Тогда ее планировали назвать «Донбасской» и восьмигранные мозаики были объединены темой «Донбасс — всесоюзная кочегарка». В своей поэтизации физического труда художник достиг невиданных ранее высот. Эта замечательная картина, показанная в феврале 1928 года на выставке к десятилетию Красной Армии, – одно из сильнейших воплощений в искусстве образа Революции, могущее с полным правом и честью стоять в одном ряду с «Клятвой сибирских партизан» С. Герасимова и «Октябрем» А. Матвеева.
Это самый полный на сегодняшний день живописный каталог Дейнеки. Успех картины был такой, что в том же 1928 году ее послали на Венецианскую биеннале, а впоследствии «Оборона Петрограда» была выкуплена государством (сейчас входит в собрание ГТГ). Жизнь СССР бьет полным пульсом круглые сутки». И вот воочию представил, как все взлетает на воздух, как женщины перестали смеяться, как даже дети почувствовали, что такое блокада.
Это «Спящий мальчик с васильками», «Полдень» (обе – 1932), «Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами», «Купающиеся девушки» (обе – 1933). Тем не менее, за последующие два десятка лет он создаёт ещё множество шедевров (У моря. Благодаря этому, хоть и косвенно, его знают даже люди, далекие от живописи.
Но государственных заказов в этот период ему все равно почти не давали. Он посещает Америку, Францию, Италию. В 2017 году в прессе появились слухи о разладе и ссорах в семье Дайнеко. Этот период моей жизни выпал из моего сознания, он поглотился единым желанием написать картину.
В них заметны черты надуманности или рассудочной нарочитости. Он не показывает непосредственно боя с противником. В нем, правда, тоже пробыл недолго.
Я догадался написать то, что многих волновало интересовало. С 1923 года помимо учебы Дейнека начал сотрудничать с журналом «Безбожник у станка» чуть позже — с изданиями «У станка», «Прожектор», «Даешь», «Красная нива», «Смена».
Патриаршие пруды» Необычный и вместе с тем привычный для москвича вид города. А ведь этой простотой Дейнека как раз и достигал поразительных результатов. Во второй половине 1930-х годов в искусство Дейнеки широко входят новые темы. Эти фронтовые графические наброски впоследствии пригодились А. Дейнеке в работе над эпическим полотном Оборона Севастополя.
Самым сильным и самым совершенным воплощением этого перелома (или, по существу, полной художественной зрелости мастера) стала картина Мать (1932), бесспорно принадлежащая к числу вершин советского искусства. Многие лица написаны художником с натуры. Я очень мало писал станковых картин – в год две картины. Фигуры, при всей своей уплощенности и некоторой графичности, тем не менее обладают «чисто живописной весомостью в духе Микеланджело», как выразилась ведущая западная исследовательница творчества Дейнеки Кристина Кьер. Искусство должно быть выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью.
Одновременно с фотографичными, жизненными и где-то игривыми полотнами (На балконе, 1931) он пишет идейные и трагические картины (Наёмник интервентов, 1931) и вместе с тем продолжает рисовать плакаты (Построим мощный советский дирижабль Клим Ворошилов, Дадим пролетарские кадры Урало-Кузбассу, 1931). Но в данном случае это оправдано. Но все эти пути для Дейнеки были мелковаты.
В 1930-е годы сумрачный колорит (раннего Дейнеки) светлеет, спортивные впечатления (прежде всего – с пляжей Севастополя) слагаются в утопические поэмы о счастливом юном племени, готовом к труду и обороне (Будущие летчики, 1938, Третьяковская галерея). В эти годы у Дейнеки были удачи и в монументально-декоративном искусстве – в мозаиках для фойе актового зала Московского университета (1956), для Дворца съездов в Московском Кремле. У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность. Монахи в красном», написанной во время путешествия.
Насколько к концу войны была глубока эта «разрядка» в настроении художника, наглядно говорит его большая картина «Раздолье» (1944) – радостная, полная жизнеутверждающей праздничной яркости, звучащая как песня благодаря ясному, прозрачному, легкому ритмическому и колористическому строю. Игра каждый раз наталкивала меня на желание написать картину.
Сам он считал основополагающим период своей работы в журнале «Безбожник» (или «Безбожник у станка» с 1923). В период Великой Отечественной войны Дейнека жил в Москве и выполнял политплакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС». Вы как бы только что поутру вышли из холодной реки. Здесь художник применил интересный композиционный прием. Капитолий, Танцоры в Гарлеме, Нью-Йорк, Париж.
На следующий год участники этой выставки вместе с другими выпускниками ВХУТЕМАСа основывают Общество станковистов (ОСТ), Дейнека – один из членов-учредителей.
Равно как и карикатуры на тех, кто считался классовым врагом победившего пролетариата: на кулаков интервентов, нэпманов, мещан и манерных дам, сожалеющих о дореволюционных временах (Тоска по изящной жизни, 1927). В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928). Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки (Сам батюшка пожаловал, Святые прозорливцы, Чудодейница, 1925) пришлись в этом журнале ко двору. Чуть отставший раненый только подчеркивает драматизм и напряжение ситуации. Зимой 1942 года Дейнека был командирован на фронт под Юхнов. В рамках проекта вышли книги: «Дейнека. Дейнека всегда стремился создать образ широкого обобщения.
Александр Александрович Дейнека родился 8 (20) мая 1899 года в Курске, в семье железнодорожника. Возможно, они до сих пор лежат под землей (во время бомбежек их прятали во временное хранилище, местонахождение которого не установлено). Но и в пейзажах Дейнека остается мастером необычайной живописной экспрессии и динамики. Это были панно и росписи для фабрики-кухни в Филях (1932), эскизы панно для клуба Наркомзема, увы, так и не реализованные (1933). И все. Но самое главное, что в рамках проекта вышли в свет три отдельных исчерпывающих исследования по графике (том 1), живописи (том 2) и монументальным работам (том 3) художника. Художники нового общества принимают решение совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, провозглашают "ориентацию на художественную молодежь".
Пустынные, заснеженные улицы, аэростаты воздушного заграждения, солдаты с автоматами за плечами, редкие прохожие. В 1925 г. участники этой выставки вместе с другими выпускниками ВХУТЕМАСа основывают "Общество станковистов" (ОСТ), Дейнека – один из членов-учредителей. Однако у современного инвестора, который пожелает приобрести работы Дейнеки, есть некоторые преимущества. За ней последовали другие работы: В обеденный перерыв в Донбассе (1935), Никитка—первый русский летун (1940), Будущие летчики (1937). Многие графические приемы перешли потом в живопись художника.
К темам и образам, найденным в 20-30-х гг., Дейнека обращался в монументальной живописи (панно и росписи Центрального театра Советской Армии, 1940: мозаичные плафоны станций Московского метрополитена Маяковская, 1938-39 и Новокузнецкая, 1943, мозаика Хорошее утро и Хоккеисты, 1959-60) и в станковых произведениях послевоенного периода (У моря, 1956-57, ГРМ). театре им. В этот период характерная для мастера любовь к героизированным, романтико-утопическим по тону темам спорта достигает апогея в работах («Бег», 1932—1933, Русский музей). Они захватили воображение художника в связи с работой над иллюстрациями к детским книгам Через полюс в Америку Г. Байдукова и Наша авиация И. Мазурука (вышли в свет в 1938 и 1940 годах).
Итальянские зарисовки отличны от американских или французских. Этого не допустят защитники столицы, которые здесь незримо присутствуют. Художественный образ предельно величав и обобщен. Вот один из таких листов: «Вечер.
Впоследствии и Дейнеке досталось за «формалистские» эксперименты 1920-х годов с цветом, формой и композицией, но в первой половине 1930-х он пока был в фаворе. Одной из лучших картин этого цикла считается «Улица в Риме» (1935)., Превратим Москву в образцовый социалистический город пролетарского государства, 1930). Возможно, что я излишне заострил подобную трактовку.
Много общего между ними и в решении пространства. Но если судить в целом, общее настроение работ художника в 1930-х очевидно изменилось.
С другой стороны, опыт работы над этими иллюстрациями позволит позднее создать такое монументальное произведение как Никитка – первый русский летун (1940), где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского авиатора. Мотивы счастливой страны будущего, населенной прекрасными, атлетичными людьми, Дейнека находит на пляжах Севастополя, с которым связан целый ряд лучших его работ («Будущие летчики», 1938, Третьяковская галерея). Но там, где он оставался самим собой, где возвращался к основам своего дара, где уходил от схем к живым, ярко индивидуальным человеческим образам, к нему всегда приходила удача и рождались сильные, смело новаторские произведения. К юбилейным выставкам Александр Дейнека создал два знаковых произведения — картины «Текстильщицы» и «Оборона Петрограда». «Отечество в опасности. » – прокатился по стране призыв большевистской партии и вот на защиту от войск Юденича выходят питерские рабочие. Они создают компиляции из элементов разных работ художника (вот таким образом даже «насмотренному» зрителю подделка кажется уже виденной), в иных случаях они пишут нечто совсем новое, но пытаются подражать стилистике автора.
Не знаю, хорошая эта картина или плохая, но кажется, что настоящая». Особенно характерны для этого времени две: авиация и история. В период Великой Отечественной войны Дейнека жил в Москве и выполнял политплакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС». В 1935 году Дейнека уезжает в свою первую творческую командировку за границу.
На форуме AI время от времени разворачиваются бурные обсуждения работ Дейнеки из тех, что появляются на аукционах (подробнее — здесь и не поленитесь дочитать до конца). Писал футбол. Настоящим ударом стал для Дейнеки прорыв немцами обороны Севастополя. Творческий облик Дейнеки ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым). Дейнека абсолютно по-особому чувствовал прелесть и очарование русского пейзажа. Ноябрь 1941 года, 1941, ГТГ).
После Февральской революции занятия в училище прекратились. К тому времени у него уже имелся опыт иллюстрирования книг, например, романа А. Барбюса В огне в 1926 (впрочем, более известно повторное в 1934). Вот таким образом в ОСТе он стал одним из основных участников (до тех пор, пока не покинул объединение).
Они захватили воображение художника в связи с работой над иллюстрациями к детским книгам «Через полюс в Америку» Г. Байдукова и «Наша авиация» И. Мазурука (вышли в свет в 1938 и 1940 годах). В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). адресовался в первую очередь пролетарскому читателю), был посвящён атеистическому воспитанию масс и борьбе с религиозными предрассудками.
Художник и сам говорил: «. В картине «Парашютист над морем» (1934) не сразу различаешь, где небо, вода и суша фигура парашютиста показана в неожиданном ракурсе — вниз головой все это создает ощущение полета, бескрайнего неба. Оборону Севастополя, так как я этот город любил за веселых людей, море и самолеты.
Как и в листах с рисунками, края в его ранних полотнах остаются незаполненными, что вызывает ассоциацию с росписью стены. А еще она записала первый видеоклип на свою новую песню «Лейла», сразу ставшую хитом. Потребность продолжать обучение чувствовалась и в 1921 году Дейнеку направили повышать квалификацию во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские). Настоящим шедевром в этом ряду становятся Будущие лётчики (1937), одна из самых романтических картин Дейнеки, на которой изображены трое подростков, они сидят спиной к зрителю и мечтательно смотрят вслед улетающему самолёту.
Графическое искусство он находил самым полезным для агитационных целей. Партнёр проекта – Государственная Третьяковская галерея. Их получилось около 300. Преподавал в московском Вхутеине (1928-30), Московском полиграфическом институте (1928-34), МХИ (1934-46, 1957-63), МИПИДИ (1945-52), МАРХИ (1953-57). Он являлся членом президиума (с 1958 года), вице-президентом (1962—1966), академиком-секретарем (1966—1968) отделения декоративных искусств АХ СССР. Строг и суров ритм картины.
Мотивы спорта или труда всецело доминируют в его картинах с 1920-х годов революционная тема тоже (к примеру, в знаменитой Обороне Петрограда, 1928, Центральный музей Вооруженных сил повторение – 1964, Третьяковская галерея) воплощается в телесной пластике героев, устремленных к жертвенной гибели. Глубоким страданием проникнуто другое произведение— «Сгоревшая деревня» (1942). Очень поэтична также и его картина «Спящий ребенок с васильками» (1932). Мне удалось написать картину «Оборона Петрограда», куда я вписал несколько портретов ее участников и я счастлив этим», – говорит Дейнека. Член-учредитель ОСТ. В 1946 году по зарисовкам Дейнека создал серию акварелей «Москва военная», где зорко увидена и достоверно передана жизнь столицы в годы войны, но передана она уже с эпическим спокойствием, без напряжения и тревоги.
Его картины «Перед спуском в шахту» (1925), «На стройке новых цехов» (1926), «Текстильщицы» (1927) выполнены в полном соответствии с принципами индивидуального стиля дейнековских рисунков. Кажется, все предельно просто. И так же подлинно звучат «Набережная Сены» или «Дорога в Маунт-Вернон» в парижских и американских акварелях и этюдах маслом. Дейнека вполне может быть назван иконописцем Техники. ВХУТЕМАС в начале 1920-х годов — отдельная история.
Масштабный культурологический проект «Александр Дейнека. Такая популярность привела к часто встречающейся фальсификации работ художника. Они идут на фронт сомкнутыми рядами, плечом к плечу.
Фон дан скупой линией отдаленного города. носивший название Безбожник у станка (т. к. При небольшом размере они отличаются монументальной широтой. За довольно долгую жизнь Александр Александрович попробовал себя в живописи, графике (в том числе журнальной, книжной, плакатной и театральной), монументальном искусстве (панно, фрески, мозаики), скульптуре. Живописные произведения Дейнеки 20-30-х гг., передающие трудовой энтузиазм первых пятилеток (На стройке новых цехов, 1926, ГТГ), олицетворяющие героизм революционной борьбы (Оборона Петрограда, 1928, ЦМВС), физическое и духовное здоровье советских людей (Бег, 1934, ГРМ, Будущие лётчики, 1938. Дейнека с детства был увлечен спортом, закалял свое тело и дух.
Но и в пейзажах Дейнека остается мастером необычайной живописной экспрессии и динамики. Раньше всего, в 1930 году, он с большим блеском сказался в плакатах Дейнеки («Механизируем Донбасс», «Физкультурница»), где очень счастливо использованы приемы строго продуманной и построенной композиции, полной стремительной динамики, с чеканно четким силуэтом и условным, распластанным пространством, а главное – с живыми, хотя и обобщенно типизированными человеческими образами. Каждое полотно, созданное в эти годы, – это гимн красоте жизни, красоте людей. Именно это чувство мужественного спокойствия и составляет пафос картины. Заметный след в творческой биографии художника оставили поездки в Крым. Манера письма, ранее гладкая и графичная, обрела большую пастозность, а темная и скудная цветовая палитра стала светлее и разнообразнее. На Первой дискуссионной выставке (1924), предшествовавшей образованию ОСТа, Дейнека в компании с Юрием Пименовым и Андреем Гончаровым выставил свою картину «Футбол». Много и успешно работал Дейнека в области монументальной живописи: панно для павильона СССР на Парижской выставке (1937), для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (1939), мозаические плафоны для станций Московского метрополитена (1938 – 43).
Его картины всегда отличались глубокой идеей и высоким профессиональным мастерством. Дейнека Александр Александрович (1899-1969), советский художник. В мае Виктория впервые прокомментировала слухи о разводе. А кроме того, ОСТовцы всё больше замыкались на производственной тематике.
Картина «Окраина Москвы. Поодиночке, не зная еще друг друга, бредут будущие Кукрыниксы. Полетико.
Некоторые из них особенно выделяются своей смелой новизной и поэтической прелестью. Остротой наблюдений и социальных характеристик отличаются произведения, выполненные Дейнекой на основе впечатлений от поездок по США, Франции, Италии в 1934-1935 («Негритянский концерт», «Юноша-негр», «Набережная Сены», Улица в Риме, 1935, Третьяковская галерея). Там, конечно, очень красиво. Художники такого рода, как Дейнека, относящиеся к своему времени – к его делам и стремлениям, к его трудностям и успехам – с величайшей ответственностью, с глубокой личной заинтересованностью, непременно будут связаны со своей эпохой тысячей неразрывных нитей и именно вот таким образом всегда будут трогать и волновать зрителей самых разных времен.
Искусство должно быть выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью". Александр Дейнека (по другой версии, Дейнеко) родился 8 (20) мая 1899 года в семье железнодорожного слесаря в уездном Курске. Уже на Первой дискуссионной выставке 1924 года, где Дейнека, студент Вхутемаса, фигурировал в составе особой «группы трех» (вместе с Г. Пименовым и А. Гончаровым), он имел ясно выраженный творческий облик и очень отчетливо проступающие склонности и стремления. Дейнека выражает мироощущение нового, советского человека. В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). В ряде образов нарастают черты «магического реализма» (Игра в мяч, 1932, там же некоторые из картин, написанных по впечатлениям от поездок художника в Италию, Францию и США в 1935).
Он был одним из самых страстных поклонников людей не только духовно, нравственно, но и физически сильных. Дейнека сохраняет прежний уровень работоспособности и мастерства, однако возвращается к старым, проверенным жанрам (мирные трудовые будни, спорт, духовно и физически здоровая натура), практически перестаёт расширять границы своего творчества. За ней следует ряд других городских пейзажей военного времени ("Площадь Свердлова в декабре 1941 года", "Манеж", 1941). Это ощутимо и в «Текстильщицах» и в самом значительном полотне Дейнеки «Оборона Петрограда» (1927), написанному к десятилетию Красной Армии.
Этому драматическому и вместе с тем убежденно спокойному пафосу картины во многом содействует ее колорит – почти монохромный, отливающий металлическими отблесками. Я в немецкой прессе видел снимок Севастополя с самолета.
Художник старался видеть пейзажи глазами не стороннего наблюдателя, но моряка или летчика.
И, на самом деле, правда. В творчестве Дейнека потом очень далеко ушел от сатиры. А зимой 1938 года в стремительном темпе начинается работа над мозаичным циклом Сутки советского неба (на котором, по замыслу, должна быть запечатлена жизнь советского народа в течение одних суток) будущей станции московского метрополитена Маяковская, всего за шесть месяцев до её открытия. В 30-е художник создал оригинальную серию «Севастопольских акварелей» (1934), ряд картин на темы индустрии и спорта.
Лучшие работы Александра Дейнеки бесспорно обладают всеми достоинствами, необходимыми для такой высокой оценки. Может быть, в точности такое сражение и не развертывалось на набережной Севастополя, но были сотни ему подобных и художник создал полотно монументально-эпическое, сумев обобщить в нем героику великой войны. В конце 1940-х— 1950-е Дейнеку начали все больше критиковать за «формализм» и «схематизм».
Из тех же ритмов слагается и его ранняя, графичная и сдержанная по колориту живопись («Перед спуском в шахту», 1925, «На стройке новых цехов», 1926 обе в Третьяковской галерее), где тоже безраздельно господствуют мускулистые тела, которые своими усилиями формируют новый мир. Сам художник позже говорил, что пытался передать душевную пустоту модели при всей ее холености и роскоши обстановки ее дома. Его скульптурные работы были в основном посвящены темам спорта. В передаче и глубоко трагического («Наемник интервентов») и светлого, радостного, личного («На балконе», «Девочка у окна. В кафе, Париж.
Но враг не пройдет. Однако работа художника в Безбожнике и других журналах отнюдь не ограничивалась сатирой. В книге Дейнеки «Из моей рабочей практики» приводится любопытный эпизод о том, как рождалась первая его картина — «Футбол» (1924). Сценическая площадка расширяется, приобретает пространственную глубину.
Она – первая в целом ряду отличных работ того же, 1932 года и ближайших последующих лет. Как позже писал Дейнека о «Текстильщицах», он «обрабатывал поверхность, делая ее гладкой, лакированной, смутно желая найти единство поверхности с фактурой полированных, светлых, еще не существующих стен, для которых он мечтал писать картины».
«Немного осталось очевидцев и участников Октябрьских боев 1917 года. Полная трагизма, ярости, героики, «Оборона Севастополя» по праву считается одним из лучших произведений, посвященных Великой Отечественной войне. Сколько решимости в суровых лицах бойцов, уверенности в их чеканной поступи.
Опыт «Обороны Петрограда» и лучших рисунков конца 1920-х годов дал свои плодотворные результаты очень скоро. В день подписания декларации» (1945), написанная Дейнекой с натуры и поднятая до символического обобщения, – это превосходные свидетельства всеобщности тех чувств, что владели всем советским народом на исходе войны. Кажется, так и слышишь их гулкие шаги в тревожной тишине сумеречного вечера. Некоторые из них в дальнейшем легли в основу картин. Четкую грань между этими двумя творческими периодами провести сложно: спортсменов Дейнека писал и в 1920-х, а к темам Гражданской войны и техники (особенно авиации) художник обращался и в 1930-х.
1941» (1942), отобразившая драматический образ военной столицы, а также цикл акварелей «Берлин» (1945). Шла тяжелая война, – говорил потом художник о замысле своей картины. Живопись». 1941 год» (1941) стало почти символом тревоги за столицу и вместе с тем обобщенным образом неприступной Москвы военных лет. Крымские впечатления легли в основу картины «Будущие летчики» (1937).
А главное настроение – это скорость и простор. Ноябрь 1941 года" (1941). На склоне лет, в конце 1950-х— 1960-е, Дейнеку начали осыпать почестями и наградами: стал народным художником РСФСР (1959) и СССР (1963), был избран вице-президентом АХ СССР (1962–1966), получил орден Трудового Красного Знамени (1962) и др.
С наступлением «оттепели» оттаяли чиновники и в отношении к Дейнеке. Такова замечательная акварель «Тюильри» (1935) с изображенной на ней скульптурой стремительно бегущей девушки и с неподвижно застывшей фигурой человека – бродяги или безработного – на садовой скамейке. Мне удалось сделать много интересного, нового, современного для того времени. Александр Александрович Дейнека родился 8 (20) мая 1899 года в Курске, в семье железнодорожника.
Первая значительная работа – "Окраина Москвы. Предельная обобщенность образов превращает их в символы.
События военных лет продолжали волновать художника и в послевоенные годы. Вице-президент Академии художеств СССР (1962—66). Рыбачки» (все 1956), такие мозаики, как «Парашютист» (1957), «Красногвардеец», «Доярка» (обе 1962), такие рисунки, как «Обнаженная девушка» (1951), являются созданиями большого художника, влюбленного в жизнь, преклоняющегося перед нравственной и физической красотой и достоинством человека. Яркие порывы, титанические размахи пролетариата хочется писать тысячью самоцветных каменьев, запечатлеть эту героическую борьбу пролетарских масс» Дейнека собирался писать, ни много, ни мало, «красоту заводов» и «работу коллективных созиданий» для «храмов современности». Я компоновал новое пластическое явление и вынужден был работать без исторических сносок.
Позже художник вспоминал: «Этот период моей жизни выпал из моего сознания, он поглотился единым желанием написать картину. Вс. После «Фабрики» Виктория Дайнеко получила предложение сотрудничества от одного из самых именитых продюсеров и композиторов России – Игоря Матвиенко. Уже на Первой дискуссионной выставке 1924 года, где Дейнека, студент Вхутемаса, фигурировал в составе особой группы трех (вместе с Ю. Пименовым и А. Гончаровым), он имел ясно выраженный творческий облик и очень отчетливо проступающие склонности и стремления. Миром машин сын железнодорожника Дейнека был пленен, как мы помним, еще с детства.
покорила Зрителей острой выразительностью художественного образа. Учился в Харьковском художественном училище. Съемки происходили в Таиланде. Рыбачки (все – 1956), такие мозаики, как Парашютист (1957), Красногвардеец, Доярка (обе – 1962), такие рисунки, как Обнаженная девушка (1951), являются созданиями большого художника, влюбленного в жизнь, преклоняющегося перед нравственной и физической красотой и достоинством человека. В 1928-29 гг. Преподавал во ВХУТЕИНе (1928—30).
С переломом к победе изменились и образы все еще обостренно-напряженных произведений художника: «Сбитый ас» (1943), с его безжалостно-суровой и в то же время великодушно-человечной правдой художественного образа и акварель «Берлин. проявляется и интимная, мягко-лирическая линия (Мать, 1932, ГТГ). Специфика работы в периодических изданиях (поточность, ограниченность по времени, невысокое качество печати) заставляли приспосабливаться, работать быстро, упрощать рисунок и вкладывать максимум смысла в форму и композицию. У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность.
Ему он и посвящает свою вторую картину о войне. Особенно характерны для этого времени две: авиация и история. Уплотненная программа поездки оставляла мало времени для творческой работы. Журнал Безбожник, в 1923-1932 гг. Редкое произведение художника не насыщено светом, динамикой, молодой энергией.
В ранний период (20-е гг. ) работал главным образом в области журнальной графики. Он являлся членом президиума (с 1958 года), вице-президентом (1962—1966), академиком-секретарем (1966—1968) отделения декоративных искусств АХ СССР. «Мне ничем посторонним не хотелось разбивать ритма, которого я добился и впечатления воли и тяжелых страданий, вот таким образом я отказался от всякой лишней бытовщины, которой много в эскизе к картине», – сообщает нам художник.
За последующие два десятка лет он создаёт множество шедевров ("У моря. Писал футбол. Сдержанное по колориту, предельно графичное, ритмичное, "снайперское" искусство – вот черты, характеризующие раннего Дейнеку. В это время он создал напряженные и драматичные произведения. Как и у других членов ОСТ, множество картин раннего периода творчества Дейнеки посвящены изображению примет XX столетия, воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта (В Донбассе, 1925, Перед спуском в шахту, На стройке новых цехов, Лыжники, 1926, Текстильщицы, 1927).
Мерно и стройно шагает отряд. Таков трогательный и нежный «Негритянский концерт» (1935), где словно схвачен самый звук музыки и пения, самый образ и стиль американской музыки середины XX века. Так же, как и в акварели, ярко пылают на солнце красные сутаны монахов.
В книге Дейнеки «Из моей рабочей практики» приводится любопытный эпизод о том, как рождалась первая его картина – «Футбол» (1924). Живописная палитра художника продолжает оставаться несколько условной. Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки (Сам батюшка пожаловал, Святые прозорливцы, Чудодейница, 1925) пришлись в этом журнале ко двору. Многим картинам и правда, предшествовали журнальные иллюстрации. В послевоенный период Дейнека сохраняет прежний уровень работоспособности и мастерства, однако возвращается к старым, проверенным жанрам (мирные трудовые будни, спорт, духовно и физически здоровая натура), практически перестаёт расширять границы своего творчества.
Образно можно назвать Дейнеку Маяковским в живописи. Якутская девчонка впервые увидела пальмы и море. Ещё один принципиально новый вид работы для Дейнеки – настенная роспись.
Авиационные картины Дейнеки разнятся по настроению – от изобразительности (Бомбовоз, 1932, Гидропланы, 1934) до героической патетики (Парашютист над морем, 1934, Краснокрылый гигант, 1938). И поэт и художник выбирали схожие темы для своих произведений их вдохновляло одно и то же – искренняя вера в революцию и советскую власть, любовь к пролетариату, восхищение физической силой и физическим здоровьем человека. Много и успешно работал Дейнека в области монументальной живописи: панно для павильона СССР на Парижской выставке (1937), для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (1939), мозаические плафоны для станций Московского метрополитена (1938—43). Дейнека родился в Курске в семье рабочего.
Дейнеку пленил залитый солнцем Севастополь с его «презагорелыми, с фиолетовым отливом» мальчишками, отдыхающими, строгими набережными и конечно морем. Более остовскую вещь сложно себе представить, однако на четвертой выставке объединения в 1928 году «Текстильщицы» показаны не были. Арсенал художественных средств Дейнеки становится богаче.
Бойцы как бы выходят из глубины, приближаются к зрителю и затем вновь удаляются. Среди них женщины, впервые взявшиеся за оружие. 2009–2011», приуроченный к 110-летнему юбилею со дня рождения художника, был инициирован Издательской программой «Интерроса» в 2008 году. Таковы его «Тревожные ночи» (1942), «Сбитый ас» (1943) и другие. Эпическая монументальность образов не отменяет того, что у каждого человека имеется свой, личный характер. Один из немногих— эскиз росписи плафона Челябинского театра оперы и балета— приемная комиссия признала «низкого качества» и даже призывала художника исправить росписи.
Самым сильным и самым совершенным воплощением этого перелома (или, по существу, полной художественной зрелости мастера) стала картина «Мать» (1932), бесспорно принадлежащая к числу вершин советского искусства. В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928). Байдуков Через полюс в Америку, 1938, И. Мазурука Наша авиация, 1940).
С задачей он, впрочем, все равно справился. На ключевой выставке «Художники РСФСР за пятнадцать лет» (1933) работы Дейнеки демонстрировались как наиболее близкие, задающие верное направление в сторону соцреализма, в противовес работам авангардистов. На родине Дейнеку потом долго ругали за этот эксперимент. Просто сейчас они все объединены одной идеей и ничему личному в данный момент нет места.
Она – первая в целом ряду отличных работ того же, 1932 года и ближайших последующих лет. Ноябрь 1941». В центре внимания Дейнеки находится прифронтовая жизнь Москвы.
Художник умел молниеносно схватывать силуэты спортсменов, ловить их характерные движения его постоянно видели на стадионах за такими «снайперскими» зарисовками. Встречи эти окажут на художника огромное воздействие. Вице-президент Академии художеств СССР (1962 – 66).
В 1935 году Дейнека уезжает в свою первую творческую командировку за границу. Учился в Харьковском художественном училище у М. Пестрикова (1915 – 17), во ВХУТЕМАСе у И. Нивинского и В. Фаворского (1920 – 25). Я думаю, что в период между 1935 и 1941 годами Дейнека не писал ничего более значительного и ответственного, чем «Первая пятилетка» и последовавший за нею «Левый марш». Увидев на фотографии в немецкой прессе милый сердцу город в руинах, представив, как отчаянно защищали Севастополь его «будущие летчики», Дейнека решил написать картину именно об этом эпизоде войны, хотя и не видел его своими глазами.
В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города. Из армии был командирован учиться в Москву, во ВХУТЕМАС на полиграфическое отделение, где его педагогами были В. А. Фаворский и И. И. Нивинский (1920—1925). «Шла тяжелая война, я вернулся с фронта из-под Юхнова. Его почти монохромные произведения 20-х гг.
Нередко при всей незрелости формальных исканий (ведь в 1924 году Дейнеке было двадцать пять, Пименову и Гончарову – двадцать один год от роду) эта тогдашняя художественная молодежь ставила себе весьма серьезные и важные задачи. Мозаики Дейнеки украшают станции московского метро «Маяковская» (1938) и «Новокузнецкая» (1943). Что писать— он понимал, а вот как— пока не очень. Топает милый увалень Сергей Эйзенштейн, сидит с фотоаппаратом в кругу соратников Родченко А вот и профессора. Картина «Первая пятилетка» (группа идущих рабочих, со строгими, серьезными, напряженными лицами, а за ними вверху, на фоне неба, греческая статуя Ники Самофракийской – гордое олицетворение победы) еще раз доказала одно из важнейших свойств Дейнеки: умение создать живые человеческие образы, полные психологической сложности и обостренной выразительности.
Я знал Дейнеку много лет и очень близко. Художник академической выучки, М. Р. Пестриков муштровал ученика в классическом рисунке. В послевоенный период искусство Дейнеки было очень неровным. Такие картины, как Донбасс (1947), На просторах подмосковных строек (1949), Тракторист, В Севастополе, У моря. В картине практически нет никаких примет быта. Полотна Дейнеки кажутся монументальными панно, созданными для украшения интерьеров общественнных зданий.
Именно в журналах во многом сформировался уникальный дейнековский стиль. Журнал Безбожник, в 1923-1932 гг. По сути дела, по моей природе ОСТ мне не был родственным. Известная поговорка Какой же русский не любит быстрой езды в его картине Ленин на прогулке с детьми можно воспринимать только как икону. Также в этот период он иллюстрирует басни Крылова (Кот и повар, Крестьянин и смерть, 1922). В задачу его поездки входило изучение опыта монументальных работ зарубежных мастеров, знакомство с достижениями в области синтеза искусств в современном строительстве, посещение художественных музеев Америки и Европы.
У финиша, 1927). В период Великой Отечественной войны 1941-45 Дейнека создал проникнутую героическим пафосом картину Оборона Севастополя (1942, ГРМ) и суровые, драматические пейзажи (Окраина Москвы. Необычайно бурное и интенсивное творческое напряжение этих лет – середины 1930-х годов – будет еще более наглядным, если к перечисленным произведениям добавить два замечательных цикла акварелей и картин, возникших в результате поездок в Севастополь в 1934 году и за границу – во Францию, Италию, США – в 1935 году. Когда в 1931 году Октябрь принимает его рисунки на выставку с большим количеством оговорок, художник покидает общество и переходит в РАПХ (Российская ассоциация пролетарских художников). А Фаворский, правда, учил его классической гравюре — полезно, но не так актуально. Дейнека идеализировал советский мир еще тогда, когда понятие соцреализм не изобрели.
При небольшом размере они отличаются монументальной широтой. Дейнека родился в Курске. «Фигуры идущих по снегу мне всегда представляются в виде силуэтов. Ленин с детьми в автомобиле, скорее всего вранье, но вранье, достойное веры.
В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928). Они занесены снегом. Байдуков Через полюс в Америку, 1938, И. Мазурука Наша авиация, 1940). В этих работах со все большей силой стала проявляться тяга художника к монументальности. Через несколько лет крымские впечатления выльются в одну из самых романтичных работ Дейнеки— «Будущие летчики» (1938).
Дейнека Александр Александрович известный советский художник, график и скульптор. Особенно интересовала его атака в ее внезапном и стремительном развитии, а также сама движущаяся фигура бойца в зависимости от различных точек зрения, ракурсов и конкретной фазы атакующего броска. Такие картины, как «Донбасс» (1947), «На просторах подмосковных строек» (1949), «Тракторист», «В Севастополе», «У моря.
Даже в самых обыкновенных сюжетах он находит и раскрывает прекрасное. Как говорил автор, «искусство выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью». В середине 20-х появились первые живописные произведения художника: «Футбол» (1924), «В штреке», «Перед спуском в шахту» (1926), «Текстильщицы» (1927), в которых выразились характерные особенности творчества мастеров Общества художников-станковистов, Остовцы считали современным все, что отличало новую Россию от «вчерашней» : подъем индустрии, динамику социальной перестройки, рождение новой социальной психологии. Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, Краснокрылый гигант, 1938). носивший название Безбожник у станка (т. к. Работа была выполнена по заказу РВС СССР и, что интересно, всего за одну неделю.
Удивительно хорошо сработала на заднем плане лошадь. Картина «Окраина Москвы. Фигуры органично вписаны в пейзаж бесконечные морские дали и бездонное синее небо. Набережная Сены, Париж. В 1937 Дейнека создал панно «Знатные люди Страны Советов» для советского павильона на Всемирной выставке в Париже. Мейерхольда, 1930 «День рождения» братьев Тур в ЦТСА (1945).
Уже только эта «мадонна двадцатого века» могла бы дать Дейнеке право на одно из первых мест в советском искусстве. Поначалу художник тяготел почти к монохромности и в целом к темному, мрачному колориту. Словом, моя картина и я в работе слились воедино. Многие из этих задач ОСТ очень весомо и сильно решил за время своего короткого существования – именно отсюда среди других работ вышла первая подлинно монументальная, несущая в себе обобщенный и глубоко действенный образ советская историко-революционная картина – Оборона Петрограда Дейнеки (1927).
Плафон тем не менее был выполнен в первоначальном варианте. Это был Микеланджело, барочное буйство человека и природы Вернувшись, художник соединяет свои впечатления с воспоминаниями о прежнем довоенном городе и создаёт знаменитое героическое полотно Оборона Севастополя (1942), страшное и величественное. Одновременно с фотографичными, жизненными и где-то игривыми полотнами ("На балконе", 1931) он пишет идейные и трагические картины ("Наёмник интервентов", 1931) и вместе с тем продолжает рисовать плакаты ("Построим мощный советский дирижабль Клим Ворошилов", "Дадим пролетарские кадры Урало-Кузбассу", 1931). Многие из этих задач ОСТ очень весомо и сильно решил за время своего короткого существования – именно отсюда среди других работ вышла первая подлинно монументальная, несущая в себе обобщенный и глубоко действенный образ советская историко-революционная картина – «Оборона Петрограда» Дейнеки (1927). Некоторое время Дмитрий уже не жил с супругой и дочкой.
Мейерхольда, 1930 «День рождения» братьев Тур в ЦТСА (1945). Одну за другой создает он свои широко известные полотна: «Игра в мяч» (1932), «Купающиеся девушки» (1933), «Краснокрылый гигант» (1934), «Бег» (1934), «В обеденный перерыв в Донбассе» (1935), «Колхозница на велосипеде» (1935) и многие другие. Важную роль в творчестве Дейнеки играет и другая командировка – заграничная.
Представленная на выставке к 10-летию Октября картина «Текстильщицы» решена в светлой, почти белой гамме с оттенками красных охр на лицах и руках девушек. При всей правдоподобности, смешного в них было меньше, чем у тех же Кукрыниксов. Не вызывает никакого сомнения, что за время, что за люди представлены на картинах, акварелях, рисунках Дейнеки и не потому, что он подбирал много деталей внешнего правдоподобия, а вследствие глубочайшей внутренней оправданности и подлинности человеческих образов, всего созданного им образа своего времени. И тогда Дейнека решил: раз он пишет картину о том, чего никто раньше не изображал, то он должен изобрести для нее новую композицию — «игра натолкнула меня на свой самостоятельный язык». Поездка в Севастополь в 1934 году даёт художнику почву для написания ряда новых пейзажей. Одной из лучших работ военного периода Дейнеки стала «Окраина Москвы.
Тема спорта была одной из любимых у художника на протяжении всей жизни. Самый интересный из них— «Скука» (1935), портрет госпожи Снайдер. Был одним из лучших в боксерской секции ВХУТЕМАСа (говорят, даже дрался с чемпионом Градополовым, чей портрет впоследствии написал).
Но писать все же решил на выставку «Оборону Севастополя», так как я этот город любил за его веселых людей, море, лодки, самолеты. Таким видит город Дейнека Александр. Но писать все же решил.
Член-учредитель Общества станковистов (ОСТ) в 1925 – 27. Его картины «Перед спуском в шахту» (1925), «На стройке новых цехов» (1926), «Текстильщицы» (1927) выполнены в полном соответствии с принципами индивидуального стиля дейнековских рисунков. В эти годы у Дейнеки были удачи и в монументально-декоративном искусстве – в мозаиках для фойе актового зала Московского университета (1956), для Дворца съездов в Московском Кремле. Очень показательна в этом отношении картина «На стройке новых цехов», где даются две точки схода, что позволяет снять ощущение прорыва картины вглубь.
Более того, Дейнека уже не был указан в списке участников ОСТа. Некоторые из них в дальнейшем легли в основу картин.
Ноябрь 1941 года» (1941)— первая в этом ряду. И вместе с тем дается образ неприступной для врага столицы. Его скульптурные работы были в основном посвящены темам спорта. Очень показательна в этом отношении картина «На стройке новых цехов», где даются две точки схода, что позволяет снять ощущение прорыва картины вглубь.
Одновременно в творчестве Дейнеки 30 х гг. Картина Оборона Петрограда была первым живописным произведением художника., Китай на пути освобождения от империализма, Механизируем Донбасс. Началом этой многочисленной серии можно считать монументальное панно Гражданская авиация (1932). Дейнека постепенно отходил от графической работы в журналах. Через год, в 1925 году, Дейнека стал одним из основателей ОСТа и этим окончательно определился будущий путь художника, увлеченного изображением современного человека.
Однако там Дейнеку подвергают ещё большей критике – за не изжитые недостатки стиля ОСТ, с которым РАПХ враждовала, за обилие "безыдейной" спортивной тематики, за формализм и индивидуализм. Послушайте знающих людей, особенно тех, кто сомневается. Монахи в красном», написанной во время путешествия. Сходите в музеи, посмотрите альбомы, не ориентируйтесь на Интернет (некоторые, мягко говоря, сомнительные работы считаются там подлинными). В конце 1927— начале 1928 года страна праздновала сразу две знаменательные даты: 10-летие Октябрьской революции и 10-летие Рабоче-крестьянской Красной Армии.
Она создана на основе акварели «Итальянская улица. «В двадцать четвертом году я впервые выставлялся. Студент Дейнека зимой жил при пяти градусах тепла, работал по ночам, но задора не терял. Последние два года жизни из-за тяжелой болезни Дейнека был не в состоянии работать. И все-таки художник успел сделать огромное число зарисовок, создать массу акварелей. Игра каждый раз наталкивала меня на желание написать картину.
В 1931 году художник переходит в РАПХ ("Российская ассоциация пролетарских художников"). Если они представляют лирическую линию в творчестве Дейнеки, то общественно-политическую, а также художественно-публицистическую сторону его искусства не менее сильно представляют картина «Безработные в Берлине» (1933) и обостренно-драматические, дышащие гневом рисунки к книге «Огонь» А. Барбюса (1934). В 1939–1940 годах Дейнека расписал плафон в Центральном театре Красной Армии в Москве и получил заказ на эскизы 14 мозаик для нынешней станции «Павелецкая». Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, Краснокрылый гигант, 1938).
Творческий облик Дейнеки ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым). Дейнека преподавал в Москве во ВХУТЕИНе (1928—1930), в Московском полиграфическом институте (1930—1934), в МГАХИ имени В. И. Сурикова (1934—1946, 1957—1963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945—1953, до 1948 директор), в МАРХИ (1953—1957). Очень красив и сочен по краскам букет из васильков на переднем плане. Уже первое произведение Дейнеки «Окраина Москвы.
Художники нового общества принимают решение совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, провозглашают ориентацию на художественную молодежь. Пустынная «Площадь Квиринала» или причудливая «Испанская лестница» передают неповторимый «дух местности», атмосферу улочек Рима. Горизонтальное фризовое изображение получает своеобразную интерпретацию. Дейнека много и плодотворно работал над темой о спорте. Огромное значение в этом случае имеет провенанс (история бытования) и если вещь не экспонировалась, не публиковалась в серьезных изданиях, т. е.
Торопливый шаг рабочего, неуверенность, сквозящая в его облике, еще нагляднее оттеняют отталкивающее самодовольство и самоуверенность служителей Ватикана— хозяев «вечного города». Дейнека родился в Курске в семье рабочего. Колорит становится мягче, светлей, в ряде образов нарастают черты магического реализма («Игра в мяч», 1932, Третьяковская галерея).
Немногие картины, созданные до «Обороны Петрограда», можно расценивать только как эксперимент, но не как свершение («Перед спуском в шахту» 1925, «На стройке новых цехов» 1926) в них много по тем временам нового и дерзкого – в построении условного пространства, в столь же условном цвете, в нарочито резкой экспрессивности жестов и поз, – но в целом работы эти схематичны и «сочинение» полностью преобладает в них над реальным знанием и реальным чувством жизни. Картина "Оборона Петрограда" была первым живописным произведением художника. Таков прелестный рисунок «Теннис» (1926) – четыре легкие изящные фигурки девушек-спортсменок. Некоторые из них особенно выделяются своей смелой новизной и поэтической прелестью. И все же можно сказать, что «монументализм» искусства Дейнеки нигде не проявился в таком последовательном и чистом виде, как в станковой живописи и акварелях, – именно здесь большой стиль менее всего оказался предвзятой, заранее намеченной формой, а стал органически целостным и естественным выражением чувства реального времени в его наиболее прогрессивном и действенном осмыслении, стал верным эхом истинных и вечных человеческих ценностей. Исследования, книги, выставки. «Сколько себя помню, я всегда рисовал», — вспоминал Дейнека.
Одним из последних был журнал «Даешь», где также трудились Родченко и Маяковский. На основе многочисленных зарисовок и набросков, выполненных в 1941 – 1942 годах, он создает серию листов под названием «Москва военная» (гуашь, темпера, 1941 – 1946). Отдушиной в этот период для Дейнеки стала скульптура (работал в дереве, майолике, бронзе, фарфоре, цементе) и камерная живопись— портреты близких, натюрморты, пейзажи. Он посещает Америку, Францию, Италию. Над молодой Советской республикой нависла смертельная угроза.
Великая нежность, всепоглощающая любовь женщины к своему малышу дали художнику возможность создать обобщенный образ благородной и прекрасной материнской души. В 1935 году художник посещает США, Францию и Италию. Учился в московском Вхутемасе (1920-25) у В. А. Фаворского и И. И. Нивинского. Начавшаяся война все изменила: мозаики «Павелецкой» стали не нужны из 14 мозаик, героически собранных в блокадном Ленинграде 70-летним мозаичистом Владимиром Фроловым (умер от голода в 1942 году, едва закончив и отправив по «дороге жизни» в Москву последний ящик с мозаиками), удалось сохранить только семь, установив их на соседней «Новокузнецкой».
«Окраина Москвы» (1941) передает пустоту и тревогу. Рыбачки» (1956), «Москва военная», «В Севастополе» (1959), а также мозаики для фойе актового зала МГУ имени М. В. Ломоносова (1956), мозаику для фойе Дворца съездов в Московском Кремле (1961). Она создана на основе акварели «Итальянская улица.
Мозаики Дейнеки украшают станции московского метро «Маяковская» (1938) и «Новокузнецкая» (1943). Наробраз Курска привлек художника к агитационной работе, поручил иллюстрировать стихи Маяковского плакатами по типу «Окон РОСТа». Глубоким страданием проникнуто другое произведение — «Сгоревшая деревня» (1942). И художник вновь справляется с вызовом. Художник и сам говорил: «. Движение раненых по мосту в обратном направлении сообщает композиции кольцевой характер. Из армии был командирован учиться в Москву, во ВХУТЕМАС на полиграфическое отделение, где его педагогами были В. А. Фаворский и И. И. Нивинский (1920—1925).
Во второй половине 1930-х годов в искусство Дейнеки широко входят новые темы. Дома тревожно притихли. Исследования, книги, выставки. Ноябрь. Все эти работы – от картины «Мать» до произведений, выполненных в Америке, – отличаются особенным живописным богатством, необычайно изысканной колористической гармонией, неисчерпаемой изобретательностью композиционного построения, неизменно оставаясь проникнутыми жизненной правдой, обостренной психологической выразительностью.
Теперь старые места предстают в новом, драматичном и зловещем антураже. После службы молодого талантливого курянина командируют в Москву, где он получает возможность продолжить художественное образование во ВХУТЕМАСе, на полиграфическом отделении, у самых именитых учителей – известного живописца, графика и театрального декоратора Игнатия Нивинского и другого, ничуть не менее прославленного художника, сценографа, книжного иллюстратора, основателя советской ксилографии и теоретика живописи – Владимира Фаворского. Особое впечатление на художника произвела Сикстинская капелла: рассматривая роспись Микеланджело, художник убедился, что «темперамент заключается не в размашистом мазке, а в более глубоких проявлениях». Дейнека известен и как художник театра: совместно с Е. Вахтанговым оформил спектакль «Баня» в Гос.
Конечно, совершенно застраховаться нельзя (известно, что на фальшивом Дейнеке «прокалывались» даже опытные коллекционеры). Дейнека известен и как художник театра: совместно с Е. Вахтанговым оформил спектакль «Баня» в Гос. Вслед за «Обороной Севастополя» появляется еще несколько полотен на темы войны. В послевоенный период искусство Дейнеки было очень неровным. В это время он создал напряженные и драматичные произведения.
Таков трогательный и нежный Негритянский концерт (1935), где словно схвачен самый звук музыки и пения, самый образ и стиль американской музыки середины XX века. В 1936 году им были выполнены два панно для Дома Красной Армии в Минске (уничтожены в годы войны). Нередко при всей незрелости формальных исканий (ведь в 1924 году Дейнеке было двадцать пять, Пименову и Гончарову – двадцать один год от роду) эта тогдашняя художественная молодежь ставила себе весьма серьезные и важные задачи. Проходит изящный Петя Вильямс с молодым белобрысым Сергеем Образцовым. Резкая и яркая, зорко наблюденная характеристика изображенных людей скупой отбор минимальных необходимых примет места и времени смелая, вольная, даже причудливо отстраненная композиция цвет, сдержанный и полностью отвечающий эмоциональному состоянию, – все это говорило о настоящей взволнованности и действенном гуманизме создателя этих картин, очень далеких от элементарной, чисто внешней «современности», какую часто только и хотели видеть в искусстве Дейнеки.
В передаче и глубоко трагического (Наемник интервентов) и светлого, радостного, личного (На балконе, Девочка у окна. Встречи эти окажут на художника огромное воздействие. Страшный снимок, непохожий на то, что я видел несколько лет назад сам. Как вам наверняка стало понятно из биографии художника Дейнека Александра Александровича.
С началом 1930-х годов тематика работ Дейнеки начала меняться. Это был не первый его полет (летал однажды в Курске), но на этот раз он сумел запомнить и после передать на холсте необъятность воздушной среды, перевернутый с ног на голову мир. Картина привлекает также насыщенностью цветовой палитры.
Размещенные в куполах мозаики рассказывали об одном дне из жизни Страны Советов: «. Бронзой и сталью отливает сдержанный колорит картины. Броская, «снайперская» линия, четкие ритмы воспроизводят в его журнальных рисунках новый светлый, здоровый мир, противостоящий старому, грязному и дряблому, миру капиталистических пережитков. Где остальные мозаики — неизвестно. В том же 1937 году художник получил заказ на эскизы 35 мозаик для украшения строящейся станции метро «Маяковская».
Картина Эстафета по кольцу Б (1947), мозаика Лыжники (1950), скульптуры Стометровка, Бегущая спортсменка и многие другие — убедительное тому подтверждение. Дейнека абсолютно по-особому чувствовал прелесть и очарование русского пейзажа. Выполненные уже после возвращения художника из поездки, они сохраняли непосредственность и свежесть этюдов. Творческий облик Дейнеки ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым). Соплии слезы. В 1942 году совместно с художником Г. Г. Нисским совершил поездку на фронт под город Юхнов. К числу значительных работ послевоенного времени можно отнести полотна «У моря.
1941» (1942), отобразившая драматический образ военной столицы, а также цикл акварелей «Берлин» (1945). Не знаю, хорошая это картина или плохая, но кажется, что настоящая». К числу значительных работ послевоенного времени можно отнести полотна «У моря. Но картина не была одинокой удачей. И это же можно сказать о большинстве графических работ Дейнеки 1925 – 1929 годов, когда он делал много поверхностных журнальных рисунков, пробовал заниматься карикатурой, к которой у него не было решительно никаких способностей. Такова замечательная акварель Тюильри (1935) с изображенной на ней скульптурой стремительно бегущей девушки и с неподвижно застывшей фигурой человека – бродяги или безработного – на садовой скамейке.
В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). Из армии был командирован учиться в Москву, во ВХУТЕМАС на полиграфическое отделение, где его педагогами были В. А. Фаворский и И. И. Нивинский (1920—1925). В подаренном бабушкой тайком от родителей альбоме появились первые рисунки — солдаты, шарманщики, птицеловы, дамы, разные животные (рисунки, увы, не сохранились). (Через год и ОСТ и РАПХ прекратят своё существование).
Он все больше стал работать в живописи, а потом и в монументальном искусстве. театре им. В моем творчестве была удача. отличаются выразительностью монументальных форм, динамичной композицией, построенной на контрастном сопоставлении плоскостей, объёмов и различных пространственных планов, графически чёткой манерой письма обобщённые образы рабочих, подчинённых, то торжественно-напряжённый, то бурный ритм труда инженерная логика ажурных строительных конструкций и сама техника становятся воплощением новой эпохи в жизни страны (На стройке новых цехов). Я знал Дейнеку много лет и очень близко.
Много общего между ними и в решении пространства. Одной из лучших картин этого цикла считается «Улица в Риме» (1935). «Многое было сделано мною в Крыму в конце двадцатых и начале тридцатых годов, – вспоминал художник, – это были акварели и темперы на темы спорта, жизни флота и авиации. Дейнека ездил по стране и постоянно рисовал он проникся культурой афроамериканцев: «Они поют такие грустные песни, в моленьях приходят в экстаз, по-особенному бешено и ритмично танцуют, а главное они— рабочие».
В 1942 году совместно с художником Г. Г. Нисским совершил поездку на фронт под город Юхнов. Типичными живописными произведениями остовского периода стали полотна Перед спуском в шахту (1925 г. ), На стройке новых цехов (1926 г. ), Текстильщицы (1927 г. ). «В двадцать четвертом году я впервые выставлялся. В них заметны черты надуманности или рассудочной нарочитости. Вместе с тем тяга к красивому была в мальчике всегда: прогулки по окрестным полям и лесам воспитывали любовь к природе иллюстрации из журнала «Нива» и лубочные картинки знакомили с искусством.
Уплотненная программа поездки оставляла мало времени для творческой работы. «Истинным спартанцем» называли современники и самого художника. Его персонажи — рослые юноши и девушки, пышущие здоровьем, атлетически сложенные. И здесь это удалось ему в полной мере. Большую выставку его работ, устроенную в 1969 году, он увидеть уже не смог. То же самое можно сказать и о картине «Левый марш», написанной на тему известного стихотворения В. Маяковского.
Одной из лучших работ этого периода по праву считается «Мать» (1932). Я плавал, летал, дружил с летчиками, был в гуще кипучей приморской жизни. За ней последовали другие работы: "В обеденный перерыв в Донбассе" (1935), "Никиткапервый русский летун" (1940), "Будущие летчики" (1937).
Дейнека был расстроен, ведь на новые краски придется снова копить целый месяц. Можно даже образно назвать Дейнеку Маяковским в живописи. В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города. Однако карикатурами рисунки Дейнеки все-таки назвать сложно. Это Спящий мальчик с васильками, Полдень (обе – 1932), Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами, Купающиеся девушки (обе – 1933).
Преподавал во ВХУТЕИНе (1928 – 30). Конечно, картина далеко вышла за рамки простой иллюстрации. Каждая деталь картины глубоко продумана и мастерски выполнена художником. В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928). Ноябрь 1941 года» (1941) — первая в этом ряду.
Так же, как и в акварели, ярко пылают на солнце красные сутаны монахов. Игра натолкнула меня на свой самостоятельный язык». Журнальной графикой художник активно занимался до начала 1930-х.
К числу лучших живописных работ Дейнеки относится картина «Окраина Москвы. и сравнить их с картинами Дейнеки того же времени. Большое влияние на Дейнеку оказали немецкие экспрессионисты (Отто Дикс, Эмиль Нольде, Оскар Кокошка, Георг Гросс), работы которых привезли на выставку в Москву осенью 1924 года. В начале 1930-х художник пережил еще одно графическое увлечение — плакатом: создал около 20 агитационных плакатов, многие из которых были очень популярны («Механизируем Донбасс», «Работать, строить и не ныть. », «Китай на пути освобождения от империализма» и др. ). В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ).
По воспоминаниям Дейнеки, роль агитационного плаката, журнального рисунка сводилась в ОСТе на нет, в то время как сам художник чувствовал себя в ту пору больше графиком, нежели живописцем (писал всего несколько картин в год). Однако графическая, цветовая, композиционная напряженность его полотен нередко контрастировала с поэтической интонацией лучших работ художника. Между тем во ВХУТЕМАСе к середине 1920-х годов образовалась художественная группа ОСТ — «Общество станковистов». Торопливый шаг рабочего, неуверенность, сквозящая в его облике, еще нагляднее оттеняют отталкивающее самодовольство и самоуверенность служителей Ватикана – хозяев «вечного города». После нескольких работ с мучительно тревожными образами гибели и страдания (например, «Сгоревшая деревня», 1942) Дейнека создал «Оборону Севастополя» (1942) – одну из самых сильных своих картин и одну из самых драматических работ всего советского искусства того времени – скорбную и величественную героическую эпопею о подвиге защитников Севастополя. Насмотревшись на модные «измы» во время столичных командировок, Дейнека принялся «насаждать на курских ухабах яркий кубизм».
Ноябрь. Ленинская премия (1964). Вс.
От города художник переходит к сельской местности, с глубоким страданием запечатлевает изуродованную землю родной страны ("Сгоревшая деревня", 1942). Народный художник СССР (1936), действительный член АХ СССР (1947 вице-президент в 1962-66), Герой Социалистического Труда (1969). И не случайно в 1964 году Дейнека был удостоен Ленинской премии именно за произведения монументального искусствамозаики"Хорошее утро" (1959 i960), "Хоккеисты" (19591960), "Доярка" (1962) и "Красногвардеец" (1962). Итальянцы нам— Караваджо, а мы им— Дейнеку.
Заслуживают внимания всего лишь три картины этого периода: «Первая пятилетка» (1936), «Никитка – первый русский летун» (1940), «Левый марш» (1941). Композиция максимально упрощена, многие детали первоначального эскиза из живописного полотна ушли. К числу лучших живописных работ Дейнеки относится картина «Окраина Москвы. Картина даже сближается со скульптурой, настолько мощно выписаны защитники города. Его манера, основанная на плакатно-броском («снайперском», по его выражению) рисунке, сформировалась в процессе работы в журнале «Безбожник» (или «Безбожник у станка», с 1923) в этих рисунках дряхлому старому миру агрессивно противостоит новый – бодрый, полный юношеской энергии. (Через год и ОСТ и РАПХ прекратят своё существование).
Если они представляют лирическую линию в творчестве Дейнеки, то общественно-политическую, а также художественно-публицистическую сторону его искусства не менее сильно представляют картина Безработные в Берлине (1933) и обостренно-драматические, дышащие гневом рисунки к книге Огонь А. Барбюса (1934). На юбилейной выставке к 10-летию РККА одним из центральных произведений стала дейнековская «Оборона Петрограда». Одна из лучших картин Дейнеки получит то же название, что и известное стихотворение Маяковского – "Левый марш" (1941). В 1931 году он пишет картину «Наемник интервентов», а в 1933 году «На допросе», где создает запоминающийся образ смелого, мужественного большевика. Но картина не была одинокой удачей.
Увиденное отразилось в драматичных полотнах «Сгоревшая деревня», «Тревожные ночи» и др. Первоначальное образование получил в Харьковском художественном училище (1915—1917). Входил в объединение «Октябрь» (1928 – 30). Существует на земле еще один город, который беззаветно любил художник. Одна из лучших картин Дейнеки получит то же название, что и известное стихотворение Маяковского – Левый марш (1941).
Рыбачки» (1956), «Москва военная», «В Севастополе» (1959), а также мозаики для фойе актового зала МГУ имени М. В. Ломоносова (1956), мозаику для фойе Дворца съездов в Московском Кремле (1961). Дейнека перешел в созданное в том же году объединение «Октябрь». С 1919 по 1920 Дейнека служил в армии, где руководил художественной студией при Курском политуправлении и «Окнами РОСТа» в Курске. С 1919 по 1920 Дейнека находился в армии, где руководил художественной студией при Курском политуправлении и «Окнами РОСТа» в Курске.
Но в целом «журнально-плакатная работа» (таким объединяющим термином художник обозначил свои графические труды) Дейнеку порядком утомила. В 1954 году он расписывает зрительный зал Челябинского театра оперы и балета, в 1956 создаёт мозаику для фойе актового зала МГУ, в 1961 – для фойе Дворец Съездов в Московском Кремле. Так как главный объект здесь и не Ленин и не дети, а автомобиль.
Учился в Харьковском художественном училище. Творческий облик Дейнеки был ярко и отчетливо представлен в его произведениях на первой же выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (в группу входили также А. Д. Гончаров и Ю. И. Пименов). Первоначальное образование получил в Харьковском художественном училище (1915—1917).
К темам гражданской войны художник продолжает обращаться и в тридцатые годы. Одним из первых шагов становится работа над книгой Про лошадей для самых маленьких. 2009–2011». Тогда же происходят события, которые сам художник считал основополагающими в своей карьере – начинается период его сотрудничества с рядом журналов: Безбожник у станка, У станка, Прожектор, Красная Нива. На следующей выставке ОСТа, в 1926 году Дейнека поразил всех картиной «На стройке новых цехов». Как верно сказал один из участников форума, «экспертиза экспертизой, но мозги нужно иметь свои», вот таким образом к работам Дейнеки, как, впрочем и любого другого «музейного» художника, нужно относиться с повышенным вниманием и бдительностью.
Сразу же по окончании проекта «Фабрика звезд-5» певица отправилась вместе со всеми участниками в большой концертный тур по городам страны. И все-таки художник успел сделать огромное число зарисовок, создать массу акварелей. Всё это создает идеальные условия для фальсификаторов. Дейнека преподавал в Москве во ВХУТЕИНе (1928—1930), в Московском полиграфическом институте (1928—1934), в МГАХИ имени В. И. Сурикова (1934—1946, 1957—1963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945—1953, до 1948 директор), в МАРХИ (1953—1957).
Полотно это стало для нас олицетворением счастья мирных дней. Живописный стиль Дейнеки к тому времени уже вполне сформировался. Почти мифологического величия достигают женские образы («Мать», 1932, там же), порой задорно-эротичные («На балконе», 1931, частное собрание, Москва). Не забыта тема авиации, но теперь картины несут совсем другие настроения, чем в тридцатые ("Сбитый ас", 1943, "Парашютный десант на Днепре", 1944).
Графика» и «Дейнека. Живописные работы Дейнеки 1920-х годов напоминали многократно увеличенные рисунки.