Таким Дега, пожалуй, знаком не каждому. Известно, что с возрастом художник начал терять зрение и отдавал предпочтение скульптуре. По своему обыкновению Дега не спешил завершить картину.
Энгра. Впрочем, он находился в привилегированном положении, живя за счет состояния семьи. Поздние работы Дега выделяются также интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряжённо-драматический характер («Голубые танцовщицы», пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва).
Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами. Получил хорошее образование. человеком, не занимающимся никаким сколько-нибудь серьезным делом, вскоре сведет меня в могилу. Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан. Однако целый пласт работ, напротив изысканно-точен в исполнении – такие картины, как «Танцевальный класс», узнаваемы по срезанным углам, по динамичным и в то же время изящным позам юных танцовщиц.
Эдгар изучал творения великих мастеров живописи в Лувре, за время своей жизни несколько раз посещал Италию (где проживали его родственники по линии отца), где имел возможность знакомиться с шедеврами мастеров Итальянского Возрождения. Родился в старинной банкирской семье. Одна из излюбленных тем Э. Дега – изображение лошадей перед стартом. С тем же успехом можно полагать, что Дега вёл регулярную интимную жизнь с проститутками. Он жил один.
Лаура беременна третьим ребёнком, хотя чёрное платье скрывает её положение. Почти за десять лет до своей смерти Дега практически перестал писать. Дега всегда тщательно продумывал композицию своих картин, зачастую делая множество набросков и этюдов, а в последние годы жизни, когда угасающее зрение уже не давало ему возможности искать новые темы, он снова и снова обращался к своим любимым образам, переводя иногда контуры фигур со старых полотен с помощью копировальной бумаги. Хотя его пристрастия по-прежнему явно обуславливались влиянием Энгра, ранние работы, такие как автопортрет, уже заметно расходятся с этой традицией и свидетельствуют о его независимом мышлении. Позже он пишет портрет художника Лепика («Площадь Согласия») — в определённой степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета. Но главное место его наблюдений — Париж.
Наиболее известной и потрясающей работой из этой серии является картина Гладильщицы. «Не было искусства, менее непосредственного, чем мое», — так сам художник оценивает собственное творчество. Хюттингер). И вот таким образом многие гениальные картины художника в прямом смысле слова хранятся в музеях.
Дега осмелился изобразить болтающих проституток в кафе на бульваре. Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы (Мисс Лала в цирке Фернандо, 1879, Национальная галерея, Лондон). Необычайная популярность балетных сценок, запечатленных Дега, легко объяснима, поскольку художник показывает нам мир грации и красоты, не впадая при этом в излишнюю сентиментальность. Автопортрет (1854-1855).
Испытал влияние Ж. О. Д. Более того, Дега почти ничего не продал. Дега даже специально оговаривал, что рамы его картин не должны меняться.
В то время Дега, который был городским жителем, открыл для себя сельскую жизнь, о чем с большим энтузиазмом писал в письмах своим друзьям. Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать». Ярко освещенная комната с большими окнами наполнена развешенным под потолком бельем.
Баронесса стоит свободно, у неё гордая, прямая и чопорная осанка. Хотя пространство, как и раньше, оставалось театральным (нереальным) или неопределенным, фигуры, теперь это были в основном купальщицы, тоже не пощадило время, не без усилий справляются они со своими ослабевшими телами.
Это огромное полотно Дега выполнил, вернувшись в Париж в 1859 году, в новой просторной мастерской.
Сюжет, выбранный им для своего полотна, — деловая контора— до этого тщательно обходили стороной все художники. Не как сцену спектакля или же фотографию, где все тщательно расставлены по местам («подвиньтесь чуть левее, а то вас не видно»), а как часть живого, струящегося потока. Так он экспериментировал с фотографией, не без пользы для себя как для художника. Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром отдельными частями тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство (Оркестр Оперы, 1868-1869, Музей Орсэ, Париж Две танцовщицы на сцене, 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон Абсент, 1876, Музей Орсэ, Париж). Дело в том, что где-то в 1886 году он перестал пользоваться записными книжками, а именно из них исследователи почерпнули немало информации о ранних периодах его творчества.
Мне нравится эта суровость». Хюттингер).
Все внимание художник сосредоточивает на лицах, другими деталями он явно пренебрегает. Для создания драматического напряжения художник использовал также направленный свет изображая, например, лицо, разделенное прожектором на две части: освещенную и затененную (Кафешантан в Амбассадёр, 1876-1877, Музей изящных искусств, Лион Певица с перчаткой, 1878, Музей Фогт, Кембридж). Во многих произведениях Дега показывает характерность поведения и облика людей, порожденную особенностями их быта, выявляет механизм профессионального жеста, позы, движения человека, его пластическую красоту (Гладильщицы, 1884, Музей дОрсе).
Почти двадцать лет Дега ежегодно приобретал годовой абонемент в театр оперы и балета. Но пастель сыпется с картины, её надо закреплять специальным раствором, а в результате краски темнеют.
К тому времени этот портрет был самой грандиозной работой художника. Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать». Оба эти материала сухие или быстро сохнущие, непрозрачные, что позволяло Дега легко вносить в свои композиции (и маскировать) изменения. Более того, он не любил пленэр, считая, что на воздухе рассеивается внимание и безоговорочно отдавал предпочтение управляемой среде студии.
Персонажи Дега кажутся при этом снятыми не простой, а "скрытой камерой".
Не многие другие художники так упорно изучали человеческое тело, как Дега. Дега предпочел изобразить своих друзей не в военной, а в непринужденной обстановке. Дега даже специально оговаривал, что рамы его картин не должны меняться.
«Уловленные мгновения»— так, пожалуй, можно было бы выразиться о многих работах Эдгара Дега. Начав со строгих по композиции исторических картин и портретов (Семейство Беллелли, около 1858, Музей Орсе, Париж), Дега в 1870-е годы сблизился с представителями импрессионизма, обратился к изображению современной городской жизни – улиц, кафе, театральных представлений (Площадь Согласия, около 1875 Абсент, 1876, Музей Орсе, Париж). Вскоре в этих портретах появляется и нечто более новаторское: в "Женщине с хризантемами" (1865) художник смело отодвигает главную фигуру в край холста и срезает ее рамой. Третий мужчина, читающий газету – Эдуар Лен, промышленник и приятель Руара.
Он считал, что на воздухе рассеивается внимание, отдавал предпочтение среде студии. Поддержанный Эдгаром, Рене отходит от отцовского дела и отправляется в Америку.
Будучи человеком весьма авторитетным в среде молодых художников, неформальным главой Батиньольской группы, Мане познакомил Дега с молодыми живописцами, ставшими впоследствии известными как импрессионисты. Кажется, что она может убежать отсюда в любую минуту.
Иногда его называют холодным, бесстрастным наблюдателем, особенно при написании женских портретов, однако Берта Моризо, одна из выдающихся художниц того времени, говорила, что Дега «искренне восхищался человеческими качествами молоденьких продавщиц в магазине». После возвращения Дега оставил апартаменты отца и снял новую большую мастерскую на Рю де Лаваль, в 9-м округе, в котором ему было суждено прожить всю жизнь. Его дар наблюдения, точность и зоркость взгляда были несравненны. Как позже объяснял Клод Моне, Дега делал это для того, чтобы «заставить раму помогать произведению и дополнять его», таким образом усиливая цвета. Он нарисовал всю картину в классически строгом духе Пуссена, но придал лицам героев черты «детей Монмартра», черты хорошо знакомой ему молодёжи парижских предместий.
Большая зеленая лента удачно гармонирует с рукой в перчатке.
С этой целью им было собрано множество этюдов, литографий, монотипий и рисунков. Дега стремился к максимальной реалистичности или натуралистичности своих произведений. Когда речь идёт о большом и разностороннем мастере, то порой бывает трудно разграничить все его произведения по жанрам.
Завершенность и продуманность его композиций заставляет порой вспомнить полотна Пуссена. В творчестве мастера нет ничего от экспромта. Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр.
В то же время сочные тона и «мерцающий» штрих пастели помогали художнику создать ту особенную красочную атмосферу, ту переливчатую воздушность, которая так отличает его работы. Именно в это время он создает свои знаменитые изображения обнаженной натуры.
Мастер игнорировал условную идеализацию античного сюжета изображая своих героев похожими на современных ему подростков парижских предместий. Дега больше волнует жизнь города, а не пейзаж.
Много раз говорилось об отстранённости Дега по отношению к его моделям. Баронесса стоит свободно, у нее гордая, прямая и чопорная осанка. Манера Дега сложилась под влиянием разных художников. Есть еще одна такая же картина и под таким же названием, которая лишь слегка отличается от первой (Музей Орсэ, Париж).
Та же отстраненность наблюдается у Э. Дега и в изображении обнаженной натуры. В творческих поисках Дега выступает как один из самых смелых и оригинальных художников своего времени. Эдгар Дега, относящейся именно к этой категории художников, оставил богатое наследие в самых различных областях изобразительного искусства. Его произведения ничего не воспевают.
Преклонение перед человеческим телом он выразил в серии пастелей, представляющих женщин за туалетом (После ванны, 1885, частное собрание). Темы скульптур Дега повторяли темы его картин — танцовщицы, купальщицы или скачущие жокеи. Дега стремился к максимальной «реалистичности» или «натуралистичности» своих произведений.
Такая атмосфера забавляла и развлекала Дега. Не всех женщин, которых писал Дега, можно назвать красивыми, но часто в них есть то, что сам художник называл спасительной чуточкой безобразия. Никто не мог сравниться в мастерстве владения пастелью с Дега, который использовал её с мощью и изобретательностью, каких не достигал ни один из его современников. В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 лет и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры».
К концу 80-х годов Дега, по существу, реализовал свое желание «стать знаменитым и неизвестным». Бег линий рождает форму из вихря красочных штрихов рождается цвет. Она пишет: Жизнь с Дженнаро.
Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами. Обычно художник делал целый ряд предварительных набросков, а иногда использовал один и тот же этюд для нескольких разных полотен. Эдгар Дега воспринимал театр именно так. Э. Дега «Мытьё» (1886).
В сияющий новизной мир импрессионизма Дега вошел благодаря знакомству с Эдуардом Мане. И тем не менее в них присутствует сильная, несгибаемая воля самого художника. Даже у теряющего зрение Дега палитра оставалась близкой к палитре фовистов». Художник, как трезвый и тонкий наблюдатель, одновременно фиксирует скрывающийся за нарядной зрелищностью утомительный будничный труд (Экзамен танца, пастель, 1880, частное собрание, Нью-Йорк).
Это предположение тем более вероятно, что Дега часто говорил в молодости о том, что он хотел бы стать знаменитым и неизвестным, то есть получить славу и деньги, но не страдать при этом от назойливого внимания окружающих. Темы скульптур Дега повторяли темы его картин— танцовщицы, купальщицы или скачущие жокеи. Ему также нравилось писать купающихся женщин и сцены скачек. Картина была тотчас же приобретена Лувром.
Э. Дега начинает использовать пастель. Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром отдельными частями тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство («Оркестр Оперы», 1868—1869, Музей Орсэ, Париж «Две танцовщицы на сцене», 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон «Абсент», 1876, Музей Орсэ, Париж). На этот раз продавщица шляп отсутствует, но посетительница – из низшего сословия.
Тематическая серия работающих женщин (прачек и продавщиц галантерейных лавок) весьма притягательная. Этот рисунок выполнен не столько карандашом, сколько углем. Вернувшись из Нового Орлеана в 1873 году, Дега некоторое время не занимался темой лошадей, однако вернулся к ней в 1880 году, когда, вероятно, понял, что картины этого жанра пользуются большим спросом.
Манера Дега сложилась под влиянием разных художников. Ни грация, ни мнимая поэзия не входят в его цели. С другой стороны, Ренуар верно подметил, что зрелые работы Дега более индивидуальны, они в самом деле «расширились» по стилю, — это и отличает их в первую очередь от ранних работ художника. Первые образцы этих скульптур появились в 1921 году. В то же время картина отличается свежестью и индивидуальным взглядом художника.
Остальные выполнены пастелью. Там, в Италии, он выработал технику точного и резкого рисунка, где его зоркая наблюдательность сочеталась со сдержанной и благородной манерой письма, как это было на ранних картинах Дега «Зарисовки брата» и «Рисунок головы баронессы Беллели».
Оценивать работы Дега более поздних лет непросто.
Оценивать работы Дега более поздних лет непросто. Потрясающий эффект, которого он добивался с помощью этой техники, отлично иллюстрирует не датированный «Набросок с двумя всадниками». Его усилия увенчались появлением нового словаря реализма, подобно тому, как это удалось сделать в современной ему литературе братьям Гонкурам (Эдмону-Луи-Антуану и Жюлю-Альфреду) и Эмилю Золя.
Но среди всех балетных изображений автора, по праву лучшей считается картина «Голубые танцовщицы», где помимо необычного ракурса, суетливой динамики, настроения перед выступлением, автору удалось непостижимым образом передать искусственное освещение, так живописно играющее на платьях и плечах танцовщиц. Все эти сцены проходят в интерьере, хотя порой они ограничены голой стеной. Но отец мечтал о карьере юриста для сына.
Впрочем, это тоже лишь предположение. Эдгар Дега был противоречивым и странным на первый взгляд человеком. Среди десяти работ Эдгара Дега, хранящихся в российских музеях, только одна («Танцовщица у фотографа» из Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) написана масляными красками. В творчестве мастера нет ничего от экспромта.
Маленькая Джованна смотрит на художника и зрителя, сложив ручки на белом фартуке. Художник, как трезвый и тонкий наблюдатель, одновременно фиксирует скрывающийся за нарядной зрелищностью утомительный будничный труд (Экзамен танца, пастель, 1880, частное собрание, Нью-Йорк). В январе 1871 года война окончилась капитуляцией Парижа и унизительным миром. Хотя яркие жилеты и кепки жокеев были искусственными и нереальными, но они образуют живой контраст свинцовому небу. Эдгар Дега (первоначально Де Га) родился 19 июля 1834 года в Париже.
В «Семирамиде, строящей Вавилон» Дега создал волнующее оригинальное произведение, но, казалось, он сам не был уверен в правильном направлении своих поисков. Он получил классическое художественное образование: школа изящных искусств, ученичество у известного в то время художника Луи Ламота, одержимость старыми мастерами, которых Эдгар копирует в Лувре и в итальянских музеях.
Художник применил эту технику, работая над картиной Звезда. Дега Эдгар Картины и биография Эдгара Дега Дега Эдгар (Degas Edgar) (1834–1917), французский художник, график и скульптор. Но наличие средств и родительская любовь сделали свое дело и в 1855 году молодой человек поступил в школу изящных искусств, где началось превращение Илера-Жермена-Эдгара де Га, во всемирно известного «живописца танцовщиц». Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги. То, как Дега следовал этому научному реализму, можно проиллюстрировать его отношением к демонстрации произведений искусства.
Никто в дальнейшем не оказывал на Дега такого влияния, как Жан Огюст Энгр. С объединением Италии в 1860 году семья получила возможность возвратиться в родной город. В «Семирамиде, строящей Вавилон» Дега создал волнующее оригинальное произведение, но, казалось, он сам не был уверен в правильном направлении своих поисков. В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами. Но в результате возникали образы, казавшиеся олицетворением мгновенного и случайного. Через три месяца после приезда в Америку Дега начал работать над Интерьером конторы в Новом Орлеане (Хлопковый рынок в Новом Орлеане).
Но уже в то время он занимался у живописца Барриаса, затем у Луи Ламота. ДЕГА Эдгар Илер Жермен (1834-1917) – французский художник, один из самых выдающихся представителей импрессионизма. Картины темные по колориту, суховаты по форме. Эти элементы были частью идеологии реализма-натурализма. Этот рисунок выполнен не столько карандашом, сколько углем.
Дега больше интересовался современной жизнью во всех ее проявлениях, нежели вымученными сюжетами выставленных в Салоне картин. Э. Дега «Урок танцев» (1873-1875). После заключительной выставки импрессионистов в 1886 году художник перестал публично выставлять свои работы, предпочитая продавать написанные им картины по высокой цене через нескольких торговых агентов. Музей Орсе (Париж)«В течение всей своей жизни, – писал Поль Валери, – Дега искал в изображении обнаженной фигуры, рассмотренной со всех точек зрения, в невероятном количестве поз, во всевозможных движениях, ту единственную систему линий, которая выразила бы с величайшей точностью не только данный миг, но и наибольшее обобщение. Здесь он создает «Абсент» (1876), «Гладильщиц» (1884 обе Музей Орсе, Париж).
При этом сам Дега отвергал термин «импрессионизм», как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества. «Уловленные мгновения» — так, пожалуй, можно было бы выразиться о многих работах Эдгара Дега.
Четыре последних года его жизни о Дега заботилась любимая племянница. Он жил один. А многочисленные скульптуры Дега лепил из воска — тоже не самый долговечный материал.
Например, в «Упражнениях юных спартанцев» он пренебрег исторической точностью, чтобы по-иному и явно по-современному представить тему из древней истории. Маленькая Джулия выхвачена в момент минутной взволнованности. Произведения французского мастера – настоящая энциклопедия человеческих поз и "моментов" движений.
Маленькая Джулия выхвачена в момент минутной взволнованности. Талант в изображении поведения людей Дега демонстрирует в картине Интерьер или Изнасилованная (1868-1869). Уловленные мгновения— так, пожалуй, можно было бы выразиться о многих работах Эдгара Дега. Находясь в Италии, Дега написал ряд портретов, на которых изображены члены его семьи.
Этот прием впоследствии использовал А. де Тулуз-Лотрек в афишах для Мулен-Руж. Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы («Мисс Лала в цирке Фернандо», 1879, Национальная галерея, Лондон). Так он, разделавшись с долгами, подошел к периоду, овеянному славой и любовью публики.
Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги. Перед ней на столе стоит явно не первый бокал с абсентом (алкогольный напиток. Цвет здесь как бы возникает на ваших глазах из переливчатого сияния из струящегося потока радужных «элементарных частиц» из вихря перекрещивающихся «силовых» линий. Сам я не знаю ничего ни о вдохновении, ни о стихийности, ни о темпераменте».
Музей Орсе (Париж)В 1861 г. Дега познакомился с Эдуардом Мане, дружба с ним продолжалась до конца жизни Мане. Новая волна художников ломала традиционные представления о живописи, о сюжетах и героях картин, вводя в их круг простые сцены из жизни наполеоновской Франции. Не многие другие художники так упорно изучали человеческое тело, как Дега.
Вот таким образом ему достаточно изобразить мелькнувшую в дверном проеме молодую женщину, кокетливо надетую шляпку, утомленную позу гладильщицы или прачки (Чтение письма, 1884, Художественная галерея и музей, Глазго Гладильщицы, Музей Орсэ, Париж).
Завершенность и продуманность его композиций заставляет порой вспомнить полотна Пуссена. Начал художник с автопортретов, затем были портреты родных и друзей. Как нельзя кстати пригодилось знакомство с импрессионистами— Дега участвовал почти во всех их выставках начиная с 1874 года. Этот прием впоследствии использовал А. де Тулуз-Лотрек в афишах для Мулен-Руж.
В этом их сила и слабость. Это были первые пробы, в которых Дега обобщал приобретенные навыки. В утверждении эстетической значимости жизни людей их обыденных занятий сказывается своеобразный гуманизм творчества Дега. Начав со строгих по композиции исторических картин и портретов (Семейство Беллелли, около 1858, Музей Орсе, Париж), Дега в 1870-е годы сблизился с представителями импрессионизма, обратился к изображению современной городской жизни – улиц, кафе, театральных представлений (Площадь Согласия, около 1875 Абсент, 1876, Музей Орсе, Париж). В 70-х гг.
Во многих произведениях Дега показывает характерность поведения и облика людей, порожденную особенностями их быта, выявляет механизм профессионального жеста, позы, движения человека, его пластическую красоту (Гладильщицы, 1884, Музей дОрсе). Наиболее точное свидетельство о кафешантанах принадлежит кисти аристократа и завсегдатая элегантных салонов парка Монсо Эдгара Дега, опередившего Тулуз-Лотрека на целое десятилетие.
Восхищался Энгром, считая его крупнейшим художником современности. В картине Любители абсента он изобразил трогательную сцену. При этом сам Дега отвергал термин «импрессионизм», как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества.
Дега писал своему другу: «Один хлопок. Преклонение перед человеческим телом он выразил в серии пастелей, представляющих женщин за туалетом (После ванны, 1885, частное собрание).
Оценивать работы Дега более поздних лет непросто. Ни одну из этих скульптур, за исключением «Маленькой четырнадцатилетней танцовщицы», Дега никогда не выставлял. В то же время картина отличается свежестью и индивидуальным взглядом художника. Во французском искусстве конца века Дега в этом отношении являлся диаметральной противоположностью Сезанну. Итогом этого путешествия стал Портрет в хлопковой конторе (1873, Музей изящных искусств, По), композиция которого производит впечатление случайного репортажного снимка. В 1873 году художник вернулся в Париж.
Холст, масло. Пастель находится на грани между рисунком и живописью, тем самым позволяя художнику стать «колористом с линией», как говорил сам Дега.
Основой процветания города была торговля хлопком. Самой сложной и тщательно выписанной версией магазина по продаже дамских шляп является пастель У модистки (Музей Тиссена-Борнемиза). Это всего лишь предположение, одно из многих допустимых в данном случае.
Он писал свои самые известные и признанные полотна пастелью. Все здесь полно осмысленного движения. Отношение Дега к собственному телу было свободным от условностей.
Такая техника исполнения картины была бы невозможной, если бы он писал маслом на холсте. В середине 1880-х гг. Несмотря на ее отсутствующий взгляд, ощущается, что именно она главенствует здесь. В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами. Отец, Огюст Де Га и дед художника были банкирами.
Идеал Эдгар видел в неутихающей жизни мегаполиса. Хотя Дега все дальше уходил от той видной и активной роли, которую он играл в общине парижских художников, его влияние на молодое поколение возрастало. Дега интересовала обычная жизнь людей. Он был практичным и умел распорядиться своим влиянием, постоянно контактировал со многими художниками и такая активность начинала раздражать некоторых из его коллег.
Ни одну из этих скульптур, за исключением «Маленькой четырнадцатилетней танцовщицы», Дега никогда не выставлял. Однако он не все принимает в их методе. В действительности за спонтанностью его композиций скрывалась их тщательная подготовка. Постепенно стиль Дега приобретает черты все большей обобщенности и монументальности. В середине 1880-х гг.
Э. Дега «Перед стартом» (1862-1880). Напротив, он изобразил спокойный момент скачек. Эдгар Дега скончался 27 сентября 1917г.
Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами. Он показывал жизнь в движении. Но если верность их дружбе хранилась до конца жизни Мане, то от привязанности к идеалам нового течения Дега вскоре с легкостью отошел.
Война представила Дега возможность увидеть и узнать множество разных людей. Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги.
Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром отдельными частями тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство («Оркестр Оперы», 1868—1869, Музей Орсэ, Париж «Две танцовщицы на сцене», 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон «Абсент», 1876, Музей Орсэ, Париж). Между кулисами видны пачки других балерин, а также мужская фигура, возможно, покровителя.
Такая атмосфера забавляла и развлекала Дега. С годами художник все чаще отдавал предпочтение пастели (в основном в сочетании с монотипией, литографией или гуашью), привлекавшей его благородной приглушенностью и при этом чистотой и насыщенностью цвета, бархатистой матовостью фактуры, живой вибрацией штриха. Его дневник помогает узнать разнообразие источников, которыми он пользовался, в том числе египетской и иранской настенной живописью (фрески), а также работами художников Раннего Ренессанса.
Не нуждаясь остро в деньгах, Дега мог себе позволить не продавать свои работы и трудиться над ними снова и снова, стремясь к совершенству. Следуя традиции своих ранних полотен, Дега и здесь представляет себя не как художника, а скорее как гражданина, занимающего определенное место в абстрактном виде городского пейзажа (серый, черный, синий, розовый цвета) из большого окна мастерской за фигурами двух мужчин. После простого темного фона, такого, как в раннем Автопортрете (1855), последовали более сложные решения.
Когда Дега спросили, что он думает по этому поводу, он ответил: «Я чувствую себя лошадью, только что выигравшей скачку и получившей в награду все тот же мешок с овсом». Демобилизовавшись в 1871, он некоторое время путешествовал по Европе и Америке. Сами его образы были исполнены динамизма, воплощали убыстрившиеся ритмы современной художнику эпохи.
Бедно одетая женщина сидит в кафе, перед ней стоит стакан, наполненный абсентом. И посмотреть на них можно только раз в несколько лет — на специальных выставках. Находясь в Италии, Дега написал ряд портретов, на которых изображены члены его семьи. Учился в парижской Школе изящных искусств (1855–18), в 1854–1859 ездил в Италию изучать искусство Раннего Возрождения побывал также в США (1872–1873) и Испании.
Некоторые замечали, что подобное произведение нетипично для Дега и даже Золя, несгибаемый сторонник дела импрессионизма, сокрушался, что художник испортил картину завершающими мазками (писатель считал лучшими работами Дега его наброски). К этому времени Дега исполнилось 50 лет. Хотя он отдал этому произведению несколько лет, Дега не чувствовал к нему интереса. В 1854-59 в Италии изучал искусство Раннего Возрождения.
Скульптура, выполненная из натурального воска, была одета в пачку с прилегающим лифом, на ней было трико и балетные туфельки. Он был старшим из пятерых детей. Искусству Дега присуще сочетание прекрасного, порой фантастичного и прозаического. художник вернулся в Париж.
По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету. Восход солнца, выставленной в фотоателье Надара в 1874 году. Он выбрал в учителя Луи Ламотта (1822-1869), последователя Жана-Огюста-Доминика Энгра.
Однако в картинах Дега не стремится следовать классическим образцам и идеалам — фигуры его угловаты, худы, движения их резки, формы далеки от совершенства. В 1861 Дега знакомится с Эдуаром Мане, а позднее начинает посещать кафе Гербуа, пристанище импрессионистов Моне, Ренуара, Сислея и др. : их отказ от установок Академии, стремление запечатлеть непосредственное ощущение динамики жизни привлекают художника, Дега выставляется на выставках импрессионистов, начиная с первой (1874) и кончая последней (1886). Вскоре после возвращения из Нового Орлеана в 1873 году Дега начал писать известную картину (Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Поздние работы Дега выделяются интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряженно-драматический характер (Голубые танцовщицы, пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). Его произведения ничего не воспевают. Работы из серии монмартрских зарисовок были выполнены Дега на заказ для роскошного издания «Семья Кардиналь», задуманного Людовиком Галеви. Завершенность и продуманность его композиций заставляет порой вспомнить полотна Пуссена.
Вообще сфера чувств в живописи многих художников не выражена прямо и все описания спектра эмоций, будто бы существующих в той или иной картине, лишь фантазии, которые не могут быть ни доказаны, ни опровергнуты. Особенно ощутимо это в «Голубых танцовщицах» из московского музея, где из радужного мерцания чистых тонов как бы возникает мелодия танца.
Редко он изображал исполнителей во время представления. Но постижение жизни достигалось не подражанием, а условными средствами искусства.
А силой зрительной памяти с ним мог сравниться разве только Домье. Для учениц это томительное ожидание, для пожилого балетмейстера – палитра новых идей. В том же году одна из его картин, «Танцовщицы в баре», была куплена на аукционе нью-йоркским музеем Метрополитен за огромную, небывалую по тем временам сумму — 478 000 франков.
Его усилия увенчались появлением нового словаря реализма, подобно тому, как это удалось сделать в современной ему литературе братьям Гонкурам (Эдмону-Луи-Антуану и Жюлю-Альфреду) и Эмилю Золя.
Дега явно симпатизировал своей тетушке. В 1853 сдал экзамены на степень бакалавра и начал изучать юриспруденцию. Своим друзьям-импрессионистам он говорил: «Вам нужна жизнь естественная, мне— искусственная».
С Эдуардом Мане Дега сближает общее неприятие академического салонного искусства.
Они – через подвижный и трепетный мир, через постоянный круговорот природы, а Дега – через движение человека. Однако собственные эксперименты с содержанием и стилем не имели большого успеха.
Манера и яркость их творчества была близка и Эдгару Дега. У Дега же она содержит лишь часть срезанного рамой мощного потока жизни. С другой стороны, Ренуар верно подметил, что зрелые работы Дега более индивидуальны, они в самом деле «расширились» по стилю, — это и отличает их в первую очередь от ранних работ художника.
Хотя работа производит впечатление спонтанности, ее композиция была продумана так же тщательно, как и на всех полотнах Дега. Молодой художник, желающий выставляться в Салоне, в первой половине шестидесятых годов обращается к историческим сюжетам: «Молодые спартанки, вызывающие на состязание юношей» (1860), «Семирамида закладывает город» (1861), «Александр и Буцефал» (1861—1862), «Дочь Иеффая» (1859—1860), «Эпизод средневековой войны» («Бедствия Орлеана») (1865). Страсть к эксперименту была у художника в крови— недаром еще в 1879 году один из обозревателей, посетивший выставку импрессионистов, писал, что Дега «без устали ищет новую технику». Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать».
Небольшой отдушиной были восковые фигуры. Жокеи-любители (1876-1887) началась по заказу певца Жана-Батиста Фаре. 92 х 68 см. В некоторых случаях Дега добавлял атрибуты социального статуса позирующего (Анри Руар перед своей фабрикой) или обогащал картину детально разработанной обстановкой (Коллекционер гравюр).
Что удивительно, если «Голубых танцовщиц» большинство зрителей узнает моментально, то некоторые полотна широкой публике незнакомы вовсе. Наряду с влиянием Энгра в работах Дега ощутима связь с традициями французского Ренессанса. Для его ранних работ характерны резкий и точный рисунок, зоркая наблюдательность, сочетающиеся то с благородно-сдержанной манерой письма (зарисовки брата, 1856-1857, Лувр, Париж рисунок головы баронессы Беллели, 1859, Лувр, Париж), то с жесткой реалистической правдивостью исполнения (портрет итальянской нищенки, 1857, частное собрание). Художник акцентирует внимание на выражениях лиц танцовщиц. К тому времени этот портрет был самой грандиозной работой художника.
Несколько из них оказались в галерее Тео Ван Гога (брата Винсента). Важнейший компонент абсента – экстракт горькой полыни).
Для его ранних работ характерны резкий и точный рисунок, зоркая наблюдательность, сочетающиеся то с благородно-сдержанной манерой письма (зарисовки брата, 1856—1857, Лувр, Париж рисунок головы баронессы Беллели, 1859, Лувр, Париж), то с жесткой реалистической правдивостью исполнения (портрет итальянской нищенки, 1857, частное собрание). 1860 – 1870-е годы – во многом переломные для французской культуры XIX века.
Дега Эдгар (Degas Edgar), французский художник, график и скульптор.
В 1873 г. художник вернулся в Париж. Сам я не знаю ничего ни о вдохновении, ни о стихийности, ни о темпераменте». Семья Беллелли 1858Хлопковая биржа 1866-1868Портрет мисс Кэссет 1878Рысаки у трибуны 1866-1868Интерьер (Изнасилованная), 1869 Балерина и женщина С зонтом, 1882Четыре танцовщицы 1884Кабаре «Амбассадор» 1876Балерины на поклонах 1885Женщина, моющая спину 1886 Прима 1877Арлекин и Коломбина 1886Балетная школа 1877Туалет 1885Финал арабеск 1877 Искусство Франции. Там он изучал рисование у трех профессоров.
У Дега же она содержит лишь часть срезанного рамой мощного потока жизни. Произведения Дега, с их строго выверенной композицией (асимметричной, обладающей динамической фрагментарностью кинокадра), с их точным и гибким рисунком, неожиданными ракурсами, активным взаимодействием фигуры и пространства (часто как бы вывернутого на плоскость), сочетают кажущиеся непредвзятость и случайность с тщательной продуманностью и точным расчётом.
Мощь и глубина композиции обнаруживают стремление художника следовать образцам итальянского Ренессанса и традициям мастеров старшего поколения, прежде всего Энгру, который когда-то также создал в Италии ряд выдающихся портретов. Оценивать работы Дега более поздних лет непросто. Ее отец был брокером на хлопковой бирже в Новом Орлеане. Мне нравится эта суровость». Между тем это было вполне осознанной необходимостью: Дега продолжал и логически развивал то, что было начато картиной Эдуарда Мане «Музыка в Тюильри».
Для создания драматического напряжения художник использовал также направленный свет изображая, например, лицо, разделенное прожектором на две части: освещенную и затененную (Кафешантан в «Амбассадёр», 1876—1877, Музей изящных искусств, Лион «Певица с перчаткой», 1878, Музей Фогт, Кембридж).
Дега оставил после себя свыше 2000 картин маслом, пастелей и скульптур. Отношение Дега к собственному телу было свободным от условностей. Родился в состоятельной семье банкира де Га.
Движения человеческих фигур на полотне лишены изысканной грации, они резки и угловаты, действие разорачивается на фоне обычного повседневного пейзажа. В утверждении эстетической значимости жизни людей их обыденных занятий сказывается своеобразный гуманизм творчества Дега. Демократичность и даже некоторая вульгарность кафешантанов притягивали его. К концу 80-х годов Дега реализовал свое желание стать знаменитым и неизвестным. Учился в Школе изящных искусств в Париже (1855-56).
Похоже, это клуб для буржуазной публики или ресторан. Отмечалось, что в работах этого периода Дега сполна отдал дань абстрактным элементам своего искусства. Их преобладание можно объяснить влиянием отца, который считал, что этот жанр обеспечит сыну достойное существование. То, как Дега следовал этому научному реализму, можно проиллюстрировать его отношением к демонстрации произведений на выставках импрессионистов.
Бег линий рождает форму из вихря красочных штрихов рождается цвет. Мать Дега, Селестина Мюссон, была родом оттуда. На переднем плане картины сидит дядя Дега, Мишель Мюссон, брокер хлопковой биржи брат художника, Рене де Га изображен читающим газету, а другой его брат, Ахилл де Га, прислонился к перегородке на заднем плане слева.
Ни грация, ни мнимая поэзия не входят в его цели. Лаура стоит у стены, на которой, рядом с ее головой, висит работа с изображением ее отца (и деда Эдгара) Гилера Де Га, жившего тогда в Неаполе. Получил прекрасное образование в лицее Людовика Великого (1845-1852), с 1853 учился на юридическом факультете Парижского университета. Этот рисунок выполнен не столько карандашом, сколько углем.
Дега, однако, видел в этом кризисе вызов. Мужчина демонстративно выказывает свое полное равнодушие к ее состоянию. Семья недавно переехала сюда из Неаполя. Дега осознавал давление коммерческого пресса и, судя по всему, проводил различие между ориентированными на рынок «товарами», как он называл и остальными своими произведениями.
Для того чтобы избежать этого, поверхность обрабатывают специальным составом, предохраняющим рисунок, но цвета при этом заметно тускнеют. Некоторые выставки он помогал организовывать. Дега придал ей отличительное выражение лица и даже написал украшение – сережки.
С Эдуардом Мане Дега сближает общее неприятие академического салонного искусства. В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 лет и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». Родился в семье банкира в Париже. Критики часто сходятся в том, что, несмотря на нежелание Дега (в отличие от импрессионистов) работать на пленэре, принципиально их творчество в общем очень схоже, что, в свою очередь позволяет причислить Эдгара Дега к кругу импрессионистов.
Длинные тени полуденного солнца, матовая краска (Дега использовал свой особый состав краски), неподвижная толпа, наблюдающая с трибун, – все это способствует спокойному характеру данной работы. Он хотел наполнить историческую живопись новыми красками, содержанием и образами. Тот, однако, в отличие от импрессионистов, был более социальным художником отходя от традиций классицизма и романтизма старых школ живописи Франции он больше внимания обращал не на отвлечённые повседневные образы современной жизни, а на сюжеты, связанные с повседневным, часто тяжёлым трудом его современников. Э. Дега «Абсент» (1876).
Э. Дега. Для создания драматического напряжения художник использовал также направленный свет изображая, например, лицо, разделенное прожектором на две части: освещенную и затененную (Кафешантан в «Амбассадёр», 1876—1877, Музей изящных искусств, Лион «Певица с перчаткой», 1878, Музей Фогт, Кембридж). Вторая версия с такой же композицией (Метрополитен-музей, Нью-Йорк) была выполнена пастелью, которая придает картине светлый воздушный характер.
«Не было искусства, менее непосредственного, чем мое», — так сам художник оценивает собственное творчество. По возвращении ему предстояло столкнуться с угрюмой действительностью лицом к лицу.
Как «уловленное мгновение». Современные критики упрекали его в том, что он «срезает» краями картин предметы и людей говорили даже, что он попросту не умеет разместить желаемое на полотне, уложиться в формат картины. Например, в «Упражнениях юных спартанцев» он пренебрег исторической точностью, чтобы по-иному и явно по-современному представить тему из древней истории. Вы доказали нам, Что создают цариц лишь грим да расстоянье. Его проницательность как художника изумительна, но боюсь, кисть его никогда не станет созидательной, – писал он.
Он пишет картины на исторические темы: «Молодые спартанки, вызывающие на состязание спартанцев» (1860, переписана 1880, Национальная галерея, Лондон), «Семирамида на строительстве Вавилона» (1861, Музей Орсе, Париж). Увлечённый многообразием и подвижностью городской жизни, он пишет современный ему Париж (улицы, театр, кафе, скачки) в непрерывно сменяющихся аспектах. У Дега же она содержит лишь часть срезанного рамой мощного потока жизни. Пожалуй, тут Ренуар не совсем прав. Пастель состоит из красящего пигмента в порошке, смешанного с небольшим количеством клейкого вещества (обычно гуммиарабика) и спрессованного в форме мелка.
Дега был, по определению Эдмона де Гонкура, посетившего мастерскую художника, «человеком, который лучше, чем кто-либо другой, сумел, транскрибируя современную жизнь, уловить её душу». На рубеже 60-х годов XIX века Эдгар Дега открывает собственную мастерскую в Париже. Сам Дега металлом и камнем не занимался: он делал только скульптуры из мягких материалов исключительно для себя. Дело в том, что где-то в 1886 году он перестал пользоваться записными книжками, а именно из них исследователи почерпнули немало информации о ранних периодах его творчества.
Позже Дега любил эту картину меньше других своих работ на исторические темы. Необыкновенная новизна этого полотна сочетается и с уникальной техникой живописи. Конечно же, он не смог бы работать с таким размахом во флорентийском жилище своих родственников.
К тому времени этот портрет был самой грандиозной работой художника. На тему танцовщиц Дега, в сильной степени, повлиял Оноре Домье.
Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры. Единственная статуэтка, показанная Дега публике, — «Танцовщица в газовой юбочке» (1881). Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы («Мисс Лала в цирке Фернандо», 1879, Национальная галерея, Лондон). Цвет здесь как бы возникает на ваших глазах из переливчатого сияния из струящегося потока радужных «элементарных частиц» из вихря перекрещивающихся «силовых» линий.
Потрясающий эффект, которого он добивался с помощью этой техники, отлично иллюстрирует не датированный «Набросок с двумя всадниками». Напротив, отец Эдгара, совладелец и управляющий одного из крупных парижских банков, сам был не чужд искусству, хотя ему, несомненно, хотелось, чтобы отпрыск все же оставил свое «несерьезное» увлечение и поступил на юридический факультет. Даже у теряющего зрение Дега палитра оставалась близкой к палитре фовистов». Вид города, лежащего вдали, например, навеян итальянскими пейзажами XIV-XV веков.
С 1854 начал посещать мастерскую Л. Ламота (ученика Энгра), в 1855 поступил в Школу изящных искусств. Поздние работы Дега выделяются интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряженно-драматический Ария собаки, 1877 Собрание Хэймейера, Нью-ЙоркЗвезда 1877, Музей дОрсе, Париж Абсент 1876, Музей дОрсе, ПарижВанная 1885, Музей Хилл Стид, Фармингтон Мисс Лала в цирке Фернандо 1879, Национальная галерея, ЛондонПричесывающаяся женщина 1885, Эрмитаж, Санкт-Петербург Характер (Голубые танцовщицы, пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). Большинство рисунков Дега — это наброски и зарисовки человеческих фигур, как, например, «Балерина, завязывающая туфлю», 1880—1885. В этой картине Дега раскрыл жестокие и горькие аспекты взаимоотношений между людьми.
Потрясающий эффект, которого он добивался с помощью этой техники, отлично иллюстрирует не датированный «Набросок с двумя всадниками». Кажущаяся безыскусность композиции и незаинтересованная позиция автора создают впечатление подсмотренной чужой жизни (Танцевальный класс, 1873-1875 Танцовщица на сцене, 1878 – обе в Музее Орсэ, Париж Танцовщицы на репетиции, 1879, МГИИ, Москва Голубые танцовщицы, 1890, Музей Орсэ, Париж). Его произведения ничего не воспевают. Молодая женщина в полной отрешенности сидит спиной к своему насильнику. По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету.
Работы художника можно разделить на несколько тематических направлений, одним из которых, снискавшим популярность у публики, стало изображение балетных сцен, преподносимое им с изяществом, но без лишней сентиментальности. В результате этого лицо находится в тени, но на нем застыла улыбка.
Он нарисовал всю картину в классически строгом духе Пуссена, но придал лицам героев черты «детей Монмартра», черты хорошо знакомой ему молодежи парижских предместий. Он был в постоянном поиске новых мотивов, ракурсов, композиций. В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами.
В начале профессионального пути Дега доказал, что может мастерски писать в традиционной манере маслом по холсту, однако в зрелые годы он широко экспериментировал с различной техникой или с сочетанием материалов. Она воплощает стремление Дега передать эффекты искусственного света. Первые образцы этих скульптур появились в 1921 году.
Ландшафт напоминал ему Англию очень сильно. Даже глазированная поверхность терракотовой вазы на столе достойна внимания. В этом их сила и слабость. Друзья и члены его семьи отзывались о Дега как о неуклюжем прямом человеке.
Но и в этом случае они выполнялись с намерением представить конкретного человека. В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 лет и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». Ни одну из этих скульптур, за исключением Маленькой четырнадцатилетней танцовщицы, мастер никогда не выставлял. Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы («Мисс Лала в цирке Фернандо», 1879, Национальная галерея, Лондон).
Однако постоянные и упорные занятия позволили Дега получить необходимые знания. Манера и яркость их творчества была близка и Эдгару Дега. Таким же творческим был подход художника к гравюре и скульптуре. В этом смысле замечание Мане, что Дега общался со своими моделями как с маленькими зверями, отнюдь не подтверждается его картинами. Дега даже специально оговаривал, что рамы его картин не должны меняться.
Пожалуй, тут Ренуар не совсем прав. Дега прислушался к своему старому другу и обратил свое внимание на тему, которую не переставал исследовать всю свою оставшуюся жизнь. В конце 1850-х годов во время своего первого путешествия в Италию художник изучает и копирует также старых мастеров, а после возвращения в Париж пишет ряд полотен на "исторические" – в традиционно-академическом понимании – темы ("Спартанские девушки вызывают на соревнование юношей", "Семирамида закладывает город" и др. ). Словно воочию видна атмосфера рутинного занятия, где кто-то устало оперся о стену, кто-то проверяет свою готовность, а у кого-то распустилась лента на корсаже.
Когда вы вкладываете абсолютно ясное значение, людям становится скучно» (Эдгар Дега). Вот таким образом ему достаточно изобразить мелькнувшую в дверном проеме молодую женщину, кокетливо надетую шляпку, утомленную позу гладильщицы или прачки (Чтение письма, 1884, Художественная галерея и музей, Глазго Гладильщицы, Музей Орсэ, Париж). Героини этих картин, как правило изображены в интерьере вне бытовой среды. Мне нравится эта суровость». В последние годы главным материалом для рисования у Дега стала пастель (чаще всего выпускается в виде мелков или карандашей без оправы имеющих форму брусков с круглым или квадратным сечением).
Интерес к рисованию проявил еще в детстве. Общим у Дега и этих художников было стремление к визуальной правде. Этот приём впоследствии использовал А. де Тулуз-Лотрек в афишах для Мулен-Руж. Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Э. Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы (Мисс Лала в цирке Фернандо, 1879, Национальная галерея, Лондон). Завершив картину, он хранил ее в мастерской. И еще одна особенность живописи Дега: полная свобода и непринужденность композиции.
Лаура беременна третьим ребенком, хотя черное платье скрывает ее положение. А силой зрительной памяти он мог сравниться разве только с Домье.
Лаура беременна третьим ребёнком, хотя чёрное платье скрывает её положение. Хотя Моро на самом деле был мастером романтических мифологических полотен. В своих первых работах он соблюдал значительную дистанцию по отношению к мотиву и выразительный эффект его композиций во многом определялся сложным и динамичным взаимоотношением фигур и пространства, как это можно видеть в картине Танцевальный класс (1874). Эдгар Дега воспринимал театр именно так. Никто не мог сравниться в мастерстве владения пастелью с Дега, который использовал ее с мощью и изобретательностью, каких не достигал ни один из его современников.
Более спокойная интерпретация этой же темы дана в полотне под названием Гладильщица (Национальная галерея искусств, Вашингтон). Балет был его любимой темой.
Энгра. Та же отстраненность наблюдается у Э. Дега и в изображении обнаженной натуры. Почти за десять лет до своей смерти Дега практически перестал писать. После возвращения в Париж в 1859 году Эдгар открыл собственную мастерскую на рю Мадам.
Дега Эдгар (Degas) (1834-1917), французский художник, график и скульптор. Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов. История зарубежного искусства. Пастель состоит из красящего пигмента в порошке, смешанного с небольшим количеством клейкого вещества (обычно гуммиарабика) и спрессованного в форме мелка.
Все здесь живут только хлопком и ради хлопка». Критики часто сходятся в том, что, несмотря на нежелание Дега (в отличие от импрессионистов) работать на пленэре, принципиально их творчество в общем очень схоже, что, в свою очередь позволяет причислить Эдгара Дега с кругу импрессионистов. Нельзя, однако, не заметить, что буквально на нескольких полотнах он предложил самостоятельное решение проблемы, которая оказалась не под силу другим, не сумевшим наполнить сюжет своими собственными образами. Дега не только по-новому использовал технику пастели, но и создавал с ее помощью картины, превосходящие по размеру произведения других художников, выполненные пастелью.
В картине «Танцевальный класс» Дега феноменально сочетает точный рисунок с эскизностью деталей. Чтобы придать краскам особый блеск и заставить их светиться, художник растворял пастель горячей водой, превращая ее в некое подобие масляной краски и кистью наносил ее на холст. Страсть к эксперименту была у художника в крови— недаром ещё в 1879 году один из обозревателей, посетивший выставку импрессионистов, писал, что Дега «без устали ищет новую технику». Ни одну из этих скульптур, за исключением «Маленькой четырнадцатилетней танцовщицы», Дега никогда не выставлял.
Самой большой и, очевидно, последней работой, посвященной этой теме, является полотно под названием Магазин дамских шляпок (Институт искусств, Чикаго). В отличие от остальных импрессионистов, его работы прекрасно продавались. Возможно, его друг скульптур Бартоломео подталкивал его стремления в этом направлении.
С конца 1880-х годов Дега много занимался скульптурой, добиваясь выразительности в передаче мгновенного движения (Танцовщица, бронза, Музей Вальраф-Рихарц-Людвиг, Кельн). Несколько штрихов бывает достаточно, чтобы схватить характерную позу, профессиональный жест: «Жокеи перед трибунами», (около 1869-72, Музей Орсе, Париж) «Скачки в провинции» (около 1870-72, Музей изящных искусств, Бостон) «Молодой жокей» (около1866-68, рисунок, частная коллекция, Париж) «Мадемуазель Фьокр в балете «Источник» (Музей в Бруклине) «Оркестр оперы» (1868-69, Музей Орсе, Париж) блистательная прима-балерина, в легкой воздушной пачке, словно летящая над сценой: «Звезда» (около 1876, пастель, Музей Орсе, Париж) «Голубые танцовщицы» (около 1897-99, пастель, Музей изобразительных искусств, Москва). Большинство рисунков Дега— это наброски и зарисовки человеческих фигур, как, например, «Балерина, завязывающая туфлю», 1880—1885. Этот прием впоследствии использовал А. де Тулуз-Лотрек в афишах для Мулен-Руж. Импрессионисты больше внимания обращали на свет (здесь можно вспомнить картины Мане и Моне), Эдгар Дега, в свою очередь больше внимания обращал на движение. Они избегают друг друга.
Работы из серии монмартрских зарисовок были выполнены Дега на заказ для роскошного издания «Семья Кардиналь», задуманного Людовиком Галеви. А в «Портрете итальянской нищенки» просматривалось стремление к правдивости изображения, жесткое и реалистичное. Она – единственная связь между родителями, которые разделены столом. Все более становясь домоседом, Дега редко выезжал из города. Ни грация, ни мнимая поэзия не входят в его цели.
Так появились его ранние произведения. Изображенные шляпы требуют пристального внимания зрителя.
Во многих случаях художник старается охватить взглядом сцену и ряды кулис, откуда выходят балерины (Репетиция балета на сцене, 1874). Оба эти материала сухие или быстро сохнущие, непрозрачные, что позволяло Дега легко вносить в свои композиции (и маскировать) изменения.
Импрессионисты больше внимания обращали на свет (здесь можно вспомнить картины Мане и Моне), Эдгар Дега, в свою очередь больше внимания обращал на движение. Фотографическая память помогала подмечать самые незначительные особенности Парижа. По существу, она оставалась неизвестной вплоть до своего появления уже после кончины Дега, в 1918 году, на аукционе в его мастерской, где она произвела огромную сенсацию. Музей Орсе (Париж)Способности к рисованию проявились у Дега уже в детстве. С начала 1870 года Дега сосредоточил внимание на теме балета.
Но такой вывод тоже не имеет никаких доказательств и не может быть признан справедливым. Несколько из них оказались в галерее Тео Ван Гога (брата Винсента). Особенно ощутимо это в «Голубых танцовщицах» из московского музея, где из радужного мерцания чистых тонов как бы возникает мелодия танца.
Учился в парижской Школе изящных искусств (1855–1856), в 1854–1859 ездил в Италию изучать искусство Раннего Возрождения побывал также в США (1872–1873) и Испании. Первые образцы этих скульптур появились в 1921 году.
Его дар наблюдения, точность и зоркость взгляда были несравненны. Начал со строгих по композиции исторических картин и портретов (Семейство Беллелли, около 1858-60, Музей импрессионизма, Париж). Дега был, по определению Эдмона де Гонкура, посетившего мастерскую художника, «человеком, который лучше, чем кто-либо другой, сумел, транскрибируя современную жизнь, уловить ее душу».
Остальные выполнены пастелью. Для создания драматического напряжения художник использовал также направленный свет изображая, например, лицо, разделенное прожектором на две части: освещенную и затененную (Кафешантан в Амбассадёр, 1876-1877, Музей изящных искусств, Лион Певица с перчаткой, 1878, Музей Фогт, Кембридж). Примером может служить его картина «Мисс Лала в цирке Фернандо». Немногочисленны также картины отдельных танцовщиц. Маленькая Джулия выхвачена в момент минутной взволнованности. Позже он пишет портрет художника Лепика («Площадь Согласия»)— в определённой степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета.
И действительно, однажды его с нежностью назвали «медвежонком» за частое ворчание и брюзжание. Как для всех них, "быть современным" означало для него прежде всего воплощать в искусстве непосредственные "впечатления" (отсюда название течения), а также быть демократичным, черпать сюжеты из гущи простонародной парижской жизни. Эта работа была выполнена быстро, без обычных колебаний. Под влиянием этих людей в конце 1860 года создается серия крупных работ – «Прачки», «Скачки», «Балетные сцены» и «Модистки». Позировавшая и в самом деле не была польщена и отвергла заказанный ею портрет.
Несколько из них оказались в галерее Тео Ван Гога (брата Винсента).
Он также был известен как способный мимический актёр. Дега блестящий рисовальщик, душа его искусства — линия, быстрая, точная, стремительная.
Именно он вместе с Мане стал ведущей фигурой группы художников, состоявшей в основном из импрессионистов, которые собирались в кафе Гербуа, среди них были Огюст Ренуар, Альфред Сислей, Клод Моне и Поль Сезанн.
Между 1874 и 1886 годами состоялось восемь выставок импрессионистов и Дега принял участие в семи из них, пропустив только предпоследнюю, в 1882 году. Манера Дега сложилась под влиянием разных художников. Академизм мало прельщал Дега с самого начала. На тему танцовщиц Дега, в сильной степени, повлиял Оноре Домье. Друзья и члены его собственной семьи отзывались о Дега как о неуклюжем прямом человеке.
Поздние работы Дега выделяются также интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряженно-драматический характер («Голубые танцовщицы», пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). Последние годы он обратился к скульптуре, оставив ряд прекрасных произведений, посвященных любимым и хорошо знакомым темам — кони, балет: «Большая арабеска», (около 1882-95, бронза, коллекция Жака Дюбура, Париж), «Танцовщица» (около 1896-1911, бронза, там же). В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами. Он уже вписал танцовщиц балета в картины, посвященные оркестру. При этом сам Дега отвергал термин «импрессионизм», как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества.
Все здесь живут только хлопком и ради хлопка». Вилла Медичи (второе название Французской академии) радушно принимала всех французских художников, в том числе и не стипендиатов, желавших посещать вечерние занятия по рисунку с натуры. Красочная картина Танцовщица с букетом цветов выполнена пастелью и темперой.
Почти за десять лет до своей смерти Дега практически перестал писать. Плечи женщины опущены, взгляд потухший. По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету. Он был практичным, но замкнутым в узком кругу близких друзей.
Основой процветания города была торговля хлопком. Дега писал своему другу: «Один хлопок. В фигурах балерин, купальщиц, лошадей (часто этюдных по лепке) Дега добивался пластически выразительной передачи мгновенного движения, остроты и неожиданности позы, сохраняя при этом пластическую цельность и конструктивность фигуры. И тем не менее в них присутствует сильная, несгибаемая воля самого художника. Поначалу такие картины были восприняты благоприятно.
Пространство расширено, а количество изображенных предметов уменьшено. В 1873г. Таким же творческим был подход художника к гравюре и скульптуре.
В 1861году Дега знакомится с Эдуардом Мане, дружба с которым продолжалась до конца жизни последнего. В творчестве мастера нет ничего от экспромта. В 1873году художник вернулся в Париж. Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов.
Воллару удалось заполучить несколько рисунков для использования их в качестве иллюстраций к «Заведению Телье» Мопассана и «Гримасам куртизанок» Пьера Луи. В фигурах балерин, купальщиц, лошадей (часто этюдных по лепке) Дега добивался пластически выразительной передачи мгновенного движения, остроты и неожиданности позы, сохраняя при этом пластическую цельность и конструктивность фигуры. сблизился с представителями импрессионизма, обращался главным образом к современной городской жизни изображая улицы, театральные сцены, скачки, кафе (Площадь Согласия, около 1875 Абсент, 1876, Музей импрессионизма), показывал характерность поведения и облика людей, порождённую спецификой их труда и быта (Женщины на террасе кафе, монотипия, пастель, 1877 и Гладильщицы, около 1884, – оба произведения в Музее импрессионизма). Между 1874 и 1886 состоялось восемь выставок из которых Дега принял участие в семи. Дега написал немало портретов. Он жил один.
Спонтанность не была присуща художнику и он сам говорил: «Всему, что я делаю, я научился у старых мастеров. Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги. В 20 лет он поступает учеником в мастерскую известного в своё время художника Ламота. Как позже объяснял Клод Моне, Дега делал это для того, чтобы «заставить раму помогать произведению и дополнять его», таким образом усиливая цвета.
Позже он пишет портрет художника Лепика («Площадь Согласия»)— в определенной степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета. С каждой восковой скульптуры было сделано примерно 20-25 отливок, таким образом, общее количество копий составляет около 1500. Перед её спутником стоит бокал с мазаграном – популярным средством от похмелья. Как лишнее доказательство того, что он уверен в своем таланте и спокоен за свою позицию, Дега замыкается в узком кругу близких друзей. В то же время сочные тона и «мерцающий» штрих пастели помогали художнику создать ту особенную красочную атмосферу, ту переливчатую воздушность, которая так отличает его работы.
Произведения Дега с их строго выверенной и одновременно динамичной, часто асимметричной композицией, точным гибким рисунком, неожиданными ракурсами, активным взаимодействием фигуры и пространства сочетают кажущиеся непредвзятость и случайность мотива и архитектоники картины с тщательной продуманностью и расчетом. Кажущаяся безыскусность композиции и незаинтересованная позиция автора создают впечатление подсмотренной чужой жизни (Танцевальный класс, 1873-1875 Танцовщица на сцене, 1878 – обе в Музее Орсэ, Париж Танцовщицы на репетиции, 1879, МГИИ, Москва Голубые танцовщицы, 1890, Музей Орсэ, Париж). С Эдуардом Мане Дега сближает общее неприятие академического салонного искусства.
В 1863 году ее сестра, Одиль Мюссон, прибыла в Париж с дочками Эстеллой и Дезире, спасаясь от гражданской войны. Однако в 1870-е годы манера художника стала более свободной и плавной, в это время Дега почти полностью отказался от карандаша и перешёл на белый мел и чёрный уголь. Большинство рисунков Дега— это наброски и зарисовки человеческих фигур, как, например, «Балерина, завязывающая туфлю», 1880—1885.
Критики часто сходятся в том, что, несмотря на нежелание Дега (в отличие от импрессионистов) работать на пленэре, принципиально их творчество в общем очень схоже, что, в свою очередь позволяет причислить Эдгара Дега к кругу импрессионистов. В юности испытал влияние Энгра, усилившее пристрастие Дега к выявлению линейной основы живописной формы.
Затем было знакомство с другими художниками-импрессионистами. В 1860-е гг., копируя старых мастеров в Лувре, Эдгар Дега знакомится с Эдуардом Мане, с которым его сближает общее неприятие академического салонного искусства. С этого момента он уже окончательно прекратил работу. Примерно в это же время Дега начал писать картину Юные спартанцы.
Среди десяти работ Эдгара Дега, хранящихся в российских музеях, только одна («Танцовщица у фотографа» из Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) написана масляными красками. Баронесса стоит свободно, у неё гордая, прямая и чопорная осанка. Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром отдельными частями тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство (Оркестр Оперы, 1868-1869, Музей Орсэ, Париж Две танцовщицы на сцене, 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон Абсент, 1876, Музей Орсэ, Париж). Пастель в самом деле находится на грани между рисунком и живописью, а сам Дега говорил, что она позволяет ему стать «колористом с линией».
Пишет портреты родственников, друзей, автопортреты: «Рене де Га с чернильницей» (1855, Музей искусства, Смит Колледж, Нортхемптон) «Автопортрет» (1857, офорт) «Семья Беллели» (1860-62, Музей Орсе, Париж) «Портрет отца, слушающего гитариста Паганса», (около 1869-72, Музей изящных искусств, Бостон). Например, одетые в чёрное фигуры расставлены так, что ярко выделяются на заднем плане и словно выступают из картины. Это дало повод думать, что она либо проститутка, либо содержанка. Вот таким образом в итоге Дега изобрёл свой способ сделать масло по характеристикам близким к пастели и стал писать маслом в технике пастели.
Эдгар Дега начинает использовать пастель. Фотография, которой увлекался Дега, сделала более свежей и необычной композицию его полотен. Все здесь живут только хлопком и ради хлопка». В действительности за спонтанностью его композиций скрывалась их тщательная подготовка. Частично это объяснялось и недолговечностью пастели.
Композиция здесь значительно упрощена. Картина погружает в атмосферу волнительного предвкушения. Хюттингер). Воск, слегка подкрашенный имел естественный цвет кожи.
Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов. Даже когда Дега обращался к истории, он никогда не забывал город, в котором жил. Различные материалы и аксессуары выставлены в изобилии на столе на переднем плане. Позируя Дега, актриса точно передала образ простой женщины.
Никто не знал, есть ли у Дега любовница.
«Не было искусства, менее непосредственного, чем мое», — так сам художник оценивает собственное творчество. Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов. К концу 80-х годов Дега, по существу, реализовал своё желание «стать знаменитым и неизвестным». Своим друзьям-импрессионистам он говорил: «Вам нужна жизнь естественная, мне — искусственная». В то же время картина отличается свежестью и индивидуальным взглядом художника.
На переднем плане картины сидит дядя Дега, Мишель Мюссон, брокер хлопковой биржи брат художника, Рене де Га изображен читающим газету, а другой его брат, Ахилл де Га, прислонился к перегородке на заднем плане слева.
Таким же творческим был подход художника к гравюре и скульптуре. Дега писал своему другу: «Один хлопок.
То есть, далеко не всё. Мужчина пристально смотрит куда-то в пустоту. Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Э. Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы (Мисс Лала в цирке Фернандо, 1879, Национальная галерея, Лондон).
Он умер 27 сентября 1917 года, в возрасте 83 лет. Основой процветания города была торговля хлопком. В Автопортрете (1855), выполненном до поездки в Италию, он использовал темный фон в манере великих испанских живописцев Франсиско Хосе де Гойи и Диего Родригеса де Сильва Веласкеса.
Мать Эдгара, Селестина Мюссон, была родом из французской семьи, обосновавшейся в Америке. На тему танцовщиц Дега, в сильной степени, повлиял Оноре Домье. С годами Дега все чаще отдает предпочтение пастели, часто в сочетании с монотипией, литографией или гуашью. Эдгар Дега, по мнению исследователей, уже в тот период проявлял задатки будущего перфекциониста, многократно переписывая свои картины и стремясь довести их до совершенства.
Иногда его называют холодным, бесстрастным наблюдателем, особенно при написании женских портретов, однако Берта Моризо, одна из выдающихся художниц того времени, говорила, что Дега «искренне восхищался человеческими качествами молоденьких продавщиц в магазине». Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан. Дега осознавал давление коммерческого пресса и, судя по всему, проводил различие между ориентированными на рынок «товарами», как он называл и остальными своими произведениями.
Работа над полотном Скачки. Он был практичным и умел распорядиться своим влиянием, постоянно контактировал со многими художниками и такая активность начинала раздражать некоторых из его коллег.
С конца 1880-х годов Дега много занимался скульптурой, добиваясь выразительности в передаче мгновенного движения (Танцовщица, бронза, Музей Вальраф-Рихарц-Людвиг, Кельн). Среди наиболее известных работ этого цикла «Танцевальный класс» (1873 г. ), «Танцовщица на сцене» (1879 г. ), «Танцовщицы на репетиции» (1879 г. ) и «Голубые танцовщицы» (1890 г. ). Дега не утратил гибкости ума, оставался яркой противоречивой личностью искал новые пути в искусстве. Благодаря таким качествам, как матовость и непрозрачность, все изменения композиции оставались незаметны.
Музей Хилл-Стенд (Фармингтон, Коннектикут, США)После заключительной выставки импрессионистов в 1886 г. художник перестал публично выставлять свои работы, предпочитая продавать написанные им картины по высокой цене через нескольких торговых агентов. Дега был очень скрытным человеком, сведений о личной жизни художника почти не было. К концу 80-х годов Дега реализовал своё желание «стать знаменитым и неизвестным». Наиболее известным в этой серии является полотно У модистки (Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Вместо этого они смотрели на него как на честного буржуа играющего в радикала.
"Не было искусства, менее непосредственного, чем мое", – писал Дега. Отпрыск аристократического семейства (его настоящая фамилия была де Га), он смолоду отказался от дворянской приставки. Однако у Эдгара не было большого желания и способностей к юриспруденции.
Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан. Все здесь полно осмысленного движения. Пастель, однако, считалась хуже по качеству, чем живопись маслом.
И тем не менее в них присутствует сильная, несгибаемая воля самого художника. Именно в это время он создает свои знаменитые изображения обнаженной натуры. Теперь на ней появились холмы и пригородные фабрики с дымящимися трубами.
Даже определённый успех исторической картины Дега «Несчастья города Орлеана» в Салоне 1865года не отбили у художника осознанного желания изображать современную жизнь в своей новой, несколько революционной по тому времени манере. Дега осознавал давление коммерческого пресса и, судя по всему, проводил различие между ориентированными на рынок «товарами», как он называл и остальными своими произведениями.
Хотя пространство, как и раньше, оставалось театральным (нереальным) или неопределенным, фигуры, теперь это были в основном купальщицы, тоже не пощадило время, не без усилий справляются они со своими ослабевшими телами.
Подобные методы предполагают скорее точный расчет, чем свободу и вдохновение, но они говорят и о необыкновенной изобретательности художника. Каждое его произведение – результат наблюдений и упорной работы. В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». Демократичность и даже некоторая вульгарность кафешантанов притягивали его.
Дега присоединился к этому движению с самого начала его возникновения. В возрасте 13 лет Эдгар потерял мать, что явилось для него серьёзнейшим ударом. Много раз говорилось об отстранённости Дега по отношению к его моделям.
Подобный фон можно встретить на портретах мастеров венецианской школы – Тициана и других. Теряя зрение, художник поверял пальцам ту нежность, что раньше доставалась кисти. С этой целью им было собрано множество этюдов, литографий, монотипий и рисунков. Вернувшись в Париж, Э. Дега обращается к исторической теме, но в отличие от салонной живописи тех лет отказывается от идеализации античной жизни изображая ее такой, какой она могла бы быть на самом деле (Спартанские девушки вызывают на состязание юношей, 1860, Институт Варбурга и Курто, Лондон).
Он жил один. И действительно, однажды его с нежностью назвали «медвежонком» за частое ворчание и брюзжание. Эти элементы были частью идеологии реализма-натурализма.
Первой знаковой работой на эту тему можно назвать «Оркестранты оперы», где автор изобразил своего друга-фаготиста Дезира Дио. Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр. Дега «без устали искал новую технику». Художник занимался также фотографией, гравюрой и скульптурой. Даже определённый успех исторической картины Дега «Несчастья города Орлеана» в Салоне 1865года не отбили у художника осознанного желания изображать современную жизнь в своей новой, несколько революционной по тому времени манере. Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр.
Художники, писавшие балет до Дега, либо выстраивали геометрически правильные композиции, либо изображали звезд балета, склонившихся в изящном поклоне.
Роскошный букет осенних цветов только подчеркивает этот покой. Страсть к эксперименту была у художника в крови — недаром ещё в 1879 году один из обозревателей, посетивший выставку импрессионистов, писал, что Дега «без устали ищет новую технику». Он был практичным и умел распорядиться своим влиянием, постоянно контактировал со многими художниками и такая активность начинала раздражать некоторых из его коллег. Хотя пространство, как и раньше, оставалось театральным (нереальным) или неопределенным, фигуры, теперь это были в основном купальщицы, тоже не пощадило время, не без усилий справляются они со своими ослабевшими телами. Такой замысел картины определил ее форму – она почти квадратная. Дега, без сомнения, наслаждался игрой света, возникающей при использовании прозрачной ткани.
Эдгар Дега воспринимал театр именно так. Музей Орсе (Париж)На этой картине Дега изобразил реальных людей: художника Марселена Дебутена и актрису, звезду кабаре Эллен Андре, за столиком в кафе «Новые Афины». К 1898 он почти полностью ослеп. Для того чтобы лучше передать нервное напряжение людей и животных в этот ответственный момент, он часто посещал скачки в Лоншане и впитывал в себя азартную атмосферу соревнований (Скаковые лошади перед трибуной, 1869-1872 На скачках, 1877-1880 – обе в Музее Орсэ, Париж Жокеи перед скачками, 1881, Художественный музей Барбера, Бирмингем).
Воллару удалось заполучить несколько рисунков для использования их в качестве иллюстраций к «Заведению Телье» Мопассана и «Гримасам куртизанок» Пьера Луи.