Можно себе представить неудовольствие владельцев портрета. – В своей картине «Давид и Ионафан» Рембрандт запечатлел трогательную сцену прощания царского сына и молодого воина Давида.
Один, с тяжелым сердцем вернулся с кладбища Рембрандт в свой опустевший дом, где ожидал его маленький сирота-сын. Новый этап открывается картиной Эрмитажа "Прощание Давида с Ионафаном", 1642-ой год (высота картины семьдесят три, ширина шестьдесят два сантиметра). Его единственным утешением и прибежищем стало искусство Рембрандт весь отдался ему. Зачем она здесь.
По всей вероятности, Рембрандт избалованный тем образцовым порядком и довольством, которым он был окружен при жизни жены, относился к своей служанке слишком требовательно и нетерпеливо но ежедневно повторявшиеся ссоры с ней раздражали одинокого и утомленного труженика и усиливали его горестное и удрученное настроение. Иконографический анализ позволяет установить преобладающий вариант. Прошло уже десять лет с тех пор, как Рембрандт, по заказу амстердамских хирургов, написал свой «Урок анатомии». За несколько дней до смерти, уже лежа в постели, Саския составила духовное завещание, по которому предоставляла мужу все свое состояние (по подлинной записи – 40750 флоринов) в пожизненное пользование. Давид в отчаянии припадает к груди своего друга, он безутешен.
Все улыбалось счастливому художнику. Но здесь встретилось неожиданное препятствие. Когда царю стало известно, что она ждет от него ребенка, он вызвал её мужа из похода. Затем Ионафан вышел в поле, где и встретился с Давидом. Возможно изображая прощание двух библейских героев, художник рассказывал о своей утрате.
В этом доме уже находилось несколько таких картин-портретов, между прочим, «Пирушка» Франса Хальса. Один из них действительно Давид, но это тот, который стоит к нам лицом. Ионафан суров и сдержан, лицо его скорбно. Картина написана в роковом для Рембрандта 1642-ом году, когда вслед за старшими детьми и матерью умерла божественная Саския.
Но неуживчивый и сварливый нрав этой женщины делал домашнюю жизнь невыносимой для отца. Давид был молод, значит, молод был и Ионафан. Впечатление напряженной эмоциональности создается также колоритом картины. Но страшная полоса безмерных утрат только началась.
Вирсавия официально сделалась женою Давида и родила ему сына. И мы понимаем, что ни вражда, ни ненависть не способны разрушить их дружбу. Об одной из таких картин расскажет новая серия программы «Библейские сюжеты в искусстве», – сообщается в пресс-релизе. Ведь Давид и Ионафан были друзьями, то есть людьми примерно одинаковыми по возрасту. Но откуда эти блики золотистого цвета, пытающегося пробиться сквозь тёмные тучи горизонта.
Ни одна из картин голландской школы не испытала стольких приключений и превратностей, как так называемый «Ночной дозор» («La ronde de nuit»), – название, мало подходящее к характеру коллективного портрета членов общества стрелков его ввели французы, которые в начале XVIII столетия гораздо более интересовались произведениями Рембрандта и его последователей, чем сами голландцы. Окруженный сочувствием и уважением своих сограждан, опьяненный успехом, находя полное удовлетворение в любимом искусстве и своей семейной жизни, без страха смотрел он на свою будущность и не замечал мрачной, роковой тени, медленно, но неуклонно надвигавшейся на его существование. Однако царевич, узнав о намерении отца, предупредил юношу о грозящей ему опасности. значение – расставание, разлука). Она, очевидно, дитя народа но лучи «рембрандтовского» солнца играя на ее белокурых распущенных волосах, на пестрых разводах ее ситцевого платья, придают ей какой-то праздничный, сказочный характер. Но Рембрандт никогда не соглашался рабски подчиняться желаниям и капризам заказчиков. Действительно, так и произошло.
Стрелки нестройной толпой торопятся к выходу, толкая друг друга. Но Саул, после разговора с сыном, разозлился еще больше. Мало-помалу чудная живопись стала выступать из-под слоя копоти и грязи: Ван Дейк узнал в ней прославленный французскими писателями «Ночной дозор». В описании картин города Амстердама, составленном Ван Дейком, этот художник с восторгом отзывается об обнаруженном им бессмертном произведении главы голландской школы, называя картину «Выходом стрелков из кордегардии». Сюжетом полотна является библейская легенда. С ней как будто ушло и семейное счастье художника.
Психологическое состояние людей обрисовано с большой выразительностью. Почтенные амстердамские бюргеры, понятно, не захотели ввести, в назидание потомству, такого члена в свою семью и картина осталась в мастерской у художника, где она служила в качестве ширмы для учеников. Рембрандт пришел в отчаяние едва удалось его успокоить. Старик в темно-коричневом кафтане и меховом плаще, с худыми до прозрачности руками, смотрит на зрителя спокойным, холодным, несколько презрительным взором.
Иудейский царь Саул стремился погубить молодого Давида, опасаясь, что он займет его трон. Но какая разница в выражении, в характере одного и того же лица. Как в ранних, так и в позднейших его работах отсутствует красочность. Если Рембрандт не придерживается текста буквально (который он затем, особеннов случае библии, проверяет слово за словом), то он обращается к известной ему часто из собственной коллекции художественной традиции из которой он перенимает свои сюжеты случается так, что он поправляет перенятые образцы исходя из текста, либо, следуя традиции, отклоняется от текста. Вирсавия была вынуждена подчиниться.
Вдали едва различимы очертания Иерусалимского дворца, его башни и купола. Оно находит отзвук в романтичности окутанного предгрозовой атмосферой пейзажа. И называться она должна "Давид и Авессалом". Один из солдат протягивает пику, чтобы хоть сколько-нибудь водворить порядок другой, прочищая свой самострел, нечаянно выстрелил (на лондонской копии даже виден дымок) и испуганно осматривает свое оружие.
Спор затянулся. А Ионафану Рембрандт придал свои черты. 73 x 61, 5 см Эрмитаж, Сюжет картины заимствован из Библии.
Теперь Давиду оставалось одно – бежать из страны. Об этих трех лицах упоминает и Бендермак в своем каталоге, говоря о первоначальном эскизе «Ночного дозора».
Давид позже раскаивался в содеянном. Размер картины 73 x 62 см, дерево, масло. После рождения сына Саския стала часто хворать с каждым днем она слабела и таяла.
Эта история послужила сюжетом для многих известных живописных полотен. Один жаловался на отсутствие сходства, другой на то, что его лицо совсем в тени. Всё погружено в глубокий мрак.
Картина голландского художника Рембрандта ван Рейна «Давид и Ионафан» или «Прощание Давида с Ионафаном». Что это за белый петух висит у нее за поясом. Давид послал приказ отправить Урию в такое место, где бы тот погиб в сражении.
Тот же поворот головы, та же поза, почти такой же наряд. Давид в отчаянии припадает к груди своего друга, он безутешен.
Её писали Рубенс и Рембрандт, ей посвятил свою ораторию Гендель, а великий французский драматург Расин написал трагедию «Эсфирь». 1642 Дерево, масло. Сходство с капитаном рембрандтовского «Дозора» сразу бросается в глаза но какая огромная разница.
Глаза каждого человека, входящего летним днем с залитой ярким солнечным светом улицы в темные сени какого-нибудь здания, в первые минуты получают впечатление полного мрака затем мало-помалу отдельные предметы начинают выясняться пробивающиеся кое-где лучи света падают на детали обстановки, придавая всей картине рельефность. Их первый ребёнок прожил всего несколько дней. Летом 1642 года после долгой болезни, медленно угасая, умерла Саския.
Произведения Рембрандта всегда отличались гениальной композицией и особым колоритом. А припадающий к его груди юноша – его бунтующий сын Авессалом. Приблизительно до 1750 года картина висела в клубе стрелкового общества (Klovenirdohlen). Именно в такой гамме тонов написан «Ночной дозор». Исследователи творчества голландского художника связывают замысел картины Рембрандта «Давид и Ионафан» с библейским рассказом из Первой книги Царств (20: 40-42).
Материальное положение его не изменилось. Это произведение первым из рембрандтовских шедевров попало в Россию.
Однажды ему случилось писать большой семейный портрет. В этой картине художник предстает во всеоружии своего зрелого искусства. Она посвящена событиям, рассказанным на страницах Священного Писания, согласно которым Давид был вынужден бежать от лица царя Саула, который хотел его убить». Над ним разразилась катастрофа, которую он мог бы предвидеть, если бы не был так увлечен работой. Вдалеке, за спиной Ионафана, видны развалины древнего города.
В волнах реки Тигр мальчик вступил в бой с напавшей на него огромной рыбиной. Очень старинные копии ее, довольно близкие к оригиналу, находятся в Касселе и Лондоне. Рембрандт «Давид и Ионафан». На верхних ступенях лестницы знаменщик компании бережно развертывает свое знамя. Вместо свежего, беспечного личика молоденькой девушки, так доверчиво всматривающейся в открывающуюся перед ней новую жизнь, с холста на зрителя смотрят задумчивые, печальные глаза женщины, уже изведавшей жизненные горести и радости, заботы и разочарования.
В таком же несколько мрачном и суровом тоне написан и портрет старого раввина (Бекингемский дворец) на лице то же выражение сосредоточенной твердости и проницательности. Отец посылает мальчика в далёкую Мидию (местность в пределах нынешнего Ирана), где у него остались кое какие сбережения. Ионафан суров и сдержан, лицо его скорбно. Но когда надпись на колонне восстановила настоящее название ее: «Сбор стрелков отряда Баннинга Кока на площадке в кордегардии перед учением», – то своеобразность колорита оказалась вполне естественной и уместной.
Так и чувствуется, что художник всю душу свою вложил в это «творение любви и печали» он как будто хотел удержать, сохранить на мертвом полотне последние проблески жизни дорогого ему существа. Наконец дело уладилось и портрет стал быстро подвигаться к окончанию. Знаменитая «Даная» – одна из самых спорных его картин именно из-за сюжета.
Но именно в это время в творчестве Рембрандта наступает пора зрелости. И на этот раз Рембрандт остался верен себе. Урия пал в бою. Узнав в чём дело, царь приказал повесить Амана на той виселице, которую он приготовил было для Мардохея, а в отмену указа об истреблении иудеев разослан был новый указ: о праве их противиться исполнению первого. Саския давно хворала.
Первый из них (Петербургский Эрмитаж) изображает купца-еврея. В его внешнем спокойствии таится сдержанная сила. Надо было найти домоправительницу.
В той части Ветхого завета, которая называется Писания, есть Книга Эсфирь, рассказывающая об одной из знаменитых библейских женщин, спасшей свой народ в эпоху владычества персидского царя Ксеркса (именуемого в Библии Артаксерксом). Эсфирь, так же как и Версавия, стала героиней многих театральных постановок, музыкальных произведений и живописных полотен. Новейшие исследования на примере исторических произведений наглядно доказали, что Рембрандт при работе над определённой темой всегда тщательно продумывал её содержание, начиная от источника, независимо от того, где берёт своё начало поиск художником сюжета – в определяемых ли настроением мысленных представлениях, в определённой традиционной теме или в определённом конкретном тексте, толкуемом часто в связи с личной жизненной ситуацией. Однако, такой упадок был только временный и под конец своей жизни Рембрандт снова стад производить вещи великие, неподражаемые, сообщив своей фактуре еще большие свободу и ширину так например в 1661 году им были написаны: знаменитые «Синдики гильдии ткачей» и «Возвращение блудного сына», а в 1662 – «Еврейская невеста».
С каждым днем возникали все новые столкновения с упрямой экономкой. На очень старинной копии, хранящейся в Лондоне, справа имеются еще две фигуры и барабанщик (крайняя фигура с левой стороны) не урезан наполовину. Заказчики были довольны и сходством и композицией работа была почти окончена. Разве не в его доме он встретил ту, которая осветила жизнь его счастьем. Тут и произошло расставание друзей.
Затем об этом бессмертном творении гения Рембрандта как будто вовсе забыли. Как живая стоит она перед зрителем, со своим кротким, открытым взглядом, с ласковой улыбкой на устах, с которых, кажется, готово сорваться приветливое слово. Рембрандт пригласил к себе бывшую кормилицу своего сына, немолодую уже Гертье Диркс. Эта живописная факира делает красочную поверхность трепетно-сияющей. Обликом и поведением он больше напоминает женщину. В одном отношении выбор оказался удачным: Гертье любила и берегла своего маленького питомца и ребенок горячо привязался к ней.
Из схватки он вышел победителем и вытащил свою добычу из воды. В долгом и опасном пути его сопровождают верный пёс Нимврод и некий Азария. Красота кисти изумительная чудный колорит, теплый и мягкий, уже предвещает величайшее создание мастера – «Ночной дозор». До реставрации Ван Дейка всех художественных критиков и знатоков, любовавшихся «Дозором», поражало необыкновенное освещение картины, это странное смешение ночного сумрака с неизвестно откуда появляющимися световыми бликами. Одежды написаны пастозными, рельефными мазками.