Свое художественное образование он начал у Вьенна, а в 1771 г. успешно участвовал в конкурсе на Римскую премию картиной «Битва Минервы с Марсом» (1771 Лувр). Священники с кафедры цитируют не Евангелие, а римского историка Тита Ливия. В светильнике, в изгибе спинки канапе было спокойное равновесие, неотрывное от человека. том IV настоящего издания).
Своей работой Давид не столько хотел запечатлеть убитого, сколько создать образ патриота своей родины и напомнить о той опасности, которой подвергается молодая республика. В последние годы существования империи, в то время, когда над Францией нависла угроза вторжения, мастер выставил картину «Леонид в Фермопилах» (1799–1814)., » состоящее из портретов известных исторических лиц (здесь изображены члены большой семьи Наполеона, Талейран, держащий мантию, Евгений Богарне — пасынок будущего императора, Папа Пий VII, благословляющий Наполеона и Жозефину) имело большой успех в луврском Салоне 1808 года. Хотя картина понравилась академическим кругам, награды, которая позволила бы поехать в Италию, Давид не получил ни в этом году, ни на следующих конкурсах. Выиграв Римскую премию, он работал в Риме с 1775 по 1780 год. В данной картине один смысловой и композиционный центр — это руки отца, сжимающего мечи и тянущиеся к ним руки братьев.
В момент принятия ванны Марат как раз читал письмо, в другой руке у него перо. Для произведений художника Жака Луи Давида 1780-х годов характерны публицистическая направленность, стремление выразить героические свободолюбивые идеалы предреволюционной эпохи через образы античной истории (Смерть Сократа, 1787, Метрополитен-музей Ликторы приносят Бруту тела его сыновей, 1789, Лувр, Париж). Когда верховная власть над Францией перешла в руки Наполеона, Давид стал привилегированным живописцем императора но, увековечивая на полотне славные события Консульства и Империи (Портрет Бонапарта на перевале Сен-Бернар, Коронация Наполеона, Раздача орлов и т. п. ), он не переставал интересоваться древней историей и написал, между прочим, Леонид и спартанцы у Фермопил — картину, оконченную в 1814 году и проданную в 1819 году вместе с Похищением сабинянок за 100000 франков (обе находятся в Музее Лувра).
Классицистические представления о волевом и деятельном начале как сущностном ядре человеческой личности отразились в портретах Давида этого периода (Портрет доктора Альфонса Леруа, 1783, Музей Лувр, Париж). Позже Давидом была написана картина, прославляющая этого героя революции. Большинство из этих праздников готовилось непосредственно Давидом. Один из современников писал: «Две недели назад Давид закончил свою картину. Наконец еще один решил попытать счастья. Легко понять, что и Давид в эпоху, когда назревали новые общественные идеалы, увлекался античностью и согласно этому вырабатывал принципы нового искусства, которые сказались уже в первой картине, показанной по возвращении из Италии, «Велизарий, узнанный солдатом, который служил под его командованием, в тот момент, когда женщина подает ему милостыню» (1781 Лилль, Дворец изящных искусств).
Давид ежедневно получает латинские итальянские, французские стихи». Когда ему было около девяти лет, его отца убили на дуэли.
Этого живописца называют «свидетелем эпохи», так как, отразив в своем искусстве различные этапы политической жизни Франции — времени «старого режима» (времени царствования Людовика XVI до 1789 года), революции, консульства империи, реставрации Бурбонов, — он был не только художником, но и известным общественным деятелем. За представленное полотно «Велизарий» (1781, Лилль, Музей изящных искусств) Давид был единогласно принят в члены Академии.
В своей картине Давид передал их добродетель их качества». Во время пребывания в Люксембургской тюрьме из ее окна он пишет поэтичный уголок Люксембургского сада (1794 Лувр). Оставшись в одном камзоле, юноша казался совсем хрупким рядом с огромным жеребцом. С ростом городов развивается строительство общественных зданий и жилых домов.
Там же была представлена картина «Скорбь Андромахи у тела Гектора», эскиз которой хранится в Государственном Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. В портретах этого времени Давида прежде всего интересовала социальная характеристика. Жака Луи после смерти погребли в Брюсселе. Конь был необыкновенно хорош – серый в яблоках, со спутанной длинной гривой. Достаточно того, что я очень несчастна, чтобы рассчитывать на Ваше расположение». В 1804 г. Наполеон Бонапарт стал императором и Давид получил звание «первого живописца императора».
Но нельзя также забывать и о том, что данное обстоятельство было присуще не всем его работам — некоторые портреты конца века были созданы в новой манере. Величествен общий ритм этого произведения. Бюрон) и в тот же день был крещён в церкви Сен-Жермен-лОсеруа. В этом отношении наиболее значительно его полотно под названием «Брут, первый консул, по возвращении домой после того, как осудил двух своих сыновей, которые присоединились к Тарквинию и были в заговоре против римской свободы ликторы приносят их тела для погребения» (1789). Выписанность деталей характеризует портреты археолога Александра Ленуара (1817) и актера Вольфа (1819—1823 оба в Лувре). В 1804 году он становится придворным художником императора Наполеона.
Винкельмана. Лаконизм выражения указывает на тягу к монументальности. Во многом такой эффект был достигнут благодаря лаконизму, обобщенности и большим планам.
Первое самостоятельное историческое полотно «Врач Эразистрат обнаруживает причины болезни Антиоха» (Париж, Школа изящных искусств) было написано в духе грациозной интерпретации античного сюжета Вьеном, с легким привкусом допустимой фривольности. В его честь художник создает конный портрет на фоне вымышленного пейзажа «Переход Бонапарта через перевал Сен-Бернар» (1801, Мальмезон, Национальный музей), большое историческое полотно «Коронование императора Наполеона I и императрицы Жозефины в соборе Парижского Богоматери 2 декабря 1806 года» (1805—1807, Париж, Лувр), портрет «Наполеон в своем рабочем кабинете» (1812, Вашингтон, Национальная галерея искусства), аллегорическую картину «Леонид при Фермопилах» (1814, Париж, Лувр), прославляющее походы «Великой армии». И хотя на картине приветствующий жест графа выглядит несколько театрально, это с лихвой компенсируется тем, как точно и детально Давид передает внешний облик героя: налицо нарочитая небрежность в одежде, спокойная уверенность в своей силе и т. д. Все это говорит о том, что начинающему живописцу вовсе не чужда передача реальной действительности в живой конкретности.
т. IV настоящего издания). Композиция картины с сидящей у смертного ложа супруга Андромахой повторяет сцену, воспроизведенную в античном рельефе «Смерть Мелеагра», который часто копировали мастера неоклассицизма. От холста будто идет звон тяжелого и грозного оружия. «Зеленщица» Давида принадлежит к наиболее ярким и значительным работам художника периода революции. Во взгляде Давида можно прочесть растерянность и беспокойство.
«Истинный патриот, — говорит Давид, — должен со всем старанием пользоваться всеми средствами для просвещения своих соотечественников и постоянно показывать им проявления высокого героизма и добродетели». Он смело подчеркнул пластичность тела, выдвинутого на передний план, на фоне темной стены, которая занимает больше места, чем само изображение и превратил куски материи в монументальные складки, как бы изваянные из мрамора. Модели изображены то словно уподобленными античной статуе («Госпожа де Веркинак», 1799, Лувр), то в свободной непроизвольной позе, отдыхающими на пленэре («Портрет госпожи Серезиа «— сестра жены Давида «Портрет Пьера Серезиа», оба — 1795, все — Париж, Лувр). В Риме на протяжении пяти лет (1775–1780) Давид изучал античное искусство, а также творчество мастеров эпохи Возрождения (Рафаэля и художников болонской школы) и барокко.
Вьена, синтезировавшего в своем творчестве два стиля: классицизм и рококо. Он создает образы людей, довольных своей жизнью и богатством, которое они охотно выставляют напоказ.
Тревожные настроения вполне понятны у художника, который пережил крах своих идеалов. С 1766 по 1774 год учился в Королевской академии живописи и скульптуры у исторического живописца Жозефа-Мари Вьена, в 1775–1780 изучал античное искусство в Риме. В целом капитализм с его промышленной технической революцией и огромным подъемом экономики, науки представлял собой новую, более высокую, чем феодализм, ступень развития общества, его производительных сил, его материальной и духовной культуры.
И лицо женщины, царившее на холсте, причудливо сочетало в себе живость парижанки с правильностью черт статуи. В нем присуствует естественное очарование. Достаточно, если его изображение соответствует его гению. Вьена — основывалась на требовании достижения «правды и величия» на основе изучения античности, живописи Рафаэля и мастеров болонской школы, скульптуры Микеланджело.
Друэ, А. Л. Примерно в это время было создано одно из выдающихся произведений, эпохи —«Зеленщица» (Лион, Музей). А вот портрет «Лавуазье с женой» (1788) написан несколько в иной манере. У Тита Ливия Давид разыскал рассказ о том.
Каждое лицо передано с большой экспрессией, психологичностью. Давид начинает работать над произведением, запечатлевающим событие, которое произошло 20 июня 1789 г., когда в Зале для игры в мяч депутаты давали клятву «Ни под каким видом не расходиться и собираться всюду, где потребуют обстоятельства, до тех пор, пока не будет выработана и установлена на прочных основах конституция королевства». В горестном оцепенении склоняются в объятия друг другу сестры воинов. Эти портреты по большей части безыменные.
На картине изображена женщина из народа, по-прежнему верная идеям революции. В Салоне 1789 г., открытие которого состоялось в атмосфере революционного напряжения (на выставке охрану несли сами художники и ученики, одетые в национальные мундиры), внимание всех приковывает картина Давида, выставленная под названием «Брут, первый консул, по возвращении домой после того, как осудил своих двух сыновей, которые присоединились к Тарквинию и были в заговоре против римской свободы ликторы приносят их тела для погребения» (1789 Лувр). А. В. Щусева, Научно-исследовательскому музею Академии художеств СССР и персонально — Э- Н. Ацаркиной, Е. Б. Георгиевской, А. Л. Кагановичу, B. И. Касияну, И. Коталику (Чехословакия), С. Козакевичу (Польша), У. Кухирту (ГДР), И. М. Левиной, К. М. Малицкой, Г. Опреску (Румынии), Г. Погань (Венгрия), Ф. С. Рогинской.
Гражданская доблесть одних вырисовывается на фоне переживаний других. Общественная жизнь того периода была отражена Давидом в композиции «Клятва в зале для игры в мяч» (1789), которая, несмотря на огромный собранный материал, так и осталась незаконченной по той причине, что стремительное развитие революционных событий смело со сцены многих лиц, без которых она не могла считаться законченной. Скорее всего, к его услугам прибегала госпожа Давид, чей первый сын родился в 1783 году. Поводом к написанию портрета послужил жизненный эпизод. После 9 термидора из-за контактов с окружением Робеспьера и участия в Комитете общественной безопасности, связанном с подписанием ордеров на арест, Давид был обвинен в поддержке «заговора Робеспьера» и заключен в тюрьму Люксембургского дворца из которой был освобожден в 1795 году с приходом к власти правительства директории.
Обнаженные руки, шея и ступни маленьких ног были совершенны, как у богини. Славу Давиду принесла картина «Клятва Горациев» (1784 г. ) изображающая трёх братьев-близнецов, которые, по преданию, победили в поединке с тремя братьями-близнецами Куриациями в споре о могуществе Рима. Картина вызвала огромный успех. Модный в то время греческий хитон изящно драпирует стройную фигуру, а прическа «a la grecqua» обрамляет красивое лицо с большими умными глазами. Картина до нас не дошла.
Картина была показана на выставке. «Портрет Лавуазье» Давида, который был не только химиком и физиком, а также активным членом Якобинского движения, была запрещена властями к показу. Первые опыты работы 1780-х годов (Госпожа Пекуль и Господин Пекуль — парные портреты тещи и тестя художника, 1784, Париж, Лувр) продолжила большая серия портретов 1790-х годов. Для периода Революции был очень характерен интерес к зданиям утилитарного назначения. А. С. Пушкина) (В дальнейшем ссылка на этот музей дается сокращенно – ГМИИ. ). Все чаще и чаще Давид изображает людей на гладком фоне, который не отвлекает внимания на посторонние, не столь существенные моменты.
Несколько в другой манере написан портрет «Лавуазье с женой» (1788 Нью-Йорк, Институт Рокфеллера). После реставрации Бурбонов Давид окончил свои дни в ссылке в Брюсселе.
«Коронование. » характеризуется новой, более яркой цветовой гаммой (здесь присутствуют черные, белые, зеленые, красные и золотистые тона), в которой угадывается стремление живописца передать краски такими, какие они есть на самом деле и несоответствием между реалистическим портретом и театрально напыщенной и вялой композицией. Понятие «добродетель» воплощено здесь в живых конкретных образах. Модный в то время греческий хитон изящно драпирует стройную фигуру, прическа «a la grecqua» обрамляет красивое лицо с большими умными глазами. Викар, ставшие позднее прославленными мастерами. В 1797 году стал свидетелем торжественного въезда в Париж Наполеона Бонапарта и с тех пор становится его пылким сторонником, а после прихода того к власти — придворным «первым художником». Давид — один из самых крупных мастеров неоклассицизма и его искусство последовательно эволюционировало вместе со стилем, выражая эстетические идеалы раннего, зрелого и позднего неоклассицизма эпохи империи — ампира (1804—1814).
Уже в скором времени он предстал перед судом, отрекся от М. Робеспьера и был освобожден. Бонапарт на вздыбленном коне дан как бы в застывшем движении. Давид изобразил Марата так, как он представлял его в момент смерти.
«Весь Рим» собрался, чтобы посмотреть «Клятву Горациев», которую посчитали величайшей данью уважения Вечному Городу. Жироде, Ж. Б. Если в картине «Убитый Лепелетье» Давид запрокинул голову изображенного, что скрыло от зрителя характерность некрасивого профиля, то в скорбном лице Марата каждый мог узнать черты «друга народа». После чего мать, оставив ребёнка в Париже на попечении брата, уехала в Эврё. За время нахождения в тюрьме Давид успел написать уголок Люксембургского сада (1794), наполненный спокойствием и умиротворением и автопортрет (1794), оставшийся незаконченным, в котором царит абсолютно противоположное чувство.
Возвышенность замысла, сценическая торжественность образного строя, чеканная барельефность композиции, преобладание объемно-светотеневого начала над колористическим особенно ярко воплотились в картине Клятва Горациев (1784, Лувр, Париж), воспринятой обществом как призыв к революционной борьбе. В ней причудливо сочетались циничная трезвость с романтической восторженностью. Давид в Неаполе был свидетелем, как Потоцкий усмирил необъезженного коня.
Последние десять лет жизни основоположник классицизма провёл в изгнании. Можно сказать, что это был своеобразный шаг назад. «И с глаз спала пелена», — скажет художник свою известную фразу по поводу увиденных им подлинников. Республиканские народные идеи становятся смысловым центром полотна. Мастерская превратилась в настоящий объект паломничества.
Своей жизненностью и драматической выразительностью отличается незаконченный портрет Бонапарта, начатый в 1897 году (Лувр). Видно, что Леруа позирует художнику, его взгляд сосредоточен и направлен прямо на зрителя. «Героический» стиль полотна с изображением застывших в клятве единения фигур трех братьев Горациев на фоне дорической колоннады вызвал много подражаний у мастеров неоклассицизма в эпоху предреволюционных настроений во Франции. 1775—1780 годы Давид провел во Французской академии в Риме.
Давид создаёт картины, посвящённые переходу Наполеона через Альпы, его коронации, а также ряд композиций и портретов приближённых к Наполеону лиц. Жак-Луи Давид родился в парижской состоятельной семье. В эту группу работ входит и «Портрет Альфонса Леруа», который был показан на академической выставке, Салоне 1783 года.
Развевающийся, от порыва ветра занавес вносит напряженный динамизм, несвойственный более ранним произведениям Давида. Он был членом Конвента, другом Робеспьера, голосовал за казнь короля. Она настороженно и внимательно за кем-то наблюдает, а с губ может вот-вот сорваться гневное слово протеста. Против этого нового искусства возражал Давид. Однако важно отметить, что в этом же Салоне было выставлено другое произведение Давида — портрет графа Потоцкого (1781 Варшава, Национальный музей).
Все, затаив дыхание, следили за поединком человека и коня. В картине «Коронование императора и императрицы» Давид стремился передать коронацию так, как она происходила в действительности, с возможно большей объективностью. На картине изображена немолодая женщина, парижская торговка зеленью. Италия раскрыла Давиду глаза на античный мир, увлечение которым было в духе того времени. 1795.
Он как бы показал этими произведениями сложность и противоречивость того времени. Думаете ли вы, что великие люди в древности позировали для своих изображений. Позировать, однако, Бонапарт отказывается: «Зачем вам модель. В. И. Ленина, Государственной библиотеке иностранной литературы, Научно-исследовательскому музею архитектуры им. Модели изображены то словно уподобленными античной статуе (Госпожа де Веркинак, 1799, Лувр), то в свободной непроизвольной позе, отдыхающими на пленэре (Портрет госпожи Серезиа — сестра жены Давида Портрет Пьера Серезиа, оба — 1795, все — Париж, Лувр). Наполеон выразил желание, чтобы в произведении искусства было прежде всего отражено восхваление империи и тогда Давид по его заказам написал две крупные композиции: «Коронование императора и императрицы» (1806–1807) и «Присяга армии Наполеону после раздачи орлов на Марсовом поле в декабре 1804 г» (1810). Тема имела созвучие и с трагедией П. Корнеля.
Современный Давиду критик писал: «. И все же, когда рисунок с общей композицией (Лувр) был выставлен в Салоне 1791 г., художник делает надпись, что не претендует на портретное сходство. В 1784 г. в Риме Давид написал свое знаменитое полотно «Клятва Горациев».
Итог оказался печальным. Глаза Андромахи, красные от слез, смотрят в глаза зрителю. За картину «Велизарий» (ее можно посмотреть внизу статьи) художник был принят в Академию. Он прививает юноше любовь к классицизму и рококо и требует достижения «правды и величия» в произведениях. Давид решил писать картину в Риме и показ ее здесь вызвал подлинную сенсацию.
В начале 90-х гг. Давид берёт уроки рисунка в Академии Святого Луки, в 1764 году родственники представляют его Франсуа Буше в надежде, что тот возьмёт Жака-Луи себе в ученики. Давид изобразил Марата в реальной домашней обстановке (в момент покушения Марат работал, как обычно, сидя в лечебной ванне).
Если в картине «Убитый Лепелетье» художник скрыл некрасивость профиля героя, запрокинув его голову, то в новом произведении изображенного мог узнать любой. Свет, падающий с одной стороны, усиливает выразительность одухотворенного лица. В этом произведении не осталось и следа от манерности его ранней «Битвы Минервы с Марсом», здесь царит простота, строгость, скульптурность в трактовке форм, уравновешенная статичная композиция. Если в «Клятве Горациев» представлены идеализированные, несколько абстрагированные образы, то в вышеназванных портретах он, наоборот, утверждает материальную сторону мира без какой бы то ни было идеализации. С тех пор, говорила легенда, римляне и сабиняне объединились в единый народ. Выразительно сурово-скорбное лицо женщины.
Об этом полотне с восхищением отозвался строгий критик Дидро в Салоне 1781 года. В этой картине могли слиться воедино обе отмеченные выше тенденции Давида. В этой работе нет ни заранее заданной идеи, ни обычной для Давида завершенности картины.
В 1780-е годы ведущее место в творчестве Давида занимала историческая картина. Однажды Давид с приятелем наблюдали свиту короля, отправившуюся на охоту. Он напомнил Давиду коней Диоскуров с римского Капитолия. В юном возрасте поступил в Академию художеств, где с 1766 по 1774 г. учился у Ж. -М. Его дядя (известный архитектор) и мать хотели видеть его архитектором, но Жак-Луи хотел быть художником. Совсем в ином плане написан конный портрет знаменитого полководца на привале Сен-Бернар. французский архитектор Ланфан разрабатывает план Вашингтона.
После того, как Наполеон Бонапарт объявил себя наследником революции, Давид становится его безоговорочным приверженцем, а в 1804 году получает титул «первого живописца Императора». Альфонс Леруа был известным парижским акушером.
Его личность играла здесь не последнюю роль: кипучий темперамент, эмоциональность, неуемный энтузиазм, стремление к независимости – все это было обращено против существовавшего режима, а также против Королевской академии живописи и скульптуры, члены которой не одобряли его работ и республиканских позиций (она была упразднена по инициативе художника). Кого интересует, сохранено ли сходство в бюстах Александра. В соответствии с программой, составленной в 1776 году графом Анживийе, директором Управления королевских строений, предполагалось создание серии больших исторических полотен, «призванных оживить добродетели и патриотические чувства». Три брата, мысли которых лишены сомнений и противоречий, клянутся защитить родину.
Здесь все (красота линейных контуров изящество жестов, грациозность, элегантность и утонченность образов) нацелено на то, чтобы передать обаяние ученого и его жены. Так складывался новый стиль и Давид выступил в своих картинах этого периода истинным его глашатаем (Клятва Горациев). К числу лучших его работ этого периода относятся «Автопортрет с палитрой» (1794), портреты супругов Серизиа (1795). Это произведение кардинально отличается от ранней работы художника, причем отличие заключено в простоте и строгости, скульптурности в трактовке форм, композиционной уравновешенности.
Педагогическая система его учителя — известного исторического живописца Ж. М. Его настольными книгами становятся иллюстрированные сборники — источники вдохновения мастеров неоклассицизма и история античного искусства И. Й. Образ молодого человека из семьи Грейндль (1816 Брюссель, собрание г-жи Лёр де Ронже) с напряженным и тревожным взглядом во многом уже близок к портрету двадцатилетнего Делакруа, написанному Жерико (Руан, Музей).
Большой общественный резонанс вызвало его полотно «Клятва в Зале для игры в мяч» (1789, Версаль, Национальный музей рисунок пером — Лувр), оставшееся незавершенным. В Парижском Салоне «Клятву Горациев» публика приняла с восторгом, не уступавшим тому, что был в Риме. Примерно в это же время Давидом было написано одно из самых значительных полотен эпохи — «Зеленщица» (1795).
Основной принцип планировки города — это прямые улицы, которые вливаются на площадь. Давид хотел показать революционный порыв народа. Веселые восклицания, смех, оживленные голоса раздались с лужайки, расположенной поодаль. После разгрома наполеоновских армий и реставрации на французском королевском троне династии Бурбонов французский художник как бывший член конвента и «цареубийца» подвергся изгнанию из Франции.
Тонкое наблюдение индивидуальных качеств модели всегда сочетается с глубоким психологическим обобщением, придавая каждому образу яркую жизненность. Искусство эпохи капитализма есть искусство последнего, завершающего Этапа истории классового эксплуататорского общества. В том же 1795 г. он задумывает картину «Сабинянки останавливают битву между римлянами и сабинянами» (картина была выполнена в 1799 г. Лувр), которой он хотел показать возможность примирения партий, стоящих на различных политических платформах. В этом портрете (Париж, Национальная библиотека) напряженной целеустремленности очень своеобразного и живого лица художник дал почувствовать революционный пафос эпохи. Даже Папа Римский увидел детище французского художника.
Своим долгом художник считает «прославление кистью революционных мучеников», посвятив этой теме полотна «Смерть Марата» (1793, Брюссель, Королевские музеи), «Смерть Жозефа Бара» (1793, Авиньон, Музей Кальве). В этих портретах художник стремится приоткрыть внутренний мир изображенных юношей. В этой работе художник намеревался показать возможность примирения враждующих партий.
Несколько картин революционного содержания было выставлено в Салоне 1793 г. Так, Пурселли выставил картину «Торжество санкюлотов на развалинах Бастилии», Бальзак—«Гора и болото», Дефон—«Осада Тюильри храбрыми санкюлотами», Дюплесси-Берто—«Взятие Бастилии» (последняя картина находится в Музее Версаля). Наполеон требует в искусстве восхваления империи и Давид по его заказам пишет две большие композиции «Коронование императора и императрицы» (1806—1807 Лувр) и «Присяга армии Наполеону после раздачи орлов на Марсовом поле в декабре 1804 г» (1810 Версаль, Музей). Создается впечатление, что группа скорее изваяна, чем написана. Та внутренняя выразительность, мощная энергия, которая слышится в «Скорбном марше» Госсека, ощутима и в картине «Смерть Марата». Постепенно к концу 19 — началу 20 в. критика капитализма начинает вестись в искусстве (особенно в русском) уже не только и не столько с позиций буржуазной или крестьянской демократии, как это было раньше, а с позиций зарождающегося и крепнущего мировоззрения революционного пролетариата.
После поражения Наполеона в битве при Ватерлоо в 1815 году бежал в Швейцарию. Это четкое гендерное разделение было характерно для социальной доктрины того времени. Спокойствие разлито по всему пейзажу наоборот, в автопортрете (1794 Лувр), написанном тоже в тюрьме и так и оставшемся незаконченным, царит совсем другое настроение. Они с настороженным недоверием относятся к окружающему. Это его дядя архитектор Ж. Демезон (1784), тесть и теща – смотритель королевских строений Шарль-Пьер Пекуль и госпожа Пекуль (1784). Благожелательный прием в Салоне встретило и полотно «Скорбь Андромахи у тела Гектора» (1783, Париж, Лувр).
За помощь в работе при подготовке настоящей книги — консультации, рецензии, предоставление иллюстративного материала — авторский коллектив приносит благодарность Государственному Эрмитажу, Государственному музею изобразительных искусств им. Давид настоял на своем и обратился за помощью к Франсуа Буше известному художнику, приверженцу стиля рококо. В 1793 г. Давид откликается на трагическое событие своей эпохи. Они стремились захватить власть, чтобы восстановить монархию. Энергия таится в твердо сомкнутых губах, в напряженых мускулах лица. Среди материала к «Клятве. » были десятки портретных рисунков, характеризующихся достоверностью и правдивостью, среди которых, например, рисунок головы Лепелетье де Сен-Фаржо, убитого монархистами. По возвращении на родину им была выставлена картина «Велизарий, просящий подаяние» (1781).
В юном возрасте поступил в Академию художеств, где с 1766 по 1774 г. учился у Ж. -М. Революционные события дали непосредственный толчок дальнейшему развитию творчества Давида. С этого времени в мастерской Давида начинает складываться то классическое направление в искусстве, которое позднее будет названо ампиром (что означает «стиль империи»).
Он породил эксплуатируемый класс нового типа, формально «свободный», а на деле — полностью «освобожденный» от какой-либо собственности на орудия труда — пролетариат. Фон создают три полуциркульные арки, опорой для которых служат колонны. Во всем Давид остался верен принципам классицизма. Каждая эпоха имеет свой облик, неповторимый и нелегко замечаемый своими современниками.
Событие современной национальной истории впервые стало сюжетом исторического полотна «большого стиля». По сути, этот образ можно рассматривать и как образ самой революции, недаром между синим фартуком и белой повязкой ярко пламенеет красная косынка (три цвета революционного знамени). Он пишет старика, на лице которого запечатлена скептическая улыбка (Антверпен, Музей), а создавая галлерею портретов молодых людей, Давид будто ищет образ молодого человека, чье сознание формировалось в годы Империи или в первые годы Реставрации — в страшные годы для прогрессивной молодежи, когда попирались права, завоеванные революцией и был развенчан Наполеон как герой и защитник демократических идеалов. Что касается портрета «Бонапарт на привале Сен-Бернар», то до него живописцем в 1897 г. был начат другой портрет, отличающийся большей жизненностью и драматической выразительностью (портрет остался незаконченным). Крупнейшим мастером и организатором художественной жизни того времени был Жак Луи Давид (1748—1825), тесно связавший свое творчество с Великой французской буржуазной революцией. Античный сюжет из новеллы Мармонтеля (1767) о прославленном древнеримском полководце из-за ложного обвинения обреченном на нищету и скитания, был популярен в эпоху раннего неоклассицизма. Первые опыты работы 1780-х годов («Госпожа Пекуль» и «Господин Пекуль» — парные портреты тещи и тестя художника, 1784, Париж, Лувр) продолжила большая серия портретов 1790-х годов.
Идеи революции вдохновили живописца на создание знаменитого произведения «Клятва Горациев» (1785) из истории республиканского Рима. Вьена, синтезировавшего в своем творчестве два стиля: классицизм и рококо. В 1814 г. Давид заканчивает картину «Леонид при Фермопилах» (Лувр), начатую еще в 1800 г. В ней он еще хотел выразить большую идею, как он сам об этом говорил, — «любовь к отечеству», но на деле получалась холодная академическая композиция.
спокойные позы женщин, обрисованные плавным ясным контуром. На портретах изображено то, что художник наблюдает в действительности. Вместе с тем картина сохраняет ощущение наброска, как бы выполненного с натуры (портрет должен был войти в большую, так и не написанную композицию). В 1795 г. Давид задумал полотно «Сабинянки останавливают битву между римлянами и сабинянами» (реализация данного замысла произошла только в 1799 г. ).
Давид Жак Луи Картины и биография Жак Луи Давид Давид Жак Луи (David Jacques-Louis), французский художник. Но главное, что взволновало зрителей – ощущение необходимости и благородства подвига. Марат был болен, вот таким образом лежал в ванне, накрытый простыней, принимая лечение от простуды. Данный поступок можно рассматривать как призыв художника к защите отечества. Стиль искусства Давида в этой картине уже достаточно четко выявился.
В августе того же года вернулся во Францию. Недаром художник между синим цветом фартука и белой повязкой вводит красный цвет косынки (три цвета революционного знамени). Сохранилась лишь гравюра Тардье исполненная по рисунку Давида. Именно для 19 в. характерно утверждение реалистического искусства, непосредственно отображающего основные социальные противоречия эпохи, обращающегося к изображению конкретных проявлений этих противоречий.
Работа в портрете всегда была значительной стороной творчества Давида. Работая над полотном, Давид создал много рисунков и эскизов, которые являются образцами его высокого мастерства портретиста. Педагогическая система последнего, проведшего несколько лет в Италии и увлечённого античностью, была основана на изучении античного искусства, произведений Рафаэля, братьев Карраччи, Микеланджело, требовании достижения в живописи «правды» и «величия». Давид вынужден отправиться в эмиграцию, где наряду с маловыразительными композиционными произведениями, как, например, «Марс, обезоруживаемый Венерой» (1824 Брюссель, Королевский музей изобразительного искусства) он создает ряд портретов, написанных в разной манере. Оба портрета выполнены в светлой гамме, что усиливает их изысканность. Но Юстиниан не доверял Велизарию и боялся его.
«Ликторы приносят Бруту тела его сыновей» – также была запрещена. Давид считал, что для достижения идейной. Гражданская доблесть одних оттенена личными переживаниями других.
В портретах Давида мы всегда можем угадать отношение художника к модели иногда оно выражено в идеализации образа, что очень ярко сказалось в таких произведениях, как «Бонапарт на перевале Сен-Бернар» (1800 Версаль, Музей) или портрет г-жи Рекамье (1800 Лувр). В портрете Сери-зиа (1795 Лувр) и его жены (там же) художник изобразил людей, живущих легко и бездумно. Давид поступает на обучение в Королевскую академию живописи и скульптуры (современный Лувр). В дальнейшем Давид продолжает работать с материалами античной истории. В картине «Смерть Марата» (1793 Брюссель, Музей) Давид по-иному подошел к изображению убитого, хотя задача оставалась та же — воздействовать на чувства зрителя, дать ему урок патриотизма. В это же время появилась еще одна картина Давида — портрет графа Потоцкого (1781), который был написан благодаря одному эпизоду из жизни мастера.
Величественный образ Марата, убитого Ш. Корде, создан на основе рисунка пером (Версаль, Национальный музей), сделанного с головы мертвого героя революции. Сабиняне решили отомстить, собрали войско и двинулись на Рим. Родился 30 августа 1748 года в Париже.
Одновременно с автопортретом Давид создает другие образы. Работая над «Леонидом при Фермопилах», он писал: «Я не хочу ни проникнутого страстью движения, ни страстной экспрессии. » Однако в портретное искусство Давида новые тенденции проникали все настойчивее.
Переехал в Брюссель, где прожил до конца жизни. Наступают годы реакции, в 1814 г. к власти приходят Бурбоны. Полотно «Коронование. По сути, этот образ можно рассматривать и как образ самой революции, недаром между синим фартуком и белой повязкой ярко пламенеет красная косынка (три цвета революционного знамени). Конкурсная работа молодого художника на Римскую премию — «Бой Марса с Минервой», написанная в 1771 г., хотя и пришлась по нраву академическим кругам (она была исполнена в академической манере), полагающейся награды Давиду так и не принесла.
Jacques-Louis David, в отличие от тех, кто уехал из страны от огня революции, остался, чтобы помочь разрушить старое правительство, он отдал свой голос за казнь короля Франции Людовика XVI (это было причиной развода с его женой, придерживающейся других взглядов). Так следует писать великих людей». В «Короновании» Давид дает новое цветовое решение в противоположность обычной скупости своей цветовой гаммы. Давид изобразил его сидящим у городских ворот Константинополя и просящим подаяние. Конкурсная работа молодого художника на Римскую премию — «Бой Марса с Минервой», написанная в 1771 г., хотя и пришлась по нраву академическим кругам (она была исполнена в академической манере), полагающейся награды Давиду так и не принесла. В конце концов император решил избавиться от слишком прославленного военначальника.
Но в 1816 году был изгнан из страны как «цареубийца», несмотря на ходатайство министра полиции Эли Деказа. В это время пришла та женщина и ее пропустили к Марату. Так, одна из наиболее знаменитых его картин, «Клятва Горациев» (1784), сюжет которой был взят из трагедии Корнеля, посвященной трем молодым римлянам, готовым расстаться с жизнью во исполнение долга, воспринимается как революционный призыв. Давиду было заказано полотно на сюжет из Римской истории Роллена «Клятва Горациев» (1784, Париж, Лувр). Эта картина с ее призывом к борьбе, к свершению гражданского подвига — одно из ярких проявлений революционного классицизма со всеми его стилистическими особенностями (стремление к простоте, лаконизму, прямолинейному воплощению идеи), что сказалось как в композиционном решении, в скульптурной трактовке форм, в монохромности колористической гаммы, так и в схематичной обрисовке образов. Леруа изображен сидящим за письменным столом в модной домашней одежде. Однако, вскоре он создает портреты людей, связанных с ним родственными узами.
На картине изображена женщина из народа, по-прежнему верная идеям революции. Работа в портрете всегда была значительной стороной творчества Давида. Полотно представляет собой огромный холст.