На тумбе, где лежат письменные принадлежности, крупно написано: Марату – Давид. Имя Жана Луи Давида неразрывно связано с событиями французской буржуазной революции 1789-1794 годов. Отдельной главой творчества Давида было его отношение к Наполеону Бонапарту – художник был его поклонником с их первой встречи. Познакомившись с памятниками античности испытав влияние трудов Винкельмана и живописи немецкого классицистического художника Рафаэля Менгса, Давид находит свой путь.
Уничтожаемый жаждой безупречности, а также политическими идеями о французской революции, Давид в своих работах наложил жесткое ограничение на выражение чувств. В преддверии Великой французской революции в живописи Франции появляется Жак Луи Давид (17481511825). Давид создал не просто образ хорошенькой кокетливой дамы, но женский тип, образ эпохи, покоряющий своей убедительностью. Первая в жизни художника картина «Битва Марса с Минервой» принесла Давиду только второе место на конкурсе. Следующим логически закономерным поступком Давида, который пришелся уже на первый месяц первого года нового XIX века, стал его отказ от назначения специальным декретом Бонапарта на почетный пост художника правительства.
После поражения Наполеона при Ватерлоо, в 1815 году, Жак-Луи Давид оставляет Францию и обосновывается в Брюсселе, где он прожил последние десять лет своей жизни. Работы художника постепенно, но уверенно, входили в моду, аристократы (главным образом дамы) вскоре просто завалили Давида заказами. Жак-луи Давид с учениками создал также две огромных размеров картины иллюстрирующие начало эпохи империи. А именно: по указанию Бонапарта Давид должен был убрать силуэт римской богини победы Виктории над фигурами, прижимающих знамена.
В 1775—1780 Давид обучался во Французской академии в Риме, где изучал античное искусство и творчество мастеров эпохи Возрождения. На заднем плане Жак Луи Давид, картины которого отражают ценности эпохи Просвещения, поместил три арки, соответствующие группам фигур братьев, женщин и отца, подающему оружие сыновьям. Представлен творчеством Жана-Луи Давида и деятельностью его школы.
Эскизы будущей картины Давида позволяют предположить, что художник стремился показать момент исторической правды, когда Бонапарт, приняв из рук Папы императорскую корону, сам себя увенчал ею, ясно указывая на единственный источник своей императорской власти. Давид еще не отваживался доверить зрителю оценку события и солдат как бы выражал удивление и горе самого художника. Жак Луи Давид (фр. После провозглашения Империи в 1804 г. Жак-Луи Давид стал официальным придворным живописцем. Как и остальные картины Давида, эта, по общей оценке других художников и критиков, была признана удачной и достоверной и еще более укрепила его авторитет.
С 1793 года Давид входит в Комитет общественной безопасности – и сближается с главой якобинской партии Робеспьером. Искусство на протяжении всей биографии Давида было неожиданным, решительным разрушением традиций. Арестованный после падения якобинской диктатуры в 1794 году Давид в заключении пишет автопортрет – страстную исповедь человека, пережившего полный крах и ожидающего смерти. Через своих учеников Давид оказал большое воздействие на развитие живописи в Бельгии, Дании и Германии.
Жак Луи Давид Работа Романова Ильи, 7кл. Жак-луи Давид родился в семье богатого парижского буржуа. После смерти мужа и в связи с отъездом в другой город, мать оставила Давида на воспитание брату, который был архитектором. В 1774 г., после получения Римской премии и пребывания в Риме, Давид становится последователем неоклассицизма, став лучшим его представителем во Франции XVIII в. В 1781 г. начинающий художник создал несколько картин в стиле рококо, остальное его творчество развивалось в стиле неоклассицизма. Жак-луи Давид (фр. Jacques-Louis David 30 августа 1748, Париж — 29 декабря 1825, Брюссель) — французский живописец и педагог, крупный представитель французского Неоклассицизма в живописи.
Задача настоящего очерка и состоит в том, чтобы дать представление о жизни и творчестве Давида, об общественно-эстетических взглядах эпохи и ее исторических событиях. Кисти Давида принадлежит несколько блестящих по технике исполнения и точности характеристик портретов его современников: Мадам Рекамье (1800, Париж, Лувр), портреты четы Серизиа (1795, Париж, Лувр) и др. В детстве у Давида обнаружилась склонность к рисованию, в парижской Академии Святого Луки он посещает уроки рисунка. Не смотря на востребованность своих работ в Париже, Давид стремится в Рим, считая, что только там он может полностью раскрыться как художник.
В свое время роялист, позднее поддержавший французскую революцию, Давид всегда был поборником возвышенной красоты в искусстве. В 1789 г. Жак-Луи Давид пишет картину «Клятва на поле для игры в мяч» (сохранился лишь эскиз этой картины) – символ национального единства против старого режима – это было попыткой запечатлеть исторический момент в истории будущей республики. В то время как в 1789 г. началась Французская революция, Национальная Ассамблея рвалась к власти, а Бастилия пала, Жак-Луи Давид создает картину «Ликторы приносят Бруту тела его сыновей». В этой небольшой статье «Жак-Луи Давид: краткая биография, картины и видео» — о жизни французского живописца, крупного представителя французского неоклассицизма в живописи. Марат – член Национальной Ассамблеи, журналист, друг Давида, был убит приверженкой оппозиционной партии Шарлоттой Корде ножом.
Низвержение Наполеона и реставрация Бурбонов вынуждают Давида эмигрировать из Франции. Давид точно изобразил обстановку события: Марат лежит в ванне, в руке еще зажато письмо-прошение, голова, обернутая полотенцем и другая рука, с пером, бессильно свесилась рядом валяется нож. Жак-луи Давид учился с огромным желанием. В 1804 году Давид был назначен первым живописцем императора. На закате революционного движения, его бывшей жене удалось добиться освобождения Давида из тюрьмы.
В 1766 году Жак-Луи Давид поступил в Академию, в класс Вьена, который был приверженцем античного искусства. Основой для этого полотна послужило реальное событие, которому Давид стал свидетелем, путешествуя по Италии. Не смотря на всю критику, что обрушилась на творчество Жак-Луи Давида после его смерти, его вклад в развитие изобразительного искусства 18 века бесценен.
Помимо исторических полотен Давид оставил большое количество прекрасных по живописи и характеристике портретов. В годы, предшествовавшие французской революции, самым ярким выразителем классицизма в живописи был Жак Луи Давид (1748— 1825). С этих пор Давид оставляет радикальные методы выражения своих взглядов и стремится к метафоричности.
После прихода к власти Наполеона I Давид стал главным придворным живописцем. Ранние работы Давида, в которых ощутимы отзвуки рококо и влияние идей сентиментализма, традиционно академичны ("Бой Минервы и Марса", 1771, Лувр, Париж). С 1804 года Давид был "первым художником" Наполеона в заказанных Наполеоном холодно-эффектных, пёстрых по цвету и перегруженных по композиции картинах ("Коронация", 1805-1807 гг., Лувр) ощутимо равнодушие художника к изображаемым событиям, однако он стремится к выразительной характеристике отдельных персонажей. Его дядя (известный архитектор) и мать хотели видеть его архитектором, но Жак-Луи хотел быть художником. назидания, вдохновлённого античностью, но обращённого к гражд.
В августе того же года вернулся во Францию. Его портреты, как репрезентативно-парадные, так и камерные (парные– четы Пекуль, 1784, Лувр «Химик А. Лавуазье с супругой», 1788, Метрополитен-музей), соединяют в себе рокайльное иклассицистич. Давид не стал оправдываться и объясняться. В его честь художник создает конный портрет на фоне вымышленного пейзажа «Переход Бонапарта через перевал Сен-Бернар» (1801, Мальмезон, Национальный музей), большое историческое полотно «Коронование императора Наполеона I и императрицы Жозефины в соборе Парижского Богоматери 2 декабря 1806 года» (1805—1807, Париж, Лувр), портрет «Наполеон в своем рабочем кабинете» (1812, Вашингтон, Национальная галерея искусства), аллегорическую картину «Леонид при Фермопилах» (1814, Париж, Лувр), прославляющее походы «Великой армии».
Его мать обеспечила ему прекрасное образование в одной из лучших школ, но Давид учился плохо: он всегда был больше поглощен рисованием. В его произведениях появились торжественность и величие, они стали более строгими и публицистичными. 330х425 см. франц. Давид оказал огромное влияние на становление многих художников.
Это предстояло сделать его ученику Давиду, которого он впоследствии назвал своим «лучшим произведением». После контрреволюционного термидо- рианского переворота с конца 90-х гг. Холст, масло.
Давид в день убийства побывал в доме Марата и сделал зарисовки с натуры. Ранние работы Д., в которых ощутимы отзвуки рококо и влияние идей сентиментализма, традиционно академичны («Бой Минервы и Марса», 1771, Лувр, Париж). Произведения Давида 1780-х годов ("Смерть Сократа", 1787 г., Метрополитен-музей, Нью-Йорк "Ликторы приносят Бруту тело его сына", 1789 г., Лувр) присущи возвышенность замысла, сценическая торжественность образного строя, барельефность в построении композиции, а также преобладание объёмно-светотеневого начала над цветом. Лишь спустя несколько десятилетий, по мере изменения исторической ситуации и, соответственно, с изменением общепринятых норм поведения, пафос стал рассматриваться как дешевая театральность, «работа на публику», лишенная искренности.
Но главное, что взволновало зрителей – ощущение необходимости и благородства подвига. В романе Л. Фейхтвангера «Гойя или Тяжкий путь познания» есть эпизод, где испанский художник рассматривает привезенные из Франции гравюры Давида и размышляет: «Как прекрасно и как величественно, несмотря на весь реализм изображения, некрасивое лицо Марата. В театре с большим успехом разыгрываются трагедии Корнеля, драматурга, который в образах античных героев прославлял гражданские доблести и чувство патриотизма. За представленное полотно «Велизарий» (1781, Лилль, Музей изящных искусств) Давид был единогласно принят в члены Академии. Давид был активным деятелем революции, членом якобинского Конвента, организовывал массовые народные празднества, создал Национальный музей в Лувре под его руководством была упразднена консервативная Королевская академия живописи и скульптуры (членом которой Давид был с 1784 года).
Париж рукоплескал трагедиям Корнеля, прославлявшего патриотизм и доблесть «античного» гражданина и бисировал арии из опер великого композитора 17 века Жана-Баттиста Люлли, друга Мольера. На конкурсе 1772 г. Давид опять безуспешно выступил с картиной «Дети Ниобеи, пронзаемые стрелами Дианы и Аполлона» на сюжет, заимствованный из «Метаморфоз» Овидия. Учился у исторического живописца Ж. М. Вьена в Королевской академии живописи и скульптуры в Париже (1766-1774 гг. ). Он напомнил Давиду коней Диоскуров с римского Капитолия. Только что совершилось убийство. «Весь Рим» собрался, чтобы посмотреть «Клятву Горациев», которую посчитали величайшей данью уважения Вечному Городу.
Когда тема глубоко волновала Давида, он работал напряженно и быстро. В светильнике, в изгибе спинки канапе было спокойное равновесие, неотрывное от человека. Авторитет Д. как крупнейшего мастера франц. Каждая эпоха имеет свой облик, неповторимый и нелегко замечаемый своими современниками. архитекторами были оба его дяди. Давид брал уроки рисунка в Академии Святого Луки, затем в 1766 г. поступает в Королевскую Академию живописи и скульптуры, где начинает заниматься в мастерской Вьена, который увлекался античным искусством и требовал от учеников в живописи «правды» и «величия». В 1775-1780 гг. Переехал в Брюссель, где прожил до конца жизни.
Благожелательный прием в Салоне встретило и полотно «Скорбь Андромахи у тела Гектора» (1783, Париж, Лувр). Рим тех лет был своеобразной «Меккой», местом паломничества начинающих художников. «И с глаз спала пелена», — скажет художник свою известную фразу по поводу увиденных им подлинников. Действительно, конкурс 1774 г. принес долгожданную победу. С самого начала XVIII века во французской культуре постоянно рос интерес к личности, который достиг вершины в Исповеди Руссо и привел к взлету портретного искусства. Немалую роль в этом отношении сыграло опубликование в 1764 г. работы немецкого искусствоведа И. И. Винкельмана «История искусства древности», в которой высшим идеалом художественного произведения провозглашалась «благородная простота и спокойное величие» античного искусства.
Я выступлю на следующий год и клянусь, что они принуждены будут присудить премию мне. ». Сохранилось большое количество рисунков, хранящихся сегодня в различных музеях. В 1790—1810-х гг.
Давид внес в Учредительное собрание предложение сделать Салон 1791 года свободным для всех желающих, а через год решением Конвента – снова с подачи Давида – Королевская академия прекратила существование. Умер Давид 29 декабря 1825 года в Брюсселе. общества накануне, во время и после Вел. После контрреволюционного термидорианского переворота с конца 1790-х годов Давид вновь обращается к драматическим событиям античной истории, выделяя в них тему примирения противоречий, воссоздавая античность как мир идеальной красоты и чистой гармонии ("Сабинянки, останавливающие сражение между римлянами и сабинянами", 1799 г., Лувр). Нью-Йорк (США)Давид изобразил момент, когда Сократ в окружении учеников берёт из рук палача чашу с ядом. У голой каменной стены стоит простая кровать, на которой сидит Сократ, прощающийся со своими учениками.
Сам Бальи возвышается над толпой и уверенно читает текст клятвы, к нему обращены все взгляды, он является как бы центром всей композиции. Жак Луи Давид умер в Брюсселе. «Клятва в зале для игры в мяч» при всех интересных находках, сделанных художником при работе над этим произведением, не стала «визитной карточкой» эпохи. Возвышенность замысла, сценическая торжественность образного строя, чеканная барельефность композиции, преобладание объемно-светотеневого начала над колористическим особенно ярко воплотились в картине Клятва Горациев (1784, Лувр, Париж), воспринятой обществом как призыв к революционной борьбе. Так складывался новый стиль и Давид выступил в своих картинах этого периода истинным его глашатаем (Клятва Горациев). Когда ему было около девяти лет, его отца убили на дуэли.
Учился у исторического живописца Ж. М. Вьена в Королевской академии живописи и скульптуры в Париже (1766-1774). Причин тому несколько. В центре полотна мастер поместил отца. Отец благословляет сыновей на ратный подвиг и скрепляет их клятву. Картины Убитый Лепелетье (1793, не сохранилась) и особенно Смерть Марата (1793, Музей современного искусства, Брюссель) с её трагическим звучанием, суровой жизненной правдой, простотой и лаконизмом композиции, аскетической сдержанностью цвета и скульптурной монументальностью форм стали памятниками героям революции, совмещая черты портрета и исторической картины.
Картина построена на противопоставлении: Сократ спокоен в преддверии своей гибели, а собравшиеся вокруг него выражают глубокое отчаяние. Полотно «Коронование. Конвент декретировал проведение пышных похорон, погребение убитого Лепелетье де Сен- Фаржо в Пантеоне (еще один вариант торжественного шествия) и заказал Давиду его портрет для того, чтобы украсить им зал заседаний.
Другие увидели в свежей искренней лирике Руссо лишь новую моду. На этом лице не осталось следов политических страстей, снедавшей его ненависти ко всему, что казалось Марату связанным с проклятым «старым режимом». Энгра и многих др.
Холст, масло. Таким образом художник показал одновременно стремление к самопожертвованию и личные переживания. Картина «Клятва в зале для игры в мяч» (1791 г. ) не была закончена мастером, так как большинство её героев — депутатов парламента — уже через год либо оказались в эмиграции, либо пали жертвами якобинского террора. Сабиняне решили отомстить, собрали войско и двинулись на Рим. После поражения Наполеона в битве при Ватерлоо в 1815 году бежал в Швейцарию.
Картина эта создавалась не как реалистичное изображение, а для того, чтобы представить императора романтическим героем: конь его вздыблен (по образу «Медного всадника»), вокруг крутые горны, обрывы, непогода. Впервые у Давида принципы классицизма намечаются в картине "Велизарий, просящий подаяние" (1781 г., Музей изящных искусств, Лилль), отличающейся строгостью композиции и четкостью ритмической структуры и находят своё полнейшее выражение в насыщенной мужественным драматизмом "Клятве Горациев" (1784 г., Лувр) – исторической картине, воспринятой общественностью как призыв к борьбе. Веселые восклицания, смех, оживленные голоса раздались с лужайки, расположенной поодаль. Давид был учителем А. Гро, Ф. Жерара, Ж. О. Д.
Родоначальник нового направления в искусстве передал уникальное мастерство своим многочисленным ученикам, правда, неоклассический стиль очень быстро вышел из моды. Jacques-Louis David, в отличие от тех, кто уехал из страны от огня революции, остался, чтобы помочь разрушить старое правительство, он отдал свой голос за казнь короля Франции Людовика XVI (это было причиной развода с его женой, придерживающейся других взглядов). Педагогическая система его учителя — известного исторического живописца Ж. М. В 1792 г. Давид был избран депутатом Национального Конвента, где примкнул к монтаньярам во главе с Маратом (политический деятель эпохи Великой французской революции, врач, радикальный журналист) и Робеспьером, голосовал за смерть короля Людовика XVI. Подле ванны – прямоугольный деревянный чурбан, на котором перо, чернильница, листы письма.
1801 г. Коронация. Друэ, А. Л. В Парижском Салоне «Клятву Горациев» публика приняла с восторгом, не уступавшим тому, что был в Риме. Славу Давиду принесла картина «Клятва Горациев» (1784 г. ) изображающая трёх братьев-близнецов, которые, по преданию, победили в поединке с тремя братьями-близнецами Куриациями в споре о могуществе Рима. Картина вызвала огромный успех.
Холст, масло. Однако в первых работах ученика больше заметно влияние Буше. Прихотливое, легкое, ласкающее взгляд заменяло собой все то, что могло пробудить серьезную мысль и возвышенные чувства.
За пять лет до Великой французской революции Давид написал картину, положившую начало новому стилю революционного классицизма, – Клятву Горациев (1784). Давид Жак Луи (David) (1748-1825), французский художник, общественный деятель. Исторический Велизарий жил в Византийской империи, а не в Риме. Художник перенес действие картины в условную древнеримскую страну. Была во французской культуре второй половины XVIII века еще одна важная особенность. Он прививает юноше любовь к классицизму и рококо и требует достижения «правды и величия» в произведениях.
Его отец Морис Давид был убит на дуэли, когда мальчику минуло 9 лет. После пребывания в Риме (1775–80), где Д. изучал памятники античности и иск-во итал. Логически ясная композиция, где фигуры, похожие на античные статуи или скорее на античный рельеф, четко распределены на три группы, соответствующие трем аркам колоннады фона (слева 151 братья, справа 151 женщины, оплакивающие их, замок композиции 151 фигура принимающего клятву отца), линеарно-пластическая трактовка формы, резкий рисунок, жесткий локальный цвет, не допускающий никакой сложной нюансировки, весь точный и лаконичный язык создают монолитность произведения.
Давид сумел возвысить свой образ до степени вечного реквиема по погибшему. Проявил себя и как высокоодарённый педагог (из его мастерской вышли А. Ж. Жак-Луи Давид родился в парижской состоятельной семье. героев революции, Д. пишет картину «Смерть Марата» (1793, Королевский музей изящных искусств, Брюссель) полотно поражает своей суровой простотой, напоминая надгробный памятник, высеченный из камня. «Коронация». музей) и демократизации АХ. Картина воспроизводит ситуацию с документальной точностью. Потрясенный убийством «Друга Народа», как звали Марата, совершенным в 1793 году Шарлоттой Кордэ, Давид написал одну из самых прекрасных картин «Смерть Марата», выдержав её уже в романтическом духе, благодаря актуальности и историчности сюжета с его высокой нотой гуманизма и символичностью эпохи.
свержению монархии. 188х312 см. Воодушевлённый героикой Великой французской революции, Д. стремится к созданию исторической картины на современную тему («Клятва в зале для игры в мяч», не осуществлена сохранился эскиз, сепия, 1791, Лувр). Энгра и многих др. 1825, Брюссель), французский художник.
Давид был активным деятелем революции, членом Конвента (1789-94), организовывал массовые народные празднества, создал Национальный музей в Лувре. 1805-1807 гг. Давид поступает на обучение в Королевскую академию живописи и скульптуры (современный Лувр). закрепляется картинами «Смерть Сократа» (1787, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), «Ликторы приносят Бруту тела его сыновей» (1789, Лувр), «Сабинянки, останавливающие сражение между римлянами и сабинянами» (1799, там же). Сохранилось и множество безымянных, но очень характерных портретов («Голова старика», после 1816, Музей изящных искусств, Антверпен).
Тот, кто передаёт яд осуждённому, потрясён происходящим. Высокую оценку работе Давида дал Джошуа Рейнольдс: он поставил «Смерть Сократа» в один ряд с фресками Микеланджело в Сикстинской капелле. Республиканские народные идеи становятся смысловым центром полотна. искусств, Лилль) и «Андромаха, оплакивающая Гектора» (1783, Лувр). Величественный образ Марата, убитого Ш. Корде, создан на основе рисунка пером (Версаль, Национальный музей), сделанного с головы мертвого героя революции. Достаточно, если его изображение соответствует его гению.
Полотно представляет собой огромный холст. Из него вышел ещё более строгий классицист, чем его учитель. Об этом свидетельствует создание множества портретных набросков и этюдов. Давид вновь обратился к драматическим событиям античной истории, выделяя в них тему разрешения противоречий (Сабинянки, останавливающие сражение между римлянами и сабинянами, 1799, Лувр).
В то же время такое совмещение — народных избранников, творящих историю и людей «с улицы», наблюдающих за тем, как происходит это событие, — можно рассматривать как стремление художника показать единение народа и его представителей. Императора Наполеона, каковым тот стал в 1804 году, Давид возвеличил не менее пафосно, как и прежде революцию (картина «Коронация»). Они составляют композиционный центр картины, символизируют объединение всего населения страны ради высокого общего дела и одновременно каждый из них—это вполне конкретная историческая личность. Работа в портрете всегда была значительной стороной творчества Давида. Организовывал массовые народные празднества и создал Национальный музей в Лувре. Воодушевлённый Великой французской революцией, Давид стремился к созданию исторической картины на современную тему (Клятва в зале для игры в мяч, 1791, не закончена).
С этого момента Давид стал признанным художником Французской революции. На гребне революционных битв Давид сумел создать монументальное полотно, где самая неприкрашенная правда органически слилась с подлинной, не наигранной возвышенностью настоящего «большого стиля». С тех пор, говорила легенда, римляне и сабиняне объединились в единый народ. Драма уже окончилась. В частности, в 1817 году он написал выразительный портрет археолога Александра Ленуара, а через два года начал портрет актера Вольфа, закончить который смог только в 1823 году (оба портрета — в Лувре, Париж).
Все построено на подчеркнутом сопоставлении горизонтальных и вертикальных линий. Достаточно того, что я очень несчастна, чтобы рассчитывать на ваше расположение». Выразив худож.
идеалы франц. Картина «Клятва Горациев» (1784, Лувр), написанная на тему трагедии П. Корнеля, воспринимается как революц. Событие современной национальной истории впервые стало сюжетом исторического полотна «большого стиля».
Своим долгом художник считает «прославление кистью революционных мучеников», посвятив этой теме полотна «Смерть Марата» (1793, Брюссель, Королевские музеи), «Смерть Жозефа Бара» (1793, Авиньон, Музей Кальве). Власти прибегали к более гибким методам художественной политики: распределение крупных заказов на украшение общественных зданий приобрело особенный размах в правление Наполеона I и Луи Филиппа (1830—1848). Классицистические представления о волевом и деятельном начале как сущностном ядре человеческой личности отразились в портретах Давида этого периода (Портрет доктора Альфонса Леруа, 1783, Музей Лувр, Париж). Естественно, что после падения якобинской диктатуры, событий 9 термидора политическая карьера художника обрывается, а его самого (ненадолго) арестовывают.
1775—1780 годы Давид провел во Французской академии в Риме. Они хотели, чтобы их племянник получил архитектурное образование.
Д. был активным деятелем революции, членом якобинского Конвента, организовывал массовые народные празднества, создал Национальный музей в Лувре под его руководством была упразднена консервативная Королевская академия живописи и скульптуры (членом которой Д. был с 1784)., » состоящее из портретов известных исторических лиц (здесь изображены члены большой семьи Наполеона, Талейран, держащий мантию, Евгений Богарне — пасынок будущего императора, Папа Пий VII, благословляющий Наполеона и Жозефину) имело большой успех в луврском Салоне 1808 года. Ж. Л. После смерти «друга народа» Марата Давид по поручению Конвента пишет одну из самых знаменитых своих картин «Убитый Марат» или «Смерть Марата» (1793). Большинство из этих праздников готовилось непосредственно Давидом.
Великий художник Франции умер на чужбине, в бельгийском городе Брюсселе. Один из гл. Французский художник Жак Луи Давид родился в Париже, в семье зажиточного коммерсанта. Даже Папа Римский увидел детище французского художника.
художник. Вьена — основывалась на требовании достижения «правды и величия» на основе изучения античности, живописи Рафаэля и мастеров болонской школы, скульптуры Микеланджело.
В 1771 г. Давид представил на конкурс картину «Бой Марса с Минервой», демонстрирующую, как добросовестно усвоил художник все то, что входило тогда в понятие исторической живописи: мифологические герои в традиционных позах побежденного и победившего, различные второстепенные персонажи, включенные для заполнения живописного пространства, довольно яркие, бьющие на внешний эффект краски и главное — расчет на восприятие сцены не с позиций ее идейного замысла, а с точки зрения декоративного воздействия всех ее элементов. В соответствии с программой, составленной в 1776 году графом Анживийе, директором Управления королевских строений, предполагалось создание серии больших исторических полотен, «призванных оживить добродетели и патриотические чувства». Д. был учителем А. Гро, Ф. Жерара, Ж. О. Д. Родился 30 августа 1748 года в Париже. Никому не удавалось укротить жеребца, удержаться в седле было невозможно, самые искусные наездники потерпели неудачу. Теперь судьба художника и его произведений оказалась в прямой зависимости от мнения публики.
Все громче звучали речи о великих деяниях, патриотизме, борьбе с тиранами. Художник изобразил Марата среди предметов, бывших свидетелями его смерти. В портретах 1780-х – начала 1790-х годов, где подчёркивается социальная сущность моделей, воплотились классицистические представления об энергичном и волевом человеке ("Врач А. Леруа", 1783 г., Музей Фабр, Монпелье).
В ранних работах Д. ощутимо влияние рокайльной манеры Ф. Буше, прихотливо-неустойчивой, динамичной ритмики его чувственных образов («Бой Марса и Минервы», 1771, Лувр, Париж). Брут стоит, прислонившись к статуе богини Рима. Вьен слыл в те годы «новатором», так как живо откликнулся на идущую из Рима «моду» на все античное. Неудачи в достижении поставленной цели еще долго преследовали его.
Давид отказался от традиционных аллегорических атрибутов (летящих с лавровыми венками Побед, трубящих гениев Славы), считавшихся прежде обязательными при изображении исторически значимых событий. Она была написана в историческом жанре и называлась «Брут, первый консул, по возвращении домой после того, как осудил своих двух сыновей, которые присоединились к Тарквинию и были в заговоре против римской свободы ликторы приносят их тела для погребения» (1789, Лувр, Париж). Жироде. В ней отразилась тема героизации гибели во имя высоких идеалов, являвшаяся стержнем культа «мучеников революции». Написанная за три месяца картина «Смерть Марата» стала подлинным шедевром художника. Д. пишет многочисленные портреты, как парадные («Наполеон при переходе через Сен-Бернар», 1800, Национальный музей Версаля и Трианонов «Мадам Рекамье», 1800, Лувр), так и более реалистические, приближающиеся к интимным (портреты четы Серизиа, 1795, Лувр). В 1816 году, после реставрации Бурбонов, Давид был вынужден уехать в Брюссель.
«Клятва Горациев». Священники с кафедры цитируют не Евангелие, а римского историка Тита Ливия. Воодушевлённый героикой Великой французской революции, Давид стремится к созданию исторической картины на современную тему ("Клятва в зале для игры в мяч", не осуществлена сохранился эскиз, сепия, 1791 г., Лувр). В ней причудливо сочетались циничная трезвость с романтической восторженностью.
Три брата, мысли которых лишены сомнений и противоречий, клянутся защитить родину. Давид дАнже). Первый удар Давид обрушил на Королевскую академию, которая преграждала дорогу всему новому, пригрев под своим крылом бездарных ничтожеств. В момент принятия ванны Марат как раз читал письмо, в другой руке у него перо.
Давид восторженно откликнулся на перемены картиной «Леонид при Фермопилах» (1800-1814), вновь обратившись к истории античной Спарты и началу рождения подлинно греческой нации с её исконным патриотизмом. Почти квадратный формат полотна определяет сдержанно-четкие ритмы композиции. Прежде всего — политические события развивались так стремительно, что многие из героев и лидеров этого времени быстро утратили свою популярность, ушли с политической авансцены, а зачастую и из жизни, причем, чаще всего, при помощи гильотины («национальной бритвы», как в просторечье именовали это орудие казни).
Он получил заказ на картину Клятва в Зале для игры в мяч (не осуществлена эскиз 1791, Лувр), Убитый Лепелетье (1793, не сохранилась) и Смерть Марата (1793, Брюссель). С 1804 года Давид был "первым художником" Наполеона в заказанных Наполеоном холодно-эффектных, пёстрых по цвету и перегруженных по композиции картинах ("Коронация", 1805-1807, Лувр) ощутимо равнодушие художника к изображаемым событиям, однако он стремится к выразительной характеристике отдельных персонажей. Жак Луи Давид, французский художник. ) возрождается героический идеал античности. Возрождения и барокко, он выступил с историч. Словно на античных рельефах, все участники сцены расположены на переднем плане, параллельно краю картины, а каждая фигура передана выпукло и четко.
Дитя своего века, она обладала разумом свободным и разочарованным, умела все понимать и всему радоваться, не увлекаясь ничем всерьез. В 1793 году Давид закончил одну из самых известных сегодня работ: «Смерть Марата» (Королевский музей изящных искусств, Брюссель). Конечно, каждый находил в знаменитом романе и других творениях Жан Жака что-то свое. Портрет г-жи Рекамье в старости, 1820-е гг. Это был идеал французского буржуазного общества в преддверии революции. Брут, Сократ, Гораций воплощают этот тип идеального человека, достойного для подражания. Картина «Клятва Горациев» — подлинный манифест живописи неоклассицизма, олицетворение его эстетических принципов.
Сийеса, 1817, Музей Фогг, Кембридж, штат Массачусетс), а также мифологич. Погребение Аталы. Я услышал голос народа и повиновался ему». В искусстве этот стиль воплотился в отвлеченно-благородных формах классицизма.
Энгра и др. Один из современников писал: «Две недели назад Давид закончил свою картину.
от его картины мороз пробирает». Давид Жак Луи Картины и биография Жак Луи Давид Давид Жак Луи (David Jacques-Louis), французский художник. Ж. -Л.
В 1791 году он выставил в Салоне рисунок, в общих чертах передающий композицию картины. музей Версаля иТрианонов). Он стал более условным, холодным, более внешним.
Жизнь и творчество этого мастера тесно связаны с историческими событиями во Франции. Старец-отец торжественно вручает оружие произносящим клятву братьям. Сближение с Вольтером обернулось для Давида арестом. Культ «мучеников революции» в искусстве.
Давид (David) Жак Луи (30. 8. 1748, Париж, — 29. 12. 1825, Брюссель), французский художник. В 1785 году Давид пишет лапидарно-строгую картину «Клятва Горациев» о готовности встать на защиту родины от врагов, будучи верным долгу, слову присяги и совести гражданина. Написал ряд картин, посвящённых революционерам: «Клятва в зале для игры в мяч» (1791, не закончена), «Смерть Марата» (1793). В период империи Давид 151 первый художник императора («Наполеон на Сен-Бернарском перевале», 1801 «Коронация», 18051511807. ) Помимо исторических композиций Давид оставил большое количество прекрасных по живописи и характеристике портретов (парные портреты супругов Серезиа (1795), портрет мадам Рекамье (1800). Вместо этого он говорил Давиду: «Зачем вам модель. они не могут быть изъяты отсюда ни под каким предлогом последующими законадателями.
Давид был активным деятелем революции, членом якобинского Конвента, организовывал массовые народные празднества, создал Национальный музей в Лувре под его руководством была упразднена консервативная Королевская академия живописи и скульптуры (членом которой Давид был с 1784 года). Амур и Психея. начала, они проникнуты чутким вниманием к внутр. Д. оставил большое количество рисунков некоторые из них отмечены острым, беспощадным документализмом («Королева Мария Антуанетта по дороге на эшафот», 1793, Лувр). Давид — один из самых крупных мастеров неоклассицизма и его искусство последовательно эволюционировало вместе со стилем, выражая эстетические идеалы раннего, зрелого и позднего неоклассицизма эпохи империи — ампира (1804—1814). Однако, несмотря на все подготовительные работы, эта картина так и осталась незавершенной.
У рядовых французов культ «мучеников революции» получил отклик и понимание. Здесь он создал ряд островыразительных портретов (Э. Ж. Лувр (Париж)В основе картины – рассказ римского историка Тита Ливия. Тот же оттенок имеет и ткань, свисающая с края ванны эффектными складками.
В 1794, после Термидорианского переворота, Д. был арестован и неск. «Давид. На рисунке Давид изобразил депутатов, вытянувших руки и приносящих клятву Бальи. В его искусстве нарастают черты отвлечённости и рассудочной повествовательности.
Картины "Убитый Лепелетье" (1793 г., не сохранилась известна по гравюре П. А. Тардьё, Национальная библиотека, Париж и по рисунку Ф. Девожа, Музей Маньен, Дижон) и особенно "Смерть Марата" (1793 г., Музей современного искусства, Брюссель), с её трагическим звучанием, суровым лаконизмом, аскетической сдержанностью цвета и скульптурной монументальностью форм, становятся памятниками героям революционной эпохи, совмещая в себе черты портрета и исторической картины. Генерал Жерар. полотно «Леонид при Фермопилах» (1800–14, там же), ряд портретов («Автопортрет спалитрой», 1794 парные изображения супругов Серизиа, 1795 все– Лувр «Наполеон в своём рабочем кабинете», 1812, Нац. Жака Луи после смерти погребли в Брюсселе. Марат лежит в ванне, в руке еще зажато письмо-прошение, с которым к нему и проникла Шарлотта Корде (виден даже текст: «Достаточно быть несчастной, чтобы иметь право. ») статуарно-пластическая, линеарная трактовка формы 151 все делает картину Давида произведением сурового, чисто классицистического стиля и придает ему мемориальный характер. Художник отказывается от всякой красивости и изящества, от деталей и подробностей. Воодушевлённый героикой Великой французской революции, Давид стремится к созданию исторической картины на современную тему ("Клятва в зале для игры в мяч", не осуществлена сохранился эскиз, сепия, 1791, Лувр). Лилль (Франция)Когда Давид изучал античное искусство, он узнал легенду о старости прославленного полководца Велизария.
Справа изображена группа скорбящих женщин (мать Горациев, сестра, невеста, жена одного из Горациев), на заднем плане видны три арки, каждая из которых соответствует группе фигур: правая – группе женщин, левая – братьям, центральная – отцу с мечами. Первые опыты работы 1780-х годов (Госпожа Пекуль и Господин Пекуль — парные портреты тещи и тестя художника, 1784, Париж, Лувр) продолжила большая серия портретов 1790-х годов.
подчёркивается социальная сущность модели, воплощается классицистическое представление о волевом и деятельном человеке (Врач А. Леруа, 1783, Лувр). Даже то, что художник пишет не депутатов, не политиков, а хозяйку модного салона, было знамение времени: раньше первый художник страны писал либо королевскую семью, либо революционеров. Такова его картина «Бой Марса и Минервы» (1771, Лувр, Париж), с которой Давид участвовал в конкурсе на Римскую премию.
Давид стал одним из ведущих деятелей Великой французской революции. Личность художника Ж. -Л. Еще в период школьного обучения (в колледже Четырех Наций) Жак Луи рисовал с увлечением не только в свободные часы, но и украдкой во время уроков. Принципиально отторгается все единичное и преходящее, которым полна современность живопись материализует эталон, которого лишена действительность. В портретах Давида 80-х – начала 90-х гг.
Метрополитен-музей. Представлен момент коронования императрицы Жозефины Наполеоном Бонапартом. Имея очень большое влияние в художественных кругах, будучи обеспечен поддержкой влиятельных политиков, он повел наступление на старую Академию художеств и добился, в частности, права на участие в академических выставках (Салонах) не только для членов Академии, но для всех желающих, чьи работы будут одобрены жюри. Наконец еще один решил попытать счастья. Достаточно того, что я очень несчастна, чтобы рассчитывать на ваше расположение». Как сильно, должно быть, любил художник этого Друга Народа. Вьена.
130х196 см. С 1793 г. открылись для широкой публики залы Луврского музея. Так следует писать великих людей».
В творчестве ему удалось совместить реальную действительность и идеалы классики. Последние десять лет жизни основоположник классицизма провёл в изгнании. В 1816 году он эмигрировал в Брюссель, где прожил до конца жизни, не оставляя творчества. Произведения Давида 80-х гг. В 1784 г. Давид создал свою знаменитую картину «Клятва Горациев».
Д. Энгр, П. П. Картина задумывалась в значительном масштабе, но не была написана. В портретах 1780-х – начала 1790-х годов, где подчёркивается социальная сущность моделей, воплотились классицистические представления об энергичном и волевом человеке ("Врач А. Леруа", 1783, Музей Фабр, Монпелье). Картина была показана на выставке. Короткая надпись: Марату – Давид – еще больше усиливает это впечатление.
Доведенные до предела строгость стиля и скупость выразительных средств несут мощный заряд энергии. Однако, дальше общего подмалевка дело не пошло —картина так и не была закончена.
Ж. Л. В 1791 он приступил к работе над огромным полотном «Клятва взале для игры в мяч», где предполагал увековечить историч. На возвышение Наполеона он отвечает полотном «Леонид при Фермопилах» (18001511814), в образе спартанского героя довольно ясно проступают черты идеализированного сходства с первым консулом, в 1804 г. ставшим императором. Давид с увлечением работал над «Клятвой в зале для игры в мяч».
Гро, Ф. Жерар, Ж. О. Композиция картины с сидящей у смертного ложа супруга Андромахой повторяет сцену, воспроизведенную в античном рельефе «Смерть Мелеагра», который часто копировали мастера неоклассицизма. Давиду было заказано полотно на сюжет из Римской истории Роллена «Клятва Горациев» (1784, Париж, Лувр). Они стремились захватить власть, чтобы восстановить монархию.
Политические воззрения Давида менялись вместе с изменением политической ситуации, а его искусство довольно точно отражало колебания эмоциональной атмосферы времени. Из произведений, относящихся к этой последней поре деятельности Давида, наиболее достойны внимания: Купидон, покидающий Психею, Марс, обезоруживаемый Венерой, Амуром и Грациями и другие картины. Картина была очень популярна, существует несколько авторских повторений, а также повторений художников его школы. В 1794 г. после термидорианского переворота Давид был заключён в тюрьму за революционные взгляды. С 1797 г. – сторонник Наполеона, его «первый художник». Автор запечатлел тот самый момент, когда отец благословляет своих детей на смертельный бой, протягивая им мечи.
Впервые у Давида принципы классицизма намечаются в картине "Велизарий, просящий подаяние" (1781, Музей изящных искусств, Лилль), отличающейся строгостью композиции и четкостью ритмической структуры и находят своё полнейшее выражение в насыщенной мужественным драматизмом "Клятве Горациев" (1784, Лувр) – исторической картине, воспринятой общественностью как призыв к борьбе. События разворачиваются во внутреннем дворике древнеримского дома. Ритм трех арок фона концентрирует внимание на статуарно выделенных трех фигурах. На нем художник сделал надпись, что не претендует на портретное сходство людей, принимавших участие в событии и изображенных на рисунке (даже несмотря на предварительные портреты). музей Версаля и Трианонов), гигантский холст «Коронование императора НаполеонаI и императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804года» (1805–07, Лувр)– торжественное многофигурное действо, сияющее праздничным, золотистым колоритом аллегорич. Он изобразил на ней защитников Древнего Рима — трех братьев Горациев.
После контрреволюционного термидорианского переворота с конца 1790-х гг. Однако работа осложнялась тем, что император не соглашался позировать. Композиция подчинена стремительной энергии сотен поднятых рук, занавесам на высоко расположенных окнах залы, развевающимся подобно знаменам, подхваченным вихрем. пластика служит задачам нравств.
В 1793 г. Давид пишет композиции «Убитый Лепелетье» и «Смерть Марата», совмещая в них черты портрета и исторического полотна. После получения римской стипендии Prix de Rome (четырежды не мог победить из-за чего пытался совершить самоубийство путем голодания), в 1775 он отправился в Италию. Давид был учителем А. Гро, Ф. Жерара, Ж. О. Д.
Ж. -Л. Давид: Клятва Горациев. Рисунок сегодня хранится в Лувре, а фрагмент — в Национальном музее в Версале. Большая Римская премия была, наконец, вручена Давиду за картину «Врач Эразистрат открывает причину болезни сына Селевка Антиоха, влюбленного в свою мачеху Стратонику». Среди них портреты семьи Серезиа, портрет Лавуазье с женой, портреты военачальников, таких как генералы Л. Гош и Н. Бонапарт, светских красавиц, среди которых самый очаровательный — незаконченный «Портрет мадам Рекамье». После изнеженного и фривольного рококо он, по словам Ш. Бодлера, вернул французскому искусству «вкус к героическому». После чего мать, оставив ребёнка в Париже на попечении брата, уехала в Эврё.
жизни Франции, с 1804 стал «первым художником» императора. В это время пришла та женщина и ее пропустили к Марату. И снова мастер упорно добивается независимости не только для себя, но для всякого художника. порывом композиция «Бонапарт на Сен-Бернарском перевале» (1800, Нац. Однажды Давид с приятелем наблюдали свиту короля, отправившуюся на охоту.
В конце концов император решил избавиться от слишком прославленного военначальника. Это четкое гендерное разделение было характерно для социальной доктрины того времени.
Использован темный фон, на котором светлой фигурой представлен Марат. Особенно патетично выглядит депутат, прижавший обе руки к сердцу, как бы стремящийся вырвать его из груди и отдать людям.
Что до меня, – заявляет осыпаемый упреками на этот раз в корыстолюбии и спекуляции своей славой Давид, – то я не знаю чести выше, как обращаться к суду публики. На сцене остался лишь мертвый герой. Портрет навсегда остался незаконченным.
Давид обучался во Французской Академии. В возрасте 18 лет он поступает в Академию художеств, где его наставником был Жозеф Мари Вьен – прославленный в то время художник, несправедливо сейчас забытый. Давид ежедневно получает латинские итальянские, французские стихи». чувствам современников. Рекамье (1800, там же).
На полу лежат оковы, от которых уже освободили философа. Именно ему была поручена организация Национального музея в Лувре. Был сделан большой рисунок. В 1816 году, после реставрации Бурбонов, Давид был вынужден уехать в Брюссель.
В Академии еще царил тогда дух искусства рококо: сюжеты заимствовались главным образом из области мифологии и носили преимущественно любовный характер, трактовка их была подчинена стремлению создать нарядное и эффектное произведение, не претендующее на глубину содержания. Но Юстиниан не доверял Велизарию и боялся его. Все, затаив дыхание, следили за поединком человека и коня. В 1816, после реставрации Бурбонов, Д. был вынужден уехать в Брюссель.
Грациозно-женственное начало преобладает в жеманно-эротичном полотне «Парис и Елена» (1788, Лувр). В 1790-1810-х годах Давид пишет многочисленные портреты, как парадные ("Наполеон при переходе через Сен-Бернар", 1800, Национальный музей Версаля и Трианонов "Мадам Рекамье", 1800, Лувр), так и более реалистические, приближающиеся к интимным (портреты четы Серизиа, 1795, Лувр). Однако последние годы жизни мастер провёл в изгнании, так как стал живописцем Наполеона и человеком, разделяющим его взгляды и идеи. 261х220 см. Рисунок этот был выполнен пером, причем выпуклость форм и теней на нем получилась благодаря перекрещивающимся линиям, как на гравюре (эта техника у Давида больше никогда не повторялась).
Ничто не должно отвлекать Горациев от главного, никто не может отвратить их от сделанного выбора. Картина «Клятва Горациев» была написана в строгом соответствии с художественными принципами неоклассицизма. После реставрации Бурбонов Д., голосовавший в Конвенте за казнь ЛюдовикаXVI, вынужден был в 1816 эмигрировать в Брюссель. Единый революционный порыв народа Давид воспел в рисунке на картоне 1790 года «Клятва в зале для игры в мяч». Тема имела созвучие и с трагедией П. Корнеля. Эволюция творчества Ж. -Л. Давид «Велизарий, просящий подаяние».
Эти слова написаны на листке, который держит убитый Марат. Зритель видит человека, умершего насильственной смертью (на груди видна кровоточащая рана, на полу рядом с ванной лежит нож). Ничто не должно нарушать этого бесконечно длящегося безмолвия. Об этом полотне с восхищением отозвался строгий критик Дидро в Салоне 1781 года. С 1804 Д. был «первым художником» Наполеона в заказанных Наполеоном холодно-эффектных, пёстрых по цвету и перегруженных по композиции картинах («Коронация», 1805—07, Лувр) ощутимо равнодушие художника к изображаемым событиям, однако он стремится к выразительной характеристике отдельных персонажей.
Отчаяние овладело молодым художником и он решил покончить с собой. Идеализированная фигура античного атлета, несколько гротескный профиль лица (художник стремился передать портретное сходство) и римский меч, парящий в воздухе, не производят впечатления цельности и убедительности образа. Д. вновь обращается к драматическим событиям античной истории, выделяя в них тему примирения противоречий, воссоздавая античность как мир идеальной красоты и чистой гармонии («Сабинянки, останавливающие сражение между римлянами и сабинянами», 1799, Лувр). В детстве у Давида были замечены способности к рисованию, но сначала родственники (отец умер, когда мальчику было 9 лет) думали, что из него получится хороший архитектор, т. к. Портрет Наполеона идеализирован, композиция его театрализована.
В этот же период утверждается и выдающийсяталант Д. -портретиста. «Героический» стиль полотна с изображением застывших в клятве единения фигур трех братьев Горациев на фоне дорической колоннады вызвал много подражаний у мастеров неоклассицизма в эпоху предреволюционных настроений во Франции. Один из них, начатый в 1797 году, так и остался незаконченным, второй — «Бонапарт на перевале Сен-Бернар» (1800, Лувр, Париж)— был закончен. Жироде, Ж. Б. Марат был болен, вот таким образом лежал в ванне, накрытый простыней, принимая лечение от простуды. Направление, заложенное Давидом, продолжали развивать последующие поколения художников. Завершающий аккорд дает лаконичная надпись, начертанная художником на деревянном обрубке справа: «Марату – Давид».
Большой общественный резонанс вызвало его полотно «Клятва в Зале для игры в мяч» (1789, Версаль, Национальный музей рисунок пером — Лувр), оставшееся незавершенным. Картина получила ряд похвальных отзывов, но не принесла Давиду желанной премии. Этот портрет вместе с портретом Лепелетье (тоже кисти Жана Луи Давида) Конвент поместил в своем зале заседаний и постановил:. Произведения Д. 1780-х гг. Мальмезон (Париж)Эта картина открывает эпоху романтизма в европейской живописи.
Давид разделял эти мысли. призыв политич. Трое братьев из рода Горациев были выбраны, чтобы сразиться с тремя лучшими воинами враждебного Риму города Альба-Лонга (братьями Куриациями).
1748, Париж, – 29. 12. С 1804 Давид – первый художник Наполеона, написал ряд заказных, декоративно-эффектных парадных композиций и портретов (Коронование Жозефины, 1805-07, Лувр). Учился в Коллеже Четырёх Наций на курсе риторики. Прославление определенного набора политических идей, которые олицетворял собой Марат, отступают перед темой возвеличивания скромности, бедности и милосердия, как величайших добродетелей гражданина-республиканца.
Учился у исторического живописца Ж. М. Вьена в Королевской академии живописи и скульптуры в Париже (1766—74). Так не слишком выдающийся и при жизни не самый популярный из членов Конвента стал первым в ряду «мучеников революции». По иронии судьбы художник, желая изучить лучшие образцы прошлого, попросил в Национальной библиотеке эстамп с великолепного, написанного Ван Дейком, портрета Карла I Английского – первого в истории короля, казненного по приговору революционного суда. Публицистическая направленность, стремление выразить героические свободолюбивые идеалы через образы античности характерны для классицизма предреволюцонной эпохи, крупнейшим представителем которого стал Д. Впервые у Д. принципы классицизма намечаются в картине «Велизарий, просящий подаяние» (1781, Музей изящных искусств, Лилль), отличающейся строгостью композиции и четкостью ритмической структуры и находят своё полнейшее выражение в насыщенной мужественным драматизмом «Клятве Горациев» (1784, Лувр) — исторической картине, воспринятой общественностью как призыв к борьбе.
Давид исполнил сорок восемь портретов-эскизов. Впервые в иск-ве образ недавнего политич. Винкельмана. Для произведений художника Жака Луи Давида 1780-х годов характерны публицистическая направленность, стремление выразить героические свободолюбивые идеалы предреволюционной эпохи через образы античной истории (Смерть Сократа, 1787, Метрополитен-музей Ликторы приносят Бруту тела его сыновей, 1789, Лувр, Париж).
Картины «Убитый Лепелетье» (1793, не сохранилась известна по гравюре П. А. Тардьё, Национальная библиотека, Париж и по рисунку Ф. Девожа, Музей Маньен, Дижон) и особенно «Смерть Марата» (1793, Музей современного искусства, Брюссель), с её трагическим звучанием, суровым лаконизмом, аскетической сдержанностью цвета и скульптурной монументальностью форм, становятся памятниками героям революционной эпохи, совмещая в себе черты портрета и исторической картины. Давид решил писать картину в Риме и показ ее здесь вызвал подлинную сенсацию. От холста будто идет звон тяжелого и грозного оружия. В предреволюционные годы он искал героические примеры для подражания в далеком прошлом. Произведение посвящено одному из кульминационных событий в истории Французской революции.
Луки и довольно скоро (в сентябре 1766 г. ) по совету Франсуа Буше поступил в Королевскую Академию, в мастерскую живописи, руководимую Жозефом Мари Вьеном (1716-1809). Время, кажется, замерло перед этим зрелищем неотвратимо наступившей смерти. «Смерть Марата» (1793г. ). Его исторические композиции предреволюционных и революционных лет неизменно отражали главную идею, витавшую в воздухе: героизация гражданских доблестей («Клятва Горациев», «Ликторы приносят тела сыновей Брута», «Смерть Марата»), призыв к единению («Клятва в зале для игры в мяч») в период нарастания революционной активности обращение к теме примирения и согласия нации («Сабинянки») в 1795 г., когда республика стояла перед проблемой завершения гражданского противостояния и установления власти закона, прославление сильной власти («Коронация Наполеона») в момент подъема имперского величия Франции. Первое самостоятельное историческое полотно «Врач Эразистрат обнаруживает причины болезни Антиоха» (Париж, Школа изящных искусств) было написано в духе грациозной интерпретации античного сюжета Вьеном, с легким привкусом допустимой фривольности. Педагогическая система последнего, проведшего несколько лет в Италии и увлечённого античностью, была основана на изучении античного искусства, произведений Рафаэля, братьев Карраччи, Микеланджело, требовании достижения в живописи «правды» и «величия».
Древние Афины, Спарта, республиканский Рим – к ним обращены взгляды Дидро, Руссо, ДАламбера ими бредят будущие вожди революции – Робеспьер, Дантон, Марат. Портрет герцога Веллингтона. Кого интересует, сохранено ли сходство в бюстах Александра. Прюдон, П. Ж. ДАВИД (David) Жак Луи (30. 8. 1748, Париж– 29. 12. 1825, Брюссель), франц. Давид показал себя не только талантливым живописцем, но и опытным рисовальщиком.
Художник старался показать атмосферу, царящую в городе, сравнимую разве что с грозой (в этот день в Париже действительно разразилась гроза). картинами «Велизарий, просящий подаяние» (1781, Музей изобразит. В его искусстве нарастают черты отвлечённости и рассудочной повествовательности.
Никакие слова не могут передать её красоту В Риме он принят везде, всюду на него показывают пальцем. Хотя художник Жак Луи Давид (1748 — 1825) начинал как приверженец рококо, его имя в истории живописи соотносят с французским неоклассицизмом. Перед зрителем внезапно умерший человек, а ведь каждый умирает в одиночку.
1800 г. Наполеон на перевале Сан-Бернар. Давид «Клятва Горациев» (1784). Подмалевок картины остался своеобразным памятником духовной атмосферы эпохи, в которой патетика внешних проявлений чувств (искренних или не очень) казалась нормой поведения. Ранние работы Давида, в которых ощутимы отзвуки рококо и влияние идей сентиментализма, традиционно академичны ("Бой Минервы и Марса", 1771 г., Лувр, Париж). Пылкость и оригинальность – вот что его характеризует одновременно знаток и великий художник, он посвятит свои старческие годы хранению шедевров, умножению числа которых он содействовал в своей молодости.
Нужно действительно отдать должное художнику. Конечно, республиканец Давид не мог этого иметь в виду. Автор – Ж. -Л. Давид. Трое братьев, готовые победить или умереть во имя Отчизны, приносят отцу клятву долга и верности. Музей изобразительных искусств. Франция опередила другие европейские страны и в демократизации художественной жизни.
В 1797 году стал свидетелем торжественного въезда в Париж Наполеона Бонапарта и с тех пор становится его пылким сторонником, а после прихода того к власти — придворным «первым художником». Глаза Андромахи, красные от слез, смотрят в глаза зрителю. Но в 1816 году был изгнан из страны как «цареубийца», несмотря на ходатайство министра полиции Эли Деказа. Непосредственность, тёплая задушевность порой сменяются атмосферой холодной элегантности, достигающей апогея в образе мадам Ж. А. Трижды повторенные арки позади фигур соответствуют трем смысловым группам композиции.
Холст, масло. Являясь членом Комитета общественной безопасности, подписывал приказы об аресте «врагов революции». После того, как Наполеон Бонапарт объявил себя наследником революции, Давид становится его безоговорочным приверженцем, а в 1804 году получает титул «первого живописца Императора». события обретает подобную масштабность однако картина осталась незаконченной, о её замысле можно судить по рисункупером (Лувр) и крупному фрагменту (Нац.
С 1789 Д. включается в политич. Учился в Королевской академии живописи и скульптуры (1766-74) у Ж. М. Вьена. В 1792–94 Д. был членом Конвента. Взяв на себя задачу увековечить образ Марата, Давид оказался перед немалыми трудностями.
В его искусстве нарастают черты отвлечённости и рассудочной повествовательности. Окончив колледж, он добился согласия родных посещать класс рисунка в Академии св. Викар, ставшие позднее прославленными мастерами. Давид писал картины не только на исторические сюжеты.
Увековечивая память одного из гл.
«Клятва в зале для игры в мяч». Конь был необыкновенно хорош – серый в яблоках, со спутанной длинной гривой. Лишь развевающиеся занавески на окнах и лица любопытных, заглядывающих в спортивный зал, можно считать данью старым традициям исторической живописи «высокого» стиля.
Античный сюжет из новеллы Мармонтеля (1767) о прославленном древнеримском полководце из-за ложного обвинения обреченном на нищету и скитания, был популярен в эпоху раннего неоклассицизма. Этого живописца называют «свидетелем эпохи», так как, отразив в своем искусстве различные этапы политической жизни Франции — времени «старого режима» (времени царствования Людовика XVI до 1789 года), революции, консульства империи, реставрации Бурбонов, — он был не только художником, но и известным общественным деятелем. 1784г. И ванна Марата видится теперь погребальным саркофагом и простыни – пеленами. (Смерть Сократа, 1787, Метрополитен-музей Ликторы приносят Бруту тела его сыновей, 1789, Лувр) присущи возвышенность замысла, сценическая торжественность образного строя, барельефность композиции, преобладание объёмно-светотеневого начала над колоритом.
Но Жак Луи с юных лет отличался твердостью характера и определенностью своих желаний. Модели изображены то словно уподобленными античной статуе (Госпожа де Веркинак, 1799, Лувр), то в свободной непроизвольной позе, отдыхающими на пленэре (Портрет госпожи Серезиа — сестра жены Давида Портрет Пьера Серезиа, оба — 1795, все — Париж, Лувр). Трём братьям, сыновьям Горация, предстояло вступить в смертельный поединок с друзьями своего детства и родственниками (один из которых был помолвлен с сестрой Горациев). Это был художник больших идейных устремлений и ярких творческих завоеваний.
полотна, отвлечённо-идеализированные и гривуазно-чувственные одновременно («Марс, обезоруживаемый Венерой и Грациями», 1821–24, Королевский музей изящных искусств, Брюссель). Законченная к конкурсу 1773 г., она тоже не была отмечена наградой. Давид объявляет об открытии особой платной выставки. Жак Луи Давид (David) (30. 8. Ничего больше не происходит здесь, на месте совершившейся трагедии. Бюрон) и в тот же день был крещён в церкви Сен-Жермен-лОсеруа. После контрреволюционного термидорианского переворота с конца 1790-х годов Давид вновь обращается к драматическим событиям античной истории, выделяя в них тему примирения противоречий, воссоздавая античность как мир идеальной красоты и чистой гармонии ("Сабинянки, останавливающие сражение между римлянами и сабинянами", 1799, Лувр).
жизни души. Идя на бой, они приносят клятву на мечах, которые держит их отец. В 1784 г. в Риме Давид написал свое знаменитое полотно «Клятва Горациев». Оставшись в одном камзоле, юноша казался совсем хрупким рядом с огромным жеребцом. собрание Генеральных штатов 20. 6. 1789, открывшее путь кокончат.
галерея иск-ва, Вашингтон и др. ). Отец сам приговорил их к смерти, дабы защитить Республику, даже ценой жизни своих родных сыновей. Давида. Не случайно публика называла его «самым передовым и смелым живописцем» своего времени. У Тита Ливия Давид разыскал рассказ о том.
Справа изображены сёстры Горациев. Судя по дошедшим свидетельствам, в этой работе Давид следовал приемам классицизма. Ж. -Л. («Смерть Сократа», 1787, Метрополитен-музей, Нью-Йорк «Ликторы приносят Бруту тело его сына», 1789, Лувр) присущи возвышенность замысла, сценическая торжественность образного строя, барельефность в построении композиции, а также преобладание объёмно-светотеневого начала над цветом. После 9 термидора из-за контактов с окружением Робеспьера и участия в Комитете общественной безопасности, связанном с подписанием ордеров на арест, Давид был обвинен в поддержке «заговора Робеспьера» и заключен в тюрьму Люксембургского дворца из которой был освобожден в 1795 году с приходом к власти правительства директории. Итог оказался печальным. «Брут» (полное название: «Брут – первый консул, по возвращении домой и после того, как осудил своих двух сыновей, которые присоединились к Тарквинию и были в заговоре против римской свободы ликторы приносят их тела для погребения»), 1789 г. Множество персонажей: Брут, мать, сестры, жены казненных, мужи, вносящие в дом отца и гражданина-консула тела юношей.
1808 г. Лоренс. Вскоре он начал писать фрагмент картины. «Ликторы приносят Бруту тела его сыновей» – также была запрещена. В горестном оцепенении склоняются в объятия друг другу сестры воинов.
Мастерская превратилась в настоящий объект паломничества. В центре—три человека, пожимающих друг другу руки. В нем было нечто привычное, доступное пониманию и чувствам людей, воспитанных на культе страдания, которое вознаграждается после смерти. В 1780 г. Давид получил заказ на историческое полотно, которое должно было «оживить добродетели и патриотические чувства».
Обнаженные руки, шея и ступни маленьких ног были совершенны, как у богини. В ней вневременное, вечное естественно сочетается с тем, что принято именовать «дыханием времени». Давид «Бонапарт на Сен-Бернарском перевале» (1801).
Низвержение Наполеона заставило Давида эмигрировать в Брюссель навсегда. 1814 г. Жерар. Так выкристаллизовывался новый стиль и Давид в своей картине «Клятва Горациев» (17841511785) выступил его глашатаем.
Людовик XVI стал вторым, за что и проголосовал избранный депутатом Конвента Давид. Знаковой фигурой французского революционного классицизма, подготовившей явление романтизма был художник ЖАК-ЛУИ ДАВИД (1748-1825). Неоклассицизм начала нового столетия называют ампиром, стилем империи. Путешествие в Италию раскрыло перед ним величие и красоту образов античного мира.
Мужественную решимость воинов оттеняет печаль женщин. В портретах 1780-х — начала 1790-х гг., где подчёркивается социальная сущность моделей, воплотились классицистические представления об энергичном и волевом человеке («Врач А. Леруа», 1783, Музей Фабр, Монпелье). На всю жизнь его учителем и кумиром станет великий Рафаэль. Учился в Королевской академии живописи и скульптуры (1766–1774) у Ж. М. Картины "Убитый Лепелетье" (1793, не сохранилась известна по гравюре П. А. Тардьё, Национальная библиотека, Париж и по рисунку Ф. Девожа, Музей Маньен, Дижон) и особенно "Смерть Марата" (1793, Музей современного искусства, Брюссель), с её трагическим звучанием, суровым лаконизмом, аскетической сдержанностью цвета и скульптурной монументальностью форм, становятся памятниками героям революционной эпохи, совмещая в себе черты портрета и исторической картины. На многих изображены события его молодости, свидетелем которых он стал («Королева Мария Антуанетта по дороге на эшафот», рисунок пером, 1793, Лувр, Париж).
Он оказался необыкновенно плодовит, сделал множество портретов императора («Наполеон при переходе через Сен-Бернар», 1800 г. и др. ), его жены Жозефины, придворных («Мадам Рекамье», 1800 г. портреты четы Серизиа, 1795 г. ) и генералов, а также запечатлел торжественные события («Коронация», 1805—1807 гг). Зачумленные в Яффе, 1803-1804 гг. В возрасте восемнадцати лет Жак Луи поступил в Академию художеств, где учился восемь лет (с 1766 по 1774).
творцов стиля ампир, Д. создаёт получившие широчайшую известность живописные символы эпохи: проникнутая героико-романтич. Произведения Давида 1780-х годов ("Смерть Сократа", 1787, Метрополитен-музей, Нью-Йорк "Ликторы приносят Бруту тело его сына", 1789, Лувр) присущи возвышенность замысла, сценическая торжественность образного строя, барельефность в построении композиции, а также преобладание объёмно-светотеневого начала над цветом. Если Гро был близок стиль нарождающегося романтизма («Наполеон на Аркольском мосту»), то Энгру милее была античность с её вечными идеалами. Визуализация ветра революции. Он продолжал писать портреты и вокруг него всегда были ученики – Антуан Гро (художник Наполеона) и Доминик Энгр. «Смерть Сократа» (1787).
«Портрет Лавуазье» Давида, который был не только химиком и физиком, а также активным членом Якобинского движения, была запрещена властями к показу. Картина была восторженно встречена публикой и воспринята как символ борьбы, призыв к свержению королевской власти. Сюжет этого произведения Давиду подсказала пьеса Корнеля «Гораций», восходящая к древнеримской легенде VII в. до н. э. В ней рассказывалось о борьбе двух родов (Горациев и Куриациев), оспаривавших главенство Рима. Кроме этого, он выполнил полотно «Марс, обезоруживаемый Венерой» (1824, Королевский музей изобразительного искусства, Брюссель), признанное критиками не очень удачным. Светские дамы дружно надели медальоны с портретами любимых подруг, с изображениями могил своих близких, охотно проливали слезы и падали в обморок в загородных парках появились храмы Дружбы, беседки Добродетели, алтари Милосердия в живописи на смену напудренным куколкам-маркизам и игривым пастушкам пришли нравоучительные семейные сценки, где бедные девушки оплакивали умерших птичек, дети самозабвенно ухаживали за стариками-паралитиками, взаимная любовь увенчивалась браком. Рационально мыслящий Жак Анж Габриэль в оформлении площади Людовика XV (площади Согласия), в решении Малого Трианона, поражающего точностью расчета, конструктивной ясностью и логичностью, воплотил эстетику искусства неоклассицизма.
В 1790-1810-х годах Давид пишет многочисленные портреты, как парадные ("Наполеон при переходе через Сен-Бернар", 1800 г., Национальный музей Версаля и Трианонов "Мадам Рекамье", 1800 г., Лувр), так и более реалистические, приближающиеся к интимным (портреты четы Серизиа, 1795 г., Лувр). Думаете ли вы, что великие люди в древности позировали для своих изображений. Все здесь схвачено с достоверностью только что остановленного мгновения: так выглядел убитый «Друг народа» вскоре после рокового удара кинжалом. Их чёткая, риторически выразит. Эта тема, воплощаемая данным сюжетом, была актуальна в XVII в., когда к ней обращались Корнель, Расин и др. Причем все больше и больше Рим начинает привлекать не памятниками Ренессанса, а всем тем, что осталось в нем от античности. Такая художественная программа была обусловлена сменой исторической ситуации: если первый этап классицизма развивался в атмосфере утверждения идеалов в земном строительстве, то второй этап сопряжен с периодом разочарования в возможности достижения земного совершенства какими-либо политическими, экономическими, социальными средствами.
Его личность играла здесь не последнюю роль: кипучий темперамент, эмоциональность, неуемный энтузиазм, стремление к независимости – все это было обращено против существовавшего режима, а также против Королевской академии живописи и скульптуры, члены которой не одобряли его работ и республиканских позиций (она была упразднена по инициативе художника). Через четыре месяца – 16 октября Давид показал готовую картину в Конвенте. классицизма18в. В начале 1792 года король Франции Людовик XVI заказал Давиду свой портрет.
Приступ малодушия был побежден и Давид с упорством принялся за новую картину «Смерть Сенеки». Он пишет «Сабинянок» (17951511799), громоздкое архаическое произведение, далекое от суровых и лаконичных решений прежних лет.