Жак-луи Давид (фр. Jacques-Louis David 30 августа 1748, Париж — 29 декабря 1825, Брюссель) — французский живописец и педагог, крупный представитель французского Неоклассицизма в живописи.
«Портрет Лавуазье» Давида, который был не только химиком и физиком, а также активным членом Якобинского движения, была запрещена властями к показу. Стиль произведения знаменовал появление в искусстве Франции направления, получившего название классицизм. Окончив колледж, он добился согласия родных посещать класс рисунка в Академии св. Давид был активным деятелем революции, членом Конвента (1789-94), организовывал массовые народные празднества, создал Национальный музей в Лувре. В возрасте 18 лет он поступает в Академию художеств, где его наставником был Жозеф Мари Вьен – прославленный в то время художник, несправедливо сейчас забытый.
Но Юстиниан не доверял Велизарию и боялся его. Остальные предметы столь же целеустремленно привлечены художником. Давид писал свою героиню в греческом стиле, полулежащей на легком канапе, своими очертаниями напоминавшем греческие ложа. Когда ему было около девяти лет, его отца убили на дуэли.
Этого живописца называют «свидетелем эпохи», так как, отразив в своем искусстве различные этапы политической жизни Франции — времени «старого режима» (времени царствования Людовика XVI до 1789 года), революции, консульства империи, реставрации Бурбонов, — он был не только художником, но и известным общественным деятелем. Обнаженные руки, шея и ступни маленьких ног были совершенны, как у богини. В начале 1792 года король Франции Людовик XVI заказал Давиду свой портрет., » состоящее из портретов известных исторических лиц (здесь изображены члены большой семьи Наполеона, Талейран, держащий мантию, Евгений Богарне — пасынок будущего императора, Папа Пий VII, благословляющий Наполеона и Жозефину) имело большой успех в луврском Салоне 1808 года.
Наполеон выразил желание, чтобы в произведении искусства было прежде всего отражено восхваление империи и тогда Давид по его заказам написал две крупные композиции: «Коронование императора и императрицы» (1806–1807) и «Присяга армии Наполеону после раздачи орлов на Марсовом поле в декабре 1804 г» (1810). В Парижском Салоне «Клятву Горациев» публика приняла с восторгом, не уступавшим тому, что был в Риме. Пылкость и оригинальность – вот что его характеризует одновременно знаток и великий художник, он посвятит свои старческие годы хранению шедевров, умножению числа которых он содействовал в своей молодости.
Будучи в Неаполе, молодой художник стал свидетелем того, как Потоцкий усмирил необъезженного коня. Если в «Клятве Горациев» представлены идеализированные, несколько абстрагированные образы, то в вышеназванных портретах он, наоборот, утверждает материальную сторону мира без какой бы то ни было идеализации. В 1816 году, после реставрации Бурбонов, Давид был вынужден уехать в Брюссель.
С 1804 Давид – первый художник Наполеона, написал ряд заказных, декоративно-эффектных парадных композиций и портретов (Коронование Жозефины, 1805-07, Лувр). Общественная жизнь того периода была отражена Давидом в композиции «Клятва в зале для игры в мяч» (1789), которая, несмотря на огромный собранный материал, так и осталась незаконченной по той причине, что стремительное развитие революционных событий смело со сцены многих лиц, без которых она не могла считаться законченной. Жака Луи после смерти погребли в Брюсселе. После чего мать, оставив ребёнка в Париже на попечении брата, уехала в Эврё.
Окровавленный нож на полу и рана на груди — свидетельство абсолютного злодеяния. В его искусстве нарастают черты отвлечённости и рассудочной повествовательности. После контрреволюционного термидорианского переворота с конца 1790-х годов Давид вновь обращается к драматическим событиям античной истории, выделяя в них тему примирения противоречий, воссоздавая античность как мир идеальной красоты и чистой гармонии ("Сабинянки, останавливающие сражение между римлянами и сабинянами", 1799 г., Лувр).
(Смерть Сократа, 1787, Метрополитен-музей Ликторы приносят Бруту тела его сыновей, 1789, Лувр) присущи возвышенность замысла, сценическая торжественность образного строя, барельефность композиции, преобладание объёмно-светотеневого начала над колоритом. Фон создают три полуциркульные арки, опорой для которых служат колонны. Но Жак Луи с юных лет отличался твердостью характера и определенностью своих желаний. В целом композиция отличается простотой и лаконизмом, скульптурной трактовкой форм, монохромностью цветовой гаммы и схематичной обрисовкой образов. В светильнике, в изгибе спинки канапе было спокойное равновесие, неотрывное от человека. Сабиняне решили отомстить, собрали войско и двинулись на Рим.
Что касается портрета «Бонапарт на привале Сен-Бернар», то до него живописцем в 1897 г. был начат другой портрет, отличающийся большей жизненностью и драматической выразительностью (портрет остался незаконченным). Эмоциональное воздействие картины дано не в узколичном человеческом плане, а социально осмыслено и в этом огромная идейно-политическая сила произведения. Последние десять лет жизни основоположник классицизма провёл в изгнании.
В этом отношении наиболее значительно его полотно под названием «Брут, первый консул, по возвращении домой после того, как осудил двух своих сыновей, которые присоединились к Тарквинию и были в заговоре против римской свободы ликторы приносят их тела для погребения» (1789). Его отец Морис Давид был убит на дуэли, когда мальчику минуло 9 лет. подчёркивается социальная сущность модели, воплощается классицистическое представление о волевом и деятельном человеке (Врач А. Леруа, 1783, Лувр). Позже Давидом была написана картина, прославляющая этого героя революции. В 1784 г. в Риме Давид написал свое знаменитое полотно «Клятва Горациев».
Можно сказать, что это был своеобразный шаг назад. Его личность играла здесь не последнюю роль: кипучий темперамент, эмоциональность, неуемный энтузиазм, стремление к независимости – все это было обращено против существовавшего режима, а также против Королевской академии живописи и скульптуры, члены которой не одобряли его работ и республиканских позиций (она была упразднена по инициативе художника). Веселые восклицания, смех, оживленные голоса раздались с лужайки, расположенной поодаль.
На картине изображена женщина из народа, по-прежнему верная идеям революции. Событие современной национальной истории впервые стало сюжетом исторического полотна «большого стиля». Полотно представляет собой огромный холст. «Героический» стиль полотна с изображением застывших в клятве единения фигур трех братьев Горациев на фоне дорической колоннады вызвал много подражаний у мастеров неоклассицизма в эпоху предреволюционных настроений во Франции. Давид начинал свою деятельность в 1760-е годы, когда неоклассицизм начал свое распространение во Франции и в других европейских странах.
Вместе с тем картина сохраняет ощущение наброска, как бы выполненного с натуры (портрет должен был войти в большую, так и не написанную композицию). С 1804 года Давид был "первым художником" Наполеона в заказанных Наполеоном холодно-эффектных, пёстрых по цвету и перегруженных по композиции картинах ("Коронация", 1805-1807 гг., Лувр) ощутимо равнодушие художника к изображаемым событиям, однако он стремится к выразительной характеристике отдельных персонажей. Педагогическая система последнего, проведшего несколько лет в Италии и увлечённого античностью, была основана на изучении античного искусства, произведений Рафаэля, братьев Карраччи, Микеланджело, требовании достижения в живописи «правды» и «величия». В 1775—1780 Давид обучался во Французской академии в Риме, где изучал античное искусство и творчество мастеров эпохи Возрождения. В мае 1782 года женился на Шарлотте Пекуль. Французский художник, представитель неоклассицизма. Действительно, конкурс 1774 г. принес долгожданную победу.
Действие происходит во времена Второй Пунической войны и каждый итальянец мог понять предложенную аллегорию. Но главное, что взволновало зрителей – ощущение необходимости и благородства подвига. Во многом такой эффект был достигнут благодаря лаконизму, обобщенности и большим планам. В эти годы он написал цикл картин о «муче никах Революции» («Смерть Марата», 1793). Но в ту минуту, когда готова была разразиться кровавая битва, сабинские женщины бросились в самую гущу воинов и заставили их прекратить бой.
Эта тенденция достигла своего самого яркого выражения в 1914 году, когда на итальянские экраны вышел блокбастер, величественный пеплум «Кабирия» режиссера Пастроне. Давид Жак Луи (David) (1748-1825), французский художник, общественный деятель.
В портретах Давида 80-х – начала 90-х гг. В 1793 г. Давид пишет композиции «Убитый Лепелетье» и «Смерть Марата», совмещая в них черты портрета и исторического полотна. Педагогическая система его учителя — известного исторического живописца Ж. М. Гражданская доблесть одних вырисовывается на фоне переживаний других.
С этого момента Давид стал признанным художником Французской революции. Нередко именно кисти художника приходится выразить на полотне то, что лишь угадывается, но не находит еще четкого выражения. Портрет маркизы Д390рвилье — пример его работ тех лет.
Голову его любимого ученика населяют призраки, воспламенный ум не дает ему покоя. Вьен слыл в те годы «новатором», так как живо откликнулся на идущую из Рима «моду» на все античное. Картины "Убитый Лепелетье" (1793 г., не сохранилась известна по гравюре П. А. Тардьё, Национальная библиотека, Париж и по рисунку Ф. Девожа, Музей Маньен, Дижон) и особенно "Смерть Марата" (1793 г., Музей современного искусства, Брюссель), с её трагическим звучанием, суровым лаконизмом, аскетической сдержанностью цвета и скульптурной монументальностью форм, становятся памятниками героям революционной эпохи, совмещая в себе черты портрета и исторической картины. Конь был необыкновенно хорош – серый в яблоках, со спутанной длинной гривой. В 1771 г. Давид представил на конкурс картину «Бой Марса с Минервой», демонстрирующую, как добросовестно усвоил художник все то, что входило тогда в понятие исторической живописи: мифологические герои в традиционных позах побежденного и победившего, различные второстепенные персонажи, включенные для заполнения живописного пространства, довольно яркие, бьющие на внешний эффект краски и главное — расчет на восприятие сцены не с позиций ее идейного замысла, а с точки зрения декоративного воздействия всех ее элементов. В этой работе художник намеревался показать возможность примирения враждующих партий. Фигура его передана скульптурно, а в композиции элементы классической античной и христианской иконографии соединяются для раскрытия сюжета из современной истории.
Давид изучает античную скульптуру в только что открывшемся Музее Пио-Климентино в Ватикане. Они стремились захватить власть, чтобы восстановить монархию. Большой общественный резонанс вызвало его полотно «Клятва в Зале для игры в мяч» (1789, Версаль, Национальный музей рисунок пером — Лувр), оставшееся незавершенным.
После поражения Наполеона в битве при Ватерлоо в 1815 году бежал в Швейцарию, затем переехал в Брюссель, где прожил до конца жизни. Был похоронен на кладбище квартала Леопольда в Сен-Жосс-тен-Ноде (в 1882 году перезахоронен на Брюссельском кладбище в Эвере), его сердце было перевезено в Париж и захоронено на кладбище Пер-Лашез. Жена художника пережила его всего на один год. Большая Римская премия была, наконец, вручена Давиду за картину «Врач Эразистрат открывает причину болезни сына Селевка Антиоха, влюбленного в свою мачеху Стратонику». Оно передано просто и сильно, с выражением сдержанных страданий.
Так, одна из наиболее знаменитых его картин, «Клятва Горациев» (1784), сюжет которой был взят из трагедии Корнеля, посвященной трем молодым римлянам, готовым расстаться с жизнью во исполнение долга, воспринимается как революционный призыв. Тем не менее именно с этой статуи скульптор Джузеппе Грациози делал портрет Муссолини.
В 1795 г. Давид задумал полотно «Сабинянки останавливают битву между римлянами и сабинянами» (реализация данного замысла произошла только в 1799 г. ). На портретах изображено то, что художник наблюдает в действительности. Среди материала к «Клятве. » были десятки портретных рисунков, характеризующихся достоверностью и правдивостью, среди которых, например, рисунок головы Лепелетье де Сен-Фаржо, убитого монархистами.
Произведения Давида 1780-х годов ("Смерть Сократа", 1787 г., Метрополитен-музей, Нью-Йорк "Ликторы приносят Бруту тело его сына", 1789 г., Лувр) присущи возвышенность замысла, сценическая торжественность образного строя, барельефность в построении композиции, а также преобладание объёмно-светотеневого начала над цветом. Давид горячо поддержал французскую революцию. Винклер приводит примеры и ошибочно найденных фашистских жестов. Величественный образ Марата, убитого Ш. Корде, создан на основе рисунка пером (Версаль, Национальный музей), сделанного с головы мертвого героя революции.
В юном возрасте поступил в Академию художеств, где с 1766 по 1774 г. учился у Ж. -М. Учился у Ф. Буше, затем в Академии художеств у Ж. М. Вьена.
Неудачи в достижении поставленной цели еще долго преследовали его. Жироде, Ж. Б. После контрреволюционного термидо- рианского переворота с конца 90-х гг.
Являлся членом Комитета общественной безопасности, в качестве которого подписывал приказы об аресте «врагов революции». Еще до революции Давид начал работать как портретист. Композиция картины с сидящей у смертного ложа супруга Андромахой повторяет сцену, воспроизведенную в античном рельефе «Смерть Мелеагра», который часто копировали мастера неоклассицизма. Оставшись в одном камзоле, юноша казался совсем хрупким рядом с огромным жеребцом. В 1793 г. Давид пишет композиции «Убитый Лепелетье» и «Смерть Марата», совмещая в них черты портрета и исторического полотна. Педагогическая система последнего, проведшего несколько лет в Италии и увлечённого античностью, была основана на изучении античного искусства, произведений Рафаэля, братьев Карраччи, Микеланджело, требовании достижения в живописи «правды» и «величия». На конкурсе 1772 г. Давид опять безуспешно выступил с картиной «Дети Ниобеи, пронзаемые стрелами Дианы и Аполлона» на сюжет, заимствованный из «Метаморфоз» Овидия.
«Ликторы приносят Бруту тела его сыновей» – также была запрещена. По сути, этот образ можно рассматривать и как образ самой революции, недаром между синим фартуком и белой повязкой ярко пламенеет красная косынка (три цвета революционного знамени). Была во французской культуре второй половины XVIII века еще одна важная особенность. Умер Давид 29 декабря 1825 года в Брюсселе.
Давид был учителем А. Гро, Ф. Жерара, Ж. О. Д. Славу Давиду принесла картина «Клятва Горациев» (1784 г. ) изображающая трёх братьев-близнецов, которые, по преданию, победили в поединке с тремя братьями-близнецами Куриациями в споре о могуществе Рима. Картина вызвала огромный успех. Он оказался необыкновенно плодовит, сделал множество портретов императора («Наполеон при переходе через Сен-Бернар», 1800 г. и др. ), его женыЖозефины, придворных («Мадам Рекамье», 1800 г. портреты четы Серизиа, 1795 г. ) и генералов, а также запечатлел торжественные события («Коронация», 1805 – 1807 гг).
Ранние работы Давида, в которых ощутимы отзвуки рококо и влияние идей сентиментализма, традиционно академичны ("Бой Минервы и Марса", 1771 г., Лувр, Париж). Жак-Луи Давид родился в парижской состоятельной семье.
Лицо Марата Давид писал с посмертной маски, которую сам попросил снять. Однажды Давид с приятелем наблюдали свиту короля, отправившуюся на охоту. Лепелетье лежит полуобнаженным на высоко приподнятых подушках смертного ложа. Произведения Давида 80-х гг.
Один из современников писал: «Две недели назад Давид закончил свою картину. Марат был болен, вот таким образом лежал в ванне, накрытый простыней, принимая лечение от простуды. Он получил заказ на картину Клятва в Зале для игры в мяч (не осуществлена эскиз 1791, Лувр), Убитый Лепелетье (1793, не сохранилась) и Смерть Марата (1793, Брюссель). Для произведений художника Жака Луи Давида 1780-х годов характерны публицистическая направленность, стремление выразить героические свободолюбивые идеалы предреволюционной эпохи через образы античной истории (Смерть Сократа, 1787, Метрополитен-музей Ликторы приносят Бруту тела его сыновей, 1789, Лувр, Париж). Данный поступок можно рассматривать как призыв художника к защите отечества.
Первое самостоятельное историческое полотно «Врач Эразистрат обнаруживает причины болезни Антиоха» (Париж, Школа изящных искусств) было написано в духе грациозной интерпретации античного сюжета Вьеном, с легким привкусом допустимой фривольности. Давид не стал оправдываться и объясняться.
В 1797 году стал свидетелем торжественного въезда в Париж Наполеона Бонапарта и с тех пор становится его пылким сторонником, а после прихода того к власти — придворным «первым художником». В результате в творчестве Давида вновь наблюдается расхождение между портретом и картиной на историческую тему, что было свойственно ему в дореволюционный период.
С этого времени в мастерской Давида начинает складываться то классическое направление в искусстве, которое позднее будет названо ампиром (что означает «стиль империи»). В последние годы существования империи, в то время, когда над Францией нависла угроза вторжения, мастер выставил картину «Леонид в Фермопилах» (1799–1814). Из-за политических разногласий в это время развелся с женой. Стремясь увековечить события революции, Давид пишет ряд картин, посвящённых революционерам: «Клятва в зале для игры в мяч» (1791, не закончена), «Смерть Марата» (1793, Музей современного искусства, Брюссель). Его дядя (известный архитектор) и мать хотели видеть его архитектором, но Жак-Луи хотел быть художником.
Воодушевлённый героикой Великой французской революции, Давид стремится к созданию исторической картины на современную тему ("Клятва в зале для игры в мяч", не осуществлена сохранился эскиз, сепия, 1791 г., Лувр). Сам художник являлся депутатом Конвента, участвовал в создании новых революционных праздников. Очень молодой, тонкий, быстрый в движениях, он легкими шагами вышел на лужайку и сбросил кафтан. «Весь Рим» собрался, чтобы посмотреть «Клятву Горациев», которую посчитали величайшей данью уважения Вечному Городу. Глаза Андромахи, красные от слез, смотрят в глаза зрителю. В это время Давид видел в Наполеоне только героя-победителя и принял заказ изобразить его спокойным на вздыбленном коне.
В Риме на протяжении пяти лет (1775–1780) Давид изучал античное искусство, а также творчество мастеров эпохи Возрождения (Рафаэля и художников болонской школы) и барокко. Вьена, синтезировавшего в своем творчестве два стиля: классицизм и рококо.
Все громче звучали речи о великих деяниях, патриотизме, борьбе с тиранами. ВИКТОР ЖАН НИКОЛЬВид на Новый мост из Лувра (Париж, Музей Карнавале) Париж, каким его можно было увидеть из мастерской Давида в Лувре, — это кусочек Сены и Нового моста. Это четкое гендерное разделение было характерно для социальной доктрины того времени.
От холста будто идет звон тяжелого и грозного оружия. Модели изображены то словно уподобленными античной статуе (Госпожа де Веркинак, 1799, Лувр), то в свободной непроизвольной позе, отдыхающими на пленэре (Портрет госпожи Серезиа — сестра жены Давида Портрет Пьера Серезиа, оба — 1795, все — Париж, Лувр). Учился в Королевской академии живописи и скульптуры (1766-74) у Ж. М. Вьена. В Бруте, как и в Горациях, содержится двойной драматизм ситуации.
В 1790-1810-х годах Давид пишет многочисленные портреты, как парадные ("Наполеон при переходе через Сен-Бернар", 1800 г., Национальный музей Версаля и Трианонов "Мадам Рекамье", 1800 г., Лувр), так и более реалистические, приближающиеся к интимным (портреты четы Серизиа, 1795 г., Лувр). Также в это время организовывал массовые народные празднества и создал Национальный музей в Лувре. В 1794 году после термидорианского переворота заключён в тюрьму за революционные взгляды. В ноябре 1796 года повторно женился на Шарлотте. В 1797 году стал свидетелем торжественного въезда в Париж Наполеона Бонапарта и с тех пор становится его пылким сторонником, а после прихода того к власти — придворным «первым художником». Давид обучался во Французской Академии. «Коронование. » характеризуется новой, более яркой цветовой гаммой (здесь присутствуют черные, белые, зеленые, красные и золотистые тона), в которой угадывается стремление живописца передать краски такими, какие они есть на самом деле и несоответствием между реалистическим портретом и театрально напыщенной и вялой композицией. У Тита Ливия Давид разыскал рассказ о том. Учился у исторического живописца Ж. М. Вьена в Королевской академии живописи и скульптуры в Париже (1766-1774 гг. ).
Если в картине «Убитый Лепелетье» художник скрыл некрасивость профиля героя, запрокинув его голову, то в новом произведении изображенного мог узнать любой. В это время пришла та женщина и ее пропустили к Марату. Первый удар Давид обрушил на Королевскую академию, которая преграждала дорогу всему новому, пригрев под своим крылом бездарных ничтожеств. Картина «Клятва в зале для игры в мяч» (1791 г. ) не была закончена мастером, так как большинство её героев — депутатов парламента — уже через год либо оказались в эмиграции, либо пали жертвами якобинского террора.
Это предстояло сделать его ученику Давиду, которого он впоследствии назвал своим «лучшим произведением». Давид стал его вождем. Своим долгом художник считает «прославление кистью революционных мучеников», посвятив этой теме полотна «Смерть Марата» (1793, Брюссель, Королевские музеи), «Смерть Жозефа Бара» (1793, Авиньон, Музей Кальве). Лаконичная надпись — Марату Давид. Именно там поэт опробовал многие элементы протофашистской символики – и римское приветствие, опробованное в «Кабирии», в том числе.
Картина перерастает рамки портрета, становясь героикореволюционным произведением. А вот портрет «Лавуазье с женой» (1788) написан несколько в иной манере. Так складывался новый стиль и Давид выступил в своих картинах этого периода истинным его глашатаем (Клятва Горациев). К числу лучших его работ этого периода относятся «Автопортрет с палитрой» (1794), портреты супругов Серизиа (1795). В революционные годы мастер продолжает усердно работать в портретном жанре, причем его моделями становятся не только патриоты и революционные деятели, но и люди простого звания.
После получения римской стипендии Prix de Rome (четырежды не мог победить из-за чего пытался совершить самоубийство путем голодания), в 1775 он отправился в Италию. Возвышенность замысла, сценическая торжественность образного строя, чеканная барельефность композиции, преобладание объемно-светотеневого начала над колористическим особенно ярко воплотились в картине Клятва Горациев (1784, Лувр, Париж), воспринятой обществом как призыв к революционной борьбе. После 9 термидора из-за контактов с окружением Робеспьера и участия в Комитете общественной безопасности, связанном с подписанием ордеров на арест, Давид был обвинен в поддержке «заговора Робеспьера» и заключен в тюрьму Люксембургского дворца из которой был освобожден в 1795 году с приходом к власти правительства директории. В это же время появилась еще одна картина Давида — портрет графа Потоцкого (1781), который был написан благодаря одному эпизоду из жизни мастера.
Нравилось все — -и сюжет и его художественное воплощение. Он напомнил Давиду коней Диоскуров с римского Капитолия. Республиканские народные идеи становятся смысловым центром полотна. Здесь все (красота линейных контуров изящество жестов, грациозность, элегантность и утонченность образов) нацелено на то, чтобы передать обаяние ученого и его жены.
Первые опыты работы 1780-х годов (Госпожа Пекуль и Господин Пекуль — парные портреты тещи и тестя художника, 1784, Париж, Лувр) продолжила большая серия портретов 1790-х годов. Портрет навсегда остался незаконченным. После того, как Наполеон Бонапарт объявил себя наследником революции, Давид становится его безоговорочным приверженцем, а в 1804 году получает титул «первого живописца Императора».
Работа в портрете всегда была значительной стороной творчества Давида. «И с глаз спала пелена», — скажет художник свою известную фразу по поводу увиденных им подлинников. Родился 30 августа 1748 года в Париже. Сохранился только фрагмент гравюры с центральной частью композиции. Благожелательный прием в Салоне встретило и полотно «Скорбь Андромахи у тела Гектора» (1783, Париж, Лувр).
Этот пламенный республиканец так же, как и сам Давид, голосовал за смерть Людовика XVI, а в канун казни короля был убит одним из фанатичных приверженцев монархии. Рим тех лет был своеобразной «Меккой», местом паломничества начинающих художников.
Впервые у Давида принципы классицизма намечаются в картине "Велизарий, просящий подаяние" (1781 г., Музей изящных искусств, Лилль), отличающейся строгостью композиции и четкостью ритмической структуры и находят своё полнейшее выражение в насыщенной мужественным драматизмом "Клятве Горациев" (1784 г., Лувр) – исторической картине, воспринятой общественностью как призыв к борьбе. Он прививает юноше любовь к классицизму и рококо и требует достижения «правды и величия» в произведениях. По возвращении на родину им была выставлена картина «Велизарий, просящий подаяние» (1781).
Накануне ему принесли письмо женщины, которая просила принять ее, чтобы рассказать о якобы готовящемся заговоре. Именно ему была поручена организация Национального музея в Лувре. В одном из докладов 1793 года (О Национальном жюри искусств) он сформулировал свое понимание назначения искусства, его общественно-воспитательной функции: Памятники искусства достигают своей цели не только тем, что очаровывают зрение, но и тем, что проникают в душу, производят на нее глубокое впечатление, подобное действительности. Удивительны были не только размеры картины – примерно два на три метра из-за чего он не мог поместиться в Салоне и публика ходила смотреть на него в мастерскую художника, – но и явление иного героя. Давид объявляет об открытии особой платной выставки.
Давид изобразил его сидящим у городских ворот Константинополя и просящим подаяние.
Давид решил писать картину в Риме и показ ее здесь вызвал подлинную сенсацию. Он мог показать колебания героев, акцентировать горе семьи. Светские дамы дружно надели медальоны с портретами любимых подруг, с изображениями могил своих близких, охотно проливали слезы и падали в обморок в загородных парках появились храмы Дружбы, беседки Добродетели, алтари Милосердия в живописи на смену напудренным куколкам-маркизам и игривым пастушкам пришли нравоучительные семейные сценки, где бедные девушки оплакивали умерших птичек, дети самозабвенно ухаживали за стариками-паралитиками, взаимная любовь увенчивалась браком. Людовик XVI стал вторым, за что и проголосовал избранный депутатом Конвента Давид.
В дальнейшем Давид продолжает работать с материалами античной истории. Отчаяние овладело молодым художником и он решил покончить с собой. В его честь художник создает конный портрет на фоне вымышленного пейзажа «Переход Бонапарта через перевал Сен-Бернар» (1801, Мальмезон, Национальный музей), большое историческое полотно «Коронование императора Наполеона I и императрицы Жозефины в соборе Парижского Богоматери 2 декабря 1806 года» (1805—1807, Париж, Лувр), портрет «Наполеон в своем рабочем кабинете» (1812, Вашингтон, Национальная галерея искусства), аллегорическую картину «Леонид при Фермопилах» (1814, Париж, Лувр), прославляющее походы «Великой армии».
Картины Убитый Лепелетье (1793, не сохранилась) и особенно Смерть Марата (1793, Музей современного искусства, Брюссель) с её трагическим звучанием, суровой жизненной правдой, простотой и лаконизмом композиции, аскетической сдержанностью цвета и скульптурной монументальностью форм стали памятниками героям революции, совмещая черты портрета и исторической картины. Давид выбрал исторический сюжет, навеянный романом известного в те годы литератора Жана Франсуа Мармонталя о печальной судьбе Велизария, полководца императора Юстиниана. Наконец еще один решил попытать счастья. С тех пор, говорила легенда, римляне и сабиняне объединились в единый народ. Бюрон) и в тот же день был крещён в церкви Сен-Жермен-лОсеруа.
Давид ежедневно получает латинские итальянские, французские стихи». Конечно, каждый находил в знаменитом романе и других творениях Жан Жака что-то свое. Тема имела созвучие и с трагедией П. Корнеля. На картине «Присяга войска императору после раздачи орлов 5 декабря 1804 года» некоторые из наполеоновских командующих вытягивают руку, подчеркивая одновременно религиозную и имперскую природу момента.
Мастерская превратилась в настоящий объект паломничества. Мать и сестры юношей полны сдержанной печали. Все, затаив дыхание, следили за поединком человека и коня. Огромное по размерам полотно так и не было завершено. Заплата на простыне и деревянный чурбан справа (необходимый для равно весия композиции) являются своеобразными символами скромного образа жизни героя. Депрессия следует за крайним возбуждением. С этого момента Давид стал признанным художником Французской революции.
Каждая эпоха имеет свой облик, неповторимый и нелегко замечаемый своими современниками. После прихода к власти Наполеона I Давид стал главным придворным живописцем. Классицистические представления о волевом и деятельном начале как сущностном ядре человеческой личности отразились в портретах Давида этого периода (Портрет доктора Альфонса Леруа, 1783, Музей Лувр, Париж). Воодушевлённый Великой французской революцией, Давид стремился к созданию исторической картины на современную тему (Клятва в зале для игры в мяч, 1791, не закончена).
Полотно «Коронование. Благодаря брату матери, Франсуа Бюрону, девятилетний Жак-Луи, позанимавшись с репетитором, поступил в Коллеж Четырёх Наций на курс риторики. С 1919 года дАннунцио поддерживает партию Муссолини.
Картина была показана на выставке. Словно в античных барельефах, все участники сцены расположены на первом плане. И Давид признается ему, а также Пейрону, Венсану, своим товарищам по Академии: «Я хочу, чтобы мои произведения имели античный характер до такой степени, что афинянин, будь он в состоянии вернуться в мир, принял бы их за творения греческого живописца»». Жак Луи Давид, французский художник.
Jacques-Louis David, в отличие от тех, кто уехал из страны от огня революции, остался, чтобы помочь разрушить старое правительство, он отдал свой голос за казнь короля Франции Людовика XVI (это было причиной развода с его женой, придерживающейся других взглядов). В момент принятия ванны Марат как раз читал письмо, в другой руке у него перо.
Я выступлю на следующий год и клянусь, что они принуждены будут присудить премию мне. ». После прихода к власти Наполеона I Давид стал главным придворным живописцем. При этих задачах колориту отводилась подчиненная роль. За время нахождения в тюрьме Давид успел написать уголок Люксембургского сада (1794), наполненный спокойствием и умиротворением и автопортрет (1794), оставшийся незаконченным, в котором царит абсолютно противоположное чувство.
Даже Папа Римский увидел детище французского художника. Только зияющая рана и струящаяся из нее кровь должны были взывать к эмоциям зрителей. Клятва Горациев на выставке 1785 года в Париже имела огромный успех.
Античный сюжет из новеллы Мармонтеля (1767) о прославленном древнеримском полководце из-за ложного обвинения обреченном на нищету и скитания, был популярен в эпоху раннего неоклассицизма. Темы уже первых картин Давида, «Клятва Горациев» (1784), «Смерть Сократа» (1787), отражали предреволюционные настроения в обществе и выражали зарождавшийся в то время культ гражданских добродетелей: преданности долгу и самопожертвования. Друэ, А. Л.
Луки и довольно скоро (в сентябре 1766 г. ) по совету Франсуа Буше поступил в Королевскую Академию, в мастерскую живописи, руководимую Жозефом Мари Вьеном (1716-1809). Конкурсная работа молодого художника на Римскую премию — «Бой Марса с Минервой», написанная в 1771 г., хотя и пришлась по нраву академическим кругам (она была исполнена в академической манере), полагающейся награды Давиду так и не принесла. В Портрете Франсуа Девьена — французского композитора и талантливого импро-визл тора-флейтиста — Давид сосредоточил свое внимание на внутренней одухотворенности образа, сумев выразить глубокое вдохновение музыканта. Еще в период школьного обучения (в колледже Четырех Наций) Жак Луи рисовал с увлечением не только в свободные часы, но и украдкой во время уроков.
В августе того же года вернулся во Францию. В конце концов император решил избавиться от слишком прославленного военначальника. Другие увидели в свежей искренней лирике Руссо лишь новую моду. Большинство из этих праздников готовилось непосредственно Давидом. Но в 1816 году был изгнан из страны как «цареубийца», несмотря на ходатайство министра полиции Эли Деказа.
Художник отказывается от всякой красивости и изящества, от деталей и подробностей. Совсем в ином плане написан конный портрет знаменитого полководца на привале Сен-Бернар. 1775—1780 годы Давид провел во Французской академии в Риме.
Он оказался необыкновенно плодовит, сделал множество портретов императора («Наполеон при переходе через Сен-Бернар», 1800 г. и др. ), его жены Жозефины, придворных («Мадам Рекамье», 1800 г. портреты четы Серизиа, 1795 г. ) и генералов, а также запечатлел торжественные события («Коронация», 1805—1807 гг). Давид вновь обратился к драматическим событиям античной истории, выделяя в них тему разрешения противоречий (Сабинянки, останавливающие сражение между римлянами и сабинянами, 1799, Лувр). За представленное полотно «Велизарий» (1781, Лилль, Музей изящных искусств) Давид был единогласно принят в члены Академии.
В ней причудливо сочетались циничная трезвость с романтической восторженностью. В 1794 году художник был заключен в тюрьму, а выйдя на свободу, написал картину «Похищение сабинянок» (1799), сюжет которой многими был воспринят как призыв к прекращению междуусобной войны. Давид поступает на обучение в Королевскую академию живописи и скульптуры (современный Лувр). Давид был активным деятелем революции, членом якобинского Конвента, организовывал массовые народные празднества, создал Национальный музей в Лувре под его руководством была упразднена консервативная Королевская академия живописи и скульптуры (членом которой Давид был с 1784 года).
Модный в то время греческий хитон изящно драпирует стройную фигуру, а прическа «a la grecqua» обрамляет красивое лицо с большими умными глазами. Встреча. Итог оказался печальным. После поражения Наполеона в битве при Ватерлоо в 1815 году бежал в Швейцарию.
К сожалению, она не сохранилась, но до настоящего времени дошла гравюра Тардье исполненная по этому рисунку. Приступ малодушия был побежден и Давид с упорством принялся за новую картину «Смерть Сенеки». За пять лет до Великой французской революции Давид написал картину, положившую начало новому стилю революционного классицизма, – Клятву Горациев (1784). Законченная к конкурсу 1773 г., она тоже не была отмечена наградой. Энгра и др.
С началом революционных событий Давид оформляет массовые празднества, занимается национализацией произведений искусства и превращением Лувра в национальный музей. Давид — один из самых крупных мастеров неоклассицизма и его искусство последовательно эволюционировало вместе со стилем, выражая эстетические идеалы раннего, зрелого и позднего неоклассицизма эпохи империи — ампира (1804—1814). Они хотели, чтобы их племянник получил архитектурное образование. Примерно в это же время Давидом было написано одно из самых значительных полотен эпохи — «Зеленщица» (1795).
Именно ему была поручена организация Национального музея в Лувре. По иронии судьбы художник, желая изучить лучшие образцы прошлого, попросил в Национальной библиотеке эстамп с великолепного, написанного Ван Дейком, портрета Карла I Английского – первого в истории короля, казненного по приговору революционного суда.
Вьена — основывалась на требовании достижения «правды и величия» на основе изучения античности, живописи Рафаэля и мастеров болонской школы, скульптуры Микеланджело. В портретах 1780-х – начала 1790-х годов, где подчёркивается социальная сущность моделей, воплотились классицистические представления об энергичном и волевом человеке ("Врач А. Леруа", 1783 г., Музей Фабр, Монпелье).
Уже в скором времени он предстал перед судом, отрекся от М. Робеспьера и был освобожден. Перо в руке Марата и стоящая рядом чернильница повествуют о его неутомимом труде до последнего мгновения жизни. Три брата, мысли которых лишены сомнений и противоречий, клянутся защитить родину. Давид стал одним из ведущих деятелей Великой французской революции.
Переехал в Брюссель, где прожил до конца жизни.
Картина «Клятва в зале для игры в мяч» (1791 г. ) не была закончена мастером, так как большинство её героев – депутатов парламента – уже через год либо оказались в эмиграции, либо пали жертвами якобинского террора. Священники с кафедры цитируют не Евангелие, а римского историка Тита Ливия. Крупнейший мастер просветительского классицизма и ампира, Давид выступил как один из величайших летописцев своей эпохи, пропагандист активного взаимодействия искусства с социальной действительностью. Это был художник больших идейных устремлений и ярких творческих завоеваний. Об этом полотне с восхищением отозвался строгий критик Дидро в Салоне 1781 года.
В горестном оцепенении склоняются в объятия друг другу сестры воинов. ) возрождается героический идеал античности. Давиду было заказано полотно на сюжет из Римской истории Роллена «Клятва Горациев» (1784, Париж, Лувр). Картина получила ряд похвальных отзывов, но не принесла Давиду желанной премии.
Город был взят и больше года дАннунцио фактически был самопровозглашенным диктатором непризнанной Республики Фиуме (его в римских традициях надо было называть консулом). Этой же цели служит созданный им контраст: пластическая красота и кровавая рана, а над телом — меч, символизирующий угрозу, нависшую над революцией. Викар, ставшие позднее прославленными мастерами. Немалую роль в этом отношении сыграло опубликование в 1764 г. работы немецкого искусствоведа И. И. Винкельмана «История искусства древности», в которой высшим идеалом художественного произведения провозглашалась «благородная простота и спокойное величие» античного искусства. Винкельмана.
Давид Жак Луи Картины и биография Жак Луи Давид Давид Жак Луи (David Jacques-Louis), французский художник. В соответствии с программой, составленной в 1776 году графом Анживийе, директором Управления королевских строений, предполагалось создание серии больших исторических полотен, «призванных оживить добродетели и патриотические чувства».