенних цветов только подчеркивает этот покой. Так он экспериментировал с фотографией, не без пользы для себя как для художника. Несколько из них оказались в галерее Тео Ван Гога (брата Винсента). Жокеи-любители (1876-1887) началась по заказу певца Жана-Батиста Фаре.
И действительно, однажды его с нежностью назвали «медвежонком» за частое ворчание и брюзжание. Его дар наблюдения, точность и зоркость взгляда были несравненны. Учился в парижской Школе изящных искусств (1855–18), в 1854–1859 ездил в Италию изучать искусство Раннего Возрождения побывал также в США (1872–1873) и Испании.
Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром отдельными частями тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство («Оркестр Оперы», 1868—1869, Музей Орсэ, Париж «Две танцовщицы на сцене», 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон «Абсент», 1876, Музей Орсэ, Париж). Хюттингер).
Начал художник с автопортретов, затем были портреты родных и друзей. Мне нравится эта суровость». Почти двадцать лет Дега ежегодно приобретал годовой абонемент в театр оперы и балета. В картине Любители абсента он изобразил трогательную сцену.
Поздние работы Дега выделяются также интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряженно-драматический характер («Голубые танцовщицы», пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). Он был практичным и умел распорядиться своим влиянием, постоянно контактировал со многими художниками и такая активность начинала раздражать некоторых из его коллег. Теряя зрение, художник поверял пальцам ту нежность, что раньше доставалась кисти. Манера Дега сложилась под влиянием разных художников. Этот рисунок выполнен не столько карандашом, сколько углем. Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами. И примечательно, что полотна подобного рода с их графичностью и реализмом особенно популярны в частных собраниях и художественных галереях Америки.
Демобилизовавшись в 1871, он некоторое время путешествовал по Европе и Америке. Ранние работы этой серии довольно тщательно продуманы и отличаются строгим построением (Таз, 1886).
Дега создавал свои статуэтки из глины и воска, которые наносил на каркас. «Уловленные мгновения»— так, пожалуй, можно было бы выразиться о многих работах Эдгара Дега. А силой зрительной памяти он мог сравниться разве только с Домье.
Лаура беременна третьим ребёнком, хотя чёрное платье скрывает её положение. Среди десяти работ Эдгара Дега, хранящихся в российских музеях, только одна («Танцовщица у фотографа» из Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) написана масляными красками. Не принимал он также и стремление импрессионистов работать на открытом воздухе, предпочитая мир театра, оперы и кафешантана. Дега даже специально оговаривал, что рамы его картин не должны меняться.
Даже у теряющего зрение Дега палитра оставалась близкой к палитре фовистов». Позируя Дега, актриса точно передала образ простой женщины. Дега, однако, видел в этом кризисе вызов. Например, в «Упражнениях юных спартанцев» он пренебрег исторической точностью, чтобы по-иному и явно по-современному представить тему из древней истории.
По правде говоря, занятным и немного пугающим получается сходство черт биографии этих живописцев, если кому-то вздумается их сравнить. Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать». Изображенные шляпы требуют пристального внимания зрителя. Там он изучал рисование у трех профессоров.
1882). Последний стал настоящим кумиром художника. В немногочисленных кружках, объединявших художников, Дега обладал безусловно высокой репутацией благодаря своим манерам, тонкой культуре, учтивости, своеобразному, сочетавшемуся с резкостью, обаянию, — все это вызывало к нему известное уважение. Ее отец был брокером на хлопковой бирже в Новом Орлеане.
Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы (Мисс Лала в цирке Фернандо, 1879, Национальная галерея, Лондон). Ни грация, ни мнимая поэзия не входят в его цели. Дега осознавал давление коммерческого пресса и, судя по всему, проводил различие между ориентированными на рынок «товарами», как он называл и остальными своими произведениями.
Произведения Дега, с их строго выверенной композицией (асимметричной, обладающей динамической фрагментарностью кинокадра), с их точным и гибким рисунком, неожиданными ракурсами, активным взаимодействием фигуры и пространства (часто как бы вывернутого на плоскость), сочетают кажущиеся непредвзятость и случайность с тщательной продуманностью и точным расчётом. Дега интересовала обычная жизнь людей. Талант будущего живописца развивался под влиянием многих факторов.
В этих работах колористический подход автора гораздо смелее, чем в его живописных произведениях. Уважаемый посетитель. Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги.
Красочная картина Танцовщица с букетом цветов выполнена пастелью и темперой. С начала 1870 года Дега сосредоточил внимание на теме балета. Не как сцену спектакля или же фотографию, где все тщательно расставлены по местам («подвиньтесь чуть левее, а то вас не видно»), а как часть живого, струящегося потока.
В то же время картина отличается свежестью и индивидуальным взглядом художника. Основой процветания города была торговля хлопком. Дела покойного оказались в полном беспорядке и банк, которым управлял отец Эдгара, задолжал другим банкам астрономические суммы. Картина погружает в атмосферу волнительного предвкушения.
Наиболее известным в этой серии является полотно У модистки (Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Поездки по Италии и влияние итальянских живописцев XV века подвигли Дега на создание группового портрета семьи Беллелли.
Э. Дега «Урок танцев» (1873-1875). Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги. Эти восхитительные работы были показаны на восьмой, последней выставке импрессионистов в 1886 г. Э. Дега «Абсент» (1876).
Эдгар Дега (первоначально Де Га) родился 19 июля 1834 года в Париже. Он жил один. Находясь в Италии, Дега написал ряд портретов, на которых изображены члены его семьи.
При использовании этого растворителя поверхность получалась сухая и нежная, словно яичная скорлупа. Воск, слегка подкрашенный имел естественный цвет кожи. К 1898 он почти полностью ослеп. Никто в дальнейшем не оказывал на Дега такого влияния, как Жан Огюст Энгр.
Пастель находится на грани между рисунком и живописью, тем самым позволяя художнику стать «колористом с линией», как говорил сам Дега. «Не было искусства, менее непосредственного, чем мое», — так сам художник оценивает собственное творчество. К тому времени портрет был самой грандиозной работой художника. Завершив картину, он хранил ее в мастерской. Четыре последних года его жизни о Дега заботилась любимая племянница. В это время она продолжала носить траур по своему отцу – его портрет висит позади Лауры. Работы из серии монмартрских зарисовок были выполнены Дега на заказ для роскошного издания «Семья Кардиналь», задуманного Людовиком Галеви.
У Дега же она содержит лишь часть срезанного рамой мощного потока жизни. Так он, разделавшись с долгами, подошел к периоду, овеянному славой и любовью публики. В отличие от остальных импрессионистов, его работы прекрасно продавались. Поздние работы Дега выделяются интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряженно-драматический Ария собаки, 1877 Собрание Хэймейера, Нью-ЙоркЗвезда 1877, Музей дОрсе, Париж Абсент 1876, Музей дОрсе, ПарижВанная 1885, Музей Хилл Стид, Фармингтон Мисс Лала в цирке Фернандо 1879, Национальная галерея, ЛондонПричесывающаяся женщина 1885, Эрмитаж, Санкт-Петербург Характер (Голубые танцовщицы, пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва).
Все здесь живут только хлопком и ради хлопка». Такой замысел картины определил ее форму – она почти квадратная. В 1873г. Немногочисленны также картины отдельных танцовщиц. Картины темные по колориту, суховаты по форме.
Между 1874 и 1886 состоялось восемь выставок из которых Дега принял участие в семи. Ярко освещенная комната с большими окнами наполнена развешенным под потолком бельем.
Холст, масло. Основой процветания города была торговля хлопком. При этом сам Дега отвергал термин «импрессионизм», как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества. Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами.
Таковы картины «Танцовщицы на репетиции», «Танцовщица у фотографа», «Ожидание», «Две танцовщицы» и др. Маленькая Джулия выхвачена в момент минутной взволнованности. Талант в изображении поведения людей Дега демонстрирует в картине Интерьер или Изнасилованная (1868-1869). Музей Орсе (Париж)«В течение всей своей жизни, – писал Поль Валери, – Дега искал в изображении обнаженной фигуры, рассмотренной со всех точек зрения, в невероятном количестве поз, во всевозможных движениях, ту единственную систему линий, которая выразила бы с величайшей точностью не только данный миг, но и наибольшее обобщение.
Даже определённый успех исторической картины Дега «Несчастья города Орлеана» в Салоне 1865года не отбили у художника осознанного желания изображать современную жизнь в своей новой, несколько революционной по тому времени манере. В середине 1880-х гг. Мощь и глубина композиции обнаруживают стремление художника следовать образцам итальянского Ренессанса и традициям мастеров старшего поколения, прежде всего Энгру, который когда-то также создал в Италии ряд выдающихся портретов. Однако у Эдгара не было большого желания и способностей к юриспруденции.
Он жил один. Другие, однако, хвалили картину за реализм и откровенно современное изображение общественной жизни. Этот прием впоследствии использовал А. де Тулуз-Лотрек в афишах для Мулен-Руж.
С Эдуардом Мане Дега сближает общее неприятие академического салонного искусства. По возвращении ему предстояло столкнуться с угрюмой действительностью лицом к лицу.
Он показывал жизнь в движении. Потрясающий эффект, которого он добивался с помощью этой техники, отлично иллюстрирует не датированный «Набросок с двумя всадниками». Перед ней на столе стоит явно не первый бокал с абсентом (алкогольный напиток. Э. Дега «Мытьё» (1886).
В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». С Эдуардом Мане Дега сближает общее неприятие академического салонного искусства.
Эдгар Дега воспринимал театр именно так. Много раз говорилось об отстранённости Дега по отношению к его моделям. Интерес к рисованию проявил еще в детстве. Для его ранних работ характерны резкий и точный рисунок, зоркая наблюдательность, сочетающиеся то с благородно-сдержанной манерой письма (зарисовки брата, 1856—1857, Лувр, Париж рисунок головы баронессы Беллели, 1859, Лувр, Париж), то с жесткой реалистической правдивостью исполнения (портрет итальянской нищенки, 1857, частное собрание). Эдгар изучал творения великих мастеров живописи в Лувре, за время своей жизни несколько раз посещал Италию (где проживали его родственники по линии отца), где имел возможность знакомиться с шедеврами мастеров Итальянского Возрождения.
Первые образцы этих скульптур появились в 1921 году. Отец, Огюст Де Га и дед художника были банкирами.
Напротив, он изобразил спокойный момент скачек. Его усилия увенчались появлением нового словаря реализма, подобно тому, как это удалось сделать в современной ему литературе братьям Гонкурам (Эдмону-Луи-Антуану и Жюлю-Альфреду) и Эмилю Золя. С объединением Италии в 1860 году семья получила возможность возвратиться в родной город. «Голубые танцовщицы». Остальные выполнены пастелью. Ландшафт напоминал ему Англию очень сильно.
В 1873 г. художник вернулся в Париж. Лаура стоит у стены, на которой, рядом с ее головой, висит работа с изображением ее отца (и деда Эдгара) Гилера Де Га, жившего тогда в Неаполе.
Пастель, однако, считалась хуже по качеству, чем живопись маслом. Дега-хранитель и продолжатель великой классической портретной традиции. Он достигает этого неожиданной ассиметрией и необычностью точек зрения (часто сверху или сбоку, под углом), вздыбленностью пространства, как бы подсмотренного в зеркале, выразительной кадрировкой и смелыми срезами рамы. Причиной этому явился прогрессирующий конъюнктивит, которым художник заболел, находясь на военной службе в качестве добровольца при осаде Парижа.
Он начинал чувствовать приближение старости и очень опасался того, что ему придется прекратить работу из-за прогрессирующей потери зрения. По всеобщему убеждению, эта работа была удивительным творением, действительно современным, реалистичным эссе в скульптуре, как выразился критик Чарльз Эфрусси. На этот раз продавщица шляп отсутствует, но посетительница – из низшего сословия.
Он нарисовал всю картину в классически строгом духе Пуссена, но придал лицам героев черты «детей Монмартра», черты хорошо знакомой ему молодёжи парижских предместий. Это были первые пробы, в которых Дега обобщал приобретенные навыки.
Дега стремился к максимальной реалистичности или натуралистичности своих произведений. Много раз говорилось об отстранённости Дега по отношению к его моделям. Дега писал своему другу: «Один хлопок.
Небольшой отдушиной были восковые фигуры. С этой целью им было собрано множество этюдов, литографий, монотипий и рисунков. Он был практичным, но замкнутым в узком кругу близких друзей.
Но среди всех балетных изображений автора, по праву лучшей считается картина «Голубые танцовщицы», где помимо необычного ракурса, суетливой динамики, настроения перед выступлением, автору удалось непостижимым образом передать искусственное освещение, так живописно играющее на платьях и плечах танцовщиц. Дега осмелился изобразить болтающих проституток в кафе на бульваре.
Похоже, это клуб для буржуазной публики или ресторан. Поверхности различных тканей, например, желтый шерстяной платок на шее женщины или льняная юбка, которую гладит другая прачка, – легко узнаваемы с первого взгляда. Мужчина пристально смотрит куда-то в пустоту.
Академизм мало прельщал Дега с самого начала. Третий мужчина, читающий газету – Эдуар Лен, промышленник и приятель Руара. По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету. Лаура беременна третьим ребенком, хотя черное платье скрывает ее положение.
Позже он пишет портрет художника Лепика ()— в определенной степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета. Длинные тени полуденного солнца, матовая краска (Дега использовал свой особый состав краски), неподвижная толпа, наблюдающая с трибун, – все это способствует спокойному характеру данной работы. Согласно последней воле Дега похороны прошли скромно, хотя проводить Дега в последний путь собралось много старых друзей, среди которых были Клод Моне и художник Жан-Луи Форен. В то же время картина отличается свежестью и индивидуальным взглядом художника. Сам я не знаю ничего ни о вдохновении, ни о стихийности, ни о темпераменте». Баронесса стоит свободно, у нее гордая, прямая и чопорная осанка.
История зарубежного искусства. В действительности за спонтанностью его композиций скрывалась их тщательная подготовка.
Получил хорошее образование. Его произведения ничего не воспевают. Ни одну из этих скульптур, за исключением «Маленькой четырнадцатилетней танцовщицы», Дега никогда не выставлял. Искусству Дега присуще сочетание прекрасного, порой фантастичного и прозаического.
Мне нравится эта суровость». Но Дега, человек по своему существу волевой, не удовлетворяющийся никогда тем, что получается сразу, обладавший слишком критическим умом и слишком воспитанный величайшими мастерами, — никогда не отдавался непосредственному наслаждению в работе. Важнейший компонент абсента – экстракт горькой полыни). По своему обыкновению Дега не спешил завершить картину. Даже определённый успех исторической картины Дега «Несчастья города Орлеана» в Салоне 1865года не отбили у художника осознанного желания изображать современную жизнь в своей новой, несколько революционной по тому времени манере.
Теперь на ней появились холмы и пригородные фабрики с дымящимися трубами. Цвет здесь как бы возникает на ваших глазах из переливчатого сияния из струящегося потока радужных «элементарных частиц» из вихря перекрещивающихся «силовых» линий.
К этому времени Дега исполнилось 50 лет. Под предлогом желания оставить память о брате незапятнанной Рене де Га после его смерти уничтожил большую часть рисунков, найденных им в мастерской Эдгара. Это всего лишь предположение, одно из многих допустимых в данном случае. Некоторые из них можно увидеть в крупных музеях по всему миру, а кое-где, например, в Глипотеке Ню Карлсберг, Копенгаген имеется их полный набор.
Как «уловленное мгновение». Все внимание художник сосредоточивает на лицах, другими деталями он явно пренебрегает. Хюттингер).
Пользоваться пастелью художники начали в конце XV века, а в XVIII веке пастель была в особой моде и прежде всего в портретной живописи. Наиболее известной и потрясающей работой из этой серии является картина Гладильщицы. В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами. Он был старшим из пятерых детей. Семья недавно переехала сюда из Неаполя.
Поначалу такие картины были восприняты благоприятно. На тему танцовщиц Дега, в сильной степени, повлиял Оноре Домье.
С другой стороны, Ренуар верно подметил, что зрелые работы Дега более индивидуальны, они в самом деле «расширились» по стилю, — это и отличает их в первую очередь от ранних работ художника. Впрочем, это тоже лишь предположение. Такая атмосфера забавляла и развлекала Дега. Среди наиболее известных работ этого цикла «Танцевальный класс» (1873 г. ), «Танцовщица на сцене» (1879 г. ), «Танцовщицы на репетиции» (1879 г. ) и «Голубые танцовщицы» (1890 г. ).
Там, в Италии, он выработал технику точного и резкого рисунка, где его зоркая наблюдательность сочеталась со сдержанной и благородной манерой письма, как это было на ранних картинах Дега «Зарисовки брата» и «Рисунок головы баронессы Беллели». Музей Орсе (Париж)На этой картине Дега изобразил реальных людей: художника Марселена Дебутена и актрису, звезду кабаре Эллен Андре, за столиком в кафе «Новые Афины». В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами.
Несмотря на ее отсутствующий взгляд, ощущается, что именно она главенствует здесь. Их преобладание можно объяснить влиянием отца, который считал, что этот жанр обеспечит сыну достойное существование. Самой сложной и тщательно выписанной версией магазина по продаже дамских шляп является пастель У модистки (Музей Тиссена-Борнемиза).
Даже когда Дега обращался к истории, он никогда не забывал город, в котором жил.
Дега был, по определению Эдмона де Гонкура, посетившего мастерскую художника, «человеком, который лучше, чем кто-либо другой, сумел, транскрибируя современную жизнь, уловить ее душу». Когда вы вкладываете абсолютно ясное значение, людям становится скучно» (Эдгар Дега). Энгра. Этот рисунок выполнен не столько карандашом, сколько углем. Что удивительно, если «Голубых танцовщиц» большинство зрителей узнает моментально, то некоторые полотна широкой публике незнакомы вовсе.
Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами. Дега сумел наполнить этот групповой портрет мрачным чувством семейной драмы, просто представляя зрителю членов семьи. Завершенность и продуманность его композиций заставляет порой вспомнить полотна Пуссена. Не многие другие художники так упорно изучали человеческое тело, как Дега.
На тему танцовщиц Дега, в сильной степени, повлиял Оноре Домье. Композиция здесь значительно упрощена. В январе 1871 года война окончилась капитуляцией Парижа и унизительным миром. Как и многие его современники, Дега испытал влияние японской графики с её необычными ракурсами, к которым сам прибегал в своих последующих работах. Испытал влияние Ж. О. Д.
Его дневник помогает узнать разнообразие источников, которыми он пользовался, в том числе египетской и иранской настенной живописью (фрески), а также работами художников Раннего Ренессанса. К концу 80-х годов Дега, по существу, реализовал своё желание «стать знаменитым и неизвестным». В возрасте 13 лет Эдгар потерял мать, что явилось для него серьёзнейшим ударом.
Потрясающий эффект, которого он добивался с помощью этой техники, отлично иллюстрирует не датированный «Набросок с двумя всадниками».
Этот приём впоследствии использовал А. де Тулуз-Лотрек в афишах для Мулен-Руж. В 1853 сдал экзамены на степень бакалавра и начал изучать юриспруденцию. Единственная статуэтка, показанная Дега публике, — «Танцовщица в газовой юбочке» (1881). Мне нравится эта суровость». В последние годы главным материалом для рисования у Дега стала пастель (чаще всего выпускается в виде мелков или карандашей без оправы имеющих форму брусков с круглым или квадратным сечением). Во многих случаях художник старается охватить взглядом сцену и ряды кулис, откуда выходят балерины (Репетиция балета на сцене, 1874). Затем было знакомство с другими художниками-импрессионистами.
Балет был его любимой темой.
В то же время сочные тона и «мерцающий» штрих пастели помогали художнику создать ту особенную красочную атмосферу, ту переливчатую воздушность, которая так отличает его работы. Он считал, что на воздухе рассеивается внимание, отдавал предпочтение среде студии. К концу 80-х годов Дега, по существу, реализовал свое желание «стать знаменитым и неизвестным». Вскоре после возвращения из Нового Орлеана в 1873 году Дега начал писать известную картину (Метрополитен-музей, Нью-Йорк).
«Уловленные мгновения» — так, пожалуй, можно было бы выразиться о многих работах Эдгара Дега.