«сабинянки, останавливающие битву между римлянами и сабинянами» (фр. Les Sabines)— картина французского художника Жака Луи Давида. «сабинянки, останавливающие сражение между римлянами и сабинянами»2 (фр. Les Sabines— «Сабинянки»)— картина французского художника Жака Луи Давида.
(фр. Они явились со своими жёнами и детьми. Жак-Луи Давид был преданным сторонником революции, другом Робеспьера и членом Якобинского клуба.
Следующим государственным заказом Давида стала картина «Ликторы приносят Бруту тела его сыновей» (1789 г. ). Отныне все знали его как живописца, «чей гений предвосхитил революцию». «Примирение сабинян и римлян». Когда ему было около девяти лет, его отца убили на дуэли. Более того, в картине заключалась другая мысль, причем проведенная очень настойчиво. Давида привлекло совсем другое.
Он объявил этим племенам, что вскоре в Риме будут происходить празднества. Предстоящее зрелище привлекло массу людей. Луций Юний Брут — легендарный основатель республиканского строя в Риме, возглавивший восстание римлян против царя Тарквиния Гордого (VI в. до н. э. ), — приговорил к смерти двоих сыновей за участие в монархическом заговоре. Некоторые полагают, что Давид именно в этот период создал свои лучшие работы в классическом стиле.
В 1781 г. Давид был принят в число членов Королевской академии и получил право участвовать в её выставках — луврских Салонах.
По его словам, он хотел «изобразить античные нравы с такой точностью, чтобы греки и римляне, доведись им увидеть мою работу, не сочли бы меня чуждым своим обычаям». Двое Горациев погибли в бою. Тогда Ромул решил прибегнуть к хитрости. К 1791 г. Давид написал эскиз картины «Клятва в Зале для игры в мяч» и приготовил для неё огромный холст размером пять с половиной на девять с половиной метров. Вот таким образом на современном этапе изучения творчества Давида нет достаточно веских оснований исключать «Зеленщицу» из списка работ художника.
Когда же мальчик воскликнул: Да здравствует республика. Однако за два года он успел выполнить в красках только головы некоторых депутатов и был вынужден отказаться от работы: многих участников клятвы в ходе дальнейших событий революции объявили «врагами народа» и они эмигрировали или были казнены. Начатая художником картина Жозеф Барра осталась в эскизе.
Между сабинянами и римлянами завязалась ожесточённая борьба. Брут безмолвно сидит в густой тени колоннады. Характер лиц и пропорции фигур отличаются строгостью и благородством. Его личность играла здесь не последнюю роль: кипучий темперамент, эмоциональность, неуемный энтузиазм, стремление к независимости – все это было обращено против существовавшего режима, а также против Королевской академии живописи и скульптуры, члены которой не одобряли его работ и республиканских позиций (она была упразднена по инициативе художника).
В этом полотне почти повторена композиция «Клятвы Горациев», но все акценты смещены. Плавные очертания женской группы противопоставлены чеканным линиям фигур воинов.
Эта задача увлекала его и раньше, но теперь он считал ее кардинальной. Если в предшествующих работах Давида, начиная с «Велизария» здесь о картине, всегда очень скупо даются детали и строго осмысляется значение каждой фигуры, то в «Сабинянках», наоборот, появляются отдельные персонажи, которые не несут специальной смысловой нагрузки и нужны художнику в основном для заполнения пространства и симметрии композиции, а также для создания нового комплекса линий и форм, ласкающих взор своей красотой и высоким мастерством исполнения. Уничтожив все репродукции, юная аристократка добралась до оригинала.
Нагота и хрупкость совсем еще детского тела усиливают представление о беззащитности маленького героя, сумевшего противопоставить жестокости врага только свою внутреннюю стойкость. Педагогическая система последнего, проведшего несколько лет в Италии и увлечённого античностью, была основана на изучении античного искусства, произведений Рафаэля, братьев Карраччи, Микеланджело, требовании достижения в живописи «правды» и «величия». Но после возвращения Бурбонов художнику пришлось уехать в Брюссель. Давид вместе с учениками работал над картиной «Сабинянки, останавливающие битву между римлянами и сабинянами». Картина была показана на выставке.
Художники, создающие произведения в стиле ампир, черпали свое вдохновение в элементах античного орнамента, но они (в отличие от классицизма) ориентировались в основном на греческую, а не римскую античность. Это сыграло свою положительную роль в судьбе художника. К торжествам делались роскошные приготовления. Давид был преданным сторонником революции, другом Робеспьера и членом Якобинского клуба. Окончив эту картину, Давид, вопреки всем традициям, добился разрешения оставить ее в своей мастерской для обозрения публики, взимая плату за вход. Этот рассказ дал материал для множества картин эпохи барокко.
После разгрома наполеоновских армий и реставрации на французском королевском троне династии Бурбонов Давид как бывший член конвента и «цареубийца» подвергся изгнанию из Франции. Для архитектуры ампира характерны монументальность, геометрическая правильность объемов и целостность (триумфальные арки, колонны, дворцы). На втором плане — трёхпролётная аркада в каждую из арок вписана одна или несколько фигур. «Брут» был выставлен в Салоне 1789 г. вскоре после штурма Бастилии. Ещё в 1776 г. была разработана правительственная программа, которая поощряла создание больших картин, «призванных оживлять добродетели и патриотические чувства».
В 1784 г. в Риме Давид написал свое знаменитое полотно «Клятва Горациев». Оскорблённые сабиняне удалились с праздника, поклявшись отомстить вероломным римлянам. Он заявил, что его главная и едва ли не единственная задача «воспроизвести античные нравы с такой точностью, чтобы грекам и римлянам созданное им произведение не показалось чуждым».
В центре картины женщины в «Горациях» они безмолвствуют, в «Бруте» же бурно оплакивают казнённых сыновей и братьев. «Портрет Лавуазье» Давида, который был не только химиком и физиком, а также активным членом Якобинского движения, была запрещена властями к показу. В юном возрасте Жак-Луи Давид проходил обучение у представителя художественной культуры рококо Франсуа Буше.
ход Бонапарта через перевал Сен-Бернар» (1800 г. ) художник изобразил своего нового героя возвращающимся из победоносного похода в Италию. Их остановило, говорит Плутарх, поразительное, неописуемое зрелище. Если верить Плутарху, то именно эти события породили обычай переносить новобрачную через порог дома мужа на руках.
Бюрон) и в тот же день был крещён в церкви Сен-Жермен-лОсеруа. Забавным и трагичным фактом является то, что дочь аристократа Лепелетье, будучи ярой роялисткой, скупила все репродукции «Лепелетье де Сен-Фаржо на смертном одре» и уничтожила их., его убили. Республиканские народные идеи становятся смысловым центром полотна. Особенно много пришло из соседнего племени — сабинян.
Давид поступает на обучение в Королевскую академию живописи и скульптуры (современный Лувр).
Но позже армия сабинян атаковала город и частично захватила его. Так неожиданно установился мир между враждующими сторонами. Его дядя (известный архитектор) и мать хотели видеть его архитектором, но Жак-Луи хотел быть художником. Действительно, два парных портрета супругов Серезиа исполненных в том же 1795 г., по своей солнечной жизнерадостности и изысканной элегантности рисунка и красочной гаммы чрезвычайно далеки от колючей суровости «Зеленщицы».
«Ликторы приносят Бруту тела его сыновей» – также была запрещена. В 80 годы XVIII века во Франции центральными были свободолюбивые идеалы и идеи. В грандиозной картине «Коронование Наполеона I и императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 г» (1807 г. ) Давид создал очередной миф — блеск алтаря и великолепие одежд придворных действуют на зрителя не хуже, чем убогая мебель и старые простыни Марата. В 1795—1799 гг.
Рассмотрим с этой точки зрения восприятие картины зрителем. Это четкое гендерное разделение было характерно для социальной доктрины того времени. Его личность играла здесь не последнюю роль: кипучий темперамент, эмоциональность, неуемный энтузиазм, стремление к независимости – все это было обращено против существовавшего режима, а также против Королевской академии живописи и скульптуры, члены которой не одобряли его работ и республиканских позиций (она была упразднена по инициативе художника). Во время войны римлян с городом Альба-Лонга (VII в. до н. э. ) они одолели в бою трёх лучших воинов противника (тоже братьев — Курпациев), что принесло римлянам почти бескровную победу. Этот сюжет был не нов в живописи.
Успех «Сабинянок» был значителен, однако не столь единодушен, как в свою пору успех «Клятвы Горациев». Дело не только в том, что сама идея умиротворения воспринималась в конце 90-х гг. Причиной такого поступка стал тот факт, что Давид подал решающий голос за казнь короля. Они стремились захватить власть, чтобы восстановить монархию. Художнику предстояло запечатлеть событие, послужившее причиной её начала. После чего мать, оставив ребёнка в Париже на попечении брата, уехала в Эврё.
Провозглашённый в 1804 г. императором Наполеон назначил Давида «первым живописцем». Для работы над картиной «Клятва Горациев» (1784 г. ) Давид уехал в Рим. Сабинянки смирились со своей судьбой. Давид, в отличие от тех, кто уехал из страны от огня революции, остался, чтобы помочь разрушить старое правительство, он отдал свой голос за казнь короля Франции Людовика XVI (это было причиной развода с его женой, придерживающейся других взглядов). И когда Давид вернулся на родину, он сразу оказался во главе течения, которое ставило своей целью выразить все эти идеалы в героической ипостаси, соединив их с «вольностями» рококо.
Давид сообщает им несколько иной ритм движения, чем у главных фигур картины, он противопоставляет нежное строение их еще детских форм мужественности сражающихся воинов, а главное они (особенно мальчик справа) приобретают значение какой-то автономности в картине, заключая в себе дополнительный элемент эстетического воздействия на зрителя (эта фигура легко мыслится изолированной и несет в себе черты абсолютно самостоятельного художественного образа). По этому знаку римские юноши бросились в толпу гостей. Отовсюду разом появились похищенные дочери сабинян и с криком, сквозь гущу вооруженных воинов, по трупам, словно вдохновляемые божеством, ринулись к своим мужьям и отцам.
Тем не менее художник вновь избрал сюжет, созвучный современности: сказание о женщинах, прекративших войну между римлянами (их мужьями) и сабинянами (их отцами и братьями), звучало в тогдашней Франции как призыв к гражданскому миру. Каждый из римлян схватил на руки девушку-сабинянку и унёс её в свой дом. Однако огромная, перегруженная фигурами картина вызвала у зрителей лишь насмешки.
Декор был нередко перегружен арабесками, пальметтами, фантастическими мотивами из этрусского искусства и военной атрибутикой римского происхождения (доспехами, щитами, мечами, венками, геральдическими орлами и т. п. ). Jacques-Louis David, в отличие от тех, кто уехал из страны от огня революции, остался, чтобы помочь разрушить старое правительство, он отдал свой голос за казнь короля Франции Людовика XVI (это было причиной развода с его женой, придерживающейся других взглядов).