После возвращения в Париж в 1859 году Эдгар открыл собственную мастерскую на рю Мадам. К этому времени Дега исполнилось 50 лет. В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами. Дега стремился к максимальной «реалистичности» или «натуралистичности» своих произведений.
Дега можно отнести к импрессионизму только благодаря трепещущей, светящейся игре красок. Поскольку стиль Дега основывался на прекрасном рисунке, его картины обладают точностью изображения, абсолютно нетипичной для импрессионизма.
Другие нимфы уже поникли, опустили головы и сгорбили плечи – усталость дает знать о себе. Картины темные по колориту, суховаты по форме. Демократичность и вульгарность кафешантанов притягивали Дега. Цвет здесь как бы возникает на ваших глазах из переливчатого сияния из струящегося потока радужных «элементарных частиц» из вихря перекрещивающихся «силовых» линий. Таким же творческим был подход художника к гравюре и скульптуре.
Эдгар Дега родился 19 июня 1834 года в Париже, в дворянской семье. Увлечённый многообразием и подвижностью городской жизни, он пишет современный ему Париж (улицы, театр, кафе, скачки) в непрерывно сменяющихся аспектах. В сущности выбор не так уж плох.
Но наличие средств и родительская любовь сделали свое дело и в 1855 году молодой человек поступил в школу изящных искусств, где началось превращение Илера-Жермена-Эдгара де Га, во всемирно известного «живописца танцовщиц». На тему танцовщиц Дега, в сильной степени, повлиялОноре Домье. Эдгар Дега воспринимал театр именно так. Но в результате на холсте возникают образы, которые не будет преувеличением назвать олицетворением мгновенного и случайного.
Однако целый пласт работ, напротив изысканно-точен в исполнении – такие картины, как «Танцевальный класс», узнаваемы по срезанным углам, по динамичным и в то же время изящным позам юных танцовщиц. Демократичность и даже некоторая вульгарность кафешантанов притягивали его. Для его ранних работ характерны резкий и точный рисунок, зоркая наблюдательность, сочетающиеся то с благородно-сдержанной манерой письма (зарисовки брата, 1856—1857, Лувр, Париж рисунок головы баронессы Беллели, 1859, Лувр, Париж), то с жесткой реалистической правдивостью исполнения (портрет итальянской нищенки, 1857, частное собрание). Художник, как трезвый и тонкий наблюдатель, одновременно фиксирует скрывающийся за нарядной зрелищностью утомительный будничный труд (Экзамен танца, пастель, 1880, частное собрание, Нью-Йорк). Для создания драматического напряжения художник использовал также направленный свет изображая, например, лицо, разделенное прожектором на две части: освещенную и затененную (Кафешантан в «Амбассадёр», 1876—1877, Музей изящных искусств, Лион «Певица с перчаткой», 1878, Музей Фогт, Кембридж).
Образы пленительных оперных «нимф и богинь», властвовавших в галантном XVIII веке, оставили Ланкре, Латур, Фрагонар и другие художники.
Вдохновение же художник черпал в театрах, опере, кафешантанах. Пастель в самом деле находится на грани между рисунком и живописью, а сам Дега говорил, что она позволяет ему стать «колористом с линией». «Всё, что я делаю — это результат размышлений. Все здесь полно осмысленного движения. Эдгар Дега воспринимал театр именно так.
Относительно женственности среди художников и зрителей единства намного больше. Основой процветания города была торговля хлопком. На рубеже 60-х годов XIX века Эдгар Дега открывает собственную мастерскую в Париже. Ему также нравилось писать купающихся женщин и сцены скачек. Первые образцы этих скульптур появились в 1921 году.
Кажущаяся безыскусность композиции и незаинтересованная позиция автора создают впечатление подсмотренной чужой жизни («Танцевальный класс», 1873—1875 «Танцовщица на сцене», 1878 — обе в Музее Орсэ, Париж «Танцовщицы на репетиции», 1879, МГИИ, Москва «Голубые танцовщицы», 1890, Музей Орсэ, Париж). Художники, писавшие балет до Дега, либо выстраивали геометрически правильные композиции, либо изображали звезд балета, склонившихся в изящном поклоне. Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать». В картине «Танцевальный класс» Дега феноменально сочетает точный рисунок с эскизностью деталей.
С этого момента он уже окончательно прекратил работу. Ни грация, ни мнимая поэзия не входят в его цели.
«Голубые танцовщицы» написаны пастелью, Дега любил пастель, так как при работе ею цвет и линия были едины. Как-то Дега сказал, что изображать моющихся женщин – «это все равно, как если бы подсмотреть через замочную скважину». В конце жизни художник ослеп, но тему танца и балета продолжил уже в скульптуре. Для учениц это томительное ожидание, для пожилого балетмейстера – палитра новых идей.
Лаура беременна третьим ребёнком, хотя чёрное платье скрывает её положение. Никто в дальнейшем не оказывал на Дега такого влияния, как Жан Огюст Энгр. Он умер 27 сентября 1917 года, в возрасте 83 лет.
Танцовщицы отдыхают во время репетиции, они стоят группками по всему залу. Эдгар изучал творения великих мастеров живописи в Лувре, за время своей жизни несколько раз посещал Италию (где проживали его родственники по линии отца), где имел возможность знакомиться с шедеврами мастеров Итальянского Возрождения.
Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги. «Уловленные мгновения»— так, пожалуй, можно было бы выразиться о многих работах Эдгара Дега. Бег линий рождает форму из вихря красочных штрихов рождается цвет.
Как нельзя кстати пригодилось знакомство с импрессионистами— Дега участвовал почти во всех их выставках начиная с 1874года. Легко можно представить, насколько свежими казались картины Дега современникам художника, учитывая то, как ярко была передана им жизнь балета. Потрясающий эффект, которого он добивался с помощью этой техники, отлично иллюстрирует не датированный «Набросок с двумя всадниками». Когда Дега спросили, что он думает по этому поводу, он ответил: «Я чувствую себя лошадью, только что выигравшей скачку и получившей в награду все тот же мешок с овсом». «Балерины всегда были для меня лишь предлогом, чтобы изобразить замечательные ткани и ухватить движение», – признавался Дега, когда его в очередной раз называли поклонником танцовщиц.
Поездки по Италии и влияние итальянских живописцев XV века подвигли Дега на создание группового портрета семьи Беллели. Как лишнее доказательство того, что он уверен в своем таланте и спокоен за свою позицию, Дега замыкается в узком кругу близких друзей. «Балетная» тема позволяла художнику сочетать изысканные линии с эффектами искусственного освещения, но и в развитии этой темы Эдгар Дега шел очень осторожно, вот таким образом его произведения резко отличаются от картин таких классиков импрессионизма, как Моне, Писсарро, Сислей.
Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан. Молодой художник, желающий выставляться в Салоне, в первой половине шестидесятых годов обращается к историческим сюжетам: «Молодые спартанки, вызывающие на состязание юношей» (1860), «Семирамида закладывает город» (1861), «Александр и Буцефал» (1861—1862), «Дочь Иеффая» (1859—1860), «Эпизод средневековой войны» («Бедствия Орлеана») (1865). Много раз говорилось об отстранённости Дега по отношению к его моделям.
Среди десяти работ Эдгара Дега, хранящихся в российских музеях, только одна («Танцовщица у фотографа» из Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) написана масляными красками. Интерес к Терпсихоре – давняя традиция французской живописи. Используя их экспрессивный потенциал для изображения современного ему мира оперы и кафешантанов, Дега убедился, что хрупкость этих материалов как нельзя лучше подходит для передачи мимолётных радостей исполнительского искусства.
Мастер встречался с ним, когда ещё был мальчишкой.
Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов. Он жил один. Некоторые выставки он помогал организовывать. Во многих произведениях Дега показывает характерность поведения и облика людей, порожденную особенностями их быта, выявляет механизм профессионального жеста, позы, движения человека, его пластическую красоту (Гладильщицы, 1884, Музей дОрсе). Произведения Дега, с их строго выверенной композицией (асимметричной, обладающей динамической фрагментарностью кинокадра), с их точным и гибким рисунком, неожиданными ракурсами, активным взаимодействием фигуры и пространства (часто как бы вывернутого на плоскость), сочетают кажущиеся непредвзятость и случайность с тщательной продуманностью и точным расчётом. Маленькая Джулия выхвачена в момент минутной взволнованности. Дега ценил воск за его изменяемость, друзья, посещавшие мастерскую художника иногда находили на месте скульптуры восковой шар: по-видимому, Дега посчитал своё произведение неудачным. Поздние работы Дега выделяются также интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряжённо-драматический характер («Голубые танцовщицы», пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва).
В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 лет и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». За этого его называют пессимистом, очернителем и любителем грязного белья. Пожалуй, тут Ренуар не совсем прав. Фотографическая память помогала подмечать самые незначительные особенности Парижа. Таким Дега, пожалуй, знаком не каждому. Существует ли идеал красоты. Эти заведения встречались всюду и были ориентированы на клиентов с разным достатком. Находясь в Италии, Дега написал ряд портретов, на которых изображены члены его семьи.
В действительности за спонтанностью его композиций скрывалась их тщательная подготовка. К этому располагала среда из которой вышел Э. Дега (его семья принадлежала к финансовой буржуазии), образование (он учился в юридической школе, но бросил ее ради Школы изящных искусств) и частые посещения Италии, где художник знакомился с классическими образцами итальянского искусства. Так он, разделавшись с долгами, подошел к периоду, овеянному славой и любовью публики.
Своим друзьям-импрессионистам он говорил: «Вам нужна жизнь естественная, мне— искусственная». С Эдуардом Мане Дега сближает общее неприятие академического салонного искусства. К концу 80-х годов Дега, по существу, реализовал своё желание «стать знаменитым и неизвестным».
1860-е годы во Франции были ознаменованы пресыщением молодой прогрессивной интеллигенции буржуазными устоями Империи Наполеона III. Его усилия увенчались появлением нового словаря реализма, подобно тому, как это удалось сделать в современной ему литературе братьям Гонкурам (Эдмону-Луи-Антуану и Жюлю-Альфреду) и Эмилю Золя.
В этом их сила и слабость. С конца 1880-х годов Дега много занимался скульптурой, добиваясь выразительности в передаче мгновенного движения (Танцовщица, бронза, Музей Вальраф-Рихарц-Людвиг, Кельн).
Позже он пишет портрет художника Лепика («Площадь Согласия»)— в определённой степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета. Например, в «Упражнениях юных спартанцев» он пренебрег исторической точностью, чтобы по-иному и явно по-современному представить тему из древней истории. Остальные выполнены пастелью.
Спонтанность не была присуща художнику и он сам говорил: «Всему, что я делаю, я научился у старых мастеров. Хотя пространство, как и раньше, оставалось театральным (нереальным) или неопределенным, фигуры, теперь это были в основном купальщицы, тоже не пощадило время, не без усилий справляются они со своими ослабевшими телами. Идеал Эдгар видел в неутихающей жизни мегаполиса.
Эдгар Дега тоже был завсегдатаем театра, но абсолютно иначе подошел к театральной теме. У последнегополотно приобрел Щукина для своей коллекции. У Дега же она содержит лишь часть срезанного рамой мощного потока жизни. Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр. Однако собственные эксперименты с содержанием и стилем не имели большого успеха.
С годами Дега все чаще отдает предпочтение пастели, часто в сочетании с монотипией, литографией или гуашью. Темы скульптур Дега повторяли темы его картин— танцовщицы, купальщицы или скачущие жокеи. В конце концов он стал за сценой "своим" человеком. О том, что Дега увлекался техническими изобретениями, свидетельствуют его гравюры, он также по-новому использовал и традиционные, к примеру, пастель и темперу, основанную на клее, а не на масле.
Эдгар Дега воспринимал театр именно так. Дега удалось это в полной мере. Дега Эдгар (Degas Edgar), французский художник, график и скульптор. Его дар наблюдения, точность и зоркость взгляда были несравненны.
Единый слепок на все времена. Под влиянием этих людей в конце 1860 года создается серия крупных работ – «Прачки», «Скачки», «Балетные сцены» и «Модистки». В начале профессионального пути Дега доказал, что может мастерски писать в традиционной манере маслом по холсту, однако в зрелые годы он широко экспериментировал с различной техникой или с сочетанием материалов.
С этой целью им было собрано множество этюдов, литографий, монотипий и рисунков. Манера и яркость их творчества была близка и Эдгару Дега.
Оба эти материала сухие или быстро сохнущие, непрозрачные, что позволяло Дега легко вносить в свои композиции (и маскировать) изменения. Особенно ощутимо это в «Голубых танцовщицах» из московского музея, где из радужного мерцания чистых тонов как бы возникает мелодия танца. Много раз говорилось об отстранённости Дега по отношению к его моделям. Ему пришлось не только продать дом и собранную отцом коллекцию картин старых мастеров, но и впервые задуматься над продажей своих собственных работ. Небольшой отдушиной были восковые фигуры.
Страсть к эксперименту была у художника в крови— недаром ещё в 1879 году один из обозревателей, посетивший выставку импрессионистов, писал, что Дега «без устали ищет новую технику». У нас же любят Дега пастельного, слегка томного, с прекрасными хрупкими балеринами в полумраке сцены. Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать». Такая атмосфера забавляла и развлекала Дега.
Дега писал своему другу: «Один хлопок. Не многие другие художники так упорно изучали человеческое тело, как Дега. Более того, он не любил пленэр, считая, что на воздухе рассеивается внимание и безоговорочно отдавал предпочтение управляемой среде студии.
«Не было искусства, менее непосредственного, чем мое», — так сам художник оценивает собственное творчество. Но если верность их дружбе хранилась до конца жизни Мане, то от привязанности к идеалам нового течения Дега вскоре с легкостью отошел. Теряя зрение, художник поверял пальцам ту нежность, что раньше доставалась кисти. К концу 80-х годов Дега, по существу, реализовал своё желание «стать знаменитым и неизвестным».
Эдгар Дега тоже был завсегдатаем театра, но абсолютно иначе подошел к театральной теме. Четыре последних года его жизни о Дега заботилась любимая племянница. Дега осознавал давление коммерческого пресса и, судя по всему, проводил различие между ориентированными на рынок «товарами», как он называл и остальными своими произведениями.
Учился в парижской Школе изящных искусств (1855–1856), в 1854–1859 ездил в Италию изучать искусство Раннего Возрождения побывал также в США (1872–1873) и Испании. Эту жизнь он отображает на своих картинах, рисуя скачки, людей в кафе, театре и на улицах.
Он был первым из европейских художников, кто абсолютно по-новому увидел балет. Воллару удалось заполучить несколько рисунков для использования их в качестве иллюстраций к «Заведению Телье» Мопассана и «Гримасам куртизанок» Пьера Луи.
Дега был, по определению Эдмона де Гонкура, посетившего мастерскую художника, «человеком, который лучше, чем кто-либо другой, сумел, транскрибируя современную жизнь, уловить её душу». Искусству Дега присуще сочетание прекрасного, порой фантастичного и прозаического. Сам я не знаю ничего ни о вдохновении, ни о стихийности, ни о темпераменте».
Академизм мало прельщал Дега с самого начала. Несколько из них оказались в галерее Тео Ван Гога (брата Винсента). В то же время картина отличается свежестью и индивидуальным взглядом художника. Балет — это движение.
В «Семирамиде, строящей Вавилон» Дега создал волнующее оригинальное произведение, но, казалось, он сам не был уверен в правильном направлении своих поисков. На тему танцовщиц Дега, в сильной степени, повлиял Оноре Домье. Образы пленительных оперных «нимф и богинь», властвовавших в галантном XVIII веке, оставили Ланкре, Латур, Фрагонар. Хюттингер). Остановить прекрасные мгновения балета и запечатлить их на холсте непросто. Возросла интенсивность цвета, а линия стала более энергичной и приобрела большую экспрессивность. Демобилизовавшись в 1871, он некоторое время путешествовал по Европе и Америке.
В сияющий новизной мир импрессионизма Дега вошел благодаря знакомству с Эдуардом Мане. И, также как Энгр, Дега считал, что главное – это рисунок.
И не только потому, что о ней вообще реже задумываются и реже спорят. Завершенность и продуманность его композиций заставляет порой вспомнить полотна Пуссена. Иногда его называют холодным, бесстрастным наблюдателем, особенно при написании женских портретов, однако Берта Моризо, одна из выдающихся художниц того времени, говорила, что Дега «искренне восхищался человеческими качествами молоденьких продавщиц в магазине».
По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету. В какой-то мере он «подсмотрел» и «Голубых танцовщиц», — сумев выбрать тот угол зрения, ту линию и те части, которые нужны были только ему.
Известно, что с возрастом художник начал терять зрение и отдавал предпочтение скульптуре. В том же году одна из его картин, «Танцовщицы в баре», была куплена на аукционе нью-йоркским музеем Метрополитен за огромную, небывалую по тем временам сумму — 478 000 франков. С другой стороны, Ренуар верно подметил, что зрелые работы Дега более индивидуальны, они в самом деле «расширились» по стилю, — это и отличает их в первую очередь от ранних работ художника. Художник много писал артистический мир изображая на своих картинах актеров, певцов оперы и танцовщиц.
Как позже объяснял Клод Моне, Дега делал это для того, чтобы «заставить раму помогать произведению и дополнять его», таким образом усиливая цвета. Он говорил по этому поводу: «Балерины всегда были для меня лишь предлогом, чтобы изобразить замечательные ткани и ухватить движение». По возвращении ему предстояло столкнуться с угрюмой действительностью лицом к лицу. Под предлогом желания оставить память о брате незапятнанной Рене де Га после его смерти уничтожил большую часть рисунков, найденных им в мастерской Эдгара. На тему танцовщиц Дега в сильной степени повлиял Оноре Домье. Отношение Дега к собственному телу было свободным от условностей.
Получив академическое образование, художник отрицал (denied) возможность передачи различных впечатлений в картине. У Пушкина сказано, что Истомина «летит, как пух из уст Эола» и от того она мне представлялась женщиной с конституцией Екатерины Максимовой.
В своих литографиях он как раз и изображал случайные, выхваченные из общего плана театральные сценки, лица он превращал в гротесковые маски, напоминающие театральные маски Калло. Хрупкие и невесомые фигурки балерин предстают перед зрителем то в полумраке танцевальных классов, то в свете софитов на сцене, то в короткие минуты отдыха. Манера Дега сложилась под влиянием разных художников. Так появились его ранние произведения. Ни одну из этих скульптур, за исключением «Маленькой четырнадцатилетней танцовщицы», Дега никогда не выставлял. Одним из самых сильных недоумений моего отрочества был портрет Авдотьи Истоминой.
При жизни Дега эти сделанные на скорую руку работы видели лишь немногие счастливчики, среди которых был приходивший от них в восторг Ренуар. А силой зрительной памяти с ним мог сравниться разве только Домье. Дега оставил свыше 2000 картин маслом, пастелей и скульптур. Он также был известен как способный мимический актёр. Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы («Мисс Лала в цирке Фернандо», 1879, Национальная галерея, Лондон).
Интерес к Терпсихоре — давняя традиция французской живописи. Но взгляд его бесстрастен и отстранен, картины полны нежности, но не эротичности. Друзья и члены его семьи отзывались о Дега как о неуклюжем прямом человеке.
И действительно, однажды его с нежностью назвали «медвежонком» за частое ворчание и брюзжание. То есть, далеко не всё. Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром отдельными частями тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство («Оркестр Оперы», 1868—1869, Музей Орсэ, Париж «Две танцовщицы на сцене», 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон «Абсент», 1876, Музей Орсэ, Париж). В то же время сочные тона и «мерцающий» штрих пастели помогали художнику создать ту особенную красочную атмосферу, ту переливчатую воздушность, которая так отличает его работы. Этот приём впоследствии использовал А. де Тулуз-Лотрек в афишах для Мулен-Руж. Она сидит на краешке стула, левая нога скрыта— приём мастера, которым он передает спонтанную непосредственность.
К тому времени этот портрет был самой грандиозной работой художника. Четыре танцовщицы в картине образуют единое целое, своей пластикой передавая идею гармоничного, слаженного и развивающегося движения. Работы из серии монмартрских зарисовок были выполнены Дега на заказ для роскошного издания «Семья Кардиналь», задуманного Людовиком Галеви. Он нарисовал всю картину в классически строгом духе Пуссена, но придал лицам героев черты «детей Монмартра», черты хорошо знакомой ему молодёжи парижских предместий.
Поздние работы Дега выделяются интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряженно-драматический характер (Голубые танцовщицы, пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). Дега вырос из традиционной живописи, которая так мало значила для других импрессионистов.
На картине – последние минуты урока. В 1873году художник вернулся в Париж.
В этом их сила и слабость. Даже у теряющего зрение Дега палитра оставалась близкой к палитре фовистов». Такие работы давали повод для разговоров о неудачах либо несостоятельности Дега в этом жанре.
Американский историк искусства Джордж Хеард Гамильтон писал об этих работах Дега: «Колорит его картин был последним и величайшим даром художника современному искусству. Пастель привлекает мастера благородством, чистотой и свежестью цвета, бархатистой поверхностью фактуры, живостью и волнующей вибрацией штриха.
(Справедливости ради скажем, что гораздо позже мне на глаза попалась и фотография Максимовой в юности, однозначно свидетельствовавшая: всем известная кукольно-детская конституция артистки — плод особого многолетнего труда). В 60-х, его композиционно сложные и масштабные полотна на античную тематику, посылаемые для выставок в Салоне, становились объектом критики и предметом споров о компетентности художника в этом жанре. Эти элементы были частью идеологии реализма-натурализма.
В какой-то мере он «подсмотрел» и «Голубых танцовщиц», – сумев выбрать тот угол зрения, ту линию и те части, которые нужны были только ему. В фигурах балерин, купальщиц, лошадей (часто этюдных по лепке) Дега добивался пластически выразительной передачи мгновенного движения, остроты и неожиданности позы, сохраняя при этом пластическую цельность и конструктивность фигуры. Такие портреты напоминали фотографии голливудских кинозвезд, сделанные для обложки глянцевого журнала.
Мне нравится эта суровость». Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами.
Полотна Эдгара Дега внесли блистательный вклад в историю мирового и французского импрессионизма, хотя вначале можно было предположить, что он станет академическим художником, может быть, даже самым крупным академическим художником после Энгра. Розовые и голубые девушки-облачка впервые приковывают внимание зрителя на полотне «Оркестранты оперы», хотя и не являются центральными персонажами. Большинство рисунков Дега— это наброски и зарисовки человеческих фигур, как, например, «Балерина, завязывающая туфлю», 1880—1885. Дега очень часто обращался к теме танцовщиц, но он отнюдь не был эротоманом. Его прельстила не какая-то конкретная прима-балерина, он заинтересовался балетом вообще, — балетом, живущим особой жизнью и рядовой средней балериной.
Почти за десять лет до своей смерти Дега практически перестал писать. Необычайная популярность балетных сценок, запечатленных Дега, легко объяснима. Смерть унесла многих его ближайших старинных приятелей, а скверный характер лишил общества немногочисленных оставшихся в живых друзей.
Начав со строгих по композиции исторических картин и портретов (Семейство Беллелли, около 1858, Музей Орсе, Париж), Дега в 1870-е годы сблизился с представителями импрессионизма, обратился к изображению современной городской жизни – улиц, кафе, театральных представлений (Площадь Согласия, около 1875 Абсент, 1876, Музей Орсе, Париж). Все здесь живут только хлопком и ради хлопка». Его произведения ничего не воспевают. Там встречались неординарные личности: чревовещательницы, эксцентрики, патриотки, крестьянки, сентиментальные дамочки, эпилептики Типажи подобного рода существуют до сих пор и, если поразмыслить, любую современную звезду эстрады можно причислить к одной из этих категорий.
Картина погружает в атмосферу волнительного предвкушения. Пастель состоит из красящего пигмента в порошке, смешанного с небольшим количеством клейкого вещества (обычно гуммиарабика) и спрессованного в форме мелка. Однако, Эдгар Дега более всего известен публике как художник балерин и действительно, никакие другие сюжеты не привлекали его так сильно (может быть, еще только скачки). Как-то Э. Дега сказал, что изображать моющихся женщин — «это все равно, как если бы подсмотреть через замочную скважину». После окончания общеобразовательной школы занялся изучением юриспруденции, но знакомство с художником Энгром внесло коррективы в его планы и он решил стать живописцем.
В движении рассказываются тысячи увлекательных историй. Находясь в Италии, Дега написал ряд портретов, на которых изображены члены его семьи. При этом сам Дега отвергал термин «импрессионизм», как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества.
Оценивать работы Дега более поздних лет непросто. Среди наиболее известных работ этого цикла «Танцевальный класс» (1873 г. ), «Танцовщица на сцене» (1879 г. ), «Танцовщицы на репетиции» (1879 г. ) и «Голубые танцовщицы» (1890 г. ). И если у пейзажистов это постигалось через движение воздуха, света, смену времен дня и года, через постоянный круговорот природы, то Дега стремился передать живую сущность мира через движение человека. Он боготворил Энгра.
Дега даже специально оговаривал, что рамы его картин не должны меняться. Краткая биографическая справка.
Но, на первый план у Дега всё равно выходит цвет. Этот рисунок выполнен не столько карандашом, сколько углем. Критик Жорж Ревьер писал о картинах Дега: «Посмотрев эти пастели, вы не пойдете больше в оперу». Традиции работы на пленэре не соответствовали перфекционизму и стремлению контролировать все нюансы.
В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». Баронесса стоит свободно, у неё гордая, прямая и чопорная осанка. Художник акцентирует внимание на выражениях лиц танцовщиц. «Голубые танцовщицы» написаны пастелью, Э. Дега любил пастель, так как при работе ею цвет и линия были едины.
"Танцевальный класс" – одна из самых известных работ Эдгара Дега. В работе надо оставлять какое-то место случаю, чтобы могли возникнуть некие чары, возбуждающие художника, завладевающие его палитрой и направляющие его руку. Один из способов найти покупателей виделся Дега в том, чтобы участвовать в выставках импрессионистов.
Напротив, отец Эдгара, совладелец и управляющий одного из крупных парижских банков, сам был не чужд искусству, хотя ему, несомненно, хотелось, чтобы отпрыск все же оставил свое «несерьезное» увлечение и поступил на юридический факультет. Что удивительно, если «Голубых танцовщиц» большинство зрителей узнает моментально, то некоторые полотна широкой публике незнакомы вовсе.
Критики часто сходятся в том, что, несмотря на нежелание Дега (в отличие от импрессионистов) работать на пленэре, принципиально их творчество в общем очень схоже, что, в свою очередь позволяет причислить Эдгара Дега к кругу импрессионистов. Вот таким образом в итоге Дега изобрёл свой способ сделать масло по характеристикам близким к пастели и стал писать маслом в технике пастели. Лепить маленькие восковые скульптуры Дега начал в конце 1860-х годов и, по мере того как ухудшалось его зрение, художник все больше внимания уделял именно этому жанру.
» (deliberation) — писал мастер. В творчестве мастера нет ничего от экспромта. В отличие от других импрессионистов, Дега получил законченное образование в Академии. И тем не менее в них присутствует сильная, несгибаемая воля самого художника.
В этом их сила и слабость. Так рождалось понимание: балет может быть разным.