И все-таки именно в картинах революционных лет, включая «Смерть Марата», Жан Луи Давид выступает как один из величайших реалистов в живописи нового времени. «смерть Марата» (фр. La Mort de Marat) — картина французского художника Жака Луи Давида, является одной из самых известных картин, посвященных Великой Французской Революции. «смерть Марата» (фр. La Mort de Marat)— картина французского художника Жака Луи Давида, является одной из самых известных картин, посвященных Великой Французской Революции. Картина «СмертьМарата» — политический миф, созданныйДавидом, но миф красивый и возвышенный, в котором реальность сплетается свымыслом.
Сама картина «Смерть Марата» тоже была написана по горячим следам, это почти полароидный снимок, но между посмертной маской от Тюссо и картиной Давида есть большая разница. Картина была заказана Жаку Луи Давиду сразу после смерти Марата.
Пусть не было такой записки в момент смерти Марата, но ее содержание чрезвычайно типично для характеристики «друга народа» и той деятельности, которую он вел повседневно. По егословам, он хотел «изобразить античныенравы с такой точностью, чтобы греки иримляне, доведись им увидеть мою работу, не сочли бы меня чуждым своим обычаям». Благодаря необычайной силе передачи, превратившей это произведение в шедевр Давида, в одно из чудес современного искусства, в нем нет ничего тривиального, низменного.
Священники с кафедры цитируют не Евангелие, а римского историка Тита Ливия. На краю чурбана лежит ассигнация и записка, на которой можно прочитать: «Отдайте эту ассигнацию той матери шестерых детей, чей муж умер за родину». Но как изобразить страшную минуту смерти Марата. Искусство Давида утратило революционную героику, оно стало холодным, парадным. Желая смягчить строптивую жену, Менелай одаривал ее подарками, но это помогало ненадолго.
На полотне художник изображает героя, совершенно следуя реальным обстоятельствам убийства. Что касается автора картины, то после 9 термидора из-за контактов с окружением Робеспьера и участия в Комитете общественной безопасности, связанном с подписанием ордеров на арест, он был обвинен в поддержке «заговора Робеспьера» и заключен в тюрьму Люксембургского дворца из которой был освобожден в 1795 году с приходом к власти правительства директории. Но написанные по заказу полотна – «Наполеон при переходе через Сен-Бернар», «Коронация» и другие – при всех их художественных достоинствах все же уступали картинам революционных лет. Королевский музей изящных искусств. Бланш полагает, что эта техника и есть искусство: «искусство непосредственное, вопреки кажущейся его напряженности, реалистическое искусное ремесло добросовестного работника нечто хорошо сделанное, скромное, но прибегающее к грубым эффектам» В Салоне 1789 года, открытие которого состоялось в атмосфере революционного напряжения, внимание всех приковывает картина Давида, выставленная под названием «Брут, первый консул, по возвращении домой после того, как осудил своих двух сыновей, которые присоединились к Тарквинию и были в заговоре против римской свободы ликторы приносят их тела для погребения» (1789 Лувр). Здесь явно сказывается желание создать светскую икону.
После смерти отца Елены Менелай стал вместо него царем. И, наоборот, в автопортрете (1794 Лувр), написанном также в тюрьме и так и оставшемся незаконченным, царит совсем другое настроение. Давид в своих портретах представляет то, что непосредственно наблюдает в действительности и, может быть, даже не желая этого, создает образы людей, которые довольны собой, своим богатством и охотно выставляют его напоказ» Несколько в другой манере написан портрет «Лавуазье с женой» (1788 Нью-Йорк, Институт Рокфеллера). Я несчастна, а потому имею право на вашу защиту».
А Марат по прозвищу «Друг народа» стал культовой личностью. Именно во время одной из водных процедур, он был заколот ножом дворянкой Шарлоттой Корде. И художник принял оба предложения. Если в «Клятве Горациев» художник дает идеализированные, несколько абстрагированные образы, то здесь, напротив, он прибегает к утверждению материального мира без всякой его идеализации. Ваша любовь к родине должна внушить вам желание узнать о замышленных там заговорах.
Картина должна была стать символом преданности идее и жертвенности. Последнее, что написал сам герой, лежит рядом. Благодаря необычайной силе передачи, превратившей это произведение в шедевр Давида, в одно из чудес современного искусства, в нем нет ничего тривиального, низменного.
Дальнейшая судьба Давида оказалась самым тесным образом связанной с перипетиями французской истории. Этот портрет вместе с портретом Лепелетье (тоже кисти Жана Луи Давида) Конвент поместил в своем зале заседаний и постановил:. Художник изобразил Марата среди предметов, бывших свидетелями его смерти. В самом Конвенте не было единства. Его сильно потрясла смерть Марата. Я жду вашего ответа».
Считается одним из самых жестоких и даже кровожадных лидеров восстания. 13 июля 1792 года незваная гостья была настойчива и когда ее не пустили к Марату (он чувствовал себя в этот день особенно плохо), она вернулась во второй раз — уже к вечеру. Я несчастна, а потому имею право на вашу защиту». 13 июля 1793 года, спустя полтора месяца после якобинского переворота, один из его вдохновителей и вождей Жан Поль Марат (1743 – 1793) был заколот в своей квартире дворянкой по имени Шарлота Корде, нормандской аристократкой, правнучкой знаменитого драматурга Пьера Корнеля.
Сам Давид считал портрет низшим жанром живописи, но в этом портрете он обратился к проблеме вождя и героя и потому из-под его кисти вышло историческое полотно. На алтарях церквей стояли его бюсты, задрапированные знаменами революции. Она не отпиралась на суде. Париж, Лувр. Тело уже мертвого Марата со свисающей из ванны рукой держит перо. Но после термидорианского переворота картины были убраны и сейчас «Смерть Марата» находится в Брюссельском музее.
Композиция проста и смела. Она напоминает тело Христа в произведении «Пьета» Микеланджело или «Погребение» Караваджо. Со сладкой, блаженной улыбкой с губ срывается последний вздох. На верхнем, лежащем на ящике, листе бумаги написаны последние слова Марата: «Вы должны отдать этот ассигнат матери пятерых детей, чей отец погиб в борьбе за свободу». За это преступление Шарлотту казнили на гильотине 17 июля на площади Революции.
Та внутренняя выразительность, мощная энергия, которая слышится в «Скорбном марше» Госсека, ощутима и в картине «Смерть Марата». Короткая надпись: «Марату — Давид» — еще больше усиливает это впечатление. На втором плане— трёхпролётная аркада в каждую изарок вписана одна или несколько фигур.
Надо было, чтобы картина вызывала не страх перед смертью, а гнев против убийц. Пылкий революционер, Давид видел в убитом героя-мученика. Говоря же непосредственно о творчестве Давида, автор отмечает, что «личный вклад Давида в развитие художественного вкуса заключается в строгости решения, уверенности, точности графической техники, в отрицании независимости искусства, в сознательном превращении искусства в политическое и социальное орудие».
Спокойствие разлито по всему пейзажу. Этот портрет вместе с портретом Лепелетье (тоже кисти Жана Луи Давида) Конвент поместил в своем зале заседаний и постановил: ". 13 июля 1793, Швейцарский агитатор, журналист и врач-самозванец Жан-Поль Марат — один из организаторов погрома и террора в сентябре 1792 (сентябрьские убийства) — был зарезан в своей ванне жирондисткой Шарлоттой Корде.
Картина Давида «Смерть Марата» изображает событие, глубоко потрясшее общественное мнение во Франции в 1793 голу. На алтарях церквей стояли его бюсты, задрапированные знаменами революции. Апофеозом этого стиля стали работы «присяга в Горации» (1785), смерть Сократа (1787) и «Ликторы приносят Бруту тела его сыновей» (1789). А его рана заставляет вспомнить о копье, которое пробило грудь Иисуса. Давид руководил также организацией национальных празднеств в его задачи входило и прославление погибших революционеров, официально объявленных «мучениками свободы».
И уже около 1780 года уверенно возглавил «большой стиль», объединив политику и искусство: «Свидетель своей эпохи, Давид запечатлел ее в своих произведениях, привнеся в ее отображение упорядоченность, определенный стиль. Эти Две стороны его творчества остаются разобщенными вплоть до революции.
Среди вождей революции, тесно связанных с народом и отстаивавших его интересы, наибольшей славой и известностью пользовался неистовый публицист, редактор и издатель газеты «Друг народа» Жан Поль Марат. Картина должна была стать символом преданности идее и жертвенности.
Давид отходит от политики и сосредотачивается на частной жизни, набирает учеников. Ваша любовь к родине должна внушить Вам желание узнать о замышляемых там заговорах. Но это не единственный смысловой пласт картины. Рисунок этот был выполнен пером, причем выпуклость форм и теней на нем получилась благодаря перекрещивающимся линиям, как на гравюре (эта техника у Давида больше никогда не повторялась). Достаточно того, что я очень несчастна, чтобы рассчитывать на Ваше расположение».
Художник не стал писать болезненное состояние кожи пламенного революционера. В отличии от поздних многофигурных исторических полотен Давида, бездушных и скучных, в «Смерти Марата» он сумел чувство глубокой скорби выразить благородно простыми средствами. В руке революционер держит ее письмо, запятнанное кровью, на котором можно прочитать написанные убийцей строки: «13 июля 1793 Мари Анна Шарлотта Корде к гражданину Марату моё бедственное положение служит оправданием тому, что я решилась обратиться к Вашей милости». В «Обращении к французам, друзьям законов и мира», написанном перед покушением, Корде специально подчеркивала, что действовала исключительно по собственной инициативе и вознамерилась «убить чудовище», не вступая ни с кем в сговор. В этой картине есть одновременно и что-то нежное и что-то хватающее за душу. При свечах художник быстро делал наброски. Ванна и драпировка ткани, свешивающейся крупными складками, воспринимаются как античный саркофаг, чурбан, на котором стоит чернильница, – надгробием с надписью: «Марату – Давид».
В горестном оцепенении склоняются в объятия друг другу сестры воинов. В руке Марата зажато то самое письмо с текстом: «13 июля 1793 года: «Анна-Мария-Шарлотта Корде. Все художники, более или менее ценимые Наполеоном, приносили жертвы богу практицизма: им отказывали «в праве и даже в возможности находить удовлетворение в абстрактной сфере красоты» и возложили на них «обязанность делать вещи, которые могли бы получить полезное применение в соответствии с положительными интересами и практическими установлениями нации. Сабиняне решили отомстить, собрали войско и двинулись на Рим. На следующий день к художнику обратились с просьбой не только написать памятный портрет знаменитого публициста (что, в принципе, Давид и сам хотел сделать -), но и организовать церемонию его похорон. Первое самостоятельное историческое полотно «Врач Эразистрат обнаруживает причины болезни Антиоха» (Париж, Школа изящных искусств) было написано в духе грациозной интерпретации античного сюжета Вьеном, с легким привкусом допустимой фривольности.
Убийство произошло 13 июля 1793 года. Я жду Вашего совета». На краю чурбана лежит ассигнация и записка, на которой можно прочитать: «Отдайте эту ассигнацию той матери шестерых детей, чей муж умер за родину». Давид, как и многие бывшие революционеры, радостно приветствовал это событие.
Его поза и рана чуть ниже ключицы напоминает образИисуса, в момент снятия с креста. Смертельная рана в груди, ванна, перо, чернильница и деревянный ящик трактованы художником как эмблемы идентификации и мученичества жертвы.
Особо следует сказать о живописном строе картины. И как бы мастер не стремился, но «первый художник императора» так никогда и не смог сравняться с «первым живописцем революции». Смертельный удар Марату нанесла молодая роялистка Шарлотта Корде. Заплата на простыне и деревянный чурбан справа (необходимый своей светлой массой для равновесия композиции) являются своеобразными символами скромного образа жизни Марата. Во время похорон Марата его забальзамированное тело обернули, как это делали с римскими воинами, в белые простыни.
Неслучайно картина экспонировалась в Лувре в некоем подобии алтаря (в саркофаге-крипте) под пение заупокойного гимна, где герой сравнивался с Иисусом. Именно вот таким образом произведения художников эпохи французской революции ей кажутся «искусственными». Художник изобразил Марата среди предметов, бывших свидетелями его смерти. Революционные события дали непосредственный толчок дальнейшему развитию творчества Давида. Давид родился в Париже в зажиточной буржуазной семье.
Художник рисовал для себя. Там говорится, что деньги следует отдать матери 5 детей, чей отец погиб за свободу. С такими чувствами видел Давид смерть Марата. Плавные очертанияженской группы противопоставленычеканным линиям фигур воинов.
Эта смерть, во всей своей ужасающей простоте, была уже за гранью искусства. Эта смерть, во всей своей ужасающей простоте, была уже за гранью искусства. В 1814 году Давид заканчивает картину «Леонид при Фермопилах» (Лувр), начатую еще в 1800 году.
С такими чувствами видел Давид смерть Марата. они не могут быть изъяты отсюда ни под каким предлогом последующими законадателями». Картина даже не была никем заказана.
Когда тема глубоко волновала Давида, он работал напряженно и быстро. Так происходили похороны. Портрет Мишеля Лепелетье де Сен-Фаржо. Ведь люди сами являются частью природы и, даже не желая ей подражать, все-таки это делают. Шедевр Давида тех лет – «Смерть Марата» (1793, Музей современного искусства, Брюссель).
Короткая надпись: Марату – Давид – еще больше усиливает это впечатление. Обнаженные руки, шея и ступни маленьких ног были совершенны, как у богини. С начала июня Марат был болен и никого из посторонних не принимал. они не могут быть изъяты отсюда ни под каким предлогом последующими законадателями. Давид начинает работать над произведением, запечатлевающим событие, которое произошло 20 июня 1789 года, когда в Зале для игры в мяч депутаты давали клятву «Ни под каким видом не расходиться и собираться всюду, где потребуют обстоятельства, до тех пор, пока не будет выработана и установлена на прочных основах конституция королевства» (Лувр). Он велел пустить к нему составительницу письма. Наполеон понимал важность пропаганды, а Давид мог воплотить хорошую пропаганду.
В это время пришла та женщина и ее пропустили к Марату. Она в нем говорит, что очень несчастна. Само полотно художник создал в течение трех месяцев. В 1835 году внук художника Жюль Давид выкупил оригинал картины у тети, баронессы Менье. Именно этой его доверчивостью и воспользовались враги Марата.
Островыразителен упомянутый портрет Лепелетье и карандашный рисунок — портрет Марии Антуанетты (Лувр), О данном мастере написано достаточное количество литературы, но, объективно говоря исследователи его творчества расходятся во мнении, насколько действительно уникален его вклад в мировое искусство. К вечеру по почте пришло письмо: «Я из Кана. На ванне лежала доска, которая служила ему столом. Давид увековечил помять жертв французской революции 1798 года в трех произведениях. 1790 — 1791 гг. Лаконичная надпись — «Марату Давид. В конце непродолжительной беседы Жан-Поль пообещал казнить предателей, после чего Корде вытащилакороткий кухонный нож и вонзила его в грудь Марата, разорвав сонную артерию.
Сильные головные боли ему успокаивали компрессами из уксуса (сведения из французского источника «Ванна Марата»). В ней находится лживое письмо Корде, которое запятнано кровью.
165 x 128 см. Эта смерть, во всей своей ужасающей простоте, была уже за гранью искусства. Брюссель. Справа на стене деревянного ящика, можно прочесть сформулированную с лаконизмом эпитафии надпись: «Марату – Давид». Неудивительно, что именно против него ополчились все черные силы контрреволюции. Около полудня 13 июля в дом на улице Кордельеров, где жил Марат, вошла молодая женщина.
Ее казнили. Не окончен. Таким образом, по его мнению, «он подготовляет путь для Курбе, но не оказывает никакого влияния на двух самых крупных художников первой половины века – Коро и Домье». Но техника Давида имела решающее значение.
Шарлотту казнили через пять дней после убийства. После разгрома наполеоновских армий и реставрации на французском королевском троне династии Бурбонов Давид как бывший член конвента и «цареубийца» подвергся изгнанию из Франции. Этого живописца называют «свидетелем эпохи», так как, отразив в своем искусстве различные этапы политической жизни Франции – времени «старого режима» (времени царствования Людовика XVI), революции, консульства империи, реставрации Бурбонов, – он был не только художником, но и известным общественным деятелем. Понятие «верности природе» в искусстве вообще, по ее мнению – многозначное и растяжимое понятие, его никогда не следует понимать слишком буквально. «Каждый из нас несет перед родиной ответственность за талант, который он имеет.
В самом Конвенте не было единства. Давид создал произведение, уподобленное величественному и строгому монументу. Художник сразу сделал рисунки, которые ему потом помогли написать «Смерть Марата». На нем император изображен у стола, на котором размещены бумаги государственного значения.
Марат страдал кожным заболеванием и забыться от боли ему помогали ванные процедуры. Голова, повернутая набок, залито мягким светом. Это такая своеобразная эпитафия. Если в картине «Убитый Лепелетье» Давид запрокинул голову изображенного, что скрыло от зрителя характерность некрасивого профиля, то в скорбном лице Марата каждый мог узнать черты «друга народа». Оно голодало.
Там говорится, что деньги следует отдать матери 5 детей, чей отец погиб за свободу. Некрасивое широкоскулое лицо Марата облагорожено тишиной смерти, поцеловавшей его. Картина наполнена исторически реальными деталями, но несет отпечаток идеала. Композиция проста и смела.
Положение правой руки, напоминаетфигуруИисуса в картине «Погребение Христа» (иногда «Положение во гроб»), авторства Караваджо. На полу валяется окровавленный нож, которым только что был нанесен смертельный удар. Она приехала в Париж и купила в Пале-Рояль кухонный нож. После краткой беседы Корде заколола ножом под ключицу ненавистного санкюлота. Некоторое время она колебалась: Робеспьер или Марат. Давид выполнил с картины две копии, следы которых сразу же затерялись. Черты портрета и исторической картины совмещены в картинах Убитый Лепелетье (1793, картина не сохранилась известна по гравюрам Тардье) и особенно Смерть Марата (1793, Королевский музей, Брюссель) с их трагическим звучанием, простотой и лаконизмом композиции, суровой сдержанностью цвета и скульптурной монументальностью форм.
Он умер мгновенно, успев только крикнуть Симонне: «Ко мне, моя дорогая, ко мне. ». 5 Несколько картин революционного содержания было выставлено в Салоне 1793 г. Так, Пурселли выставил картину «Торжество санкюлотов на развалинах Бастилии», Бальзак—«Гора и болото», Дефон—«Осада Тюильри храбрыми санкюлотами», Дюплесси-Берто—«Взятие Бастилии» (последняя картина находится в Музее Версаля). Картина «Смерть Марата» была закончена художником меньше чем за три месяца и повешена в зале заседаний Конвента. Вьена – основывалась на требовании достижения «правда и величия» на основе излучения античности, живописи Рафаэля и мастеров болонской школы, скульптуры Микеланджело. Эта смерть, во всей своей ужасающей простоте, была уже за гранью искусства. Воодушевленный событиями Великой французской революции, Давид стремился к созданию исторической картины на современную тему (Клятва в зале для игры в мяч, 1791, картина не закончена, центральная часть в Национальном музее Версаля и Трианонов). Достаточно того, что я была несчастна, чтобы рассчитывать на Вашу благожелательность».
При свечах художник быстро делал наброски. В колорите ее нет нарочито мрачных тонов, он скорее светлый и ясный.
Картина почти сразу сложилась в единое целое в голове художника. Давид был близким другом Марата и хорошо знал его быт, но, несмотря на документальность сюжета, картина «Смерть Марата», законченная 14 октября 1793 года, не фотография с «места происшествия». Наиболее влиятельной фигурой французской живописи в течение трех десятилетий революционного периода во Франции (1785–1815) являлся Жак-Луи Давид, олицетворявший свежий неоклассицизм. Этот портрет вместе с портретом Лепелетье (тоже кисти Жана Луи Давида) Конвент поместил в своем зале заседаний и постановил: «. И это он изо дня в день повторял в своей знаменитой газете. Короткая надпись: "Марату – Давид" – еще больше усиливает это впечатление.
В картине «Переход Бонапарта черезперевал Сен-Бернар» (1800 г. ) художникизобразил своего нового героявозвращающимся из победоносногопохода в Италию. «Я писал ее сердцем», – говорил о своем шедевре Давид. Сильные головные боли ему успокаивали компрессами из уксуса (сведения из французского источника «Ванна Марата»). Именно это он постарался выявить в церемонии похорон и соответственно написать «Смерть Марата».
Вторая рука лежит на доске. Полотно представляет собой огромный холст. «Каждый из нас несет перед родиной ответственность за талант, который он имеет. Картина почти сразу сложилась в единое целое в голове художника.
Тени очень резкие, вот таким образом лист на переднем плане кажется выступающим за край полотна. В этой картине есть одновременно и что-то нежное и что-то хватающее за душу. Но Жан Поль сам подписал себе смертный приговор, когда опубликовал на страницах своей газеты «Друг народа» призыв принести в жертву революции еще 260 000 голов монархистов, будто бы готовивших очередной контрреволюционный заговор. Вторая рука лежит на доске. Его сильно потрясла смерть Марата.
Она в нем говорит, что очень несчастна. Историческая достоверность картины сочетается здесь с эмоциональной насыщенностью образа от непосредственного впечатления той обстановки, в которой художник видел последний раз «друга народа». Если в «Клятве Горациев», несколько абстрагированные образы, то здесь, напротив, он прибегает к утверждению материального мира без всякой его идеализации.
Так складывался новый стиль и Давид выступил в своих картинах этого периода истинным его глашатаем (Клятва Горациев). Яркое освещение и, по контрасту с ним, темный гладкий фон подчеркивают эти детали. Последнее, что написал сам герой, лежит рядом. 13 июля 1793 г. Жан-Поль Марат, один из наиболее последовательных вождей революции, прозванный «другом народа», был предательски убит подговоренной жирондистами Шарлоттой Корде.
Художник сразу сделал рисунки, которые ему потом помогли написать «Смерть Марата». Надо было, чтобы картина вызывала не страх перед смертью, а гнев против убийц. 13 июля1793 г., спустя полтора месяца послеякобинского переворота, один из еговдохновителей и вождей Жан Поль Марат (1743—1793) был заколот в своей квартиредворянкой по имени Шарлотта Корде. 1793 г. Париж, Национальная библиотека илл.
На ванне лежала доска, которая служила ему столом. Во время похорон Марата его забальзамированное тело обернули, как это делали с римскими воинами, в белые простыни. Лицо Марата — портрет, но тело писалось с натурщика. Власти прибегалик более гибким методам художественнойполитики: распределение крупных заказовна украшение общественных зданийприобрело особенный размах в правлениеНаполеона Iи Луи Филиппа (1830—1848). Этот художник был связан с передовыми идеями и революционной борьбой масс. В ней причудливо сочетались циничная трезвость с романтической восторженностью.
Свое обращение к античности Давид любил связывать с именем Рафаэля: «О, Рафаэль, божественный человек, ты, поднявший меня постепенно до античности Ты же дал мне возможность понять, что античность еще выше тебя» Однако важно отметить, что в этом же Салоне было выставлено другое произведение Давида – портрет графа Потоцкого (1781 Варшава, Национальный музей). Все детали полотна показывают современникам, что Марат был беден и неподкупен. Она села на стул около ванны и стала рассказывать о жирондистском заговоре в Кане. В некоторых же отношениях, классицизм отступил от «природы» даже по сравнению с рококо хотя бы в том, что отверг живописное видение, а вместе с ним и богатую культуру цвета в живописи, заменив ее раскраской.
Воевать на стороне Наполеона ради имперской цели отказался генерал Тадеуш Костюшко и др. ). Это он во всеуслышание заявил: «Не будет свободы, не будет безопасности, не будет мира, не будет покоя для французов, не будет надежды на освобождение для других народов, пока не будет срублена голова тирана». Пушкина). Его поза и рана чуть ниже ключицы напоминает образИисуса, в момент снятия с креста. Фигура убитого Лепелетье напоминает мертвого Гектора, написанного Давидом в 1783 году («Андромаха, оплакивающая Гектора»), а фигура Барра перекликается с изображениями Нарцисса с сентиментально-романтическим Эндимионом Жироде. Но после термидорианского переворота картины были убраны и сейчас «Смерть Марата» находится в Брюссельском музее. В 1793 г. Давид откликается на трагическое событие своей эпохи.
Вот таким образом Марат представлен на картине Давида еще и как античный герой (белая простыня прочитывалась современниками не только как саван, но и как римская тога), подобный братьям Гракхам — Гаю и Тиберию, погибшим от рук убийц. Ее отправили на гильотину. Спартанская царевна Елена была самой красивой смертной женщиной Ойкумены.
Она вошла в дом Марата делая вид, что выдает ему списк контр-революционеров. В этой картине есть одновременно и что-то нежное и что-то хватающее за душу. Выступая в Конвенте, Левассер воскликнул: «Над нами занесен убийцами кинжал. Она напоминает тело Христа в произведении «Пьета» Микеланджело или «Погребение» Караваджо. Она прибыла к Марату в Пале Рояль на улицу Кордельеров, 30. Картина перерастает рамки портрета, являясь героико-революционным произведением.
Женщина больше не могла терпеть и одним ударом ножа в грудь убила Марата. Однако Марат не привык тратить время назад ставил возле ванны доску, служившую ему столом. Депутаты молча смотрели на холст, который неожиданно оказался простым и холодным, но они были восхищены: никто еще не видел такого Марата — мертвого и одновременно живого.
Надпись на грубом деревянном ящике гласит: «МАРАТУ – Давид». На самом деле Марат не успел получить эту записку— Корде убила его раньше1. Но казнь короля не привела к достатку населения.
Картина наполнена исторически реальными деталями, но несет отпечаток идеала. Однако огромная, перегруженная фигурами картинавызвала у зрителей лишь насмешки. Тело уже мертвого Марата со свисающей из ванны рукой держит перо.
Положение правой руки, напоминаетфигуруИисуса в картине «Погребение Христа» (иногда «Положение во гроб»), авторства Караваджо. Началом данной революции считается знаменитое событие Взятие Бастилии. Сейчас лозунг «возвращения к природе», «естественности» кажется странным в устах классицистов, так как их произведения несколько надуманны. В этой картине присутствует что-то нежное и горькое одновременно. Давиду незачем было теперь искать художественных аналогий в античности, «иллюзии» и легендарные герои были больше не нужны, сама действительность, полная драматизма, целиком захватила его. Против этого нового искусства возражал Давид: «Я не хочу ни проникнутого страстью движения, ни страстной экспрессии. » Таким образом, все творчество периода революции художника можно назвать идеалистическим, поскольку прославление политических ценностей и гражданского долга по отношению к своей Родине достигает неимоверных вершин.
Художник не стал писать болезненное состояние кожи пламенного революционера. В этой картине присутствует что-то нежное и горькое одновременно. Классицизм. Эта картина с ее призывом к борьбе, к свершению гражданского подвига — одно из ярких проявлений революционного классицизма со всеми его стилистическими особенностями (стремление к простоте, лаконизму, прямолинейному воплощению идеи), что сказалось как в композиционном решении, в скульптурной трактовке форм, в монохромности колористической гаммы, так и в схематичной обрисовке образов. Художник изобразил Марата среди предметов, бывших свидетелями его смерти.
На самом деле Марат не успел получить эту записку— Корде убила его раньше. Говоря о революционном классицизме, она упоминает теорию Руссо о близости к природе. Картина лаконична. Его поза и рана чуть ниже ключицы напоминает образИисуса, в момент снятия с креста. Но казнь короля не привела к достатку населения.
Вода в ванне и простыни окрашены кровью. Ассигнация лежит тут же рядом. А Марат по прозвищу «Друг народа» стал культовой личностью. Политикам не было дела до них, а им не было дела до политиков.
Ее отправили на гильотину. На картине изображён якобинец, участник политического якобинского клуба Жан Поль Марат. они не могут быть изъяты отсюда ни под каким предлогом последующими законодателями".
Стиль работ художника в очередной раз изменился – стал величественным, холодно-официозним, виртуозное исполнение не смягчали ни яркие краски, ни золотое шитье генеральских устройств, ни золото новейших, ампирной мебели и интерьеров. Под таким углом зрения он изобразил смерть Марата. Надпись на деревянной тумбе— авторское посвящение: «МАРАТУ, Давид». Вода в ванне и простыни окрашены кровью. В конце концов император решил избавиться от слишком прославленного военначальника. Давид хотел показать революционный порыв народа.
После краткой беседы Корде заколола ножом под ключицу ненавистного санкюлота. Так происходили похороны. Руководствуясь, быть может, подобными же соображениями, Давид изобразил на чурбане около ассигнации в 50 су записку следующего содержания: «Эти деньги вы передайте бедной матери пятерых детей, муж которой отправился на защиту отечества».
Женщину немедленно арестовали и через три дня гильотинировали. Положение правой руки, напоминаетфигуруИисуса в картине «Погребение Христа» (иногда «Положение во гроб»), авторства Караваджо. В 1806 г. Энгр наконецсмог отправиться в Италию. Именно вот таким образом он принимал посетителей (в том числе и Шарлотту Корде), сидя в целебной ванне. Она ненавидела его за это.
«Смерть Марата» – посвящена Великой Французской Революции, которая произошла в конце XVIII века. Давид был придворным художником Наполеона. Короткая надпись: «Марату — Давид» — еще больше усиливает это впечатление. Ее взяли на месте преступления. После 15-минутного разговора Шарлотта заколола его кинжалом, который принесла с собой.
Некрасивое широкоскулое лицо Марата облагорожено тишиной смерти, поцеловавшей его. Марат был тяжело болен, но даже больной он продолжал выпускать газету. Жан Поль был лидером якобинцев, которые принимали активное участие в революции, а также журналистом газеты «Друг народа».
И когда Марат читал это письмо, женщина убила его ножом. Давид был также активным участником революционных событий. В «Клятве Горациев» Давид заимствует сюжет из античной истории, для того чтобы воплотить передовые идеи своего времени, а именно: идею патриотизма идею гражданственности. Это «документальное»воспроизведение его милосердия, которым коварно воспользовалась убийца, не соответствует историческим фактам:на самом деле Корде проникла к нему подпредлогом доноса. Заказ придет на следующий день, как и просьба организовать похороны. Он страдал нервной экземой и очень серьезным заболеванием крови.
Ее казнили. В ней находится лживое письмо Корде, которое запятнано кровью. Когдаистёк четырёхлетний срок стажировки, он остался за границей на свой страх ириск. Классицистические представления о волевом и деятельном начале как сущностном ядре человеческой личности отразились в портретах Давида этого периода (Портрет доктора Альфонса Леруа, 1783, Музей Лувр, Париж). Низ ванны, где он сидел, был покрыт простынями, которыми иногда окутывали его плечи. Известен под прозвищем «Друг народа», в честь газеты, которую он издавал.
Когда верховная власть над Францией перешла в руки Наполеона, Давид стал привилегированным живописцем императора но, увековечивая на полотне славные события Консульства и Империи (Портрет Бонапарта на перевале Сен-Бернар, Коронация Наполеона, Раздача орлов и т. п. ), Давид не переставал интересоваться древней историей и написал, между прочим, Леонид и спартанцы у Фермопил — картину, оконченную в 1814 году и проданную в 1819 году вместе с Похищением сабинянок за 100000 франков (обе находятся в Музее Лувра). Этот портрет вместе с портретом Лепелетье (тоже кисти Жана Луи Давида) Конвент поместил в своем зале заседаний и постановил: «они не могут быть изъяты отсюда ни под каким предлогом последующими законадателями». И как впоследствии скажет Э. Делакруа, «Вместо того, чтобы проникнуть в дух античности и соединить ее изучение с изучением природы, Давид явно стал отзвуком эпохи, для которой античность была лишь фантазией» В период революции творчество Давида воодушевляют передовые идеи его времени, сыгравшие большую политическую роль в истории Франции.
Значение этой картины раскрывает сам Давид в речи, произнесенной в Конвенте 29 марта 1793 года при поднесении картины: «Истинный патриот должен со всем старанием пользоваться всеми средствами для просвещения своих соотечественников и постоянно показывать им проявления высокого героизма и добродетели» Давид изобразил Марата так, как он представлял его в момент смерти: сохранено ощущение, что Марат вот только что погиб, только что завершилась непоправимая горчайшая несправедливость, еще не разжалась рука, держащая перо и на лице не разгладилась страдальческая складка, а вместе с тем картина звучит как реквием и фигура убитого – как памятник ему. Сам ассигнат – чек на получение денежной суммы – лежит сверху этой записки. Педагогическая система его учителя – известного живописца Ж. М. Тревожные настроения вполне понятны у художника, который пережил крах своих идеалов.
Он напомнил Давиду коней Диоскуров с римского Капитолия. Но как изобразить страшную минуту смерти Марата. Некоторые детали (пистолеты и карту Франции, которые висели на стене) Давид не стал изображать, дабы подчеркнуть аскетизм Марата.
Предводитель спартанцев Леонид гибнет вместе с 300-ю спартанцами, окруженные неприятелями. Ок. Ванна напоминаетсаркофаг ящик, на котором, как напьедестале, начертано посвящение:«Марату — Давид», — выразительныйрубеж, разделяющий погибшего и зрителейпустое сумеречное пространство фона —образ вечности, где пребывает павшийгерой. Но привратница все равно не хотела ее пускать, а незнакомка настаивала. В том же 1795 году он задумывает картину «Сабинянки останавливают битву между римлянами и сабинянами» (Лувр 1799), которой он хотел показать возможность примирения партий, стоящих на различных политических платформах.
Картина лаконична. Жак Луи Давид. Однако, самойизвестнойкартиной лауреата престижных премий является пропагандистская «смерть Марата», превращающая яростного и беспощадного революционера в мученика. События революции сложились таким образом, что художник на короткое время был заключен в тюрьму, однако, вскоре он стал официальных мастеромновой власти.
Окровавленный нож на полу и рана на груди Марата — свидетельства абсолютного злодеяния. Шарлотту казнили через пять дней после убийства.
Низ ванны, где он сидел, был покрыт простынями, которыми иногда окутывали его плечи. Именно это он постарался выявить в церемонии похорон и соответственно написать «Смерть Марата».
Она не отпиралась на суде. Энгр пытался передать в живописидекоративные возможности различныхвидов старого искусства: выразительностьсилуэтов древнегреческой вазописи— в полотнах «Эдип и Сфинкс» (1808 г. ) и«Юпитер и Фетида» (1811 г. ) пластикускульптурного рельефа — в работах«Сон Оссиана» (1813 г. ), «Вергилий, читающийЭнеиду семье императора Августа» (1819 г. ) насыщенные краски готическойминиатюры — в картине «Паоло и Франческа» (1819 г. ). 4 В Салоне 1789 г., открытие которого состоялось в атмосфере революционного напряжения (на выставке охрану несли сами художники и ученики, одетые в национальные мундиры), внимание всех приковывает картина Давида, выставленная под названием «Брут, первый консул, по возвращении домой после того, как осудил своих двух сыновей, которые присоединились к Тарквинию и были в заговоре против римской свободы ликторы приносят их тела для погребения» (1789 Лувр). Давид Жак Луи (David Jacques-Louis), французский художник. Яркое освещение и, по контрасту с ним, темный гладкий фон подчеркивают эти детали. А его рана заставляет вспомнить о копье, которое пробило грудь Иисуса. Марат умер, успев лишь крикнуть: «A moi, ma chre amie. » (Ко мне, друг мой. ), обращаясь к своей сожительнице, находившейся в соседней комнате.
Почтительный к старшим, Давид доброжелательно объяснял поступок профессора так: «Я думаю, что Вьен говорил так для моей пользы, по крайней мере я не могу предположить никакой другой цели со стороны учителя» Таким образом, лишь в 1775 г. осуществляется поездка в Италию, куда он отправляется как стипендиат Академии вместе с Вьенном. Ее взяли на месте преступления. По выходе из тюрьмы Давид снова отдался всецело живописи и написал в 1795-1799 годах одну из лучших своих картин, Похищение сабинянок (более верное название этой картины — Сабинянки, останавливающие битву между сабинянами и римлянами). В этой картине есть одновременно и что-то нежное и что-то хватающее за душу. За полчаса до прихода гостьи Марат получил письмо следующего содержания: «Я из Кона.
Путешествие было для Давида началом нового периода его ученичества. илл. Все детали говорят и спартанском, крайне скромном образе жизни лидера якобинцев. «Трагедия полная боли и ужаса» – так отозвался о его работе Ш. Бодлер В революционные годы Давид создает ряд замечательных портретов, в которых хочет как бы рассказать о своих раздумьях и думах своих современников.
Аскетическая сдержанность колорита подчеркивает пуританскую простоту образа Марата. Художник рисовал для себя. Он использовал это время для работы (каждый день продолжала выходить издававшаяся им тогда газета «Публицист Французской Республики»), при этом он превратил часть ванны в своеобразный письменный стол. Каждая эпоха имеет свой облик, неповторимый и нелегко замечаемый своими современниками. Болезненная кожа на картине гладкая и безупречная. Фон и декорации картины не расходятся с реальностью.
Надпись на грубом деревянном ящике гласит: «МАРАТУ – Давид». Холст, масло. Шум спорящих женских голосов услышал Марат, который был в ванной комнате. Она приехала в Париж и купила в Пале-Рояль кухонный нож. Хотя убитый Марат изображен в повседневной обстановке, его фигура напоминает фигуру Христа композиции типа «снятые с креста». Картина даже не была никем заказана. Картина «Смерть Марата» (1793 г. ) былазакончена художником меньше чем затри месяца и повешена в зале заседанийКонвента. Заказ придет на следующий день, как и просьба организовать похороны. Художник изобразил Марата среди предметов, бывших свидетелями его смерти.
Она настаивала на немедленном свидании с Маратом, но его жена Симонна ей в этом отказала. Марат страдал от болезни кожи, через которую вынужден был принимать медицинские ванны. Марату нанесли смертельный удар ножом в его собственной ванне и яркий образ, созданный художником, служит напоминанием об этом убийстве. Оно голодало. важно отметить, что в этом же Салоне было выставлено другое произведение Давида — портрет графа Потоцкого (1781 Варшава, Национальный музей). Пылкий революционер, Давид видел в убитом героя-мученика.
Само полотно художник создал в течение трех месяцев. Для произведений художника Жака Луи Давида 1780-х годов характерны публицистическая направленность, стремление выразить героические свободолюбивые идеалы предреволюционной эпохи через образы античной истории (Смерть Сократа, 1787, Метрополитен-музей Ликторы приносят Бруту тела его сыновей, 1789, Лувр, Париж). На полу лежит большой кухонный нож, также обагренный кровью. Ассигнация лежит тут же рядом.
Тринадцатого июля революционер Жан Поль Марат был убит в собственном доме Шарлоттой Корде, молодой аристократкой, сторонницей жирондистов. Это такая своеобразная эпитафия. В картине нет ничего надуманного, ничего искусственного, художник устранил все лишнее, оставив лишь минимальное количество предметов, но зато каждый из них выразительно служит поставленной цели. Франция.
Марат сидит в ванне так же, как за два дня до смерти, когда Давид навещал его (известно, что Марат страдал кожным заболеванием и вот таким образом подолгу работал в ванной, выложенной для мягкости простынями – это охлаждало его воспалённую кожу). Тем не менее художник вновь избралсюжет, созвучный современности:сказание о женщинах, прекратившихвойну между римлянами (их мужьями) исабинянами (их отцами и братьями), звучалов тогдашней Франции как призыв кгражданскому миру. А записка была лишь поводом, чтобы проникнуть в квартиру Марата. Под таким углом зрения он изобразил смерть Марата. Раскрывая биографические подробности жизни и творчества художника, автор с восхищеньем отзывается о Давиде не только как о прекрасном художнике в политическом аспекте, но в большей степени как о мастере, оставившем нам также и образы малой «человеческой комедии» в портретах своих близких, в портретах разбогатевших чиновников импозантных военных, дипломатов, политических изгнанников, многие из которых не окончены.
На полу лежит большой кухонный нож, также обагренный кровью. Его интересуют самые различные психологические состояния.