Сама картина «Смерть Марата» тоже была написана по горячим следам, это почти полароидный снимок, но между посмертной маской от Тюссо и картиной Давида есть большая разница. Давид изобразил Марата так, как он представлял его в момент смерти. «смерть Марата» (фр. La Mort de Marat)— картина французского художника Жака Луи Давида, является одной из самых известных картин, посвященных Великой Французской Революции. Картина была заказана Жаку Луи Давиду сразу после смерти Марата.
И все-таки именно в картинах революционных лет, включая «Смерть Марата», Жан Луи Давид выступает как один из величайших реалистов в живописи нового времени. «смерть Марата» (фр. La Mort de Marat) — картина французского художника Жака Луи Давида, является одной из самых известных картин, посвященных Великой Французской Революции. Картина «СмертьМарата» — политический миф, созданныйДавидом, но миф красивый и возвышенный, в котором реальность сплетается свымыслом.
Давид в день убийства побывал в доме Марата и сделал зарисовки с натуры. Именно вот таким образом произведения художников эпохи французской революции ей кажутся «искусственными». На ванне лежала доска, которая служила ему столом. Только что совершилось убийство.
Париж, Лувр. они не могут быть изъяты отсюда ни под каким предлогом последующими законадателями». Ванна напоминаетсаркофаг ящик, на котором, как напьедестале, начертано посвящение:«Марату — Давид», — выразительныйрубеж, разделяющий погибшего и зрителейпустое сумеречное пространство фона —образ вечности, где пребывает павшийгерой. Эта картина с ее призывом к борьбе, к свершению гражданского подвига — одно из ярких проявлений революционного классицизма со всеми его стилистическими особенностями (стремление к простоте, лаконизму, прямолинейному воплощению идеи), что сказалось как в композиционном решении, в скульптурной трактовке форм, в монохромности колористической гаммы, так и в схематичной обрисовке образов. Заплата на простыне и деревянный чурбан справа (необходимый своей светлой массой для равновесия композиции) являются своеобразными символами скромного образа жизни Марата. Он напомнил Давиду коней Диоскуров с римского Капитолия. Классицизм.
А записка была лишь поводом, чтобы проникнуть в квартиру Марата. Жан Поль был лидером якобинцев, которые принимали активное участие в революции, а также журналистом газеты «Друг народа». Первое самостоятельное историческое полотно «Врач Эразистрат обнаруживает причины болезни Антиоха» (Париж, Школа изящных искусств) было написано в духе грациозной интерпретации античного сюжета Вьеном, с легким привкусом допустимой фривольности. Спартанская царевна Елена была самой красивой смертной женщиной Ойкумены. Я несчастна, а потому имею право на вашу защиту».
Классицистические представления о волевом и деятельном начале как сущностном ядре человеческой личности отразились в портретах Давида этого периода (Портрет доктора Альфонса Леруа, 1783, Музей Лувр, Париж). Именно это он постарался выявить в церемонии похорон и соответственно написать «Смерть Марата». Это «документальное» воспроизведение его милосердия, которым коварно воспользовалась убийца, не соответствует историческим фактам: на самом деле Корде проникла к нему под предлогом доноса. В 1835 году внук художника Жюль Давид выкупил оригинал картины у тети, баронессы Менье. Когда тема глубоко волновала Давида, он работал напряженно и быстро.
На втором плане— трёхпролётная аркада в каждую изарок вписана одна или несколько фигур. Свое обращение к античности Давид любил связывать с именем Рафаэля: «О, Рафаэль, божественный человек, ты, поднявший меня постепенно до античности Ты же дал мне возможность понять, что античность еще выше тебя» Однако важно отметить, что в этом же Салоне было выставлено другое произведение Давида – портрет графа Потоцкого (1781 Варшава, Национальный музей). И как бы мастер не стремился, но «первый художник императора» так никогда и не смог сравняться с «первым живописцем революции». Картина даже не была никем заказана. Тело уже мертвого Марата со свисающей из ванны рукой держит перо.
Воодушевленный событиями Великой французской революции, Давид стремился к созданию исторической картины на современную тему (Клятва в зале для игры в мяч, 1791, картина не закончена, центральная часть в Национальном музее Версаля и Трианонов). И это он изо дня в день повторял в своей знаменитой газете. Удар был нанесен Марату под правую ключицу, когда тот сидел в ванне: из-за кожной болезни он был вынужден так работать и принимать посетителей – тело революционера было обезображено экземой. Неудивительно, что именно против него ополчились все черные силы контрреволюции. Давид создал произведение, уподобленное величественному и строгому монументу.
А Марат по прозвищу «Друг народа» стал культовой личностью. Этого живописца называют «свидетелем эпохи», так как, отразив в своем искусстве различные этапы политической жизни Франции – времени «старого режима» (времени царствования Людовика XVI), революции, консульства империи, реставрации Бурбонов, – он был не только художником, но и известным общественным деятелем. Шарлотту казнили через пять дней после убийства.
После краткой беседы Корде заколола ножом под ключицу ненавистного санкюлота. Аскетическая сдержанность колорита подчеркивает пуританскую простоту образа Марата. Но написанные по заказу полотна – «Наполеон при переходе через Сен-Бернар», «Коронация» и другие – при всех их художественных достоинствах все же уступали картинам революционных лет. Понятие «верности природе» в искусстве вообще, по ее мнению – многозначное и растяжимое понятие, его никогда не следует понимать слишком буквально. Нужно действительно отдать должное художнику. «Трагедия полная боли и ужаса» – так отозвался о его работе Ш. Бодлер В революционные годы Давид создает ряд замечательных портретов, в которых хочет как бы рассказать о своих раздумьях и думах своих современников. На полотне художник изображает героя, совершенно следуя реальным обстоятельствам убийства.
Через четыре месяца – 16 октября Давид показал готовую картину в Конвенте. Его поза и рана чуть ниже ключицы напоминает образИисуса, в момент снятия с креста. Лаконичная надпись — «Марату Давид. 13 июля 1792 года незваная гостья была настойчива и когда ее не пустили к Марату (он чувствовал себя в этот день особенно плохо), она вернулась во второй раз — уже к вечеру. Он страдал нервной экземой и очень серьезным заболеванием крови. Картина должна была стать символом преданности идее и жертвенности. Художник изобразил Марата среди предметов, бывших свидетелями его смерти.
В этой картине есть одновременно и что-то нежное и что-то хватающее за душу. В самом Конвенте не было единства. Женщину немедленно арестовали и через три дня гильотинировали. Эта смерть, во всей своей ужасающей простоте, была уже за гранью искусства. Желая смягчить строптивую жену, Менелай одаривал ее подарками, но это помогало ненадолго.
5 Несколько картин революционного содержания было выставлено в Салоне 1793 г. Так, Пурселли выставил картину «Торжество санкюлотов на развалинах Бастилии», Бальзак—«Гора и болото», Дефон—«Осада Тюильри храбрыми санкюлотами», Дюплесси-Берто—«Взятие Бастилии» (последняя картина находится в Музее Версаля). Давид начинает работать над произведением, запечатлевающим событие, которое произошло 20 июня 1789 года, когда в Зале для игры в мяч депутаты давали клятву «Ни под каким видом не расходиться и собираться всюду, где потребуют обстоятельства, до тех пор, пока не будет выработана и установлена на прочных основах конституция королевства» (Лувр). важно отметить, что в этом же Салоне было выставлено другое произведение Давида — портрет графа Потоцкого (1781 Варшава, Национальный музей). В 1806 г. Энгр наконецсмог отправиться в Италию. Сумрачное пространство на заднем фоне – образ вечности, в которой должен остаться образ Марата, резкий свет и четкая устойчивая светотеневая моделировка усиливают чувство отрешенности от всего случайного.
Его интересуют самые различные психологические состояния. Давид был придворным художником Наполеона. Она прибыла к Марату в Пале Рояль на улицу Кордельеров, 30. Эта смерть, во всей своей ужасающей простоте, была уже за гранью искусства. Ваша любовь к родине должна внушить Вам желание узнать о замышляемых там заговорах.
Говоря же непосредственно о творчестве Давида, автор отмечает, что «личный вклад Давида в развитие художественного вкуса заключается в строгости решения, уверенности, точности графической техники, в отрицании независимости искусства, в сознательном превращении искусства в политическое и социальное орудие». Когдаистёк четырёхлетний срок стажировки, он остался за границей на свой страх ириск. Выступая в Конвенте, Левассер воскликнул: «Над нами занесен убийцами кинжал. Она напоминает тело Христа в произведении «Пьета» Микеланджело или «Погребение» Караваджо.
Началом данной революции считается знаменитое событие Взятие Бастилии. Бланш полагает, что эта техника и есть искусство: «искусство непосредственное, вопреки кажущейся его напряженности, реалистическое искусное ремесло добросовестного работника нечто хорошо сделанное, скромное, но прибегающее к грубым эффектам» В Салоне 1789 года, открытие которого состоялось в атмосфере революционного напряжения, внимание всех приковывает картина Давида, выставленная под названием «Брут, первый консул, по возвращении домой после того, как осудил своих двух сыновей, которые присоединились к Тарквинию и были в заговоре против римской свободы ликторы приносят их тела для погребения» (1789 Лувр). Эта смерть, во всей своей ужасающей простоте, была уже за гранью искусства. Жак Луи Давид. В «Клятве Горациев» Давид заимствует сюжет из античной истории, для того чтобы воплотить передовые идеи своего времени, а именно: идею патриотизма идею гражданственности.
Я услышал голос народа и повиновался ему». Оно голодало. По выходе из тюрьмы Давид снова отдался всецело живописи и написал в 1795-1799 годах одну из лучших своих картин, Похищение сабинянок (более верное название этой картины — Сабинянки, останавливающие битву между сабинянами и римлянами). Что касается автора картины, то после 9 термидора из-за контактов с окружением Робеспьера и участия в Комитете общественной безопасности, связанном с подписанием ордеров на арест, он был обвинен в поддержке «заговора Робеспьера» и заключен в тюрьму Люксембургского дворца из которой был освобожден в 1795 году с приходом к власти правительства директории. Завершающий аккорд дает лаконичная надпись, начертанная художником на деревянном обрубке справа: «Марату – Давид».
Заказ придет на следующий день, как и просьба организовать похороны. Сабиняне решили отомстить, собрали войско и двинулись на Рим. В конце концов император решил избавиться от слишком прославленного военначальника.
Суровая в своей простоте композиция, чеканные скульптурные формы, подчеркнутый контраст света и тени, строгий колорит и темное пространство фона, на котором выделяется бессильно поникшее тело Марата, — все это делает картину похожей на надгробный памятник. Если в «Клятве Горациев», несколько абстрагированные образы, то здесь, напротив, он прибегает к утверждению материального мира без всякой его идеализации. На нем император изображен у стола, на котором размещены бумаги государственного значения.
Художник не стал писать болезненное состояние кожи пламенного революционера. Давид в своих портретах представляет то, что непосредственно наблюдает в действительности и, может быть, даже не желая этого, создает образы людей, которые довольны собой, своим богатством и охотно выставляют его напоказ» Несколько в другой манере написан портрет «Лавуазье с женой» (1788 Нью-Йорк, Институт Рокфеллера). «Смерть Марата» – посвящена Великой Французской Революции, которая произошла в конце XVIII века.
они не могут быть изъяты отсюда ни под каким предлогом последующими законадателями. Я жду вашего ответа». Священники с кафедры цитируют не Евангелие, а римского историка Тита Ливия.
Вода в ванне и простыни окрашены кровью. Она не отпиралась на суде. И как впоследствии скажет Э. Делакруа, «Вместо того, чтобы проникнуть в дух античности и соединить ее изучение с изучением природы, Давид явно стал отзвуком эпохи, для которой античность была лишь фантазией» В период революции творчество Давида воодушевляют передовые идеи его времени, сыгравшие большую политическую роль в истории Франции. Этот портрет вместе с портретом Лепелетье (тоже кисти Жана Луи Давида) Конвент поместил в своем зале заседаний и постановил: «. Она приехала в Париж и купила в Пале-Рояль кухонный нож. Она в нем говорит, что очень несчастна.
илл. В том же 1795 году он задумывает картину «Сабинянки останавливают битву между римлянами и сабинянами» (Лувр 1799), которой он хотел показать возможность примирения партий, стоящих на различных политических платформах. Я несчастна, а потому имею право на вашу защиту». Страшное волнующее сходство полуоткрытого рта искаженного гримасой, едва смягчено закрытыми глазами.
Он использовал это время для работы (каждый день продолжала выходить издававшаяся им тогда газета «Публицист Французской Республики»), при этом он превратил часть ванны в своеобразный письменный стол. Именно во время одной из водных процедур, он был заколот ножом дворянкой Шарлоттой Корде. Он умер мгновенно, успев только крикнуть Симонне: «Ко мне, моя дорогая, ко мне. ». Ничто не должно нарушать этого бесконечно длящегося безмолвия.
Под таким углом зрения он изобразил смерть Марата. Пусть не было такой записки в момент смерти Марата, но ее содержание чрезвычайно типично для характеристики «друга народа» и той деятельности, которую он вел повседневно. Искусство Давида утратило революционную героику, оно стало холодным, парадным. В некоторых же отношениях, классицизм отступил от «природы» даже по сравнению с рококо хотя бы в том, что отверг живописное видение, а вместе с ним и богатую культуру цвета в живописи, заменив ее раскраской. Его сильно потрясла смерть Марата. Таким образом, по его мнению, «он подготовляет путь для Курбе, но не оказывает никакого влияния на двух самых крупных художников первой половины века – Коро и Домье».
13 июля 1793, Швейцарский агитатор, журналист и врач-самозванец Жан-Поль Марат — один из организаторов погрома и террора в сентябре 1792 (сентябрьские убийства) — был зарезан в своей ванне жирондисткой Шарлоттой Корде. Воевать на стороне Наполеона ради имперской цели отказался генерал Тадеуш Костюшко и др. ). Путешествие было для Давида началом нового периода его ученичества. Сильные головные боли ему успокаивали компрессами из уксуса (сведения из французского источника «Ванна Марата»). В отличии от поздних многофигурных исторических полотен Давида, бездушных и скучных, в «Смерти Марата» он сумел чувство глубокой скорби выразить благородно простыми средствами.
Художник изобразил Марата среди предметов, бывших свидетелями его смерти. Политикам не было дела до них, а им не было дела до политиков. Тем не менее художник вновь избралсюжет, созвучный современности:сказание о женщинах, прекратившихвойну между римлянами (их мужьями) исабинянами (их отцами и братьями), звучалов тогдашней Франции как призыв кгражданскому миру. Все детали говорят и спартанском, крайне скромном образе жизни лидера якобинцев. В этой картине присутствует что-то нежное и горькое одновременно.
13 июля 1793 г., спустя полтора месяца после якобинского переворота, один из его вдохновителей и вождей Жан Поль Марат (1 743—1 793) был заколот в своей квартире дворянкой по имени Шарлотта Корде. Все детали полотна показывают современникам, что Марат был беден и неподкупен.
По егословам, он хотел «изобразить античныенравы с такой точностью, чтобы греки иримляне, доведись им увидеть мою работу, не сочли бы меня чуждым своим обычаям». Все построено на подчеркнутом сопоставлении горизонтальных и вертикальных линий.
В этой картине есть одновременно и что-то нежное и что-то хватающее за душу. Наполеон понимал важность пропаганды, а Давид мог воплотить хорошую пропаганду. Франция. Особо следует сказать о живописном строе картины. Взяв на себя задачу увековечить образ Марата, Давид оказался перед немалыми трудностями. Положение правой руки, напоминаетфигуруИисуса в картине «Погребение Христа» (иногда «Положение во гроб»), авторства Караваджо.
В горестном оцепенении склоняются в объятия друг другу сестры воинов. они не могут быть изъяты отсюда ни под каким предлогом последующими законодателями". Но после термидорианского переворота картины были убраны и сейчас «Смерть Марата» находится в Брюссельском музее. За полчаса до прихода гостьи Марат получил письмо следующего содержания: «Я из Кона. Она вошла в дом Марата делая вид, что выдает ему списк контр-революционеров.
Спокойствие разлито по всему пейзажу. Давид увековечил помять жертв французской революции 1798 года в трех произведениях. 13 июля 1793 года, спустя полтора месяца после якобинского переворота, один из его вдохновителей и вождей Жан Поль Марат (1743 – 1793) был заколот в своей квартире дворянкой по имени Шарлота Корде, нормандской аристократкой, правнучкой знаменитого драматурга Пьера Корнеля.
Все художники, более или менее ценимые Наполеоном, приносили жертвы богу практицизма: им отказывали «в праве и даже в возможности находить удовлетворение в абстрактной сфере красоты» и возложили на них «обязанность делать вещи, которые могли бы получить полезное применение в соответствии с положительными интересами и практическими установлениями нации. И художник принял оба предложения. Если в «Клятве Горациев» художник дает идеализированные, несколько абстрагированные образы, то здесь, напротив, он прибегает к утверждению материального мира без всякой его идеализации. Однако огромная, перегруженная фигурами картинавызвала у зрителей лишь насмешки. Апофеозом этого стиля стали работы «присяга в Горации» (1785), смерть Сократа (1787) и «Ликторы приносят Бруту тела его сыновей» (1789). В картине «Переход Бонапарта черезперевал Сен-Бернар» (1800 г. ) художникизобразил своего нового героявозвращающимся из победоносногопохода в Италию.
Надпись на грубом деревянном ящике гласит: «МАРАТУ – Давид». Давид выполнил с картины две копии, следы которых сразу же затерялись. Но после термидорианского переворота картины были убраны и сейчас «Смерть Марата» находится в Брюссельском музее. Значение этой картины раскрывает сам Давид в речи, произнесенной в Конвенте 29 марта 1793 года при поднесении картины: «Истинный патриот должен со всем старанием пользоваться всеми средствами для просвещения своих соотечественников и постоянно показывать им проявления высокого героизма и добродетели» Давид изобразил Марата так, как он представлял его в момент смерти: сохранено ощущение, что Марат вот только что погиб, только что завершилась непоправимая горчайшая несправедливость, еще не разжалась рука, держащая перо и на лице не разгладилась страдальческая складка, а вместе с тем картина звучит как реквием и фигура убитого – как памятник ему.
Подле ванны – прямоугольный деревянный чурбан, на котором перо, чернильница, листы письма. Ее отправили на гильотину. Там говорится, что деньги следует отдать матери 5 детей, чей отец погиб за свободу.
Художник сразу сделал рисунки, которые ему потом помогли написать «Смерть Марата». Но техника Давида имела решающее значение. Давид отходит от политики и сосредотачивается на частной жизни, набирает учеников.
Картина «Смерть Марата» была закончена художником меньше чем за три месяца и повешена в зале заседаний Конвента. Ничего больше не происходит здесь, на месте совершившейся трагедии. Этот портрет вместе с портретом Лепелетье (тоже кисти Жана Луи Давида) Конвент поместил в своем зале заседаний и постановил:. И когда Марат читал это письмо, женщина убила его ножом.
Давид Жак Луи (David Jacques-Louis), французский художник. «Каждый из нас несет перед родиной ответственность за талант, который он имеет. На самом деле Марат не успел получить эту записку— Корде убила его раньше. Последнее, что написал сам герой, лежит рядом. Фигура убитого Лепелетье напоминает мертвого Гектора, написанного Давидом в 1783 году («Андромаха, оплакивающая Гектора»), а фигура Барра перекликается с изображениями Нарцисса с сентиментально-романтическим Эндимионом Жироде.
На сцене остался лишь мертвый герой. Короткая надпись: "Марату – Давид" – еще больше усиливает это впечатление. Благодаря необычайной силе передачи, превратившей это произведение в шедевр Давида, в одно из чудес современного искусства, в нем нет ничего тривиального, низменного.
Рассказывая о событии, Давид ограничился лишь самыми необходимыми деталями: безвольно поникшее тело, кровоточащая рана, орудие убийства и письмо, которым воспользовался убийца, чтобы его впустили в дом. Революционные события дали непосредственный толчок дальнейшему развитию творчества Давида. Художник изобразил Марата среди предметов, бывших свидетелями его смерти. Портрет Мишеля Лепелетье де Сен-Фаржо. В ней находится лживое письмо Корде, которое запятнано кровью. В 1814 году Давид заканчивает картину «Леонид при Фермопилах» (Лувр), начатую еще в 1800 году. Со сладкой, блаженной улыбкой с губ срывается последний вздох. Достаточно того, что я очень несчастна, чтобы рассчитывать на Ваше расположение».
Ванна напоминает саркофаг ящик, на котором, как на пьедестале, начертано посвящение: «Марату — Давид», — выразительный рубеж, разделяющий погибшего и зрителей пустое сумеречное пространство фона — образ вечности, где пребывает павший герой. Та внутренняя выразительность, мощная энергия, которая слышится в «Скорбном марше» Госсека, ощутима и в картине «Смерть Марата». Картина «Смерть Марата» (1793 г. ) была закончена художником меньше чем за три месяца и повешена в зале заседаний Конвента.
Давид сумел возвысить свой образ до степени вечного реквиема по погибшему. Некрасивое широкоскулое лицо Марата облагорожено тишиной смерти, поцеловавшей его. Ее отправили на гильотину. Среди вождей революции, тесно связанных с народом и отстаивавших его интересы, наибольшей славой и известностью пользовался неистовый публицист, редактор и издатель газеты «Друг народа» Жан Поль Марат.
Почтительный к старшим, Давид доброжелательно объяснял поступок профессора так: «Я думаю, что Вьен говорил так для моей пользы, по крайней мере я не могу предположить никакой другой цели со стороны учителя» Таким образом, лишь в 1775 г. осуществляется поездка в Италию, куда он отправляется как стипендиат Академии вместе с Вьенном. На полу валяется окровавленный нож, которым только что был нанесен смертельный удар. 165 x 128 см. Короткая надпись: «Марату — Давид» — еще больше усиливает это впечатление. При свечах художник быстро делал наброски. Обнаженные руки, шея и ступни маленьких ног были совершенны, как у богини. Королевский музей изящных искусств. Картина лаконична.
В это время пришла та женщина и ее пропустили к Марату. Педагогическая система его учителя – известного живописца Ж. М.
Его поза и рана чуть ниже ключицы напоминает образИисуса, в момент снятия с креста. Голова, повернутая набок, залито мягким светом. На следующий день к художнику обратились с просьбой не только написать памятный портрет знаменитого публициста (что, в принципе, Давид и сам хотел сделать -), но и организовать церемонию его похорон. А его рана заставляет вспомнить о копье, которое пробило грудь Иисуса. В ней причудливо сочетались циничная трезвость с романтической восторженностью. Женщина больше не могла терпеть и одним ударом ножа в грудь убила Марата. Убийство произошло 13 июля 1793 года.
Картина наполнена исторически реальными деталями, но несет отпечаток идеала. Художник рисовал для себя. Художник изобразил Марата среди предметов, бывших свидетелями его смерти. Время, кажется, замерло перед этим зрелищем неотвратимо наступившей смерти. 4 В Салоне 1789 г., открытие которого состоялось в атмосфере революционного напряжения (на выставке охрану несли сами художники и ученики, одетые в национальные мундиры), внимание всех приковывает картина Давида, выставленная под названием «Брут, первый консул, по возвращении домой после того, как осудил своих двух сыновей, которые присоединились к Тарквинию и были в заговоре против римской свободы ликторы приносят их тела для погребения» (1789 Лувр). Ок.
Плавные очертанияженской группы противопоставленычеканным линиям фигур воинов. Когда верховная власть над Францией перешла в руки Наполеона, Давид стал привилегированным живописцем императора но, увековечивая на полотне славные события Консульства и Империи (Портрет Бонапарта на перевале Сен-Бернар, Коронация Наполеона, Раздача орлов и т. п. ), Давид не переставал интересоваться древней историей и написал, между прочим, Леонид и спартанцы у Фермопил — картину, оконченную в 1814 году и проданную в 1819 году вместе с Похищением сабинянок за 100000 франков (обе находятся в Музее Лувра). Надо было, чтобы картина вызывала не страх перед смертью, а гнев против убийц.
1790 — 1791 гг. Если в картине «Убитый Лепелетье» Давид запрокинул голову изображенного, что скрыло от зрителя характерность некрасивого профиля, то в скорбном лице Марата каждый мог узнать черты «друга народа». Обрубок, на котором пишет Марат, наводит на мысль о его нетребовательности в личной жизни и скудости средств, для которых, если они появлялись, он находил другое употребление. Так происходили похороны.
Давид хотел показать революционный порыв народа. Этот портрет вместе с портретом Лепелетье (тоже кисти Жана Луи Давида) Конвент поместил в своем зале заседаний и постановил: «они не могут быть изъяты отсюда ни под каким предлогом последующими законадателями». Марат страдал кожным заболеванием и забыться от боли ему помогали ванные процедуры. Короткая надпись: «Марату — Давид» — еще больше усиливает это впечатление.
Картина Давида «Смерть Марата» изображает событие, глубоко потрясшее общественное мнение во Франции в 1793 голу. Около полудня 13 июля в дом на улице Кордельеров, где жил Марат, вошла молодая женщина. Каждая эпоха имеет свой облик, неповторимый и нелегко замечаемый своими современниками. Предводитель спартанцев Леонид гибнет вместе с 300-ю спартанцами, окруженные неприятелями.
Картина перерастает рамки портрета, являясь героико-революционным произведением. Это «документальное»воспроизведение его милосердия, которым коварно воспользовалась убийца, не соответствует историческим фактам:на самом деле Корде проникла к нему подпредлогом доноса.
Картина «Смерть Марата» (1793 г. ) былазакончена художником меньше чем затри месяца и повешена в зале заседанийКонвента. На картине изображён якобинец, участник политического якобинского клуба Жан Поль Марат. Надпись на деревянной тумбе— авторское посвящение: «МАРАТУ, Давид». В искусстве этот стиль воплотился в отвлеченно-благородных формах классицизма. Но написанное гениальной кистью, все было согрето таким теплым и добрым чувством, что это полотно никого не могло оставить равнодушным.
В 1793 г. Давид откликается на трагическое событие своей эпохи. Известен под прозвищем «Друг народа», в честь газеты, которую он издавал. Против этого нового искусства возражал Давид: «Я не хочу ни проникнутого страстью движения, ни страстной экспрессии. » Таким образом, все творчество периода революции художника можно назвать идеалистическим, поскольку прославление политических ценностей и гражданского долга по отношению к своей Родине достигает неимоверных вершин. Надо было, чтобы картина вызывала не страх перед смертью, а гнев против убийц.
Эта смерть, во всей своей ужасающей простоте, была уже за гранью искусства. Но привратница все равно не хотела ее пускать, а незнакомка настаивала. Раскрывая биографические подробности жизни и творчества художника, автор с восхищеньем отзывается о Давиде не только как о прекрасном художнике в политическом аспекте, но в большей степени как о мастере, оставившем нам также и образы малой «человеческой комедии» в портретах своих близких, в портретах разбогатевших чиновников импозантных военных, дипломатов, политических изгнанников, многие из которых не окончены. Полотно представляет собой огромный холст.
Депутаты молча смотрели на холст, который неожиданно оказался простым и холодным, но они были восхищены: никто еще не видел такого Марата — мертвого и одновременно живого. Картина почти сразу сложилась в единое целое в голове художника. Марат сидит в ванне так же, как за два дня до смерти, когда Давид навещал его (известно, что Марат страдал кожным заболеванием и вот таким образом подолгу работал в ванной, выложенной для мягкости простынями – это охлаждало его воспалённую кожу). Картина воспроизводит ситуацию с документальной точностью.
Ведь люди сами являются частью природы и, даже не желая ей подражать, все-таки это делают. Тени очень резкие, вот таким образом лист на переднем плане кажется выступающим за край полотна. Марат умер, успев лишь крикнуть: «A moi, ma chre amie. » (Ко мне, друг мой. ), обращаясь к своей сожительнице, находившейся в соседней комнате. Этот портрет вместе с портретом Лепелетье (тоже кисти Жана Луи Давида) Конвент поместил в своем зале заседаний и постановил: ". И, наоборот, в автопортрете (1794 Лувр), написанном также в тюрьме и так и оставшемся незаконченным, царит совсем другое настроение. Хотя убитый Марат изображен в повседневной обстановке, его фигура напоминает фигуру Христа композиции типа «снятые с креста».
Брюссель. И ванна Марата видится теперь погребальным саркофагом и простыни – пеленами. Само полотно художник создал в течение трех месяцев. Простота обстановки придаёт зрелищу особую трагическую торжественность. В колорите ее нет нарочито мрачных тонов, он скорее светлый и ясный.
Как художник он начал свою деятельность в 1760-е годы, когда неоклассицизм начал свое распространение во Франции и в других европейских странах. 13 июля 1793 г. Жан-Поль Марат, один из наиболее последовательных вождей революции, прозванный «другом народа», был предательски убит подговоренной жирондистами Шарлоттой Корде. Холст, масло. Вторая рука лежит на доске. Шум спорящих женских голосов услышал Марат, который был в ванной комнате. Давид родился в Париже в зажиточной буржуазной семье.
Не окончен. «Давид. Власти прибегалик более гибким методам художественнойполитики: распределение крупных заказовна украшение общественных зданийприобрело особенный размах в правлениеНаполеона Iи Луи Филиппа (1830—1848). Эти Две стороны его творчества остаются разобщенными вплоть до революции. В сентябре 480 г. до н. э. В этом непрерывном взаимодействии натуры и стиля и выявляется гений Давида».
Короткая надпись: Марату – Давид – еще больше усиливает это впечатление. Ассигнация лежит тут же рядом. Картина «Смерть Марата» — политический миф, созданный Давидом, но миф красивый и возвышенный, в котором реальность сплетается с вымыслом. Сейчас лозунг «возвращения к природе», «естественности» кажется странным в устах классицистов, так как их произведения несколько надуманны. 1793 г. Париж, Национальная библиотека илл. Тревожные настроения вполне понятны у художника, который пережил крах своих идеалов. Марат страдал от болезни кожи, через которую вынужден был принимать медицинские ванны. Однако, самойизвестнойкартиной лауреата престижных премий является пропагандистская «смерть Марата», превращающая яростного и беспощадного революционера в мученика. События революции сложились таким образом, что художник на короткое время был заключен в тюрьму, однако, вскоре он стал официальных мастеромновой власти.
Историческая достоверность картины сочетается здесь с эмоциональной насыщенностью образа от непосредственного впечатления той обстановки, в которой художник видел последний раз «друга народа». Давид был также активным участником революционных событий. Пылкий революционер, Давид видел в убитом героя-мученика.
Фон и декорации картины не расходятся с реальностью. Вдохновленные республиканскими идеалами греко-римской древности, деятели революции искали опоры в античных примерах самоотверженной доблести и гражданской добродетели. Пушкина). Именно этой его доверчивостью и воспользовались враги Марата. На верхнем, лежащем на ящике, листе бумаги написаны последние слова Марата: «Вы должны отдать этот ассигнат матери пятерых детей, чей отец погиб в борьбе за свободу».
Нейтральный фон исполнен в более лёгкой и зыбкой манере, в его тёмной глубине тускло светятся искорки мазков. После разгрома наполеоновских армий и реставрации на французском королевском троне династии Бурбонов Давид как бывший член конвента и «цареубийца» подвергся изгнанию из Франции. Давид руководил также организацией национальных празднеств в его задачи входило и прославление погибших революционеров, официально объявленных «мучениками свободы». Энгр пытался передать в живописидекоративные возможности различныхвидов старого искусства: выразительностьсилуэтов древнегреческой вазописи— в полотнах «Эдип и Сфинкс» (1808 г. ) и«Юпитер и Фетида» (1811 г. ) пластикускульптурного рельефа — в работах«Сон Оссиана» (1813 г. ), «Вергилий, читающийЭнеиду семье императора Августа» (1819 г. ) насыщенные краски готическойминиатюры — в картине «Паоло и Франческа» (1819 г. ).
Все здесь схвачено с достоверностью только что остановленного мгновения: так выглядел убитый «Друг народа» вскоре после рокового удара кинжалом. Давиду незачем было теперь искать художественных аналогий в античности, «иллюзии» и легендарные герои были больше не нужны, сама действительность, полная драматизма, целиком захватила его. Она настаивала на немедленном свидании с Маратом, но его жена Симонна ей в этом отказала. Шедевр Давида тех лет – «Смерть Марата» (1793, Музей современного искусства, Брюссель). Она ненавидела его за это.
Марат был тяжело болен, но даже больной он продолжал выпускать газету. Она села на стул около ванны и стала рассказывать о жирондистском заговоре в Кане. Низ ванны, где он сидел, был покрыт простынями, которыми иногда окутывали его плечи.
Его поза и рана чуть ниже ключицы напоминает образИисуса, в момент снятия с креста. Этот художник был связан с передовыми идеями и революционной борьбой масс. Давид, как и многие бывшие революционеры, радостно приветствовал это событие. Драма уже окончилась. За это преступление Шарлотту казнили на гильотине 17 июля на площади Революции.
Руководствуясь, быть может, подобными же соображениями, Давид изобразил на чурбане около ассигнации в 50 су записку следующего содержания: «Эти деньги вы передайте бедной матери пятерых детей, муж которой отправился на защиту отечества». В этой картине есть одновременно и что-то нежное и что-то хватающее за душу. Окровавленный нож на полу и рана на груди Марата — свидетельства абсолютного злодеяния. Он велел пустить к нему составительницу письма.
После того, как Наполеон Бонапарт объявил себя наследником революции, он сделал Давида своим придворным художником. К вечеру по почте пришло письмо: «Я из Кана. С начала июня Марат был болен и никого из посторонних не принимал.
Здесь явно сказывается желание создать светскую икону. Не случайно французский поэт Шарль Бодлер писал впоследствии: "Перед нами драма во всем ее ужасе. На алтарях церквей стояли его бюсты, задрапированные знаменами революции. Считается одним из самых жестоких и даже кровожадных лидеров восстания. Это такая своеобразная эпитафия.
Я жду Вашего совета». На краю чурбана лежит ассигнация и записка, на которой можно прочитать: «Отдайте эту ассигнацию той матери шестерых детей, чей муж умер за родину». «Я писал ее сердцем», – говорил о своем шедевре Давид. Достаточно того, что я была несчастна, чтобы рассчитывать на Вашу благожелательность».
Рисунок этот был выполнен пером, причем выпуклость форм и теней на нем получилась благодаря перекрещивающимся линиям, как на гравюре (эта техника у Давида больше никогда не повторялась). Смертельный удар Марату нанесла молодая роялистка Шарлотта Корде. Ваша любовь к родине должна внушить вам желание узнать о замышленных там заговорах. Однако Марат не привык тратить время назад ставил возле ванны доску, служившую ему столом. В руке революционер держит ее письмо, запятнанное кровью, на котором можно прочитать написанные убийцей строки: «13 июля 1793 Мари Анна Шарлотта Корде к гражданину Марату моё бедственное положение служит оправданием тому, что я решилась обратиться к Вашей милости».
На краю чурбана лежит ассигнация и записка, на которой можно прочитать: «Отдайте эту ассигнацию той матери шестерых детей, чей муж умер за родину». После 15-минутного разговора Шарлотта заколола его кинжалом, который принесла с собой. Болезненная кожа на картине гладкая и безупречная. Ванна и драпировка ткани, свешивающейся крупными складками, воспринимаются как античный саркофаг, чурбан, на котором стоит чернильница, – надгробием с надписью: «Марату – Давид».
И уже около 1780 года уверенно возглавил «большой стиль», объединив политику и искусство: «Свидетель своей эпохи, Давид запечатлел ее в своих произведениях, привнеся в ее отображение упорядоченность, определенный стиль. Теперь следовало забыть все внешнее и показное, найти линии и краски, единственно достойные происшедшей трагедии. Шарлотту казнили через пять дней после убийства. Для произведений художника Жака Луи Давида 1780-х годов характерны публицистическая направленность, стремление выразить героические свободолюбивые идеалы предреволюционной эпохи через образы античной истории (Смерть Сократа, 1787, Метрополитен-музей Ликторы приносят Бруту тела его сыновей, 1789, Лувр, Париж). Положение правой руки, напоминаетфигуруИисуса в картине «Погребение Христа» (иногда «Положение во гроб»), авторства Караваджо.
Но написанное гениальной кистью, все было согрето таким теплым и добрым чувством, что это полотно никого не могло оставить равнодушным. Это он во всеуслышание заявил: «Не будет свободы, не будет безопасности, не будет мира, не будет покоя для французов, не будет надежды на освобождение для других народов, пока не будет срублена голова тирана». Но как изобразить страшную минуту смерти Марата.
Шарлотта Корде под видом доноса сообщила ему новость о том, что депутаты-жирондисты бежали в Нормандию и когда тот ответил, что отправит их на гильотину, она ударила его купленным ранее ножом. 13 июля1793 г., спустя полтора месяца послеякобинского переворота, один из еговдохновителей и вождей Жан Поль Марат (1743—1793) был заколот в своей квартиредворянкой по имени Шарлотта Корде. Островыразителен упомянутый портрет Лепелетье и карандашный рисунок — портрет Марии Антуанетты (Лувр), О данном мастере написано достаточное количество литературы, но, объективно говоря исследователи его творчества расходятся во мнении, насколько действительно уникален его вклад в мировое искусство. Сам ассигнат – чек на получение денежной суммы – лежит сверху этой записки.
Так складывался новый стиль и Давид выступил в своих картинах этого периода истинным его глашатаем (Клятва Горациев). Положение правой руки, напоминаетфигуруИисуса в картине «Погребение Христа» (иногда «Положение во гроб»), авторства Караваджо. В этой картине есть одновременно и что-то нежное и что-то хватающее за душу. Яркое освещение и, по контрасту с ним, темный гладкий фон подчеркивают эти детали. Ее взяли на месте преступления. На полу лежит большой кухонный нож, также обагренный кровью.
Говоря о революционном классицизме, она упоминает теорию Руссо о близости к природе. Ее казнили. Справа на стене деревянного ящика, можно прочесть сформулированную с лаконизмом эпитафии надпись: «Марату – Давид». Почти квадратный формат полотна определяет сдержанно-четкие ритмы композиции. Вьена – основывалась на требовании достижения «правда и величия» на основе излучения античности, живописи Рафаэля и мастеров болонской школы, скульптуры Микеланджело. Композиция проста и смела.
Яркое освещение и, по контрасту с ним, темный гладкий фон подчеркивают эти детали. После смерти отца Елены Менелай стал вместо него царем. Черты портрета и исторической картины совмещены в картинах Убитый Лепелетье (1793, картина не сохранилась известна по гравюрам Тардье) и особенно Смерть Марата (1793, Королевский музей, Брюссель) с их трагическим звучанием, простотой и лаконизмом композиции, суровой сдержанностью цвета и скульптурной монументальностью форм. С такими чувствами видел Давид смерть Марата.
На картине он изображен как раз в ванной, с запиской в руке от Шарлотты Кордье, прочитать которую он так и не успел. Но казнь короля не привела к достатку населения. На гребне революционных битв Давид сумел создать монументальное полотно, где самая неприкрашенная правда органически слилась с подлинной, не наигранной возвышенностью настоящего «большого стиля».
Наиболее влиятельной фигурой французской живописи в течение трех десятилетий революционного периода во Франции (1785–1815) являлся Жак-Луи Давид, олицетворявший свежий неоклассицизм. Но как изобразить страшную минуту смерти Марата.