Жак Луи Давид (фр. Jacques-Louis David 30 августа 1748, Париж— 29 декабря 1825, Брюссель)— французский художник, основоположник французского неоклассицизма. После поражения Наполеона при Ватерлоо, в 1815 году, Жак-Луи Давид оставляет Францию и обосновывается в Брюсселе, где он прожил последние десять лет своей жизни. Жак-луи Давид с учениками создал также две огромных размеров картины иллюстрирующие начало эпохи империи. В этой небольшой статье «Жак-Луи Давид: краткая биография, картины и видео» — о жизни французского живописца, крупного представителя французского неоклассицизма в живописи.
Жак-луи Давид родился в семье богатого парижского буржуа. Жак-луи Давид (фр. Jacques-Louis David 30 августа 1748, Париж — 29 декабря 1825, Брюссель) — французский живописец и педагог, крупный представитель французского неоклассицизма в живописи. В 1766 году Жак-Луи Давид поступил в Академию, в класс Вьена, который был приверженцем античного искусства.
Жак Луи Давид был организатором этой церемонии и ее хореографии. На заднем плане Жак Луи Давид, картины которого отражают ценности эпохи Просвещения, поместил три арки, соответствующие группам фигур братьев, женщин и отца, подающему оружие сыновьям. Жак-луи Давид учился с огромным желанием.
Не смотря на всю критику, что обрушилась на творчество Жак-Луи Давида после его смерти, его вклад в развитие изобразительного искусства 18 века бесценен. Жак-луи Давид (фр. Jacques-Louis David 30 августа 1748, Париж — 29 декабря 1825, Брюссель) — французский живописец и педагог, крупный представитель французского Неоклассицизма в живописи. В 1789 г. Жак-Луи Давид пишет картину «Клятва на поле для игры в мяч» (сохранился лишь эскиз этой картины) – символ национального единства против старого режима – это было попыткой запечатлеть исторический момент в истории будущей республики. В то время как в 1789 г. началась Французская революция, Национальная Ассамблея рвалась к власти, а Бастилия пала, Жак-Луи Давид создает картину «Ликторы приносят Бруту тела его сыновей».
После провозглашения Империи в 1804 г. Жак-Луи Давид стал официальным придворным живописцем.
Первые опыты работы 1780-х годов («Госпожа Пекуль» и «Господин Пекуль» — парные портреты тещи и тестя художника, 1784, Париж, Лувр) продолжила большая серия портретов 1790-х годов. И уже около 1780 года уверенно возглавил «большой стиль», объединив политику и искусство: «Свидетель своей эпохи, Давид запечатлел ее в своих произведениях, привнеся в ее отображение упорядоченность, определенный стиль.
Их страсти подчинены воле и разуму. Родился 30 августа 1748 года в Париже. В Спарте Телемах узнал от Менелая о предсказании Протея относительно возвращения Одиссея.
В эти годы он написал цикл картин о «муче никах Революции» («Смерть Марата», 1793). После того, как Наполеон Бонапарт объявил себя наследником революции, Давид становится его безоговорочным приверженцем, а в 1804 году получает титул «первого живописца Императора». музей) можно судить об эволюции эстетических взглядов Давида. В основном художник использует галантные сюжеты из мифологии и античной литературы («Амур и Психея», 1817, Кливленд, музей: «Телемах и Эвриал», 1818, Малибу, музей Гетти «Марс, обезоруженный Венерой и грации», Брюссель, Кор.
Воодушевленный событиями Великой французской революции, Давид стремился к созданию исторической картины на современную тему (Клятва в зале для игры в мяч, 1791, картина не закончена, центральная часть в Национальном музее Версаля и Трианонов). Для произведений художника Жака Луи Давида 1780-х годов характерны публицистическая направленность, стремление выразить героические свободолюбивые идеалы предреволюционной эпохи через образы античной истории (Смерть Сократа, 1787, Метрополитен-музей Ликторы приносят Бруту тела его сыновей, 1789, Лувр, Париж). Давид решил писать картину в Риме и показ ее здесь вызвал подлинную сенсацию.
В 1792-94 Давид был членом Конвента. Славу Давиду принесла картина «Клятва Горациев» (1784 г. ) изображающая трёх братьев-близнецов, которые, по преданию, победили в поединке с тремя братьями-близнецами Куриациями в споре о могуществе Рима. Картина вызвала огромный успех. В 1813 он возвращается к работе над картиной «Леонид при Фермопилах» (Париж, Лувр, начата в 1802, но оставлена из-за императорских заказов), в марте 1815 вернувшийся с острова Эльба Наполеон увидел уже законченную картину. Модели изображены то словно уподобленными античной статуе («Госпожа де Веркинак», 1799, Лувр), то в свободной непроизвольной позе, отдыхающими на пленэре («Портрет госпожи Серезиа «— сестра жены Давида «Портрет Пьера Серезиа», оба — 1795, все — Париж, Лувр). «Клятва Горациев» ярче всего воплощает принципы революционного классицизма. Но в 1816 году был изгнан из страны как «цареубийца», несмотря на ходатайство министра полиции Эли Деказа. Другие увидели в свежей искренней лирике Руссо только новую моду.
Карлсбергская гал., «Графиня Дарю», 1820, Нью-Йорк, собрание Фрик). Родился 30 августа 1748 года в Париже. Давид не стал оправдываться и изъясняться. Искренность, наблюдательность и уверенная манера, характеризующие «Портрет графа Потоцкого» (1780, Варшава, Нац.
Величественный образ Марата, убитого Ш. Корде, создан на основе рисунка пером (Версаль, Национальный музей), сделанного с головы мертвого героя революции. Впервые в искусстве образ недавнего политического события обретает подобную масштабность однако картина осталась незаконченной, о её замысле можно судить по рисунку пером (Лувр) и крупному фрагменту (Национальный музей Версаля и Трианонов). Когда верховная власть над Францией перешла в руки Наполеона, Давид стал привилегированным живописцем императора но, увековечивая на полотне славные события Консульства и Империи (Портрет Бонапарта на перевале Сен-Бернар, Коронация Наполеона, Раздача орлов и т. п. ), Давид не переставал интересоваться древней историей и написал, между прочим, Леонид и спартанцы у Фермопил — картину, оконченную в 1814 году и проданную в 1819 году вместе с Похищением сабинянок за 100000 франков (обе находятся в Музее Лувра). Эвхарида (греч. В «Любителе эстампов» художником дан образ поглощенного страстью к искусству героя.
Педагогическая система его учителя — известного исторического живописца Ж. М. Канапе, скамеечка, светильник были специально изготовлены и уже потом перенесены в картину. В ней изображены Сафо и ее возлюбленный Фаон. прямолинейное и своенравное, единое и многоликое, его техника рисунка и композиции, его сила зрительного восприятия оказали огромное влияние на всех художников.
Брут, Люций Юний (Brutus) – сын Марка Юния и дочери Тарквиния Древнего. Эта картина также известна под названиями «Телемах и Эвхарида» и «Прощание Телемаха и Эвхариды». Старик папа – воплощение истинного римлянина – благославляет сыновей на битву, протягивая им оружие, к которому они в стремительном порыве простирают руки. Один из современников писал: «Две недели назад Давид закончил свою картину.
Мастерская превратилась в настоящий объект паломничества. Но Юстиниан не доверял Велизарию и боялся его. Его отец Морис Давид был убит на дуэли, когда мальчику минуло 9 лет. Воодушевлённый Великой французской революцией, Давид стремился к созданию исторической картины на современную тему (Клятва в зале для игры в мяч, 1791, не закончена). Сенека был человек разносторонне образованный, мыслитель если не самостоятельный, то блестящий и необыкновенно остроумный.
Жака Луи после смерти погребли в Брюсселе. Об этом полотне с восхищением отозвался строгий критик Дидро в Салоне 1781 года. Очень молодой, тонкий, быстрый в движениях, он легкими шагами вышел на лужайку и сбросил кафтан.
Он запечатлел его черты в блистательном эскизе «Наполеон Бонапарт – первый консул» (ок. Республиканские народные идеи становятся смысловым центром полотна. Здесь он создал ряд островыразительных портретов (Э. В момент принятия ванны Марат как раз читал письмо, в другой руке у него перо. Друэ, А. Л. Классицистические представления о волевом и деятельном начале как сущностном ядре человеческой личности отразились в портретах Давида этого периода (Портрет доктора Альфонса Леруа, 1783, Музей Лувр, Париж).
Давид взял эту легенду за основу, что ощущается даже в деталях (гора изображенная в глубине картины, вероятно, содержит намек на самоубийство Сафо). Законченная к конкурсу 1773 г., она тоже не была отмечена наградой. Своим долгом художник считает «прославление кистью революционных мучеников», посвятив этой теме полотна «Смерть Марата» (1793, Брюссель, Королевские музеи), «Смерть Жозефа Бара» (1793, Авиньон, Музей Кальве). Бюрон) и в тот же день был крещён в церкви Сен-Жермен-лОсеруа.
После чего мать, оставив ребёнка в Париже на попечении брата, уехала в Эврё. Между тем, возобновилась война с персами. В 1794, после Термидорианского переворота, Давид был арестован и несколько месяцев провёл в тюрьме, однако в период Директории и империи Наполеона I вновь занял ведущее положение в художественной жизни Франции, с 1804 стал «первым художником» императора. Первое самостоятельное историческое полотно «Врач Эразистрат обнаруживает причины болезни Антиоха» (Париж, Школа изящных искусств) было написано в духе грациозной интерпретации античного сюжета Вьеном, с легким привкусом допустимой фривольности. С глубиной и трогательной нежностью показывает он жизнь трудящихся большого города. В Парижском Салоне «Клятву Горациев» публика приняла с восторгом, не уступавшим тому, что был в Риме.
Он явился создателем и вождем классицизма — господствующего течения во французском искусстве конца XVIII — начала XIX в. Жак Луи родился 30 августа 1748 г. в старинном доме около Нового моста в Париже. Амур, протягивающий Сафо лиру, символизирует любвь как источник творческого вдохновения. Так складывался новый стиль и Давид выступил в своих картинах этого периода истинным его глашатаем (Клятва Горациев). Один из главных творцов стиля ампир, Давид создаёт получившие широчайшую известность живописные символы эпохи: проникнутая героико-романтичным порывом композиция «Бонапарт на Сен-Бернарском перевале» (1800, Национальный музей Версаля и Трианонов), гигантский холст «Коронование императора Наполеона I и императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года» (1805-07, Лувр) – торжественное многофигурное действо, сияющее праздничным, золотистым колоритом аллегорическое полотно «Леонид при Фермопилах» (1800-14, там же), ряд портретов («Автопортрет с палитрой», 1794 парные изображения супругов Серизиа, 1795 все – Лувр «Наполеон в своём рабочем кабинете», 1812, Национальная галерея искусства, Вашингтон и др. ). Проявил себя и как высокоодарённый педагог (из его мастерской вышли А. Ж. Гро, Ф. Жерар, Ж. О. Давид Энгр, П. П. Прюдон, П. Ж. Давид дАнже). Давид поступает на обучение в Королевскую академию живописи и скульптуры (современный Лувр).
Это первые строки I-й оды Сафо. Это произведение наглядно демонстрирует разрыв с традицией Буше (которому Давид приходится родственником по линии матери) и даже с принципами Вьена реализм фигур первого плана и выразительность их лиц предвещают поиски Гро в его картине «Чумные в Яффе». Появляющийся в этот момент Фаон нежно касается рукой ее лица. Оставшись в одном камзоле, юноша казался совсем хрупким рядом с огромным жеребцом. «И с глаз спала пелена», — скажет художник свою известную фразу по поводу увиденных им подлинников.
Увековечивая память одного из главных героев революции, Давид пишет картину «Смерть Марата» (1793, Королевский музей изящных искусств, Брюссель) полотно поражает своей суровой простотой, напоминая надгробный памятник, высеченный из камня.
Несмотря на благорасположение к нему императора Наполеона Бонапарта и на получаемые от него милости, Жак Луи Давид оставался в душе республиканцем. Непосредственность, тёплая задушевность порой сменяются атмосферой холодной элегантности, достигающей апогея в образе мадам Ж. А. Рекамье (1800, там же). В 1784 г. в Риме Давид написал свое знаменитое полотно «Клятва Горациев». Эти картины отличает особая простота и, в то же время, монументальность. Лувр), «Мадам Трюден» (ок.
Действительно, конкурс 1774 г. принес долгожданную победу. Вьена — основывалась на требовании достижения «правды и величия» на основе изучения античности, живописи Рафаэля и мастеров болонской школы, скульптуры Микеланджело. Сын Селевка и согдианской княгини Апамы, Антиох I Сотер (т. Три брата, мысли которых лишены сомнений и противоречий, клянутся защитить родину. Благожелательный прием в Салоне встретило и полотно «Скорбь Андромахи у тела Гектора» (1783, Париж, Лувр). А художественная существование Франции с тех пор пошла по новому руслу, в трагической борьбе проложенному Жаком Луи Давидом. Марат был болен, вот таким образом лежал в ванне, накрытый простыней, принимая лечение от простуды.
Велизарий был лишен чинов и богатств, а затем по приказу жестокого и недоверчивого монарха ослеплен. После путешествия в Северную Африку Делакруа по многочисленным наброскам и зарисовкам с натуры исполнил ряд картин, отмеченных не только романтической красочностью и интересом к восточной экзотике, но и воссозданием своеобразия национального быта, нравов и характеров (Алжирские женщины, 1833–1834, Лувр Арабские комедианты, 1848, Музей изящных искусств, Тур Львиная охота в Марокко, 1854, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Сначала художник был избран депутатом Конвента, а затем стал членом Якобинского клуба и главным распорядителем революционных празднеств и церемоний – его деятельность разворачивалась во всех направлениях.
В 1797 году стал свидетелем торжественного въезда в Париж Наполеона Бонапарта и с тех пор становится его пылким сторонником, а после прихода того к власти — придворным «первым художником». Рок, просящий Марию об исцелении больных чумой» (1780, Марсель, Музей изящных искусств). Священники с кафедры цитируют не Евангелие, а римского историка Тита Ливия. ВИКТОР ЖАН НИКОЛЬВид на Новый мост из Лувра (Париж, Музей Карнавале) Париж, каким его можно было увидеть из мастерской Давида в Лувре, — это кусочек Сены и Нового моста. Портрет навечно остался незаконченным. Это была славная эпоха, но она не имела будущего.
Некоторые официальные портреты того времени представляют собой одни из самых замечательных произведений художника («Граф Франсуа Нантский», 1815, Париж, музей Жакмар-Андре, «Наполеон», 1812, Вашингтон, Нац. Свидетель неоднократных революционных выступлений народа, Домье вслед за Делакруа создает пламенный образ восставшей Франции в картине «Семья на баррикаде» (1848—1849, Прага, Национальная галерея), пронизанной пафосом революционного порыва, стремительной динамикой ритма. Винкельмана. Давид, автопортрет (1794)В 1771 он представляет на соискание Римской премии картину «Бой Марса и Миневры» (Париж, Лувр) и получает вторую премию. В горестном оцепенении склоняются в объятия друг другу сестры воинов.
Французский художник, представитель неоклассицизма. Делакруа нередко черпал мотивы в произведениях Уильяма Шекспира, Иоганна Вольфганга Гёте, Джорджа Байрона, Вальтера Скотта, обращался к событиям Великой французской революции, другим эпизодам национальной истории (Битва при Пуатье, 1830, Музей Лувр, Париж). Это предстояло сделать его ученику Давиду, которого он впоследствии назвал своим «лучшим произведением».
Его портреты, как репрезентативно-парадные, так и камерные (парные – четы Пекуль, 1784, Лувр «Химик А. Лавуазье с супругой», 1788, Метрополитен-музей), соединяют в себе рокайльное и классицистическое начала, они проникнуты чутким вниманием к внутренней жизни души. Но Жак Луи с юных лет отличался твердостью характера и определенностью своих желаний. В 1794 году художник был заключен в тюрьму, а выйдя на свободу, написал картину «Похищение сабинянок» (1799), сюжет которой многими был воспринят как призыв к прекращению междуусобной войны. Итог оказался печальным. Он изображает трудящихся в обычной для них обстановке, на улицах и набережных города, во время работы, переездов или кратких часов отдыха: «Прачка» (Париж, Лувр), «Вагон 3-го класса» (Оттава, Национальная галерея), «Любитель эстампов» (1857 —1860, Париж, Пти Пале).
Его дядя (известный архитектор) и мать хотели видеть его архитектором, но Жак-Луи хотел быть художником. В этом смысле, творчество Давила, «своеобразное сочетание реализма с идеализмом» (Делакруа), по-прежнему остается неразрешимой загадкой. Полотно представляет собой огромный холст. В 1784 Давид получает от графа дАнживилле заказ на картину. Он получил заказ на картину Клятва в Зале для игры в мяч (не осуществлена эскиз 1791, Лувр), Убитый Лепелетье (1793, не сохранилась) и Смерть Марата (1793, Брюссель).
Будущее Жака-Луи определили её родственники: брат Мари-Женевьев, Франсуа Бюрон, как и её шуринуточнить, Жак-Франсуа Демезон, были архитекторами, также семья была связана родством с художником Франсуа Буше. От холста будто идет звон тяжелого и грозного оружия. Этого живописца называют «свидетелем эпохи», так как, отразив в своем искусстве различные этапы политической жизни Франции — времени «старого режима» (времени царствования Людовика XVI до 1789 года), революции, консульства империи, реставрации Бурбонов, — он был не только художником, но и известным общественным деятелем. Через них распределялись заказы революционного правительства, присуждались премии, организовывались празднества и торжественные церемонии, в оформлении которых участвовало море архитекторов, живописцев, скульпторов, граверов, мастеров декоративного искусства.
В 1791 он приступил к работе над огромным полотном «Клятва в зале для игры в мяч», где предполагал увековечить историческое собрание Генеральных штатов 20. 6. 1789, открывшее путь к окончательному свержению монархии. За представленное полотно «Велизарий» (1781, Лилль, Музей изящных искусств) Давид был единогласно принят в члены Академии. По мнению некоторых историков, он был родом славянин и звался Величар. 1793, Брюссель, Кор. Их фигуры выявлены плотным силуэтом на фоне ярко освещенной набережной Сены.
Произведения Давида 80-х гг. Отношение к нему было самое разное – от восхищения до неприятия: в кругу близких ему художников он был провозглашен «реформатором французской живописи», а Делакруа говорят о нем как о «родоначальнике всей новой школы живописи и скульптуры» в то же время художника обвиняли в приверженности худшим традициям академизма.
гал., «Мадам Давид», 1813, там же). зрелость стиля, которые он продемонстрировал в картине «Велизарий, просящий подаяние» (Лилль, Музей изящных искусств), представленной в Салоне 1781. Победы, одержанные персидским царем Хозроем, заставили Юстиниана послать Велизария в Азию, где полководец, действуя с неизменной удачей, победоносно закончил и эту войну. После получения римской стипендии Prix de Rome (четырежды не мог победить из-за чего пытался совершить самоубийство путем голодания), в 1775 он отправился в Италию. В качестве особой привилегии Давид получает квартиру в Лувре и в его мастерской начинают работать ученики Ж. Ж.
Большой общественный резонанс вызвало его полотно «Клятва в Зале для игры в мяч» (1789, Версаль, Национальный музей рисунок пером — Лувр), оставшееся незавершенным. ДАВИД (David) Жак Луи (30. 8. 1748, Париж – 29. 12. 1825, Брюссель), французский художник.
Сабиняне решили отомстить, собрали войско и двинулись на Рим. Композиция картины с сидящей у смертного ложа супруга Андромахой повторяет сцену, воспроизведенную в античном рельефе «Смерть Мелеагра», который часто копировали мастера неоклассицизма. В 1780 художник возвращается во Францию. Это было все же каким-то шагом вперед: искусство открывало для себя 039маленького039 человека, пыталось опоэтизировать его быт, сыскать нового героя, которым становится, в конце концов, агент третьего сословия, трудолюбивый буржуа, творец национального богатства.
Картина «Клятва Горациев» (1784, Лувр), написанная на тему трагедии П. Корнеля, воспринимается как революционный призыв политические настроения и чаяния, воплощённые в античном антураже, произвели чрезвычайно сильное впечатление на современников. Последние десять лет жизни основоположник классицизма провёл в изгнании. После чего мать, оставив ребёнка в Париже на попечении брата, уехала в Эврё., » состоящее из портретов известных исторических лиц (здесь изображены члены большой семьи Наполеона, Талейран, держащий мантию, Евгений Богарне — пасынок будущего императора, Папа Пий VII, благословляющий Наполеона и Жозефину) имело большой успех в луврском Салоне 1808 года. Нью-Йорк, музей Метрополитен), «Маркиза д0рвилье» (1790, Париж. Из четырех задуманных композиций завершены были лишь две: «Коронование Жозефины» (1805-1810, Париж, Лувр) и «Раздача знамен» (1810, Версаль, музей) две другие сохранились лишь в рисунках: «Вступление на престол» и «Прибытие в ратушу» (Париж, Лувр и Лилль, Музей изящных искусств).
Вот таким образом было бы несправедливо рассматривать Давида лишь как большого мастера подражания. Сильные, концентрированные лучи как бы выхватывают и озаряют главных действующих лиц. Я выступлю на следующий год и клянусь, что они принуждены будут присудить премию мне. ». Столь же высокой оценки заслуживает и повторение картины «Коронование» (1821, Версаль, музей дворца), сделанное Давидом вместе со своим учеником и помошником, Жоржем Руже. Когда ему было около девяти лет, его отца убили на дуэли. Картина выставлена для всеобщего обозрения и поток людей идущих на неё взглянуть, не иссякает.
Тогда он послал в Рим послов, которые должны были потребовать его частное имущество. Напротив, его художественные способности открыли новый путь передачи мысли в живописи. В этот же период утверждается и выдающийся талант Давида-портретиста. Сафо оставляет игру на лире, поддерживаемой Амуром.
На конкурсе 1772 г. Давид опять безуспешно выступил с картиной «Дети Ниобеи, пронзаемые стрелами Дианы и Аполлона» на сюжет, заимствованный из «Метаморфоз» Овидия. а также два года спустя при вступлении в парижскую Академию в картине «Андромаха у тела Гектора» (Париж, Лувр). Немалую роль в этом отношении сыграло опубликование в 1764 г. работы немецкого искусствоведа И. И. Винкельмана «История искусства древности», в которой высшим идеалом художественного произведения провозглашалась «благородная простота и спокойное величие» античного искусства. 039) возрождается героический идеал античности. Давид — один из самых крупных мастеров неоклассицизма и его искусство последовательно эволюционировало вместе со стилем, выражая эстетические идеалы раннего, зрелого и позднего неоклассицизма эпохи империи — ампира (1804—1814).
Была во французской культуре второй половины XVIII века ещё одна важная специфика. После прихода к власти Наполеона I Давид стал главным придворным живописцем.
«Смерть философа Сократа». Собственно, аллегорическое полотно «Леонид I при Фермопилах» должно было прославлять походы Великой наполеоновской армии. «Портрет Лавуазье» Давида, который был не только химиком и физиком, а также активным членом Якобинского движения, была запрещена властями к показу. Вернувшись домой, Телемах встретил своего отца у свинопаса Евмея в образе нищего Одиссей открылся ему и Телемах помогал ему при убийстве женихов Пенелопы, а затем сопровождал его к старцу Лаэрту. Ему было поручено запечатлеть основные сцены церемонии коронации.
В декабре 1804 Давид был провозглашен «первым художником» Императора. Все громче звучали речи о великих деяниях, патриотизме, борьбе с тиранами. По-видимому, Давиду были известны не только отдельные строки Сафо, но и так называемое письмо Сафо, адресованное Фаону и сочиненное Овидием («Героиды»). В этом непрерывном взаимодействии натуры и стиля и выявляется гений Давида». Глаза Андромахи, красные от слез, смотрят в глаза зрителю.
Давид Жак Луи французский художник. гал. ). От этого периода сохранились и многочисленные портреты, строгость и искренность которых ставит имя художника в один ряд с именами лучших французских портретистов от Фуке до Сезанна («Господин и госпожа Монже», 1812, Париж, Лувр, «Граф де Тюрен», Копенгаген, Нац. Считая античность «важнейшей школой современных мастеров», Давид исследовал природу с редкой наблюдательностью, какая и сегодня встречается очень редко. Но лишь много позже художник заслужит настоящую похвалу, столь страстно желаемую. Конечно, любой находил в знаменитом романе и других творениях Жан Жака что-то родное. После 9 термидора из-за контактов с окружением Робеспьера и участия в Комитете общественной безопасности, связанном с подписанием ордеров на арест, Давид был обвинен в поддержке «заговора Робеспьера» и заключен в тюрьму Люксембургского дворца из которой был освобожден в 1795 году с приходом к власти правительства директории.
Давид ежедневно получает латинские итальянские, французские стихи». После чего мать, оставив ребёнка в Париже на попечении брата, уехала в Эврё. Выразительности образного решения способствует динамичный, широкий, свободный мазок кисти художника. Синяя туника Телемаха ниспадает, обнажая его юношески мускулистый торс. Другие же, в свою очередь, приходят к мнению, что искусство Давида является лишь сугубо политическим и социальным и, в общем-то, на деле художник практически не создал ничего выдающегося, третьи же занимают нейтральную позицию, отмечая, что его творчеству присуще и первое и второе.
Викар, ставшие позднее прославленными мастерами. Конвент, часто заседавший днем и ночью, решая жизненно важные проблемы, покорно выслушивал взволнованные речи Давида о небрежной реставрации полотен Корреджо и Пуссена, утверждал по его представлению состав национального художественного жюри и размеры премий за самые разные работы вплоть до пейзажей и декоративных цветочных композиций. Рим тех лет был своеобразной «Меккой», местом паломничества начинающих художников. Ледяной свет заливает комнату, где стоит погребальное ложе Гектора, блестит на бронзовом высоком канделябре и угасает в глубине, где траурные драпировки безмолвно напоминают о смерти. Темы уже первых картин Давида, «Клятва Горациев» (1784), «Смерть Сократа» (1787), отражали предреволюционные настроения в обществе и выражали зарождавшийся в то время культ гражданских добродетелей: преданности долгу и самопожертвования.
У Тита Ливия Давид разыскал рассказ о том. Он напомнил Давиду коней Диоскуров с римского Капитолия. Вообще как преподаватель Вьен немало способствовал укреплению очень важного для следующего этапа развития искусства представления о том, что приближение к античному идеалу должно стать целью каждого художника. Давид стал одним из ведущих деятелей Великой французской революции.
Посреди комнаты «два больших кресла из цельного дерева, украшенных позолоченной бронзой, выполненные самым лучшим краснодеревщиком времени, Жакобом, в подражание античности. По выходе из тюрьмы Давид снова отдался всецело живописи и написал в 1795-1799 годах одну из лучших своих картин, Похищение сабинянок (более верное название этой картины — Сабинянки, останавливающие битву между сабинянами и римлянами).
Художник постоянно использует свет для усиления эмоциональной насыщенности произведения. Педагогическая система последнего, проведшего несколько лет в Италии и увлечённого античностью, была основана на изучении античного искусства, произведений Рафаэля, братьев Карраччи, Микеланджело, требовании достижения в живописи «правды» и «величия». Герои Давида свободны от противоречий и сомнений. В ранних работах Давида ощутимо влияние рокайльной манеры Ф. Буше, прихотливо-неустойчивой, динамичной ритмики его чувственных образов («Бой Марса и Минервы», 1771, Лувр, Париж). Во французском романе «Путешествие Телемаха» (1699), основанном на гомеровской истории Одиссеи, автор Фенелон, описывает как Телемах, сын Одиссея, неистово полюбил прелестную нимфу Эвхариду.
1790-1791, там же), «Мадам де Пасторе» (Чикаго, Художественный институт) и «Господин и госпожа Серизиа» (1795, Париж, Лувр). Жак-Луи Давид родился в парижской состоятельной семье. Давид берёт уроки рисунка в Академии Святого Луки, в 1764 году родственники представляют его Франсуа Буше в надежде, что тот возьмёт Жака-Луи себе в ученики.
1794, Авиньон, музей) или героические («Клятва в зале для игры в мяч», не закончена, Версаль, музей дворца). Давид покидал Париж с твердым убеждением, что античность никогда не сможет его увлечь. Бюрон) и в тот же день был крещён в церкви Сен-Жермен-лОсеруа. Вьен слыл в те годы «новатором», так как живо откликнулся на идущую из Рима «моду» на все античное.
Телемах (греч. В его творческом багаже – не только неиссякаемый запас форм и сюжетов, но и опыт. Давид оставил большое количество рисунков некоторые из них отмечены острым, беспощадным документализмом («Королева Мария Антуанетта по дороге на эшафот», 1793, Лувр).
С 1789 года Давид включается в политическую деятельность: руководит устройством массовых празднеств нового типа, пропагандирующих идеи свободы, равенства и братства, разрабатывает новые формы костюма, выступает с инициативами реформы Лувра (превращённого в годы революции в национальный музей) и демократизации Академии Художеств. С тех пор, говорила легенда, римляне и сабиняне объединились в единый народ. Он оказался необыкновенно плодовит, сделал множество портретов императора («Наполеон при переходе через Сен-Бернар», 1800 г. и др. ), его жены Жозефины, придворных («Мадам Рекамье», 1800 г. портреты четы Серизиа, 1795 г. ) и генералов, а также запечатлел торжественные события («Коронация», 1805—1807 гг). Фигура готовящегося к принятию чаши с ядом Сократа уподоблена античной скульптуре.
«Весь Рим» собрался, чтобы посмотреть «Клятву Горациев», которую посчитали величайшей данью уважения Вечному Городу. Художник отказывается от всякой красивости и изящества, от деталей и подробностей. Полотно «Коронование.
Высокие декоративные качества, свободный полет фантазии, живописный размах, но вместе с тем и черты несколько преувеличенной, театрализованной патетики присущи картинам Делакруа на исторические, мифологические, религиозные темы (Взятие крестоносцами Константинополя, 1840-1841, Лувр, Париж Битва святого Георгия с драконом, около 1854, Музей изящных искусств, Гренобль). «Леонид I при Фермопилах». После поражения Наполеона в битве при Ватерлоо в 1815 году бежал в Швейцарию. В начале 1792 года король Франции Людовик XVI заказал Давиду свой портрет. Давид Жак Луи (David), французский художник, общественный деятель.
Euryclia) – дочь Опа, рабыня отца Одиссея Лаэрта, воспитательница Одиссеева сына Телемаха. Центральные детали «Марата» или «Коронования» привлекают внимание особенным вибрирующим блеском – художник умел уловить тончайшие цветовые изменения на поверхности освещенных предметов. 1775—1780 годы Давид провел во Французской академии в Риме. Для произведений художника Жака Луи Давида 1780-х годов характерны публицистическая направленность, стремление выразить героические свободолюбивые идеалы предреволюционной эпохи через образы античной истории (Смерть Сократа, 1787, Метрополитен-музей Ликторы приносят Бруту тела его сыновей, 1789, Лувр, Париж).
Даже Папа Римский увидел детище французского художника. Учился в Королевской академии живописи и скульптуры (1766-1774) у Ж. М. Вьена. Помимо написанного там пейзажа «Люксембургский сад, видимый из окна тюрьмы», художником была задумана картина «Сабинянки» (Париж, Лувр), которую он закончил в 1799 и которая свидетельствует о стремлении достичь совершенства через подражание греческим мастерам. Несколько позже Давид встретятся с Наполеоном.
Антиох – имя многих царей Сирии из династии Селевкидов, македонского происхождения. Он прививает юноше любовь к классицизму и рококо и требует достижения «правды и величия» в произведениях.
Страстный борец, он посвящает свое искусство нации. музей изящных искусств). В соответствии с программой, составленной в 1776 году графом Анживийе, директором Управления королевских строений, предполагалось создание серии больших исторических полотен, «призванных оживить добродетели и патриотические чувства». Картина была показана на выставке. Он избирает сюжет «Клятва Горациев» (Париж, Лувр) и уезжает в Рим, чтобы писать картину в «античной» атмосфере.
Давиду было заказано полотно на сюжет из Римской истории Роллена «Клятва Горациев» (1784, Париж, Лувр). Большая Римская премия была, наконец, вручена Давиду за картину «Врач Эразистрат открывает причину болезни сына Селевка Антиоха, влюбленного в свою мачеху Стратонику». Над текстом оды, поясняя сюжет, художник поставил имя Фаона. Историко-археологическая достоверность в изображении античной одежды, обуви и деталей обстановки сочетается у Давида с идиллической интерпретацией любовной гармонии: томной негой поз, а также такими традиционными метафорами любви, как пара целующихся голубков и два дерева в пейзаже.
Авторитет Давида как крупнейшего мастера французского классицизма 18 века закрепляется картинами «Смерть Сократа» (1787, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), «Ликторы приносят Бруту тела его сыновей» (1789, Лувр), «Сабинянки, останавливающие сражение между римлянами и сабинянами» (1799, там же). Сыновья Тарквиния положили решить дело жеребьем. Давид предпринял несколько попыток возглавить Школу изящных искусств и занять возле императора такое место, какое занимал Лебрен при Людовике XIV, однако эти попытки не увенчались успехом и художник, несмотря на свое мировое признание, оставил общество и отказался от официальных заказов. Все, затаив дыхание, следили за поединком человека и коня. В конце концов император решил избавиться от слишком прославленного военначальника. Наиболее амбициозна другая, обнаруженная сравнительно недавно картина Давида иллюстрирующая отрывок из «Илиады» – «Похороны Патрокла» (1779, Дублин, Нац.
Давид Жак Луи Картины и биография Жак Луи Давид Давид Жак Луи (David Jacques-Louis), французский художник. Избранный в 1792 депутатом от Парижа в Конвент, он дважды председательствовал в нем голосовал за казнь Людовикa XVI и санкционировал закрытие Королевской Академии живописи и скульптуры. Большинство из этих праздников готовилось непосредственно Давидом. Противники Горациев – друзья их детства. Бюрон) и в тот же день был крещён в церкви Сен-Жермен-лОсеруа. Технику Давида можно изучать на примере известных полотен: «Лавуазье и его жена» (1788.
Его прачка, поднимающаяся от реки с тюком белья, — женственна и человечна. Впервые эта история появилась в сочинении Менандра «Левкадия». Оставаясь верен принципам картины на античный сюжет с немногими персонажами, Давид в 1787 выставляет в Салоне композицию «Смерть Сократа» (Нью-Йорк, музей Метрополитен), а в 1789 «Ликторы приносят Бруту тела его сыновей» (Париж, Лувр) и «Парис и Елена» (там же). Сюжет картины заимствован из древнеримской легенды.
Это четкое гендерное разделение было характерно для социальной доктрины того времени. Веселые восклицания, смех, оживленные голоса раздались с лужайки, расположенной поодаль. Черты портрета и исторической картины совмещены в картинах Убитый Лепелетье (1793, картина не сохранилась известна по гравюрам Тардье) и особенно Смерть Марата (1793, Королевский музей, Брюссель) с их трагическим звучанием, простотой и лаконизмом композиции, суровой сдержанностью цвета и скульптурной монументальностью форм. Учился в Королевской академии живописи и скульптуры (1766-74) у Ж. М. Вьена. Сафо (или Сапфо) (,, ) – знаменитая древнегреческая поэтесса, представительница мелической, музыкально-песенной лирики, современница Алкея, уроженка лесбийского города Эреса жила в конце VII и первой половине VI века. Другое название картины «Врач Еразистрат обнаруживает причиной болезни Антиоха страсть к своей мачехе Стратонике».
Ж. Сийеса, 1817, Музей Фогг, Кембридж, штат Массачусетс), а также мифологические полотна, отвлечённо-идеализированные и гривуазно-чувственные одновременно («Марс, обезоруживаемый Венерой и Грациями», 1821-24, Королевский музей изящных искусств, Брюссель). Королевская цензура тщательно отбирала полотна для выставок, дабы избежать народного мятежа. Работа в портрете всегда была значительной стороной творчества Давида. После разгрома наполеоновских армий и реставрации на французском королевском троне династии Бурбонов Давид как бывший член конвента и «цареубийца» подвергся изгнанию из Франции. «Героический» стиль полотна с изображением застывших в клятве единения фигур трех братьев Горациев на фоне дорической колоннады вызвал много подражаний у мастеров неоклассицизма в эпоху предреволюционных настроений во Франции.
Возвышенность замысла, сценическая торжественность образного строя, чеканная барельефность композиции, преобладание объемно-светотеневого начала над колористическим особенно ярко воплотились в картине Клятва Горациев (1784, Лувр, Париж), воспринятой обществом как призыв к революционной борьбе. Грациозно-женственное начало преобладает в жеманно-эротичном полотне «Парис и Елена» (1788, Лувр). Художник предпочитал сюжеты исполненные драматизма и внутренней напряженности (Казнь дожа Марино Фальеро, 1826, собрание Уоллес, Лондон Смерть Сарданапала, 1827, Лувр, Париж). Античный сюжет из новеллы Мармонтеля (1767) о прославленном древнеримском полководце из-за ложного обвинения обреченном на нищету и скитания, был популярен в эпоху раннего неоклассицизма.
В 1771 г. Давид представил на конкурс картину «Бой Марса с Минервой», демонстрирующую, как добросовестно усвоил художник все то, что входило тогда в понятие исторической живописи: мифологические герои в традиционных позах побежденного и победившего, различные второстепенные персонажи, включенные для заполнения живописного пространства, довольно яркие, бьющие на внешний эффект краски и главное — расчет на восприятие сцены не с позиций ее идейного замысла, а с точки зрения декоративного воздействия всех ее элементов. В светильнике, в изгибе спинки канапе было спокойное равновесие, неотрывное от человека. 1797- 1798, Париж, Лувр) и в героическом полотне «Наполеон на перевале Сен-Бернар» (1800, варианты Мальмезон, музей, Версаль, музей дворца: Берлин, Шарлоттенбург).
На картине Давида несчастные влюбленные прощаются в гроте на острове Калипсо. Художник изобразил патетический момент, когда депутаты дают клятву борьбы за идеалы Свободы, Равенства, Братства. Пылкость и оригинальность – вот что его характеризует в то же время знаток и немалый художник, он посвятит свои старческие годы хранению шедевров, умножению числа которых он содействовал в своей молодости039.
Отец благословляет их на подвиг. Отчаяние овладело молодым художником и он решил покончить с собой. После этого ему поручено было изгнать готов из Италии и разрушить Остготское королевство. Именно ему была поручена организация Национального музея в Лувре.
Картина получила ряд похвальных отзывов, но не принесла Давиду желанной премии. Каждая эпоха имеет свой облик, неповторимый и нелегко замечаемый своими современниками. Все эти достоинства в равной мере были присущи и самому художнику.
«Антиох и Стратоника». В августе того же года вернулся во Францию. И если в этот период он брал в руки кисть, то непременно для того, чтобы запечатлеть важнейшие события своего времени – трагические («Смерть Марата».
Луки и довольно скоро (в сентябре 1766 г. ) по совету Франсуа Буше поступил в Королевскую Академию, в мастерскую живописи, руководимую Жозефом Мари Вьеном (1716-1809). «Рисовать точно и верно с самого начала» вовсе не значит «полностью довериться привычному движению кисти и отдаться игре красок, говоря при этом: я переделаю это потом» – таковы были рекомендации, которые передал Давид своим ученикам. Полна эмоционального напряжения и мрачного трагизма, духом активного протеста против жестокости и насилия, глубокого сочувствия к бедствиям греческого народа пронизана Резня на Хиосе (1823–1824, Лувр, Париж).
музеи изящных искусств: «Смерть Жозефа Бара». Художник умер 2 декабря 1825 в Брюсселе, окруженный уважением и почетом. Депрессия следует за крайним возбуждением. Жироде, Ж. Б.
Давид обучался во Французской Академии. В портретах Давида 80-х – начала 90-х гг. Однажды Давид с приятелем наблюдали свиту короля, отправившуюся на охоту. Но главное, что взволновало зрителей – ощущение необходимости и благородства подвига.
Жена его Паулина хотела также кончить жизнь самоубийством, но Нерон в последний час перед кончиной Сенеки послал солдат, которые удержали ее от исполнения ее замысла. Через год им была начата (но не закончена) новая картина «Портрет Ж. А. Рекамье» (Париж, Лувр), главная героиня полулежит на античном ложе и ее мягкая белая туника отчетливо выделяется на серо-коричневой лессировке стен и паркета. Вдали в воздушной дымке растворяются очертания города. За пять лет до Великой французской революции Давид написал картину, положившую начало новому стилю революционного классицизма, – 039Клятву Горациев039 (1784).
Еще в период школьного обучения (в колледже Четырех Наций) Жак Луи рисовал с увлечением не только в свободные часы, но и украдкой во время уроков. Картина «Клятва в зале для игры в мяч» (1791 г. ) не была закончена мастером, так как большинство её героев — депутатов парламента — уже через год либо оказались в эмиграции, либо пали жертвами якобинского террора.
Сгибаясь под тяжестью ноши, она заботливо поебенка. После нескольких неудач, которые едва не привели художника к самоубийству, он получает долгожданную первую премию за картину «Эрасистрат, обнаруживающий причину болезни Антиоха» (Париж, Школа изящных искусств). Эвриклея (греч. В ней причудливо сочетались циничная трезвость с романтической восторженностью. Отправляясь на смертельный бой, братья дают клятву отцу защитить отечество.
Но один раб, по имени Виндиций, раскрыл заговор. Пять лет, проведенные в Риме, сыграли решающую роль в его творчестве. Один из них помолвлен с сестрой Горациев.
Учился у Ф. Буше, затем в Академии художеств у Ж. М. Вьена.
Людовик XVI стал вторым, за что и проголосовал избранный депутатом Конвента Давид. Картины Убитый Лепелетье (1793, не сохранилась) и особенно Смерть Марата (1793, Музей современного искусства, Брюссель) с её трагическим звучанием, суровой жизненной правдой, простотой и лаконизмом композиции, аскетической сдержанностью цвета и скульптурной монументальностью форм стали памятниками героям революции, совмещая черты портрета и исторической картины. Ее поэтическое вдохновение сменяется любовным экстазом. После пребывания в Риме (1775-80), где Давид изучал памятники античности и искусство итальянского Возрождения и барокко, он выступил с историческими картинами «Велизарий, просящий подаяние» (1781, Музей изобразительных искусств, Лилль) и «Андромаха, оплакивающая Гектора» (1783, Лувр). Первые опыты работы 1780-х годов (Госпожа Пекуль и Господин Пекуль — парные портреты тещи и тестя художника, 1784, Париж, Лувр) продолжила большая серия портретов 1790-х годов.
Наконец еще один решил попытать счастья. Они стремились захватить власть, чтобы восстановить монархию. Велизарий, прибыв в Италию, быстро поправил там положение дел, но опять был отозван и, вследствие разных придворных интриг, в течение 12 лет должен был оставаться бездеятельным. Давид был активным деятелем революции, членом Конвента (1789-94), организовывал массовые народные празднества, создал Национальный музей в Лувре.
Давид горячо поддержал французскую революцию. В его честь художник создает конный портрет на фоне вымышленного пейзажа «Переход Бонапарта через перевал Сен-Бернар» (1801, Мальмезон, Национальный музей), большое историческое полотно «Коронование императора Наполеона I и императрицы Жозефины в соборе Парижского Богоматери 2 декабря 1806 года» (1805—1807, Париж, Лувр), портрет «Наполеон в своем рабочем кабинете» (1812, Вашингтон, Национальная галерея искусства), аллегорическую картину «Леонид при Фермопилах» (1814, Париж, Лувр), прославляющее походы «Великой армии». Они хотели, чтобы их племянник получил архитектурное образование. Это был художник больших идейных устремлений и ярких творческих завоеваний.
«Ликторы приносят Бруту тела его сыновей» – также была запрещена. Тема имела созвучие и с трагедией П. Корнеля. Работа в портрете всегда была значительной стороной творчества Давида.
С энтузиазмом встретив революционные события 1789 года, Давид начинает играть ведущую роль в руководстве искусством в 1792 году он становится членом Конвента, принимает участие в проведении и декоративном оформлении революционных празднеств, ведает установкой исторических монументов деятелям революции, занимается разработкой костюмов должностных лиц Республики в 1791 году — возглавляет выступление художников за пересмотр недемократических установлений Академии о допуске к участию в конкурсах и салонах. Конь был необыкновенно хорош – серый в яблоках, со спутанной длинной гривой. Накануне суровых событий Французской революции и во время самой революции искусство Франции оказалось захвачено новой волной классицизма.
Любовь к своей мачехе Стратонике повергла Антиоха в опасную болезнь постигши причину последней, царский лейб-медик Еразистрат открыл ее отцу и последний уступил сыну свою молодую и прекрасную жену Стратонику. По другим сказаниям, Телемах женился на Цирцее, от которой имел сына Латина. В романе Фенелона «Путешествие Телемаха» импровизации на темы эпопеи Гомера, Телемах, в поисках своего отца Одиссея потерпел кораблекрушение на острове Калипсо и там влюбился в нимфу Эвхариду, но должен был оставить ее, чтобы продолжить поиски отца. Модели изображены то словно уподобленными античной статуе (Госпожа де Веркинак, 1799, Лувр), то в свободной непроизвольной позе, отдыхающими на пленэре (Портрет госпожи Серезиа — сестра жены Давида Портрет Пьера Серезиа, оба — 1795, все — Париж, Лувр).
(Смерть Сократа, 1787, Метрополитен-музей Ликторы приносят Бруту тела его сыновей, 1789, Лувр) присущи возвышенность замысла, сценическая торжественность образного строя, барельефность композиции, преобладание объёмно-светотеневого начала над колоритом. подчёркивается социальная сущность модели, воплощается классицистическое представление о волевом и деятельном человеке (Врач А. Леруа, 1783, Лувр). Он передал классикам (Энгру и его ученикам) идеи, язык и смысл внешней красоты, через Гро он сообщил романтикам эпичность, что позволило им создать впечатляющие полотна. Они идут на бой, веря в торжество справедливости.
Переехал в Брюссель, где прожил до конца жизни. С этого момента Давид стал признанным художником Французской революции. Делакруа работал также в области психологического портрета (Фредерик Шопен, 1838, Лувр, Париж) и монументальной живописи (росписи Бурбонского дворца в Париже, 1833–1847 зала Мира в Парижской ратуше, около 1851–1853, не сохранились). Давид объявляет об открытии особой платной выставки. Картина «Сафо и Фаон» характерна для зрелого творчества Давида. История Телемаха послужила темой знаменитого романа Фенелона «Путешествие Телемаха» (русский перевод в стихах Тредьяковского «Телемахида»).
В это время пришла та женщина и ее пропустили к Марату. Велизарий – полководец византийского императора Юстиниана Великого (490 – 565). Именно в эти годы его мастерство достигло наибольшего расцвета, а создаваемые им произведения получили небывалый в истории общественный резонанс. И Давид признается ему, а также Пейрону, Венсану, своим товарищам по Академии: «Я хочу, чтобы мои произведения имели античный характер до такой степени, что афинянин, будь он в состоянии вернуться в мир, принял бы их за творения греческого живописца»». Обнаженные руки, шея и ступни маленьких ног были совершенны, как у богини.
Приступ малодушия был побежден и Давид с упорством принялся за новую картину «Смерть Сенеки». Событие современной национальной истории впервые стало сюжетом исторического полотна «большого стиля». Окончив колледж, он добился согласия родных посещать класс рисунка в Академии св.
Голову его любимого ученика населяют призраки, воспламенный ум не дает ему покоя. Неудачи в достижении поставленной цели еще долго преследовали его. Jacques-Louis David, в отличие от тех, кто уехал из страны от огня революции, остался, чтобы помочь разрушить старое правительство, он отдал свой голос за казнь короля Франции Людовика XVI (это было причиной развода с его женой, придерживающейся других взглядов).
Его личность играла здесь не последнюю роль: кипучий темперамент, эмоциональность, неуемный энтузиазм, стремление к независимости – все это было обращено против существовавшего режима, а также против Королевской академии живописи и скульптуры, члены которой не одобряли его работ и республиканских позиций (она была упразднена по инициативе художника). В 1793 г. Давид пишет композиции «Убитый Лепелетье» и «Смерть Марата», совмещая в них черты портрета и исторического полотна.